Общий эмоциональный фон ребенка. Почему вас все бесят: управляем эмоциональным фоном

Возраст ребёнка: 3,5

Как выровнять эмоциональный фон ребенка?

Добрый день.
Сыну 3,5 года. Он у нас пока один. Характер несносный. Стал кричать на родителей и бабушку, может подойти ударить, если не выполняются его просьбы. Часто капризничает без повода.
Нам уже ставили гиперактивность, Пили фенибут. Становилось лучше. Это было в год и полтора. Потом вроде бы ничего, но когда стал ходить в сад - это тихий ужас. Вот вышли в садик после новогодних праздников, сутра вроде бы идет, даже можно сказать - с удовольствием. Проблемы начинаются после садика. Он рад, что за ним пришли, но через минуту - он уже орет, что все не так. что варежки одели неправильно и т.д. Бабушке уже за него стыдно. Ей проще вообще его в сад не водить. Но ведь это не решение проблемы. Ребенку нужна социальная адаптация. Как нам выровнять эмоциональный фон ребенка?

Анна

Обычно, если ребенок ведет себя вызывающе по отношению к родителям (успешно управляет при помощи капризов и истерик, обзывает взрослых, хамит или может ударить), это говорит о нарушении иерархии в семье. Иерархия – это когда у каждого есть своё место: первый – папа, вторая – мама, дальше дети по старшинству. Между взрослым и ребенком необходима граница, должно быть понимание, кто в семье главный, кто несет ответственность и принимает решения. Дети нуждаются в сильной личности отца и матери (или матери, если пара в разводе), только тогда они чувствуют себя в безопасности. Если по каким-то причинам иерархия нарушена и ребенок начинает считать себя главным (т.е. мама, папа или другие старшие члены семьи перемещаются вниз по иерархической лестнице), начинаются указанные проблемы. Обычно это происходит, если все желания ребенка в семье культивируются, он постоянно находится в центре внимания и фактически управляет жизнью семьи. Причем ребенок сам страдает от позиции «главного», подсознательно понимая, что не способен взять на себя ответственность за семью.

Чтобы пресечь попытки ребенка ударить взрослого, можно попробовать метод «удерживающей терапии» (для детей 1,5-6 лет). Упражнение выполняется максимально спокойно, с серьезным лицом; категорически нельзя делать удерживающую терапию, если вы сами “на эмоциях”, кричите и находитесь в истерике (иначе вы только усугубите ситуацию), с вашей стороны должно быть “ледяное спокойствие”. В момент приступа гнева, когда ребенок хочет броситься с кулаками, необходимо крепко взять его двумя руками (в обнимку, лицом к себе) и сказать твердо, спокойным голосом: «Я тебя люблю, но я сильнее, я с тобой справлюсь». Держать ребенка, крепко прижимая к себе, до тех пор, пока он не расслабится (у него пройдет приступ). Это может занять и 20, и 30 минут в зависимости от ситуации. После этого еще какое-то время посидите вместе в обнимку. В процессе этого упражнения ребенок “встает на свое место”. Многим детям хватает одного раза, чтобы вызывающее поведение полностью прекратилось (некоторым детям требуется повторить терапию 2-3 раза).

Еще один важный момент. Сила родителя – это не значит “бить, кричать, угрожать и запугивать”. Такая “демонстрация силы” приводит только к снижению самооценки ребенка и психологическим проблемам. Сила родителя – это “железобетонная” уверенность, что здесь я главный (управляю, принимаю решения) по праву иерархии.

Анна Зубкова, специалист

Марина Бухарова
Эмоциональное благополучие ребёнка

Среди глобальных проблем человечества, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.

Есть еще и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере, - фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей и подростков. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или депрессивное настроение, в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно слащавого и угодливого поведения, в виде некоторых социально неприемлемых влечений и зависимостей (воровство, наркозависимость и пр.). Эмоциональные нарушения у детей могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающемся заболевании (в виде невроза, психопатии, шизофрении и т. д., а могут иметь непатологические формы, тем не менее представляя серьезные затруднения для воспитания (дети агрессивные, гиперактивные, тревожные, аутичные).

По мнению экспертов Всемирной организации здоровья, нарушения психического здоровья, эмоциональные нарушения связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами.

Поднимаемая проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста может быть конкретизирована в ряде таких понятий, как «эмоциональное состояние», «эмоциональное самочувствие», «настроение» (представлены на слайде).

Выделяют следующие компоненты эмоционального благополучия:

Эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;

Переживание успеха – неуспеха в достижении целей;

Переживание ребёнком оценивания другими людьми результатов его активности;

Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними.

Полярность значений данных компонентов, т. е. их значение как положительных (отрицательных, определяет в совокупности наличие или отсутствие в личностном комплексе такой характеристики, как эмоциональное благополучие.

Как и любое интегральное понятие,

эмоциональное благополучие зависит от многих причин:

Состояние здоровья ребёнка в период посещения детского сада;

Особенности взаимодействия ребёнка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;

Особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребёнок посещает;

Эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ в целом;

Обстановка в семье ребёнка.

Такой взгляд на проблему охватывает все аспекты жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста.

В последнее время широкое распространение приобрёл термин «психологическая безопасность», имеющий непосредственное отношение к проблеме эмоционального благополучия ребёнка.

Вследствие нарушения психологической безопасности у ребёнка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся в определённом поведении:

В трудностях засыпания и беспокойном сне,

В усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла,

В беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности,

В рассеянности, невнимательности,

В беспокойстве и непоседливости,

В отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще и чаще ищет одобрения у взрослых,

В проявлении упрямства,

В том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь,

В еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита,

В боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх со сверстниками,

В игре с половыми органами,

В подёргивании плеч, качании головой, дрожании рук,

В снижении массы тела или, наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения,

В повышенной тревожности,

В дневном или ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Причины возникновения тех или иных переживаний ребёнка кроются в его взаимоотношениях с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребёнок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателей и сверстников. Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выражается как в поведении, так и в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха.

Таким образом, очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам.

На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.

Насколько значим для дошкольников воспитатель, я определила с помощью методик "Два дома", «Я и детский сад», проведёнными с детьми подготовительных групп. Напомню, что дети должны были поселить в красивом доме и доме с противоположными характеристиками всех значимых для них людей. Большинство детей вспомнили воспитателей и поселили их в красивом доме. Интересен и тот факт, что в некоторых случаях предпочтительными обитателями красивого дома оказывались воспитатели, а не родители.

Для определения эмоционального благополучия в детском саду используется проективная методика

«Я в детском саду»

Ребенок рисует только здани е.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии, это хороший показатель. Значит, он "крепко стоит на ногах", чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о "мире" в душе.

Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого се бя. События, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

Характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От его статуса зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта. У детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всём совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.

Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребёнка

(А. И. Захаров)

Социально - культурные факторы.

Среди основных причин – ускорение темпов современной жизни, дефицит времени, недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Как следствие загруженность родителей, невротизация взрослых, недостаточная осведомлённость о путях решения конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи.

Социально-психологические факторы.

Дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско – родительских отношений.

Социально –экономические факторы.

Неудовлетворённые жилищно – бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу.

Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребёнка и развивается заболевание.

Все родители мечтают, чтобы их дети не устраивали истерик по любому поводу, не капризничали, росли жизнерадостными и позитивными. Но как этого добиться?

Физическим и интеллектуальным развитием ребенка мы занимаемся буквально с пеленок, а вот эмоциональная сторона, как правило, обесценивается, «остается за кадром». На самые важные вопросы о развитии эмоций ответила Марина Мелия, профессор психологии, автор книги «Главный секрет первого года жизни», мама троих детей.
– Марина, как и когда нужно начинать заниматься эмоциональным развитием ребенка? И нужно ли это делать вообще?
– Безусловно, нужно. То, каким вырастет ребенок – неуправляемым и плаксивым или спокойным и дружелюбным – очень во многом зависит от того, как сложится первый год его жизни. В это время формируется основа всей эмоциональной сферы: и эмоциональный фон, который сохранится на всю жизнь, и способность понимать эмоции и сопереживать, и даже эмоциональная устойчивость.
1. Эмоциональный фон формируется в первый год жизни.
2. Мама знакомит ребенка с разными по окраске и интенсивности эмоциями.
3. Настроение мамы влияет на настроение младенца.
4. Зеркальные нейроны, помогающие нам понимать других, развиваются благодаря общению с близкими взрослыми.
5. Чтобы научиться понимать других, для начала малыш должен почувствовать, что понимают его
– Давайте пойдем по порядку. Что такое эмоциональный фон?
– Это наше «базовое» настроение, состояние. Конечно, всем нам свойственна смена настроения, а детям – особенно. Но нетрудно заметить, что одни малыши почти всегда радостны, активны, улыбаются, с удовольствием общаются, играют. Другие же, напротив, очень ранимы и впечатлительны, засыпают и просыпаются со слезами, их тяжело накормить, искупать, вывести на прогулку. Любая мелочь вызывает бурю эмоций и сопротивление.
– Разве это зависит не от темперамента?
– Да, но не только от него. Для формирования положительного эмоционального фона младенцу необходимо ежедневно получать свою «порцию счастья». А получает он ее благодаря общению с любящим взрослым, и для него нет ничего важнее и приятнее этого. Мама обнимает, ласкает, играет с малышом, «накачивая» его положительными эмоциями, и ребенок ощущает радость жизни.
Кроме того, ребенку нужно «помогать» вырабатывать привычку к положительным эмоциям, подкреплять их. Ведь если мама обращает внимание на малыша, только когда он кричит, плачет, чем-то недоволен, он быстро научится использовать негативные эмоции для привлечения внимания. А если мама будет откликаться и на проявления радости, на улыбки, смех, поддерживать их и радоваться в ответ, именно они станут «мостиком», с помощью которого малыш будет устанавливать контакт с окружающими.

Сегодня много пишут о том, что настроение, эмоциональный фон зависят от гормонального фона. Но гормоны вырабатываются, в том числе, и под влиянием внешних факторов. Мама улыбнулась малышу – и его сердце забилось чаще, он улыбнулся в ответ – и такая же реакция возникла у мамы. Положительные эмоции стимулируют в организме младенца выработку бета-эндорфинов, которые отвечают за ощущение удовольствия. Поэтому то, каким будет гормональный фон малыша, в значительной степени определяется качеством общения с мамой и другими близкими взрослыми.
В первые месяцы, ребенок и мама составляют практически единое целое. Младенец чувствует ее настроение и моментально его впитывает, «заражается» ее эмоциями. Когда мама спокойна, расслаблена – и ребенок спокоен, когда она встревожена, нервничает – и он плохо спит, хнычет, отказывается от еды.
– Получается, что мама всегда должна быть радостной и веселой? Но это же невозможно.
– Безусловно, мама имеет право на любые чувства и переживания. Это даже хорошо, когда ребенок видит маму разной – не только веселой, но и усталой, безразличной, грустной, раздраженной, испуганной. Так он знакомится с многообразием человеческих чувств и их проявлений. Но стоит помнить: все, что от нас исходит, сказывается на малыше, даже если мы не контактируем с ним непосредственно. Что бы мама ни делала – разговаривала по телефону, обсуждала что-то с мужем, смотрела телевизор, наводила порядок в доме и т.д. – вокруг нее всегда есть некое «энергетическое поле» со своим «радиусом действия».
– Перечисляя составляющие эмоциональной сферы, вы упомянули также сопереживание. Но способен ли маленький ребенок действительно сопереживать? Ведь это сложный навык, который не у всех взрослых-то развит.
– Ученые считают, что эмоциональный интеллект, то есть способность понимать чужие эмоции, сопереживать, «считывать» ситуацию, начинает развиваться именно в период младенчества. У каждого из нас есть физиологическая основа для этого – зеркальные нейроны, благодаря которым в нашей психике отражается состояние другого человека или его действия. Например, нам хочется зевнуть, когда рядом кто-то зевает, улыбнуться, когда кто-то улыбается, у нас напрягаются мышцы, когда мы видим, что кто-то падает.

Зеркальные нейроны «включаются» во время подобных действий – и мы понимаем, что́ именно делает человек, можем предугадать, что он будет делать дальше, и повторить какие-то его действия. Но у младенца пока есть лишь «базовый набор» зеркальных нейронов, которому еще предстоит развиться.
– И мы можем как-то помочь этому процессу?
– Здесь тоже помогает или мешает та атмосфера, в которую погружен ребенок с самого рождения, и качество общения с мамой. Чтобы научиться понимать других, для начала малыш должен почувствовать, что понимают его. Важно то, насколько мама «настроена» на ребенка, как точно распознает его состояния и отвечает на них. Например, когда младенец находится у нее на руках, сытый и довольный, он смотрит на маму – и она ему улыбается. Так она выступает своеобразным «зеркалом», «эхом», дает ему психологическую обратную связь, тем самым развивая его способность к пониманию собственных эмоций.
– А как быть с эмоциональной устойчивостью? Неужели ее тоже можно развивать, когда малышу нет еще и года?
Эмоциональная устойчивость ребенка «выплявляется» из его индивидуальных особенностей, темперамента и опыта взаимодействия с мамой и другими близкими взрослыми в первый год жизни. Главное, что делает мама в этом направлении – определенным образом отвечает на его крик. Многие воспринимают этот крик как негатив, думают, что малыш делает это нам назло, пытается вывести нас из себя. На самом деле криком младенец призывает нас помочь ему, когда он испытывает неприятные ощущения – голод, холод, шум, яркий свет. Поэтому крик и слезы ребенка должны вызывать у нас сочувствие, а не раздражение, желание понять, о чем он нас просит. Для него это пока единственный способ изменить ситуацию, найти того, кто придет ему на помощь.

Когда малыш кричит, а мама не торопится подходить, что ему остается? Как-то приноравливаться: он может покричать-покричать и заснуть, отключившись от неприятных ощущений, или поменять «объект желания» и начать сосать собственный кулачок вместо материнской груди, или вместо радости при появлении мамы проявить агрессию – кусать ее грудь. Все это – предвестники первых механизмов психологической защиты. Сами по себе эти механизмы несут очень важную функцию: они ограждают нас от дискомфорта, снижают напряженность, тревогу, страх и тем самым помогают приспособиться к ситуации. Но они должны быть развиты в меру. Когда близкие не просто время от времени игнорируют потребности малыша, а практически всегда холодны и безразличны, психологическая защита выстраивается слишком жесткой, «непробиваемой».
А иногда мама, наоборот, откликается на крик моментально, без паузы, или настолько предупредительна, что все потребности ребенка предугадывает заранее. У малыша, окруженного такой сверхзаботой, уровень психологической защиты, как правило, очень низкий. Он растет чересчур чувствительным, не способен терпеть, переносить малейший дискомфорт. Именно такие дети закатывают истерики в магазинах, сбрасывают со стола не понравившуюся еду, не дают взрослым пообщаться – топают ногами, хнычут, тянут за рукав.
– Как же не впадать в крайности и найти золотую середину?
– Важно, чтобы мама не заражалась отрицательными эмоциями своего ребенка и сама не становилась агрессивной или напуганной. В психологии даже есть такой термин – «контейнирование». Это значит, что мама «перерабатывает» эмоции малыша и тем самым помогает с ними справиться. Например, малыш плачет, мама подходит к нему и говорит: «Ты проголодался, сейчас я возьму тебя на ручки, покормлю, и ты успокоишься». То есть она утешает ребенка, говорит ему что-то ласковое, комментирует свои действия, рассказывает, что сейчас будет происходить. Нужно, чтобы мама сумела почувствовать, что́ испытывает ребенок, «отзеркалить» его эмоции с помощью мимики, тона, посочувствовать ему.
Если же мама не научилась справляться с собственными отрицательными эмоциями, негативные эмоции ребенка будут вызывать у нее сильный стресс и желание поскорее избавиться от этих переживаний. И малыш научится тому, что весь «негатив» надо держать при себе, чтобы, не дай бог, не расстроить или разозлить маму.
Если мама отслеживает изменения в состоянии ребенка и своевременно на них отвечает, он постепенно научится осознавать свои эмоции и не будет их бояться. Мама выступает своего рода эмоциональным тренером: она находится рядом, настраивается на одну волну с малышом и помогает ему в эмоциональном взрослении.
С первого взгляда может показаться, что эмоциональное воспитание – наука сложная, а местами просто невозможная в исполнении, но это не так. Даже если мы сами пока что не очень хорошо справляемся со своими эмоциями, пробуем шаг за шагом учиться их осознавать и контролировать (но не подавлять).

У всех людей есть эмоциональный фон, который мы привыкли называть настроением. Вы, наверное, уже знаете, что делится на две основные категории - хорошее и плохое, то бишь на положительный эмоциональный фон и отрицательный.

Конечно же, нам приятнее и удобнее общаться с теми, у кого хорошее настроение, так как эти люди открыты для общения, улыбчивы и излучают положительную энергию. В основном, к таким собеседникам и подход искать не нужно, потому что они сами с удовольствием идут на контакт, готовы обсуждать любые темы разговора. Но даже тут есть свои минусы: из-за того, что у данных собеседников достаточно стабильный позитивный эмоциональный фон, их не так уж просто чем-либо встревожить, они попросту не будут реагировать на ваши жалобы, не стоит ждать от них искренних соболезнований, если вы сообщите им о своём горе или жизненных трудностях. Такие люди увиливают от "грустных" разговоров, не принимают их всерьёз или же вообще отказываются общаться на печальные и тоскливые темы.

А люди с плохим настроением - совсем другая история. Контактировать с ними - занятие не из приятных. Когда общаешься с таким человеком, создаётся впечатление, будто этот собеседник может испортить вам ваш собственный эмоциональный настрой. Волей-неволей эти люди за глаза получают обидные прозвища: "ворчун", "зануда", "брюзга", и т. п. В коллективе они обычно не находят себе друзей, так как окружающие люди их недолюбливают, считая неприятными личностями и хмурыми снобами. Но это зря. Ведь плохое настроение этих людей не означает, что они не нуждаются в общении, всё с точностью наоборот. Да, поначалу будет непросто общаться с такими людьми, их настроение будет давить на вас, но придерживаясь следующих правил, разговор принесёт вам кое-какие плоды.

Итак, не надо пытаться развеселить вашего хмурого собеседника, он не нуждается в этом, и не поймёт, что вы от него хотите. Знайте, их плохое, депрессивное настроение возникает не из-за чего-то, это их нормальное, обыкновенное . Рассказывая данному собеседнику анекдот или шутку, будьте уверенны в том, что этот человек не засмеётся и не оценит ваши старания, а всего лишь недоумённо посмотрит на вас, и возможно покрутит пальцем у виска (в крайних случаях). Так стоит ли стараться? Оставьте эту затею. Единственное, что действительно может развеселить человека с нехорошим настроем, так это очень-очень радостное событие, произошедшее непосредственно в его жизни, и относящееся именно к нему самому. А в остальных случаях не ждите от них ответную улыбку на вашу, им просто это не свойственно, вот и всё. Даже если они вам в ответ и улыбнутся, то уж точно не искренне, а из проявления вежливости.

Если же вам хочется или надо общаться с плохо настроенными людьми, то вам придётся привыкнуть к их специфическому восприятию мира - они всё подвергают сомнению. Их девиз: "Не расслабляться, ждать удара в любой момент".

Их плохой настрой не означает, что они неудачны в жизни. Большинство из них, как и в первой категории, удачны в работе и счастливы в любви. Настроение таких людей - это своего рода защитная реакция на всевозможные ситуации, они заранее перестраховывают себя на неудачные случаи, рушения планов и надежд. Им удобно так жить, ведь если что-то не получится, то никто и не заметит, что у таких людей что-либо произошло, их "маска" из негативного настроя тщательно скрывает от всех окружающих их эмоции и искренние переживания.

Информация предоставлена доцентом кафедры психотерапии и медицинской психологии БелМАПО, кандидатом медицинских наук, врачом высшей квалификационной категории Тарасевич Еленой Владимировной

Эмоциональные расстройства у детей - что это?

Изменение эмоционального фона может оказаться первым признаком душевной болезни. В реализации эмоций участвуют различные структуры мозга, а у детей младшего возраста они менее дифференцированы. Вследствие этого у них проявления переживаний затрагивают разные сферы, в том числе: двигательную активность, сон, аппетит, работа кишечника, регуляция температуры. У детей чаще, чем у взрослых, встречаются различные нехарактерные проявления эмоциональных расстройств, что в свою очередь затрудняет их распознавание и лечение.

Изменение эмоционального фона может скрываться за: расстройствами поведения и снижением школьной успеваемости, нарушениями вегетативных функций, имитирующими те или иные болезни (нейроциркуляторную дистонию, артериальную гипертензию).

В течение последних десятилетий отмечается нарастание негативных явлений в состоянии здоровья детей и подростков. Распространенность нарушений психоэмоционального развития у детей: в среднем по всем параметрам составляет порядка 65%.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), и нарушения настроения занимают место в первой десятке самых значимых эмоциональных проблем у детей и подростков. Как отмечают специалисты, уже с первых месяцев жизни до 3 лет почти у 10% детей выявляется явная нервно-психическая патология. При этом наблюдается негативная тенденция к ежегодному увеличению этой категории детей в среднем на 8-12%.

По некоторым данным, среди старшеклассников распространенность нервно-психических расстройств достигает уже 70-80%. Более 80% детей нуждаются в той или иной неврологической, психотерапевтической и/или психиатрической помощи.

Широкая распространенность эмоциональных нарушений у детей приводит к их неполной интеграции в общеразвивающую среду, проблемам социальной и семейной адаптации.

Последние исследования зарубежных ученых свидетельствуют о том, что и младенцы, и дети дошкольного возраста и школьники страдают как всеми видами тревожных расстройств, так и изменением фона настроения.

По данным Института возрастной физиологии, порядка 20% детей, поступающих в школу, уже имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу 1-го класса их становится уже 60-70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс.

Внешне стресс у детей проходит по-разному: кто-то из детей “уходит в себя”, кто-то чересчур активно включается в школьную жизнь, а кому-то нужна помощь психолога, психотерапевта. Психика детей тонкая и ранимая, а нагрузки им зачастую приходится испытывать не меньше, чем взрослым.

Как определить, что ребенку нужна помощь психотерапевта, невролога и/или психолога?

Иногда взрослые не сразу замечаю, что ребенку плохо, что он испытывает сильное нервное напряжение, тревогу, страхи, у него нарушился сон, колеблется артериальное давление…

Специалисты выделяют 10 основных симптомов детского стресса, которые могут перерасти в эмоциональные нарушения:


Ребенку кажется, что он не нужен ни семье, ни друзьям. Или у него возникает стойкое впечатление, что «он затерялся в толпе»: начинает ощущать неловкость, чувство вины в обществе людей, с которыми у него ранее были хорошие отношения. Как правило, дети с таким симптомом на вопросы отвечают стеснительно и кратко.

    2-й симптом - проблемы концентрации внимания и ухудшение памяти.

Ребенок часто забывает, о чем говорил только что говорил, он теряет «нить» диалога, как будто ему совсем неинтересна беседа. Ребенок с трудом собирается с мыслями, школьный материал у него «в одно ухо влетает, из другого вылетает».

    3-й симптом - нарушения сна и чрезмерная усталость.

О наличие такого симптома можно говорить, если ребенок постоянно чувствует себя уставшим, но, несмотря на это, ему не удается с легкостью заснуть, а утром - проснуться.

«Сознательное» просыпание 1-го урока является одним из самых частотных видов протеста против школы.

    4-й симптом - боязнь шума и/или тишины.

Ребенок болезненно реагирует на любой шум, вздрагивает от резких звуков. Однако может быть противоположное явление: ребенку неприятно находиться в полной тишине, поэтому он или непрерывно разговаривает, или, один оставаясь в помещении, обязательно включает музыку или телевизор.

    5-й симптом - это нарушение аппетита.

Нарушение аппетита может проявляться у ребенка потерей интереса к пище, нежеланием есть даже прежде любимые блюда, или же, наоборот, постоянным желанием есть - ребенок ест много и без разбора.

    6-й симптом - раздражительность, вспыльчивость и агрессивность.

Ребенок утрачивает самоконтроль - по самому незначительному поводу в любой момент может “выйти из себя”, вспылить, грубо ответить. Любое замечание взрослых встречается в штыки - агрессией.

    7-й симптом - бурная деятельность и/или пассивность.

У ребенка развивается лихорадочная активность: он все время ерзает, что-то теребит или перекладывает. Словом, на месте не сидит ни минуты - совершает "движение ради движения".

Нередко испытывая внутреннее беспокойство, подросток с головой погружается в деятельность, подсознательно стремясь забыться и переключить свое внимание на что-то другое. Однако стоит отметить, что стресс может проявлять себя и обратным образом: ребенок может уклоняться от важных дел и заниматься какими-то бесцельными делами.

    8-й симптом - колебания настроения.

Периоды хорошего настроения резко сменяются злостью или плаксивым настроем… И так может быть по нескольку раз за день: ребенок то счастлив и беззаботен, то начинает капризничать, злиться.

    9-й симптом - отсутствие или чрезмерное внимание к своей внешности.

Ребенок перестает интересоваться своей внешностью или очень долго вертится перед зеркалом, много раз переодевается, ограничивает себя в еде, чтобы снизить вес (опасность развития анорексии), - это тоже может быть вызвано стрессом.

    10-й симптом - замкнутость и нежелание общаться, а также суицидальные мысли или попытки.

У ребенка исчезает интерес к сверстникам. Внимание со стороны окружающих вызывает у него раздражение. Когда ему звонят по телефону, он думает, отвечать ли на звонок, часто просит передать звонящему, что его нет дома. Появление суицидальных мыслей, угроз.

Эмоциональные расстройства у детей - достаточно распространенное явление, они являются результатом стресса. Эмоциональные нарушения у детей, как у совсем маленьких, так и у более старших, чаще бывают вызваны неблагоприятной ситуацией, но в редких случаях могут происходить самопроизвольно (по крайней мере, не наблюдаются причины изменившегося состояния). Видимо, в склонности к таким расстройствам большое значение имеет генетическая предрасположенность к колебаниям эмоционального фона. Конфликты в семье и школе также являются причиной развития эмоциональных нарушений у детей.

Факторы риска - длительная неблагополучная семейная ситуация: скандалы, жестокость родителей, развод, смерть родителей…

В таком состоянии ребенок может быть подвержен алкоголизму, наркомании, токсикомании.

Проявления эмоциональных нарушений у детей

При эмоциональных нарушениях у детей могут отмечаться:


Лечение эмоциональных нарушений

Эмоциональные нарушения у детей лечатся так же как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Основные правила назначения медикаментов у детей и подростков:

  • любое назначение должно уравновешивать возможные побочные эффекты и клиническую необходимость;
  • среди родственников выбирается ответственный за прием ребенком препаратов;
  • членам семьи рекомендуется быть внимательными к изменениям в поведении ребенка.

Своевременная диагностика психоэмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте и адекватное лечение является приоритетной задачей психотерапевтов, неврологов, психиатров и врачей других специальностей.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...