Краткий пересказ повести первая любовь тургенев.

Краткое содержание Слепой музыкант Владимир Галактионович Короленко

На юго-западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра - человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни».

Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов ее искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать ее лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для ее чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом. Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним - слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий - тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит ее… Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому милостыню. Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год. Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему. У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок несомненно зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких. Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о. чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

Попельский Петр (Петя, Петрусь, Петрик) - главный герой. Подзаголовком «этюд» автор, очевидно, хотел подчеркнуть экспериментальный характер своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими проблемами. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», - писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести. Подробнее он рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят еще теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нем. Я вывожу это чувство из давления внутренней потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен - но весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света».

П. родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий». И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом П., не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможности духовного прозрения. Оно и наступает в финальной сцене повести, когда П., уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал. Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая убедительный пример несломленной судьбы, поэтичная и правдивая в деталях, не раз вызывала сугубо профессиональные споры, сводившие ее содержание к проблеме убедительности или неубедительности описания истории болезни. К таковым относится выступление слепого профессора психологии А. М. Щербины (1916). На критику Короленко отвечал так: «Щербина - позитивист до мозга костей. Он или судьба за него сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу деталей, последовательных этапов, разрешил их одну за другой и это закрыло от него дразнящую тайну недостижимого светящегося мира. И он успокоился… в сознании. И уверяет, что он доволен и счастлив без полноты существования. Доволен - да. Счастлив - наверное нет».

На юге Украины, в семье помещика родился мальчик. Ребёнка назвали Петром. Мать первая заметила, что мальчик не видит. Позже доктор подтвердил это.

Пётр рос в окружении семейного тепла. Его глазами была мать, которая рассказывала ему об окружающем мире. Отца считали добрым человеком, но сыну он мало уделял внимания. Он постоянно занимался любимой работой: конструировал и строил мельницы. Но был человек, который решил заняться судьбой мальчика. Это брат матери – Максим. В молодости он сражался в Италии против австрийских завоевателей. В одном из боёв он получил тяжёлые увечья и стал калекой. Когда родился племянник, Максим почувствовал, что он ещё кому-то нужен.

Первое, что Максим сделал, это потребовал дать Пете полную свободу действий. Вскоре результат уже был заметен. Мальчик научился без посторонней помощи передвигаться по дому, сам наводил порядок в своих вещах и игрушках. К шести годам он научился неплохо ездить верхом на лошади, подаренной дядей.

Как у большинства слепых, у маленького Пети хорошо был развит слух. Часто, лёжа в кровати, мальчик слушал, как играет на свирели их конюх. Это были его первые шаги в мир музыкальных звуков. Позже конюх научил его играть на свирели, и мальчик почти не расставался с ней. Сначала мать с ревностью и тревогой следила за этими музыкальными опытами. Позже, прислушиваясь к напевам свирели, сама научилась играть похожие мелодии на фортепиано. Петя со странным опасением относился к этому шумному инструменту, но когда мать поменяла репертуар, мальчик решил познакомиться с ним поближе.

Когда Пете исполнилось восемь лет, он познакомился с дочерью соседей, Эвелиной. Встреча произошла на берегу реки, где он сидел и играл на свирели. Вместе с этой дружбой в жизнь Пети вошла музыка.

Прошли годы. Из худенького болезненного мальчика вырос высокий красивый юноша. Но выражение его лица осталось прежним: на нём застыли грусть и тревога. Даже любовь к Эвелине не изменила его. Когда он садился за фортепиано и прикасался к клавишам пальцами, лишь тогда отступала тьма, и появлялось чувство полёта. Но музыка замолкала, и в глубине души опять возвращалась горечь от своей неполноценности. Увидев состояние племянника, Максим решил увезти его в Киев. В дороге у Петра с дядей произошёл разговор, из которого Максим понял: его племянник жалеет себя. Выросший в тепличных условиях, Пётр завидовал даже слепым музыкантам. Он считал, что в их жизни есть смысл. И тогда Максим предложил ему занять место среди них.

Переодевшись в крестьянскую одежду, Пётр ушёл вместе со слепыми музыкантами к святым местам. Первые дни ему было страшно, хотелось вернуться к привычной жизни. Но дорога уводила всё дальше и дальше от дома. Пётр уже запомнил мелодии и слова песен, которые они исполняли. И столько страданий и надежды было в этих песнях, что личное горе отступило.

Вернулся он домой осенью, излечившись от душевных мук. А в его музыке зазвучали другие мелодии. Прошло несколько лет. Пётр женился на Эвелине. У него родился сын, которого он ждал со страхом и тревогой. И самым счастливым моментом в своей жизни он назовёт день, когда доктор ему сообщит, что его сын видит. А позже, в Киеве, с триумфом прошёл концерт слепого музыканта. Среди слушателей стоял старик. Это был Максим. Он плакал и благодарил судьбу, что не зря прожил эту жизнь.

Главная мысль рассказа Слепой музыкант

Этюд учит находить смысл жизни, понимать чужое горе, умению делиться радостью с окружающими.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Короленко. Все произведения

  • Без языка
  • Слепой музыкант
  • Чудная

Слепой музыкант. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Чехов

    Антон Павлович с самых ранних лет был приучен к труду, что в дальнейшем помогло ему добиться успеха в жизни. Его отец был добрым, но справедливым. Он приучил юного Антона Павловича к труду.

  • Краткое содержание Деревенский пожар Салтыков-Щедрин

    Летом в одной деревне случился пожар. В это время все взрослые ушли работать на близлежащие поля. Дома оставались только старики и маленькие дети. Все постройки сгорели. Одно хорошо

  • Краткое содержание Оперы Вагнера Золото Рейна

    Повествование начинается с описания реки Рейн, в которой обитают русалки, карлики нибелунги, которые считаются самыми лучшими кузнецами в мире. Русалки хранят клад на дне реки – золото Рейна.

  • Краткое содержание Островский Бешеные деньги

    Речь в комедии идет о трех типах московских богачей, на тот момент барских особ. Первый барин Телятев, - живет на широкую ногу, не жалея денег на себя и собственное развлечение. У него хороший дом, прекрасная мебель, слуги и кони

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку. Отец Петра - человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни». Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения. Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него, В конце концов ее искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни. У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать ее лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима, Дети вырастают, а дружба их становится все крепче. Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставру-ченко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора, С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для ее чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом. Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни. Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хо- зяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним - слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах. В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий - тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит ее... Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек. Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте. Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню. Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта. Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях. В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год. Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему. У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких. Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды. Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

  • Петр – родился в богатой семье Попельских. С самого рождения был слеп. Увлекся игрой на музыкальных инструментах. Очень тонкая натура. Ему присущи частые перемены настроения.
  • Максим – дядя Петруся, брат его матери. Стал инвалидом после участия в боях против австрийцев, принадлежал к гарибальдийским сподвижникам.
  • Анна – мать Пети. Очень любит сына. Старается во всем ему потакать, чем постоянно злит Максима.
    Эвелина – возлюбленная Петра. Познакомились еще в раннем детстве. С первой встречи детей связала крепкая дружба. Станет женой слепого музыканта и подарит ему сына.
    Другие герои
  • Пан Попельский – муж Анны Михайловны, отец слепого мальчика. Любит семью, увлекается строительством мельниц. Дома бывает только по вечерам, так как много времени уделяет своему увлечению.
  • Иохим – конюх, чья игра на дудке очень понравится слепому мальчику, способному видеть сердцем. Сначала играл на скрипке, но после неразделенной любви к панночке, забросил музыку, а вскоре смастерил себе дудочку, звуки которой покорят сердце сына Попельских.

Краткое содержание «Слепой музыкант» Короленко

Глава первая

I-II
В одной из состоятельных, интеллигентных семей, проживающих в Юго-западном крае, родился первенец. Вместо того, чтобы радоваться появлению маленького человечка, молодая женщина не переставала плакать. Материнское сердце предчувствовало беду. Она замечает, что сынок не реагирует на свет. Его беспорядочные движения ручками наводили на мысль, что он что-то ищет. После осмотра лекаря, был вынесен вердикт о том, что ребенок слеп. Его мать даже не была удивлена, так как давно понимала это.

Семья, где родился незрячий мальчик, была немногочисленна. Кроме отца, в доме жил брат матери, которого все называли «Дядя Максим». Хозяин особняка много времени проводил за строительством мельниц, поэтому его голос раздавался дома очень редко. Это увлечение поглотило его целиком. Он любит свою супругу, старается выполнять все ее просьбы и пожелания. А вот брат пани был гарибальдийским сподвижником. В одной из многочисленных дуэлей он получил серьезное ранение, и его левая рука так и осталась травмирована. На поле боя он потерял ногу.

Ребенок рос активным и любознательным. Он пытался улавливать все окружающие его звуки. Мать он узнавал по походке или по шелесту платья. Когда она впервые вывела его далеко в горы, где можно было услышать шум реки, звон ветра, ощутить эхо, малыш потерял сознание. Так произошло от переизбытка всего нового.

Недавние события очень растревожили Максима. Он увлекся литературой, раскрывающий многие тайны детской психологии. После неудачной прогулки ребенок несколько дней пролежал в бреду.

Глава вторая

Пете шел пятый год. Он научился ходить по дому, искать нужные ему предметы, как будто видел их перед собой. По двору он передвигался с палкой, а больше предпочитал ползать. В одну из ночей он услышал, как конюх играл на дудке. Музыка глубоко запала в его детскую душу. Он рассказал маме о своих новых чувствах, которые вызывали звуки музыкального инструмента.

Однажды мать не обнаружила сына в кровати, придя поцеловать его на ночь. Мальчик пошел на звук переливов завораживающей мелодии. С тех пор его было сложно выгнать из конюшни. Пани Попельская даже ревновала малыша. Она попросит мужа привезти из города пианино. Ведь у нее самой за плечами музыкальная школа.

Пианино доставили. Сынок Попельских не жаловал его. Точнее, его звуки даже наводили ужас на паренька. Мать переживала, но не сдавалась, и продолжала играть. Наконец лед был сломан. Сын заслушался.

Вскоре мальчик пришел в гостиную, и его маленькие ручонки познакомились с городским инструментом. Дядя Максим думал о том, что хорошо бы было развивать его музыкальные способности. Вместе они идут к Иохиму, и тот поет им песню о своем свободолюбивом народе.

XII-XIII

Слушая о том, как жнут жнецы, каждый рисовал в уме воображаемые картины. Максим вспоминал о прошлой жизни, восхищался казацкими походами, о которых упоминалось в песне. Племянник же представлял горы, звук серпа, шорох колосков.

Глава третья

В шесть лет Петрусь, несмотря на слепоту, сам убирал свои вещи, застилал кровать. Максим занимался с ним физическими упражнениями, изучал историю. Иногда они приглашали соседских мальчишек. Но те немного боялись незрячего панича. Да и сам мальчик был не в восторге от гостей.

Недалеко от усадьбы Попельских поселился новый посессор. Он и его супруга пребывали в преклонном возрасте, их дочь была ровесницей Пети. Дети встретятся на холме над рекой. Она услышит красивые музыкальные переливы и спросит его, кто же тут играл. Мальчик прогонит ее. Уже в таком возрасте в нем взыграет эгоизм, навеянный чрезмерной материнской опекой. Он скажет девочке о том, что мать запретила, чтобы к нему приближались.

Но ребята снова встретятся, на той же поляне. Они станут дружить. Мальчик, изучая руками цветы, которые она нарвала, захочет также познакомиться с ее лицом. Он испугает новую знакомую. Ее растерянность напомнить ему о недуге. Петрусь признается ей в этом. Она обнимет его и заплачет, как будто чувствуя его боль. Мальчик расскажет, что умеет читать специальные книги, может писать. Так же девочка узнает и о дяде Максиме.

С тех пор Эвелина стала частой гостьей в доме семейства Попельских. Максим обучал наукам уже и ее. Дружба крепчала. И это было очень полезно для замкнутого Петра. Родители детей тоже подружились.

Глава четвертая

Максим понимал, что уже не только родные люди занимали внимание Петруся. Он часто говорил об Эвелине. Дети стали неразлучными друзьями. Мальчик с огромным восторгом рассказывал маме, что во сне он видел ее и всех окружающих. После этого, он был очень расстроен. Иохим подарил ему аиста. Петя твердил, что видит размытые контуры его окраса. Дядя не верил в это.

С возрастом характер Петруся менялся все больше. Он ставал серьезнее, редко улыбался. Во многом он переставал замечать радость. Часто им овладевало отчаяние и грусть. Лишь только Эвелине под силу было вывести его из такого состояния. Он все чувствовал еще острее, чем в детстве. Даже полет блестящего метеора не ускользнул от его обостренного слуха.

Глава пятая

Прошло еще несколько лет. Петр превратился в серьезного молодого юношу. Максим решил разнообразить жизнь новыми знакомыми. Он приглашает в поместье своего старого друга вместе с сыновьями студентами музыкальных учебных заведений.

Молодые люди ведут беседы на разные темы. Больше всего их увлекает поиск смысла жизни, планов на будущее. Парни интересуются у Эвелины или она уже обрисовала свою взрослую судьбу. Она отвечает им, что у каждого своя предначертанная дорога.

Гости немного утомили Петра. Но по его взгляду мать с Максимом сразу поняли, что неведомые доселе впечатления, от общения с чужими людьми, завлекли парня. Через две недели гости вернулись вновь.

VII-VIII

Один из студентов открыто показывает Эвелине, что она ему нравится. Петр уходит к заброшенной мельнице. Девушка, глядя на это, следует за ним. Объясняется ему в любви. Молодые люди решают пожениться.

Веля и Петрусь вернулись к гостям. Парень сел за пианино и начал свою игру. Гости были поражены его талантом. Они как будто оказались в другом измерении. Один из гостей советует ему обучать других людей музыкальному ремеслу.

Глава шестая

Семья Попельных уехала погостить к Ставрученкам. Петр был счастлив от новых впечатлений. Но после поездки в монастырь, парень вновь загрустил. Там он встретил слепого звонаря. Разговор с ним расстроил Петю. В скором времени все забылось, и он уже с радостью развлекал семью Ставрученко игрой на различных музыкальных инструментах.

Настала зима. Эвелина с родителями уехала к родственнице, и Петр очень скучал. Перед ождеством Яскульские вернулись. Петрусь сказал девушке о том, что им лучше расстроить отношения. Так бывало, когда его охватывали порывы меланхолии.

Петр все чаще вспоминает слепца с колокольни. Он говорит, что порою завидует таким людям. Идя с Максимом в церковь, куда привезли чудодейственную икону, они встречают нищих слепых, просящих милостыню. Это подкосило и без того пошатнувшееся психологическое состояние парня. С дядей они объявляют всем, что Петя едет в Киев, учиться к талантливому пианисту. На самом же деле парень будет странствовать со слепыми музыкантами. Вскоре он вернется домой.

Глава седьмая

Эвелина и Петр поженились. Новость о будущем отцовстве он воспринял с испугом. Однако все обошлось. Малыш родился зрячим. В момент радости Петру кажется, что он видит всех родных, но сразу же забывает как они выглядят.

Эпилог

Спустя три года после рождения сына, Петр Попельский дебютировал в Киеве с концертом. В тот период там проходили Контрактовые ярмарки, и очень много людей пришло послушать слепого музыканта, о судьбе которого слагали легенды. Одни говорили, что в юности его похитили слепцы, просящие милостыню, другие опровергали это. На сцену Петруся вывела любимая жена. Публика восхищалась им, казалось, что его глаза действительно видят.

Завораживающая музыка наполнила зал. Не мог не прийти и Максим. Седина уже покрыла его голову. Он слушал, и плакал от счастья. Ведь дядя понимал, что Петр прозрел. Нет, он не стал видеть, он стал чувствовать чужую боль и горе. Эгоизм отступил, его сердце наполнилось любовью и уважением к другим. Он играл и растворялся в музыке. Петр стал искренним. Именно этим он привлекал. Зрители наслаждались игрой талантливейшего слепого музыканта.

Петрусь родился слепым в богатой семье. Он становится талантливым музыкантом. Ему помогает жить полноценно умение понять других, сострадать им. Он женится и у него рождается сын, который дает ему еще большую радость.

Главная мысль

Несмотря на физический недуг любой человек может иметь полноценную жизнь, если сумеет понять самого себя и научится сопереживать другим людям.

Краткое содержание Короленко Слепой музыкант читать

Семья Попельских жила на Юго-западе Украины. В их семье однажды рождается мальчик, который оказывается слепым. Сперва об этом подозревает мать ребенка. Врачи подтверждают страшный для семьи диагноз. Мальчика звали Петром. Его отец добрый человек, но его ничего в жизни не интересовало и не волновало, кроме ведения хозяйства. Дядя Петра – Максим Яценко имел более бойким нравом. Его характер с детства ярко проявлялся. Он даже уехал в Италию, вступил там в отряд гарибальдийцев. Его ждала нелегкая судьба. Во время сражения с австрийцами бедняга лишился ноги, получил многочисленные ранены. В результате всего этого он вынужденно вернулся домой и доживал свои дни в тихом смирении со своим положением.

Воспитание мальчика добровольно взял на себя дядя. Он имел свои принципы и считал, что излишняя нежность и заботливость навредят ребенку. Он часто встречал препятствия со стороны своей сестры – матери Петруся. Максим хочет сделать из мальчика борца за дело жизни.

Весной, во время прогулки на берегу озера бедный мальчик теряет сознание от обилия звуков и впечатлений. Задачей матери и дяди становится помочь ребенку осмыслить все звуки и впечатления.

Услышав однажды, как конюх Иохим играет на дудке, мальчик желает сам научиться. Мать учит его играть на фортепьяно. Мальчик учится играть на обоих инструментах. Дядя просит конюха научить мальчика пению народных песен.

Петруся лишен друзей. Он в один день знакомится с дочерью Яскульских, живущих в соседнем имении. Ин дружба с каждым годом только крепнет. Эвелина уверена в решении выйти замуж за Петра. Она сообщает ему о своем решении.
Однажды Петруся играет для собравшихся гостей. Все сулят парню известность.

Петр в один день осознаёт насколько он несчастен, что и представить не может реальность. Знакомство с подобным ему слепорожденным делает его злым и деспотичным. Он начинает мучить родных.

Он в один день втайне от родных отправляется с нищими в путешествие, узнает мир, сопереживает чужому несчастью. Развратившись совершенно другим человеком, Петр и Эвелина соединяются в узах брака. У них рождается сын. Зрячий сын окрыляет его. Он не забывает все это время друзей из поездки. Петр становится известным музыкантом. К выступлению присоединяются слепые нищие. Дядя понимает, что воспитал истинного человека. Он гордится Петром.

Картинка или рисунок Слепой музыкант

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Брэдбери 451 градус по Фаренгейту

    Самая известная работа Рэя Брэдбери (1920 - 2012) «451 градуса по Фаренгейту» относится к направлению, указанному как пессимистические будущие идеи в подкатегории «антиутопия».

  • Краткое содержание Андерсен Чайник

    Существовал на свете чайник. Он был очень важен и высокомерен. Самоуверенно гордился своей красотой, брезгливо поглядывая на обычную посуду. Сделан был чайник из фарфора, у него был великолепный носик и потрясающе загнутая ручка

  • Краткое содержание Морская душа Соболев

    В тяжелое военное время наша страна мужественно отстояла свое право на свободу. Большой вклад в приближение Победы сделали матросы Красного флота. Тельняшка бело-голубых цветов, в то время, внушала страх в фашистских захватчиков.

  • Краткое содержание Повесть о Фроле Скобееве

    История повести разворачивается в небольшом Новгородском уезде, где проживает нуждающийся дворянин Фрол Скобеев. В этом же уезде есть вотчина стольника. Дочерью этого стольника была прекрасная Аннушка

  • Маршак

    Сказки Маршака добрые, интересные и очень нравятся детям.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...