Гамлет содержание по актам. У

Драматургия XVI - XVII веков являлась неотъемлемой и, возможно, самой важной частью литературы того времени. Этот вид литературного творчества был наиболее близок и понятен широким массам, был зрелищем, позволявшим донести до зрителя чувства и мысли автора. Одним из самых ярких представителей драматургии того времени, которого читают и перечитывают до нашего времени, ставят спектакли по его произведениям, анализируют философские концепции, является Уильям Шекспир.

Гениальность английского поэта, актёра и драматурга заключается в умении показать реалии жизни, проникнуть в душу каждого зрителя, найти в ней отклик на свои философские утверждения через чувства знакомые каждому человеку. Театральное действие того времени происходило на помосте посреди площади, актёры по ходу пьесы могли спускаться в «зал». Зритель становился как бы участником всего происходившего. В наше время такой эффект присутствия недостижим даже при использовании 3d технологий. Тем большее значение в театре получало слово автора, язык и стиль произведения. Талант Шекспира проявляется во многом в его языковой манере подачи сюжета. Простой и несколько витиеватый, он отличается от языка улиц, позволял зрителю подняться над повседневностью, встать на некоторое время вровень с персонажами пьесы, людьми высшего сословия. И гениальность подтверждается тем, что это не утратило своё значение и в более поздние времена - мы получаем возможность стать на некоторое время соучастниками событий средневековой Европы.

Вершиной творчества Шекспира многие его современники, а вслед за ними и последующие поколения, считали трагедию «Гамлет - принц Датский». Это произведение признанного английского классика стало одним из значимых и для русской литературной мысли. Не случайно трагедия Гамлета переводилась на русский язык более сорока раз. Такой интерес вызван не только феноменом средневековой драматургии и литературным талантом автора, что несомненно. Гамлет является произведением, в котором отражен «вечный образ» искателя правды, философа нравственности и человека шагнувшего выше своей эпохи. Плеяда таких людей, начавшаяся с Гамлета и Дон Кихота, продолжалась в русской литературе образами «лишних людей» Онегиным и Печориным, и далее в произведениях Тургенева, Добролюбова, Достоевского. Эта линия является родной для русской ищущей души.

История создания - Трагедия Гамлет в романтизме XVII века

Как многие произведения Шекспира основываются на новеллах литературы раннего средневековья, так и сюжет трагедии Гамлет позаимствован им из исландских хроник XII века. Впрочем, этот сюжет не является чем-то оригинальным для «тёмного времени». Тема борьбы за власть, не взирающая на нравственные нормы, и тема мести присутствует во многих произведениях всех времён. Романтизм Шекспира на основе этого создал образ человека протестующего против устоев своего времени, ищущего выход из этих оков условностей к нормам чистой морали, но который сам является заложником существующих правил и законов. Наследный принц, романтик и философ, который задаётся вечными вопросами бытия и, в тоже время вынужден в реалиях вести борьбу с так, как это принято в то время - «себе он не хозяин, своим рожденьем связан по рукам» (акт I, сцена III), и это вызывает у него внутренний протест.

(Старинная гравюра - Лондон, XVII век )

Англия в год написания и постановки трагедии переживала переломный момент в своей феодальной истории (1601 год), поэтому в пьесе и присутствует та некоторая мрачность, реальный или мнимый упадок в государстве - "Подгнило что-то в Датском королевстве" (акт I, сцена IV). Но нас более интересует вечные вопросы «о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви», которые так понятно и так неоднозначно прописаны гением Шекспира. В полном соответствии с романтизмом в искусстве пьеса содержит в себе героев ярко выраженных моральных категорий, явный злодей, прекрасный герой, присутствует любовная линия, но автор идёт дальше. Романтический герой отказывается следовать канонам времени в своей мести. Одна из ключевых фигур трагедии - Полоний, не представляется нам в однозначном свете. Тема предательства рассматривается в нескольких сюжетных линиях и также предлагается на суд зрителя. От явного предательства короля и неверности памяти покойного мужа королевой, до тривиального предательства приятелей студентов, которые не прочь за милость короля выведать секреты у принца.

Описание трагедии (сюжет трагедии и основные её черты)

Ильсинор, замок датских королей, ночная стража с Горацио, другом Гамлета, встречает призрак умершего короля. Горацио рассказывает об этой встречи Гамлету и тот решает лично встретиться с тенью отца. Призрак рассказывает принцу ужасную историю своей смерти. Смерть короля оказывается подлым убийством, совершенным его братом Клавдием. После этой встречи в сознании Гамлета происходит перелом. Узнанное накладывается на факт излишне скорой свадьбы вдовы короля, матери Гамлета, и брата-убийцы. Гамлет одержим идеей мести, но находится в сомнениях. Он должен во всём убедиться сам. Изображая сумасшествие, Гамлет наблюдает за всем. Полоний, советник короля и отец возлюбленной Гамлета, пытается объяснить королю и королеве такие перемены в принце отвергнутой любовью. Прежде, он запретил своей дочери Офелии принимать ухаживания Гамлета. Эти запреты разрушают идиллию любви, в дальнейшем приводят к депрессии и умопомрачению девушки. Король предпринимает свои попытки узнать мысли и планы пасынка, он терзаем сомнениям и своим грехом. Нанятые им бывшие студенческие друзья Гамлета находятся с ним неотлучно, но безрезультатно. Потрясение от узнанного заставляет Гамлета ещё более задуматься о смысле жизни, о таких категориях как свобода и нравственность, о вечном вопросе бессмертия души, бренности бытия.

Тем временем в Ильсиноре появляется труппа бродячих актёров, и Гамлет уговаривает их вставить в театральное действие несколько строк, обличающих короля в братоубийстве. В ходе спектакля Клавдий выдаёт себя смятением, сомнения Гамлета в его виновности развеяны. Он пытается поговорить с матерью, бросить ей в лицо обвинения, но явившейся призрак запрещает ему мстить матери. Трагическая случайность усугубляет напряжённость в королевских покоях - Гамлет убивает Полония, спрятавшегося из любопытства за шторами при этом разговоре, приняв его за Клавдия. Гамлет отправлен в Англию для сокрытия этих досадных случайностей. С ним направляются друзья-соглядатаи. Клавдий вручает им письмо для короля Англии с просьбой казнить принца. Гамлет, сумевший случайно прочитать письмо, делает в нём исправления. В результате под казнь попадают предатели, а он возвращается в Данию.

В Данию возвращается и Лаэрт сын Полония, трагическая весть о смерти сестры Офелии в результате её умопомрачения из-за любви, а также убийство отца толкает его на союз с Клавдией в деле отмщения. Клавдий провоцирует поединок на шпагах двух молодых людей, клинок Лаэрта намеренно отравлен. Не останавливаясь на этом, Клавдий отравляет и вино, чтоб опоить Гамлета в случае победы. Во время поединка Гамлет ранен отравленным клинком, но находит взаимопонимание с Лаэртом. Поединок продолжается, в ходе которого противники меняются шпагами, теперь отравленной шпагой ранен и Лаэрт. Напряжения поединка не выдерживает мать Гамлета королева Гертруда и выпивает отравленное вино за победу сына. Убит и Клавдий, в живых остаётся лишь единственный верный друг Гамлета Гораций. В столицу Дании вступают войска норвежского принца, который и занимает датский престол.

Главные герои

Как видно из всего развития сюжета, тема мести отходит на второй план перед нравственными исканиями главного героя. Свершение мести для него невозможно в том выражении, как это принято в том обществе. Даже убедившись в виновности дяди, он не становится его палачом, а лишь обвинителем. В отличие от него, Лаэрт заключает сделку с королём, для него месть превыше всего, он следует традициям своего времени. Любовная линия в трагедии является лишь дополнительным средством показать нравственные образы того времени, оттенить душевные поиски Гамлета. Главными действующими лицами пьесы являются принц Гамлет и советник короля Полоний. Именно в нравственных устоях этих двух людей выражен конфликт времени. Не конфликт добра и зла, а разница в уровнях морали двух положительных персонажей - основная линия пьесы, гениально показанная Шекспиром.

Умный, преданный и честный слуга королю и отечеству, заботливый отец и уважаемый гражданин своей страны. Он искренне пытается помочь королю понять Гамлета, он искренне пытается понять Гамлета сам. Его моральные устои на уровне того времени безупречны. Отправляя сына на учёбу во Францию, наставляет его правилам поведения, которые и сегодня можно приводить без изменений, настолько они мудры и универсальны для любого времени. Беспокоясь за моральный облик дочери, он увещает её отказаться от ухаживаний Гамлета, объясняя сословную разницу между ними и не исключая возможности несерьёзного отношения принца к девушке. Вместе с тем, по его нравственным воззрениям соответствующим тому времени, в таком легкомыслии со стороны юноши нет ничего предрассудительного. Своим недоверием к принцу и волей отца он разрушает их любовь. По этим же причинам он не доверяет и собственному сыну, посылая к нему слугу в качестве шпиона. План наблюдения его прост - найти знакомых и, слегка очернив сына, выманить откровенную правду о его поведении вдали от дома. Подслушать в королевских покоях разговор разгневанного сына и матери также не является для него чем-то неправильным. Всеми своими поступками и мыслями Полоний представляется умным и добрым человеком, даже в сумасшествии Гамлета он видит его рациональные мысли и отдаёт им должное. Но он типичный представитель общества, которое так давит на Гамлета своей лживостью и двуличием. И в этом трагизм, который понятен не только в современном обществе, но и лондонской публики начала XVII века. Такое двуличие вызывает протест своим присутствием и в современном мире.

Герой с сильным духом и незаурядным умом, ищущий и сомневающийся, ставший на одну ступень выше всего общества в своей морали. Он способен смотреть на себя со стороны, он способен анализировать окружающих его и анализировать свои мысли и поступки. Но он также является продуктом той эпохи и это связывает его. Традициями и обществом ему навязывается определённый стереотип поведения, который он уже не может принять. На основе сюжета о мести показан весь трагизм ситуации, когда молодой человек видит зло не просто в одном подлом поступке, но во всём обществе, в котором такие поступки оправдываются. Этот юноша сам себя призывает жить в соответствии с высшей моралью, ответственностью за все свои поступки. Трагедия семьи только заставляет его больше задуматься о нравственных ценностях. Не может такой думающий человек не поднимать для себя и общечеловеческие философские вопросы. Знаменитый монолог «Быть или не быть» является лишь вершиной таких рассуждений, которые вплетаются во все его диалоги с друзьями и недругами, в беседах со случайными людьми. Но несовершенство общества и окружения всё-таки толкает на импульсивные, часто неоправданные поступки, которые потом тяжело переживаются им и в конечном итоге приводят к гибели. Ведь и вина в гибели Офелии и случайная ошибка при убийстве Полония и неумение понять горя Лаэрта гнетут его и сковывают цепью.

Лаэрт, Офелия, Клавдий, Гертруда, Горацио

Все эти лица введены в сюжет как окружение Гамлета и характеризующее обыкновенное общество, положительное и правильное в понимании того времени. Даже рассматривая их с современной точки зрения, можно признать их действия логичными и последовательными. Борьба за власть и супружеская измена, месть за убитого отца и первая девическая любовь, вражда с соседними государствами и получение земель в результате рыцарских турниров. И только Гамлет стоит выше на голову над этим обществом, увязнув по пояс в родовых традициях престолонаследования. Три друга Гамлета - Горацио, Розенкранц и Гильденстерн, являются представителями знати, придворными. Для двух из них соглядатайство за другом не является чем-то неправильным, и только один остаётся верным слушателем и собеседником, умным советчиком. Собеседником, но не более того. Перед своей судьбой, обществом и всем королевством Гамлет остаётся один.

Анализ - идея трагедии принца датского Гамлета

Основная идея Шекспира заключалась в желании показать психологические портреты современников на основе феодализма «тёмных времён», вырастающее в обществе новое поколение, которое может изменить мир к лучшему. Грамотное, ищущее и свободолюбивое. Не случайно в пьесе Дания названа тюрьмой, которой по мнению автора являлось всё общество того времени. Но гениальность Шекспира выразилась в умении описать всё в полутонах, не скатываясь к гротеску. Большинство персонажей являются людьми положительными и уважаемыми по канонам того времени, они рассуждают вполне здраво и справедливо.

Гамлет показан как человек склонный к самоанализу, духовно сильный, но всё ещё связанный условностями. Невозможность действовать, неумение, роднит его с «лишними людьми» русской литературы. Но он несёт в себе заряд моральной чистоты и стремления общества к лучшему. Гениальность этого произведения заключается в том, что все эти вопросы актуальны и в современном мире, во всех странах и на всех континентах, вне зависимости от политического устройства. А язык и строфа английского драматурга пленяют своим совершенством и оригинальностью, заставляют перечитывать произведения по нескольку раз, обращаться к спектаклям, слушать постановки, искать что-то новое, спрятанное в глубине веков.

Краткое содержание пьеcы У. Шекспира "Гамлет" для читательского дневника



Площадь перед замком в Эльсиноре. На страже Марцелл и Бернард, датские офицеры. К ним позднее присоединяется Горацио, учёный друг Гамлета, принца Датского. Он пришёл удостовериться в рассказе о ночном появлении призрака, схожего с датским королём, недавно умершим. Горацио склонен считать это фантазией. Полночь. И грозный призрак в полном военном облачении появляется. Горацио потрясён, он пытается с ним заговорить. Горацио, размышляя над увиденным, считает появление призрака знаком «каких-то смут для государства». Он решает рассказать о ночном видении принцу Гамлету, прервавшему ученье в Виттенберге в связи с внезапной кончиной отца. Скорбь Гамлета усугубляет то, что мать вскорости после смерти отца вышла замуж за его брата. Она, «башмаков не износив, в которых шла за гробом», бросилась в объятия человека недостойного, «плотный сгусток мяса». Душа Гамлета содрогнулась: «Каким докучным, тусклым и ненужным, / Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!»

Горацио поведал Гамлету о ночном призраке. Гамлет не колеблется: «Дух Гамлета в оружье! Дело плохо; / Здесь что-то кроется. Скорей бы ночь! / Терпи, душа; изоблачится зло, / Хотя б от глаз в подземный мрак ушло».

Призрак отца Гамлета поведал о страшном злодеянии.

Когда король мирно отдыхал в саду, его брат влил ему в ухо смертельный сок белены. «Так я во сне от братственной руки / Утратил жизнь, венец и королеву». Призрак просит Гамлета отомстить за него. «Прощай, прощай. И помни обо мне» - с этими словами призрак удаляется.

Мир перевернулся для Гамлета... Он клянётся отомстить за отца. Он просит друзей хранить в тайне эту встречу и не удивляться странности его поведения.

Тем временем ближний вельможа короля Полоний отправляет своего сына Лаэрта на учёбу в Париж. Тот даёт свои братские наставления сестре Офелии, и мы узнаем о чувстве Гамлета, от которого Лаэрт остерегает Офелию: «Он в подданстве у своего рожденья; / Он сам себе не режет свой кусок, / Как прочие; от выбора его / Зависят жизнь и здравье всей державы».

Его слова подтверждает и отец - Полоний. Он запрещает ей проводить время с Гамлетом. Офелия рассказывает отцу, что к ней приходил принц Гамлет и был он как будто не в себе. Взяв её за руку, «он издал вздох столь скорбный и глубокий, / Как если бы вся грудь его разбилась и гасла жизнь». Полоний решает, что странное поведение Гамлета в последние дни объясняется тем, что он «безумен от любви». Он собирается рассказать об этом королю.

Король, совесть которого отягощена убийством, обеспокоен поведением Гамлета. Что кроется за ним - сумасшествие? Или что иное? Он призывает Розенкранца и Гильдестерна, в прошлом друзей Гамлета, и просит их выведать у принца его тайну. За это он обещает «монаршью милость». Приходит Полоний и высказывает предположение, что безумство Гамлета вызвано любовью. В подтверждение своих слов он показывает письмо Гамлета, взятое им у Офелии. Полоний обещает послать дочь на галерею, где часто гуляет Гамлет, чтобы удостовериться в его чувствах.

Розенкранц и Гильдестерн безуспешно пытаются выведать тайну принца Гамлета. Гамлет понимает, что они подосланы королём.

Гамлет узнает, что приехали актёры, столичные трагики, которые ему так нравились прежде, и ему приходит в голову мысль: использовать актёров для того, чтобы убедиться в виновности короля. Он договаривается с актёрами, что они будут играть пьесу о гибели Приама, а он туда вставит два-три стиха своего сочинения. Актёры согласны. Гамлет просит первого актёра прочесть монолог об убиении Приама. Актёр читает блистательно. Гамлет взволнован. Поручая актёров заботам Полония, он в одиночестве размышляет. Он должен знать точно о преступлении: «Зрелище - петля, чтоб заарканить совесть короля».

Король расспрашивает Розенкранца и Гильдестерна об успехах их миссии. Они признаются, что не сумели ничего выведать: «Расспрашивать себя он не даёт / И с хитростью безумства ускользает...»

Они же докладывают королю, что приехали бродячие актёры, и Гамлет приглашает на представление короля и королеву.

Гамлет прогуливается в одиночестве и произносит, размышляя, свой знаменитый монолог: «Быть или не быть - таков вопрос...» Почему мы так держимся за жизнь? В которой «глумленье века, гнёт сильного, насмешка гордеца». И сам отвечает на свой вопрос: «Страх чего-то после смерти - / Безвестный край, откуда нет возврата / Земным скитальцам» - смущает волю.

Полоний подсылает Офелию к Гамлету. Гамлет быстро понимает, что их разговор подслушивают и что Офелия пришла по наущению короля и отца. И он разыгрывает роль сумасшедшего, даёт ей совет идти в монастырь. Прямодушная Офелия убита речами Гамлета: «О, что за гордый ум сражён! Вельможи, / Бойца, учёного - взор, меч, язык; / Цвет и надежда радостной державы, / Чекан изящества, зерцало вкуса, / Пример примерных - пал, пал до конца!» Король же удостоверяется, что не любовь причина расстройства принца. Гамлет просит Горацио наблюдать за королём во время спектакля. Начинается представление. Гамлет по ходу пьесы её комментирует. Сцену отравления он сопровождает словами: «Он отравляет его в саду ради его державы. / Его зовут Гонзаго <…> Сейчас вы увидите, как убийца снискивает любовь Гонзаговой жены».

Во время этой сцены король не выдержал. Он встал. Начался переполох. Полоний потребовал прекратить игру. Все уходят. Остаются Гамлет и Горацио. Они убеждены в преступлении короля - он выдал себя с головой.

Возвращаются Розенкранц и Гильдестерн. Они объясняют, как огорчён король и как недоумевает королева по поводу поведения Гамлета. Гамлет берет флейту и предлагает Гильдестерну сыграть на ней. Гильдестерн отказывается: «Я не владею этим искусством». Гамлет говорит с гневом: «Вот видите, что за негодную вещь вы из меня делаете? На мне вы готовы играть, вам кажется, что мои лады вы знаете...»

Полоний зовёт Гамлета к матери - королеве.

Короля мучит страх, терзает нечистая совесть. «О, мерзок грех мой, к небу он смердит!» Но он уже совершил преступление, «грудь его чернее смерти». Он встаёт на колени, пытаясь молиться.

В это время проходит Гамлет - он идёт в покои матери. Но он не хочет убивать презренного короля во время молитвы. «Назад, мой меч, узнай страшней обхват».

Полоний прячется за ковром в покоях королевы, чтобы подслушать разговор Гамлета с матерью.

Гамлет полон негодования. Боль, терзающая его сердце, делает дерзким его язык. Королева пугается и вскрикивает. Полоний обнаруживает себя за ковром, Гамлет с криком «Крыса, крыса», пронзает его шпагой, думая, что это король. Королева умоляет Гамлета о пощаде: «Ты мне глаза направил прямо в душу, /И в ней я вижу столько чёрных пятен, / Что их ничем не вывести...»

Появляется призрак... Он требует пощадить королеву.

Королева не видит и не слышит призрака, ей кажется, что Гамлет разговаривает с пустотой. Он похож на безумца.

Королева рассказывает королю о том, что в припадке безумия Гамлет убил Полония. «Он плачется о том, что совершил». Король решает немедленно отправить Гамлета в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильдестерна, которым будет вручено тайное письмо Британцу об умерщвлении Гамлета. Полония он решает тайно похоронить, чтобы избежать слухов.

Гамлет и его друзья-предатели спешат на корабль. Они встречают вооружённых солдат. Гамлет расспрашивает их, чьё войско и куда идёт. Оказывается, это войско Норвежца, которое идёт воевать с Польшей за клочок земли, который «за пять дукатов» жалко взять в аренду. Гамлет поражается тому, что люди не могут «уладить спор об этом пустяке».

Этот случай для него - повод к глубоким рассуждениям о том, что его мучит, а мучит его собственная нерешительность. Принц Фортинбрас «ради прихоти и вздорной славы» посылает на смерть двадцать тысяч, «как в постель», так как задета его честь. «Так как же я, - восклицает Гамлет, - я, чей отец убит, / чья мать в позоре» и живу, твердя «так надо сделать». «О мысль моя, отныне ты должна кровавой быть, иль прах тебе цена».

Узнав о гибели отца, тайком, из Парижа возвращается Лаэрт. Его ждёт и другая беда: Офелия под бременем горя - смерти отца от руки Гамлета - сошла с ума. Лаэрт жаждет мести. Вооружённый, он врывается в покои короля. Король называет Гамлета виновником всех несчастий Лаэрта. В это время гонец приносит королю письмо, в котором Гамлет сообщает о своём возвращении. Король в недоумении, он понимает, что-то произошло. Но тут же у него созревает новый гнусный план, в который он вовлекает вспыльчивого, недалёкого Лаэрта.

Он предлагает устроить поединок между Лаэртом и Гамлетом. А чтоб убийство состоялось наверняка, конец шпаги Лаэрта смазать смертельным ядом. Лаэрт согласен.

Королева со скорбью сообщает о гибели Офелии. Она «старалась по ветвям развесить свои венки, коварный сук сломался, она упала в рыдающий поток».

Двое могильщиков роют могилу. И пробрасываются шуточками.

Появляются Гамлет и Горацио. О тщете всего живого рассуждает Гамлет. «Александр (Македонский. - Е. Ш.) умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?»

Приближается похоронная процессия. Король, королева, Лаэрт, двор. Хоронят Офелию. Лаэрт прыгает в могилу и просит закопать его вместе с сестрой, фальшивой ноты не выносит Гамлет. Они схватываются с Лаэртом. «Её любил я; сорок тысяч братьев / всем множеством своей любви со мною не уравнялись бы», - в этих знаменитых словах Гамлета подлинное, глубокое чувство.

Король их разнимает. Его не устраивает непредсказуемый поединок. Он напоминает Лаэрту: «Будь терпелив и помни о вчерашнем; / Мы двинем дело к быстрому концу».

Горацио и Гамлет одни. Гамлет рассказывает Горацио, что ему удалось прочесть письмо короля. В нем содержалась просьба немедленно казнить Гамлета. Провидение хранило принца, и, воспользовавшись печаткой отца, он подменил письмо, в котором написал: «Подателей немедля умертвить». И с этим посланием Розенкранц и Гильдестерн плывут навстречу своей гибели. На корабль напали разбойники, Гамлет попал в плен и был доставлен в Данию. Теперь он готов к мщению.

Появляется Озрик - приближённый короля - и сообщает о том, что король побился об заклад, что Гамлет победит Лаэрта в поединке. Гамлет соглашается на поединок, но на сердце у него тяжесть, оно предчувствует ловушку.

Перед поединком он просит извинения у Лаэрта: «Мой поступок, задевший вашу честь, природу, чувство, / - Я это заявляю, - был безумным».

Король приготовил для верности ещё одну западню - он поставил кубок с отравленным вином, чтоб дать его Гамлету, когда тот захочет пить. Лаэрт ранит Гамлета, они меняются рапирами, Гамлет ранит Лаэрта. Королева выпивает отравленное вино за победу Гамлета. Король не сумел её остановить. Королева умирает, но успевает сказать: «О, Гамлет мой, - питье! Я отравилась». Лаэрт признается Гамлету в предательстве: «Король, король виновен...»

Гамлет отравленным клинком поражает короля, и сам умирает. Горацио хочет допить отравленное вино, чтобы последовать за принцем. Но умирающий Гамлет просит: «Дыши в суровом мире, чтоб мою / Поведать повесть». Горацио сообщает Фортинбрасу и английским послам о произошедшей трагедии.

Фортинбрас даёт распоряжение: «Пусть Гамлета поднимут на помост, как воина...»

Современную молодежь привлекают мировые шедевры литературы, и они с удовольствием читают такие произведения, как Гамлет, пусть и кратко для читательского дневника.

Уильям Шекспир: Гамлет принц датский

В 1601 году Шекспиром была создана легендарная трагедия Гамлет. Сюжет взят из легенды о датском правителе. Трагедия посвящается истории, которая повествует о мести главного персонажа за убийство отца. Писателем поднимаются вечные вопросы долга и чести, нравственность и моменты, где затрагивается проблематика смерти и рассуждения о жизни. Гамлет Шекспира читается с интересом, но за неимением времени, вы можете прочесть по актам и сценам.

Акт 1

Сцена 1

Акт первый, а всего их пять, начинается со сцены, которая переносит нас в один из городов Дании Эльсиньор. Там офицер Бернардо, сменяет в карауле офицера Франсиско. В это время к ним подходит придворный Горацию, который к тому же был лучшим другом главного героя трагедии — принца Гамлета. Вместе с Горацио находился офицер Марцелл, которому было интересно узнать о призраке убитого датского короля. Ведь его уже неоднократно видели в этом месте. Офицеры, что были в карауле, подтверждают и говорят, что только минувшей ночью бродил в окрестностях призрак убитого короля. Горацио не верит в рассказанное, утверждая что это лишь игра воображения, но спустя миг и сам увидел призрак умершего короля. Придворный хотел было заговорить с ним, но пение петуха пугает последнего и тот исчезает, так ничего и не ответив.

Сцена 2

Как ведает вторая сцена, на место покойного датского короля сел на трон его брат Клавдий. Женой же ему стала вдова Гертруда, которая не выдержала траура по мужу. Все они, с придворными находятся в зале, где происходят диалоги. Племянник Клавдия просит продолжить свое обучение, но тот отвергает его просьбу. Королевская чета уходит, а Гамлет начинает свои рассуждения, из которых мы узнаем о ненависти Гамлета к Клавдию, а также о том, что он осуждает мать. Ведь после смерти отца прошел только месяц, а она уже замужем за другим. К принцу приходит Горацио. Тот спрашивает друга, почему он сейчас не в Виттенберге, на что тот ответил, что приехал на похороны, но как оказалось, на свадьбу королевы. Придворные рассказали Гамлету о бродившем призраке его отца. Датский принц просит об этом явлении никому не говорить, сам же решает ночью попытаться найти этого призрака и узнать, почему душа отца не знает покоя.

Сцена 3

Третья сцена переносит нас в комнату Полония, где Лаэрт, его сын, собирается во Францию. Брат ведет разговор с сестрой. Ее имя Офелия. Общаясь с братом, девушка рассказывает о Гамлете и его ухаживаниях. Тот же говорит, что она не ровня ему. Получив у отца благословение Лаэрт уходит, а Офелия получает приказ больше не общаться с Гамлетом и хранить девичью честь.

Сцена 4

Пока Клавдий празднует, Гамлет находится на посту с другими офицерами, где действительно встречает призрак отца. Парень пытается узнать причины появления отца, и тот просит сына следовать за собой.

Сцена 5

Призрак короля рассказывает Гамлету о своей смерти. Как оказалось, он умер не от змеиного укуса. Его отравил Клавдий ядом, что влил через ушную раковину. После соблазнил жену, сел на трон, и теперь хочет править страной. Призрак хочет отмщения за свою смерть. Сын соглашается отомстить. Придя вновь к друзьям, Гамлет просит никому не рассказывать об увиденном и не обращать на его дальнейшее странное поведение. Ведь, чтобы отомстить, он решает притвориться сошедшим с ума.

Акт 2

Сцена 1

Здесь мы узнаем о мелочной натуре Полония и его корыстном характере, который не доверяет даже сыну. По этим причинам им был отправлен слуга, которому приказано было следить за Лаэртом. Дальше в комнату вбегает испуганная Офелия. Она рассказывает о безумии Гамлета, который только сейчас кричал как одержимый в ее комнате. Полоний считает, что у принца помешательство из-за запрета встречаться с дочерью. Он обезумел из-за любви.

Сцена 2

Неожиданное сумасшествие датского принца всех обескуражило. Клавдий предполагает, что парню стала известна истинная причина смерти короля и чтобы в этом убедиться, он приглашает друзей Гамлета. Те соглашаются на шпионство. Полоний же утверждает, что причина помешательства кроется в любви и просит это проверить, организовав встречу Гамлета и Офелии. За этой встречей должен будет наблюдать из другой комнаты Клавдий. Сам же принц понимает истинную причину приезда его друзей, поэтому ведет себя осторожно.

В замок приезжают актеры и показывают спектакль, где была бы разыграна сцена Убийство Гонзаго. В текст труппа вставляет сцену, похожую на убийство короля. Тот желает посмотреть на реакцию своего дяди, чтобы действительно убедиться в его виновности. Ведь до сих пор принц не мог понять, призрак был действительно его отцом, или же к нему явился дьявол.

Акт 3

Сцена 1

Прибывшие друзья Гамлета сообщают Клавдию о том, что не смогли понять, почему помешался их друг, и это вызвало еще большее беспокойство нового короля. А вместе с тем, Офелия согласилась на предложение отца якобы случайно столкнуться с Гамлетом в выбранной для встречи комнате. И тут является датский принц с его знаменитым монологом, . Он пытается рассуждает о самоубийстве, и о том что именно останавливает человека от данного решения. Офелия начинает разговор с Гамлетом. Принц догадался о ее коварной роли и советует идти в монастырь. Из их разговора Клавдий понимает, что безумство Гамлета наигранное и решает отправить племянника подальше из замка, так как не мог понять истинной причины такой игры.

Сцена 2

И вот видим игру актеров прибывшего театра. Они показывают истинную любовь короля и королевы, после чего разыгрывают сцену смерти короля, где один из персонажей вливает в ухо королю яд. Гамлет же не сводит глаз с Клавдия. После сцены убийства Клавдий вскакивает и выбегает из комнаты. Этим он подтвердил свое причастие к убийству отца Гамлета. По окончанию спектакля, Гамлет направляется к матери, которая вызывает к себе сына.

Сцена 3

В поездке в Англию, Гамлета должны будут сопровождать шпионы — друзья Гамлета по учебе. А пока Полоний говорит Клавдию о предстоящей встрече матери и сына. Он предлагает подслушать их разговор. Гамлет проходит мимо комнаты Клавдия и видит, как тот молится. Хоть он и мог прямо сейчас заколоть убийцу отца, но не делает этого. Гамлет намерен отомстить позже.

Сцена 4

Четвертая сцена переносит зрителя в комнату к Гертруде. Там за ковер прячется Полоний, который и должен будет шпионить. И вот сын начинает свой разговор с матерью, обвиняя ее в измене и предательстве. Тут за ковром слышится шум. Гамлет тут же достает свою шпагу и пронзает находившегося за ковром, думая что это король. Но убитым оказался Полоний, чье тело Гамлет спрячет. А пока он продолжил разговор, во время которого рассказывает, как брат отца отравил его. Королева просит о пощаде и тут Гамлет видит призрак отца, с которым начинает говорить. Тот требовал пощадить мать. Королева призрака не видела и подумала, что это разговор безумца. Принц покидает комнату матери.

Акт 4

Сцена 1

Гертруда разговаривает с Клавдием, где говорит о смерти Полония, и о том, кто убил шпиона. Клавдий еще больше захотел избавиться от своего племянника, решая его отослать в Англию с первым же кораблем.

Сцена 2

Подосланные шпионы, якобы друзья Гамлета, стараются получить информацию о том, где находится тело Полония, но получает в ответ саркастические реплики Гамлета.

Сцена 3

Принц Дании получает приказ от дяди немедленно отправиться в Англию, а в сопровождение Гамлету дает все тех же шпионов. Со своими шпионами Клавдий отправляет письмо. Его они должны были передать королю Англии. В тексте же была просьба по прибытию Гамлета на английские берега сразу же его казнить.

Сцена 4

Перед отъездом принц встретил норвежского капитана, от которого узнает о походе и о том, что через датские земли вскоре должна пройти норвежская армия. Цель похода отвоевать ничего не значащий клочок земли у поляков, хотя эту же землю можно было взять в аренду. Принца поражает данный факт, где из-за чужого честолюбия может погибнуть целая армия. При этом он винит себя за то, что до сих пор не смог отомстить за отца.

Сцена 5

Офелия узнает о смерти отца и сходит с ума. Ее бессвязные речи перед королевской четой, приводят последних в замешательство. Позже из Франции возвращается Лаэрт и грозится устроить народный бунт, если не будет найден убийца.

Сцена 6

От принца Дании Горацио получает письмо, где тот сообщает о своем приключении на пути к Англии. На море на них напали пираты, он попал на пиратский корабль и сейчас находится в датских землях. Он просит друга приехать за ним.

Сцена 7

А в это время Клавдий рассказывает Лаэрту о том, что именно Гамлет убил Полония. Получив письмо от племянника, где тот сообщает что находится в Дании, король решает столкнуть их в битве, надеясь что Лаэрт, будучи лучшим из фехтовальщиков, убьет племянника. Лаэрт соглашается на дуэль, которая должна состояться тупыми рапирами. Однако во время боя у Лаэрта будет острая шпага, которую тот намажет смертельной мазью. Ну, а чтобы задуманное осуществилось, Клавдий еще готовит кубок с ядом. Тут в комнату приходит Гертруда с плохими известиями. Оказывается, Офелия утонула в реке. Никому неизвестно, то ли упала она случайно, то ли покончила с собой.

Акт 5

Сцена 1

Горацио и Гамлет подъезжают к замку, и видят как могильщики роют могилу. Копая яму, они выкапывают череп известного во дворце шута Йорика. И вот является процессия. Друзьям становится известно о том, что хоронить собрались Офелию. Как у Гамлета, так и у Лаэрта горе было огромно. Оба прыгают в могилу. Там же в могиле, происходит их стычка. Слуги разнимают дуэлянтов.

Сцена 2

В сцене второй принц Дании рассказывает своему другу Горацио о том, что на корабле ему удалось прочитать письмо, отправленное Клавдием. Тот просил, чтобы в Англии убили его племянника. Переписав текст, Гамлет просит убить предавших его друзей, ставит печать своего отца, и отправляет письмо с продажными шпионами. Далее мы узнаем о желании принца помириться с Лаэртом, но тот получает вызов. Хотя Гамлет знает, что его хотят убить, но все равно принимает вызов.

Идет бой. Во время отдыха, Клавдий дает бокал принцу, чтобы тот освежился, но Гамлет отказывается. Вместо него кубок выпивает ни о чем не подозревающая королева. Бой продолжается. Лаэрту удается ранить отравленной рапирой принца. Поменявшись оружием, принц ранит Лаэрта. Отравленная ядом, замертво падает королева. В это время Лаэрт рассказывает о подлости короля и о том, что им осталось жить совсем немного. Не теряя ни минуты, Гамлет убивает Клавдия и просит Горацио рассказать всем датчанам о случившемся, и о том что именно рассказал ему призрак отца.

А в это время из Англии прибыли гонцы, которые должны были передать информацию о состоявшейся казни. Проходил мимо и норвежский принц, который узнав о трагедии, приказал похоронить Гамлета с почестями.

Гамлет краткое содержание

А какую оценку поставите вы?


Сама знаменитая пьеса в мире не всеми прочитана, чтобы восполнить столь существенный пробел, нужно воспользоваться нашим кратким содержанием трагедии «Гамлет» для читательского дневника.

Сюжет

Гамлет видит дух своего отца, и тот рассказывает, что его убил Клавдий с целью получить трон и королеву, и требует отомстить. Гамлет в расстройстве чувств, как родной дядя и мать могли так поступить! Он мечется между желанием отомстить и нерешительностью. Клавдий догадывается о намерениях племянника. Гамлет случайно убивает Полония, приняв его за Клавдия. Офелия лишается рассудка и тонет в реке. Клавдий сталкивает Гамлета и Лаэрта, противники ранят друг друга. Перед смертью Гамлет убивает Клавдия. Престол получает норвежский правитель.

Вывод (моё мнение)

В этой истории очень много идей. Гамлет страдает из-за внутреннего конфликта - он высокодуховный человек и хочет быть выше низкого общества, но обстоятельства окунают его в грязь, корысть и алчность окружающих. Он задает себе вечный вопрос «Быть или не быть» и умирает, так и не определившись, но давая нам, читателям, пищу для размышлений.


Замок в Эльсиноре. Перед замком – площадь. На страже стоят датские офицеры - Бернард и Марцелл. Позже к ним подходит Горацио, ученый друг принца датского Гамлета. Услышав историю о появлении ночью призрака, похожего на покойного датского короля, Горацио пришел удостовериться в правдивости этого рассказа. Сам он считает все это фантазией, но в полночь на площади действительно появляется, в полном военном облачении, грозный призрак короля. Потрясенный Горацио хочет заговорить с ним. Позже, размышляя над случившимся, он приходит к выводу, что появление призрака – плохой знак для государства, возможно, грядут смутные времена. Горацио решает сообщить о видении своему другу Гамлету, который по причине внезапной смерти отца был вынужден прервать обучение в Виттенберге.

Гамлет тяжело переживает утрату, но скорбь его усиливается еще и оттого, что мать почти сразу после кончины отца вышла замуж за брата его. Гамлет не считает своего дядю достойным человеком, ему мерзко и противно наблюдать за происходящим.

Узнав от Горацио о ночном призраке, Гамлет уверен, что в этом что-то кроется недоброе. Он ждет наступления ночи.

Призрак отца поведал Гамлету о страшном преступлении. Когда король спокойно отдыхал в саду, родной брат влил смертельный сок белены ему в ухо. Король умер прямо во сне, разом утратив и венец, и королеву. Призрак отца просит сына отомстить за него и, попрощавшись, удаляется.

Весь мир для Гамлета перевернулся.

Он дает клятву отомстить за смерть отца. Своих друзей он просит хранить тайну об этом разговоре, и его странному поведению не удивляться.

В это время Полоний, ближний вельможа короля, отправляет сына своего Лаэрта в Париж на учебу. Лаэрт на прощание дает своей сестре Офелии братские наставления. Оказывается, Гамлет влюблен в Офелию. Но именно от этого чувства брат предостерегает сестру. Ведь Гамлет не принадлежит себе, он должен думать о здравии всей державы.

Полоний подтверждает слова сына и запрещает Офелии общаться с Гамлетом. Она рассказывает отцу о недавнем визите принца, когда он был, как ей показалось, немного не в себе. Полоний думает, что странное поведение принца связано с тем, что он безумно влюблен в Офелию. Об этом он решает рассказать королю.

Король замечает странное поведение Гамлета, он не знает, как объяснить его причину. Отягощенная убийством совесть короля не дает ему покоя. Он вызывает к себе давних приятелей Гамлета - Гильдестерна и Розенкранца. Обещая в награду «монаршью милость», король поручает им выведать у Гамлета его тайну. Приходит Полоний и рассказывает королю о своем предположении касательно безумства принца. Он даже принес в доказательство своих слов письмо Гамлета к Офелии, которое взял у дочери. Чтобы удостовериться в чувствах Гамлета, Полоний собирается отправить дочь на галерею, где часто бывает принц.

Гамлет понимает, что Гильдестерн и Розенкранц подосланы к нему королем, поэтому их попытки выведать его тайну оказываются напрасными.

Узнав, что из столицы приехали актеры-трагики, Гамлет решает использовать их для того, чтобы удостовериться в виновности короля. Эти актеры и прежде очень нравились принцу. Теперь он договаривается, что они будут ставить пьесу о гибели Приама, а Гамлет добавит в нее пару стихов собственного сочинения. Актеры соглашаются. Первого актера Гамлет просит прочитать монолог об убийстве Приама. Актер блистательно справляется с заданием. Взволнованный Гамлет размышляет о том, что он должен точно узнать о преступлении. С помощью актеров он хочет «заарканить совесть короля».

Король снова вызывает к себе Гильдестерна и Розенкранца, чтобы узнать о выполнении своего поручения. Они честно признаются, что выведать ничего не удалось, а также рассказывают королю о приезде столичных актеров и о том, что Гамлет приглашает короля с королевой на представление.

Прогуливаясь в одиночестве, принц датский произносит знаменитый свой монолог: «Быть или не быть - таков вопрос…». Он размышляет о том, почему так сильно держится за жизнь человек. И проходит к выводу, что людей пугает неизвестность того, что будет после смерти, ведь это уже навсегда.

К Гамлету является Офелия. Он понимает, что она пришла по просьбе короля и своего отца, и что их разговор обязательно подслушивают. Гамлет притворяется сумасшедшим и советует Офелии идти в монастырь. Доверчивая девушка приходит в отчаяние, услышав его речи. Она поверила в его безумство. Зато король убедился окончательно, что не любовь является причиной странностей в поведении принца. Гамлет обращается с просьбой к другу Горацио, чтобы тот понаблюдал за королем во время представления. Идет спектакль, и Гамлет его комментирует. Главного героя отравляют в саду, чтобы отнять его державу и жену.

Последнюю сцену король не выдержал. Он поднялся с места, и в зале начался переполох. Игру прекратили. Все разошлись. Гамлет и Горацио остались вдвоем. Они теперь уверены в виновности короля, он сам себя выдал.

Гильдестерн и Розенкранц возвращаются. Они рассказывают Гамлету, что король очень огорчен и королева не понимает поведение своего сына. Гамлет дает Гильдестерну флейту и просит сыграть на ней. Тот говорит, что не владеет этим искусством. Тогда разгневанный Гамлет заявляет, что на нем и на его чувствах тоже не стоит пытаться играть. Полоний зовет принца к матери - королеве.

Короля одолевает страх, нечистая совесть мучает его. Он понимает, что его грех тяжелый и мерзкий. Но преступление уже совершено, и королю остается лишь молиться. Он опускается на колени и молит Бога о прощении.

Проходя в покои матери, Гамлет видит короля одного, но убивать его во время молитвы не хочет.

Чтобы подслушать разговор принца с матерью, Полоний прячется в покоях королевы.

Гамлет переполнен негодованием. Он зол на свою мать и говорит с ней очень дерзко. Испугавшись, королева вскрикивает. В это время Полоний выдает свое присутствие. Думая, что это король, Гамлет в ярости пронзает его шпагой. Королева умоляет сына о пощаде, раскаиваясь в своем поведении. Неожиданно возникает призрак, которого видит только Гамлет. Королеве кажется, что он, как безумный, говорит с пустотой. Призрак требует от Гамлета пощадить королеву.

Королева сообщает королю, что Гамлет в припадке безумия убил Полония, но теперь сожалеет об этом. Король решает тайно похоронить Полония, чтобы не возникало слухов. А Гамлета он срочно отправляет в Англию, Гильдестерна и Розенкранца – вместе с ним, сопровождающими. Молодым людям король вручает письмо, которое должно быть тайно передано Британцу. В письме – просьба об убийстве Гамлета.

По дороге на корабль, Гамлет и его «друзья» встречают вооруженное войско. Это солдаты Норвежца, они идут воевать с Польшей из-за клочка земли. Гамлета поражает то, что даже такой пустяшный спор люди не могут решить мирно.

После этого случая Гамлет много размышляет о собственной нерешительности. Ведь принц Фортинбрас легко посылает двадцать тысяч солдат на смерть только потому, что его честь задета. А Гамлет, у которого отец убит и мать живет в позоре, не знает, как ему стоит поступить. Он решается на кровавую месть.

Узнав о смерти отца, Лаэрт тайком возвращается из Парижа. Дома он узнает еще и о том, что Офелия с горя сошла с ума, ведь отец погиб от руки Гамлета. Вооруженный Лаэрт врывается в покои к королю, он жаждет мести. Король во всех несчастьях обвиняет Гамлета. Появляется гонец с письмом от принца, в котором сообщается о возвращении Гамлета. Король не понимает, что произошло, но у него уже готов очередной мерзкий план.

Он хочет устроить поединок между Гамлетом и Лаэртом. Чтобы Гамлет наверняка оказался убитым, конец шпаги Лаэрта будет смазан ядом. Лаэрт соглашается.

Королева с грустью сообщает о гибели Офелии. Она упала в реку, когда развешивала свои венки на ветках дерева.

Могильщики роют яму и, между делом, обмениваются шутками.

Появляются Горацио и Гамлет. Гамлет рассуждает о тщетности всего живого на земле. Они видят приближающуюся похоронную процессию. Офелию хоронят. Лаэрт бросается в могилу и просит вместе с сестрой закопать и его. Гамлет не выносит этой фальши. Он говорит, что любил ее по-настоящему. Они с Лаэртом набрасываются друг на друга. Король разнимает их. Он напоминает Лаэрту о запланированном поединке, в котором результат известен заранее. Непредсказуемость короля не устраивает, он требует от Лаэрта не торопить события.

Гамлет наедине рассказывает Горацио о том, что с ним приключилось. Он смог прочитать сопроводительное письмо короля с просьбой казнить Гамлета. Воспользовавшись печаткой отца, Гамлет подменил письмо, написав в нем: «Подателей немедля умертвить». По дороге разбойники напали на корабль, Гамлет был взят в плен и доставлен в Данию. Теперь он готов к мести.

Приближенный короля Озрик сообщает, что король бьется об заклад, что Гамлет одолеет Лаэрта в поединке. Гамлет идет на поединок, но сердце его предчувствует ловушку.

Перед началом сражения, принц просит прощения у Лаэрта. Он признается, что совершил убийство его отца в приступе безумия.

Чтобы подстраховаться, король приготовил кубок с отравленным вином. Он предложит его Гамлету, если тот захочет попить. Лаэрт наносит ранение Гамлету, они обмениваются рапирами, и теперь Гамлет ранит Лаэрта. Король не успевает остановить королеву, и она выпивает вина из кубка за победу Гамлета. Перед смертью, она успевает сказать сыну, что вино отравлено. Лаэрт признается в своем предательстве по вине короля.

Гамлет убивает отравленным клинком короля, и умирает сам. Горацио тоже хочет последовать за другом, допив отравленное вино. Но Гамлет перед смертью обращается к другу: «Дыши в суровом мире, чтоб мою / Поведать повесть». О случившейся трагедии Горацио рассказывает Фортинбрасу и послам английским. Фортинбрас отдает приказание: «Пусть Гамлета поднимут на помост, как воина…»



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...