Все отрицательные эмоции. Эмоции и чувства, списки

Вряд ли найдутся классификации эмоций, удовлетворяющие всех исследователей. Одни считают их проявлением перцептивно-когнитивных процессов. Другие уверены, что есть некие базовые эмоции, такие как радость и печаль, гнев, удивление и прочие.

В статье рассмотрим, какие бывают основные из них: классификацию, виды, характер проявления и роль в развитии личности. Подробно остановимся на предложенной шкале эмоций по Изарду.

Критериями, включающими это свойство, являются:

  • отчетливые нервные составляющие;
  • осознанные переживания;
  • выразительная мимика;
  • появление вследствие эволюционно-биологических процессов;
  • наличие мотивирующего, организационного и адаптирующего начала.

Итак, эмоцией может быть переживание подчас руководящее восприятием, действием и мышлением. Базовые эмоции проявляются в результате нейронных программ, какие есть у личности с рождения. Так, при ощущении гнева, у людей на лице появляется характерный оскал, показывающий инстинкт готовности броситься на противника. Некоторые при возникновении этой эмоции, поджимают губы, пряча таким образом, свой гнев.

С возрастом люди учатся управлять эмоциями. Это касается только внешних проявлений. Тем, кому присуща чрезмерная восприимчивость и излишняя возбудимость, характерно очень динамичное видение действительности. Оно приобретает свойство омраченности, когда одолевает печаль. Бывает и наоборот, когда все вокруг, словно расцветает и окрашивается цветами радуги. Каждое переживание по-разному действует на личность.

К. Изардом предлагается следующая классификация эмоций, где он различает основные из них:

  • радость;
  • печаль;
  • удивление;
  • отвращение;
  • гнев;
  • страдание;
  • презрение;
  • вина;
  • стыд;
  • смущение;
  • интерес.

Эмоциональные проявления со знаком «плюс»

Базовые эмоции могут переходить в иные состояния комплексного характера. Так, тревожность появляется из вины, страха, интереса и даже гнева. Каждая из них создает чувства в зависимости от того, какие выражаются те или иные основные свойства. К примеру, с радостью у человека могут ощущаться восторг, экстаз, удовлетворение, ликование. Рассмотрим базовые эмоции подробнее.

  • Через интерес легче осваивается новое, развиваются умения и навыки, мотивируется обучение.
  • Появление радости связывают с возможностью удовлетворения какой-то потребности, наступление которой не было гарантировано.
  • Отдельная классификация эмоции принадлежит удивлению. Его относят к нейтральным проявлениям. Удивление подчас становится реакцией на появившиеся неожиданно обстоятельства.

Эмоциональные проявления со знаком «минус»

Классификация эмоций, относящаяся к базовым со знаком минус, следующая.

  • Гнев - отрицательное проявление. Он появляется неожиданно, как результат препятствия к удовлетворению важной для субъекта составляющей.
  • Страдание тоже имеет отрицательную природу. У личности она возникает тогда, когда невозможно удовлетворить свои потребности. В основном проходит в виде эмоционального стресса.
  • Отвращение вызывается предметами, столкновение с которыми противоречит нравственно-идеологическим или эстетическим критериям.
  • Если это чувствуется вместе с гневом, то поведению присуща сильная агрессивность.
  • Страх появляется тогда, когда есть информация об угрозе благополучия, запрете реализации необходимых потребностей. При этом переживании человек настроен на неблагополучный исход, и на данном основании действует.
  • Презрение появляется между субъектами вследствие существования разных позиций, поведения и жизненных ориентиров. Другие личности воспринимаются, как не соответствующие собственным нормам.
  • Стыд выражается в осознании несоответствия поступков, мыслей и внешности ожиданиям других людей, так и своим представлениям о нормальном поведении или внешнем виде.
  • Печаль нередко связана с завершением чего-либо вместе с утратой и потерей. Из-за этого организм теряет внутреннюю и внешнюю поддержку. Печаль сопровождается болью и пустотой, что иногда приводит к чувству вины.

Телесное восприятие

К какой категории не относилась бы классификация эмоции, замечено, что всегда изменяется электрическая лицевая активность. Перемены есть и в мозгу, дыхании, кровоснабжении. Сердцебиение у человека, испытывающего гнев или испуг, бывает чаще на сорок - шестьдесят ударов.

Такие резкие нарушения свидетельствует, что в данном процессе участвуют разные системы организма. Это влияет на:

  • мышление;
  • восприятие;
  • поведение;
  • а в крайних негативных случаях появляются изменения психосоматического характера.

Эмоции вызывают настолько серьезные физиологические перемены, что обойти их вниманием нельзя. Невыраженный эмоциональный процесс, который не осознается, нередко даже не замечается. Но это не значит, что он не влияет на организм. Пусть они не столь бурные, как интенсивные эмоции. Зато по продолжительности могут быть гораздо дольше.

Это и создает настроение. А если оно продиктовано негативными эмоциями, то становится опасным для здоровья и приводит к таким печальным последствиям, как душевные и физические расстройства.

Исследования показали, что повышенная эмоциональность влияет даже на иммунитет, понижая порог сопротивляемости к болезням. Так, если печаль или тревога чувствуются на протяжении длительного времени, то вероятность заразиться ОРЗ может быть в разы больше. В организме всегда присутствуют возбудители - вирусы. Но при нормальном самочувствии, они не развиваются. Однако печаль, стресс и прочее становится благоприятной средой для развития болезней.

Развитие личности

Роль эмоций и чувств в жизни человека в связи с развитием личности определяется двумя моментами. Огромное влияние оказывает свойство наследственного характера. Генетические предпосылки в большей степени формируют порог переживания.

Важен и приобретенный опыт, а также знание человека соответствующей сферы. Проведенные наблюдения в дошкольных учреждениях детей в возрасте от полугода до двух лет, пребывающих в сходных условиях, показали, что эмоциональный диапазон у них отличается.

Вспыльчивые, улыбчивые и пугливые малыши по-разному воспринимаются. От того, какие эмоции превалируют у ребенка, зависит его социализация и успех. Установлено, что это влияет даже на развитие интеллекта. Неэмоциональный ребенок или тот, у которого часто наблюдается уныние или печаль, исследует мир и интересуется им меньше, чем веселый и наполненный положительными эмоциями, сверстник.

Перцептивно-когнитивные процессы

Принцип эмоциональности выражается в зарядке энергией, организации мышления и деятельности. Так, интенсивно переживаемое чувство способствует приливу энергии. Однако, этим влияние не ограничивается. Эмоции побуждают индивида к активности. От этого зависит его мышление и действия.

Фундаментальные эмоции влияют на восприятие. У радостного человека все переживается, словно в розовом свете. А у того, который постоянно чувствует печаль или страх, восприятие сильно сужается. Для испытывающего гнев, окружающая действительность видится в черном свете.

Более полувека назад К.Изардом и другими исследователями был поставлен эксперимент, где исследовался принцип эмоциональности личности, с точки зрения того, какие перцептивно-когнитивные признаки выявлялись.

  • Испытуемым, которых разделили на группы, раздали стереоскопы с фотографиями людей в разных эмоциональных состояниях.
  • В одной группе экспериментатору следовало быть уважительным и любезным. В результате испытуемые оценивали изображения чаще как удовлетворенные и радостные.
  • В другой - он проявлял открытую враждебность, и участникам больше виделись люди в стереоскопе, у которых на лицах отражалась печаль, злоба и сердитость.

Физиология эмоций

Виды и роль эмоций в жизни человека важны, с точки зрения науки. Но, главное, это то, как они влияют на здоровье. Если эмоциональный диапазон долгое время смещен в сторону негативных переживаний, то результатом могут быть изменения в гипоталамусе, гиппокампе, миндалине, перегородке и иных структурах. Поэтому остановить застойные отрицательные базовые эмоции за один миг, увы, не получится. Для этого организму должны быть созданы такие условия, при которых возможна полная замена афферентации.

Примечательно, что положительные эмоции не могут быть суммированы так же, как отрицательные. Они очень приятны для личности, но проходят, не накладывая отпечаток одного на другое, как негативные.

Отрицательные виды и роль эмоций в жизни человека опасны, в первую очередь, своей способностью умножаться. Тем самым они могут наносить значительный вред здоровью человека.

По мнению российского психолога Нины Рубштейн, в свойство эмоции входит сила, необходимая для воплощения действий. Иногда люди, которым присуща повышенная эмоциональность, действуют в автоматическом и даже бессознательном режиме без понимания побуждающей причины. Только спустя какой-то промежуток времени приходит ясность того, что руководило поступком. Способность же личности распознавать признаки и понимать эмоции - уже половина пройденного пути к обретению внутренней свободы.

1.3 Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций

«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция - это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция - это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму. Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д.

Нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. «Положительные» эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, т. е. роль «положительных» эмоций отлична от роли «отрицательных» эмоций: «положительные» эмоции побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций - активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого "уравновешивания организма с внешней средой"». «Отрицательные эмоции, как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение. Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадим предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни».

1.4 Виды эмоциональных состояний

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

Простейшая форма эмоций - эмоциональный тон ощущений - врожденные гедонические переживания (от греч. hedone - наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению; отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.

1. Чувственный или эмоциональный тон - это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устранению или сохранению. Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально. Чувственный тон осознается как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т. п.

2. Собственно эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида. Эмоции возникают вследствие того, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию (ситуации, отличающиеся новизной, необычностью или внезапностью).

Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Однако такие эмоции, какгнев, страх, стыд, не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособительным поведением и еще чаще - с защитой и утверждением личностной целостности. Страх также связан с выживанием и, наряду со стыдом, способствует регуляции разрешительной агрессивности и утверждению социального порядка.

Популярной является классификация эмоций по отношению к деятельности и соответственно их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие). Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей - биологические, социальные и идеальные эмоции; по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности, - контактные и дистантные.

3. Аффект - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте- это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля за действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или

полной амнезии. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции - ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты.

Главные признаки патологического аффекта: измененность сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

4. Страсть - интенсивное, обобщенное и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны - начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

5. Настроение - сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочисленны - от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта. Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности.

Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации. Согласно традиции отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Однако, в отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в окружающей действительности явления, имеющие стабильную потребностно-мотивационную значимость. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интересы и т.д. Итак, чувства - это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Эмоциональные реакции (гнев, радость, тоска, страх) подразделяются ими на эмоциональный отклик, эмоциональную вспышку и эмоциональный взрыв (аффект). Эмоциональный отклик является, по мнению авторов, самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека, отражая быстрые и неглубокие переключения в системах отношений человека к рутинным изменениям ситуаций обыденной жизни. Интенсивность и продолжительность эмоционального отклика невелики, и он не способен существенно изменить эмоциональное состояние человека. Более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностью переживания характеризуется эмоциональная вспышка, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Эмоциональный взрыв характеризуется бурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие. Это кратковременное явление, после которого наступает упадок сил или даже полное безразличие, сонливость.

Можно говорить об эмоциональных переживаниях различной длительности: мимолетных, неустойчивых, длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней) и хронических. В то же время нужно понимать условность такого деления. Эти три группы эмоциональных реакций можно называть и по-другому: оперативные (появляющиеся при однократном воздействии), текущие и перманентные (длящиеся недели и месяцы). Однако эмоциональная реакция (тревожность, страх, фрустрация, монотония и т. д.) при определенных условиях может быть и оперативной (мимолетной), и текущей (длительной), и перманентной (хронической). Поэтому использование этой характеристики при выделении класса эмоциональных реакций является весьма относительным.

Отрицательные эмоции человека делают нам большое одолжение — они спасают нас от самих себя. Они являются сигналами, которые призывают нас изменить то, что мы делаем. И они действительно необходимы, чтобы чувствовать себя хорошо.
Парадокс? Только на первый взгляд..
Эмоции, которые вызывают неприятные ощущения (гнев, зависть, ревность, разочарование, печаль, стыд), мы чаще всего подавляем и ругаем себя за них. Потому что считаем их неправильными.
Однако эмоции не являются по сути положительными или отрицательными. Они отличаются намного больше, чем просто хорошие или плохие. Каждая эмоция имеет своим основанием комплексный набор изменений мотивации, физиологии, внимания, восприятия, убеждений и поведения.
Отрицательные эмоции человека являются средствами, которые направлены на то, чтобы помочь нам в достижении целей, важных для нас. Это инструменты, которые работают за пределами осознания, чтобы направлять нас, куда мы должны идти. Они определяют проблемы или возможности. Они являются инструментами выживания: на самом деле, мы бы давно исчезли без них.
Отрицательные эмоции человека имеют решающее значение не только для нашего существования, но и, по большему счету, для того, чтобы мы могли чувствовать себя хорошо. Зная наши эмоции в их разнообразии, мы можем лучше жить с самим собой и друг с другом.

Гнев

Гнев возникает, когда мы чувствуем себя недооцененными. Если вы знаете, что вы заслуживаете, а кто-то видит вещи по-другому, возникает гнев. Гнев мотивирует человека к действию. В то время как большинство отрицательных эмоций человека побуждает нас избегать ситуаций, гнев, как правило, стимулирует действие. Гнев усиливает уверенность в себе, оптимизм и принятие рисков. Он сообщает вам, что вы имеете ресурсы и решимость. В самом деле, те, кто проявляет гнев, воспринимаются как имеющие более высокий статус, более компетентные и надежные.
Гнев не только приносит пользу конкретному человеку. Он также способствует социальному прогрессу. Это стимулировало гражданские права и гендерное движение равенства. Это может привести к справедливости. Без него униженных, возможно, никогда не слышали бы. Если вы всегда выражаете своим внешним видом только разочарование, когда ваш партнер делает что-то, что вам не нравится, ваша проблема может никогда не выйти на свет. И это может привести к коррозии отношений изнутри.

Стыд, вина, смущение

Жизнь среди других требует от нас придерживаться согласованных социальных и моральных норм. Когда мы нарушаем норму, нам нужен способ, чтобы направить себя обратно к правильному поведению. И на помощь нам приходят такие отрицательные эмоции человека как стыд, вина, смущение.

Дискомфорт от смущения, и особенно от стыда, направляет нас внутрь, чтобы разобраться, что привело к такому состоянию и что нужно исправить в себе. Люди могут учиться на своих ошибках только тогда, когда они признают, что что-то пошло не так.

Отрицательные эмоции также мотивируют нас загладить свою вину. Когда мы испытываем чувство смущения, вины, стыда, мы пытаемся исправить то, что сделали неправильно. Исследователи говорят, что в таких случаях мы становимся более щедрыми и внимательными, даже к незнакомым людям.

Стыд, вина, смущение — эти эмоции позволяют нам жить бок о бок. Без них мы не смогли бы доверять друг другу, или даже понимать себя.

Зависть и ревность

Зависть может иметь разрушительные последствия. Но она также имеет свои преимущества. Чтобы уменьшить или отменить чувство неполноценности, зависть побуждает нас увеличить нашу собственную репутацию или уменьшить положение других. Один неизменный способ — увеличить свой собственный авторитет, чтобы стать более успешным. Исследователи обнаружили, что зависть усиливает упорство и производительность испытуемых на творческом задании даже больше, чем это делает восхищение. Восхищение позволяет нам чувствовать себя лучше в данный момент, но чувство зависти зажигает стремление добиться успеха в будущем. Мы также можем стать более успешными, подражая человеку, которому мы завидуем.

В то время как доброжелательная зависть, по существу, творческая сила, злокачественная зависть деструктивна.

Зависть часто путают с ревностью, но эти отрицательные эмоции человека психологически различны. Зависть — тоска за тем, что другой человек имеет. Ревность возникает тогда, когда какая-то третья сторона угрожает союзу. Как и зависть, ревность может быть разрушительной, но в ответ на реальную неверность она способствует выживанию. Она заставляет пары проверить и укрепить их отношения.

Страх и тревога

Страх наш защитник, соответствующий ответ на признаки угрозы, повышение осведомленности и подготовки тела, чтобы избежать опасности. Иногда люди от страха становятся безумными или как парализованы, но чаще они остро настроены на сбор сенсорной информации.

Страх стимулирует яркие картины того, что вот-вот пойдет не так — и как выйти из ситуации. Бежать? Принять бой? Ваше внимание сужается, все направлено к вашей безопасности.

Не все угрозы смертельны; некоторые просто могут убить вашу репутацию. Опасения социальных последствий также хорошо иметь, поэтому мы так озабочены соблюдением нравов. Вы же не хотите, чтобы разозлить начальника или смутить себя.

Стимулируя сбор информации, тревога на самом деле повышает производительность людей, будь то на работе или в школе. Это заставляет людей быть энергичными и бдительными. Исследователи считают, что тревога не только сохраняет жизнь, она имеет важное значение в любых ситуациях, которые требуют осторожности и самодисциплины.

Беспокойство о том, как мы живем, может указать на те моменты, в которых мы не являемся верными себе, каким образом наши действия не совпадают с нашими глубокими ценностями. Тревога может служить корректирующим целям, возвращая нас к подлинности.

Сожаление и разочарование

Сожаление возникает, когда мы думаем о том, что могло бы быть, если бы только мы сделали что-то по-другому. Такое мышление позволяет нам анализировать прошлое и будущее и понять причинно-следственную связь: Если бы я не сделал, это не случилось бы; Если я делаю X, Y произойдет. Это повышает и обучение, и планирование.

Потому что ошибиться — такая отличная возможность обучения, наши отрицательные эмоции выделяют ошибки для нас, добавляя сожаление. «Как я мог это сделать?» — задумываемся мы. «Я был такой чмо! Если бы я только знал тогда, что я знаю сейчас.» Исследования показывают, что, делая наши ошибки более болезненными, сожаление делает их более запоминающимся и более эффективно побуждает нас изменить наши пути.

Грусть и печаль

Печаль приходит в ответ на реальную или потенциальную потерю и является сигналом, что восстановление необходимо. В результате, она побуждает изменения, и различные виды печали стимулируют различные типы исправления.

Грусть делает вас более рациональным, а ваше мышление более конкретным. Это снижает доверчивость, забывчивость, и чувствительность к стереотипам. Это также делает вас более чувствительным к социальным нормам, увеличивая вежливость и честность. С другой стороны, счастье может привести к поверхностному мышлению и высокомерию.

Печаль также функционирует в качестве сигнала другим, что мы, возможно, нуждаемся в помощи. Депрессия-состояние длительной печали и безнадежности-в настоящее время широко рассматривается как расстройство. Но это может быть здоровой реакцией на трудные жизненные ситуации.

Отдаление от наших негативных чувств, наших отрицательных эмоций калечит нашу повседневную деятельность и наш рост. Это также отчуждает нас от полного диапазона человеческого опыта. Отрицательные эмоции человека помогают нам изменить нашу жизнь в правильном направлении.

В жизни часто смешивают такие понятия, как эмоции и чувства, однако явления эти разные и отражают разный смысл.

Эмоции не всегда осознаются,

Иногда достаточно четко человек не может сформулировать какие эмоции он испытывает, например, люди говорят «во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаянье? Тревога? Досада?. Не всегда человек может определить сиюминутную эмоцию, зато чувство человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Специалисты проводят различие между понятием «эмоция » и понятиями «чувство », «аффект », «настроение » и «переживание ».

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно » — это эмоция, а «Я боюсь этого человека » — это чувство.

Перечисленные здесь чувства и эмоции не исчерпывают всей палитры, всего многообразия эмоциональных состояний человека. Здесь уместно сравнение с цветами солнечного спектра. Основных тонов — 7, но сколько мы знаем ещё промежуточных цветов и сколько оттенков может быть получено при их смешении!

Положительные

1. Удовольствие
2. Радость.
3. Ликование.
4. Восторг.
5. Гордость.
6. Уверенность.
7. Доверие.
8. Симпатия.
9. Восхищение.
10. Любовь (половая).
11. Любовь (привязанность).
12. Уважение.
13. Умиление.
14. Благодарность (признательность).
15. Нежность.
16. Самодовольство.
17. Блаженство
18. Злорадство.
19. Чувство удовлетворённой мести.
20. Спокойная совесть.
21. Чувство облегчения.
22. Чувство удовлетворённости собою.
23. Чувство безопасности.
24. Предвкушение.

Нейтральные

25. Любопытство.
26. Удивление.
27. Изумление.
28. Безразличие.
29. Спокойно-созерцательное настроение.

Отрицательные

30. Неудовольствие.
31. Горе (скорбь).
32. Тоска.
33. Печаль (грусть).
34. Отчаяние.
35. Огорчение.
36. Тревога.
37. Обида.
38. Боязнь.
39. Испуг.
40. Страх.
41. Жалость.
42. Сочувствие (сострадание).
43. Сожаление.
44. Досада.
45. Гнев.
46. Чувство оскорбления.
47. Возмущение (негодование).
48. Ненависть.
49. Неприязнь.
50. Зависть.
51. Злоба.
52. Злость.
53. Уныние.
54. Скука.
55. Ревность.
56. Ужас.
57. Неуверенность (сомнение).
58. Недоверие.
59. Стыд.
60. Растерянность.
61. Ярость.
62. Презрение.
63. Отвращение.
64. Разочарование.
65. Омерзение.
66. Неудовлетворённость собою.
67. Раскаяние.
68. Угрызения совести.
69. Нетерпение.
70. Горечь.

Трудно сказать, сколько может быть различных эмоциональных состояний — но, во всяком случае, их неизмеримо больше, чем 70. Эмоциональные состояния отличаются высокой специфичностью, даже если они при современных грубых методах оценки имеют одно и то же наименование. Существуют, по-видимому много оттенков гнева, радости, печали и других чувств.

Любовь к старшему брату и любовь к младшей сестре — похожие, но далеко не одинаковые чувства. Первое окрашено восхищением, гордостью, иногда завистью; второе — чувство собственного превосходства, желанием оказывать покровительство, иногда жалостью и нежностью. Совсем другое чувство — любовь к родителям, любовь к детям. А ведь для обозначения всех этих чувств мы пользуемся одним наименованием.

Разделение чувств на положительные и отрицательные сделано отнюдь не по этическим признакам, а исключительно по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия. Поэтому злорадство оказалось в столбце положительных, а сочувствие — отрицательных чувств. Отрицательных, как видно, значительно больше, чем положительных. Почему? Можно предложить несколько объяснений.

Иногда высказывается соображение, что просто в языке гораздо больше слов, выражающих неприятные чувства, ибо в хорошем настроении человек вообще менее склонен к самоанализу. Нам такое объяснение кажется неудовлетворительным.

Первоначальная биологическая роль эмоций — сигнальная, по типу "приятно — неприятно”, "безопасно — опасно”. По-видимому, сигнализация "опасно” и "неприятно” более существенная для животного, она жизненно важнее, актуальнее, ибо направляет его поведение в критических ситуациях.

Ясно, что такая информация в процессе эволюции должна получить приоритет перед информацией, сигнализирующей о "комфорте”.

Но что исторически сложилось, то может исторически изменяться. Когда человек овладеет законами социального развития, то это изменит и его эмоциональную жизнь, переместив центр тяжести в сторону положительных, приятных чувств.

Вернёмся к списку чувств. Если внимательно прочесть все 70 наименований, то можно заметить, что некоторые из перечисленных чувств совпадают по содержанию и отличаются лишь интенсивностью. Например, удивление и изумление отличаются лишь по силе, то есть по степени выраженности. То же самое гнев и ярость, удовольствие и блаженство и т.д. Поэтому в перечень нужно внести некоторые уточнения.

Обычно чувства протекают в пяти основных формах:

Определение чувства дано нами выше.

Аффект — это очень сильное кратковременное чувство, связанное с двигательной реакцией (или с полной неподвижностью — оцепенением. Но оцепенение — это тоже двигательная реакция).

Страстью называют сильное и продолжительное чувство.

Настроение — равнодействующая многих чувств. Это состояние отличается известной длительностью, устойчивостью и служит фоном, на котором протекают все остальные элементы психической деятельности.

Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Таким образом, если удивление мы считаем чувством, то изумление — это то же самое по содержанию чувство, но доведённое до степени аффекта (вспомним заключительную немую сцену "Ревизора”).

Подобно этому мы называем яростью доведённый до степени аффекта гнев, блаженство — это аффект удовольствия, восторг — аффект радости, отчаяние — аффект горя, ужас — аффект страха, обожание — это любовь, по продолжительности и силе ставшая страстью, и т. д.

Проявления эмоций

Эмоциональные реакции связаны с нервными процессами, они также проявляются во внешних движениях, получивших название ``экспрессивные движения"". Выразительные движения являются важным компонентом эмоций, внешней формой их существования. Выражения эмоций -- это универсальные, сходные для всех людей, наборы экспрессивных знаков, отражающие те или иные эмоциональные состояния.

К выразительным формам эмоций относятся следующие:

Жесты (движения рук),

Мимика (движения мышц лица),

Пантомимика (движения всего тела) - см.,

Эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),

Вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).

Более подробно о том, как выражаются эмоции можно почитать

Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека (см.). И, конечно же, зеркалом эмоций зачастую бывают глаза (см.)

Эмоции и чувства - это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.
По материалам openemo.com

Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться правильно понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

Что такое эмоции и чувства?

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

  • Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
  • Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
  • Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
  • Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

Видео: Психология. Эмоции и чувства

Функции и виды эмоций

Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

  • Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
  • Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
  • Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
  • Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

Учёными уже доказано, что чем более сложно организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее та гамма эмоций, которую оно способно пережить.

Эмоции и чувства

Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов. Характер переживания (приятное или неприятное) определяет знак эмоции – положительный или отрицательный. Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека - стенические и астенические. Первые побуждают человека на действие, а вторые, наоборот, приводят к скованности и пассивности. Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.

Эмоции есть не только у людей, но и у животных. Например, переживая сильный стресс, они могут менять свое поведение - становиться более спокойными или нервными, отказываться от пищи или перестать реагировать на окружающий мир.

Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением. Например, боязнь, беспокойство, тревога и ужас являются разными проявлениями страха.

Главные эмоции человека

Как мы уже говорили, эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния . Среди них выделяется несколько главных:

  • радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
  • страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
  • волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
  • интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
  • удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
  • обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
  • злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
  • смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
  • жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

Большинство из нас легко отличает эмоции другого по внешним проявлениям

Виды чувств человека

Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются. Все их делят на три категории:

  • Моральные (нравственные или эмоциональные) чувства возникают по отношению к поведению окружающих людей или самого себя. Их развитие происходит в ходе любой деятельности и обычно бывает связано с принятыми в обществе моральными нормами. В зависимости от того, насколько происходящее соответствует внутренним установкам человека, у него появляется чувство негодования или, наоборот, удовлетворения. К этой же категории относятся все привязанности, симпатии и антипатии, любовь и ненависть.
  • Интеллектуальные чувства испытываются человеком в ходе умственной деятельности. К ним относят вдохновение, радость от успеха и стресс от неудачи.
  • Эстетические чувства человек испытывает, создавая или оценивая что-то прекрасное. Это может относиться как к предметам искусства, так и к природным явлениям.
  • Практические чувства порождает деятельность человека, её результаты, успешность или неудача.


Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...