Игры и упражнения на развитие зкр. Игры и упражнения по звуковой культуре речи

Для развития внимания к звучащей стороне слова полезно давать детям упражнения на подбор слов, похожих по звучанию: пушка - погремушка, хлопушка и т.д. Проводя их, необходимо следить за тем, чтобы дети не придумывали слов, не существующих в родном языке. Для развития слухового внимания, речевого слуха дошкольники выполняют задания на договаривание слогов, слов, произнесение слов и фраз с заданной громкостью или скоростью.

Задания, в которых нужно подуть на "листочки", "снежинки", сдуть с руки ватку, бумажку, выполненные в игровой форме, помогут укреплению речевого выдоха. Кроме того, можно предлагать детям произносить протяжно, на одном выдохе, например, фрикативные звуки, а также фразы, состоящие из 35 слов.

Для развития голосового аппарата, для обучения детей умению менять громкость голоса используются известные в практике игры и упражнения типа: "Вьюга", "Ауканье", "Скажи, как я" и др. Так, при закреплении звука [щ"] воспитатель может одновременно поупражнять детей в произнесении стихотворения с различной громкостью (этой щеткой чищу зубы (шепотом), этой щеткой - башмаки (тихо), этой щеткой чищу брюки (вполголоса). Все три щетки нам нужны (громко)).

Отрабатывая с детьми правильность произнесения звуков, слов следует говорить медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки, предлагая детям воспроизводить их так же.

При заучивании чистоговорок детей просят четко произносить их сначала в слегка замедленном темпе, а потом проговаривать так же отчетливо и ясно, но в умеренном темпе. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети учатся читать стихотворения в том темпе, в каком их прочитал воспитатель.

Работа над интонационной выразительностью речи осуществляется как на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, так и на других речевых занятиях, например, при заучивании стихотворений. При этом воспитатель дает образец выразительного чтения сказок, рассказов, широко используя инсценировки (животные говорят разными голосами). Эффективными являются и специальные задания, в которых детям предлагают произносить фразы с различными интонациями: весело, грустно, торжественно и пр. Полезны также упражнения, направленные на развитие голосового аппарата: проговаривание звукоподражаний (например, мяу-мяу произносится то жалобно, то сердито); выделение во фразе отдельных слов и т.д. Чтобы дети на слух улавливали различные интонации, воспитатель предварительно показывает, как надо правильно произнести фразу.

Проводить занятия воспитатель должен творчески, учитывая уровень сформированности звуковой стороны речи детей, то есть подбирать материал с учетом того, какой раздел звуковой культуры речи менее всего ими усвоен.

На примере фрагмента занятия рассмотрим, как работа по закреплению звуков увязывается с развитием других сторон звуковой культуры речи.

Пример занятия.

Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение звука [ж]; учить слышать его в словах, произносить с различной громкостью, протяжно, на одном выдохе. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического восприятия, речевого дыхания.) Наглядный материал: игрушки - жук, ежик, медвежонок, кошка, собака. Картинки с изображением медведя и медвежат, ежа и ежат, лошади и жеребят.

Ход занятия: воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением жука и спрашивает, кто это, какой звук издает (ответы групповые и индивидуальные). Затем он предлагает детям, находящимся в первом ряду, "превратиться" в больших жуков, а детям второго ряда "стать" маленькими жуками: большие жуки будут жужжать громко и долго, а маленькие - тихо. Затем дети меняются ролями.

В ходе игры воспитатель уточняет:

Костя, скажи, как жужжит большой жук? Света, как жужжит маленький жук?

Педагог обращает внимание не только на громкость произнесения звука, но и на его длительность.

Воспитатель показывает картинку с изображением медведицы и медвежат и спрашивает, указывая на медведя:

Кто это? (Мишка, медведь, Михаил Потапович.) А кто детеныш у медведя? (Медвежонок.) А если их несколько? (Медвежата.)

Педагог показывает картинки с изображением других животных и предлагает назвать их детенышей.

Положив на стол игрушки (жука, медвежонка, собаку, кошку), воспитатель просит назвать их и определить, в названии каких игрушек слышится звук [ж]? Если какое-либо слово сказано неправильно, воспитатель произносит его сам (протяжно, выделяя голосом звук [ж]).

Воспитатель. В слове медвежонок есть звук [ж]? Вслушайтесь в слово собака, есть ли в нем звук [ж]?

Воспитатель предлагает детям внимательно слушать ответы товарищей и устанавливать наличие заданного звука.

Затем педагог развешивает на ниточках 5-6 бумажных "снежинок" и предлагает детям как можно дольше дуть на них, обращая внимание на правильный выдох.

В старшем дошкольном возрасте (от пяти до шести лет) дети начинают шире пользоваться монологической речью. Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, понятно для окружающих высказывать свои мысли, отвечать на вопросы развернутыми фразами, грамматически правильно строить предложения. Однако каждое устное высказывание должно быть не только последовательным, точным, логичным, но и правильно оформленным в звуковом отношении (отчетливым, внятным, достаточно громким, не слишком быстрым, интонационно выразительным). Это является необходимым условием полноценного общения, общей речевой культуры.

Воспитание звуковой стороны речи у детей шестого года жизни является непосредственным продолжением той работы, которая проводилась на предшествующих возрастных этапах. В старшей группе речевой материал по всем разделам постепенно усложняется.

На шестом году жизни ребенка обычно заканчивается процесс овладения звуками родного языка. К моменту поступления в старшую группу дети, как правило, имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный фонематический слух, благодаря которым создаются благоприятные условия для правильного произношения звуков. У детей старшего дошкольного возраста мышцы артикуляционного аппарата способны производить более тонкие движения, быстрее переключаться с одного движения на другое, чем, например, у младших дошкольников. Большинство детей правильно произносят трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие, звуки [л], [р"], [р]); многосложные слова, слова со стечением нескольких согласных. В произнесении слов они все реже допускают орфоэпические ошибки. Многие воспитанники имеют достаточно четкую и ясную речь.

В этом возрасте дети хорошо различают на слух направление звучания предмета; легко узнают звуки, извлекаемые из разных детских музыкальных инструментов, голоса товарищей по группе; выделяют в словах звуки (если их раньше с ними знакомили). Дети старшего дошкольного возраста способны дифференцировать на слух громкость и скорость произносимых окружающими слов, могут дать в сравнении оценку правильности использования интонационных средств выразительности.

В общении с детьми и взрослыми старшие дошкольники, как правило, пользуются умеренной громкостью голоса, они уже способны изменять громкость своего высказывания с учетом удаленности от слушателя, а также содержания высказывания. В процессе речевого общения дети могут произвольно ускорять или замедлять скорость своего высказывания в зависимости от содержания текста. Однако в момент эмоционального подъема, находясь под впечатлением вновь просмотренного мультфильма, прочитанного стихотворения и т.д., они еще не всегда контролируют громкость и скорость своей речи и говорят обычно несколько громче и быстрее.

Используя образец выразительного чтения художественных произведений, который им дает воспитатель, дети способны воспроизводить стихи и сказки в нужной интонации, правильно употребляя вопросительные и повествовательные предложения.

В этом возрасте более продолжительным становится свободный выдох (от 4 до 6 секунд). На одном выдохе дети могут произнести гласные звуки [а], [у], [и] в течение 48 секунд.

В работе с дошкольниками воспитателю необходимо постоянно помнить, что своевременное и правильное речевое развитие во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий его жизни, окружающей речевой среды и педагогического воздействия со стороны взрослых.

К старшему дошкольному возрасту еще не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других - неправильное их формирование, например, горловое или одноударное произнесение звука [р], боковое - звуков [ш], [ж] и т.д. Некоторые дети этого возраста еще не всегда четко дифференцируют на слух и в произношении отдельные группы звуков, например, свистящие и шипящие, реже звуки [л] и [р].

Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные определенными группами звуков, например, свистящими и шипящими (слова сушка, шоссе произносят как шушка, шошше). Фразу "Шла Саша по шоссе" могут воспроизвести и как "Шла Шаша по шошше", и как "Сла Саса по соссе", хотя в словах, где встречается только один из этих звуков, ошибки допускают редко. Часто дети недостаточно четко различают некоторые группы звуков на слух, неправильно вычленяя из нескольких слов, фраз слова с заданными звуками, допуская ошибки в подборе слов на заданный звук.

Дети дошкольного возраста одинаково различают на слух не все звуки. Например, они, как правило, не смешивают звуки [к] и [р], [ш] и [л], то есть звуки акустически и артикуляционно контрастные. И в то же время они часто смешивают твердые и мягкие согласные, свистящие и шипящие звуки внутри группы: [с] и [з], [с] и [ц], [ш] и [щ"], [ч"] и [щ"]; свистящие и шипящие: [с] и [ш], [з] и [ж] (например, при выполнении задания на подбор слов со звуком [с] дети называют и такие: заяц, цветок).

Старшая группа

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Игра «Скажи, как я» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.

Упражнение «Найди братца»

Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.

Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» - маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет) ; теперь со звуком «ль»

Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».

Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель.

Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.

В игре должны принять участие все дети.

Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет, его ловить нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2—3 детей-победителей.

Игра «Назови слова» Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «ж» (за каждое слово дается фишка). В конце игры определяется победитель.

Трое детей подходят к стойке, по сигналу воспитателя: «Бабочки, летите», дуют на бабочку: «Фу-у-у». Чья бабочка дальше полетит, тот и выиграл. В игре должны принять участие все дети.

Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)

Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.

«Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому». Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.

Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок, Это Петя. (петушок).

Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана) .

Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко) .

Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).

Упражнение «Назови первый звук слова»

На фланелеграфе картинки. Дети называют предмет, выделяя первый звук, и звук изолированно.

Игра «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом)

Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно.

В игре принимают участие все дети.

Упражнение «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям «понюхать» цветок — вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х».

Упражнение повторить 5—6 раз. Потом сначала тихо, затем громче и громче дети вместе с воспитателем говорят: «Как хорошо пахнет цветок — ах! »

Чтение чистоговорки

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдохи то две строки на выдох) .

Чок, чок, каблучок, наступил на сучок,

Оторвался, поломался, чок, чок, каблучок.

Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.

Игра «Найди братца»

Воспитатель раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного — мягкого согласного.

Воспитатель. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне (показывает на ковер). Найдите их. Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает.

Игра «Назови первый звук слова»

(в кругу с мячом) Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый звук, ребенок перебрасывает мяч воспитателю и называет первый звук слова. В игре должны принять участие все дети.

Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш»)

Воспитатель. Вспомните, как жужжит жук («ж~ж-ж). Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь незвонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы — мальчики и девочки. Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «ш» — без голоса (дети повторяют) .

Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий.

Лото «определи первый звук в слове»

Цель:

Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

Игровой материал:

Карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего - кружки (для детей логопедических групп - карточки с буквами - по 4 на каждую букву).


Предметные картинки на карточках

Предметные картинки на карточках:

арбуз автобус ананас аист

утюг удочка утка усы

индюк иголка иней иволга

ослик овес окунь осы

портфель пила платье палатка

краски карандаш котенок кузнечик

халат хомяк хлопок хоккеист

скворец сирень сено (стог) собака

заяц замок зонт земляника

щкаф шиповник шишка шалаш

жук желуди жираф журавль

часы чайник черешня черемуха

Цыпленок циркуль цапля цифры

лягушка ласточка лесенка лыжи

редис рысь рак рябина

Сочетание предметов на карточке может быть разным: а)предметы, названия которых начинаются с гласных звуков (автобус, утюг, иголка, осы);

б) предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (пила, кот, халат, платье);

в) картинки на свистящие и шипящие звуки (сирень, циркуль, собака или: шапка, жук, шишка, жираф и т. д.).

Ниже приводим примерный набор карточек:

1) ананас - индюк - окунь - лягушка - часы - крас­ки;

2) утюг - портфель - сирень - замок - шалаш - жук;

3) арбуз - халат - скворец - цифры - рябина - чайник;

4) ананас - удочка - иней - пила;

5) черешня - цапля - редис - ласточка;

6) собака - зонт - шиповник - жираф - усы - осы;

7) кузнечик - хомяк - шапка - журавль - автобус - иней;

8) хлопок - котенок - циркуль - черемуха - рак - лесенка и т. д.;

9) автобус - усы - иголка - овес - шапка - журавль;

10) цапля - черепаха - ласточка - рак - заяц - шарфик.

Под каждым изображением - полоска из трех одинаковых клеток.

Ход игры

Играют 4-6 детей. Педагог раздает детям карточки. Спрашивает, у кого название предмета со звуком а (у, о, и, п ...). Тому, кто правильно назовет предмет, он дает кружок (в старшей группе) или карточку с соответствующей буквой (в подготовительной к школе группе), которую ребенок кладет на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей останутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки. Позже дети подготовительной группы могут самостоятельно играть в эту игру.



Цепочка слов

Цель:

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Игровой материал:

Карточки с предметными картинками (карандаш - шкаф - флажок - куст - топор- ракета - автобус -сук- ключ - чайник - кошка - ананас - сом - мак - крокодил- лук).

Размер карточек для занятия 12 X 7 см (10 X 6 см). Обратная сторона карточек подклеена бархатной бумагой или фланелью. Карточки выкладываются на фланелеграфе. Для настольной игры размер карточек -8 X 5 см.


Карточки для занятий

Ход игры на занятии

На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя - карточка с изображением карандаша.

Воспитатель объясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш . Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш .

Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».

Когда будет выложена вся цепочка (ее можно разместить на фланелеграфе по кругу), воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

Ход игры вне занятия

Играют 4-6 детей» Карточки (изображением вниз) лежат посередине стола. Каждый берет себе одинаковое количество карточек (4 или 2). Начинает выкладывать цепочку тот, у кого звездочка на карточке. Следующую картинку прикладывает ребенок, у которого название изображенного предмета начи­нается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.



Найди место звука в слове

Цель:

Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал:

Карточки из набора к игре «Определи первый звук в слове»; фишки.

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов.

«Правильно - звук а . Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова,- поясняет педагог. - Одно слово начинается со звука а , в другом звук а находится в середине, а третье - заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой - полоска из трех клеточек.


Карточки из набора к игре «Определи первый звук в слове»

Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».

Каждый ребенок получает карточку. Находит слово с названным воспитателем звуком, отмечает фишкой его позицию.

Подбери слово к схеме

(на звуки с и ш )

(I вариант)

Игровой материал:

Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы). Предметные картинки:



Предметные картинки

Сумка миска колос сом капуста ананас совок весы автобус скамейка лиса лес

Шапка мишка камышшуба ромашка ландышшарф вишни душшляпа чашка карандаш

Ход игрового упражнения

Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что означает закрашенная клетка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук с или ш, а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на его карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

(II вариант)

Получив карточку, ребенок подбирает 3 слова со звуком с или ш , ориентируясь на закрашенный квадрат.

Кто в домике живет?

(Для логопедических групп. )

Цель:

Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Игровой материал:

1. Карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с че­тырьмя окошками. Под каждым окошком кармашек, куда вставляется картинка (в том случае, если игра проводится с детьми на занятии). На чердачном окошке - буква.

2. Предметные картинки:

К - кот, коза, кролик, кенгуру, крокодил;

С - слон, собака, сорока, снегирь, лиса;

3 - заяц, зебра, коза, обезьяна;

Ц - цыпленок, цапля, курица, овца;

Ж - жираф, журавль, ежик, жаба;

Л - лось, лошадь, белка, волк, иволга;

Р - рак, рыба, тигр, ворона, воробей, крот;

Ход игры на занятии

Воспитатель помещает на доску 2-3 домика, а на стол кладет предметные картинки (или вешает наборное полотно с картинками). Рассказывает: «Для зверей и птиц построили домики. Давайте, дети, поможем животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук к, во втором - те, у кого в названии есть звук з. В каждом домике четыре квартиры. Найдите четырех животных и переселите в домик». По вызову воспитателя двое детей отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки, а потом говорят, кого они поселили в домик. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.

Когда домики будут заселены, воспитатель спрашивает: «Может быть, кто-то из зверей или птиц хочет жить рядом с другими соседями? Могут ли некоторые жильцы поменять домики?» Дети определяют, что курица из домика с буквой ц может переехать в домик с буквой с, а кролик - переехать в дом с буквой л, подальше от зубастого крокодила.


Материал к игре "Кто в домике живет?"

Ход игры вне занятия

Играют трое-четверо детей. Каждый играющий получает домик. Воспитатель берет из стопки картинку с изображением животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (например, жираф - в домике ж и домике р ), то картинку получает тот ребёнок, который первым сказал, что это животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике тс), воспитатель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.

Кто быстрее соберет вещи?

(настольная игра)

Цель:

с - ш.

Игровой материал:

Большая карта, посередине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук с или ш (шуба, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль; свитер, сарафан, сапоги, сандалии, костюм, рубашка).



Карта для игры "Кто быстрее собирет вещи?"

Между предметами - кружки в количестве от одного до четырех; 2 фишки разного цвета, кубик с кружками на гранях (от одного до шести кружков); квадратики разного цвета (по 8-10) (квадратики могут быть с буквами с и ш ).

Ход игры

Играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук с, другой - вещи со звуком ш. Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан (наберет больше квадратиков).

Магазин

Для логопедических групп.

(настольная игра)

Цель:

Упражнять детей в дифференциации звуков р - л, с - ш.

Игровой материал:

1. Большая карта, разделенная на 3 горизонтальные полоски - «полки». Полоски расчерчены на квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды. На первых двух «полках» - одежда, на третьей - посуда. В названиях всех предметов имеются звуки с, ш, р, л . Предметы, в названии которых встречаются 2 звука (с и р или р и ш ), представлены в двух вариантах (2 свитера, 2 сахарницы и т. д.). Под картин­ками нарисованы квадратики (на квадратик играющие будут класть «деньги»).


Карта для игры "Магазин"

2. Деньги - бумажные карточки с буквами с, ш, р, л. Каждая буква должна быть в шести и более экземплярах. На монеты «с» можно купить: сахарницу, стакан, сковородку, свитер, сарафан; на монеты «ш» - рубашку, шляпу, кувшин, чашку; на монеты «р» - сахарницу, свитер, рубашку и т. д.

Ход игры (I вариант)

Играют четверо детей. (Ходы делают поочередно.) Воспитатель раздает каждому по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой, объясняет правила игры: «Я буду продавцом, а вы покупателями. На свои деньги каждый из вас может купить в магазине шесть разных предметов. На деньги «с» можно купить те предметы, в названиях которых есть звук с, на деньги «р» - вещи со звуком р. Монетку выкладывайте на. квадратик под нужным вам предметом. Если уплатите правильно, я продам вам товар».

Выигрывает тот, кто быстрее израсходует свои деньги.

(II вариант)

«Деньги» - буквы лежат на столе изображениями вниз. Каждый играющий берет себе по 6 любых монеток и покупает соответствующий товар.

Собери букет

Цель:

Упражнять детей в различении заданного звука в словах.

Игровой материал:

1. Карты с вазами (аппликация, рисунки). В каждой вазе стебли, на концы которых прикрепляются головки цветов. На вазах - кармашки. 2. Карточки, на которых нарисованы буквы или цветы (вставляются в кармашки). 3. Разноцветные цветы, вырезанные из бумаги (каждый цвет целесообразно представить в нескольких экземплярах).

Ниже приводятся цвета со звуками с, л, р, ж - з, з - с в названиях:

С синий сиреневый красный серый

Л голубой белый фиолетовый зеленый желтый

Р красный розовый оранжевый сиреневый серый

Ж - 3 оранжевый желтый зеленый розовый

3 - С зеленый сиреневый розовый серый красный синий

Для игры на занятии следует на концы стеблей наклеить кружки из бархатной бумаги или фланельки, а цветы с обратной стороны обклеить бархатной бумагой. Ход игрового упражнения на занятии Воспитатель ставит перед детьми 2 или 3 карты, на которых изображены вазы со стеблями, фланелеграф с цветочками разного цвета. Объясняет: «Сегодня, дети, мы будем составлять букеты из цветочков разного цвета. В вазе, на кармашке которой ландыш, должны быть цветки такого цвета, в названии которого есть звук л. В вазе, на которой ромашка, должны быть цветки такого цвета и оттенков, в названии которых есть звук р. На каждый стебель нужно прикреплять по одному цветку».

Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть красный и розовый цветы. Я

Ход игрового упражнения вне занятия

(настольная игра)

Состав играющих - до пяти. Каждый получает карту с вазой. Воспитатель показывает цветы (по одному цветку) и называет их цвета. Если в названии есть нужный звук, ребенок говорит: «Голубой (белый, зеленый и т.д.) цветок годится для моего букета». Воспитатель передает ребенку цветок, тот прикладывает его к концу стебля. (Карты и цветки для настольной игры изготовляются меньшего размера и без подклейки бархатной бумагой или фланелью.)

Найди пару

Цель:

Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. Игровой материал:

1. Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 шт.). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.


Диск для упражнения "Найди пару"

2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеенные с обратной стороны бар­хатной бумагой или фланелью:

коза - коса трава - дрова катушка - кадушка уточка - удочка мишка - мышка крыша - крыса каска - маска мак - рак кит- кот усы - осы ком - сом дом - дым

Ход игры.на занятии:

Воспитатель помещает перед детьми диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе воспитателя. Предлагает детям поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: «Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая - на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Воспитатель вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие («Коса - коза»). Затем воспитатель передвигает стрелку на, следующую картинку.

Ход игры вне занятия:

Каждый играющий получает по одной - две картинки. Воспитатель устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.

Построим пирамиду

Цель:

Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Игровой материал:

1. Рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата - кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды - 5 квадратов, выше 4, потом 3 и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой.


Картинка пирамида

2. Предметные картинки тех же размеров, что квадраты у пирамиды, содержащие в названиях от двух до пяти звуков: еж, уж, ус (2); мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом (3); рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба (4); сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка (5).

Ход игры на занятии:

Воспитатель демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже - из трех, еще ниже - из четырех звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков».

Воспитатель вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания. Сначала дети берут любые картинки, отчет­ливо произносят слово и определяют в нем количество звуков. Например: «В слове жук три звука. Я поставлю эту картинку во второй ряд (от верха)». Или: «В слове чашка пять звуков, я поставлю картинку в нижний ряд». Ошибочный ответ не засчитывается, и картинка возвращается на прежнее место. В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В конце упражнения воспитатель спрашивает о том, как устроена эта необычная пирамида.

Ход игры вне занятия

Играют семеро детей. Воспитатель кладет карту с пирамидой на середину стола и раздает каждому играющему по 2 картинки. Дети определяют количество звуков, содержащихся в названиях предметов, и кладут картинки на соответствующие квадраты.

Пирамида

Цель:

Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Игровой материал:

1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3~ ряда): внизу

3 квадрата для трехсложных слов, выше -2 для двухсложных и наверху -1 для односложных слов. Снизу квадратов кармашки.

2. Предметные картинки:

на односложные слова

сом, рак, лев, уж лук, жук, рысь, гусь, тигр, ключ, сыр, волк, стул, мяч, шар, и др.

на двухсложные слова

коза, кошка, рыба, жаба, белка, пингвин, овца, баран, кувшин, чайник, чашка, сумка, и др.

на трехсложные слова

собака, корова, ворона, пеликан, попугай, кенгуру, тарелка, автобус, паровоз, малина, сапоги, цыпленок, и др.

(I вариант)

Воспитатель объясняет: «Сегодня мы будем строить пира­миду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, например: ма-ли-на; во второй ряд - из двух частей: ры-ба; в верхний квадрат - картинку, название которой не делится на части (односложное слово), например гусь».

Воспитатель вызывает к доске ребенка, дает ему несколько картинок (3-4). Одну - с односложным словом, две - с двухсложными словами и одну - с трехсложным словом.

Ребенок произносит названия предметов по слогам и вставляет картинки в нужные кармашки. Все остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий ребенок получает новые картинки.

(II вариант)

Воспитатель вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок (или из картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму - для среднего, третьему - для вершинки.

Ход игрового упражнения вне занятия

(настольная игра)

Для настольной игры изготовляются карты с изображениями пирамиды из квадратов (без кармашков). (Дети кладут картинки на квадраты.)

Каждый играющий получает карту с пирамидой, самостоятельно отбирает картинки с нужным количеством слогов и «строит» пирамиду.

Воспитатель проверяет, как выполнено задание.

Цветочный магазин

Цель:

1. Упражнять детей в делении слов на слоги.

2. Закрепить в словаре детей названия цветов.

Игровой материал

1. Открытки с изображениями цветов, названия которых состоят из двух, трех и четырех слогов. Двухсложные: роза, пион, астра, тюльпан, нарцисс, ирис . Трехсложные: ромашка, лилия, василек, гвоздика . Четырехсложные: незабудка, колоколъчик, хризантема, гладиолус .

2. Числовые карточки -- «деньги» с двумя, тремя и четырьмя кружками.

3. Наборное полотно.

Ход игры на занятии

(I вариант)

Воспитатель предлагает детям поиграть в цветочный магазин и ставит перед ними наборное полотно с открытками, на которых нарисованы цветы. Рассказывает: «Это у нас цветочный магазин. В нем продаются разные цветы. Одни - с короткими названиями, например пион, другие - с длинными названиями, например незабудка. У каждого из вас есть числовая карточка с кружками. А вот это - «деньги». Вы будете покупателями, а я продавцом. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов), сколько кружков на карточке. Вы придете в магазин, предъявите мне числовую карточку и произнесете название цветка по частям. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его. Если ошибетесь, цветок останется на прилавке». Вызванные дети произносят по слогам названия цветов и отдают педагогу числовые карточки.

В конце игры воспитатель сам показывает детям числовую карточку с двумя кружками, просит показать и назвать купленные цветы. Дети выходят с открытками к его столу и поочередно произносят названия своих цветов: «Роза... пион... тюльпан» и т. д. Потом воспитатель показывает карточку с тремя и четырьмя кружками, и дети произносят трехсложные, а затем и четырехсложные названия.

(II вариант) (Посадим цветы на клумбу)

Воспитатель раздает детям открытки с изображениями цветов. Вывешивает перед ними наборное полотно с тремя полосками. В верхнюю полоску вставлена числовая карточка с одним кружком, в среднюю - с двумя, в нижнюю - с тремя. Предлагает детям «посадить цветы на клумбу»: в первую, верхнюю бороздку - цветы, названия которых делятся на две части (на два слога), в среднюю - цветы с названиями из трех частей, в нижнюю - с названиями из четырех.

Педагог вызывает детей сначала для посадки цветов в верхнюю бороздку, потом - в среднюю и, наконец,- в нижнюю. В заключение дети хором произносят названия цветов и определяют, правильно ли они посажены.

Включи телевизор

Цель:

Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах).

Игровой материал:

1. Таблица, на которой слева наклеены 2 длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв, а справа-изображение телевизора; за экраном - карман (для демонстрации картинок).

2. Предметные картинки и карточки с буквами.

3. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.



Картинка "Телевизор"

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель объясняет детям: «Чтобы включить наш теле­визор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах - названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет».

Воспитатель вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м, а, к) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране.

Дети логопедической группы выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово.

Слова, которые можно составить по первым звукам: ком , (кошка, ослик, мак), кот (ключ, обруч, топор), рак (рыба, арбуз, курица), шар (шишка, арбуз, рыба), сом (сани, осы, молоток), роза (рысь, обруч, заяц, автобус), ваза (волк, апельсин, замок, ананас).

Слова, которые можно составить по последним звукам: ком (замок, ведро, сом), кот (молоток, кресло, самолет), рак (топор, пила, волк), шар (ландыш, юла, трактор), сом (автобус, пальто, ком), утка (кенгуру, вертолет, носок, лодка).

Как их зовут?

Цель:

Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.

Игровой материал:



Картинка с девочкой и мальчиком

1. Таблица с изображениями детей: девочек и мальчиков (четырех-пяти). Сверху - 4-5 длинных кармашка для предметных картинок, внизу - кармашки для букв.

2. Предметные картинки и карточки с буквами а, у, о, с, л, м, ш, р .

Ход игрового упражнения на занятии

(I вариант)

Воспитатель предлагает узнать, как зовут девочек и мальчиков, изображенных на таблице. Объясняет, что для этого нужно определить первые звуки в словах - названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют: лошадь, арбуз, рака, астру - и приходят к выводу, что девочку зовут Лара .

Предметные картинки для прочтения (составления) имени Шура: шар, утка, рыба, апельсин; имени Маша: мышь, автобус, шишка, антенна; имени Рома : рука, осы, мак, автомобиль.

(II вариант)

Дети составляют имена, ориентируясь на последние звуки в словах: Шура (камыш, кенгуру, шар, ваза); Лара (стол, кошка, топор, утка); Маша (дом, сумка, ландыш, вилка); Рома (комар, колесо, сом, пила).

(III вариант)

Имена составляют по второму звуку в словах: Лара (слон, рак, арбуз, мак); Шура (уши, куры, грач, сани) и т. д.

(IV вариант)

Имена составляют по третьему звуку в словах: Лара (волк, грач, марка, кран); Рома (марка, слон, лампа, платье); Шура (мишка, труба, марка, краб).

Украсим елку

Цель:

1. Развивать у детей фонематический слух.

2. Упражнять в делении слов на слоги (двухсложные и трехсложные слова).

Игровой материал:

1. Панно, на котором изображена елка, вырезанная из бархатной зеленой бумаги.

2. Кружки из такой же бумаги, с одной стороны на них нарисованы елочные игрушки: снеговик, сосулька, месяц, самолет, снежинка, лиса (с ); звезда, зайка, ваза (з ); шарик, шишка, хлопушка, петрушка, мышка, мишка (ш ); жучок, ежик, снежинка (ж ); ракета, рыбка, фонарик, петрушка, шарик (р ); лодка, лиса, самолет, сосулька, хлопушка (л ).

Картинки, в названии которых встречаются 2 отрабатываемых звука, изготовляются в двух экземплярах.

3. 2 коробочки: одна с двумя полосками на боковой стороне, другая - с тремя.

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель ставит перед детьми панно с елкой и фланелеграф, на котором прикреплены елочные игрушки. Говорит: «Дети, вы все очень любите веселый новогодний праздник. Помните, как мы украшали зеленую елку игрушками? А сейчас я вам предлагаю украсить эту елку. Вот елочные игрушки. Сначала нужно повесить на елку те игрушки, в названии которых есть звук с . Когда будете вешать игрушку, четко называйте ее и голосом выделяйте звук с ».

Ребенок сразу отбирает все игрушки на звук с .

Затем педагог вызывает двоих детей и предлагает одному повесить игрушки со звуком з в названиях, другому - со звуком ш. Следующие двое детей отбирают игрушки, содержащие в названиях звуки ж и р. Последний ребенок вешает оставшиеся игрушки и сам определяет, какой звук повторяется в их названиях (л ).

Далее воспитатель говорит: «Какая нарядная елка у нас получилась! Но кончился новогодний праздник, нужно убрать ёлочные игрушки до следующего Нового года в эти коробки. В коробку с двумя полосками на боковой стороне будем складывать игрушки, названия которых можно разделить на две части (слога), а в коробку с тремя полосками сложим игрушки, названия которых делятся на три части».

Воспитатель приглашает к столу двух детей и предлагает поочередно снимать игрушки и определять, в какую коробку их следует сложить. Потом задание выполняет еще одна группа детей из трех-четырех человек.

Двухсложные слова: свечка, месяц, лиса, звезда, зайка, ваза, жучок, ежик, шарик, шишка, мышка, мишка, рыбка, лодка.

Трехсложные слова: снеговик, снежинка, сосулька, самолет, хлопушка, петрушка, ракета, фонарик, лошадка .

В заключение воспитатель предлагает проверить, правильно ли разложены игрушки по коробкам. Он вынимает игрушки сначала из коробки с двумя полосками, а дети хором (не громко) произносят их названия по слогам: ва-за, е-жик и т. д. Так же проверяют содержимое коробки с тремя полосками: ра-ке-та, сне-жин-ка ...

Поезд

Цель:

1. Учить детей определять наличие указанного звука в словах.

2. Упражнять в определении количества звуков в словах.

3. Упражнять в определении количества слогов в словах.

Игровой материал:

1. Длинное панно с изображением паровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по 3 окна (квадратики с кармашками внизу), на крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 3 до 5) или для обозначения количества слогов в словах (от 1 до 3), а также таблички с буквами для определения наличия звука в словах.

2. Предметные картинки такого же размера, как окна с изображениями животных (зверей и птиц) (можно использовать картинки из набора к игре «Кто в домике живет?»).

Картинки на один заданный звук: с : слон, лось, рысь, собака, сова; з: заяц, зебра, коза, обезьяна; ш : кошка, мышка, лошадь; ж : жираф, журавль, ежик, жаба; л: лиса, лев, волк, верблюд; р : ворона, воробей, курица, крокодил.

Картинки на 3 заданных звука: жук, рак, сом, бык; на 4 звука: слон, лиса, волк, жаба; на 5: кошка, мышка, баран, зебра.

Картинки на односложные слова: лось, рысь, бык, слон, лев, волк; на двухсложные слова: жираф, кошка, жаба, коза, заяц, баран; на трехсложные: ворона, курица, собака, воробей, крокодил .

Ход игры на занятии (I вариант)

Воспитатель показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных, объясняет: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук с...» и т. д. Педагог вызывает троих детей и предлагает одному ребенку отобрать пассажиров для первого вагона (звук с), другому - для второго вагона (звук ж) и последнему - для третьего вагона (звук р). Затем он приглашает еще трех детей-контролеров (или одного ребенка), которые должны проверить, на своих ли местах пассажиры.



Картинка "Поезд"

(II вариант)

Воспитатель вставляет в прорези на крышах вагонов таб­лички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах.

Вызывает ребенка, дает ему картинку с изображением животного. Ребенок отчетливо называет его, так чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в данном слове, и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона: «Бык должен ехать в первом вагоне, потому что в слове бык три звука: б, ы, к » и т. п.

(III вариант)

Воспитатель вставляет в прорези на крышах вагонов новые таблички с кружками. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых не делятся на части (односложные слова); те животные, названия которых можно разделить на 2 части, поедут во втором вагоне и т. д. Можно назначить на роль кассира ребенка и дать ему числовые карточки с одним, двумя и тремя кружками. К нему поочередно будут подходить дети с картинками и рассказывать: «Я волк. Дайте мне билет на поезд». Кассир определяет количество слогов в слове и дает числовую карточку: «Волк, ты поедешь в первом вагоне»; «Лиса, ты поедешь во втором вагоне» и т. д.

Правильная речь – это один из важнейших показателей того, что ребенок действительно . Ведь именно правильная речь — залог успешного овладения чтением и письмом. Письменная речь (чтение и письмо) будут формироваться на основе устной. Вот почету дети, страдающие нарушениями устной речи, могут стать в школе потенциальными и . По статистике процент детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается.

В отношении состояния звукопроизношения тревожным фактом является и то, что даже в младших группах детских садов теперь не отмечается только «возрастное косноязычие», поскольку почти у каждого третьего ребенка имеют место и патологические формы нарушений звукопроизношения.

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. Ведь дети среднего дошкольного возраста могут испытывать много речевых проблем.

Для правильного произнесения звука необходимо:

  • Подвижность органов артикуляции
  • Развитое речевое дыхание
  • Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие.
  • Развитие мелкой моторики также оказывает свое благотворное воздействие на становление речи малыша.

Внимание воспитателей массовых групп к этим составляющим очень важно. Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей предусматривает введение с младшего дошкольного возраста в образовательный процесс упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, фонематического слуха. Все это плодотворно сказывается на развитии речи детей в целом или становится подготовкой к коррекционной логопедической работе с ними в дальнейшем, которая будет, несомненно, протекать успешнее.

Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи

Данные упражнения и игры целесообразно применять не только на занятиях по развитию речи и звуковой культуры, но и других занятиях. Поверьте, применять их постоянно и повсеместно — это совсем не сложно!

Так, рассказывая детям о животных, можно познакомить с базовыми артикуляционными упражнениями: «Хоботок», «Улыбка», «Бегемот» и т.д.

Вытянуть длинный «хоботок», как у слона (губы вместе вытянуты вперед); показать широкую улыбку лягушки; открыть широко рот, как бегемот.

Упражнения пальчиковой гимнастики: «Зайчик» (указательный и средний пальцы вверх, остальные зажаты в кулак), «Волк» (кисти рук соединены, пальцы имитируют пасть, которая открывается и закрывается).

На занятиях по ФЭМП можно перебирать мелкие предметы, обучая детей порядковому счету или «играть» пальчиками на воображаемых инструментах, а также изготовленных специальных клавиатурах (из поролона, пуговиц).

Для упражнений дыхательной гимнастики необходимо изготовление подвесных легких предметов в виде птиц, листочков, снежинок, цветов, пушинок, бабочек и т.д. Они могут находиться в природном уголке группы и могут быть связаны с сезонными изменениями в природе. Упражнения на развитие речевого дыхания можно включать в любые режимные моменты: утренняя гимнастика, занятия, прогулка (следить, чтобы дети дышали носом), гимнастика в постели после сна, физкультурные занятия и т.д.

На занятиях по ознакомлению с природными явлениями или животным миром детям можно предложить подуть, как дует ветерок, как течет ручеёк; как дышит медведь, а как заяц.

Упражнения на звукоподражание помогают малышу сконцентрироваться на заданном звуке, услышать его, попробовать произнести, учить отличать его от других. Тем самым у детей развивается фонематический слух и фонематическое восприятие.

Упражнения: «Листья шуршат» (ш-ш-ш коротко), «Деревья шумят» (ш-ш-ш длительно), «Водичка свистит» (с-с-с), «Комарик звенит» (з-з-з), «Жук жужжит» (ж-ж-ж) и т.д.

Упражнения проходят с интересом, если они обыгрываются воспитателем, который рассказывает при этом выдуманную им историю. Можно придумывать истории с продолжением, благодаря чему у детей легче происходит закрепление полученного материала и усваивание нового.

Использование вышеописанных упражнений могут стать неотъемлемой частью занятий, направленных на развитие речевого аппарата, а также речи в целом.

Долженко Ольга Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с № 134,
г. Калининград

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник речевых упражнений, направленных на формирование звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

44.02.01 Дошкольное образование

Камышлов,2017

Составитель: Скакунова О.А., студентка «Камышловского педагогического колледжа» 43 группы, специальность: 44.02.01 Дошкольное образование.

©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017

Пояснительная записка

Данный сборник предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и методистов, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возраста. В данном сборнике представлены игры и упражнения для развития звуковой культуры речи детей. Игры и упражнения разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной.

Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, проводится в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «от рождения до школы» по следующим направлениям: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Особое внимание уделено решению приоритетных направлений каждой речевой задачи дипломного проекта по формированию звуковой культуре речи детей среднего дошкольного возраста.

В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.

Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала, проведение упражнений в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок.

Пояснительная записка

Список литературы

1 раздел «Упражнения на развитие слухового внимания, подвижности речедвигательного аппарата детей»

Упражнение «Солнце или дождик?». Цель: Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Краткое описание: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Упражнение «Угадай, кто кричит». Тема: Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание.

Цель: Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Краткое описание: Воспитатель достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный воспитателем ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы дети внимательно слушали, активизировать их вопросами.

Упражнение «Угадай, кто идет». Тема: Воспитание умения определять темп звучания тамбурина.

Цель: Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна.

Краткое описание: Воспитатель показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом воспитатель показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем воспитатель стучит в тамбурин, все время, меняя темп, а дети то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания: Менять темп звучания бубна надо не более 4- 5 раз.

2 раздел «Упражнения на становление и закрепление звуков, формирующие правильное звукопроизношение»

Упражнение «Во дворе». Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур, Пугаю кур!

Ам-ам! Кто - там?

Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!

Му-му-му! Молока кому? (А. Барто) Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?»

Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком - молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.

Упражнение. Стихотворение «Гав-Гав». Цель: Добиваться от детей четкого произношения звуков в различных звукоподражаниях. Подготовительная работа. Подобрать картинки с изображениями: щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся.

«Гав! Гав!» - на заре,

«Гав! Гав!» - на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

И сказал теленок: «Му!»

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав – Гав!»

Упражнение «Что появилось?». Цель: Добиваться правильного произношения звука «ж» в словах, формировать умение произносить слова четко, достаточно громко, развивать фонематический слух.

Содержание: Педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется звук «ж» (жираф, ежик и т. п.). Ребята называют их. Затем воспитатель накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую, также имеющую в названии звук «ж», например медвежонка или флажок. Открывая, он спрашивает, что новое появилось. Потом воспитатель предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется звук «ж».

Упражнение «Чай Танечке». Цель: Автоматизация звука «ч» в предложениях.

Описание упражнения: Дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят четыре куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье». Посадив ребенка на место, педагог спрашивает других детей: «Что делал Сережа?» Дети отвечают. Затем вызывается другой ребенок, и ему педагог предлагает выполнить задание.

Упражнение «Будьте внимательными». Цель: Научить детей правильно произносить звук «щ» в словах.

Сегодня мы будем искать звук «щ» в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: «щука», «лампа», «веник», «щетка», «поезд», «кубики», «щенок», «щи», «хлеб», «дрова», «щепки», др.)

Упражнение «Красный - белый». Цель: Нахождение звука в слове, воспринятого на слух.

Оборудование: По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание упражнения: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

Задан звук «а», лук - белый кружок, мак - красный кружок.

Задан звук «к», капуста - красный кружок, мяч - белый кружок.

Упражнение «Для чего нужен предмет?». Цель: Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах.

Материал: Тексты чистоговорок.

Ход упражнения:

Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите:

«Са-са-са» - живет в лесу... (оса, лиса)

«Со-со-со» - катил ось... (колесо)

«Су-су-су» - я беру... (косу)

«Сы-сы-сы»- жало у...(осы)».

Упражнение. Сказка «Жили-были звуки». Цель: напомнить детям строение артикуляционного аппарата; ввести понятие гласных и согласных звуков и их цветовое обозначение; совершенствовать фонетико - фонематическое восприятие; развивать моторику артикуляционного аппарата.

Материал: фишки красного и синего цветов, условные домики красного и синего цветов, предметные картинки на гласные и твёрдые согласные звуки, мяч, карандаши красного и синего цветов.

Ход занятия: Чтение дидактической сказки «Жили-были звуки».

«Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик, у них вот какой хороший (открыть рот). Есть потолок (потрогать языком верхнее нёбо). Пол - нижнее нёбо, дверь - губы. Есть даже костяные решётки для прочности (зубки сомкнуть и разомкнуть). Всё было бы хорошо, да поселился в домике Змей Горыныч (пошевелить кончиком языка). И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускает свободно, вот так (чёткая артикуляция педагога): «а», «о», «у», «ы», «э», «и». Эти звуки проходят свободно и носят красные платьица. Называются они гласными звуками. А на пути других звуков Змей Горыныч строит разные преграды: то дверь закроет «м-м-м», то к потолку прижмёт «т-т-т», то заставит звуки шипеть «ш», фыркать «ф», свистеть «с», хрипеть «х». То бьёт Змей Горыныч хвостом «р». Эти звуки не свободно проходят через рот, носят синие платьица и называются согласными звуками» (По Л.П. Царёвой). Педагог совместно с детьми произносит эти звуки, чётко артикулируя их.

3 раздел «Упражнения на работу над дикцией, темпом и ритмом речи, речевым дыханием, силой голоса и интонационной выразительностью»

Упражнение «Громко – тихо». Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-Ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-Ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

Упражнение «Идите с нами играть». Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

Ход: На расстоянии 2-3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

Упражнение «Не разбуди куклу». Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.

Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

Упражнение «Одуванчик». Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза. Важно следить за правильностью выдоха.

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

Упражнение «Зайка». Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.

Взрослый читает стихотворный текст:

Зайке холодно сидеть

Надо лапоньки погреть (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).

Лапку заинька обжег.

На нее подуй дружок (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).

Затем предлагается ребенку также подуть.

Упражнение «Ароматные коробочки». Задача: формировать носовой вдох.

Оборудование: Для проведения игры необходимо подготовить набор коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки).

Взрослый предлагает ребенку понюхать каждую коробочку из набора и спросить: «Чем пахнет?», затем рассмотреть её содержимое.

Упражнение «Кто кого?» Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.

Описание упражнения: Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки «а, о, у, и, э». Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям, определить, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

Описание упражнения: Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук «у» сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Упражнение «Придумай фразу». Цель: Развитие фразовой речи, речевого дыхания. Правильное построение предложений.

Оборудование: Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».

Описание упражнения: Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает детя11 дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово. Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение и добавляет на улице. Следующий, повторяет предложение «Таня играет на улице» и добавляет в песочнице. Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению: и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (3-4 слова) произносятся на одном выдохе, а длинные с паузой через 3-4 слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Упражнение «Скажи предложение». Цель: учить передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что недовольны, их это огорчает и т.д. То же задание выполняется, с другими предложениями солнце светит, снег идет, подснежник расцвел.

Упражнение «Узнай по интонации». Цель: воспитание выразительности речи и мимики.

Описание упражнения: Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: Ай-ай-ай!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий, можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Упражнение «Медведь и елка». Цель: воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Описание игры: Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, лисой. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Лиса. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Лиса. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Лиса. Где поставишь ты ее?

Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Лиса. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, медведь может повстречаться и с другим зверем.

Список литературы

    Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3 - е. изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г. – 400 с.

    Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5

лет), «Программа воспитания и обучения в детском саду» / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015, - 80 с.

    Лопухина И. В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений

для развития речи детей. М.: Аквариум, 1995.

    Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Максаков, Г. А. Тумакова - 2-е изд., испр. к доп. М.: Просвещение, 2013. - 144 с.

    Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под

ред. Власовец Г. А. М.: Детство – Пресс, 2002.

    «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

    Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения

для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010.

    Хватцев М. Е. Логопедия. Книга 1. М.: Владос, 2009 г. – 272 с.

    Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7

лет: Сборник упражнений. М.: ТЦ Сфера, 2005.

    Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...