Глория скотт. Артур Дойль: «Глория Скотт

Древнегреческая устная традиция и героический эпос уже закладывали основу созревающего риторического идеала. Например, в поэмах Гомера представлены ораторы – Менелай, Одиссей, приведены тексты их речей, показана сила воздействия на людей в моменты борьбы, выбор трагических и героических моментов в жизни героев, яркость описания событий.

Это риторическое направление называется античным, оно связано с именем Гомера.

В IV-III вв. до н. э. сформировались теоретические позиции этого направления, риторического идеала, они оказали и оказывают сильное влияние на этику, литературу, культуру. Эти позиции поддержали Рим, средневековье, Возрождение.

Рассмотрим эти позиции.

1. Цели риторики и ораторского мастерства Сократ, Платон, Аристотель видели в служении добру и счастью людей. Сила убеждения как основное достоинство красноречия, в том, чтобы понять, в чем счастье людей и как его достигнуть.

2. Риторика – это не только практика общения и красноречия, эта наука имеет свой предмет – речь, она тесно связана с философией, языком, логикой, этикой, литературоведением. Риторика имеет свои цели, закономерности, структуру. В рамках этого риторического направления сформировалось учение о канонах – инвенции, диспозиции, элокуции и т.д., разработаны связи с поэтикой (тропы, фигуры), стилистикой, логикой, теорией воспитания и образования.

3. В этой же системе разрабатывалась идеальная модель оратора как личности высокообразованной, высоконравственной, активной, обладающей быстрыми реакциями, коммуникабельной.

4. Этика античного идеала требовала обращения к слушателю с уважением. Речь – двусторонний процесс, результат зависит от обеих сторон.

5. Следующая черта античного идеала – отношение к истине. Крупнейшие ораторы, принадлежавшие к этому типу этической позиции, на практике подтвердили твердость убеждений, свою позицию – не отступать от своего понимания истины.

Представленные характеристики относятся к категориям этоса и пафоса.

В области логоса традиция не противостояла софистическим нормам – ни в признании и использовании логических законов и правил, ни во внимании к диалогу, ни в мастерстве выбора разнообразных средств языка.

При большом внимании к логике текста все же преимущество уделялось структуре языковых форм, смежности выбора слов, использованию выразительных средств языка, культуре речи.

Марк Туллий Цицерон (106 43 до н.э.) Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона одного из самых выдающихся ораторов мира. Его имя стало нарицательным.

Родился Цицерон недалеко от Рима в семье, принадлежащей к древнему роду. Предполагают, что одним из его предков был простой крестьянин, занимавшийся огородничеством: цицеро сорт гороха, отсюда это провинциальное прозвище.

С детства Цицерон отличался необыкновенной любовью к наукам, свободно владел греческим языком, как ученик прославился необычайной понятливостью и быстротой, с какими он осваивал науки.

В Риме Цицерон изучал философию, право, риторику, поэзию. Цицерон твердо решил посвятить себя в будущем политике и адвокатскому ремеслу.

Цицерону было 25 лет, когда он произнес в зале судебных заседаний свою первую защитительную речь. В ней он осудил разбой, наглость и наглецов, выразил веру в добро и справедливость.

Цицерон много думал о Риме, народе, истории и судьбах республики. Эти мысли нашли отражение в многочисленных речах. Он неизменно выигрывал судебные дела, за которые брался. Популярность его росла; он стал сенатором, а затем и консулом - в древнем Риме в эпоху республики – одним из двух высших должностных лиц.

Суть своей риторической системы Цицерон изложил в трех трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор».

Все эти произведения объединяет общая идея необходимости и целесообразности общих знаний, широкой культуры для оратора.

Трактат «Об ораторе» состоит из трех книг и написан в форме диалога. Собеседники Цицерона известные в свое время ораторы. Содержание ответ Цицерона на сомнение одного из них в необходимости общих знаний для оратора. Темпераментно показывает автор, что дает оратору литература, история, право, философия. Из трех разделов философии (учение о природе, этика, логика) Цицерон считал наиболее полезными для оратора этику и логику.

В этой работе Цицерон определил конкретные задачи обучения красноречию. Основываясь на опыте своих предшественников, он кратко и, как всегда, талантливо сформулировал каноны (Канон (греч.) - правило, положение к.-л. направления, учения.) классической риторики, которые в последующие эпохи были приняты очень многими авторами трудов по красноречию.

Итак, оратор, по Цицерону, должен: изобрести, расположить, украсить (выразить, изложить известным слогом), произнести. Отсюда и деление классической риторики на пять частей:

а) инвенция - в русском переводе «изобретение мыслей», или подготовку содержания речи;

б) диспозиция, в русских риториках - расположение (обычно связывалось с речевым жанром);

в) элокуция и орнамента - выражение и украшение; последняя - самая объемная часть - впоследствии приобрела ве­дущую роль (выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика);



г) мемориа - запоминание подготовленного текста, трени­ровка памяти, ее высокой готовности;

д) акция, или исполнение, - безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, жесты и пр.

В диалоге «Об ораторе» большое внимание уделено проблеме воздействия на чувство слушателя в публичном выступлении. Цицерон исходит из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувством, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике.

Трактат «Брут» в хронологическом порядке излагает историю римского красноречия и неоценим как источник информации о ранних римских ораторах. Он построен в форме диалога с друзьями Брутом и Аттиком.

Трактат «Оратор» отвечает на вопрос: Каков идеал красноречия? В поисках идеала Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать, побуждать.

Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое долг оратора, второе залог популярности, третье необходимое условие успеха.

Цицерон сформулировал признаки разных видов красноречия, утверждая, что настоящий оратор тот, кто умеет говорить о низком просто, о высоком важно и о среднем умеренно.

2. Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 ок. 100 г. н.э.) Во второй половине 1 в. н.э. теоретиком классического красноречия становится Квинтилиан: адвокат, педагог, руководитель первой государственной риторской школы.

Знания Квинтилиана в области риторики были так обширны, что друзья и ученики настаивали на том, чтобы он написал о правилах красноречия. Знаменитый ритор долгое время не соглашался, ссылаясь на уже написанные по риторике труды в греческой и римской литературе. Но впоследствии он все-таки написал трактат, известный под названием Образование оратора (на русский язык переведен в 1834 г. А.С. Никольским). Трактат представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.

Труд Квинтилиана состоит из 12 книг: «О воспитании будущего оратора»; «Когда отдавать отрока ритору»; «История риторики и ее составные части»; «Приступ, повествование...»; «Доказательства, опровержения»; «О возбуждении страстей: смех, сострадание, размышление»; «Расположение»; «Словесное выражение»; «Фигуры»; «Об изобилии слов»; «О благоприличии в слове»; «Оратор как человек; нравственный облик».

Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удивительно богат деталями: он дал наиболее полный перечень тропов с их характеристиками, раскрыл связи риторики с литературой, логи­кой, усилил внимание к памяти, видам построения текста. Автор разработал программы обучения, методы тренировки обучаемых, дал перечни ситуаций жизни, побуждающих человека к речи, к высказываниям. Он дал рекомендации к построению фразы, диа­логов разных типов, аргументации, приведению примеров. Не обойдены вниманием проблемы воспитания - физического, нрав­ственного, общекультурного, гармонического. Много внимания уделено изучению языка и языковым упражнениям. Сущность ри­торики, по определению Квинтилиана, - союз мысли и слова. Определены также цели воспитания и образования - это подго­товка к общественной деятельности: на государственной службе, в культуре, в суде, в обучении. Квинтилиан создал модель высше­го уровня образования юноши.

В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, потому что считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора.

Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия.

Сравним, например, высказывания Цицерона и Квинтилиана о риторике.

Ц и ц е р о н (вслед за Аристотелем): Риторика искусство убеждать.

К в и н т и л и а н: Риторика наука хорошо говорить. Потому что искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях.

Многие расхождения во взглядах Цицерона и Квинтилиана коренились в том, что они жили в разные эпохи существования Римского государства: Цицерон в эпоху республики, Квинтилиан в эпоху империи. В период республики обучение в риторических школах готовило римлянина к широкой практической деятельности. Однако в поздний период, период империй, культивировалось искусство слова, благодаря которому речь должна была доставлять эстетическое наслаждение словесным строем и мастерским произнесением. Но при этом речь изменяла своему первоначальному предназначению выражать мысли и чувства.

Направление в ораторском искусстве, возглавляемое Квинтилианом, было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и римское классическое красноречие. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме.

Подводя общий итог, отметим, что на протяжении всего периода античной культуры риторика определяла не только стиль речи, но до известной степени и образ мыслей и поведения, т.е. философию жизни.

ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ

ПОНЯТИЕ РИТОРИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

В основе изучения истории риторики, определения этапов ее развития лежит понятие риторического идеала.

Риторический идеал - это «система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей - эстетических и этических (нравственных)» (А.К. Михальская).

Риторический идеал можно также «определить как «образ» или «образец» хорошей речи, существующей в сознании ритора», - отмечал Н.Н. Кохтев.

Риторический идеал, существуя в рамках одной культуры и исторической эпохи, является общим для носителей этой культуры.

Именно осознанное или неосознанное сравнение с риторическим идеалом определяет оценку реципиентом содержательности художественного текста, т.е. риторический идеал становится необходимым критерием этой оценки. , Риторический идеал обладает тремя важными свойствами:

Исторической изменчивостью;

Культурной специфичностью;

Социальными особенностями.

Последние понимаются как соответствие той системе ценностей, которая принята социумом на определенном этапе его развития.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТОРИКИ. АНТИЧНАЯ РИТОРИКА

Во многих древних сочинениях излагается басня о божественном происхождении риторики: Юпитер призвал к себе Меркурия и приказал дать людям Риторику. Согласно этому мифу, риторика есть начало человеческой цивилизации.

Рождение риторики как дисциплины (около V в. до н.э.) связано с периодом демократии в Афинах. Можно назвать несколько основных причин ее появления:

Социальным строем в Древней Греции была рабовладельческая демократия. Верховным органом в государстве считалось Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно во время публичного выступления. Чтобы привлечь внимание народных масс /демоса/, оратор должен был быть образованным, а его речь - логичной, яркой, убедительной. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание речи. «Тем могуществом, которым обладает на войне Железо, в политической жизни обладает слово», - утверждал Деметрий Фалерский, называя политическое красноречие и демократию главными истоками риторики;

Характер греческой литературы благоприятствовал зарождению

ораторского искусства. Любовь к красивому слову, выразительной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, выражено любование словом, его волшебной силой. Так, слово в античной риторике всегда «крылато» и может поразить, как «оперенная стрела»;

Риторика в античном мире рассматривалась как высшая ступень образования. В Греции создавались специальные школы ораторского искусства, где опытные ораторы обучали красноречию молодых. Занятия проводились индивидуально, учитель должен? был корректировать речи, учить писать и произносить их, работать над манерой исполнения, анализировать образцовые выступления; исправлять ошибки произношения;

Большое внимание в Древней Греции уделялось воспитанию нравственности у обучаемых, и это воспитание осуществлял выступающий публично. Оратор должен был быть «добрым», иметь «душевные доблести». Воспитание оратора (говорящего человека) шло параллельно с воспитанием нравственности;

Значительную роль в становлении риторики как дисциплины сыграло греческое судопроизводство. В Древней Греции суд совершался публично. Прокуроров не было, и обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам. Он должен, был убедить судей и всех слушателей (а их бывало от нескольких сот до нескольких тысяч) в своей невиновности или представить

Смягчающие обстоятельства, иначе ему грозило суровое наказание: изгнание, а иногда и смерть. Поэтому искусное владение речью высоко ценилось в греческом полисе (городе-государстве);

Помимо политического и судебного, в Древней Греции появилось еще хвалебное красноречие (панегирик). Обычно ораторы выступали с похвальными речами на торжественных праздниках и форумах. Часто такие выступления были началом пути на политический ОЛИМП.

Классическая риторика V и XV вв; до н.э. объединяла не только сведения по философии, логике, грамматике, литературе, государственному праву, юриспруденции, истории, математике, психологии. Она отражала быт и культуру античного мира. Ораторское искусство того времени включало много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифму. В античном мире высоко ценили дар ораторского слова, его возможности воздействовать на умы и сердца людей. Риторика служила своеобразным средством, скреплявшим единое культурное пространство греко-латинского мира.

Учителя-софисты. Софистом называют человека, умеющего за деталями скрыть главное, доказать при помощи различных ухищрений (истинность того, что соответствует его целям, а не истине. Популярность учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Чтобы привлечь учеников, софисты активно использовали манипулятивные приемы преувеличения, например, по словам Исократа, обещали приблизить своих учеников к богам Олимпа. Софизмы (суждения этих риторов) логически были построены верно, но по сути не соответствовали истине. При помощи искусства доказывать нужное, а не истинное, софисты снискали дурную славу «мастеров словесной эквилибристики» (А.Ф. Лосев). Приведем примеры софизмов.

1 .Лекарство полезно и является благом.

1. Чем больше блага, тем лучше.

2. Следовательно, чем больше лекарства, тем лучше.

Софизм основан на том, что слово «благо» в случае с лекарством можно понимать двояко - как средство против, болезни и лекарство как товар.

Основными чертами софистики являются:

Манипулирование;

Направленность спора на поражение противника;

Относительность -- нет истины, а есть различные мнения, и важно лишь доказать правильность своего мнения.

Следует однако отметить, что роль софистов в истории риторики нельзя оценивать как только отрицательную. Нельзя не сказать об одном очень важном обстоятельстве, а именно о том, что они явились, по сути, первыми представителями интеллигенции не только в своей стране, но и в истории человечества.

Самым известным представителем софистики был Горгий из Леонтии. «Он первый ввел в тот вид образования, который готовит ораторов (специальное обучение), способности к искусству говорить, и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, повторения» (Исократ).

Пользование софизмами и словесные состязания ввел Протагор. Среди его сочинений числятся: «Искусство спорить», «О борьбе», «О науках», «Прения». Он первый исследовал способы доказательств, причины логических ошибок, что только укрепило позиции софистов.

Но уже в античные времена слова софист, софизм, софистика приобрели отрицательно оценочное значение.

Ко времени Сократа и Платона софисты дискредитировали риторику тем, что искажали истину сознательно, за плату защищали убийц и мошенников. Поэтому Сократ и Платон вступают с ними в борьбу.

Сократ. У истоков европейской философской и риторической культуры стоял человек, жизнь и деятельность которого оказали колоссальное влияние на становление риторики. Это был величайший философ античности, учитель знаменитого Платона - Сократ, живший в Афинах в 470-399 гг. до н.э. Не оставив после себя ни одного написанного им самим текста, Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности в беседах со своими учениками. О том, как действовало на окружающих слово Сократа, свидетельствует Платон: «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими,-- говорит юный Алкивиад. - ...Этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось - нельзя больше жить так, как я живу... Я испытываю сейчас то же, что человек, укушенный гадюкой... Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и притом в самое чувствительное место - в сердце, называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами, которые впиваются в молодые и одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно» (Платон. Диалог «Пир»).

Искусство красноречия - это «некое умение увлечь души словами», говорит Сократ в диалоге Платона «Федр». По мнению философа, именно это искусство указывает единственный истинный путь к воздействию на людей. «Даже знающий истину не найдет помимо меня средства искусно убеждать», -- так заявляет красноречие о себе самом в этом диалоге. В сократических диалогах Платона осознается и утверждается новый риторический идеал - кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и, беседуя, на вопросы кратко отвечать.

Риторический идеал Сократа (Платона) определяется как:

1. диалогический (не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли - вот цель речевого общения и деятельности говорящего);

2. гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога - не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели;

3. смысловой -- цель разговора между людьми, цель речи - поиски и обнаружение смысла, истины, которая заключена в предмете речи (обсуждения) и может быть обнаружена. (Ю.В. Рождественский).

Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий философ, написал учебник «Риторика», который дошел до наших дней. Труд Аристотеля состоит из трех частей.

Аристотель определил риторику «как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» / «Риторика»/. Аристотель сформулировал основные законы речи и соотнес их с правилами риторики. Эти законы звучат так:

Речь обеспечивает государство и его цели. Речи могут быть разделены на три вида (совещательные, судебные, эпидейктические).

Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса.

Всякий вид ораторской речи имеет свое отношение к действительности и времени.

Ю.В. Рождественский называет первый закон Аристотеля - «законом общежительства», второй - «законом цельности внешнего и внутреннего содержания», третий - «законом смыслового ограничения речи». Аристотель соотносит основные законы риторики с правилами (рекомендациями для ораторской практики: как начинать совещательную роль или судебную, какие возможные ошибки допустит оратор и т.д.). «Законы речи Аристотеля имеют фундаментальное значение», -отмечает Ю.В. Рождественский. Кроме законов речи, Аристотель разработал правила построения речи, так называемый «риторический канон», который состоит из пяти компонентов: изобретение, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Знание этих пяти этапов пути от мысли к слову Аристотель считал особенно важным для оратора. Большое внимание уделяет Аристотель стилю речи, он возражает против смешения разных стилей в речи оратора. Главная идея Аристотеля в том, что хороший стиль есть стиль «соответствующий». Аристотель первый обращает внимание на различные типы речи, которые не могли быть названы ораторскими (по мнению Аристотеля - это бытовая речь, учебная, личное письмо, ученый трактат, поэтическое сочинение и др.).

Риторический идеал Аристотеля был сходен с идеалом Сократа и Платона и ориентирован на диалогичность общения, умение коммуникантов вести гармонизирующий диалог и на максимальную.информативность общения.

Риторика Древнего Рима. Древний Рим, завоеватель Греции, перенимал как эллинскую культуру, так и риторические традиции. В римском обществе чрезвычайно высоко ценилось ораторское искусство. По свидетельству Цицерона, на человека, владеющего словом, смотрели как на бога. «Есть два искусства, - говорил Цицерон,- которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора». Возникнув на национальной почве (язык законов, дебатов в суде, сенате, народном собрании), римское красноречие развилось и оформилось под воздействием греческого ораторского искусства. Риторика изучалась вначале в школах греческих риторов, а в 173 и 161 гг. до н.э. были изданы указы об изгнании из Рима греческих философов и риторов. Это не помогло: спустя поколение в Риме вновь свободно преподают греческие риторы, и появляются даже латинские риторы, преподающие на латинском языке и довольно удачно перерабатывающие греческую риторику применительно к требованиям римской действительности. Их уроки более доступны и этим более опасны, поэтому сенат оставляет в покое греческих риторов и обращается против латинских: в 92 г. лучший сенатский оратор Луций Лициний Красс (будущий герой диалога Цицерона «Об ораторе») в должности цензора издает указ о закрытии латинских риторических школ как заведений, не отвечающих римским нравам. Этим удалось временно покончить с преподаванием латинской риторики, но с тем большим усердием обратились римляне к изучению риторики греческой. С каждым днем все больше молодых людей отправлялось из Рима в Грецию, чтобы у лучших преподавателей учиться греческой культуре слова и мысли.

Наконец, между 86 и 82 гг. до н.э. в Риме получил распространение первый дошедший до нас анонимный учебник риторики на латинском языке «Риторика к Гереннию».

Учителя риторики в Древнем Риме гораздо больше времени, чем греки, уделяли форме речей, «цветам красноречия», часто в ущерб смысловой цельности и логичности речи. Появился азианский стиль красноречия. Причем, по мнению Цицерона, в римской риторике были представлены оба вида азианского красноречия: и стиль сентенций, ритмизованных остроумных предложений; и стиль напыщенный, когда слова, нанизанные словно бусинки, создают речь, отличающуюся не глубиной мысли, а благозвучием. Все поэты и ораторы Рима «проходили выучку» в риторических школах. Риторика оказывала влияние на развитие всех видов словесности, например на формирование жанра романа, венчающего путь развития античной литературы.

Марк Тулий Цицерон был самым крупным представителем римского классического красноречия, достигшего в его лице совершенства, а также воплотившего в своих речах интересы общества.

Главными риторическими трудами Цицерона являются такие произведения, как «Об ораторе», «Брут», «Оратор»; В них Цицерон проповедует свой идеал оратора, человека всесторонне образованного; знающего литературу, историю, философию, право. «Истинный оратор, :- говорит он, - должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор, и она ему служит материалом».

Деятельность оратора заключается, по мнению Цицерона, в следующем:

Найти, что сказать,

Найденное расположить по порядку,

Утвердить все это в памяти,

Произнести.

Цицерон заботился о соблюдении правил подготовки речи, о знании специальных риторических приемов и техники речи. Цицерон считал, что в задачу оратора входит:

Расположить к себе слушателей,

Изложить сущность дела,

Установить спорный вопрос,

Подкрепить свое положение,

Опровергнуть мнение противника,

В заключение - придать блеск своим положениям и ослабить аргументы противника.

Публичная речь должна, по мнению Цицерона, быть искусно украшенной. Он выступает против схоластики, бедности языка, речевой небрежности отдельных ораторов.

Цицерон рассматривал риторику в единстве с философией, считая, что риторика входит в жизнь людей через речь и имеет прямое отношение к познанию, а также связывал преподавание риторики с другими учебными дисциплинами.

Из чего складывались риторические успехи Цицерона? Во-первых, из хорошей теоретической подготовки: со своими философскими познаниями он мог по-новому говорить о старых предметах, поражая слух толпы, не привыкшей к широким взглядам и суждениям; а со своими риторическими познаниями он умел строить речь более рассчитанно, гибко и убедительно, чем его соперники, для которых все-таки наследственная традиция римского практического красноречия всегда была сильней теоретических уроков греческой риторики.

Во-вторых - из художественного вкуса: до Цицерона латинский язык не знал стилистической разработки, в языке ораторов беспорядочно соседствовали архаические выражения древних жрецов и законодателей с новомодными греческими словечками, бытовые и просторечные обороты с торжественными поэтическими речениями. Цицерон первый привел этот хаос к единым стилистическим нормам разговорного языка образованного римского общества, упорядочил, развил, обогатил средства ораторской речи, навсегда став для потомков образцом того драгоценного для Оратора качества, которое древние называли «обилием».

В-третьих, из умения возбуждать в слушателях страсть: для нас эта способность не кажется важной, но для древнего оратора, которому так часто приходилось соединять логику с силой эмоций, это качество было первым залогом успеха. Цицерон здесь был непревзойденным мастером, равно способным исторгать у публики смех и слезы: шутки его пользовались такой славой, что издавались отдельными сборниками, а жалость и ненависть он возбуждал с таким искусством, что когда ему приходилось делить защитительную речь с другими ораторами (как часто делалось в Риме), на его долю единодушно оставлялось заключение - самая напряженная и страстная часть речи.

Речи Цицерона сочетают смысловую насыщенность и логичность доказательств с изысканными «цветами красноречия» (тропами и фигурами). Из сочинений Цицерона до нас дошли 9 трактатов по риторике, 58 политических и судебных речей, 80 писем. В своих трудах (особенно в «Трех трактатах об ораторском искусстве») Цицерон полно представил классические разделы риторики, предопределяющие путь от мысли к слову и названные «риторическим каноном»: изобретение, расположение, слововыражение, запоминание, произнесение.

Риторический идеал Цицерона-- преклонение перед оратором для народа, оратором - трибуном. Много сил отдал он работе с начинающими, молодыми ораторами. В своих трактатах /«Об ораторе», «Оратор»/ Цицерон учит, страстно проповедует, приводит многочисленные примеры - все для воспитания «идеального» оратора. Система обучения молодых ораторов, предложенная Цицероном, актуальна уже тысячелетия во многих странах мира, а само имя римского ритора давно стало синонимом искусства красноречия («Говорит, как Цицерон», - так с похвалой отзываются о чьем-либо удачном публичном выступлении). Слагаемые компоненты «идеального оратора» (по Цицерону) представим в виде схемы.


Похожая информация.


Артур Конан Дойль

«Глория Скотт»

У меня здесь кое-какие бумаги, - сказал мой друг Шерлок Холмс, когда мы зимним вечером сидели у огня. - Вам не мешало бы их просмотреть, Уотсон. Это документы, касающиеся одного необыкновенного дела - дела «Глории Скотт». Когда мировой судья Тревор прочитал вот эту записку, с ним случился удар, и он, не приходя в себя, умер.

Шерлок Холмс достал из ящика письменного стола потемневшую от времени коробочку, вынул оттуда и протянул мне записку, нацарапанную на клочке серой бумаги. Записка заключала в себе следующее:

«С дичью дело, мы полагаем, закончено. Глава предприятия Хадсон, по сведениям, рассказал о мухобойках все. Фазаньих курочек берегитесь».

Когда я оторвался от этого загадочного письма, то увидел, что Холмс удовлетворен выражением моего лица.

Вид у вас довольно-таки озадаченный, - сказал он.

Я не понимаю, как подобная записка может внушить кому-нибудь ужас. Мне она представляется нелепой.

Возможно. И все-таки факт остается фактом, что вполне еще крепкий пожилой человек, прочитав ее, упал, как от пистолетного выстрела.

Вы возбуждаете мое любопытство, - сказал я. - Но почему вы утверждаете, что мне необходимо ознакомиться с этим делом?

Потому что это - мое первое дело.

Я часто пытался выяснить у своего приятеля, что толкнуло его в область расследования уголовных дел, но до сих пор он ни разу не пускался со мной в откровенности. Сейчас он сел в кресло и разложил бумаги на коленях. Потом закурил трубку, некоторое время попыхивал ею и переворачивал страницы.

Вы никогда не слышали от меня о Викторе Треворе? - спросил Шерлок Холмс. - Он был моим единственным другом в течение двух лет, которые я провел в колледже. Я не был общителен, Уотсон, я часами оставался один в своей комнате, размышляя надо всем, что замечал и слышал вокруг, - тогда как раз я и начал создавать свой метод. Потому-то я и не сходился в колледже с моими сверстниками. Не такой уж я любитель спорта, если не считать бокса и фехтования, словом, занимался я вовсе не тем, чем мои сверстники, так что точек соприкосновения у нас было маловато. Тревор был единственным моим другом, да и подружились-то мы случайно, по милости его терьера, который однажды утром вцепился мне в лодыжку, когда я шел в церковь. Начало дружбы прозаическое, но эффективное. Я пролежал десять дней, и Тревор ежедневно приходил справляться о моем здоровье. На первых порах наша беседа длилась не более минуты, потом Тревор стал засиживаться, и к концу семестра мы с ним были уже близкими друзьями. Сердечный и мужественный, жизнерадостный и энергичный, Тревор представлял собой полную противоположность мне, и все же у нас было много общего. Когда же я узнал, что у него, как и у меня, нет друзей, мы сошлись с ним еще короче.

В конце концов он предложил мне провести каникулы в имении его отца в Донифорпе, в Норфолке, и я решил на этот месяц воспользоваться его гостеприимством…

У старика Тревора, человека, по-видимому, состоятельного и почтенного, было имение. Донифорп - это деревушка к северу от Лангмера, недалеко от Бродз. Кирпичный дом Тревора, большой, старомодный, стоял на дубовых сваях. В тех местах можно было отлично поохотиться на уток, половить рыбу. У Треворов была небольшая, но хорошо подобранная библиотека. Как я понял, ее купили у бывшего владельца вместе с домом. Кроме того, старик Тревор держал сносного повара, так что только уж очень привередливый человек не провел бы здесь приятно время.

Тревор давно овдовел. Кроме моего друга, детей у него не было. Я слышал, что у него была еще дочь, но она умерла от дифтерита в Бирмингеме, куда ездила погостить. Старик, мировой судья, заинтересовал меня. Человек он был малообразованный, но с недюжинным умом и очень сильный физически. Едва ли он читал книги, зато много путешествовал, много видел и все запоминал.

С виду это был коренастый, плотный человек с копной седых волос, с загорелым, обветренным лицом и голубыми глазами. Взгляд этих глаз казался колючим, почти свирепым, и все-таки в округе он пользовался репутацией человека доброго и щедрого, был хорошо известен как снисходительный судья.

Как-то вскоре после моего приезда, мы сидели после обеда за стаканом портвейна. Молодой Тревор заговорил о моей наблюдательности и моем методе дедукции, который мне уже удалось привести в систему, хотя тогда я еще не представлял себе точно, какое он найдет применение в дальнейшем. Старик, по-видимому, считал, что его сын преувеличивает мое искусство.

Артур Конан Дойл

"Глория Скотт"

У меня здесь кое-какие бумаги, - сказал мой друг Шерлок Холмс, когда мы зимним вечером сидели у огня. - Вам не мешало бы их просмотреть, Уотсон. Это документы, касающиеся одного необыкновенного дела - дела "Глории Скотт". Когда мировой судья Тревор прочитал вот эту записку, с ним случился удар, и он, не приходя в себя, умер.

Шерлок Холмс достал из ящика письменного стола потемневшую от времени коробочку, вынул оттуда и протянул мне записку, нацарапанную на клочке серой бумаги. Записка заключала в себе следующее:

"С дичью дело, мы полагаем, закончено. Глава предприятия Хадсон, по сведениям, рассказал о мухобойках все. Фазаньих курочек берегитесь".

Когда я оторвался от этого загадочного письма, то увидел, что Холмс удовлетворен выражением моего лица.

Вид у вас довольно-таки озадаченный, сказал он.

Я не понимаю, как подобная записка может внушить кому-нибудь ужас. Мне она представляется нелепой.

Возможно. И все-таки факт остается фактом, что вполне еще крепкий пожилой человек, прочитав ее, упал, как от пистолетного выстрела.

Вы возбуждаете мое любопытство, - сказал я. - Но почему вы утверждаете, что мне необходимо ознакомиться с этим делом?

Потому что это - мое первое дело.

Я часто пытался выяснить у своего приятеля, что толкнуло его в область расследования уголовных дел, но до сих пор он ни разу не пускался со мной в откровенности. Сейчас он сел в кресло и разложил бумаги на коленях. Потом закурил трубку, некоторое время попыхивал ею и переворачивал страницы.

Вы никогда не слышали от меня о Викторе Треворе? - спросил Шерлок Холмс. - Он был моим единственным другом в течение двух лет, которые я провел в колледже. Я не был общителен, Уотсон, я часами оставался один в своей комнате, размышляя надо всем, что замечал и слышал вокруг, - тогда как раз я и начал создавать свой метод. Потому-то я и не сходился в колледже с моими сверстниками. Не такой уж я любитель спорта, если не считать бокса и фехтования, словом, занимался я вовсе не тем, чем мои сверстники, так что точек соприкосновения у нас было маловато. Тревор был единственным моим другом, да и подружились-то мы случайно, по милости его терьера, который однажды утром вцепился мне в лодыжку, когда я шел в церковь. Начало дружбы прозаическое, но эффективное. Я пролежал десять дней, и Тревор ежедневно приходил справляться о моем здоровье. На первых порах наша беседа длилась не более минуты, потом Тревор стал засиживаться, и к концу семестра мы с ним были уже близкими друзьями. Сердечный и мужественный, жизнерадостный и энергичный, Тревор представлял собой полную противоположность мне, и все же у нас было много общего. Когда же я узнал, что у него, как и у меня, нет друзей, мы сошлись с ним еще короче.

В конце концов он предложил мне провести каникулы в имении его отца в Донифорпе, в Норфолке, и я решил на этот месяц воспользоваться его гостеприимством...

У старика Тревора, человека, по-видимому, состоятельного и почтенного, было имение. Донифорп - это деревушка к северу от Лагмера, недалеко от Бродз. Кирпичный дом Тревора, большой, старомодный, стоял на дубовых сваях. В тех местах можно было отлично поохотиться на уток, половить рыбу. У Треворов была небольшая, но хорошо подобранная библиотека. Как я понял, ее купили у бывшего владельца вместе с домом. Кроме того, старик Тревор держал сносного повара, так что только уж очень привередливый человек не провел бы здесь приятно время.

Тревор давно овдовел. Кроме моего друга, детей у него не было. Я слышал, что у него была еще дочь, но она умерла от дифтерита в Бирмингеме, куда ездила погостить. Старик, мировой судья, заинтересовал меня. Человек он был малообразованный, но с недюжинным умом и очень сильный физически. Едва ли он читал книги, зато много путешествовал, много видел и все запоминал. С виду это был коренастый, плотный человек с копной седых волос, с загорелым, обветренным лицом и голубыми глазами. Взгляд этих глаз казался колючим, почти свирепым, и все-таки в округе он пользовался репутацией человека доброго и щедрого, был хорошо известен как снисходительный судья.

Как-то вскоре после моего приезда, мы сидели после обеда за стаканом портвейна. Молодой Тревор заговорил о моей наблюдательности и моем методе дедукции, который мне уже удалось привести в систему, хотя тогда я еще не представлял себе точно, какое он найдет применение в дальнейшем. Старик, по-видимому, считал, что его сын преувеличивает мое искусство.

Попробуйте ваш метод на мне, мистер Холмс, - со смехом сказал он: в тот день он был в отличном расположении духа, - я прекрасный объект для выводов и заключений.

Боюсь, что о вас я немногое могу рассказать, - заметил я. - Я лишь могу предположить, что весь последний год вы кого-то опасались.

Смех замер на устах старика, и он уставился на меня в полном недоумении.

Да, это правда, - подтвердил он и обратился к сыну: - Знаешь, Виктор, когда мы разогнали шайку браконьеров, они поклялись, что зарежут нас. И они в самом деле напали на сэра Эдвара Хоби. С тех пор я все время настороже, хотя, как ты знаешь, я не из пугливых.

У вас очень красивая палка, - продолжал я. - По надписи я определил, что она у вас не больше года. Но вам пришлось просверлить отверстие в набалдашнике и налить туда расплавленный свинец, чтобы превратить палку в грозное оружие. Если б вам нечего было бояться, вы бы не прибегали к таким предосторожностям.

Что еще? - улыбаясь, спросил старик Тревор.

В юности вы часто дрались.

Тоже верно. А это как вы узнали? По носу, который у меня глядит в сторону?

Нет, - ответил я, - по форме ушей, они у вас прижаты к голове. Такие уши бывают у людей, занимающихся боксом.

А еще что?

Вы часто копали землю - об этом свидетельствуют мозоли.

Все, что у меня есть, я заработал на золотых приисках.

Вы были в Новой Зеландии.

Опять угадали.

Вы были в Японии.

Совершенно верно.

Вы были связаны с человеком, инициалы которого Д. А., а потом вы постарались забыть его.

Мистер Тревор медленно поднялся, устремил на меня непреклонный, странный, дикий взгляд больших голубых глаз и вдруг упал в обморок - прямо на скатерть, на которой была разбросана ореховая скорлупа. Можете себе представить, Уотсон, как мы оба, его сын и я, были потрясены. Обморок длился недолго. Мы расстегнули мистеру Тревору воротник и сбрызнули ему лицо водой. Мистер Тревор вздохнул и поднял голову.

О лондонском детективе Шерлоке Холмсе , вошедший в сборник « Воспоминания Шерлока Холмса » (1894). В рассказе описано первое дело Холмса, которое стало отправной точкой в карьере великого сыщика.

Сюжет

Холмс показывает своему другу, доктору Ватсону , записку странного содержания. На первый взгляд она представляет собой бессмысленный набор фраз. Однако Холмс сообщает, что записка стала причиной сердечного удара у «крепкого пожилого человека». В ответ на просьбу заинтересованного Ватсона Холмс рассказывает ему все обстоятельства дела (далее повествование ведётся от лица Холмса ).

Ещё будучи студентом колледжа, Шерлок Холмс принимает предложение приятеля, Виктора Тревора, провести каникулы у его отца в местечке Донифорп (графство Норфолк). Там Холмс коротает время, развлекаясь охотой, портвейном и применяя дедуктивный метод на старике Треворе. После первой же пробы становится ясно, что прошлое хозяина дома имеет немало таинственного. Между старым Тревором и Холмсом возникает отчуждение; в конце концов Холмс решает уехать.

В день отъезда Холмса в Донифорпе появляется знакомый Тревора, некто Хадсон - довольно неприятный тип. Он становится садовником в доме Тревора.

Через два месяца Холмс получает телеграмму от Виктора Тревора с просьбой вернуться в Донифорп. Там он узнаёт, что старый Тревор при смерти; когда Холмс приезжает к нему домой, тот уже мёртв. Виктор рассказывает Холмсу о наглом поведении Хадсона и о непонятной записке, полученной старым Тревором от его друга, некоего Бедоза, после которой у старика и случился удар. Холмс находит предсмертное письмо покойного - оно проливает свет на все загадочные и трагические события в семье Треворов.

Оказывается, Тревора-старшего в молодости звали Джеймс Армитедж. Он был осужден за растрату банковских денег и отправлен на каторгу в Австралию, на судне «Глория Скотт». На корабле вспыхнул мятеж под руководством опаснейшего преступника Джека Прендергаста. Часть экипажа и конвоя были перебиты, часть - захвачена в плен. Некоторые из осужденных, в том числе Армитедж и Иванс (ставший позднее Бедозом), не желая брать грех на душу, отказались участвовать в казни пленных и покинули судно на шлюпке. Спустя некоторое время, во время расправы, первый помощник капитана, вырвавшись из пут, взорвал бочку с порохом, в результате чего «Глория Скотт» и все бывшие на ней люди погибли. Все, кроме матроса Хадсона, который выжил и спустя много лет явился к Тревору-Армитеджу и Бедозу-Ивансу с целью шантажа.

Примечания для "Глория Скотт"

Ссылки на "Глория Скотт"

  • «The Adventure of the `Gloria Scott",» Glasgow Weekly Mail (September 8, 1894), 7.
  • «The Adventure of the `Gloria Scott",» . Harper’s Weekly, 37, No. 1895 (April 15, 1893), 345-347. (The Adventures of Sherlock Holmes)
  • «The Adventure of the `Gloria Scott",» Illustrated by Dan Smith. New York World, Sunday magazine (May 28, 1905), 7-8.
  • «The Adventure of the `Gloria Scott",» . The Strand Magazine, 5, No. 28 (April 1893), 395-406. (The Adventures of Sherlock Holmes, 17)
  • «The Adventure of the `Gloria Scott",» . The Strand Magazine , 5 (May 1893), 395-406.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...