Дидактическая игра цепочка слов. Варианты того, что может получиться
Алфавит
Спокойная и при этом очень увлекательная словесная игра для небольшой компании. С первого взгляда она может показаться легкой, но на самом деле это не так — игра требует от участников определенной логики. Задача игроков — составить как можно больше слов из букв алфавита, используя каждую букву только один раз. Слова должны быть нарицательными существительными в именительном падеже в единственном числе (или во множественном числе, если в единственном они не употребляются, например: узы, бусы, щипцы). Рекомендация для игроков: сначала лучше придумывать слова, используя сочетания редких букв: сыч, цех, ёж т.д.
Варианты того, что может получиться:
- изъян, мышь, уж, цех, щука, чёс, фтор — осталось 8 неиспользованных букв: б, в, г, д, й, л, п, э
- эндшпиль, тюфяк, борщ, цех, ёж, сыч, муза — осталось 4 неиспользованные буквы (в, г, й, ъ)
- эндшпиль, тюфяк, съём, зубы, цех, врач, гой – осталось всего 2 неиспользованные буквы (ж и щ)
Если вы захотите провести эту игру как конкурс, заранее желательно приготовить листочки с алфавитом, представленным крупным шрифтом – это нужно для того, чтобы игроки не тратили лишнее время на написание букв алфавита.
Трансформеры
Спокойная занимательная игра для небольшой компании. Задача игроков — путем изменения каждый раз всего одной буквы составить цепочки слов, позволяющие перейти от начального слова к заданному конечному. Все слова должны быть нарицательными существительными в именительном падеже в единственном числе.
Варианты заданий с примерами словесных цепочек:
- щит — меч: щит — кит — кот — пот — мот — мол — мел — меч
- рыба — жара: рыба — раба — жаба — жара
- ворона – корова: ворона — корона — корова
- день — ночь: день — сень — сель — соль — ноль — ночь
- рак — кит: рак — рок — рот — гот — гол — кол — кот — кит
- мост — кора: мост — тост — рост — роса — коса — кора
- гриб — гном: гриб — гроб — гром — гном
Можно играть на время и на качество (кто составит более короткие цепочки слов).
Цепочки слов
Простая и увлекательная игра. Первый игрок пишет слово, изменив одну букву в котором можно получить новое слово, например: корм – корт – кора – пора – порт – торт…
Правила: все слова должны быть нарицательными существительными в именительном падеже в единственном числе; кроме того, они не могут повторяться.
Если никто не может придумать новое слово, тогда загадывается новое слово, и игра повторяется.
Нарастающая цепочка слов
Внимательно всмотритесь в следующую цепочку слов:
- ад — лад — клад — лодка — колода — шоколад
Каждое последующее слово в этой цепочке состоит из тех же букв, что и предыдущее + еще одна буква (порядок внутри слова не имеет значения). Вот еще несколько таких цепочек слов:
- па — пат — трап — тапир — партия — терапия — трапеция
- ар — пар — репа — нерпа — перина — парение — пелерина
- скат — такси — натиск — астеник — скитание — синтетика — антисептик
Правила игры: слова должны быть именами существительными в исходной форме. Суть игры: первый игрок пишет слово, состоящее из 2-4 букв. Задача второго игрока – присоединить к этому слову любую букву так, чтобы получилось новое слово, причем буквы можно переставлять в любом порядке. У следующего игрока – та же задача. Фишка (и сложность) этой игры в том, что игрок, придумывающий очередную букву, всегда должен знать, какое слово можно составить ещё и озвучить его, если следующий игрок не найдет подходящего продолжения. Выигрывает игрок, за которым остается последнее слово — в буквальном смысле! J
Кондуктор, или Путешествие по миру
Заранее нужно приготовить несколько одинаковых комплектов с названиями городов-столиц.
Игрокам раздаются ручки и «билеты» — карточки с названиями столиц различных стран. Задача участников – отгадать, столицами каких стран являются данные города и записать название страны на каждой карточке. На выполнение задания дается определенное время. Затем ведущий, он же «кондуктор», проверяет «билеты»: он называет правильный ответ, а игроки предоставляют ему соответствующие карточки. Если владелец «билета» ответил правильно, то ведущий его «билет» «компостируется» (обычным канцелярским дыроколом). Выигрывает тот, у кого больше «прокомпостированных билетов».
Составь новое слово
Заранее нужно распечатать одинаковые карточки с одинаковыми заданиями по количеству предполагаемых игроков.
В русском языке много таких слов, где можно, изменив только одну букву, получить новое слово. Например: к очка – д очка — н очка — б очка. Задача игроков – продолжить строчку, т.е. составить слова и записать их в карточке с заданием.
Варианты заданий с ответами:
- куб, –уб, –уб,–уб (дуб, зуб, чуб)
- кок, –ок, –ок, –ок (бок, рок, сок)
- поза, –оза, –оза, –оза (доза, коза, роза)
- моль, –оль, –оль, –оль (боль, роль, соль)
- корт, –орт, –орт, –орт (борт, порт, торт)
- лень, –ень, –ень, –ень (день, пень, тень)
- пора, –ора, –ора, –ора (гора, кора, нора)
- жесть, –есть, –есть, –есть (весть, лесть, месть)
Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.
Цепочка слов
Цель:
Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Игровой материал:
Карточки с предметными картинками (карандаш - шкаф - флажок - куст - топор - ракета - автобус - сук - ключ - чайник - кошка - ананас - сом - мак - крокодил - лук) (рис. 21).
Размер карточек для занятия 12X7 см (10X6 см). Обратная сторона карточек подклеена бархатной бумагой или фланелью. Карточки выкладываются на фланелеграфе. Для настольной игры размер карточек - 8X5 см.
Ход игры на занятии
На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя - карточка с изображением карандаша.
Воспитатель объясняет: "Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком".
Когда будет выложена вся цепочка (ее можно разместить на фланелеграфе по кругу), воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.
Ход игры вне занятия
Играют 4-6 детей. Карточки (изображением вниз) лежат посередине стола. Каждый берет себе одинаковое количество карточек (4 или 2). Начинает выкладывать цепочку тот, у кого звездочка на карточке. Следующую картинку прикладывает ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.
Игры по автоматизации звуков «Цепочка слов».Цель: автоматизация звуков в словах, формирование звукового анализа и синтеза слов.
Варианты игры:
1. Ребёнку предлагается послушать несколько слов, запомнить их и повторить в той же последовательности (количество слов зависит от индивидуальных возможностей ребенка).
При затруднениях к каждому слову подбирается соответствующая картинка (количество картинок зависит от индивидуальных возможностей ребёнка):
Последовательность работы с картинками:
1.1 Картинки разложены перед ребёнком в соответствии со словами в цепочке. Ребёнок называет каждое слово по порядку и показывает картинку.
1.2 Упражнение «Какая картинка спряталась?». Ребёнок закрывает глаза, логопед переворачивает одну картинку и спрашивает: «Какая картинка спряталась?»
1.3 Упражнение «Что изменилось?». Ребёнок закрывает глаза, логопед меняет местами две картинки, затем, предлагает ребёнку сказать какие картинки поменялись местами.
1.4 Упражнение «Разложи по – порядку». Ребёнку предлагается восстановить последовательность картинок и назвать слова.
2. К каждому слову из цепочки подбирается картинка. Логопед называет каждое слово, показывая на картинку, ребёнок повторяет. Далее объясняются правила игры: первое слово в цепочке обозначается звёздочкой (*), нужно определить последний звук в первом слове и найти слово, которое начинается на этот звук – это второе слово, далее во втором слове определяется последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается – это третье слово и так далее.
Автоматизация звука «С»
1. Сад – доска – Анфиса – автобус – совок – космос – суп – пояс – сын – носок – квас - самокат – танкист
2. Сом – мост – троллейбус – совок – капуста – апельсин – нос – сова – автобус
3. Стакан – носки – ирис – суп – пояс – совок – кактус – сосулька
4. Сом – маска – аметист – теннис – смокинг – гусыня – ясли – индекс – скакун – нос – соболь
Автоматизация звук «З»
1. Зонтик – козлёнок – кузнечик – коза – азбука – арбузы
2. Языки – изба – арбуз – зуб – базар – роза – азбука
3. Закат – топаз – зонтики – извозчик – казак – камзол – лоза – алмазы
4. Медуза – алмаз – замок – козлёнок – камаз – занавес – сказочник – козлята
Автоматизация звука «Ц»
1. Цыплёнок – китаец – цветок – кузнец – цыгани – индеец – цепь – птенец – цена – акация – яйцо – овцы
2. Цветок – колодец – цирк – курица – акация – яйцо – огурец – цель – леденец
3. Теплица – акация – яйцо – огурец – цепь – певец – цапли – индеец – цемент
4. Птица – аттракцион – нахимовец – циклоп – пациент – танец – цилиндр
Автоматизация звука «Ш»
1. Мышь – шуба – Антоша – мышонок – мешок – кувшин
2. Петушок – ковш – шкаф – фишка – артишок – камыш – шишки – ишак – кошка
3. Гуашь – шампиньон – Наташа – артишок – кувшин – наушники – индюшка – афиша
4. Шиповник – карандаш – шип – подшипник – кошелёк – кокошник – камыш – шкаф – фишка
Автоматизация звука «Ж»
1. Жемчужина – абажур – рожь – животные – ёжик – кружок – коттедж – жёлудь
2. Ежевика – абажур – рожок – коржик – крыжовник – кружево – одежда
Автоматизация звука «Ч»
1. Чемпион – ночь – чеснок – качан – наличник – колечко – очки – иголочка – анчоус – сочок
2. Чайник – кочка – анчар – родничок – кабачок – курочка – альбомчик – крючок
3. Человек – кучер – ручка – Анечка – ангелочек – ключ – чучело – обруч – черника
4. Червяк – качели – извозчик – кузнечик – калач – чемодан – ночь – чепчик
Автоматизация звука «Л»
1. Лампа – алфавит – тулуп – платок – колос – слон
2. Флаг – глобус – слова – алмаз – золото – овал – ландыш – школа
3. Дятел – лоси – иголка – иволга – алмаз – злак – клубок – клык – класс – свёкла
4. Облако – осёл – ластик – каблук – колокол – лук – колготки – игла
Автоматизация звука «ЛЬ»
1. Телёнок – колесо – ослик – клетка – альпинист – тюльпан – ноль – лётчик – килька – Алёша
2. Лес – след – даль – лютик – ключи – Илья – ялик – клён
3. Пудель – леденец – цыплёнок – клюв – василёк – колёса – альбом – мальчик – колючка
4. Шмель – лес- самолёт – тюль – лепесток – клюшка – альбинос – соль – лето – олень
Автоматизация звука «Р»
1. Ромашка – арбуз – зубр – рукав – воротник – кран – нора – арка
2. Дракон – норка – арфа – артист – тростник – квадрат – трон – нарзан – набор – ракета
3. Мухомор – трактор – рот – транспорт – труба – арки – игрушки – Ира
4. Торт – топор – рак – комар – рыбак – конверт – трава – акробат – тропинка- артишок
5. Грузовик – картофель – лемур – руль – литр – рысь – серп – пар – рог – город – дракон
6. Круг – горб –барометр – рукав – ворон – народ – дорога – армия – Ярослав – воробей
7. Фартук – круг – горох – хоровод – дрозд – дрова – аппарат – творог – грузовик – кормушка
Автоматизация звука «РЬ»
1. Якорь – рис – сухарь – редис – снегирь – рюкзак – крючок – карета – арена – абрикос
2. Фонари – ирис – старик – корешок – кресло – орех – хорёк – календарь – рябина
3. Аквариум – море – Ерёма – абрикос – словарь – рябчик – курица
4. Пряник – крепость – терем – моряк – крем – мандарин – наряд – дерево – орёл
5. Перец – царь – рисунок – креветка – абрикос – сухари – ирис – снегирь – ребёнок – кадриль
6. Гриб – бревно – огурец – царевич – черенок – крест – табурет – три – Ирина
7. Гиря – янтарь – редис – скворец – Цюрих – хряк – курица
Игры с мячом в работе учителя-логопеда
Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу в первые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п.
Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.
В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела:
- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики.
Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха
«Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.
«Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.
«Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ([д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).
«Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.
«Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
«Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.
«Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.
«Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.
«Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.
Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков
« С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.
«Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
«Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.
«Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши).
«Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).
«Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.
«Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).
Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
«Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
«Мяч бросаю, диких животных называю».
«Мяч передаю, деревья назову».
«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
«Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
«Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
«Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.
«Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
«Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.
«Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
«Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
«Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.
Игры с мячом для развития мелкой моторики
«Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
«Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
«Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
«Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
«Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
«Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
«Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. Надеюсь, что игры с использованием мяча помогут учителям-логопедам и воспитателям проводить занятия более интересно и занимательно.
Игры для развития речи в картинках
Игра «Угадай игрушку» Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. |
|
Игра «Кто больше увидит и назовёт» Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки. |
|
Игра «Назови как можно больше предметов» Цель: упражнять детей в чётком произношении слов. |
|
Игра «Олины помощники» Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов. |
|
Игра «Разноцветный сундучок» Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова. |
|
Игра «Скажи, какой?» Цель: Учить детей выделять признаки предмета. |
|
Игра «Необычная песенка» Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии. |
|
Игра «Садовник и цветы» Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.) |
|
Игра «Разбуди кота» Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных. |
|
Игра «Буратино-путешественник» Цель. Ориентироваться в значении глаголов. |
|
Игра «Почтальон принёс открытку» Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.) |
Игры с буквами для дошколят
Многие родители считают, что их дети должны научиться читать как можно раньше, ведь этого требуют сегодня многие школы. А чтобы учились они с удовольствием и интересом их надо увлечь.
Учитывая то, что ведущая деятельность у дошкольника – это игра, просто играйте со своим ребёнком. В результате Ваш малыш скоро научится читать. Не забывайте учитывать то, что при обучении чтению звук и буква должны звучать одинаково (М, а не МЭ; П, а не ПЭ). Таким образом, Вы сможете избежать ошибок при соединении букв в слоги.
Предлагаю Вашему вниманию самые любимые игры с буквами моих воспитанников.
«Найди ошибку»
Необходимо предложить ребенку посмотреть на графическое начертание двух букв, одна буква написана неверно. Ребенок должен зачеркнуть неправильное изображение буквы. Например: я, е, и, р, у, э, з.
«Узнай букву»
Ребенку закрывают глаза, а логопед проводит по руке ребенка указательным пальцем или карандашом изученную ранее букву. Логопат называет, какую букву «написал» учитель на его руке.
«Чудесный мешочек»
Учитель или воспитатель кладут в непрозрачный «волшебный» мешочек известные воспитаннику объемные буквы, которые сделаны из картона, пластмассы или дерева. Ребенок достает из мешочка букву, с закрытыми глазами ощупывает букву двумя руками и называет ее.
«Сложи букву»
Родители или воспитатель предлагают ребенку сложить мозаику - картинку из разных частей и назвать полученную букву. (Карточка с нарисованной буквой, разрезается на несколько частей.) Целесообразно проводить такую работу после изучения данной буквы.
«Выложи букву»
Ребенку предлагается выложить знакомую, ранее изученную букву из различных материалов: мозаики, пуговиц, веток, семечек, мелких орешков, семян, кусочков бумаги, толстых ниток и палочек.
«Смастери букву»
Ребенку предлагается изготовить знакомую ему букву, по образцу, из пластилина, проволоки,методом сгиба или бумаги. А затем выполнить самостоятельно.
«Волшебный карандаш»
Ребенку предлагается обвести знакомую букву, ранее изученную, по контуру, заштриховать ее в определенном направлении (сверху вниз, слева направо) и закрасить.
«Напиши букву»
Родители предлагают своему ребенку написать знакомую ему букву указательным пальчиком доминантной руки в воздухе, по поверхности стола, обвести по трафарету, нарисовать палочкой на мокром песке или снегу.
«Опиши букву»
Ребенку предлагают рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква. Как эти элементы расположены. Например: буква Л состоит из двух наклонных линий.
«Волшебник»
Родители предлагают ребенку сложить из счетных палочек знакомую ему букву, или как вариант согнуть из проволоки. Далее «превратить» ее в другую букву, сходную по начертанию. Например: превратить букву б из буквы в; выложить из палочек букву А, а потом «превратить» ее в букву Н и т.д.
Игры для развития сенсорики у дошколят
Сенсорное развитие ребёнка
- это формирование представлений малыша о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.
Именно от того насколько сенсорное развитие ребенка соответствует его возрасту зависит его интеллектуальное развитие, а следовательно и успешное обучение в школе.
Предлагаю Вам поиграть с детьми в эти развивающие игры, которые, безусловно, помогут развитию у них представлений о форме, цвете, величине и других свойствах предметов.
Радуга Детям раздаются разноцветные полоски бумаги. Ведущий произносит слова: «Радуга, радуга покажись». В ответ дети выстраиваются в ряд в соответствии с цветами радуги. |
|
Светофор Детям раздаются круги красного и зелёного цвета. Педагог предлагает детям разные варианты ответов на поставленные вопросы и предлагает на правильный ответ показать зелёный круг, а неправильный ответ обозначить кружком красного цвета. Чтобы научить малыша подбирать одинаковые цвета, предложите ему поиграть в эти разноцветные игры: |
|
Воздушные шары Надуваются воздушные шары красного, желтого, зеленого и синего цвета. Ребёнку предлагается подарить подходящие по цвету шарики гостям: жёлтому цыплёнку, зелёному крокодилу, синему дельфину и красному раку. |
|
Разноцветная посуда Для игры необходима детская посудка (чашечки и блюдца) разных цветов. Педагог предлагает ребёнку подобрать к чашечкам подходящие по цвету блюдца. |
|
Весёлые медвежата Для игры понадобятся медвежата и машинки, вырезанные из цветного картона. Педагог предлагает ребёнку посадить каждого медвежонка в подходящую по цвету машинку. |
|
Чудесный мешочек |
|
Отгадай цифру (букву) Из бумаги разной фактуры (наждачной, бархатной и т.д.) вырезаются буквы и цифры. Ребёнку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить какая буква или цифра у него в руках. После этого ребёнок может написать правильно названные буквы ручкой бумаге. |
|
Золушка Дети с завязанными глазами сидят за столом. Перед каждым ребёнком лежит кучка из перемешанных семян гороха и фасоли. За определённое количество времени каждому ребёнку необходимо разобрать горох и фасоль по кучкам. |
|
Из каких фигур состоит машина? Ребёнку предлагается по рисунку определить из каких геометрических фигур построена эта грузовая машина и сосчитать сколько для этого понадобилось кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и овалов. |
Логопедические игры для детей
Многолетний опыт работы учителем-логопедом показывает, что речь и движения – взаимодополняющие друг друга понятия, поэтому, развивая общую и мелкую моторику, мы тем самым стимулируем и развитие речи у детей.
Вашему вниманию предлагаются речевые игры, которые логопеды могут использовать в качестве динамических пауз в процессе своей образовательной деятельности, а воспитатели с пользой могут применять эти подвижные игры на прогулке.
«Мушки и стрекозы»
(дети делятся на две комаенды: «Стрекозки» и «Мушки»
Стали жаловаться мушки:
«Нам стрекозы–не подружки
Всё мечтают нас поймать,
А мы будем улетать»
(«Стрекозки» догоняют разбегающихся в россыпную «Мушек»)
«Крот»
(дети взявшись за руки идут по кругу, проговаривая слова)
Встали дети в хоровод,
А из норки вылез крот.
Плохо видит он, незрячий!
А Дюймовочку мы спрячем!
(«Дюймовочка» стоит в центре круга. Ребёнок в шапочке «крота» бегает за кругом, стараясь в него проникнуть)
«Воробышек»
«Воробышек - воробей,
Улетай-ка поскорей
Надоели кошке мыши
Затаилась и не дышит.
Воробышек- воробей,
Бойся кошкиных когтей»
(ребёнок в шапочке «кошки» догоняет разбегающихся в россыпную детей)
«Лиса-Лизавета»
(дети хором проговаривают слова)
«Лиса - лиска, Лизавета,
Не сиди там до рассвета.
Ты из норки вылезай
И кого-нибудь поймай!»
(ребёнок в шапочке «лисы» догоняет разбегающихся в россыпную детей)
«Пчёлы и медведи»
(дети делятся на две команды: «Пчёлки» и «Мишки»)
Полосатые мы пчёлки,
Носим в улей сладкий мёд.
В соты ловко его прячем,
Мишка мёд там не найдёт!
(«Пчёлки», взявшись за руки ходят по кругу, проговаривая свои слова)
Ну а мы, Медведи-Мишки
Любим сладким закусить.
Нападаем мы на ульи,
И хотим их разорить!
(«Мишки» стоят за кругом и в окончании своих слов стараются проникнуть в «улей»)
Светлана Сердобинцева
Дидактическая игра «Цепочка слов»
Цель : упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах .
Игровой материал : карточки с предметными картинками (карандаш – шкаф – флажок – куст – топор – ракета – автобус – сачок – ключ – чайник – кошка – ананас – сом – мак – крокодил – лук – краски – иголка – астра - арбуз – зонт – телефон – носорог – гриб – бегемот – телевизор – редис – скворец – цыпленок – кормушка – альбом – мед – диван – нож – жук – комар – росток – кактус – сноп – помидор – рябина – аквариум – муравьи – иволга – апельсин – носки – индюк – колос – стол – ландыш – шар – рак – круг – галстук).
Размер карточек 10 х 6 см, обратная сторона подклеена бархатной бумагой для использования на коврографе.
Ход игры на занятии.
На столах у детей лежат карточки. У воспитателя карточка с изображением карандаша. Воспитатель объясняет : «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов . Наша цепочка начинается со слова карандаш . Следующим будет слово , которое начинается со звука, которым заканчивается слово карандаш . Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове . Если вы найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел первым. А оставшуюся присоединим позже, когда снова потребуется слово с таким звуком ».
Когда будет выложена вся цепочка , воспитатель предлагает детям хором назвать предметы, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове .
Ход игры вне занятия.
Играют 4 – 6 человек . Карточки изображением вниз лежат на столе. Каждый берет себе одинаковое количество карточек. Начинает выкладывать цепочку тот , у кого карточка помечена звездочкой. Следующую карточку прикладывает тот, у кого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается название первого предмета. Выигравшим считается тот , кто выложит все карточки.
Цель: автоматизация звуков в словах, формирование звукового анализа и синтеза слов.
Варианты игры:
1. Ребёнку предлагается послушать несколько слов, запомнить их и повторить в той же последовательности (количество слов зависит от индивидуальных возможностей ребенка).
При затруднениях к каждому слову подбирается соответствующая картинка (количество картинок зависит от индивидуальных возможностей ребёнка):
Последовательность работы с картинками:
1.1 Картинки разложены перед ребёнком в соответствии со словами в цепочке. Ребёнок называет каждое слово по порядку и показывает картинку.
1.2 Упражнение «Какая картинка спряталась?». Ребёнок закрывает глаза, логопед переворачивает одну картинку и спрашивает: «Какая картинка спряталась?»
1.3 Упражнение «Что изменилось?». Ребёнок закрывает глаза, логопед меняет местами две картинки, затем, предлагает ребёнку сказать какие картинки поменялись местами.
1.4 Упражнение «Разложи по – порядку». Ребёнку предлагается восстановить последовательность картинок и назвать слова.
2. К каждому слову из цепочки подбирается картинка. Логопед называет каждое слово, показывая на картинку, ребёнок повторяет. Далее объясняются правила игры: первое слово в цепочке обозначается звёздочкой (*), нужно определить последний звук в первом слове и найти слово, которое начинается на этот звук – это второе слово, далее во втором слове определяется последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается – это третье слово и так далее.
Автоматизация звука «С»
1. Сад – доска – Анфиса – автобус – совок – космос – суп – пояс – сын – носок – квас - самокат – танкист
2. Сом – мост – троллейбус – совок – капуста – апельсин – нос – сова – автобус
3. Стакан – носки – ирис – суп – пояс – совок – кактус – сосулька
4. Сом – маска – аметист – теннис – смокинг – гусыня – ясли – индекс – скакун – нос – соболь
Автоматизация звук «З»
1. Зонтик – козлёнок – кузнечик – коза – азбука – арбузы
2. Языки – изба – арбуз – зуб – базар – роза – азбука
3. Закат – топаз – зонтики – извозчик – казак – камзол – лоза – алмазы
4. Медуза – алмаз – замок – козлёнок – камаз – занавес – сказочник – козлята
Автоматизация звука «Ц»
1. Цыплёнок – китаец – цветок – кузнец – цыгани – индеец – цепь – птенец – цена – акация – яйцо – овцы
2. Цветок – колодец – цирк – курица – акация – яйцо – огурец – цель – леденец
3. Теплица – акация – яйцо – огурец – цепь – певец – цапли – индеец – цемент
4. Птица – аттракцион – нахимовец – циклоп – пациент – танец – цилиндр
Автоматизация звука «Ш»
1. Мышь – шуба – Антоша – мышонок – мешок – кувшин
2. Петушок – ковш – шкаф – фишка – артишок – камыш – шишки – ишак – кошка
3. Гуашь – шампиньон – Наташа – артишок – кувшин – наушники – индюшка – афиша
4. Шиповник – карандаш – шип – подшипник – кошелёк – кокошник – камыш – шкаф – фишка
Автоматизация звука «Ж»
1. Жемчужина – абажур – рожь – животные – ёжик – кружок – коттедж – жёлудь
2. Ежевика – абажур – рожок – коржик – крыжовник – кружево – одежда
Автоматизация звука «Ч»
1. Чемпион – ночь – чеснок – качан – наличник – колечко – очки – иголочка – анчоус – сочок
2. Чайник – кочка – анчар – родничок – кабачок – курочка – альбомчик – крючок
3. Человек – кучер – ручка – Анечка – ангелочек – ключ – чучело – обруч – черника
4. Червяк – качели – извозчик – кузнечик – калач – чемодан – ночь – чепчик
Автоматизация звука «Л»
1. Лампа – алфавит – тулуп – платок – колос – слон
2. Флаг – глобус – слова – алмаз – золото – овал – ландыш – школа
3. Дятел – лоси – иголка – иволга – алмаз – злак – клубок – клык – класс – свёкла
4. Облако – осёл – ластик – каблук – колокол – лук – колготки – игла
Автоматизация звука «ЛЬ»
1. Телёнок – колесо – ослик – клетка – альпинист – тюльпан – ноль – лётчик – килька – Алёша
2. Лес – след – даль – лютик – ключи – Илья – ялик – клён
3. Пудель – леденец – цыплёнок – клюв – василёк – колёса – альбом – мальчик – колючка
4. Шмель – лес- самолёт – тюль – лепесток – клюшка – альбинос – соль – лето – олень
Автоматизация звука «Р»
1. Ромашка – арбуз – зубр – рукав – воротник – кран – нора – арка
2. Дракон – норка – арфа – артист – тростник – квадрат – трон – нарзан – набор – ракета
3. Мухомор – трактор – рот – транспорт – труба – арки – игрушки – Ира
4. Торт – топор – рак – комар – рыбак – конверт – трава – акробат – тропинка- артишок
5. Грузовик – картофель – лемур – руль – литр – рысь – серп – пар – рог – город – дракон
6. Круг – горб –барометр – рукав – ворон – народ – дорога – армия – Ярослав – воробей
7. Фартук – круг – горох – хоровод – дрозд – дрова – аппарат – творог – грузовик – кормушка
Автоматизация звука «РЬ»
1. Якорь – рис – сухарь – редис – снегирь – рюкзак – крючок – карета – арена – абрикос
2. Фонари – ирис – старик – корешок – кресло – орех – хорёк – календарь – рябина
3. Аквариум – море – Ерёма – абрикос – словарь – рябчик – курица
4. Пряник – крепость – терем – моряк – крем – мандарин – наряд – дерево – орёл
5. Перец – царь – рисунок – креветка – абрикос – сухари – ирис – снегирь – ребёнок – кадриль
6. Гриб – бревно – огурец – царевич – черенок – крест – табурет – три – Ирина
7. Гиря – янтарь – редис – скворец – Цюрих – хряк – курица