Развлечение в логопедической группе я эрудит. Конспект речевого развлечения в подготовительной логопедической группе "В стране Правильной речи"

Логопедическое развлечение «Праздник красивой речи»

Учитель-логопед Фролкина А.В.

Правильная чистая речь ребенка влияет на его гармоничное развитие, и как правило является непременным условием его успешного обучения в школе. Освоение грамматически правильной речью, дает ребенку возможность свободно общаться, рассуждать, вести беседы на различные темы. С другой стороны речевые нарушения в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка. Помимо нарушения и недоразвития различных сторон речевой деятельности, или языковых средств, у детей, как правило нарушена коммуникативная функция речи, что разумеется отрицательно влияет на формирование личностных качеств ребенка. У детей развиваются комплексы неполноценности, замкнутость, негативизм и т. д. Поэтому наша задача формировать у детей адекватное отношение к своим речевым недостаткам, не замыкаться на речевых дефектах, не бояться общения и публичных выступлений, формировать коммуникативные умения и навыки, научить использовать и применять их в жизни, снять у детей психологическое напряжение.

Организация логопедических утренников стала доброй (хорошей) традицией в нашем детском саду. Это одна из наиболее эффективных форм взаимодействия педагогов и детей, а так же наиболее оптимальные условия для самовыражения детей и преодоление у них речевых нарушений, коррекции и развития эмоциональной сферы, и как следствие их социализация в обществе.

Тематика утренника может быть различной. В подготовке к празднику принимают участие воспитатели групп, чьи дети участвуют в празднике, музыкальный руководитель, старший воспитатель и родители детей. Совместно разрабатываем и обсуждаемя сценарий утренника, подбираем речевой материал к празднику. Материал к празднику стараемся подбирать таким образом, чтобы включить игры и упражнения на развитие двигательных и речевых навыков (отработка дыхания, голоса, интонации, координации слов и движений и др.). Помимо перечисленных упражнений мы включаем в содержание праздничного сценария задания на развитие словаря детей, связной речи, грамматического строя, фонематического восприятия. Для вызывания у детей интереса и активности участия в празднике речи, вносим в сценарий загадки, пословицы, нелепицы, стихи и другие речевые материалы.

Для оформления праздника используются информационно-коммуникативные технологии, компьютерные презентации, музыкальное сопровождение. Но разумеется, главное украшение праздника – правильная, чистая, грамотная речь детей – участников праздника. Мы стараемся, чтобы каждый ребенок, участник праздника, продемонстрировал свои речевые успехи, пусть даже незначительные на данном этапе.

Как правило, праздник красивой речи проводится в конце учебного года. Его участниками становятся дети, занимавшиеся в течение учебного года на логопункте. На праздник мы приглашаем других детей, не занимавшихся на логопедических занятиях.

Предлагаем вашему вниманию итоговое занятие – праздник в подготовительных к школе группах, проведенный совместно с воспитателями и музыкальным руководителем детского сада.

  • Закреплять приобретенные произносительные навыки
  • Закреплять понятий «звук», «буква», «слово», «предложение».
  • Развивать фонематический слух
  • Формировать навык самоконтроля за речью.
  • Развивать связную речь в процессе диалога.
  • Формировать черты незакомплексованности ребенка, преодоление внутреннего страха перед выступлением.
  • Расширение интегративных связей специалистов по преодолению недостатков в речевом, психическом развитии детей.
  • Формировать навык слогоделения и слогового анализа

Предварительная работа:

Тренировка в подборе слов противоположного значения;

Заучивание стихов, текста песен;

Тренировка в звуковом анализе;

Тренировка в делении слов на слоги.

Развивать творческие способности, воспитывать доброжелательное отношение при исполнении танцев, песен.

Формировать яркие музыкальные впечатления.

Развивать слуховое и зрительное внимание, координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве.

Оборудование:

Картинки (для звукового анализа);

Цветик- семицветик;

Картинки на слова-антонимы;

Волшебные камушки для звукового анализа;

Ваза для цветов и плоскостные цветы;

Изображение солнышка;

Праздник проводится в украшенном музыкальном зале. Девиз праздника:

« Говорим всегда красиво, четко и неторопливо» .

Участники праздника делятся на две команды. « Звуковички» и « Буковички».

Ход праздника

Музыкальный руководитель. Дорогие ребята и уважаемые гости! Вот и приближается к завершению учебный год и пора подвести итоги. Мы сегодня проводим это занятие, чтобы показать, чему научились ребята за год.

Вы скажите-ка, ребята,

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла ….. (Е. Карганова)

Дети: Весна!

1 ребенок.

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

2 ребенок.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

3 ребенок.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на ветках серебром

Светятся сережки. (С.Я. Маршак)

4 ребенок.

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны

Верно, очень теплые ноги у весны. (И. Токмакова).

Звучит музыка, в зал входит «Весна» (учитель-логопед)

Весна (учитель-логопед).
Здравствуйте, ребята, вот и я Весна!
Тёплыми шагами по земле прошла
Привела я солнышко жаркое, лучистое
И оно гуляет по небу по чистому.
Рады мне, ребята, рады или нет?
Я хочу услышать, дети, ваш ответ.
Вы мне рады, дети?

Дети. Очень рады.

Весна.
Беритесь за руки тогда.
Пусть закружит, запоёт наш весенний хоровод.

Дети с Весной исполняют хоровод «Веснянка», укр.н.м., обработка С Полонского.

Весна.
Ярче светит солнышко, и бегут ручьи
На полянке на лесной выросли цветы.
И у меня сегодня, дети,
Вдруг волшебным стал мой дом -
Нежный цветик – речецветик
Расцвел в садике моем.

Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи.
Мы их точно знать должны! (И. Лопухина)

Вы научились говорить,
Звуки все произносить
Четко, звонко, ясно.

Этот цветик-речецветик приготовил вам задания, чтобы проверить ваши знания.

Отрываем лепесток,
Хором с вами повторяем
Несколько волшебных строк:
"Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг".
Прилетел лепесток к солнышку.
Солнышко, солнышко, ярче засвети.
Подари ты, солнышко, нам свои лучи!

(Логопед показывает детям плоскостное изображение солнышка, к лучам которого прикреплены картинки)

Задание 1. «Найди букву». На лучах солнышка картинки. Вам нужно выделить первый звук и найти соответствующую букву.(Дети выполняют задание.) Рисунок 1

Ещё ярче засветило солнышко, закапали сосульки.

Дети исполняют попевку «Шаловливые сосульки», сопровождая пение игрой на детских музыкальных инструментах.

Весна.

Сосульки растают быстрее, если вы выполните следующее задание цветика-речецветика.

Лепесток мы отрываем,
Хором с вами повторяем
Несколько волшебных строк:
"Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг".

(Логопед предлагает вниманию детей новое задание)

Мы знаем разные слова:
Трава, пропеллер, детвора…
Мы можем их легко сказать,
Мы можем с ними поиграть.

Задание 2. Игра «Скажи наоборот» с использованием картинного материала. для занятий В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Антонимы»

Весна.
Сосульки тают, тают, а мы слышим их звонкую песенку.

Дети исполняют песню «Солнечная капель», муз. С. Соснина, сл. И Вахрушевой, сопровождая пение игрой на колокольчиках и треугольниках.

Весна.
А теперь настала пора следующего лепестка.
Лепесток мы отрываем,
Хором с вами повторяем
Несколько волшебных строк:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг".
Прилетел лепесток к ручейку.

(дети слушают в аудиозаписи звуки ручья)

Весна .
Снег тает, бегут ручейки…
Кто про ручеёк стихотворенье знает,
Тот его сейчас нам прочитает.

Ребенок .
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Он лучистый, серебристый,
И сверкает, и дрожит.
А другой такой же чистый
Рядом весело бежит. (Я. Колас)

Весна.
И мы поиграем с ручейками.

Проводится музыкальное упражнение-игра «Ручейки-озёра», муз. Е. Тиличеевой. На музыку А «Ручейки» – дети с синими ленточками в руках легко бегают врассыпную по залу, на музыку Б «Озера» – делают большой круг. Упражнение-игра исполняется несколько раз.

Весна.

Задание 3. «Собери камешки». Какие необычные ручейки у нас бегут – Звуковые ручейки. Вдоль ручейков камешки, на камешках картинки. Вам, девочки, нужно собрать те камешки, где картинки со звуком Ж вначале слова. А вам, мальчики, где картинки со звуком Ж в середине. (Дети выполняют задание) Молодцы, ребята! Бегут, журчат ручейки. Слышите, кто-то жужжит? Кто же это?(ответы детей: жуки, пчёлы, шмели). Вот как ожила вокруг природа. Почитайте стихи о ней.

1-й ребенок.
Травка зеленеет, солнышко блестит
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой.
Что из стран далеких принесла с собой. (А. Плещеев)

2-й ребенок.
Ласточка примчалась из-за бела моря,
Села и запела: как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Всё весною пахнет. (А.Майков)

3-й ребенок.
Эй, весна! Эй, весна!
До чего же ты красна.
На глазах редеет снег,
Ветерок берет разбег
Пляшут в лужицах лучи
Веселей ручей журчит
И летят во все концы
Голосистые скворцы.
А на вербах у реки
Почки, будто огоньки.
Нам мигают смело
Все вокруг запело!

Дети исполняют песню «Весенняя полечка», муз. Олифировой, сопровождая пение движениями и жестами (движения разработаны музыкальным руководителем).

Весна.
А сейчас мы узнаем следующее задание цветика-речецветика.
Отрываем лепесток
Хором с вами повторяем
Несколько волшебных строк:
"Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг".

Зашифровано здесь слово, вы его отгадаете и задание лепестка узнаете.

Задание 4. «Прочитай слово». Детям предлагается ряд картинок. По первым звукам названий картинок дети составляют из букв слова: «ЗАГАДКИ» и «ПОСЛОВИЦЫ». Рисунок 2

Дети группы «Звуковичок» загадывают загадки детям группы «Буковичок».

  1. На тарелке колобок з олотой, румяный бок.
    А тарелка голубая не видать конца и края. (небо и солнце)
  2. Один льёт, другой пьёт, третий растет. (дождь, земля, трава)
  3. Черный, проворный кричит КРАК, червякам – враг. (грач)
  4. На проталинке лесной огонек горит весной.
    Огонек несмелый, как снежинка белый. (подснежник)
  5. Не зверь, не птица под снегом таится.
    Весна придет, побежит, запоёт. (ручей)

Дети группы «Буковичок» рассказывают пословицы.

  1. Весна – зажги снега, заиграй овражки.
  2. Весенний день год кормит.
  3. Апрель с водою, май с травою.
  4. Весна красна цветами, а осень – пирогами.
  5. Увидал грача – весну встречай.
  6. Весною сутки мочит, а час сушит.
  7. Грач – птица весенняя
  8. Красна весна, да голодна.
  9. Коли в мае дождь, будет и рожь.
  10. Апрель, апрель – на дворе звенит капель.

Ребенок.
Апрель, апрель,
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Вылезайте муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь и расцвел подснежник. (С.Я. Маршак)

Весна.
У меня для вас, ребята, есть сюрприз. Целая корзинка цветов.
А что это за цветочки, вы узнали?

(Дети называют цветы)

Вы цветочки разбирайте,
С ними танец начинайте.

Дети группы «Буковичок» исполняют «Танец с подснежниками», муз. П.И.Чайковского («Подснежник») (движения разработаны музыкальным руководителем).

1-й ребенок.
Нарцисс
Снег сошел и к солнцу ввысь
Смело тянется нарцисс.
Он так нежен, так хорош.
Так на звездочку похож.

2-й ребенок.
Мать-и-мачеха
Ранней, солнечной порой
На проталинках весной
Украшают бугорки
Мать и мачехи цветки.
В ярких желтеньких платочках
Да в зелененьких носочках.

3-й ребенок.
Ландыш
Родился ландыш в майский день
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг и птицы, и цветы.
Давай послушаем, а вдруг услышим я и ты. (Е. Серова)

Весна.
А какое же последнее задание приготовил нам цветик-речецветик?
Отрываем лепесток
Хором с вами повторяем
Несколько волшебных строк:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг".

Ребята, а какие первые весенние цветы вы знаете? (Ответы детей).

Задание 5. «Поставь цветы в вазы». Из бумаги вырезаны плоскостные картинки: вазы и весенние цветы. На вазах слоговые схемы. Детям нужно «поставить» цветы в соответствующие вазы, разделив на слоги слова-названия цветов.

Цветы: подснежники, фиалка, незабудка, ландыш, одуванчик, нарцисс, тюльпан. Рисунок 3.

Весна .
Налетел весенний ветер и собрал мой речецветик

(Показывает детям бутафорский цветок).

Спасибо, ребята, за игры, за песни
Хочу подарить вам цветок интересный.
Его в благодарность возьмите
И в нём угощенье найдите.

(Весна дарит волшебный цветок детям, в нём находится угощение-конфеты)

Этот вы цветок храните и красиво говорите!
Теперь же прощаться пора.
До встречи. До встречи, друзья!

Под музыку Весна уходит. Ведущий благодарит всех за внимание и приглашает на чаепитие.

Дети и гости под веселую музыку уходят из зала .

Литература.

/ Логопед № 1 2009, / Логопед № 6 2009, /, Русские народные загадки, пословицы и поговорки / Сост. Ю.Г. Круглов. М., 1990.

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 10 2014 ЗАО МЦФЭР. / Логопед № 8 2008.

Посещают дети с различными видами речевых нарушений. У большинства из них есть отклонения в различных компонентах языковой системы: лексические затруднения, характерные грамматические и фонетические ошибки, недостаточна развита связная речь. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики.

Поэтому основными задачами в работе логопеда можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею психических процессов.

Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и закреплялся при изучении других тем.

Например: животные жарких стран находят отражение в развлечении «Путешествие по Африке», также здесь закрепляются умение дифференцировать звуки [Л-Р].

Данные логопедические развлечения направлены на всестороннее развитие речи у детей и связанных с ней психических процессов.

Обучение и закрепление пройденного материала осуществляется в игровой деятельности. Используются игры на ознакомление с окружающим, игры на формирование грамматической и фонематической стороны речи. Также включены задания, направленные на формирование звукопроизношения и игровые задания для развития зрительного и слухового внимания. Данный материал решает проблему коррекционных и общеобразовательных задач, а также сохраняет атмосферу положительной эмоциональности.

Итоговое развлечение
«Путешествие на воздушном шаре»

Цель: Закрепление пройденного материала.

Закрепить навыки произносительной речи
- Автоматизировать поставленные звуки.
- Упражнять в звукобуквенном и слоговом анализе и синтезе.
- , укрепление мышц глазного яблока, развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, как .
- Упражнять в умении правильно подбирать слова слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом,
- Развитие логического мышления, через отгадывание ребусов.

Ход занятия:

За высокими горами,
За далекими лесами
Чудо государство есть.
Слов красивых там не счесть.
Приглашенье пришло из этой страны
Скорее же в путь отправимся мы.

Правит той страной старичок-Речевичок.

Совершая путешествие, мы встретимся с ее жителями, прочитаем веселые стихи, справимся со сложными заданиями и поиграем в игры-забавы.

Аудиозапись.

За правильно выполненные задания вы получите в награду часть карты. Если собрать все части, можно сложить карту и узнать место, где спрятан клад.

Встанем в круг и соберем все свои силы и знания, дадим друг другу руки.

Дети стоят в кругу и проговаривают стихотворение с закрытыми глазами:

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.

Отправляемся в дорогу. На каком транспорте мы совершим наше путешествие? На воздушном шаре. Чтобы наш шар унес нас далеко-далеко, нужен ветер. Что же делать? Ну, конечно, давайте подуем.

Ура! Мы летим! Давайте, пофантазируем, над чем мы пролетаем? (пример педагога)

Вот мы и прилетели туда, где начинается Страна чистой и грамотной речи. А попадёт в эту страну тот, кто правильно и красиво научился произносить звуки.

Проверим, хорошо ли работают наши языки.

Речевая гимнастика.

Чики,чики,чикичок,
Не стесняйся, язычок.
Не стесняйся, не ленись,
Повторяй, не ошибись.

Где-то собаки рычали: р-р-р-р.
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж-ж-ж.
Мимо машины бежали: тр-р-р-р-р-р.
В небе далеком гудел самолет: л-л-л-л.
Свистели от ветра все провода: с-с-с-с-с-с.
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч-ч-ч.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з-з-з-з.

Проговаривание хором, а затем и индивидуально.

А еще мы можем произносить не только звуки, но и скороговорки.

Сразу бой скороговорок разрешите мне начать.
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Дети произносят скороговорки.

Логопед: Молодцы ребята, языки работают отлично. Добро пожаловать в волшебную страну.

Дети проходят через ворота и садятся на места.

Логопед: И вот перед нами первая станция. Станция «Рифмоплеткино».

Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

На глазах у детворы
Крысу красят маляры.

Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.

Под березами, где тень,
Притаился старый день,

Кто здесь? Ну-ка угадай-ка!
С длинными ушами Райка.

Своим внукам баба Света
Вяжет теплые ракеты.

Не найдете вы отгадку
На Алешину рогатку.
(И.Л. Лебедева)

На каждой станции стоят семафоры (показать детям семафор), они предупреждают об опасности. Вот на следующей станции случилась беда. Давайте предупредим остальных путешественников об опасности.

Взяли в руки семафоры. Просигналим слова: «путь закрыт».

Что же случилось на станции?

Словарекрушение.

Плавал по морю Словарь
Без разрешения,
Потерпел Словарик
Словарекрушение!
Плещутся слова везде,
Словно стая рыб в воде.
Ты - веселый рыбачок,
Их поймаешь на крючок, -
(И.Л. Лебедева)

А чтобы было веселее, разделимся на 3 команды по 3 человека. Будем ловить слова удочками и складывать в ведёрки.

Первая команда ловит и складывает слова с одним слогом,
Вторая команда ловит и складываетслова, в которых,два слога.
Третья команда ловит слова с тремя слогами.

Проверяем, как вы справились с заданием.

Идут контролеры за порядком следят,
В своем ли ведерке слова сидят?

Дети все вместе прохлопывают слова, которые разложили в ведерки, проверяя правильность выполнения задания.

Молодцы ребята, с заданием справились, вот вам первая часть карты.

Звуковой анализ слова.

Перед нами впереди очень крепкие замки. Для того, чтобы открыть замок, нужно выложить схему слова: ЗАМОК.

Молодцы! Получите ещё одну часть карты. Отправляемся дальше.

Перед нами станция «Пишичитайкино». На этой станции мы будем писать. Давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика по желанию детей.

Ребенок рассказывает стихотворение:

Что случилось, что случилось?
Наша азбука свалилась.
Больно вывихнула ножку прописная буква М.
Г — ударилась немножко и рассыпалась совсем.
Потеряла буква Ю перекладину свою.
Очутившись на полу, поломала хвостик У.
Ф бедняжку так раздуло — не почесть ее никак.
Буква С совсем сомкнулась, превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась, не узнала никого.
(Михалков)

Ребята, перед вами лежат листочки с незаконченными буквами. Возьмите простые карандаши и добавьте элементы так, чтобы получились буквы.

Какие буквы у вас получились?

Я предлагаю всем встать, развернуться к окну, взять бинокли и посмотреть сначала на точку, а затем вдаль.

Комментарий к гимнастике для глаз.

Посмотрите, вдалеке показался кто-то из жителей. (убрать накидку и показать гусеницу)

Ребята, кто это?

Это гусеница непростая — гусеница Слоговая.
Слоги могут в слова превращаться,
Если с ними уметь обращаться.
Пропустит нас она вперёд, если в ней слова найдём.

Чтобы найти слово, нужно соединить одинаковые по форме фигуры.

Дети читают получившееся, составляют слова.

Молодцы, ещё одна часть карты ваша. Отправляемся дальше.

Нас встречает станция «Грамотейкино». Посмотрим, какое задание нас ждёт на этой станции. На этой станции нужно вернуть предметам их размеры.

Жил да был слон, а теперь слоник, был стул, а теперь стульчик, ухо — ушко, нос — носик …….

Задание выполнено, получите карту.

Мы прибыли на последнюю станцию «Отгадайкино». Здесь нужно проявить смекалку и отгадать ребусы.

Ребусы 2-3

Молодцы, ребята, с заданием справились, вот последняя часть карты.

Итак, все части карты у нас, и мы отправляемся в детский сад.

Дети проходят через ворота и становятся в круг. Дети складывают карту из частей.

Вам наверное не терпится найти клад? Для этого нужно идти по указанному маршруту, и вы обязательно найдёте клад. Удачи, друзья!

Дети находят клад, который ждёт их в группе (сундук с конфетами.)

Приложение.

Скороговорки для игры «Бой скороговорок».

Сочинял мышонок в норке
до утра скороговорки,
получилось ровно сорок
у него скороговорок.

Кот шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шелковые шторы.

Встретил друга я вчера -
Разговор был до утра.
Рассказал про вести я
И про происшествия.

Жук пожарник на пожар
Со всех ножек побежал.
Где пожар? Без паники!
Мы жуки пожарники.

Танцевала оса
На листочке боса.
Застудила лапки.
Дайте осе тапки!

Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала,
полоскала -
Полосатой речка стала.

Сценарий логопедического досуга для старших дошкольников "Как хорошо уметь играть"

Интеграция Развитие речи, Коммуникация, Познавательное развитие.

Задачи:
Развивать умение старших дошкольников объединяться для совместных игр, учить вступать в диалог и договариваться.
Продолжать формировать умение слышать собеседников, учить спокойно отстаивать своё мнение.
Развивать волевые качества: выполнять установленные игровые правила, воспитывать культуру честного соперничества.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, учить организовывать своё свободное время.

Материалы и атрибуты
пластмассовые буквы из игры "Азбука", мяч, костюм Сороки (для воспитателя), 2 мольберта, магниты, набор карточек из игры "Радуга Кайе", песочные часы (1 -3 минуты).

Ход досуга

Логопед
Ребята, хочу напомнить вам строчки известного стихотворения Валентина Берестова
Как хорошо уметь играть Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти, Не надо приставать к сестрице, Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и поиграть!

Конечно, я немножко изменила слова, но точно знаю, что играть вы любите.
Предлагаю определиться

Речевая игра "Кто мы?"

Логопед на улице мы - Дети... пешеходы
Логопед , а в транспорте - Дети... пассажиры


Логопед в магазине - Дети... покупатели

Логопед в театре - Дети... зрители

Логопед на праздниках и развлечениях в детском саду - Дети... участники

Запись "Голоса птиц" На фоне звуков в зале появляется Сорока со словами:
"Я - сорока-белобока, здравствуйте, я все новости знаю, я все новости собираю и другим рассказываю"
Логопед Здравствуй, Сорока! А наши ребята тоже учатся хорошо и чисто разговаривать и выучили уже много скороговорок (и про твоих подруг тоже), давайте вместе их послушаем.

"Турнир скороговорок":

кто больше? кто правильнее? (по песочным часам - за 1 - 2 минуты)
Дети произносят выученные ранее скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит. Ткач ткёт ткани для Тани. Десять совят на сосне сидят. Все бобры добры для своих бобрят. Три сороки тараторки тараторили на горке.

Сорока . Понравилось мне как ребята с заданием справились, а вот я, когда тороплюсь, могу иногда ошибаться. Проверьте, ребята, можно ли так сказать?
Игра "Исправь предложение - скажи правильно"
Сорока произносит деформированные тексты - дети исправленные.
Речевой материал к игре :
Коза принесла корм девочке. Мяч играет с Сашей. Гена разбил стеклом мяч. Оля с картинкой рисуют папу. Маша несёт сумку в капусте.Логопед : " Пришло время отгадывать специальные логопедические загадки. Какой звук произнесёт человек, если поднимет язычок за верхние зубы "чашечкой", улыбнётся и сделает выдох? Попробуйте произнести отгадку". Дети - ш ш ш. Логопед : " А, если подключить голос? " Дети - ж ж ж.
Логопед : " Верно, а сейчас следующая игра"

Превращения

Логопед :" Вокруг себя повернись, в звук Р превратись. Покажите, что превратились." Дети рычат в ответ. "А теперь вокруг себя повернись в слог РА превратись. А теперь со слогом РА будем мы играть в слова. И тебя, Сорока, мы приглашаем в наш круг!"

Игра с мячом

Логопед бросает мяч ребёнку и произносит начало слова, ребёнок ловит мяч и возвращает его логопеду, прибавив к началу слова слог РА. Логопед последовательно по кругу передаёт мяч детям и произносит: иг - игра, ды - дыра, у - ура, ко - кора, кону - конура, по - пора, фа - фара Логопед : " Вокруг себя повернись и в ребят превратись!"

Игра с карточками "Радуга Кайе"

Логопед: "Предлагаю сейчас участникам на мольбертах выложить по образцу "дорожки" из карточек. Кто быстрее? " Следим за временем по песочным часам .

Следующая игра - Дружный поезд

Дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
- Пройти между кеглями "змейкой".
- Пробраться через «дремучий лес».
-Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных». -Придумать свой маршрут и пройти его.
На протяжении всего пути дети не должны отцепляться друг от друга.
Могут одновременно путешествовать два поезда. В этом случае победит тот, который прибудет к финишу в полном составе: «Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути».

Игра с буквами: угадай на ощупь

В игре используются обычные пластмассовые буквы из наборов "Азбука", "Алфавит". (игра знакома детям) Логопед : " Приглашаю всех желающих стать участниками игры, встать в круг, руки завести за спину и получить от ведущего букву, которую ему положат в ладони. Дети угадывают (не видя её, обследуя тактильно). Далее по правилам игры каждый предполагает: "Я думаю, что у меня буква (называет) ...." И только после этого проверяет себя - смотрит на букву, даёт самооценку: "Я прав!" или "Я ошибся"
Сорока : "Как много нового я узнала и теперь буду играть со своими друзьями" Логопед : "Ребята, давайте попрощаемся с сорокой-белобокой и пригласим её к нам в гости на следующее развлечение, которое мы с вами обязательно подготовим."

Используемые ресурсы:
Берестов В.Д. Первый листопад. Стихи. М., 1990
Борисова Е.А. Играя звуки исправляем - играя, звуки закрепляем Биробиджан, ОблИУУ, 2005
Кайе В.А. Методическое пособие. Радуга Кайе Развивающая предметно-игровая система.
Кутявина Н.Л. Формирование пространственных представлений у детей с ОНР // журнал "Логопед" №8 2010
Мелёхин А.И. Обучение игре детей дошкольного возраста // журнал " Справочник педагога-психолога" №2 2012
Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., "Просвещение", 1987
Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. /серия игровые технологии / М. 2003

«Сказочные загадки»

Логопедическое развлечение

(подготовительная группа)

Цели:

Образовательные:

Интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор;

  • развивать память, речевое внимание;
  • развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать.

Коррекционные:

  • развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память;
  • вырабатывать правильную осанку, координировать движения, ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование:

Эмблемы, грамоты, волшебный сундучок с предметами: зеркальце, туфелька, стул, яйцо, яблоко, грибок, ключ, сапог; полочка и вещи: шляпа, шапка, платок, туфли, платье, юбка, брюки, ботинки, рубашка; игра «Веселое путешествие», 2 бубна, разрезные картинки, музыкальное сопровождение.

Ход развлечения:

Сказка! Она давно знакома вам. Сказка всегда считалась выдумкой, но выдумкой полезной. Уже в стародавние времена люди понимали, что выдумка может приносить пользу. Мы с вами тоже знаем, что «сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

1. Формирование команд методом жеребьёвки.

2. Дополни имя. Разминка.

Ведущий называет первое слово имени сказочного героя, а дети хором продолжают. Чей хор дружнее и без ошибок, та команда побеждает.

Кощей - Бессмертный Крошечка -Хаврошечка

Василиса - Прекрасная Мальчик - с пальчик

Змей - Горыныч Иван - царевич

Братец - Иванушка Сестрица - Аленушка

2. Составить сказку из фрагментов.

Ведущий: - Сейчас мы проверим, какая у вас память. Вы должны составить сказку из фрагментов. Сказать, как называется сказка.

И составить изображение сказочных героев из двух фрагментов. Назвать этих героев и из какой они сказки.

3. «Бюро находок» Сказочные герои потеряли свои вещи и все они находятся теперь в этом волшебном сундучке. Скажите какой сказочный герой потерял свою вещь и из какой он сказки.

В сундучке предметы: зеркальце, туфелька, стул, яйцо, яблоко, грибок, ключ, сапог.

4. «Отгадай загадки»

1) Бабушка девочку очень любила,

Красивую шапочку ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

Ну, отгадайте, как звали ее? (Красная Шапочка)

  1. Сколько лет мне, я не знаю.

В ступе я с метлой летаю.

Теремок мой так хорош,

На меня во всём похож.

Теремок на курьих ножках!

Ждёт гостей в нём … (Бабка Ёжка)

3) Я – богатый, всемогущий,

Очень стройный, страшно злющий,

Но я смерти не боюсь,

Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)

4) Я красив, силён, могуч,

Я грознее грозных туч,

И умнее всех, нет слов, -

Много у меня голов. (Змей Горыныч)

5) Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей?

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

6) У кого ты не спроси -

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

То дурак, а звать … (Иван)

7) Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

8) Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несёт её домой. (Машенька)

9) Умён, изворотлив усатый дружок –

Хозяина сделал богатым.

Но жить он не может без красных сапог,

Ну что, угадали, ребята? (Кот в сапогах)

10)Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати и подушки.

Кто-то в домик к ним пришёл,

Беспорядок в нём навёл. (Три медведя)

5. «Разложи по полочкам»

Отгадайте загадку: Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила, пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял.

Туфельку я потеряла тогда же.

Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)

Злая мачеха приказала Золушке навести порядок в комнате своих дочерей.
Ох, какой беспорядок устроили сестрицы. Давайте поможем Золушке разложить предметы одежды, обуви и головных уборов на свои места.
Дети:
Я положу шапку на верхнюю полку, потому что это – головной убор.
Я положу свитер на среднюю полку, потому что это – одежда.
Я положу туфли на нижнюю полку, потому что это обувь.

Молодцы, ребята! И Золушке помогли!
Золушка очень любит играть и танцевать и приглашает нас поиграть:
Подвижная игра “Весёлый бубен”.

Скорее становитесь в круг, сейчас немного отдохнём и поиграем в игру, которая называется “Весёлый бубен”.

Стоя в кругу, под музыку, дети друг другу по цепочке передают бубны, произнося слова:

«Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам,

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас станцует нам!»

(по окончанию слов, те дети, у кого оказались бубны выходят в круг и танцуют.)


По волшебной тропинке шагаем,
В сказку новую попадаем

6. «Отгадай последний звук»

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит –

Это доктор… (Айболит)

Кого лечил доктор Айболит? Внимательно прослушайте слова, определите последний звук. Дайте характеристику звукам.

Слова:

Комар, тигр, бобёр ([р] - согласный, твердый, звонкий);

Бурундук, носорог, волк ([к] - согласный, твердый, глухой);

Лиса, корова, жаба ([а] - гласный);

Баран, слон, кабан ([н] - согласный, твердый, звонкий).

Дети слушают слова, определяют последний звук, дают характеристику звуку.

7. «Веселое путешествие» помогите сказочным героям отправиться домой.

Помогите разложить картинки по машинам:

Картинки, в названии которых есть звук С – в самолет, картинки, в названии которых звук З – в грузовик.

8. «Составь слова»

Я вам буду «бросать» звуки, а вы соберите их в слова:

к, о, т, - КОТ,

л, и, с, а - ЛИСА,

ш, а, р, ы - ШАРЫ,

в, о, л, к - ВОЛК,

с, к, а, з, к, а - СКАЗКА,

г, н, о, м - ГНОМ

9. «Отгадай сказочного героя»

Я очень люблю сказки и хочу проверить, знаете ли вы хорошо героев мульфильмов и сказок?

Как зовут кота в мультфильме Простоквашино?

В какой сказке главный герой - путешественник сделан из муки?

Какое первое желание старика выполнила Золотая рыбка?

Что служит топливом для автомобиля Емели?

Кто держался за внучку в сказке «Репка»?

От какого усача звери дали стрекача?

Что в сказке всегда побеждает?

Подведение итогов. Награждение детей грамотами.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Котова Ирина Владимировна, учитель-логопед,

МБДОУ ЦРР детский сад «Соловушка»

г.п. Белый Яр, Сургутского района, Тюменской области.

«В гости к язычку»

(логопедическое развлечение для среднего дошкольного возраста)

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, переключаемость движений, речевое и диафрагмальное дыхание, зрительно-пространственные ориентировки;

Закреплять умение различать неречевые звуки (голоса птиц и домашних животных);

Способствовать развитие познавательной активности, воображения;

Формировать просодические компоненты речи, движения и музыки;

Коррекционно- образовательные задачи:

Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими артикуляционный аппарат;

Закрепить умения различать овощи и фрукты;

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать воображение, творческую активность;

Вызвать интерес к совместной деятельности со сверстниками.

Оборудование : обручи, массажные коврики, зеленый коврик, бабочки по количеству детей, макет домика, варежка-язычок, картонный замок, муляжи фруктов и овощей, две кастрюли, лабиринт для подлезания, прищепки и платочки по количеству детей.

Организационный момент.

Логопед - 1: (встречает детей перед входом в зал):

Я задам вам всем вопрос:

Для чего нам нужен язычок? (ответы детей)

Чтоб друг с другом говорить,

Чтоб слова произносить,

Чтоб кричать или шептать,

Ещё ротик людям нужен,

Чтобы есть обед и ужин.

Кашку, суп, бананы, груши.

Ротик нужен, чтобы кушать!

Если очень разозлиться,

Можно языком дразниться!

Ребята, я приглашаю вас в гости к язычку отправиться.

Дети стоят в колону по одному, впереди инструктор по физкультуре

Отправляемся вперед,

Много вас открытий ждет.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Ходьба обычная

Мостик в стороны качался,

А под ним ручей смеялся,

На носочках мы пойдем,

На тот берег перейдем.

Ходьба на носочках по массажным дорожкам

Друг за другом мы идем

И к болоту подойдем,

Перейдем преграду вмиг –

И по кочкам прыг, прыг, прыг.

Прыжки на двух ногах из обруча в обруч.

Ребята посмотрите на полянку

Какие замечательные цветочки…

Ой, да это же бабочки.

Дыхательная гимнастика «Бабочки летают»

Положите бабочку на ладошки.

Вытяните губы трубочкой, вдох….

И подули….выдох…

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Видишь, как идти легко.

Ходьба с поднятыми руками

Ребята посмотрите мы с вами к домику пришли.

А на домике замок висит.

Пальчиковая игра, муз. Е.С. Железнова. «Замок»

Логопед: Вот какие мы молодцы, замок открыли.

А теперь садитесь, мы поздороваемся с хозяином домика.

А кто хозяин этого домика? (ответы детей)

Правильно, Язычок.

Пальчиковая игра «Здравствуй»

Приготовьте ладошки. Пальцы правой руки поочередно соприкасаются с пальцами левой руки

Здравствуй беленький зубок,

Здравствуй аленький роток,

Здравствуй маленький язычок,

Все мы дружные ребята

И всех любим крепко вас.

Наш Язычок знает много сказок. Хотите послушать сказку? (ответы детей)

Тогда сядьте прямо, и приготовьтесь слушать сказку.

Логопед - 2:

Жил - был на свете Язычок. Жил он в домике, который назывался «роток». Окно в домике Язычка открывалось и закрывалось.

Упражнение «Окошко»

Логопед - 1:

Ребята, давайте и мы откроем и закроем ротики, вот так (показ логопеда: открывает и закрывает занавеску на окне)

дети вместе с логопедом выполняют упражнение 3 раза.

Логопед - 2: Любил Язычок из своего выглядывать на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик.

Упражнение «Змея»

Логопед - 1:

Ребята, покажите как выглядывал Язычок .

Логопед - 2: Язычок был очень любознательный. Все хотелось знать и уметь. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: «Дай-ка и я так попробую!» Высунется Язычок на крылечко и опять спрячется, высунется и спрячется.

Упражнение «Котенок лакает молоко»

Логопед - 1:

Ребята, покажите как котенок лакает молоко. Вот так.

дети вместе с логопедом выполняют упражнение 3-5 раза.

Логопед - 2: Так у Язычка и весь день незаметно пройдет. Устанет Язычок, выглянет, ляжет и отдохнет.

Упражнение «Блинчик»

Логопед - 1:

Ребята, и наши язычки устали, пусть отдохнут. Вот так.

дети вместе с логопедом выполняют упражнение 2 раза счет до 5

2: Язычок, отдыхает и слушает различные песенки. Хотите, их послушать.

Дидактическая игра «Угадай кто кричит»

Логопед - 1:

Ребята, слушайте внимательно, и попробуйте угадать чьи это песенки.

Ребята, давайте еще раз назовем животных, песенки которых мы слышали.

Язычок, а наши дети тоже умеют петь песенки. Хочешь послушать.

Логопед - 2: Конечно, хочу.

Песенка «А мы скажем вместе...» муз. Е.С. Железнова. (2раза)

Язычку очень понравилась песенка, и он хочет поиграть с вами.

Игра- эстафета «Приготовим обед»

Построение в две колонны.

Ребята, помогите Язычку приготовить обед. Одна команда будет варить компот, другая суп.

Из чего готовят компот?

Дети: перечисляют фрукты.

Дети: фрукты.

Логопед-2: Из чего готовят суп.

Дети: перечисляют овощи.

Логопед-1: как можно назвать одним словом

Дети: овощи.

В конце игры. Проверяется правильность выполнения задания, еще раз называются овощи и фрукты, и обобщающие их слова.

Логопед-2: Дети, Язычок постирал свои платочки, помогите ему их повесить.

Игра - эстафета «Повесь платочки сушиться»

Молодцы. Все платочки, повесили.

Логопед-1: А теперь Язычок предлагает вам с ним потанцевать.

Построение в круг.

Музыкально-ритмические движения «Мы ногами топ-топ-топ» муз. Е.С. Железнова.

Логопед - 2 (держит Язычок) :

Ребята вам понравилось у меня в гостях?

А что вам понравилось?

Логопед-1:

У кого вы были в гостях?

Правильно у Язычка.

Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!

Ребята и вы теперь можете выполнять упражнения с язычком.

Список литературы

1. Иванова И.В. «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» (М.:Издательство ГНОМ, 2012)

2. Лысова О.А, Лялина Л.А. «Реализация задач образовательных областей в контексте ФГТ. На примере занятия «Азбука здоровья» в подготовительной группе». Инструктор по физкультуре, -2012, - №5, - С23-32.

3.Нищева Н.В.«Веселая артикуляционная гимнастика» [электронный ресурс] http://mamindnevnichok.ru/post246463450/

4.Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. «Роспечать» - 18036 «Пресса России» - 39756 «Почта России» Творческий - Центр Москва, 2013




Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...