Как понять что стал профессионалом. Как быть профессионалом своего дела

Стать лучшим - достойная цель для профессионалов в своём деле. По сути, это логичное завершение долгого пути саморазвития в конкретной области.

Но ведь не все специалисты достигают этого, не все становятся лучшими или даже хоть сколько-нибудь хорошими. Так от чего же это зависит? В первую очередь от самого желания стать лучшим.

Вы хотите стать лучшим в своей сфере?

Любое движение начинается с цели, и первое, что надо сделать, - это правильно поставить цель.

Начинаем с постановки цели

Первый и самый главный признак хорошей цели: она мотивирует. Когда вы вспоминаете о ней, вам хочется что-то делать, она подталкивает вас к работе и отталкивает лень и прокрастинацию.

Если ваша цель не мотивирует, значит, это не та цель.

Начиная своё движение, вы должны чётко знать, кем вы хотите стать и через какой промежуток времени это должно произойти. Для вас не должно быть секретом, для чего вы добиваетесь этой цели: для денег, признания, лучших условий жизни.

Кроме того, важно определить правильный темп, в котором вы будете добиваться своих целей. Если вам кажется, что стать лучшим в своей области можно лет через 40–50, возможно, стоит немного ускориться?

Когда цели поставлены, пора добиваться их. Но для этого вам придётся не раз побороть свои привычки, накопившиеся за время бесцельного существования.

Вот список качеств, которые характерны для лучшего в своей сфере - от конкретной профессии до любимого хобби.

Развиваем качества, необходимые для номера 1

Наверняка эти качества не станут для вас открытием, но часто ли вы задумывались об их развитии? Все эти качества можно назвать правильными, и даже несмотря на то, что правда чаще всего - это понятие субъективное, они совпадают практически у всех.

Не опаздывайте

Лучший в своём деле не опаздывает. Лучше прийти раньше на полчаса, чем опоздать на 5 минут, и оправданий здесь быть не может.

Чтобы приучить себя к пунктуальности, можно придумывать разные наказания за опоздание. Например, как советует Игорь Манн, известный маркетолог и автор книг о саморазвитии, можно наказывать себя оплатой общего счёта в ресторане.

Держите своё слово

Возьмите за правило всегда выполнять то, что обещали. Конечно, будет нелегко сразу перестроиться, если вы привыкли бросать слова на ветер, и, скорее всего, придётся придумать для себя какие-то санкции за фейлы.

Запомните одно: чтобы не приходилось много обещать и потом наказывать себя за невыполнение, просто не обещайте того, в чём не уверены. Вообще старайтесь меньше обещать.

Научитесь говорить «нет»

Если вы собираетесь стать лучшим, у вас просто не останется времени на посторонние бессмысленные просьбы.

Поэтому тренируйтесь говорить «нет» на все просьбы, которые не соотносятся с вашими планами. Хотя, конечно, стоит выбирать тщательно: некоторые отказы чреваты неприятными последствиями.

Делегируйте задачи

Если кто-то может выполнить задачу так же хорошо, как и вы, делегируйте её. Перестаньте бессмысленно нагружать себя всеми делами, так вы просто потеряете время. По максимуму передавайте задачи и занимайтесь только тем, что никто не сделает лучше вас.

Научитесь доводить дело до конца

Это серьёзное умение, о котором нам говорят с самого детства. Тем не менее мало кто доводит до конца начатое дело, начиная от больших проектов и заканчивая мелкими планами.

Если вы не можете довести до конца самое элементарное дело, как вы собираетесь менять свою жизнь и становиться лучшим?

Культивируйте в себе это умение, не оставляйте ни одно дело незаконченным, и вам будет гораздо проще измениться.

Вспомните все свои незаконченные дела и либо полностью откажитесь от них, либо закончите.

Научитесь концентрироваться

Это жизненно важный навык, который пригодится вне зависимости от дела. И чтобы стать лучшим, вам придётся этому научиться.

Для работы в неблагоприятной обстановке есть несколько простых советов, которые могут помочь. Если вам мешает болтовня в офисе, надевайте наушники с нейтральной музыкой или беруши; если не можете сосредоточиться на разговоре с клиентами по телефону, попробуйте надеть очки с затемнёнными стёклами.

Игорь Манн утверждает, что это отличный способ сосредоточиться: «Все внешние раздражители отключаются, и ты как будто видишь своего собеседника».

Также можно применять разные техники для повышения концентрации, например Pomodoro. Это техника, согласно которой вы работаете, раз в полчаса прерываясь на отдых в течение 5 минут (позже 10 и 15 минут).

Эта техника достаточно известна, и вы найдёте множество приложений-таймеров для iOS и Android, например или Clockwork Tomato , варианты для десктопа, например для Windows, или целые сервисы для лучшей концентрации и выполнения своих целей на день вроде .

Научитесь принимать новое и постоянно развиваться

Чем старше мы становимся, тем труднее воспринимаем что-то новое. Но если вы решили стать лучшим, то стоять на месте - больше не для вас.

Пробуйте новые техники и инструменты, находите новые возможности, развивайтесь не только в своей сфере, но и в смежных с ней, знакомьтесь с новыми интересными людьми.

Вы не можете один раз завоевать звание лучшего, а потом поставить свой кубок на полку и до конца дней почивать на лаврах. Только постоянное развитие поможет оставаться лучшим.

Не сдавайтесь

В одной из своих лекций Игорь Манн упомянул одно знаменитое высказывание:

Ничто не может заменить настойчивости: ни талант - нет ничего более обычного, чем талантливые неудачники, ни гениальность - гений-неудачник уже вошёл в поговорку, ни образование - мир полон образованными изгоями.

Всемогущи лишь упорство и настойчивость. Девиз «поднажми» или «не сдавайся» решал и всегда будет решать проблемы человечества.

Кэлвин Кулидж, 30-й президент США

Человек, имеющий все эти качества, уже претендует на звание лучшего и обязательно им станет. А теперь о том, как понять, что вы стали лучшим.

Как понять, что вы - лучший

Как вы будете доказывать кому-то или даже себе самому, что вы лучший специалист в своей сфере? Ведь объективности как таковой не существует, и каждый человек судит себя и других со своей точки зрения.

Самое первое - это ваши проекты и свершения . Если у вас есть проекты или дела, которыми вы гордитесь, вы можете их назвать и рассказать о них, это уже успех.

Конечно, у вас могут быть и какие-то документальные подтверждения признания: много денег, дипломы, отличные рейтинги, статистика.

Что интересно, ваши провалы тоже можно считать достижениями . Почему? Потому что вы что-то делали, а не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. Поэтому цените и считайте достижениями все свои ошибки, главное, чтобы они не повторялись.

Не менее важно и позиционировать себя как лучшего в своём деле . Создание личного слогана, который настраивает вас на определённую жизненную позицию, правильное оригинальное резюме, 100 слов, которые описывают вас как личность, и прочие фишки - всё это помогает вам увидеть себя лучшим и являться им.

Итак, если у вас есть достижения, которыми вы гордитесь, есть документальные подтверждения, которых вам хватает, чтобы считать себя лучшим, и при этом вы продолжаете постоянно развиваться и позиционировать себя нужным образом, можно сказать, что вы действительно добились того, что стали номером 1, и мало кто усомнится в этом.

Правила и способы звучат достаточно просто, а вот сам путь простым не назовёшь. Ведь здесь не хватает одной мотивации: сегодня вы решили стать лучшим, день прожили «правильно», а завтра забыли обо всём.

Нужны последовательные действия, регулярные занятия и постоянное поддержание мотивации, а это могут обеспечить только занятия с тренером, который сам прошёл этот путь и стал лучшим в своей сфере.

Многие не любят свою работу, работают ради зарплаты и мечтают о другой работе, другой жизни. Но есть и те, кто очень любят то, чем занимаются, и стремятся стать еще лучше, стать настоящим профессионалом в своей области. Ведь именно к профессионалам стараются обращаться, именно профессионалы достигают желаемых высот в карьере и финансовом благополучии. Как же стать профессионалом?

1. Вы должны обладать неподдельной страстью к тому, чем Вы занимаетесь. Вы не должны ждать, когда же наступит конец рабочего дня, а с удовольствием оставаться работать подольше. Мало того, Вы должны искренне желать заниматься делом всей Вашей жизни даже ночью и в выходные. Помните, лозунг советской эпохи: «Скорей бы утро — скорей бы на работу»? Конечно, у современной молодежи он не вызывает ничего, кроме улыбки, но человек, который искренне любит то, чем занимается, действительно не может дождаться утра, чтобы заняться любимым делом.

2. Вы должны верить в то, что создаете что-то выдающееся, что Ваш труд действительно ценен и необходим людям.

3. Трудные задачи должны вызывать у Вас желание побыстрее с ними разобраться, а также вдохновение и неподдельный интерес, а не раздражение и разочарование.

4. Нужно научиться концентрироваться на главном. Постарайтесь не отвлекаться на просмотр почты и общение с друзьями в социальных сетях. Помните о том, что после потребуется много времени, чтобы снова вникнуть в суть вопроса и вспомнить на чем Вы остановились.

5. Учитесь у успешных людей, которые являются настоящими профессионалами в Вашем деле, читайте книги по профессии. Бытует мнение о том, что чтобы окончательно разобраться во всех нюансах профессии и стать по-настоящему толковым специалистом, нужно прочитать не меньше 200 книг по профессиональной тематике.

6. Дайте себе время. Настоящим профессионалом не стать за неделю. Психологи говорят о том, что только умение работать на автоматизме, не задумываясь о своих действиях, говорит о том, что Вы по-настоящему научились своему ремеслу. Обычно, для возникновения такого навыка – требуется не менее 10 тыс. часов. Именно отсюда и возникло повсеместное желание брать на работу специалистов, которые проработали не менее 3 лет в определенной сфере.

7. Самосовершенствуйтесь и сравнивайте свои успехи только с собой. Заведите себе полезную привычку – не сравнивать себя с теми людьми, кто начал работать раньше Вас, конечно, дух конкуренции силен, но не пытайтесь во что бы то не стало догнать их и стать лучше. Скорее всего, у Вас это не получится, а вот веру в собственные силы в течении никому ненужного соревнования, Вы точно потеряете. Лучше заведите себе традицию – каждое 31 декабря, подводя итоги, спрашивать себя о том, как много Вам удалось достичь, стали ли Вы работать профессиональнее, чем год назад.

8. Будьте усердны и трудолюбивы – эти качества во все времена ценятся работодателями больше всего. Старательному сотруднику часто готовы простить даже пробелы в знаниях и отсутствие необходимого опыта.

9. Не бойтесь ошибки. Помните о том, что нет такой ошибки, которую невозможно исправить, и, если Вы ошибаетесь – это значит, что Вы делаете что-то по-настоящему стоящее.

10. Скорее всего, долгое время у Вас не будет ничего получаться, и Вы будете считать себя неудачником. На самом деле, у всех успешных людей ничего сразу не выходило. Главное, не терять веры в себя и идти вперед, не оглядываясь назад.

Параллель между профи и личным интересом

Человек живет ради себя. Это давно известная прописная истина, которые многие люди почему-то пытаются по-другому интерпретировать. Ведь как это так — жить только для себя, попахивает махровым эгоизмом!

Но увы, есть только личный интерес. Нет интереса любимого дела, своих детей, Родины, друзей или общества. По истине, когда так говорит человек, он на самом деле камуфлирует или свои слова (просто врет), или не видит свое сознание (не понимает, что к чему).

Невозможно помочь своей семье, близким, своему делу, не разобравшись толком в своем поведении, мотивации, желаниях и способностях. Не зная, какими личными ресурсами я обладаю, нет понимания того, что я могу предложить другим людям. Это тоже самое, когда говорят, что человек не может полюбить другого человека, не полюбив самого себя.

Но если личность раскрылась, она знает свои плюсы и минусы, тогда появляется понимание и того, что и как она может привнести в этот мир. Какую пользу может дать окружающим людям, как укрепить свою семью, принести счастье в отношения с противоположным полом.

К чему я тут завел тему о понимании быть самим собой. Да все просто — мастер всегда знает, что он собой представляет, где у него минусы, в чем он силен, над чем еще надо поработать в личностном и профессиональном плане. И не важно, в какой области он профи — столяр, учитель, мама, родитель или спутник жизни.

Личный и бескорыстный интерес

Не нужно на мой взгляд путать эти понятия, хотя для многих они могут иметь одинаковый смысл в разных ситуациях. Отличие бескорыстных поступков от личных достаточно четкое. В первом случае мы делаем кому-то что-то хорошее, не требуя ничего взамен. Во втором, наши действия имеют четкую цель, которую и пытаемся достичь, получив при этом что-то взамен.

Причем бескорыстный поступок никогда не просчитывается заранее — награду за него не ждут, зато есть понимание, что все сделано хорошо и кому-то от этого польза. Личный же всегда нацелен на награду самому себе, чаще всего в виде получения каких-то навыков, возможностей или ресурсов.

Поэтому когда меня кто-то упрекает, что он сделал мне добро, а я такая «свинья» на это позитивно не отреагировал, я сразу задумываюсь, а бескорыстно ли делалось мне это «добро». Ведь если бескорыстно, упрека не будет. А если с корыстью, то я пытаюсь рассчитаться с этим человеком, после чего надолго (а чаще, навсегда), ухожу от контакта с ним, дабы не получить очередную «добрую» милость.

Кто он, этот мастер с большой буквы

Итак, за становление и развитие профессионала, на мой взгляд, отвечает именно личный интерес человека. Если он хочет стать мастером, он им станет.

Но вот как понять, перед тобой профессионал (начинающий или утвердившийся) или обычный человек? Попытаюсь описать признаки, по которым легко определяется мастер своего дела.

Мотивация профессионала

Первым делом именно мотивация. Именно это движет человеком, чтобы стать лучше в какой-то области человеческой деятельности или сразу в нескольких. На мой взгляд — это приобретение новых и улучшение старых навыков. Психологи в таком случае говорят — человек работает над собой, он обеспечивает свой личностный рост.

А имея навыки, появляются другие возможности — лучшее общение и взаимодействие с коллегами по работе/друзьями/близкими, большая зарплата, увеличенный статус в обществе и т.д. Настоящего профессионала всегда ценят намного больше обычного работника.

То же самое можно сказать и о близких отношениях. Если, например, муж развивает себя в личностном плане, от этого выигрывает его жена, дети, родители. Что автоматом сказывается и на нем самом! Я еще не видел ситуаций, когда хороший муж при уважительном и грамотном общении со своей женщиной, получал негативную реакцию в в долгой перспективе.

Есть такой жизненный закон — меняешься ты, меняются и окружающие тебя люди. Меняешься со знаком минус — получаешь то же негативное качество отношений от близких и родных. Растешь в плюс — открываются новые возможности, окружающие люди раскрываются с лучших сторон. Но только в наше время мало кто меняется, многие чего-то ждут…

Широкое образование

Многие могут с этим пунктом поспорить, но я все же поясню свою точку зрения. Здесь речь идет не о количестве законченных высших учебных заведениях. Я о том, как человек получает новую информацию и что он с ней делает. Настоящий профи много читает, смотрит обучающие ролики, слушает советы мастеров по своей профессии. А потом полученные знания методично практикует. А не сидит на месте и предполагает, что завтра он сделает так-то и так-то. Делать надо сразу.

То же касается профессионального роста, например, в супружеских обязанностях. Я не про секс буду сейчас говорить — возьмем тему того же воспитания детей. Одно дело — на все махнуть рукой и понадеяться на то, что ребенок вырастет сам или его грамотно введут в новую жизнь детсадовские воспитатели.

Нет, профессиональный родитель должен самостоятельно или с помощью грамотных учителей научиться воспитывать своего ребенка. Ведь это же его ребенок, о каких чужих руках идет речь, когда открывать маленькому человечку должны именно твои руки. И не перекладывать столь сложное занятие на бабушкины и дедушкины плечи. Это же Ваше дитя! 🙂

В наше современное время есть много возможностей получить нужную адекватную и полезную информацию практически по любым вопросам, будь то работа, семья или быт. Как говориться — ешь, не хочу!

Но увы, кто-то не хочет учиться, получать новую информацию (ждут халявы), кто-то не умеет учиться (не впитали родители с молоком этот навык, не показали они на своем примере как это делается и т.д.), а кто-то не считает это важным в жизни (часто так думают приспособленцы).

В мое время, когда я был подростком, найти толковую книгу об окружающем мире, психологии, общении или развитии своих навыков было очень сложно. У меня до сих пор лежит книга «Советы молодой паре» аж 1974 года издания. И в ней много есть полезной информации не только для молодоженов, но и уже устоявшимся в браке мужчине и женщине.

Сейчас есть все, ты только читай и внедряй полученные знания — вот такой бы я нарисовал лозунг в любой современной библиотеке. 🙂

Компетентность

Профессионал прекрасно знает на что он способен, к чему он должен стремиться и что ему мешает в работе. Свои проф. возможности и навыки он постоянно повышает, а в работе всегда отвечает за свою деятельность.

Если накосячсил — берет ответственность и все исправляет молча. Если видит, что нужна помощь в рамках своей работы, без проблем поможет (но в случае, если от этого не откажется клиент).

То же самое и в личных отношениях с друзьями и близкими людьми. Набедокурил — сам исправляй ситуацию. В чем-то сомневаешься, не лезь. Не просят, не делай «великих» подвигов.

Чтобы оставаться всегда компетентным, недостаточно много изучать поле своей деятельности (работа, семья и т.д.). Нужно понимать рамки, в которых ты можешь 100% помочь, а также всегда помнить об ответственности. И вообще, жизненный закон (Сделал добро — получил добро, сделал зло, получил — зло) никто не отменял.

Система жизненных ценностей

Настоящий профессионал в своей работе или в других областях своего присутствия всегда имеет свой стержень — систему ценностей. Он понимает, что такое «плохо» и что такое «хорошо». У него есть всегда свое мнение на происходящие события, он имеет свой ответ на них, но также он может быть гибок к ответам других людей по ситуации.

Главная цель мастера — получить результат и желательно позитивный. Но даже ответ со знаком минус даст ему пищу для размышлений, что позволит в будущем не наступать на уже испытанные грабли. А это может быть возможным, только имея четкое представление куда ты идешь, чего хочешь, какие есть для этого способы и как они трактуются в современной морали.

Человек без системы никогда не сможет добиться 100% результата — его все время будет тянуть в разные стороны, дающие иногда противоположный результат, к которому он стремится. Это как парусник без паруса — куда ветер подует, туда лодку и потащит. А направив парус, уже можно плыть в заданном направлении и добиваться результата.

Думаю, не стоит уточнять, что в систему жизненных ценностей профессионала входят такие понятия как честность, правдивость, справедливость, гуманность и другие важные качества высокоморального человека!

Навыки мастера в работе

Самые главные навыки профессионала я на мой взгляд, описал. Теперь кратко в виде списка напомню установки, которыми обладает мастер в своей повседневной работе (в личной жизни они тоже имеют место, только описываются другими словами). Итак, профессионал:

  • Умеет четко донести информацию клиенту . Не умеешь общаться, значит будут большие проблемы взаимодействия с боссом, его представителями.
  • Здоров, следит за собой, спокоен и уравновешен . Дерганный, не выспавшийся, забивший на свое самочувствие спец не эффективен в работе.
  • Умеет передать свои знания другому человеку . Быть учителем — это задача очень сложная, трудоемкая и затратная, но необходимая для мастера.
  • Хорошо разбирается в людях . Он должен иметь знания о поведении людей, их взаимодействии с окружающим миром, да и об интуиции не нужно забывать.
  • Если не уверен, за работу браться не будет . Профессионал не будет рисковать своей репутацией, если видит, что он на данном этапе своего развития не сможет осилить поставленную перед ним задачу.
  • Не держится за клиента, если потеряет его доверие . Такое бывает, когда клиенту покажется, что профессионал не обладает нужными знаниями и навыками для решения его задачи. Но здесь не нужно путать клиентов, которые паталогически не доверяют никому (а таких хватает) или пытаются контролировать весь процесс работы мастера.
  • Не обещает 100%-ную гарантию успеха . Он может только предложить клиенту, что приложит все свои усилия, чтобы решить поставленную перед ним задачу.
  • Не стесняется попросить помощи у коллег . Если мастер чего-то не знает, ему не сложно показать свою некомпетентность в чем-то и попросить совет у другого спеца.
  • Не навязывает свои услуги . Странно конечно звучит эта фраза в наше кризисное время, но это так. Но это правильно на мой взгляд, ведь потом спасибо не скажут.

В общем, где-то так. Может быть что-то забыл написать про навыки профессионала, но буду рад вспомнить вместе с Вами в комментариях!

Типы мастеров своего дела

Я делю профессионалов на два класса. И сейчас опишу, что понимаю под каждым из них.

Супер-профи

Это такой мастер экстра-класса, который уже достиг многого, его авторитет неприкасаемый, его навыки ценятся дорого. Он с легкостью расскажет о своих способностях и возможностях по выполнению предлагаемой клиентом задачи.

То же самое можно в моем понимании сказать и о человеке, который профессионально подходит к делам семьи, брака и т.д. Здесь супер-мастер всегда поможет своему спутнику жизни разобраться в ситуации, сможет быть ему учителем, без проблем станет учиться новому сам или вместе с партнером. Это зрелый и психологически развитый человек, без косяков на этапе созревания, начиная с внутриутробного периода и заканчивая средней школой.

Растущий профи

А это еще пока недоделанный экстра-мастер. Он налегает на новые знания, приобретает новые навыки, развивает свои способности. Он с удовольствием берется за любую работу, связанную с его производственной деятельностью. Причем делает он ее с тщательным усердием, вне зависимости от получаемой потом за нее награды.

А вот обычные работники сначала зондируют информацию о сложности задачи, ее оплате, а уже потом начинают что-то там решать (браться, не браться). Для профи (растущего или экстра-класса) важна сама задача, которая стоит перед ним. Причем приоритет отдают конечно тем задачам, которые позволят им получить или новые знания, или развить старые навыки или получить новые.

Кстати, профессионала легко можно узнать по тому, как он рассказывает о своей работе. Он с большим удовольствием расписывает все действия, раскрывает понятия (причем простым языком!), показывает примеры. Можно сказать, он как пророк фанатично несет свои знания всем людям. И он всегда работает на перспективу.

В общем, растущий мастер — это супер-профессионал, но только в маленьких штанишках. Пока носить папины брюки-клеш ему рано, но он уже примеряется к ним. 🙂

Здесь я буду опираться на свой практический опыт управления большим структурным подразделением (более 200 человек) более 4-х лет, а также небольшим коллективом (8 лет руководства). Хоть это было и в прошлом, но память и навыки еще свежие!

  • Если берем готовый продукт . Если стоит выбор взять человека с навыками или со связями, первый вариант предпочтительный. И чаще всего единственно верный — зависеть от связей подчиненного мало кому понравится.
  • Выбор между профи или растущим . Конечно, профессионал предпочтительней практически всегда. Но есть случаи, когда лучше вырастить своего мастера. Например, если в поиске попадаются только растущие, а мастеров нет. А время идет.
  • Психолог — лучший друг . Да, это так. Грамотный психолог может легко понять, передним цельная личность, или ей до спеца как до Луны. Ведь бывали случаи, когда руководитель делал тестирование без знаний психологии и потом приобретал кота в мешке.
  • Плохих кандидатов на мастера не бывает . Бывают специалисты, по своим профессиональным и личностным качествам не соответствующие или предлагаемой должности, или корпоративной этике предприятия. А тут опять психолог в помощь!
  • Самые важные навыки специалиста . Как это ни странно звучит, но не его супер профзнания в какой-то области. Главные навыки для работы на дядю — это желание работать по вакансии, ответственность и наличие способностей работать в данной профессии. Звезда в узкой нише — это недокомлпект по всем другим направлениям в работе. А человек с общими навыками и способностями может при наличии желания и ответственности в будущем стать мега-спецом предприятия или фирмы. А таких днем с огнем не сыскать!
  • Обязательно узнайте кто родители кандидата . И это очень даже серьезно — кто по профессии были папа и мама может дать существенное понимание, в каком направлении проще будет развиваться специалисту, а где ему лучше не лезть.
  • Проведите психологическое интервью с кандидатом . С помощью такой беседы можно задавать разные вопросы, которые позволят во многом оценить будущего мастера. На помощь идут стрессовые вопросы, невербальные проявления, рационализация.

Пару важных слов о рационализации

Часто при общении бывают такие моменты, когда человек, пытаясь «сохранить свое лицо» перед собеседником, своим неудачам дает рациональные красивые объяснения. Например:

— Почему Вы уволились с той работы спустя пару месяцев?

— Мне было неудобно добираться до моего рабочего места.

Объяснение выглядит симпатично, но тут же напрашивается вопросик — зачем устраиваться на работу, которая так далеко находится? А значит вряд ли человек ушел из-за далекого расстояния рабочего места. То есть человек рационально дает выдуманное объяснение, скрывая истинную причину ухода с работы.

Так работает тип психологический защиты, называемый рационализацией. Используя его, человек неприемлемые для его морали желания и поступки неосознанно (или осознанно, что страшнее) подменяет на приемлемые. По-другому — это «красивое» объяснение своих неудач.

А такой подход к своим проблемам разрушает доверие к специалисту. И профессионалу не стать профессионалом, который часто использует рационализацию.

Послесловие

И еще маленькая, но важная деталь. Мастер со временем создает свою систему работы, причем по разным рабочим аспектам — будь то какая-то методика или процесс взаимодействия, или поиск и получение новых знаний. Он так нарабатывает свою руку, что создает эффективный шаблон успешного выполнения той или иной задачи, причем, с наличием гибкости в последующих изменениях (мастер не консервативен, он постоянно учится!).

И не нужно забывать, что настоящих профессионалов из всех спецов профиля меньше 1%. Таких людей по их работе видно за версту. А поэтому его ценность совсем другая, нежели стоимость любого другого работника.

То же самое относится и к профессиональному отношению при создании семьи. Счастливых семей (это мое личное мнение!) — еще меньше, чем 1%. Так может стоит задуматься над этим и каждому стремится стать мастером не только своего любимого дела! 🙂

Надеюсь, мое видение профессионала принесло Вам, дорогие читатели, свою пользу. Если я подтвердил Ваше видение этого вопроса, отлично. Если же есть у Вас какие-то сомнения или Вы готовы поспорить со мной по каким-то моментам статьи, прошу описать свое мнение в комментариях!

Надеюсь, на жаркую, но позитивную дискуссия! Я к ней готов!

С уважением, Ваш Максим Довженко

Наверно, многих посещали мысли, что нужно бы освоить ту или иную (потому что там больше платят или потому что без знаний в этой сфере по жизни придется туго). К тому же, быть профессионалом в чем-то значит всегда быть востребованным!

Но как же стать профессионалом в выбранной сфере? Без сомнения, необходимо много обучаться, впитывать новые знания, словно губка. Но одних знаний будет недостаточно.

All you need is love

Казалось бы, любовь (может, даже страсть) – не самая нужная вещь для развития профессионализма. Но вы не сможете в доскональности освоить деятельность, если не будете ею гореть. Невозможно стать профессионалом, если не любите то, чем занимаетесь.

И, как бы вы ни старались стать, к примеру, если засыпаете от одного взгляда на компьютер, а языки программирования вызывают отвращение, то и профессионал из вас не получится. Максимум – больше не нужно будет обращаться к профи, чтобы что-то сделать в своем компьютере. Но и это вы будете делать с такой неохотой!..

Поэтому в выборе деятельности руководствуйтесь, в первую очередь, своими предпочтениями, а не тем, где больше платят. Если к чему-то душа не лежит, то маловероятно, что вы добьетесь успеха в этом направлении. Зато можно развиваться в том, что вам интересно, и (со временем и ростом профессионализма) это может принести большие плоды.

Теория – хорошо, практика – ВСЕ!

Метод проб и ошибок. Существует множество методик и инструкций к одному и тому же виду деятельности. Что хорошо для одних, может быть пагубно для других. Поэтому все навыки, приобретаемые во время обучения (или самообучения), должны проходить полевые испытания.

Быть может, какой-то метод был опробован десятками людей и показал отличные результаты, но при этом именно вам он абсолютно не подходит. Пробуйте что-то другое. Изобретайте свое! Далеко не все открытия уже совершены в этом мире.

От ошибок никто не застрахован. И, если только вы не сапер, не стоит их бояться! Чтобы понять, какие методы , а какие – полная лажа, придется опробовать все.

Правило десяти тысяч часов. Согласно Малкольму Гладуэллу (журналист и поп-социолог), именно столько времени потребуется, чтобы стать профессионалом в каком-либо деле.

Ну, не знаю-не знаю! Не могу утверждать, что это правило 100% действует. Нужно проверять! А значит, делу, в котором вы хотите стать профи, необходимо уделять по восемь часов в день с понедельника по пятницу на протяжении пяти лет или по три часа в день в течение десяти лет. При этом требуется не просто систематическое повторение одних и тех же действий, но также анализ выполненной работы и исправление ошибок.

Не бойтесь критики и неудач!

Как я уже говорила, не стоит бояться ошибок. Ошибки – те трудности, которые неминуемо приходится преодолевать всем профессионалам своего дела. Ведь вы не думаете, что все профи с рождения идеально ориентируются в своих сферах и застрахованы от ошибок и неудач?!

Именно ошибки и критика (конструктивная!) – те движущие силы, которые помогают понять, что мы делаем правильно, а в чем еще нужно совершенствоваться.

Как отличить профессионала от непрофессионала?

Профессионалы знают себе цену! Они любят свою работу, но это не означает, что они готовы выполнять ее бесплатно. Они четко знают, сколько стоят их услуги и сколько времени займет выполнение работы.

Профессионалы инициативны. То есть – не боятся вносить дельные предложения, которые смогут оптимизировать работу всего коллектива.

Профессионалы не останавливаются на достигнутом. Всегда есть куда расти! Профессионалы сами стараются обучаться новому и при этом стремятся передать знания другим.

Как понять, стали ли вы уже профессионалом? Выделяют три основные составляющие профессионализма: опыт, знания, скорость. Профессионал не только обладает огромным количеством знаний в своей сфере, но и умеет быстро и качественно применить их на практике.

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни .

04.09.2018 18:08

Мотивация человека крутится вокруг трех вещей: навыки, деньги и статус (разработка Игоря Михайловича Литвака и Бориса Михайловича Литвака).

Для профессионалов экстра-класса и будущих профессионалов экстра-класса основная мотивация ― это приобретение навыков. Она обеспечивает личностный рост, навыков становится все больше. Может быть, не так быстро, но потом приходят и деньги, и статус. Поэтому лучше воздержаться от приема на работу человека, интересующегося социальным пакетом и материальными льготами. Благо, в условиях кризиса, когда рабочих мест меньше, чем претендентов, это нетрудно.

Правда, и сейчас работники экстра-класса работы не ищут. Их работа ищет. Но сейчас их можно найти в свободном плавании.

Это проблема из проблем в нашем обществе. К сожалению, мы ― общество любителей. У нас тяжело найти профессионала в любой отрасли. Каждый из вас может сказать, как его подводили слесари, портные, повара, маляры, штукатуры. Кто из вас не покупал изделия, которые не соответствовали качествам, о которых говорила реклама? Вот почему, отчаявшись найти профессионалов, многие люди (я имею в виду даже состоятельных людей) сами готовят, ремонтируют сантехнику, клеят обои, да и лечатся. Но наука здесь ни при чем. Она очень высоко развита во всех областях. Все специальности находятся на очень высоком уровне развития и продолжают бурно развиваться.

Дело в том, что у нас очень мало профессионалов даже среди тех, кто может что-то делать толковое. К сожалению, бывает трудно судить о профессионализме по диплому человека, научным степеням, категориям и прочему. И если вы столкнулись с плохим специалистом, то не охаивайте его. Старайтесь от него избавиться.

Практически все учебники и руководства, рисуя облик профессионала, приводят ряд требований, кроме требования владеть набором навыков в своей области. Они предполагают и ряд личностных качеств, которые, возможно, необязательны для лиц средней квалификации, но крайне необходимы для профессионала экстра-класса. В качестве примера приведу перечень признаков, которые должны входить в облик современного профессионала.

Профессионал должен быть одновременно и гражданином, и общественным деятелем . За примерами ходить недолго: врач Рошаль, актриса Пугачева, писатель Солженицын, хоккеист Фетисов другие. Кроме того, у него должно быть широкое образование (я бы сказал, большое общее образование), высоконравственная основа побуждений . Профессионал обычно авторитетен, обладает личным обаянием, скромен, оптимистичен, правдив, справедлив, честен, самоотвержен, гуманен, владеет словом.

Из учебника в учебник переходят цитаты Антона Павловича Чехова о том, что «специалист должен быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Я бы к этому еще добавил, что профессионал должен быть сам благополучным и счастливым человеком. Можно оценить, как владеет профессионал тем или иным методом в своей специальности, но как измерить честность, гражданственность, высоконравственную основу побуждений, правдивость и прочее? Вот почему разделение качеств профессионала экстра-класса на профессиональные и личностные весьма условно.

Поэтому вначале я хочу поговорить о профессионализме вообще.

Я бы отнес профессионализм к личностным качествам. Профессиональные навыки набираются иногда довольно медленно, а профессионализм можно выработать гораздо быстрее. Профессионалом я называю того, кто знает свои профессиональные возможности, постоянно их повышает и никогда не действует вне рамок своей компетентности. Поэтому в жизни можно встретить как профессионала ― начинающего специалиста, так и дилетанта-профессора. Я знаю одного очень неплохого психиатра, занимающего видное положение. Все было бы хорошо, если б он еще не корчил из себя невропатолога. В глаза ему это не говорили, а за глаза смеялись и выражали сомнения в его психиатрических знаниях.

Я полушутя-полусерьезно говорю, что я профессионал, причем во всех областях человеческих знаний: я профессиональный водитель, профессиональный нейрохирург, профессиональный певец (список могу продолжать до бесконечности) и профессиональный психотерапевт. A вот мои доказательства. Я не совершил ни одной аварии, но я ни разу и не садился за руль. Я не напортачил ни разу во время нейрохирургических операций, но я ни разу и не пытался их делать. Я профессиональный певец, потому что я ни разу не пустил петуха со сцены, но я ни разу не пел со сцены. Вот с психотерапией и психологией у меня получается похуже: иногда бывают и неудачи. Или переоценю свои возможности, или переоценю возможности клиента. Но каждый неудачный случай для меня — это повод для глубокого анализа. В конце концов или нарабатываю новые методы, или передаю своего подопечного более квалифицированному специалисту. Последнее, честно говоря, делаю с болью в сердце. Но ведь интересы клиента дороже и для меня лично. А чтобы сердце не болело, иду учиться у коллеги. Ну и, конечно, оттачиваю конкретные техники.

Таким образом, профессионалов можно разделить на две категории:

  • профессионал экстра-класса;
  • растущий профессионал.

Разница между ними непринципиальная, ибо растущий профессионал обязательно станет профессионалом экстра-класса ― дело только в количестве навыков. Но цена на них существенно отличается. Конечно, хорошо увидеть профессионала в работе, но и на светских тусовках и ритуалах его тоже можно вычислить. Постарайтесь разговорить его на профессиональную тему. Он охотно на это пойдет. Если он не хочет или избегает говорить на профессиональные темы, задумайтесь, а профессионал ли он, ибо профессионал живет своей профессией и ему всегда интересно о ней говорить, тем более что он в ней разбирается. Слушая его, хочется бросить свою профессию, если вы сам не профессионал, и заняться его профессией.

Некоторые признаки профессионала экстра-класса с этой точки зрения:

1. Профессионал всегда уважительно относится к своему коллеге и никогда не будет предлагать своих услуг, если его об этом не просят, но никогда не откажет в помощи, если просьбы поступят.

2. Профессионал своевременно и охотно прибегает к помощи своих коллег и легко говорит о своей некомпетентности в тех вопросах, где он некомпетентен.

3. Профессионал никогда не обещает 100%-ю гарантию успеха, а только гарантирует, что приложит все усилия. Ведь исход дела зависит не только от профессионала, но и от усилий партнеров. Профессионал в своей области старается как можно более специализироваться. У него есть «фишка». Что-то он умеет делать такое, что никто делать не умеет. Когда я занимался медициной, две болезни я мог лечить так, как никто в округе. Не называю, ибо не собираюсь возвращаться к лечебной деятельности.

4. Профессионал постоянно учится. Учеба — это фактически обновление. Ведь когда мы в блюдо добавим новый, пусть и в небольшом количестве, ингредиент, изменяется вкус всего блюда.

5. Профессионал знает коллег, уровень профессиональных навыков которых более высок, чем у него.

6. Профессионал откажется от дела, если знает, что кто-то это дело делает лучше, если знает, что не сможет клиенту помочь или кто-то сделает это лучше, чем он. Вот и я написал совместно с Валентиной Савельевной Коваленко монографию «Эпилепсия». Но подбор медикаментов при эпилепсии она делает лучше. И если мне попадался такой больной, то я его переправлял к ней. А она направляла ко мне пациентов с эпилепсией, которые ещё нуждаются и в психотерапевтическом воздействии.

Дорогой мой читатель, это я все рассказываю для вас. Вам достаточно найти одного профессионала. Он найдет вам необходимых остальных. Профессионалы знают друг друга. Кадровые агентства тоже знают, где водятся профессионалы. То же характерно и для остальных отраслей. Найдите одного квалифицированного каменщика, и он приведёт вам квалифицированных маляров, плиточников, сантехников и прочих.

7. Профессионал уже во время первой беседы предупреждает клиента, что тот имеет право отказаться от его услуг, если перестанет ему доверять.

8. Профессионал в качестве предоплаты берет только средства на текущие расходы. Он уверен в своей работе и разбирается в людях.

9. Профессионал физически здоров, материально достаточно обеспечен и счастлив в личной жизни. Чем выше уровень профессионализма, тем легче человек выполняет свою работу, тем лучше результаты, тем больше положительных эмоций, тем лучше здоровье. Многие видные профессионалы с ростом своей профессиональной квалификации улучшали свое здоровье и прожили длинную плодотворную жизнь.

10. Профессионал — это тот, кто не только сам владеет ремеслом, но и может этому научить другого. Это качество необходимо для того, чтобы не бояться остаться одному. Если уж так случится, то помощников можно себе подготовить самому. Поэтому поинтересуйтесь, есть ли у него ученики. Как правило, профессионал нарабатывает свои собственные методики и обычно излагает их в брошюрах или книгах. Или хотя бы узнайте, у кого он учился, и прочтите работы его учителя. А если сказать все это короче: профессионал знает самого себя.

11. Профессионал имеет широкое общее образование. Как-то слышал, не помню где, одну реплику. Женщину спросили, почему она такая умная. Она ответила, что это из-за того, что кроме высшего образования есть ещё и среднее.

С профессионалом легко общаться, ибо он сложно устроен и может подстроиться под любого клиента. У него нет ярко выраженного хобби. Его профессия — это и есть его хобби. В связи с большим общим образованием он великолепно чувствует себя в любом обществе и в любой жизненной ситуации находит что-то полезное для своего профессионального совершенствования. Сложный в общении человек устроен крайне примитивно, подстроиться к нему трудно. Если есть возможность избежать общения с ним, то это лучше сделать побыстрее.

12. В работе движения у профессионала плавные. Создается даже впечатление некоторой медлительности. Но из-за отсутствия лишних движений работает он быстро. В теле нет излишнего напряжения, голос низкий, прослушиваются бархатные базовые нотки. Темп речи, скорее всего, зависит от темперамента. Но если профессионал даже и говорит быстро в связи с холерическим темпераментом, то нет ощущения торопливости и суеты.

Эти положения полезно знать не только руководителям, но и молодым специалистам. Тогда они охотно будут прибегать к помощи своих более опытных коллег, не будут браться за то, что пока не умеют делать, будут учиться тому, чего не умеют, и, в конечном итоге, уже в первые годы своей профессиональной деятельности будут, с точки зрения пользы делу, профессионалами высокого класса. Если бы все молодые специалисты придерживались этих правил, у нас было бы гораздо меньше неоконченных, запущенных дел. Тогда они быстро станут профессионалами, которые со временем превратятся в профессионалов экстра-класса.

Вообще-то еще раз хочу повторить, что профессионал — это не специальность, а образ жизни. И если профессионал сам не соответствует тем принципам, о которых он говорит, то лучше с ним не иметь дела. И если человек непрофессионал или не хочет стать профессионалом, то его и человеком, по большому счету, считать нельзя.

Выбор специалиста ― дело сложное, особенно если вы сами профессионалом не являетесь. Я не берусь сказать, какого специалиста вам следует выбрать. Но я хочу подсказать вам, от какого специалиста вам следует отказаться:

Прежде всего, если к нему не лежит душа, то и не стоит с ним иметь дела. У вас все время будет выраженное эмоциональное напряжение. Все его слова и действия вы будете подвергать сомнению. Разовьется внутреннее напряжение, которое сведет на нет все положительное, что исходит от специалиста.

А вот если специалист вызывает y вас симпатию, это еще не значит, что нужно тут же начинать с ним сотрудничество. После этого еще следует немного подумать.

Если специалист чересчур автократичен, настаивает на выполнении всех его требований, не объясняя их смысла, то я сомневаюсь, что он принесет вам значительную пользу, даже если его советы и рекомендации правильны.

Если специалист ставит вам всенепременное условие посещать только его, то лучше с ним не иметь дела. Значит, он не доверяет вам, вашему разуму, умению отличить одно от другого. Если даже у другого специалиста вам будет лучше, то, конечно, профессионалу будет обидно, однако обижаться он будет на себя, а за вас будет рад.

Если специалист утверждает, что только он владеет данным методом и только он может помочь, то это должно у вас вызвать сомнения. В лучшем случае это добросовестно заблуждающийся человек, в худшем ― шарлатан.

Еще несколько предостережений. Не ждите от профессионала радикальных действий и быстрых улучшений, хотя они иногда и могут быть. Профессионал всегда работает на перспективу.

В общем, если процессе ваших контактов с профессионалом ваша жизнь начинает походить на лестницу, по которой вы все время поднимаетесь, то тогда можно сказать, что все идет нормально. Это подъем вверх, как будто вы идете в гору. И даже если вы скатываетесь, то скатываетесь вперёд ― то есть у вас появляются неприятности, которых раньше просто не могло быть.

Но если в процессе ваших контактов с профессионалом вы ходите по кругу или даже опускаетесь вниз и откатываетесь назад, то лучше расстаньтесь с таким специалистом.

Ничего не принимайте на веру. Если вам непонятны его действия, лучше отказаться от его услуг. Не напрягайтесь, чтобы его понять. Это его святая обязанность ― сделать так, чтобы вы его поняли. «Истина не в словах говорящего, а в ушах слушающего» ― говорили древние. Святая обязанность профессионала ― сделать вам понятными методы, которыми он воздействует на вас или которыми предлагает вам воспользоваться в процессе самостоятельной работы. Вы должны четко представлять конечные результаты работы, признаки, по которым вы будете узнавать прогресс, и время, когда дело будет, сделано.

Профессионал не боится обучать других. Ведь в процессе обучения других сам начинаешь глубже понимать свою профессию и можешь придумать что-нибудь новое, а твои последователи продолжают делать то дело, которое профессионалу уже стало неинтересным.

Теперь еще несколько слов работодателям.

Работники бывают грубияны, садисты-исследователи, стяжатели, невежды и ангелы. О первых четырех мы поговорим ниже. А вот ангелов бояться нужно больше всего. Ведь ангелов не бывает. Постарайтесь найти в нем что-то человеческое, какие-то недостатки. И если это вам не удастся, то перестаньте с ним общаться. Значит, поведение его неестественное. В будущем вас ждёт глубокое разочарование.

Если на первых встречах профессионал вас раздражает, со многим вы не согласны, временами он кажется то стяжателем, то невеждою, то садистом, то грубияном, но он будит вашу мысль, заставляет вас возражать ему, и вам с ним интересно ― задержитесь возле него немного. Потом вы увидите его достоинства, которые перевешивают все его недостатки. Выяснится, что это не стяжательство, а необходимые требования, связанные с технологией производства. Кажущийся садизм и грубость связаны с нежеланием тратить лишнее время. А то, что вам представляется невежеством, связано с гиперсосредоточенностью на своей специальности. Вспомните Шерлока Холмса, который был почти полным невеждою в вопросах, не касавшихся его специальности. Более того, вскоре вы их просто не будете замечать. Но если есть только эти недостатки, то от таких работников лучше избавляться или не принимать на работу.

Они знают, чем владеют и чего не умеют, и постоянно стараются повышать свой уровень и двигаться вперед и вверх. Не расспрашивайте о претензиях на рост тех, кого нанимаете на работу. У нормального сотрудника есть одна мечта ― занять ваше место. Этот человек будет хорошо работать. Но если вы нормальный руководитель, то это вас не будет огорчать. В конце концов, и вас ведь ждет повышение, вы же тоже будете расти, и вы, уходя с прежнего места работы, захотите передать ваше учреждение в хорошие руки. А молодой профессионал за несколько лет овладеет навыками управления и сможет вас заменить, когда пойдете на повышение.

Вопрос только в том, как найти растущего профессионала. Искать его лучше всего еще тогда, когда он учится в институте на втором курсе (с первого курса часто уходят). Поручить подбор его нужно преподавателям вуза, где учится студент. Там его учат не просто избранной специальности, например электротехнике, но учат работать именно на вашем предприятии. За несколько лет целенаправленной учебы он превращается в полноценного профессионала и после окончания вуза уже не нуждается в предпродажной подготовке, как многие выпускники наших институтов. Когда он выходит на работу, то получает должность, достойную зарплату и жилье. Затраты окупаются. И я не фантазирую. Лично знаком с руководителем такого предприятия в Санкт-Петербурге.

Растущих профессионалов очень мало. Но они есть. Хочу описать их признаки:

Внешне они незаметны, в студенческих тусовках не участвуют, на дискотеки и в ночные клубы не ходят. Но зато посещают студенческие кружки, где в меру своих сил занимаются научной работой. Некоторые успевают подготовить диссертационную работу, частью которой является их дипломное исследование. Они заранее знают, где они хотят работать, и где будут работать после окончания вуза. Более того, стараются работать там во время каникул и в свободное от учебы время. Обычно на будущей работе их уже ждут. Недостающие навыки быстро набирают по ходу работы. И опять вам не сказки рассказываю, а реальные факты. Не очень часто, но так было и во время моей работы в Ростовском медицинском университете, что студенты у нас к концу обучения овладевали и практическими навыками. Но поскольку по закону они не могли быть оформлены на постоянную работу, они, формально учась у нас в ординатуре или интернатуре, фактически работали уже в лечебном учреждении как бы на практике, а у нас только числились. В аспирантуре они не нуждались.




Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...