Нод по познавательному развитию "земля - наш дом родной". Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе « Путешествие на остров чудес

Занятие в подготовительной группе в детском саду

Грибанова Анна Леонидовна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект НОД в подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет) по познавательному развитию. Данный материал включает в себя интеграцию образовательных областей, таких как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», "Физическое развитие". Может пригодиться как воспитателям, так и учителям истории, географии общеобразовательной школы.
Цель: знакомство с историей открытия земли.
Задачи:
1. Формировать умение искать нужную информацию в разных источниках; отвечать полными ответами;
2. Развивать логическое мышление, умение правильно, логически выстраивать свои мысли, понятно для всех; развивать мелкую моторику рук, при помощи пластилинографии;
3. Дать представления о открытиях ученых: Ф.Магеллана, Д.Кука, К.Колумба, о мифах строения Земли;
Оборудование: видео ряд с иллюстрациями мифов, портреты ученых, карта мира, энциклопедии по теме, доски, пластилин, картон синего, фиолетового цвета.
Содержание:
Воспитатель, указывая на карту, предлагает определить тему сегодняшнего занятия (О чем мы сегодня поговорим?) – ответы детей (о карте, планете, земле, природе).
Воспитатель: Да правильно, в том числе и о земле, нашей планете, карте. Ребята как вы думаете, всегда ли люди знали, что было до их появления на земле? А вы знаете, что было до нас? А откуда мы можем это узнать? (ответы детей) Верно, из книг, интернета, от взрослых, друзей. Сегодня я приготовила вам несколько энциклопедий, в которых есть ответ на этот вопрос. Что было до нам. (Дети по очереди рассматривают книги)

Воспитатель: А теперь расскажите, что было до появления человека? (Подвести детей к выводу, что от простейших до человека был большой путь, постепенно появлялись растения, животные, птицы. Земля пережила эпоху динозавров и мамонтов.)
Воспитатель : Ребята, а какой формы наша планета? (круглая) Круглая, как шар, и если все люди возьмутся за руки и встанут на экваторе, то наверно получится вокруг земли кольцо, круг. Давайте попробуем сделать круг, а в середину поставим глобус? Поиграем в «Круг-кружочек»? (дети идут по кругу, ориентируясь на слова «круг- кружочек, повернись разочек, раз, два, три повернись (имя) ты!» один или несколько детей поворачиваются из круга).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, всегда ли люди знали, что земля кругла? (да) как они узнали о этом? (взлетели на ракете и посмотрели – так ответили дети). Молодцы! Правильно мыслите, но древни люди даже не думали, что когда-то у них могут быть ракеты, у них были корабли, лошади и много мыслей. Как они догадались о том, что земля не треугольная, не квадратная, а круглая? (ответы детей: люди вышли из своих городов и пошли путешествовать, познакомились с другими людьми и делились опытом)
Воспитатель: Самым первый ученый, математик, который предположил о том, что наша земля круглая – был Пифагор, но доказательств у него не было.


Ведущими цивилизациями древности были Египет, Греция и Индия. Хотите, расскажу, что они думали по поводу нашей земли?
Воспитатель показывает каждую страну на карте. Древние Египтяне предполагали, что земля плоская, небо это купал, который опирается на четыре горы, где то на краю света.


Древние Греки считали, что земля – это плоский диск, а солнце – это бог Гелиос, который объезжает землю каждый день на своей колеснице.


Древние Индийцы посмотрите, что вообразили о нашей планете. На что она похожа? Что ее держит?


Воспитатель: Запомнили эти три страны? Показ – Индия, Греция, Египет.
Спустя много лет, люди начали путешествовать и открывать новые земли нашей планеты. Первым, чья команда совершили кругосветное путешествие был Фернан Магеллан.


Кристофор Колумб – открыл Индию.


Джеймс Кук - Картограф, открыл Канаду, Австралию, Новую Землю, Тихий, Индийский и Атлантический океан. Вы сегодня услышали новое слово «Картограф» - кто это? (ответы детей).


А вот потом, спустя еще годы, люди изобрели ракеты, полетели в космос и убедились, в том, что Земля на самом деле круглая.
Воспитатель: Давайте вспомним, что предполагали Древние Греки (Египтяне, Индийцы, о строение Земли? (дети рассказывают, что запомнили, показывая, страны по очереди)


О каких ученых мы говорили? (дети называют имена) Какой они внесли вклад в историю? (ответы детей)
А вы бы хотели полететь в космос?
Воспитатель проводит игру «Быстрые ракеты»
Дети проговаривают слова: Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Воспитатель: Только вернуться нам с пустыми руками не получится, наши мамы и папы ждут фото нашей планеты. Проходите на свои места, я покажу как я сделаю фотографию, а пока показываю, вы разомните свои пальчики. Воспитатель предлагает взять лист картона в цвет космического пространства, смешать три цвета пластилина и примазывая прикрепить на середину, скатать небольшие шарики – звезды, луну, один из них размазать, чтоб получилась комета. Дети выполняют задание.


Воспитатель: какие прекрасные фотографии у нас получились, оформим их в приемной и обязательно расскажем мамам и папам о сегодняшнем путешествии и новых знаниях.

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия.

Программное содержание: закрепить с детьми счёт в пределах 10.
Закрепить умение составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Упражнять в «чтении» записей количественных отношений между числами в пределах 10 при помощи знаков: «<», «>». Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, длиннее – короче, старше – младше. Закрепить знание геометрических фигур и умение ориентироваться на плоскости. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль.

Материал: презентация пеналы с цифрами, иллюстрации к задачам, листы в клетку и простые карандаши на каждого ребенка, членский билет.

Ход занятия: (слайд № 1)

Ребята, сегодня у нас в гостях Мудрая Сова. Если вы смотрите программу «Что? Где? Когда?», то знаете, что она является талисманом этой игры. И если она появилась у нас, значит, не просто так. Оказывается, она давно за нами наблюдает, и вы ей очень понравились, т.к. очень серьезно относитесь к математике. Вот она и решила открыть у нас «Клуб юных Знатоков». Членом клуба может стать только тот, кто докажет, что он умный, сообразительный, достойный. Сегодня у нас будет проходить отборочный турнир в несколько этапов. Мудрая Сова приготовила нам интересные задания. А в конце турнира она будет вручать членские билеты «Юных Знатоков».

1 этап: «Разминка» (слайд № 2)

Определите, кто выше: мальчик или девочка? А кто ниже из них?

Что длиннее: карандаш или указка? Что короче?

Кто старше: мама или бабушка? Кто младше?

кто стоит справа от Зайца, а слева?

Молодцы! Пока справляетесь.

2 этап: «Отвечай – не зевай»

2 задание. Назовите соседей числа 2, 5, 7, 9. (слайд № 3)

Цифры некоторые пошли гулять и заблудились. Помогите им вернуться обратно. (слайд № 4)

5, 6, 7 … 9; 6, 7, 8 … 10; 8, 7, 6, … 4; 5, 4, 3, … 1

– Молодцы! Хорошо справились с заданием!

3 этап: «Решение примеров». (слайд № 5)

4 этап: «Сравни числа» (слайд № 6)

Дети давайте вспомним, какие бывают знаки (<;>; =) и расставим их правильно.

2 … 8 7 … 2 5 … 5

6 …4 4 … 6 6 … 2

8 … 2 9 … 5 10 … 10

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под щеку-засыпают).

5 этап: «Решение задач»

Необходимо решить задачи на сложение и вычитание.

1 задача: (слайд № 7) Три поросёнка гуляли на лужайке. Но наступила осень, и пора настала строить свои домики. Наф - Наф ушёл строить свой дом, а остальные остались гулять. Сколько поросят осталось на лужайке?

Дети записывают: 3-1=2.

2 задача: (слайд № 8) Под ёлочкой росло 4 гриба. Прошёл дождь и выросло ещё 2 гриба. Сколько всего грибов стало расти под ёлкой?

Дети записывают: 4+2=6.

6 этап: «Где находится фигура» (слайд № 9)

Воспитатель: пододвиньте к себе лист бумаги, возьмите в руки карандаши, слушайте внимательно и выполняйте. Нарисуйте в правом верхнем углу квадрат, в левом верхнем углу круг, в левом нижнем углу прямоугольник, в правом нижнем углу овал, по середине треугольник

7 этап: «Дорисуй фигуру» (слайд 10)

Посмотрите внимательно на рисунок и в каждой строке дорисуйте недостающие фигуры)

8 этап: «Соедини по точкам» у детей иллюстрации, на которых изображены различные предметы, чтобы понять, что это за предмет, нужно соединить точки последовательно

9. Задание на смекалку (слайд № 11)

Сколько ушей у 3 мышей?

Сколько хвостов у 5 котов?

Сколько голов у 4 коров?

Сколько носов у двух псов?

Сколько лап у двух лисят?

Сколько колес у машины?

Итог занятия (слайд № 12)

Ребята, наконец, мы выполнили все задания Мудрой Совы. Давайте, послушаем ее мнение. Ребята, я не думала, что вы так легко справитесь с заданиями. Я уверена, что вы все заслужили звание участника «Клуба Знатоков». Поэтому я всем вручаю членские билеты. Спасибо большое

Муниципальное бюджетное

Дошкольное образовательное

Учреждение детский сад №5

«Теремок»

Интегрированное НОД

по познавательному развитию

В подготовительной группе

Тема: «Путешествие в сказочный лес»

Воспитатель: Скороходова Татьяна

Леонидовна

20.11.2014г.

с. Шира

Задачи:

  1. Развивать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10;
  2. Формировать умение понимать отношения между числами в числовом ряду;
  3. Закреплять знания о геометрических фигурах, о последовательности дней недели, пространственные представления.
  4. Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, память, воображение, связную речь, мелкую моторику; способствовать формирование мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

Оборудование:

Письмо, аудиозапись «Звуки леса», фигурки зайчат и волка, карточки с цифрами от 1 до 10 (на каждого ребёнка), счётные палочки, куклы из кукольного театра (белка, Баба Яга, сова, старичок - Лесовичок) , цветы из геометрических фигур.

Интеграция образовательных областей:

Развитие речи, математика, музыка, чтение художественной литературы.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

Воспитатель:

Доброе утро! Ребята, сегодня я пришла в детский сад и на своём рабочем столе нашла письмо, адресованное вам. Давайте его прочитаем! Хотите? Интересно, что в нём написано, и кто его прислал: (воспитатель открывает письмо)

Здравствуйте, ребята!

Приглашаем вас в наш сказочный лес. Сорока рассказала нам, что вы весёлые, сообразительные и смелые ребята, умеете хорошо считать и решать задачи. Хотите проверить свои знания? Если вы не боитесь трудностей, то мы ждём вас в нашем лесу в четверг.

Жители сказочного леса.

Воспитатель: Ну, что, ребята, отправимся в путешествие? Хотите побывать в сказочном лесу?

Дети : Да!

Повторение и закрепление пройденного материала:

Воспитатель: Ребята, а какой у нас сегодня день недели?

Дети: Четверг.

Воспитатель: значит, ждут нас сегодня. А какой день недели тогда был вчера?

Дети: Среда.

Воспитатель: А какой будет после четверга.

Дети: пятница.

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие дни недели бывают ещё?

Дети: Понедельник, пятница, суббота, воскресенье.

Воспитатель: Сколько всего дней в неделе?

Дети: Семь!

Воспитатель: Молодцы! Дни недели вы знаете хорошо. Значит и остальных знаний у вас достаточно. Тогда в путь! Закройте глаза и про себя сосчитайте до трёх.

(Звучит аудиозапись «Звуки леса»).

Воспитатель: Слышите, как поют птицы. Мы с вами очутились в лесу на сказочной полянке. Откройте глаза. На опушке леса с цифрами играют зайчата (на доске прикреплены фигурки зайчат ). У каждого зайчика только одна карточка с цифрой. У самого маленького зайчика – цифра 1. Вдруг из чащи леса выскакивает злой серый волк (прикрепляю на доске волка). Зайчата пускаются наутёк: сначала самый маленький, затем побольше, а за ними и все остальные по порядку.

Устный счёт:

Посчитайте, сколько зайчат играют на поляне. (9)

Разложите цифры по порядку, начиная с самого меленького числа.(1,2,3,4,5,6,7,8,9)

Каким по счёту будет волк, если мы его посчитаем вместе с зайчатами?

Десятым.

А теперь назовите числа в обратном порядке, начиная с наибольшего.

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

Молодцы!

Зайчата спрятались в норе и стали играть дальше, а волк притаился рядом и стал подслушивать.

Какое число при счёте идёт за числом 3? – спросил один зайчик у остальных зайчат.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим себя. Какое число назвали бы вы? Покажите. (4)

(дети показывают карточку с цифрой)

Какое число больше, чем 2 на 1? (3)

Какое число меньше, чем 9 на 1 (8)

Какое число стоит между числами 6 и 8 (7)

Назовите соседей числа 8? (7 и 9)

Воспитатель: Замечательные ответы! Ребята, вы справились с заданием лучше, чем зайчата, они путались в ответах, хотя очень старались.

А тем временем волк всё слышал, и ему очень понравилось, как считали зайчата. Он просунул нос в нору и говорит: «Зайцы, я не буду вас есть, вы должны взять меня в свою игру».

Воспитатель: Ну, молодцы ребята, помогли волку, а значит, подружили его с зайчатами. Пусть они считают теперь вместе, а мы путешествуем дальше. (воспитатель загадывает загадку).

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Дети: Белка (появляется белка – воспитатель надевает на руку куклу из кукольного театра)

Белка: Здравствуйте, ребята. Очень рада видеть вас в нашем лесу. Я вам приготовила задания:

Под кустами у реки

Живут майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать

Вот хромой идёт жучок,

Он ранил ножку о сучок.

Прежде на своих шести

Очень быстро мог ползти.

На скольких ножках теперь ползёт жучёк? (5)

Вот медведица идёт,

Медвежат своих ведёт.

Сколько здесь всего зверей?

Сосчитай-ка поскорей! (3)

Вот грибочки на лужайке

В жёлтых шапочках стоят.

2 грибочка, 3 грибочка.

Сколько вместе будет? (5)

Воспитатель: Спасибо белка, за твои задания, нам с ребятами нужно путешествовать дальше. До свидания.

(Физминутка)

В землю репка села крепко,

Одному не справиться.

А за старым дедом следом

Хвост длиннющий тянется.

Все пришли до одного.

Сколько было их всего? (6)

Воспитатель: из какой сказки эти герои?

Дети: Из русской народной сказки «Репка»

Какой по счёту стоит бабка? (вторая)

А дед? (первый)

Кто стоит третьим? (внучка)

Кто стоит между внучкой и кошкой? (Жучка)

А кто стоит последним? (мышка)

Воспитатель: Ребята, чему учит эта сказка?

Дети: Дружбе, что нужно помогать друг другу.

(Дети закрывают глаза, звучит таинственная музыка)

Воспитатель: Ребята, что-то темно становится и похолодало вроде. Страшновато! Я вижу избушку на курьих ножках (дети открывают глаза) (мультимедиа)

Какие волшебные слова надо сказать, чтобы избушка повернулась к нам?

Дети: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом! (избушка поворачивается)

Воспитатель: Кто живёт в этой избушке? Опишите внешний вид хозяйки и её характер

(ответы детей)

(появляется Баба Яга - мультимедиа )

Баба Яга: Чего пожаловали ко мне?

Дети: Путешествуем.

Баба Яга: Давно я вас поджидаю, касатики! Задание вам приготовила. Никто ещё с ним не справился и вам не по зубам. Нужно выложить поленницу из дров, но не простую.

Справитесь, отпущу вас, а нет, не сдобровать тогда вам.

Логические задания :

Отсчитайте 6 поленьев (используются счётные палочки) и выложите из них домик.

Переложить 2 полена так, чтобы получился флажок;

Отсчитайте 5 поленьев и выложите 2 треугольника;

Отсчитайте 7 поленьев и выложите 2 квадрата.

Баба Яга: Ну, молодцы! Не ожидала, что вы сообразительные такие. Хвалю и отпускаю вас. Счастливого пути!

Воспитатель: Какие вы, ребята, эрудированные! Не подвели друг друга! Продолжаем наше путешествие по сказочному лесу. (появляется сова - мультимедиа)

Сова: Я, ребята, рада вас видеть. Мудрой меня зовут не зря. Многому я научилась за свой век, на многие вопросы знаю ответы. И вы ответьте на мои вопросы. В этом году я вывела новые сорта цветов и высадила их на лесных клумбах. Цветы выросли необычные. Состоят они из геом6етрических фигур .(на доску прикрепляются цветы)

Назовите все геометрические фигуры, которые вы увидели в этих цветах.

Сколько треугольников, какого они цвета? (дети показывают карточку с цифрой 8)

Сколько кругов, какого они цвета? (дети показывают карточку с цифрой 5)

Сколько квадратов, какого они цвета? (дети показывают карточку с цифрой 4)

Сколько овалов, какого они цвета? (дети показывают карточку с цифрой 7)

Сколько прямоугольников и, какого они цвета? (дети показывают карточку с цифрой 3)

Сова: Молодцы! Отлично справились с заданием! До свидания.

Появляется старичок - Лесовичок (ребёнок)

Лесовичок; Приветствую вас гости дорогие. Всю дорогу за вами наблюдал и, доволен остался. Ни одну ветку не обломили, ни одну птицу не испугали. Хочу вам подарок сделать. Возьмите эту корзину ароматных яблок, они будут вам напоминать о вашем необычном путешествии. (дети благодарят Лесовичка )

Воспитатель: Ребята, поздно уже, пора в детский сад возвращаться. Закройте глаза и сосчитайте до 3.

Итог НОД:

Понравилось вам путешествие в сказочный лес, чем?

С какими сказочными героями вы встретились?

Какие задания вам понравились, какие вызвали затруднения?


к школе группы на тему:

«Здравствуй, гостья зима!»

СКАЧАТЬ (с презентацией)

Подготовила:

Ярославская О.А.

Ноябрьск

НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.

Тема. «Здравствуй, гостья Зима!»

Используемый УМК. Картина «Животные в зимнем лесу», предметные картинки; презентация по теме занятия.

Цель. Обогащать знания детей о зиме.

Задачи. Закрепить знания детей о признаках зимы, о сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом. Расширять знания детей о диких животных, как они готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала для них природа, чтобы они переносили зимние морозы. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту зимней природы.

Ход НОД.

В . Лишь поздняя осень ушла со двора, Как белая гостья явилась с утра.

Ребята, наше занятие мы начнем с загадки.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица -

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом -

Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? (о зиме).

Правильно - это зима! Сегодня мы с вами поговорим о зиме. (слайд №1 «Зима»)

На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (ответы).

Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия (декабрь, январь, февраль).

Что происходит в природе зимой? (высказывания детей)

Какие зимние явления вы знаете? (ответы: метель, вьюга и т.д.)

Сейчас я вам загадаю загадки о зимних явлениях.

Старик у ворот, все тепло увалок? (Слайд №2 «Мороз»)

И не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Слайд №3 «Иней»)

Словно перышки жар - птицы,

Весь сверкает и искрится,

Запорошил лес, лужок

Зимний беленький... (Слайд №4 «Снежок»)

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это - снежная... (Слайд №5 «Метель»)

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц,

Зимушки - зимы подруга

Северная гостья... (Слайд №6 «Вьюга»)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная... (Слайд № 7 «Снежинка»)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка - крохотулька,

Зимний леденец... (Слайд №8 «Сосулька»)

В огне не горит и в воде не тонет. (Слайд №9 «Лед»)

Побелело на ночь всюду.

А у нас в квартире чудо!

За окошком дом исчез -

Там волшебный вырос лес! (Слайд №10 «Морозный узор»)

Не идется и не едится,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется? (Слайд №11 «Гололед»)

Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Сейчас поиграем в игру «Подбери признак» . Я буду называть слово, а вы говорить какой он, какая она.

Снег (какой?)...

Лед (какой?)...

Снежинка (какая?)...

Мороз (какой?)

Зима (какая?)...

Молодцы, много признаков подобрали. А еще я вам приготовила игру «Скажи на оборот»

Летом дни жаркие, а зимой - холодные.

Летом солнце яркое, а зимой - тусклое.

Летом день длинный, а зимой - короткий.

Весной лед на реке тонкий, а зимой - толстый.

Осенью бывает листопад, а зимой - снегопад.

Осенью бывает дождь, а зимой - снег.

Осенью деревья желтые, а зимой - белые.

Летом катаются на велосипеде, а зимой на санках.

Летом катаются на роликах, а зимой на коньках.

Дети мы поговорили о том, как меняется природа зимой, о зимних явлениях. Но животные - это тоже часть природы, значит и у них, происходят перемены. А вот, об этом мы сейчас поговорим.

Физминутка.

А сегодня у зимы - новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба.

А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога,

А какой ширины?

Вот такой ширины.

Погляди - ка, потолки ледяные

Высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем.

Выше ноги, топ - топ.

Двери комнат открываем,

Справа - хлоп, слева - хлоп.

Здравствуй, зима!

Здравствуй, зима!

Дыхательная гимнастика

(Вывешиваю картину «Животные в зимнем лесу»).

Каких животных вы видите на картине? (Ответы). Давайте поговорим о том, как животные готовились к зиме.

«Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой.

А в рыжей шубке летом» (Слайд №12« Белка»).

Как вы думаете, почему зимой белочка меняет цвет шубки? (ответы).

Белочка меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от ее врагов, ястреба, куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно - серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если б она была рыжей. Беличья шубка становится более теплой. А в самые сильные морозы белочка спит в своем дупле. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми питается всю зиму.

Какие припасы приготовила белка? (орешки, желуди, грибы, еловые и сосновые шишки).

А кто еще из лесных жителей меняет шубку к зиме? (Слайд №13 «Заяц»).

Какая шубка была у зайца летом?

Правильно, заяц летом был серым, а к зиме постепенно белеет. Сначала у зайца становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеет спинка и бока.

Помните, мы с вами говорили, о том, что в природе все имеет свою причину.

Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (дети высказывают свои мнения).

Правильно, чтобы скрываться от своих врагов. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.

А как заяц себе домик устраивает? (ответы).

Оказывается, у зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной яме или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

Послушайте еще одну загадку.

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной?

Снег разгребает,

Мышек хватает! (Слайд №14 «Лиса»)

А как вы думаете, лиса готовится к зиме? (ответы)

Лиса тоже готовится к зиме, на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Чем питается лиса зимой? (мышами, зайцами).

А о каком звере эта загадка?

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Слайд №15 «Волк»).

А как волк готовится к зиме? (Ответы).

Чем питается волк?

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки спят обычно днем, а ночью охотятся.

Как вы думаете, ребята? Почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки. (Дети высказывают свое мнение).

А каких животных встретить зимой в лесу нельзя? (Слайд №16«Медведь,еж).

Правильно, ребята. Оказывается, некоторые лесные обитатели (еж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают. Заботятся они только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой. Медведь - в берлоге. Он осенью старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно спать. (Слайды № 17,18,19,20,21).

Вот, ребята, как живут звери зимой в лесу.

Сейчас поиграем в игру «Угадай и повтори» . Я буду называть слова - признаки, а вы должны угадать о каком животном идет речь. А потом повторить все предложение.

  • Злой, голодный, серый... (волк).
  • Трусливый, длинноухий, белый... (заяц).
  • Хитрая, рыжая, хищная... (лиса).
  • Большой, бурый, неуклюжий... (медведь).
  • Рыжая, маленькая, быстрая... (белка).

Ребята, для природы и для зверей - зима это трудное время года. А для кого зима - это веселое, радостное время? (ответы).

Правильно, дети очень любят зиму.

А почему, дети, любят зиму? (ответы).

Какие зимние забавы вы знаете? (ответы).

Как много зимних забав вы знаете. Молодцы. (Слайды № 22,23,24,25).

Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (ответы).

Сейчас посмотрите, как о зиме рассказали звери, птицы, животные и дети. (Слайды №26,27,28,29,30.31,32 «Какая бывает зима»).

Номинация: познавательное развитие в подготовительной группе по фгос

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в прошлое»
подготовительная группа

Задачи:

1. Систематизировать и расширять знания о динозаврах.

2. Побуждать установить зависимость, отражающую связь живых организмов с климатом и средой обитания.

3. Развивать любознательность и познавательный интерес.

4. Обогащать и активизировать детский словарь (палеонтолог, окаменелость, названия динозавров).

5. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа:

  1. Образовательная деятельность: беседа «Первобытные люди», занятие по развитию речи «Охотники на мамонтов», рисование «Рисунки первобытных людей», совместная деятельность «Веселые динозаврики».
  2. Изменение развивающей предметно-пространственной среды: книги и энциклопедии о динозаврах, первобытных людях, фигурки динозавров, макет.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, проектор, экран, мышь, компьютерная презентация, макет «Доисторический мир динозавров», кисти и контейнеры с песком для палеонтологических раскопок, разрезные картинки окаменелостей.

Ход деятельности:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребенку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребенку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Придумано кем – то
Просто и мудро,
При встрече здороваться!
— Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

— Я вижу у вас хорошее настроение и это замечательно.

— Ребята, я хочу вам рассказать о моем родственнике, который живет в Москве. Это мой дядя Иван Петрович. Мы с ним часто переписываемся по электронной почте. Я ему рассказываю, какие умные и любознательные ребята ходят ко мне в группу. У него очень интересная профессия. Он ученый – палеонтолог. Вы знаете, кто такой палеонтолог? Как же нам узнать кто это? Палеонтологи – это люди, которые изучают остатки древних растений, животных и их окаменевшие следы жизнедеятельности.

Ой, пришло электронное письмо. Как раз от моего дяди. Посмотрим его вместе?

Текст письма:

«Здравствуй моя племянница.

Я знаю, что миллионы лет назад на нашей планете Земля обитали динозавры. Попробуй, пожалуйста, доказать этот факт. Знаю, что у тебя много юных, смышленых помощников. Очень жду вашего ответного письма».

Сначала давайте разберемся, кто такие динозавры?

— Динозавры – это вымершие животные, которые обитали на нашей планете миллионы лет назад. В переводе с греческого «динозавр» — ужасный ящер.

Как же мы докажем, что динозавры существовали? Правильно, нам необходимо найти окаменелости. Окаменелости — останки доисторических животных и растений в камнях. Изучая их, ученые узнают, какой была жизнь в далеком прошлом. Это могут быть следы, кости, зубы и даже целые скелеты.

— Давайте вернемся в далекое прошлое и сами посмотрим на обитателей доисторического мира. Теперь вопрос как нам туда попасть?

— Занимаем места в машине времени. — Вот мы и перенеслись в мир динозавров. Кто же это? Как вы поняли, что это первобытные люди? Что это за гигант? Машина времени переместила нас не в то время! Почему? Давайте напишем «В мир динозавров».

— Вот теперь мы уж точно приземлились в доисторический мир динозавров. Посмотрите, какая необычная природа! Очень давно, планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. В то время (примерно 230 млн. лет назад) на Земле не было ни зверей, ни птиц, а тем более людей. На планете стояло вечное лето: было очень жарко и влажно. Было много водоемов, большое разнообразие растений. Хозяевами этого доисторического мира были динозавры.

Пойдем тихонько, шуметь не будем.

— Ребята, это чудо, настоящий динозавр! Появляется трицератопс. Как вы его узнали? Отличительные черты два рога на голове, рог на носу, «воротник» на шее.

— Ой, что за страшный звук! Может, спрячемся? Какой страшный динозавр? Появляется тирранозавр. Посмотрите, какой он большой. Зачем ему такие большие и острые зубы?

Давайте уйдем отсюда скорее.

— Кажется, не заметил нас.

Теперь можно немножко передохнуть.

К нам сегодня прибежал, здоровенный динозавр,

Ногами он затопал, глазами он захлопал,

Потом к реке нагнулся и в чащу оглянулся,

Покрутил своим хвостом, и пошел искать свой дом.

Оглядел он все вокруг, а потом на стульчик плюх.

— Появляется диплодок. Для чего ему такая шея? На кого он похож?

— Ой, это что за звук? Какая большая птица! Огромный острый клюв наверно ему нужен, чтобы водоросли из воды доставать, правда? Значит он травоядный? Давайте поскорее отсюда уходить, пока они нас не заметили.

— Смотрите, какой интересный динозавр? Как он называется? На хвосте и спине шипы и костяные пластины. Это же стегозавр. Стегозавр глотал целиком камни, которые в желудке перетирали листья и способствовали улучшению пищеварения. Думаете, нам стоит его бояться? Они употребляли лишь растительность, т.к. их зубы не позволяли жевать что-то более жесткое.

— Кажется, солнце садится! Надо быстрее улетать отсюда! Проход к машине времени перекрыли динозавры. Мы освободим проход, если правильно разделим динозавров на 2 группы. Что означает косточка и лист?

— Какие вы молодцы! Отлично справились! Проход открыт, занимаем места в машине времени. Возвращаемся домой: в город Рыбинск, детский сад №105, 2017 год. Полетели!

— Вот мы и дома. У динозавров был такой красивый мир, огромное количество воды, прекрасный климат, растительность. Что же случилось? Почему они вымерли?

Об этом нам расскажет будущий ученый – палеонтолог Степан Дмитриевич. Он вместе со своими родителями провел целое исследование, о результатах которого нам сейчас расскажет.

Выдвинуто несколько причин исчезновения динозавров.

1.Сталкновение планеты Земля с гигантской кометой. Степан Дмитриевич мы сможем проверить это предположение? Сама комета могла вызвать огромные разрушения, но только в районе своего падения, оставляя на поверхности огромные кратеры, но ученые их так и не обнаружили.
2.Извержение вулкана. Вулканы находились не на всей земле, а относительно, на небольшой поверхности. Конечно, лава могла погубить все живое, но только в районе извержения.

Подведем итог, динозавры погибали постепенно. Причиной этому были падение кометы, извержение вулканов, землетрясения, которые повлияли на смену климата Земли. Теплый климат сменился холодным, постепенно погибали растения, травоядным нечем было питаться, а вслед за ними стали погибать и хищники.

Спасибо Степан Дмитриевич, за проведенную вами работу.

— Ребята, когда мы были в мире динозавров, я на память прихватила с собой доисторического песка. Рассыпала его по контейнерам. Хоть мы с вами и не смогли найти окаменелости, но палеонтологами побыть сможем. Я предлагаю вам взять кисточки и начать поиски.

— Это же фрагменты окаменелостей! Ура! Нужно теперь только их собрать. Сейчас я их сфотографирую, и мы отправим электронным письмом моему Дяде Ване. Ребята, вы думаете, мы смогли доказать, что динозавры существовали на земле миллионы лет назад? Что нам удалось увидеть, узнать и найти? Сложно нам было это сделать? Что нового и интересного вы узнали?

Номинация: план конспект познавательное развитие в подготовительной группе

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад №105
Месторасположение: г. Рыбинск, Ярославская область



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...