Произведения на тему поэта и поэзии. Тема поэта и поэзии в лирике А.С

Русская классическая литература подарила миру великолепные образцы поэтического творчества. Стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова стали подлинными шедеврами. Одной из главных тем для этих великих мастеров слова была проблема цели и места поэзии в жизни, назначения поэта, его роли в обществе.

А. С. Пушкин всем своим творчеством утверждал единство поэзии и реальной жизни, Для него поэт являлся человеком, наделенным божественным даром. Муза не должна отворачиваться от людей, считая недостойным обращать внимание на простые сюжеты. Поэт для Пушкина - это пророк, способный своим творчеством влиять на общество. Этой теме посвящено стихотворение «Пророк», в котором слышится голос автора, призывающего поэта:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Поэт может видеть и чувствовать то, что недоступно другим. Но он обязан свой дар посвятить людям, а не томиться «духовной жаждою» или уходить в заоблачные высоты грез и мечтаний. Это глубокое убеждение самого Пушкина, который в стихотворении «Памятник» обращается к музе с наставлением;

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

А. С. Пушкин до самой смерти оставался преданным своим убеждениям, вере в высокое предназначение поэзии, силу и способности поэта-гражданина, поэта-пророка.

Эти взгляды полностью разделял и преемник Пушкина М. Ю. Лермонтов. В его творчестве звучат те же мотивы, но время наложило свой отпечаток на стихотворения поэта. В годы реакции судьба поэта была очень тяжела. В стихотворении «Поэт» Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом, который раньше был грозным оружием, верой и правдой служил своему хозяину. А теперь кинжал стал игрушкой, он никому не нужен. Так и поэт утратил свое назначение, променял на золото могучий голос. Раньше слова поэта поднимали дух людей, звучали, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных», Лермонтову больно наблюдать, каким мелким и обманчивым стало поэтическое творчество. Он с горечью спрашивает, надеясь на лучшее будущее:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?..
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

Лермонтов сам испытал всю тяжесть положения поэта-про-рока в современном ему обществе. В стихотворении «Пророк» героя ожидает совсем другая судьба, нежели героя одноименного стихотворения Пушкина. Людям не был нужен «Божий дар» пророка, ему приходится жить в лесу, прятаться от людей:

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Именно так «ближние» и поступали с Пушкиным и Лермонтовым, жизнь которых оборвал&сь в самом расцвете творческих сил. Погиб Пушкин, пал на дуэли Лермонтов, но в России нашелся человек, ставший продолжателем дела великих художников.

Н. А. Некрасов все свое творчество посвятил русскому народу. Лирика поэта служила для современников образцом гражданственности. Поэт прежде всего должен быть гражданином, говорил Некрасов, служить народу:

С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…

Некрасов призывает поэзию быть выразительницей народных интересов. Поэт обязан писать о народе и для народа:

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви…

Эта же тема звучит и в стихотворении «Элегия». Некрасов утверждает, что поэзия не может забыть о страданиях и чаяниях простого народа, потому что именно в этом ее высокое предназначение. Самое достойное для лиры:

Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поет.
К народу возбуждать вниманье сильных мира…

Поэзия Некрасова, как и лирика Пушкина и Лермонтова, имела огромное влияние на умы и сердца людей. Эти великие русские поэты подняли поэтическое творчество на недосягаемую высоту, заслужив славу и признание потомков. И слова Некрасова можно смело отнести к каждому из гениальных поэтов России:

Я лиру посвятил народу своему…

Навсегда связав свою судьбу с поэзией, Пушкин с ранних лет задумывался о назначении поэта и роли его творчества в жизни. Еще в пятнадцать лет Пушкин был уверен, что истинным поэтом является не тот, "кто рифмы плести умеет", а тот, чьи стихи "питают здравый ум и вместе учат нас".

В божественном даре владения словом А.С. всегда черпал внутреннюю энергию, обретал жизненную силу.

Связь поэта с миром более крепка и прочна, чем у обычных людей.

В этом глубоком погружении в жизнь часто заключена и трагедия избранности - одиночество, ведь сам поэт в силу своих уникальных способностей может быть не услышан (например ст. "Эхо").

И шлешь ответ:

Тебе ж нет отзыва… Таков

И ты, поэт!

Тема одиночества как платы за талант и вдохновение раскрывается в стихотворении Пушкина "Поэт", в котором он определяет путь избранника судьбы:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Пушкин всегда был непримиримым врагом низких интересов, погони за минутной славой. "Оставя шумный свет, и муз, и ветреную моду", истинный поэт отстаивает свое право на свободу внутреннюю, которой можно достичь, прислушиваясь к голосу совести, правды, добра:

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Чувство внутреннего раскрепощения, собственного достоинства, гордого самоутверждения великий поэт отразил в заключительных строках стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…":

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

Свой гражданский долг как поэта Пушкин видел в донесении людям слов правды, смелом и мужественном обличии зла, борьбе с несправедливостью, ложью, ущемлением человеческих прав. В стихотворениях "Поэт", "Поэт и толпа", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…", "Разговор книгопродавца с поэтом" и многих других поэт предстает перед нами как человек, одинокий среди враждебной среды, гонимый и преследуемый, но всегда остающийся независимым, твердым и непоколебимым в своей правоте.

В тяжелую пору духовного кризиса, вызванного известием о трагической участи друзей, после расправы с декабристами, Пушкин пишет стихотворение "Пророк", в котором библейской символике и мотивам придает ярко выраженное политическое содержание. Внешнее перерождение, происходящее с поэтом, подозревает огромную внутреннюю работу, перевоплощение певца в пророка, неподкупного судию, смелого обличителя общественного зла. Собственные муки страдальца дают ему возможность знать больше других, а значит, и нести груз ответственности за происходящее в мире.

Пушкин утверждает, чтобы стать настоящим поэтом, нужна высокая цель и идея, во имя которых поэт и творит, которые оживляют и придают смысл тому, что он так чутко и глубоко видит и слышит:

Восстань, пророк, и видь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, её особой роли в обществе слышен в стихотворениях "Пророк" (1826), "Поэт" (1827), "Поэту", "Поэт и толпа", "Осень" (1833), "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" (1836), "Странник" (1835) как лирическая медитация на тему бессмертия поэта в мире смерти и тления, соотношение духовной миссии Христа, соединяющего в себе пророка, священнослужителя и царя. В этих стихотворениях Пушкин высказал свои взгляды на проблему поэта и поэзии в обществе. Наиболее ярко эти мысли отразились в стихотворении "Странник".

По своему замыслу оно примыкает к таким стихам, как "Поэту" и "Эхо", по своей образной системе и аллегорической форме оно близко "Пророку", а в целом тесно связано с поздней лирикой Пушкина, в которой он утверждал идеальную свободу художника и его право на независимое творчество, подчеркивал особое место творца в обществе. Проблема непонятого современниками гения часто разрабатывалась поэтом и нашла художественное воплощение в "Страннике".

В основу "Странника" положен сюжет книги английского писателя Джона Беньяна (1628 - 1688)"Странствие паломника". Пушкин далеко отступил от подлинника, сохранив лишь аллегорическую форму повествования. Его странник - это "духовный труженик", другими словами, творец, мыслитель. Тема стихотворения - размышления о судьбе творца. Судьба его не легка, ему трудно выбрать "верный путь" в окружающем его мире. Кто поможет страннику в выборе пути? Только он сам в состоянии сделать свой выбор. И он его делает. Это и есть идея стихотворения.

Без сомнения, прибегая к аллегорической форме и аллегорическим образам, Пушкин размышлял и над своей собственной судьбой и над судьбой поэта вообще в России.

Значимость поднятой темы требовала высокого стиля, поэтому поэт обращается к архаичной, торжественной лексике: скорбию, согбен, тягчит, почли, узреть и так далее. В то же время странник плоть от плоти тех людей, среди которых ему суждено жить. Поэтому словам высокого стиля явно противопоставлены разговорные слова и просторечные обороты: уличен, потупя голову, ломая руки, вопли, ужас, коль, махнув рукой, крушусь, отселе, бельма, ступай, поносил, воротить силой.

Таким образом, в "Страннике" поэт продолжает размышлять о судьбе гения, гонимого и непонятого современниками (стихотворения "Поэт", "Поэту", "Эхо"). Эти размышления, несмотря на аллегорическую форму, избранную Пушкиным, тесно связаны с реальной действительностью и свидетельствуют о творческой зрелости поэта, о реалистической направленности его поэзии.

Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824).

Поэт как высший судья своих произведений - важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью. Эти мысли отражены в стихотворениях "Свободы сеятель пустынный…" (1823), "Поэт и толпа" (1828), "Поэту" (1830), "Эхо" (1831).

Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н. А. Некрасов не исключение. Если у Кюхельбекера, Пушкина поэт - «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, идет к людям «глаголом жечь сердца», то у Лермонтова пророк уже другой: он бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэту Некрасова - это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

…………………………………..

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он - ненавидя!

Но его позиция - это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной.

Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), написанное в форме диалога поэта с читателем - гражданином, демократом по своим убеждениям, который предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны - эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила,

меткость,

Тому теперь не должно спать...

………………………………………..

Проснись: громи пороки смело...

………………………………………..

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

………………………………………..

Будь гражданин! Служи искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви...

Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

………………………………………..

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

И в поэзию XIX века входит Муза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...


И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Муза - «печальная спутница печальных бедняков», «плачущая, скорбящая», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с поэтом через всю его жизнь:

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела -

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила...

В конце жизни поэт, обращаясь к своей Музе, говорит:

О Муза! наша песня спета.

Приди, закрой глаза поэта

На вечный сон небытия,

Сестра народа - и моя!

Поэт уверен, что его Муза не даст «порваться долго» «живому, кровному союзу» между ним «и честными сердцами» даже после его смерти. В стихотворении «Элегия» поэт размышляет о самых острых вопросах современности, о молодежи, о своей судьбе и судьбе народной. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Именно этой тревожной мыслью проникнуто все стихотворение. Но народ, о котором думает, пишет поэт, безмолвствует:

Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта -

Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

Стихотворение «Элегия» - поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

В статье представлена небольшая подборка стихотворений, посвященных теме поэзии и судьбы поэта, и их краткий анализ. Данная подборка поможет выпускникам, сдающим ЕГЭ по литературе, при написании развернутого ответа в задании 16, где необходимо сопоставить приведенный отрывок из лирического текста с другими стихотворениями со схожей тематикой и процитировать их.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья…

Стихотворение Некрасова построено на антитезе. Первая часть посвящена поэтам, которые не затрагивают актуальные, злободневные темы, не использует в своем творчестве сатиру и, таким образом, находят большое количество почитателей своего творчества: «И современники ему при жизни памятник готовят…». Вторая же часть стихотворения отражает творческую жизнь поэта-бунтаря, того, кто пишет остро, искренне, не старается понравиться. Он остается честным с читателями и, прежде всего, с самим собой, а в своих произведениях показывает правду жизни без прикрас. Несмотря на то, что такой поэт не находит признания при жизни («И каждый звук его речей плодит ему врагов суровых»), Некрасов отмечает, что после его смерти великие произведения будут поняты и оценены даже теми, кто ранее их критиковал. Таким образом, автор стихотворения отражает следующую точку зрения: гениальным поэтом является тот человек, который не боится в стихотворениях выразить свою гражданскую позицию, не боится быть не понятым и не стремится к славе, и который видит смысл своей жизни в возможности говорить через свое творчество.

Маяковский «Необычайное приключение…»

Я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами.

Автор изображает диалог между поэтом и солнцем, тем самым как бы уподобляя человека, создающего стихотворения, светилу, проливающему свет на землю. Стихотворец так же, как и звезда, рассеивает тьму, но только делает это в душе каждого отдельного читателя. Важным является посыл Маяковского: необходимо много и упорно трудиться, и тогда приозведения могут стать для людей тем самым солнечным светом, согревающим и освещающим жизненный путь:

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!

Твардовский «Вся суть в одном единственном завете…»

Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

В большинстве своих стихотворений Твардовский призывает людей всегда быть честными, говорить только то, что думается. Он изображал современную ему жизнь и русского человека с открытой душой. Лирическое произведение «Вся суть в одном единственном завете…» не стало исключением, но здесь Твардовский обращает внимание на особое предназначение поэта. Единственной целью творчества для него является выражение мыслей и чувств через свои строки. Творец должен говорить открыто и напрямую, без лжи и фальши – это единственно возможное условие существования искусства. Произведение построено как монолог-декларация, то есть как провозглашение своей правды, которая для лирического героя является неоспоримой истиной.

Пушкин «Поэт»

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

В представлении Пушкина, поэт – это создание возвышенное, небесное – именно таким его описывает Александр Сергеевич в своих произведениях. Поэтому в начале стихотворения отражена жизнь творца в обыденном мире, в котором нет места возвышенным идеям и мечтам. Он задыхается и чувствует себя никчемным, являясь частью этой рутинной и прозаичной жизни: «И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Вторая же половина стихотворения посвящена самому моменту творчества, когда к поэту приходит муза и он становится не причастен к миру обычных людей. Автор подчеркивает, что творческий человек не может жить без вдохновения, только в присутствии него он становится по-настоящему свободным и счастливым, ему чужда привычная земная жизнь. И именно в момент создания своих произведений он может находиться наедине со своим искусством.

Бальмонт «Выше, выше»

Выше, выше, все за мной,
Насладитесь вышиной,
Попадитесь в сеть мою,
Я пою, пою, пою.

В стихотворении «Выше, выше» Бальмонт описал творческий процесс. Он изображает поэта как творца, создателя, который касается души каждого, кто читает его стихотворение: «Я коснулся душ чужих, точно струн, но струн моих». Ещё один образ, на который нас наталкивает метафоричность Бальмонта – это лирик как музыкант, который с помощью слов создаёт произведение, которое играет на струнах души человека. Стихотворение можно рассматривать также и как процесс чтения этого произведения: «Трепетаньем звонких крыл отуманил, опьянил». Ведь действительно, с каждой прочитанной строкой все больше погружаешься в художественный мир Бальмонта и сам неосознанно становишься его частью.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

К проблеме творчества обращались многие знаменитые литераторы. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина, например, занимает довольно большое место. Об особой ее роли, высоком предназначении он говорит во многих своих стихотворениях. Вот лишь некоторые из них: "Свободы сеятель пустынный" (написано в 1823 году), "Пророк" (в 1826 году), "Поэт" (в 1827 году), "Эхо" (в 1831 году), "Памятник" (в 1836 году).

Что понимал под поэзией Пушкин?

Поэзия - это ответственное и трудное дело, считает Александр Сергеевич. Поэт отличается от простых людей тем, что ему дано слышать, видеть, понимать то, чего не слышит, не видит и не понимает обычный человек. Автор своим даром воздействует на его душу, поскольку он способен "глаголом жечь" людские сердца. Но поэтический талант - это не просто дар, но и большая ответственность и тяжелая ноша. Потому тема поэта и поэзии в лирике Пушкина заслуживает особого внимания.

Влияние поэзии на людей

Ее влияние на людей очень велико, поэтому сам поэт должен быть образцом гражданского поведения, борясь с общественной несправедливостью и проявляя стойкость в этой борьбе. Он должен стать взыскательным судьей не только по отношению к другим, но и прежде всего к себе. Подлинная поэзия, по мысли Пушкина, должна быть жизнеутверждающей, человечной, пробуждать гуманизм и доброту. В вышеперечисленных стихотворениях Пушкин рассуждает о непростых взаимоотношениях поэта с народом и властью, о свободе творчества.

"Пророк"

В средней школе подробно рассматривается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Урок в 9 классе обязательно посвящается данному стихотворению. Пророк - это, по мнению Александра Сергеевича, идеальный образ настоящего поэта в его высшем призвании и сущности. Данное стихотворение было создано в 1826 году - тяжелую для поэта пору его духовного кризиса, который вызвала новость о расстреле декабристов. В этом произведении подробно раскрывается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Александр Сергеевич обращается к книге пророка Исайи. Он также находился в отчаянии, наблюдая мир, видя, что тот погряз в пороках и беззаконии. Для истинного творца житейское содержание, наполняющее умы и сердца людей, должно стать мрачной пустыней... Он ищет духовного удовлетворения и стремится к нему. Больше ничего с его стороны и не требуется, так как жаждущие и алчущие непременно насытятся.

Поэт-пророк проник в жизнь низшей и высшей природы, слышал и созерцал все, что происходит в мире, от полета ангелов до хода гадов, от вращения небес до прозябания земных растений. Кто прозрел для того, чтобы видеть всю красоту мира, тот мучительно ощущает безобразие действительности, в которой живут люди. И он должен и будет с ней бороться. Оружие и действие поэта - слово правды. Но для того, чтобы оно не язвило, а именно жгло сердца, нужно, чтобы жало мудрости было разожжено огнем великой любви. Кроме образа из Библии, из нее взято и последнее действие Божьего посланника:

"И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул".

Принадлежит Библии и общий тон этого стихотворения, возвышенный и невозмутимо-величавый. Отсутствие придаточных предложений и логических союзов при господстве одного союза - "и" (он повторяется двадцать раз в тридцати стихах), по мнению В. Соловьева, приближают к библейскому пушкинский язык.

В "Пророке" лирический герой стихотворения не ощущает себя оскверненным творящимися в обществе беззакониями, но он и неравнодушен к тому, что происходит вокруг, хотя и не может что-либо изменить.

"В часы забав..."

Рассмотренным произведением не ограничивается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихотворения, посвященные ей, многочисленны. Так, некоторые черты, отголоски "Пророка" можно найти в более позднем творении Александра Сергеевича "В часы забав...". Оно было написано в 1830 году. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина звучит здесь немного иначе. В нем духовная трансформация автора перекликается с преображением пророка, физическим и нравственным, которое происходит после того, как его опалили в горниле человеческих страданий.

Вся жизнь Пушкина была ярким свидетельством того, что его мысли верны. Его вольная, смелая поэзия протестовала против рабского угнетения народа, призывала к борьбе за освобождение людей. Она поддерживала силу духа находящихся в ссылке друзей-декабристов Пушкина, внушала им стойкость и мужество.

"Арион"

Очень многогранна тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Кратко опишем следующее стихотворение - "Арион", созданное в 1827 году. В нем говорится о необходимости мужества и стойкости. Стихотворение в аллегорической форме воссоздает трагические события 1825 года.

Несмотря на то что "пловцы-декабристы" погибли, певец Арион остался верен благородной миссии, продолжив проповедовать идеалы справедливости и свободы. Он заявляет: "Я гимны прежние пою".

В поздних стихотворениях Александра Сергеевича чаще начинают звучать раздумья о смысле человеческой жизни, ее бренности, быстротечности, ощущается предчувствие скорой гибели поэта. В это время Пушкин как бы подводит итог творческой деятельности, стараясь объективно оценить значение своего наследия.

"Памятник"

В последние годы жизни и творчества продолжает звучать тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихи, посвященные ей, неизменно отличаются возвышенным стилем. Так, в написанном в 1836 году стихотворении "Памятник" поэт обращается к древнему наследию, ведь это произведение является вольным переводом одной из од Горация. Пушкин выражает свою уверенность в том, что он останется жив в памяти народа. Это право дает ему созданный "нерукотворный" памятник, который он воздвиг сам себе, поскольку всегда был пророком, голосом русского народа.

В этом стихотворении Пушкин лаконично и емко говорит о цели и смысле своей поэзии, видя основную заслугу своей личности в том, что как поэт-пророк он пробуждал милосердие, доброту, стремление к справедливости и свободе в людях. Соприкоснувшись с пушкинской поэзией, мы начинаем ощущать желание стать чище, лучше, учимся видеть гармонию и красоту вокруг. Следовательно, поэзия действительно может преобразовывать мир.

Концовка стихотворения - это традиционное обращение к музе, которая должна слушаться веления Божьего, то есть голоса правды, и, не обращая внимания на мнение "невежественных глупцов", следовать цели.

Александром Сергеевичем во многих стихотворениях поднималась тема одиночества великого поэта среди равнодушной толпы. Яркий пример этого - стихотворение "Поэту". Пушкин призывает оставаться твердым, спокойным и угрюмым перед лицом толпы и судом глупца.

"Разговор книгопродавца с поэтом"

В другом произведении, "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824 год), встречается схожий призыв, когда автор размышляет о славе.

В период, когда было написано это стихотворение, состоялось прощание поэта с романтизмом, переход его к суровому реализму. Написано оно на актуальную в то время тему литературного творчества как способа заработать на жизнь, как профессии. Вопросы эти волновали автора, поскольку он одним из первых стал жить на свой литературный заработок.

Здесь с нетипичной точки зрения освещается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Краткое содержание стихотворения следующее. В нем говорится о поединке поэта и книгопродавца, романтика и прагматика. В диалоге двух героев противопоставлена "поэзия" и "проза" в значении романтических, "возвышенных" представлений и "прозаического", трезвого восприятия жизни. Он заканчивается победой книготорговца. Поэт переходит на язык сделки, а стихотворная речь заменяется прозой.

"Из Пиндемонти"

Не стоит думать, что Пушкин считал себя выше других людей, когда говорил о "глупцах" и "невеждах". Он лишь подчеркивал то, что его суждения независимы, что у него есть право идти туда, куда его влечет "свободный ум". Здесь Александр Сергеевич высказывается однозначно. В стихотворении "Из Пиндемонти", написанном в 1836 году, говорится о том, что быть свободным - значит не отождествлять себя ни с одной из социальных групп, не участвовать в общественных волнениях, не зависеть от царя.

Муза Александра Сергеевича Пушкина отважно и преданно служила красоте, свободе, справедливости, добру. Это ли не роль и сущность истинной поэзии?

В школе довольно подробно изучается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (10 класс). Для получения более детальной информации можно обратиться к любому учебнику по русской литературе.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...