Технология индивидуальных и групповых консультаций. Технология индивидуального консультирования


Значительное место в системе подготовки специалистов занимают практические, лабораторные, индивидуальные занятия, консультации и коллоквиумы. Главная их задача - закрепление, перевод в долговременную память теоретических знаний, формирование умений и навыков по той или иной учебной дисциплины, овладение аппаратом научных исследований.

Практическое занятие (лат. prakticos - деятельный) - форма учебного занятия, в ходе которой преподаватель организует рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения студентами в соответствии сформулированных задач. Эта форма занятий проводится в лабораториях и аудиториях, оборудованных необходимыми техническими средствами обучения, вычислительной техникой.

Практическое занятие должно быть хорошо подготовлено. Преподаватель, которому поручено эти занятия, по согласованию с лектором учебной дисциплины заблаговременно готовит необходимый методический материал - тесты для выявления уровня овладения студентами соответствующими теоретическими положениями, набор заданий различной степени сложности для решения их студентами.

Структура практического занятия: проведение предварительного контроля знаний, умений и навыков студентов; постановка преподавателем общей проблемы и ее обсуждение с участием студентов; решение задач с их обсуждением; решение контрольных задач; их проверка и оценка. Полученные студентом по отдельные практические занятия оценки учитываются при выставлении итоговой оценки по соответствующей учебной дисциплине.

Количество часов на практические занятия с отдельной дисциплины определена учебным планом. Перечень тем практических занятий содержится в рабочей учебной программе дисциплины. Количество студентов на практическом занятии не должна превышать половины академической группы.

В процессе проведения практических занятий используются различные методы обучения. Поскольку главной задачей этого вида учебной работы является формирование умений и навыков, ведущее место должно отводиться различным упражнениям (подготовительным, пробным, по образцу, тренировочным, творческим, практическим, графическим, устным, письменным, профессиональным, техническим таин.).

Практические занятия должны отвечать таким требованиям:

1.Забезпечення понимание студентами необходимости владения базовыми теоретическими знаниями.

2.Усвідомлення необходимости выработки умений и навыков, которые имеют профессиональную направленность.

3. обеспечение оптимальных условий для формирования умений и навыков (санитарно-гигиенических, дидактических, воспитательных).

4.Навчання студентов рациональных методов овладения умениями и навыками.

5.Забезпечення самостоятельной деятельности каждого студента.

6.Дотримання систематичности и логической последовательности в формировании умений и навыков студентов.

7.Розробка задач для практических занятий с четкой профессиональной направленностью.

8.Широке включения в систему практических занятий заданий творческого характера.

9.Систематичний контроль выполнения студентами практических задач.

10. Постоянное поощрение практической учебной деятельности студентов.

Следует отказаться от практики, когда практические занятия имеют коллективный характер: один студент выполняет задание на доске, а другие работают на своих рабочих местах. Необходимо идти более целесообразным и эффективным путем: преподаватель должен четко определить задачи, ознакомить студентов с методами самостоятельной деятельности, помочь им осознать алгоритм действий. И далее необходимо организовать самостоятельную работу каждого студента.

Лабораторное занятие (лат. labor - труд) - форма учебного занятия, за которого студенты под руководством преподавателя лично проводят натурные или имитационные эксперименты и опыты с целью практической проверки и подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, приобретают практические навыки работы с лабораторным оборудованием, измерительной аппаратурой вычислительной техникой, овладевают методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области.

Проведение лабораторных занятий требует хорошо подготовленных, специально оборудованных учебных лабораторий с использованием оборудования, приспособленного к условиям учебного процесса (лабораторные установки, макеты и т.д.). Иногда лабораторные занятия целесообразно проводить непосредственно на производстве, в условиях реальной профессиональной среды (на заводе, в поле, в научно-исследовательском институте, в школе).

Структура лабораторного занятия: проведение текущего контроля подготовленности студентов к выполнению конкретной лабораторной работы, выполнения ее задач, подготовка индивидуального отчета о проделанной работе и защиту его перед преподавателем. Выполнение лабораторной работы оценивается преподавателем. Итоговые оценки за выполнение лабораторных работ учитываются при определении итоговой семестровой оценки по соответствующей учебной дисциплине.

Планы, технологию и методику проведения лабораторных работ разрабатывают соответствующие кафедры. Количество часов на лабораторные занятия по отдельной дисциплине определяется учебным планом. Перечень тем лабораторных занятий определены рабочей учебной программой дисциплины. Замена лабораторных занятий другими видами учебных занятий не допускается. Количество студентов на лабораторном занятии не должна превышать половины академической группы. Каждый студент должен самостоятельно выполнить все лабораторные работы и оформить их результаты.

В процессе организации и проведения лабораторных работ преподавателю необходимо акцентировать внимание на следующих моментах: содержательность лабораторных занятий; обеспечение лабораторий, кабинетов новейшим оборудованием, которое соответствует технологиям современного производства; материалами, реактивами, приборами, аппаратами; обеспечение самостоятельности студентов в ходе выполнения лабораторных работ; соблюдение правил техники безопасности; обучение студентов методам выполнения этого вида работ.

Индивидуальное учебное занятие проводится с отдельными студентами с целью повышения уровня их подготовки и раскрытия потенциальных творческих способностей. Этот вид занятий организуется по отдельному графику с учетом индивидуального учебного плана студента.

Формы, виды, объем, методы проведения индивидуальных учебных занятий, формы и методы текущего и итогового контроля (кроме государственной аттестации) определяются индивидуальным учебным планом студента.

Индивидуальные учебные занятия могут проводиться с одной, нескольких дисциплин или с определенной части дисциплины.

Консультация (лат. consultatio - обращение за советом) - форма учебного занятия, предусматривающий предоставление студентам нужной помощи в усвоении теоретических знаний и выработке практических умений и навыков путем ответа преподавателя на конкретные вопросы или объяснения отдельных теоретических положений или аспектов их практического применения. По направленности она должна направляться на помощь студентам в овладении методикой темы или раздела, а также методами самостоятельной учебной работы. Количество часов на консультации определяется учебными планами и индивидуальными планами преподавателей. Консультации проводят преподаватели, которые читают соответствующий учебный курс, по графику, который устанавливает кафедра по согласованию с деканатами. Преподаватели могут предоставлять консультации группам студентов или отдельным студентам.

Важное место в организации учебной работы студентов принадлежит коллоквиума. Коллоквиум (лат. colloguium - разговор, беседа) - это вид учебной работы, что предполагает выяснение уровня усвоения студентами знаний, овладение умениями и навыками с отдельной темы или раздела. На коллоквиум преподаватель приглашает внеучебное время группу студентов и в процессе собеседования выясняет уровень усвоения материала. Это позволяет вносить коррективы в лекционный курс и практические занятия.

В практику учебной работе высших учебных заведений постепенно внедряется тьюторское вид работы со студентами. Тьютор (лат. tutor , англ. tutor - наблюдаю, забочусь) - это педагог-наставник, опекун, который руководит небольшой группой студентов, помогает им в учебе, следит за их учебной деятельностью, руководит профессиональной подготовкой. Тьюторские занятия возникли в колледжах и университетах Великобритании (Оксфордском, Кембриджском) и в университетах США (Гарвардском, Бристольском).

В отечественных высших учебных заведениях система тьюторства применяется мало. Она практикуется в основном в консерваториях, театральных ВУЗОВ, где профессиональная подготовка по основной специальности (вокал, режиссура) осуществляется под руководством конкретного преподавателя на протяжении всего периода обучения. В ходе присоединения национальной системы образования к Болонскому процессу, вхождение в европейское образовательное пространство система тьюторства широко применяться в высшей школе.

Литература

АлексюкАМ. Педагогика высшего образования Украины: История. Теория. - К.: Лыбидь, 1998.

Кобиляцький 7.7. Методы учебно-воспитательной работы в высшей школе. - JL: Изд-во ЛГУ, 1970.

Учебный процесс в высшей педагогической школе / Под ред. О.Г. Мороза. - К.: НПУім. М. Драгоманова, 2001.

Низамов РА. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. - Казань, 1975.

Рогинский В.М. Азбука педагогического творчества. - М.: Высш. шк., 1990.

Слепкань 3. Научные основы педагогического процесса в высшей школе. - К., 2000.

Шуркова М . Практикум по педагогической технологии. - М., 1998.

Проведение любой консультации предполагает соблюдение основных принципов:

· целесообразности и целеустремленности . Консультация должна иметь конкретную цель, решать строго определенную задачу;

· добровольности и ненавязчивости . Клиент впра­ве в любое время отказаться от помощи консультанта. Эффек­тивность консультации определяется ценностью идей, а не статусом консультанта;

· методической грамотности и компетентности . Консультант должен обладать ши­рокой эрудицией и быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, уметь методически грамотно, убедительно вести консультации.

Консультирование имеет протяженность во времени, поэтому в этом процессе можно выделить несколько этапов . Основные из них:

1) выявление причин, побудивших клиента к получению консультации;

2) анализ, оценка и диагностика проблемы;

3) формулировку проблемы и определение целей консуль­тации;

4) установление стратегии и плана действий;

5) осуществление соответствующих действий;

6) оценку результатов консультации и выводы.

Консультация в социальной работе обычно подразумевает формулирование рекомендаций, советов по содержанию, приемам и формам поведения клиента.

Одним из оснований для классификации консультатив­ного воздействия является пространственная организация консультаций . С этой точки зрения выделяют два вида консультирования: контактное («очное») и дистанционное («заочное»). Для кон­тактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, между ними происходит беседа. Дистан ционный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одной из ее форм является интервью. Технология проведения консультативного интервью включает в себя определенные этапы:

· прежде всего, кон­сультант решает проблему установления контакта во взаимопонимании с клиентом. Представляясь кли­енту, консультант разъясняет свои профессиональные воз­можности;

· затем начинается процесс сбора информации о клиенте и определение его проблем. Консультант излагает одну проверенную факта­ми гипотезу и уясняет возможности клиента в решении этой проблемы;

· на следующем этапе интервью консультант вместе с клиентом определяют желаемый результат, при этом важно, чтобы у клиента возникли переживания, связанные с осознани­ем собственных возможностей в этой ситуации. С клиен­том обсуждаются различные варианты решения его про­блемы, создаются условия для выбора им альтернатив;

· на завершающем этапе интервью консультант обобща­ет результаты взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы. Интервью заканчива­ется своеобразным домашним заданием по закреплению установок на изменение поведения клиента. Консультант может предложить клиенту «проиграть» ситуацию, схожую с его проблемой, и затем обсудить его ошибки и ограничения в поведении. Такая работа с клиентом будет способствовать изменению его мыслей и действий в реальной жизни.

Специфическим видом консультативной деятельности является дистанционное консультирование , которое позволяет многим гражданам получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.

Особенностью телефонного консультирования являет­ся принцип анонимности, который формирует у клиента фантазийный образ консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал вос­приятия. Значение приобретает не только сам текст сооб­щения, но и тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжи­тельность молчания. Основные же приемы и методики теле­фонного консультирования совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.

Своеобразной формой дистанционного консультирова­ния является консультирование по переписке , которое применяется в тех случаях, когда телефон­ное консультирование затруднено из-за отсутствия в том или ином городе (районе) службы «телефона доверия», телефона у клиента, а также из-за его нежелания встретиться с социальным консультантом. Для отдельных категорий населения (заклю­ченных, отбывающих наказание) консультирование по пе­реписке является единственной возможностью получить жизненно важный совет.

В рамках консультирования можно выделить такие виды: консультирование пожилых людей и инвалидов, семейное консультирование, консуль­тирование по вопросам занятости населения, корректиру­ющее консультирование специалистов (супервизорство) и др. Рассмотрим их подробнее.

В соответствии с законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возрас­та и инвалидов» (1995 г.) в стране стали создаваться спе­циальные социально-консультативные службы. Такие от­деления функционируют при многих муниципальных цен­трах социального обслуживания. Работники отделений выявляют лиц, нуждающихся в социально-консультатив­ной помощи, работают с семьями, в которых живут граж­дане пожилого возраста и инвалиды, организуют их досуг. Они оказывают правовую помощь в пределах своей компетенции, проводят консультации по вопросам обуче­ния, профессиональной ориентации и трудоустройства инва­лидов, занимаются профилактикой различного рода соци­ально-психологических отклонений.

Консультативная беседа с пожилым человеком индивидуальна.


С первых минут бесе­ды социальному работнику нужно проявить доброжелательность и спокойствие. Обращаться к клиенту следует ува­жительно, по имени и отчеству. В ходе беседы очень важно показать клиенту свою заинтересо­ванность в его проблемах, проявить желание помочь. Люди пожилого возраста бывают забывчивыми, мни­тельными, что требует от социального работника не толь­ко понимания, но и особого терпения.

Важнейшим направлением консуль­тирования является семейное консультирование . Оно ох­ватывает спектр проблем, таких, как взаимоотношения между супругами и их родителями, детьми и родите­лями. В нашей стране начи­нают функционировать психолого-педагогические консуль­тационные центры, опыт которых свидетельствует, что школьная успеваемость входит в основное содержание запроса родителей в более чем половине всех обращений.

Приемы работы консуль­танта с детьми и родителями могут быть разными в зави­симости от индивидуально-личностных особенностей кли­ентов. Однако есть некоторые правила, которые должны быть реализованы консультантом практически во всех консультациях родителей по поводу их детей. К та­ким правилам можно отнести:

· обязательное наполнение родительской жалобы конкретным содержанием путем получения от роди­телей подробного описания поведенческой ситуации;

· использование принципов «стереоскопичности» взгляда на ситуацию, то есть фиксации этого взгляда как субъек­тивно, с позиций членов семьи, так и объективно, с позиции консультанта;

· совместное с родителями выдвижение консультантом гипотезы об истории развития «отрицательного» качества у ребенка и возможных путях его преодоления.

Особым видом консультативной дея­тельности является консультирование по вопросам заня­тости населения . В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам нашей стра­ны предоставлено право на бесплатную консультацию в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, воз­можности профессионального обучения.

Консультативный процесс по проблемам занятости на­селения включает в себя несколько этапов. Безработ­ный сначала попадает к диспетчеру, который осуществля­ет первичную консультацию. В его обязанности входит: получить информацию у клиента о цели обращения в службу занятости населения; предложить клиенту ознакомиться с информацией, расположенной в информационном зале; ознакомиться с доку­ментами клиента; направить его к со­ответствующему специалисту-консультанту. Если первичная ин­формация для клиента оказывается недостаточной, то он направляется на более обстоятельную информационную беседу, которая продолжается до 30 минут. В ходе ее про­ведения консультант предоставляет клиенту информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они име­ются, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Важным этапом консультативной работы по вопросам занятости является профессиональное консультирование. В ходе его проведе­ния изучаются профессиональные интересы клиента, вы­являются психологические и психофизические особеннос­ти личности, предоставляются рекомендации по наиболее приемлемой для клиента сфере деятельности, направле­нию профессионального обучения. Личностная психологическая консультация необ­ходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессими­стическим настроением и плохим самочувствием.

Профессиональное консультирование завершается вы­бором профессии и направлением клиента к консультанту по трудо­устройству, который, используя имеющий­ся компьютерный банк данных по вакансиям, осуществ­ляет поиск подходящей работы для обратившегося граж­данина. Он выдает направления на работу и осуществляет кон­троль за своевременной явкой безработного к работодателю. К функциональным обязанностям консультанта по трудо­устройству относится выявление причин отказа предприя­тий и организаций в приеме на работу граждан, направ­ленных службой занятости, а также причин личного отка­за граждан от предложенной им работы. При необходимости безра­ботный направляется к профконсультанту для выбора нового вида дея­тельности или осуществления профессиональной перепод­готовки.

Новым направлением консультативной деятельности в России явля­ется супервизорство . Супервизор – это консультант-пси­холог, оказывающий помощь специалистам социальной сферы (врачам, учителям и др.), взаимодействующий с ними. Принципы супервизии могут при­меняться в работе социальных педагогов при их консуль­тировании учителей по вопросам разрешения конфликт­ных ситуаций в отношениях с учащимися. Вероятно, на­стало время и в наших медицинских учреждениях иметь социальных психологов, выполняющих функции суперви­зоров.

В настоящее время особенно велика потребность в услугах социального работника, что обусловлено отсутствием стабиль­ности в обществе, причем по многим направлениям. Люди обращаются за посреднической помощью по экономическим, административным, трудовым, юридичес­ким, бытовым и другим вопросам.

В программе реабилитационных мероприятий особое место за­нимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психо­логические особенности детей и подростков, подвергнуть крити­ческому самоанализу свои педагогические действия. Возможно консультирование несовершеннолетних, стремящихся самостоя­тельно справиться с проблемой.

Социально-педагогическое консультирование - это квалифици­рованная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их со­циальных функций, выработки социальных норм жизнедеятель­ности и общения. Социальный педагог в связи со спецификой своей профессиональной деятельности зачастую выполняет функ­ции юриста, психолога, социального менеджера и даже священ­ника, выслушивая порой исповеди своих подопечных. Следова­тельно, социально-педагогическое консультирование включает в себя элементы других направлений социальной консультативной деятельности. Однако по своей сути оно все же ближе к психоло­гическому консультированию.

Основной целью консультирования является оказание помо­щи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь об­ратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жиз­ненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи ис­точниками трудностей, обычно не осознаются и не контролиру­ются. Основой такой формы воздействия служит прежде всего из­менение установок личности как на взаимодействие с другими людьми, так и на ситуации и стереотипы поведения. В ходе кон­сультативной беседы человек получает возможность шире взгля­нуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответ­ствии с этим новым видением изменить свое отношение к проис­ходящему, свое поведение.

При проведении консультирования важно придерживаться та­ких принципов, как доброжелательное и безоценочное отноше­ние к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; запрет давать советы клиенту; анонимность консультирования; включен-107


ность клиента в процесс консультирования, разграничение лич­ных и профессиональных отношений.

Консультирование осуществляется разными способами в за­висимости от разнообразия условий деятельности и личных ка­честв клиентов, от концепций и методов вмешательства, исполь­зуемых профессионалами. В соответствии с моделью организаци­онного развития успешное изменение состоит из следующих ста­дий: разблокирование, изменение, заблокирование. На первой ста­дии надо подвергнуть сомнению прежние нормы и ценности; со­здать пустое пространство для новых, разблокировав существо­вавшие установки. Заблокирование - окончательное принятие и интеграция желаемых установок, когда нововведение становится постоянной частью личности или процедур ее деятельности. На этом этапе необходимы время и поддержка, немедленное и по­стоянное вознаграждение за хорошее поведение.

Многие ученые выделяют два вида консультирования: контакт­ное (очное) и дистантное (заочное). Контактное консультирование состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной дея­тельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Контактная беседа - наиболее распространенный вид кон­сультирования. Одной из основных ее форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенци­альные возможности.

Условно консультативную беседу можно разделить на четы­ре этапа.

1. Знакомство, начало беседы. Успех беседы во многом зависит от того, насколько социальный педагог сумеет проявить себя доб­рожелательным и заинтересованным собеседником. Можно про­демонстрировать свою заинтересованность и доброжелательность с самых первых минут встречи, встав навстречу входящему, а то и встретив его в дверях кабинета. Не следует слишком суетиться, «заигрывать» с клиентом, с первых минут пытаться вступить с ним в активный контакт, предлагать и обещать свою помощь. Ситуация начала беседы для человека, пришедшего к социально­му педагогу впервые, очень дискомфортна, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Хорошо, если консультант не слишком многословен. Непосредственно перед тем, как начать беседу, лучше сделать паузу (45-60 секунд). Оптимальная пози­ция консультанта по отношению к клиенту - это позиция равен­ства, одним из проявлений которого является «равенство имен» (представляться надо так же, как клиент, - по имени-отчеству или просто по имени). Началом беседы может стать рассказ кли-108


ента о своей ситуации без «специального приглашения». В том случае, если клиент молчит, ждет, что скажет консультант, ему можно помочь начать рассказ репликами типа: «Слушаю вас вни­мательно» или «Расскажите, что вас сюда привело».

2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консульта­тивных гипотез. Поскольку основная цель консультанта на этом этапе - «разговорить» клиента, лучше всего прибегнуть к вопро­сам и репликам, максимально стимулирующим его рассказ (на­пример, «Расскажите мне о ваших отношениях...», «Какая у вас семья?») Условно можно выделить несколько направлений рабо­ты социального педагога на этом этапе:

а) консультант поддерживает контакт с клиентом. Наиболее
эффективный способ поддержания контакта с клиентом в то вре­
мя, как он говорит о себе, - внимательное, эмпатическое слу­
шание. Для того чтобы клиент чувствовал, что его внимательно
слушают, обычно достаточно того, чтобы консультант подбадри­
вал и одобрял его, кивая или выражая свое согласие;

б) консультант стимулирует клиента на дальнейший рассказ.
К полезной информации можно отнести: историю возникнове­
ния проблемы (когда и в связи с чем она появилась); отношения
клиента со всеми действующими в его/ее рассказе лицами, их
взгляд на проблему, представление о том, чем именно вызвана
проблема с точки зрения самого человека и окружающих его лю­
дей; случавшиеся когда-либо ухудшения и улучшения ситуации и
с чем они могут быть связаны; чем именно вызвано обращение к
социальному педагогу, почему оно происходит сейчас, а не рань­
ше или позже и т.п.;

в) консультант способствует целенаправленному развитию
беседы. Структурирование беседы необходимо как самому соци­
альному педагогу, так и клиенту. У клиента должно быть пред­
ставление о том, что обсуждается в данный момент. Структуриро­
вание выражается прежде всего в том, что, задавая какой-либо
вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснить,
почему он это делает, чем это вызвано. Реплики-связки могут
выглядеть следующим образом: «Вы много говорите о своем отце,
но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы
хотелось, чтобы вы несколько слов сказали о своей матери» или
«Вы мне рассказали о том, каковы ваши отношения теперь, но
для того, чтобы разобраться в конфликте, мне необходимо знать,
какими они были раньше и как и в связи с чем начали ухудшать­
ся». Другой прием структурирования беседы - краткое коммен­
тирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказан­
ного по тому или иному поводу;

г) консультант осмысливает то, что говорит клиент.

Через 15-20 минут после начала беседы консультант должен уже достаточно хорошо разбираться в проблемах и ситуации кли-109


ента, быть готовым к тому, чтобы перейти к формулированию и проверке консультативных гипотез. Вторая фаза расспроса - про­верка возникшей гипотезы. Если в первой фазе расспроса кон­сультант задавал общие вопросы, провоцирующие клиента на монолог, то во второй фазе характер вопросов принципиально меняется. Формулировки становятся более узкими, направленными на уточнение возникших у консультанта идей. Широко известно, что чем подробнее говорит человек о чем-либо, тем проще вы­явить те аспекты реальности, которые не воспринимаются или не замечаются рассказчиком в силу его субъективности и односто­ронности. Мелкие детали ситуации труднее придумать или иска­зить, и они становятся своеобразными фильтрами, сквозь кото­рые проходит неосознаваемая или недооцениваемая клиентом ин­формация.

3. Воздействие. Простейший способ воздействия - акцентиро­вание противоречий в рассказе клиента, переструктурирование и переформулирование окружающей его реальности при помощи комментариев типа: «В начале нашей беседы вы жаловались на то, что сын часто конфликтует с вами, но вы только что расска­зали несколько ситуаций, в которых вы сами выступали инициа­тором конфликтов, а сын не только не пытался обвинять вас, а, наоборот, искал пути примирения. Что вы по этому поводу дума­ете?» Задача социального педагога на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности пове­дения клиента, лежащие в основе проблем, не упустив при этом основополагающего вопроса: чего именно стремится добиться клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворя­ются конфликтом? Обсуждение иных вариантов поведения и ре­агирования можно начать с вопросов типа: «Как вам кажется, а можно было бы вести себя в этой ситуации по-другому?» Цель консультанта - помочь клиенту сформулировать как можно боль­шее число возможных вариантов поведения, а затем, вниматель­но анализируя их, выбрать наиболее подходящий.

4. Завершение беседы. Этот этап включает: подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время при­ема); обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми спе­циалистами; прощание консультанта с социальным педагогом.

В социально-педагогической работе может использоваться и консультация информационного типа. Уяснив суть проблемы, социальный педагог совместно с клиентом разбирают возмож­ные направления установления взаимодействия с необходимыми специалистами, службами, учреждениями.

Специфическим видом консультативной деятельности служит дистантное консультирование. Основная его форма - телефон­ное консультирование (телефон доверия - ТД) позволяет мно-110


гим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напря­мую к специалисту-консультанту или не имеющим такой воз­можности, получать заочно советы и рекомендации по волную­щим их проблемам.

Особенностью телефонного консультирования является ано­нимность, способствующая формированию у клиента фантазий­ного образа консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений уси­ливает нагрузку на звуковой канал приятия. В результате значение приобретают тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжитель­ность молчания. Основные же приемы и методики телефонного консультирования (выслушивание, перефразирование, резюми­рование и др.) совпадают с теми, что используются при контакт­ном консультативном процессе.

Принципы работы ТД - доступность в любое время; аноним­ность, причем взаимная - и для обращающегося, и для дежур­ного; недирективность, т.е. отсутствие какого бы то ни было дав­ления на собеседника; отказ от политических, религиозных, идео­логических и прочих установок.

Во время беседы консультант примеряет на себя одну из воз­можных ролей:

«исповедник» - одна из наиболее адекватных задачам ТД ро­лей. Консультант выслушивает рассказ клиента, как священник исповедь, поэтому от него не требуется каких-либо конструктив­ных шагов. Беседа заканчивается, когда пациент чувствует, что он рассказал главное, что отягощало его душу, и с пониманием выслушан. Не следует выносить оценок услышанному, их и не ждут;

«конфидент» - сниженный вариант «исповедника». С ним мож­но поговорить о делах менее существенных, что называется, по­шептаться, пооткровенничать. Доверенное лицо гарантирует тай­ну - можно сообщить жгучий секрет, свой или подруги. Выступ­ление в роли «конфидента» иногда предшествует переходу к бо­лее серьезному разговору после установления доверительных от­ношений;

«консультант» - роль, которая особенно актуальна, потому что у нас не принято прибегать к психологической помощи от­крыто. В связи с этим допустимы телефонные консультации по несложным проблемам и семейным конфликтам. Рекомендации должны быть выражены в как можно более общей форме, чтобы оставить пациенту свободу для принятия конкретных решений. Во многих случаях консультация носит просветительский, ознако­мительный характер;

«генерал» - утрированный вариант «консультанта». Как пра­вило, эта роль навязывается сотруднику ТД теми пациентами, у которых изначально очень высок авторитет ТД и которые добива­ются конкретных советов. Один из мотивов клиента - желание


снять с себя ответственность за решение, получить поддержку внешнего авторитета. Декларируется готовность скрупулезно сле­довать советам. Для ТД это одна из наименее приемлемых ролей;

«старший товарищ» - сродни «конфиденту», но отличается тем, что пациент ожидает активности консультанта, советов. Эта роль чаще всего предлагается подростками («Как бы вы поступи­ли на моем месте?»);

«терапевт» - одна из адекватных ТД ролей («Просто погово­рите со мной, ваш голос меня успокаивает»). В случаях, когда пациентом является собеседник с психическими отклонениями, велика опасность развития зависимости от консультанта;

«информатор» - аналог справочной службы;

«простак» - вспомогательная роль, которая может использо­ваться в двух случаях: когда при розыгрышах безоговорочно при­нимается предложенная легенда пациентом и доводится до аб­сурда и в беседах с родителями, имеющими ригидные педагоги­ческие установки, не склонными обсуждать проблемы своих де­тей, а лишь требующими подтверждения своей безусловной пра­воты.

Алгоритм беседы по ТД.

1. Знакомство - формируется первичный образ собеседника.

2. Выслушивание - один из методов снятия напряжения у пациента. Цель выслушивания - создание дистанции между па­циентом и проблемой, чему способствует проговаривание кон­фликта.

3. Анализ проблемы - совместно с пациентом выделяются эле­менты проблемы, которые затем разделяются на две группы: те, что зависят от наших желаний, усилий, воли; и те, что от нашей воли не зависят либо требуют слишком времени и сил. Таким образом определяется мотивационный вес каждого элемента про­блемы.

4. Определение целей, осознание мотивов поведения клиента.

5. Принятие решения - данный этап необходимым не являет­ся, так как лежит за пределами компетенции консультанта (за исключением некоторых кризисных ситуаций, где требуется ру­ководство пациентом).

Правила и принципы ведения беседы по ТД.

Не бери трубку сразу. Оптимальный вариант интервала меж­ду сигналом и снятием трубки 2 - 3 секунды. Меньший интервал может обескуражить пациента, при большем - нерешительный может повесить трубку.

Начинай речевой контакт, произнося спокойным голосом оповестительную формулу, принятую на вашем ТД.

Не клади трубку первым, даже если уже попрощался с собе­седником. Разговор может иметь продолжение, и вообще он не должен слышать короткие гудки.


Не навреди! В случае сомнений используй более осторож-ый, мягкий вариант высказывания.

Помни, что ты не несешь ответственности за жизнь собесед-ика.

Не поддакивай собеседнику - ты нужен для того, чтобы он смог увидеть свою проблему «чужими глазами», с некоторого рас­стояния.

Навязывая свое мнение или отстаивая свою правоту, ты са­моутверждаешься, и только.

Своеобразной формой дистанционного консультирования яв­ляется консультирование по переписке, или скриботерапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия телефонной связи. Для отдельных категорий населения (например, для заключенных, отбываю­щих наказание) консультирование по переписке может быть единственной возможностью получить жизненно важный совет и даже предотвратить беду. При этом следует признать, что кон­сультирование по переписке во многих случаях служит лишь на­чальным, переходным этапом к непосредственной социальной помощи.

Целесообразность и целеустремленность Консультация должна иметь конкретную цель, решать определенную задачу, проблему. Специалисту необходимо помнить слова М.Твена: «Когда мы потеряли цель, наши усилия утроились».
Добровольность и ненавязчивость Клиент самостоятельно и добровольно обращается за помощью к консультанту, без его согласия процесс не может быть начат. Он также вправе в любое время отказаться от помощи консультанта.
Компетентность Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. Консультант должен обладать широкой эрудицией, быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, грамотно, убедительно вести консультации.
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту В процессе консультирования клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться помочь каждому, кто обращается за помощью.
Ориентация на нормы и ценности клиента Специалист во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Критическое отношение консультанта к ценностям клиента может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, следовательно, возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализованными.
Разграничение личных и профессиональных отношений Консультант должен понимать, что установление личных отношений между ним и клиентом может привести к тому, что консультант утратит объективность в оценке проблемы клиента.
Включенность клиента в процесс консультирования Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен занимать в беседе активную позицию, сам предлагать темы для обсуждения, максимально подробно расспрашивать консультанта об интересующих его вопросах. Для того чтобы обеспечить такую включенность, специалист по социальной работе должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, но не перехватывать инициативу.


Социальное консультирование имеет ряд особенностей , отличающих его от психологического, медицинского и юридического консультирования.

1. Социальное консультирование носит комплексный характер, поскольку включает в себя не только социальное информирование, но и элементы правового, педагогического и психологического консультирования.

2. Чаще всего за консультативной помощью в социальные службы обращаются семьи с низким социальным статусом, имеющие не одну, а целый комплекс проблем.

3. Консультант должен владеть обширной правовой информацией, например, о мерах социальной поддержки, которые оказываются семье в настоящее время, а также информацией обо всех службах, учреждениях, ведомствах социума для того, чтобы знать, на какие из них можно ориентироваться и привлекать для решения проблем клиента (семьи).

4. Пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы специалист обеспечил им быстрое решение проблемы, дал совет, но главное - подтвердил их собственное восприятие ситуации. Поэтому во время консультации они нередко сопротивляются активному вовлечению в процесс решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого (консультанта). Консультант должен не только профессионально владеть технологией проведения консультации, но и быть компетентным в широком круге вопросов, с которыми к нему могут обратиться потенциальные клиенты. Поэтому он должен уметь использовать в своей работе современные средства связи и источники информации (интернет, электронная почта, факс).



5. Специалист по социальной работе должен делать ставку на то, чтобы выявить внутренний потенциал семьи, замотивировать на активное и самостоятельное решение собственных проблем.

6. Специалист по социальной работе - консультант также выполняет функцию посредника. Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда специалист не может предложить путей и средств для разрешения проблем клиента (семьи) самостоятельно или в своем учреждении (организации). Если в результате консультации выяснилось, что семья находится в социально опасном положении, консультант обязан передать ее для дальнейшей, более основательной работы другим специалистам соответствующего учреждения или организации сферы социального обслуживания населения.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

для преподавателей детских школ искусств

«Консультация как метод обучения»

Подготовила

преподаватель по классу фортепиано

Гузяева Людмила Петровна

г. Ульяновск

Аннотация

С 01 сентября 2013 года школы приступили к реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Впервые в учебные планы дополнительных образовательных программ введены часы консультаций. В своей работе я описываю сущность, виды и порядок проведения индивидуальных и групповых консультаций, их значение для обучающихся детских школ искусств. Моя работа может быть рассмотрена, как вспомогательный методический материал для преподавателей в организации проведения консультаций.

1.Введение………………………………………………………………………3

3.Характеристика основных форм консультаций………………………….4-5

5.Заключение………………………………………………………………….7-8

6.Документальное оформление консультативных часов…………………….8

7.Список использованной литературы………………………………………..8

Консультация (лат. consultatio - обращение за советом) – форма учебного занятия, предусматривающая предоставление ученикам нужной помощи в усвоении теоретических знаний и выработке практических умений и навыков путём ответа преподавателя на конкретные вопросы или объяснения отдельных теоретических положений или аспектов их практического применения. Количество часов на консультации строго определено учебными планами. Консультации проводят преподаватели, которые ведут соответствующий учебный предмет, по графику, разработанному школой с учётом мнения структурных подразделений.

У части преподавателей существует мнение, что консультация ничем не отличается от урочной системы, поэтому не требует особой подготовки. Я думаю, что с приобретением опыта проведения консультаций в детских школах искусств, отношение к консультациям изменится. Преподаватели путём собственных проб и наработок придут к выводу, что хорошо подготовленная и умело проведенная консультация может стать одним из наиболее эффективных методов повышения уровня подготовки учащихся, как к промежуточной и итоговой аттестации, так и к конкурсной и концертной деятельности.

Цели и задачи разработки методических рекомендаций

Основная цель работы:

Задачи работы:

    предложить преподавателям школы формы и методы проведения консультаций;

    доказать преподавателям значимость консультаций в учебном процессе.

Характеристика основных форм и видов консультаций

Консультации , как правило, предполагают вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен учениками, либо не усвоен совсем. Отсюда основная цель консультаций – восполнение пробелов в знаниях учеников. К такому виду консультаций относятся текущие индивидуальные и групповые консультации по учебному предмету и предэкзаменационные консультации. Вместе с тем на консультациях преподаватель может разъяснять способы действий и приёмы самостоятельной работы с конкретным материалом или при выполнении конкретного задания.

В школе искусств консультации, как правило, проводятся в индивидуальной и групповой форме. Это определяется учебным планом по специальности, поэтому преподаватель должен спланировать тему консультации и провести соответственно графику учебного процесса.

Индивидуальные и групповые консультации по ФГТ проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения.

В методической литературе встречаются следующие виды консультаций:

  • пресс-конференция;

    программированная консультация;

    дискуссия.

Детские школы искусств только начинают разработку видов учебных консультаций. Поэтому я рекомендую использовать традиционные, но проверенные виды учебной деятельности:

    углубление знаний, умений и навыков на практическом материале;

    совершенствование имеющихся умений и навыков;

    закрепление полученных знаний;

    комбинированный (сочетание различных видов);

    обобщение и систематизация полученных знаний.

Рекомендации по проведению индивидуальной консультации. Индивидуальные консультации в основном проводятся предметам музыкального исполнительства. Индивидуальная консультация проводится в форме индивидуального занятия с учеником и позволяет в большей степени приблизить занятие к практическим интересам ученика. На индивидуальной консультации ученик получает рекомендации в зависимости от цели консультации: это могут быть рекомендации по исполнению конкретного произведения, подготовки домашнего задания, конкурсной или концертной подготовки.

Главная задача индивидуальной консультации – помочь ученику сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с исполнением произведения.

Индивидуальную консультацию можно условно подразделить на:

    диагностическую;

    коррекционную;

    справочно-информационную.

Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие.

В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ученике и только потом говорить о проблемах.

Групповые консультации, как правило, проводятся по предметам теории и истории музыки, оркестровому и хоровому классу.
Для проведения групповой консультации важно правильно выбрать тему. Выбор темы является самым важным этапом. Он должен осуществляться при разработке учебных планов. Важно создать на консультации непринужденную, доверительную обстановку, чтобы каждый ученик мог, не стесняясь, задать любой интересующий вопрос и получить на него точный обстоятельный ответ. Вместе с тем консультация должна проводиться строго по намеченному плану, а не превращаться в неорганизованную беседу.

Во время консультации, обучающиеся отвечая на поставленные вопросы, актуализируют полученные знания, и преподаватель видит проблемы, которые требуют немедленной корректировки.

Общее для консультаций:

    в ходе консультации неуместно сравнивать учеников друг с другом, желательно говорить об общих успехах и недостатках;

    консультация должна дать обучающимся реальные рекомендации;

    консультация должна быть перспективной и способствовать реальным улучшениям в знаниях обучающихся.

Заключение

В заключении еще раз следует заметить, что консультация является одним из активных методов обучения, так как она максимально приближает обучение к практическим интересам и запросам обучающихся с учётом степени индивидуального восприятия изучаемого материала и является одним из наиболее результативных методов закрепления полученных знаний.

У обучающихся всегда будут появляться непонятные для них вопросы. А где их можно разрешить? На консультации. Консультации для учеников в учебном процессе играют как вспомогательную, так и самостоятельную роль.

В работе я описала сущность, виды и основные правила проведения консультаций.

В результате проведения консультаций мы достигаем следующие результаты:

    убеждение учащихся в необходимости обучения;

    возбуждение интереса к конкретной дисциплине;

    активизацию познавательной деятельности;

    снимаем вопросы, выявляем ошибочные представления, неверные истолкования изученного материала и тем предотвращаем неправильное применение его на практике;

    закрепление полученных знаний и совершенствование умений, их практическое применение;

    применение полученных знаний в достижении учебных целей (написаний рефератов, курсовых и выпускных работ).

Таким образом, консультацию надо рассматривать как один из методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе.

Документальное оформление консультативных часов

В Детской школе искусств № 8 Г. Ульяновска, где я работаю, разработано Положение по оформлению консультативных часов, которые оформляются следующим образом:

    общий объём консультационных часов, согласно учебному плану, закладывается в тарификацию в виде фактических часов на учебный год;

    составляется график проведения консультаций;

    преподаватели оформляются журнал консультативных часов в виде вкладыша к журналу;

    я, как заместитель директора по учебной работе и ответственный за оформление табелей на зарплату, ежемесячно отслеживаю выполнение графика.

Подробная информация по оформлению консультативных часов дана на сайте ИРОСКИ,2014.

Список использованной литературы

1.Амонашвили Ш.А. Педагогический поиск. Москва педагогика, 1991.

2.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, - М.: УМЦ, 1997.

3.Сергованцева Т.В., Марцишевская В.К. Как написать и издать учебное пособие М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003.

5.Хуторской А.В. Современная дидактика, – СПБ, Патер, 2001.

6.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, – М.: УМЦ, 1997 .



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...