Психология и здоровый образ жизни как связан. Психология здоровья и здоровый образ жизни

Всем известно, что здоровые люди не курят, не употребляют много алкоголя, не принимают наркотики и занимаются спортом, но ведь далеко не все люди такие. Здоровье любого человека зависит не только от его физической активности, но и от психического состояния. Негативные мысли вредят психическому состоянию человека, отсюда могут появляться проблемы со здоровьем. Помочь отвлечься от таких мыслей может занятие спортом. Физическая активность помогает расслабиться. Чтение помогает отвлечься от многих проблем. Времяпрепровождение с близкими людьми также хорошо влияет на наше эмоциональное состояние.

Современная жизнь со своими быстрыми темпами и большой востребованностью требует от человека максимум усилий и здоровья. Психологи считают, что различные проблемы со здоровьем у человека возникают не из-за его физических способностей, а из-за его эмоционального состояния. Вообще существует три типа здоровья: физическое, психическое, социальное. К физическому здоровью относится состояние организма. К психическому — состояние головного мозга.

К социальному здоровью относятся моральные принципы человека. Оно также зависит от окружения человека. Социальное здоровье также делится на подтипы. 1) социально- здоровые — творческие люди. 2) обыватели — люди, толерантные ко всему, что не касается личного. 3) социальные невротики — люди, живущие ради собственной карьеры. 4) социальные психопаты — нормы, выходящие за рамки, являются для них совершенно нормальными. 5) социальные идиоты — их единственная цель — копить денежные средства.

Социальная адаптивность человека зависит от реальных связей, месте и его роли в решении каких-либо социальных задач.

Также существуют отдельные правила здорового образа жизни, созданные психологами.
1) Мир такой, каким я его вижу. Все зависит от человека. Если он хочет видеть правду, он видит правду, а если хочет видеть ложь, то он видит ложь.
2) От моего выбора зависит мое решение. Человек сам несет ответственность за свои поступки, какими бы они не были.
3) Я имею право на ошибки. Человек осознает, что все имеют право на ошибки, как и он сам.
4) Я – это я, а Ты- это Ты. Человек позволяет себе быть самим собой.
5) Мое будущее зависит от моего настоящего. Если человек сегодня счастлив, значит и завтра он будет счастлив, а если сегодня у человека плохое настроение, то и завтра оно будет не лучше.
6) Я получаю от жизни только то, что впускаю в нее и не более. Если человек даже и думать не может о том, что он может быть успешен и богат, то он даже не имеет права жаловаться на свою жизнь.
7) Все что я делаю, я делаю искренне и с любовью. Человек будет браться за любое дело, даже за то, которое ему делать не хочется, но он будет делать его так, как нравится ему.

Опираясь на психологов, можно сказать, что человек будет вести здоровый образ жизни, если будет соблюдать семь вышесказанных правил, но при этом также существует пять типов людей с разными моральными принципами, которые могут противоречить правилам психологов. Отсюда можно сделать вывод, что либо 5 типов людей, либо 7 правил являются мифом.

В последнее время особую популярность приобрело стремление к здоровому образу жизни. Многие люди с неподдельным рвением загорелись идеей поддержания своего физического здоровья: кого-то начала заботить эта проблема из-за ухудшения собственного состояния, кто-то желает обрести красоту тела благодаря здоровому образу жизни, а кто-то просто захотел оказаться «на гребне моды» на здоровье.

Так или иначе, решая для себя важность соблюдения здорового образа жизни, люди задумываются лишь об улучшении своего физического состояние, и никогда – психологического здоровья. А ведь проблема позитивного влияния здорового образа жизни на психологическое и психическое состояние заслуживает особого внимания!

Связь тела и психического состояния: как здоровое тело помогает сохранить психологическое здоровье

Психические расстройства, психосоматические заболевания, эмоциональное выгорание и другие разлады психического функционирования являются одной из главнейших проблем современности . У каждого отдельного расстройства могут быть свои специфические причины и патогенные механизмы возникновения, а у каждого больного – специфическая картина болезни. Есть все же нечто общее для всех этих больных, то, что отличает их от людей, не имеющих психических расстройств, психосоматических заболеваний и прочих подобных проблем, и это – декомпенсация, которая наступает вдруг, и человек не может как раньше быть социально адаптированным.

В обычном состоянии у человека должны функционировать его компенсаторные механизмы: они помогают нам приспосабливаться к изменениям в окружающей реальности, бороться с воздействием патогенных факторов и т.д.

Декомпенсация же означает нарушение функционирования органов, систем или гомеостаза организма в целом вследствие недостаточности компенсаторных механизмов. Понятие компенсаторных механизмов и декомпенсации используется и в рамках психиатрии и психологии. Если наступила стадия декомпенсации, это значит, что организм или психика уже не в силах самостоятельно справляться с всевозможными нагрузками и воздействием вредоносных факторов, так как компенсаторные механизмы больше не выполняют свои функции.

Как же избежать наступления стадии декомпенсации и сберечь свое здоровье и психологическое благополучие? В этом как раз может помочь соблюдение правил здорового образа жизни.

Обоюдная связь психической сферы и тела уже ни для кого не является секретом. Хороший настрой и оптимизм помогает скорее выздоравливать, а то, что приносит пользу телу, способно улучшить эмоциональное состояние и психологическое здоровье: «в здоровом теле – здоровый дух», как гласит народная мудрость. Именно поэтому, здоровый образ жизни может стать действенным средством достижения психологического здоровья. Физические нагрузки, здоровое питание, оздоровление своего тела – все это можно считать мощным ресурсом для человека.

В этом смысле, здоровый образ жизни и правда является для человека ресурсом. Здоровое питание и умеренные физические нагрузки улучшают телесное здоровье, а это уменьшает риск возникновения психосоматических заболеваний (ведь, как известно, психосоматические симптомы проявляются в месте уязвимости, а здоровый образ жизни позволяет уменьшить число этих «уязвимостей»). А массажи, занятия йогой, бегом, СПА процедуры и другие умеренные физические нагрузки, а также расслабляющие мероприятия, которые направлены на укрепление здоровья, в свою очередь, не только улучшают самочувствие и даруют красоту, но и вызывают массу приятных эмоций, помогают человеку ощутить состояние благополучия и счастья.

Таким образом, здоровый образ жизни может стать для человека значимым ресурсом, служащим превенцией от декомпенсаций, способствующий поддержания здоровью тела и психики, а в некоторых случаях – даже заменяющий поход к психологу.

Методы профилактики психических заболеваний

Как известно, многие заболевания требуют профилактических мер, и психические расстройства в этом не являются исключением из правил. Здоровье психической сферы является важным компонентом общего переживания человеком своего благополучия, поэтому поддержание психологичесокй стабильности является важной задачей. Какими могут быть профилактические методы психических расстройств и как они связаны со здоровым образом жизни?

Итак, к основным превентивным методам, связанным со здоровым образом жизни, можно отнести:

Здоровый сон (7-8 часов в сутки) и полноценный ежедневный отдых

Это – основные «заветы» как превенции психологической декомпенсации и психических расстройств, так и соблюдения здорового образа жизни. Качество и глубина сна определяет восстановление организма, улучшение функционирования нервной системы.

Умеренные физические нагрузки, занятия спортом и другие виды активности также улучшают психическое здоровье

Физическая активность способствует «сжиганию» излишков адреналина в организме, что оказывает профилактическое действие на психическое здоровье . Также физические нагрузки способствуют снижению уровня тревоги и повышению стрессоустойчивости. Так, в психологическом исследовании, проведенном учеными из университета Колорадо на крысах было доказано позитивное влияние постоянных физических нагрузок на психическую деятельность. В ходе исследования экспериментальных крыс разделили на две группы: одну из групп принуждали к физическим нагрузкам на протяжении шести недель, а вторую группу – нет. По истечении шести недель обе группы крыс подвергли стрессу, и оказалось, что у физически закаленных крыс уровень стрессоустойчивости был выше: они подверглись влиянию стресса в меньшей мере, чем их физически нетренированные собратья.

Хобби, активность «по интересам» также помогает снять лишнее напряжение, помогает расслабиться

Выбирая себе в качестве увлечения занятия танцами, рисование или что-то еще, человек самореализуется как неповторимая индивидуальность, развивает собственный потенциал – благодаря такому творчеству у человека повышается самооценка, улучшается эмоциональный фон и повышается уровень гармоничности личности.

СПА и массаж

Польза этих мероприятий многогранна. Они активизируют обменные процессы в организме, улучшают кровоснабжение органов и тканей, а, кроме того, вызывают выброс эндорфинов и окситоцина в кровь, а эти гормоны «отвечают» за положительные эмоции.

Таким образом, какими бы «избитыми» не казались призывы к поддержанию здорового образа жизни, всегда следует помнить, что они оправдывают себя на практике. В современном обществе, где человеку постоянно приходиться бороться с последствиями хронической усталости, истощения психических ресурсов и эмоционального выгорания, соблюдение здорового образа может стать настоящим «спасательным кругом для утопающих».

Чтобы предотвратить наступление состояния абсолютного истощения, когда компенсаторные механизмы «отказываются работать» и обеспечивать адаптацию к постоянным изменениям окружающей среды, стоит заняться собой, своим здоровьем.
Проявляя по отношению к себе и собственному телу регулярную заботу, придерживаясь принципов здорового образа жизни и устраивая время от времени для себя полезный «релакс» (при помощи массажа или других расслабляющих процедур), Вы сможете улучшить эмоциональное состояние, физическое и психическое здоровье, ощутить состояние психологического благополучия и удовлетворенности от жизни.

Охрана собственного здоровья это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, - сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровье - самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять. Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений.

В наше время, научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги.

ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

  1. распорядок дня
  2. рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание
  3. дыхание
  4. режим сна
  5. искоренение вредных привычек,
  6. оптимальный двигательный режим,
  7. плодотворный труд,
  8. личную гигиену,
  9. массаж
  10. закаливание и т.д,

Рассмотрим некоторые из них.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма. Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высоко-тренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но напротив, систематический и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы, интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и наклонностями человека.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание . Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон: равновесие получаемой, к расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

Прием пищи только при ощущениях голода.

Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела.

Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Наиболее полезен для детей и подростков школьного возраста четырехразовый режим питания:

  • I завтрак - 25% суточного рациона
  • II завтрак - 15% суточного рациона
  • обед - 40% суточного рациона
  • ужин - 20% суточного рациона

Самым сытным должен быть обед. Ужинать полезно не позднее, чем за 1,5 ч до сна. Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья,

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон . Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2, 5ч, до сна. Это важно для полноценного переваривания пиши. Спать следует в хорошо проветренном помещении. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение, нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию. Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

Гимнастика

В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления. Гимнастика имеет много разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с зарядки."Лучшего средства от хвори нет, делай зарядку до старости лет", - гласит древняя индийская пословица. А зарядкой принято называть 10-15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральна нервная система человека находится в состоянии своеобразное: отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.

Стресс может оказывать как мобилизующее, так и негативное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации (дистресс). Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса. Одними и, наверное, наиболее, значимыми их них являются физическая культура и спорт.

Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние- залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.Далеко не всем людям дарует эти качества природа. Однако их можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста.

Физическая культура - составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного, труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, без нее многие органы человеческого тела работают на сниженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную нагрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда.

Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у молодёжи высоких моральных качеств. Они испытывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.

Самосознание и образ тела.

Самосознание - это особая форма сознания, она отражает уровень развития сознания и его направленности. Если сознание ориентирована на весь объективный мир, то самосознание на часть, важнейшую для человека - внутренний мир. С помощью самосознания личность познает свою сущность, а именно свойства своего характера, познавательную, эмоционально -волевую сферу, потребности, ценностные ориентации и т.д. В процессе самосознания человек выступает одновременно как субъект и как объект познания.

Образ “Я”, или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание “Я” как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

· выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

· осознание своей активности - “Я управляю собой”;

· осознание себя “через другого” (“То, что я вижу в других, это может быть и мое качество”);

· моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего “Я” (“Я как действующий субъект”);

· осознание своих реальных и желаемых качеств (“Реальное Я” и “Идеальное Я”);

· познавательные, когнитивные представления о себе (“Я как наблюдаемый объект”);

эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познание себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Образ тела - это мое тело, которое я вижу глазами Другого («тело для Другого»); это тело, которое дано мне в экстернальной рефлексии, то есть «внешней» рефлективной, или «дистантной», позиции. Образом тела здесь называется то, что Э. Гуссерль обозначает как «Korper», а В. Подорога называет «телом-объектом».

Главное в образе тела - его предельная овнешненность. «Внешним телом» М.М. Бахтин называл тело Другого. Однако нетрудно углядеть, что образ тела - это мое тело, переживаемое мной не только как тело для Другого, но даже - как тело Другого: я могу воспринимать свое тело отвлеченно, именно как тело Другого, не теряя при этом ощущение «моего тела». Кроме этого образ тела связан с телом Другого еще потому, что ценностный канон моего образа тела, безусловно, заимствован в пластических формах Другого. Поэтому характеристику «внешнего тела» Другого, данную Бахтиным, можно смело отнести к собственному образу тела: «Внешнее тело объединено и оформлено познавательными, этическими и эстетическими категориями, совокупностью внешних зрительных и осязательных моментов, являющихся в нем пластическими и живописными ценностями».

В моем образе тела пересекаются не только визуальные данные о своем теле, но и другие, например, тактильные ощущения, возникающие в момент моего прикосновения к своему собственному телу. Кроме этого внешний образ тела, сопрягаясь с чувством тела, образует интегративное единство («мое тело»). В эти эмпирические переживания тесно вплетаются идеальные телесные конструкты и нормативы (каноны), существующие в культуре.

Чувством тела назовем феноменальный модус телесности, который дан в интернальной рефлексии, то есть во «внутреннем» рефлективном восприятии. Гуссерль именует этот модус «Lieb» («плоть»), а Подорога называет его «моим телом», «образом тела» и связывает его с внутридистантной позицией: ««Мое тело» есть первичный образ тела (не «сознание», «модель» или «схема»), тела неустойчивого, меняющегося в своих экзистенциальных границах…». Однако словосочетание «мое тело» кажется не совсем точным для обозначения данного феноменального модуса, поскольку понятие «моего тела» безусловно включает в себя не только внутренние (для себя), но и внешние (для Другого) представления о теле - то, что выше было обозначено как «образ тела» («тело-объект» - у Подороги). Поэтому вернее будет говорить, что «мое тело» - это интегративный модус, включающий в себя все остальные.

Точно так же, кажется не совсем удачным для обозначения «внутреннего» телесного восприятия использовать понятие «образ тела» (Подорога), поскольку слово «образ» более подходит для зрительных переживаний, каковые характерны для внешнего восприятия тела и совершенно не характерны для «внутреннего» восприятия, в котором на первый план выступают другие типы чувствительности: проприорецептивная (кинестетическая), интерорецептивная чувствительность, контактные органы чувств (осязание, вкус), а из дистантных, пожалуй, только слух и обоняние. Поэтому понятие «образ тела» мы будем использовать в соответствии с предыдущим параграфом, а для обозначения многообразия «внутренних» переживаний и ощущений - понятие «чувство тела».

Чувство тела - это скорее то, что М.М. Бахтин называл «внутренним телом», подразумевая под ним тело, «восчувствованное, переживаемое изнутри», представляющее из себя «совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира», его наполняют страдания, наслаждения, страсти, удовлетворения и т.д.. Это тело, которое от нас неотделимо а потому не мыслимо как нечто «внешнее» нам, оно «погружено во внутреннее время и не имеет ничего общего с представлением нашего тела в объективном пространстве-времени». С чувством тела связано организмическое «Я», оно укоренено в телесности и не может существовать вне ее. Это субъективированная телесность, позволяющая мне говорить: «я реагирую», «я страдаю», «я наслаждаюсь» и пр.

Чувство тела - это сугубо «внутренняя», доступная одному лишь мне область самовосприятия. Его горизонт ограничивается, с одной стороны, возможностями моего собственного восприятия, а с другой стороны - описательными возможностями телесного дискурса. Но эта граница не ощущается мною «изнутри», я могу лишь догадываться о ней, сопоставляя между собой данные различных способов самовосприятия и свои знания. Например, я знаю, что твердой основой моего тела является костный скелет, но я не чувствую эту твердость изнутри. Я могу ощущать воздействие на костную ткань, но это воздействие ощущается как боль, а не как ощущение твердости. В этом смысле мое самовосприятие ограничено, - конечно, если брать за точку отсчета какой-либо другой способ самовосприятия или какие-либо внешние данные (знания). Однако в другом смысле - если я не выхожу за рамки какого-либо одного способа самовосприятия - мое самовосприятие бесконечно; при этом речь идет, во-первых, о том, что я не ощущаю каких-либо его пределов, поскольку то, что выходит за пределы данного способа самовосприятия, я просто не в состоянии воспринимать, а во-вторых - я имею бесконечные возможности для дифференциации и интерпретации своего внутреннего опыта.

Стресс, психологические и психосоматические реакции на него.

Стресс (англ. Stress – напряжение) - это состояние напряжения адаптационных механизмов. Стресс в широком смысле можно определить, как неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации к данной ситуации. Не только негативные события, но и психологически благоприятные события требуют адаптивных затрат и, следовательно, являются стрессорными.

Селье разделил два вида стресса. Если стресс не наносит вреда организму (вызван позитивными эмоциями или слабыми негативными, которые помогают мобилизовать силы организма и обеспечить повышение жизнедеятельности) - речь идет об эустрессе. Стресс, наносящий организму вред (вызванный продолжительными негативными воздействиями) - называют дистрессом. Фактически, когда мы говорим о стрессе мы имеем в виду дистресс, негативный стресс.

Функции стресса:

· Сохранение и поддержание постоянства внутренней среды организма в постояннно меняющейся окружающей среде.

· Мобилизация ресурсов организма для выживания в трудной обстановке

· Адаптация к непривычным условиям жизни

Важно иметь в виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические ситуации вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности. Все критические ситуации, от сравнительно легких до самых трудных (стресс, фрустрация, конфликт и кризис), требуют от человека различной внутренней работы, определенных умений по их преодолению и адаптации к ним.

Степень выраженности реакции на стресс одной и той же силы может быть различной и зависит от многих факторов: пол, возраст, структура личности, уровень социальной поддержки, разного рода обстоятельства. У некоторых лиц с чрезвычайно низкой стрессоустойчивостью в ответ на стрессовое событие, не выходящего за рамки обычного или повседневного психического стресса, может развиться болезненное состояние. Более или менее очевидные для больного стрессорные события вызывают болезненные симптомы, нарушающие привычное функционирование пациента (могут нарушаться профессиональная деятельность, социальные функции). Эти болезненные состояния получили названия расстройства адаптации.

Клиническая картина

Заболевание развивается, как правило, в течение трех месяцев после воздействия психосоциального стрессора или множественных стрессов. Клинические проявления адаптивного расстройства крайне вариабельны. Тем не менее обычно можно выделить психопатологические симптомы и сопряженные с ними вегетативные расстройства. Именно вегетативные симптомы заставляют пациента искать помощи у врача.

Чувство жара или холода, тахикардия, тошнота, абдоминальная боль, диарея и запор могут быть последствием вегетативного ответа на стресс. Неадекватный стимулу (стрессу) вегетативный ответ – базис для многих психосоматических расстройств. Знание паттерна вегетативного ответа на психологический стресс позволяет понять стрессзависимые заболевания. Вегетативный ответ на стресс может явиться триггером соматического заболевания (психосоматические болезни). Например, кардиоваскулярный ответ на стресс повышает потребление миокардом кислорода и может вызвать стенокардию у лиц с коронарной болезнью.

Большинство больных предъявляют исключительно органные жалобы, исходя из собственных или культуральных представлений о значимости того или иного органа в организме. Вегетативные нарушения могут проявляться преимущественно в одной системе (чаще в кардиоваскулярной), но в большинстве случаев активный расспрос больного позволяет выявить менее выраженные симптомы со стороны других систем. С течением заболевания вегетативные нарушения приобретают отчетливый полисистемный характер. Закономерным для вегетативной дисфункции является замена одних симптомов на другие. У больных, помимо вегетативной дисфункции, довольно часто отмечаются нарушения сна (трудности засыпания, чуткий поверхностный сон, ночные пробуждения), астенический симптомокомплекс, раздражительность, нейроэндокринные нарушения.


Похожая информация.




Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...