Кратко что такое психология потребления. Потребительская психология

Представьте себе, что вы стоите в зале супермаркета и просто наблюдаете за тем, как разные люди делают покупки. Со временем вы наверняка увидите, что существует как минимум три варианта поведения людей.

Одни из них быстро и целенаправленно двигаются от одной полки к другой, почти не глядя, явно собирая в корзину только хорошо знакомые или привычные для себя продукты. Чем быстрее продвигается человек и чем меньше отвлекается, бросая взгляд на что-либо иное, тем, будьте уверены, труднее вам будет уговорить его «попробовать что-либо еще». Потому что этот человек, скорее всего, явный консерватор в своих пристрастиях и он откажется от своих привычек только в том случае, если избранные им продукты надолго пропадут из продажи. Впрочем, вполне возможно также, что этот человек просто очень спешит и потому «включил» знакомый стереотип выбора, чтобы не отвлекаться на постороннее и не тратить времени понапрасну.

Другой тип покупателей явно сравнивает разные продукты, но при этом можно заметить также, что таких людей интересуют только определенные группы товаров - мимо других они проходят с полным равнодушием. Скорее всего, это «охотники за ценами». Сравнив несколько известных и относительно сходных по качеству продуктов, они выберут тот, который сегодня дешевле всего. Вернувшись домой, они, вероятнее всего, будут с гордостью рассказывать, как замечательно сумели сэкономить на сегодняшнем походе в магазин. Однако вновь подчеркнем, что следует различать как типы личности, так и варианты ситуативного поведения, поскольку внешне так же может вести себя и человек, волею судеб именно сегодня оказавшийся не при деньгах.

Третий вариант поведения - «исследователь», тот. Кто явно интересуется всем новым, пристально рассматривает упаковки, изучает подписи, при случае заводит разговор с продавцом, расспрашивая его о свойствах и происхождении товара, и заметно колеблется, прежде чем сделать выбор. Исследования показали, что причинной основой такого поведения далеко не всегда выступает чисто детское любопытство или «реакция новизны». Не менее часто за этим стоит опыт неудачной покупки. Ошибившись однажды, покупатель не хочет слишком рисковать в следующий раз, и его исследовательское поведение - это вариант компенсации за совершенный промах (см. 126).

Очевидно, что для каждого покупателя оптимален свой вариант поведения продавца, свой тип рекламного обращения, возможно даже упаковки продукта. Но вся беда в том, что многообразие покупателей и факторов, определяющих их выбор и вероятность совершения той или иной покупки, далеко не ограничиваются описанными вариантами.

Представители направления «Consumer Psychology» выявили массу факторов, определяющих поведение покупателя. Многие из этих факторов можно заметить на поверхности явлений, уже на уровне простых демографических различий. Мужчины и женщины, имеющие хотя бы небольшие излишки свободных средств сверх того, что необходимо для удовлетворения первичных потребностей в пище, крове и одежде, предпочитают потратить их по-разному. Столь же очевидно существование возрастных различий в приверженности к приобретению различных групп товаров. Извечная проблема разрывов между поколениями, различия их вкусов, ценностей и пристрастий - также серьезная забота бизнеса, поскольку предсказание (или формирование) вкусов будущих платежеспособных поколений - одна из задач прогнозирования развития дела, от успешности решения которой часто зависит его судьба.

Среди других возможных социальных и демографических факторов значимыми оказываются также этническая принадлежность покупателей; количество и возраст детей, поскольку значительная часть покупок совершается людьми именно для них; принадлежность к определенному социальному уровню или классу; образование человека и уровень его доходов; склонность человека к мобильности, перемещениям как в географическом, так и в социальном пространстве; наличие или отсутствие интереса к моде; общественная и социальная активность и т. п.

За фасадом этих поверхностных различий можно обнаружить все более и более глубинные факторы, которые также становятся предметом пристального внимания «психологии потребителя». Использование методов психологического тестирования, поначалу наиболее популярных личностных тестов, позволило обнаружить, что в процессе выбора товара на покупателя могут влиять такие факторы, как тревожность, которая, к примеру, сказывается в предпочтении электрических бритв обычным; ригидность - в ситуациях упорного отказа опробовать новые продукты: компульсивность (навязчивые привычки) - например, навязчивое стремление к чистоте ведет к явно избыточной закупке чистящих и моющих средств.

Со временем в сфере «Consumer Psychology» все большее распространение стали получать узкоспециализированные тесты, опросники и другие техники, часто разрабатываемые для конкретных видов продукции и услуг-например, «Personality and Preference Inventory», «Nutrition Anxiety Scale» и др.

Их использование позволяло обнаруживать все больше и больше факторов, влияющих на покупательское поведение. Этих факторов оказалось так много, что возникла обратная потребность - хоть как-то сгруппировать их в категории, отражающие общие тенденции. Такая работа, в свою очередь, привела «Consumer Psychology» то ли к банальному, то ли, наоборот, к нетривиальному открытию. Оказалось, что все в конечном счете упирается либо в рациональные доводы, либо в эмоции. Два ключевых параметра, полученных в результате факторизации множества данных, получили название - импульсивность и выгодность, соответствие (convenience). Причем если второй из этих параметров оказался несколько более присущ мужскому варианту покупательского поведения, где уделяется больше внимания рациональному обоснованию, комфорту, удобству и соответствию нормам, то в покупательском поведении женщин чаще можно встретить проявление фактора импульсивности. При этом на импульсивность значительное влияние могут оказывать слабо осознаваемые факторы - упаковка, ее цвет и форма, символика рисунка, реклама, тогда как на фактор соответствия воздействуют скорее нормативные социальные представления, осознание принадлежности к тем или иным группам, контакты с друзьями и т. п.

Погружение в глубины человеческой психики в поисках того, что определяет его решение купить на завтрак булку с маком вместо булки с изюмом, продолжается, вплоть до обращения к психоаналитическим методам и попыткам проникновения в самые глубины бессознательного. Тем не менее, судя по практическим результатам, еще никому не удалось дойти до конечных истин, иначе все мы давно уже стали бы бесконечными покупателями у одних и тех же продавцов, владеющих секретами универсального воздействия. Впрочем, зная кое-что о природе человека, мы надеемся, что этого не произойдет никогда.

Потребитель всегда смеется последним.

Новая русская мудрость

Предмет психологии потребления (психологии потребителя, психологии потребителей)

Производителю и коммерсанту, чтобы рассчитать количество единиц и видов товара, приходится изучать как объективные стороны формирования спроса на товар, так и субъективные факторы, определяющие желания и систему оценок потребителей – психологию потребителя.

Психология потребления (в других версиях название науки иное: психология потребителя, психология потребителей, но суть от этого не меняется) – область экономической психологии, изучающая психологические особенности поведения потребителей и отношения к товарам и услугам. Обратим внимание, что некоторые ученые рассматривают это направление в русле социальной психологии другие – экономической. Но разница лишь в угле зрения, а не результатах анализа. В частности, психология потребления изучает потребительский цикл, главным элементом которого считается потребительский выбор; отношение к товару или его атрибутам и потребительские предпочтения как особая форма этого отношения; психологические факторы потребительского поведения; факторы, влияющие на субъект-объектное отношение к товарам и услугам.

В России психология потребления находится лишь в начале своего развития и разрабатывается в рамках как социальной психологии, так и экономической психологии. В Америке психология потребления существует как самостоятельная отрасль психологии . В Европе – является разделом экономической психологии .

Концептуальной основой для психологии потребления являются общая психология, социальная психология, маркетинг, культурология, экономика.

Объект психологии потребления – потребление как социальный процесс. Мы не рассматриваем в качестве объекта потребителя, так как потребитель – это одна из социальных ролей человека, а на потребление влияет тот же комплекс факторов, что и на другие социальные процессы, только в иной степени и иным образом.

Предмет психологии потребления – психологические закономерности потребления. На наш взгляд, центральной темой психологии потребления является отношение к товару или услуге. Потребительское поведение само по себе не может быть предметом психологии потребления, поскольку любое поведение есть лишь проявление психических процессов, существенно детерминируемое социальными (в том числе – финансовым) факторами (поведение потребителей является предметом социологии потребления). Отметим, что мы рассматриваем потребительское поведение как социальное поведение. Некоторые (Позняков В.П. и соавторы) считают потребительское поведение видом экономического поведения, а его, в свою очередь, – видом социального. Поведение потребителей - это социальная активность, непосредственно вовлеченная в обретение, использование и избавление от продуктов, услуг, идей (включая процессы решений, предшествующие этой активности и следующие за ней).

Безусловно, потребление осуществляет потребитель.

Потребитель – индивид или организация, покупающие, использующие, владеющие и утилизирующие товар или услугу. Потребителями могут являться люди, группы людей, а так же организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары, услуги, идеи.

Роль бизнесменов и психологов в организации состоит в том, (1) чтобы товары удовлетворяли потребности покупателей во благо и покупателей, и продавцов; (2) в своеобразном направлении потребностей покупателя; (3) в создании новых потребностей путем выпуска новинок (например, еще в 80-е годы не было потребности в моющих средствах и губках для посуды, а создали их именно маркетологи).

Экономическое сознание

Поскольку представляется лишним введение термина «потребительское сознание», то для рассмотрения сознания человека в процессе потребления мы пользуемся термином «экономическое сознание».

Экономическое сознание – содержание и продукт отражения человеком экономических отношений, выступающие в виде системы представлений человека об экономике как фрагменте социальной реальности и сфере человеческой деятельности (по Вахитовой З.З., Доценко Е.П., 2004). О.С. Дейнека под экономическим сознанием понимает системную составляющую сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком. О.С. Дейнека выделяет следующие компоненты экономического сознания: экономические эмоции и чувства, окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, заготовок и т.п.; перцептивная сфера экономического поведения; экономические представления и экономическое мышление; волевые компоненты экономического сознания .

Вахитова З.З., Доценко Е.П. считают, что экономическое сознание выступает как сложное образование, несущее в себе, во-первых, когнитивный компонент, выступающий в виде представлений, идей, взглядов, стереотипов; во-вторых, аффективный компонент, выражающийся через эмоциональное отношение человека к фактам и явлениям экономической жизни, существующий в виде оценок, настроений, эмоций; в-третьих, поведенческий компонент в виде норм и стратегий экономического поведения и деятельности людей.

Изучение экономического сознания ведется в двух плоскостях:

Изучается динамика экономических представлений под влиянием изменения социально-экономических условий (Дейнека О.С., 1999; А.Л. Журавлев 1999-2002; Позняков В.П., 2001, 2002);

Создаются типологии экономического сознания в соответствии с отношением людей к экономическим преобразованиям (Б.З. Докторов, 1992; Н.А. Нечаева, 1992 и др.).

Экономическое сознание – это система, которая наряду с объективными условиями жизни, формирует цели трудовой и социальной деятельности того или иного рода, мотивы социального и экономического поведения. Являясь подструктурой общественного сознания, экономическое сознание оказывает влияние на другие его подструктуры: экологическое, политическое, правовое и.т.д.

Экономический социолог А.В. Данильченко из МГУ (2003) использует понятие «экономический менталитет», но не определяет его.

Потребительское поведение

Выделяются следующие виды потребительского поведения:

1. Циклические, повторяющиеся действия и поступки личности (например, в ситуации повседневной покупки)

2. Маргинальные акты потребительского поведения (например, при переходе потребителя от одного статуса к другому)

3. Акты потребительского поведения как результаты влияния потребительских схем и стереотипов, которые формируются вследствие социокультурных образцов, элементов субкультуры.

4. Спонтанные потребительские акты и реакции под влиянием тех или иных обстоятельств или спровоцированные эмоциональным состоянием.

5. Уникальные действия и поступки, которые являются результатом индивидуального опыта личности.

У потребительского поведения, независимо от того, покупательское оно или пользовательское, наблюдается три компонента , характерные для экономического поведения (по О.С. Дейнеке) и для социального. (Экономическим поведением называют поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельность хозяйствующего субъекта)

Аффективный компонент потребительского поведения включают эмоции, чувства, эмоциональные оценки товаров и услуг.

Когнитивный компонент составляют мнения, суждения, сравнения, рациональные оценки товаров и услуг.

Мотивационно-волевой компонент представляет собой желание и стремление купить или использовать товар/услугу.

Психолог из МГУ О.Т. Мельникова отмечает, что существуют и другие социальные явления, похожие на потребительское поведение по форме своего существования и по характеру интереса, проявляемого к ним со стороны социальной психологии. Так, закономерности, характерные для потребителей, часто оказываются характерными и для избирателей. Между потребительским, электоральным, миграционным и другими видами поведения существует подобие именно потому, что они являются различными аспектами одного и того же целостного процесса социальной жизни общества.

О.Т. Мельникова считает, что понятие «потребительское поведение», несмотря на свою видимую фактурность, в действительности является научной абстракцией . В реальности есть просто поведение людей. Потребительским оно становится лишь под особым углом зрения исследователя, выделяющего в целостном комплексе поступков человека только те действия, которые касаются потребления. Для самого же потребителя эти действия вплетены в общий контекст его поведения и наполнены совсем другим «непотребительским» смыслом. Покупка одной и той же простой вещи может оказаться проявлением гедонистического импульса, а может стать реализацией гражданского долга, иметь разный смысл для себя и для других, быть в различной степени осознанной, приятной, служить причиной для гордости либо стыда. Покупка вообще может замещать другое действие, например, трудное или неприятное.

Американские ученые имеют совершенно противоположную точку зрения и создали целую науку «поведение потребителей», в которой изучаются особенности покупок и использования. Наука «психология потребителя» оперирует не только термином «потребительское поведение», но даже и «потребительское сознание». Действительно, потребитель не рефлексирует особенности своего потребительского поведения и не отделяет его в жизни от других видов поведения, но это не повод для отсутствия рефлексии у психологов, изучающих потребление.

Формы власти рынка над человеком

Некоторые формы власти рыночного общества над личностью :

- навязывание потребности – рынок посредством рекламы формирует все новые и новые потребности или формы их удовлетворения.

- ускоренное потребление – вещи проживают все более короткую жизнь по технологически спланированным причинам, или по причинам, связанным с модой.

- опережающее потребление или кредит – жизнь в кредит усиливает психологическое напряжение, тревогу, и, как правило, увеличивает стоимость вещи.

- выбор из маргинальных, то есть несущественных различий – нарастающий поток вещей различается несущественно, а это усложняет и психологически отягощает выбор нужной альтернативы.

Модель современного потребителя представили В.Е. Хруцкий и И.В. Корнеев, обобщая ответы на вопрос, чего ждут сегодня потребители :

1. Потребители хотят спокойствия и безопасности буквально во всем.

2. Они благодарны тому, кто может позаботиться об их жизненных проблемах, с которыми им самим трудно справиться.

3. Потребители хотят персонального внимания и общения.

4. Потребители хотят качества, соответствующего новым технологиям, уровню техники и науки.

5. Иногда потребители хотят быть партнерами производителей и продавцов.

6. Они ждут, что им будет предоставлена возможность посетить предприятие, и надеются, что их мнения и пожелания станут учитывать.

7. Потребители хотят, чтобы им доставляли радость и удовольствие.

8. Потребители хотят жить в атмосфере предсказуемости рынка товаров и услуг.

Общество потребления

После «общества изобилия» (по Гелбрейту Дж., 1958) американское общество стало еще и «обществом потребления» (по Брентано Л., 1977). Общество потребления изучали Л. Брентано, Ф. Бродель, Х. Винтерберг, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон, М. Фридмен, И.В. Алешина, Л.И. Ростовцева и др. Каждое цивилизованное общество не свободно ни от потребления, ни от производства. Обществом потребления становится такое общество, в котором наличествует культ потребления. Это считалось недостатком в советской идеологии, когда «потребительское отношение» являлось непростительным. Но культ потребления обеспечивает клиент-ориентированность производства и коммерции, высокую конкуренцию, активный шоппинг – явные преимущества и детерминанты социального развития.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое психология потребителя
  • Где используют психологию потребителя
  • Какие различают принципы психологии потребителя
  • Как использовать психологию потребителя на практике в свою пользу

Существует две модели поведения покупателя. Первая – это направленность потребителя на удовлетворение своих нужд, вторая – стремление клиента воплотить свои желания в жизнь. Вряд ли необходимо подробно рассматривать, что такое психология потребителя, если в основе его мотивации лежит исключительно желание удовлетворить свои нужды. В этом случае достаточно узнать когда, где и какие именно покупки он совершил. Если мы ищем ответ на вопрос о том, почему были сделаны именно эти приобретения, то уже рассматриваем более сложный феномен мотивации. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Теоретические аспекты изучения поведенческой психологии потребителя

Желания во многом определяют поведение потребителя. Материальные и психологические факторы представлены в книге «Могущественный потребитель», которую написал Джордж Катона. В оригинале этот труд называется «The powerful consumer». Венгерский психолог утверждал, что спад, изобилие и инфляция могут рассматриваться и как следствие, и как причина поведения покупателя. Для понимания причин, которые кроются за склонностью потребителя к совершению определенного выбора, выражением его желаний, а также его предпочтениями, необходимо использовать знания таких дисциплин, как экономика, антропология и психология.

Термином «психология поведения» можно назвать все, что мы знаем о поведении потребителя, но вернее использовать его в тех ситуациях, когда вопрос касается причин, по которым потребитель поступает так, а не по-другому. Ответы, которые даются на вопрос «Почему?», обычно относятся к желаниям, а не к потребностям.

Для более полного понимания психологии поведения надо учесть несколько основных положений.

  1. Принцип Гештальта.

Чтобы ответить на вопрос, почему потребителем выбран конкретный товар, нужно рассмотреть эту проблему более широко. Так, если нам необходимо разобраться, почему человек приобрел мыло конкретной марки, разумнее будет изучить гештальт поведения, который связан как с купанием, так и с мытьем. Таким образом, к изучению многих вопросов, касающихся психологии потребителя, приступают после глубокого анализа его поведения.

  1. Принцип «айсберга».

Этот принцип говорит нам о том, что нужная информация не всегда открыта нам как «на ладони». Учитывая это, выясняется, что в большинстве своем поведение покупателя, а также его социальное поведение, включая такие поступки, как участие в голосовании на выборах или отказ от употребления алкоголя, объясняется причинами, которые глубоко скрыты. Ученые, исследуя мотивы поведения потребителя, не задают напрямую вопрос: «Почему?», так как в этом случае респонденту придется объяснить личные мотивы того или иного приобретения, а это чаще всего сделать невозможно.

  1. Динамический принцип.

Человек постоянно себя мотивирует на что-то. На его поведение оказывают влияние социум, а также экономические и психологические установки. Методы сбора информации, ориентированные на получение данных о поведении в то время, когда проводится опрос, зачастую игнорируют наиболее значимую информацию.

Задавая человеку вопрос о том, сколько он получает, мы не интересуемся, насколько стабильно его материальное положение в данный момент, растут доходы этого потребителя, остаются неизменными или уменьшаются, а эти тонкости намного важнее, чем информация о его уровне доходов на момент опроса. С точки зрения психологов, покупатели, финансовое положение которых ухудшается, улучшается или неизменно, на самом деле относятся к трем абсолютно разным категориям, даже если на момент опроса их заработок одинаков.

  1. Образ и символика.

В основе производства любой продукции лежит определенный замысел. Так, после просмотра рекламы у потребителя в голове остается некий расплывчатый образ, который образуется из мелодии, фона, ритма, страны или кандидата, общей конфигурации. Результаты многих научных исследований подтверждают нашу склонность к моментальному изменению своего мнения и новому толкованию нейтрального утверждения, если узнаем, что с ним связан симпатичный или неприятный нам человек. Наша реакция связана скорее с сигнатурой (идентификационная характеристика) полученной информации, а не с тем, что она несет.

Именно эти четыре положения (сформированные на тезисах антропологии, глубинной психологии, футурологии и символизма) в качестве важнейших методов лежат в основе нововведений в психологии поведения потребителя как науки. Применение этих принципов помогает более осознанно подойти к пониманию мотивов поведения покупателя. Необходимо различать исследования интерпретационные (на основе генетического и структурного методов) и дескриптивные (при которых используют методы описания и объяснения, а также прогнозирования поведения субъекта).

Разумеется, данные, которые получаем при применении последних методов, очень важны, но они не лежат в основе всего исследования. Если наша цель – мотивировать клиента, определять его действия, то мы должны уметь объяснить его поведение, так сказать, интерпретировать. Вот когда мы сможем различать и исключать умышленную ложь наших респондентов, тогда и сумеем построить верную модель поведения потребителя.

Сегодня при изучении психологии поведения применяется метод, при котором респондентам дают возможность наиболее полно рассказать о своем поведении, но при этом исключив попытку «самодиагностики». Интервьюер не спрашивает человека о том, почему он приобрел тот автомобиль, а не другой, а специально подводит опрашиваемого к тому, чтобы тот рассказал в деталях о том, какие жизненные обстоятельства подтолкнули его к принятию решения о покупке машины, – это помогает исследователю сделать достоверный анализ реальных мотивов такого поведения потребителя.

В начале изучения психологии поведения потребителя выдвигаются конкретные и разумные предположения касательно поведения покупателя. Они могут базироваться на знаниях таких дисциплин как культурология, глубинная психология, футурология или символизм. И вопрос о том, отчего клиент приобретает только это мыло и никакое другое вполне может лежать в основе анализа психологии его поведения. Обращаясь к первому принципу, изучаем устоявшиеся нормы поведения (ритуалы, привычки) потребителя, связанные с использованием этого продукта.

Так, если речь идет о мыле, то рассматриваем связи, существующие между этим товаром и непосредственным процессом купания или мытья. У покупателя мыло может ассоциироваться не только с ощущением того, что он физически чистый, но и с совершением обрядовых церемоний религиозного характера (крещением и омовением), когда тело очищается от вины и всего порочного (принцип «айсберга»).

Следуя динамическому принципу, исследователь психологии поведения потребителя может выявить в нем наиболее важные перемены. Последние могут быть связаны с уровнем дохода: он растет, падает или остается на прежнем уровне. Ведь даже при одинаковом достатке поведение покупателей может различаться.

В процессе коммуникации (проще говоря, в общении) люди постоянно обмениваются какой-либо информацией, и важная роль здесь отводится символизму. Чаще всего происходит так, что покупателю проще уловить невербальный образ, чем вполне определенное речевое сообщение. Когда говорят, «разбуди в себе зверя», люди понимают его в переносном смысле, т. е. «ощути в себе силу», но дословное его восприятие будет казаться абсурдным. Чаще потребитель покупает именно образ предлагаемого товара, а не конкретные его достоинства, или отдает свой голос не за ту программу, которую обещает реализовать кандидат, а за его имидж.

Нуждаемся ли мы в новых товарах? Психология поведения потребителя изучает и такие ситуации, как «выбор из двух зол меньшего», когда перед клиентом стоит вопрос: «Купить или не купить?», и в этих случаях он руководствуется в том числе и моральными аспектами. Пока мы стараемся только понять поведение покупателя, все кажется нормальным. Но есть компании, которых интересует не только конкретное поведение потребителя. Они буквально навязывают ему ту или иную продукцию, подталкивают на совершение тех или иных действий.

Экономисты, вероятно, чаще всего берут за основу далекую от практики модель желаний и потребностей покупателя, которая напоминает пирог. Чем больше кусочков отрезали от него, тем меньше осталось. По их мнению, потребности и желания человека ограничены. Однако результаты современных исследований психологии поведения потребителя свидетельствуют о том, что, напротив, желания и нужды людей неизменно растут.

После создания радио сразу же начала развиваться индустрия звукозаписи. Теперь человек может пользоваться не одним каналом, а множеством разных. Это, казалось бы, должно уменьшить размер «пирога». Но здесь действуют правила психологии другого качества: чем больше музыкальных и иного рода развлечений доступно потребителю, тем большее их количество ему хочется заполучить.

Растущая популярность изучения психологии поведения потребителя имеет положительное влияние на чересчур рационально-логические теории, которым следуют экономисты и маркетологи. К примеру, признанным фактом является то, что во время экономического кризиса потребление предметов роскоши возрастает, хотя, в принципе, должно быть наоборот. Объяснения такой ситуации с позиции логики здесь явно мало.

Все дело в том, что в подобные периоды у человека возникает чувство незащищенности, и ему хочется иметь вещи, символизирующие высокое качество и стабильность. Поэтому, несмотря на то, есть у него такая возможность или нет, он все равно приобретает более дорогостоящий товар (драгоценный камень, путевку на Мальдивские острова или «Toyota Land Cruiser»).

5 советов о том, как использовать психологию потребителя в свою пользу

Совет 1. Процесс оплаты должен быть простым и безболезненным.

Доказано на практике, что люди с большей охотой тратят безналичные средства. Объясняется это особенностью психологического восприятия: «боль платежа» (неприятные ощущения при расставании с деньгами) приходит позднее, уже после оплаты. По словам исследователей психологии поведения потребителей, расплачивающийся с помощью банковской карты клиент испытывает положительные эмоции от покупки, у него не возникают негатива, свойственного ситуациям, когда он расстается с наличкой.

Применение на практике. Предоставьте на сайте или в офисе компании возможность оплачивать товары или услуги с помощью банковской карты. Еще лучше, если вы предусмотрите услугу «Автоплатеж». В этом случае клиент не будет каждый месяц испытывать стресс, оплачивая кредит наличными деньгами.

Совет 2. Предоставьте возможность клиентам платить по частям.

В своем исследовании профессор Гарвардской школы бизнеса Джон Гурвиль сравнил два метода сбора денег на благотворительную деятельность. Первый – это разовый платеж в размере 350 долларов. Второй – в форме ежедневных платежей, которые составляли один доллар. В итоге выяснилось, что человеку проще отдать деньги, если его каждодневный платеж не выше суммы суточного расхода (четыре доллара в 2003 году).

Применение на практике. Например, провайдер предлагает тариф с ежемесячной оплатой, размер которой составляет 900 рублей. Разделим эту сумму на количество дней в месяце (30) и получим 30 рублей – плата за каждый день пользования тарифом. Она небольшая, хотя общая сумма останется неизменной. Для усиления эффекта можно сопоставить эту сумму с какой-то совсем незначительной, к примеру, с ценой за один коробок спичек.

Совет 3. Применяйте «эффект привязки».

Израильско-американский психолог Даниэль Канеман вкупе с израильским психологом Амосом Тверски провели эксперимент, в ходе которого рулетка с разметкой от нуля до ста была подкручена ими так, чтобы указатель стрелки всегда падал на цифры 10 и 65. Тех, кто участвовал в исследовании, просили записать выпавшую цифру и спрашивали:

Ответы участников были различными, но средняя оценка (после того как они увидели числа 10 и 65), составила 25 % и 45 %. Этот феномен назвали «эффектом привязки», и он дает о себе знать в тех случаях, когда людям приходиться сталкиваться с числами произвольного характера до того, как им надо оценить какое-то неизвестное им значение.

Применение на практике. При выборе потребителем товара предложите ему принять участие в маркетинговом исследовании, где его ответ заранее привязан к большей цене за услугу. Важно, чтобы в этом вопросе прозвучала выгодная фирме сумма.

Человеческий мозг так устроен, что при возможности старается не делать лишних вычислений. Таким образом, опция «По умолчанию», то есть отказ от совершения какого-либо выбора, рассматривается в психологии поведения потребителя как оптимальный вариант решения. У этого явления существует научное объяснение. В исследовании возможности управления поведением покупателя психологи Эрик Джонсон и Даниэл Голдштейн разделили участников произвольным образом на три группы. Каждой предложили представить, что они поселились в стране, в которой установлена политика донорства. Только 42 % участников первой группы изъявили желание стать донорами, 82 % членов второй группы также решили поддержать эту политику, у третьей группы этот показатель составил 79 %.

Применение на практике. Предоставьте вашим новым клиентам возможность первую неделю бесплатно пользоваться высокоскоростным интернетом (100 Мбит/с). Кроме того, предложите им возможность отказаться от этой услуги в удобное для них время. С восьмого же дня, если абонент ничего не предпринял, переведите его на платный тариф с сохранением скорости, а если он откажется – поменяйте тариф на тот, что он выберет со следующего дня. Так сделала одна из российских компаний. В итоге большинство клиентов согласились с выбором по умолчанию, а средняя цена тарифа увеличилась на 18 %.

Совет 5. Используйте конфликт интересов.

Автор статьи «Бремя раскрытия: увеличение принятия сомнительных рекомендаций» профессор Гарвардского университета Сунита Сах и ее коллега описывают опыт, касающийся изучения психологии поведения потребителя. Испытуемым предлагали сделать выбор между кубиками А и Б, у каждого из которых имелся свой набор призов. Причем призы, которые получали люди при выборе кубика А, были лучше, чем призы, соответствующие кубику Б. Из всех участников 92 % без сторонних подсказок выбирали кубик А.

В том же случае, когда испытуемых вводили в заблуждение, говоря о том, что лучшие призы у кубика Б, 52 % испытуемых делали выбор в его пользу. Но если консультант, предлагая кубик Б, говорил о том, что материально заинтересован в их выборе, то показатель возрастал до 81 %.

Применение на практике: во время разговора с клиентом упомяните о том, что при выборе потребителем определенного продукта, менеджеру будет выплачена премия. Этот прием действует в любой сфере бизнеса, но у него есть и побочный эффект: у клиентов может возникнуть чувство, что на них давят, и это способно отразиться на их лояльности к компании.

Психология потребителя – отрасль психологии, изучающая особенности потребительского рынка, человека как потребителя, субъекта и объекта рекламы. Психология потребителя изучает не только вкусовые пристрастия покупателя, динамику спроса и предложения различных товаров и услуг, но и личность, характерологические особенности покупателя. Опираясь на результаты исследований покупателя, можно разрабатывать эффективную рекламу, прогнозировать группу покупателей новых товаров и услуг, тенденции моды на определенный товар.

Ориентация на потребителя привела к тому, что физические свойства товара стали рассматриваться с точки зрения психологического удовлетворения. Ориентация на потребителя способствовала увеличению расходов на маркетинговые исследования.

Методы исследования психологии потребителя

Методы исследования психологии потребителя:

  1. наблюдение;
  2. опросы общественного мнения;
  3. фокус-группы.

Проективные методики позволяют узнать реальное отношение клиента к товарам или услугам:

  1. ролевые игры – эта методика предполагает вживание в роль производителя услуг или потребителя, в зависимости от целей исследования, и оценку качества товара, его преимуществ и недостатков перед другими товарами;
  2. аналогии – проведения параллели между реальным товаром и его возможным аналогом, представление себя самого в виде данного товара;
  3. психологические портреты – составление психологического портрета товара, «очеловечивание» его, выявление каких-либо человеческих качеств, которыми наделяют товар потребители;
  4. персонификации – представление товара как человека, личности и исходя из этого рассмотрение возможных оптимизаций его дизайна, товарных характеристик;
  5. некрологи – написать о воздействии товара некролог. Яркий пример – реклама средств от комаров, от тараканов и другие.

Характер и назначение рекламы

  1. уведомление потребителя – реклама имеет своей целью уведомить определенную группу о новинках, об изменении цен, об изменении местоположения организации и другие;
  2. имидж продукта – продвижение на рынок товаров определенного брэнда, формирование узнавания именно этого бренда и моды на него;
  3. институциональная реклама – направлена на формирование хорошего отношения к компании – производителю, поднятию ее рейтинга, формирование уважения к ней. Основная цель – показать компанию как полезный для общества элемент, который позволяет совершенствовать многие процессы или явления человеческой жизни;
  4. информационная реклама – обычно информирует потребителя о качестве товара, компонентах продукции, способах ее употребления и дате изготовления и сроках хранения.

Обещания рекламы

Д. Шульц , С. Шульц в книге «Психология и труд» говорят о том, что реклама дает некоторые обещания:

  1. обещает те или иные блага;
  2. неприятности, если покупатель не приобретет рекламируемую продукцию;
  3. приобретение любви, друзей, самоуважения и самореализации;
  4. превосходство в чем-либо.

Идентификация торговой марки

Идентификация торговой марки и изучение предпочтений имеют важное значение для развития рекламы или ее продолжения. От того, насколько узнаваема определенная марка и формирует ли реклама предпочтение покупателей именно к этой марке, зависят продолжение и коррекция рекламной кампании. Особое внимание рекламодателей направлено на то, чтобы покупатель отличал именно данную марку от марки других компаний, производящих подобную продукцию.

Торговая марка включает в себя такие элементы, как логотип, название, звуковые и цветовые сопровождения. Есть в рекламе еще одно понятие, и многие люди путают его с торговой маркой – «бренд». В отличие от торговой марки, бренд – более широкое понятие, и в него входит не только вышеперечисленное, а еще и сам товар со всеми его свойствами, имиджем товара, имиджем бренда.

Изучение эффективности рекламных кампаний

  1. облегчение воспоминания;
  2. узнавание;
  3. физиологические измерения;
  4. изучение количества продаж;
  5. возврат купонов.

Изучение телевизионного программирования важно для размещения рекламной продукции в наиболее оптимальное время. Д. Шульц, С. Шульц выделяют такие аспекты, как:

  1. прогнозирование зрительской реакции на новые программы;
  2. определение качественного и количественного состава зрительской аудитории (Шульц Д., Шульц С. Психология и работа, СПб, Питер, 2003).

Аспекты продукции, влияющие на потребителя:

  1. бренд – узнавание;
  2. имидж товара – отражение идей, мыслей и чувств, связанных именно с этим товаром;
  3. упаковка товара.
  1. эффективность в контексте объема продукции, производимой предприятием;
  2. эффективность в контексте узнавания на рынке и эффективность в контексте формирования определенной политики организации, поддержки производства и соответствия рекламному образу. Эффективность рекламы зависит от множества факторов, например, от времени показа на телеканале, размещения рекламы в печатных изданиях, творческого оформления рекламного объявления и прочие.

Особое отношение в современных условиях формируется к рекламе в Интерне. Все увеличивающееся количество пользователей Интернета позволяет говорить о перспективности рекламы в глобальной сети.

Контингент пользователей – трудоспособная молодежь и люди до 45 лет, то есть наиболее перспективная покупательская группа.

Психология рекламы занимается изучением мотивации приобретений, и на основе этих исследований предоставляет некоторые рекомендации по оформлению продукции, оформлению витрин, поведению работников магазинов, размещению и контексту рекламных объявлений. Многое зависит от личностных факторов потребителя продукции.

Мотивы потребительского поведения

Потребностям человека присуща способность к развитию и многообразию. Потребитель постоянно стремится удовлетворить свои потребности. Главными способами удовлетворения потребностей являются мотивы. Мотивы – это то, что побуждает человека к деятельности. Мотивы бывают сильными, слабыми, постоянными, временными, позитивными и негативными. Также мотивы можно разделить на четыре типа:

  1. эстетические мотивы, при которых особое внимание уделяется внешнему виду товара, привлекательности его форм, яркой этикетке, гармоничному сочетанию с другими предметами и т. д. Данный тип мотивов является наиболее сильным и долговременным;
  2. мотивы престижа, которые проявляются только в определенной социальной группе. На некоторые товары человек может потратить огромное количество денег только потому, что этот товар сможет подчеркнуть его статус, социальное положение, повысить положение в обществе. Как правило, такие мотивы приходят с ростом материального благосостояния;
  3. утилитарные мотивы, проявляются у потребителя в первую очередь при оценке эксплуатационной характеристики, долговечности, возможности быстрого и качественного ремонта и т. д.;
  4. мотивы традиций. Для проявления такого типа мотивации используют, как правило, цветовые гаммы, близкие к национальной, или используют цветовую гамму флага, возбуждая и пробуждая тем самым положительные эмоции к данному виду товара;
  5. мотивы достижения очень близки по смыслу с мотивами престижа. Эти мотивы отличаются от других тем, что при рекламе определенного товара производитель пытается задействовать знаменитого человека, например, трехкратного чемпиона России для рекламы спортивного товара или поп-звезду для раскрутки новой линии парфюмерии и т. д.

Личностные факторы, влияющие на потребителя

Рассмотрим личностные факторы, влияющие на потребителя:

  1. пол – по статистике, вопросами приобретения в семье занимаются в большинстве случаев женщины;
  2. возраст – дети могут быть активными посредниками покупки: привлекаемые яркой упаковкой, дети просят родителей, родных приобрести игрушку либо какую-нибудь сладость, не ориентируясь на цену покупки, на что делают расчет многие производители детской продукции, и на данный момент рассматривается вопрос об этичности детской рекламы. Молодежь – основной покупатель модной одежды и молодежных аксессуаров (например, сотовых телефонов). Люди среднего возраста в основном заинтересованы в приобретении пищевых продуктов и бытовой техники, а люди старшего поколения в основном приобретают пищевые продукты и лекарственные средства;
  3. статус – ценовые характеристики в основном зависят от того, к какой группе относится потребитель. Состоятельные люди скорее приобретут достаточно качественную дорогую вещь, а люди, ограниченные в средствах, будут приобретать, ориентируясь не по качеству продукции, а по цене;
  4. этническая принадлежность влияет на распределение по приобретению определенного набора продуктов, вкусовых пристрастий в покупке одежды и т. д.;
  5. время, отведенное на покупки – ограниченное время нервирует покупателя, покупки делаются по соображениям быстрого приобретения, и обращается внимание на продукты, известные покупателю.

    В случае избытка времени покупатель тщательно изучает надписи на продукции, анализирует ценовые характеристики в нескольких торговых точках, делает покупку более осознанно;

  6. цель похода по магазинам – может быть не только приобретение необходимых товаров, но и развлекательная цель – посмотреть на имеющиеся в продаже товары, примериться к ценам и т. д.;
  7. настроение;
  8. индивидуальные особенности покупателя;
  9. привычки и приверженность определенному производителю;
  10. насколько приемлема цена для потребителя.

«РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИКА Потребитель...»

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

ПОТРЕБЛЕНИЯ

ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИКА

Потребитель всегда смеется последним.

Новая русская мудрость

ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

видов товара, приходится изучать как объективные стороны формирования спроса на товар, так и субъективные факторы, определяющие желания и систему оценок потребителей – психологию потребителя.

Психология потребления – область психологии, изучающая психологические особенности поведения потребителей и отношения к товарам и услугам. В частности, социальная психология потребления (в дальнейшем – психология потребления) изучает потребительский цикл, главным элементом которого считается потребительский выбор; отношение к товару или его атрибутам и потребительские предпочтения как особая форма этого отношения; психологические факторы потребительского поведения;

факторы, влияющие на субъект-объектное отношение к товарам и услугам.



В России психология потребления находится лишь в начале своего развития и разрабатывается в рамках как социальной психологии, так и экономической психологии. В Америке психология потребления существует как самостоятельная отрасль психологии 1. В Европе – является разделом экономической психологии 2.

Концептуальной основой для психологии потребления являются общая психология, социальная психология, маркетинг, культурология, экономика.

Объект психологии потребления – потребление как социальный процесс. Мы не рассматриваем в качестве объекта потребителя, так как потребитель – это одна из социальных ролей человека, а на потребление влияет тот же комплекс факторов, что и на другие социальные процессы, только в иной степени и иным образом.

Предмет психологии потребления – психологические закономерности потребления. На наш взгляд, центральной темой психологии потребления является отношение к товару или услуге. Потребительское поведение само по себе не может быть предметом психологии потребления, поскольку любое поведение есть лишь проявление психических процессов, существенно детерминируемое социальными (в том числе – финансовым) факторами (поведение потребителей является предметом социологии потребления). Отметим, что мы рассматриваем потребительское поведение как социальное поведение. Некоторые (Позняков В.П. и соавторы) считают потребительское поведение видом экономического поведения, а его, в свою http://www.consumerpsych.org – сайт Общества психологии потребителя.

http://www.elsevier.nl/locate/joep – сайт журнала «Экономическая психология».

очередь, – видом социального. Поведение потребителей - это социальная активность, непосредственно вовлеченная в обретение, использование и избавление от продуктов, услуг, идей (включая процессы решений, предшествующие этой активности и следующие за ней).

Безусловно, потребление осуществляет потребитель.

Потребитель – индивид или организация, покупающие, использующие, владеющие и утилизирующие товар или услугу.

Потребителями могут являться люди, группы людей, а так же организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары, услуги, идеи.

Считается, что потребители покупают для того, чтобы поддержать или улучшить свой жизненный (организационный) стиль.

Роль бизнесменов и психологов в организации состоит в том, (1) чтобы товары удовлетворяли потребности покупателей во благо и покупателей, и продавцов; (2) в своеобразном направлении потребностей покупателя; (3) в создании новых потребностей путем выпуска новинок (например, еще в 80-е годы не было потребности в моющих средствах и губках для посуды, а создали их именно маркетологи).

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Поскольку представляется лишним введение термина «потребительское сознание», то для рассмотрения сознания человека в процессе потребления мы пользуемся термином «экономическое сознание».

Экономическое сознание – содержание и продукт отражения человеком экономических отношений, выступающие в виде системы представлений человека об экономике как фрагменте социальной реальности и сфере человеческой деятельности (по Вахитовой З.З., Доценко Е.П., 2004 3).

О.С. Дейнека под экономическим сознанием понимает системную составляющую сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком. О.С. Дейнека выделяет следующие компоненты экономического сознания: экономические эмоции и чувства, окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, заготовок и т.п.; перцептивная сфера экономического поведения; экономические представления и экономическое мышление;

волевые компоненты экономического сознания 4.

Вахитова З.З., Доценко Е.П. считают, что экономическое сознание выступает как сложное образование, несущее в себе, во-первых, когнитивный компонент, выступающий в виде представлений, идей, взглядов, стереотипов; во-вторых, аффективный компонент, выражающийся Вахитова З.З. Дисс… канд. психол. Наук. – Москва, 2004.

Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2000. – С.37.

через эмоциональное отношение человека к фактам и явлениям экономической жизни, существующий в виде оценок, настроений, эмоций; втретьих, поведенческий компонент в виде норм и стратегий экономического поведения и деятельности людей.

Изучение экономического сознания ведется в двух плоскостях:

Изучается динамика экономических представлений под влиянием изменения социально-экономических условий (Дейнека О.С., 1999; А.Л. Журавлев 1999Позняков В.П., 2001, 2002);

Создаются типологии экономического сознания в соответствии с отношением людей к экономическим преобразованиям (Б.З. Докторов, 1992;

Н.А. Нечаева, 1992 и др.).

Экономическое сознание – это система, которая наряду с объективными условиями жизни, формирует цели трудовой и социальной деятельности того или иного рода, мотивы социального и экономического поведения. Являясь подструктурой общественного сознания, экономическое сознание оказывает влияние на другие его подструктуры: экологическое, политическое, правовое и.т.д.

Экономический социолог А.В. Данильченко из МГУ (2003) использует понятие «экономический менталитет», но не определяет его.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Выделяются следующие виды потребительского поведения: 5

1. Циклические, повторяющиеся действия и поступки личности (например, в ситуации повседневной покупки)

2. Маргинальные акты потребительского поведения (например, при переходе потребителя от одного статуса к другому)

3. Акты потребительского поведения как результаты влияния потребительских схем и стереотипов, которые формируются вследствие социокультурных образцов, элементов субкультуры.

4. Спонтанные потребительские акты и реакции под влиянием тех или иных обстоятельств или спровоцированные эмоциональным состоянием.

5. Уникальные действия и поступки, которые являются результатом индивидуального опыта личности.

У потребительского поведения, независимо от того, покупательское оно или пользовательское, наблюдается три компонента, характерные для экономического поведения (по О.С. Дейнеке) и для социального.

(Экономическим поведением называют поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельность хозяйствующего субъекта 6) Аффективный компонент потребительского поведения включают эмоции, чувства, эмоциональные оценки товаров и услуг.

Казанцева С.М. Социокультурные детерминанты потребительского поведения. – Дисс. на соиск. … канд. социол. Наук. – Тюмень, 1997.

Дейнека О.С. Экономическая психология: Учебное пособие. – СПб., 2000. – С.9.

Когнитивный компонент составляют мнения, суждения, сравнения, рациональные оценки товаров и услуг.

Мотивационно-волевой компонент представляет собой желание и стремление купить или использовать товар/услугу.

Психолог из МГУ О.Т. Мельникова 7 отмечает, что существуют и другие социальные явления, похожие на потребительское поведение по форме своего существования и по характеру интереса, проявляемого к ним со стороны социальной психологии. Так, закономерности, характерные для потребителей, часто оказываются характерными и для избирателей. Между потребительским, электоральным, миграционным и другими видами поведения существует подобие именно потому, что они являются различными аспектами одного и того же целостного процесса социальной жизни общества.

О.Т. Мельникова считает, что понятие «потребительское поведение», несмотря на свою видимую фактурность, в действительности является научной абстракцией 8. В реальности есть просто поведение людей.

Потребительским оно становится лишь под особым углом зрения исследователя, выделяющего в целостном комплексе поступков человека только те действия, которые касаются потребления. Для самого же потребителя эти действия вплетены в общий контекст его поведения и наполнены совсем другим «непотребительским» смыслом. Покупка одной и той же простой вещи может оказаться проявлением гедонистического импульса, а может стать реализацией гражданского долга, иметь разный смысл для себя и для других, быть в различной степени осознанной, приятной, служить причиной для гордости либо стыда. Покупка вообще может замещать другое действие, например, трудное или неприятное.

Американские ученые имеют совершенно противоположную точку зрения и создали целую науку «поведение потребителей», в которой изучаются особенности покупок и использования. Наука «психология потребителя» оперирует не только термином «потребительское поведение», но даже и «потребительское сознание». Действительно, потребитель не рефлексирует особенности своего потребительского поведения и не отделяет его в жизни от других видов поведения, но это не повод для отсутствия рефлексии у психологов, изучающих потребление.

ФОРМЫ ВЛАСТИ РЫНКА НАД ЧЕЛОВЕКОМ

Некоторые формы власти рыночного общества над личностью 9:

Навязывание потребности – рынок посредством рекламы формирует все новые и новые потребности или формы их удовлетворения.

Мельникова О.Т. и соавт. Потребительское поведение: теория и действительность / В кн. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 2002. – С.258.

Там же, С.259.

Дейнека О.С. Экономическая психология: Учебное пособие. – СПб., 2000. – С.92.

Ускоренное потребление – вещи проживают все более короткую жизнь по технологически спланированным причинам, или по причинам, связанным с модой.

Опережающее потребление или кредит – жизнь в кредит усиливает психологическое напряжение, тревогу, и, как правило, увеличивает стоимость вещи.

Выбор из маргинальных, то есть несущественных различий – нарастающий поток вещей различается несущественно, а это усложняет и психологически отягощает выбор нужной альтернативы.

Модель современного потребителя представили В.Е. Хруцкий и И.В.

Корнеев, обобщая ответы на вопрос, чего ждут сегодня потребители 10:

1. Потребители хотят спокойствия и безопасности буквально во всем.

2. Они благодарны тому, кто может позаботиться об их жизненных проблемах, с которыми им самим трудно справиться.

3. Потребители хотят персонального внимания и общения.

4. Потребители хотят качества, соответствующего новым технологиям, уровню техники и науки.

5. Иногда потребители хотят быть партнерами производителей и продавцов.

6. Они ждут, что им будет предоставлена возможность посетить предприятие, и надеются, что их мнения и пожелания станут учитывать.

7. Потребители хотят, чтобы им доставляли радость и удовольствие.

8. Потребители хотят жить в атмосфере предсказуемости рынка товаров и услуг.

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

После «общества изобилия» (по Гелбрейту Дж., 1958) американское общество стало еще и «обществом потребления» (по Брентано Л., 1977).

Общество потребления изучали Л. Брентано, Ф. Бродель, Х. Винтерберг, Дж.

Кейнс, П. Самуэльсон, М. Фридмен, И.В. Алешина, Л.И. Ростовцева и др.

Каждое цивилизованное общество не свободно ни от потребления, ни от производства. Обществом потребления становится такое общество, в котором наличествует культ потребления. Это считалось недостатком в советской идеологии, когда «потребительское отношение» являлось непростительным. Но культ потребления обеспечивает клиенториентированность производства и коммерции, высокую конкуренцию, активный шоппинг – явные преимущества и детерминанты социального развития.

В. Феркис 11 указывает на то, что непременным условием эволюции социума в сторону общества потребления является личная свобода, проявляющаяся в институте частной собственности.

Троицкая И.В. Психология потребителя / В кн. Практическая психология для экономистов и менеджеров: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб., 2002. – С.167-168.

Ferkiss V. The future of technological civilisation. – N.Y., 1974, p. 16-17.

Главное условие общества потребления – стабильное развитие социума в течение десятилетий. В результате такого развития общество накапливает материальный ресурс, сосредоточенный у широких слоев населения (потребителей) и производителей (предпринимателей). Следующее условие – механизмы взаимодействия платежеспособного населения и обладающего необходимыми материальными ресурсами предпринимателя. Выделяется два таких механизма: кредитование деятельности предприятия (акционирование); и отношение «потребление – сбережение».

Существуют следующие признаки общества потребления 13:

1. демократические гражданские отношения между членами общества (в большинстве случаев);

2. идеология примата личности над обществом;

3. режим законности и соблюдения прав личности;

4. рыночные отношения в обществе;

5. взаимное стимулирование потребления и производства;

6. высокий материальный ресурс общества, относительно ровно распределенный между членами этого общества, превышающий минимум насущных потребностей.

АКСИОМЫ ПСИХОЛОГИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

1. Потребление – это уничтожение товаров в той или иной мере.

2. Потребляя товар, мы потребляем не только материальные ресурсы, но и символы (например, «Мерседес» – символ престижа, портфель – символ принадлежности к преподавательской группе). Носителем этих символов служит не товар целиком, а его особенности (атрибуты).

3. Около трети стоимости товара-брэнда – это стоимость собственно брэнда.

4. Чтобы «раскрутить» товар, потребителя надо удивить чем-то в нем.

5. Продавать надо не дрель (товар), а дырки в стене (выгоды).

Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Что такое «консюмеризм»?

2. чем отличается «потребительское поведение» от «покупательского поведения?»

3. Какие виды сознания, кроме экономического Вы знаете?

4. Чем отличается экономическое сознание человека, выросшего при плановой экономике (в социализме) и человека, выросшего при формировании рыночной экономики (при зарождении капитализма)?

Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978.

Данильченко А.В. Тенденции «развития общества потребления» на современном этапе (социологический анализ). – Дисс … канд. соц.

Наук. - М., 2003.

Похожие работы:

«М.М. Эркенова Психологические факторы компьютерно-игровой зависимости в подростковом возрасте Развитие общества на сегодняшний день характеризуется интенсивным развитием информационных технологий, ростом числа пользователей персональными компьютерами, все большей распространенностью различной игровой компьютерной продукции, в том числе и в сети Интернет, что обусловливает включенность населения в компьютерноигровую деятельность. Особое внимание обращает на себя факт непрерывного роста числа...»

«УДК 616 039.75 РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА Жуков А.Е.1, Молчанова Л.Ф.2, Воронова Е.А.1 ГАОУ ДПО «Пермский краевой центр повышения квалификации работников здравоохранения», Пермь, Россия (614066, Пермь, ул. Баумана 22а), e-mail: [email protected] ГБОУ ВПО «Ижевская Государственная медицинская академия Минздрава России», Ижевск, Россия, (426011,Ижевск, ул. Холмогорская, 37б), e-mail:...»

«Летние каникулы. Советы психолога. Лето – долгожданное время для детей и беспокойный период для родителей. Чем занять ребёнка, чтобы он не провёл три месяца у компьютера? Как помочь ему не растерять, а приумножить знания? Как сделать отдых не только приятным, но и полезным? Поговорим о том, как же правильно организовать отдых ребенка, чтобы и родители были спокойны, и дети довольны? Из широкого спектра возможностей выберите те виды летнего отдыха, развлечений, занятий, которые устроят Вашего...»

«ГБОУ Московский городской психолого-педагогический университет ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН «Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы» К 85-летию Юрия Федоровича Полякова Москва УДК 159.9:61 ББК 88.4 М42 Редакционная коллегия: Зверева Н.В. кандидат психологических наук, доцент (отв. ред.) Рощина И.Ф. кандидат психологических наук, доцент Ениколопов С.Н. кандидат психологических наук, доцент М42 Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы....»

«Работа психолога, социального педагога в ПМПк образовательного учреждения и ПМПК Технология психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Разработчик слайдовой презентации Нагиева Е.В.Содержание: Общая стратегия работы школьного психолога с проблемными детьми в образовательном учреждении. ПМПконсилиум школьного образовательного учреждения как форма комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями ПМПКомиссия как учреждение...»

«Психика человека: норма и патология, способы коррекции © Владимир Сахаревич Контакт с автором: [email protected] Еще во второй половине XX века известный американский нейропсихолог Карл Прибрам высказал гипотезу, что в основе работы мозга лежит голографический принцип хранения информации. К сожалению, замечательная догадка Карла Прибрама так и осталась всего лишь одной из альтернативных гипотез. (См. примечание 1) Но существует простой и конструктивный способ доказать истинность этой догадки:...»

«Как вырастить ребенка счастливым: позитивная психология Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить...»

«Текст взят с сайта кафедры психиатрии и наркологии СПбГМА им. И.И. Мечникова http://psychiatry.spsma.spb.ru ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Мышление опосредованное отражение действительности в ее внутренних, существенных связях и отношениях. Осуществляется мышление путем мыслительных операций по формированию понятий, суждений и умозаключений. Мышление формируется и формулируется в речи. Различают две стороны мышления: мышление как процесс /ассоциативная деятельность/ и результат...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...