Интонация завершения примеры в русском языке. Приемы художественного чтения и рассказывания

В русском языке при печатании текста существуют разные способы отобразить кавычки. Этот знак препинания является парным и служит для выделения цитат и различных названий. По-другому, кавычки «ёлочки» еще называют «французскими», так как предполагается, что придумал их француз Гийом Ле Бе.

Как ставить кавычки «ёлочки»

ВАЖНО! Способы печатания кавычек «ёлочек» в популярных программах:

Word: для того, чтобы кавычки «ёлочки» отобразились в тексте документа, необходимо проверить, включена ли раскладка для русского языка в правом нижнем углу экрана, и с этой раскладкой нажать и удерживать кнопку SHIFT; затем нажать кнопку-цифру 2 - должен отобразиться знак «. После этого пишется слово, которое будет отображаться в кавычках. Далее повторно нажимаем и удерживаем клавишу SHIFT, и нажимаем кнопку 2.
СПРАВКА! Клавишу SHIFT необходимо удерживать, а не нажимать один или несколько раз, и одновременно с SHIFT нажать 2 (SHIFT + 2).

Excel: так как данный редактор не является текстовым, способ для Word не подойдет. Самый простой метод в данном случае - скопировать знак кавычек-„ёлочек“ из Word и вставить в Excel. Если в документе уже есть кавычки другого типа (английские двойные, например), тогда нужно, удерживая CTRL, нажать H (CTRL + H) и заменить знак скопированным из Word символом » либо «.
Photoshop: аналогично Excel - копируем из Word нужный знак (» либо «).

Другие способы печатания кавычек „ёлочек“

ВАЖНО! Чтобы отобразить кавычки „ёлочки“ в нужной вам программе, существуют и другие методы:

С помощью сочетаний клавиш (ALT + 0171). В любом редакторе (Word, Excel, Photoshop и т. д.) удерживаем ALT,и на клавиатуре справа нажимаем поочередно цифры 0171.
СПРАВКА!При этом должен гореть индикатор NumLock. ALT + 0171 - для знака „, и ALT + 0187 - для знака “.

С помощью HTML-кода: если вы пишете HTML-код, тогда для кавычек „ёлочек“ используйте коды » и " соответственно.
При помощи символов без клавиатуры: в Word и Excel нажмите «Вставка» - «Символ»; выберите нужный знак.

Какие еще бывают кавычки

Кавычки «ёлочки» - далеко не единственный тип кавычек; бывают также:

«немецкие кавычки» («лапки»);
«английские двойные»;
‘английские одиночные’;
«польские кавычки»;
«шведские обратные»
СПРАВКА! Для знака " можно использовать сочетание клавиш ALT + 34 на клавиатуре NumLock.

В обиходе кавычки «ёлочки» часто называют «русскими», имея в виду их использование с раскладкой для русского языка. SHIFT + 2 - самая простая комбинация клавиш для печатания этих кавычек в текстовых редакторах.

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина - это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

  • Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
  • Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние - радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

  • Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

Интонация (от лат. ШопаИо - громкое произнесение) - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику182. Интонация - :гго совокупность выразительно-значимых изменений мвучания человеческого голоса. Интонация конкретизирует смысл высказывания, выражает его эмоциональную природу. Художественная речь включает в себя несколько пластов, обращенных к внутреннему слуху читателя, - фонетические, ритмические, инто- 11ационно-синтаксические.

Специфическая интонация стихотворной речи «вписана» в стихотворный текст. Стих - форма речи, способная фиксировать на письме,:интонацию.

Наблюдения над стиховой паузой приводят к заключению, что стих - интонационное явление. Интонация - вот тот речевой фактор, который отличает стихи от прозы. М.Л. Гаспаров назвал стиховую интонацию «интонацией повышенной важности».

В искусстве слова нет такой оппозиции: поэзия - проза. Только: стихи - проза. Многие стихи, имеющие метрическую организацию и рифму, не могут быть причислены к поэзии, а хорошая проза может быть приравнена к самой высокой поэзии.

Интонация - явление сложное. Ее компоненты (тон, сила голоса, речевые паузы, темп и тембр речи, слитность или расчлененность фразы и др.) постоянно взаимодействуют друг с другом.

Интонация, наряду с синтаксисом, придает лексическому материалу смысловую завершенность.

«Структурные особенности ритмически организованной стихотворной речи являются глубоко содержательными потому, что в них закрепляется своеобразие поэтической интонации»183.

В Литературном энциклопедическом словаре выделяют функции интонации, которая является основным выразительным средством звучащей речи. Звуковые средства языка в совокупности: а) фонетически организуют речь, расчленяя ее сообразно смыслу на фразы и ее знаменательные отрезки - синтагмы; б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения; в) сообщают фразе повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное и другие оттенки значений; г) выражают различные чувства (интонация торжественная, интимная, насмешливая, гневная, грустная)184.

Мелодика стиха - система повышений и понижений голоса, используемая при организации стихотворной речи.

При построении стихотворного текста в нем могут по-разному распределяться предложения вопросительные, восклицательные (с восходящей интонацией) и повествовательные (с нисходящей интонацией). Их интонационное строение подчеркивается (или приглушается) наличием параллелизмов, антитез, повторов и т. п.

Эти приемы складываются в три основных типа интонирования стиха: декламативный (в русском стихе разработан М.В. Ломоносовым, М.Ю. Лермонтовым, Ф.И. Тютчевым, В.Я. Брюсовым, В.В. Маяковским; наиболее употребителен в гражданской, философской, патетически-медитативной лирике, в монологах трагедий), говорной (в классической письменной поэзии - стих, наиболее близкий к интонациям разговорной речи, с простыми фразами, не избегающий ритмикосинтаксических переносов, со свободной тематической композицией; употребителен в басне, комедии, отчасти - послании и поэме XIX в.), н а п е в н ы й (в русской поэзии разработан В А. Жуковским, АА. Фетом, А.А. Блоком; наиболее употребителен в интимной камерной лирике; различаются три его вида - куплетный, песенный, романсный; тематическая композиция напевного стиха строится не на логическом, а на эмоциональном развертывании, с чередованием усилений и ослаблений эмоционального напряжения, при этом чередование повышений и понижений плавно и упорядоченно; в целом фразы симметричны, ритм и синтаксис совпадают и пр.).

По замечанию М.Л. Гаспарова, есть и другая классификация, в которой выделяются лишь два типа интонирования стиха - напевный (песенный и романсный) и говорной (ораторский и разговорный)185.

Фонетические признаки интонации, или ее интонационные средства, следующие: повышения и понижения основного тона (мелодика речи), паузы, расстановка фразовых ударений (динамика речи), темп речи, с тепень громкости, оттенки основного тона (тембр).

В письме интонация в известной мере выражается посредством синтаксической структуры фраз, знаков нрспинания, а также графическими средствами (членение текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов), но полностью интонация может быть иоссоздана лишь в реальном звучании.

В стихе интонация задается стиховым рядом, в прозе - сочетанием речевых тактов (или синтагм) и (|)разовым ударением.

Как стих, так и проза обладают стилистически окра- мк"нными интонациями. В поэзии интонационные характеристики непосредственно связаны с ритмической структурой текста, в прозе они имитируют разговорные, эпические и поэтические интонации, проявляясь прежде всего в особенностях словоупотребления.

Е.В. Невзглядова в своей статье «Волна и камень. Трактат о стихотворной речи» предложила проделать такой опыт: взять 3-й том собрания сочинений Довлатова, открыть повесть «Иностранка» где-нибудь в середине и записать любой абзац стиховыми строчками. Обнаружится, что эта повесть почти сплошь написана двусложни- ком, она метризована. Обычно читатель этого не замечает; только после того, как привлекается действие стиховой паузы, в результате определенного интонационного изменения становится ощутим заложенный в этот текст метр.

Из этого исследовательница делает вывод о том, что «не метрическая организация является причиной стиховой паузы, а наоборот... не всякие стихи имеют метрическую организованность, но всякий стих оканчивается стиховой паузой, независимо от того, совпадает она с синтаксической или нет. Поскольку пауза обозначена в тексте графически и она меняет <...> интонацию речи, можно утверждать, что специфическая интонация стихотворной речи вписана <...> в стихотворный текст»186.

В своей статье Е.В. Невзглядова приводит интересные наблюдения над мелодикой стиха: «В начале века среди филологов широко дискутировалась проблема мелодики стиха. Немецкие ученые - Сивере и его школа, а у нас Эйхенбаум - полагали, что мелодика (повышения и понижения тона голоса) является основным композиционным фактором стиха, и пытались доказать, что она вписана в текст. Для этих предположений были все основания. Стоит только вспомнить многочисленные метафоры к поэзии и поэтическому творчеству, связанные со звуком голоса: пушкинское "для звуков жизни не щадить", "Тебе - но голос музы темной / Коснется ль сердца твоего...", Баратынского - "И отрываюсь, полный муки, / От музы, ласковой ко мне. / И говорю: до завтра, звуки, / Пусть день угаснет в тишине". Подобных высказываний в поэзии так много, что перечень их мог бы составить целый том. Так чувствуют поэты. Но и уче ные тоже «чувствовать умеют», по крайней мере некоторые из них. А.М. Пешковский писал: "Мы все непосредственно чувствуем, что мелодия - это тот фокус, в котором скрещиваются и ритм, и синтаксис, и словарь, и все так называемое содержание..." Если под слово „мелодия" подставить "интонация", все становится на свои места. Мелодия речи может быть очень разной при чтении стихов. Блок свои напевные, по классификации Эйхенбаума, стихи читал скупо, сухо, с большими паузами, тогда как Ахматова свои говорные - напевно и протяжно. Но интонационно чтения поэтов с самой разной художественноидеологической ориентацией абсолютно сходятся в одном: поэты читают, подчеркивая ритм, то есть вытесняя фразовую интонацию специфически стиховой. Вспоминая чтение поэтов (в частности, Михаила Кузмина), Н.Н. Берберова пишет: "Он сильно пел, но пение это было тогда чем-то почти обязательным для поэтов. Об этом пении (не Кузмина только) Мережковский говорил мне однажды (в Париже в 1928 году), что «оно идет от Пушкина» - так ему объяснил когда-то Я. Полонский, которого он знал в молодости глубоким стариком. Полонский, нидимо, соблюдал традицию и всегда тоже читал напевно... Пел и Тютчев, по словам Полонского, и вообще только актеры в то время рубили стихи начитали эмоционально, подчеркивая, как в прозе, знаки препинания и и итонацию, так что рифмы слышно не было..." Не только поэты, и ученые тоже думают, что напевное чтение стихов - это декламаторская манера, установленная традицией. Однако причина особого чтения - не в традиции. ()бозначенная в стихотворном тексте пауза, которой кончается строка, влечет необходимость чисто ритмических ударений, зачастую вовсе вытесняющих фразовую интонацию. Монотонное чтение, таким образом, следствие деления на стиховые отрезки.

Наблюдения над "бессмысленной" стиховой пау- тй приводят к неожиданному заключению: стих - интонационное явление.

Любой текст, прочитанный со стиховой интонацией, становится стихами. Интонация - вот тот речевой фактор, который отличает стихи от прозы»187.

Умение запечатлевать живую интонацию голоса важно и для мемуаристов, и для публицистов, и для критиков, но особенно важна интонационная выразительность речи в художественной литературе. «Плох тот художник прозы или стиха, который не слышит интонацию голоса, складывающего ему фразу», - замечал А. Белый188.

Б.М. Эйхенбаум писал о том, что интонационное начало в лирической поэзии является своего рода доминантой произведения189.

Интонационно-типологическое изучение отдельных художественных текстов и целостных идиости- лей является важной задачей филологии, и ему посвящено много научных исследований190.

Интонация - важнейший элемент поэтической речи. В стихах без мысленного произнесения обойтись нельзя. Шеллинг замечал: «Всякая поэзия при своем возникновении создается для восприятия слухом»191.

Б.М. Эйхенбаум в работе «Мелодика русского лирического стиха» писал о различных типах интонаций, обнаруживаемых в стихотворных произведениях, выделяя напевный, говорной, декламативный стили192.

М.Л. Гаспаров в работе «Метр и смысл» предложил свой способ описания интонации, который отвечает исконному семантическому синкретизму этого речевого явления, и, собственно, на котором и основывается стиховое искусство193.

Нельзя забывать о таком явлении, как специфический поэтический слух - врожденная способность слышать речевую интонацию и эмоционально реагировать на нее. «Читатель воспринимает произведение не только силой воображения, но и внутренним слухом», - утверждает В.Е. Хализев194.

Надо обратить внимание и на взаимосвязь интонации стиха с его размером. Например, в строчках А. Блока

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...

укороченный стих меняет ритм и интонацию строфы: перемежаются торжественная и разговорная интонации.

В силлабо-тонических и метрических (античных) стихах величина стиха определяется количеством стоп, в силлабических - количеством слогов, в тонических - количеством ударений.

Чтобы уловить интонацию стихотворения, надо анализировать особенности ритмической организации стиха и его звукового рисунка (мелодики).

Лирика несовместима с беспристрастностью тона. Лирическое произведение наполнено экспрессией, которая проявляется и в синтаксических конструкциях, и в фонетико-ритмическом построении текста, и в отобранных словах. По наблюдениям Г.Н. Поспелова, на первый план в лирическом произведении выдвигаются «семантико-фонетические эффекты»195.

Итак, в речевой интонации надо различать: речевую мелодию »которая связана с логическим смыслом речи; расстановку пауз; расстановку акцентов: логических, придающих предложениям и их частям определенный смысл и сопровождающихся повышением или понижением тона речи, эмоциональных, эмфатических (др.-греч. ет?аз15 - выразительность) и ритмических; а также темп речи - степень быстроты или замедленности, с которой произносятся фразы.

Ритм (греч. гЬуШтоз - стройность, соразмер- I

юсть) - это периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. Ритм - категория, присущая не только литературе и искусству, это свойство живой и неживой материи: биение человеческого сердца, движение планет во Вселенной, вдох и выдох, прилив и отлив волны, смена дня и ночи и т. д. Иначе говоря, ритмом называют обычно чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой.

Ритм присущ многим видам искусства. Ритмическая организация характерна для музыкальных произведений, для искусства танца, для архитектуры. В них можно выделить одно общее организующее начало - ритм, то есть определенную последовательность чередования однородных элементов: слабые и сильные доли в музыке, па и фигуры в танце, сходные фрагменты здания в архитектуре.

Важное место занимает ритм и в литературе196. Различают ритм стихотворной речи и ритм прозы. Различие между ними вытекает из различия тех однородных (или стремящихся к однородности) элементов, которые являются единицами ритма в прозе и в стихе.

Ритм является одной из фундаментальных характеристик художественной речи. Ритмическая закономерность в стихе выступает как единый исходный принцип развертывания речи, который задан изначально и который вновь и вновь возвращается в каждой следующей вариации. В прозе ритмическое единство - итог, результат речевого развертывания. Вот как характеризует прозу с поэтической точки зрения Осип Мандельштам: «Прозаическая форма - синтез. Смысловые словарные частицы, разбегающиеся по местам... Свобода расстановок»197.

Даже ритмическая проза воспринимается как особая разновидность прозы. В ней единообразие и повторяемость не заданы как общий закон речевого устройства. Первичные ритмические единицы - колоны - это одновременно и синтаксическое единство - синтагмы.

Авотсвободный стих потому и является стихом, что при минимальном сходстве сопоставляемых речевых единиц в нем максимально проявляется структурообразующий принцип их приравнивания к двойной сегментации: ритмического деления на сти- хи-строки и синтаксического - на предложения и синтагмы.

Залогом ритмического разнообразия, свойственного силлабо-тоническому стиху, является допустимость ударных слабых и, напротив, неударных сильных слогов. В этом смысле гибкий ритм противостоит жесткому метру. Метр - сочетание сильных и слабых слогов, и оно постоянно, а ритм - сочетание ударных и неударных слогов, и это сочетание непредсказуемо, ибо есть еще слоги неполноударные (они встречаются в первой строфе пушкинского романа «Евгений Онегин»).

Ритм стихов - не музыкальный, а речевой. Стихи - звучащая речь. Б.В. Томашевский замечал: «Ритм стиха строится на природе самого языкового материала и мобилизует именно его выразительные свойства»198.

Стихотворная речь (или стих) определяется как речь, расчлененная на относительно короткие отрезки. Каждый из этих отрезков называется строкой или тоже стихом. Есть два значения слова стих: стих - стихотворная речь и стих- строка. Именно эти, примерно одинаковые отрезки (строки) и являются единицами ритма в стихе. Их однородность, соизмеримость, их подобие друг другу очевидны.

Ритм стиха тесно связан с особенностями того языка, на котором создаются стихотворные произведения. Такие особенности называются просодическими.

Просодия (греч.ргозбсИа - ударение,припев) - «раздел стиховедения, содержащий классификацию метрически значимых звуковых элементов языка»199.

От просодии каждого языка зависит, будет ли стихотворный ритм организован по принципу чередования ударных и безударных слогов (как в русской поэзии), или же он будет зависеть от повышения и понижения тона при произнесении слов (как, например, в китайской поэзии), или от долготы и краткости произ- мссения гласных (как в античной лирике).

В русском стихе ритмообразующим фактором является словесное ударение, поэтому утверждаются такие системы стихосложения, которые отвечают просодическим особенностям русской речи и в которых используется определенная последовательность ударных и безударных слогов. В античном же стихе ритм определялся чередованием долгих и кратких слогов: просодической особенностью древнегреческого языка было наличие признака долготы и краткости слогов. Просодические особенности языков воздействуют на стихотворные системы национальных литератур.

Следует отметить, что национальная система стихосложения формируется не только под воздействием языковых (просодических) факторов, но и под воздействием факторов исторических и культурно-историче- ских. При этом иногда последние факторы оказываются даже сильнее языковых. Например, тюркские языки восприняли из арабского языка метрическую систему стихосложения аруз (арудг). Теория аруза разрабатывалась в трудах Халиля ибн Ахмеда (VIII в.), Ватвата (XII в.), Абдуррахмана Джами (XV в.). Ритмообразующим элементом стиха в арузе является чередование долгих и кратких слогов, определенное четкими правилами, согласно особенностям арабской фонетики. Впоследствии эта система стала применяться в поэзии на фарси, а потом в тюркоязычной поэзии. До XX в., когда впервые были сделаны попытки ввести новые метры, аруз был единственной системой стихосложения для арабской, персидской, таджикской и ряда тюркоязычных литератур.

Кизин Михаил Михайлович,кандидат искусствоведения, педагог дополнительного образования,руководитель Музыкальнодраматической студии, ГБОУ «СОШ№ 2012»,г.Москва[email protected]

Интонация как основа художественной выразительности сценической речи: детское театральное творчество

Аннотация: Педагогическая наука рассматривает искусство сценической речи как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для детей, так как позволяет им значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирующий его духовный мир.Сценическая речь на подмостках школьного театра представляет возможности для эксперимента, самостоятельного творчества в лучшем понимании этого выражения. В атмосфере Школьного Театра воспитываются и будущие таланты, актеры, свои поэты, драматурги и будущие зрители театра, ибо главная черта подобного вида искусства свободное творчество по велению самой души. Театральные занятия с детьми, как и любые другие занятия искусством, сложный творческий педагогический процесс и рассматривается как неотъемлемая часть общей системы эстетического воспитания.Ключевые слова:сцена, речь, язык, интонация, театр, художественная выразительность.

Язык средство познания, средство общения между людьми. Чтобы наилучшим образом реализовать эту функцию языка, необходимо овладеть всеми нормами литературного языка, то есть овладеть лексикой (словарным запасом), синтаксисом (сочетание слов в предложении), стилем (стилистикой называется и использование средств языка), орфоэпией (наукой о произношении слов и о постановке ударений в слове), овладеть законами логики устной речи (т.е. отличительными особенностями устной речи), навыками дыхания, голосоведения и дикции.«Речь должна быть лексически точной, грамматически правильной, стилистически выразительной», говорит известный языковед Розенталь. А русский поэт Гаврила Державин писал: «По любви к отечественному слову желал я показать его изобилие, гибкость, легкость, и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языковых едва ли находятся».При помощи этих выразительных средств, говорящий передаёт какието дополнительные мысли, которые не выражены, не оформлены словами. В сценическом искусстве это определяется термином «подтекст», т.е. то, что кроется под словами. Основным выразителем «подтекста» является интонация. Поэтому о ней хочется рассказать подробней .На сегодняшний день проблема интонации рассматривается такими науками, как театральносценическая педагогика, лингвистика, психология, физиология. Традиционно термин «интонация» соотносится с лингвистическим и сценическим понятиями. Рассмотрим его в контексте прикладной коммуникативистики, касаясь психофизиологического анализа как средства эффективной оценки и коррекции.Фонетическая стилистика фоника (от греч. phone

звук, голос) рассматривает изучаемый предмет, опираясь на исследования классической лингвистики, которая выделяет две основные интонационные функции: грамматическую, или синтаксическую, и эмоциональную. Доминантой нашего внимания является эмоциональная функция интонации, которая находит свое отражение в работах по психолингвистике, восходящих к психологической школе.C. Выготского и C.Л. Рубинштейна. Театральносценическая педагогика, в частности система К.С. Станиславского, опирается на труды о высшей нервной деятельности физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Теория психолингвистики и практика театральносценических исследований не противоречат друг другу, а служат фактическим основанием для развития исследований в области педагогической коммуникации в направлении технологий коммуникативноречевого процесса. И это закономерно, так как просматривается единое происхождение этих направлений. Они происходят из античных риторических трактатов, необозримое количество которых предлагает современным исследователям для осознания «разнообразие и изощренную глубину мысли» . «Ораторская игра» (терминология Цицерона) одно из направлений, описанных в трактатах. «Самое важное в искусстве речи это, вопервых, произнесение, вовторых, произнесение и, втретьих, произнесение», писал Демосфен.Специфика нашего исследования заключается в изучении интонационной способности личности, особенностей восприятия интонационных характеристик, фиксации интонационных единиц, попытке их диагностики, моделирования, коррекции, т. е. в теоретическом аспекте включает анализ взаимосвязи интонационной функции и эмоциональных характеристик субъекта, построениесхем и моделей этих взаимосвязей, а в прикладном апробацию технологий интонационных функций для эмоциональной нормализации, расширение коммуникативной эффективности в профессиональной педагогической деятельности.Русская фоника (как и фонетика любого языка) имеет удивительно любопытную по неповторимости и разнообразию историю и географию. Исследование этого предмета не так просто, так как «живую речь» мы можем анализировать только в рамках одного столетия, начиная с создания Эдисоном фонографа сто лет назад. Но, без сомнения, этот предмет находит своих исследователей в диахронической фонетике, анализе и сопоставлении фонетической географии как в региональных выговорах одного языка, так и с учетом закономерностей фонетического рисунка разных языков мира.Одной из первых русскоязычных работ в этом направлении является «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречья» (1743 г.) М.В. Ломоносова, который фиксирует наблюдения и рекомендации по индивидуальнофонетическому «оформлению речи» с учетом интонации . В работах М.М. Сперанского, А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского находим попытку выстроить систему «страстей» в «изустном произношении» , упоминания о «страстном в слове» для «усиления внимания» , «фигурах мыслей пленяющих» .Интеграционный интерес к исследованиям данного предмета концентрируется на освещении перцептивного анализа в соответствии с индивидуальными акустическими качествами речевого сигнала. Междисциплинарность разговора предполагает единство понятийного аппарата.Интонация (от лат. intonare

громко произносить, т.е. выделять голосом) звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций)высоты, громкости и тембра голоса,организованная при помощи темпа, ритма и пауз.Интонация ритмикомелодическое свойство речи,... включает ряд элементов: мелодику, темп, ритм, интенсивность (силу произнесения), тембр голоса.Интонация манера произношения .Интонационная сторона речи является естественной формой существования языка, одним из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, совокупностью просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения (Л.В. Бондаренко, Л.Р. Зиндер, Н.Д. Светозарова, И.Г. Торсуева) . Посредством интонационной стороны речи осуществляется связь между фонетикой и семантикой, между слуховыми и речедвигательными функциями, между устной и письменной речью. Интонация –сложное многокомпонентное явление, она включает в себя мелодику, интенсивность, темп и ритм, логическое ударение, паузирование и тембр. Эти подсистемы интонации выполняют разнообразные функции: 1) фонетическую –интонация оформляет синтагму, фразу, придавая им смысловую и фонетическую цельность и одновременно разделяя речевой поток на ритмикосмысловые единства –синтагмы и фразы; 2) эмоциональноэкспрессивную –интонация выражает эмоциональноэкспрессивные оттенки высказывания, волеизъявления коммуникантов; 3) синтаксическую –интонация выражает синтаксические значения (комбинации признаков зависимости, независимости, законченности, незаконченности), служит одним из средств синтаксической связи; 4) смыслоразличительную –интонация различает смысл фраз с одним и тем же лексикограмматическим составом при помощи движения тона; 5) стилистическую –интонация участвует в образовании стиля текста (Г.Н. ИвановаЛукьянова).В глубинах интонации зарождаются элементарные структуры смысла, это отправной механизм внутренней речи и ее завершающее оценочное звено в процессе формирования словесных значений. Интонация позволяет уточнить в целом представление о структуре текста и его композиции, глубже проникнуть в смысл, «приращивать» его (Н.В. Черемисина). Она, по утверждению Н.И. Жинкина, увеличивает объем сообщения, приходящегося на один лексический элемент, так как «при этом сообщается не только то, что в тексте, но и в подтексте» .Интонация несет на себе эмоциональную нагрузку, она кодирует эмоции, передает эмоциональные состояния говорящих людей и является одним из выразительных средств вербальноневербальной коммуникации (С.Н. Цейтлин) . Эмоции –это сложный психический процесс, который включает в себя физиологический компонент: представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях, психологический компонент –собственно переживание и поведенческий компонент –экспрессию (мимика, жесты) и различные выразительные движения. По мнению С.Л Рубинштейна, выразительные движения являются компонентом эмоций, средством сообщения и воздействия, внешней формой существования или проявления эмоций. Они выполняют разные функции: передавая информацию о состоянии говорящего и его отношения к происходящему, выполняют функцию общения; оказывая определенное влияние на субъект восприятия, реализуют функциювоздействия. Интонационная сторона речи напрямую связана с эмоциональноэкспрессивным аспектом речи, она связывает воедино в высказывании эмоции и сопутствующие им выразительные движения.Из краткого анализа представлений об интонации становится понятной необходимость исследования этой надсегментной стороны речи через анализ ее компонентов и выполняемых ими функций, среди которых главенствующими являются смыслоразличительная и эмоциональноэкспрессивная. Исследование должно охватывать все виды сценической речи, где находит свое выражение интонационная выразительность речи и проходит сквозь призму анализа эмоциональных реакций и выразительных движений во время высказывания.У детей недостаточнаясформированность интонационной стороны речи, как правило, приводит к ряду нарушений: трудностям организации коммуникативной деятельности, снижению потребности и эффективности речевого взаимодействия, сбоям в социальноперцептивной системе общения и нарушению в сфере межличностных отношений; специфическим трудностям чтения и письма. Интонационная несформированность влияет на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску высказываний. Смазанная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и слухового контроля. Все это вызывает типологические семантические затруднения в устной и письменной речи, а в целом затрудняет коммуникацию. На письме это выражается в пунктуационных затруднениях: выпадении, вставке или неправильном употреблении знака препинания, а также в отсутствии заглавной буквы. При чтении школьники с трудом осмысливают текст, выделяют в нем главную мысль и разбивают предложения на смысловые отрезки, неточно отвечают на вопросы учителя по тексту, неверно передают содержание прочитанного, с трудом осваивают технику чтения. Перечисленные трудности усвоения читаемого сказываются на осознании условий математических задач, понимании вопроса к ним и выполнении действий для их решения . В прикладных исследованиях данного предмета поднимается вопрос о возможности установить «систему правил», которые определяли бы методику техник для интонационного оформления устной речи в зависимости от эмоциональных, лексических, психологических характеристик, а также «задач» и «сверхзадач» предстоящего действия (терминология К.С. Станиславского). Вовсех современных и классических исследованиях подчеркиваются индивидуальность человеческого голоса, особое значение интонационных личностных характеристик, т. е. личностно ориентированный (парадигма Е.В. Бондаревской) подход к изучению и прикладному применению данных исследований.«...Сама структура языка мертва и недвижима. Ее приводит в движение человек,...внутриструктурные процессы имеют социальную природу, если понимать социальное в широком смысле как коммуникативное действие индивида и социума» .Язык не дар природы, а творение человека. Его звуковые, структурные, семантические характеристики продукт длительного совершенствования. Основным и постоянно действующим стимулом эволюции, как можно себе представить, является коммуникативная необходимость, поскольку ментальная, концептуальная, интеракциональная деятельность человека возможна в результате адекватности структуры языкового механизма. «...Природный голос, направленно и спонтанно обнаруживает личность человека» . Еще Аристотельфилософствовал о «макропсихии» и «микропсихии», т. е. о расширении и сужении души, что находит свое отражение «в повышенном притоке энергии в нервнопсихическую систему, располагает к развертыванию... общения» .Голос...акустический феномен,... несет информацию об индивидуальных особенностях говорящего: его физическом и эмоциональнопсихологическом состоянии, интеллектуальном и социокультурном уровне, профессиональной и национальной принадлежности. Голос звуки возникающие вследствие колебания голосовых связок .Таким образом, интонация как многосоставная единица голоса представляет собой определенные элементы, поддающиеся точным физическим измерениям, а следовательно, и анализу. Как физиологическое явление голосовой процесс в упрощенном виде состоит га следующих этапов:соответствующий импульс попадает в двигательные части головного мозга;импульс побуждает тело совершить вдох и выдох;в процессе дыхания голосовые складки соприкасаются, создавая колебания;колебания вызывают вибрациив дыхательном потоке;вибрации усиливаются резонаторами;в результате артикуляции губ и языка звуки формируются в слова .Естественный голос, как видим, может блокироваться и искажаться физическим напряжением. Психологическое напряжение также изменяет интонационные характеристики, т. е. отражается в субъективных физиологических изменениях, которые поддаются точной диагностике. Психику чрезвычайно сложно «схватить, зафиксировать» , физическую основу контролировать гораздо проще. Такимобразом, можно полагать, что интонационные параметры голоса являются внешним проявлением внутреннего психобиофизического состояния личности, что подтверждает «биопсихологическую концепцию» интонации.Интонацию можно описать в акустических параметрах: «частота основного тона (высота голоса), интенсивность звука, длительность». О.В. Филиппова дает следующую классификацию:интенсивная группа: пауза, логическое ударение, интенсивность;частотная группа мелодика, диапазонная высота (полоса);темпоральная группа темп эмфатическая долгота;спектральный элемент тембр.Интонация это индивидуальнопсихическое образование. Необходимо различать в акте говорения три момента: органическую механику (орган), психическую механику (органист) и подлежащее выражению понятийное и мировоззренческое содержание (композитор) по образному сравнению В. Красных . Интонационные характеристики пронизывают все три акта, являясь одновременно и причиной, и следствием в единстве процесса говорения .Интонация слов –тон и манера произношения слова, выражающие в русском языке чувство, отношение говорящего к предмету речи; интонация предложений ритмикомелодический строй предложения (вопросительная, повествовательная). Это определение раскрывает как бы внешнюю форму понятия, а внутреннее содержание интонации глубже.Интересно мнение по этому поводу Топоркова (артист МХАТА). Он говорит следующие: «Интонация не должна являться следствием простой тренировки мускулов языка. Она неизбежно будет тогда пустой,холодной, деревянной, ничего не говорящей и раз и навсегда заученной... Интонация всегда будет живой, органичной, яркой, если является следствием подлинных побуждений, хотений, ярких видений, ясных мыслей и других компонентов, из которых создаётся сценический образ, на которые и следует прежде всего обратить внимание при работе над ролью...»Следовательно, интонация должна рождаться. И чем глубже мысль и сильнее чувство, чем сильнее желание говорящего передать слушающему свои мысли и чувства, тем выразительнее и богаче родится интонация. Разнообразие человеческих эмоций, хотений, побуждений вызывает разнообразие интонаций.Бернард Шоу говорит: «Письменное искусство совершенно беспомощно, если нужно передать интонацию. Есть пятьдесят способов сказать «ДА» или «НЕТ» и только один способ написать».Прежде чем воплотить авторскую мысль в звучащее слово, донести до слушателя заложенные в произведении мысли, чувства, оценки, необходимо знать выразительные средства речи, уметь ими пользоваться.Такими средствами являются речевые такты (отрезки, звенья), интонационно смысловые отрезки, на которые делится каждое предложение; паузы, которые, с одной стороны, отделяют речевые такты и целые предложения друг от друга, с другой стороны, объединяют в одну непрерывную мысль; логические ударения, которые помогают понять мысль автора, и, наконец, интонационный рисунок знаков препинания.Логическое ударение это выделение в предложении слова, которое является смысловым центром и всегда отражает отношение говорящего к предмету, событию. Ударные слово не обязательно выделяется силой звука, его можно выделить также повышением или понижением голоса, протяжённостью слова, паузами, но оно всегда выделяется интонационно. Очень важно научиться выделять ударные слова, т.к. это уточняет мысль фразы, делает её понятной. Но не менее важно научиться снимать ударения со всех остальных слов, что собственно и является средством выделения ударного слова, т. к. снимая ударение со всех остальных слов, мы тем самым уже выделяем ударное слово, акцентируем его.Логическое ударение можно поставить на любое слово в предложении, в зависимости от мысли, которую необходимо донести, в зависимости от того, что надо сказать, зачем и каково наше отношение к тому, что говорится.В методике обучения сценической речи существуют положения, знание которых поможет при анализе текста найти слова, которые должны быть выделены из группы других слов предложения.Ударения требуют:1.Слова, выражающие новое понятиеНа столе стоял стакан. Пол затрясся, упалстакан. Разбился стакан.2.Слова, противопоставляемые друг другу.Я хочу, чтобы вы поняли, что такое война, и что такое ребенок.3. Сравнение. «Как пена, грудь её бела.| Вокруг высокого чела, Как тучи,локоны чернеют.||Звездойблестят её глаза;|Eё уста, как роза, рдеют. А.С.Пушкин.4. В сочетании двух существительных наиболее сильным словом будет то, которое стоит в родительном падеже. Встреча гостей. Пиджак отца.5.Определение и определяемое слово произносятся как единое понятие, с большей силой звучания. Отцовский пиджак Соседский сын Честный человек.Если же автор хочет обратить внимание на определение, он ставит его после определяемого слова, т. е. употребляет инверсию. Пиджак отцовский Сын соседский Человек честный.Как определяются речевые такты? Где обозначить паузы, определяющие эти речевые такты? Обычно логическая пауза: а) отделяет группы слов подлежащего от группы слов сказуемого. Мой муж/сражался с захватчиками. Вертикальная черточкапауза: б) Ставится перед и после вводного предложения «Привратница, | просматривая домовую книгу|, обратила внимание на дату моего рождения». в) Заменяет пропущенное слово. «Над ними|мутное небо». г) Необходима перед соединительными словами И, ДА, ИЛИ, которые отделяют один такт от другого. « Мы все теснились у решетки,| и я увидела своё дитя.» д) Разделяет группу пояснительных слов. «Мы очень любили друг друга -| я и мой муж.» (В этом примере перед И нет паузы, т.к. это один речевой такт.)Выразительные средства помогают интонационно обогатить речь. В последнее время часто можно услышать вопросы:С какой интонацией произносить этот текст? Правильные ли у меня интонации? Как научиться интонации?Учить же интонации нельзя, т.к. интонация всегда конкретна, это результат отношения говорящего к тому что он хочет сказать, кому он говорит, как оценивает события и поступки героев; зависит от характера человека, который говорит, и обстоятельств, в которых он находится .Интонации нельзя найти и закрепить, они возникают вместе с реализацией мысли. Важно не механически воспроизвести звучание и повторять его на слух, а понять и осознать, что побуждает читать вслух тот или иной текст. Определив сверхзадачу, главную цель, главное устремление прочтения данного произведения, при выполнении намеченного вы осознаете необходимость соответствующего изменения тона голоса, тогда и появляются интонации. Интонация -это ритмическое движение тона. «Речевой интонацией я предлагаю называть отвечающую ряду слогов последовательность тонов, могущих различаться в отношении высоты, силы, темпа и тембра...» . Так как тон -звучание индивидуальное, то для выражения понятий, настроений каждый человек черпает его из самого себя.Осваивать речевые средства выразительности можно через приобретение умений профессионального дыхания, подготовки речевого аппарата к звучанию, наработки гибкого, подвижного голоса и знаний логических законов устного произнесения. А именно: разбор текста и нахождение логических центров, согласно той сверхзадаче, которая определена заранее.Имеется в виду выделение наиболее важного слова или группы слов для донесения мысли, владение чтением знаков препинания, законами противопоставления, сравнения, «приемом вводного», «правилом родительного падежа», «нового понятия» и т. д., тем, что является подсказчиками смысловой стороны интонации. Каждый знак препинания имеет свой интонационный рисунок: запятая показывает, что мысль еще не закончена, она предполагает паузу и повышение голоса на предшествующем ей ударном слове; тире ставится с целью разъяснить чтолибо, и оно требует паузы и повышения голоса на предшествующем этому знаку ударном слове; вопросительный знак -это активное повышение голоса на ударном слове вопросительного предложения; восклицательный знак требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения голоса; многоточие обозначает незавершенность действия, голос как бы «тает», «растворяется» на предшествующем многоточию ударном слове и понижается -и т. д. При сравнительном обороте то, с чем сравниваем, всегда получает ударение; «прием вводного» предполагает произнесение слов с понижением голоса, отсутствием ударения и некоторым ускорением темпа речи при произнесении одного или нескольких вводных слов; «правило родительного падежа» можно сформулировать следующим образом: все то, что стоит в родительном падеже, всегда получает ударение, и т. д. «Искусство художественногочтения естьискусствообращенияписьменной, немойречи в живую и образную, то есть звучащую и исполненную мысли и чувства...» .Обучающийся осваивает умелое произнесение разных речевых конструкций, используя технически подготовленный речевой аппарат, ум, логику и свой эмоциональнообразный мир, нарабатывает навык использования диапазона голоса, голосовых изменений тона, т. е. интонаций. Важно добиваться от учеников понимания, что овладение навыками конкретных умений способствует раскрытию основного смысла и формы данного произведения. Действенность слова очень часто недооценивается, хотя именно в результате словесного действия меняется и интонация. У каждого автора свой стиль: своя манера письма, свои средства выразительности, своя атмосфера, эмоциональный мир, который связан с построением конфликта между героями в его произведениях. Важнейшим условием овладения искусством чтения является ощущение зрителя -не только реального, но и воображаемого. Например, в условиях телеэфира обязательно предполагается тот, кому мы читаем, с кем мы общаемся.Занимаясь художественным чтением, человек укрепляет свой организм, осваивает правильное дыхание и постановку голоса; вырабатывает ясность речи, исправляя речевые недостатки; развивает речевой слух, чувство ритма; вырабатывает дисциплину логического мышления; воспитывает литературный вкус; тренирует волю (самообладание и сосредоточенность). Чтение вслух высоких образцов литературы является своеобразным этапом для приобретения навыка говорения. Овладение правильным дыханием и постановкой голоса стимулирует не только интеллектуальное развитие обучающегося, но и его воображение, что развивает творческие способности, навыки аудирования, так что нарабатываются и закрепляются профессиональные умения, появляется необходимая свобода (внутренняя раскрепощенность) и уверенность в своих силах, развивается способность хорошо говорить .Однако сегодня необходимо дальнейшее совершенствование всего процесса воспитательной и образовательной работы школы. В современном модернизированном мире технологий и компьютеров вытесняющими живое общение, создание детских театральных студий служит активной формой художественнотворческой деятельности школьников.

Ссылки на источники1. Улюкаев А.Р. Особенности устной речи и её выразительные средства // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2006. № 4.2. Русская риторика: Хрестоматия / Сост. Л.K. Граудина. М., 1996. 3. Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречья // Собр. соч. М.; Л., 1952. Т. 7. 4. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2001. 5. Торсува И.Г. Интонация и смысл высказывания. –Изд. 2е., испр. –М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 6. Жинкин И.Н. Механизмы речи. –М., 1958. 7. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб пособие. –М., 2000. 8. Ларина Е.А. Технология исследования уровней сформированности интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста в устной и письменной речевой деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 4. С. 198202.9. Чернышева И.И. Еще раз о саморегулирующихся процессах в лексиконе языка // Филологические науки. 2001. № 6. 10. LinklaterК. Freeingthenaturalvoice.N.Y., 1993.11. Аликаев Г. В. Теории систем и эволюция англий¬ского вокализма // Вопросы филологии. 2001. № 2 (8). 12. LinklaterК. Freeingthenaturalvoice.N.Y., 1993. 13. Основы системы Станиславского: Учеб. пособие / Авт.сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. Ростов н/Д, 2000. 14. Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учеб.пособие. М., 2001. 15. Красных В.А. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. М., 2001. 16. Максимова Г.П.Интонация как единица коммуникативистики // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003. № 1.17. ВсеволодскийГенгросс В. Теория русской речевой интонации. Пб., 1922. 18. Озаровский Ю. Э. Музыка слова. СПб., 1914. 19. Оссовская М.П. Изучение и освоение речевых средств выразительности составная часть языковой культуры общества (опыт театральной школы) // Функциональные стили и региональные варианты русского языка.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...