Гештальт-подход. Сопротивления в гештальт-терапии

Я не знаю: внимательно ли вы читали мои предыдущие статьи и читали ли вообще?
Если нет, то не стоит читать и эту. Трудно будет понять..
Почитайте предыдущие. Хотя бы бегло. Они тут недалеко, немного ниже.

Но я в любом случае продолжаю.

Мы рассматривали проекцию.
Фактически проекция это следствие ущемления авторитарным родителем ребенка. мы при этом можем и не замечать, настолько он подавлен.
Родитель выступает строгим моралистом, который точно знает, как надо и как нет. Выносит критические замечания по поводу того, что видит вокруг. Замечания эти могут быть и просто брюзжанием по поводу наблюдаемого, и непосредственным контактом с кем-то.
Осуждая что-то вовне, мы играем роль родителя. Внутри себя в лице ребёнка родитель это уже подавил.
Родитель воспитывает ребёнка вначале интроекцией, затем участвует в проекции для закрепления.

Проекция всегда привязана к какой-нибудь интроекции. Нет интроекции, нет и проекции.
Интроекция порождает проекцию. А что дальше? А дальше ретрофлексия.
Только уже непоследовательно, по цепочке, как одно вызывает другое, интроекция проекцию, а проекция…Нет, здесь, в ретрофлексии уже взаимодействие и того, и другого.
Взаимодействие как единство и борьба противоположностей.

Ретрофлексия есть не что иное, как борьба интроекции и проекции, интроекторов и проекторов. Результат – себе делаешь то, что хотел сделать другому или с другим.
А зачем разбираться с самим собой в том случае, если нужно разобраться, так или иначе, с другим человеком? Интроект не позволяет, а проектор своё личное, родное за интроект выдаёт, за якобы навязываемое извне.


Сначала запрет (интроекция), затем вытеснение желаемого (проекция) с переводом ответственности на других.
Но потребность остаётся, не исчезает, требует удовлетворения. Так как «нельзя и не положено» её удовлетворять вовне, то её ненароком пытаются удовлетворить внутри.
Вовне и внутри? Любая потребность требует своего удовлетворения именно вовне, то есть в контакте с внешним миром, прежде всего людьми. Нельзя поесть, не найдя пищи, а только придумав её, нельзя напиться, представив себе в воображении живительный родник и так далее. Но… есть и другие потребности, которые мы способны «удовлетворить», находясь только сами с собой, не вступая с действительностью в творческий и активный контакт. Какие?
А такие примеры: хотел обидчику дать в морду, но не дал. Ударил потом в стену и руку повредил.
Захотелось секса? Не с кем?
Никто не любит и не дарит подарков? Купи себе единственному (ой) и любимому (ой) сам (а).
И самый крайний случай: хотел убить кого-то, но убил себя. Самоубийство.
Примеров можно много привести. Какие вам известны и интересны?

Хотя, конечно, суть не в примерах.
Ретрофлексия – это замыкание мира на самом себе! Есть я, и есть мир, но между нами непроходимая граница. Я могу получить от жизни лишь маленькую толику того, что мне необходимо. Всё остальное тщетно, судорожно и нелепо пытаюсь добыть сам в себе.
Страшная ?
Но ведь она в той или иной мере свойственна нам всем. Автор этих строк как-то по молодости разбивал себе руку об стену до перелома.

Что это было? Поссорился с кем-то? Да.
Но это была она! Ретрофлексия!

Единство и борьба интроекции и проекции есть ретрофлексия! А если попросту: запрет на желаемое приводит к самоистязанию, наказанию самого себя.
Где выход?
Способ один: растворить и переварить интроекцию и вернуть себе проекцию как своё собственное.
Об этом поговорим в следующей статье.


В процессе ретрофлексии человек прекращает попытки повлиять на окружение, становясь отдельной и самосохраняемой единицей, возвращая всю энергию обратно в замкнутую внутриличностную систему и порывая контакты с окружением. Такая форма невзаимодействия с окружением также поддерживается интроекциями заботящихся людей, относящимися к природе чувств и их выражению. Например, ребенок интроецирует послание: "Большие мальчики не плачут!", - и, столкнувшись с болевыми ощущениями, прячет свою боль внутрь, останавливает слезы и причитания.
Развивающий процесс. В процессе развития ретрофлексия проявляется во время стадии автономии (стадия стыда-сомнения) и исходит из физиологической потребности контролировать собственный кишечник и мочевой пузырь, т.е. "сдерживать" и "отпускать". Эта физиологическая необходимость затем переводится в психологическую необходимость "позволять" и/или "отпускать" чувства, поведение.
Определение. Ретрофлексия – это процесс возврата чувств назад, точно против себя; человек подставляет себя в определенное место среды как объект или мишень для выражения чувств. И.Польстер писал: “Ретрофлексия подчеркивает центральную человеческую силу, позволяющую разделить себя на наблюдателя и наблюдаемого - на того, над кем производится действие и того, кто это действие производит”(1997). Этот раскол часто вызывает внутренний стресс и напряжение, потому что он заключен внутри “Я” и не выражается в поведении человека.
"Здоровое использование ". Здоровое использование выражается в самоконтроле и самодисциплине,т.к. сознательная адаптация индивида к социальным нормам имеет функциональную ценность, потому что она обеспечивает тот тип контроля, который защищает человека от внешней опасности. Другими словами, человек способен осуществить этот дискриминационный процесс, когда переживает внутренние побуждения, чувства и т.п.
"Нездоровое использование". Нездоровое функционирование выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение, т.е. калечение самого себя (крайняя форма проявления ретрофлексии – суицид).
Проявления
1.Задержки дыхания.
2.“Проглатывание” чувств.
3.Мускульные проявления, такие как сжатие кулаков, закусывание губ или, например, ситуации, когда человек задыхается.
4.Изменение тона и цвета кожи в местах, где возникают блоки.
5.Положение тела (скрещивание ног,скованные руки и т.д.).
6. Жалобы на психосоматические болезни и/или депрессию.
Различают два типа процесса:
субъект делает самому себе то, что хотел бы сделать другим: “Я хотел бы, чтобы другие…”, “Я стараюсь быть …”
субъект делает самому себе то, что хотел бы, чтобы ему сделали другие: “Другие хотели бы, чтобы я…”, “Я стараюсь быть…”
Выделяют также профлексию - комбинацию проекции и ретрофлексии: субъект делает другому то, что хотел бы,чтобы этот другой сделал ему.
Вмешательство.Движение по направлению к росту может заключаться в перераспределении энергии так, чтобы внутренняя борьба, т.е. раскол, замеченный ранее, была вскрыта. Вместо того чтобы находиться только внутри человека, энергия высвобождается и может проявляться в отношениях с окружением. Неделание ретрофлексии состоит в успешном поиске подходящих других действий. Этот процесс сопровождается работой с дыханием, которая позволяет осознавать напряжение; познанием тела и когнитивных ключей; действиями, направленными не столько на себя, сколько на других; выражением потребностей и исследованием интроекции, мешающей свободному проявлению эмоций.
Трансформация энергии из внутренней во внешнюю зависит от постоянного одобрения дыхания и, в соответствующий момент, экстернализации, вербальной экспрессии и намеренного преувеличения конкретных телесных поз или движений. Например, когда клиент закусывает губу, спросите его: “Над чем ты хочешь поразмыслить?” или, когда клиент сжимает кулаки, попросите клиента выразить на внешнем объекте, т.е. подушке, все то, что он сдерживает и обращает на себя.

В процессе ретрофлексии человек прекращает попытки повлиять на окружение, становясь отдельной и самосохраняемой единицей, возвращая всю энергию обратно в замкнутую внутриличностную систему и порывая контакты с окружением. Такая форма невзаимодействия с окружением также поддерживается интроекциями заботящихся людей, относящимися к природе чувств и их выражению. Например, ребенок интроецирует послание: "Большие мальчики не плачут!", - и, столкнувшись с болевыми ощущениями, прячет свою боль внутрь, останавливает слезы и причитания.

Развивающий процесс. В процессе развития ретрофлексия проявляется во время стадии автономии (стадия стыда-сомнения) и исходит из физиологической потребности контролировать собственный кишечник и мочевой пузырь, т.е. "сдерживать" и "отпускать". Эта физиологическая необходимость затем переводится в психологическую необходимость "позволять" и/или "отпускать" чувства, поведение.

Определение. Ретрофлексия – это процесс возврата чувств назад, точно против себя; человек подставляет себя в определенное место среды как объект или мишень для выражения чувств. И.Польстер писал: “Ретрофлексия подчеркивает центральную человеческую силу, позволяющую разделить себя на наблюдателя и наблюдаемого - на того, над кем производится действие и того, кто это действие производит”(1997). Этот раскол часто вызывает внутренний стресс и напряжение, потому что он заключен внутри “Я” и не выражается в поведении человека.

"Здоровое использование " . Здоровое использование выражается в самоконтроле и самодисциплине,т.к. сознательная адаптация индивида к социальным нормам имеет функциональную ценность, потому что она обеспечивает тот тип контроля, который защищает человека от внешней опасности. Другими словами, человек способен осуществить этот дискриминационный процесс, когда переживает внутренние побуждения, чувства и т.п.

"Нездоровое использование". Нездоровое функционирование выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение, т.е. калечение самого себя (крайняя форма проявления ретрофлексии – суицид).

Проявления

1.Задержки дыхания.

2.“Проглатывание” чувств.

3.Мускульные проявления, такие как сжатие кулаков, закусывание губ или, например, ситуации, когда человек задыхается.

4.Изменение тона и цвета кожи в местах, где возникают блоки.

5.Положение тела (скрещивание ног,скованные руки и т.д.).

6. Жалобы на психосоматические болезни и/или депрессию.

Различают два типа процесса:

¨ субъект делает самому себе то, что хотел бы сделать другим: “Я хотел бы, чтобы другие…”, “Я стараюсь быть …”

¨ субъект делает самому себе то, что хотел бы, чтобы ему сделали другие: “Другие хотели бы, чтобы я…”, “Я стараюсь быть…”

Выделяют также профлексию - комбинацию проекции и ретрофлексии: субъект делает другому то, что хотел бы,чтобы этот другой сделал ему.

Вмешательство. Движение по направлению к росту может заключаться в перераспределении энергии так, чтобы внутренняя борьба, т.е. раскол, замеченный ранее, была вскрыта. Вместо того чтобы находиться только внутри человека, энергия высвобождается и может проявляться в отношениях с окружением. Неделание ретрофлексии состоит в успешном поиске подходящих других действий. Этот процесс сопровождается работой с дыханием, которая позволяет осознавать напряжение; познанием тела и когнитивных ключей; действиями, направленными не столько на себя, сколько на других; выражением потребностей и исследованием интроекции, мешающей свободному проявлению эмоций.

Трансформация энергии из внутренней во внешнюю зависит от постоянного одобрения дыхания и, в соответствующий момент, экстернализации, вербальной экспрессии и намеренного преувеличения конкретных телесных поз или движений. Например, когда клиент закусывает губу, спросите его: “Над чем ты хочешь поразмыслить?” или, когда клиент сжимает кулаки, попросите клиента выразить на внешнем объекте, т.е. подушке, все то, что он сдерживает и обращает на себя.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Научные основания групповой психотерапии
Еще Аристотель называл человека “общественным животным” и рас­сматривал его потребность в установлении контактов с себе подобными в качестве источника его силы. Научные исследования влияния группы

Понятие групповой психотерапии
История. Пока психологи пытались объяснить, каким образом группы влияют на поведение людей, практики использовали работу с малыми группами с психотерапевтической целью. Один из первых, кто

Современные теории групповой психотерапии
Совершенно очевидно, что первоначально деятельность психотерапевтических групп осуществлялась методом проб и ошибок. При этом для объяснения наблюдаемых феноменов специалисты использовали идеи Г. Л

Психология группы, эффект группового воздействия
Группа – это социально-психологическое понятие, обозначающее совокупность людей, связанных общей целью и включенных в типичные для них виды деятельности, регулируемые общими ценностями и нормами.

Потребности членов коррекционных и терапевтических групп
Клиенту в процессе отбора следует отводить существенную роль. Предпочтительнее, чтобы клиент сам отказался от участия в группе, чем начал посещать встречи и затем испытал дискомфорт от преждевремен

Общие требования к комплектованию групп
Состав группы определяется направленностью, формой и содержанием предполагаемой психотерапевтической работы (группа встреч, группа умений и т. п.). Наиболее важный вопрос, который п

Организационные основы групповой психотерапии
Открытые и закрытые группы. Создавая группу, психотерапевт организовывает ее как открытую или закрытую. Закрытая группа, начав работу, “закрывает двери”: не п

Подготовительные процедуры групповой психотерапии
Общая идеология групповой работы Психологический риск. Есть определенные категории клиентов, которые обладают повышенной психологической восприимчивостью. Часто уров

Руководство группой: cтиль руководства
Стиль руководства. К. Левин со своими коллегами выделили три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский. Авторитарный стиль. Все виды поведения клиен

Этические принципы работы группового терапевта
Краеугольным камнем любой профессии является профессиональная этика. Психологи, работающие с любыми категориями клиентов, оказывают на их личность сильное влияние, и потому обязаны следовать опреде

Основные типы исследовательских ориентаций межличностных отношений
К одной из таких типологий можно отнести разработанную Б. Лабином и У. Эдди (1970) классификацию групп в соответствии с исследовательской ориентацией человеческих отношений. Они выделяют три

Виды психокоррекционных групп
До сих пор не существует однозначной типологии психологических групп. Даже среди профессионалов в области образования, психологии и психотерапии такие термины как группа поддержки, групповая терапи

Модель тренинговых групп
История создания и развития групп тренинга тесно связана с именем психолога Курта Левина и целой плеяды его учеников. Занимаясь экспериментальной, а затем практической социальной психологией он при

Модель групп встреч как терапевтической группы
Группы встреч в отличие от групп тренинга являются терапевтическими психокоррекционными группами. Как уже отмечалось, существуют два основных направления в понимании психокоррекционных гру

Адаптивные возможности психокоррекционной группы
Формулируя теоретические основания группоцентрированного подхода к лидерству и управлению, Т.Гордон предлагает ряд утверждений, не предполагающих их экспериментальной проверки, которые можно обозна

Механизмы групповой психотерапии
Групповая формация. Каждый клиент по-своему привыкает к группе, и в этом смысле группа является микрокосмом. Клиенты используют типичные адаптивные способности, защитные механизмы и способы

Понятие “групповая динамика” и ее основные законы
Впервые терми “групповая динамика” был использован Куртом Левиным в статье “Эксперименты в социальном пространстве” в журнале “Гарвардское педагогическое обозрение” в 1939 г. в США. В этой статье К

Основные элементы групповой динамики
В понятие групповой динамики входят 5 основных и несколько дополнительных элементов. Основные элементы: 1)Цели группы. 2)Нормы группы. 3)Структура группы и пробл

Фазы развития группы
Психокоррекционная группа с момента ее создания до завершения работы проходит несколько стадий (фаз) своего развития. Большинство исследователей этого вопроса приходят к выводу о том, что

Психокоррекционное влияние групповой терапии
В отечественной психотерапии принято выделять адаптационную, фрустрирующую, конструктивную и реализационную фазы групповой динамики (Слуцкий А.С. и Цапкин В.Н.(1985) и др.). В принципе, эта динамик

Терапевтическая идеология психоанализа
Фундаментальное правило психоанализа. Основным правилом является то, что клиент согласен быть абсолютно честным с аналитиком. Все идеи, импульсы, мысли и чувства должны вербализироваться. Эт

Теоретические основания группаналитической психотерапии
Основателем группового анализа является С. Г. Фулкс (S. H. Foulkes, 1899-1976), который после более чем тридцатилетней работы с группами писал в одной из своих последних статей, что групповой анали

Слойная модель группового процесса
Так называемая трехслойная модель подразделяется следующим образом: 1. Поверхностный слой сознательного, реального общения или групповая динамика. В данном случае большое внимание у

Основополагающие принципы группанализа
К основополагающим принципам группанализа С.Фулкс относил следующие: 1. Понимание того, что целостная групповая ситуация является основой для анализа всех межличностных взаимодействий в гр

Метод и основы методики работы психотерапевта, ориентированного на группанализ
Основной упор в работе дирижера делается на прояснение закрытой для группы информации. При этом основное внимание участников группы обращается не только на то что, но и как это было с

Основные принципы поведения ведущего группанализа
Ведущий слушает свободный поток ассоциаций в группе, как и психоаналитик в работе с индивидуальным клиентом. В отличие от последнего он устанавливает не только основные темы, обсуждаемые и возникаю

Стадии групповой динамики
Начальная стадия соответствует началу терапии и включает в себя обсуждение причин, из-за которых человек обратился к психоаналитику, определение приемлемой для клиента продолжительности курса терап

Механизмы группаналитической психотерапии
Регрессия Регрессия усиливается с течением группового процесса до такой степени, что член группы оказывается на младенческой стадии психологического развития. Во избежание этого некоторые

Феномены группаналитической практики
Взаимоотношения с матерью Разрушение и восстановление взаимоотношений. Двусторонние отношения, в рамках которых психоаналитик олицетворяет для членов группы ненавист

Оживление и преодоление эдипова комплекса
Эдипов мотив в трехсторонних отношениях между матерью, отцом и ребенком является центральной проблемой невроза, поэтому он играет значительную роль в групповой ситуации. Типичные для эдипова компле

Агрессия
Агрессивность имеет огромное значение в групповой ситуации. Взгляды на природу агрессивности очень расходятся. Некоторые исследователи считают агрессивность автономным влечением наряду с с

Теоретические основания группоцентрированной психотерапии
Группоценрированная психотерапия была разработана в начале 40-х годов Карлом Р.Роджерсом в США, и главная ее особенность – оптимистический образ человека и акцент на свободу выбора. Роджерс рассмат

Сходство и различия индивидуальной и групповой терапии
Сходство. Индивидуальная и групповая психотерапия имеют достаточно много общих черт. Однако остановимся на наиболее существенных из них: Микроклимат. Прежде всего, в силу фун

Процесс групповой терапии
Организация и процедура., Обычно группы в группоцентрированной терапии состоят из шести человек и терапевта. Такое количество участников было найдено эмпирически. Вопрос об опт

Группцентрированная терапия как процесс
Группоцентрированная терапия радикально отличается от других подходов. Ныне существуют подходы, при которых сильно полагаются на интерпретацию, при других - на совместную деятельность; в некоторых

Групповой психотерапевт и члены группы как терапевты
Наилучшей подготовкой для проведения группоцентрированной терапии является практика индивидуальной клиентоцентрированной терапии. Различия между этими двумя практиками в основном затрагивает методи

Теоретические основания психодрамы
Джейкоб Л.Морено считается не только одним из основателей групповой психотерапии, но является и автором одного из интереснейших и динамических методов психотерапии - психодрамы. В начале прошлого в

Методика психодрамы и ее основные элементы
Всякая психодрама включает в себя целый ряд элементов. Ведущий психодрамы. Это специально подготовленный психотерапевт, своеобразный режиссер-постановщик (в немецком

Фазы психодрамы
Психодрама осуществляется в трех фазах: фазе разогрева (или Warming-up), фазе игры (или действия), и фазе обсуждения (или заключительной фазе). Все три фазы отличаются друг от друга в психодраматич

Основные и вспомогательные техники психодрамы
Рассмотрим некоторые конкретные техники психодрамы: Замена ролей - обмен ролями между двумя участниками психодрамы, когда они, уже получив некоторый опыт в

Психодрама, центрированная на группе
Центрированная на группе психодрама занимается эмоциональными отношениями участников группы друг с другом и возникающими здесь и теперь общими проблемами, вытекающими из этих отношений. Иногда “цен

Теоретические основания гештальттерапии
Основателем гештальттерапии является Ф.С.Перлз. В отличие от З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера и других, он внес вклад в психологию личности скорее в области психотерапевтической практики, нежели в област

Интроекция
Говоря о перспективах человеческого развития, основанного на сильном желании, по контрасту с фрейдовской сексуальностью, Ф. Перлз первым связал процесс усвоения пищи организмом с психологическим си

Проекция
Противоположностью интроекции является проекция. Если интроекция – это тенденция принимать на себя ответственность за то, что в действительности является частью окружения, то проекция – это тенденц

Дифлексия (отклонение)
Дифлексия (deflection) - это неосознаваемый механизм ухода, направленный на прекращение контакта и усиление изоляции человека как от других, так и от его собственного опыта. Этот проц


На этой стадии терапевт начинает устанавливать контакт с клиентом, общаясь с ним и собирая информацию. В это же время ведутся наблюдения за языком тела клиента, слушаются содержание и интонация гол

Выделение проблемы
Это первая точка выбора в терапевтическом процессе или работе. Терапевту необходимо определить есть ли кризис, требующий немедленного внимания и быстрого принятия решения, либо это вопрос, требующи

Типы экспериментов
Гештальттерапия базируется на концепции осознания, которое само по себе, целебно. Главная ответственность психотерапевта – усиливать познание клиента здесь и сейчас на многих уровнях

Работа с горем
Горе – универсальное переживание всех людей. В течение жизни временами мы все что-то теряем, будет это смерть кого-то, любимого нами, развод, потеря работы и т.д. или что-либо другое. Горе – сложны

Работа со сном
Работа со сном в гештальт-подходе предполагает рассматривать элементы сновидения как части “Я” человека. Эти части – элементы личности, которые находятся в конфликте. Перлз открыл, что полярности н

Возвращение отторгнутых частей себя
Некоторые эксперименты направлены на возвращение чувств, характеристик или способностей, которые в ранних интроекциях, полученных от взрослых, были отмечены как "плохие". Когда ребенок вы

Теория и практика группы в гештальттерапии
Границы теории и метода гештальттерапии. Теория гештальттерапии рассматривает, прежде всего, границы контакта организма и его окружения. Практический опыт имеет в этой теории исключительно в

Методика групповой работы
Существует некий общий алгоритм обсуждения психотерапевтического случая в группе (В.Шлей, С.Папе, 1995). 1. ФАЗА. Клиент: сообщает случай (сообщение спонтанное, неподготовл

Теоретические основания поведенческой психотерапии
Использование поведенческой терапии для лечения психических расстройств является относительно новым методом, пришедшим в течение последнего десятилетия, и важность его становится все более очевидно

Методы поведенческой терапии
Систематическая десенситизация. Систематическая десенситизация разработана Джозефом Вольпе и основывается на поведенческом принципе противообусловливания, который утверждает, что с

Десенситизация стимула
Десенситизация проводится систематически путем прохождения клиента через список, начиная от сцен, провоцирующих самую легкую тревогу, до сцен, провоцирующих большую тревогу; при этом клиент находит

Методические компоненты группы тренинга умений
В последние годы широкое распространение получили группы тренинга уверенности в себе. Именно с этой целью чаще всего и формируются группы тренинга умений. Причинами, заставившими представи

Терапевтическая модель группы тренинга умений
Поведенческая терапия широко использует в работе групп тренинга умений методики, основанные на стимуле и реакции, поощрении и наказании. Все эти компоненты поведенческой терапии имеют свое количест

Гештальт-терапия направлена не на атаку, победу или «преодоление» сопротивлений, а на осознавание клиентом этих сопротивлений. Сопротивления могут быть нормальными и необходимыми для психического равновесия. Но их обострение и постоянное возникновение в несоответствующие моменты может говорить о невротическом поведении.

Слияние (конфлюенция)

«Слияние – это состояние неконтакта

ибо оно состоит в отсутствии границ своего Я». Ж.-М. Робин

Слияние состоит в том, что человек вообще не чувствует границы между «Я» и «не Я», полагает, что он и среда – одно целое. В состоянии слияния происходит полное отождествление с другим /ми, отказ от различий и непохожести, утрачивается чувство реальности собственного Я. Любой резкий разрыв конфлюенции повлечет за собой сильную тревогу, усиленную чувством вины.

Признаки слияния:

Использование местоимения «мы» вместо «я»;

Повторение попыток прийти к негласному соглашению с терапевтом, например, «вы, как женщина, конечно, меня поймете; как всякий разумный человек, я. Естественно…и вы, конечно…»;

Частое упоминание о семье, группе, партии и т.д. в контексте «само собой разумеющихся вещей»;

Заявки на сеансе, касающиеся отношений с близкими людьми: «Хочу разобраться со своей дочкой, у нее проблемы…» (клиент хочет решить за кого-то какую-то проблему);

Трудности в осознавании конфликтов и агрессии внутри близких отношений;

Затягивание времени пребывания вместе, трудности расставания.

Ретрофлексия

При ретрофлексии человек оборачивает мобилизованную энергию против себя самого, причиняя себе то, что он хотел бы сделать другим (например, кусает себе губы или сжимает руки, чтобы не ударить другого человека; делает себе то, что он хотел бы получить от других, например, бахвальство).

Признаки ретрофлексии:

Клиент говорит о том, что он хочет, но не может сделать чего-то;

Сообщение о телесных симптомах, возникающих в связи с эмоционально напряженными событиями;

Наличие психосоматических заболеваний (бронхиальная астма, язва 12-перстной кишки, ВСД и т.д.);

В поведении: неловкие, неудобные позы или мышечные блоки, зажимы, напряжения; боли (заметные или декларируемые); зажатое неровное или поверхностное дыхание; неспецифические повторяющиеся жесты (когда человек что-то сам себе делает); гримасы.

В речи: обилие возвратных грамматических форм; резкое изменение регистра голоса во время эмоционально значимых переживаний; «рассказы о…» — по сути заговаривание своих собственных актуальных переживаний.

Проекция –

Вынесение вовне внутриличностных процессов или причин, попытка сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека;

Отказ от какой-то части себя, которая, переставая быть частью нас самих, проявляется во внешнем мире;

Механизм, когда нечто, принадлежащее внутреннему миру человека, он приписывает фигурам внешнего мира, другим людям, неживым объектам.

Проекция рассматривается как патологическая только в том случае, если она проявляется как постоянный и стереотипный механизм защиты и возникает вне всякой зависимости от реального поведения других людей в данный момент времени. Нередко это проявляется в стремлении клиента в разговоре об окружающих произвольно обозначать их каким-то обобщающим словом, например, «вы не слушаете меня…», «меня никогда не понимают…», вместо: «я думаю, что сейчас ты меня не совсем понял…». Другому человеку приписывается то, что происходит внутри нас самих, например, «вы, я вижу, утомились» — говорит ученикам уставший учитель.

Признаки проекции:

Речь обеднена «я-высказываниями». Вместо них «ты-высказывания», интерпретации, оценки, суждения о том, что думает другой;

Предположения о чувствах и отношении других в свой адрес;

Объяснение своих переживаний и состояний с помощью безличных обстоятельств: погоды, ситуации, социальных условий и т.д.;

Предсказания событий или чьего-то поведения.

Виды проекции (Ж.-М. Робин, 1996):

Зеркальная проекция – субъект находит в другом характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь;

Проекция катарсиса – субъект приписывает другому характерные черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому;

Дополнительная проекция – субъект обнаруживает или приписывает другому характерные черты, которые позволяют ему, тем самым, оправдать свои собственные.

Дефлексия (отклонение) –

это процесс ухода от прямого контакта с собой, т.е. от своих собственных глубоких переживаний, и/или от контактов с окружением. Это часто бывает результатом недоверия, отсутствия безопасности и страха боли, пережитыми в прошлом.

Дефлексирующий человек слишком часто шутит, иронизирует, меняет темы, его речь обобщена и абстрактна, ее содержание тонет в словах, он задает больше вопросов, чем делает утверждений, говорит за других или неизвестно кому. Он «не слышит» реплики терапевта, «не видит» выражения его лица, «не понимает» то, что терапевт говорит или делает. Такой человек не может ни выразить себя, ни почувствовать другого по-настоящему. Он избегает контакта, переводя прямой контакт в формальный, косвенный, неотчетливый.

Признаки дефлексии:

Жалобы на скуку, вялость и т.д.;

Избегание зрительного контакта;

Обилие «двойных посланий»;

Неконгруэнтность чувств с выражаемыми реакциями;

Уход от эмоционального напряжения;

Стремление не выделяться;

Поворот тела от контакта с человеком;

Постоянные движения, топтание на месте или «non-stop».

Интроекция

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Возникает, когда ценности, верования, отношения и т.д. «проглатываются целиком», не проверяясь. Внутренний конфликт развивается, когда ребенку не позволяют пробовать, сравнивать, опровергать, изменять и/или принимать систему верований его значимых людей. Это интериоризация «правил» жизни, полученных от значимых взрослых. Этот процесс происходит непосредственно как ролевое обучение, и его можно увидеть в имитации и ролевых играх. Основной инструмент – фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможного для него, и, следовательно, утверждения его личностной силы, помогающей различать «меня» и «тебя».

Проекция

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Критическое осуждение других за те их особенности, которыми обладает сам проектор. Такой способ искажения реальности мешает человеку оценивать свой вклад во взаимодействии с окружением. Личностная идентификация и эмпатия с другими. Ясное видение мира, чувствование (что происходит и собирается произойти), понимание и принятие ответственности за свои наблюдения, осознавание проекции и восприимчивость к новой информации. Возврат тех свойств, отношений, верований, поведения и чувств, которые клиент проецирует на других посредством предоставления клиенту возможности идентифицировать проекции при помощи диалога на «горячем стуле» (между осуждаемым и осужденным). интеграция происходит, когда клиент вновь возвращает себе непринимаемые части себя.

Ретрофлексия

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение. Самоконтроль и самодисциплина. Человек способен осуществить этот дискриминационный процесс, когда переживает внутренние побуждения, чувства и т.п. Перераспределение энергии так, чтобы внутренняя борьба, раскол были вскрыты. Таким образом, энергия высвобождается и может проявляться в отношениях с окружением. Этот процесс сопровождается работой с дыханием на осознавание напряжения, познанием тела и когнитивных ключей; выражением потребностей и исследованием интроекции, мешающей свободному проявлению эмоций.

Слияние

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Заключается в «слитых» отношениях, когда нет разницы между людьми. Слияние — самый близкий к взаимозависимости невротический процесс. Это чувство слияния с другими. Примерами могут быть: религиозный опыт, интимные и любовные отношения, опыт «я-ты» в терапии, групповой работе, работе в команде. Противодействие слиянию – контакт, дифференциация и артикуляция. Человек должен начать проживать опыт собственных выборов, потребностей и чувств и не смешивать их с выборами, потребностями и чувствами других людей. Главный фокус вмешательства – развитие границ.

Дефлексия

С Уважением, Скрипачева Е.Н., психолог, кандидат психологических наук.


А ещё у нас есть


Ретрофлексия (англ. retroflection) - один из основных защитных механизмов, выделяемых в гештальт -терапии наряду с интроекцией, проекцией и слиянием. Буквально слово «Ретрофлексия» означает «обращение назад на себя». Смысл этого механизма состоит в том, что человек вместо активного изменения среды и обстоятельств направляет энергию на изменение самого себя. При Ретрофлексии человек делает для себя то, что он хотел бы сделать другому или то, что он хотел бы получить от другого. При этом происходит разделение себя на объект, который подвергается изменению, и субъект, который, собственно, изменяет.

По выражению некоторых авторов, при Ретрофлексии человек «сжимает свою психологическую вселенную до самого себя, не ожидая ничего от др.» (И. Польстер, М. Польстер, «Интегрированная гештальт -терапия»). Возникновение Ретрофлексия связывается, в частности, с недостаточным вниманием окружающих к ребенку, в результате чего у него формируется интроективное убеждение: «Никто не способен позаботиться обо мне. Следовательно, я должен сделать это сам». Точно так же происходит «разворот» на себя негативных эмоций, испытываемых по отношению к окружающим. В лучшем случае ретрофлексия может выполнять функцию жесткой самокоррекции, однако при частом повторении этот механизм превращается в тиски, сковывающие человека в статичном состоянии, когда он оказывается не способен повлиять на внешний мир, сосредоточивая всю свою энергию на самом себе. (А.А. Корнеев)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь общей медицины

Ретрофлексия (retrofleхюп) - смещение кзади како-голибо органа или его части, в частности, аномальное смещение кзади верхней части матки (т.е. той ее части, которая наиболее удалена от шейки матки).

предметная область термина



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...