Сообщение о степане разине краткое. Каким был Степан Разин

Казацкий атаман, предводитель казацко-крестьянского восстания, получившего в позднейшей историографии название Крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина 1670-1671 годов.

Согласно наиболее распространенной версии, Степан Тимофеевич Разин родился около 1630 года в станице Зимовейская (ныне станица в ). Некоторые источники называют его родиной город . Вероятно, он был средним из трех сыновей (Иван, Степан, Фрол) зажиточного казака Тимофея Разина. Имеются сведения о том, что его крестным отцом был войсковой атаман Корнила Яковлев.

Первый достоверный документ о жизни С. Т. Разина - его просьба об отпуске для поездки в Соловецкий монастырь, датированная 1652 годом.

В 1658 году С. Т. Разин был в числе черкасских казаков, направленных в в Посольский приказ. В 1661 году вместе с атаманом Ф. Буданом он вел переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662 году С. Т. Разин стал атаманом, в 1662-1663 годах его казаки ходили против турок и крымчан, участвовали в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными.

В 1665 году воевода князь Ю. А. Долгоруков повесил старшего брата С. Т. Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время Русско-польской войны 1654-1667 годов. Решив не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать, атаман собрал «ватагу» в 600 человек и отправился весной 1667 года от Зимовейского городка вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков. Предприятие именовалось «походом за зипунами» и было нарушением данного донскими казаками московским властям обещания «отстать от воровства».

«Ватага» С. Т. Разина быстро выросла до 2 тысяч человек на 30 стругах. Хитростью захватив Яик (ныне Уральск в Казахстане), С. Т. Разин казнил 170 человек, видевших в его войске «воровское полчище», и пополнил «ватагу» сочувствующими из местного населения.

Заложив стан между реками Тишини и Иловни, С. Т. Разин реорганизовал свое «войско», придав ему черты регулярного, разделенного на сотни и десятки во главе с сотниками и десятниками.

В 1667-1669 годах С. Т. Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт «казацкой войны» (засады, налеты, обходные маневры). Его казаками были взяты и разграблены Баку, Решет, Фарабад и Астрабад.

В августе 1669 года флотилия С. Т. Разина подошла к и казаки «великому государю вины свои принесли», сдав воеводе князю И. С. Прозоровскому часть трофейных пушек, пленных и товаров, после чего вернулись на Дон с богатой добычей, доказав свою удаль и воинское счастье. Имя С. Т. Разина стало легендарным. Попытка московского правительства наказать строптивое казачество, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила атаману сторонников.

В августе-сентябре 1669 года С. Т. Разин построил крепость на одном из донских островов - Кагальницкий городок. В ней разинская «ватага» и он сам раздавали добытые военные трофеи, привлекая новобранцев в казачье войско.

В мае 1670 года на «большем круге» С. Т. Разин объявил, что намерен «итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь... чтоб... из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», «за великого государя стоять» и дать свободу «чорным людем». «Прелестные письма» атамана собирали массу сторонников, и поход превратился в мощную крестьянскую войну. Слух об идущем с С. Т. Разиным царевиче Алексее Алексеевиче (на самом деле умершем в 1670 году) и патриархе превращал поход в событие, получившее благословение церкви и власти. С. Т. Разин смутно представлял себе результат успешного восстания чем-то вроде большой «казацкой республики».

В мае 1670 года казаки С. Т. Разина овладели . В июне 1670 года у на сторону восставших перешли астраханские стрельцы. Повстанцы двинулись к , взяли город штурмом, казнили воеводу князя И. С. Прозоровского, стрелецких начальников, митрополита Иосифа и многих клириков астраханской епархии.

В июле на казачьем круге в было принято решение идти с основными силами к . В августе 10-тысячному отряду С. Т. Разина без боя сдались и . В сентябре-октябре атаман безуспешно осаждал Симбирский кремль.

В октябре 1670 года войско С. Т. Разина было разгромлено под . Тяжело раненый атаман ушел на Дон. Укрепившись в Кагальницком городке, он стал собирать силы для нового похода. Однако в апреле 1671 года войсковая старшина захватила его в плен вместе с братом Фролом и выдала властям. С. Т. Разин был перевезен в , а затем в . В столице он был допрошен, пытан и четвертован на эшафоте возле Лобного места 6 (16) июня 1671 года.


Биография и эпизоды жизни Степана Разина. Когда родился и умер Степан Разин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты атамана, изображения и видео.

Годы жизни Степана Разина:

родился в 1630, умер 6 июня 1671

Эпитафия

«Степи, долины,
Трава и цветы -
Весенних надежд
Разлились океаном.
А он, кто делами,
Как солнце, светил,
Он и в клетке
Сидел атаманом».
Из поэмы Василия Каменского «Степан Разин»

Биография

Биография Степана Разина - громкая и трагическая история жизни человека, решившего, что он сможет изменить судьбу своей страны. Он никогда не стремился стать царем или властителем, но хотел добиться равноправия для своего народа. Увы, жестокими методами и заручившись поддержкой людей, у которых не было столь высоких целей, как у него. Необходимо отметить, что, даже если Разину удалось бы одержать победу и взять Москву, он вместе с его окружением не смог бы создать новое демократическое общество, о котором мечтал. Хотя бы потому, что система, в которой обогащение производится за счет раздела чужого имущества, все равно не смогла бы долго и успешно существовать.

Степан Разин родился примерно в 1630 году, его отцом был казак, а крестным - войсковый атаман, поэтому он с детства рос среди донских старшин, знал татарский и калмыцкий языки, и еще будучи молодым казаком возглавил отряд, чтобы совершить поход против крымских татар. Он сразу же получил известность на Дону - высокий, степенный, с прямым и высокомерным взглядом. Современники отмечают, что Разин всегда держался скромно, но строго. На формирование личности Разина и на его мировоззрение большое влияние оказала ожесточившая Стеньку казнь его брата Ивана по приказу воеводы князя Долгорукова.

Начиная с 1667 года Разин стал совершать один военный поход за другим. Походы заканчивались победой Разина, его авторитет рос, и вскоре к нему со всей страны стали присоединяться не только казаки, но и беглые крестьяне. Один за одним брал Разин города - Царицын, Астрахань, Самара, Саратов. Огромное крестьянское восстание охватило большую часть страны. Но в одном из решающих боев этих сил оказалось недостаточно, и Разин только чудом смог покинуть поле сражения - его увезли раненным. Авторитет Разина начал падать, к тому же разинцам стали противостоять не только правительственные войска, но и низовые казаки. Наконец, Кагальнийцкий городок, где осел Разин, был захвачен и сожжен, а Разин вместе с братом выдан московским властям.

Смерть Разина стала публичной показательной расправой с тем, кто посмел восстать против высших чинов. Причиной смерти Разина стало удушение от повешения, но даже если бы его не повесили, атаман скончался бы от жестоких действий палачей, отрубивших ему руки и ноги. Похорон Разина не было, но его останки были захоронены на Татарском кладбище в Москве, где сегодня располагается парк культуры и отдыха. Мусульманское кладбище для могилы Разина было выбрано потому, что Разин был отлучен от православной церкви еще задолго до смерти.

Линия жизни

1630 г. Год рождения Степана Тимофеевича Разина.
1652 г. Первое упоминание о Разине в исторических документах.
1661 г. Переговоры Разина с калмыками о мире и совместных действиях против крымских татар и нагайцев.
1663 г. Поход против крымских татар по Перекопу во главе со Стенькой Разиным.
1665 г. Казнь брата Степана Разина, Ивана.
15 мая 1667 г. Начало антиправительственного похода во главе со Степаном Разиным.
весна 1669 г. Бои в «Трухменской земле», гибель друга Степана Разина, Сергея Кривого, бой у Свиного острова.
весна 1670 г. Поход-восстание на Волгу под предводительством Разина.
4 октября 1670 г. Тяжелое ранение Разина во время подавления восстания.
13 апреля 1671 г. Штурм Кагальницкого городка, приведший к жестокому бою.
14 апреля 1671 г. Пленение Разина, выдача его царским воеводам.
2 июня 1671 г. Прибытие Разина в Москву в качестве пленного.
6 июня 1671 г. Дата смерти Разина (казнь через повешение).

Памятные места

1. Станица Пугачевская (бывшая станица Зимовейская), где родился Степан Разин.
2. Памятник Разину в селе Средняя Ахтуба, которое, по преданию, основал Стенька Разин.
3. Сенги Мугань (Свиной остров), около которого в 1669 году произошло сражение между войском Разина и персидской флотилией, завершившееся крупной русской морской победой.
4. Ульяновск (бывший город Симбирск), где в 1670-м произошло сражение между мятежниками Разина и правительственными войсками, закончившееся поражением Разина.
5. Болотная площадь, на которой был публично казнен Стенька Разин.
6. Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького (бывшая территория Татарского кладбища), где был похоронен Разин (погребены его останки).

Эпизоды жизни

Разина часто сравнивали с Пугачевым, но на самом деле между этими двумя историческими фигурами есть принципиальное отличие. Заключается оно в том, что Разин не убивал вне боя, в отличие от Пугачева, который был известен своей кровожадностью. Если Разин или его люди считали кого-то виновным, они избивали человека и бросали его в воду, по русской традиции на «авось» - мол, если Бог решит защитить человека, то спасет его. Лишь однажды Разин изменил этому правилу, сбросив с колокольни воеводу города Астрахани, который прятался в церкви во время осады города.

Когда Разину был вынесен приговор, он нисколько не смирился и не стал готовиться к смерти. Наоборот, все его движения выражали ненависть и гнев. Казнь была страшной, а мучения Разина - еще ужаснее. Ему отрубили сначала руки, затем ноги, но он не выдал боли даже вздохом, сохранив свое обычное выражение лица и голос. Когда его брат, испугавшись такой же участи, закричал: «Я знаю слово и дело государево!», Разин взглянул на Фрола и крикнул на него: «Молчи, собака!»

Завет

«Я не хочу быть царем, хочу жить с вами как брат».


Документальный фильм о Степане Разине из цикла «Тайны правителей»

Соболезнования

«Личность Стеньки должна быть непременно несколько идеализирована и должна возбуждать симпатию, а не отталкивать. Надо, чтобы восстала и пронеслась какая-то исполинская фигура среди угнетаемого народа…»
Николай Римский-Корсаков, композитор

Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671) – известный донской казак и предводитель наиболее крупного восстания на территории России.

Детство

Данных о детстве Степана Тимофеевича крайне мало. Из сочинений нидерландского путешественника Стрейса известно, что родился Разин приблизительно в 1630-м году, так как на момент встречи с мореплавателем мужчине, по мнению Стрейса, было около сорока лет.

Место рождения будущего бунтовщика тоже доподлинно неизвестно. Тем не менее доминирующей является версия о том, что родился он в станице Зимовейской (впоследствии именовалась Пугачевской и располагалась на территории Волгоградской области).

Присутствуют в истории и версии о том, что родиной является Черкасск. Об этом впервые заявил ученый и историк Ригельман, утверждая, что Зимовейск был впервые упомянут в летописях только спустя год после смерти Степана. Что же касается Черкасска, версия о нем была подтверждена не только Ригельманом, но и другим донским историком Быкадоровым.

Если же говорить о народных преданиях и поверьях, то родиной Стеньки Разина в разное время называли станицу Раздоры, а также деревеньки под названием Есауловская и Кагальницкая. Однако подтвержденных данных о том, что Разин родился именно там, пока не найдено. К слову, сведений о том, кем были его родители и чем они занимались, также обнаружено не было.

Юность

О том, как развивалась судьба Разина, становится известно, согласно рукописям лишь к 1652 году. На тот момент Степан и его старший брат Иван уже командуют несколькими отрядами донских казаков и имеют немалый авторитет на принадлежащих им территориях (они, к слову, были огромны). В 1661 году, заручившись поддержкой другого видного атамана – Фёдора Будана, – Степан вместе со старшим братом начинает выступление против крымских татар и ногайцев. Между враждующими кланами происходит двухдневное сражение, после чего уполномоченный Иван заключает мир и отводит отряды обратно на родную территорию.

В это же время князь Долгоруков посылает своего посла к Разиным для того, чтобы напомнить им об обязательном несении воинской службы на реке Дон. Напоминание царской администрации лишь разжигает стремление казаков к независимости, о чем и сообщает возвратившийся к князю посол. В ответ Долгоруков приказывает своему отряду арестовать и казнить одного из главных казаков.

По версии ученых, им должен был оказаться сам Степан Разин, однако не переговорах в дискуссии яро проявлял инициативу Иван, в результате чего посланный отряд решил казнить не того главаря. Потеря брата стала серьезной причиной для Разина и дальше не подчиняться царской власти, и даже больше – стремиться сделать казаков независимыми от любых царских указов и повелений.

Восстание Степана Разина

В 1649 году было принято так называемое Соборное уложение, по которому крестьяне становились еще более зависимыми от своих помещиков. В результате начало расти недовольство, выливающееся в частые побеги подневольных на казачью территорию. Однако из-за того, что беглые крестьяне не обладали ни собственным имуществом, ни жильем на территории донских казаков, они принадлежали не к «старожилам», а к голытьбе, которая ежедневно пополнялась десятками новоприбывших недовольных крестьян. И, естественно, в поисках пропитания голытьба всё чаще совершала разбойничьи нападения на села и города, обирая тех же помещиков.

Ситуация с разгорающимся недовольством со стороны подневольных была лишь на руку Разину и другим донским казакам. Они всё чаще снабжали голодных и злых крестьян оружием, советовали наиболее уязвимые места для атак и ждали, пока «войско» станет представлять серьезную угрозу для царской администрации. К 1667 году отряд самих казаков насчитывал около двухсот человек, не считая многотысячной армии из голытьбы, которая почитала Стеньку Разина и готова была разорвать царей и князей в клочья, чтобы оказаться на долгожданной свободе.

15 мая 1667 года началось знаменитое восстание Степана Разина. Войско под командованием казаков вышло к Волге и ограбило несколько торговых судов, приняв к себе всех тех крестьян, которые были на борту подневольными. По мнению библиографов, вплоть до зимы того же года восстание носило лишь разбойничий характер и ничуть не отличалось от многочисленных казачьих набегов в прошлом. Но к зиме Стенька Разин успешно разгромил отряд стрельцов Беклемишева, а затем взял с боем Яицкий городок, что могло означать лишь одно – восстание обрело антиправительственный характер и грозит свержением существующей власти.

В 1669 году казаки, несмотря на проведение многодневных боев, выигрывают несколько сражений. Находясь около Свиного острова, они встречаются с войсками Мамед-хана Астаринского, с которым и вступают в схватку, позже наименованную «Боем у Свиного острова». Сефевиды, мнившие себя отличными стратегами, сцепили свои корабли цепями, для того чтобы максимально быстро и без потерь взять весь казачий флот под контроль.

Однако Стенька Разин, почувствовав, что именно в этом и кроется ошибка противника, приказал потопить флагманский корабль Мамед-хана, влед за которым пошли ко дну остальные суда. В качестве трофея Разин берет в заложники дочь и сына шаха, которых публично бросает с корабля после потопления Сефевидской армады.

Крестьянская война

В 1670 году Степан Тимофеевич отваживается на еще один военный поход. В отличие от предыдущего, который до последнего момента держался под строжайшим секретом, этот, наоборот, сразу же обретает публичный характер. Идя по деревням и селам, Разин открыто призывает народ к восстанию и освобождению от крепостной власти, при этом заявляя, что его конечной целью не является свержение существующего правителя Алексея Михайловича (тем не менее противником всей власти он себя всё-таки объявляет). Призывы приводят к тому, что во многих селах и станицах начинаются смуты, появляются последователи Разина (в частности, Алёна Арзамасская), которые хотят поскорее обрести свободу и волю.

После успешной агитации, Стенька штурмом берет Самару, Царицын, Астрахань и Саратов, намереваясь добавить к ним и город Симбирск. Однако последний становится для него непреодолимой крепостью, поэтому осенняя осада проваливается. В это же время на восстановление порядка царь посылает 60-тысячное войско, которое после непродолжительной схватки наносит серьезный урон казакам и сильно ранит самого Разина. Того увозят в Кагальницкий город, где военачальник планирует оправиться и заново броситься на противника. Но его судьба определяется другим казаком – Корнилой Яковлевым, который, побоявшись гнева со стороны царя на всех его соплеменников, решает похитить Разина и сдать его на царский суд.

Последние дни жизни

2 июня 1671 года Степана Разина доставляют в Москву, где ему через час выносят смертный приговор путем четвертования. Параллельно с ним осуждают и его младшего брата Фрола.

6 июня того же года на Болотной площади при огромной толпе Степана Разина подвергают сперва пыткам, а затем отсекают голову. Всё это проводится на глазах Фрола, который, не выдержав увиденного, кается в содеянном и просит помилования. Это продлевает его жизнь ровно на пять лет: в 1676 году его казнят там же, на Болотной площади.

По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти) .

До восстания

Родился в черкасской станице Зимовейская , (там же позднее родился Емельян Пугачёв), после подавления восстания Пугачёва переименованной в малороссийскую станицу Потёмкинская, в настоящее время станица Пугачёвская Котельниковского района Волгоградской области .

На страницах истории Разин является в 1652 году . К этому времени он был уже атаманом и действовал, как один из двух полномочных представителей донского казачества; по-видимому, военный опыт и авторитет его в кругу донцов был к этому времени уже велик. Видным казачьим предводителем был также старший брат Разина Иван. В -1663 годах Степан командует казачьими войсками в походах против Крымского ханства и Османской империи . В 1665 году царский воевода князь Ю. А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками, желающими во время несения царской службы уйти на Дон, велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. Вскоре, по-видимому, Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на всё Российское государство.

Поход за зипунами

См. также Поход за зипунами

Разинское движение 1667-1671 годов было результатом обострения социальной обстановки в казачьих областях, прежде всего на Дону , в связи с притоком беглых крестьян из внутренних уездов России после принятия Соборного уложения 1649 года и полного закрепощения крестьян. Пришедший на Дон становился казаком, но он, в отличие от многих «старых» казаков, не имел корней в крае, не располагал имуществом, назывался «голутвенным» казаком , и, стоя особняком от казаков старожилых и коренных, с неизбежностью тянулся к такой же голытьбе, как и он сам. С ними он ходил в воровские походы на Волгу , куда тянула нужда и стремление к столь необходимой для казака славе. «Старые» казаки тайно снабжали голытьбу всем необходимым для воровских походов, а те по возвращении отдавали им часть своей добычи. Поэтому воровские походы были делом всего казачества - донского, терского, яицкого. В них происходило сплочение голытьбы, осознание ею своего особого места в рядах казачьего сообщества. По мере своего численного увеличения за счет вновь прибывавших беглых людей она все активнее заявляла о себе.

ИЗ-ЗА ОСТРОВА НА СТРЕЖЕНЬ

Слова Д. Садовникова,
музыка неизв. автора,
обработка А. Титова.

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Вострогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет
Он, весёлый и хмельной.

А она, потупив очи,
Ни жива и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.

Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал».

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.

Брови чёрные сошлися,
Надвигается гроза.
Буйной кровью налилися
Атамановы глаза.

Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам! -
Раздаётся голос властный
По окрестным берегам.

«Волга, Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!

Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!»

Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт её бросает
В набежавшую волну.

«Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй, ты, Филька, чорт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин её души!..»

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Вострогрудые челны.

В 1667 году предводителем казаков стал Степан Тимофеевич Разин. Всего весной 1667 года вблизи Волго-Донской переволоки у городков Паншина и Качалина собралось 600-800 казаков, но к ним прибывали все новые люди, и число собравшихся возросло до 2000 человек.

По своим целям это был обычный казачий поход «за зипунами», с целью взятия военной добычи. Но он отличался от аналогичных предприятий своими масштабами. Поход распространился на нижнюю Волгу, на Яик и в Персию , носил характер неповиновения правительству и блокировал торговый путь на Волгу. Все это неизбежно вело к столкновениям столь крупного казачьего отряда с царскими воеводами и к превращению привычного похода за добычей в восстание, поднятое казацкой голытьбой.

Разин - герой огромного количества русских народных песен; в одних реальный образ жестокого казачьего вождя подвергается эпической идеализации и нередко смешивается с фигурой другого знаменитого казака - Ермака Тимофеевича , завоевателя Сибири, в других содержатся почти документально точные подробности восстания и биографии его предводителя.

Три песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные, написал А. С. Пушкин . В конце XIX века популярной народной песней стало стихотворение Д. М. Садовникова «Из-за острова на стрежень», созданное на сюжет одной из легенд о Разине. По мотивам сюжета именно этой песни в 1908 году был снят первый российский художественный кинофильм «Понизовая вольница ». В. А. Гиляровским была написана поэма «Стенька Разин».

Современные оценки

Главными причинами поражения восстания Разина явились:

  • его стихийность и низкая организованность,
  • разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения своего собственного барина,
  • отсутствие у восставших ясно осознаваемых целей.

Даже в том случае, если бы разинцам удалось одержать победу и захватить Москву , они не смогли бы создать новое справедливое общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счёт захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нуждается в системе управления, армии, налогах.

Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа неорганизованных крестьянских и казацких масс неизбежно привела бы к большим жертвам и или нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию российского государства.
Так, после освобождения Москвы от семибоярщины и интервентов, установилась власть ставленников казаков - Дома Романовых , но приставство казаков показалось крестьянам более тяжёлой формой эксплуатации, чем вотчинное и помещичье землевладение . Романовы вернули казаков в традиционные казачьи земли, а после Азовского сидения (1641-1642 гг.), якобы только для того, чтобы помешать казакам собирать добровольцев для войн с Оттоманской портой по всей России, Соборным уложением 1649 года было восстановлено упразднённое в ходе Смуты и крестьянской войны под предводительством Ивана Болотникова крепостное право, за отмену которого безуспешно боролись разинцы.

В исторической науке нет единства по вопросу о том, считать ли восстание Разина крестьянско-казацким восстанием или крестьянской войной. В советское время употреблялось наименование «крестьянская война», в дореволюционный период речь шла о восстании. В последние годы вновь преобладающим является определение «восстание».

Степан Разин в искусстве

Литература

  • песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные / А. С. Пушкин
  • «За чьи грехи?» / Мордовцев, Даниил Лукич - исторический роман (1891).
  • «Стенька Разин» / М. Цветаева - стихотворение (1917)
  • «Разин» / В. Хлебников - поэма , (1920)
  • «Стенька Разин» / В. А. Гиляровский - поэма
  • «Степан Разин» / В. Каменский - поэма
  • «Разин Степан» / А. Чапыгин - исторический роман (1924-1927)
  • «Степан Разин (Казаки)» / Иван Наживин - исторический роман (1928)
  • «Степан Разин» / С. Злобин - роман (1951)
  • «Я пришёл дать вам волю » / В. Шукшин - роман (1971)
  • «Стенькин суд» / Максимилиан Волошин - стихотворение (1917).
  • «Казнь Стеньки Разина» / Евгений Евтушенко - стихотворение (1964).
  • «Колодезь» / Святослав Логинов - роман (1997).

Кинофильмы

Музыкальные произведения

  • «Стенька Разин» - опера композитора Н. Я. Афанасьева
  • «Стенька Разин» - симфоническая поэма композитора А. К. Глазунова
  • «Анафема» - рок-опера композитора Владимира Калле
  • «Есть на Волге утёс» - Народная песня
  • «Из-за острова на стрежень» - народная песня на слова Д. М. Садовникова
  • «Ой, то не вечер » - народная песня
  • «Казнь Степана Разина» - симфоническая поэма для баса, хора и симфонического оркестра композитор Д. Д. Шостаковича
  • «Сон Степана Разина» - былина для баса и симфонического оркестра Г. И. Уствольской
  • «Суд» - песня композитора Константина Кинчева на стихи Алексея Толстого)
  • «Народится атаман» - песня Николая Емелина.

Места, названные в память о С. Разине

Озеро Разелм в Добрудже

Название самого большого озера Румынии (фактически группа озёр, лагун и лиманов) в честь Степана Разина и разинцев объясняет устная традиция, отражённая в конце ХIХ века в Большом Румынском Географическом Словаре (Marele Dictionar Geografic Romаn). Словарь сообщает о временном проживании Степана Разина в крепости Енисала (в нескольких километрах на юг от Сарикёя), а также о пребывании Ваньки Каина на острове Попино (на северо-восток от Сарикёя) и Тришки-Расстрижки на острове Бисерикуца (Церковка).

Населённые пункты

  • Село Разин расположено в Земетчинском районе Пензенской области , в том месте, где шло восстание.
  • Рабочий посёлок имени Степана Разина - населённый пункт в Лукояновском районе Нижегородской области России
  • Поселок Степан Разин в Волгоградской области (Ленинский район).
  • станица Степано-Разинская в Волгоградской области (Быковский район).
  • Степан Разин, посёлок городского типа в Азербайджане, подчинён Ленинскому райсовету (ныне - Сабунчинскому району) г. Баку . Расположен на Апшеронском полуострове . 39,8 тыс. жителей (на 1975 год).
Проспекты и улицы
  • Проспект Степана Разина расположен в городе Тольятти
  • Улицы в честь Степана Разина названы в Ростове-на-Дону , Перми , Арзамасе , Армавире , Воронеже , Екатеринбурге , Ижевске , Иркутске , Красноярске , Самаре , Сарапуле , Саратове , Оренбурге , Челябинске , Орле , Темиртау , Петрозаводске , Мичуринске , Дмитрове .
  • Спуск Степана Разина на Императорский (старый) мост через реку Волга в Ульяновске .
  • Набережная Степана Разина в Твери .
  • В Туапсе тоже есть улица Степана Разина.
Предприятия

В честь Степана Разина назван пивной завод в Санкт-Петербурге .

Примечания

В городе Вологде есть улица Степана Разина.Она располагается по соседству с улицей Пугачёва.

Литература

  • Крестьянская война под предводительством Степана Разина. В 2-х томах. - М., 1957.
  • Чистякова Е. В. , Соловьёв В. М. Степан Разин и его соратники / Рецензент: д-р ист. наук, проф. В. И. Буганов ; Оформление художника А. А. Брантмана. - М .: Мысль , 1988. - 224, с. - 50 000 экз. - ISBN 5-244-00069-1 (обл.)

Предводитель крестьянской войны 1670-1671 годов, донской казак, атаман, воевал с крымскими и турецкими феодалами. Совершил с отрядами казацкой голытьбы поход на Волгу и Яик (1667), в Персию (1668-1669). Весной 1670 года возглавил крестьянскую войну, в ходе которой проявил себя опытным организатором и военачальником. Был выдан казацким старшиной царскому правительству и казнен в Москве.

Степан Тимофеевич Разин, прозванный Стенькой, был среднего роста, широкоплеч, крепко сложен, отважен, жесток и хитер. Посланный в 1661 году к калмыкам, чтобы склонить их к совместным с казаками действиям против татар, он с успехом выполнил это поручение. Осенью того же года Разин побывал в Москве и совершил паломничество в Соловецкий монастырь.

По словам иностранных летописцев, брат Степана Тимофеевича, служивший несколько позднее в войске князя Георгия Долгорукого, был повешен за дезертирство. Степан и третий брат Фрол, будто бы поклялись отомстить за него боярам и воеводам. Однако этот эпизод пока не нашел документального подтверждения.

В 1667 году, собрав отряд из голытьбы и разбойников, Разин хотел плыть по Азовскому морю и грабить турецкие берега; но черкасский атаман Корней Яковлев не позволил ему этого и некоторое время удерживал казаков в повиновении московскому царю. Тогда Стенька поплыл верх по Дону, грабя богатых казаков и разоряя их дома. Добравшись до того места, где Дон сближается с Волгой, он заложил там стан (около города Паншина, между рек Тишини и Иловли), названный Ригой. Порох и свинец казаки получали от посадских людей из Воронежа, за деньги или в обмен на товар. Когда слух о появлении казацкого стана дошел до Царицына, началась переписка местного начальства с московским, но серьезных мер против казаков никто не принимал.

Чуть позже тысячный отряд Разина напал на караван, спускавшийся по Волге с грузом хлеба из Нижнего Новгорода в Астрахань. Барки были разграблены, агенты, сопровождавшие хлебный транспорт, подвергнуты пыткам и повешены. Одна из барок принадлежала патриарху Иосафу, недавно унаследовавшему сан Никона, - возможно, именно это обстоятельство привело Степана к мысли выдать себя за союзника Никона, мстящего за его низложение. Позднее легенда о пребывании Никона в шайке отважного атамана получила широкое распространение. Один из летописцев писал даже, что Стенька Разин старался поддержать этот слух, для чего возил с собой манекен, похожий на опального патриарха.

Караван сопровождал отряд стрельцов, который не оказал никакого сопротивления. Бездействие стрельцов воспламенило народное воображение. Атаман прослыл колдуном: одним окриком он останавливает корабли; одним взглядом повергает в оцепенение солдат, которым поручена охрана их; от его тела отскакивают пули.

Окрыленный легким успехом, Стенька расположился лагерем на холмах близ Камышина и готовился к новым подвигам. Наконец он отправился к Царицыну, но не взял его, а только напугал воеводу, который беспрекословно подчинился его требованиям, выдал наковальню, мехи и кузнечную снасть. У Стеньки было теперь уже 35 стругов и 1500 человек. Он проплыл мимо Черного Яра, где разбил и высек московского воеводу Беклемишева.

Скорее всего, у Разина вообще не было никакого плана. Авантюрист по натуре, он искал приключений. Стенька обогнул северный берег Каспийского моря до устья Яика, нынешнего Урала, и напал на одноименный городок, не оказавший сопротивления. Командир малочисленного московского гарнизона, расквартированного в Яике, Сергей Яцын, позже говорил, что хотел заманить нападавших в ловушку. Раскрыв двери церкви, в которой разбойники желали помолиться, он надеялся, что захватит их в плен. Но пока стрельцы раздумывали, они были почти все перебиты.

Из этого городка Разин совершал набеги на крымских татар, к устью Волги и против мусульманских кораблей вдоль дагестанского побережья.

В Москве начали проявляться признаки беспокойства, поскольку казаки на Дону все громче выражали желание присоединиться к прославленному атаману. Войсковой старшина Корнил Яковлев чувствовал, что его авторитет падает. Теперь он не чувствовал себя в безопасности; круг отказывался слушать старых и сдержанных казаков.

Переговоры с казаками, захватившими Яик, не дали никакого результата. Не произвели никакого впечатления и послания царя. В конце 1667 года астраханский воевода князь Иван Прозоровский получил приказ выступить в поход. Стенька Разин быстро расправился с высланным против него отрядом; часть солдат он переманил на свою сторону, остальных перебил. Весной следующего года он получил с Дона подкрепление в 700 казаков и вышел в море; начался самый блестящий период его карьеры.

Опустошив персидское побережье от Дербента до Баку, Разин достиг Решта. Вступив с казаками в переговоры и согласившись обменяться заложниками, губернатор города Будар-хан открыл рейд казачьей флотилии. Стенька собирался обосноваться на персидской земле и послал шаху предложение поступить к нему на службу. Однако переговоры затянулись. Тем временем жители Решта тайно напали на казаков и убили 400 человек. Разин отплыл в Фарабат.

Казаки жестоко отомстили за поражение. Явившись в Фарабат будто бы с намерением наладить торговые отношения с местным рынком, они неожиданно напали на жителей. Весной 1669 года казаки вернулись на восточный берег Каспийского моря, чтобы разграбить туркменские улусы и напасть затем на персидский флот. Флот был уничтожен. Персидский адмирал Менедихан спасся всего с тремя судами, оставив в руках победителя сына и дочь, которую Стенька сделал своей любовницей.

Похождения казачьего атамана начали принимать опасный оборот. Переговоры, затеянные шахом, провалились; Стенька и его спутники не знали, что им дальше делать и как поступить с награбленной добычей. Тем временем астраханский воевода, подготовившись на этот раз более основательно, с нетерпением ждал их у прохода с тридцатью шестью судами и 4000 стрельцов.

Не разобравшись в ситуации, Стенька безрассудно сразился с этой внушительной силой, но вынужден был отступить, а затем сдался на милость победителю. Следуя инструкциям, Прозоровский пошел на большие уступки. Казаки предложили возвратить все, что они награбили не на мусульманской территории, разгром же каспийских берегов можно считать ответом на постоянные набеги персидских подданных или данников на московские прибрежные владения. Соображения эти легли в основу переговоров. В астраханском городском приказе, 25 августа 1663 года, Стенька и его сподвижники принесли торжественно повинную. Атаман сложил свою булаву, клятвенно обещал выполнить принятые на себя обязательства и послал в Москву депутацию, отделавшуюся снисходительным выговором.

Стенька пировал с воеводами, одарил их персидскими тканями, бил челом царю городами, отнятыми у шаха, и достиг своей цели - позволения вернуться на Дон с остальной частью добычи. Пообещав сдать свою артиллерию, он сохранил двадцать пушек, - сославшись на необходимость идти через степи, где ему могли угрожать крымские или азовские татары и турки.

Позже воевод упрекали за то, что они не распределили казаков по стрелецким ротам. Но воеводы даже не помышляли об этом: Стенька и его друзья предстали перед ними в таком великолепии - покрытые шелками, с руками, полными золота, - что воскресили в них воспоминание об Олеге и его дружине, ослепивших Киев богатствами, захваченными в греческой империи. На лодках их красовались чуть не легендарные шелковые канаты и паруса! Для стрельцов соблазн был слишком велик: у них могло появиться желание присоединиться к торжествующей казачьей вольнице. Казаки шатались по кабакам в бархатных кафтанах и расплачивались драгоценными жемчужинами.

Стенька, державший в полном подчинении всю эту суровую орду, представлялся таким ласковым, щедрым, великодушным! Воеводы, сравнительно с ним, казались такими требовательными и строгими к бедному люду! Правда, Стенька настаивал, чтобы ему оказывали почти царские почести: приходившие к нему должны были становиться на колени и кланяться лбом до земли; но он позволял делать что угодно, никогда ни в чем не отказывал.

Прибывший в это время в Астрахань на корабле «Орел» голландец Стрюис так описывал атамана:

«Он казался высоким, держался с достоинством, имел вид горделивый. Сложен он был стройно, но лицо было несколько попорчено рябинами. Он обладал даром внушать страх и любовь… Мы застали его в шатре с его наперсником, прозванным „Чертовы усы“ (речь идет, вероятно, о Ваське Усе), и несколькими другими офицерами… Наш капитан поднес ему в дар две бутылки водки, которой он обрадовался, так как давно уже не пил ее… Он сделал нам знак сесть и поднес нам по чарке за свое здоровье… но не говорил почти ничего и не проявил никакого желания узнать, для какой именно цели мы прибыли в эту страну… Мы вторично посетили его и нашли на реке, в раскрашенной и вызолоченной лодке, пьющим и веселящимся с некоторыми из его офицеров. Возле него была персидская принцесса…»

Красота этой наложницы и ее знатное происхождение еще больше поднимали авторитет Стеньки, возбуждая, впрочем, зависть среди его соратников. Этим, вероятно, объясняется неожиданный поступок, которым, согласно преданию, завершился роман с персидской царевной. В самый разгар пиршества, опьяненный вином и страстью, атаман бросил прекрасную персиянку в Волгу, оправдывая свой поступок желанием рассчитаться с любимой рекой, наградившей его властью, золотом, всякими богатствами; он, в свою очередь, пожертвовал ей лучшую часть своей добычи!

Впрочем, вполне возможно, что это все из области легенд - такое же повествование, например, включено в былину о Садко, новгородском госте.

Стенька, как и большинство ему подобных авантюристов, относился с пренебрежением ко всему, даже к человеческой жизни. Не исключено, что он убил и дочь Менеди-хана, - но при условиях не столь мелодраматических. Присвоив себе роль верховного судьи, он приказал, в другом случае, повесить за ноги женщину, уличенную в прелюбодеянии, и утопить ее соблазнителя.

Подобные эпизоды внушили астраханским воеводам желание поскорее избавиться от таких соседей; 4 сентября казаки покинули Астрахань.

Поднимаясь по Волге, Стенька, вопреки договоренности, вошел в Царицын, где поил своих людей водкой за счет жителей, сорвал откуп с царицынского воеводы Григория Унковского и направился, наконец, к Дону. Навстречу ему выехали послы, которых он отправил в Москву.

В Астрахани Разин проникся сознанием своего значения и могущества; он и не думал выполнять только что принятые на себя обязательства. Не вернув, как обещал, оставленных ему двадцати пушек, он окопался между Кагальником и Ведерниковым, вызвал в новую резиденцию свою жену и брата Фрола и как бы поделил область войска Донского: в Черкасске верховодил по-прежнему Корнил Яковлев, под началом Разина было до 2700 хорошо вооруженных казаков, овеянных легендарной славой персидского набега. Многие прибывали к Стеньке даже с отдаленных берегов Днепра: все эти искатели приключений ожидали новой экспедиции, план которой, по-видимому, еще не созрел в голове Разина.

Для того чтобы заручиться поддержкой местного населения, он воздерживался от грабежей и даже не мешал развитию торговых отношений между донской областью и Москвой. Он добивался лишь, чтобы московские купцы отдавали предпочтение Кагальнику перед Черкасском, что, впрочем, совпадало с чаяниями торговцев. Черкасские казаки, конечно, косились на конкурента, угрожавшего им разорением.

Весной 1670 года Степан Разин неожиданно нагрянул в Черкасск с отрядом головорезов, причем именно в тот самый момент, когда Корнил Яковлев с почестями отсылал царского гонца, привезшего благосклонное послание. Стенька обозвал гонца шпионом, подосланным не царем, а боярами, и приказал бросить его в воду вместе с несколькими казаками, протестовавшими против такого самоуправства.

Корнил Яковлев не выдержал конкуренции, и вся власть вскоре перешла к Стеньке, который стал вводить новые порядки. Считая попов агентами московского правительства, он предпринял попытку ввести гражданский брак. В Черкасске сгорело несколько церквей. Казаки просили денег, чтобы отстроить их. Новый вождь процитировал одного из древнейших героев былинного эпоса, Дуная Ивановича: «Зачем вам церкви? К чему нужны попы? Чтоб венчать вас? Поставьте жениха и невесту под деревом, попляшите вокруг них, - вот вам и свадьба!»

Отпраздновав несколько свадеб по этому обряду, он поднялся по Дону до городка Паншина, где соединился с Васькой Усом, разорявшим тем временем помещичьи вотчины около Воронежа и Тулы. Вместе с этим подкреплением, набралось до 7000 вооруженных людей, с которыми Стенька двинулся сухопутным путем к Царицыну.

Жители этого города покорно раскрыли перед ним ворота. Башня, в которой засел градоправитель Тимофей Тургенев, была взята приступом; несчастного воеводу протащили, с петлей на шее, до Волги и утопили. У Стеньки Разина возник грандиозный план: подняться по реке, захватывая по пути города и расправляясь с воеводами, как с Тургеневым, взбунтовать население и пойти на Москву, чтобы положить там конец правлению бояр, врагов народа и царя.

Узнав, что Прозоровский послал сильный отрад из Черного Яра и что одновременно 5000 стрельцов из Москвы спускаются по реке к Царицыну, чтобы зажать его в тиски, Стенька выступил навстречу отряду московских стрельцов, настиг его у острова Денежного, в семи верстах от Царицына, и оттеснил к городу, где стрельцов встретили пушечными выстрелами - часть из них погибла, другая часть попала в плен. Московский военачальник Иван Лопатин и его помощники разделили участь Тургенева. Уцелевшие стрельцы были удивлены, узнав, что Стенька вовсе не сражается против царя, а выдает себя за его защитника от гнусной боярской камарильи.

Астраханские стрельцы также не выдержали натиска и сдались без сопротивления Стенька Разин, соблазнившись возможностью разграбить Астрахань и установить там свое правление, изменил первоначальный план - подняться по Волге и идти на Москву, ослабленную войной с Польшей. Вместо этого он поспешил в южную торговую столицу.

Князю Прозоровскому сообщил о поражении спасшийся командир отряда астраханских стрельцов князь Семен Львов. Прозоровский поспешил укрепить город. Но население его было взбудоражено тревожными слухами и предзнаменованиями. Митрополит Иосиф, жестоко пострадавший от казаков Заруцкого, не находил себе места. Среди стрельцов началось брожение, 15 июня они с угрозами потребовали уплаты просроченного жалованья. При помощи духовенства Прозоровскому кое-как удалось их успокоить. Через неделю Стенька Разин появился под стенами города Два дня спустя, после попытки вступить с осажденными в переговоры, он пошел на штурм.

Астрахань была защищена стенами в четыре сажени (сажень - 2,134 м) вышины и в полторы сажени толщины, с башнями и 460 пушками. Но стрельцы убили лейтенанта Фому Бойля, помощника капитана «Орла» Бутлера, командовавшего артиллерией, - и пушки не помешали казакам влезть по лестницам на укрепления Московские офицеры и чиновники спрятались в соборе. Прозоровский был тяжело ранен пикой. Митрополит успел лишь причастить мужественного воина, с которым его связывала дружба. Заперли тяжелую, из кованого железа дверь храма, но в окна летели пули Наконец, дверь поддалась, и, переступив через тело стрелецкого сотника, защищавшего вход в церковь, казаки накинулись на еще живого Прозоровского и связали его и остальных московских посланников

Расправа не заставила себя ждать Стенька прошептал несколько слов Прозоровскому, воевода отрицательно покачал в ответ на его предложение головой, - и тотчас же казаки потащили умирающего на колокольню, откуда сбросили его на крепостные стены После проведенного для видимости допроса остальные пленники были казнены В монастыре Святой Троицы, где их похоронили, один монах насчитал 441 труп.

За побоищем последовал грабеж.

Стенька Разин превратил Астрахань в казацкий город, разделив жителей на тысячи, сотни и десятки, под начальством избранных есаулов, сотников и десятников, организовал «круг» и говорил, что собирается восстановить древнее вече. Однажды утром население вывели за город, на большое поле, принять присягу на верность царю, атаману и казачьему войску, с клятвой выдавать «изменников». Двое священников отказались от присяги; Стенька велел утопить одного из них, а другому - отрезать руку и ногу. Он приказал сжечь все бумаги архивов и канцелярий, заявив, что поступит так же в Москве и даже в самом дворце царя. Неграмотным казакам эти бумаги были не нужны.

Атаман и его подручные бражничали с утра до ночи, превратив свое правление в непрерывную оргию. Стенька Разин находил все новые жертвы для расправы. После неудачи возобновленных переговоров с Менеди-ханом он приказал повесить пленного сына этого мусульманина, зацепив жертву ребром за железный крюк.

Обедневших жен и дочерей убитых Стенька выдавал замуж за своих казаков. Для этой цели он прибегал даже к помощи немногих уцелевших священников, запретив им, однако, подчиняться митрополиту.

Казалось, митрополит не имел ничего против, в день именин царевича Федора Алексеевича он пригласил к столу Стеньку Разина и сотню его сподвижников. Правда, в доме митрополита скрывалась вдова князя Прозоровского, Прасковья Федоровна. При ней было два сына шестнадцати и восьми лет. Стенька обнаружил все-таки несчастных мальчиков; старший был убит, после ужаснейших пыток, с помощью которых казаки хотели узнать, где прячет князь Прозоровский свою казну, а младший был возвращен матери.

В конце июля Разин почувствовал, что Москва может собраться с силами и тогда с ней не совладать. Он велел выступать в поход. Увы, но благоприятное время уже было потеряно.

Оставив в Астрахани Ваську Уса, Стенька поднялся по Волге на двухстах лодках; две тысячи верховых казаков следовали по берегу. Затем были также захвачены и разграблены Саратов и Самара. В начале сентября Разин достиг Симбирска. Это было время его триумфа.

Симбирский воевода Иван Милославский получил в подмогу из Казани отряд под начальством князя Георгия Барятинского; но оба эти полководца располагали лишь призрачной армией Им прислали достаточно денег для нового набора, но они решили присвоить себе эти средства, вписав в ложные перечни рекрутов убитых или вовсе не существовавших людей.

Барятинский, проявив больше отваги, чем честности, вступил в бой с превосходящими силами крамольного атамана и продержался целый день. Ночью, однако, повторилось то же, что случилось в Астрахани и Царицыне: Жители Симбирска пустили казаков в главный форт города, и под огнем собственных пушек Барятинский вынужден был отступить Милославский стойко Держался в другом форте. Стенька в течение целого месяца не мог вытеснить его оттуда Тем временем Барятинский вернулся со свежими войсками. Разин не сумел использовать своего численного превосходства. Не имея представления о тактике ведения боя, он ничего не смог противопоставить неприятелю. Дважды раненный в схватке, Разин лишился возможности руководить своими людьми и был разбит наголову. Под покровом ночи Степан с донскими казаками спустился по Волге.

Утром Барятинский и Милославский без труда расправились с остатками войска Разина. Несколько сот человек были брошены в воду; остальных или изрубили на куски, или повесили вдоль дорог.

Но до этого разгрома народные волнения стали приобретать гигантский размах. Отступление Барятинского произвело сенсацию; к тому же казаки распространили соблазнительные слухи по всему течению верхней Волги, что среди них находится не только патриарх Никон, но и царевич Алексей - жертва бояр, обманывающих своего государя. В действительности царевич Алексей, наследник престола, умер в январе 1670 года, а Никон пребывал в Ферапонтовском монастыре; но мистификатор более искусный, чем полководец, Стенька окружал глубокой таинственностью две старательно оберегаемых лодки в его флотилии, в которых за красными и черными бархатными драпировками будто бы скрывались высокопоставленные особы.

В своих воззваниях он объявлял беспощадную войну чиновникам всех рангов, предвещал конец всякой бюрократии и всякой власти. Хотя он отрицал, что выступает против царя, однако давал понять, что и этот институт власти уже отжил, но Стенька не хотел заменить его собственным. Как казак, он останется среди казаков, своих братьев, которые в новой организации, скопированной по образцу казачьих установлений, установят всюду полное равенство.

Народ взбунтовался по всей обширной территории между Волгой и Окой, к югу - до саратовских степей, на восток - до Рязани и Воронежа. Крестьяне убивали своих помещиков или их управляющих и массами переходили в казачество. Всюду организовались новые шайки; при их приближении городская голытьба бросалась на воевод и их подчиненных, заменяла их атаманами и есаулами, устанавливая новый режим, не забыв предварительно истребить представителей старого.

Местные инородцы, мордва, чуваши и черемисы, присоединялись к восстанию Движение с особенной силой распространялось на запад, по Симбирской, Пензенской и Тамбовской губерниям, и на северо-запад, к Нижнему Новгороду. Один из народных отрядов направился по Тамбовской дороге, чтобы взбунтовать по пути Зарайск и Пензу. Другой, которым будто бы командовал сам царевич Алексей, двинулся на Алатырь, Курмыш и Ядрин, где заставил духовные и светские власти устроить торжественную встречу с иконами и хоругвями. В Козьмодемьянске и Мурашкине воеводы, не воздавшие почести, мнимому царевичу, были убиты жителями. Лже-Алексей, простой казак, он же Максим Осипов, вынужден был приступом взять монастырь Святого Макария в Желтоводах. Избив монахов и ограбив почитаемую обитель, он собирался пойти на Нижний Новгород, когда пришла весть о поражении Разина.

В Арзамасе прославленный полководец, князь Георгий Долгорукий, перешел в наступление и вскоре очистил от разбойников всю страну…

Из Симбирска Стенька Разин бежал в Самару, оправдывая свое поражение бездействием пушек и отступничеством соратников - подобно тому, как это случилось прежде в Царицыне. Но хитрость эта подорвала легенду. Значит, он не колдун, значит, он утратил свою сверхъестественную силу! Жители Самары, разочаровавшись в нем, закрыли перед Стенькой ворота Так же поступили и саратовцы В Черкасск Корнилу Яковлеву из Москвы поспешно выслали в подкрепление 1000 рейтаров и драгун под начальством Григория Коссогова. К известию о приближении этого отряда присоединились слухи об ужасных репрессиях Долгорукого; участь Стеньки была решена.

Официальные сведения относительно обстоятельств, обусловивших развязку, крайне сбивчивы и противоречивы. Трудно определить, каким именно образом были захвачены Фрол и Стенька: осадили ли их и взяли в крепости Кагальника, выдали ли их принесшие повинную сподвижники, заманил ли их в ловушку старый Яковлев? Так или иначе, Фрола и Степана препроводили в Москву. Атаман сохранял полную достоинства невозмутимость, а брат его, напротив, стонал и причитал

«Чего ты жалуешься? - спросил, наконец, раздосадованный Стенька. - Нам готовят великолепный прием: знатнейшие вельможи столицы выйдут к нам навстречу!»

Вся Москва 4 июня 1671 года присутствовала при въезде легендарного героя. Атаман, к своему великому сожалению, не мог сохранить прежних великолепных одеяний. Его везли в жалких рубищах, на телеге вместе с виселицей.

По преданию, самые жестокие пытки не заставили его проронить ни слова Возможно, это не так: Алексей в своей переписке с Никоном ссылался именно на показания Стеньки относительно сношений крамольного атамана с экс-патриархом.

Предание уверяет, будто суровый разбойник продолжал осмеивать брата, выказывавшего перед палачами малодушие:

«Перестань нюнить, как баба! Погуляли мы с тобой вволю, надо теперь потерпеть немного…»

Стенька будто бы не испугался самой мучительной пытки того времени: капанья холодной воды на обритый затылок Когда ему брили макушку головы, он сострил:

«Ну вот, - меня, бедного, невежественного мужика, украшают тонзурой, точно самого ученого из монахов!»

6 июня его повели на лобное место Стенька выслушал, не моргнув глазом, приговор, присуждавший его к четвертованию, набожно повернулся к соседней церкви, четырежды поклонился народу, прося прощения, и, не теряя самообладания, отдал себя в руки палачей Его положили меж двух досок; сначала ему отрубили правую руку, повыше локтя, затем левую ногу, ниже колена Стенька даже не вскрикнул. Его сочли мертвым; но при виде приготовлений предстоящей мучительной казни Фрол не выдержал и выкрикнул «слово и дело», что давало ему право получить отсрочку для сообщения судьям важных признаний; льгота эта искупалась, впрочем, дополнительными жестокими пытками. Вдруг из-под окровавленных досок, между которыми лежало искалеченное тело Стеньки, раздался грозный окрик: «Молчи, собака!»

Это были последние слова легендарного атамана. Они также не подтверждаются историческими документами. Фрол же добился отсрочки. Он, по-видимому, указал на тайник с важными бумагами или кладом; и хотя поиски тайника не увенчались успехом, Фрол отделался пожизненным заключением.

По преданию, Стенька Разин, готовясь к смерти, сочинил поэму, сохранившуюся в народе; в ней он просит, чтобы его похоронили на перекрестке трех дорог, ведущих в Москву, Астрахань и Киев.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...