Манипуляция массовым сознанием. Усиливать чувство собственной вины

Отрывок из главы «Состояние и особенности российской (русской) цивилизации. Пассионарность народонаселения, пропаганда и мобилизация» 2-го тома « Национальной идеи России » .

Пропаганда выступает не только в качестве основного средства стимулирования пассионарного толчка и каналирования пассионарной энергии в государственных масштабах, но и в качестве основного метода управления массовым сознанием.

В последние десятилетия кампании по управлению массовым сознанием - вначале советского, а вслед за ним и российского общества - приобрели значительный размах. Российское общество непрерывно подвергается идеологическому воздействию по внедрению целевых для кого-то или чего-то ценностей.

В современном мире управление сознанием - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Если речь идет об общественном сознании, о политике, хотя бы местного масштаба, то, как правило, к разработке акции привлекаются специалисты или хотя бы специальные знания, почерпнутые из литературы или инструкций. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями). Возникла система подготовки кадров, научные учреждения, научная и научно-популярная литература. Правда, Нобелевской премии в явном виде в этой области пока что не учредили (хотя некоторые лауреаты Нобелевской премии мира или по литературе скорее должны были бы идти по разряду выдающихся манипуляторов сознанием).

В навязывании российскому обществу ценностей гибрида чужеродной демократии чуть ли не главным инструментом усилий стало управление (манипуляция) сознанием. Эта технология, созданная в США, применяется сегодня в более или менее широких пределах в других частях мира (в России - без всяких пределов) и развивается в направлении того, чтобы стать главным средством социального контроля в новом мировом порядке. К слову, способы социального контроля и жесткого духовного воздействия вне демократии, в т. н. «тоталитарных» обществах не подпадают под понятие манипуляции.

Воздействие на человека религии (не говорим пока о сектах) или пропаганда в т. н. идеократических обществах, каким были, например, царская Россия и СССР, отличаются от манипуляции своими главными родовыми признаками.

Ключевым признаком манипуляции является скрытность воздействия и внушение человеку желаний, заведомо противоречащих его главным ценностям и интересам.
Ни религия, ни официальная идеология идеократического общества не только не соответствуют этому признаку - они действуют принципиально иначе. Их обращение к людям не просто не скрывается, оно громогласно. Ориентиры и нормы поведения, к которым побуждали эти воздействия, декларировались совершенно открыто, и они были жестко и явно связаны с декларированными ценностями общества.

И отцы Церкви, и «отцы коммунизма» считали, что то поведение, к которому они громогласно призывали, - в интересах спасения души и благоденствия их паствы. Поэтому и не могла стоять задача внушить ложные цели и желания и скрывать акцию духовного воздействия. Смысл же манипуляции иной: мы не будем тебя заставлять, мы влезем к тебе в душу, в подсознание и сделаем так, что ты сам этого захочешь. В этом - главная разница и принципиальная несовместимость двух миров: религии или идеократии и манипуляции сознанием (в т. н. демократическом обществе).

Однако вводит в заблуждение сходство некоторых «технических» приемов, применяемых и в религиозной, и в пропагандистской манипуляционной риторике, - игра на чувствах, обращение к подсознанию, к страхам и предрассудкам. Хотя в действительности то, что эти приемы в религии и идеократической пропаганде - следствие слабости и незрелости, а в манипуляции сознанием - принципиальная установка, это неочевидно.

Здесь проявляется сущность пропаганды. С одной стороны, пропаганда относится к ключевым методам управления сознанием, с другой стороны - является основой возникновения манипуляции сознанием как явления. Инструменты пропаганды как управления сознанием весьма разнообразны. Ключевым смысловым посылом в пропаганде изначально было «слово». Основоположником научного направления, посвященного роли слова в пропаганде (а затем и в манипуляции сознанием), считается американский социолог Гарольд Лассуэлл. Начав свои исследования еще в годы Первой мировой войны, он обобщил результаты в 1927 г. в книге «Техника пропаганды в мировой войне». Лассуэлл разработал методы семантического анализа текстов - изучения использования тех или иных слов для передачи или искажения смыслов («политическая семантика исследует ключевые термины, лозунги и доктрины под углом зрения того, как их понимают люди»). Отсюда было рукой подать до методов подбора слов. Лассуэлл построил целую систему, ядром которой стали принципы создания «политического мифа» с помощью подбора соответствующих слов .

Сегодня главным средством закабаления стал язык телевидения c особым жанром - рекламой, главный смысл которой заключается именно в манипуляции сознанием.

Метафоры - это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные. Это - выраженные художественно стереотипы. Одним из главных «материалов», с которым оперирует манипулятор, являются социальные стереотипы.

Стереотипы как необходимый человеку инструмент восприятия и мышления обладают устойчивостью, могут быть выявлены, изучены и использованы как мишени для манипуляции. Поскольку их полезность для человека в том и заключается, чтобы воспринимать и оценивать быстро, не думая, манипулятор может применять их как «фильтры», через которые его «жертвы» видят действительность. Если удается подтолкнуть крупные массы людей к восприятию какого-то общественного явления через нужный манипулятору стереотип, то несогласным становится очень трудно воззвать людей к здравому смыслу, убедить их остановиться, подумать, не принимать скоропалительных опасных решений. Задача манипулятора облегчается тем, что стереотипов-мишеней сравнительно немного, особенно у интеллигенции, проникнутой рациональным мышлением, не отягощенной традициями и религиозным видением мира. Такое мышление откладывает в сознании очень небольшую часть всего человеческого опыта, и эта часть «оседает» в памяти в виде стереотипов как заученных и легко узнаваемых готовых целостных умозаключений .

Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо иметь надежную «карту стереотипов» разных групп и слоев населения - весь культурный контекст данного общества.
Очень большой объем исследований в этой области был выполнен американскими специалистами, работавшими над изучением умонастроений влиятельных групп в зарубежных странах с целью повлиять на эти умонастроения в желательном для США направлении («чтобы внешняя политика США вызывала чувство восхищения или по крайней мере воспринималась без возмущения»).
Эта сфера глобальной манипуляции сознанием стыдливо называется в США «публичной дипломатией».
Она сформировалась как целая особая область социодинамики культуры . Наибольшие усилия в США были предприняты для изучения культурных стереотипов разных групп населения СССР, прежде всего интеллигенции как главной силы, создающей или разрушающей легитимность государства.

Особенно важно использование стереотипов в «захвате аудитории». «Захват» - одна из главных операций в манипуляции сознанием. В ходе ее выполнения манипулятор привлекает, а затем удерживает внимание аудитории и «присоединяет» ее - делает сторонником своих установок (создает ощущение принадлежности к одному и тому же «мы»). На этой стадии манипулятор подстраивается под стереотипы аудитории, не противоречит им. Его задача - завоевать доверие.

Как правило, в манипуляции используются стереотипы, которые уже отложились в сознании. Но используются готовые стереотипы не прямо, а чаще всего посредством приема, который называется каналирование или подмена стереотипа.

Например, в антисоветской пропаганде очень сильно давили на чувство справедливости и уравнительный идеал советских людей. Стереотип неприязни к нетрудовым доходам постепенно подменили стереотипом неприязни, а потом и ненависти к номенклатуре как якобы эксплуатирующему трудящихся классу. Неудовлетворенность людей каналировали на работников управления, тесно связанных с образом государства. Активно был использован этот прием и при разжигании национальных конфликтов. Суть его в том, что постепенно меняется контекст, в который встроен стереотип и образ какой-то социальной группы. И эти маленькие изменения не противоречат привычным стереотипам. Эту мысль высказал уже Геббельс: «Существующие воззрения аудитории могут быть направлены на новые объекты с помощью слов, которые ассоциируются с существующими взглядами».

Часто для манипуляции надо предварительно усилить или даже построить необходимый стереотип - «наездить колею», «нарезать бороздки». Речь обычно идет об иллюзорном стереотипе - внушении ложной идеи или объяснения, так что оно становится привычным и приобретает характер очевидного («если колхозы разогнать, то будет изобилие продуктов»). Если программа манипуляции имеет долгосрочный характер, как было, например, при перестройке, то такие подготовительные работы можно проводить загодя, без всякой манипулятивной нагрузки, не вызывая подозрений.

Если удается создать и укоренить большой, сильный стереотип, его потом можно долго использовать для самых разных целей. Так, в конце 1940-х и в 1950-е гг. в США были затрачены большие усилия на создание стереотипного представления об СССР как «империи зла», угрожающей интересам всех американцев.

Этот стереотип лежал в основе идеологического оправдания холодной войны против СССР. Затем начальные вложения стали давать большие политические дивиденды, многие акции США можно было оправдывать необходимостью борьбы против «красной угрозы».
В 1981 г. Самуэль Хантингтон писал: «Иной раз приходится представлять [интервенцию или другую военную акцию США] таким образом, чтобы создалось ложное впечатление, будто это - военная акция против Советского Союза. США поступают так со времен доктрины Трумена».

Антисоветский и антикоммунистический (на деле - антирусский) стереотип так силен, что он действует и через много лет после развала СССР и прихода к власти в России антикоммунистов. Так, в 1996 г. в Австрии обнаружили массовые захоронения расстрелянных людей. Было найдено от двух до трех тысяч трупов в одной яме. Кто же расстрелял австрийцев? Само собой, русские. Обозреватель испанской газеты «Паис» пишет с сарказмом: «Русские продолжают быть убийцами по своей природе, такова уж их раса - убивают чеченцев и вообще кого попало. Они такие плохие, потому что были коммунистами? Или они были коммунистами, потому что такие плохие?». И далее сообщает, что вышел конфуз: русские до тех мест в Австрии не дошли. Значит, эти бедные останки принадлежат заключенным какого-нибудь концлагеря, которых нацисты вывезли и расстреляли, чтобы замести следы. Опять конфуз: во всех черепах - здоровые крепкие зубы, следы хорошего питания. Да и останки одежды - явно офицерские. Их обладатели никак не могли быть изможденными узниками. Нашелся умный историк, объяснил: это останки австрийских офицеров, расстрелянных Наполеоном. Но археологи над ним посмеялись - не тот культурный слой, не тот возраст останков. Наконец, промелькнуло мало кем замеченное сообщение, что эти массовые расстрелы - дело рук добрых янки, и всякие упоминания об этом событии исчезли. Не укладывается в стереотип! Если бы советские войска были в той зоне Австрии, то никакой проблемы вообще не возникло бы, никто ничего не расследовал бы и не сомневался. Сам Горбачев и Ельцин тут же признали бы вину предков.

Так же хорошо разработана технология «создания» политиков с опорой на стереотипы. Жаргонное слово «раскрутка» обозначает целую систему методов продвижения на высшие уровни политики людей независимо от их личных качеств или уже имеющейся популярности. Одним из сложных стереотипов является имидж - специально выстроенный в ходе целой программы действий стереотипный образ политика или общественного деятеля. Как пишут в учебниках, в имидже «главное не то, что есть в реальности, а то, что мы хотим видеть, что нам нужно». То есть имидж должен соответствовать активным ожиданиям людей - активным стереотипам массового сознания . СМИ лишь распространяют, внедряют в сознание образ, разработанный специалистами. Они выбирают главные черты этого образа: или исходя из уже готовых и «разогретых» стереотипов массового сознания, или, если позволяет время и средства, предварительно видоизменяют, достраивают и усиливают нужные стереотипы.

Широкую известность получили кампании по созданию Рейгана и Тэтчер из «материала», который, казалось бы, никак не позволял надеяться на успех.
В известном смысле эти операции и последующее эффективное выполнение искусственно созданными политиками программы теневых правящих кругов («неолиберальная волна») стали переломным моментом в истории. Они с полной очевидностью показали, что всякие демократические иллюзии себя исчерпали. В «демократическом» западном обществе политики создаются и действуют независимо от интересов и даже настроений основной массы избирателей.

В российском обществе примером создания стереотипа политика может служить первый Президент России. Для Б. Ельцина был избран и создан имидж «борца с номенклатурой». Для этого не существовало никакого «реального» материала - ни в биографии, ни в личных взглядах Ельцина. Он сам был едва ли не самым типичным продуктом «номенклатурной культуры». Тем не менее, за весьма короткий срок и с небольшим набором примитивных приемов (поездка на метро, визит в районную поликлинику, «Москвич» в качестве персонального автомобиля) имидж был создан и достаточно прочно вошел в массовое сознание. Даже после 1992 г., когда Ельцин в быту и в повадках открыто продемонстрировал крайнее выражение номенклатурного барства, в массовом сознании не возникло ощущения несовместимости двух образов.

Для манипуляции сознанием годятся любые стереотипы, если они помогают хоть на время отключить здравый смысл. Но манипуляторы всегда начинают раскачивать те из них, которые уже «актуализированы» в общественном сознании.

О некоторых масштабных манипуляциях сознанием в XX веке читайте во второй части материала или в шеститомнике «Национальная идея России »

.

Работы Лассуэлла восхищают своей откровенностью. Следуя исключительно критерию действенности, он дает такое нейтральное определение: «Политический миф - это комплекс идей, которые массы готовы рассматривать в качестве истинных независимо от того, истинны они или ложны в действительности».

Э. Гуссерль ввел термин «седиментация» - «выпадение в осадок» опыта в виде стерео типов. Этот процесс экономит манипулятору массу сил и средств.

Специалисты США изучают достоверное положение дел и не позволяют политикам ве сти дело неграмотно. Они, например, установили, что американцы в массе своей легко по верили в то, что Кеннеди был убит сумасшедшим-одиночкой, но европейцы в это не верят. Они считают, что был крупный заговор, наличие которого скрывается от общества. Так версия убийцы-одиночки исключена из пропаганды на Европу.

К исходу перестройки общественное сознание в СССР было настолько расщеплено, что многие стереотипы свернулись до самых примитивных формул, а то и до отдельных слов- клише. Это удивительным образом проявилось на выборах в 1989 г. Писатель В. Максимов поражался: «Что же получается? Наша либеральная прогрессивная интеллигенция имеет теперь целый ряд отмычек, с помощью которых она себе обеспечивает интеллектуальный комфорт. Надо только произнести заученное: «демократия», «плюрализм», «дедовщина», «суверенитет» - и вы получаете пропуск в определенную влиятельную часть общества».

А сегодня Я продолжу мысль и расскажу о манипуляции сознанием . В статье будут рассмотрена история возникновения манипуляции, основные законы, методы воздействия и способы защиты . В статье будут рассмотрены как частные манипуляции над определенным человеком, так и массовая манипуляция сознанием . Будут сделаны выводы, проведём парочку опросов (так что давайте активнее!). Не обижайтесь на дедушку Геббельса . В общем, приступайте к чтению. :) В блог поместился не весь оригинальный обзор, многое пришлось сократить, а статью разделить на 2 части. Оригинальная версия . 23 страницы с конкретными примерами. Может кому пригодится для реферата, доклада, выступления на семинарских занятиях по психологии или социологии.

Что такое манипуляция?


«Есть речи - значенье темно иль ничтожно,
Но им без волненья внимать невозможно.»
М. Ю. Лермонтов (1841)

Само слово «манипуляция » имеет корнем латинское слово manus - рука ( manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple - наполнять). И не даром в качестве символического образа манипуляции у многих в голове прорисовываются руки кукловода с ниточками тянущимися к марионетке .

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой , обманной или насильственной тактики . Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора , часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными , насильственными , нечестными и неэтичными . Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор , соучастник . Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели - и начинает действовать по новой программе - манипуляция состоялась . Манипуляция — это не только скрытое психологическое насилие, но и соблазн . Важную роль здесь играет использование лидеров мнений, оказывающих влияние на формирование мнений в пределах своей группы.
Чаще манипуляция имеет отрицательную окраску . Однако, доктор может пытаться убедить пациента изменить нездоровые привычки. Социальное воздействие обычно считается безвредным, когда оно уважает право человека принять его или отклонить и не является чрезмерно принудительным . В зависимости от контекста и мотивации, социальное воздействие может являться скрытой манипуляцией.

История манипуляции


«Леопарды врывались в храм и лакали из жертвенных сосудов, осушая их до дна.
Это повторялось раз за разом.
В конце концов, это стало возможным предвидеть и превратилось в часть церемонии»

(Предупреждение в одной из притч Франца Кафки (1883 — 1924),
который своими болезненными психологическими откровениями
очень помог созданию современной технологии манипуляции)

Термин «манипуляция» есть метафора и употребляется в переносном смысле: ловкость рук в обращении с вещами перенесена в этой метафоре на ловкое управление людьми (и, конечно, уже не руками а специальными «манипуляторами »).


Метафора манипуляции складывалась постепенно . Психологи считают, что важным этапом в ее развитии было обозначение этим словом фокусников, работающих без сложных приспособлений, руками («фокусник-манипулятор »). Искусство этих артистов , следующих девизу «ловкость рук и никакого мошенничества» , основано на свойствах человеческого восприятия и внимания - на знании психологии человека. Своих эффектов фокусник-манипулятор добивается, используя психологические стереотипы зрителей, отвлекая, перемещая и концентрируя их внимание , действуя на воображение - создавая иллюзии восприятия . Если артист владеет мастерством , то заметить манипуляцию очень трудно.

Именно когда все эти принципы вошли в

технологию управления поведением людей, возникла метафора манипуляции в ее современном смысле - как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.

Манипуляция сознанием восходит к истокам человеческой цивилизации. Управление человеческим сознанием всегда было и будет основой существования политической системы. Особую силу массовая манипуляция сознанием обрела в прошлом веке с развитием теле и радиовещания, появлению СМИ (средств манипуляции информацией!), а чуть позднее и сети Интернет.


Отцом прародителем манипуляции сознанием следует считать Йозефа Геббельса (1897 — 1945) - непревзойденного мастера пропаганды , оратора , манипулятора и правую руку Адольфа Гитлера .
Именно с его подачи начались космические масштабы управления сознанием масс. Следует отметить, что при росте в 165 сантиметров, будучи хромым на ногу, троечником, которому не везло на начальных этапах его карьеры (как и Гитлеру), он обладал огромнейшей
харизмой ! И в чём же секрет? А всё гениальное просто. Он оплодотворил и удовлетворил "женщину " - массу ! Он сказал им то, что они хотели слышать, он пообещал им то, что они хотели бы получить! Непоколебимая целеустремлённость - вот источник харизмы!И «чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят» (или, со слов Владимира Путина , «чем невероятнее ложь, тем быстрее в неё поверят» ).

И вот в 1931 году в работе «Наци-соци» Геббельс уже пишет «10 заповедей для каждого национал-социалиста».
И они так красиво звучат! И какими великими были эти идеи !!!

Вильфрид фон Овен , один из референтов Геббельса в последние годы войны, со ссылкой на «Майн кампф » Гитлера, а также «Психологию народов и масс » Гюстава Лебона , составил «декалог пропаганды» своего шефа, которым является основой пропаганды и манипуляции сознанием!

Законы манипуляции


Манипуляция имеет свои определённые законы , о которых Я хочу сейчас Вам рассказать. Затем мы перейдём непосредственно к методам манипулирования и защите своего сознания.

Постулаты манипуляции сознанием


Манипуляция является видом духовного, психологического воздействия, форма скрытого психологического насилия, (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности, ее образ мира, общие ценности, представления, убеждения, стереотипы и установки целевой аудитории.

  1. К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам, лишенным свободы выбора. Манипуляция — это часть технологии власти.

  2. Манипуляция основана на подмене истинных причин событий мнимыми, дезориентирующими обьект в нужном для манипулятора направлении. Данная задача может быть выполнена как с помощью СМИ, так и на основе неформальных каналов информации.

Успех манипуляции сознанием


  1. Манипуляция - это скрытое воздействие , факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает Г.Шиллер , «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться» . Когда попытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается главная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации - обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя «предельное самораскрытие », игру в искренность , когда политик рвет на груди рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу.

  2. Манипуляция - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний . Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями). Возникла система подготовки кадров, научные учреждения, научная и научно-популярная литература.

  3. Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее большинство граждан не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ . Целенаправленное изменение общественных настроений создает поле возможностей (Окно Овертона ) для реализации манипулятивной программы.

Согласно Джорджу Саймону (George K. Simon ), успех психологической манипуляции прежде всего зависит от того, насколько манипулятор искусно:


  • скрывает агрессивные намерения и поведение;

  • знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить, какая тактика будет наиболее эффективной;

  • имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб в случае необходимости.

Теория "Окно Овертона"

«Окно Овертона» — политическая теория, которая описывается как «окно» границы идей, которые могут быть приняты обществом. Согласно этой теории, политическая жизнеспособность какой-либо идеи зависит в основном от того, попадает ли она в «окно», чем от предпочтений конкретного политика. В любой конкретный момент, «окно» включает в себя область политических идей, которые можно считать приемлемыми в текущем состоянии общественного мнения, взгляды, которых политик может придерживаться без опасений быть обвиненным в излишнем радикализме или экстремизме. Сдвиг окна, при котором становятся возможными те или иные политические действия, происходит не тогда, когда идеи изменяются среди политиков, но тогда, когда они изменяются в обществе, которое голосует за этих политиков.

Методы воздействия на сознание

Саймон идентифицировал следующие методы управления:


  1. Ложь — трудно определить, лжёт ли кто-либо во время высказывания, и зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно . Единственный способ минимизировать возможность быть обманутым состоит в том, чтобы осознать, что некоторые типы личностей (особенно психопаты ) — мастера в искусстве лжи и мошенничества, делают это систематически и, нередко, тонкими способами.

  2. Обман путём умолчания — очень тонкая форма лжи путём утаивания существенного количества правды. Эта техника также используется в пропаганде.

  3. Отрицание — манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так.

  4. Рационализация — манипулятор оправдывает своё неуместное поведение . Рационализация тесно связана со «спином» — формой пропаганды или пиара .

  5. Минимизация — разновидность отрицания в совокупности с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или её поведение не является настолько вредным или безответственным, как полагает кто-то другой, например, заявляя, что насмешка или оскорбление были только шуткой.

  6. Избирательное невнимание или избирательное внимание — манипулятор отказывается обратить внимание на что-либо, что может расстроить его планы, заявляя нечто вроде «Я не хочу этого слышать».

  7. Отвлечение — манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему .

  8. Отговорка — подобна отвлечению, но с предоставлением не относящихся к делу, бессвязных, неясных ответов, с использованием неопределённых выражений.

  9. Скрытое запугивание — манипулятор заставляет жертву выполнять роль защищающейся стороны, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы .

  10. Ложная вина особый вид тактики запугивания. Манипулятор намекает добросовестной жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна. Это обычно приводит к тому, что жертва начинает испытывать негативные чувства, попадает в состояние неуверенности, тревоги или подчинения.

  11. Пристыжение — манипулятор использует сарказм и оскорбительные выпады , чтобы увеличить в жертве страх и неуверенность в себе. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя малозначимыми и поэтому подчиниться им. Тактика пристыжения может быть очень искусной, например, жесткое выражение лица или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить испытывать чувство стыда даже за дерзость оспаривать их действия. Это эффективный способ воспитать чувство неадекватности в жертве.

  12. Осуждение жертвы — по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву быть защищающейся стороной, одновременно маскируя агрессивное намерение манипулятора.

  13. Игра роли жертвы («я несчастный») — манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели. Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.

  14. Игра роли слуги — манипулятор скрывает корыстные намерения под видом служения более благородному делу, например, утверждая, что действует определенным способом из-за «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.

  15. Соблазнение — манипулятор использует очарование, похвалу, лесть или открыто поддерживает жертву, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие и лояльность.

  16. Проецирование вины (обвинение других) — манипулятор делает жертву козлом отпущения, зачастую тонким, труднообнаружимым способом.

  17. Симуляция невиновности — манипулятор пытается внушить, что любой причинённый им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чём его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Эта тактика заставляет жертву подвергнуть сомнению своё собственное суждение и, возможно, своё благоразумие.

  18. Симуляция путаницы — манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает, о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание.

  19. Агрессивный гнев — манипулятор использует гнев с целью достичь эмоциональной интенсивности и ярости, чтобы шокировать жертву и заставить подчиняться. Манипулятор в действительности не испытывает чувство гнева, лишь разыгрывает сцену. Он хочет то, что хочет, и становится «сердитым», когда не получает желаемого.

В зависимости от эмоций , которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций :

положительные формы :


  • заступничество,

  • успокаивание,

  • комплимент,

  • невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),

  • сообщение хороших новостей,

  • общие интересы…

отрицательные формы:


  • деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),

  • деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),

  • деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)…

Уязвимости, эксплуатируемые манипуляторами

Манипуляторы обычно тратят немалое время на изучение особенностей и уязвимостей своей жертвы.

Согласно Харриет Брейкер (Harriet B. Braiker ), манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости («кнопки »), которые могут существовать в жертвах:


  • страсть к удовольствиям;

  • склонность к получению одобрения и признания окружающих;

  • эмотофобия (Emotophobia) — страх перед отрицательными эмоциями;

  • нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать «нет»;

  • неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами);

  • низкая уверенность в своих силах;

  • внешний локус контроля.

Уязвимости согласно Саймону :


  • наивность — жертве слишком трудно согласиться с идеей, что некоторые люди хитры, нечестны и безжалостны, или она отрицает, что находится в положении преследуемого,

  • сверхсознательность — жертва слишком сильно желает предоставить манипулятору презумпцию невиновности и принимает его сторону, то есть точку зрения преследующего жертву,

  • низкая уверенность в себе — жертва не уверена в себе, ей недостаёт убеждённости и настойчивости, она слишком легко оказывается в положении защищающейся стороны.

  • чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком сильно пытается понять манипулятора и полагает, что у него есть некоторая понятная причина приносить вред.

  • эмоциональная зависимость — жертва обладает подчинённой или зависимой индивидуальностью. Чем более жертва эмоционально зависима, тем более она уязвима для эксплуатации и управления.

Согласно Мартину Кантору (Martin Kantor ), следующие люди уязвимы для психопатических манипуляторов:


  • слишком доверчивые — честные люди зачастую предполагают, что и все остальные честны. Они доверяются людям, которых едва знают, не проверяя документы и т. п. Они редко обращаются к так называемым экспертам;

  • слишком альтруистичные — противоположность психопатическим; слишком честные, слишком справедливые, слишком чуткие;

  • слишком впечатлительные — чрезмерно поддающиеся чужому обаянию;

  • слишком наивные — которые не могут поверить, что в мире существуют нечестные люди, или которые полагают, что если такие люди есть, им бы не позволили действовать;

  • слишком мазохистские — нехватка чувства собственного достоинства и подсознательный страх позволяют использовать их в своих интересах. Они думают, что заслуживают этого из чувства вины;

  • слишком самовлюбленные — склонные к тому, чтобы влюбляться в незаслуженную лесть;

  • слишком жадные — жадные и нечестные могут стать жертвой психопата, который может легко соблазнить их действовать безнравственным способом;

  • слишком незрелые — имеют неполноценные суждения и слишком доверяют преувеличенным рекламным обещаниям;

  • слишком материалистичные — легкая добыча для ростовщиков и предлагающих схемы быстрого обогащения;

  • слишком зависимые — нуждаются в чужой любви и поэтому легковерны и склонны сказать «да» тогда, когда следует ответить «нет»;

  • слишком одинокие — могут принять любое предложение человеческого контакта. Психопат-незнакомец может предложить дружеские отношения за назначенную цену;

  • слишком импульсивные — принимают поспешные решения, например, о том, что купить или на ком жениться без консультации с другими людьми;

  • слишком экономные — не могут отвергнуть сделку, даже если знают причину, почему предложение настолько дешево;

  • пожилые — могут быть утомлёнными и менее способными к одновременному выполнению многих задач. Слыша рекламное предложение, они с меньшей вероятностью будут предполагать мошенничество. Пожилые чаще склонны к финансированию неудачливых людей.

Методов манипуляции сознанием , используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:


  1. Использование внушения.

  2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему.

  3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.

  4. Метод под названием «нужны трупы».

  5. Метод «страшилок».

  6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.

  7. Метод фрагментации.

  8. Многократные повторы или «метод Геббельса ».

  9. Метод абсолютной лжи. Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят (Геббельс ).

  10. Создание лжесобытий, мистификация.

  11. Подмена фактов красивыми лозунгами. Например, «Свобода, Равенство, Братство ».

  12. Метод диссонанса: продвижение альтернативных фактов, ценностей и представлений, разрушающих общие символы и ценности целевой группы (концепция молекулярной революции А. Грамши ).

" с помощью средств массовой информации.

1. Отвлечение внимания

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
"Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля - в загон, как и все прочие животные (цитата из книги "Тихое оружие для спокойных войн").

2. Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения

Данный метод также называется "проблема-реакция-решение". Создается проблема, некая "ситуация", рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.

3. Способ постепенного применения

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.

4. Отсрочка исполнения

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве "болезненного и необходимого" и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что "завтра все изменится к лучшему" и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.

5. Обращаться к народу как к малым детям

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? "Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления

Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…

7. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность

Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. "Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью

Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным…

9. Усиливать чувство собственной вины

Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может!

10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают

В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.
Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, "система" получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.

Ноам Хомский - американский лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и политический аналитик. Заслуженный профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте и один и выдающихся деятелей науки XX века. Его фундаментальные труды в области теории языкознания и науки познания получили заслуженное признание в научном и преподавательском сообществе.

Эрик-Эмманюэль Шмитт

Манипуляция массовым сознанием – явление повсеместное и постоянное. Его используют для скрытого управления людьми, чтобы не прибегать к насильственным методам. Невозможно управлять большим количеством людей, не манипулируя ими, ибо в противном случае придется использовать насилие, чтобы заставлять людей делать то, что хочет власть. Поэтому людьми манипулируют везде и как правило весьма успешно. Очень часто то, что людям выдают за правду, правдой не является, а то, что преподносится, как справедливость, частенько оказывается несправедливым. Также, многое из того, что кажется людям выгодным, на самом деле невыгодно. Но при этом, как мы с вами видим, большинство людей ведут себя послушно, предсказуемо и стабильно, благодаря тому, что ими грамотно манипулируют. В этой статье мы с вами рассмотрим три способа манипуляции массовым сознанием, с помощью которых осуществляется контроль над большинством людей. Это достаточно распространенные, часто используемые и весьма эффективные способы. Речь идет о табуировании, сакрализации и мифологизации чего-либо.

Табуирование

Табуирование – это ограничение или полный запрет чего-либо. В манипуляциях с помощью табуирования накладывается запрет на те или иные вещи, без объяснения причин запрета. Либо в качестве объяснения придумывается какая-нибудь легенда, проверить которую не представляется возможным. В некоторых случаях табуирование полезно, так как позволяет уберечь людей от той или иной опасности. К примеру, можно запретить людям убивать друг друга, хотя от природы человек к этому склонен, придумав определенные легенды, в которых убийство будет считаться страшным грехом, за который человек понесет страшное наказание. Табу на убийство сделает многих людей более миролюбивыми и терпимыми друг к другу, что, несомненно, положительно скажется на их жизни. Или возьмем еще в качестве примера табу на инцест, благодаря которому люди не вступают в половые отношения с близкими кровными родственниками и тем самым снижают вероятность рождения детей с серьезными врожденными дефектами и умственной отсталостью. Зигмунд Фрейд в своей книге «Тотем и табу» очень хорошо описал всевозможные правила, которые были придуманы людьми для предотвращения инцеста. Так что, как видите, эти примеры говорят нам о том, что манипулирование людьми с помощью табуирования может быть полезным. Ведь что не говори, а в этой жизни всегда будут такие вещи, которые нельзя делать, чтобы не навредить себе и другим.

Но табуировать можно и такие вещи, которые для человека полезны. Это делается в корыстных целях, ради получения преимущества над окружающими. С помощью табу можно ограничить возможности людей, запретив им заниматься выгодными для них делами. Ну вот, к примеру, есть такое убеждение в виде ограничения, согласно которому нельзя давать деньги в рост – это грех. И некоторые люди этого не делают, а заодно осуждают тех, кто одалживает деньги под процент, потому что считают это дело злом. Хотя деньги – это такой же товар, как и все остальное. И если кто-то не хочет их покупать, то его никто не заставляет это делать. У нас в обществе даже одно время существовало табу на саму тему денег – нельзя было о них говорить слишком много и нельзя было просить деньги у людей за свою помощь им. Хотя это не очень умно – не обсуждать то, от чего зависит наша жизнь. Деньги – это средство обмена, причем очень удобное, ничего плохого в них нет, чтобы о них не говорить или не просить их. Но многие соблюдали это табу, не задумываясь о его смысле. Или вот еще пример: некоторые люди из-за своих убеждений не едят мясо, лишая себя таким образом ценного животного белка и важных для здоровья витаминов. Они верят в некоторые объяснения этого запрета, которые не всегда разумны. Таким образом, людей можно ограничить во многом, наложив табу на те или иные вещи. А ограниченные в своих размышлениях, рассуждениях, желаниях и поступках люди ведут себя более предсказуемо, часто делая то, что им якобы нужно и что они якобы должны делать и не делая того, чего якобы делать нельзя.

Табу можно использовать для идеализации какого-то человека. Человек становится совершенным в глазах людей, если ему приписываются только положительные качества, а на все плохое, что с ним связано, накладывается табу. И даже если такой человек совершит какой-нибудь плохой поступок, то никто в это не поверит, по той простой причине, что люди будут считать, что этот человек просто не способен на такие поступки. Даже в том случае, если они своими глазами увидят, что он делает что-то плохое – они найдут этому какое-нибудь псевдоразумное объяснение. Главное изначально убедить людей в том, что этот человек хороший, прямо-таки святой и поэтому ни на что плохое в принципе не способен. Поэтому все плохое изначально отвергается, по принципу: этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Ну как может хороший человек быть плохим? Такое невозможно. Таким образом, критический дискурс уходит, как только мы начинаем строить свои рассуждения на базе неприемлемых для нас утверждений, как только начинаем фильтровать неудобную для нас информацию. А без этого просто невозможно рассуждать здраво.

Люди часто попадают в ловушку табу, так как не любят менять свое мнение о ком-либо или о чем-либо. Потому что это, во-первых, непросто, нужно многое переосмыслить, во многом разобраться, а во-вторых, эго людей часто мешает им признавать тот факт, что их мнение может быть ошибочным. В результате этого мало кто готов усомниться в правильности и необходимости того или иного табу. Людям проще жить с теми установками и убеждениями, к которым они привыкли. Вот, допустим, есть у них определенные убеждения относительно некоторых людей, которых они считают идеальными, и они придерживаются этих убеждений до тех пор, пока что-нибудь не вынудит их эти убеждения поменять. То есть, пока в этом не появится острая необходимость. А до этого момента, все плохое, что связано с этими людьми просто отметается. Поэтому для любой власти самое главное – убедить свой народ в своей идеальности, в том, что все хорошее связано только с ней, с властью, а вот во всем плохом всегда виноват кто-то другой. Так что получается, что, табуировав плохие стороны, мы выстраиваем свою логику только на хорошем и делает нас в определенной степени неадекватными людьми, которыми легко манипулировать. Как бы наивно это ни выглядело, но большинство людей верят в черное и белое, то есть, в хорошее и плохое, не желая допускать мысли о том, что все в этой жизни разноцветное, что в хорошем всегда есть плохое, а в плохом хорошее. Поэтому для манипулирования общественным сознанием с помощью табуирования, порой бывает достаточно навешать соответствующие ярлыки “хороший-плохой”, “правильно-неправильно”, “добро-зло”, “можно-нельзя” и так далее, на тех или иных людей или на те или иные вещи. И дальше уже люди будут думать и действовать, отталкиваясь от этих базовых определений.

Задача табуирования, как и многих других манипулятивных методик заключается в том, чтобы подменить первоначальный тезис. Накладывая ограничения на первоначальный тезис, все эти методики позволяют человеку вполне здраво и логично рассуждать, но из-за неправильного первоначального тезиса все рассуждения человека соответственно будут двигаться в неправильном направлении и приводить к неправильным выводам. Хороший человек не может совершать плохих поступков, а плохой человек не может быть хорошим – вот вам и вся логика. А то, что человек противоречив, непостоянен, несовершенен – это многими людьми в расчет не берется. Получается, что главное наложить табу на нужные вещи, тогда рассуждения людей ужмутся в определенные рамки и будут двигаться в предсказуемом направлении.

Сакрализация

Следующий способ манипуляции массовым сознанием – это сакрализация. Сакрализация – это приписывание чему-либо или кому-либо, например, какому-то человеку не свойственных ему качеств. Это объявление человека святым без должного на то основания. Благодаря сакрализации можно возвести в ранг святого любого человека, чтобы сделать его лидером, великим учителем и примером для остальных людей. Или можно сакрализировать любые вещи и превратить их в предмет поклонения. Это позволит подчинить поведение людей определенным закономерностям, превратив их жизнь в некую игру, в которую нужно играть по определенным правилам. Те же ритуалы, которые люди сами придумали, наделили их сакральным смыслом и покорно их исполняют – это игра, играя в которую люди становятся предсказуемыми, легко управляемыми, послушными, покорными. Для той же власти или для тех людей, которые хотят обрести власть над остальными – сакрализация чего-либо или кого-либо, является одной из важнейших задач.

Вообще многие люди сами постоянно наделяют различные вещи и других людей сакральным смыслом. У них есть потребность в этом. Природой так устроено, что большинство людей по своему характеру являются ведомыми. Поэтому им нужен лидер, который станет для них героем, спасителем, покровителем, отцом, защитником, чтобы они смогли переложить на него ответственность за свою жизнь. Так что даже если никто не предложит людям такого человека, которому они смогут подчиняться и/или таких вещей, которым они смогут поклоняться, то они все равно кого-нибудь и что-нибудь найдут для этой цели. Поэтому данный способ манипуляции массовым сознанием опирается на естественную потребность людей в подчинении. Но при этом очень большое значение имеет то, кому и чему мы подчиняемся.

Обычно, когда нами манипулируют, нас побуждают к подчинению другим людям в ущерб нашим интересам. Для этого, например, находят такого человека или он сам находится, которого превозносят до небес, делают его святым. А что для людей значит святой человек? Это не просто идеал, к которому невозможно приблизиться – это высшая ценность, которую следует ценить больше, чем собственную жизнь. Это вам не просто табу наложить на плохие поступки, плохие качества человека, как в случае с табуированием, здесь речь идет о таких вещах, таких людях, о которых мы изначально должны думать очень хорошо. А думая о каком-то человеке очень хорошо, видя в нем великую личность, идеал – мы готовы беспрекословно ему подчиняться. Мы с вами знаем, что в истории были такие личности – лидеры, вожди, святые, которые проходили через стадию табуирования – о них сначала нельзя было говорить плохо, за это жестоко наказывали, а затем они превращались в сакральную фигуру, в некое подобие божества. А божество непогрешимо, оно идеально, оно совершенно, о нем невозможно думать плохо, его невозможно критиковать, оно никогда не ошибается. И пусть многие из этих лидеров, вождей, святых, совершали ужасные поступки, люди все равно их любили, боготворили и беспрекословно им подчинялись. Правда такую любовь настоящей не назовешь, но какой бы она ни была, она была довольно сильной.

Поэтому, когда такие вот сакральные личности управляют людьми, это к хорошему не приводит. Когда люди кому-то беспрекословно подчиняются, считая этого человека святым, совершенным, идеальным – они могут творить самые бесчеловечные поступки ради него или из-за него, но при этом нисколько не сомневаться в собственной правоте. Сакрализация – это массовый и очень мощный инструмент манипуляции сознанием. Она вовлекает в себя большие общности и заставляет даже достаточно умных людей следовать мнению большинства, а также потворствует слабости людей и запрещает им мыслить критически. Она, как вирус – поражает умы людей и превращает их в покорную бездумную массу. И находясь в этой массе очень сложно, потому что опасно, быть с ней несогласным, даже если вы прекрасно видите и понимаете, что вами и остальными людьми манипулируют. Попробуйте пойти против общественного мнения в некоторых очень важных для большинства людей вопросах, попробуйте сказать большинству людей, что они неправы, что они ошибаются и тем более, что они глупы. Да люди вас просто разорвут за это. Нельзя просто так взять разрушить те образы, которые возникли, развились и укрепились в головах людей благодаря сакрализации чего-то или кого-то.

Люди вообще любят верить во что-то хорошее и совершенное, потому что верить легко, вера не требует усилий, в отличие от мышления. Поэтому, когда нас подталкивают к вере во что-то, то трудно не поддаться соблазну и не начать как все верить в сакральные символы. Люди всегда предпочитают идти в жизни по самому легкому пути, что на руку манипуляторам. Людям часто нужен сакральный герой, чтобы чувствовать себя комфортно, чтобы знать, кого слушать, кому верить, на кого положиться. Поэтому ими так легко манипулировать с помощью авторитетных личностей. Вопрос только в том, где такую личность взять или как ею стать. И тот, кто этот вопрос успешно решает, обретает над людьми власть. Достаточно обратить внимание на религиозные секты, которые всегда основываются вокруг лидера, являющегося сакральной фигурой для сектантов, чтобы понять, как одним людям удается убедить в своей божественности, своей исключительности, своей непогрешимости, своем совершенстве других людей.

Любые действия можно объявить сакральными и абсолютно любого человека можно объявить сакральной личностью. Главное здесь – заставить большинство людей поверить в сакральность чего-то или кого-то. И дальше уже можно призывать людей делать то, что они якобы должны делать или что их обожествленный лидер призывает их делать. Жертвование собой ради абстрактных идеалов, неоправданный риск, фанатичное стремление к какой-то бессмысленной цели, ненависть к инакомыслящим, причинение вреда невинным людям – все это результат веры в сакральное и перекладывания на него ответственности за жизнь.

Мифологизация

Следующий способ, позволяющий манипулировать массовым сознанием – это мифологизация. Мифологизация – это создание по большей части вымышленных историй, в которых может быть доля правды, а может и не быть ее. Но в целом эти истории выглядят красивыми, интересными, иногда даже полезными для общества и поэтому люди в них верят. Самое интересное в этом способе манипуляции то, что речь здесь идет о прошлом, поэтому историю можно выдумать какую угодно, проверить ее истинность все равно не удастся. Можно придумать и такой миф, который будет опираться на якобы научные факты. Например, можно ссылаться на архивные документы, в том числе и секретные архивные документы спецслужб, в которых якобы запрятана истина. Большинство людей никакие документы искать и проверять их содержимое не будет, тем более, если доступ к ним затруднен. Да и подделать их тоже возможно, поэтому в любом случае такая история будет опираться на веру людей в нее. А вера – это самый важный инструмент манипуляции.

Для манипуляции массовым сознанием с помощью мифологизации важно, чтобы все люди или во всяком случае большинство из них верили в одну и ту же историю. Это, во-первых, делает ее более правдоподобной, а во-вторых, способствует ее распространению. Люди сами рассказывают друг другу истории, в которые когда-то поверили и которые произвели на них сильное впечатление. А очень многие истории, в которые мы верим, являются мифами. Что-то в них может быть правдой, а что-то вымыслом. Вымысла, как правило, больше. Ведь чем значимее для общества тот или иной миф, тем больше в нем неправды. Потому что любой миф должен быть красивым, чтобы в него верили, а для этого он должен быть идеальным. А все идеальное должно быть лишено недостатков, поэтому все недостатки из мифа убирают.

Но самое важное то, что все мифы, в которые мы верим – сказываются на нашем мировоззрении и нашем поведении. К примеру, если убедить какой-то народ в том, что употребление большого количества алкоголя является его национальной традицией и даже его достоинством, то многие представители этого народа станут оправдывать этим свое пьянство и будут это вредное дело культивировать. Таким образом с помощью мифа можно навязать обществу определенные стандарты жизни, определенное мировоззрение, поведение, традиции, ценности, ритуалы, поведение и так далее. Прошлое влияет на настоящее, а настоящее влияет на будущее. Поэтому если придумать людям прошлое или изменить его, то можно изменить и их жизнь в настоящем. Ведь наше прошлое – это наш опыт. И если кто-то изменит наше прошлое, то изменится и наш опыт, а вместе с ним и те выводы, которые мы из него делаем. При этом состряпать миф не так уж и сложно, равно как и заставить людей поверить в него. Достаточно, к примеру, придумать красивую историю и сослаться на те или иные факты, которые ее будут доказывать. А в качестве фактов можно привести различные открытия, которые были сделаны учеными, которым большинство людей склонны доверять. А если говорить об обучении детей, то их и вовсе можно заставить поверить во что угодно, представив любой миф, как реальность. Мы то, разве можем проверить все те истории, которые нам рассказывали в детстве? Конечно, нет. Но при этом, эти истории лежат в основании нашего мировоззрения и влияют на наше поведение.

Как видите, друзья, и в случае с табуированием, и в случае с сакрализацией, и в случае с мифологизацией, все сводится к одной единственной задаче – заставить людей поверить в определенную реальность. В ту реальность, которую придумал манипулятор, чтобы управлять людьми. Если человек верит в те вещи, которые манипулятор ему внушает, навязывает, предлагает, то и действовать он будет так, как нужно манипулятору. Ну и зная о том, что манипуляция массовым сознанием является повсеместным явлением, ибо так устроена жизнь, в ней постоянно идет борьба между людьми, в которой для победы хороши любые средства, я могу посоветовать вам только одно – учитесь сами манипулировать людьми. Это позволит вам обрести “клыки и когти”, необходимые для борьбы в наших “цивилизованных джунглях”.

Табличка на двери приёмной: «Манипуляционная массовым сознанием»
Леонид С. Сухоруков

Один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.


Как указано в широко известной читателям в России и за рубежом монографии С. Г. Кара-Мурзы, симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, декогерентность высказываний и т. д… Манипуляция - это угнетение личности, при этом, поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить».


Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка». Именно в таком наполнении слово «манипуляция» заменило в политическом словаре ранее бытовавший термин «макиавеллизм».


В XX веке круг явлений, к которым стали прилагать термин «манипуляция» с политическим наполнением изначального определения (в техн. , медиц. : «обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление»), расширился. «Он стал использоваться применительно к СМИ и политическим мероприятиям, направленным на программирование мнений или устремлений масс, психического состояния населения и т. п. Конечная цель таких усилий - контроль над населением, его управляемость и послушность».


Соответственно скорректировалось и понимание термина «манипуляция» в психологической литературе . Помимо двух ранее известных значений (первое заимствовано из техники и используется инженерной психологией и психологией труда ; второе - из этологии, где манипуляция противопоставлена локомоции ), с 1960 гг. психологи начинают использовать его - в рамках анализа межличностных отношений - и в третьем значении, из контекста политологических трудов.


В политологии же в 1950-70-е гг. понятие «манипуляция» активно использовали одновременно оба главных противника «в холодной войне». Социалистическая литература сосредотачивалась на «развенчании манипулятивной сущности буржуазных (империалистических) СМИ», в то время как последние обвиняли СССР и КНР в «промывании мозгов» (brainwashing) американцам, взятым в плен в годы Корейской и Вьетнамской войн.


Изданный в 1969 году в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определил манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает». Человек, взаимодействуя с окружающими, взаимодействует с сознанием других людей, так или иначе влияя на их поведение, но сознательная манипуляция начинается с того момента, когда манипулятор ставит для себя цель манипуляции.


Сегодня понятие «манипуляция» во многом идентично внедрению в сознание идей, мыслей и представлений путем массированного распространения специально подготовленной по форме и содержанию информации.

Классификация трактовок понятия «манипуляция» (полит.)

Несмотря на достаточно продолжительный опыт применения понятия «манипуляция», русские и зарубежные авторы демонстрируют известный разброс в понимании этого термина в политологическом контексте. В монографии доктора психологических наук, профессора Е. Л. Доценко «Манипуляция: феномен, механизм, защита» проанализированы 11 авторских контекстов.


Представления различных авторов о понятии «манипуляция» (полит.)
Авторы Определения
1 Б. Н. Бессонов Форма духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемая насильственным путём
2 Д. А. Волкогонов Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира
3 Р. Гудин Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого
4 О. Т. Ёкояма Обманное косвенное воздействие в интересах манипуляторов
5 Л. Прото Скрытое влияние на совершение выбора
6 У. Рикер Способ структурирования мира, позволяющий выиграть
7 Дж. Рудинов Инициация поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого
8 В. Н. Сагатовский Отношение к другому как к средству, объекту, орудию
9 Г. Шиллер Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения
10 Э. Шостром Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей
11 П. У. Робинсон Мастерское управление или использование

На этой основе Е. Доценко выявляет 18 типичных признаков, используемых каждым автором для определения манипуляции (здесь не приводится). В момент написания данного научного труда ныне известная работа С. Г. Кара-Мурзы ещё не увидела свет, и потому в систематизацию Е. Доценко она не попала.

Признаки манипуляции сознанием

  • Вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности.
  • Скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает один из ведущих специалистов по американским средствам массовой информации профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ. Они являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Особо тщательно скрывается главная цель - чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.
  • Воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её частями).
  • К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция - это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.

Предпосылки манипуляции

Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее большинство граждан не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник. Манипуляция - это не насилие, а соблазн.


В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:

  • положительные формы:
    • заступничество,
    • успокаивание,
    • комплимент,
    • невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),
    • сообщение хороших новостей,
    • общие интересы…
  • отрицательные формы:
    • деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),
    • деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),
    • деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)…

Цель манипулятора

Цель тех, кто желает манипулировать сознанием - дать объектам такие знаки, чтобы они, встроив эти знаки в контекст, изменили образ этого контекста в своем восприятии. Они подсказывают такие связи своего текста или поступка с реальностью, навязывают такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на поведение, причем объекты будут уверены, что поступают в полном соответствии с собственными желаниями. Целью манипулятора является мягкое подведение объекта к выбору. Этот выбор является несвободным и неосознанным.

Противодействие психологической манипуляции

Одной из форм противодействия манипуляции личностью является критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников.


Способов ответа на манипулирование (психологической самообороны) несколько:

  • Внешнее согласие (начать с того, с чем согласен, можно даже привести аргумент в пользу слов оппонента). Состоит в том, что адресат выделяет из речи манипулятора те положения, с которыми может согласиться. Остальную информацию пропускает «мимо ушей», либо перефразирует её.
  • Перефразирование «-» в «+», констатация фактов. Как правило, применяется при манипуляциях отрицательной формы (вызывающих отрицательную эмоцию у объекта манипулирования).
  • Изменение темы разговора, оттягивание окончательного ответа (принять информацию к сведению и отложить решение на завтра, «утро вечера мудренее»).
  • Игнорирование отрицательной оценки или отказ от ответа (например: «не буду отвечать на эту реплику, ответить на неё - значит унизиться самому»; «этот вопрос я обойду молчанием…» и т. п.).

Методы манипуляции

Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:

  1. Использование внушения.
  2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему.
  3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.
  4. Метод под названием «нужны трупы».
  5. Метод «страшилок».
  6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
  7. Метод фрагментации.
  8. Многократные повторы или «метод Геббельса».
  9. Создание лжесобытий, мистификация.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...