Что такое тестовая спецификация. Время выполнения раздела

Прежде чем приступать к созданию теста, необходимо четко знать, для чего он нужен. Ясный ответ на этот вопрос – необходимое условие для работы. Поэтому первым шагом будет формулирование цели будущего теста. После этого следует обратиться к разработке спецификации будущего теста. Наиболее удобно сделать это в виде таблицы, в которой по горизонтали будут располагаться содержательные области, которые предполагается измерять, а по вертикали – их манифестации, или пути, по которым содержательные области могут проявляться.

Например, при конструировании «опросника супружеского статуса» Дж. Руст и С. Голомбок (Rust, Golombok, 1988) основывались на опросе экспертов, в качестве которых выступали семейные терапевты и консультанты, а также на данных, полученных от клиентов этих специалистов. Экспертов просили назвать те области взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые они полагали наиболее важными для гармоничного брака. Информация от клиентов позволила обнаружить те проблемные зоны семейной жизни, в которые супруги хотели бы внести изменения. На этой основе были выделены такие содержательные области, как «совместные интересы и степень зависимости – независимости», «вербальная и невербальная коммуникации», «доверие и уважение» и др. Ясное понимание цели будущего теста, естественно, облегчает построение перечня того, что предстоит измерять. При спецификации манифестаций важно обеспечить выделение различных форм их реализации. Так, при конструировании вышеупомянутого опросника «установки и чувства, проявляющиеся в отношениях» рассматривались как манифестации «вербальных и невербальных коммуникаций» между супругами.

Из практических соображений обычно по каждой оси разрабатывается от 4 до 7 категорий. Меньшее число категорий часто приводит к созданию слишком узкого опросника, а большее может сделать обременительным процесс конструирования опросника. В итоге получается своего рода решетка, количество ячеек в которой будет равно количеству планируемых для изучения параметров, умноженному на количество их поведенческих манифестаций (табл. 3.1).


При разработке опросников обычно считают, что решетка размером от 16 до 25 ячеек (например, 4x4,4x5, 5x4 или 5x5) считается идеальной для той длины теста, который вполне реально сконструировать, предъявить и обработать.

Далее необходимо определить, сколько заданий, например вопросов, должно быть создано для каждой из ячеек. При решении этой задачи следует руководствоваться тем, насколько важным представляется исследователю измерение одного из параметров сравнительно с другим или другими. В решетке, приведенной в табл. 3.2 (Rust, Golombok, 1989), допускается, что содержательным областям, обозначенным как Аи В, следует приписать 40 %-ный вес, а С и D – 10 %-ный. В то же время каждой манифестации А, В, C и D приписывается 25 %-ный вес. Необходимо обратить внимание на то, что в целом процентный вес всех содержательных областей (по горизонтали) и всех манифестаций (по вертикали) должен составлять 100 %. Такое расположение процентных весов подскажет, какую часть от всех заданий следует создать для каждой ячейки. Следующий шаг состоит в том, чтобы решить, какое количество заданий должно быть включено в тест. При этом необходимо учитывать такие факторы, как размер решетки и время, предполагаемое для выполнения заданий. Хорошо известно, что в определении количества заданий перед исследователем возникает дилемма: обеспечение, с одной стороны, надежности теста, что требует увеличения заданий, а с другой – минимизация количества заданий для обеспечения эффективной работы испытуемого с ними, подразумевающей прежде всего поддержание концентрации внимания в ходе обследования. Так, для достижения удовлетворительной надежности опросника требуется не менее 20 заданий, выполнение которых обычно занимает не более 10 минут. Наконец, важную роль в определении количества заданий теста играют особенности того контингента, который предполагается обследовать. Обычно при проводимом разработчиками пилотажном исследовании количество заданий предварительного варианта теста должно быть по крайней мере на 50 % больше числа тех, которые будут включены в окончательную версию.

После того как определен процентный вес каждой из ячеек решетки и установлено общее количество заданий для пилотажной версии теста, нетрудно подсчитать, сколько заданий должно быть разработано для каждой ячейки. Нижеприведенная решетка (Rust, Golombok, 1989) содержит то количество заданий для каждой ячейки, которое необходимо для пилотажного исследования с помощью опросника, состоявшего из 80 вопросов (табл. 3.2).

функциональной спецификации продукта, требования к продукту являются основным источником, определяющим, какие тесты будут разработаны. Для каждого требования пишется один или более тестов, которые в совокупности должны проверить выполнение данного требования в продукте.

Пусть задан следующий фрагмент набора требований для модели обмена транзакциями:

  1. Функция DoTransaction должна принимать адрес и данные в соответствии с параметрами, создавать в очереди новый элемент, заполнять его адресную часть и часть полей данных переданной информацией и инициировать транзакцию
  2. Функция DoAddressTenure должна принимать адрес в соответствии с параметрами, создавать в очереди новый элемент и заполнять его адресную часть
  3. Функция DoDataTenure должна принимать данные в соответствии с параметрами, находить в очереди первый элемент с частично незаполненными полями данных, дополнять его переданной информацией и инициировать транзакцию

Концептуальное описание набора тестов, проверяющего спецификацию, может выглядеть следующим образом:

  1. Вызвать DoTransaction с адресом и данными. Проверить появление в очереди еще одного элемента. Проверить появление на шине транзакции с правильными адресом и данными.
  2. Вызвать DoAddressTenure с адресом. Проверить появление в очереди еще одного элемента. Проверить отсутствие новой транзакции на шине.
  3. Вызвать DoDataTenure с данными. Проверить заполнение полей данных. Проверить появление на шине транзакции с правильными адресом и данными

Тестирование сценариев

Разработка тестов, основанных на использовании сценариев, осуществляется по следующей методике:

  1. Определяется модель использования, включающая операционное окружение продукта и "актеров". Актером может быть пользователь, другой продукт, аппаратная часть и тому подобное, то есть все, с чем продукт обменивается информацией. Разделение на окружение и актеров условно и служит для описания оптимальных способов использования продукта.
  2. Разрабатываются сценарии использования продукта. Описание сценария в зависимости от продукта и выбранного подхода может быть строго определенным, параметризованным или разрешать некоторую степень неопределенности. Например, описание сценария на языке MSC допускает задание параметризованных сценариев с возможностью переупорядочивания событий.
  3. Разрабатывается набор тестов, покрывающих заданные сценарии. С учетом степени неопределенности, заложенной в сценарии, каждый тест может покрывать один сценарий, несколько сценариев, или, наоборот, часть сценария.

Использование сценариев не требует наличия полной формальной спецификации требований, но зато может потребовать больше времени на разработку и анализ.

Еще одна особенность тестирования сценариев заключается в том, что этот метод направляет тестирование на проверку конкретных режимов использования продукта, что позволяет находить дефекты, которые метод тестирования по требованиям может пропустить.

Пример использования спецификации требований для разработки тестов.

Так, для рассмотренного выше примера возможно создание следующего сценария и тестов.

  1. Сценарий: пользователь имеет две независимые нити управления, одна из которых отвечает за генерацию полных транзакций посредством DoTransaction , а другая – за сбор транзакций из адресной части и части данных, когда эта информация приходит из разных источников. Таким образом, вторая нитка использует вызовы к DoAddressTenure и DoDataTenure .
  2. Описание тестов: Вызвать DoAddressTenure c адресом А1 , вызвать DoTransaction с адресом А2 и данными D2 , вызвать DoDataTenure с данными D1 . Проверить последовательное появление на шине двух транзакций: {А1, D1} и {А2, D2}

При выполнении этого теста было, в частности, обнаружено, что функция DoTransaction была реализована через вызовы к DoAddressTenure и DoDataTenure , что приводило к появлению на шине транзакций вида {А1, D2} и {А2, D1} . Подобный дефект может быть обнаружен с большим трудом, если разрабатывать тесты, основываясь только на спецификации требований.

Ручная разработка тестов

Наиболее распространенным способом разработки тестов является создание тестового кода вручную. Это наиболее гибкий способ разработки тестов, однако характерная для него производительность труда инженеров-тестировщиков в создании тестового кода не намного выше скорости создания кода продукта, а объемы тестового кода на практике зачастую превышают объем кода продукта в 10 раз. Учитывая этот факт, в современной индустрии все больше склоняются к более интеллектуальным способам получения тестового кода, таким как использование специальных тестовых языков (скриптов ) и генерации тестов.

Генерация тестов

В настоящее время некоторые языки спецификаций, используемые для описания алгоритмов тестирования, могут быть использованы для генерации тестового кода. Рассмотрим генерацию кода из языка MSC. Тест, описанный выше, формализован на языке MSC (Рис. 9.3). Здесь каждая стрелка с пометкой DoTransaction , DoAddressTenure или DoDataTenure представлет собой вызов соответствующей функции продукта с передачей параметров. Стрелка checkTr соответствует проверке прохождения по шине транзакции с соответствующими параметрами. Каждая из стрелок диаграммы генератором тестов преобразуется в исполнимый код, при этом стрелкам, представляющим собой вызовы функций может соответствовать достаточно простой и маленький участок кода, вызывающий соответствующую функцию и проверяющий ее выходное значение на наличие ошибок.


Рис. 9.3.

Следует отметить, что стрелки, соответствующие проверке транзакций, могут после генерации преобразоваться в достаточно сложный код, который будет выполнять ожидание появления транзакции на шине в течение заданного при генерации времени - тайм-аута, проверять фазы транзакции и сверять вычисленные значения параметров с заданными эталонными значениями.

В процессе обучения учащимся в качестве проверки знаний могут быть представлены задания как в форме тестов, так и не в тестовой форме (вопросы, задачи, упражнения и т.д.).

С точки зрения разработчика, тестовое задание представлено как совокупность формы и содержания.

Форма - способ существования и выражения содержания, главной функцией которой является донесение до тестируемого содержания задания как можно понятнее, нагляднее.

Идеальное сочетание формы и содержания рождает высококачественное тестовое задание, способное адекватно оценить знание испытуемого.

Для такого задания характерны:

  • логическая форма высказывания;
  • краткость формулировки;
  • оптимальность формы представления;
  • наличие определенного места для ответов;
  • адекватность расположения элементов задания;
  • общность правил оценки ответов;
  • адекватность инструкции форме и содержанию задания.

По форме все известные в практике тестовые задания можно разделить на четыре основные группы: закрытые, открытые, на последовательность, на соответствие.

Закрытая форма

Задания такой формы еще называют заданиями с выбором одного или нескольких правильных заключений.

Состоит из неполного тестового утверждения и множества допустимых заключений, одно или несколько из которых являются правильными. Тестируемый определяет правильные заключения из данного множества. При подстановке этих (или этого) заключений в тестовое суждение, оно приобретает полноту и становится истинным утверждением.

В закрытой форме ответы не могут быть все верными или все неверными.

Примеры:

Новая страница 1

Открытая форма

Имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов (число, буква, слово). Ответ формулируется самим тестируемым.

Примеры:

Новая страница 1

Форма на соответствие

Состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними. Соответствие может быть «один к одному» или «один ко многим». Это определяется количеством связей, которые сопоставляются одному элементу из первой группы элементам второй. С целью усложнения выбора ответа, в задании на соответствие могут присутствовать лишние (альтернативные) элементы, не имеющие соответствующей связи.

Примеры:

Новая страница 1

1) Соответствие между авторами и их произведениями 2) Соответствие между авторами и их произведениями
У. Эко Имя Розы Б. Акунин Алмазная колесница
Ф. Ницше Так говорил Заратустра Любовник смерти
Ф. Достоевский Идиот Ошо Близость
Сознание Осознание
Война и мир Ф. Ницше Так говорил Заратустра
Отверженные

Обратим внимание, что в данном примере задание 1 является заданием на соответствие «один к одному» с двумя альтернативными элементами («Сознание», «Война и мир»), а задание 2 - «соответствие один ко многим» с одним альтернативным элементом - «Отверженные».

  • название теста;
  • алгоритмы тестирования (способ выбора заданий из банка);
  • временные ограничения (отсутствуют, присутствуют, устанавливаются тестируемым);
  • специальная информация (отображение времени, заданий ответов);
  • способы оценивания ответа на задание;
  • шкала оценок;
  • тематический состав теста (проверяемые дидактические единицы).

При создании теста внимание разработчика, прежде всего, привлекают вопросы отбора его содержания, которое можно определить как оптимальное отображение учебной содержания дисциплины в системе тестовых знаний.

Требование оптимальности предполагает использование определеннойметодики отбора, которая должна включатьвопросы

  • целеполагания,
  • планирования и
  • оценки качества содержания теста.

Целеполагание на этапе планирования содержания теста

Этап целеполагания является самым трудным и вместе с тем самым важным. От его результата зависит качество содержания теста. На этом этапе преподавателю необходимо решить вопрос, какие результаты студентов он хочет оценить с помощью теста.

Проблема сегодняшнего дня состоит в том, что представления о наиболее общих целях контроля не позволяют непосредственно перейти к разработке средств измерения. Оказывается необходима промежуточная ступень, которую педагоги назвали предварительной операционализацией целей (этому закрученному выражению проще и лучше соответствует термин«конкретизация»).

Процесс конкретизации характеризуется рядом этапов, которые можно отобразить схематично на рисунке:

Состав требований к планируемым результатам обучения

В состав требований к планируемым результатам обучения обычно включают систему объектов изучения, описание видов учебной деятельности и качество усвоения учебного материала. Все это входит в систему научных знаний.



Первым компонентом требований системы научных знаний является характеристика объектов изучения с учетом глубины их освещения преподавателем и планируемого уровня усвоения студентами.

К элементам системы научных знаний исследователи отнесли понятия и факты, законы, теории, идеи, знания о способах деятельности, методологические и оценочные знания.

Представляет интерес структура умений предложенная проф. И.И.Кулибабой:

· Специальные, формирующиеся в процессе изучения отдельных дисциплин;

· Рационального учебного труда, включающие умения пользоваться различными источниками знаний для решения познавательных задач, умения планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать результаты учебной деятельности, умение управлять последней в процессе учения;

· Интеллектуальные, представляющие собой ядро учебной деятельности и объединяющие все учебные дисциплины вуза.

За рубежом популярна следующая классификация целей обучения (или таксономия – по B.S. Bloom), которая представляет интерес для технологии разработки тестов:

1. Знание названий, имен, фактов.

2. Фактуальные знания.

3. Знание определений и понимание их смысла.

4. Сравнительные и сопоставительные знания.

5. Классификационные знания.

6. Знание противоположностей и противоречий, синомичных и антонимичных объектов.

7. Ассоциативные знания.

8. Причинные знания.

9. Алгоритмические, процедурные знания.

10. Обобщенные системные знания.

11. Оценочные знания.

12. Процессуальные знания.

13. Абстрактные знания.

14. Структурные знания.

15. Методологические знания.

Конкретизация учебных целей четко отражена в стандартах каждой специальности вуза. Профессор Кларин М.В. предлагает категории учебных целей в несколько измененном виде, в удобном для задач педагогического измерения (табл.1).

Обобщенные учебные цели (планирует преподаватель) Конкретизируемые учебные цели (достигаются студентом)
Знания на уровне запоминания и воспроизведения Знает смысл употребляемых терминов, Знает основные понятия и определения, Знает формулы, законы, принципы
Знания на уровне понимания Понимает и интерпретирует термины, Интерпретирует понятия и определения, Преобразует словесный материал в математические выражения, Интерпретирует словесный материал на схемах и графиках
Умения по применению знаний в известной ситуации Умеет применять термины, понятия и определения в знакомой ситуации по образцу, Умеет применять формулы, законы и принципы
Умения по применению знаний в незнакомой ситуации Использует законы и принципы в новых ситуациях, Осуществляет перенос известных принципов на незнакомые ситуации
Анализ Видит ошибки и упущения в логике рассуждений, корректирует неполные или избыточные постановки задач, Выделяет скрытые предположения, Проводит различия между фактами и следствиями
Синтез Пишет рефераты, проекты и т.п. Предлагает план проведения эксперимента, Решает проблемы на междисциплинарном уровне путем переноса знаний из одной дисциплины в другую
Оценка Сопоставляет факты, Приводит оценочные суждения, Выбирает оптимальный вариант из предложенных к рассмотрению

После определения целей тестирования и их конкретизации разрабатывается план теста и его спецификация. При разработке плана определяется раскладка процентного содержания разделов дисциплины и число заданий по каждому разделу.

Раскладку начинают с подсчета планируемого числа заданий в тесте, которое затем будет меняться в процессе работы над тестом в сторону увеличения или уменьшения. Предельное число заданий в тесте не должно превышать 60-80, поскольку на тестирование отводится время не более 2-х часов. На выполнение одного задания теста отводится примерно 2 минуты. План теста можно свести в табл. 2.

Табл.2 – Пример плана теста

Спецификация теста

После выполнения планирования содержания теста разрабатывается спецификация теста, в которой фиксируется структура, содержание проверки и процентное соотношение заданий в тесте. Иногда спецификацию делают в развернутом виде. Спецификация теста в развернутом виде включает:

1. Цель создания теста. Обоснование выбора подхода к его созданию. Описание возможных сфер применения.

2. Перечень нормативных документов (стандарты специальности, базисные программ, требования к уровню подготовки выпускников.

3. Описание общей структуры теста, включающее перечень субтестов (если они имеются) с указанием подходов их разработки.

4. Количество заданий различной формы с указанием числа ответов к закрытым заданиям. Общее число заданий в тесте.

5. Число параллельных вариантов в тесте, либо ссылка на кластер, содержащая номера и количество заданий кластера.

8. Соотношение заданий по различным разделам и видам учебной деятельности.

10. Охват требований стандартов (для аттестационных тестов).

11. Перечень требований, не вошедших в тест (для аттестационных тестов).

12. Стратегия расположения заданий в тесте, рекомендуемая разработчиком.

Предположительно, эта спецификация – набор документов для регистрации теста МО РФ.

Создание краткой спецификации основано на сопряжении знаний и умений с процентным соотношением заданий по различным разделам (содержательным линиям дисциплины), см. п.8. Пример реализации подобного сопряжения показан в табл.3. Перечень знаний и умений условно включены:

А-знание понятий, определений, терминов;

Б-знание законов и формул;

В-умение применять законы и формулы для решения задач;

Г- умение интерпретировать результаты на графиках и схемах;

Д-умение проводить оценочные суждения.

Табл.3 – Гипотетическая спецификация теста

Планируемые к проверке знания и умения Содержательные линии (разделы) дисциплины Σ-заданий по каждому пункту
I 20% II 10% III 30% IV 40%
А – 10%
Б – 20%
В – 30%
Г – 30%
Д – 10% -
Итого (строка и рассчитывается и заполняется первой

При заполнении ячеек таблицы в распределении заданий числа ставятся приближенно, и в процессе «обкатки» теста первоначальная раскладка может существенно измениться.

Спецификация, предлагаемая сотрудниками ИОСО РАН, основана на процентном соотношении заданий планируемых сообразно разделам дисциплины и видам предполагаемой деятельности испытуемого в процессе выполнения теста (табл.4).

Табл.4 – Спецификация итого теста по физике (1 семестр)

Содержание предмета Предполагаемая деятельность тестируемого
Репродуктивный уровень Продуктивный уровень
Знание определений, фактологического материала и др. Применение знаний основных законов в знакомой ситуации по образцу, на основе обобщаемого алгоритма Применение знаний в незнакомой ситуации
Общеобразовательная часть теста – 40 заданий 8 заданий –20% 24 задания –60% 8 заданий –20%
Механика 10 заданий – 25% 2 задания 6 заданий 2 задания
Молекулярная физика и термод-ка 8 заданий – 20% 1 задание 5 заданий 2 задания
Электродинамика и СТО 16 заданий – 40% 3 задания 10 заданий 3 задания
Геометрическая оптика 2 задания – 5% 1 задание 1 задание ___
Квантовая физика 4 задания – 10% 1 задание 2 задания 1 задание
Углубленная часть теста – 20 заданий __ 4 задания –20% 16 заданий –80%

После отбора содержания теста для разработчика наступает этап создания тестовых заданий. Грамотно их может сделать опытный преподаватель,

-умеющий правильно выбрать форму тестового задания для проверяемого учебного материала,

-имеющий дополнительные знания по теории и методике создания педагогических тестов.


I. Основные понятия и определения

Валидностъ теста - комплексная характеристика теста, отражающая обоснованность, значимость его результатов, а также адекватность теста целям измерения.

Генерация теста - процесс формирования теста из тестовых заданий в соответствии с задаваемыми параметрами, определяющими количественные и качественные характеристики теста (состав теста, оценочная шкала, алгоритм тестирования, время тестирования и т.д.).

Дидактическая единица (ДЕ) - логически самостоятельная часть учебной дисциплины, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам, как понятия, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.

Дистрактор - вариант ответа в тестовом задании с элементом выбора, не являющийся правильным решением, но внешне близкий к правильному решению.

Длина теста - количество тестовых заданий в тесте.

Качество теста - степень соответствия теста определенным характеристикам, таким, как надежность, валидность, технологичность, корректность и т.д.

Компетенция - способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной профессиональной области.

Надежность теста - характеристика качества теста, отражающая точность оценки уровня подготовленности обучающихся с помощью данных теста, степень постоянства, стабильности, устойчивости результатов тестирования.

Спецификация теста - система характеристик теста, отражающая его содержание и структуру.

Тест - инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, процедуры проверки и заранее спроектированной технологии обработки и анализа полученных результатов. Тесты относятся к современным оценочным средствам. Электронные тесты хранятся, обрабатываются и предъявляются тестируемому с помощью компьютерной и телекоммуникационной техники.

Тестирование - метод диагностического контроля знаний, умений, навыков и/или компетенций обучаемых с использованием тестов, который завершается количественной оценкой, основанной на статистических обоснованных шкалах и нормах. Тестирование является одной из современных технологий оценивания знаний. Основным средством тестового контроля является тест, включающий два основных элемента: задание и эталон-образец правильного и качественного выполнения этого задания, с которым сравниваются ход и результаты деятельности обучаемых, чем и обеспечивается диагностичность контроля. Оценка проставляется по сумме набранных баллов за правильные ответы.

Тестирование компьютерное - метод проверки знаний на базе средств информационно-коммуникационных технологий, являющийся аналогом традиционного тестирования. В случае компьютерного тестирования осуществляется предъявление теста, фиксация результата, реализуются те или иные связанные с этим алгоритмы (например, возможность или невозможность возврата к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничение времени, отведенного на один тест и.т.п.).

Тестовый контроль – процесс определения соответствия уровня знаний, умений, навыков и/или компетенций обучаемого регламентированным требованиям и формирования оценки на основе применения тестовых технологий.

Тестовое задание (ТЗ ) - минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания, может содержать или не содержать набор ответов для выбора. Варианты представления тестовых вопросов: выбрать правильный ответ, расположить в нужной последовательности, заполнить пропуски и т.д.

Трудность ТЗ - количество мыслительных операций и характер логических связей между ними, характеризующих сложность и продолжительность поиска и нахождения верного решения.

Фонд тестовых заданий (ФТЗ ) – логически упорядоченный набор тестовых заданий, позволяющих генерировать множество тестов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО - КАВКАЗСКИЙ ЛЕСНОЙ ТЕХНИКУМ»

спецификация к Тестам

ПМ. 03. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ

для специальности

35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство »

Номинация «Тесты по дисциплинам и междисциплинарным курсам»

Алагир 2014

Аннотация

Тесты составлены по основной профессиональной образовательной программе базового уровня подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

всего – 132 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 132 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 88 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 44 часа;

учебной и производственной практики – часов

1. Назначение теста

Тест позволяет установить уровень знания обучающимися образовательного учреждения программного материала по МДК.03.02 Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

    Документы, определяющие содержание теста

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

    ПК 3. Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность.

    Подходы к отбору содержания теста

    Структура и содержание теста

Тест состоит из 1 раздела и включает в себя 90 заданий с указанием правильного ответа из нескольких предложенных.

Распределение заданий в соответствии с содержанием разделов представлено в таблице 1.

Таблица 1

Раздел теста

Число заданий

Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

Предмет, объекты и задачи лесопаркового хозяйства

Зеленые зоны городов, леса зеленых зон городов и типы хозяйств в них

Понятие о лесопарке, выбор территории. Понятие о лесопарковых ландшафтах, их классификация и характеристика

Законы ландшафтной архитектуры, общие принципы, композиции

Ландшафтная таксация, ее цели и задачи, отличие от лесной таксации

Архитектурно-планировочное задание на проектирование лесопарка. Опорный план, другая допроектная документация. Методика проектирования лесопарка

Хозяйственные мероприятия по благоустройству лесопарков. Хозяйственные мероприятия по реконструкции ландшафтной растительности

Хозяйственные мероприятия по реконструкции ландшафтной растительности

Хозяйственные мероприятия по содержанию территории лесопарка. Охрана в лесопарках

Назначение и классификация зеленых насаждений

Парки, скверы, уличные насаждения. Озеленение промышленных предприятий

Способы создания и содержания зеленых насаждений

Использование лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности

Основы декоративной дендрологии

5. Система оценивания знаний

Все задания проверяются автоматически (ответы сравниваются с эталоном). Выполнение каждого задания оценивается 1 балл. Общий максимальный балл за выполнение всех заданий теста – 30 баллов.

6. Время выполнения раздела

На выполнение раздела отводится – до 2 часов.

7. План теста

План теста по разделам представлен в таблице 2.

Таблица 2

Проверяемые элементы содержания (разделы/темы МДК)

Требования к проверяемому уровню подготовки (профессиональные/общие компетенции)

Число заданий

Макси

мальный балл

Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

Знать принципы организации и ведения хозяйства в лесах для осуществления рекреационной деятельности; пути повышения устойчивости лесов, их санитарно-гигиенических и оздоровительных функций при осуществлении рекреационной деятельности; правила оформления технической документации; нормативно-правовую документацию по видам использования лесов и охране окружающей среды при использовании лесов; правила охраны труда и пожарной безопасности при использовании лесов

Тесты по МДК.01.03 Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

Выберите один правильный ответ.

Вопрос№1 Ландшафты, образовавшиеся в ходе естественного развития природной среды и не носящие следов деятельности человека
1.Природные или естественные
2.Культурные
3. Антропогенные
Вопрос №2 Окружающая город территория, формирование которой подчиняется его интересам, выполняющая природоохранные и рекреационные функции

1.Лесопарковая
2. Пригородная (зеленая) зона
3.Лесохозяйственная

Вопрос №3 Лесной массив, частично благоустроенный и предназначенный для отдыха населения
1. Лесопарк
2. Загородный парк
3. Ландшафт

Вопрос №4 Ландшафт, созданный или видоизмененный человеком
1.Культурный
2. Лесопарковый
3.Природный

Вопрос №5 Культурный ландшафт, созданный в процессе преобразования леса в лесопарк
1.Природный
2.Лесопарковый
3. Заповедный

Вопрос №6 Наиболее рациональное расположение лесов зеленой зоны, рекомендуемое для крупных городов и населенных пунктов с хорошо развитыми транспортными путями
1.Кольцевое
2.Одностороннее
3.Неравномерное

Вопрос №7 Первичный учетный участок леса, по которому определяют основные таксационные
показатели
1.Квартал
2.Выдел
3. Пробная площадь

Вопрос №8 Минимальная площадь таксационного выдела
1. 0,1 га
2. 0,5 га
3. 1,0 га
4. 0,2 га

Вопрос №9 Средняя площадь таксационного выдела
1. 3-5 га
2. 1 га
3. 10 га
4. 2 га

Вопрос №10 Участок лесного фонда с таксационной характеристикой, отличающейся от смежных участков на величину, предусмотренную лесоустроительными нормативами, и требующий проведения на всей его площади одинаковых лесохозяйственных мероприятий
1. Выдел
2. Квартал
3. Пробная площадь

Вопрос №11 Отмечать граничные деревья лесного выдела при таксации насаждений рекомендуется
1. Масляной краской
2. Зарубкой
3. Визиром
4. Мелом

Вопрос №12 Разделение насаждений на выделы производится при различии в … таксационных показателях
1. В пяти и более
2. В двух
3. В трех

Вопрос №13 В сложных насаждениях выделяют ярусы по средней высоте основного элемента леса при разнице в...
1. 10%
2. 5%
3. 20% и более
4. 15%

Вопрос №14 В составе насаждений квартал разделяют на выделы (в единицах состава) при разнице …
1. 2 и более
2. 1 и более
3. 3и более

Вопрос №15 В полноте основного яруса насаждений участок леса делят на выделы при разнице …
1. 0,2 и более
2. 0,1 и более
3. 0,5 и более
4. 0,3 и более

Вопрос №16 Разделение квартала на выделы производится при разнице в продуктивности (по классам бонитета)
1. 1 класс
2. 2 класса
3. меньше 1 класса

Вопрос №17 По среднему диаметру (в см) основного элемента леса разделение квартала на выделы производится при разнице …
1. 4см
2. 2см
3. 1см
4. 3см

Вопрос №18 Относительно однородная по своему происхождению территория, характеризующаяся взаимосвязанным комплексом различных природных компонентов: рельефа, почвы, растительности и др.
1. Ландшафт
2. Биогеоценоз
3. Лес
4. Лесопарк

Вопрос №19 Для ландшафтов закрытых пространств характерна полнота древостоя …
1. 0,6-1,0
2. 0,4- 0,6
3.0,2-0,5
4. 0,3-0,6

Вопрос №20 Для ландшафтов полуоткрытых пространств характерна полнота древостоя …
1. 0,3-0,5
2. 0,4-0,6
3. 0,3-0,7
4. 0,5-0,6

Вопрос №21 Для ландшафтов открытых пространств характерна полнота древостоя …

1. до 0,2
2. до 0,3
3. до 0,4
4. до 0,5


Вопрос №22 Минимальная площадь лесопарка

1. 50га
2. 200га
3. 300га
4. 500га

Вопрос №23 Наиболее выразительный участок природного ландшафта в лесопарке
1.Композиционный центр
2.Опорный ландшафт
3.Видовая точка
4Пейзажная точка

Вопрос №24 Распределение деревьев на участке при рубках формирования
1.Равномерно или группами
2.Полосами
3.Рядами
4.Массивами

Вопрос № 25 Площадь групп для основных пород лесообразователей, в которой сохраняется лесная среда (при рубках формирования)

1.0,3-0,9 га
2.0,1-0,2га
3.0,1-0,3
4до 0,3га

Вопрос №26 Типы леса в которых имеются условия для формирования ландшафтов закрытых пространств

1.В разнотравных
2.В черничниках
3.В верещатниках
4.Во всех

Вопрос №27 Серии типов леса не пригодных для лесопаркового хозяйства без проведения мелиоративных мероприятий

1.Разнотравные
2.Брусничники
3.Кисличнмки
4.Долгомошные и сфагновые

Вопрос № 28 Заполнение площади (в процентах) участка деревьями и воздушного пространства кронами для ландшафта закрытого типа

1.60-100%
2.20-50%
3.30-40%
4.50-60%

Вопрос №29 Заполнение площади (в процентах) участка деревьями и воздушного пространства кронами для ландшафта полуоткрытого типа

1.30-50%
2.30-60%
3.40-55%
4.50-60%

Вопрос №30 Глубина просматриваемости характерная для лесопарковых ландшафтов закрытого типа
1.10-20 м

Вопрос № 31 Оценка ландшафтно-архитектурных свойств территории, отводимой под лесопарк

1.Таксация
2. Лесной таксации
3. Ландшафтная таксация
4. Таксация древостоев

Вопрос № 32 Отношение площади горизонтальной проекции крон к площади выдела

1. Сомкнутость полога
2. Полнота древостоя
3. Сомкнутость древостоя

Вопрос № 33. Ландшафты, формирующиеся на участках, где кроны деревьев находятся в одной плоскости и участок имеет хорошую форму просматриваемость под кронами

1.Открытых пространств
2.Закрытых пространств
3.Полуоткрытых пространств
4.Горизонтальной сомкнутости

Вопрос № 34 Ландшафты, формирующиеся на участках, с разновозрастным древостоем, с низкоопущенной кроной и низкой просматриваемостью

1.Вертикальной сомкнутости
2.Открытых пространств

3.Закрытых пространств
4.Полуоткрытых пространств

Вопрос № 35 Зона, выделяемая в лесопарке вокруг историко-мемориального объекта
1.Мемориальная
2.Заповедная
3.Туристко-экскурсионная

Вопрос№36 Проект размещения древесной растительности,газонов цветников

1.Денрологический
2.Генеральный план

3.Разбивочный план

4.Композиция насаждений

Вопрос№37 Зона, в лесопарке предназначенная для массового неорганизованного посещения и отдыха

1.Активного отдыха

2.Тихого отдыха

3.Спортивная
4.Защитная

Вопрос№38 Текстовая часть проекта,включающая основные данные характеристики лесопарка

1.Пояснительная записка
2.Архитектурно-планировачное решение
3.Денропроект

Вопрос№39 Формы крон деревьев, способствующих повышению эстетической ценности ландшафта

1.Пирамидальная шаровидная

2.Округлая, рыхлая

3.Раскидистая, плотная

4.Раскидистая, рыхлая

Вопрос№40. Одиночные деревья на полянах называются

1.Солитеры

2.Лесообразующая порода
3.Акцент лесопарка

Вопрос№41 Общее состояние древостоя, характерные особенности роста,развития,успешность естественного возобновления

1.Устойчивость

2.Класс бонитета
3.Класс роста

Вопрос№42 используют при ландшафтной таксации … класса(ов) устойчивости
1.Пять
2.Четыре

3.Три
4.Два

Вопрос№43 Совершенно здоровые древостои (не менее 90% здоровых деревьев в хвойных и70% в лиственных насаждениях), с хорошим ростом и развитием относятся к … классу устойчивости

1.К первому
2.Ко второму

3.К третьему
4.К четвертому

Вопрос№44 Класс устойчивости здоровых древостоев (не менее 71-90% здоровых деревьев в хвойных и 51-70% в лиственных насаждениях),с явно замедленным ростом

2.Второй
3.Третий

4.Четвертый

Вопрос№45 Класс устойчивости древостоев где здоровых деревьев не менее 51-70% в хвойных и 31-50% в лиственных насаждениях с резко выраженным замедленным ростом, в которых начинается распад древесного сообщества
1. 2 класс
2. 3 класс
3. 5 класс
4. 6 класс

Вопрос №46 Класс устойчивости древостоев, где здоровых деревьев 50% в хвойных и 30% в лиственных насаждениях, явно отмирающих, теряющих природоохранные и защитные функции
1. 1 класс
2. 2 класс
3. 3 класс
4. 4 класс

Вопрос №47 Относительно узкая полоса насаждения, примыкающая к открытому участку называется …
1. опушка
2. аллея
3. живая изгородь

Вопрос №48 Пункты лесопаркового ландшафта, с которых открываются красивые виды, панорамы, объекты
1. видовые точки
2. площадки отдыха
3. беседки

Вопрос №49 Класс эстетической оценки ландшафта с высокими декоративными качествами растений, красивыми пейзажами, хорошо дренированными почвами, отсутствием захламленностей и хорошей проходимостью, преобладанием насаждений 1 и 2 классов бонитета
1. 1класс
2. 2 класс
3. 3 класс

Вопрос №50 Класс эстетической оценки ландшафта с насаждениями 3 и 4 классов бонитета, произрастающими на слабо дренированных почвах с захламленными участками леса с невыразительными пейзажами, требующими определенных хозяйственных мероприятий
1. 1класс
2. 2 класс
3. 3 класс

Вопрос №51 Класс эстетической оценки ландшафта с насаждениями 4 и 5 классов бонитета, не отличающегося хорошими декоративными качествами и не пригодного для устройства лесопарка без проведения сложных хозяйственных мероприятий
1. 1класс
2. 2 класс
3. 3 класс

Вопрос №52 Оценка проходимости лесного участка на котором передвижение возможно во всех направлениях
1. хорошее
2. среднее
3. отличное

Вопрос №53 Оценка проходимости участка, на котором передвижение затруднено по некоторым направлениям
1. хорошая
2. средняя
3. плохая

Вопрос №54 Оценка проходимости участка где продвижение сильно затруднено из-за захламленности, заболоченности, крутизны склонов, запущенности подроста, подлеска
1. хорошая
2. средняя
3. плохая

Вопрос №55 Легко изменить структуру древостоя при помощи рубок формирования в … классах возраста
1. в 1-3 классах возраста
2. в любых
3. в 4-5 классах
4. в 6-7 классах

Вопрос №56 В древостоях старше … класса возраста трудно изменить структуру и можно рекомендовать лишь улучшение ландшафтных свойств древостоя

1. 3 класса
2. 1 класса
3. 2 класса

Вопрос №57 Для удаления деревьев с низкими эстетическими качествами проводят … рубки
1.выборочные
2. сплошные
3. хозяйственные
4. рубки ухода

Вопрос №58 Территория смежных таксационных выделов, на которой формируется лесопарковый ландшафт, основная планировочная единица лесопарка
1. ландшафтный участок
2. ландшафтный выдел
3. ландшафтный квартал

Вопрос №59 Два основных документа, без которых не может быть начато проектирование лесопарка
1. АПЗ (архитектурно-планировочное задание) и опорный план
2. аэрофотоснимок и таксационное описание
3. инвентаризационный план и паспорт объекта

Вопрос №60 Рубки ухода, формирующие лесопарковый ландшафт называются

1. рубки формирования
2. рубки ухода
3. проходные рубки
4. санитарные рубки

Вопрос №61 Выборочно с целью удаления поврежденных деревьев и повышения жизнестойкости насаждений проводят рубки …

1. санитарные
2. проходные
3. главного пользования
4. группово-выборочные

Вопрос №62 Посадки в лесопарке проектируют в … стиле

1. пейзажном
2. регулярном
3. смешанном
4. комбинированном

Вопрос №63 Посадки, которые проводят под пологом древостоя и в «окнах» при отсутствии жизнеспособности подроста
1. восстановительные
2. защитные
3. декоративные
4. маскирующие

Вопрос №64 Посадки, необходимые для маскировки сооружений, некрасивых мест лесопарка
1. декоративно-маскирующие
2. защитные
3. восстановительные

Вопрос №65 Посадки, предназначенные для повышения устойчивости насаждений, ограждения мест отдыха
1. защитные
2. декоративные
3. маскирующие
4. восстановительные

Вопрос №66 Зоны, используемые для расширения ассортимента растений лесопарков (особенно создаваемых на безлесных территориях)
1. интродуценты
2. гибриды
3. привитые саженцы

Вопрос №67 Виды посадочного материала, используемого при формировании лесопарковых ландшафтов
1. сенцы
2. крупномерные деревья
3. саженцы

Вопрос №68 Специально устроенная однородная выровненная площадь, покрытая травянистой растительностью называется …
1. газон
2. лужайка
3. поляна
4. луг

Вопрос №69 Газоны, предназначенные для отдыха называются
1. луговые
2. партерные
3. декоративные поляны

Вопрос №70 Газоны, создаваемые с декоративными целями называются

1.партерные
2. лужайки
3. спортивные
4. специальные

Вопрос №71 Тропы, прокладываемые по участкам лесопарка с наиболее характерными элементами ландшафта называются
1. экологические
2. туристские
3. познавательные
4. ландшафтные

Вопрос №72 Лесной массив реконструированный, благоустроенный методами ландшафтной архитектуры и предназначенный для отдыха:

2. лесопарк

3. заповедник

Вопрос №73 Леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов подразделяют на хозяйственные части :

1. лесопарковую и лесопромышленную

2. лесохозяйственную и лесопромышленную
3.лесопарковую и лесохозяйственную

Вопрос №74 Древостои с равномерным или неравномерным размещением деревьев и сомкнутостью полога 0,3-0,5 относится к группе ландшафтов:

1. закрытых

2. полуоткрытых

3. открытых

Вопрос №75 Пригодность местности для организации отдыха характеризует класс:

1. бонитета

2. товарности

3. совершенства

Вопрос №76 Для получения общего ландшафта в лесопарке проводятся посадки:

1. защитно-декоративные

2. лесовосстановительные

3. пейзажные

4. ремизные

Вопрос №77 Сложные разновозрастные насаждения, устойчивые к рекреационным нагрузкам, рекомендуется создавать в фундаментальной зоне лесопарка:

1. прогулочной

2. активного отдыха

3. тихого отдыха

4. мемориальной

Вопрос №78 Для замены в лесопарках насаждений малоценных древесных пород более ценными и декоративными породами проводятся рубки:

1. планировочные

2. санитарно-выборочные

3.реконструктивные
4. формирования

Вопрос №79 Для повышения декоративности ландшафтов лесопарковые посадки под пологом чистых древостоев проводят, начиная с класса возраста:

1. первого

2. второго

3. третьего

Вопрос №80 Несколько одновозрастных деревьев или кустарников одной породы, высаживаемой в лесопарке, называют:

1. солитером

2. пейзажем

3. куртиной

Вопрос №81 С помощью рубок формирования существующую серию ландшафта можно изменить в классе возраста:

3. -3-5

Вопрос №82 Общее состояние древостоя, качество его роста и развития характеризует:

1. просматриваемость

2. полнота

3. сомкнутость

4. жизнеустойчивость

Вопрос №83 При образовании ландшафтных участков в лесопарках допустимые отклонения в таксационных характеристиках выделов:

1. до трех единиц по составу насаждений

2. одной возрастной группы

3. трех классов эстетической оценки.

Вопрос №84 Тропы, прокладываемые по участкам лесопарка с наиболее характерными элементами ландшафта :

1. экологические

2. туристические
3.позновательные
4. ландшафтные

Вопрос №85 .Специально устроенные однородные выровненные площади, покрытые травянистой растительностью:

2. лужайка

Вопрос №86 Посадки необходимые для маскировки сооружений, некрасивых мест лесопарка:

2. защитные

3. восстановительные

Вопрос №87 Общее состояние древостоя, качество его роста и развития характеризует:

1. просматриваемость

2. полнота

3. сомкнутость

4. жизнеустойчивость

Вопрос №88 Древостои горизонтальной сомкнутости 0,60-1,0 с равномерным размещением деревьев относятся к группе ландшафтов
1. закрытые
2. полуоткрытые
3. открытые

Вопрос №89 Древостои вертикальной сомкнутости 0,6-1,0 с неравномерным размещением деревьев относится к группе ландшафтов
1. открытые
2. полуоткрытые
3. закрытые

Вопрос №90 Участки с единичными деревьями или молодняки высотой до 1м относятся к группе ландшафтов
1. закрытые
2. полуоткрытые
3. открытые

вопросов

Правильные ответы

вопросов

Правильные ответы

вопросов

Правильные ответы

вопросов

Правильные ответы



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...