В российских школах не хватает учителей с широкими взглядами - эксперт.

На состоявшемся недавно заседании правительства РФ министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что дефицит учителей в российских школах составляет более 17 тысяч человек, в основном не хватает педагогов по иностранному языку, математике и физкультуре. При этом он добавил, что дефицит учителей существенно сократился по сравнению с предыдущими годами.

Заявление министра о том, что дефицит педагогов сократился, конечно, радует. Но в то же время тревожит то, что не хватает именно «англичан» и физруков. Никто не сомневается, что для полноценного развития ребенка нужно разностороннее образование, но не зря же несколько лет назад физкультура и иностранный язык стали преподаваться в общеобразовательных школах не по два часа в неделю, а по три. «Физра» - это основа закладки здоровья будущего гражданина, а без «языка» при современной глобализации всего и вся просто никуда.

Да дело даже не в этих предметах. В нашей стране в этом году начался демографический подъем, и в школы пришло большее количество первоклассников по сравнению с предыдущими годами. «С этого года количество первоклассников будет только расти», - считает министр образования и науки. По данным Минобраза, в России действует 102,153 тысячи учебных заведений, в которых обучается свыше 30 миллионов ребят, в новом учебном году в российских школах будет обучаться более 13 миллионов учеников, из них более полутора миллионов - первоклассники. А эти цифры означают, что с годами потребность в предметниках только увеличится! По данным ведущего российского эксперта в области образования Сергея Комкова, нехватка учителей в регионах уже составляет около 40%.

По мнению экспертов, основная причина нехватки учителей в России – низкая зарплата. Неудивительно, что официально до 70%, а неофициально 90% выпускников педагогических вузов идут работать не по специальности – менеджерами, официантами, экскурсоводами и пр. Их отпугивает низкая зарплата и отсутствие перспективы на будущее. И это при том, что многие из них образование получают за счет бюджетных средств. «Так называемые ножницы в оплате труда учителей в разных регионах очень велики, – пояснил директор московского центра образования «Царицыно», член Общественной палаты Ефим Рачевский.– Самые высокие зарплаты в Москве и в Тюмени. Но есть регионы, где учителям платят мало».

Следует поправить известного педагога: в большинстве регионов учителям платят копейки. «Чаще всего, чтобы выжить, учитель набирает по полторы, по две ставки, – отмечает Сергей Комков. – От этого страдает качество преподавания. Педагог работает на износ и неизбежно халтурит». А в это время весь мир идет по пути повышения качества среднего образования. Там давно сократили нагрузки на учителя и количество учащихся в классах. У нас же размер зарплаты педагога пока напрямую зависит от числа детей в классе. Между тем, в «Рекомендации о положении учителей», принятой ЮНЕСКО еще в 1966 году, прямо сказано: «Некоторые меры, направленные на решение проблемы нехватки учителей, такие, как чрезмерное увеличение наполняемости классов или учебной нагрузки, несовместимы с целями и задачами образования и наносят ущерб детям».

Еще одним негативным для российских учеников следствием низкой оплаты труда школьного учителя стало практическое отсутствие учителей-мужчин. Как можно на эти мизерные деньги прокормить семью, при этом пропадая в классе с утра до ночи? А вот до революции в России в городских гимназиях преподавали исключительно мужчины, молоденькие выпускницы педагогических училищ ехали в сельские школы. Преобладание мужчин в учительской профессии продолжалось до войны, с которой многие из учителей не вернулись, и женщинам пришлось занять их место. Сегодня ничего не делается для того, чтобы мужчины вели те предметы, которые им сам бог велел вести. По мнению экспертов, то, что у нашей школы женское лицо, отрицательно сказывается на психическом здоровье мальчиков, особенно тех, кто растет в неполных семьях. Лишенные отцовского пригляда, не получившие мужского воспитания, они растут бесхарактерными, легко поддаются влиянию и в результате зачастую оказываются изолированными от общества.

Между тем нехватка преподавательских кадров – общемировая проблема. По данным ЮНЕСКО, чтобы достичь всеобщего доступа к начальному образованию к 2015 году, понадобится дополнительно 18 млн. учителей. Но, тем не менее, развитые и не очень страны пытаются исправить ситуацию, вкладывая в образования достойные средства. Россия же остается одной из самых отсталых стран в области образования. Несмотря на рост инвестиций в образование за 10 первых лет нового столетия, расходы на образование в России составляют лишь 5,5% ВВП по сравнению с 6,3% в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (большинство из них - члены Евросоюза). При этом только 43% всех расходов на образование в России направляется на развитие начального, среднего и среднего специального образования. Для сравнения: Куба, открывающая мировую десятку стран с высокими показателями затрат на образование, тратит на образование 13,3%, а Тунис, эту десятку замыкающий – 7,1%.

Вне всяких сомнений, финансовое обеспечение нашего образования оставляет желать лучшего, увеличение зарплат учителям – дело государственной важности. Но есть еще один аспект проблемы. Потерян престиж профессии школьного учителя. Вспомните старые добрые фильмы: «Сельская учительница», «Весна на Заречной улице», не говоря уж о «Большой перемене». В них отражалась действительность, в которой школа была центром общения, а учитель - непререкаемым авторитетом. Теперь - в тех же телевизионных сериалах – пропагандируются совсем другие профессии. Не пойдут молодые специалисты в школу, пока какой-то сопливый первоклашка будет называть свою Первую учительницу презрительно «училка»!

Комментарии 4



Ситуацию с подготовкой учителей государство упустило давно и на всегда.


17 октября Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «Об образовании в РФ».

Серьезным изменениям отечественная система образования не подвергалась с послереволюционных времен. За исключением, пожалуй, небольшого новшества, когда в 80-х годах к числу обязательных предметов была добавлена информатика, страна училась по правилам, написанным Луначарским под руководством Троцкого. И вот – свершилось.

Новый закон еще на этапе разработки и общественного обсуждения оброс разного рода слухами и страшилками. Чем только не пугали общественность – говорили, что бесплатными останутся всего три предмета (один из которых физкультура), а за остальное придется платить; утверждали, что школы будут приватизированы и превратятся в частные заведения, а половина педагогов останется без работы.

Так вот – ничего подобного в новом законе нет. По крайней мере, так заявил депутатам министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Более того, новые правила расширяют госгарантии бесплатности образования, а количество бесплатных для учеников часов в новых стандартах общего школьного образования не уменьшается, а увеличивается. Причем теперь право на бесплатное образование за счет государства получают и учащиеся негосударственных учебных заведений. В будущем законе также четко фиксируются меры социальной поддержки учащихся: право на бесплатные учебники, питание, поездки в школу, предоставление общежитий, стипендии и так далее.

Отдельное внимание в новом законе уделено профессионально ориентированному образованию. Не секрет, что за пределами МКАДа кадровики со слезами на глазах предлагают рабочие специальности молодым людям с дипломами юристов и экономистов. А те соглашаются, потому что при выборе специальности в вузе не учли потребностей рынка труда. Теперь образование «ради корочки» уходит в прошлое. Законопроект обеспечивает доступность и бесплатность среднего профессионального образования для каждого гражданина. В рамках среднего профессионального образования предусматривается подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и подготовка специалистов среднего звена. А для организаций-работодателей законом вводится институт целевого обучения, когда предприятия оплачивают обучение специалиста, а затем трудоустраивают его. Это своего рода альтернатива советской системе послевузовского распределения. Предусматривается и интеграция российской системы образования в международную с целью признания дипломов отечественных вузов за рубежом.

Фактически закон устанавливает непрерывную систему образования, включающую в себя дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее. Вся эта система в совокупности призвана дать возможность каждому человеку повысить свой профессиональный уровень на протяжении всей жизни.

Несмотря на то, что в законопроекте учтены более 20 тысяч замечаний и предложений, внесенных педагогами и общественностью за два года его публичного обсуждения, по мнению депутатов он нуждается в доработке и конкретизации отдельных положений. В окончательном варианте законопроект планируется принять уже к концу года, чтобы он заработал с 1 января 2012г.
Источник http://knigazeta.ru/materials/106

Случай из жизни почти годичной давности. Устроив 2 ребенка в детский сад, решила выйти на работу. Сколько же можно дома сидеть! Хотелось реализоваться и начать карьеру по специальности - преподаватель иностранных языков.

Пошла я по нашим образовательным учреждениям: лицеям, училищам, институтам... Везде полная укомплектованность. Оставила "на потом" школы. Уверенная на 200 %, что точно найду место преподавателя. А то все твердят, что учителей не хватает.

Удивительно, но от чего-то и школы оказались полностью укомплектованы кадрами! Запомнился прием у директрисы одной школы. Узнав, что я оочень хочу реализоваться по специальности, она только что у виска не покрутила, сказав: "Зачем Вам это надо? У Вас муж есть? Хорошо зарабатывает? Зачем Вам унижаться за копейки? У нас нормальные девочки, у которых есть стремление в жизни, бегут из школ, находят работу высокооплачиваемую. В школах остаются в основном те, кто не может себя найти, кому деваться некуда!" Очень странно... Если все бегут, почему я не могу места себе найти?

После этого директриса позвонила начальнику отдела образования, тут же договорившись о том, чтобы меня приняли - раз уж мне неймется))). И я направилась туда. Милая женщина, начальник отдела образования, внимательно выслушала мои "бредовые" идеи. И с огромным трудом нашла местечко в одной школе - но лишь на период декретного какой-то учительницы.

Думаете, меня с распростертыми объятьями там приняли? Директор сразу дала понять, что она не намерена делиться часами с какой-то девчонкой, то бишь со мной. Собрали комиссию, мне недвусмысленно намекали, что опыта преподавания у меня ноль, прогнали по учебным методикам - целый экзамен, блин! Я приводила доводы о том, что состояние нашего образования такое, что им бы радоваться, что нашелся хоть один желающий работать в школе! Это их зацепило. И, конечно же, они не имели права мне отказать, так как я пришла по направлению из отдела образования .

Итог? Узнав, что я буду получать только МРОТ и ничего более... Я помахала им рукой. Я понимала, что в школе - нищенская зарплата... Ну хотя бы 10-15 тыс. руб))). И еще, оказывается, на свои деньги я должна купить УМК на несколько классов (выходило более 7000 рублей!.). А на " великие" 15 000 руб. я могу рассчитывать, проработав не менее 8-10 лет, получив категорию. Грустно!

В конце концов, семейный совет, то бишь МУЖ, у которого только оклад выше зарплаты учителя с опытом и категориями, постановил - такое унижение нам не нужно!

Я нашла себе работу не по специальности, в абсолютно другой области, без опыта работы, переучилась). И с зарплатой, как будто в школе отработала с десяток лет . Это было счастье!

Мой диплом так и лежит, пылится. Как ни крути, но мне нравится и педагогика, и иностранные языки. Мечтаю открыть в городе специализированный клуб для детей, изучающих английский язык. Но пока это далеко. Впереди - рождение третьего малыша, и, видимо, мне пока не судьба заниматься карьерой.

Так кто твердит, что учителей не хватает, интересно?
И почему "с улицы", с хорошим дипломом не берут специалиста, без опыта, который ГОТОВ развиваться?
Неужели профессия учителя в России настолько... престижная, что критерием устройства на работу является огромный опыт преподавания, а не желание развиваться?

Ответьте мне, пожалуйста!

Проблема нехватки учителей в российских школах не становиться менее острой. Эксперты считают, что из-за кризиса может пострадать еще и подготовленность педагогического состава.

Начало нового учебного года не за горами, а многие российские школы до сих пор не решили своих проблем с нехваткой кадров. Нехватка учителей наблюдается в России из года в год, несмотря на то, что педагогические вузы ежегодно выпускают десятки тысяч молодых специалистов. Как говорят эксперты, низкая зарплата отбивает желание работать в профессии даже у тех, кто мечтал быть учителем.

Скрытая статистика дефицита

В то время как официальная статистика министерства образования и науки, утверждает, что дефицита кадров в школах нет, у Всероссийского фонда образования есть другие данные. Как сообщил в интервью Deutsche Welle заместитель председателя фонда Олег Сергеев, в России не хватает до 40 процентов учителей.

Больше всего дефицит учителей ощущается в сельской местности. Там один педагог может одновременно вести по два-три предмета, иногда совсем не смежных. Бывает так, что математик по образованию преподает еще и географию, а биолог - русский язык.

Разные регионы страдают от нехватки специалистов разного профиля. Например, в Екатеринбурге днем с огнем не найти учителей информатики и музыки, а в Нижнем Новгороде - дефицит преподавателей иностранных языков, физкультуры и физики.

Старые учителя – старые знания

Повсеместно недостает специалистов, если так можно выразиться, "молодых" дисциплин, утверждает эксперт Высшей школы экономики Наталья Ковалева. "К сожалению, учителя старшего поколенья не обладают современными компьютерными знаниями, знаниями по современной науки и технологии, не знакомы с инновациями", - отмечает эксперт.

По ее мнению, в целом проблема со школьными педагогами в России не количественная, а скорее качественная. Большинство тех, кто соглашается идти работать в школу на маленькую зарплату, чаще всего просто не смогли найти себе другую работу.

Экономический кризис несомненно повлияет на ситуацию, говорят специалисты. Оказавшись в роли безработного, учителя по образованию сегодня могут начать возвращаться в школы. Однако, опасаются эксперты, качество образования в этом случае может стать еще хуже.

"Если педагоги придут в школу только потому, что потеряли более высокооплачиваемую работу, после выхода из кризиса они снова "вынырнут" из системы образования", - считает Наталья Ковалева.

Статус решает все?

Чтобы исправить ситуацию с нехваткой учителей мало поднять зарплату, отмечает председатель Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. Нужно еще и сделать профессию престижной.

Эксперт уверен, что федеральный закон и указ президента, в котором говорилось бы о повышении статуса школьного учителя, смог бы заставить общество уважать представителей этой профессии. Каким образом это может произойти Олег Сергеев не пояснил, но отметил, что работники системы образования должны и сами повышать уровень знаний и совершенствоваться.

10:07 — REGNUM Начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева утверждает, что школы города укомплектованы учителями на 100%. Тем не менее она отметила ряд проблем, которые ещё предстоит решить. Пользователи социальных сетей бурно отреагировали на слова чиновницы, передаёт корреспондент .

По словам Екатерины Сибирцевой, несмотря на укомплектованность, вакансии учителей в школах есть, так как ряд преподавателей работает с перегрузками. При этом наибольшая нехватка ощущается среди учителей начальных классов.

«Нам колоссально не хватает учителей начальной школы, сегодня акцент смещён на начальную школу, большое количество первоклассников. Учитель начальной школы — сегодня самый дефицитный работник для большинства образовательных организаций. Есть некий дефицит учителей русского языка и литературы, математики, иностранного языка, но мы это достаточно легко закроем. А начальная школа — это самое сложное», — цитирует издание « » заявление главы департамента.

«По всей стране эта беда. И не только началка. Учителя бегут», — сообщил один из участников интернет-форума.

С ним согласны и другие пользователи. Они предлагают муниципальным чиновникам из отделов образования идти в учителя, так как все они, как правило, имеют педагогическое образование.

«У дочки в 1-м классе учительница — бабушка 80-летняя. А все потому, что работать некому…», — констатирует другая участница форума.

Также ряд комментаторов согласились с тем, что учителя действительно сильно загружены.

«В прошлом году у нас классный руководитель на два класса пахала (2-й и 4-й класс), вот это треш, как выжила-то с нашими «обормотами» в две смены», — написал о проблемах в школе пользователь.

Другие участники форума предположили, что проблема может быть связана с небольшими зарплатами педагогов.

«Наша учитель тоже в две смены работает — 3-й и 4-й класс ведет. Новых учителей в младшем блоке давно не видела. Не выживают, видимо, на зарплату такую», — написала она.

Её поддержал другой комментатор, напомнив про высказывание главы правительства Дмитрия Медведева о зарплатах преподавателей и что им делать, если она их не устраивает.

«Учителя, видимо, выполняют заветы Медведева — массово пошли в коммерцию. Шутки шутками, а сейчас человек может выбирать где работать, пока не пересмотрят ситуацию с з/п, так и будет», — отметил он.

С ними согласилась педагог из Екатеринбурга.

«Работаю в школе 20 лет. Зарплата 19 000. Стимулирующую часть не выплачивают три года. Молодые практически не приходят. Студенты педагогических вузов уже на практике говорят о нежелании идти в школу. Кто ещё пойдёт за такую зарплату работать? Дошло до смешного: стыдно говорить, что работаешь в школе», — сообщила учитель.

Напомним, что в 2017 году 1 сентября в Екатеринбурге начали работу 163 школы, а за парты сядут 149 тысяч учащихся. Согласно данным государственной статистики, средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности в Свердловской области за январь — июнь 2017 года составила 40 940 рублей.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...