Какие бывают предложения по интонации и цели высказывания? Предложение. Основные признаки предложения

по дисциплине «Введение в языкознание»

на тему: «Предложение, его признаки»


Выполнил:

Мерцалов Руслан


Хабаровск, 2014


Введение

Общие сведения о предложении

Признаки предложений

Заключение


Введение


Великий и могучий русский язык всегда поражал неоднозначностью. Та же неоднозначность присутствует в разделе синтаксиса. В своем реферате я говорить о предложении и его признаках. Актуальность моей работы состоит в том, что предложение является главной единицей синтаксиса, и существует необходимость в систематизации знаний о предложении и его признаках.

«Грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением», - писал А.А. Потебня. И далее: «Термины «подлежащее», «сказуемое» добыты из наблюдения над словесным предложением и в нем друг другом незаменимы. Между тем для логики в суждении существенна только сочетаемость или несочетаемость двух понятий, а которое из них будет названо субъектом, которое предикатом, это для нее, вопреки существующему мнению, должно быть безразлично...». А.А. Потебня не дает определения предложения, но указывает на его основной признак - сказуемость и на «собственную и первоначальную этимологическую форму сказуемого» - глагол.


.Общие сведения о предложении


Предложение - главная единица синтаксиса. Его функция в языке - коммуникативная. Эту функцию не может выполнить ни слово, ни словосочетание. Они выполняют номинативную функцию. Слова должны грамматически организовываться так, как этого требует предложение. Прежде всего, между ними должны возникнуть предикативные отношения связи, имеющие модально - временной план. Кроме того, эти сочетания слов должны обладать смысловой законченностью. Только при выполнении этих условий можно объединить в предложение. Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка. Структура предложения - предмет синтаксиса. язык синтаксис предложение слово

Предложение является максимальной, объемлющей единицей грамматики; все другие единицы (морфема, слово, синтаксическая группа) являются его частями. Многочисленные попытки дать определение понятию предложения, т.е. указать его необходимые и достаточные признаки, которые были бы верны для всех предложений всех языков или хотя бы какого-то одного языка, убедительных результатов не дали. В строгом смысле определением предложения в некотором языке является грамматика этого языка, а универсальным (т.е. верным для всех языков) определением предложения является общая теория грамматики. Отличительное свойство предложения - предикативность, т.е. способность функционировать в качестве единицы, пригодной для сообщения и выражающей временную и модальную актуализацию сообщаемого; например, пары конструкций белая лошадь и Лошадь - белая, полет стрелы и стрела летит описывают одно и то же положение вещей и имеют одно и то же значение (в одном из пониманий последнего термина), однако лишь вторые члены пар обладают предикативностью.

Предложение как носитель признака предикативности противопоставлено словосочетанию - более «мелкой» синтаксической конструкции, образованной на основе соединения знаменательных слов с помощью отношения синтаксического подчинения; так, в приведенных примерах белая лошадь и полет стрелы - словосочетания, но не предложения.

Представители формально-синтаксического направления рассматривали предложение само по себе, автономно и его свойства объясняли внутренним строением.

Например, определяли предложение как словосочетание, имеющие законченную интонацию, а члены предложения - как части речи. Так, основным предметом изучения в синтаксисе, по мнению Ф.Ф. Фортунатова, являлось словосочетание, разновидностью которого и было предложение. Представители этой школы уделяли неодинаковое внимание различным синтаксическим категориям. Например, Н. Петерсон особенно интересовался типами словосочетаний. Пешковский, наряду с этим, уделял большое внимание составу предложений, их типологии.

Интересно и определение предложения, данное А.М. Пешковским: «Словосочетания, имеющие в своем составе сказуемое, или указывающие своим формальным составом на опущенное сказуемое, или, наконец, состоящие из одного сказуемого; все такие словосочетания мы будем называть предложениями».

Таким образом, начиная с работ А.А. Потебни, в русской синтаксической науке появляется стремление определить предложение на основе конкретного ведущего признака, характеризующего его организацию. Последовательное акцентирование роли глагола в этой организации постепенно привело к более широкому пониманию категории сказуемости и, наконец, предикативности как основного признака предложения. Однако в большинстве случаев под предикативностью понималась синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым, т.е. двумя конструктивными центрами предложения. В тех же случаях, когда язык давал примеры иных форм предложений, например одночленных (с одним главным членом), приходилось объяснять причину отсутствия другого члена: либо формальным пропуском его и наличием в мысли (А.А. Потебня и др.), либо функциональным совмещением их в одном главном члене (А.А. Шахматов).

В 40-е годы ученые стали активно различать формальную и коммуникативную организацию предложения. Учение о предложении как о единице, прежде всего, коммуникативного уровня присуще представителям Пражской лингвистической школы (В. Матезиус, Б. Гавранек, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон и др.). В. Матезиуса считают создателем актуального синтаксиса.

Далее теория предложения развивалась по пути выявления его грамматических признаков при учете общей коммуникативной сущности и его семантики. Так, В.В. Виноградов дает такое определение: «Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная (т.е. неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Определение предложения как минимальной, грамматически организованной единицы, служащей для выражения мысли, а также чувства и воли, является в настоящее время наиболее распространенным (в основном это концепция В.В. Виноградова).

Предложения классифицируются на различные типы в зависимости от положенного в основу деления признака. Различаются предложения:

I. По цели высказывания

Повествовательные. Другой берег реки, низкий и ровный, тянулся куда-то вдаль к зелёным стенам леса.

Вопросительные. Знаете ли вы украинскую ночь?

Побудительные. Хлеб - соль ешь, а правду режь.

II. По интонации

Восклицательные. Как хорошо в лесу!

Невосклицательные. На противоположном берегу, как исполинские часовые, стояли могучие кедры.

III. По наличию главных членов

Двусоставные. (Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого). Например: Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром.

Односоставные. (Грамматическая основа односоставных предложений состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого). Например: Быстро смеркается.

IV. По наличию или отсутствию второстепенных членов

Нераспространённые. (В своём составе имеют только главные члены). Катятся ядра, свищут пули…

Распространённые. (Кроме главных членов, в своём составе имеют второстепенные члены). Раскрылось небо голубое меж облаков в апрельский день.

V. По наличию или отсутствию необходимых членов предложения

Полные. (В таких предложениях все члены предложения налицо). С запада надвигалась грозовая туча.

Неполные. (В таких предложениях пропущен какой-либо член - главный или второстепенный, но он легко восстанавливается по смыслу). Мой брат пошёл в библиотеку, а я - в бассейн.

VI. По структуре

Простые. Слева от дороги мы увидели котлован, доверху наполненный водой.

Сложные.

VII. По определению

Утвердительные.

Отрицательные.

2.Признаки предложений


Основные признаки предложения: семантическая законченность, предикативность, грамматическая организованность, интонационная оформленность.

Модальность устанавливает, реально ли происходит то, о чем сообщается, или только мыслится как возможное, должное, требуемое. Модальность выражена формами синтаксического - реального, изъявительного наклонения. Она может быть выражена и формами нереального синтаксически - условное, повелительное наклонение, когда реальное мыслится как возможное, зависящее от ряда условий.

Общее значение реальности/нереальности сообщаемого прикрепляется к конкретному времени и к конкретному лицу - понимание модальности связано с пониманием времени и лица. Вот это единство модальности, времени и лица есть предикативность. Она присутствует обязательно в каждом предложении. Опирается на глагольные формы, а при отсутствии их на другие показатели. Так, в номинативном предложении - интонация и связка настоящего времени. Модальность: объективная (отношение к сообщаемой действительности, то есть сообщаемое мыслится как реальное настоящего времени в 3-м лице) и субъективная (отношение говорящего к сообщаемому, то это субъективная модальность). «Брат приедет вечером». «Брат, конечно, приедет вечером».

Любое предложение должно иметь интонацию сообщения, интонацию конца и т.д. В зависимости от нее предложение приобретает значение. Интонацией различаются типы предложения по цели высказывания. Интонация полифункциональна. Она является не только средством оформления предложения, но и одним из способов выделения коммуникационного центра предложения. Кроме того, интонация выступает как одно из средств выражения смысловых различий.

Предложение обычно принимает одно из значений категории модальности, которая выражает различные отношения между говорящим, слушающим и сообщаемым высказыванием. Одним из таких отношений является цель высказывания, в соответствии с которой предложения обычно подразделяются на утвердительные, вопросительные, побудительные (императивные) и восклицательные; возможны и более детальные классификации. Модальность может выражаться с помощью выделительных или вопросительных слов (или частиц), интонации, грамматической категории наклонения и т.п. Во многих языках (в частности, в индоевропейских), предикативность связана с выражением категории лица.

Минимальная единица, способная к выражению предикативности, - простое предложение. Оно характеризуется особой синтаксической и семантической структурой (предикативной конструкцией), особым порядком слов, интонационной моделью и актуальным членением; все эти признаки отличают простое предложение от единиц меньшей длины (и более низкого уровня структурной организации) - слова и словосочетания. Простое предложение конституируется своими главными членами - подлежащим и сказуемым; в некоторых языках (например, русском) один из главных членов может отсутствовать. Если главные члены предложения выражены минимально возможным числом слов, предложение является нераспространенным (Мальчик смеется; Холодно; Нет известий), если же они выражены развернутыми конструкциями или если в составе предложения есть обстоятельство, относящееся по смыслу к предложению в целом (такое обстоятельство называется детерминантом, например: Над омраченным Петроградом // Дышал ноябрь осенним хладом (А. С. Пушкин), предложение называется распространенным. В любом языке можно выделить строго ограниченное число конструкций, или структурных схем, в соответствии с которыми строятся простые нераспространенные предложения. Так, пары предложений Огонь горит и мальчик идет; Ответа не пришло и денег не хватает, представляют каждая одну и ту же структурную схему.

Также есть такое понятие как актуальное членение предложения. Это членение предложения по смыслу на две части, обозначающие предмет речи и то, что о нем говорится. В каждом высказывании устной и письменной речи отражено движение мысли от того, что уже известно, что названо говорящим или находится перед глазами собеседников, к тому, что еще не известно читателям или слушателям. Мысль говорящего отталкивается от известного и переходит к тому, что говорящий хочет об этом известном сказать. Путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления.


Заключение


В иерархической системе синтаксических единиц предложения занимает центральное место. Оно рассматривается, с одной стороны, как единица, образуется из слов и словосочетаний, а с другой - как единица, вычленяющаяся из текста. Создавая предложения, слова и словосочетания объединяются синтаксическими отношениями и выражают мнение, есть какое-то сообщение о предметы и явления действительности. Предложение выражается в обращение говорящего к фактам действительности с точки зрения утверждения, отрицания, неуверенности, вероятности, недостоверности.

Подавляющее большинство предложений имеет типичное формально-синтаксическое строение - наличие предикативной пары (подлежащего и сказуемого)

Предложение - многоаспектная единица, выделение которого базируется на таких признаках, которые представляют его структурно-семантическое единство:

) самостоятельность функционирования;

) предикативность;

) интонационная оформленность и смысловая завершенность;

) грамматическая организованность;

Совокупность этих признаков и характеризует предложение как единицы языка и речи;

Итак, предложение - это грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка коммуникативная единица, которая является основным средством формирования, выражения и сообщения мыслей, волевых чувств, эмоций.

Предложение и суждение - понятия соотносительные, но не тождественны. Суждение является предикативным сочетанием субъекта, т.е. понятие определенный предмет, и предиката, выражающего признак субъекта. Субъект выражается группой подлежащего, а предикат - группой сказуемого: Язык (субъект) есть удивительное и совершенное творение народного духа (предикат).

В суждении всегда есть два главные члены, а предложение может состоять и из одного. В первом предложении словесно не выражен субъект, во втором - предикат

Суждение выражается лишь предложением, а предложение может выражать, кроме суждения, чувства, эмоции, переживания человека.

Итак, каждое суждение является предложением, но не каждое предложение является суждением (не являются суждениями вопросительные, побудительные предложения).

Предложение и его признаки является главной единицей синтаксиса. Без базовых и элементарных знаний было бы наивно полагать, что разобраться в этой теме довольно просто. У каждой теории и определения есть почва. Чтобы понять то или иное суждение, необходимо опираться на достоверные источники.

Предложение всегда было одной из самых интересных частей современного русского языка. Вообще эта сложная иерархическая система держится на фундаментальных ступенях развития. И ученые-филологи должны прикладывать все усилия, чтобы не разрушать, а наоборот, укреплять эти часы. Если одна шестеренка останавливается - часы перестают ходить. Любая система сродни механизму.


Список использованной литературы


1. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило;

Синтаксис современного русского языка Н. С. Валгиной;

Суждение и предложение, Е. М. Галкина-Федорук;

Http://4-5plus.ru/teorija/200-predloshenia.html

Литературная энциклопедия


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Минимальной частичкой для коммуникации выступает предложение. Для него характерна завершённая интонация в конце. На письме это явление передают с помощью точки, вопросительного или восклицательного знака. Между словами есть смысловая и грамматическая связь. Для второй пользуются окончаниями и предлогами. В каждом предложении есть костяк из главных членов, составляющих грамматическую основу. В неё входят подлежащее и сказуемое или что-то одно. Рассмотрим наглядные образцы:

  1. Мальчик изучает азбуку.
  2. Зима.
  3. Вечереет.

Три группы предложений по цели высказывания

Языковеды определили три группы языковых единиц по повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные передают информацию собеседнику. С помощью вопросительных предложений выражается вопрос. Побудительные призывают к действию. Тему, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, изучают ещё в младших классах.

Повествование

К первой группе относятся В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.

Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).

На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).

Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:

  • оповещать:
  • обмениваться;
  • объяснять;
  • информировать;
  • объявлять;
  • рапортовать;
  • осведомлять.

Вопрос

Ко второй группе относятся вопросительные предложения. Их используют, соответственно, чтобы задавать различные вопросы. Для этого служит особая интонация. В конце таких предложений пишется В них используют вопросительные слова: когда, куда, почему, где. Можно спросить с помощью частиц или наречий: часто, точно, ли, разве, неужели. Также вопросительное предложение можно построить специальным порядком слов.

Когда вы пойдёте в музей?

Неужели вы пойдёте в музей?

Вы пойдёте в музей?

Вот какие действия производят с помощью вопросительных предложений:

Побуждение к действию

К третьей группе относятся Их используют для того, чтобы призвать людей к любым действиям. Для этого применяют побудительную интонацию. Ещё для построения таких конструкций применяют частицы, междометия, глагольные формы. Часто такие предложения содержат в себе обращения.

Ребята, давайте жить дружно!

Пассажиры, зайдите в вагон.

Немедленно уберись в комнате.

С помощью побудительных предложений можно выразить следующее:

  • запрещать;
  • просить;
  • приказывать;
  • инструктировать;
  • запрещать;
  • советовать.

Эмоционально окрашенные предложения

Учителя часто обращаются к детям с таким вопросом: "Какие бывают предложения по интонации? Приведи примеры." Любой вид может иметь эмоциональную окраску, благодаря этому говорящий может выразить своё переживание или отношение к тому, о чём сообщает. Чаще всего такие фразы произносятся на повышенных тонах, а на письме это обозначается восклицательным знаком. Такие предложения называются восклицательными. Какие чувства можно выразить восклицанием? Восторг, удивление, страх, радость, восхищение.

Какой вкусный торт!

Сколько ягод в лесу!

Люди! Здоровье дороже всего!

Те предложения, которые произносятся без эмоциональной окраски, называются невосклицательными.

Я ел вкусный торт.

В лесу много ягод.

Вот какие бывают предложения по интонации. Примеры наглядно иллюстрируют это.

Характеристика предложений

После того как детям станет понятно, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, стоит разобрать как можно больше примеров и охарактеризовать предложения.

Пушистая белочка прыгнула на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в школе? (Вопрос., невоскл.)

Принимайте пищу молча. (Побуд., невоскл.)

Сколько цветов на поляне! (Повеств., воскл.)

А вот предложения, которые можно предложить детям охарактеризовать самостоятельно:

Осенью падают разноцветные листья.

У моря дует холодный ветер.

Давай поиграем в футбол.

У тебя всё получится!

Какие тёплые деньки наступили!

Неужели эти все подарки для меня?!

Как красиво в лесу весной!

Пруд покрылся льдом.

Птички радуются тёплому ясному утру.

Какие чудесные грибы под деревьями!

Защищайте младших и слабых!

Мальчик, что у тебя случилось?

Дети смогут определить и увидеть, какое предложение бывает по интонации. Также ребятам можно предложить самостоятельно построить не только повествовательные предложения, но и побудительные и вопросительные конструкции. Очень интересным заданием будет продолжить текст вопросительным и побудительным предложением. Вот пример начала текста:

Как быстро май пролетел! Скоро летние каникулы! Через несколько дней наступит долгожданное лето.

Нужно дописать этот текст и дать характеристику каждому предложению.

Знаки препинания в предложениях различных видов

Детям нетрудно понять, какие бывают предложения по интонации. 2 класс уже плодотворно усваивает эту тему. Они чётко должны запомнить следующий материал:

Предложения бывают:

  • Повествовательные невосклицательные - повествовательные восклицательные.
  • Вопросительные невосклицательные - вопросительные восклицательные.
  • Побудительные невосклицательные - побудительные восклицательные.

Знаки препинания:

  1. В конце повествовательной невосклицательной конструкции ставится точка. (Вот и начался новый учебный год.)
  2. В конце вопросительной невосклицательной единицы общения ставится знак вопроса. (Мама уже приехала?)
  3. Побудительная невосклицательная конструкция заканчивается точкой. (Заканчивай вытирать пыль и вымой полы.)
  4. Повествовательную невосклицательную единицу общения отмечают восклицательным знаком. (Ах, как я хорошо выспался!)
  5. В конце вопросительной восклицательной конструкции ставится два и восклицательный. (А ты разрешишь мне сходить в лес?!)
  6. В конце побудительного восклицательного предложения ставится знак восклицания. (Уведите детей из зала!)
  7. В случае особого накала эмоций допускается постановка трёх восклицательных знаков. (Берегитесь, впереди обрыв!!!)
  8. Если предложение имеет эффект незавершённости, то в конце можно поставить многоточие. Это касается любого вида предложений. (Очень жаль...)

Это вся информация о том, какое предложение бывает по интонации.

Предложение - это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные : Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна ? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,

например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .

Синтаксические нормы русского литературного языка регламентируют правила построения синтаксических единиц – словосочетаний и предложений.

Простое предложение является центральной, конструктивной единицей синтаксического строя русского языка, служащей для передачи относительно законченной информации об окружающем мире. Предложение – коммуникативная единица языка, единица общения, выражающая суждения, оценки, служащая целям постановки вопросов.

Предложение строится по определенным грамматическим образцам, имеет формальные характеристики. Ему свойственна смысловая и интонационная законченность, завершенность, а также предикативность. Предикативность представляет собой особую грамматическую категорию, выражающуюся в отнесении содержания высказывания к действительности. Предикативность формируется за счет грамматических категорий наклонения времени и лица, свойственных глаголу. Поэтому глагол-сказуемое является предикативным центром в формировании и организации простого предложения.

Типы простого предложения

Предикативная основа предложения – подлежащее и сказуемое или один главный член простого предложения – это имеющий свою формальную организацию и свое языковое значение синтаксический образец, по которому может быть построено отдельное предложение. Предикативная основа простого предложения организуется двумя формами слов, находящимися друг с другом в определенных синтаксических отношениях (неоднокомпонентные предложения), или одной формой слова (однокомпонентные предложения). Термины одно- и двукомпонентные предложения представляют минимальную структурную основу предложения, его предикативное ядро. Термины одно- и двусоставные предложения характеризуют предложение со стороны количества в нем главных членов – подлежащего и сказуемого.

C точки зрения цели высказывания (коммуникативной задачи) все предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные . Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо, в них передается та или иная информация о мире, например в тексте уголовного кодекса: Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе, при отсутствии признаков измены Родине или шпионажа, - наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет . В данном предложении передается информация о сроке наказания за разглашение государственной тайны.

Вопросительные предложения формируют вопрос, направлены на поиск информации о предмете речи: Вам понятно заключение эксперта?; Есть ли у кого-либо вопросы к эксперту?

Побудительные предложения выражают волеизъявление, требование, просьбу, которые требуют исполнения; предложения со значением желательности выражают эмоционально-волевое устремление к чему-либо. Например, в предложении Подпишитесь, что вы предупреждены выражается требование, приказ, обращенные к адресату речи. Средством выражения императивности является форма повелительного наклонения глагола.


Грамматическими средствами выражения повествовательности и побудительности в русском языке служат прежде всего синтаксические категории наклонения и времени. Если событие реально осуществляется в действительности, то оно описывается в одном из трех временных планов - настоящем, прошедшем и будущем. Если же событие не осуществляется в реальности, то оно выражается как требуемое (побудительные предложения) или как желаемое (категория желательности в русском языке).

Предложения, построенные по той или иной структурной схеме и ничем не осложненные, называются нераспространенными . Для реализации простого предложения достаточно его структурной схемы - подлежащего и сказуемого - или одного главного члена, например Преступник скрылся или Убийство! В русском языке действует разветвленная система правил распространения предложения, в результате чего в него вносятся различные по важности элементы информации. Члены предложения, распространяющие структурную схему, называются второстепенными членами . Они могут вносить в предложение как дополнительную, второстепенную информацию, так и первостепенную. Часто распространяющие группы членов предложения более информативны и значимы в семантическом плане, чем главные члены. Например, в предложении 27 декабря 2002 г. в 21 час Коротков по предварительному сговору с Симоновым и Таранцевым совершил кражу спиртных напитков со склада РПС по ул. Кирова вся существенная смысловая нагрузка распределена между второстепенными членами предложения.

Распространяющие члены предложения не всегда однородны по грамматическим свойствам: они могут быть связаны синтаксической связью с каким-либо одним членом предложения; распространять одновременно два главных члена; распространять предложение в целом; при этом распространяющий член может быть выражен одной словоформой или целым рядом словоформ, простым словосочетанием или комбинированным. Члены предложения находятся между собой в подчинительной связи и образуют словосочетания.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...