Виды жанров. Устное народное творчество: виды, жанры произведений и примеры

Народное художественное творчество - это совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности.

Классификация и систематизация различных видов народного художественного творчества может осуществляться по различным критериям:

Самба - это бразильский национальный ритм. Этот поджанр охватывает всех остальных. Музыка Евангелия - это письмо, написанное для выражения индивидуальной веры или сообщества в отношении христианской жизни. Музыка Евангелия написана и исполняется по многим причинам, от эстетического удовольствия, религиозного или церемониального, или как развлекательный продукт до коммерческого рынка. Тем не менее, основная тема в большинстве евангельских произведений - это похвала и поклонение Богу.

Электронная музыка или электронная музыка - это вся музыка, созданная или модифицированная с помощью электронного оборудования и инструментов, таких как синтезаторы, цифровые рекордеры, компьютеры или программное обеспечение для компоновки. Возможность записи звуков не является абсолютно необходимой для производства электронной музыки, но она весьма полезна.

По направленности (виду) творчества (музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное...),

По характеру освоения художественной культуры (утилитарное и эстетическое),

По преобладающим функциям 4 (религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и др.),

В течение 1970-х годов, когда появляющиеся музыканты самбы столкнулись с блокадой самих радио и саббинских школ, пагоды стали лучшим выбором для того, чтобы их композиции были услышаны и опубликованы. Можно также сказать, что это было движение самбистов.

Оно возникло из углов религиозной веры, называемых духовными, и другими способами, такими как: песни, крики и песни работы, исполняемые освобожденными рабами, с сильными стилистическими корнями в Западной Африке. Их лирика часто включала тонкие предложения или протесты против рабства или способы избежать этого.

По времени формирования и функционирования (раннефольклорные, позднефольклорные или раннетрадиционные и позднетрадиционные; архаические и современные);

По форме организации совместной деятельности (индивидуальные или коллективные),

По социальной, половозрастной структуре (творчество крестьян, рабочих; творчество детей, молодежи...);

Поп-музыка - это музыкальный жанр, который представляет определенный ритм. Поп-музыка ценится всеми типами зрителей, поэтому художники, которые посвящают себя сочинению песен в стиле поп-музыки, имеют в качестве основной цели свою аудиторию и их коммерческий успех, часто поющие в разных музыкальных жанрах.

Наряду с гитарой или клавиатурой саксофон и гармоника иногда используются в качестве сольных инструментов. В своей «чистой форме» рок «имеет три аккорда, сильную и настойчивую неудачу и увлекательную мелодию». Реже, группы также используют саксофонистов или трубачей и даже инструменты, такие как струны со струнами или виолончелями. Это своего рода уличная культура, движение, претендующее на пространство и голос с периферии, переведенное на допрос и агрессивную лирику, в сильном и интенсивном ритме и в изображениях, украшенных стенами города.

По отношению к обряду (обрядовые и необрядовые).

Народное художественное творчество несет на себе ярко выраженные приметы национальной принадлежности: отражает национальный характер и темперамент, богатство языка нации, особенности мышления. Оно является своеобразным хранителем национальных традиций, опыта, эстетических, нравственных, философских воззрений народа.

Банды действовали как репрессивная система на своей собственной периферии - те, кто был частью некоторых из банд или посторонних, всегда знали территории и правила, наложенные ими, и им приходилось строго следовать им. Рэп - ритмичная речь с рифмами и является одним из элементов музыки и культуры хип-хопа. В начале 1970-х годов многие молодые ямайцы были вынуждены эмигрировать в Соединенные Штаты из-за экономического и социального кризиса, который поразил остров. Эти танцы послужили фоном для речи тостеров, настоящих мастеров церемоний, которые прокомментировали в своих выступлениях по таким предметам, как насилие фавелов Кингстона и политическая ситуация на острове, говоря, разумеется, таких как секс и наркотики.

В русском искусствоведении под словом «жанры» понимается не родовое, а видовое понятие. Жанр характеризует особые виды и способы художественной деятельности. Виды также распадаются на отдельные типы, жанры и формы художественных произведений.

Устное народное творчество включает в себя народную словесность и песенное творчество. Особенностями устного народного творчества является то, что оно возникло как бесписьменная форма народной культуры, и в древние времена, до появления печатных сборников, его произведения передавались «из уст в уста», от поколения к поколению. Другая особенность устного народного творчества - вариативность. Даже один и тот же сказитель, как бы он не старался быть точным, при каждом повторении одного и того же текста добавлял что-то свое. Основными видами и жанрами устного народного творчества, прежде всего, являются произведения малой формы - пестушки,

Это использование произошло только во время различных движений социального либерализма, как с молодежной революцией, так и с использованием наркотиков, а также антивоенных и антирасовых движений. Следовательно, «соул-музыка» была не чем иным, как ссылкой на черную музыку, независимо от пола. Еще в ритме и блюзе популярная пара Сэма и Дэйва написала успех, который появился позже в фильме «Братья Блюз», в котором они интерпретируют песню «Человек души». Ритмы легко подбираются, подчеркиваются хлопанием ладоней и пластическими движениями хореографии, являются важными деталями.



4 Термин «функция» трактуется нами как синоним понятий «роль», «значение». Классификация функций народного художественного творчества может быть выполнена по следующим параметрам: по социально-бытовому применению, по территориально-общественному признаку, по социально-половому применению, по профессионально-ролевому статусу, по временному признаку.

Развитый толстый массивный звук, характеризующийся высокими усиленными искажениями, продолжительными гитарными соло и яркими ударами. Традиционно характеризуется высокими и искаженными гитарами, яркими ритмами, густым звуком баса и дрона и энергичным вокалом.

Панк-музыка от ее истоков до сегодняшнего дня претерпевала различные изменения и подразделы, охватывая черты от иронического и политически безразличного поп-рока до шумной политической речи памфлетиста. Традиционный стиль панк-рока характеризуется использованием нескольких коротких музыкальных аккордов и мятежной, саркастической лирикой, которая может или не может быть политизирована, во многих случаях является проявлением антипатии к нынешней культуре.


потешки, загадки, считалки, дразнилки, приговорки или пустоговорки, поговорки, присловья скороговорки, чистоговорки, прибаутки и пустобайки.

Важнейшим жанром устного народного творчества является сказка. По происхождению он; связана с мифологической культурой. В свою очередь народные сказки можно подразделить на сказки (животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них -сказки о животных.

Основными музыкальными инструментами для джаза являются те, которые используются в боевых группах и танцевальных группах: металлы, камыши и батареи, однако Джаз в различных формах принимает практически все виды инструментов. Голодные для романов всех видов, новые полные завихрений или поэзия, поющие лирические? Тематическая литература включает в себя все те писания, которые заставят вас врываться в слезы, дрожать от страха или смеяться вслух! От классической до научной фантастики наслаждайтесь литературными жанрами, которые путешествовали по столетиям или заново открывали других, намного моложе, но в равной степени возбуждали.

К жанрам народного творчества относится русский (устный) эпос: песни, сказания, предание повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создавались устныа путем, исполнялись и запоминались на слух, передаваясь из поколения в поколение. Самым древни» видом устного эпоса, сохранившимся в народной памяти на протяжении многих столетий, являлись та) называемые былины. Все русские былины можно подразделить по месту создания и особенное™ содержания на два цикла - киевский и новгородский. Киевские былины - это героические песни < подвигах богатырей, воинов, защищающих Русскую землю от несметных полчищ врагов. Новгородски былины говорят о мирной жизни, быте, торговле, приключениях купцов.

Литература, но что это?

Точнее, первая сертификация этого термина будет включена. Однако этот термин не означает то же, что и сегодня. Фактически, в то время можно сказать «иметь литературу», как мы говорим сегодня, «иметь культуру». Поэтому мы видим много литературных салонов, которые будут выделять этот тип мирской культуры.

Определение постепенно приближается к текущему значению словарной литературы, но существует гораздо больше правил, чем сегодня. Это рождение того, кто сегодня во многом доминирует в продажах. Одной из величайших особенностей искусства эстетического письма является его большое разнообразие.

В русской народной балладе воспеваются трагические истории любовных и семейных отношений На периферии былинного творчества находятся былины-скоморошины, которые объединяет с другим] эпическими песнями общность некоторых поэтических приемов. Еще одним жанром являются духовны стихи, которые обычно определяются как эпические или лирические произведения религиозной характера или народные произведения на религиозные темы.

Литературные произведения сегодня считаются истинным искусством. Читая произведения художественной литературы, вы сможете немного мечтать, изменить свою повседневную жизнь, убегая от вас. Какую бы литературу вы ни хотели читать, вы находитесь в нужном месте.

Кроме того, вы можете пользоваться нашими книгами прямо через Интернет или через наш. Легко доступная онлайн-литература - отличная возможность удовлетворить вашу жажду чтения. Независимо от того, классический или популярный, будь то научная фантастика или полицейское расследование, это самый популярный литературный жанр нашего времени.

Народное зодчество также является особым видом народного художественного творчества. Этс прежде всего, деревянное зодчество, тесно связанное с эстетическими представлениями народ относительно архитектуры и строительства. Существует несколько типов построек: крестьянско жилище имело несколько типов, характерных для того или иного региона России. Русское жилище; зависимости от региона имело особенности планировки, декора и его семантики. Особенный тш русской архитектуры - это хоромное зодчество. Особые планировку и назначения имели хоромы i различные их помещения. Среди них важную функциональную нагрузку имели крыльцо, повалуша сени, горница, светлица и др. Особую архитектурную структуру имели каменные палаты. Свои закон* зодчества использовались при строительстве крепостей. Наиболее изысканными в эстетическо! отношении были храмовые постройки, среди которых выделялись часовни, церкви и отдельно стоящи колокольни.

Идите дальше в мир электронных книг. Все об этом с определением. . Название временной выставки берет свое начало от центрального ядра различных жанров выставленных произведений, состоящих из 43 скульптур из кованого железа, вырезанных и выгравированных, и в то же время хочет вызывать центральную роль творчества в более широком контексте гуманитарного и экономического проекта устойчивое развитие которых является неотъемлемой частью выставки. Временная выставка является результатом многодисциплинарных исследований и размышлений о некоторых из доминирующих персонажей современной художественной культуры и творчества Гаити, которые видны изнутри и снаружи и выражаются через игру контрастов и противоречий которые представляют собой наиболее непосредственную перестановку восприятия контекста и социально-культурных условий страны.

К фольклорному театру относят представления скоморохов, кукольный театр Петрушки балаганы, раек, вертеп и народную драму. Последний жанр был особым явлением в истори) отечественной культуры. Наиболее распространенными и дошедшими до нас текстами являются драм! "Лодка", "Царь Максимилиан", оставлявшие широкий простор для импровизации и сатиры. I народному театру примыкают также литургические действа - "Хождение на - ослята", "Действ! цветоносия"и др.

Выставка в Триеннале Летиция Моратти

Выставочный путь разделен на три секции, которые соответствуют различным моментам художественной и культурной рефлексии, интегрированным в проект выставки. Первые две комнаты выставки представляют посетителю смесь цветов и форм, которые являются своего рода подтверждением символов, которые коллективное воображение Запада относится к художественной традиции Антильских островов: говорить с нами в очень живом звуковом контексте, являются масками Жакмеля Карнавала и серией других скульптурных работ, выполненных с использованием бумагоделательной техники.

Народный танец является основой хореографической культуры общества. Танцы различаются п< рисункам, танцевальной лексике и по композиции. Наиболее распространенным жанрами народной танца являлся хоровод (имевший свои особенности в каждом регионе). В свою очередь старинны! русские хороводы подразделялись на круговой, змейка, хоровод-шествие и др. Очен] распространенными танцами также были кадриль, пляска (самые известные из них "Барыня" "Комаринская", "Полянка", "Рязаночка", "Мотанечка", "Рассыпуха").

В третьей комнате, которая задумана как своего рода «клиринговая комната», пять больших избитых, вырезанных, выгравированных и окрашенных металлических деревьев предвосхищают главную тему путешествия, в то же время эмоционально представляя нас в центральной части выставки который был представлен как момент фотографического отражения, способного вернуть посетителю контекст, в котором проявляются изобразительные искусства. Это преднамеренное отражение двух крайностей: с одной стороны, открытие, часто страдающее от экзистенциального состояния гаитянского человека, и других городских ландшафтов, в которых архитектурные структуры, похоже, находят повод, чтобы быть в цветовых контрастах которые генерируются в пространстве, а не в виде или в истории, которая, кажется, исчезает в затухании мира, населенного призраками культуры.

Кроме того, широкое распространение получил перепляс - своеобразное состязание в ловкости сообразительности и выносливости.

Особым явлением в народном художественном творчестве является народное изобразительное г декоративно-прикладное искусство. К основным его видам относятся: художественная обработк; дерева (резьба и роспись), художественная обработка металла (литье, ковка, тиснение, чеканка просечка, гравировка, чернение, эмальерное искусство), художественная обработка кости и рога художественная обработка камня, художественная обработка ткани (художественные ткачество вышивка, кружевоплетение), художественная керамика, русские художественные лаки.

Ядро работ выставки рассказывает нам об удивительном искусстве, которое создало настоящую спонтанную школу, и которая снижает характеры идеологического воображения и мифа на простые и сильно выразительные формы, которые имеют тенденцию превзойти видение реальности с помощью творческой линзы, которая имеет тенденцию к сюрреализму. Хотя в их подчеркнутой двумерности скульптуры ссылаются на красноречивую вселенную внутренних изображений, которые дизайн стремится улучшить благодаря использованию положительной проекции и негативных силуэтов скульптур, как бы возвращаясь в теневую игру, глубина культурного вдохновения, из которых они, прежде всего, являются результатом.

Особый вид народного искусства представлял собой народный костюм. Он также отличался i различных регионах. Наиболее известными являлись северо-русский сарафанный комплекс и южно русский - поневный. Все элементы костюма обильно декорировались вышивкой и аппликацией. Особук художественную ценность представляли собой головные уборы, среди которых различались девичьи i женские. Наиболее яркими в эстетическом отношении были кокошники и сороки.

Среди самых известных скульпторов из произведений произведений искусства Сержа Джолимау, художественное творчество которого давно завоевало интерес и международное значение. Дидактический аппарат предусматривает три разных уровня чтения и основан на феноменологическом подходе, который намеревается предложить наблюдателю обработанные темы и значения, максимально увеличивая визуальное взаимодействие между работой и выставкой. воображаемое как путешествие открытия, обозначенное решающими моментами концентрации, разрыва и отдыха.

Выбор эмбиентной музыки намеревается подчеркнуть основные значения речи. Подписи состоят из простых и понятных вводных панелей для различных разделов выставки и, в отношении скульптур, включают в себя список названий работ, которые затем отозваны на месте простым ссылочным номером, обозначающим порядок каталога.


Развитие форм и жанров народного художественного творчества тесно связано с историей того или иного народа. У русского народа сложились и длительное время были в активном обиходе песни, связанные с конкретными событиями в жизни человека, общины, организацией быта и т.д. Таковы свадебные, трудовые, хороводные, календарно-обрядовые песни.

В народном творчестве существуют жанры и формы наиболее развитые, в них сложились прочные традиции и школы. По отношению к ним другие формы и жанры могут занимать более «скромное» положение, что обусловлено особенностями социально-экономического и бытового уклада нации, а также исторически сложившимися предпочтениями к определенным формам творчества, региональными особенностями 5 .

Народное творчество очень многообразно. Рассмотрим многообразие форм народного творчества на примере фольклора.

Существует традиционный и современный фольклор; крестьянский и городской фольклор.

Традиционный фольклор - это те формы и механизмы художественной культуры, которые сохраняются, фиксируются и передаются от поколения к поколению. В них запечатлены универсальные эстетические ценности, которые сохраняют свою значимость вне конкретно-исторических социальных изменений.

Современный фольклор отражает сегодняшний этап развития народного художественного творчества. Он вбирает в себя современные эстетику, проблематику и художественные образы. Это также бесписьменная культура, носителями которой часто становятся маргинальные слои общества. В структуре современного фольклора можно выделить так называемый неофольклор. Это бытовое художественное творчество неформализованного досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее "второй" волной в современной фольклорной культуре.

Крестьянский фольклор принадлежит крестьянской субкультуре. Это достаточно стабильная художественная система. В ней присутствуют трудовые, этические, семейно-брачные и эстетические ценности земледельцев. Дошедшие до нас архаичные ее слои представляют по духу и смыслу ценностную систему земледельческого календаря и культуру крестьянства, соединившую в себе черты язычества и христианства.

Городской фольклор появился в более поздний период, его широкое распространение относится к XVIII в. Он развивался в постоянном взаимодействии, с одной стороны, с авторским искусством в его письменных (печатных) формах, а с другой - с крестьянским фольклором. Очень характерными были процессы заимствований от одного пласта культуры к другому. Они происходили посредством мещанского фольклора, идеи, образы и художественные приемы которого являлись определяющими для городского фольклора.

Фольклор может быть аутентичным, сценическим и стилизованным.

Аутентичный, или подлинный, фольклор - это народное искусство, не вычлененное из его исконного бытования. Он тесно связан с традиционной культурой, дошедшей до нас от поколения к поколению.

Сценический вариант фольклора называется фольклоризмом. Он представляет собой точное воспроизведение аутентичного образца на сцене исполнителями-профессионалами или любителями. Здесь фольклор вычленяется из среды своего бытования и приобретает особые оттенки, связанные с особенностями его воплощения на сценической площадке. То есть фольклоризм, или вторичный фольклор, - это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

Существуют несколько форм фольклоризма, характерные для сценического воспроизведения народных традиций в условиях любительского и профессионального творчества.

Так, для региональной дифференциации русского фольклора В.М. Щуров выделил следующие «внешние» моменты: различие в природном окружении (степь и лес, суровый север и теплый юг, горы и открытое поле); различные исторические обстоятельства (характер миграционных процессов, этническая обособленность одних районов и живые контакты, межэтнические влияния в других); хозяйственный и бытовой уклад (т.е. различия в хозяйственно-культурной типологии). Затем уже автор подключает факторы, связанные с творческой деятельностью самих носителей фольклорной культуры.


1. Выступления хранителей живой фольклорной традиции: народных певцов, музыкантов,
танцоров, рассказчиков, певческих и танцевальных коллективов (так называемые аутентичные, то есть
подлинные этнографические ансамбли).

2. Реставрация жанров традиционного фольклора, в том числе уже не бытующих в народной среде и не исполняемых в массовом художественном творчестве (так называемые экспериментальные фольклорные ансамбли).

3. Исполнение произведений фольклора в обработке руководителей музыкальных, драматических или хореографических коллективов или в обработке профессиональных композиторов, балетмейстеров, режиссеров (так называемые стилизаторские фольклорные ансамбли).

Фольклоризм - явление, ориентирующееся на "рынок", на запросы определенных слоев в создании имиджа приобщения к национальным истокам культуры. Спрос на фольклор породил мощную индустрию многочисленных шоу, концертов, фестивалей, праздников, в которых принимают участие фольклорные коллективы, ансамбли. Деятельность их несет в себе более или менее искусную имитацию фольклора.

Интерес публики и спрос на произведения фольклора стимулировали развитие стилизованных произведений, основанных на фольклорном материале или созданных на основе художественных принципов и приемов фольклора. Это авторские произведения, очень схожие с традиционными фольклорными образцами по стилистике, форме, художественному языку и характеру образов.

В современных условиях функционирования фольклора играет его функциональность.

К основным функциям фольклора относят: религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и другие функции.

Фольклор сохраняет древние религиозные представления, образы и символы, его произведения позволяют структурировать драматургию обряда или ритуала, сделать ее более действенной с эмоционально-художественной точки зрения. Фольклор обладает мощнейшим этнопедагогическим потенциалом, поскольку в нем запечатлены представления и идеалы народа относительно воспитания эталонной личности в соответствии с нравственно-эстетическими требованиями этнического социума. Будучи носителем значительной информации различного содержания, фольклор во многом способствует общению, организации взаимодействия людей, их лучшему взаимопониманию. В фольклоре как коммуникативном акте в первую очередь реализуется информирующая (познавательная, повествовательная, референтивная, денотативная или когнитивная), выразительная (эмотивная, экспрессивная, автокоммуникативная) или воздействующая (апеллятивная, импрессивная, конативная, суггестивная) функции. В зависимости от преобладания одной из этих функций, преимущественное внимание участников коммуникации сосредотачивается либо на том, о чем говорится (предметное поле, контекст, ситуация общения), либо на самом говорящем и его переживаниях, либо же на том, кому адресовано сообщение.

Однако при определенных условиях внимание говорящего может акцентироваться на форме сообщения. В таком случае резко возрастает особая, поэтическая функция коммуникативного акта, художественный элемент общения. Строго говоря, только в этом случае мы имеем дело с фактами искусства. Нередко собеседников может интересовать сам процесс общения безотносительно к его конкретному содержанию. Тогда на первый план выступает контактоустанавливающая, поддерживающая общение функция речи, обычно называемая лингвистами контактивной или фактической. Наконец, иногда может отчетливо выделиться еще одна немаловажная функция речевого общения - функция языкового толкования, разъяснения смысла употребляемых в разговоре выражений. Эту функцию называют металингвистической, метаязыковой. Потребность в толковании, как правило, резко возрастает, если жизненный опыт общающихся, или, как говорят иногда, их апперцепционные базы не вполне совпадают.

Все вышеперечисленные художественные и внехудожественные функции фольклора находятся в постоянном развитии и диалектическом взаимодействии.

Изучением и систематизацией жанров, видов и форм бытования народного творчества занимаются представители различных областей знания. Филологи проводят морфологическое и синтаксическое исследование материалов устного народного творчества (народных песен, сказок и т.д.), выявляют механизм формирования их сюжета, определяют фольклорные жанры; искусствоведы рассматривают художественно-эстетическую сторону народного творчества; этнографы обращаются к народной культуре и к фольклору в исследованиях семейно-бытовых традиций и укладов жизни, характерных для представителей той или иной национально-этнической группы и т.д.


Вплоть до начала 60-х годов чаще всего использовалось понятие «народное искусство», обозначавшее одновременно декоративно-прикладное искусство как опредмеченную форму народного творчества и художественных ремесел (В.М. Василенко, B.C. Воронов и др.) и фольклор как устное поэтическое народное творчество (Ю.М. Соколов, Н.П. Андреев и др.). В то же время фольклор отождествлялся рядом авторов (В.П. Аникин, В.И. Чичеров и др.) с устным народным (поэтическим) творчеством. Применительно к некоторым конкретным видам художественной деятельности в искусствоведении стали использовать такие понятия, как «народное музыкальное творчество», «народный танец» и «народный театр», как бы отделяя эти области от поэтического творчества и в то же время обособляя их от декоративно-прикладного искусства.

Однако, устное народное поэтическое творчество тесно взаимосвязано со многими элементами народной художественной деятельности. Так, народный танец и пляска исполняются не только в инструментальном, но и в песенном сопровождении, а фольклорный театр сам по себе представляет народную драматургию. Всех их объединяет устный способ передачи художественных ценностей.

Таким образом, народное художественное творчество включает в себя фольклорную
инструментальную музыку, песню, народную словесность, пляску, танец и театр. Народное
декоративно-прикладное искусство, которое в научных кругах не принято называть фольклором, так как
оно не является устным творчеством, имеет овеществленную форму выражения в крестьянском
зодчестве, в национальном костюме и вовсевозможных иных изделиях, имеющих вполне определенное
бытовое предназначение. Народное художественное творчество как духовная деятельность имело, а во
многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека. Элементы различных видов
искусства, органически соединяясь и переплетаясь, входят в празднично-обрядовые формы, дополняя
жизнь и быт человека труда.
/ В системе современного народного художественного творчества - центральный элемент или

институт художественной самодеятельности - жанровое обособление, письменная форма создания -"->" передача, хранение и организованность (управляемость).

) Ученые выделяют две основные тенденции развития народного художественного творчества:

Z? 1) возрождение традиционных форм в современных (городских) условиях,

^ 2) тенденция к профессионализации (народные хоры, ансамбли народного танца).

Современный фольклор - это явление сложное и в отдельных аспектах противоречивое. Оно находится в постоянном движении и развитии: одни формы и жанры активно бытуют, на их основе возникают новые формы и произведения (песенный фольклор), другие сохраняются лишь частично. В каких-то отдельных группах населения трансформируются и переосмысляются; некоторые же забываются и отмирают (заговоры, некоторые художественные промыслы, ритуалы, некоторые жанры фольклорного театра).

Вопросы и задания для самопроверки:

Дайте наиболее полное определение фольклора.

Каков состав видов народного искусства, относящихся к фольклору?

Укажите основные признаки фольклора.

Жанры народного творчества разнообразны. Фольклор включает эпос, лирику и драму. У каждого народа существуют жанры, которые являются общими для всего мирового фольклора (сказки, баллады, пословицы, поговорки, загадки и пр.). Но некоторые жанры у каждого народа имеют особые, присущие только данному народу черты (так, например, героический эпос имеет у ряда народов форму прозаического повествования с стихотворными вставками; у русских - эпической песни - былины; у испанцев - форму романса и т. д.). Этим определяется своеобразие жанрового состава национального фольклора.

Русский фольклор включает в себя преимущественно эпические и лирические жанры; жанры драматические, развитые у многих народов (например, у чехов и словаков, китайцев, индонезийцев и др.), в русском фольклоре представлены сравнительно бедно.

Главное место в русском историческом эпосе занимают героические и новеллистические песни древней Руси - былины, рассказывающие о жизни русского народа в основном в XI- XVI вв. К ним примыкают исторические песни, которые в процессе развития все больше сближаются с народной лирикой. От середины XVI в. до XIX и XX вв. исторические песни прошли большой путь и очень существенно изменились.

Среди произведений народной прозы основное место в русском фольклоре занимают сказочные жанры. Русская сказка по жанровому составу не отличается от сказок других народов; отличие состоит в большем или меньшем удельном весе в сказочном репертуаре отдельных видов сказки, а также в той специфике, которая определяется особенностями русской жизни и быта, запечатленных сказкой. Так, только существованием до середины XIX в. крепостного права в России можно объяснить большое количество сатирических сказок, направленных против бар; особенностями религиозной жизни народа объясняются русские легенды о святых, антипоповские сказки и т. д.

Наряду со сказками заметное место в русском фольклоре занимают сказы и предания - эпос, рассказывающий о событиях действительной жизни. Он также не остается неизменным; путь его сложен и длителен - от сохраненных древнерусской летописью преданий Киевской и Новгородской Руси до современных сказов, трудно отграничиваемых от рассказа.

Обрядовая поэзия, подразделяемая на календарную и семейную, связанная с трудовой жизнью и бытовыми отношениями русской деревни, включает в себя целую группу жанров: песни, причитания, заговоры, присловья и др. Одни из этих жанров тяготеют к лирике, другие - к эпосу.

Собственно лирическую поэзию в русском фольклоре представляют жанры народной песни и частушки. Лирические жанры, различные по формальным особенностям, всесторонне раскрывают личную жизнь русского человека на протяжении ряда столетий.

Огромны в русском фольклоре богатства пословиц, поговорок, загадок. Эти жанры, образно и метко характеризующие явления жизни, обобщающие опыт народа, поучающие и наставляющие человека, занимают видное место в творчестве.

Русский фольклор, как видно из сказанного, очень богат разными жанрами. Жанры фольклора - категория историческая и внеклассовая. Каждый жанр включает произведения, содер

жащие различные классовые тенденции, так как жанры использовались в различной социальной среде для пропаганды и утверждения разных настроений и идей. В пределах одного и того же жанра могли создаваться народные и антинародные произведения.

Жанры не существуют вечно и неизменно: они возникают, развиваются и в ряде случаев отмирают, заменяются другими. Так, календарная и семейная обрядовая поэзия могла возникнуть лишь как выражение существовавших верований, как стремление магически использовать силу слова и действия. С исчезновением верований неизбежно умирает обрядовая поэзия. Героическая былина о борьбе с татарским игом закономерно возникает в древней Руси, а в последующем сохраняется как художественное наследие. Жанры рабочего фольклора возникли и развились в России только с XVIII в. в процессе формирования рабочего класса в ходе его революционной борьбы. В пореформенной России рождается жанр частушки, отвечающий потребностям быстрого отражения в песенной поэзии текущей жизни. Какой бы жанр народного творчества мы ни взяли, мы увидим, что он проходит периоды возникновения, развития, а с изменением условий бытования - разрушения, забвения, исчезновения. Это общая черта и для фольклора и для литературы. Исчезновение из устного обихода некоторых традиционных жанров не дает, однако, оснований говорить об обеднении искусства. С развитием литературы появляются многочисленные новые жанры, взаимодействие которых с традиционными вновь рождающимися жанрами фольклора обогащает искусство художественного слова. Изменения в жанровом составе фольклора и литературы - естественное следствие процесса развития художественного коллективного и индивидуального творчества.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...