Причины не делать домашние задания. Памятка ученику: как в срок выполнить домашнее задание

О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологическом плане.

Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик – со своими плюсами и минусами.

Однако школа – это еще и совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь, все подчиняется школе, школьным делам и заботам.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная адаптация и дезадаптация у

Детей младшего школьного возраста.

Учителя начальных классов

Казаковой О.В.

Введение.

Что такое адаптация к школе

Глава1.

1.1. Физиологическая адаптация

1.2. Социально – психологическая адаптация.

Глава 2.

2.1. Здоровье и адаптация к школе

2.2. Школьная дезадаптация ребенка

2.3.Предпосылки успешной адаптации к школе

Заключение

Приложение

Список литературы

Введение.

О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологическом плане.

Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик – со своими плюсами и минусами.

Однако школа – это еще и совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь, все подчиняется школе, школьным делам и заботам.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.

Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь.

Порой родителям не хватает терпения снисходительности, спокойствия и доброты; часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов., т. к. не всегда учитывают сложность и длительность процесса адаптации ребенка к школе. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоится в школе по – настоящему.

Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Этот процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам называется адаптацией .

Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально – психологическая адаптация (к учителям, их требованиям, к одноклассникам)

Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения, и чтобы могли сопоставить успехи и их «цену».

1.1.Физиологическая адаптация.

Адаптация к школе – многоплановый процесс. Одной из его составляющих является физиологическая адаптация. Знание аспектов этого вида адаптации необходимо для того, чтобы чрезмерно не интенсифицировать учебную работу, знать, почему дети так быстро устают, почему в этот период особенно трудно удержать их внимание, почему так важно создавать режим.

Различная подготовленность детей к школе, различное состояние их здоровья, значит, в каждом отдельном случае процесс адаптации будет различным.

То, как проходит этот процесс, какие изменения в организме ребенка происходят в этот период, в течение многих лет изучали специалисты Институты возрастной физиологии РАО.

Это были комплексные исследования, которые включали изучение показателей высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, состояние сердечно – сосудистой системы, системы дыхания, эндокринной системы, состояние здоровья, успеваемости,режима дня, учебной активности на уроках и других показателей.

Такое комплексное и всестороннее изучение изменений, происходящих в организме ребенка,наряду с оценкой состояния здоровья и важнейших педагогических аспектов обучения позволило получить достаточно полную картину процесса адаптпции.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

1) Физиологическая буря - в этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это длится 2 – 3 недели.

Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

2) Неустойчивое приспособление - организм ребенка на -ходит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3)Относительно устойчивое приспособление – орга -низм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 недель, в зависимости от индивидуальных особенностей ученика, то есть до 10 – 15 октября.

Наиболее сложными являются 1 - 4 недели, то есть 1 и 2 фазы.

Чем же характерны первые недели обучения? Прежде всего – достаточно низким уровнем и

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников.

Так, по наблюдениям медиков, многие дети худеют к концу 1 четверти, у некоторых снижается артериальное давление (признак утомления), а некоторых – значительно повышается (признак переутомления). Именно поэтому многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость, сонливость и другие недомогания.

Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать так же капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

Об этом не лишним будет помнить учителю и необходимо знать родителям, прежде

чем они будут упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих обязанностей, а так

же вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются.

Факторы риска в развитии ребенка могут оказаться чрезвычайно разнообразны: заболевание матери в течение беременности, особенности протекания родов, и болезни, перенесенные ребенком в течение дошкольного возраста, и, конечно, хронические заболевания.

Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе быстро утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка кажется им слишком тяжелой. Рекомендации по организации работы с такими детьми см. в п. 2.5.

По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка на уроках в течение первых недель, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием экстремальных нагрузок на взрослый, хорошо тренированный организм.

Напряжение сердечно-сосудистой системы первоклассника сравнимо с напряжение сердечно-сосудистой системы космонавта в состоянии невесомости.

Несоответствие требованиям взрослых и возможностей ребенка ведут к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы, резкому снижению учебной активности, работоспособности, развитию утомления.

1.2.Социально - психологическая адаптация.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития – кризис 7 (6) лет.

Изменяется социальный статус бывшего малыша – появляется новая социальная роль «ученик». Это можно считать рождением социального «Я» ребенка.

Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, при успешной адаптации к школьному обучению. О « внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована.

Особенно актуальна эта проблема для 6 – леток. У них чаще, чем у 7 – леток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе.

При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их выполнять.

Можно поиграть дома с будущими первоклассниками в школу, существующую только по правилам, которые нравятся только ему самому, или совсем без правил.

В любом случае необходимо проявлять уважение и понимание чувств ребенка, так как его эмоциональная жизнь отличается ранимостью, незащищенностью.

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом.

В период же кризиса 7 лет обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач в учебе, в общении может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности.

Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие

самооценки ребенка, уровня его притязаний.

Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении – первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается большой акцент на качественный анализ их деятельности.

Родители так же должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

Другим следствием обобщения переживаний является возникновение внутренней жизни ребенка. Постепенно это влечет за собой развитие способности оценивать будущий поступок заранее с точки зрения его результатов и последствий. Благодаря этому механизму преодолевается детская непосредственность.

Неприятным для родителей кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтам.

Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст.

Таким образом, терпением надо запастись и педагогам, и родителям. Чем меньше негативных эмоций они будут проявлять, реагируя на кризисные проявления ребенка в возрасте 6-7 лет, тем больше вероятность, что все проблемы останутся в данном возрастном периоде.

Говоря о социально – психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.

Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома.

Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

Через какое – то время родители таких детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнуться с их нежеланием ходить в школу, а так же с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т.д.

Родителям необходимо научиться адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего необходимо показать ребенку, что его понимают, любят, нужно уметь посочувствовать, никого при этом не обвиняя.

Когда ребенок успокоится, надо вместе с ним проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудить, как вести себя в будущем в подобном случае.

Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников.

Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

2.1.Здоровье и адаптация к школе.

Процесс адаптации к школе во многом зависит от здоровья детей. По Л. А. Венгеру

существует три уровня адаптации к школьному обучению:

1) Высокий уровень адаптации - первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовиться ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Состояние напряжения функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой учебной четверти.

2) Средний уровень адаптации - первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем - то интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклас-сниками. Нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия.

3) Низкий уровень адаптации - первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль,систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей имеет, знает по фамилиям лишь часть одноклассников.

При этом значительные нарушения состояния здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Нарушение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия.

Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головную боль, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к этому организм вчерашнего дошкольника.

Выраженность и длительность процесса адаптации зависит от состояния здоровья ребенка. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой дети здоровые, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием.

Критерием благополучной адаптации детей к школе может служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных отрицательных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.

Среди тех, кто тяжело адаптируется дети, у которых тяжело протекал период новорожденности, перенесшие черепно – мозговые травмы, часто и тяжело болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно – психической сферы.

Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания, ухудшая состояние ЦНС, служат причиной более тяжелого протекания адаптации и обуславливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, более низкую успеваемость, приводя к дальнейшему ухудшению здоровья.

Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.

В настоящее время таких детей невелико – 20-25 %.

У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья и не только функциональные, но и хронические заболевания. Вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей к школьному режиму и учебной нагрузке значительно возрастает.

В течение первого полугодия довольно часто отмечаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья первоклассников, свидетельствующие о неуклонно возрастающем утомлении и переутомлении. Особенно выражены эти изменения у детей ослабленных и часто болеющих.

Неправильный режим учебных занятий, чрезмерный объем учебной нагрузки в первую очередь сказываются на состоянии нервной системы ребенка.

В еще более тяжелом положении оказываются дети, которые поступают в первый класс, уже имея те или иные отклонения в развитии нервной системы. Таких детей немало, и ухудшение их здоровья происходит за счет утяжеления уже имеющихся нарушений и присоединения новых расстройств.

Практика показывает, что в процессе адаптации и особенно на протяжении первого полугодия ухудшение нервно – психического состояния детей выражено наиболее резко.

А, значит, нельзя скрывать любое нарушения поведения ребенка – раздражительность, чрезмерную возбудимость. Нельзя не обращать внимание на вялость, апатию, плак-сивость.

Все эти внешние проявления неадекватного поведения ребенка чаще всего связаны с нарушением функционального состояния ЦНС, которая требует коррекции, а иногда – заболеваниям, требующим лечения.

Но всегда такие дети нуждаются в особом внимании, особом подходе и большом терпении со стороны взрослых.

2.2.Школьная дезадаптация ребенка.

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. Особенно остро эта проблема стоит перед детьми с ЗПР.

В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении.

Любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения, называют термином «школьная дезадаптация».

Школьная дезадаптация ребенка – многофакторное явле-ние. Это и недостатки подготовки ребенка к школе, социально – педагогическая запущенность; длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность; нарушение формирования школьных навыков (дисграфия, дислексия); двигательные нарушения; эмоциональные расстройства.

Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками,у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность.

А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактулизация часто осущест-вляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне интереса утраты к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность.

Отставание в обучении ребенка может быть обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях между детьми и учителями, личность самого ребенка.

Такой фактор школьной неуспешности, как личностные осо-бенности ребенка, также многоплановый. Это и позиция ученика, и мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к произвольной регуляции и самоорганизации, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка.

Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности – это не одно и то же. При отставании в развитии можно говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. А школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т.д.

Выделяют 4 основные причины, ведущие к

Школьной дезадаптации:

1) Физическое и умственное переутомление . В идеале первоклашка должен уметь концентрировать свое внимание на уроке в течение 20 – 25 минут, а на проверку это время достигает максимум 10-15 минут. После этого он автоматически переключает внимание на что угодно, кроме того, что говорит учитель. К тому же снижение интереса как ведущего мотива к познавательной деятельности – если интерес снижается или падает до нуля - ребенок отвлекается и ему трудно сосредоточиться вновь.

Так же уроки сложно высидеть детям эмоциональным и подвижным, для этого им приходиться затрачивать много энергии.

2) Плохой контакт ребенка с педагогом. Любой ребенок в этом возрасте очень зависит от хорошего отношения взрослого человека к нему. Ребенку нужно видеть и чувствовать любовь и заботу взрослого человека, обращенные к нему. Тогда он считает себя в безопасности, с радостью идет на контакт и с удовольствием, интересом учиться.

По значимости учительница выходит у ребенка на первое место. Ее мнение, отношение к нему становятся порою даже важней, чем мнения родителей.

Если у ребенка нет взаимопонимания с педагогом, это очень тяжкая проблема как для самого ребенка, его родителей, так и для самого педагога.

3) Трудности в общении со сверстниками. Особое внимание следует обратить на соседа по парте. Не каждый, придя из школы, будет говорить родителям о том, что ему не нравится соседка по парте. А ребенку очень сложно от того, что он вынужден целый день сидеть за одной партой с ребенком, который ему не понравился!

4) Страх перед школой. Чаще всего этот страх вселяют в ребенка сами взрослые! Как правило, 6-7 летний ребенок хочет учиться, он готов к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Влияют разговоры о школе самих взрослых или старших братьев и сестер. Такие фразы, как

  • Вот погоди, пойдешь в школу, там из тебя сделают человека!
  • Я все расскажу о твоем плохом поведении учительнице!
  • В школе под тебя никто подстраиваться не будет, там ты еще наплачешься!
  • Вот погоди, только пойдешь в школу, там тебя быстро всему научат!

Такие «увещевания», кроме негатива, ничего в себе не несут. В результате возникает вполне оправданный страх перед школой, который затрудняет включение ребенка в школьную жизнь и мешает учебе.

Какие же признаки могут помочь взрослому вовремя увидеть признаки школьной дезадаптпции? Вот основные из них:

  1. Ребенок резко меняет свое поведение – был холериком, стал флегматиком.
  2. Изменилось отношение к школе – сначала хотел учиться, а теперь ищет различные отговорки, чтобы не пойти на занятия.
  3. Не любит разговоры о школьной жизни – переводит их на другую тему.
  4. Приходит из школы очень уставшим или очень возбуж-денным.
  5. Нарушаются сон, аппетит.
  6. Стал чаще жаловаться на здоровье – болит живот, голова, часто простывает. Нередко таким способом дети пытаются остаться дома и не ходить в школу.
  7. К выходным дням настроение повышается, вечером в воскресенье или с утра в понедельник портится, может подняться температура.
  8. Становится капризным, плаксивым, раздражительным.
  9. Жалуется на плохое отношение к нему в школе – со стороны ребят или учителя – чаще всего необоснованно.

При появлении в поведении ребенка данных признаков родители должны немедленно сообщить об этом учителю, а он в свою очередь психологу, чтобы скорректировать дезадаптацию.

2.3.Предпосылки успешной адаптации к школе.

Адаптация ребенка к школе зависит от очень многих обстоя-тельств. Понимание этих обстоятельств, понимание этих обстоятельств, понимание того, в чем именно состоит их влияние, как под действием этих обстоятельств развивается неповторимая индивидуальность, даст учителю правильно подойти к ребенку, помочь ему в случае необходимости преодолеть трудности в привыкании к школе.

Рассмотрим основные предпосылки успешной адаптации к школе.

1) Работа с родителями будущих первоклас-сников.

Как уже говорилось выше, родители имеют большое влияние на формирование у ребенка отношения к школе. Поэтому целесообразно еще в детском саду проводить работу с коллективом родителей, читая на собраниях лекции о важности психологической подготовки ребенка к школе.

В подготовительной группе детского сада психолог и логопед за 5-6 месяцев до школы должны выявить уровень школьной зрелости ребенка. При обнаружении каких – либо несо-ответствий родители должны совместно корректировать и устранять данную проблему.

Хорошей традицией в нашей школе становится собрание родителей будущих первоклассников вместе с детьми, где они могут не только познакомиться с учителями, но и осмотреть здание школы изнутри, зайти в свой будущий класс, посмотреть выступления тех детей, которые уже учатся в школе.

2) Создание подготовительных классов при школе.

Цели:

  • Сформировать у ребенка желание учиться в школе, умение выполнять задания учителя, формировать умение контролировать свое поведение, умение культурно взаимодействовать со сверстниками;
  • Научить ребенка первичным навыкам чтения, счета;
  • Помочь ребенку в развитии психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
  • При помощи развивающих игр формировать внимательность, умение рассуждать, анализировать, развивать познавательную активность.

Дети, посещающие такие курсы, идут в школу без страха. Они уже знакомы со сверстниками, с учителем, ознакомлены с требованиями, поэтому адаптация у них проходит успешно.

3) Работа учителя с детьми в процессе адаптации.

Этот пункт третий по последовательности, но самый важный по значимости, потому что именно от учителя зависит конечный результат адаптации к школе.

  • Создание в классе благоприятной атмосферы, чтобы ребенок чувствовал себя безопасно, комфортно во время уроков и в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
  • Строго отбирать и использовать на уроках специальные упражнения, которые помогли бы ребенку быстрее войти в непривычный мир школьной жизни.
  • Использовать игровые психологические игровые методики и психотехнические упражнения, позволяющие ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
  • Привлекать к работе психолога и проводить с детьми тренинги, которые учат сдерживать свои желания, агрессивность, активность; объясняют, как можно выплеснуть избыток энергии без вреда для окружающих и как отдыхать и восстанавливать силы после учебной деятельности.
  • В первый месяц помимо выполнения специальных упражнений следует не единожды обращаться к обсуждению следующих вопросов:

Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?

  • Что значит быть школьником?
  • Зачем нужно учиться?
  • Что такое правила и принципы школьной жизни?
  • Как вести себя на уроках и на переменах?
  • Где в школе столовая? Библиотека? Мед. кабинет? и т.д.
  • Как готовиться к урокам?
  • Как работать с учебником?
  • Как организовывать свое рабочее место?

4) Работа учителя с родителями.

Для преодоления всех возможных трудностей при адаптации ребенка к школе учитель должен вооружить родителей необходимыми знаниями на эту тему. Оптимально это сделать в мае, и еще раз напомнить об этом на собрании в конце августа.

Самое главное ребенок должен быть уверен, что дома его любят, уважают и всегда готовы выслушать.

Заключение.

Адаптация ребенка к школе – длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, когда он приспосабливается к новым условиям существования, новым видам деятельности и новым нагрузкам.

Адаптация ребенка к школе - это своего рода экзамен родителям, когда они четко могут увидеть все свои недоработки, неумение понять своего ребенка и помочь ему.

Благоприятная адаптация зависит от множества факторов, которые я постаралась наиболее полно изложить в своей работе.

От того, как пройдет адаптация к школе, во многом определит дальнейшее отношение маленького человечка к школе. Станет ли она для него вторым домом, куда он с радостью будет бежать по утрам с портфелем?

Во многом это зависит не только от самого ребенка, но и от тех условий, которые создадут ему родители дома и учитель в классе.

Грамотно построенная система обучения и воспитания поможет ребенку справится со всеми трудностями и сформировать положительное отношение к новым условиям жизни.

1. Философские проблемы теории адаптации [текст] / под ред. Г.И. Царегородцева.- М.: Советская литература,1975.- 277с.

3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая интеграция. Бессознательное [текст] / Ф.Б. Березин.- Новочеркасск: Изд-во УРАО,1999.- 321с.

4. Общая психология [текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Петровского. - М.,1977.- 480с.

5. Общая психология [текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. В.В. Богословского. - М., 1981.- 383с.

6. Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов в высш. Пед. учеб. завед. / Р.С.Немов.- М.,1994.- 576с.

7. Фролова, О.П. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе [Текст]: О.П.Фролова, М.Г. Юркова.- Иркутск, 1994.- 293с.

8. Колесов, Д.В. Адаптация организма подростков к учебным нагрузкам [Текст] / Д.В. Колесов. - М.,1987. - 176с.

9. Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации [Текст] / И.Н. Никитина. - М., 1980. - 85с.

10. Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже [Текст] /Дж. Флейвелл. - М., 1973.- 623с.

11. Милославова И.А. Роль социальной адаптации [Текст] / И.А. Милославова. - Л.,1984.- 284с.

12. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации [Текст] / С.Д. Артемов. - М., 1990.- 180с.

13. Вершинина, Т.И. Производственная адаптация рабочих кадров [Текст] / Т.И. Вершинина.- Новосибирск, 1979.- 354с.

14. Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация в обществе [Текст] / Л.Л. Шпак.- Красноярск, 1991. - 232с.

15. Кон И.С. Социология личности [Текст] / И.С. Кон.- М.,1973.- 352с.

16. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи [Текст] / Т.К.Кончанин. - Тарту, 1994. - 163с.

17. Парыгин Б.Д. Основы социально- психологической теории [Текст] / Б.Д.Парыгин. - М., 1980.- 541с.

18. Андрева, А.Д. Человек и общество [Текст] / А.Д.Андреева.- М.,1999. - 231с.

19. Зотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности [Текст] / О.И.Зотова, И.К. Кряжева.- М., 1995. - 243с.

20. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики [Текст]: учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.- 184с.

21. Платонов, К.К. Система психологии и теории отражения [Текст] / К.К. Платонов.- М., 1982.- 309с.

22. Социально-педагогические теории, методика, опыт исследования [Текст] / под ред. А.И. Новикова.- Свердловск: Изд-во уральского университета,1990. - 148с.

23. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Мардахаев. - М.,1997.- 234с.

24. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь [Текст] пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь.- Гродно: ГРГУ, 2002. - 263с.

25. Чиникайло,С.И. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников [Текст] / С.И. Чиникайло. - Мн., БГМУ, 2005. - 56с.

26. Бурменская, Т.В. Возрастно-психологическая консультация [Текст] / Т.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс.- М.,1990.- 193с.

27. Особенности психического развития детей 6-7 лет [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. - М., 1988.- 321с.

28. Диагностика психологической готовности ребенка к школе [Текст] / под ред. Н.Я. Кушнир. - Мн., 19991.- 281с.

29. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] / М.Р. Битянова.- Мн., 1997. - 145с.

30. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., 1988.-265с.

31. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации [Текст] / Т.В. Дорожевец. Витебск, 1995. - 182с.

32. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе [Текст] / Э.М. Александровская.- М., 1988.- 153с.

33. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.6. [Текст] / Л.С. Выготский.- М., 1962.

34. Мухина В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000. - 352с.

35. Обухова, Л.В. Возрастная психология [Текст] / Л.В. Обухова.- М., 1996.- 72с.

36. Крайг Г. Психология развития [Текст] /Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер,2005. - 904с.

37. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.М. Божович. - М., 1968. - 267с.

38. Артюхова,И.С. В первом классе - без проблем [Текст] / И.С. Артюхова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32с.

39. Мечинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника [Текст] / Н.А. Мечинская.- М., 1989.- 143с.

40. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося [Текст] / В.А.Зобков. - Казань, 1992. - 245с.

41. Гуткина, И.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / И.И. Гуткина.- М.: Академический проект, 2000.- 184с.

42. Кулагина И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина.- М.: Изд-во УРАО, 1997.- 176с.


Конечно, в идеале вам всегда следует готовиться к занятиям и выполнять домашнее задание. Однако иногда бывают моменты, когда по разным жизненным обстоятельствам мы просто не успеваем подготовиться. Есть несколько способов придумать оправдание для учителя и объяснить, почему вы не подготовили домашнее задание, начиная от чего-то более-менее правдивого и заканчивая полным обманом.

Шаги

Хорошо продумайте оправдание

    Придумайте как можно более правдоподобное оправдание. Если ваш единственный вариант - придумать какое-то изощренное оправдание (или вы просто осмеливаетесь на такую авантюру) - делайте это очень аккуратно. Многие распространенные отговорки (например, "собака съела мою домашнюю работу") уже давно знакомы учителям, и они точно не поверят вам. Трудно перехитрить учителя, у которого многолетний опыт работы со студентами и учениками и их бесконечными хитрыми оправданиями.

    Попробуйте вовсе избавиться от задания, чтобы учитель не обвинил вас в том, что вы не выполнили эту работу. Например, попробуйте написать задание очень коряво и непонятно или порвите тетрадь на половине задания - это будет доказательством вашей отговорки.

    • Скомкайте и разорвите листы с домашней работой. Тогда можно будет сказать, что тетрадь выпала у вас из рюкзака (или из окна), и ветер понес ее по тротуару.
    • Испачкайте свою тетрадку в луже грязи и скажите, что она выпала у вас на улице и упала в грязь.
    • Пролейте на домашнее задание что-нибудь темное (например, сок, кофе или чернила от ручки), чтобы оно было неразборчивым.
  1. Придумайте отговорку, ссылаясь на сбой в работе техники.

    Попробуйте менее изобретательные отговорки, которые тоже могут сработать. Например скажите, что взяли случайно другую тетрадку, что листок с вашей домашней работой выпал из сумки, что у вашей знакомой были похороны, и вам нужно было сходить на них.

    Если у вас есть такая возможность, подделайте домашнюю работу или спишите ее. Например, если это домашнее задание по математике, просто напишите случайные цифры или ответы, чтобы все выглядело так, будто вы действительно выполняли эту работу. На это может потребоваться много времени, и если учитель будет внимательно проверять вашу работу, он точно вас раскусит.

    Не стоит прибегать к оправданиям, которые могут грозить неприятными последствиями. Например, если вы скажете своему учителю, что забыли домашнее задание в другом кабинете, он или может попросить вас туда сходить и принести работу - тогда вас точно раскусят.

    Тяните время

    1. Сделайте вид, будто вы выполнили домашнее задание вовремя, даже если это не так.

      • Если вы не сделали домашнее задание на тот урок, который будет только днем, а не утром, можно попробовать выполнить эту домашнюю работу до уроков, во время других занятий или на перемене.
      • Можно просто взять не то домашнее задание, например, домашнее задание по другому предмету или старое домашнее задание по этому же предмету. К тому времени, как учитель заметит ошибку, вы, возможно, успеете закончить свое настоящее домашнее задание. Или можно попросить разрешения принести работу в другой день и извиниться за путаницу.
      • Спишите ответы у друга, чтобы у вас хоть что-то было. Узнайте, не против ли он помочь вам. Конечно, этот способ применим только к тем предметам, где у всех учеников должны получиться одинаковые ответы. В некоторых школах списывание домашнего задания точь-в-точь может вызвать подозрение. Всегда оценивайте ситуацию и принимайте правильное решение насчет того, списывать ли вам домашнее задание.
    2. Притворитесь больным. Имейте в виду, что в большинстве случаев вам понадобится справка от врача, которая подтвердит факт болезни, из-за которой вы не выполнили домашнее задание.

    3. Попросите родителей написать записку учителю.

      • Рискованный шаг: можно подделать записку от родителей, в которой объясняется, почему вы не сделали домашнее задание.
      • Если вы решили подделать записку, имейте в виду, что ваш учитель может понять, что это подделка. Если вас поймают, скорее всего, вас ждет наказание как от учителя, так и от родителей.

    Скажите правду

    1. Попробуйте быть честным. Иногда лучше просто сказать правду и объяснить учителю, почему вы не выполнили домашнее задание. Искренность может оказать вам добрую услугу.

      • Можно сказать что-то вроде: "Мне очень жаль, но я вчера забегался и не успел закончить домашнее задание. Можете на этот раз меня простить? Я обязательно принесу эту домашнюю работу завтра".
      • Старайтесь говорить прямо и просто - это намного лучше, чем надоедать учителю длинной скучной речью.
    2. Возьмите на себя ответственность за недостаточную подготовку. Признайте, что не закончили работу и признайте свою вину - это лучше, чем обвинять в своем промахе других людей или обстоятельства.

      • Это значит, что вам нужно сказать что-то вроде: "Знаю, у меня нет оправдания, и я полностью принимаю на себя ответственность, я должен был выполнить домашнюю работу. Мне очень жаль, что я не готов к занятию, но такого больше не произойдет".
      • Таким образом, вы продемонстрируете учителю свою зрелость, и он уважительно отнесется к вашей честности.
    3. Подумайте об уважительных причинах, по которым вы не смогли сделать домашнее задание. Для большей убедительности вам нужно что-то более весомое, чем просто "я забыл".

      • Возможно, вы слишком загружены и сталкиваетесь с постоянным стрессом (это особенно актуально во время экзаменов).
      • Если вы не выполнили домашнее задание из-за обстоятельств, которые вы не в силах контролировать (например, из-за болезни или смерти родных) - так и скажите.
      • Вы также можете объяснить, что вы просто не поняли домашнее задание, или у вас не получилось его выполнить, что вы отчаялись, и вам нужно больше времени.
    4. Помните, что ваш учитель тоже занят. Попробуйте заранее предупредить его, что не сможете сделать свое домашнее задание.

      • Скорее всего, учитель будет к вам более снисходителен, если вы не станете тянуть и предупреждать его в последнюю минуту.
      • Можно также попросить разрешения показать домашнее задание позже.
      • Узнайте получше своего учителя как человека. Насколько он снисходителен и добр. При разговоре с учителем старайтесь выглядеть грустно, серьезно, подавленно, взволнованно (в зависимости от оправдания, которое вы выбрали).
    • Лучшее решение - попытка выполнить домашнюю работу вовремя, а не прибегать к оправданиям. Не стоит слишком часто пользоваться отговорками, иначе в тот момент, когда вам действительно будет необходимо как-то оправдаться, учитель просто не поверит вам.
    • Покажите выполненную домашнюю работу в следующий раз, даже если вам пришлось оправдаться и попросить другой день для проверки домашнего задания.
    • Если вы можете выполнить домашнюю работу (хотя бы какую-то ее часть, хотя бы как-то), подумайте о том, чтобы все-таки выполнить ее. Намного лучше, если у вас будет хоть что-то - тогда учитель зачтет вам частичное выполнение задания. Можно также объяснить учителю, что вы бы хотели сделать эту работу лучше, и поэтому собираетесь ее переделать и показать в следующий раз.
    • Если вы выполнили эту работу, но действительно забыли ее дома, скажите учителю, что вы выполняли ее вместе с родителями, и принесете на следующий день, если учитель вам разрешит.
    • Не путайтесь в своем оправдании и не тяните - это признак того, что вы лжете.
    • Сделайте домашнее задание утром (перед тем, как отправиться в школу).
    • Если у вас есть свободное время (например, перемена, обеденный перерыв) или просто время, когда вы уже закончили выполнять все задания, приступайте к домашней работе.
    • Никогда не лгите, что вы уже выполняли это задание, потому что тогда учитель поймет, что вы просто не хотите его делать.
    • Не полагайтесь на оправдания все время. Применяйте их только по мере необходимости, потому что ваш учитель внимателен и все помнит. К тому же, можно вести себя очень подавленно, чтобы учитель проявил к вам сочувствие.
    • При необходимости попрактикуйтесь в своей отговорке вместе с другом. Тогда вы точно хорошо справитесь!
    • Если вы сделали только часть домашней работы, а урок уже начался, можно просто объяснить учителю, что вам нужна помощь, и вы решили спросить неясные вам моменты у учителя.

    Предупреждения

    • Будьте готовы столкнуться с последствиями, если вас поймают на ложном оправдании. Поговорите со своим учителем по-взрослому, объясните, что у вас проблемы с самоорганизацией, что вы чувствуете себя перегруженным, что у вас сложности с заданиями такого типа и так далее.
    • Попробуйте не врать, обычно отрепетированная ложь приводит к неприятным последствиям.
    • Если вас поймали на лжи, могут быть последствия от учителя, от родителей и друзей.

Домашнее задание — необходимое «зло», считают многие учителя. Однако именно такой, порой обязательный, атрибут ставит многих учеников в затруднительное положение. Одни систематически «забывают» записать, другие не могут никак найти время для выполнения домашнего задания. Многие ученики вовсе не понимают, что домашняя работа является маленьким шажком к их будущим успехам. Им легче списать «домашку» на перемене, получить электронной почтой результаты и без тени смущения записать в свою тетрадь. А потом ученики удивляются, почему у них появляются большие пробелы в знаниях. Порой даже добросовестная работа на уроках не помогает.

Ученики должны понять, что выполнение домашнего задания их учитель рассматривает как важную составляющую к глубокому пониманию учебного материала. Предложите им небольшую памятку. Постарайтесь написать её не казённым языком. «Достучитесь» до ребят.

Памятка ученику.

Совет 1. Планируй свою учебную работу.

Большинство из вас уже хорошо знакомы с обычным дневником или так называемым «планировщиком домашних заданий». В нём, как правило, указаны даты, школьные предметы, которые ты изучаешь, и много пустого пространства, чтобы ты мог записать свои домашние задания.

Используй эти планировщики, если они у тебя есть. Записи карандашом или ручкой могут показаться очень архаичными по сравнению с цифровыми технологиями. Однако запись задания в одну из этих маленьких клеток поможет тебе закрепить «домашку» в голове.

Кроме того, когда ты собираешь ранец, чтобы пойти в школу, все, что нужно сделать, — это открыть свой планировщик (дневник), чтобы увидеть, какие учебники, другие предметы необходимо захватить в школу. С таких мелочей начинается твоя самодисциплина.

Он не займёт много места. Ты можешь даже держать его в кармане, вытаскивать и записывать домашние задания. Планировщик работает на тебя. В троллейбусе или метро, просто идя пешком домой, загляни в свой листочек и подумай, как и что ты будешь готовить из уроков дома.

Для тех, кто не хочет возиться с бумагами, может пригодиться мобильный телефон. Просто скачай органайзер и записывай домашние задания там. Или делай такие записи в «Заметках» своего телефона.

В конце концов сфотографируй в классе доску с домашним заданием после каждого урока, прежде чем отправиться в коридор. Отправь сам себе сообщение электронной почтой.

Независимо от того, какой системе планирования ты отдаёшь предпочтение, регулярно пользуйся ею. Твой день становится более осмысленным и упорядоченным. Твой мозг забит обилием информации. Тренировки, музыкальная или художественная школа, встречи с друзьями. В такой кутерьме есть большой шанс забыть о домашней работе, если ты не сделаешь записей.

Совет 2. Определись с приоритетами домашних заданий.

Безусловно, все задания не являются равнозначными. Настоятельно рекомендуется использовать систему приоритетов , когда ты сидишь дома с открытым дневником или планировщиком. Попробуй спланировать очерёдность выполнения домашних заданий примерно так.

№ 1. Задания первостепенного значения. Их невыполнение будет иметь самые негативные последствия, если ты сегодня не сядешь и не сделаешь.

Примеры: завтра контрольная работа. Учитель обозначил перечень вопросов, которые обязательно будут на контрольной. Или завтра сдача учебного проекта. Или нужно сдать домашнее сочинение, эссе.

№ 2. Тоже безусловно важные задания. Могут возникнуть некоторые неприятности, если это задание не будет завершено сегодня.

Примеры: завтра семинарское занятие. Ты должен быть «в теме». Или будет обсуждение какого-то произведения, и тебе надо с ним ознакомиться.

№ 3. Те задания, которые необходимо завершить к концу недели.

Примеры: подготовиться к тестированию или самостоятельной работе, которая пройдёт в пятницу. Написание статьи для классного блога, которую к концу недели необходимо разместить. Изучение учебного материала, по которому ты будешь в пятницу сдавать тест.

№ 4. Те задания, которые продолжаются и должны быть законченык дню сдачи экзамена или выполнения контрольной работы.

Примеры: изучение учебных материалов к промежуточному экзамену. Работа над текущим проектом, исследовательской работой или другим длительным заданием, подлежащим выполнению в конце четверти.

Как только ты определишься с приоритетами домашних заданий, рассортируй их от самых важных и вниз. Таким образом ты упорядочишь свой график, и в нём найдётся время и для встречи с друзьями, и погулять с собакой и даже вынести мусорное ведро, не оправдываясь перед домашними, что ты очень занят.

Совет 3. Начинай с самых тяжёлых заданий.

Возможно ты терпеть не можешь писать сочинение. Или не любишь математику. Тебе не терпится начать выполнение домашнего задания по биологии, потому что тебе нравится этот предмет. Не торопись! Это будет большой ошибкой. Почему?

Потому что после выполнения лёгких и приятных заданий ты приступишь к тому, что, мягко говоря, не любишь. Зачем лишать себя радости? Поработай над тяжёлыми заданиями, а затем приступай к любимому предмету. Так ты закончишь свой день на позитиве.

  • 10 минут: перекусить, поиграть в игру на телефоне, послушать музыку.
  • 45 минут: снова работа над заданиями первой категории. Ты знаешь, что не закончил их.
  • 10 минут: попрыгай, потанцуй, полей цветы.
  • 45 минут работы над заданиями второй категории и, скорее всего, ты потратишь на них меньше 45 минут. А теперь положи всё в свой рюкзак или ранец.
  • Выполнение домашней работы в срок — это приобретаемый навык. Это требует от тебя определённой дисциплины. Расставляя приоритеты в работе над домашними заданиями, погружаясь в них, не забывая о перерывах, ты добьёшься многого.

    И в конце концов. Разве не приятно получить за свои труды хорошую оценку?

    Двадцать пять советов родителям, чьи дети отказываются делать уроки

    Не существует двух одинаковых детей, так что нет и универсальных решений проблемы. Мамы и папы должны опираться на свои знания о ребенке, чтобы определить наилучший подход. Очень часто приходится попробовать разные рекомендации, прежде чем будет найдено оптимальное решение. Однако какие бы шаги не предпринимали родители, чтобы заставить своего «аспи» сделать уроки, есть несколько пунктов, о которых всегда следует помнить:

    1. Будьте готовы помочь. Не нужно сидеть рядом с ребенком каждый раз, когда он делает уроки, но важно быть неподалеку на тот случай, если ему понадобится помощь. Если ребенку придется искать вас, чтобы попросить о помощи, то это отвлечет его внимание от задания, и он может переключиться на что-то постороннее в доме. Вам не нужно тратить лишнее время, чтобы вернуть его к прерванной работе. Если он жалуется на уроки, просто игнорируйте его. Вы знаете, что уроки нужно сделать, и он тоже это знает. Постоянно возвращайте его внимание к работе. Используйте такие фразы как: «Покажи мне, как ты это делаешь», после чего зачитайте вопрос вслух. Прочтение вопроса вслух, в то время как ребенок сидит за рабочим столом, поможет ему сосредоточиться. Когда будете читать вопрос, то указывайте на каждое слово вопроса в учебнике. Это поможет ребенку сосредоточиться на странице. Проявляйте живой интерес к тому, что делает ребенок. Ваш интерес покажет ребенку, что его работа важна.

    2. Будьте спокойными. Очень часто мамы и папы начинают раздражаться на ребенка, который отказывается делать домашние задания, и это лишь усугубляет ситуацию. Всегда лучше сохранять спокойствие, а если вы слишком расстроены, то можно уйти и попросить другого члена семьи занять ваше место. Или можно разделить обязанности, например, мама помогает работать над английским и обществоведением, а папа над математикой и физикой. Таким образом, в глазах ребенка в навязывании уроков будет «виноват» не только один человек. Кроме того, трудности ребенка с домашними заданиями могут быть связаны с тем, что он пытается добиться совершенства, но у него не получается. Будет лучше, если вы покажете ему, что в ошибках нет ничего страшного, и это нормально совершать их время от времени. Не надо зацикливаться на совершенстве.

    3. Будьте гибкими. Когда ребенок с синдромом Аспергера приходит домой из школы, не надо сразу набрасываться на него и усаживать за уроки. Дайте ему несколько минут, чтобы прийти в себя, перекусить и расслабиться. Постарайтесь, чтобы ребенок делал домашние задания в одно и то же время каждый день. Если вы решили, что это будет время после ужина, то каждый вечер после ужина у ребенка должно быть время на домашнюю работу. Если по какой-то причине привычное расписание изменилось, убедитесь, что ребенок заранее знает об этом изменении и его причинах.

    4. Будьте твердыми. Мамы и папы порою уступают ребенку, который не хочет делать уроки. Может возникнуть желание просто сдаться. Не забывайте, что если ребенок победит и не сделает домашние задания, то это приведет к ощутимым потерям в будущем. Угрожают ли один раз не сделанные уроки всему образованию ребенка? Нет, но с течением времени ребенок будет пропускать все больше возможностей для обучения, и в результате он отстанет от своих одноклассников. По мере взросления ребенка на кону будет стоять больше, чем одна оценка, но его жизненный опыт будет говорить о том, что избегание работы вознаграждается. В будущем такое поведение может участиться и усилиться.

    5. Проясняйте ожидания. Сядьте рядом со своим ребенком с синдромом Аспергера и убедитесь, что он понимает, чего именно от него ожидает учитель, а также что у него есть необходимые навыки для выполнения задания. Домашняя работа предназначена для закрепления тех навыков, которые дети осваивают в классе. Однако многим детям с синдромом Аспергера трудно учиться в обстановке школьного класса, поэтому за отказом делать задания может стоять непонимание того, что нужно делать. Попросите ребенка объяснить вам домашнее задание, и если он окажется не в состоянии это сделать, то велика вероятность, что он сам этого не понимает. В этом случае очень важно заново научить его нужному навыку или обратиться за разъяснениями к учителю.

    6. Не спорьте и не угрожайте. Если вы начинаете спорить с ребенком, то вы уже проиграли. Угрозы вам не помогут. Дети прекрасно понимают, когда за вашими угрозами ничего не стоит.

    7. Установите расписание для выполнения уроков. Выделите определенное время для домашних заданий. Старайтесь, чтобы ребенок приступал к домашней работе по возможности всегда в одно и то же время. Некоторым родителям кажется, что детям лучше приступить к урокам сразу же по приходу домой. Однако некоторым детям нужно поиграть, расслабиться и собраться с силами после стрессов учебы в школе. Выберите время, которое подходит вашему распорядку дня и потребностям ребенка. Кроме того очень важно установить время, когда домашняя работа будет прекращаться. Добавьте таймер к учебным принадлежностям вашего ребенка дома, и он будет знать, что как только таймер сработает, работа будет завершена. Дети очень редко могут выдержать больше одного часа домашней работы, но если выделить меньше получаса, то ребенок вряд ли успеет сделать достаточно. Учитывайте возраст ребенка, его особенности и то, насколько легко у него возникает перегрузка. Поначалу вам может показаться, что такая система не очень эффективна. Однако со временем ваш ребенок может прийти к выводу, что домашняя работа — это неизбежная часть любого вечера, и тогда он начнет выполнять ее гораздо охотнее.

    8. Установите время и место. Для детей с синдромом Аспергера очень важна рутина. Домашние задания должны стать такой же рутиной, как время сна или умывание. Лучше всего начинать домашнюю работу пораньше, потому что ближе ко сну ребенок устанет, и задания вызовут у него больше протестов. Если уроки станут постоянной частью ежедневной рутины, то дети будут знать, что с этим ничего не поделать.

    9. Установите систему наград. Если ребенку нужно сделать несколько страниц в рабочих тетрадях или одну страницу по каждому предмету, и общий объем заданий вызывает у ребенка стресс, то разделите домашнюю работу на части. Пусть ребенок сделает одну часть домашней работы, и тогда вы разрешите ему сделать короткий перерыв, во время которого можно заняться тем, что нравится ребенку и успокаивает его. В начале такого перерыва установите таймер и убедитесь, что ребенок понимает, как долго будет длиться перерыв.

    10. Не сдавайтесь. Если ребенку придется отказаться от того, чего ему хочется, потому что он еще не закончил домашнюю работу, то это неприятный, но неизбежный жизненный опыт, с которым ему еще не раз придется столкнуться.

    11. Избавьтесь от отвлекающих факторов. Убедитесь, что в комнате, где ребенок делает уроки, нет большого движения. Если вам приходится использовать комнату, где находятся другие люди, то поговорите со всеми членами семьи на тему того, что в течение этого времени в доме должно быть как можно более тихо. Скажите другим детям, если они пока не знают, что такое уроки, что в этот период к вам нельзя будет обращаться за исключением экстренных случаев. Объясните, что им нельзя находиться рядом, пока их брат или сестра делают уроки.

    12. Сделайте работу видимой. Подумайте, как можно сделать прогресс ребенка в выполнении домашней работы наглядным. С детьми младшего возраста можно снимать по одной скрепке из цепочки или класть одну конфетку в банку за каждую выполненную часть домашней работы. С детьми старшего возраста вы можете вычеркивать сделанные задания из списка над столом. Когда предстоящие задания и сделанная работа становятся видимыми для ученика, это помогает ему чувствовать свою успешность.

    13. Руководство нового человека. Иногда очень полезно пригласить нового человека, который сможет руководить ребенком во время выполнения домашних заданий. Многие ученики начинают показывать лучшие результаты, если родственник или репетитор время от времени делает уроки вместе с ними. Дети часто думают, что мамы и папы ничего не понимают, но когда кто-то еще говорит им то же самое, ребенок может лучше на это отреагировать. Кроме того, дети часто воспринимают негативное внимание со стороны родителей как желательное. Если же речь идет о постороннем человеке, с которым у ребенка нет эмоциональной связи, то это может изменить привычное поведение.

    14. Никаких наград, пока уроки не сделаны. Типичная ошибка — позволить ученику «пять минут» посмотреть телевизор или поиграть в компьютерную игру, а потом уже садиться за уроки. Надо установить для ребенка правило, что любые удовольствия и развлечения возможны только после выполнения домашней работы. В противном случае ребенок будет протестовать и избегать выполнения уроков, чтобы продлить приятное занятие.

    15. Предоставьте ребенку возможность принимать решения. Предложите ребенку принять решение о том, как делать уроки, например, что делать сначала — математику или чтение.

    16. Хвалите. Как только ребенок завершил домашнее задание, похвалите его за отличную работу. Каждый раз обращайте внимание на то, что получилось у ребенка лучше всего. Если вы будете обращать внимание на хорошую работу ребенка, он все чаще будет работать хорошо.

    17. Обеспечьте хорошую рабочую обстановку. Для некоторых детей с синдромом Аспергера основная проблема, мешающая делать уроки — неподходящая обстановка для работы. Дети хотят пить и есть, когда приходят из школы. Небольшой перекус, конечно, не будет лишним. Подумайте о том, может ли ребенок делать уроки на кухне, пока вы готовите ужин, чтобы у вас была возможность ответить на вопросы ребенка, но не стоять у него над душой. Следите за тем, чтобы у ребенка всегда был аккуратный и чистый рабочий стол и все необходимые принадлежности. Захламленный стол мешает работать многим детям. Подумайте о том, чтобы разрешить включать негромкую музыку или слушать плеер во время работы над уроками, так как это помогает некоторым детям сосредоточиться и делает работу приятнее. Возможно, вам придется поэкспериментировать, чтобы подобрать оптимальные условия для работы именно вашего ребенка.

    18. Предоставляйте поощрение за хорошее поведение. Ваш ребенок должен понять, что избегать домашних заданий ему невыгодно, потому что усилия приносят ему награду. Поставьте две или три поведенческих цели для вашего ребенка по выполнению домашних заданий, представьте их в виде схемы, которая будет понятна ребенку. Например, если ребенок может кричать во время выполнения работы, вы можете написать в своей схеме «Говорить только спокойным голосом». Другими целями могут стать «оставаться за столом», «следовать инструкциям» или «читать задания вслух». Старайтесь сформулировать эти правила позитивно, дети плохо реагируют на фразы, которые начинаются с «не». Когда истечет время выполнения уроков, обсудите с ребенком его поведение. Если поведение соответствовало намеченной цели, то отметьте это в схеме, написав дату. Вы можете отмечать хорошее поведение во время выполнения уроков стикерами, звездочками или маркером определенного цвета. Когда ребенок соберет определенное количество отметок, то вы можете отметить это какой-то очень важной для него особой наградой.

    19. Сформулируйте правила для домашней работы. Вы должны сформулировать основные правила для ребенка, например, никакого телевизора, компьютерных игр и других развлечений, пока не сделаны уроки.

    20. Проявляйте интерес к работе ребенка. Домашняя работа не должна быть военными действиями. Сохраняйте позитивный настрой, хвалите и награждайте ребенка за работу и просматривайте то, что ребенок уже сделал. Искренний интерес к работе ребенка поможет создать позитивную атмосферу во время выполнения уроков, и ребенок не будет воспринимать их как неизбежное зло.

    21. Отмечайте маленькие успехи. Поначалу, возможно, вам придется награждать ребенка за самые скромные успехи. Дробите задание на небольшие шаги и после каждого шага предлагайте маленький перерыв или перекус. Очень часто, если ребенок знает, что после небольшой работы будет перерыв, он начинает работать гораздо усерднее. Через какое-то время ребенок может сам захотеть делать больше перед перерывом. Поначалу вы можете предложить ребенку решить только одну задачу по математике или прочитать только одну страницу учебника. Когда перед ребенком стоят маленькие цели, он меньше беспокоится, так как требования кажутся ему вполне выполнимыми.

    22. Обозначайте свои ожидания. Новые привычки формируются медленно, а от старых отказаться весьма непросто. Это касается и хороших привычек, и плохих. Вашему ребенку нужно время, чтобы сформировать новые хорошие привычки по выполнению домашних заданий, и ему может быть трудно преодолеть старые плохие привычки. Будьте спокойны и настойчивы и говорите ребенку, чего именно вы от него ждете, и тогда ребенок может решить, что воевать с вами просто не имеет смысла. Когда ребенок поймет, что чем быстрее он сделает все домашние задания, тем больше у него будет времени на более веселые занятия, хорошие привычки сформируются на удивление быстро.

    23. Не выходите из себя. Когда вы начинаете злиться и теряете контроль над собой, вы просто закрепляете плохое поведение у ребенка. Он начинает контролировать вас, а не наоборот.

    24. Сохраняйте позитивный настрой. Позитивный подход поможет вашему ребенку быть в хорошем настроении при выполнении домашней работы.

    25. Сотрудничайте со школой. Можно поговорить с учителями ребенка и узнать, что они могут посоветовать. По мере возможности привлекайте самого ребенка к этим обсуждениям. Учителя и другие специалисты могут прояснить ожидания от его учебы. Так ребенок поймет, что у всех есть единое мнение по этому вопросу. Не надо относиться к специалистам как к противникам. Возможно, они смогут посмотреть на обучение ребенка более объективно, без эмоций.

    Подводя итоги:

    — Будьте доступны для помощи.

    — Настаивайте на том, что домашние задания нужно делать в одно и то же время каждый день.

    — Будьте терпеливы, когда ребенок делает одни и те же ошибки снова и снова. Возможно, его нужно научить использовать другой подход.

    — Будьте реалистичны в отношении того, сколько времени должна занять домашняя работа. Помните, что все эти задания являются новыми для вашего ребенка, он только начинает накапливать знания и развивать способность к логическому мышлению.

    — Заранее подготовьте все, что может понадобиться ребенку.

    — Если у ребенка много заданий, спросите его, с чего он хочет начать. Это поможет ребенку почувствовать контроль над занятием, которое ему не нравится.

    — Старайтесь, чтобы пока ребенок делает уроки, дома было как можно тише.

    — Используйте систему наград.

    Используя эти инструменты, родители могут помочь ребенку с синдромом Аспергера стать более самостоятельным при выполнении домашней работы, которая постепенно будет требовать все меньше и меньше вмешательства взрослых.

    Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .



    Последние материалы раздела:

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

    Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
    Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

    В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...