Основы педагогики и психологии высшей школы. «Педагогика и психология высшей школы»

Учебное пособие



УДК 159.9:37.0 ББК 88.74.00 Ш24

Серия основана в 2003 году

Рецензенты

К.Ш. Ахияров С.Е. Матушкин , доктор педагогических наук, профессор

Шарипов Ф.В.

Ш24 Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Ф.В. Ша-рипов. – М.: Логос, 2012. – 448 с. – (Новая университетская биб-лиотека).

ISBN 978-5-98704-587-9

Излагается курс теории и практики педагогики и психологии выс-шего образования. Раскрываются сущность и структура образова-тельного процесса, цели и содержание высшего профессионально-го образования, концепции, методы, средства и организационные формы обучения и воспитания. Освещаются проблемы организации научно-исследовательской работы студентов и студенческого самоу-правления, а также контроля и оценки результатов обучения. Особое внимание уделяется внедрению современных педагогических техно-логий, повышению качества высшего профессионального образова-ния. Рассматриваются психология учебно-познавательной деятель-ности студентов, психологические особенности студенчества, основы психолого-педагогической диагностики, профессиональная деятель-ность и личность преподавателя, вопросы учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Для магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей вузов. Может использоваться в системе повышения квалификации профес-сорско-преподавательского состава высшей школы. Представляет ин-терес для преподавателей средних профессиональных учебных заведе-ний и менеджеров по управлению персоналом предприятий и органи-заций.

УДК 159.9:37.0 ББК 88.74.00

ISBN 978-5-98704-587-9 © Шарипов Ф.В., 2012

© Логос, 2012


ВВЕДЕНИЕ......................................................................................... 9

ЧАСТЬ I. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ..................................................... 15

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ................................................... 17

1.1. Объект, предмет и задачи педагогики.......................................................... 17

1.3. Предмет педагогики высшей школы............................................................ 21

1.4. Место педагогики высшей школы в системе наук................................................ 24

ГЛАВА 2. ЦЕЛИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ.................................................................................... 28

2.1. Проблема определения целей образования...................................................... 28

2.2. Иерархия целей высшего профессионального образования....................................... 32

2.3. Модель личности специалиста............................................................... 37

2.4. Компетентностный подход в образовании.................................................... 44

ОБРАЗОВАНИЯ.................................................................................... 49

3.1. Сущность и структура содержания образования............................................... 49

3.2. Принципы и критерии отбора содержания профессионального

образования................................................................................. 53

3.3. Нормативные документы, регламентирующие содержание

образования................................................................................. 56

3.4. Факторы, детерминирующие содержание высшего

профессионального образования.................................................................. 59

3.5. Графическое моделирование содержания образования........................................... 62

ГЛАВА 4. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА

ОБУЧЕНИЯ....................................................................................... 66

4.1. Сущность и характеристика процесса обучения................................................ 66

4.2. Функции и этапы процесса обучения......................................................... 69

4.3. Концепции обучения........................................................................ 73

4.4. Личностно ориентированное обучение........................................................ 76

4.5. Закономерности и принципы обучения....................................................... 81

ГЛАВА 5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.................................................................... 85

5.1. Классификация методов обучения............................................................. 85

5.2. Методы проблемного обучения............................................................... 88

5.3. Групповые методы решения проблем................................................................ 94

5.4. Метод проектов............................................................................. 99


ГЛАВА 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ................................................... 104

6.1. Сущность и особенности педагогической технологии.......................................... 104

6.2. Технология модульного обучения............................................................ 107

6.3. Технология знаково-контекстного обучения.................................................. 112

6.4. Технология игрового обучения.............................................................. 116

ГЛАВА 7. ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ОБУЧЕНИЯ..................................................................................... 123

7.1. Сущность и особенности информационно-компьютерной

технологии обучения........................................................................ 123

7.2. Электронные средства обучения............................................................ 125

7.3. Разработка электронного учебника......................................................... 130

7.4. Дистанционное обучение.................................................................. 133

ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ............................................ 143

8.1. Система организационных форм обучения в вузе............................................. 143

8.2. Лекция как ведущая организационная форма обучения........................................ 144

8.3. Семинарские занятия...................................................................... 155

8.4. Практические занятия.................................................................... 163

8.5. Лабораторный практикум................................................................. 165

8.6. Анализ занятия........................................................................... 168

ГЛАВА 9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ........................................... 171

9.1. Значение и сущность самостоятельной работы.............................................. 171

9.2. Место учебной задачи в структуре самостоятельной работы................................. 176

9.3. Управление самостоятельной работой студентов............................................ 179

9.4. Организация и виды самостоятельной работы.............................................. 183

9.5. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной

работы.................................................................................. 190

ГЛАВА 10. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ.................................................................................... 193

10.1. Цель и содержание научно-исследовательской работы

студентов................................................................................ 193

10.2. Учебно-исследовательская работа студентов как часть их

профессиональной подготовки................................................................. 197

10.3. Организация научно-исследовательской работы студентов.................................. 203

10.4. Формы организации научно-исследовательской работы

студентов в высшей школе.................................................................... 206

ГЛАВА 11. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ.................................................................................... 215

11.1. Виды и значение контроля учебной деятельности............................................ 215

11.2. Методы контроля знаний и умений студентов.............................................. 217

11.3. Оценка результатов учебной деятельности......................................................... 221

11.4. Контроль качества профессионального образования.............................................. 227


ГЛАВА 12. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ............................................................... 231

12.1. Сущность, цели и задачи воспитания....................................................... 231

12.2. Воспитание как социализация личности........................................................ 238

12.3. Законы и принципы воспитания............................................................... 241

12.5. Методы и организационные формы воспитания................................................. 262

ГЛАВА 13. СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ................................................ 268

13.1. Сущность, цели и задачи студенческого самоуправления...................................... 268

13.2. Функции органов студенческого самоуправления................................................. 274

13.3. Формы организации студенческого самоуправления............................................... 277

ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ......................................... 283

ГЛАВА 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ.................................................................................... 285

14.1. Общая характеристика деятельности...................................................... 285

14.2. Деятельность и познавательные процессы...................................................... 288

14.3. Структура и виды учебно-познавательной деятельности

студента................................................................................. 299

14.4. Мотивация учебно-познавательной деятельности.......................................... 302

ГЛАВА 15. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

СТУДЕНЧЕСТВА................................................................................. 307

15.1. Особенности развития личности студента................................................. 307

15.2. Факторы, влияющие на успешность обучения студентов.......................................... 313

15.3. Проблема адаптации первокурсников к условиям вуза............................................. 319

15.4. Типология личности студента................................................................ 327

ГЛАВА 16. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА...................................................... 335

16.1. Малая группа как социально-психологический феномен....................................... 335

16.2. Социально-психологическая характеристика студенческой

группы (коллектива)........................................................................ 338

16.3. Социально-психологический климат коллектива............................................. 342

16.4. Конфликты в коллективе и способы их разрешения.............................................. 345

ГЛАВА 17. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДИАГНОСТИКИ................................................................................. 352

17.1. Сущность и задачи психолого-педагогической диагностики................................... 352

17.2. Методы психодиагностики.................................................................. 355

17.3. Тестирование личности..................................................................... 361

17.4. Методы изучения и оценки деятельности и свойств личности

специалиста.............................................................................. 366

ГЛАВА 18. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА........................................................................... 372

18.1. Общая характеристика деятельности преподавателя........................................ 372

18.2. Основные функции научно-педагогической деятельности.......................................... 377


Оглавление
18.3. Мотивация педагогической деятельности...............................................
18.4. Педагогическое мастерство преподавателя............................................
ГЛАВА 19. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ НАУЧНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.........................................................
19.1. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя
вуза..............................................................................................................................
19.2. Коммуникативная компетентность преподавателя............................
19.3. Организаторская компетентность преподавателя...............................
19.4. Креативная компетентность..........................................................................
19.5. Личностные свойства преподавателя........................................................
ГЛАВА 20. УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.................................
20.1. Общая характеристика учебного сотрудничества................................
20.2. Сущность и основные характеристики общения.................................
20.3. Функции и стиль педагогического общения..........................................
20.4. Приемы и формы педагогического общения.........................................
20.5. Барьеры общения и способы их устранения..........................................
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Начиная с 80-х годов прошлого века и по сегодняшний день в ми-ре услуг наблюдаются следующие тенденции:

Глобализация образования как сферы общественных отношений

и рынка услуг;

Повышение требований и запросов заказчиков и потребителей образовательных услуг к качеству образования;

Проникновение новейших технологий передачи данных в обра-зовательную сферу;

Появление новых форм освоения знаний, конкурирующих с тра-диционными способами оказания образовательных услуг;

Появление концепции непрерывного образования и рост коли-чества учащихся разного возраста.

Социально-экономические условия России еще более усиливают

и обостряют эти явления за счет ужесточения конкуренции на ре-гиональном и национальном рынках образовательных услуг, необ-ходимости повышения производительности педагогического труда

и учебной деятельности студентов, потери университетами былой стабильности, особенно в области содержания и технологии обра-зования, из-за общей экономической нестабильности государства,

и в частности региональной нестабильности.

Следует отметить, что кризис российского образования носит объективных характер и связан не только с ситуацией в России, но и с тем, что российская образовательная система стала частью миро-вого образовательного сообщества, в котором идут процессы пере-хода к глобальному рынку и к экономике, основанной на знаниях.

Широкое внедрение в сферу образования новейших инфор-мационных и коммуникационных технологий, в первую очередь таких, как сети Интернет и Интранет, привело к становлению «электронно-прозрачного» мирового рынка образовательных услуг, выражающегося в возможности потребителя-клиента прак-тически мгновенно по компьютерным сетям получить информа-цию о потребительских свойствах интересующих его образователь-ных услуг. Это обусловило резкий рост конкуренции между вузами. Наблюдается естественный переход от экономики массового про-


10 Введение

изводства с диктатом производителя благ к ориентированной на клиента экономике индивидуальных услуг. В результате кардиналь-но меняются роль и образ клиента для вуза. Происходит переход от безликого массового потребителя образовательных услуг к ин-дивидуализации и персонификации заказчика, клиента, студента, образовательные потребности которых призвано удовлетворить высшее учебное заведение. Заказчики, получающие все большую свободу выбора, становятся все более требовательными.

Одной из основных общемировых тенденций, задающих направ-ление развития систем высшего образования, в настоящее время стало сокращение государственного финансирования высших учеб-ных заведений. Это вызвано объективными экономическими, демо-графическими и социокультурными процессами, которые в конце ХХ века имели место как в странах Запада, так и в России. Все раз-витые страны мира находятся в состоянии систематического рефор-мирования системы образования.

Главной причиной кризиса образования в современном мире яв-ляется то, что качественно изменившийся мир не отражен в содер-жании и формах образования.

Что касается системы образования России на современном этапе, то одним из основных результатов ее реформирования яв-ляется сохранение единства образовательного пространства по всей стране и развитие разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса.

В последние десять лет в системе высшего образования проис-ходят структурные изменения, проводимые в русле Болонского процесса. Свое начало Болонский процесс отсчитывает с 19 июня 1999 г., когда министрами образования 29 европейских стран была подписана Болонская декларация «О создании единого европейско-го пространства высшего образования». Участники этой декларации приняли на себя определенные обязательства, в частности:

1) ввести двухуровневую систему высшего образования (бакалав-риат и магистратуру);

2) организовать выдачу выпускникам вузов Европейских прило-жений к дипломам бакалавра и магистра единого образца;

3) ввести в качестве единицы трудоемкости учебного труда сту-дентов академический кредит. При расчете кредитов в трудоемкость засчитываются часы аудиторных занятий, время выполнения раз-личных видов самостоятельной работы студентов, часы производ-ственной практики и т.д. За учебный год начисляется 60 академиче-ских кредитов;


Введение

4) предусмотреть академическую мобильность студентов, препо-давателей и административного персонала вузов (возможность их стажировки в вузах зарубежных стран);

5) обеспечить контроль качества высшего образования; выра-ботать, поддерживать и развивать европейские стандарты качества

с применением сравнимых критериев, механизмов и методов их оценки;

6) создать единое европейское исследовательское пространство. Кроме того, было рекомендовано вузам обеспечить социальную

поддержку малообеспеченных студентов, внедрить модульную си-стему организации образовательного процесса и технологию дис-танционного обучения.

Цель Болонского процесса – создание единого европейского об-разовательного пространства, направленного на улучшение трудо-устройства выпускников, повышение их мобильности и обеспечение конкурентоспособности европейской высшей школы. Болонский процесс – это процесс структурной перестройки, которая предусма-тривает реформирование национальных систем высшего образова-ния, изменение образовательных программ и необходимые институ-циональные преобразования в высших учебных заведениях.

Наша страна присоединилась к Болонскому соглашению в 2003 г. Что касается многоуровневой системы высшего образования, то она внедряется в вузах начиная с 1993 г. В Российской Федерации были установлены следующие ступени высшего профессионального обра-зования: «бакалавр», «дипломированный специалист» и «магистр».

Бакалавр – академическая квалификация, приобретаемая студен-том после освоения базовой программы обучения. Нормативный срок программы подготовки бакалавра при очной форме обуче-ния – 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании государственной аттестационной комиссии и дает право на поступление в магистратуру.

Дипломированный специалист – лицо, получившее высшее про-фессиональное образование, успешно прошедшее итоговую аттеста-цию, подтвержденную присвоением ему квалификации дипломиро-ванного специалиста. Срок освоения образовательных программ для получения этой квалификации составляет не менее 5 лет.

Магистр – высшая квалификация, приобретаемая студентом по-сле окончания магистратуры. Нормативный срок программы подго-товки магистра (при очной форме обучения) – 2 года на базе четырех-летнего бакалавриата. Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании государственной комиссии и дает право поступления в аспирантуру.


12 Введение

С 2011 г. квалификации бакалавра и магистра становятся основ-ными квалификациями выпускников российских вузов.

В русле Болонского процесса и реформирования системы высшего образования в нашей стране осуществляется формирование сети науч-ных и образовательных центров, объединяющей федеральные универ-ситеты, исследовательские вузы, а также крупнейшие университеты. Федеральным законом Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные ак-ты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» дано определение двум новым видам университе-тов.

Федеральный университет – высшее учебное заведение, котороереализует инновационные программы высшего и послевузовско-го профессионального образования, интегрированные в мировое пространство, выполняет фундаментальные и прикладные иссле-дования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию на-уки и доводит результат интеллектуальной деятельности до прак-тического применения. Федеральный университет создается по геополитическим соображениям, и основной его миссией является формирование кадрового и научного потенциалов комплексного социально-экономического развития региона. Статус федерального университета предоставляется бессрочно.

Статус федерального университета получили Дальневосточный государственный университет и др.

На статус национального исследовательского университета может претендовать университет, который эффективно занимается обра-зовательной деятельностью, а также выполняет фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук.

Категория «национальный исследовательский университет» уста-навливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологии, техники, отраслей экономики, соци-альной сферы, развитие и внедрение в производство высоких тех-нологий.

Важнейшими отличительными признаками национального ис-следовательского университета являются:

Способность генерирования знаний, обеспечение эффективного внедрения новых технологий в экономику;

Проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований;


Введение

Наличие высокоэффективной системы подготовки магистров

и кадров высшей квалификации, развитой системы программ пос-левузовской переподготовки и повышения квалификации;

Высокая степень интеграции науки и образования;

Международное признание научной и образовательной деятель-ности;

Эффективная система коммерциализации научных результатов. Эффективность образования определяется его результатами в со-

поставлении с целями и средствами их достижения, а также вкладом в создание материальных и духовных ценностей, в обучение новых поколений искусству правильно жить не только в сегодняшней дей-ствительности, но и в будущем.

Одним из элементов реформирования высшей школы в нашей стране является внедрение универсальной, преобладающей в мире модели высшего образования, предусматривающей подготовку бака-лавров и магистров. Выпускники вуза с дипломом магистра, ориен-тированные на научно-педагогическую деятельность, получают право занимать должности преподавателей в средних профессиональных

и высших учебных заведениях. Следовательно, они должны владеть психолого-педагогическими знаниями, необходимыми для препода-вательской деятельности.

Психологические знания преподавателя позволяют ему лучше изучать (познавать), понимать самого себя и других людей, прежде всего студентов. Познание психики человека означает выявление

и оценку его психологических свойств, состояния, направленно-сти, отношений и особенностей познавательной, эмоциональной

и волевой сфер. Психолого-педагогические знания способствуют лучшей организации преподавателем образовательного процесса, выбору эффективных методов и средств обучения, взаимодействию со студентами, установлению с ними психологического контакта и в случае необходимости оказанию на них психолого-педагогического воздействия, эффективному общению с людьми, установлению бла-гоприятного психологического климата в студенческой группе (кол-лективе), формированию и развитию положительной мотивации учебно-познавательной активности.

Учитывая большое значение психолого-педагогических знаний для магистрантов и аспирантов как будущих преподавателей и специали-стов, призванных работать в учебных заведениях, в учебных планах их подготовки предусмотрено изучение учебной дисциплины «Психология

и педагогика высшей школы». Это обстоятельство обусловило необхо-димость издания соответствующего учебного пособия.


14 Введение

Курс «Педагогика и психология высшей школы» призван решать следующие задачи:

Научить организации познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы и научного творчества;

Помочь освоить методику самообразования, научить находить новые способы решения профессионально-педагогических задач;

На основе психолого-педагогических знаний научить осущест-влять всестороннюю подготовку студентов к успешной профессио-нальной деятельности, обеспечить высокий педагогический уровень их обучения и воспитания.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

иметь представление

Об основных достижениях, проблемах и тенденциях развития педагогики высшей школы в России и за рубежом,

О нормативных основах функционирования системы высшего образования;

знать

Сущность и закономерности процесса обучения студентов,

Педагогические основы определения целей и содержания выс-шего профессионального образования,

Принципы и методы обучения в высшей школе,

Основные формы организации учебного процесса в высшей школе,

Педагогические технологии и особенности их применения в выс-шей школе,

Сущность, цели, принципы, содержание, методы и формы вос-питания студентов,

Психологические особенности студенчества,

Методы психолого-педагогической диагностики,

Психологию педагогической деятельности,

Особенности влияния на результаты педагогической деятельно-сти индивидуальных различий студентов;

уметь

Определять главное при отборе и структурировании учебного материала,

Прогнозировать трудности и ошибки в работе студентов,

Осуществлять контроль за качеством знаний и учебной деятель-ностью студентов,

Управлять психологическим состоянием группы и отдельных студентов;

иметь опыт

Дидактически перерабатывать материал науки в материал препо-давания,


Применять методы психолого-педагогических исследований в организации учебного процесса.


Часть I

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Подготовка специалистов в вузах представляет собой сложный педагогический процесс. Его суть составляют механизмы взаимодействия преподавателя и обучаемого, которые отражают субъективную сторону педагогической деятельности в целом. Например, на лекции реализуются цели и задачи темы, излагается учебный материал, а студент сосредоточивает свое внимание на его восприятии, осмысливании и запоминании. В этом - психологическое содержание педагогической деятельности. Чтобы добиться высокого воспитательного результата, преподаватель принимает в расчет не только свою психическую активность, активность студента, но и сложное, суммарное взаимодействие встречной психологической активности участников педагогического процесса.

Все это составляет психологические аспекты педагогической деятельности, которые изучает психология высшей школы. Ее широкое использование в педагогической практике рассматривается как один из путей перестройки на научной основе всего дела подготовки будущих специалистов.

Психология высшей школы - относительно самостоятельная отрасль психологии, которая, в свою очередь, входит в систему психологической науки. Как известно, психология занимается изучением психологических аспектов личности, коллектива, их деятельности и формулирует выводы, обобщения, используемые в работе по улучшению обучения, воспитания и руководства людьми в различных сферах их созидательной деятельности, достижению нового качественного состояния общества. В этом определении отмечается, во-первых , что объект и предмет психологии - психология личности и коллектива, включенных в педагогический процесс в вузе; во- вторых - их изучение осуществляется в условиях конкретной деятельности; в-третьих - психология призвана формулировать обобщения и выводы, которые мог бы использовать практик в деле обучения, воспитания и руководства людьми в тех или иных областях социальной и трудовой деятельности.

Психология высшей школы как научная отрасль изучает психологические особенности деятельности преподавателя и обучаемых вуза, психологические закономерности становления будущего специалиста, представляет обобщения и рекомендации, предназначенные для участников педагогического процесса и способствующие его оптимизации.

Предметом психологии высшей школы являются те психологические зависимости и механизмы, которые лежат в основе превращения педагогических воздействий преподавателей в профессионально важные качества и профессиональную подготовленность выпускника вуза.

Психология высшей школы опирается на данные таких отраслей психологии, как педагогическая психология, социальная психология, возрастная психология и др. Они помогают охарактеризовать психологические аспекты педагогического процесса, выделить присущие ему связи и механизмы.

Все отрасли психологии в том или ином плане изучают психологические аспекты личности, коллектива и их деятельность. Надо видеть и различать составные части этого сложного предмета науки.

Личность многогранна. Имеются соответственно и разные аспекты ее изучения. Педагога в большой степени интересует психологическая сторона личности обучаемого, воспитуемого, раскрывающая ее индивидуальные особенности и возможности, которые должны учитываться и развиваться в педагогическом процессе.

В этом плане особенности личности связаны с особенностями психики человека, то есть его внутреннего мира, который складывается из психических процессов, свойств, состояний и образований. Все они, будучи достоянием и педагога, и студента, проявляются и влияют на ход педагогического процесса в высшей школе.

В педагогическом процессе выделяется в качестве важнейшей составляющей информационный обмен. Он обеспечивается в значительной мере функционированием психических процессов преподавателя и студента. К ним относятся процессы познавательные (ощущения, восприятие, внимание, представления, память, мышление, речь, воображение), а также чувства и воля.

Люди различаются по качественным характеристикам этих процессов. У одного человека более развиты зрительные, у другого - слуховые ощущения; каждому присуще мышление, но у одного оно отличается быстротой обобщающих операций, у другого - аналитической способностью. Все это весьма существенно для целесообразного подбора методов и средств сообщения учебного материала на занятиях, использования технических средств обучения. Умение преподавателя оценивать особенности психических процессов студента и использовать их в учебно- воспитательной работе способствует повышению ее результативности.

Мотивационный компонент педагогического процесса, обеспечивающий активность взаимодействия педагога и обучаемого, в значительнои степени составляет их психические свойства, такие, как направленность, характер, способности, темперамент. В них выражается внутреннее содержание личности, а значит, и ее социальная значимость. Люди отличаются друг от друга по особенностям этих свойств личности. Ведь что ни человек, то свой характер, способности, темперамент, свои мотивы, определяющие содержание его поступков и обусловливающие успех в тех или иных областях деятельности. Поэтому изучение преподавателем психических свойств обучаемых является предпосылкой определения эффективной методики воспитательной работы с каждым из них.

На коммуникационные характеристики педагогического процесса оказывают заметное влияние психические состояния педагога и студента Они выражаются в том, насколько быстро или медленно происходят у человека психические реакции и процессы, как проявляются присущие личности свойства. От психического состояния преподавателя на занятиях во многом зависят их ход и результаты. Состояние студента, в свою очередь, определяет его успех в овладении изучаемым материалом, в выполнении обязанностей, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.

Будучи структурными компонентами психики, психические процессы, свойства, состояния и образования у каждого человека в своем единстве составляют его духовный мир. Ведь любое высказывание, действие, поступок обучаемого обязательно включает в себя те или иные психические процессы, образования, свойства и состояния, присущие ему в данное время.

Предметом исследований психологии высшей школы являются также закономерности проявления психологии студенческого и преподавательского коллективов, включенных в педагогический процесс.

Студенческие коллективы разнообразны по своему составу, поэтому в учебном процессе очень важно учитывать особенности каждого из них.

Психологию коллектива составляют групповые установки, совместные переживания, реакции, высказываемые мнения, сложившиеся взаимоотношения, традиции, которые влияют на действия коллектива и каждого его члена в отдельности. Коллективная психология, присущая, например, учебной аудитории, не является суммой проявления психологических особенностей отдельных членов коллектива. Эта психология - особое образование, обладающее силой, значительно большей, чем сумма индивидуальных сил. Вместе с тем нельзя и отрывать, а тем более противопоставлять психологию коллектива психологии личности его отдельных членов. Хотя в их соотношении и возможны противоречия, составляющие источник развития личности и коллектива, а иногда и конфликты, трения, трудности. Это очень важное обстоятельство также является предметом пристального внимания педагога.

Психология высшей школы изучает и педагогическую деятельность педагогов и обучаемых.

Существуют две точки зрения в ее понимании. Механический подход сводит суть педагогической деятельности к технике использования различных средств воздействия на обучаемого. Педагогическая деятельность в этом случае понимается как ремесло, которым можно заниматься на основе овладения соответствующими приемами и методами. Другой подход - интуитивистский, при котором считается, что педагогическое воздействие - чуть ли не таинство, неподдающееся пониманию.

В действительности сущность педагогической деятельности заключается в том, что педагог, опираясь на свои знания, авторитет, профессиональное мастерство, в соответствии с программой и на основе сложившейся организации воздействует на обучаемых с целью выработки у них определенных качеств и формирования необходимых знаний, умений и навыков.

Преподавателю вуза необходимо в полной мере и в полном объеме представлять содержание и сложные переплетения своей психологической активности и активности обучаемого, их взаимодействие.

Психологический аспект педагогической деятельности составляют все сопровождающие ее психические явления, процессы, реакции. Разумеется, они должны рассматриваться в единстве и в зависимости от определенных, учебных, социальных и материальных факторов и обстоятельств, а также в соответствующих педагогических ситуациях, где последние проявляются.

Педагог и обучаемый с их индивидуально-психологическими особенностями не единственные реальности педагогического процесса. Педагогический и учебный коллективы, наделенные определенным групповым сознанием и психологической атмосферой, взаимодействие между ними, составляющее психологический механизм педагогического процесса, - это также весьма существенные реальности, которые изучает психология высшей школы. Они едины, неразрывны в вузовском процессе. Вместе с тем в интересах научного исследования компоненты указанного единства могут выступать как самостоятельные объекты, но при этом всегда учитывается их органическая целостность и взаимная зависимость. В практике, например, преподаватель задается целью изучить индивидуальные особенности студента, проявляющего повышенный интерес к данной учебной дисциплине. Проводя такую работу, он, конечно, примет во внимание и сложившееся к ней отношение в коллективе, и характер педагогического влияния других педагогов. Только тогда преподаватель сможет глубоко понять истоки формирующихся склонностей будущего специалиста.

Точно такие же отношение и подход психологии высшей школы к своему объекту: изучая психологические аспекты педагогического процесса в целом, она вместе с тем подвергает пристальному анализу и его компоненты, учитывая их органическую взаимосвязанность, единство.


Педагогика и психология высшей школы

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие

Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова

проф., канд. филол. наук М. В. Буланова-Топоркова (часть 1, гл. 1 2, 3, 5; гл. 5; гл. 6 2-6; гл. 7 1; гл.8, 9);

доцент, канд. пед. наук А. В. Духавнева (часть 1, гл. 1 1; гл. 2, 3; гл. 4 4; гл. 6 7, 8, 9);

проф., докт. филос. наук Л. Д. Столяренко (часть 1, гл. 4 1, 2, 3; гл.6 11; часть 2, гл. 1-4, 6, 7);

проф., докт. социол. наук С. И. Самыгин (часть 1, гл. 6 1; часть 2, гл. 7);

доцент, канд. техн. наук Г. В. Сучков (часть 1, гл. 1 7; гл. 6 10, 11);

канд. филос. наук, доцент В. Е. Столяренко (часть 2, гл. 5, 6); ст. преп. Н.А. Кулаковская (часть 1, гл. 1 4, 6).

В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного специалиста XXI в. и воспитание его гармоничной, креативной и гуманной личности.

Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по подготовке выпускника магистратуры по специальности "Преподаватель высшей школы", требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Оно заняло призовое место в конкурсе учебников по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" для технических направлений и специальностей высшего профессионального образования.

Предназначено для студентов, аспирантов вузов, слушателей ФПК и курсов послевузовской психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов.

Глава 1. Современное развитие образования в России и за рубежом

2. Место технического университета в российском образовательном пространстве

3. Фундаментализация образования в высшей школе

4. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе

5. Интеграционные процессы в современном образовании

6. Воспитательная компонента в профессиональном образовании

7. Информатизация образовательного процесса

Глава 2. Педагогика как наука

1. Предмет педагогической науки. Ее основные категории

2. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками

Глава 3. Основы дидактики высшей школы

1. Общее понятие о дидактике

2. Сущность, структура и движущие силы обучения

3. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности

4. Методы обучения в высшей школе

Глава 4. Структура педагогической деятельности

1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность

2. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности

3. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

4. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Глава 5. Формы организации учебного процесса в высшей школе

2. Семинарские и практические занятия в ВШ

3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых

4. Основы педагогического контроля в высшей школе

Глава 6. Педагогическое проектирование и педагогические технологии

1. Этапы и формы педагогического проектирования

2. Классификация технологий обучения высшей школы

3. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль

4. Интенсификация обучения и проблемное обучение

5. Активное обучение

6. Деловая игра как форма активного обучения

7. Эвристические технологии обучения

8. Технология знаково-контекстного обучения

9. Технологии развивающего обучения

10. Информационные технологии обучения

11. Технологии дистанционного образования

Глава 7. Основы подготовки лекционных курсов

Глава 8. Основы коммуникативной культуры педагога

Глава 9. Педагогическая коммуникация

ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Глава 1. Особенности развития личности студента

Глава 2. Типология личности студента и преподавателя

Глава 3. Психолого-педагогическое изучение личности студента

Приложение 1. Психологические схемы "Индивидуально-психологические особенности личности"

Приложение 2. Психологические схемы "Общение и социально-психологическое воздействие"

Глава 4. Психология профессионального образования

1. Психологические основы профессионального самоопределения

2. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии

3. Психология профессионального становления личности

4. Психологические особенности обучения студентов

5. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов

6. Психологические основы формирования профессионального системного мышления

7. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп

Приложение. Психологические схемы "Социальные феномены и формирование коллектива"

Список литературы

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗБИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

1. Роль высшего образования в современной цивилизации

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В середине 60-х гг. передовые страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.

Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие больше определяется уровнем культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. "Ныне общепризнано, - говорится в одном из документов ЮНЕСКО (Доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж, 1991), - что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентности в области освоения передовой технологии".

Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. В русле этой политики решались вопросы, связанные с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий и т.д.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Учебно-методическое пособие для аспирантов

доцент кафедры гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина» кандидат филологических наук, доцент

Н.В. Бурко

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ландшафтной архитектуры ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»

А.И. Ковешников ;

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и акмеологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева»

В.В. Гулякина

Учебно-методическое пособие рассмотрено на заседании методической комиссии по аспирантуре (протокол № от) и рекомендовано к изданию на заседании методического совета университета (протокол № от)

Бурко Н.В.

Педагогика и психология высшей школы: учебно-методическое пособие для аспирантов / Н.В. Бурко. – Орёл, 2017. – 118 с.

Данное учебно-методическое пособие позволит аспирантам грамотно организовать самостоятельную работу по изучению дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» и выполнять практические задания по указанному курсу.


ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5

1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 6

3. Разделы дисциплины и виды занятий.. 10

4. Тематика лекций.. 11

5. Тематика практических занятий (семинаров) 11

6. Виды самостоятельной работы аспирантов. 12

7. Виды контроля. 13

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ 14

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ) 51

ВОПРОСЫ К КОЛЛОКВИУМУ.. 56

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ.. 57

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 60

составлению программированного ответа на вопрос. 83

тестовых заданий.. 86



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ АСПИРАНТОВ.. 94

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.. 100

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс «Педагогика и психология высшей школы» предназначен для рассмотрения основных педагогических и психологических проблем высшего образования, являющихся неотъемлемой частью дисциплин педагогики профессионального образования. Данная дисциплина позволит аспирантам сформировать представление о целостности профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения, поможет осознать себя в роли преподавателя и педагога-воспитателя, оценить уровень своих организаторских и коммуникативных способностей.

Дисциплина предполагает формирование представления о педагогике и психологии в системе наук о человеке, о сущности и закономерностях процесса обучения и воспитания в высшей школе, о социально-психологических особенностях студенчества и специфике профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Цель освоения дисциплины – формирование у аспирантов психологических и педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение научных, профессиональных, личностных проблем педагогической деятельности в вузах.

Задачи изучения дисциплины:

Сформировать представление о современной системе высшего образования в России, основных тенденциях развития, важнейших образовательных парадигмах;

Изучить педагогические и психологические основы обучения и воспитания в высшей школе;

Овладеть современными технологиями, методами и средствами, используемыми в процессе обучения, в том числе методами организации самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе;

Подготовить аспиранта к решению коммуникативных проблем, возникающих в процессе обучения;



Подготовить аспирантов к процессу организации и управления самообразованием и научно-исследовательской деятельностью студентов.

Дисциплина «Педагогика и психология высшей школы» включена в вариативную часть блока 1 «Дисциплины (модули)», относится к числу дисциплин, направленных на подготовку аспирантов к преподавательской деятельности.

«Педагогика и психология высшей школы» связаны с такими дисциплинами, как «Основы педагогического мастерства», «Философия и история науки».

В соответствии с учебным планом основным видом познавательной деятельности при освоении содержания дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» является самостоятельная работа аспирантов.

Самостоятельная работа будет реализоваться 1) непосредственно в процессе аудиторных занятий (на практических занятиях), 2) в контакте с преподавателем вне рамок расписания (консультации по учебным вопросам, при выполнении индивидуальных заданий, при ликвидации задолженностей и т.п.), 3) в библиотеке, дома, на кафедре при выполнении учебных и творческих задач.

При организации самостоятельной работы по изучению дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» аспиранту следует:

1. изучить содержание разделов дисциплины;

2. при выполнении заданий к практическим занятиям предварительно ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению того или иного вида самостоятельной работы.

1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы.

Семестр 3 (количество модулей 2)
№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Аудиторная работа СРС
Объект, предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики. Предмет педагогики высшей школы. Место педагогики высшей школы в системе наук. Современное мировое образовательное пространство. Кризис системы образования. Факторы, способствующие кризису в образовании. Направления развития современного образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, фундаментализация, информатизация, непрерывность и др. Россия и Болонский процесс. Система современного российского высшего образования. Проблема определения целей образования. Иерархия целей высшего образования. Модель личности специалиста. Сущность и структура содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания высшего образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Факторы, детерминирующие содержание высшего образования. Моделирование содержания образования. Сущность и характеристика процесса обучения. Функции и этапы процесса обучения. Концепции обучения. Личностно ориентированное обучение. Закономерности и принципы обучения. Компетентностный подход в образовании. Классическая (знаниевая) и новая парадигма образования: сходства и различия. Актуальность новой парадигмы образования. Требования к современному педагогу. Новая роль педагога на современном этапе развития образования: консультант, тьютор, фасилитатор.
Система организационных форм обучения в вузе. Лекция, семинарские занятия, практические занятия, лабораторный практикум. Анализ занятия. Значение и сущность самостоятельной работы студентов. Управление самостоятельной работой студентов. Организация и виды самостоятельной работы. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы. Цель и содержание научно-исследовательской работы студентов. Учебно-исследовательская работа студентов как часть их профессиональной подготовки. Формы организации научно-исследовательской работы студентов в высшей школе. Виды и значение контроля учебной деятельности. Методы контроля знаний и умений студентов. Оценка результатов учебной деятельности. Классификация методов обучения. Методы проблемного обучения. Сущность и особенности педагогической технологии. Виды и характеристика различных технологий обучения (технологии проектного обучения, исследовательские, игровые, компьютерные и др.) Лекция как ведущая организационная форма обучения: особенности учебной лекции; формы проведения лекций. Приёмы проведения занятий в активной форме. Педагогическое мастерство преподавателя вуза.
Сущность, цели и задачи воспитания. Воспитание как социализация личности. Законы и принципы воспитания. Методы и организационные формы воспитания. Сущность, цели и задачи студенческого самоуправления. Функции органов студенческого самоуправления. Формы организации студенческого самоуправления.
Модуль 2. Психология высшего образования
Общая характеристика деятельности. Деятельность и познавательные процессы. Структура и виды учебно-познавательной деятельности студента. Мотивация учебно-познавательной деятельности. Особенности развития личности студента. Факторы, влияющие на успешность обучения студентов. Проблема адаптации первокурсников к условиям вуза. Типология личности студента. Сущность и задачи психолого-педагогической диагностики. Методы психодиагностики. Малая группа как социально-психологический феномен. Социально-психологическая характеристика студенческой группы. Социально-психологический климат коллектива. Конфликты в коллективе и способы их разрешения.
Общая характеристика деятельности преподавателя. Основные функции научно-педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя. Коммуникативная компетентность преподавателя. Личностные свойства преподавателя. Общая характеристика учебного сотрудничества. Понятие и сущность педагогического общения. Функции и стиль педагогического общения. Приёмы и формы педагогического общения. Барьеры общения и способы их устранения.

3. Разделы дисциплины и виды занятий

Тематика лекций

5. Тематика практических занятий (семинаров)

Раздел дисциплины Тема практического занятия Трудоем-кость (час.)
Модуль 1
Образовательный процесс в высшей школе Педагогика в системе наук о человеке. Цели высшего образования.
Сущность и закономерности процесса обучения.
Технологии обучения и взаимодействия в образовательном пространстве вуза. Организационные формы и методы обучения
Самостоятельная работа студентов.
Научно-исследовательская работа студентов.
Система контроля учебной деятельности студентов.
Воспитание как педагогическое явление высшей школы. Теория воспитания.
Студенческое самоуправление.
Модуль 2
Социально-психологические особенности студенчества Социально-психологическая характеристика личности студента и студенческого коллектива.
Основы психолого-педагогической диагностики.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса в высшей школе Преподаватель как субъект научно-педагогической деятельности.
Итого

6. Виды самостоятельной работы аспирантов.

Самостоятельная работа аспирантов предполагает выполнение ими различных видов заданий. К видам самостоятельной работы можно отнести:

· самостоятельное изучение теоретического материала;

· подготовка докладов (научных сообщений) и выступлений к семинарам;

· написание творческой работы (реферата);

· подготовка презентации (слайдов) к реферату, докладу, самостоятельно изучаемому материалу;

· составление программированного ответа, тестов, кроссворда по предложенному учебному вопросу;

· решение ситуационных задач;

· составление синквейнов;

· подготовка к коллоквиуму.

Виды контроля

При изучении содержания дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» уровень усвоения материала контролируется в течение всего семестра. Аспирантам предстоит пройти такие виды контроля, как:

· текущий контроль – предполагает регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и практических занятиях. Требует от аспиранта систематической подготовки к практическим занятиям: освоение лекционного материала и теоретического материала, изложенного в учебной литературе; выполнение практических заданий, предложенных преподавателем;

· промежуточный контроль – проводится по окончании изучения раздела дисциплины. При проведении промежуточного контроля преподаватель может использовать тестовый контроль; устный контроль – коллоквиум; письменный контроль;

· итоговый контроль – осуществляется в виде зачёта (с оценкой) в конце изучения дисциплины. Аспиранты, успешно сдавшие текущий и промежуточный виды контроля, могут получить итоговую оценку «зачтено» без прохождения итогового испытания.

Успешному прохождению перечисленных видов контроля, безусловно, будет способствовать такой вид контроля, как самоконтроль , который осуществляется аспирантом при подготовке к контрольным мероприятиям.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

Модуль 1. Педагогика высшей школы

Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке. Цели высшего образования

Вопросы для обсуждения :

  1. Современное образовательное пространство.
  2. Объект, предмет, задачи педагогики.
  3. Основные категории педагогики.
  4. Предмет педагогики высшей школы.
  5. Место педагогики высшей школы в системе наук.
  6. Иерархия целей высшего образования.
  7. Компетентностый подход в образовании.
  8. Требования к современному педагогу. Новая роль педагога на современном этапе развития образования: консультант, тьютор, фасилитатор.

Задания:

1. Сформулируйте локальную задачу педагогической науки на современном этапе развития общества и докажите её актуальность.

2. Определите состав и назначение наук из системы педагогических наук для разностороннего исследования следующих проблем:

а) преодоление негативного отношения обучающихся к изучению математики, физики, биологии;

б) влияние денег на поведение подростков.

3. Установите иерархию следующих понятий: обучение, развитие, образование как социокультурный феномен, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие. Покажите стрелками их взаимосвязь.

4. Какими базовыми (ключевыми) компетенциями должен обладать высококвалифицированный специалист независимо от профессии? Почему их относят к базовым компетенциям?

5. Соедините определение принципа деятельности современных образовательных учреждений с его названием:

1. Создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием. а) гуманизация
2. Органическое единство учебного заведения и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений. б) демократизация
3. Создание условий для полного проявления и развития способностей каждого обучающегося. в) интеграция
4. Многоуровневость, многопрофильность, полифункциональность образовательных программ на все многообразие видов образовательных учреждений. г) дифференциация
5. Обеспечение учащихся по мере их взросления возможностями передвижения по горизонталям (смена класса, профиля, уровня, типа, вида образовательного учреждения. д) мобильность
6. Усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества. е) индивидуализация

6. Профессором А.В. Хуторским выделены две противоположные точки зрения, ценностные ориентации, которые лежат в основе двух соответствующих образовательных парадигм – традиционной и личностно-ориентированной:

Проанализируйте позиции, представленные А.В. Хуторским относительно роли человека в педагогике и образовательном процессе. Какая из позиций, на ваш взгляд, является правомерной? Какую позицию вы бы хотели занимать в собственном образовании?

7. Ситуационная задача. «Всякая точная наука основывается на приблизительности», - заметил Б.Рассел. А он был человек тонкого разностороннего ума, ученик и соавтор А.Уайтхеда: философ, логик, математик, Нобелевский лауреат в области литературы.

На чём же тогда основываются «неточные» науки, в числе которых значится и педагогика?

Критики педагогики как науки, ставя под сомнение её научный статус, сравнивают педагогику с математикой, естествознанием. Правомерно ли такое сравнение?

- «В педагогической науке мы имеем рыхлую массу правдоподобных, но произвольных и противоречивых деклараций, утверждений и «концепций», ничего общего не имеющую ни с системным, ни с научным подходами…». Аргументируйте свою позицию по отношению к этому тезису.

Какое ценностное отношение актуализирует данная задача-ситуация? К чему она побуждает?

Литература:

1. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – С. 9 – 48.

2. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – С. 11 – 81.

3. Болонская декларация [Текст]: совместное заявление европейских министров образования // Библиотека и закон. - 2012. - № 1 (32). - С. 229-232.

4. Высшее образование: вызовы Болонского процесса и ВТО: моногр./ под. ред. В.П. Колесова, Е.Н. Жильцова, П.Н. Ломанова. – М. : Академия, 2009. – 340 с.

5. Кругликова Т.В. Болонский процесс: Итоги первого десятилетия [Текст] / Т.В. Кругликова // Актуальные проблемы Европы. – 2013. – № 2. - С. 189-221.

6. Основные направления развития высшего образования в России и за рубежом [Текст]: моногр. / Ю.С. Перфильев [и др.]; под ред. Ю.С. Перфильева. – Красноярск: Изд-во Краснояр. гос.аграр. ун-та, 2011. – 424 с.

Тема 7. Теория воспитания

Вопросы для обсуждения :

  1. Сущность, цели и задачи воспитания.
  2. Воспитание как социализация личности.
  3. Законы и принципы воспитания.
  4. Базовые компоненты содержания воспитания.
  5. Нравственное воспитание личности.
  6. Основные понятия этики и нравственного воспитания.
  7. Деловой этикет.
  8. Гражданское, трудовое, эстетическое, физическое воспитание молодёжи.
  9. Методы воспитания.
  10. Организационные формы воспитания.

Задания:

1. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Приведите аргументы (не менее двух) в защиту этого утверждения или против него.

2. Поразмышляйте: «Внешние, прежде всего стихийные влияния на современного ребёнка преимущественно отрицательны: факторами социализации стали бездуховность и преступность, равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно ли в этих условиях вырастить духовно богатые, нравственные поколения? Что же сильнее - социализация или воспитание? За чем будущее?»

Оформите свой ответ в виде эссе.

3. Наиболее известной, самой древней и устойчивой во времени является система нравственных требований к профессии врача. Она известна как клятва Гиппократа – древнегреческого реформатора античной медицины. Гиппократ выдвинул 4 принципа лечения: 1) приносить пользу и не вредить, 2) противоположное лечить противоположным, 3) помогать природе и 4) соблюдая осторожность, щадить больного. Текст клятвы содержал не только обязательства, вытекающие из особого состояния человека, нуждающегося во врачебной помощи, и особых возможностей врача («Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости», «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария», «Что бы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»), но также обязательства перед своими учителями («Считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах») и учениками («Наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому»).

Сформулируйте своеобразную «клятву Гиппократа» для современного учителя, отражающую систему нравственных требований педагога. Как можно назвать созданный вами педагогический кодекс?

4. Любая профессия связана с выработкой определенного этического кодекса – кодекса профессиональной этики. Такой кодекс, преломляя общечеловеческую этику через специфические условия выполнения, содержание, задачи профессиональной деятельности, образует нравственные ориентиры, которыми должны руководствоваться представители той или иной профессии и с позиций которых эта деятельность оценивается обществом (Гинецинский В.И.).

Сформулируйте кодекс профессиональной педагогической этики, представляющий собой нравственные ориентиры современного педагога с опорой на общечеловеческие ценности.

5. Соотнесите мнения Л.С. Выготского и К.Д. Ушинского о роли воспитателя в развитии личности ребёнка. Обоснуйте свой вывод. Постарайтесь закончить предложение: «По моему мнению, роль воспитателя в становлении и развитии личности ребёнка заключается в том, что …».

Л.С. Выготский: «Для научной психологии ребенок раскрывается как трагическая проблема в ужасающей диспропорциональности и дисгармоничности своего развития… ребенку предстоит вступить в жесткую борьбу с миром, и в этой борьбе воспитатель должен сказать своё слово. Вот когда у нас возникает представление о преподавании, как войне».

К.Д. Ушинский: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества» (Цит. по: Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – С. 33).

6. Ситуационная задача : «Коллектив и личность».

Помните, в старой кинокомедии герой-бюрократ решительно предлагает: «Бабу Ягу со стороны брать не будем! Бабу Ягу воспитаем в своем коллективе!»

За что же здесь так жестко припечатан в общем-то не только ни в чем не повинный, но неоднократно (и справедливо!) воспетый нашей наукой и педагогической практикой коллектив? Может, и правда: порой рождаются в недрах последнего уж если не мрачный носитель зла и вероломства, то просто эгоистичные, равнодушные к другим люди? Верно, бывает и так. Но ведь больше - оглянитесь вокруг! - иных, хороших...

Так что же это за сообщество, именуемое коллективом? Чем он отличается от толпы ждущих на остановке автобуса, от очереди за ходовым товаром подешевле, от банды боевиков, от милой компании приятелей? Почему большие надежды возлагают на него педагоги? Разве всякий школьный класс или армейский взвод, всякая студенческая группа или заводская бригада - коллектив? И в то же время он - панацея от всех и всяких педагогических зол?

В последнее время внимание к проблемам коллектива значительно ослабло: заговорили, что он, мол, пережиток «советской идеологии», что он нивелирует личность, подавляет индивидуальность, подчиняет её исключительно общественным интересам... Коли так, откуда же, вы полагаете, упомянутые выше надежды? - От накопленного прежде опыта КТД (коллективных творческих дел), из книг А.С. Макаренко, от наивной веры учителей в то, что «нет предела силы человечьей, если эта сила - коллектив», в силу детского сообщества? От его действительной силы? В чем она?

Можно ли ожидать результативного воспитания ребенка вне дружного собрания сверстников, вне доброй атмосферы его сотрудничества, вне общей радости за успехи всех и каждого? Да, нет - почему?

Может коллектив быть над личностью, а личность - успешно развиваться вне своего коллектива? А для каждого из нас - иерархия коллективов, в которые мы можем входить на работе, на досуге, на учёбе?

Как бы вы поступили, если бы студенческая группа, которой вы руководите, всем коллективом приняла заведомо неверное, с вашей точки зрения, решение? А если бы это был не студенческая группа, а ваш трудовой коллектив?

7. А.С. Макаренко считал, что человека надо не лепить, а ковать. Это значит - хорошенько разогреть, а потом бить молотком. Не в прямом смысле, конечно, а создать такую цепь трудностей, в результате преодоления которых характер закалится и воспитается непременно хороший человек. Согласны ли Вы с этим утверждением?

8. Ситуационная задача. Один из авторов, поднимая на страницах "Учительской газеты" вопрос о воспитании эстетических вкусов у молодежи, сетует на то, что добрая половина молодежи, имеющей музыкальное образование, не любит музыку. Музыкальное образование, по его мнению, не всегда прививает любовь к музыке. Музыкальной грамотой можно овладеть, но в то же время можно остаться эмоционально глухим. Причину такого положения он видит в том, что в практике произошло смешение двух понятий: образование и воспитание . (Шестов В. Затронуть душевные струны // Учит, газ.- 1979.- 28 авг.)

Литература:

1. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – С. 231 – 267.

2. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – С. 50 – 54.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

2. Актуальные проблемы психологии высшей школы.

3. Болонский процесс и высшая школа России.

4. Болонский процесс как способ интеграции и демократизации высшего образования стран Европы.

5. Взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности в научном познании. Проблемы нравственной оценки результатов научного творчества.

6. Воспитание как процесс формирования системы отношений личности студентов.

7. Девиантное поведение студентов. Проблемы профилактики.

8. Дифференцированный и индивидуально-творческий подход в воспитании и обучении студентов.

9. Единство профессионального и нравственного воспитания в вузе.

10. Игровые методы обучения в вузе.

11. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя вуза.

12. Интеграционные процессы в отечественной высшей школе: содержание, структура и функции.

13. Информационные технологии в высшей школе: классификация, характеристика, анализ.

14. История возникновения компетентностного подхода в образовании.

15. История развития американской системы высшего образования.

16. История развития высшего образования в России.

17. История развития европейской (континентальной) системы высшего образования.

18. Концепции высшего образования: характеристика. Сравнительный анализ, выводы.

19. Культура речи преподавателя.

20. Методы и формы активизации познавательной деятельности студентов.

21. Методы организации и самоорганизации студенческого коллектива.

22. Методы психолого-педагогического исследования: их классификации и характеристики.

23. Методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания.

24. Механизмы развития личности в вузовском обучении.

25. Молодежные субкультуры в студенческой среде.

26. Мотивация студентов в учебной деятельности.

27. Мотивация учения студентов: проблемы формирования и изучения.

28. Мотивация, ее роль в учении и поведении студента.

29. Научно-исследовательская работа и ее роль в становлении специалиста. Научно- исследовательская работа студентов в России и в зарубежных странах (США, Англия, Германия, Франция).

30. О соотношении новой информационной и традиционной культуры в вузовском образовании.

31. О соотношении фундаментального и прикладного образования в вузе.

32. Обобщение передового педагогического опыта преподавателей вуза.

33. Общая характеристика основных методов и стилей воспитания.

34. Оптимизация учебного процесса в высшей школе.

35. Организация и руководство самостоятельной работы студентов: анализ основных подходов.

36. Организация НИРС в вузе, различные её формы.

37. Организация самостоятельной учебной работы студентов.

38. Основные задачи, принципы и этапы формирования зоны европейского пространства высшего образования.

39. Основные педагогические категории: педагогика как наука и как искусство.

40. Основные проблемы развития высшей школы России.

41. Основы коммуникативной культуры преподавателя.

42. Особенности коммуникативных способностей студентов.

43. Особенности познавательной деятельности студентов и ее формирование в процессе обучения в вузе.

44. Педагогика высшей школы как наука и как искусство.

45. Педагогическая культура.

46. Педагогические технологии, их основные классификации.

47. Педагогический конфликт: причины возникновения и способы разрешения.

48. Педагогический такт.

49. Педагогический эксперимент в учебном процессе.

50. Педагогическое общение.

51. Педагогическое руководство развитием творческих способностей студентов.

52. Педагогическое творчество.

53. Перспективы построения систем высшего образования стран Европейского союза.

54. Планирование и организация научно-исследовательской работы в вузе. Характеристика исследовательской программы.

55. Планирование и организация педагогического эксперимента в вузе: характеристика основных этапов.

56. Повышение квалификации и переподготовки кадров в системе высшего образования.

57. Преподаватель и студенты как субъекты целостного педагогического процесса в вузе.

58. Принципы и закономерности целостного педагогического процесса в высшей школе.

59. Причины отсева студентов.

60. Проблема классификаций средств обучения.

61. Проблема компетентностного ориентированного образования.

62. Проблемы активизации НИР студентов в вузе.

63. Проблемы разработки моделей выпускников вузов и профессиограмм специалистов.

64. Проблемы учета и контроля учебной деятельности студентов.

65. Проект как вид научно-исследовательской работы студента.

66. Проектирование педагогических систем, процессов и явлений.

67. Профессионализм вузовского преподавателя: факторы формирования и критерии измерения.

68. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя высшего учебного заведения.

69. Психодиагностика в высшей школе.

70. Психологические основы научного творчества студентов в вузе.

71. Психологические основы педагогического общения.

72. Психологические особенности студенческого возраста.

73. Психологические особенности юношеского возраста.

74. Психологические техники взаимодействия преподавателя с аудиторией и конкретным слушателем.

75. Психологические установки преподавателя и конкретные техники при построении взаимодействия с аудиторией.

76. Психологический анализ деятельности преподавателя.

77. Психологический климат в студенческой группе как фактор учебной деятельности.

78. Психология студенческого возраста.

79. Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона.

80. Пути формирования и воспитания педагогических способностей.

81. Пути формирования педагогического мастерства и профессионального становления начинающего преподавателя.

82. Развитие интеллектуальной сферы студентов.

83. Развитие личности

Курс предназначен для широкой российской аудитории вузовской молодежи (аспирантов, магистрантов всех направлений подготовки), рассматривающей преподавательскую деятельность в вузе как возможный, а для какой-то категории и предпочитаемый вариант индивидуальной траектории своего профессионального становления. Курс предполагает погружение слушателей в современную психолого-педагогическую проблематику высшей школы и предоставляет возможность для перезачета при реализации учебного плана в рамках своих основных образовательных программ.

О курсе

В этом курсе слушатели получат возможность:

Познакомиться с психолого-дидактическими компетенциями современного вузовского преподавателя в условиях модернизации профессионального образования;

Развить профессионально-педагогическое мышление в процессе построения собственной образовательной и профессиональной стратегий;

Освоить основные понятия, принципы и методы психолого-педагогической диагностики и мониторинга, позволяющих проектировать и реализовывать развивающий эффект диагностических процедур;

Овладеть навыками рефлексивного использования в организации образовательного взаимодействия специфических видов коммуникаций, адекватных постановке и решению образовательных задач в области психологии в условиях современного университета;

Расширить представления о современных подходах к проблеме психологической безопасности в учреждениях высшего профессионального образования;

Формировать способность адаптировать и обобщать результаты современных психолого-педагогических исследований для собственных целей преподавания.

Система тестовых, рефлексивных, проектных заданий для самостоятельной работы позволяет слушателям самим выбирать тот уровень когнитивной сложности, на котором они готовы и могут выполнять предложенные задания.

Используемые в курсе технологические приемы проблемного ввода, рефлексивного анализа, «решения задач на смысл» выступают в качестве механизмов превращения безличной для слушателей информации в знание, имеющее личностный смысл и ценность.

Формат

Видеолекции, интервью, кейсы, инсценировки, тесты, диагностические тестирования, эссе на взаимное оценивание.

Информационные ресурсы

Требования

Предшествующий образовательный опыт, приобретенный в период обучения в магистратуре или в специалитете при освоении учебных дисциплин(модулей).

Необходимо уметь читать специальную рекомендуемую литературу, пользоваться современными информационными средствами для уточнения незнакомых понятий, иметь опыт выполнения рефлексивно-аналитической работы, в том числе и в области самооценивания уровня сформированности у себя соответствующих профессионально-личностных компетенций.

Программа курса

Раздел 1. Образовательная транспектива современного российского образования

Преподаватель Костюкова Т.А.

Тема 1. Модели реформирования отечественного образования в ХХ

Тема 2. Болонский процесс и реформирование отечественного образования в нач. ХХI вв.

(Видеолекции и интервью с проректорами российских вузов – членами рабочей группы Минобрнауки РФ по вопросу Болонского соглашения, тестирование)

Раздел 2. Психология мотивации,вовлеченности и достоверности в образовательный процесс

Преподаватель Лукьянов О.В.

Тема 1 Аутентификация и идентичность

Тема 2. Мотивация и психологическая активность

(видеолекции, творческие задания на самооценку)

Раздел 3 Убеждающая коммуникация в образовательных практиках

Преподаватель Богданова Е.Л.

Тема 1. Виды и критерии конструктивности психолого-педагогического влияния.

Тема 2 Приемы организации конструктивного педагогического общения.

Тема 3. «Убеждение» как конструктивный вид психолого-педагогического влияния

(Видеолекции и инсценировки педагогических ситуаций, задания на взаимное оценивание)

Раздел 4.Аутентичное оценивание образовательных результатов

Преподаватель Абакумова Н.Н.

Тема 1. Мониторинг инновационных образовательных результатов

Тема 2 Аутентичное оценивание образовательных результатов

Преподаватель Краснорядцева О.М.

Подтема 1. Результаты освоения учебной дисциплины: психолого-образовательный контекст.

Подтема 2. Психолого-дидактические возможности учебных заданий и рекомендации по проектированию их операционного состава

(Видеолекции, интервью и кейс, тестирование)

Раздел 5 Образовательное проектирование

Преподаватель Малкова И.Ю.

Тема 1. Проектирование как тема и направление изменения образования

Тема 2. Концепция образовательного проектирования: основные категории

(Видеолекции и кейсы, тестирование)

Раздел 6. Психологическая безопасность участников образовательного процесса

Преподаватель Щелин И.В.

Тема 1. Специфика и профилактика угроз психологической безопасности участников образовательного процесса в вузе

Подтема 1. Психологическая безопасность: угрозы психологической безопасности, формы и последствия психологического насилия во взаимодействии для студентов и педагогов.

Подтема 2. Эмоциональное выгорание педагога. Индивидуальная уязвимость участников образовательного процесса с различными акцентуациями характера.

Преподаватель Щеглова Э.А.

Тема 2. Психологические возможности и ограничения манипулятивных техник в деятельности преподавателя высшей школы

Подтема 1. Манипулирование как вид психологического воздействия.

Подтема 2. Манипуляции в условиях профессионально-педагогического общения

(Видеолекции, тесты, задания на взаимное оценивание)

Итоговое рефлексивное диагностическое тестирование.

Результаты обучения

Овладение новыми психолого-дидактическими компетенциями современного вузовского преподавателя;

Развитие многомерного педагогического мышления, адекватного постнеклассическому уровню современного научного знания;

Простраивание для себя ценностно-смысловых ориентиров профессионально-педагогической деятельности

Формируемые компетенции

Компетенции, на освоение которых направлен данный онлайн-курс согласуются с той частью компетенций образовательных стандартов по всем направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и магистратуре, которая касается педагогической составляющей присваиваемой квалификации педагог-исследователь.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...