Синдромная психология а п нечаева. Развитие опытно-экспериментальной педагогики России в первой трети XX в

Алекса́ндр Петро́вич Неча́ев- российский и советский психолог, один из основоположников экспериментальной педагогики. Доктор педагогических наук (1944).

Родился в семье инспектора духовной семинарии, где и получил среднее образование. С 1890 года учился на философском отделении историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. По окончании университета в 1894 году был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1897 году А. П. Нечаев получил степень магистра философии и был зачислен в состав приват-доцентов Петербургского университета. Свою педагогическую деятельность он начал чтением лекций по истории немецкой психологии первой половины XIX века. В этом же году он был избран секретарём философского общества при Петербургском университете. В 1898 году он был направлен на стажировку в Германию: работал в лаборатории В. Вундта в Лейпциге, в лаборатории Г. Э. Мюллера в Гёттингене, в лаборатории Э. Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, с лабораторией А. Бине в Париже. Эта командировка определила направление его исследовательской деятельности: экспериментальное изучение детского развития.

Покинув Петербургский университет, Нечаев развернул разнообразную научную деятельность в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке. Читал психологию на педагогических курсах военно-учебного ведомства. Осенью 1899 года в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на IV международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 года, а затем опубликованы в том же году в «Журнале психологии и физиологии органов чувств».

24 октября 1901 года была открыта созданная им лаборатория экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. При его участии в 1904 году при лаборатории были основаны педагогические курсы для изучения человека, как предмета воспитания. Заведовал курсами сам А. П. Нечаев, а руководителями практических занятий были А. Ф. Лазурский, И. Р.Тарханов, А. А. Крогиус, А. Л. Щеглов и другие видные учёные.



В 1910 году в Санкт-Петербурге по инициативе Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики.

Преподавал историю философии в Александровском лицее.

Нечаев был инициатором проведения Российских съездов по педагогической психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1919, 1916).

В 1917 году Нечаев стал директором Самарского педагогического института и, после преобразования его в 1918 году в университет, дважды избирался его ректором (1918 и 1921). В 1921 году он был избран профессором Московского государственного психоневрологического института, а в 1922 году - его директором (на этом посту он оставался до 1925 года). В 1922 году Нечаев был приглашён к больному В. И. Ленину для психологического обследования по собственным методикам.

В 1926 году А. П. Нечаеву была назначена персональная пенсия. Но он продолжал трудиться: преподавал психологию в медико-педагогическом институте и Институте дефективного ребенка.

2 апреля 1935 года постановлением особого совещания НКВД по статье 58(10) А. П. Нечаев был осуждён к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию. Отбывал ссылку Нечаев в Семипалатинске. Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии; в период 1935-1944 годы он был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории.

в Соляном городке (в Петербурге). Осенью 1899 г. в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на Четвертом международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 г., а затем опубликованы в том же году в «Журнале психологии и физиологии органов чувств», издававшемся Г.Эббингаузом. Доклад А.П.Нечаева вызвал большой интерес, дал толчок ряду исследований в этом направлении.

Взаимоотношение психологии и педагогики, задачи психологического изучения школьников, особенности умственной работы учащихся, рациональная организация учебного дня, гигиенические требования к учебному процессу - эти и подобные вопросы стали предметом пристального внимания А.П. Нечаева.

Для их решения он начал создавать первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. 24 октября 1901 г. лаборатория была открыта. Она стала не только научно-исследовательским учреждением, но и научно-организационным центром. Здесь изучались процессы ассоциации и их характер в различные возрастные периоды, особенности внимания и памяти учащихся, развитие их интересов, скорость умственной работы и т.д. В 1904 г. при лаборатории были открыты первые в России педологические курсы, провозгласившие своей целью девиз К.Д. Ушинского об изучении человека как предмета воспитания. На курсах читались многочисленные циклы лекций, охватывающие разные стороны детской жизнедеятельности (анатомия, физиология, антропология, общая психология, психология ребенка, учение о характерах и др.). проводились занятия по технике психологического эксперимента и основам статистических методов. Для слушателей были организованы практические занятия. Доступ в лабораторию был открыт для всех желающих. Заведовал курсами А.П. Нечаев, а руководителями практических занятий были А.Ф.Лазурский, И.Р.Тарханов, А.А.Крогиус, А.Л. Щеглов и другие видные ученые.

Активные усилия прилагал А.П. Нечаев к тому, чтобы сделать результаты исследования доступными читающей публике, в том числе и иностранной. Его статьи регулярно появлялись в ведущих педагогических журналах:

«Вестник воспитания», «Русская школа», «Русский народный учитель». В «Вестнике психологии...» он редактировал отдел педагогической психологии, который в 1905 г. выделился в самостоятельный журнал «Книжки педагогической психологии» под его редакцией (совместно с Н.Е. Румянцевым). В 1908 г. под редакцией А.П. Нечаева и Н.Е. Румянцева стал издаваться «Ежегодник экспериментальной педагогики». Многие статьи А.П. Нечаева публиковались в зарубежных журналах. Для основанного в 1903 г. Э. Мейманом журнала «Архив общей психологии» он давал ежегодный обзор российских исследований по психологии. Он явился инициатором перевода на русский язык (а также в ряде случаев переводчиком и редактором) многих книг зарубежных ученых. В 1904 г. в Гессене состоялся первый конгресс по экспериментальной психологии. А.П. Нечаев принимал участие в его работе и дал о нем подробную информацию в «Вестнике психологии...» (1904. № 6). Принимал он участие и в последующих конгрессах - во Франкфурте-на-Майне (1908), Инсбруке (1910), Берлине (1912), Сиднее (1914).

Исходной позицией А.П. Нечаева в исследовательской деятельности было стремление к целостному познанию развивающейся личности.«Имеяв виду воспитание личности, - писал он, - мы должны помнить, что личность прежде всего проявляется в связности и устойчивости психических переживаний. К этой-то связности и устойчивости мы прежде всего и должны стремиться в нашей педагогической практике. Мы должны способствовать установке определенной связи между чувствами человека, его знаниями и действиями» . Такой подход был характерен и для других выдающихся психологов того времени (И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев, М.М.Рубинштейн и другие), благодаря чему в психолого-педагогической науке и общественном сознании утвердился идеал всесторонне развитой, гармонической личности.

Стремясь к усовершенствованию учебного процесса на основе знания психологии ребенка, А.П. Нечаев уделил внимание в первую очередь процессам умственной жизни школьника. Путь к познанию интеллектуальной сферы школьника (да и всей его духовной жизни) он видел в изучении интересов ребенка. «Понять господствующие интересы человека, уловить главнейшие направления его внимания, определить область наиболее и наименее доступных ему представлений, - считал А.П. Нечаев, - значит найти ключ к объяснению многого в его душевном мире. Особенную важность имеет изучение всех этих явлений в школьном возрасте. Влияние воспитателя и учителя бывает прочным только тогда, когда оно опирается на определенные свойства духовной природы учащихся. Поэтому, изучая интересы школьников, можно проложить путь к выработке наиболее совершенных планов школьного воспитания и к наилучшему пользованию планами существующими». В целях исследования детских интересов он изучал характер преобладающих ассоциаций у учащихся в возрасте от 11 до 18 лет, провел опрос учащихся о любимых видах чтения. Полученные данные позволили ему сделать обоснованные выводы о некоторых возрастных особенностях развития интересов в школьном возрасте и преимущественной направленности внимания в ходе школьного обучения.

Исследование интересов и внимания показало их тесную взаимосвязь с другими психическими процессами, в первую очередь с памятью. В своей лаборатории А.П. Нечаев на протяжении ряда лет проводил экспериментальное изучение мнемических процессов. Первоначально он поставил задачу проследить развитие разных видов памяти в школьном возрасте и определить влияние значения слов на их запоминание. Анализ результатов исследования и их сопоставление с данными, полученными другими исследователями, позволили А.П. Нечаеву обосновать ряд важных в научном и практическом отношении положений. Во-первых, он показал, что память совершенствуется в ходе возрастного развития; этот процесс несколько замедляется лишь перед наступлением периода половой зрелости. Он выявил также большое влияние значения слов на легкость запоминания. Было показано различие объема разных видов памяти. Выявились некоторые особенности в характере памяти мальчиков и девочек. Обнаружилась также определенная зависимость между развитием памяти и общим физическим развитием, в частности мускульной силой и емкостью легких. Предметом исследования А.П.Нечаева стал также вопрос о различии типов памяти и типов привычного заучивания. Результаты исследования убедили в том, что такое различие существует и оказывает заметное влияние на усвоение некоторых учебных предметов (особенно это касается изучения языков и рисования). Поэтому надо разграничивать понятия «тип памяти» и «форма привычного заучивания». Результаты исследования свидетельствуют о том, что в большинстве случаев форма привычного заучивания соответствует типу памяти данного человека. Но значителен и процент их несовпадения, нередко связанный с тем, что форма воспроизведения зависит от формы получения знания. Например, если запоминаемый материал получен в слуховой форме, то он легче воспроизводится в той же форме, даже у лиц со зрительным типом памяти. На основании результатов своих исследований А.П. Нечаев сделал практические педагогические выводы об организации обучения различным учебным предметам, в частности детально рассмотрел вопрос о дидактическом значении формы заучивания в ходе использования разных форм и методов изучения иностранных языков .

Памятуя о единстве психической жизни личности, А.П. Нечаев серьезное внимание уделил эмоциональной сфере . Он обосновал необходимость повседневной заботы педагога об эмоциональном состоянии воспитанников. Даже если ставится задача простого сообщения знаний, педагог не может пренебрегать эмоциональной стороной педагогического процесса, поскольку чувства, отражая качественные особенности внутреннего мира человека, являются надежным средством проникновения в этот внутренний мир, а без этого воспитательный процесс может оказаться бесплодным.

Особое внимание А.П. Нечаев уделял нравственным чувствам,их формированию и воспитанию. В психологической природе нравственных чувств он подчеркивал их связь с интеллектуальными процессами. Нравственному человеку, отмечал он, свойственны все признаки, характеризующие чувство как таковое (приятное - неприятное и т.д.). «Но все эти чувства, - по его мнению, - получают название нравственных только тогда, когда они соединяются с суждениями о нравственной ценности того или другого явления» . Единство нравственного переживания и интеллекта находит выражение в понятии «совесть», рассматриваемом как осознание человеком своего нравственного долга. Другими словами, можно утверждать, что всякое чувство приобретает характер нравственного, если оно сопровождается проявлением совести.

Исходя из такого понимания природы нравственного чувства, А.П. Нечаев сделал два принципиально важных вывода. Поскольку нравственное чувство представляет собой одно из проявлений эмоциональной жизни, то для его развития и воспитания необходимо стимулировать переживание самых разнообразных оттенков чувств. Поэтому, заключал он, «одно из важных требований воспитания нравственного чувства - сделать человека способным к переживанию разнообразных эмоций, сделать его способным радоваться и страдать, волноваться и успокаиваться, надеяться, разочаровываться и удовлетворяться» [там же; 112]. Но воспитание нравственных чувств не может этим ограничиться. Формирование нравственного достоинства предполагает также способность человека к более или менее широким обобщениям, к оценке окружающего с нравственной точки зрения, к суждению о своих и чужих поступках, т.е. требует активной умственной деятельности. Отсюда следует, что «воспитание тонкого нравственного чувства требует и тонкого интеллектуального развития... Не может быть воспитания нравственного чувства, когда интеллект остается в пренебрежении» [там же; 113]. Однако это должно быть не формальное развитие рассудочной деятельности, а умение координировать одни переживания с другими, способность понимать соотношение различных впечатлений, оценивать их с точки зрения общей цели человеческой жизни. Формирование нравственных чувств начинается в раннем детстве и во многом зависит от нравственной атмосферы в семье, но для подлинного становления личности наиболее значительна работа самого человека над собой, сознательный выбор нравственных идеалов, характерный для юношеского возраста.

Руководствуясь принципом целостности личности, А.П. Нечаев определил и роль эстетических чувств как необходимого компонента высших человеческих чувств . Координация интеллектуальных и эмоциональных компонентов, по его мнению, легко может быть достигнута на почве эстетических впечатлений, поскольку между искусством и наукой существует психологическое родство. Произведение искусства, отмечал он, заключает в себе две стороны: оно является средством достижения эстетического наслаждения и вместе с тем имеет интеллектуальную сторону, обусловливающую большую или меньшую цельность и гармоничность отношения всех частей художественного произведения. Каждый художник в своем произведении непременно (сознательно или бессознательно) выражает какую-нибудь мысль или настроение, облеченное в художественную форму. Именно эта интеллектуальная сторона художественного произведения, с точки зрения А.П. Нечаева, имеет наибольшую педагогическую ценность. Она позволяет сделать эстетическое чувство средством не только эмоционального, но и общего психического развития, соединить эмоциональное и интеллектуальное совершенствование. Умственное образование, по его убеждению, только тогда достигает цели, когда дает возможность человеку свести свои мысли в стройную систему, понять окружающий мир в целом. Художественная форма, воздействуя на чувство и мысль одновременно, помогает схватить общие черты в частных явлениях. И в этом заключается важнейшая воспитательная роль искусства.

Не осталась вне поля внимания А.П.Нечаева и волевая сфера , . В волевом процессе он выделил два момента: сознание наличности какого-нибудь стремления и одобрения этого стремления, его соответствия представлениям и чувствам данного человека. Таким образом, волевое действие обусловлено интеллектуальным опытом и эмоциональным состоянием. Отсюда следует, что развитие воли необходимо координировать с развитием интеллектуальных и эмоциональных компонентов психики, т.е. руководить развитием личности в целом.

Исследования А. П. Нечаева были связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий; он пытался построить педагогику на данных психологии, главным образом - на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований. Большое внимание Hечаев уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения он считал активное внимание.

А. П. Нечаев изобрёл для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп и аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912).

Исследовав мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Утверждал, что прочное запоминание, свободное оперирование материалом, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя. Одним из первых в отечественной психологии начал изучать условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, психологически обосновал составление расписания школьных занятий.

После 1923 года он переключился на другие области исследования. Основное место в них стали занимать психофизиологические аспекты. Он участвует в наблюдениях за психологическими особенностями учащихся военных учебных заведений, умственным развитием красноармейцев и организацией библиотечного дела в армии, участвует в разработке психологической стороны спасательной службы в шахтах, ведет экспериментально-психологические исследования летчиков и т.п.

Отстаивая принципы эмпиризма, А. П. Нечаев отвергал философский подход к психологии, что было воспринято как противоречие задачам перестройки психологии на основе марксизма и подвергнуто критике.

Значение НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ

Нечаев Сергей Геннадиевич - революционер (1848 - 1882). По происхождению бедный мещанин, он научился грамоте в 16 лет и выдержал экзамен на учителя. С осени 1868 г. вел революционную пропаганду среди студентов Санкт-Петербургского университета и медицинской академии; студенческие волнения в феврале 1869 г. были в значительной мере его делом. За границей он вступил в сношения с Бакуниным и Огаревым. В сентябре 1869 г. вернулся в Россию и основал в Петербурге и Москве революционное "Общество народной расправы". Дело мирной пропаганды, по его мнению, окончено; приближается страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским способом; дисциплина должна быть полная. Когда студент петровской академии Ив. Иванов обнаружил неповиновение воле Нечаева, последний решил устранить его, и в ноябре 1869 г. Иванов был убит в гроте академии самим Нечаевым, Успенским, Прыжковым, Кузнецовым и Николаевым. Сам Нечаев успел бежать за границу, но 87 лиц были преданы суду Санкт-Петербургской судебной палаты по обвинению в революционном сообществе; те из них, которые вместе с тем обвинялись в убийстве, приговорены к каторжным работам, другие - к более мягким наказаниям, некоторые оправданы (1871). Нечаев издавал за границей журнал "Народная Расправа". Крайне отрицательная характеристика молодого поколения революционеров, сделанная Герценом (в посмертных статьях), по-видимому, внушена знакомством с Нечаевым. В 1872 г. швейцарское правительство выдало Нечаева России, как преступника уголовного. Он судился в Московском окружном суде, с участием присяжных, в 1873 г. и был приговорен к каторжным работам в рудниках на 20 лет. В дальнейшем обязательство, принятое русским правительством при требовании выдачи Нечаева, исполнено не было: Нечаев не был послан в рудники, а посажен в Петропавловскую крепость, где с ним обращались как с политическим арестантом. В крепости Нечаев приобрел большое влияние на караульных солдат, считавших его высокопоставленным человеком, вступил через них в сношения с народовольцами, бывшими на свободе, и до некоторой степени играл в их среде руководящую роль, но скоро разошелся с ними, так как они не хотели следовать его советам, имевшим явно безнравственный характер. В 1882 г. солдаты из гарнизона Петропавловской крепости судились за организацию сношений Нечаева с волей и приговорены к разным наказаниям. Нечаев умер незадолго до этого процесса. Это был человек большой силы воли, умевший импонировать людям, особенно простым - крестьянам, солдатам, - но иногда и интеллигентным, даже пожилым (писатель Прыжов), и всецело подчинял их своей воле. Полный жгучей, органической ненависти к существовавшему политическому и социальному строю, в способе действий не гнушался никакими средствами - ложью, вымогательством денег, подслушиванием, выкрадыванием чужих писем и т. д. Извлечения из отчетов о двух Нечаевских процессах перепечатаны в сборнике Базилевского: "Государственные преступления в XIX в." (т. 1-й, Париж, 1905). Заметки о Нечаеве (в отрицательном духе, поскольку дело идет о личной порядочности Нечаева, и восторженные, поскольку дело идет о твердости его воли, энергии и убеждений) - в "Вестнике Народной Воли", ¦ 1. Делом Нечаева вдохновлялся Достоевский в романе "Бесы". Речь Спасовича, защищавшего в первой части Нечаевского процесса Кузнецова, Ткачева и Томилову, см. в V т. "Сочинений" Спасовича (Санкт-Петербург, 1893). О Нечаевском деле см. ст. К. Арсеньева в ¦ 11 "Вестника Европы" за 1871 г. (перепечатан в сборнике его: "За четверть века", ПГ., 1915). В. В-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ
    . Родился в семье мещанина, …
  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Геннадиевич , деятель русского революционного движения. Сын маляра; учился в школе …
  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    русский политический деятель (1848—82); по происхождению бедный мещанин, научился грамоте только в 16 лет, выдержал экзамен на учителя; с осени …
  • НЕЧАЕВ, СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? русский политический деятель (1848?1882); по происхождению бедный мещанин, научился грамоте только в 16 лет, выдержал экзамен на учителя; с …
  • НЕЧАЕВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Сергей Геннадиевич (1847-82) , участник российского революционного движения. Организатор тайного общества «Народная расправа», автор «Катехизиса революционера». Применял методы мистификации и …
  • НЕЧАЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • НЕЧАЕВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от древнерусского нецерковного мужского личного имени Нечай того же значения, что и Неждан (см. Нежданов …
  • НЕЧАЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Хотя в Древней Руси семьи обычно были многодетными, случалось, ребенка долго не могли дождаться, и когда он наконец появлялся на …
  • НЕЧАЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Н. В. Секретарь Л. Д. Троцкого. В 1928 г. за оппозиционную деятельность арестован и …
  • НЕЧАЕВ в Литературной энциклопедии:
    Егор Ефимович — один из зачинателей русской пролетарской поэзии. Сын рабочего-стеклянщика. Восьми лет был отдан на стекольный завод, на …
  • НЕЧАЕВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Александр Петрович (1870- 1948), психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии …
  • СЕРГЕЙ
    СЕРЃЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905), вел. князь, сын имп. Александра II, ген.-лейт. (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78; моск. ген.-губернатор в 1891-1905, с …
  • НЕЧАЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НЕЧ́АЕВ Сер. Ген. (1847-82), участник рос. рев. движения. Организатор тайного об-ва "Нар. расправа", автор "Катехизиса революционера". Применял методы мистификации и …
  • СЕРГЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • СЕРГЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕРГЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Сергей, (Сергеевич, …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-10 Time: 18:02:27 Навигация Тема = Сергей Есенин Википедия = Есенин, Сергей Александрович Викитека = Сергей Александрович Есенин Викисклад …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНТМАН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-09 Time: 22:24:13 Навигация Тема = Сергей Бунтман Википедия = Бунтман, Сергей Александрович Сергей Александрович Бунтман — журналист, ведущий, …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРУБАЧЕВ СЕРГЕЙ ЗОСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей (Сергий) Зосимович Трубачёв (1919 - 1995), диакон, церковный композитор. Родился 26 марта …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ПИТИРИМ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Питирим (Нечаев) (1926 - 2003), митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии. …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • МАХАЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Махаев Сергей Константинович (1874 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 19 ноября, …
  • КРОТКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кротков Сергей Михайлович (1876 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 18 июня, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ИННОКЕНТИЙ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иннокентий (Нечаев) (1722 - 1799), архиепископ Псковский и Рижский. Родился в 1722 г. …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • АФАНАСИЙ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Афанасий (Нечаев) (1886 - 1943), архимандрит. В миру Нечаев Анатолий Иванович. Родился в …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • НЕЧАЕВ ПЕТР ИВАНОВИЧ
    Нечаев Петр Иванович - писатель (1842 - 1905), магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Его главные работы: "Пиетизм и его историческое значение" …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Петрович - см. Виссарион …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Михайлович - известный цивилист. Родился в 1860 г. Окончил курс юридического факультета Московского университета. Читал лекции по римскому …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Васильевич - историк. Родился в 1861 г. Окончил курс на историко-филологическом факультете Московского университета. Служил в московском архиве …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Алексей Васильевич - геолог (1864 - 1915). Окончил Казанский университет, был профессором Казанского университета и киевского политехнического институте, позднее …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Петрович - писатель и педагог. Родился в 1870 г. Окончил курс Петербургского университета по историко-филологическому факультету. Читал психологию …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Павлович - писатель. Родился в 1866 г. В 1887 - 90 годы занимался в Петроградском университете, сначала на …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Андреевич - писатель (родился в 1879 г.). Окончил курс в Казанской духовной академии. Главные его работы: "Беседа Иисуса …
  • КАЗНАКОВ НИКОЛАЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Казнаков, Николай Геннадиевич - член государственного совета, генерал-адъютант, генерал от кавалерии (1824 - 1885), окончив курс в военной академии, где …
  • ИННОКЕНТИЙ НЕЧАЕВ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иннокентий (Нечаев, 1722 - 1799) - воспитанник, потом профессор философии и префект Московской славяно-греко-латинской академии, архимандрит и наместник Троице-Сергиевой лавры, …
  • ВИССАРИОН (В МИРУ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ НЕЧАЕВ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Виссарион (в миру Василий Петрович Нечаев) - духовный писатель (1822 - 1905). По окончании курса Московской духовной академии был священником; …
  • ФИШ РАДИЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1924) русский писатель, литературовед. Критические работы: "Назым Хикмет" (1960), "Джалалиддин Руми" (1972) и др. Книги прозы: "Иду с тралом" …
  • ТЯГУНОВ НИКИТА ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1953-92) российский режиссер. Работал на телевидении. Телефильмы и телеспектакли: "Одесские рассказы Исаака Бабеля" (1984), "Ваша дочь Александра" (1986), "Июнь, Москва, …
  • ЗАЙЦЕВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1952) российский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1973). Чемпион Олимпийских игр (1976, 1980), мира (1973-1978), Европы (1973-78, 1980), СССР (1973-1975, …
  • БАСОВ НИКОЛАЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1922) российский физик, один из основоположников квантовой электроники, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1966), дважды Герой Социалистического …


С 2014 года – член Экспертного Совета ВАК, эксперт Российского Научного фонда. В 2015 году бюро ОСХН РАН утверждена членом научного совета Отделения по направлению хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, референтная группа №31 "Продукты питания и технологии их производства" и рекомендована в реестр экспертов РАН.

С 2013 года Вице-президент СППИ, а с 2016 года - Президент СППИ.

В 1979 году закончила Московский ордена Трудового Красного знамени технологический институт пищевой промышленности (в н.в. МГУПП) по специальности инженер-технолог хлебопекарного, макаронного и кондитерского производств и работала в Центральной контрольно-производственной лаборатории Управления пищевой промышленности Камчатского облисполкома г. Петропавловск-Камчатский и на Петропавловск-Камчатской кондитерской фабрике.

С 1980 года принята на работу во ВНИИ кондитерской промышленности, закончила заочную аспирантуру, в 1995 году защитила диссертационную работу на соискание ученой степени кандидат технических наук, в 2006 году – доктора технических наук. В 1996 году назначена на должность заместителя директора по научной работе, и в 2016 –директором ФГБНУ «ВНИИКП». В 2012 году ВАК присвоено ученое звание профессора. С 2014 года - заведующая базовой кафедрой «Инновационные технологии кондитерских изделий» ФГБОУВО МГУТУ им. К.Г. Разумовского, ведет преподавательскую работу - осуществляет руководство научными работами бакалавров, магистров.

Председатель Ученого Совета ФГБНУ «ВНИИКП», Зам. Председателя Технического Комитета ТК № 149 «Кондитерские изделия», член ТК № 36 «Продукты пищевые специализированные».

Основные направления научной деятельности Т.В. Савенковой - разработка научных основ создания прогрессивных технологий кондитерского производства на основе системного анализа и диагностики технологических потоков; изучение закономерностей управления свойствами кондитерских дисперсных систем в процессе их структурно-механических преобразований. Т.В.Савенкова внесла большой вклад в развитие фундаментальных и прикладных направлений в разработки новых подходов, принципов, методов и механизмов улучшения пищевой и биологической ценности кондитерских изделий.

По материалам выполненных исследования Т.В.Савенковой опубликованы около 500 работ (в том числе 8 монографий (в соавторстве), в журналах ВАК - 162), 66 авторских свидетельств и патентов (награждена знаком «Изобретатель СССР»), 5 брошюр, 4 методических указания, 235 тезисов конференций. Неоднократно принимала участие в международных конференциях и симпозиумах за рубежом (Белоруссия, Украина, Казахстан, Германия, Италия, Сингапур, Индонезия, Китай, Колумбия) и в России (Санкт-Петербург, Волгоград, Краснодар, Новосибирск, Барнаул, Углич).

Т.В.Савенкова - член редколлегии журнала "Кондитерское производство", "Вопросы питания", "Пищевая промышленность: наука и технологии" (Республики Беларусь).

В 1997 году награждена медалью «В память 850-летия Москвы», 2001 году - почетной грамотой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, 2002 и 2008 годах – дипломом РАСХН за лучшую завершенную научную разработку, 2003-2012 годах – почетными грамотами РАСХН за многолетнюю плодотворную работу, в 2013 году Минсельхозом России присвоено звание «Почетный работник агропромышленного комплекса России».


С 2001 по 2016 год – Президент СППИ. Решением Общего собрания членов СППИ от 21.12.2016 – Почетный Президент Союза.

В 1953 году закончил МТИПП по специальности «Технология и синтез витаминов», затем работал на Йошкар-Олинском, Щелковском витаминных заводах, принимая самое активное участие в монтаже, пуске, освоении производства на этих первенцах отечественной витаминной промышленности (сменный инженер, начальник цеха, корпуса, главный технолог завода). В 1959 году А.П. Нечаев возвращается в институт и проходит путь от аспиранта до заведующего кафедрой «Органическая химия», которую возглавлял более 35 лет.

Крайне широк круг его научных интересов – тонкий органический синтез биологически активных соединений, пищевая химия, химия, биотехнология и технология липидов, исследования в области пищевых ингредиентов, эмульгаторов для косметической промышленности, белковых композитов, технологии новых пищевых продуктов, методов анализа пищевых систем и др.

Большое внимание он уделяет синтезу и технологиям получения и применения пищевых добавок, организации исследований в этой области.

Одновременно им проводится большая и многоплановая работа по подготовке специалистов, инженеров, магистров, кандидатов и докторов наук. Им подготовлено более 80 кандидатов наук и 14 докторантов. Ученики Алексея Петровича работают не только в России, странах экономического содружества, но и в США, Австралии, Израиле, Индии, ФРГ и других странах.

А.П.Нечаев – один из инициаторов включения в планы подготовки специалистов новых в нашей стране курсов: пищевая химия, пищевые биологически активные добавки и улутшители, качество и безопасность продуктов питания и др.Он является автором и соавтором около 30 учебников и научных монографий.

Алексей Петрович находится у истоков вновь зарождающейся в России индустрии пищевых микроингредиентов (пищевых добавок). Он занимается научным обоснованием развития промышленности пищевых ингредиентов в России, поиском технических решений по производству, безопасному и эффективному применению пищевых добавок, разработкой нормативной базы, подготовкой кадров для новой отрасли, созданием учебной и справочной литературы.

А.П.Нечаев активно участвует в общественной жизни, член технических советов ряда министерств и ведомств, входит в состав редколлегии таких журналов как «Пищевая промышленность» и т.д.

А.П.Нечаев – ветеран труда РФ, награжден нагрудным знаком «Изобретатель СССР», «Отличник высшего образования СССР», медалями ВДНХ, Премией Гособразования СССР, имеет правительственные награды, а также Высшую общественную награду в сфере производства продовольствия «За изобилие и процветание России».

В статье анализируется общественно-педагогическая деятельность психолога и педагога А. П. Нечаева - лидера экспериментальной педагогики в России, одного из основателей первой Педагогической академии, Российского общества экспериментальной педагогики. В своих трудах обосновал идею воспитания нравственно ценной личности, выдвинул основные критерии оценки такой личности: совесть, эмоциональность, интеллект.
Ключевые слова: экспериментальная педагогика, педагогическая психология, синдромная психология, развитие ребенка, нравственно ценная личность, совесть, эмоциональность, интеллект.
Научная деятельность А. П. Нечаева пришлась на первую половину XX в. - большой и сложный исторический период, каждый из этапов которого по-своему отразился на судьбе одного из подвижников психолого-педагогического знания. Анализ основных этапов общественно-педагогической деятельности А. П. Нечаева дает в результате довольно целостное видение развития идей и практики экспериментальной педагогики.
Экспериментальная педагогика рассматривается нами как научный феномен, уникальность которого состояла в том, что направление получило название не по ключевому звену в понимании природы человека и назначения педагогики, как были классифицированы естественно-научное, философское, социологическое, синтетически-антропологическое направления педагогики. Не соответствовал термин и базовой модели отношений в образовательном процессе в виде определенной парадигмы (авторитарная, гуманная, личностная, когнитивная, технократическая, гуманитарная, эзотерическая, полифоническая и другие педагогики). Название отражало основной метод получения эмпирических знаний - эксперимент, который должен был гарантировать объективность получаемых данных, выводя педагогику на уровень точных наук. Выбранный термин был значимым, но условным для деятелей экспериментальной педагогики, они прекрасно понимали, что в будущем определение «экспериментальная» для педагогики потеряет всякое значение. Поэтому понятие «экспериментальная педагогика» удерживается в сознании специалистов в рамках историко-педагогического дискурса как определение научного феномена, характерного лишь для начала XX в.
Исследования А. П. Нечаева были посвящены проблемам утомления, внимания, внушаемости школьников, зрительной памяти и ассоциациям детей от 3 до 10 лет. Экспериментальная работа велась в народных школах, классических гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетском корпусе. Респондентами могли выступать до нескольких сот учащихся разных учебных заведений одновременно. Однако отношение к результатам, полученным с помощью методов математической обработки данных, к их презентации в виде таблиц и графиков было поначалу неоднозначным.
П. Ф. Каптерев скептически отнесся к результатам, согласно которым детская память развивалась по мере взросления ребенка, что противоречило традиционным взглядам педагогики того времени. По словам А. П. Нечаева, он был «одиноким пловцом в равнодушном море русской науки» (Рукопись А. П. Нечаева из архива его семьи «Записки психолога». - С. 53-54). Тем не менее результаты первых наблюдений А. П. Нечаева редактор «Педагогического сборника» А. Н. Острогорский издал двумя отдельными брошюрами. Но эти работы остались незамеченными научными журналами в России.
Работая в Педагогическом музее военно-учебного ведомства, под руководством А. Н. Макарова, А. П. Нечаев имел возможность развивать новое направление в психологии. Ему удалось приобрести психологические приборы, заказанные по собственным чертежам в Геттингене и Лейпциге, хозяйственный инвентарь, что и знаменовало собой открытие первой в России Лаборатории экспериментальной педагогической психологии.
Первый официальный успех и признание работ А. П. Нечаева в России относится к 1903 г., когда в Таврическом дворце состоялась международная выставка «Детский мир». На ней были представлены основные психологические аппараты, используемые при исследовании детей, и диаграммы, изображавшие результаты опытов. За них экспертная комиссия присудила две золотые медали - одну лаборатории А. П. Нечаева, а другую ему лично.
В 1906 г. А. П. Нечаев в Одесском университете, при активной поддержке Н. Н. Ланге, защищает диссертацию «Ассоциация сходства» на степень магистра философии. Из отзывов приведем слова В. Зеньковского: «…нельзя не приветствовать появления таких трудов, которые представляют попытку подвести хотя бы частичные итоги той или иной стороны развития психологической мысли. <…> С этой точки зрения крупный интерес представляет психологическое исследование А. Нечаева… Мы считаем книгу г. Нечаева безусловно ценным вкладом в нашу психологическую литературу… Оригинальная часть книги представляет крупный психологический интерес, как попытка устранить из обихода психологических понятий понятие воспроизведения. Со взглядами г. Нечаева во всяком случае нельзя не считаться, а это говорит само за себя» .
Общественное признание новое педагогическое направление завоевывало главным образом через организацию всероссийских съездов, способствовавших пропаганде новых идей и координации экспериментальных работ в масштабе всей страны. Всего в дооктябрьский период было проведено 6 съездов, которые в литературе принято называть психологическими. Из них первые два назывались съездами по педагогической психологии, четыре последующих - съездами по экспериментальной педагогике.
Уже на 1-м съезде по педагогической психологии в 1906 г. были поставлены задачи обновления всей существующей образовательной и воспитательной системы. Делегат от Российской академии наук А. С. Лаппо-Данилевский подчеркнул: «Педагогическая психология способствует выяснению некоторых из основных проблем целого ряда научных дисциплин: перечисляя их, я не забываю, однако, и главного ее жизненного призвания: она должна содействовать удовлетворению назревшей потребности нашего общества в установлении более правильной системы воспитания» .
Построение новой педагогики подразумевало разработку ее методологических основ. Деятели экспериментальной педагогики ставили для себя задачу изучить ребенка в своеобразном параллелизме его умственного и физического развития, только в этом случае можно было говорить о всестороннем развитии детей. Педагог не должен довольствоваться знанием отдельных явлений психической жизни воспитанников, но должен уяснить общую сущность движения вперед, называемую развитием ребенка. Понимание характера такого развития определяет построение всей системы общего образования и воспитательной работы.
Школа, стремясь дать ученикам общее образование, стремясь проложить пути к «созданию цельного мировоззрения учащихся», не может не учитывать их индивидуальные способности и склонности. Сами же ученики «должны приучиться уважать знание, понимать ценность науки, любить осмысленный умственный труд» . Не менее важен интерес учащихся, служащий исходным пунктом для деятельности. По господствующим интересам можно судить о личности. Лишить человека имеющихся у него интересов и не дать взамен их новых - значит обезличить его. Школа, по А. П. Нечаеву, не сумевшая привить человеку никаких интересов, должна быть признана не выполнившей самой первой своей задачи. И одним из наиболее сильных упреков школьному воспитанию является то, что оно обезличивает учеников, убивая в них те интересы, с которыми они приходят в школу, не давая вместо них новых (см.: ).
При разработке проблемы развития интересов ученика необходимо соблюсти меру, гармонию соответствия между поддержкой ведущих интересов школьника и необходимостью получения общего среднего образования. Тем не менее, согласно А. П. Нечаеву, «если возбужден сильный нервный центр - пускай он работает! Если ученик отдается любимой, захватившей его умственной работе, то старайтесь всячески поддержать и использовать этот интерес». Всякая же попытка насильственно отвлечь ученика от тех интересов, которые соответствуют его природным силам, и сосредоточить внимание на том труде, для которого нет у него достаточных способностей, станет тормозом дальнейшего психического развития (см.: ).
Исследуя проблему развития интересов и одаренности учеников, деятели экспериментальной педагогики заложили основы психологии индивидуальных различий. Среди основателей дифференциальной психологии называется в основном имя А. Ф. Лазурского, реже Г. И. Россолимо, хотя правильно будет упоминать и имя А. П. Нечаева. Так, сам А. Ф. Лазурский в письмах к брату писал: «Хочу вместе с А. П. Нечаевым (психолог и педагог) организовать систематические наблюдения над воспитанниками и подростками в разных пансионах и учебных заведениях, чтобы получить подробные, по одному общему плану составленные характеристики». И далее: «…мы занимаемся проверкой экспериментальных методов, позволяющих изучать индивидуальные особенности памяти, внимания, восприятия, воображения и т. д. А когда наберется достаточно материала из кадетских корпусов, то будем составлять характеристики. Изучение индивидуальности должно, по-моему, составлять главную задачу ближайшего будущего» . Факт, что и Г. И. Россолимо в автобиографии связывал возникновение своего метода «психологического профиля» непосредственно с идеями А. П. Нечаева (см.: ).
Образование трактовалось А. П. Нечаевым как менее широкая категория по сравнению с воспитанием, являющимся «великим искусством», ведущим фактором становления личности. Конечной целью воспитания в концепции А. П. Нечаева является формирование нравственно ценной личности с гармонически объединенными интересами, чуткой совестью и развитым стремлением к постоянному самосовершенствованию. В «Курсе педагогической психологии для народных учителей» А. П. Нечаев пытался обосновать те духовные основы, которые служили бы человеку на протяжении всей жизни, делая эту жизнь наполненной истинной человеческой сущностью или нравственностью. В качестве таковых А. П. Нечаев выделял совесть, эмоциональность, интеллект.
Совесть - это понимание человеком своего нравственного долга, осознание того, чем должны были бы всегда руководствоваться люди в своих поступках. Можно утверждать, что всякое чувство приобретает характер нравственного, если оно сопровождается проявлением совести. Согласно А. П. Нечаеву, при оценке нравственности поступков в повседневной жизни сосуществуют разные точки зрения: религиозная, социальная, эстетическая, логическая. Они могут образовывать гармоническое соединение или вступать во взаимное противоречие. Тогда нужно делать определенный нравственный выбор.
Важным требованием воспитания нравственного чувства выступает способность человека переживать разнообразные эмоции: радоваться и страдать, волноваться и успокаиваться, надеяться и разочаровываться. Но здоровый дух должен быть, как известно, в здоровом теле. Согласно А. П. Нечаеву, «чистый воздух, холодные обтирания, правильное питание, достаточное количество сна и мускульной работы - так же необходимы для воспитания чуткой совести, как и для воспитания крепкого тела» .
Воспитание нравственного чувства требует также тонкого интеллектуального развития. Для этого ученикам нужно жить в атмосфере, пробуждающей разум, чтобы они «считали наслаждением все то, что приводит к систематизации содержания их душевной жизни». Поэтому не может быть воспитания нравственного чувства без развития интеллекта.
Нравственность человека включает, по А. П. Нечаеву, религиозные чувства. Представление Бога у людей самое различное, но всегда это ассоциации с чем-то самым возвышенным, определяющим весь смысл жизни. Таким образом, понятие божества помогает религиозному человеку представить мир как нечто цельное, и в этом смысле религиозное чувство, несомненно, близко эстетическому. Говоря словами А. П. Нечаева, «близкое отношение религиозного чувства к нравственному ясно видно уже из того, что всякая религия непременно заключает в себе ряд заповедей, определяющих нравственные обязанности. Таким образом, религиозная вера с психологической необходимостью порождает религиозную совесть» [Там же. С. 169|.
А. П. Нечаев стал одним из главных организаторов первой в России Педагогической академии (1907), Российского общества экспериментальной педагогики (1910). Был он и членом ряда научных обществ: членом-корреспондентом педагогического отдела городского общественного управления Антверпена, членом-учредителем Германского общества экспериментальной психологии, участвовавший в организованных этим обществом конгрессах в Гиссене (1904), Франкфурте-на-Майне (1908), Инсбруке (1910), Берлине (1912); членом международного бюро по подготовке первого международного педологического конгресса в Брюсселе в 1911 г.; почетным членом Венгерского общества изучения детей. После открытия в Женеве Института педагогических наук им. Ж.-Ж. Руссо ему предложено было стать членом Комитета патронажа этого института (1912). В 1914 г. А. П. Нечаев посетил Австралию в числе группы известных европейских ученых по приглашению Британской ассоциации развития науки, где сделал ряд докладов о состоянии народного образования и педагогической науки в России. С 1915 по 1917 г. он состоял членом-учредителем и заместителем председателя Англо-русского общества деятелей просвещения.
Все это говорит о том, что А. П. Нечаев был известным ученым, прокладывающим новые пути для широкого развития той науки, которую называли и педагогическая психология, и экспериментальная педагогика, и педология. Подтверждением служит тот факт, что он был в переписке с наиболее известными представителями экспериментальной психологии и педагогики из Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Северной и Южной Америки, Венгрии, Чехии,Греции и др.
В начале 20-х гг. А. П. Нечаев сделал попытку продолжить пропаганду своих взглядов на науку через организацию психологических съездов, он - председатель оргкомитета 1-го и почетный председатель 2-го съездов по психоневрологии (1923, 1924). В. М. Бехтерев писал А. П. Нечаеву: «…уверен, что и Ваш и наш съезд объединят Петроградцев и Москвичей для общей дружной работы на научной ниве».
Однако дружной работы, как ее понимал Нечаев по прежним временам, не получилось. На съезде 1923 г. он настаивал на продолжении традиций в научном развитии психологии, не изменил своему собственному пониманию психологии как точной эмпирической науки. В этом он был солидарен с Г. И. Челпановам. «Челпанова поддерживал и пр. А. П. Нечаев, отстаивающий важность чисто эмпирического изучения душевных явлений. Нечаев указывал на большую опасность, которая грозит точному психологическому анализу со стороны заведомо предвзятых точек зрения, определяющих философское мировоззрение психологии» .
На съезде 1924 г. А. П. Нечаев выступил против рефлексологии, утверждая, что «по существу рефлексология ничего нового не внесла, а базируется на тех же основных принципах, которые лежат в основе физиологической психологии Вундта. А если это так, то не лучше ли отказаться от новых названий и вернуться к психологии Вундта». Он, сказал Нечаев, не отрицает значения физиологии для объективизации психологического наблюдения, но это отнюдь не означает, что физиология должна заменить психологию. А средством объективизации является опыт, психологический эксперимент. Тем не менее «съезд определенно склонился в сторону объективных методов изучения, представленных сторонниками рефлексологии и реактологии» [Там же. Л. 46-47].
Наиболее известные труды по истории психологии представляют события съезда как проявление новых прогрессивных установок, знаменовавшееся «решительным неуспехом Нечаева, который на первом же пленарном заседании попытался утвердить принцип эмпиризма, отвергая всякий философский подход к вопросам психологии. Справедливо увидев в формуле Нечаева следование отвергнутой еще в период Первого Всероссийского съезда по психоневрологии скрыто идеалистической концепции Челпанова, делегаты подвергли резкой критике попытку реставрации субъективистской интроспективной психологии». И далее: «Прения по докладу Нечаева и отражение их в печати свидетельствуют, что Первый Всероссийский съезд по психоневрологии явился тем рубежом, дальше которого не шагнула субъективная эмпирическая психология как методологически и организационно оформленное направление развития психологической науки» (цит.: ).
С осени 1917 г. А. П. Нечаев, директор Самарского педагогического института, занимался созданием университета, ректором которого стал в 1918 г. С 1921 г. заведовал психологическим отделом Психоневрологического института, а в 1922 г. работал уже директором этого института. Одновременно с этим он являлся действительным членом Московского педологического института, членом психофизиологической секции академического совета при Реввоенсовете Республики, преподавал психологию в Институте дефективного ребенка (профессор этого института), на Высших педагогических курсах. Его также избрали председателем Московского общества экспериментальной психологии (1922).
После реорганизации Психоневрологического института в чисто медицинское учреждение А. П. Нечаеву предоставлена персональная пенсия с отнесением квалификационной комиссией к группе выдающихся ученых (1925). Однако он продолжает работать в должности консультанта ЦК профсоюза просвещения комитета радиовещания (1925-1931). При его содействии с 1929 г. налажены ежедневные занятия утренней гимнастикой по радио. В 1931 г. А. П. Нечаев возглавил психотехнический сектор Центрального автоэксплуатационного НИИ (до 1935). С 1933 г. он также профессор Московского института научной педагогики.
Спектр научной деятельности А. П. Нечаева в тот период очень широк: разработка метода определения авиаспособностей курсантов летных училищ, проблемы психологии творчества, психологии спорта, психофизиологического контроля труда и отдыха шоферов и т. п. Все исследования имели экспериментальную основу и продолжали традиции нечаевской научной школы, выработанные в дореволюционное время. А. П. Нечаев принял участие в кампании по ликвидации неграмотности. Его метод обучения чтению был положительно оценен комиссией при наркомпросе РСФСР во главе с Н. К. Крупской. В 1929 г. по сценарию А. П. Нечаева было снято несколько частей учебного фильма, использовавшегося для решения задач ликбеза. В этот период им опубликованы книги: «Психологические основы библиотечного дела» (М., 1922): «Психологический метод обучения чтению» (М., 1923); «Психология школьного коллектива» (М., 1928); «Психология технического изобретательства» (М.; Л., 1929); «Сила воли и средства ее воспитания» (М.; Л., 1929); «Характер человека» (М.; Л., 1929); «Психология физической культуры»; «Психология побед и поражений в шахматной игре»; «Табак и его влияние на умственную деятельность взрослых и детей». А под его редакцией - книги: «Ум и труд» (М.; Л., 1926), «Психическое утомление» (М.;Л., 1929) и др.
В 1935 г. по навету А. П. Нечаев был осужден и сослан в Семипалатинск (Казахстан). Там он состоял научным руководителем областного Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы, детской амбулатории, санатория для нервных детей, методистом и директором дома санитарного просвещения, а с 1944 г. - профессором психологии и заведующим кафедрой педагогики педагогического института. Здесь он закончил свой научный труд «Система психофизиологических синдромов», над которым работал фактически сорок лет. В 1944 г. А. П. Нечаев утвержден ВАК СССР в степени доктора педагогических наук. В 1946 г. его кандидатура выдвинута в действительные члены АПН РСФСР.
Представители официальной науки помнят и забывают о Нечаеве одновременно. Так, в поздравлении по случаю его 75-летия, подписанном вице-президентом АПН РСФСР К. Корниловым, Н. Добрыниным, А. Лурией, А. Смирновым и др., отмечалось: «За 50 лет Вами проделана огромная работа в области психологии и педагогики. Вы являетесь пионером в деле изучения целого ряда проблем психологии, особенно в области детской и педагогической психологии. Велики Ваши заслуги в области пропаганды опытных методов изучения психики, а также по внедрению данных научной психологии в педагогическую практику, по использованию данных психологии в целях воспитания и образования подрастающего поколения. Вам принадлежит идея создания Лаборатории по экспериментальной педагогике, по Вашей инициативе было созвано пять съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Вам принадлежит первая у нас попытка создания в Петербурге Педагогической академии, организации общества имени К. Д. Ушинского и целого ряда аналогичных начинаний. Ваша плодотворная научно-общественная деятельность нашла общее признание как у нас, так и за границей» (цит. по: ).
Умер и похоронен А. П. Нечаев в Семипалатинске в 1948 г. А память о нем должна жить. И для сегодняшних исследователей интересны его идеи синдромной психологии, целостного изучения личности, воспитания нравственно ценной личности.

Литература
1. Зеньковский, В. Новый труд по вопросу об ассоциации идей: (А. П. Нечаев. Ассоциация сходства) / В. Зеньковский // Вопр. философии и психологии. — 1906. — Кн. 82.
2. Научный Архив РАО (НА РАО). — Ф. 82. — Оп. 3. — Ед. хр. 630.
3. НА РАО. — Ф. 82. — Оп. 3. — Д. 632.
4. Нечаев, А. П. Индивидуализация обучения и задачи общего образования / А. П. Нечаев // Рус. школа. — 1908. — № 7-8.
5. Нечаев, А. П. Как преподавать психологию? / А. П. Нечаев. — СПб., 1913.
6. Нечаев, А. П. Курс педагогической психологии для народных учителей / А. П. Нечаев. — СПг.; М., 1916.
7. Петровский, А. В. Вопросы истории и теории психологии: избр. тр. / А. В. Петровский. — М, 1984.
8. Романов, А. А. А. П. Нечаев: у истоков экспериментальной педагогики / А. А. Романов. - М., 1996.
9. Романов, А. А. Опытно-экспериментальная педагогика первой трети XX века / А. А. Романов. — М., 1997.
10. Труды Первого Всероссийского съезда по педагогической психологии. — СПб., 1906.
Романов А.А. Мир образования — образование в мире №2 (..2010)

Биография

Родился в семье инспектора духовной семинарии, где и получил среднее образование. С 1890 года учился на философском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета . По окончании университета в 1894 году был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1897 году А. П. Нечаев получил степень магистра философии и был зачислен в состав приват-доцентов Петербургского университета. Свою педагогическую деятельность он начал чтением лекций по истории немецкой психологии первой половины XIX века. В этом же году он был избран секретарём философского общества при Петербургском университете . В 1898 году он был направлен на стажировку в Германию: работал в лаборатории В. Вундта в Лейпциге, в лаборатории Г. Э. Мюллера в Гёттингене, в лаборатории Э. Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, с лабораторией А. Бине в Париже. Эта командировка определила направление его исследовательской деятельности: экспериментальное изучение детского развития.

Покинув Петербургский университет, Нечаев развернул разнообразную научную деятельность в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке . Читал психологию на педагогических курсах военно-учебного ведомства. Осенью 1899 года в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на IV международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 года, а затем опубликованы в том же году в «Журнале психологии и физиологии органов чувств».

24 октября 1901 года была открыта созданная им лаборатория экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. При его участии в 1904 году при лаборатории были основаны педагогические курсы для изучения человека, как предмета воспитания. Заведовал курсами сам А. П. Нечаев, а руководителями практических занятий были А. Ф. Лазурский , И. Р.Тарханов , А. А. Крогиус , А. Л. Щеглов и другие видные учёные.

В 1910 году в Санкт-Петербурге по инициативе Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики.

Преподавал историю философии в Александровском лицее .

Нечаев был инициатором проведения Российских съездов по педагогической психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1919, 1916).

В 1917 году Нечаев стал директором и после преобразования его в 1918 году в университет дважды избирался его ректором (1918 и 1921). В 1921 году он был избран профессором , а в 1922 г. - его директором (на этом посту он оставался до 1925 года). В 1922 году Нечаев был приглашён к больному В. И. Ленину для психологического обследования по собственным методикам.

В 1926 году А. П. Нечаеву была назначена персональная пенсия. Но он продолжал трудиться: преподавал психологию в медико-педагогическом институте, Институте дефективного ребенка.

2 апреля 1935 года постановлением особого совещания НКВД по статье 58(10) А. П. Нечаев был осуждён к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию. Отбывал ссылку Нечаев в Семипалатинске. Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии; в период 1935-1944 годы он был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории.

Научные исследования

Исследования А. П. Нечаева были связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий; он пытался построить педагогику на данных психологии, главным образом - на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований. Большое внимание Hечаев уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения он считал активное внимание.

После 1923 года он переключился на другие области исследования. Основное место в них стали занимать психофизиологические аспекты. Он участвует в наблюдениях за психологическими особенностями учащихся военных учебных заведений, умственным развитием красноармейцев и организацией библиотечного дела в армии, участвует в разработке психологической стороны спасательной службы в шахтах, ведет экспериментально-психологические исследования летчиков и т.п.

Библиография

Нечаев издавал «Книжки педагогической психологии» (1906-1910) и «Ежегодник экспериментальной психологии» (1909-1914).

Известны его работы:

  • Наблюдения над развитием интересов и память в школьном возрасте, 1901;
  • Очерк психологии для воспитателей и учителей, 1905;
  • Современная экспериментальная психология и ее отношение к вопросам школьного обучения", 2-е изд., 1909;
  • Учебник психологии, 5 изд., 1915;
  • Память человека и ее воспитание", 2-изд. М.-Л., 1930.

Литература

  • Никольская А. А. А. П. Нечаев: жизненный и творческий путь

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Преподаватели Александровского лицея
  • Психологи Российской империи
  • Психологи СССР
  • Репрессированные в СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Нехуштан, Яаков
  • Нечаев, Виктор Саввич

Смотреть что такое "Нечаев, Александр Петрович" в других словарях:

    Нечаев Александр Петрович - писатель и педагог. Родился в 1870 г. Окончил курс Петербургского университета по историко филологическому факультету. Читал психологию на педагогических курсах военно учебного ведомства. Основал при Петербургском университете психологический… … Биографический словарь

    Нечаев, Александр Петрович - писатель. Род. в 1870 г.; окончил курс спб. университета по историко филологическому факультету, после чего слушал лекции на естественном факультете; в 1897 г. получил звание приват доцента и начал чтение лекций по психологии в спб. унив.; в 1900 …

    Нечаев Александр Петрович - писатель. Род. в 1870 г., окончил курс спб. университета по историко филологическому факультету, после чего слушал лекции на естественном факультете; в 1897 г. получил звание приват доцента и начал чтение лекций по психологии в спб. унив.; в 1900 …

    Нечаев, Александр Петрович - (1870 1948) психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии в С. Петербурге (1901). Пытался построить… … Педагогический терминологический словарь

    НЕЧАЕВ Александр Петрович - , психолог, возглавлявший эксперим. направление в дорев. пед. психологии, создатель первой в России лаборатории эксперим. пед. психологии (1901, С. Петербург). Подчёркивая необходимость сближения … Российская педагогическая энциклопедия

    Куницын, Александр Петрович - профессор Петербургского университета, род. в 1783 г., ум. 1 июля 1840 г. Происходил из духовного звания Тверской губернии, учился в духовном училище в Кашине, затем в тверской семинарии и в Педагогическом институте, в 1808 1811 г. закончил свое… … Большая биографическая энциклопедия

    Куницын Александр Петрович - (1783 1841) выдающийся русский юрист, получил образование в педагогическом инст., окончил его за границей, преподавал в царскосельском лицее нравственные и политические науки, был профессором общих прав в главном педагогическом инст. и спб. унив … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Нечаев - Нечаев русская фамилия. Известные носители: Нечаевы русский дворянский род. Нечаев, Александр Петрович (1870 1948) профессор истории философии Александровского лицея, профессор психологии Курсов для подготовки воспитателей и… … Википедия



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...