Основы сестринского дела лекции. Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела

Натуральные числа

Числа, применяемые для счета, называются натуральными числами Цифра нуль не относится к натуральным числам.

Однозначные числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Двузначные : 24,56,и т.д. Трехзначные : 348,569 и т.д. Многозначные : 23,562,456789 ит.д.

Разбиение числа на группы по 3 цифры, начиная справа, называется классами : первые три цифры – класс единиц, следующие три цифры – класс тысяч, далее миллионы и т.д.

Отрезком называют линию, проведенную из точки А в точку В. Называют АВ или ВА А В Длину отрезка АВ называют расстоянием между точками А и В.

Единицы измерения длины:

1) 10 см = 1 дм

2) 100 см = 1 м

3) 1 см = 10 мм

4) 1 км = 1000 м

Плоскость – это поверхность, которая не имеет краев, безгранично простирающаяся во всех направлениях. Прямая не имеет начала и конца. Две прямые, имеющие одну общую точку – пересекаются . Луч – это часть прямой, которая имеет начало и не имеет конца (ОА и ОВ). Лучи, на которые точка разбивает прямую, называют дополнительными друг другу.

Координатный луч:

0 1 2 3 4 5 6 О Е А В Х О(0), Е(1), А(2), В(3) – координаты точек. Из двух натуральных чисел меньше то, которое при счете называют раньше, и больше то, которое при счете называют позже. Единица – самое маленькое натуральное число. Результат сравнения двух чисел записывают в виде неравенства: 5 < 8, 5670 > 368. Число 8 меньше, чем 28 и больше, чем 5, можно записать в виде двойного неравенства: 5 < 8 < 28

Сложение и вычитание натуральных чисел

Сложение

Числа, которые складывают, называют слагаемыми. Результат сложения называют суммой.

Свойства сложения:

1. Переместительное свойство: Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых: a + b = b + a (a и b – любые натуральные числа и 0) 2. Сочетательное свойство: Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое: a + (b + с) = (a + b) +с = a + b + с (a, b и с – любые натуральные числа и 0).

3. Сложение с нулем: От прибавления нуля число не изменяется:

а + 0 = 0 + а = a (a – любое натуральное число).

Сумму длин сторон многоугольника называют периметром этого многоугольника .

Вычитание

Действие, по которому по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием .

Число, из которого вычитают, называют уменьшаемым , число, которое вычитают, называют вычитаемым , результат вычитания называют разностью. Разность двух чисел показывает, на сколько первое число больше второго или на сколько второе число меньше первого.

Свойства вычитания:

1. Свойство вычитания суммы из числа : Для того, чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом из полученной разности вычесть второе слагаемое:

a – (b + c) = (a - b) – с = a – b – с (b + с > a или b + с = a).

2. Свойство вычитания числа из суммы : Чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить другое слагаемое

(a + b) – с = a + (b - с) , если с < b или с = b

(a + b) – с = (a - c) + b , если с < a или с = a.

3. Свойство вычитания нуля : Если из числа вычесть нуль, то оно не изменится:

a – 0 = a (a – любое натуральное число)

4. Свойство вычитания из числа этого же числа : Если из числа вычесть это число, получится нуль:

a – a = 0 (a – любое натуральное число).

Числовые и буквенные выражения

Записи действий называют числовыми выражениями. Число, получаемое в результате выполнения всех указанных действий, называют значением выражения.

Умножение и деление натуральных чисел

Умножение натуральных чисел и его свойства

Умножить число m на натуральное число n - значит найти сумму n слагаемых, каждое из которых равно m.

Выражение m · n и значение этого выражения называют произведением чисел m и n. Числа m и n называют множителями.

Свойства умножения :

1. Переместительное свойство умножения: Произведение двух чисел не изменяется при перестановке множителей:

a · b = b · а

2. Сочетательное свойство умножения: Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель:

a · (b · с) = (а · b) · c.

3. Свойство умножения на единицу: Сумма n слагаемых, каждое из которых равно 1, равна n:

1 · n = n

4. Свойство умножения на ноль: Сумма n слагаемых, каждое из которых равно нулю, равна нулю:

0 · n = 0

Знак умножения можно опускать: 8 · х = 8х,

или а · b = ab,

или a · (b + с) = a(b + с)

Деление

Действие, по которому по произведению и одному из множителей находят другой множитель, называют делением.

Число, которое делят, называют делимым ; число, на которое делят, называют делителем , результат деления называют частным .

Частное показывает, во сколько раз делимое больше, чем делитель.

На нуль делить нельзя!

Свойства деления:

1. При делении любого числа на 1 получается это же число:

а: 1 = а.

2. При делении числа на это же число, получается единица:

а: а = 1.

3. При делении нуля на число получается нуль:

0: а = 0.

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделит на другой множитель. 5х = 45 х = 45: 5 х = 9

Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. х: 15 = 3 х = 3 · 15 х = 45

Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное. 48: х = 4 х = 48: 4 х = 12

Деление с остатком

Остаток всегда меньше делителя.

Если остаток равен нулю, то говорят, что делимое делится на делитель без остатка или, иначе, нацело. Чтобы найти делимое a при делении с остатком, надо умножить неполное частное с на делитель b и к полученному произведению прибавить остаток d.

а = с · b + d

Упрощение выражений

Свойства умножения:

1. Распределительное свойство умножения относительно сложения: Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить получившиеся произведения:

(а + b)с = ас + bc.

2. Распределительное свойство умножения относительно вычитания: Чтобы умножить разность на число, можно умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе:

(а - b)с = ас - bc .

3а + 7а = (3 + 7)а = 10а

Порядок выполнения действий

Сложение и вычитание чисел называют действиями первой ступени, а умножение и деление чисел – действиями второй ступени.

Правила порядка выполнения действий:

1. Если в выражении нет скобок и оно содержит действия только одной ступени, то их выполняют по порядку слева направо.

2. Если выражение содержит действия первой и второй ступени и в нем нет скобок, то сначала выполняют действия второй ступени, потом – действия первой ступени.

3. Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках (учитывая при этом правила 1 и 2)

Каждое выражение задает программу своего вычисления. Она состоит из команд.

Степень числа. Квадрат и куб числа

Произведение, в котором все множители равны друг другу, записывают короче: а · а · а · а · а · а = а6 Читают: а в шестой степени. Число а называют основанием степени, число 6 – показателем степени, а выражение а6 - называют степенью.

Произведение n и n называют квадратом числа n и обозначают n2 (эн в квадрате):

n2 = n · n

Произведение n · n · n называют кубом числа n и обозначают n3 (эн в кубе): n3 = n · n · n

Первая степень числа равна самому числу. Если в числовое выражение входят степени чисел, то их значения вычисляют до выполнения остальных действий.

Площади и объемы

Запись какого-нибудь правила с помощью букв называют формулой. Формула пути:

s = vt, где s – путь, v – скорость, t – время.

v = s: t

t = s: v

Площадь. Формула площади прямоугольника.

Чтобы найти площадь прямоугольника, надо его длину умножить на ширину. S = ab, где S – это площадь, a – длина, b – ширина

Две фигуры называют равными, если одну из них можно наложить на вторую так, что эти фигуры совпадут. Площади равных фигур равны. Периметры равных фигур равны.

Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей. Площадь каждого треугольника равна половине площади всего прямоугольника

Квадрат – это прямоугольник с равными сторонами.

Площадь квадрата равна квадрату его стороны:

Единицы измерения площадей

Квадратный миллиметр – мм2

Квадратный сантиметр – см2

Квадратный дециметр – дм2

Квадратный метр –м2

Квадратный километр – км2

Площади полей измеряют в гектарах (га). Гектар – это площадь квадрата со стороной 100 м.

Площади небольших участков земли измеряют в арах (а).

Ар (сотка) – площадь квадрата со стороной 10 м.

1 га = 10 000 м2

1 дм2 = 100 см2

1 м2 = 100 дм2 = 10 000 см2

Если длина и ширина прямоугольника измерены в разных единицах, то их надо выразить в одних единицах для вычисления площади.

Прямоугольный параллелепипед

Поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из 6 прямоугольников, каждый из которых называют гранью.

Противоположные грани прямоугольного параллелепипеда равны.

Стороны граней называют ребрами параллелепипеда , а вершины граней – вершинами параллелепипеда .

У прямоугольного параллелепипеда 12 ребер и 8 вершин.

Прямоугольный параллелепипед имеет три измерения длину, ширину и высоту

Куб – это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения одинаковые. Поверхность куба состоит из 6 равных квадратов.

Объем прямоугольного параллелепипеда: Чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда, надо его длину умножить на ширину и на высоту.

V = abc , V – объем, a длина, b – ширина, c – высота

Объем куба:

Единицы измерения объемов:

Кубический миллиметр – мм3

Кубический сантиметр – см3

Кубический дециметр – дм3

Кубический метр – мм3

Кубический километр – км3

1 м3 = 1000 дм3 = 1000 л

1 л = 1 дм3 = 1000 см3

1 см3 = 1000 мм3 1 км3 = 1 000 000 000 м3

Окружность и круг

Замкнутая линия, находящаяся на одинаковом расстоянии от данной точки называется окружностью.

Часть плоскости, которая лежит внутри окружности называют кругом.

Данная точка – называется центром и круга, и окружности.

Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой, лежащей на окружности, называют радиусом окружности .

Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр, называют диаметром окружности .

Диаметр равен двум радиусам.

Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы сестринского дела»

1. Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела

В России предусмотрена система здравоохранения с различными формами собственности: государственная, муниципальная и частная . Она решает вопросы социальной политики и имеет три уровня организации управления.

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации, в котором существуют управления:

1) организации медицинской помощи;

2) охраны здоровья матери и ребенка;

3) научных и образовательных медицинских учреждений;

4) кадров и др.;

2. министерство здравоохранения области (края);

3. управление здравоохранения при администрации города.

Задачей социальной политики является достижение такого уровня здоровья, который позволит жить человеку продуктивно при максимально возможной продолжительности жизни.

Основные приоритетные направления социальной политики в области здравоохранения:

1) разработка законов для осуществления реформ;

2) охрана материнства и детства;

3) реформа финансирования (медицинское страхование, использование средств различных фондов для поддержки и лечения соответствующих категорий населения – пенсионеров, безработных и т. д.);

4) обязательное медицинское страхование;

5) реорганизация первичной медико-санитарной помощи;

6) лекарственное обеспечение;

7) подготовка кадров;

8) информатизация здравоохранения.

Базовой основой системы здравоохранения должно быть принятие законов Российской Федерации «О Государственной системе здравоохранения», «О правах пациента» и др.

Уже сегодня формируются рынки медицинских услуг, создаются лечебно-профилактические учреждения с различными формами собственности, стационары одного дня, хосписы, учреждения паллиативной медицины, т. е. такие учреждения, где помощь оказывается безнадежно больным и умирающим. В 1995 г. в России уже было 26 хосписов, в 2000 г. их уже более 100.

2. Основные типы лечебно-профилактических учреждений

Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторные и стационарные.

К учреждениям амбулаторного типа относятся:

1) амбулатории;

2) поликлиники;

3) медико-санитарные части;

4) диспансеры;

5) консультации;

6) станции «скорой помощи».

К учреждениям стационарного типа относятся:

1) больницы;

2) клиники;

3) госпитали;

4) родильные дома;

5) санатории;

6) хосписы.

В целях повышения качества лечебной и профилактической работы с 1947 г. в России проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалификации врачей, а тем самым и улучшению качества обслуживания населения.

3. Устройство и основные функции больниц

Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные и т. д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе. Существуют три основных типа строительства больниц:

2) централизованный; 1) павильонный;

3) смешанный.

При павильонной системе на территории больницы размещаются небольшие отдельные здания. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридорами. Чаще всего в России строились смешанного типа больницы, где основные неинфекционные отделения размещаются в одном крупном здании, а инфекционные отделения, хозяйственные постройки и тому подобное располагаются в нескольких небольших зданиях. Участок больницы делится на три зоны:

1) здания;

2) зона хозяйственного двора;

3) защитная зеленая зона.

Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих объектов:

1) стационара со специализированными отделениями и палатами;

2) вспомогательных отделений (рентгеновского кабинета, патологоанатомического отделения) и лаборатории;

3) аптеки;

4) поликлиники;

5) пищеблока;

6) прачечной;

7) административных и других помещений.

Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, например хирургическими, терапевтическими, инфекционными, психотерапевтическими и т. д.

Стационар больницы является наиболее важным структурным подразделением, куда принимают пациентов, требующих современных, сложных методов диагностики лечения, и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.

Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также ординаторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением. Оборудование и оснащение палат соответствует профилю отделения и санитарным нормам. Различают одноместные и многоместные палаты. В палате имеются:

1) кровать (обычные и функциональные);

2) прикроватные тумбочки;

3) столики или стол;

4) стулья;

5) шкаф для одежды пациента;

6) холодильник;

7) умывальник.

Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии 1 м между кроватями для удобства перекладывания пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью переговорного устройства или световой сигнализации. В специализированных отделениях стационара каждая койка обеспечена устройством для централизованной подачи кислорода и другой медицинской аппаратурой.

Освещение палат соответствует санитарным нормам (см. СаНПиН 5.). Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1: 5–1: 6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения, имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленном в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских стационаров, где светильники устанавливаются над дверными проемами).

Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м 3 воздуха на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1 %, относительная влажность 30–45 %.

Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20 °C, для детей – 22 °C.

В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспечивающие одновременный прием пищи 50 % пациентов.

Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.

Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления:

1) личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания);

2) сортировки грязного белья;

3) хранения чистого белья;

4) дезинфекции и хранения суден и мочеприемников;

5) хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.

Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина в одной из них.

Каждое отделение имеет в установленном порядке обязательный для персонала и пациентов внутренний распорядок отделения, который обеспечивает пациентам соблюдение лечебно-охранительного режима: сон и отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т. д.

4. Содержание деятельности среднего медицинского работника

К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся:

1) соблюдение лечебно-охранительного режима отделения;

2) своевременное выполнение врачебных назначений;

3) уход за пациентами;

4) помощь пациенту во время осмотра врачом;

5) наблюдение за общим состоянием пациентов;

6) оказание первой доврачебной помощи;

7) соблюдение санитарно-противоэпидемического режима;

8) своевременная передача экстренного извещения в ЦГСЭН (центр Госсанэпиднадзора) об инфекционном больном;

9) получение лекарственных средств и обеспечение их хранения и учета;

10) а также руководство младшим медицинским персоналом отделения.

Медицинские сестры обязаны систематически повышать квалификацию, посещать занятия и конференции, организуемые в отделении и лечебном учреждении.

Участковая (семейная) медицинская сестра поликлиники , работающая на приеме с врачом, помогает ему, оформляет различную документацию, обучает пациентов подготовке к различным процедурам, лабораторным и инструментальным исследованиям. Медицинская сестра поликлиники осуществляет работу на дому: выполняет врачебные назначения, обучает родственников необходимым элементам ухода, дает рекомендации по созданию комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его жизненно важных физиологических потребностей, оказывает психологическую поддержку пациенту и его семье, осуществляет мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья своих пациентов.

Круг обязанностей фельдшера достаточно широк, в особенности в отсутствие врача. На фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе) фельдшер самостоятельно выполняет стационарную, консультативную, амбулаторную помощь, помощь на дому, санитарно-профилактическую работу, выписывает лекарственные средства из аптеки и т. д. В лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) – работает под руководством врача.

Содержание деятельности акушерки роддома и женской консультации зависит от конкретных особенностей работы. Она самостоятельно или вместе с врачом принимает роды, проводит лечебно-профилактическое обслуживание беременных, матерей и новорожденных. Она активно выявляет гинекологических больных, проводит психо-профилактическую подготовку женщин к родам, наблюдение за беременной, обеспечивает беременным прохождение всех необходимых исследований. Акушерка, как и медицинская сестра поликлиники, проводит большую патронажную работу, выполняет непосредственно обязанности медицинской сестры.

Для выполнения своих обязанностей фельдшер, медицинская сестра и акушерка должны обладать определенным объемом знаний и практических навыков, нести ответственность за процесс ухода и проявлять милосердие. Они совершенствуют свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход, удовлетворить физиологические потребности пациента и защитить здоровье населения.

Они участвуют в работе по ликвидации инфекционных очагов, проводят профилактические прививки, осуществляют вместе с врачом санитарный надзор детских учреждений.

Средние медицинские работники, имеющие специальную подготовку , могут работать в рентгенологических; физиотерапевтических и других специализированных отделениях и кабинетах.

За присвоение себе функций, на которые они не имею права, средние медицинские работники несут дисциплинарную или уголовную ответственность. 5. Философия сестринского дела

Философия (от фил и греч. sophia «люблю и мудрость», «любовь к мудрости») – это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсуждаются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.

На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля-14 августа 1993 г. в Голицино, были введены новые термины и понятия в сестринское дело. Согласно международной договоренности философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях, таких как:

1) пациент;

2) сестра, сестринское дело;

3) окружающая среда;

4) здоровье.

Пациент – человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.

Сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела

и имеющий право на сестринскую работу.

Сестринское дело – часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.

Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека.

Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.

Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству, правам человека.

Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.

Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов.

Сущностью современной модели сестринского дела как научной теории является обоснование различных подходов к содержанию и оказанию сестринской помощи.

В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс» , под которым понимают системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента.

В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования в России.

Создается теоретическая научная база сестринской помощи. Через сестринский процесс медсестра должна обрести профессиональную независимость и самостоятельность, быть не просто исполнителем воли врача, а превратиться в творческого человека, умеющего понимать и видеть в каждом пациенте личность, его внутренний духовный мир. Российское здравоохранение остро нуждается в медсестрах, владеющих современной философией сестринского дела, знающих психологию человека, способных к педагогической деятельности.

Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.

Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем):

1) говорить правду;

2) делать добро;

3) не причинять вреда;

4) уважать обязательства других;

5) держать слово;

6) быть преданной;

7) уважать право пациента на самостоятельность.

Согласно теории сестринской философии цели, к которым стремится сестра, т. е. результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалами): профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота (уход).

Философия сестринского дела отражает и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра, – добродетели, определяющие, что является добром, а что злом в людях: знание, умение, сострадание, терпение, целеустремленность, милосердие.

Этические принципы определяют Этический кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в

России, и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры.

6. Сестринская деонтология

Сестринская деонтология – наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики.

Наш соотечественник А. П. Чехов писал: «Профессия медика – подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».

Медицинскому работнику доверяется самое дорогое – жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т. д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.

Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.

Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:

1) внутренняя культура . Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности;

2) внешняя культура: приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т. п. Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:

1) скромность – простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе;

2) справедливость – самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что имеются два начала справедливости: «Никому не вредить и приносить пользу обществу»;

3) честность – должна соответствовать всем делам медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений;

4) доброта – неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.

Хороший человек – это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести, и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.

Понятие «внешняя культура медицинского работника» включает в себя:

1) внешний вид. Основное требование к одежде медика – чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).

Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно;

2) культуру речи. Она является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т. д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т. д. Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.

Основными принципами сестринской этики и деонтологии , изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России, являются:

1) гуманность и милосердие, любовь и забота;

2) сострадание;

3) доброжелательность;

4) бескорыстие;

5) трудолюбие;

6) учтивость и др.

7. Сестринское дело, его цели и задачи

Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения, областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и общественного населения в меняющихся условиях окружающей среды. Сегодня сестринское дело – это наука и искусство ухода за пациентом, направленное на решение проблем пациента. Сестринское дело как наука имеет свои теории и методы, которые являются концептуальными и используются с целью удовлетворения потребностей пациента. Как наука сестринское дело опирается на знания, проверенные на практике. Раньше сестринское дело заимствовало знания у медицины, психологии, социологии, культурологии. Сейчас к ним прибавляются новые разделы (теория и философия сестринского дела, менеджмент, лидерство в сестринском деле, маркетинг сестринских услуг, сестринская педагогика, общение в сестринском деле), создается уникальная, особенная структура знаний в сестринской области.

Искусство и научный подход проявляются в общении с пациентом и персоналом, в умении эффективно строить сестринский процесс. Являясь искусством и наукой, сестринское дело в настоящее время ставит перед собой следующие задачи:

1) разъяснять населению назначение и важность сестринского дела;

2) привлекать, развивать и эффективно использовать сестринский потенциал для расширения профессиональных обязанностей и удовлетворения потребностей населения в сестринских услугах;

3) вырабатывать у медсестер определенный стиль мышления по отношению к людям, здоровью и окружающей среде;

4) обучать медсестер культуре общения с пациентами, членами их семей, коллегами, учитывая этические, эстетические и деонтологические аспекты поведения;

5) разрабатывать и внедрять новые технологии сестринской помощи;

6) обеспечивать высокий уровень медицинской информации;

7) создавать эффективные стандарты качества сестринской помощи;

8) проводить научно-исследовательскую работу в области сестринского дела.

Известно, что роль и задачи медсестры определяются историческими, социальными и культурными факторами, а также общим уровнем состояния здоровья того или иного общества.

Для выполнения поставленных задач, утверждения сестринского дела как профессии необходимо иметь:

1) научно обоснованную стратегию развития сестринской практики;

2) единую терминологию как инструмент для стандартизации профессионального языка медсестер.




Представляет...

Читать полностью

Учебник предназначен для изучения теории и практики основ сестринского дела по специальностям "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" в соответствии с Государственным образовательным стандартом для средних специальных медицинских учебных заведений.
Учебный материал представлен конспективно с использованием схем, таблиц, различных форм медицинской документации. Особое внимание уделено разделам "Инфекционный контроль", "Применение лекарственных средств" как ключевым в сестринской практике. Медицинские процедуры составлены в виде алгоритма с примечаниями и рекомендациями для медицинской сестры. Резюме приведено в конце каждого раздела и представляет собой краткий обзор изложенной информации. Глоссарий содержит разъяснения трудных терминов и понятий. Все разделы книги завершены самостоятельной работой для студентов с эталонами ответов.
Учебник рекомендован преподавателям теории и практики сестринского дела, студентам медицинских колледжей, училищ
Представляет интерес для студентов факультетов высшего сестринского образования вузов, для медицинских работников лечебно-профилактических учреждений любого профиля.
3-е издание.

Скрыть

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2

Страниц: 720

Год издания: 2017

Язык: Русский

Учебник предназначен для изучения теории и практики основ сестринского дела по специальностям "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" в соответствии с Государственным образовательным стандартом для средних специальных медицинских учебных заведений.Учебный материал представлен конспективно с использованием схем, таблиц, различных форм медицинской документации. Особое внимание уделено разделам "Инфекционный контроль", "Применение лекарственных средств" как ключевым в сестринской практике. Медицинские процедуры составлены в виде алгоритма с примечаниями и рекомендациями для медицинской сестры. Резюме приведено в конце каждого раздела и представляет собой краткий обзор изложенной информации. Глоссарий содержит разъяснения трудных терминов и понятий. Все разделы книги завершены самостоятельной работой для студентов с эталонами ответов.Учебник рекомендован преподавателям теории и практики сестринского дела, студентам медицинских колледжей, училищ.Представляет интерес для студентов факультетов высшего сестринского образования вузов, для медицинских работников лечебно-профилактических учреждений любого профиля.

Отзывы

Валентин, Гродно , 12.10.2017
Очень удобный сервис, всем советую. Все очень просто и понятно, не требуется совершать лишних действий.

Василий, Нижний Новгород , 06.10.2017
На этот ресурс попал совершенно случайно. Был поражен быстроте и функциональности. Удобная процедура поиска позволяет быстро получить доступ той информации, которая необходима для работы или досуга. Несмотря на массу подобных сервисов в сети, очень сложно найти такой, который будет импонировать пользователю. В данном случае все мои требования удовлетворены.

Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:




Часто задаваемые вопросы

1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF, а для смартфона - EPUB.

3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com

Г. МДК 07.01. Теория и практика сестринского дела.

Лекция 4 Сестринский процесс.

«Сестринский процесс - научно обоснованная мето­дология профессиональной сестринской помощи, ориентирован­ной на потребности пациента».

Суть сестринского дела (по ЕРБ ВОЗ)– уход за человеком и то, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение по­требностей и решение проблем.

Основа сестринского процесса - пациент как личность, требующая комплексного (холистического) подхода.

Сестринский процесспредусматривает чёткую схему при уходе за больным.

Непременное условие - участие пациента в этом процессе и членов его семьи в определении целей ухода, плана, способов сестринского вмешательства и в оценке ре­зультатов ухода, что позволяет осознать пациенту необ­ходимость помощи самому себе, обучиться ей и оценить качество сестринского процесса.

Сестринский процесс состоит из 5 последовательных этапов (с обязательным документированием) :

1. оценка состояния (обследование) пациента;

2. интерпретация полученных данных (определение проблем);

3. планирование предстоящей работы;

4. реализация (выполнение) составленного плана;

5. оценка результатов перечисленных этапов.

Любой из этапов может быть пересмотрен и скорректирован после проведения текущей оценки, что позволяет сестре своевременно реагировать на измене­ние потребностей пациента.

Обязательными условиями для действий медицинской сестры :

Профессиональная компетентность;

Навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации дан­ных;

Достаточное время и доверительная обстановка;

Конфиденциальность;

Согласие и участие пациента;

При необходимости участие других медицинских и/или соци­альных работников.

Первый этап: обследование пациента - текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента.Цель - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его состоянии в момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании принадлежит расспросу.Источником информации может быть не только пострадавший, но и члены его семьи, коллеги по работе, друзья, случайные прохожие и т. д. Они дают информацию и в том случае, когда пострадавшим является ребенок, душевнобольной, человек в бессознательном состоянии и т.п.

Данные обследования:

1. Субъективные- включают чувства и эмоции, выраженные вербальным и невербальным методами,источник информации сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья

2. Объективные-получены в результате наблюдений и обследований, проводимых медицинской сестрой: анамнез, социологические данные (взаимоотношения, источники, окружающая среда, в которой пациент живет и работает), данные о развитии (если это ребенок), сведения о культуре (этнические и культурные ценности), информация о духовном развитии (духовные ценности, вера и т. д.), психологические данные (индивидуальные особенности характера, самооценка и способность принимать решения).Важным источником объективной информации являются: данные физикального обследования пациента (пальпация, перкуссия, аускультация), измерение артериального давления, пульса, частоты дыхания; данные лабораторного исследования.

В ходе сбора информации медицинская сестра устанавливает с пациентом «лечебные» отношения;

Определяет ожидания пациента и его родственников - от лечебного учреждения (от врачей медицинских сестер);

Осторожно знакомит пациента со стадиями лечения;

Начинает вырабатывать у пациента адекватную самооценку своего состояния;

Получает информацию, которая требует дополнительной проверки (информация об инфекционном контакте, перенесенных заболеваниях, проведенных операциях и т. п.);

Устанавливает и выясняет отношение пациента и его семьи к болезни, отношения «пациент - семья».

Конечный результат первого этапа - документирование полученной информации и создание базы данных о пациенте. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме. Сестринская история болезни - юридический протокол-документ самостоятельной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рамках ее компетенции. Цепь сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана года и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог - гарантия качества оказания помощи и безопасности.

Второй этап сестринского процесса - установление проблемпациента и формулировка сестринского диагноза (рис. 2).

Проблемы пациента:

1. существующие - это проблемы, которые беспокоят пациент в настоящий момент. Например: под наблюдением находится пациент 50-ти лет, получивший травму позвоночника. Пострадавший находится на строгом постельном режиме. Проблемы пациент, беспокоящие его в настоящее время - боль, стрессовое состояние, ограничение подвижности, дефицитсамоухода и общения.



2. потенциальные . Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. У нашего пациента потенциальными проблемами являются появление пролежней, пневмония, снижение тонуса мышц, нерегулярное опорожнение кишечника (запоры, трещины, геморрой).

Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может приступить к их решению одновременно. Поэтому для успешного разрешения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов.

Приоритеты:

Первичные - Проблема пациента, которые если не лечатся, то могут оказать пагубное влияние на больного, обладают первичным приоритетом.

Промежуточные - неэкстремальные и неопасные для жизни потребности больного

Вторичные.- потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу.

Возвратимся к нашему примеру и рассмотрим его с учётом приоритетов. Из существующих проблем первое, на что должна обратить внимание медицинская сестра, это болевой синдром, стресс - первичные проблемы, расположенные в порядке значимости. Вынужденное положение ограничение движений, дефицит самоухода и общения- промежуточные проблемы.

Из потенциальных проблем первичными являются вероятность появления пролежней и нерегулярное опорожнение кишечника. Промежуточными - пневмония, снижение тонуса мышц, При каждой выявленной проблеме медицинская сестра намечает себе план действий, не оставляя без внимания и потенциальный проблемы, так как они могут превратиться в явные.

Следующей задачей второго этапа является формулировка сестринского диагноза.

«Сестринский диагноз (учебник по сестринскому делу авторов Карлсон, Крофт и Маклере(1982г)) - состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное) установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры».

В отличие от врачебного диагноза, сестринский диагноз нацелен на выявление ответных реакций организма на заболевание (боль, гипертермия, слабость, беспокойство и т. п.). Врачебный диагноз не меняется, если не была допущена врачебная ошибка, а сестринский диагноз может меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Кроме этого, сестринский диагноз может быть одинаковым при различных врачебных диагнозах. Например, сестринский диагноз «страх смерти» может быть у пациента с острым инфарктом миокарда, у пациентки с новообразованием молочной железы, у подростка, у которого умеола мама, и т. п.

Задача сестринской диагностики - установить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармоничного состояния, установить то, что наиболее тяготит пациента в настоящий момент, является для него главным, и попытаться в пределах своей компетенции скорректировать эти отклонения.

Медицинская сестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь. Эта реакция может быть: физиологической, психологической, социальной, духовной. Например, при бронхиальной астме вероятны следующие сестринские диагнозы: неэффективное очищение дыхательных путей, высокий риск удушья, пониженный газообмен, отчаяние и безнадежность, связанные с длительным хроническим заболеванием, недостаточная самогигиена, чувство страха.

Сестринских диагнозов при.одном заболевании может быть сразу несколько. Врач купирует приступ бронхиальной астмы, устанавливает ее причины, назначает лечение, а научить пациента жить с хроническим заболеванием - задача медицинской сестры.

Сестринский диагноз может относиться не только к пациенту, но и к его семье, коллективу, в котором он работает или учится, и даже к государству. Поскольку реализация потребности к передвижению у человека, лишившегося ног, или самообслуживания у пациента, оставшегося без рук, в ряде случаев но может быть реализована семьей. Для обеспечения пострадавших инвалидными колясками, специальными автобусами, подъемниками в железнодорожные вагоны и т. п. необходимы специальные государственные программы, т. е. помощь государства. Поэтому в сестринском диагнозе «социальная изоляция пациента» могут быть повинны и члены семьи и государство.

Третий этап сестринского процесса - планирование сестринской помощи (рис 3).План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связи с другими специалистами и службами. Письменный план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентного ухода. Это не только юридический документ качества сестринской помощи, но и документ, позволяющий определить экономические затраты, поскольку в немуказываются материалы и оборудование, необходимые для выполнения сестринского ухода. Это позволяет определять потребность в тех ресурсах, которые используются наиболее часто и эффективно в конкретном лечебном отделении и учреждении. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи о процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов.

Постановка целей сестринского ухода:

1. дает направление при проведении индивидуального сестринского ухода, сестринских действий и используется для определения степени эффективности этих действий.

2. Должна соответствовать определенным требованиям: цели и задачи должны быть реальными и достижимыми, должны иметь конкретные сроки для достижения каждой поставленной задачи (принцип «измеряемости»).

В постановке целей ухода, так же как и в их реализации, участвует пациент (там где может), его семья, а также другие специалисты.

Цели сестринского ухода :

Краткосрочные (для срочного сестринского ухода) - должны быть выполнены за короткий период времени, обычно за 1-2 недели. Они ставятся, как правило, в острой фазе заболевания.

Долгосрочные-достигаются в более длительный период времени (более двух недель), обычно направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выписки пациента.

Если долгосрочные цели или задачи не определены, то пациент не имеет и по сути лишен планомерного сестринского ухода при выписке.

Во время формулирования целей необходимо учитывать: действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего или кого). Например: медицинская сестра должна обучить пациента в течение двух дней делать самому себе инъекции инсулина. Действие - делать инъекции; временный критерий - в течение двух дней; условие - с помощью медсестры. Для успешного выполнения целей, необходимо мотивировать пациента и создать благоприятную среду для их достижения.

В частности, примерный индивидуальный план ухода за этим пострадавшим может иметь следующий вид:

Решение существующих проблем: ввести обезболивающее средство, снять стрессовое состояние у пациента с помощью беседы, дать седативное средство, научить пациента максимально себя обслуживать, то есть помочь ему адаптироваться к вынужденному состоянию, чаще беседовать, разговаривать с пациентом;

Решение потенциальных проблем: усилить мероприятия по уходу за кожей с целыо профилактики пролежней, установить диету с преобладанием продуктов, богатых клетчаткой, блюда с пониженным содержанием соли и специй, проводить регулярное опорожнение кишечника, заниматься с пациентом физкультурой, проводить массаж мышц конечностей, заниматься с пациентом дыхательной гимнастикой, обучить членов семьи уходу за пострадавшим;

Определение возможных последствий: пациент должен быть вовлечен в процесс планирования.

Составление плана ухода предусматривает наличие стандартов сестринской практики, то естьвыполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом..

После определения целей и задач по уходу медицинская сестра составляет собственно план ухода за пациентом - письменное руководство по уходу. План ухода за пациентом представляет собой подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения сестринского ухода, который записывается в сестринскую историю болезни.

Подводя итог содержанию третьего этапа сестринского процесса - планированию, медицинская сестра должна четко представлять ответы на следующие вопросы:

Какова цель ухода?

С кем я работаю, что представляет собой пациент как личность (его характер, культура, интересы)?

Каково окружение пациента (семья, родственники), их отношение к больному, их возможности для оказания помощи, их отношение к медицине (в частности к деятельности медицинских сестер) и к лечебному учреждению, в котором проходит лечение пострадавший?

Каковы задачи медицинской сестры в достижении целей и задач по уходу за пациентом"?

Каковы направления, способы и методы реализации целей и задач?

Каковы возможные последствия? .

Четвертый этап сестринского процесса - осуществление плана сестринских вмешательств

Цель -обеспечение соответствующего ухода за пострадавшим; то есть оказание помощи пациенту в выполнении жизненных потребностей; обучение и консультирование, при необходимости, пациента и членов его семьи.

Ø Независимая - предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от других специалистов. Например: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно его здоровья, организация досуга пациента, обучение членов семьи приемам ухода за больным и т. д.

Ø Зависимая - выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Медицинская сестра несет ответственность за выполняемую работу. Здесь она выступает в роли сестры-исполнителя. Например: подготовка пациента к диагностическому обследованию, выполнение инъекций, физиотерапевтических процедур и т. д.

По современным требованиям медицинская сестра не должна автоматически выпопнять указания врача (зависимое вмешательство). В УСЛОВИЯХ гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного сестра должна уметь определить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превышает пи она максимальную разовую или суточную дозы, учтены ли противопоказания, совместимо ли данное лекарственное средство с другими, правильно ли выбран путь введения.

Дело в том, что врач может устать, у него может снизиться внимание, наконец, из-за ряда объективных или субъективных причин он может допустить ошибку. Поэтому в ин тросах безопасил,ти медицинской помощи для пациента медицинская сестра должна знать и уметь уточнил) необходимость тех или иных назначений, правильность дозировок лекарственных средств и т. д.. Необходимо помнить, что медицинская сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессиионально некомпетентна и так же ответственна за последствия ошибки, как и тот, кто сделал это назначение

Ø Взаимозависимая - предусматривает совместную деятельности медицинском сестры с врачом и другими специалистами (физиотерапевтом, диетологом, инструкторов "К, сотрудниками социальной помощи). Ответственность медицинской сестры одинаково велика для всех типов вмешательства.

Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько методов ухода: помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями, уход для достижения терапевтических целей, уход для достижения хирургических целей, уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания (создание благоприятной окружающей среды, стимулирование и мотивация пациента) и т. п. Каждый из методов включает теоретические и клинические навыки. Потребность- пациента в помощи может быть временной, постоянной и реабилитирующей Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода. Например, при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т. л, Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни - при ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника и костей газа и т. д. Реабилитирующая помощь - процесс длительный, его примеров может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика беседа с пациентом. Среди методов осуществления мероприятий по уходу за пациентами большую роль играют беседа с пациентом и совет, который может дать медицинская сестра в необходимой ситуации. Совет - это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь, которая помогает пострадавшему подготовиться к настоящим или предстоящим изменениям, возникающим из-за стресса, который всегда присутствует при любом заболевании и облегчает межличностные отношения между больным, семьей, медицинским персоналом. В число пациентов, нуждающихся в совете, включаются и те лица, которым нужно приспособиться к здоровому образу жизни - (.бросить курить, похудеть, увеличить степень подвижности и т. д.

Проводя четвертый этап сестринского процесса медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:

Наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни,

Наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу связанных с остановкой сестринского диагноза и регистрация полученных результатов в сестринскои истории болезни.

На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние пациента и

*поставленные цели не реализуются. Выполнение намеченного плана действий дисциплинирует и

медицинскую сестру, и пациента. Нередко медицинская сестра работает в условиях дефицита

времени, что связано с неукомплектованностью сестринского персонала, большим количеством

пациентов в отделении и.т. п. В этих условиях медицинская сестра должна определить: что должно

быть выполнено немедленно; что должно выполняться по намеченному плану; что может быть

сделано, если останется время; что можно и: - :ло передать по смене.

Пятыйзаключительный этап процесса - оценка эффективности сестринского процесса. Его целью является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов. Оценка эффективности и качества ухода должна проводиться старшей и главной медицинскими сестрами постоянно и самой сестрой в порядке самоконтроля в конце и в начале каждой смены. Если работает бригада медицинских сестер, то оценка проводится сестёр которая выполняет функции сестры-координатора. С систематический процесс оценки требует от медицинской сестры, знаний, умения мыслить аналитически при сравнений достигнутых результатов с ожидаемыми. Если поставленные задачи выполнены и проблема решена, медицинская сестра должна удостоверить это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, поставив дату и подпись.

Важное значение на данном этапе имеет мнение пациента о проведенных сестринских мероприятиях. Оценка всего сестринского процесса производится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое лечебное учреждение, если он скончался или в случае длительного наблюдения.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается ипи изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит к неудаче то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Таким образом, оценка результатов сестринского вмешательства дает возможность медицинской сестре установить сильные и слабые стороны в своей профессиональной деятельности.

Может показаться, что сестринский процесс и сестринский диагноз - это формализм, «лишние бумаги». Но дело в том, что за всем этим стоит пациент, которому в правовом государстве должна быть гарантирована эффективная, качественная и безопасная медицинская помощь, включая и сестринскую. Условия страховой медицины подразумевают, прежде всего, высокое качество медицинской помощи, когда должна быть определена мера ответственности каждого участника этой помощи: врача, медицинской сестры и пациента. В этих условиях поощрение и успех, взыскание за ошибки оцениваются морально, административно - юридически и экономически. Поэтому каждое действие медицинской сестры, каждый этап сестринского процесса фиксируются в сестринской истории болезни - документ, отражающем квалификацию медицинской сестры, уровень ее мышления, а значит, уровень и качесто оказываемой ею помощи.

Несомненно, и об этом свидетельствует мировой опыт, внедрение сестринского процесса в работу медицинских учреждений обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу в нашей стране оформиться в качестве самостоятельной профессии.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...