Нечаев а п. Развитие опытно-экспериментальной педагогики России в первой трети XX в

Биография

Родился в семье инспектора духовной семинарии, где и получил среднее образование. С 1890 года учился на философском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета . По окончании университета в 1894 году был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1897 году А. П. Нечаев получил степень магистра философии и был зачислен в состав приват-доцентов Петербургского университета. Свою педагогическую деятельность он начал чтением лекций по истории немецкой психологии первой половины XIX века. В этом же году он был избран секретарём философского общества при Петербургском университете . В 1898 году он был направлен на стажировку в Германию: работал в лаборатории В. Вундта в Лейпциге, в лаборатории Г. Э. Мюллера в Гёттингене, в лаборатории Э. Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, с лабораторией А. Бине в Париже. Эта командировка определила направление его исследовательской деятельности: экспериментальное изучение детского развития.

Покинув Петербургский университет, Нечаев развернул разнообразную научную деятельность в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке . Читал психологию на педагогических курсах военно-учебного ведомства. Осенью 1899 года в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на IV международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 года, а затем опубликованы в том же году в «Журнале психологии и физиологии органов чувств».

24 октября 1901 года была открыта созданная им лаборатория экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. При его участии в 1904 году при лаборатории были основаны педагогические курсы для изучения человека, как предмета воспитания. Заведовал курсами сам А. П. Нечаев, а руководителями практических занятий были А. Ф. Лазурский , И. Р.Тарханов , А. А. Крогиус , А. Л. Щеглов и другие видные учёные.

В 1910 году в Санкт-Петербурге по инициативе Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики.

Преподавал историю философии в Александровском лицее .

Нечаев был инициатором проведения Российских съездов по педагогической психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1919, 1916).

В 1917 году Нечаев стал директором и после преобразования его в 1918 году в университет дважды избирался его ректором (1918 и 1921). В 1921 году он был избран профессором , а в 1922 г. - его директором (на этом посту он оставался до 1925 года). В 1922 году Нечаев был приглашён к больному В. И. Ленину для психологического обследования по собственным методикам.

В 1926 году А. П. Нечаеву была назначена персональная пенсия. Но он продолжал трудиться: преподавал психологию в медико-педагогическом институте, Институте дефективного ребенка.

2 апреля 1935 года постановлением особого совещания НКВД по статье 58(10) А. П. Нечаев был осуждён к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию. Отбывал ссылку Нечаев в Семипалатинске. Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии; в период 1935-1944 годы он был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории.

Научные исследования

Исследования А. П. Нечаева были связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий; он пытался построить педагогику на данных психологии, главным образом - на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований. Большое внимание Hечаев уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения он считал активное внимание.

После 1923 года он переключился на другие области исследования. Основное место в них стали занимать психофизиологические аспекты. Он участвует в наблюдениях за психологическими особенностями учащихся военных учебных заведений, умственным развитием красноармейцев и организацией библиотечного дела в армии, участвует в разработке психологической стороны спасательной службы в шахтах, ведет экспериментально-психологические исследования летчиков и т.п.

Библиография

Нечаев издавал «Книжки педагогической психологии» (1906-1910) и «Ежегодник экспериментальной психологии» (1909-1914).

Известны его работы:

  • Наблюдения над развитием интересов и память в школьном возрасте, 1901;
  • Очерк психологии для воспитателей и учителей, 1905;
  • Современная экспериментальная психология и ее отношение к вопросам школьного обучения", 2-е изд., 1909;
  • Учебник психологии, 5 изд., 1915;
  • Память человека и ее воспитание", 2-изд. М.-Л., 1930.

Литература

  • Никольская А. А. А. П. Нечаев: жизненный и творческий путь

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Преподаватели Александровского лицея
  • Психологи Российской империи
  • Психологи СССР
  • Репрессированные в СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Нечаев, Александр Петрович" в других словарях:

    Писатель и педагог. Родился в 1870 г. Окончил курс Петербургского университета по историко филологическому факультету. Читал психологию на педагогических курсах военно учебного ведомства. Основал при Петербургском университете психологический… … Биографический словарь

    Писатель. Род. в 1870 г.; окончил курс спб. университета по историко филологическому факультету, после чего слушал лекции на естественном факультете; в 1897 г. получил звание приват доцента и начал чтение лекций по психологии в спб. унив.; в 1900 …

    Писатель. Род. в 1870 г., окончил курс спб. университета по историко филологическому факультету, после чего слушал лекции на естественном факультете; в 1897 г. получил звание приват доцента и начал чтение лекций по психологии в спб. унив.; в 1900 …

    Нечаев, Александр Петрович - (1870 1948) психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии в С. Петербурге (1901). Пытался построить… … Педагогический терминологический словарь

    НЕЧАЕВ Александр Петрович - , психолог, возглавлявший эксперим. направление в дорев. пед. психологии, создатель первой в России лаборатории эксперим. пед. психологии (1901, С. Петербург). Подчёркивая необходимость сближения … Российская педагогическая энциклопедия

    Профессор Петербургского университета, род. в 1783 г., ум. 1 июля 1840 г. Происходил из духовного звания Тверской губернии, учился в духовном училище в Кашине, затем в тверской семинарии и в Педагогическом институте, в 1808 1811 г. закончил свое… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1783 1841) выдающийся русский юрист, получил образование в педагогическом инст., окончил его за границей, преподавал в царскосельском лицее нравственные и политические науки, был профессором общих прав в главном педагогическом инст. и спб. унив … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Нечаев русская фамилия. Известные носители: Нечаевы русский дворянский род. Нечаев, Александр Петрович (1870 1948) профессор истории философии Александровского лицея, профессор психологии Курсов для подготовки воспитателей и… … Википедия

Российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии и педагогики непрерывного образования, теории и практики вузовской подготовки специалистов. Автор теории формирования профессионального сознания. Ученик П. Я. Гальперина.

Доктор психологических наук (1987), профессор (1990), действительный член (академик) РАО (1992). Вице-президент Совета Международного бюро просвещения в Женеве (1990–1992). Заведующий кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков в МГУ имени М.В.Ломоносова. Вице-президент Российского психологического общества (2012).

Награждён «Орденом Дружбы» (1996), медалью К.Д.Ушинского (2000). Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования (1998).

Биография

Окончил психологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (1969) и аспирантуру МГУ (1972), защитив кандидатскую диссертацию по теме «Одновременное формирование группы понятий, охватывающих заданный раздел знаний».

Профессиональную деятельность начал преподавателем психологии в МГУ (1970–1972). Преподавал психологию в Московском автомобильно-дорожном институте (1973–1974), Московском архитектурном институте (1974–1982, с 1976 г. – доцент) и МГУ имени М.В.Ломоносова (1982–1988).

В 1987 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования)» и перешёл на должность заместителя директора НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР (1987–1989).

С 1989 по 1992 г. – начальник Главного управления общего среднего образования, член Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию.
После создания в 1992 г. на базе АПН СССР Российской академии образования (РАО) работал в должности Главного учёного секретаря РАО (1992–1997).

Параллельно с научно-организационной деятельностью продолжал преподавательскую работу: профессор кафедры философии Московского химико-технологического института им. Д.И.Менделеева (1989–1992), заведующий кафедрой педагогики и андрагогики Московского государственного лингвистического университета (1992–1994), заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии МГЛУ (1994-2016). Проректор по учебно-методической работе МГЛУ (2000-2016).

С 2016 года заведующий кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков в МГУ имени М.В.Ломоносова.

Научные идеи

Научные интересы Н.Н.Нечаева сосредоточены на психолого-педагогических проблемах вузовской подготовки специалистов, теории и практике непрерывного образования. Результатом многолетних трудов было создание целостной теории формирования профессионального сознания как центральной категории обучения и воспитания в высшей школе, выявления психологических закономерностей становления высших форм профессионального творчества.

Согласно этой теории, высшее образование обслуживает и регулирует определенный, исторически сложившийся уровень разделения труда, являясь формой подготовки специалистов, в процессе которой у студента складывается система психологических качеств и особенностей, характерных для представителей данной профессии – его профессиональное сознание, делающее студента полноценным специалистом. С позиции этой концепции, высшее образование является не только специальным, но и высшим уровнем развития тех конкретных психологических особенностей и способностей человека, благодаря которым специалисты могут полноценно осуществлять соответствующую профессиональную деятельность, в буквальном смысле становятся способными к ней. «Психическое» развитие, психологическое «оформление» каждого отдельного человека совершается в меру и по мере его «вхождения», «врастания» в ту профессиональную деятельность, которой он овладевает в процессе усвоения её содержания, её форм и методов в высшей школе. В этом заключается задача профессиональной «социализации» студента в процессе высшего образования, его «превращения» и «обращения» в специалиста. Собственно инженерное или научное мышление, художественное воображение, математическая память, литературная фантазия и т.д. – те конкретные формы психической деятельности личности, в которых только существует и проявляется психическая деятельность человека и её отдельные виды и формы – являются, с этой точки зрения, тем ориентиром, который позволяет разумно ставить и решать проблему определения целей и содержания высшего образования. Задача психологии высшего образования как направления исследований – выявление психологического «ядра» профессиональной деятельности специалиста, её психологического инварианта. Практическое применение эта концепция нашла в разработке психологической теории высшего архитектурного образования, правовой и языковой подготовки специалистов. Под руководством Нечаева были разработаны и внедрены разнообразные методы и методики интенсивного обучения различным видам профессиональной деятельности. По его инициативе в МГЛУ была создана первая в России кафедра андрагогики, занимающаяся проблемами образования взрослых.

Н. Н. Нечаев – автор многих учебных пособий и монографий, в том числе по вопросам архитектурного образования. Среди них: «Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании» (1980); «Введение в проектирование» (1982); «Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в учебном процессе высшей школы» (1987); «Методы архитектурного творчества» (1988); «Опыт применения теории поэтапного формирования умственных действий в преподавании иностранных языков в вузе» (1989); «Теория и методика пространственного анализа в архитектуре» (1991) и др.

Педагогическая деятельность

На факультете психологии МГУ читает следующие курсы:

  • «Преподавание психологии в системе высшего профессионального и дополнительного образования»
  • «Психолого-педагогические проблемы развития высшего образования»
  • «Психология как наука и практическая деятельность: истоки и современное состояние»

Основные работы

  • Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании: Учебное пособие / И.Г.Лежава, Н.Ф.Метленков, Н.Н.Нечаев. – М.: МАрхИ, 1980. – 107 с.
  • Введение в проектирование: Учебное пособие / А.В.Степанов, С.А.Малахов, Н.Н.Нечаев. – М.: МАрхИ, 1982. – 134 с.
  • Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 112 с.
  • Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. – М.: МГУ, 1987. – 37 с.
  • Нечаев Н.Н. Профессиональное сознание как центральная проблема психологии // Новые методы и средства обучения. – 1988. – № 1(5). – С. 3–37.
  • Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. – М.: МГУ, 1988. – 165 с.
  • Методы архитектурного творчества: Учебное пособие / С.Д.Сулименко, Н.Н.Нечаев. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 1988. – 105 с.
  • Нечаев Н.Н. Деятельностный подход как основа системного построения модели специалиста // Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием. – М.: НИИВШ, 1989. – С. 7–19.
  • Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / НИИ высшего образования / Отв. ред. Н.Н.Нечаев. – М.: НИИВО, 1989. – 156 с.
  • Компьютерные технологии и архитектурное творчество: Учебное пособие / Н.Н.Нечаев, А.И.Рудь, А.В.Скопинцев. – Ростов-на-Дону, РАИ, 1990.
  • Нечаев Н.Н., Князев Е.А. Реформы и контрреформы: Из истории российских университетов // Народное образование. – 1991. – № 37. – С. 156–162.
  • Теория и методика пространственного анализа в архитектуре: Учебное пособие / Н.Н.Нечаев, В.К.Моор. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1991.
  • Архитектура и психология: Учебное пособие для вузов / А.В.Степанов, Г.И.Иванова, Н.Н.Нечаев. – М.: Стройиздат, 1993. – 295 с.
  • Нечаев Н.Н. Культурно-исторический подход в становлении теории высшего образования // Материалы международной конференции, посвящённой 100-летию Л.С.Выготского. – М.: Изд-во РГГУ, 1996. – С. 37–44.
  • Нечаев Н.Н. Современная образовательная ситуация в России: тенденции развития // Вестник УРАО. – 1999. – № 1. – С. 3–13.
  • Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник УРАО. – 2001. – № 1 (11). – С. 78–96.
  • Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы разработки современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам // Современные средства реализации целей обучения иностранному языку по новой программе (неязыковые вузы). – М., 2002. – С. 3–24. – (Вестн. МГЛУ; вып. 467).
  • Нечаев Н.Н. А.Н.Леонтьев и П.Я.Гальперин: диалог во времени // Вопросы психологии. – 2003. – № 2. – С. 50–69.
  • Нечаев Н.Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. – М.: Иссл. Центр Минобрнауки РФ, 2005. – 92 с.
  • Нечаев Н.Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 3–22.
  • Архитектура: пространство, время, культура: Учебное пособие / С.Д.Сулименко, А.В.Степанов, Н.Н.Нечаев. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. – 296 с.
  • Нечаев Н.Н., Ермаков В.Г. Инновационное образование как объект педагогической теории // Психолого-педагогические аспекты развития образования. – М., 2009. – С. 96–113. – (Вестн. МГЛУ; вып. 539).
  • Нечаев Н.Н. Моделирование как творчество: методологические аспекты психологического исследования проектной деятельности / Математическая психология: школа В.Ю.Крылова / Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Н.Савченко и др. – М.: Изд-во ИП РАН, 2010. – С. 79-97.
  • Нечаев Н.Н. Избранное. Работы разных лет. - М.: «Логос-Принт», 2013. - 226 с.
  • Нечаев Н.Н. Психология: избранные психологические труды. - Воронеж: МОДЕК, 2014. - 400 с.

Биография

Родился в семье инспектора духовной семинарии, где и получил среднее образование. С 1890 года учился на философском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета . По окончании университета в 1894 году был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1897 году А. П. Нечаев получил степень магистра философии и был зачислен в состав приват-доцентов Петербургского университета. Свою педагогическую деятельность он начал чтением лекций по истории немецкой психологии первой половины XIX века. В этом же году он был избран секретарём философского общества при Петербургском университете . В 1898 году он был направлен на стажировку в Германию: работал в лаборатории В. Вундта в Лейпциге, в лаборатории Г. Э. Мюллера в Гёттингене, в лаборатории Э. Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, с лабораторией А. Бине в Париже. Эта командировка определила направление его исследовательской деятельности: экспериментальное изучение детского развития.

Покинув Петербургский университет, Нечаев развернул разнообразную научную деятельность в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке . Читал психологию на педагогических курсах военно-учебного ведомства. Осенью 1899 года в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на IV международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 года, а затем опубликованы в том же году в «Журнале психологии и физиологии органов чувств».

24 октября 1901 года была открыта созданная им лаборатория экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. При его участии в 1904 году при лаборатории были основаны педагогические курсы для изучения человека, как предмета воспитания. Заведовал курсами сам А. П. Нечаев, а руководителями практических занятий были А. Ф. Лазурский , И. Р.Тарханов , А. А. Крогиус , А. Л. Щеглов и другие видные учёные.

В 1910 году в Санкт-Петербурге по инициативе Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики.

Преподавал историю философии в Александровском лицее .

Нечаев был инициатором проведения Российских съездов по педагогической психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1919, 1916).

В 1917 году Нечаев стал директором и после преобразования его в 1918 году в университет дважды избирался его ректором (1918 и 1921). В 1921 году он был избран профессором , а в 1922 г. - его директором (на этом посту он оставался до 1925 года). В 1922 году Нечаев был приглашён к больному В. И. Ленину для психологического обследования по собственным методикам.

В 1926 году А. П. Нечаеву была назначена персональная пенсия. Но он продолжал трудиться: преподавал психологию в медико-педагогическом институте, Институте дефективного ребенка.

2 апреля 1935 года постановлением особого совещания НКВД по статье 58(10) А. П. Нечаев был осуждён к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию. Отбывал ссылку Нечаев в Семипалатинске. Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии; в период 1935-1944 годы он был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории.

Научные исследования

Исследования А. П. Нечаева были связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий; он пытался построить педагогику на данных психологии, главным образом - на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований. Большое внимание Hечаев уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения он считал активное внимание.

После 1923 года он переключился на другие области исследования. Основное место в них стали занимать психофизиологические аспекты. Он участвует в наблюдениях за психологическими особенностями учащихся военных учебных заведений, умственным развитием красноармейцев и организацией библиотечного дела в армии, участвует в разработке психологической стороны спасательной службы в шахтах, ведет экспериментально-психологические исследования летчиков и т.п.

Библиография

Нечаев издавал «Книжки педагогической психологии» (1906-1910) и «Ежегодник экспериментальной психологии» (1909-1914).

Известны его работы:

  • Наблюдения над развитием интересов и память в школьном возрасте, 1901;
  • Очерк психологии для воспитателей и учителей, 1905;
  • Современная экспериментальная психология и ее отношение к вопросам школьного обучения", 2-е изд., 1909;
  • Учебник психологии, 5 изд., 1915;
  • Память человека и ее воспитание", 2-изд. М.-Л., 1930.

Литература

  • Никольская А. А. А. П. Нечаев: жизненный и творческий путь

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Преподаватели Александровского лицея
  • Психологи Российской империи
  • Психологи СССР
  • Репрессированные в СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Нехуштан, Яаков
  • Нечаев, Виктор Саввич

Смотреть что такое "Нечаев, Александр Петрович" в других словарях:

    Нечаев Александр Петрович - писатель и педагог. Родился в 1870 г. Окончил курс Петербургского университета по историко филологическому факультету. Читал психологию на педагогических курсах военно учебного ведомства. Основал при Петербургском университете психологический… … Биографический словарь

    Нечаев, Александр Петрович - писатель. Род. в 1870 г.; окончил курс спб. университета по историко филологическому факультету, после чего слушал лекции на естественном факультете; в 1897 г. получил звание приват доцента и начал чтение лекций по психологии в спб. унив.; в 1900 …

    Нечаев Александр Петрович - писатель. Род. в 1870 г., окончил курс спб. университета по историко филологическому факультету, после чего слушал лекции на естественном факультете; в 1897 г. получил звание приват доцента и начал чтение лекций по психологии в спб. унив.; в 1900 …

    Нечаев, Александр Петрович - (1870 1948) психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии в С. Петербурге (1901). Пытался построить… … Педагогический терминологический словарь

    НЕЧАЕВ Александр Петрович - , психолог, возглавлявший эксперим. направление в дорев. пед. психологии, создатель первой в России лаборатории эксперим. пед. психологии (1901, С. Петербург). Подчёркивая необходимость сближения … Российская педагогическая энциклопедия

    Куницын, Александр Петрович - профессор Петербургского университета, род. в 1783 г., ум. 1 июля 1840 г. Происходил из духовного звания Тверской губернии, учился в духовном училище в Кашине, затем в тверской семинарии и в Педагогическом институте, в 1808 1811 г. закончил свое… … Большая биографическая энциклопедия

    Куницын Александр Петрович - (1783 1841) выдающийся русский юрист, получил образование в педагогическом инст., окончил его за границей, преподавал в царскосельском лицее нравственные и политические науки, был профессором общих прав в главном педагогическом инст. и спб. унив … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Нечаев - Нечаев русская фамилия. Известные носители: Нечаевы русский дворянский род. Нечаев, Александр Петрович (1870 1948) профессор истории философии Александровского лицея, профессор психологии Курсов для подготовки воспитателей и… … Википедия

Значение НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ

Нечаев Сергей Геннадиевич - революционер (1848 - 1882). По происхождению бедный мещанин, он научился грамоте в 16 лет и выдержал экзамен на учителя. С осени 1868 г. вел революционную пропаганду среди студентов Санкт-Петербургского университета и медицинской академии; студенческие волнения в феврале 1869 г. были в значительной мере его делом. За границей он вступил в сношения с Бакуниным и Огаревым. В сентябре 1869 г. вернулся в Россию и основал в Петербурге и Москве революционное "Общество народной расправы". Дело мирной пропаганды, по его мнению, окончено; приближается страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским способом; дисциплина должна быть полная. Когда студент петровской академии Ив. Иванов обнаружил неповиновение воле Нечаева, последний решил устранить его, и в ноябре 1869 г. Иванов был убит в гроте академии самим Нечаевым, Успенским, Прыжковым, Кузнецовым и Николаевым. Сам Нечаев успел бежать за границу, но 87 лиц были преданы суду Санкт-Петербургской судебной палаты по обвинению в революционном сообществе; те из них, которые вместе с тем обвинялись в убийстве, приговорены к каторжным работам, другие - к более мягким наказаниям, некоторые оправданы (1871). Нечаев издавал за границей журнал "Народная Расправа". Крайне отрицательная характеристика молодого поколения революционеров, сделанная Герценом (в посмертных статьях), по-видимому, внушена знакомством с Нечаевым. В 1872 г. швейцарское правительство выдало Нечаева России, как преступника уголовного. Он судился в Московском окружном суде, с участием присяжных, в 1873 г. и был приговорен к каторжным работам в рудниках на 20 лет. В дальнейшем обязательство, принятое русским правительством при требовании выдачи Нечаева, исполнено не было: Нечаев не был послан в рудники, а посажен в Петропавловскую крепость, где с ним обращались как с политическим арестантом. В крепости Нечаев приобрел большое влияние на караульных солдат, считавших его высокопоставленным человеком, вступил через них в сношения с народовольцами, бывшими на свободе, и до некоторой степени играл в их среде руководящую роль, но скоро разошелся с ними, так как они не хотели следовать его советам, имевшим явно безнравственный характер. В 1882 г. солдаты из гарнизона Петропавловской крепости судились за организацию сношений Нечаева с волей и приговорены к разным наказаниям. Нечаев умер незадолго до этого процесса. Это был человек большой силы воли, умевший импонировать людям, особенно простым - крестьянам, солдатам, - но иногда и интеллигентным, даже пожилым (писатель Прыжов), и всецело подчинял их своей воле. Полный жгучей, органической ненависти к существовавшему политическому и социальному строю, в способе действий не гнушался никакими средствами - ложью, вымогательством денег, подслушиванием, выкрадыванием чужих писем и т. д. Извлечения из отчетов о двух Нечаевских процессах перепечатаны в сборнике Базилевского: "Государственные преступления в XIX в." (т. 1-й, Париж, 1905). Заметки о Нечаеве (в отрицательном духе, поскольку дело идет о личной порядочности Нечаева, и восторженные, поскольку дело идет о твердости его воли, энергии и убеждений) - в "Вестнике Народной Воли", ¦ 1. Делом Нечаева вдохновлялся Достоевский в романе "Бесы". Речь Спасовича, защищавшего в первой части Нечаевского процесса Кузнецова, Ткачева и Томилову, см. в V т. "Сочинений" Спасовича (Санкт-Петербург, 1893). О Нечаевском деле см. ст. К. Арсеньева в ¦ 11 "Вестника Европы" за 1871 г. (перепечатан в сборнике его: "За четверть века", ПГ., 1915). В. В-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ
    . Родился в семье мещанина, …
  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Геннадиевич , деятель русского революционного движения. Сын маляра; учился в школе …
  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    русский политический деятель (1848—82); по происхождению бедный мещанин, научился грамоте только в 16 лет, выдержал экзамен на учителя; с осени …
  • НЕЧАЕВ, СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? русский политический деятель (1848?1882); по происхождению бедный мещанин, научился грамоте только в 16 лет, выдержал экзамен на учителя; с …
  • НЕЧАЕВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Сергей Геннадиевич (1847-82) , участник российского революционного движения. Организатор тайного общества «Народная расправа», автор «Катехизиса революционера». Применял методы мистификации и …
  • НЕЧАЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • НЕЧАЕВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от древнерусского нецерковного мужского личного имени Нечай того же значения, что и Неждан (см. Нежданов …
  • НЕЧАЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Хотя в Древней Руси семьи обычно были многодетными, случалось, ребенка долго не могли дождаться, и когда он наконец появлялся на …
  • НЕЧАЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Н. В. Секретарь Л. Д. Троцкого. В 1928 г. за оппозиционную деятельность арестован и …
  • НЕЧАЕВ в Литературной энциклопедии:
    Егор Ефимович — один из зачинателей русской пролетарской поэзии. Сын рабочего-стеклянщика. Восьми лет был отдан на стекольный завод, на …
  • НЕЧАЕВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Александр Петрович (1870- 1948), психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии …
  • СЕРГЕЙ
    СЕРЃЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905), вел. князь, сын имп. Александра II, ген.-лейт. (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78; моск. ген.-губернатор в 1891-1905, с …
  • НЕЧАЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НЕЧ́АЕВ Сер. Ген. (1847-82), участник рос. рев. движения. Организатор тайного об-ва "Нар. расправа", автор "Катехизиса революционера". Применял методы мистификации и …
  • СЕРГЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • СЕРГЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕРГЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Сергей, (Сергеевич, …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-10 Time: 18:02:27 Навигация Тема = Сергей Есенин Википедия = Есенин, Сергей Александрович Викитека = Сергей Александрович Есенин Викисклад …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНТМАН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-09 Time: 22:24:13 Навигация Тема = Сергей Бунтман Википедия = Бунтман, Сергей Александрович Сергей Александрович Бунтман — журналист, ведущий, …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРУБАЧЕВ СЕРГЕЙ ЗОСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей (Сергий) Зосимович Трубачёв (1919 - 1995), диакон, церковный композитор. Родился 26 марта …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ПИТИРИМ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Питирим (Нечаев) (1926 - 2003), митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии. …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • МАХАЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Махаев Сергей Константинович (1874 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 19 ноября, …
  • КРОТКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кротков Сергей Михайлович (1876 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 18 июня, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ИННОКЕНТИЙ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иннокентий (Нечаев) (1722 - 1799), архиепископ Псковский и Рижский. Родился в 1722 г. …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • АФАНАСИЙ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Афанасий (Нечаев) (1886 - 1943), архимандрит. В миру Нечаев Анатолий Иванович. Родился в …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • НЕЧАЕВ ПЕТР ИВАНОВИЧ
    Нечаев Петр Иванович - писатель (1842 - 1905), магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Его главные работы: "Пиетизм и его историческое значение" …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Петрович - см. Виссарион …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Михайлович - известный цивилист. Родился в 1860 г. Окончил курс юридического факультета Московского университета. Читал лекции по римскому …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Васильевич - историк. Родился в 1861 г. Окончил курс на историко-филологическом факультете Московского университета. Служил в московском архиве …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Алексей Васильевич - геолог (1864 - 1915). Окончил Казанский университет, был профессором Казанского университета и киевского политехнического институте, позднее …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Петрович - писатель и педагог. Родился в 1870 г. Окончил курс Петербургского университета по историко-филологическому факультету. Читал психологию …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Павлович - писатель. Родился в 1866 г. В 1887 - 90 годы занимался в Петроградском университете, сначала на …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Андреевич - писатель (родился в 1879 г.). Окончил курс в Казанской духовной академии. Главные его работы: "Беседа Иисуса …
  • КАЗНАКОВ НИКОЛАЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Казнаков, Николай Геннадиевич - член государственного совета, генерал-адъютант, генерал от кавалерии (1824 - 1885), окончив курс в военной академии, где …
  • ИННОКЕНТИЙ НЕЧАЕВ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иннокентий (Нечаев, 1722 - 1799) - воспитанник, потом профессор философии и префект Московской славяно-греко-латинской академии, архимандрит и наместник Троице-Сергиевой лавры, …
  • ВИССАРИОН (В МИРУ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ НЕЧАЕВ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Виссарион (в миру Василий Петрович Нечаев) - духовный писатель (1822 - 1905). По окончании курса Московской духовной академии был священником; …
  • ФИШ РАДИЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1924) русский писатель, литературовед. Критические работы: "Назым Хикмет" (1960), "Джалалиддин Руми" (1972) и др. Книги прозы: "Иду с тралом" …
  • ТЯГУНОВ НИКИТА ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1953-92) российский режиссер. Работал на телевидении. Телефильмы и телеспектакли: "Одесские рассказы Исаака Бабеля" (1984), "Ваша дочь Александра" (1986), "Июнь, Москва, …
  • ЗАЙЦЕВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1952) российский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1973). Чемпион Олимпийских игр (1976, 1980), мира (1973-1978), Европы (1973-78, 1980), СССР (1973-1975, …
  • БАСОВ НИКОЛАЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1922) российский физик, один из основоположников квантовой электроники, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1966), дважды Герой Социалистического …

Александр Петрович Нечаев (24 октября 1870, Санкт-Петербург - 6 сентября 1948) - русский психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной психологии.

Собственные психологические исследования Нечаева связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий. Ученый пытался построить педагогику на данных психологии (главным образом на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований). Инициатор проведения Российских съездов по педагогической психологии (1906 и 1909), экспериментальной педагогике (1910, 1919, 1916).

Нечаев издавал известные «Книжки педагогической психологии» (кн. I - II, 1906-1910) и «Ежегодник экспериментальной психологии» (1909-1914). Известны его работы: «Современная экспериментальная психология и ее отношение к вопросам школьного обучения», «Очерк психологии для воспитателей и учителей», «Ассоциация сходства», «Память человека и ее воспитание».

Книги (1)

Психология и школа

Творческое наследие А.П. Нечаева богато и разнообразно. Но во всем этом многообразии доминирующее положение занимают проблемы, в той или иной мере связанные с изучением ребенка, его воспитанием и обучением. Поэтому представляется целесообразным включить в состав его избранных произведений те труды, которые можно объединить названием «Психология и школа».

А.П. Нечаев является пионером экспериментальных исследований в области педагогической психологии в русской науке. Этим определяется необходимость прежде всего отразить эту сторону его деятельности. Поэтому книга открывается его работой «Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения».



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...