Что значит осознание. Что такое осознанность

В этой статье мы поговорим о том, что такое осознанность. Важно не только понимать, что такое осознанность, но и жить осознанно.

Осознанность – это ключ от всех дверей

Начиная с великих учителей прошлого, таких как Иисус, Кабир, Нанак, Будда, Мухаммад, и заканчивая современными учителями, такими как Карл Ренц, Этхарт Толле, Далай Лама, Ошо, - можно сказать, что все эти учителя учили только одному - осознанности.

Каждый учитель осознанность называл по-своему. Иисус называл это пробуждением, поэтому он не раз говорил: бодрствуйте, будьте бдительными, но люди не понимали его, они думали, бодрствовать – это значит не спать в постели, но они не понимали, что если даже они не находятся в постели – это не значит, что они бодрствуют. Можно спать и на ходу.

Этхарт Толле называл осознанность присутствием, или силой момента сейчас.
Ошо называл осознанность свидетельствованием. Как ни называй, суть не меняется.


Осознанность – это способность человека быть здесь и сейчас, больше чувствовать мир, а не думать его, умение не вестись на иллюзии ума. Понимать, что мысли – это всего лишь мысли и ничего общего с настоящей реальностью мысли в голове не имеют.

Осознанность – это понимание того, что мысли иллюзорны и они несут лишь тень прошлого или будущего, а настоящая реальность находится там, где находится тело человека, то есть настоящая реальность окружает тело здесь и сейчас.

Осознанность помогает увидеть свой внутренний мир

Благодаря осознанности человек начинает знакомиться со своим внутренним миром, до этого для него существовал только внешний мир, сейчас же открывается внутреннее измерение.

Человек, который , всё меньше и меньше становится реактивным. Им тяжелее управлять, он уже не реагирует на одни и те же раздражители одинаково, у него появляется возможность свободно выбирать, как реагировать на тот или иной раздражитель. Такой человек становится всё более и более спонтанным и непредсказуемым.

Допустим, если на неосознанного человека кричат, то, в зависимости от привычки, он может либо кричать в ответ, либо, боясь криков, избегать конфликтов. Неосознанный человек всегда реагирует, допустим, на крики одинаково, а осознанный может выбрать, кричать ему, то есть идти на конфликт, или же избежать конфликта, и это зависит от ситуации. У осознанного человека повышается эффективность общения с людьми и устойчивость к стрессам.

Важно понимать, что существует три основных аспекта внутреннего мира для осознания:

  • тело;
  • душа.

Осознания тела

Самый начальный этап осознания начинается с тела. На этом этапе человек учится чувствовать своё тело, уметь направлять своё сознание в тело, чувствовать, как энергия течёт в теле. Появляется навык слушания внутренних органов, стука сердца и т. д.

Человек лучше начинает заботиться и любить себя, то есть своё тело. Первое время человеку трудно медитировать на тело, мысли часто уносят, человек постоянно прыгает от осознанности к неосознанности, часто во время медитации засыпает.

Со временем появляется новый уровень, когда человек осознаёт, что он не засыпает, мысли всё так же приходят в голову, но не уносят его, а сознание остаётся в теле всё чаще и дольше. Потом человек начинает направлять сознание в тело уже на улице, где бы он не находился, при общении с людьми.
Самое тяжелое, пожалуй, это осознавать своё тело, двигаться и разговаривать одновременно.

Осознание мыслей

Осознание мыслей или наблюдение за ними, это, пожалуй, второй уровень осознания – это когда человек уже видит свои мысли и понимает, что мысли это мысли и ничего общего с реальностью они не имеют.

Человек даже может посмеяться над теми мыслями, которые приходят ему голову, так как у него есть понимание, что он не есть мысли и что мысли часто приходят извне, а не всегда рождаются в его голове.

Жизнь не так серьёзна, как её рисует ум!!!

Человек, который осознаёт свои мысли, живёт этим принципом. Такой человек не теряется в своих мыслях, не следует за ними, этот человек уже является хозяином своего ума и не позволяет мыслям увести его в иллюзии, а осознанно направляет своё внимание в момент сейчас, который окружает его тело.

Осознание души

Осознание души – это третий уровень, и с ним справиться можно только после того, как будут пройдены первые два этапа осознания.

На самом деле все три этапа осознания трёх аспектов человека - тела, ума, и души - очень взаимосвязаны и дополняют друг друга, а разделены они были для лучшего понимания и усвоения материала.

Осознание души происходит за счёт осознания эмоций и чувств, настроений, на этом этапе человек может чётко отличить эмоции от чувств и осознавать своё настроение и управлять им.
Эмоции приходят вслед за мыслями, неважно, какие это мысли, позитивные или негативные.
А чувства приходят от души, а не от мыслей. Мысли могут приходить в голову после чувств, то есть эмоции - следствие мыслей, а чувства - всегда их источник.

Чувства – это более глубокий уровень, чаще всего исходят из груди. А эмоции ощущаются в области живота, но не стоит это принимать за истину, всё это индивидуально.
Важно понимать, что эта статья об осознанности не есть осознанность – это всего лишь направление к ней, но если вы её читаете, то вы близки к осознанности или к пробуждению как никогда раньше.
Осознание направляется на осознание или на восприятие

Это четвертый этап, который уже случается с человеком сам по себе, после того, когда он уже прошёл три предыдущих этапа. На этом этапе осознание направляется на восприятие, человек уже задаёт вопрос себе, кто это всё воспринимает, кто я такой, на этом этапе человек вспоминает, Кто Он Есть в Действительности.

Выводы по теме, что такое осознанность:

  • осознанность помогает человеку наконец-то открыть для себя внутреннее измерение помимо внешнего мира;
  • осознанность даёт человеку свободу выбора, возможность реагировать так, как человек выберет, на тот или иной раздражитель;
  • осознание происходит в три этапа: осознание тела, ума и души, все эти этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга;
  • осознанность в разные времена разными людьми называлась по-разному: пробуждение, свидетельствование, присутствие, быть здесь и сейчас, бодрствование, бдительность и так далее; все эти слова имеют одну и ту же суть - человек поднимается на новый этап эволюционного духовного роста.

Следствие осознанного образа жизни - это безусловная любовь, радость, более полноценная и яркая жизнь.

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

В последнее время весь мир говорит о практике осознанности. И это прекрасно, потому что сейчас нам особенно не хватает некоего неуловимого, но важного элемента нашей жизни.

Порой мы начинаем догадываться, что не хватает нам самих себя – нашей готовности или умения присутствовать в собственной жизни и проживать ее так, будто она действительно что-то значит, в тот единственный момент, который у нас когда-либо будет, то есть здесь и сейчас, – и что мы достойны и способны прожить свою жизнь именно так.

Это очень смелая и чрезвычайно важная мысль, и она могла бы изменить мир. По крайней мере она изменит жизнь тех, кто решится сделать шаг в этом направлении и поможет этим людям оценить и ощутить полноту жизни.


Итак, несколько определений осознанности:

2. Осознанность (awareness) определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Такое определение осознанности подразумевает, что субъективные переживания могут восприниматься самим субъектом непосредственно, без концептуализации, и принимаются как таковые (acceptance), тем самым осознанность включается в более общее понятие внимательности (mindfulness). (Взято из Википедии).

3. Осознанность — это не ум. Осознанность — это не умственная осведомленность. Осознанность — это непосредственное знание, полученное напрямую и не подвергнутое умственным интерпретациям и искажениям. Осознанность и ум — совершенно разные вещи. Осознанность, если она проявлена, существует сама по себе, независимо от ума. Осознанность - это величина Вашего внимания, с которой Вы совершаете определенные действия. Это могут быть любые действия, включая как механический характер работы, так и умственный труд.

4. Осознанность как способ жизни - способность,умение и привычка сопровождать сознанием свои актуальные состояния, свои действия, свою деятельность, течение своей жизни. Осознанность - результат включения сознания на происходящее. Осознанное - освещенное светом сознания, то, на что обратили достаточное внимание: внимание, достаточное для нужных различений и, возможно, решений и выводов. Осознанное - то, что мы видим и позже можем вспомнить, описать как увиденное.

5. Осознанное - альтернатива тому, в чем мы не отдаем себе отчета: неосознанному. Неосознанное - происходящее без участия сознания. Неосознанные психические процессы - то, что в человеке или с человеком происходит само собой, естественно, без сознательного контроля и не требующее дополнительных сознательных усилий.

Когда человек «не видит, не понимает, не соображает, отвлекся, увлекся, действует безотчетно» - это все описание неосознанного поведения. Возразил - но не заметил этого. Повысил голос - и удивился, когда ему на это указали. Занялся одним, через какое-то время понял, что занимается уже совсем другим…Большинство людей большую часть времени своей жизни проводят в неосознанном состоянии. Живут, не приходя в сознание.

Самая главная проблема определения заключается в том, что это практика, а не теория. Практика эта, будучи именно практикой, а не теорией, нечто такое, что легче пережить, чем объяснить. Как секс, например, или еда. Определения плохо помогают понять её.

Однако тут встаёт закономерный вопрос: как вас заставить её практиковать, если вы ничего не будете о ней знать? Ведь даже перед едой мы стараемся сначала хотя бы прочитать меню, прежде чем набрасываться на нечто бесформенное, пристально глядящее на нас из тарелки. Про секс я уж и не говорю – всегда полезно установить как минимум пол и возраст потенциального партнёра.

Так что придётся мне долго и нудно объяснять, что такое Практика Осознанности. А что делать? Даже Будда Гаутама после своего прославившего его на весь свет пробуждения под деревом, сидел в нерешительности целую неделю под этим самым деревом и думал:

– Ну куда я, к чёрту, пойду? Ведь не поймут меня люди.

Но думал он так не потому, что люди идиоты, а потому что объяснить трудно. Однако потом всё же, собрав свои немногочисленные манатки, повлёкся он учить. Сорок пять лет его было не остановить – всё учил и учил.

Хорошо, хватит предисловий. Что мы видим в этом словосочетании?

Видим мы тут четыре слова: практика, осознанность, внимательность и mindfulness. С первым легче всего.

Практика, в нашем контексте, – это то, что мы сознательно, намеренно и регулярно делаем.

Три других слова, опять же в нашем контексте, обозначают одно и то же свойство человеческого сознания. И на объяснение этого свойства у меня уйдёт некоторое время.

В древнем и уже порядочно мёртвом языке пали имеется буддийский термин сати; чаще всего на русский его переводят каквнимательность или памятование (вспоминание), однако то, что мы обычно понимаем под этими словами в нашей обыденной жизни, не даёт нам исчерпывающего представления об этом термине.

Англичане перевели его как mindfulness, и это уже, на мой взгляд, несколько ближе к телу, то есть, дословно получается некая полнота внимания.

Что же это за полнота такая?

Джон Кабат-Зинн (один из пионеров внедрения этого термина в западную науку, а также в обиход рядовых американцев и прочего англоязычного люда), 30 лет назад создавший эффективный метод снижения стресса (Stress Reduction) на основе Практики Осознанности (Mindfulness),так определяет этот термин:

Mindfulness means paying attention in a particular way: on purpose, in the present moment, and nonjudgmentally.

Практика Осознанности означает направление внимания определённым образом: намеренно, в настоящем моменте и безоценочно.

Иногда он добавляет:

with open hearted compassion

с сострадательной открытостью сердца)

Я не переводчик, поэтому не судите строго – перевожу, как понимаю, а русский язык, как известно, более громоздкий, чем английский.

Mindfulness is simply observing things as they are and learning from that.

Практиковать Осознанность – это просто наблюдать вещи такими, как они есть, и учиться из этого опыта.

И пожалуй, вот ещё одно определение тхераведийского монаха Bodhipaksa:

Mindfulness is the gentle effort to be continuously present with experience.

Практика Осознанности – это мягкое усилие, направленное на то, чтобы быть непрерывно присутствующим в своём опыте.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что:

Практика Осознанности это процесс, происходящий от момента к моменту. И процесс этот подразумевает открытость, чувствительность (восприимчивость) и любопытство (интерес) к данному мгновению жизни.

Например, сейчас мне может быть скучно, но “скучно” – это слово, оценка некоего опыта, и оценка эта обычно блокирует мою восприимчивость.

Если же я в этот момент “скуки” вспомню об осознанности и просто, так сказать, побуду с этим опытом, почувствую, что реально происходит в моём теле, в моих мыслях, включая и это оценочное суждение “мне скучно”, то:

во-первых , я могу обнаружить что эта “скука” не такая уж и скучная, потому что в реальности прямо сейчас со мною много чего происходит;

во-вторых , никакой скуки уже и нет, потому что – смотри “во-первых”;

в-третьих , всё уже многократно изменилось.

Поэтому я предлагаю проделать маленький эксперимент:

Прямо сейчас, пока вы читаете этот текст, начните прислушиваться к звукам, которые доносятся до вас. То есть одним глазком читайте, а другим ухом слушайте. Любые звуки, всё что угодно: тихий шум компьютера, тиканье часов, храп вашего коллеги по работе – все звуки которые есть. Уж не знаю, что у вас там происходит в данный момент.

А когда дочитаете до конца этого абзаца, вообще перестаньте читать и только слушайте. Смотрите в правый нижний угол компьютера – у вас там должны быть часы – и следующую минуту только слушайте. Осознавайте громкость каждого звука, его продолжительность, высоту, тональность, обращайте также внимание на прерывание звуков, на моменты тишины, паузы, слушайте эту тишину.

……………………………………………………

Всё, минута прошла, и если вы не делали упражнение, сами виноваты.

Если вы всё же сделали его, то:

· Если всю эту бесконечно долгую минуту вы были полностью в контакте со своим опытом слушания, то вы были осознанны и получаете зачёт и первый приз – возьмите что-нибудь вкусное из буфета.

· Если всё время вы думали об этом опыте, или о своей бабушке, или о президенте Путине, или о том, какой я идиот, или ещё о чём-то – вы были неосознанны, и за это вам выговор.

· Если вы потратили это время на суждения о ценности для вас и всей последующей вашей жизни, этого опыта, то вы опять провалились в неосознанность и за это вам строгий выговор.

· Если вы подумали что этот эксперимент дурацкая трата времени, то вы получаете строгий выговор с занесением в личное тело.

· Но… У нас всегда в запасе имеется это спасительное «Но»! Если вы, слушая звуки, думали, оценивали, судили, рядили, матерились, но при этом замечали эти свои мысли, оценки, суждения и мат, в тот же самый момент, когда они проносились через вашу бедную голову, или с небольшим запаздыванием – welcome aboard again! Вам присвается звание почётного осознавателя и вы получаете суперприз – можете съесть все содержимое вашего буфета, сам буфет и буфетчицу.

В дополнение к призу из буфета немного поэзии от нас с Мацуо Басё:

Долгий путь пройден,

За далеким облаком

Сяду отдохнуть

Старая как небо метафора, относящаяся к практике осознанности – это наблюдать за содержанием текущего опыта (за всем, что попадает в поле внимания), как за текущими в небе облаками.

Разумеется, осознанность как неотъемлемое человеческое качество развилось у нас давно. Очень давно. Так давно, что уже никто и не помнит когда.

Но вот идея практиковать осознанность, пестовать её и культивировать была впервые зафиксирована 2500 лет назад. Продвигал эту идею в то время человек по имени Сиддхартха Гаутама Шакьямуни.

Осознание

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я, или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то что есть подобие» бытия этого что-то. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Другие попытки определить сознание

Философские теории сознания

Дуализм

Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Логический бихевиоризм

Идеализм

Материализм

Функционализм

Двухаспектная теория

Двухаспектная теория - это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы , Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория

Эмерджентная теория

Индуизм

К определению термина

Термин сознание является одним из самых трудных для точного формального определения. Весьма спорны параметры и критерии, по которым можно судить, обладает ли то или иное существо тем, что подразумевается в том или ином определении. Например, обладает ли сознанием (в смысле осознавания своего тела, предугадывания последствий своих телодвижений) новорождённый или играющий со своим собственным хвостом щенок? С развитием животного происходит изучение закономерностей, характерных для своего тела. Взрослые собаки уже не гоняются за своим хвостом.

Остаётся открытым вопрос, должно ли входить в признаки сознания возможность прогнозирования только собственных, или обязательна возможность прогнозирования и собственных, и несобственных действий.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Сознание (Психологический словарь)
  • Сознание на ресурсе Национальная психологическая энциклопедия
  • Лорен Грэхэм . Глава V. Физиология и психология: Проблема определения понятия «сознание» // Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе

Литература

  • Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания // Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  • Дели М. М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева . - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 312-315. - («Мыслители», выпуск 12).
  • Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. - Томск: Изд-во ​Томского ун-та, 1999. - 338 с.
  • Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: 1994.
  • Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии : Моногр. - М.: Высш. шк., 1998 - 144 с
  • Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. М.: Ижевск, 2005.
  • Спирова Э. М. Идолы сознания на пути к пониманию // Знание. Понимание. Умение . - 2006. - № 1. - С. 48-53.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. СПб.: 2005.
  • Tart Ch. T. States of Consciousness. N.Y.: 1975.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Осознанность как качество личности – способность во время бодрствования бдительно присутствовать здесь и сейчас, воспринимать, чувствовать и осознавать события, объекты и чувственные установки.

В жизни Будды, когда он был еще простым ищущим, произошел примечательный случай. Вместе с попутчиком он проходил через какое-то селение. Оба вели оживленную беседу, когда на шею Будды села муха. Будда, подняв руку, отмахнулся от мухи. Муха улетела, но Будда внезапно остановился. - Я совершил серьезнейшую ошибку, - сказал он. Затем повторил жест, отгоняющий муху. Приятель воскликнул: - Что ты делаешь? Муха уже улетела. Будда ответил: - Теперь я отгоняю муху так, как должно. Теперь я полностью осознан в том, что делаю. Теперь, поднимая руку, я полностью осознавал, что рука поднимается и движется в направлении шеи, чтобы отогнать муху. Тогда я слишком увлекся беседой; мое движение было автоматическим. Я совершил грех по отношению к телу.

Однажды Будду спросили: «Что делает человека святым?» Он ответил: «Каждый час делится на определенное количество секунд, а каждая секунда — на определенное количество долей. Тот, кто способен полностью пребывать в каждой доле секунды, и есть святой». Когда Будда стал просветленным, он воскликнул: — Это невероятно! Значит я с самого начала был просветленным, а все эти цепи и оковы были лишь сном! Впоследствии, когда люди спрашивали его: «Что нам делать, чтобы избавиться от пороков?», Будда неизменно отвечал: «Будьте сознающими, внесите в свою жизнь осознанность». Слушая его, Ананда, один из его учеников, спросил: — Люди приходят к тебе с разными проблемами, а у тебя на все «недуги» один рецепт. Например, один человек спрашивает: «Как избавиться от гнева?», ты ему отвечаешь: «Будь осознанным!» Другой спрашивает: «Как избавиться от жадности?», ты ему отвечаешь: «Будь осознанным!» Третий спрашивает: «Как избавиться от обжорства?», ему ты тоже советуешь: «Проявляй осознанность». Как это понять? Будда ответил: — Их недуги отличаются друг от друга, как отличаются сны, которые снятся разным людям. Но если они все придут ко мне и спросят, я скажу им: «Начните осознавать! Пробудитесь!»

Осознаете ли вы, что мироздание принимает к рассмотрению только ваши осознанные желания, намерения и цели? Осознанность – необходимое условие для их реализации. Разве можно серьезно относиться к желаниям человека, который спит? Человек, как совокупность привычек, мыслит и действует порой механически, представляет собой своеобразный универсальный робот. Хотя, если опросить большинство людей, они будут убеждены, что живут осознанно. Даже возмутятся, что их подозревают в неосознанности, как какое-либо дерево или камень. Многие под неосознанностью понимают ненормальность поведения, их представления об осознанности с лихвой уместятся на визитной карточке. В авиации распространено понятие пространственной дезориентации, когда в самолете вы теряете ощущение связи с землей и совершенно не понимаете, где находитесь. Многие люди пребывают всю жизнь в состоянии пространственной дезориентации и нравственной неопределенности.

Чтобы разумом понять суть состояния осознанности, давайте включим наше воображение. «Добрая» фея одним мановением своей волшебной палочки лишила нас памяти о прошлом. Мы остались прежними: со своим характером, чувствами и эмоциями, но все что у нас осталось – это текущее мгновение. Фея позаботилась и о том, чтобы наши мысли не перебегали в будущее. Теперь наш мозг не способен думать наперед и перегонять настоящее. Для нас существует только осознавание Я ЕСТЬ здесь и сейчас вне прошлого и будущего.

На первый взгляд может показаться, что у нас ампутировали всю прелесть жизни, отобрали мечты, лишили сладостных прогулок по закоулкам прошлого. Посмотрим, может это только видимость? Любую, казалось бы, печальную и отчаянную ситуацию, изменить которую невозможно, надо принять как данность, а затем подставить к ней слово «зато» и перечислить, что мы выиграли или приобрели от затейливых игр доброй феи.

Осознанность и негативные эмоции

Жирным плюсом осознанности является ликвидация всех негативных эмоций . Подобно огнемёту, осознанность выжигает из нас обиды, злобу, ненависть, неприязнь. Словом, ветвистое дерево наших негативных эмоций, на котором свыше пятидесяти веток, сгорает до тла. В такое счастье даже трудно поверить: тревоги, депрессии, стрессы и страхи исчезают из нашей жизни. В неосознанном состоянии мы становимся рабами эмоций. Они управляют нами по своему усмотрению, лишая нас сознательного выбора. Нам всем приходилось сталкиваться с ситуацией, когда человек говорит, что со мной все в порядке, что он спокоен, в то время как язык тела и жестов подают однозначные сигналы, что он «вышел из себя». Напротив, в осознанном состоянии мы не можем быть поставщиком негативных эмоций. Чтобы обижаться, ненавидеть, злиться на кого-то, необходим прошлый опыт, а мы лишены этого. И на нас обижаться также бессмысленно, как на солнце и ветер. В осознанном состоянии мы олицетворение искренности, независимости и доброжелательности. Какой смысл обижаться на действительно искреннего человека? Обижаются и проявляют недовольство, когда другой позиционирует себя как открытого и искреннего человека, а его поведение показывает обратное. Когда мы видим и понимаем душой, что перед нами действительно искренний человек, обижаться на него невозможно.

Осознанность и болтовня ума.

В среднем за день в нашем уме мелькает около шестидесяти тысяч мыслей, девяносто пять процентов которых, не отличаются от вчерашних. Это просто издевательство над разумом. При этом преобладают мысли, окрашенные негативом. Под влиянием дурных умственных привычек люди зацикливаются на проблемах прошлого, сотни раз переваривая свои финансовые неудачи, личные неурядицы. Многие отягощают себя безрадостными воспоминаниями детства, когда их дразнили и унижали одноклассники, третировали учителя и родители. Другие с тревогой и раздражением вспоминают разговор с начальником и конфликт в магазине. Обилие таких мыслей, наполненных беспокойством, разрушает нас. Мы не хотим понимать, что контроль над сознанием - это квинтэссенция управления жизнью. В неосознанном состоянии ума, когда мысли порхают вольной птицей, у нас не остается времени на получение удовольствия от окружающего мира. Беда еще в том, что мы часто принимаем нашу болтовню ума за чистую монету, отождествляемся с ней и сиюминутную мысль превращаем в реальность и, затем, проигрываем ее на виртуальной практике. На самом деле большинство наших мыслей ведут себя также непредсказуемо, как газы. Нет никакой необходимости воспринимать их серьезно, отождествляться с ними или расходовать на них свою энергетику. Если мы добьемся осознанности ума, наблюдая за своими мыслями от момента к моменту, его болтовня замедлится или вообще прекратится. Благодаря осознанности мы обретаем глубокое ощущение покоя. Мышление работает с иной интенсивностью. Оно легко отличает истинное от ложного, затуманенного негативными эмоциями или основанного на чистом предположении. Мы не будем перескакивать с одной мысли на другую и научимся думать глубоко и последовательно.

Осознанность и люди.

В отношениях с другими людьми у нас наблюдается явный дефицит осознанности. Наши позитивные чувства и эмоции, отпускаемые окружающим, по своей полноте могут сравниться с блокадными пайками. Суровая действительность мегаполисов мешает нам видеть в другом человеке отдельный уникальный мир, наполненный мыслями и чувствами. Кроме наших близких, мы зачастую смотрим на других людей механистически, с позиции, что они могут сделать и не сделать. Мы озабочены своими проблемами, своей важностью и до других нам нет никакого дела. Они нам не интересны. Осознанность как бдительное, наблюдательное присутствие здесь и сейчас, позволяет изменить наши отношения с людьми к лучшему. Мы осознанно сможем увидеть их лица, их глаза, их язык тела. Уделив осознанное внимание людям, мы увидим их как цельные человеческие существа. Когда люди видят искреннее к себе внимание, это ласкает их собственную значимость. Ваше внимание будет вознаграждено по заслугам: вас будут считать обаятельным человеком, ваше взаимодействие с другими людьми станет качественно иным.

Можно бесконечно долго перечислять и описывать плюсы осознанности. В ее необычайной полезности не надо долго убеждать. Кстати, по поводу убеждений. Наши убеждения целиком определяют наше видение мира. Осознав свои ошибочные убеждения, которые мешают нам реально воспринимать свой внешний и внутренний миры, мы можем осознанно заменить их новыми убеждениями. Такое качество осознанности позволяет нам осуществлять личностный рост, целенаправленно двигаться к реализации своих целей.

Вообще, какое огромное удовольствие общаться с человеком, который, разговаривая с нами, не витает где-то в облаках, а находится в настоящем. Чтоб вернуть его в действительность, не надо спрашивать: «Ты где сейчас?» Мы знаем, что осознанный человек воспринимает все, что мы говорим, понимает, где мы находимся, и что происходит вокруг. С таким человеком приятно общаться.

Таким образом, осознанность – это бдительное присутствие здесь и сейчас. Бдительность осознанности состоит в том, что наше внимание не ускользнуло в прошлое или будущее, не цепляется за него и не застряло в нем. Осознанность – это когда мы можем честно сказать: «Я весь внимание и слух», освободившись от беспокойного эго. Наше эго не любит жить «здесь и сейчас», ему всегда надо где-то бродить – то ли в прошлом, то ли в будущем.

Кто-то спросил Бокудзю: – Что Вы делаете? Какова Ваша религиозная практика? Он ответил: – Я живу обычной жизнью – это моя практика. Когда я чувствую голод, я ем. Когда я чувствую, что хочу спать, я сплю. Спрашивающий был озадачен. Он сказал: – Но я не вижу в этом ничего особенного. Бокудзю сказал: – В этом вся суть. Нет ничего особенного. Все жаждущие чего-то особенного являются эгоистами. Спрашивающий все еще был озадачен. Он сказал: – Но это делают все. Когда голодны – едят, когда хотят спать – спят. Бокудзю рассмеялся и сказал: – Нет. Когда вы едите, то вы делаете тысячу и одну вещь: вы думаете, мечтаете, воображаете, вспоминаете. Вы не только едите. Когда я ем, то я просто ем: тогда существует только еда и ничего больше. Когда вы спите, вы видите сны. Когда я сплю, то я просто сплю, не существует больше ничего. Когда есть сон, то есть только сон. Нет даже Бокудзю. Когда я гуляю, то существует только прогулка, не существует никакого Бокудзю, просто прогулка.

Осознанность достигается, прежде всего, наблюдением. Наблюдайте за своими мыслями, поставив их под неусыпный контроль. Один мой знакомый всегда носил с собой зубочистку. Как только ему в голову приходила плохая, негативная мысль, он зубочисткой слегка колол ладонь. Говорит, что через пару месяцев зубочистка ему уже была не нужна.

Наблюдайте за каждым своим действием и поступком. Что бы вы ни делали, осознавайте, что вы это делаете. Я ем – осознаю себя. Я иду – осознаю себя. Я слушаю – осознаю себя. Наблюдайте за языком тела: жестами и мимикой лица. Пережевывая пищу, испытывайте удовольствие от еды. Не заглатывайте пищу, как крокодил. Словом, учитесь наблюдать за телом, желаниями и эмоциями, и, наконец, мыслями.

Измеряйте свою жизнь мгновениями и проживайте ее миг за мигом. Старайтесь всегда присутствовать во всем, что с вами происходит. Как будет обидно, когда к вам придет чудо, а вы, как всегда, будете везде и всюду, а не здесь и сейчас. Не разрешайте прошлому и будущему отбирать вашу силу у настоящего. Сфокусируйте свое внимание на очаровании каждого мгновения.

Петр Ковалев



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...