Сравнение поэзии тютчева и фета. В чем сходство и различие взглядов Фета и Тютчева на поэзию? Чье понимание поэзии Вам ближе? Несколько интересных сочинений


Сравнительная характеристика темы любви в лирике Тютчева и Фета. Первый пункт плана - это сравнение по критериям художественный образ, созданный автором. Стихотворение Тютчева "Я встретил вас и всё былое" прекрасный пример стихотворения о чистой любви, автор рассматривает тему чувств. Так, например, данное стихотворение описывает чувства, вновь испытываемые счастливым лирическим героем. Тютчев открывает для нас светлое чувство любви с привычного ракурса для всех. Так любовь предстаёт в его стихотворение как что-то искреннее, светлое и нежное. Лирического героя любовь наполняет смыслом жизни, он счастлив. Стихотворение погружает читателя в мир теплоты и гармонии.

В стихотворении Фета "Ты отстрадала, я еще страдаю" поэт создал образ лирического героя, через который передает свою ситуацию.

Это стихотворение посвящено одно из возлюбленных поэта - М. Лазич, оно о любви. Ему не хватило мужества, чтобы остаться с Лазич и он пренебрег не только своими чувствами, но и чувствами Марии и вскоре сбежал, после этого до конца своих дней он говорил: "сожалею о своем поступке". Через сколько дней после того, как он ушел от Марии, он узнает, что Женщина погибла, одной из версии гибели стало то, что Мария покончила жизнь самоубийством, тоже самое пытался сделать Фет по предположению некоторых исследователей. Несмотря на несколько десятков лет, которые прошли после смерти Марии Фет так и до конца жизни не смог перебороть чувство вины, оно его коробили, что он мог повлиять на решение Марии. В стихотворении отражены данные терзания поэта. Лирический герой показывает как его душа дышит сомнением, его жизнь пропитана этим чувством.

Стихотворение пропитано чувствам в любви, чувством памяти к возлюбленной, он сомневается в правильности своего поступка. Лирический герой понимает, что всё лучшие моменты его жизни были с ней, в прошлом, всё о чём он мечтает - это попасть к ней "скорей скорей в твое небытие". Это ещё раз может подтверждать Мысль о том, что Фет мог пытаться покончить с собой самоубийством.

Вторым критерием в сравнении является выразительные средства которые используют поэты в своих стихотворениях. Тютчев использует различные средства выразительные такие как метафора, эпитет, олицетворение; преобладает нежная, эмоциональная лексика, которая показывает молодость и чувственность лирического героя.

В произведение Фета преобладают эпитеты, которые показывают состояние лирического героя, поэт использует метафоры для того, чтобы показать терзания в глубине души персонажа, так, например, "сомнением дышит грудь" "сердцем избегаю"

Третьим критерием в сравнении является авторский замысел, для чего создали эти произведения авторы. Тютчев хотел изобразить счастливую и светлую жизнь, которая возможна, если ты любишь. Автор передает силу любви, верность в любви герои автор хвалит его чудесные проявления своих чувств. Воспоминания дарят личности вдохновение и надежду, любовь возражает минувшие воспоминания, любовь - это то что наполняет нас жизнью.

Стихотворение посвященное потерянной любви, трагическому исходу и одиночеству. Одиночество человека, который мог бы всё изменить, но не сделал этого.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Стихотворение Афанасия Фета "Весенние мысли" пропитано надеждой, предвкушением весны, ожиданием любви. И если в этом стихотворении весна представлена простым, но прекрасным явлением, то "Весна" Федора Тютчева -

Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.

Тютчев создал некий возвышенный образ, перед которым никому не устоять.

Но если искать сходства в этих стихотворениях, то можно увидеть, что и Фет, и Тютчев прославляют весну. Только делают это по-разному.

У Фета весна приносит с собою любовь, тепло и мир. У людей "Восходит" кровь, человек начинает верить в любовь. При этом у Фета весна может причинить невольную боль "бесконечной любовью".

У Тютчева весна бессмертна. Она подчиняется лишь своим законам и правилам. Но, хоть она в некоторой степени равнодушна, весна Тютчева помогает людям:

Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь...

Эпитеты к стихотворению Фета "Весенние мысли": к берегам, расторгающим лед; солнце теплое; душистого ландыша; восходящую кровь; душою подкупленной; бесконечна любовь; средь природы разнеженной; холодное солнце. Сравнения: как мир, бесконечна любовь.

Эпитеты к стихотворению Тютчева "Весна": строгим испытаньям; светла, блаженно-равнодушна; отцветших весен; благоухающие слезы; океан безбрежный; бодрый, самовластный, животворный океан; струей эфирной; страдальческую грудь; жизни божеско-всемирной. Сравнения: свежа, как первая весна; жизнь, как океан. Метафоры: гнетет рука судьбины; томит обман; браздят чело морщины; взор сияет; много облак бродит; весен бытия; вздыхают розы(олиц.); соловей поет(олиц.); жизнь разлита; игра и жертва жизни.

В стихотворении Фета "Весенние мысли" есть вопросительное предложение (последняя строфа стихотворения). Нет ни многоточия, ни восклицательных предложений. Стих плавно льется. В стихотворении много звуков [л"], [л], [р].

В стихотворении Тютчева "Весна" есть несколько восклицательных предложений, много точек с запятой, одно многоточие в самом начале второй строфы. "Весна..." Автор дает нам возможность подумать, представить ее. Также есть несколько тире. В стихотворении преобладают твердые согласные [д], [р] и шипящие [ш], [щ], [ж].

И то, и другое стихотворение мне очень понравилось. Каждое имеет свою прелесть. Хотя все же мне ближе стихотворение Фета "Весенние мысли". Уж слишком холодна и равнодушна весна у Тютчева. Читая стихотворение Фета, я представила себе русскую девушку, простую, но все же прекрасную и дарящую любовь и теплоту.

В разделе на вопрос Сравнительная характеристика Тютчева и Фета заданный автором Просохнуть лучший ответ это Лирический герой у Тютчева и Фета отличается своим отношением к природе, открывающейся ему. Хотя в обоих стихотворениях лирический герой радуется приходу весны, у Тютчева пейзаж, скорее, всего лишь повод поразмыслить о человеке, о его душевном состоянии. У Фета же главное – это красота нарождающейся весны во всех даже самых обыкновенных предметах, и человек отнюдь не главная часть этого мира. 5.Сравните стихотворения на уровне использования лексики и синтаксиса. В чем видите разницу? На лексическом уровне стихотворения отличаются. Тютчев использует слова высокого стиля: «Стебль», «Лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», Фет наряду со словами высокого стиля («низойти», «весть») легко вводит самую простую лексику: «телега», «сизый румянец». Для Тютчева важна обобщающая величественная картина, для Фета – простая и конкретная.

Ответ от Исламия Гильманова [гуру]
и Тютчев, и Фет перенесли множество тяжелейших испытаний и страшнейших потерь. Им обоим довелось пережить смерть любимой женщины, однако, по моему мнению, любовная история Федора Ивановича все же более счастлива. Ему посчастливилось испытать сильнейшие чувства к нескольким девушкам. Практически на протяжении всей жизни с ним рядом находилась одна из его возлюбленных. Возможно именно поэтому, несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждающего, что вся деятельность человека - "подвиг бесполезный", большинство его произведений наполнены молодостью и неистребимым жизнелюбием. Фету же, потерявшему свою любовь еще в молодости, остаются только воспоминания и горечь вины и обиды. Однако каждый из поэтов в своем стихотворении смог раскрыть свои мысли, передать свое настроение читателю, "обнажить" перед ним душу.

Обзор материала

Обзор материала

Цель: произвести сопоставительный художественный анализ стихотворений поэтов «чистого искусства» Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Задачи:

Выявление изобразительно-выразительных средств; повторение литературоведческой терминологии (тропы и сти­листические фигуры, литературные направления);

Развитие художественного вкуса;

Воспитание любви к художественному слову.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, текст стихотворений, музыкальное сопровождение.

Ход занятий.

I . Организационный момент.

II . Биография Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Сообщения студентов в сопровождении мультимедийной презентации.

1. Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873гг). Слово учителя о творчестве поэта.

П амяти Тютчева (1873)

Ни у домашнего простого камелька,

Ни в шуме светских фраз и суеты салонной

Нам не забыть его, седого старика,

С улыбкой едкою, с душою благосклонной!

Ленивой поступью прошел он жизни путь,

Но мыслью обнял все, что на пути заметил,

И перед тем, чтоб сном могильным отдохнуть,

Он был как голубь чист и как младенец светел.

Искусства, знания, событья наших дней, -

Все отклик верный в нем будило неизбежно,

И словом, брошенным на факты и людей,

Он клейма вечные накладывал небрежно...

Вы помните его в кругу его друзей?

Как мысли сыпались нежданные, живые,

Как забывали мы под звук его речей

И вечер длившийся, и годы прожитые!

В нем злобы не было. Когда ж он говорил,

Язвительно смеясь над жизнью или веком,

То самый смех его нас с жизнию мирил,

А светлый лик его мирил нас с человеком!

А. Н. Апухтин

Стихотворения г. Ф. Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии. Г<-н>. Ф. Т. написал очень не­много; но все написанное им носит на себе печать истинного и пре­красного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, испол­ненного мысли и неподдельного чувства...

Главное достоинство стихотворений г. Ф. Т. заключается в жи­вом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях...

Н. А. Некрасов. Русские второстепенные поэты. 1850

В наших глазах, как оно ни обидно для самолюбия современ­ников, г. Тютчев, принадлежавший к поколению предыдущему, сто­ит решительно выше всех своих собратов по Аполлону. Легко ука­зать на те отдельные качества, которыми превосходят его более да­ровитые из теперешних наших поэтов: на пленительную, хотя несколько однообразную, грацию Фета, на энергическую часто су­хую и жесткую страстность Некрасова, на правильную, иногда хо­лодную живопись Майкова; но на одном г. Тютчеве лежит печать той великой эпохи, к которой он принадлежит и которая так ярко и сильно выразилась в Пушкине; в нем одном замечается та сораз­мерность таланта с самим собой, та соответственность его с жиз­нью автора, - словом, хоть часть того, что в полном развитии сво­ем составляет отличительные признаки великих дарований. <...>

Талант его, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою гиб- костию понимания, некоторою гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной. <...> Г-н Тютчев может сказать себе, что он, по выражению одного поэта, создал речи, которым не суждено уме­реть, а для истинного художника выше подобного сознания награ­ды нет.

И. С. Тургенев. Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева. 1854

Страстная любовь к жизни и постоянная тревога, в конечном счете обусловленная трагическим восприятием реальной действи­тельности, составляет основу мироощущения Тютчева...

Тютчев - поэт-мыслитель по преимуществу.

К. В. Пигарев. Ф. И. Тютчев и его время. 1978

Афанасий Фет, видевший в Тютчеве «одного из величайших лири­ков, существовавших на земле», с замечательной точностью сказал о поражающем двуединстве, воплотившемся в тютчевском творчестве:

Да, каждого, кто войдет сердцем и разумом в лирический мир Тютчева, не может не поразить это почти сверхъестественное сли­яние поистине вселенской мощи духа и предельной утонченности души. Слияние этих, казалось бы, несоединимых свойств и опре­деляет, в частности, незаменимость и абсолютную ценность голоса Тютчева в мировой лирике.

В. В. Кожинов. Тютчев. 1988

Внимательно прочитайте приведенные выше высказывания из­вестных поэтов, критиков, литературоведов о Тютчеве-художнике и его поэзии.

Какое представление у вас складывается по прочтении этих от­зывов о личности самого поэта, его духовном мире?

2. Из биографии поэта.

После долгой-долгой зимы, когда в полях еще «белеет снег», а в небе уже запевают первые жаворонки, невольно вспоминаются знакомые с детства и такие милые сердцу строки:

Весна идет, весна идет –

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

Эти стихи более ста лет назад написал поэт Федор Иванович Тютчев, а мы читаем их сейчас, и нам кажется, что только такими простыми, точными и задушевными словами можно говорить о весне, о первых грозах, о прозрачных днях «осени первоначальной» - о родной русской природе.

Тютчев родился и вырос в деревне, в имении своего отца возле села Овстуг, Орловской губернии. Рано научился он любить природу и «дышать с природой одной жизнью», как говорил он позднее. Когда мальчику пошел десятый год, к нему пригласили учителя – Семена Егоровича Раича. Раич очень привязался к своему ученику, да и нельзя было не любить его. Это был ласковый, спокойный, очень талантливый мальчик. Раич - человек хорошо образованный, поэт, переводчик - первый пробудил в своем ученике любовь к поэзии. Он научил его понимать литературу, поощрял его желания писать стихи.

В пятнадцать лет Тютчев уже был студентом Московского университета. На восемнадцатом году он прекрасно окончил университет и через несколько месяцев уехал на службу в русское посольство за границу.

Двадцать два года прожил он в чужих краях, вдали от родины, но не переставал думать о ней, посвящать ей свои стихи. «Я более всего любил в мире отечество и поэзию», - писал Тютчев в одном из писем с чужбины.

Но стихов своих Тютчев почти не печатал, и очень долго имя его как поэта было неизвестно в России. Однажды один из друзей Тютчева передал Пушкину тетрадь его стихов. Пушкину стихи очень понравились, и он напечатал их в журнале «Современник», который тогда издавал.

Это было в 1836 году. С тех пор стихи Тютчева стали появляться в «Современнике», который тогда широко расходился по всей России. А отдельной книжкой они вышли только в 1854 году. Книжка была маленькая, скромная; в ней было всего сто стихотворений, но о ней сразу все заговорили - такие там были прекрасные стихи.

Тютчев оставил нам небольшое литературное наследство - немного больше трехсот стихотворений. Но, как справедливо сказал поэт Афанасий Афанасьевич Фет, небольшая книжка стихов Тютчева была «томов премногих тяжелей».

3. Творческий путь Афанасия Афанасьевича Фета (1820 – 1892гг.).

Стихи пленительные Фета.

А. Жемчужников

Афанасий Афанасьевич Фет - вы­дающийся лирик XIX века, талантливый публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н.А. Некрасов и И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и М.Е. Салтыков-Щедрин; А.А. Блок считал Фета своим учителем. П.И. Чай­ковский высоко ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». На стихи Фета крупнейшие русские композиторы напи­сали много великолепных романсов: «Сад весь в цвету» (А. Аренский), «Свеж и душист твой роскошный венок» (Н. Римский- Корсаков), «В дымке-невидимке» (С. Танеев), «Я тебе ничего не скажу...» (П. Чайковский), «На заре ты ее не буди...» (А. Варламов) и другие.

Очень точно сказал о значении творчества А. А. Фета его со­временник - поэт А. Жемчужников:

Памяти Шеншина-Фета

Он в мире грезы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

Неуловимых ощущений,

Невоплотимой красоты.

И пусть он в старческие лета

Менял капризно имена

То публициста, то поэта –

Искупят прозу Шеншина

Стихи пленительные Фета.

В чем же «пленительность» стихов Фета? Почему его судь­бу называют одновременно и счастливой, и печальной?

Поэтический мир Фета

Мотивы г. Фета заключают в себе иногда такие тонкие... можно сказать, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах, и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение ос­тавляет в душе читателя... И самое произведение, и содержание его давно уже забылись, но мелодия его таинственно слилась с общею жизнью души нашей, сплелась с нашим духовным организмом.

В. П. Боткин. Русская литература. А. А. Фет. 1857

В семье второстепенных русских поэтов г. Фету бесспорно при­надлежит одно из видных мест. Большая половина его стихотворе­ний дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия. <...> Если при всей этой искренности, при всей легкости, с которой поэт покоряет себе сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться скромною долей второстепенно­го поэта, то причина этого, кажется нам, заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г. Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Рецензия на собрание стихотворений Фета. 1863

Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных по­эзии, и смело делает шаг в нашу область. <...> Это не просто поэт, но скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, ко­торые легко поддаются выражению словом.

П. И. Чайковский - Константину] Р[оманову].

Художественное творчество есть самая изумительная, самая не­постижимая, самая таинственная тайна... Вы жаждете проникнуть в тайну творчества <...> в таинственную лабораторию, в которой целое жизненное явление претворялось совершенно в чуждый ему звук, краску, камень. Торопитесь спросить художника, еще не ос­тывшего над своим вдохновенным трудом. Увы! ответа нет! тайна творчества для него самого осталась непроницаемой тайной.

А. А. Фет. Два письма о значении древних языков в нашем воспитании. 1867

В лирике Фета - притом именно в высших ее образцах - по­чти не воссоздаются какие-либо цельные «объекты» художествен­ного видения (а только «детали» этих объектов). В стихах Фета пе­ред нами не предстает определенный природный мир, рельефные человеческие характеры (в том числе даже и характер лирического героя, то есть в конечном счете самого поэта), весомые события. В лирике поэта воплощены, в сущности, только состояния и движения человеческого духа.

В. В. Кожинов. Поэзия и судьба Афанасия Фета. 1981

Как поэта-мыслителя Фета отличают лирическая нежность и лирическая смелость. Он нежен, как утреннее пробуждение отро­ка, и смел, как дума видавшая жизнь мудреца. Вступая в область самого тонкого и таинственного, в область человеческих пережи­ваний, Фет вскрывает их природу, дает последовательность моти­вировок, он чувствует, что важно для лирика-мыслителя, - пред­чувствует. <...>

В конечном счете главное в поэзии Фета - ее высокая человеч­ность. Современная русская лирика испытала на себе безусловное влияние Фета, о чем говорят, прежде всего, творчество разных на ших поэтов, а также их признания.

Л. А. Озеров. «То, что вечно, - человечно». 1995

Какие оценки ближе вашему впечатлению от знакомства с поэзией Фета? Мотивируйте свое мнение.

Начало жизненного пути. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 гг.). Мать Фета, Каролина Шарлотта Фёт, в 1820 г. по­кинула Германию с русским дворянином Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий же отец будущего поэта - Иоганн Фёт - чи­новник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам Орлов­ская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была фамилия и дворянское звание. Короткая фамилия Фёт принесла ее в владельцу «жесточайшие нравственные пытки» (фамилия Фёт обрусела и стала звучать как Фет).

Поэт ставит цель - вернуться в дворянское лоно Шенши­ных - и с фантастическим упорством добивается ее. (С 1873 года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шен­шиным.)

Образование. Учился в немецком городе Верро в пансионе, начал сочинять стихи.

Осенью 1838 года Фет стал студентом словесного отделения Московского университета. Восемнадцатилетний Афанасий начал неудержимо писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорье­вым, тоже студентом, горевшим страстью к стихотворству. Друзья вместе готовили к печати первый «студенческий» сборник стихов Фета, который вышел под инициалами «А. Ф.». Уже следующий сборник появился в журнале под именем «А. Фет».

Литературоведы считают, что буква «ё» превратилась в «е» в фамилии поэта по вине наборщика.

Университет Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую увле­ченность не скрывал, наоборот, стремился обрести популярность.

Творческий дебют - сборник «Лирический пантеон» (1840). Стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Поэт, по утверждению Фета, - есть сумасшедший и ни­куда не годный человек, лепечущий «божественный вздор». Но стихи Фета, этот «божественный вздор», произвели неизгладимое впечатление на Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского.

Военная служба. Фет вернуть дворянское звание и фа­милию. Военную службу в Херсонской губернии поэт использует для тренировки воли и выработки непоколебимого упорства к дос­тижению цели кратчайшим путем. Служит твердо и последова­тельно.

Цикл стихотворений о любви. Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с кото­рой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по служ­бе». Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет не­предвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в про­шлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка. Преобладающая тональность любовной лирики Фета - тра­гическая.

Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» - необычай­ный творческий взлет А. А. Фета.

Цикл стихотворений «о природе», «Весна», «Лето», «Осень», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таин­ственные его глубины, лирический герой Фета обретает способ­ность видеть прекрасную душу природы.

Фета влечет природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, и он радуется каждому малому, «сиюминутному» про­явлению жизни, которая через мгновение окажется уже иной. Его привлекает неповторимость и трепетность этих мгновений.

Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и других были опубликованы два самых крупных прозаических цик­ла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская проза»: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы - «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда.

Поэзия и проза Фета - художественные антиподы. По мне­нию Фета, проза - язык жизни обыденной, а поэзия - жизнь чело­веческой души и природы.

Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870-1892). Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успо­коение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит».

Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части», потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.

«В вечер такой золотистый и яс­ный» (1886), «Одним толчком согнуть ладью живую» (1887), «Ни­когда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг...» (1892).

Переводческая деятельность. Фет переводит античных поэтов, а также произведения Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и других. В переводах стремится к точности. «Ко­нечно, перевожу буквально», - пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.

А. А. Фет - поэт «чистого искусства». Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть свя­зана с жизнью, а поэту не следует «рассуждать», вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».

Таким образом, вопросов общественной жизни в своих сти­хотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» (как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полон­ский, А. Н. Майков и другие). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию темами:

а) родина; б) природа; в) любовь; г) поэт и поэзия (искусство).

Темы родины и природы «нераздельны». Фет умел «очелове­чить» русскую природу, найти в ней отзвук своим настроениям.

Любовь в изображении Фета - олицетворение и печали, и треволнений, и легкой радости. Любовная лирика отличается бо­гатством оттенков, нежностью и душевной теплотой.

У Фета много стихотворений об искусстве, о роли поэта и поэзии: «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге се­на ночью южной...» и другие. Искусство, по мнению поэта, не должно быть связано с жизнью. Поэт писал:

Неизбежно,

В мир стремлений,

Страстно, нежно

Преклонений

Уповать,

И молитв;

Без усилий

Радость чуя,

С плеском крылий

Не хочу я

Залетать

Ваших битв.

Действительно, поэзия Фета - поэзия намеков, догадок, умолчаний. Стихи - это лирические миниатюры, с помощью кото­рых поэт передает «едва уловимые переживания человека, органи­чески связанного с природой».

Что поражало современников в поступках и характере Фета?

Двойственность: Фет - проникновенный лирик и поклон­ник красоты во всех ее проявлениях, и Фет - жестокий и расчет­ливый хозяин, яростный защитник помещичьих интересов.

III . Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Пейзажная лирика.

1.

Ф. Тютчев

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья. 1830

А. Фет

* * *

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать , что солнце встало ,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало ;

Рассказать , что лес проснулся ,

Весь проснулся , веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать , что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать , что отовсюду

На меня весельем веет ,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

1843

Что общего между этими стихотворениями (тема, главная мысль, пафос, ос­новной художественный прием)?

Эти стихотворения связывает общий художественный прием - психологический параллелизм. Оба произведения включают в себя пейзажные зарисовки, но очень разные, и не только потому, что Тютчев пишет об осени, а Фет о весне или лете.

В каждом из этих стихотворений одно предложение. У Тютчева это единая, целостная картина увядания природы. Описание природы обогащено множеством эпитетов. Именно эпитеты создают торжественный и трагичный образ осени. Лирический герой Тютчева, любуясь красотой осеннего увядания, уподобляет его человеческому страданию. В последней строке стыдливость страдания человека названа божественной. Страдание человека столь же величественно, как и печальные перемены в Божьем мире. Лирический герой смотрит на мир со стороны, он наблюдает, анализирует и сопоставляет явления жизни.

Одно стихотворение изобилует эпитетами (выделите их), другое - глаголами (что это за глаголы? Зачем один глагол несколько раз повторяется?). Какой эф­фект это создает?

Интересно, что в стихотворении Тютчева только два глагола, один из которых незаметный, незначительный - есть. Второй - зовем - подводит итог, называет, фиксирует смысл сказанного. Стихотворение написано в форме элегии - думать об осени и страдании всегда грустно, а для размышлений собеседник не нужен.

В каком стихотворении лирический герой участвует в общей жизни на земле, а в каком - словно смотрит со стороны?

Попробуйте раскрасить стихи, обращая внимание на слова, имеющий свой цвет. Какое из стихотворений более цветное и почему? Как это связано с содержанием текста?

Какое стихотворение написано в форме послания (обращения к другому чело­веку), а какое - в форме элегии (грустного размышления)? Почему избрана имен­но эта форма?

Сравнивая эти стихотворения, мы видим удивительное поэтическое мастерство двух русских поэтов. Используя как основной прием психологический параллелизм, обращаясь к картинам природы, Фет создает картину состояния лирического героя в единстве с состоянием природы. Его лирический герой - часть Божьего мира. Тютчев же использует картины природы для сравнения с состоянием человека вообще. Не случайно в стихотворении нет местоимения я. Есть мы, то есть люди вообще. Лирический герой Тютчева - наблюдатель, аналитик, мыслитель.

2. Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета. Любовная лирика.

Перед вами тексты двух стихотворений. Внимательно прочитайте их, сопоставьте, затем запишите ваши наблюдения.

Что объединяет эти стихотворения? Для ответа на этот вопрос обозначьте цве­том: слова, обозначающие время; описания (пейзаж, портрет); чувства, ощущения лирического героя, состояние, чувства девушки.

Какие образы и как созданы в стихотворении Тютчева (женский образ, образ лирического героя, пейзаж, время)?

Какие отношения связывают лирического героя и девушку? Важно ли это?

С какой целью поэт настойчиво обращает внимание на приметы угасающего дня?

Сравните эпитеты, использованные в первых двух стро­ках третьей строфы.

Для чего использована эта антитеза?

В каких строчках сформу­лирована главная мысль стихотворения?

Каким настроением (пафосом) оно проник­нуто?

Что можно сказать о лирическом герое стихотворения?

Какой образ в стихот­ворении является доминирующим (важнейшим)?

Какие образы и как созданы Фетом (женский образ, образ лирического героя, пейзаж, время)?

Какой из них является доминирующим (главенствующим)?

Каким пафосом проникнуто стихотворение?

Сравните результаты анализа стихотворений и сделайте вывод об особенностях лирики двух поэтов.

Ф. Тютчев

* * *

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое,

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И вечер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела...

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

1836

А. Фет

* * *

Когда мои мечты за гранью прошлых дней

Найдут тебя опять за дымкою туманной,

Я плачу сладостно, как иудей

На рубеже земли обетованной.

Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов,

Тобой так сладостно и больно возмущенных

В те дни, как постигал я первую любовь

По бунту чувств неугомонных,

По сжатию руки, по отблеску очей,

Сопровождаемым то вздохами, то смехом,

По ропоту простых незначащих речей,

Лишь нам звучащих страсти эхом.

1844

Оба эти стихотворения - воспоминания о счастливом прошлом, связанные с образом девушки. И это, пожалуй, единственное, что их роднит.

В стихотворении Тютчева большое место (четыре с половиной из шести строф) уделено описанию: пейзажу и портрету. Место, время года и время суток точно обозначены. Картина живописна, но лирический герой как будто любуется ею со стороны, и мы не знаем, какие отношения связывают его с его юной спутницей, да это, видимо, и не важно: чувства героя не названы, а девушка беспечно весела не оттого, что влюблена или кокетничает с героем, - она просто очень молода.

Все стихотворение построено на антитезах: высокий берег - внизу река, вверху еще солнце - внизу уже померкли берега, вековая груда камней - мла­денческая нога девушки. Река, камни, небо - все это существует дол го. Человеческая жизнь коротка и быстротечна, ее радости уходят так же быстро, как уходит за горизонт солнце, как отцветают и осыпаются яблони.

В стихотворении три плана времени: неподвижное «золотое время» этой встречи на берегу Дуная, неподвижное нынешнее («я помню») - время воспо­минания и незаметно летящее время, быстротечность которого ощущает лирический герой.

Главная мысль стихотворения сформулирована в двух последних строчках. Вспоминая со­бытия далекого угасающего дня на берегу Дуная, лирический герой с грустью думает о быстротечности человеческой жизни. Образ времени доминирует в стихотворении. Мотивы любви, природы Тютчеву необходимы для философских размышлений о жизни вообще.

В первой строфе стихотворения Фета два плана времени: прошлое и настоящее. Разрыв между ними усилен библейским мотивом в сравнении. Все остальное - воспоминания о чувствах, подаренных лирическому герою первой любовью. Фет - импрессионист, поэт ощу­щения.

3. О собенности любов­ной лирики Некрасова, Пушкина, Тютчева, Фета.

«Клиповое сознание» - это бешеный темп, смена ярких кадров, фиксация от­дельных картинок для создания общего впечатления. Заставим «говорить» с помощью цвета сразу несколько стихотворений.

Сравните четыре стихотворения разных авторов.

Художественный анализ стихотворений

А. С. Пушкин

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви! прощай: она велела...

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди... 1825

1. Перескажите стихотворение. Какое событие передаёт автор?

2. Сколько в нем действующих лиц? Через какие слова и образы они передаются?

3. Какое настроение сопровождает стихотворение?

Ф.И. Тютчев

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени. 1858

Н.А. Некрасов

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа,

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажете: увы!

Отдайте ей ее посланья

  1. Введение. Наш мир многообразен, наполнен разными оттенками событий, вобравшие всю красоту палитры счастливых мгновений. Но, к сожалению, нравственные качества человека перестали иметь значимость в современном обществе . Пламень души, с которым жили наши деды и прадеды, перестал гореть с силой добросовестности, жажды помочь и поддержать других.

Пытаясь догнать последние новинки моды, мы рисуем себе лица, истребляя себя, совсем забывая о нашей внутренней красоте. Мы, словно сумасшедшие, бежим за стандартами общества, пытаясь быть в тренде и выглядеть богато.

В те далекие времена жить было просто. Именно в это время, когда каждый человек ценил миг прожитой жизни, когда каждый мечтал сделать благо во имя народа и совершить благородный подвиг, войдя в историю, стал рассветом серебряного века . Мы живем один раз в жизни, и почему бы не прожить ее в удовольствие себе и всем окружающим, не причиняя боли, страданий, озаряя всех своей улыбкой.

По этому поводу Омар Хайям , пишет следующее в своих «Рубаи» :

Мы больше в этот мир вовек не попадем,

вовек не встретимся с друзьями за столом.

Лови же каждое летящее мгновенье –

его не подстеречь уж никогда потом.

Время несется с огромной скоростью и меняет людей, подчиняя своим правилам. Получается, что, имея плотный график работы, мы превращаемся в рабов времени, оплачивая ее полет драгоценными мечтами, живущими в нашем сердце.

Серебряный век - это не просто период, который раскрыл талантливых писателей и поэтов, а это бесценное богатство, наследие нашей культуры. Произведения, созданные легкой рукой наших собратьев, наделены волшебной силой. Чудеса, таинственность, пропитаны в каждой строчке их творения, пронзая каждую струну нашей души, размягчая материю нашего сердца.

Практически каждый поэт в своих стихотворениях затрагивает важные проблемы нашего общества, но, несмотря на это каждый стих по-своему мил, прелестен и красив. Когда поэт брался за написание стихотворения, он мыслил. Но, мыслил по-своему, представлял определенный образ, картину.

Конечно же, мы задались резонным вопросом, почему разные писатели, такие как А. А. Фет и Ф. И. Тютчев , давали разные качества одному и тому же предмету?

  1. Цель исследования. В связи с этим, целью данной работы является краткая характеристика стихотворений об осени известных русских поэтов А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, установить связь между стихотворениями, доказать, что они имеют сходство и различие, убедиться, что красота своеобразия присутствуют у обоих поэтов.

Проблема исследования. В чем сходство и различие в описании осени у разных поэтов, в ее представлении и подаче материала читателю?

Объект и предмет исследования. Стихотворения А. А. Фета «Осень», «Задрожали листы, облетая», «Какая холодная осень!"; стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Обвеян вещею дремотой».

Задача исследования. Провести сравнительный анализ стихотворений поэтов.

Гипотеза исследования. Сделано предположение, что в основу образа осени ложится восприятие каждым отдельным человеком окружающей среды.

Методы исследования. Сравнение и анализ.

Научная и практическая значимость. Данная работа представляет собой оригинальное сравнение и анализ стихотворений об осени указанных поэтов.

  1. Анализ стихотворений Фета А. А. Афанасий Афанасьевич Фет - великий русский поэт, родился в 1820 году в посёлке Новосёлки. Настоящая фамилия Шеншин. Отцом его был Афанасий Шеншин, богатый дворянин. С матерью, Шарлоттой Фет, они поженились заграницей, так как в России это было сделать невозможно.

В 14 лет, документы признали недействительными, и мальчику пришлось взять фамилию мамы. После смены фамилии, вся привилегия богатой жизни были воспоминанием для Фета. Поэтому всю жизнь он ненавидел свою фамилию.

Позже он писал жене: «Ты и представить себе не можешь, до какой степени мне ненавистно имя Фет. Умоляю тебя никогда мне его не писать, если не хочешь мне опротиветь. Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им - Фет» .

Учился он в немецкой школе, далее поступил в пансион профессора Погодина, чтобы подготовиться к поступлению в университет на факультет филологии. Уже в студенческие годы Фет проявляет свой поэтический талант, и становится знаменит благодаря своим стихам. А романс на стихи 23-летнего Фета «На заре ты её не буди»... (1842 год) был известен даже в Германии и стал, по словам Аполлона Григорьева , «песней, сделавшейся почти народною» .

Внешность поэта была вызывающе антипоэтична: грузный, кряжистый, тяжёлый, с грубым и прихмуренным, часто брюзгливым лицом. Нам кажется, что его характер и душевное состояние отразились на внешности поэта. Дело в том, что с ним случилось несчастье: его жена и единственная любовь всей его жизни погибла. Он очень сильно переживал о потери любимой, тем самым становился черствым человеком, который с трудом находил общий язык с людьми. У него было мрачное представление о жизни, что отразилось в стихах. Поэтому его поэтические шедевры стали печальными и тяжелыми.

Однако, природа всегда была интересна поэту. Возможно, именно в ней он находил силы и помощь жить дальше, после тяжелой утраты. Смотря на шумные реки, бескрайние поля и леса, ему было не так одиноко. Следовательно, если он любил природу и наблюдать за ней, значит, любил передавать её красоту в своих стихах. К таким произведениям относятся все три стихотворения, взятые нами за основу для анализа.

На момент написания стихотворения «Осень» (8 октября 1883 года) , поэту было шестьдесят три года. В своей несчастной и печальной жизни он добился многого. В его жизни наступила та пора, когда можно переосмыслить свой жизненный путь и начать наслаждаться жизнью.

Это стихотворение вторит и показывает нам о его состоянии и настроении в этот период. Хотя автор наслаждался осенью и восхищался ею, стихотворение «Осень» получилось довольно печальным. Хотя, здесь нельзя сказать однозначно. Стихотворение состоит из трёх строф, и каждому свойственно своё настроение, своя тональность. То она вызывает тоску, уныние и печаль - все самые сумрачные чувства, то, наоборот, все внутри возгорается при виде осенней золотой листвы, искрящегося солнца.

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной,

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но, во второй строфе мысль с резкостью меняется, и осень предстает в другом образе, наполняясь цветом, теплом, счастьем. Контраст первой и второй картины, играя чувствами человека, заставляют увидеть ее самобытность, многоликость.

Но есть и дни, когда в крови

Золотолиственных уборов

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

В третьей строфе стихотворения нет ни красок, ни печали. Автор рассказывает нейтрально, умеренно, без лишних окрасок. Особенность стихотворения в том, что автор не меняет действия или героев, а меняет эмоции, и стихотворение получается необычным и по-своему прекрасным.

Тропы и эпитеты здесь «сумрачные дни» , осень «беззвучная, хладная» , «золотолиственных» уборов. Также эпитетами являются дни «грустны» , истома «безотрадная» , «сумрачные» дни. Метафоры здесь «в крови золотолиственных уборов» ; градация здесь «золотолиственных уборов» , «горящих взоров» , «и знойных прихотей любви» .

Молчит стыдливая печаль,

Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

Нас немного удивило и озадачило появление образа любви в этом стихотворении. Нам казалось, что осень - это образ уныния, покоя, так называемая спячка души. Но А. А. Фет пишет «горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви» .

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с безударной третьей стопой. Такой ритмический рисунок очень подходит для передачи размышлений и отстранённо-печального состояния души. А драматизм произведению придаёт охватная рифмовка, выделяющая заключительное слово каждой строфы, которое несёт основную смысловую нагрузку.

Еще одним прекрасным творением служит стихотворение «Задрожали листы, облетая» (13 июля 1887 года) . Образ осени, является для А. А. Фета временем ухода и прощания, тем самым временем, когда можно спокойно предаться размышлениям. Читая это стихотворение, невольно приходят мысли о пустоте и вечности, страхе и волнении, скрывающееся в осеннем пейзаже.

Первые строки посвящены образу бури с метафорами «злая буря» , где глаголы «рвет» и «мечет» , что говорит о неблагоприятной погоде. А. А. Фет сравнивает образ бури с неистовым хищником, жаждущей так и подхватить жертву в любой момент. Таким образом, эпитет «злая» подчеркивает хищную натуру бури, наполняя ее негативом и отвращением. А в роли жертвы выступают зеленые листья. Они молоды, полны энергией и не чувствуют холод наступающей опасности, но узнав ее огненные порывы, пытаются уцепиться за каждую веточки, чтобы выжить.

Автор сопоставляет молодые, наивные листочки осенней поры с бунтующей, властолюбивой бурей, создавая контраст между двумя образами. Этот процесс говорит читателю о том, что за окном царствует поздняя осень, готовящая трон для царствования зимы. Глагол «дрожат» очень точно передает состояние листьев, и, читая такие строки, как бы погружаешься в атмосферу холода, страха и переживания. Все это передано с помощью олицетворений «задрожали» листы, тучи «закрыли» , буря «рвет и мечет и воет» . Эпитет здесь буря «злая».

Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря, ворвавшися, злая

Рвет и мечет и воет в лесу .

Во второй строфе А. А. Фет повествует о маленьком, теплом гнездышке, рассказывая о крохотной птичке, которая воплощает в себе образ храбрости, стойкости и мужества. Очень интересным нам показалось то, что по контексту получается, птица не напугана бурей, не боится ее свирепости. Происходит такое ощущение, что страх приравнивается к смерти, а жизнь к мужеству. Если сравнить первую и вторую строфу, то мы увидим изменения в настроении, в подаче информации. Первая строфа строгая, зловещая, от нее веет холодом, мраком, мрачностью. Вторая, наоборот, легкая, как полет птички, теплая и мягкая, как ее гнездо.

Таким образом, гнездышко становится символом защиты и спасения от невзгод. Если глубоко вникнуть, то мы поймем, что под словом гнездышко зашифровано более масштабный смысл, затаено значение дома, крепости, защиты. В описании бури автор использует глаголы («стремительность», «несущее хищническое разрушительное начало») , которые точно передают чувство и эмоции поэта, в описании птички же - краткие прилагательные («светлогруда», «легка», «невеличка») , что способствует созданию светлого, лучезарного образа.

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна,

Светлогруда, легка, невеличка,

Не запугана бурей одна .

Третей строфе присуще тоска и одиночество, ну не многие же способны пережить сильную бурю? Несмотря на черные краски осеннего пейзажа, есть маленькая искра цвета, озаряющая стих светом, красотой, легкостью. Нам ее немного жаль, все же, она одна противостоит буре, одна капелька цвета во мраке тьмы, с помощью метафоры «грохочет» громов перекличка. Эпитеты здесь мгла «черна» , гнездышко «теплое» , птичка «светлогруда, легка, невеличка» .

И грохочет громов перекличка,

И шумящая мгла так черна…

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

Замысел этого стихотворение передается легко, просто и изящно, автор пытается убедить нас, что все трудности, которые мы испытываем, являются мелочами нашей жизни, словно туман над рекой по утрам. Если рано утром густой туман мешает выйти нам из его пелена, то через время, под огненными лучами небесного факела, он рассеется, и все будет еще лучше, чем бывало!

А ведь еще ранее, А. А. Фет в 1847 году пишет стихотворение «Какая холодная осень!" (1847 год) . В первой строфе с первой же строчки, автор восклицает о негреющей, бессердечной, бесчувственной поре. При описании картины суровой и мерзлой осени, в нашей голове, в мгновение ока воспламеняется изображение туч, как с блеском искр, цвета благородного чёрного опала, она так и морщится, показывая свое уныние с неба. Картина, поджигает нас, пробирающим до костей ветром, уносящего в вальс листьев, невольным образом заставляющего листья плясать под его дудку, с помощью эпитета «холодная осень» .

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот .

Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстает .

Складывается ощущение, что поэт, рассказывая о природе, повествует о внутреннем мире человека. Горящий пожар, является не потухший страстью души, холод осени - болью человека, которого не выслушали, оттолкнули. Конечно, человек будет неловко себя чувствовать, томится, угнетать себя, но свои умения, свое пристрастие бросить не сможет. Как пианист не сможет расстаться с роялем, художник с мольбертом или садовод с огородом. А близкий человек, увидевший такую боль своего друга, и пытаясь разжечь в его душе огонь, стремится показать красоту осеннего мира, чтобы тот, взглянув на окружающее его богатство, поверил в себя и понял, как прекрасен его талант и умение!

Со второй строфы, поэт, яркими словами пишет картину, с помощью эпитета «фосфорные ночи» , метафор «сияние северной ночи» . Олицетворения «светят очи» , «очи не греют» , благодаря такой подборке выразительных средств, стих получился воздушным, насыщенным, хоть и вьется он с запахом мороза и люда.

Сияние северной ночи

Я помню всегда близ тебя,

И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.

Стихи А. А. Фета воспроизвели на нас большое впечатление, его творчество приукрашивает, обогащает стихотворный сборник в нашей истории и литературе, в его стихах отражается сущность природы, внутренний мир человека. Он способен заставить человека глубоко задуматься о многих вещах, окружающие нас каждый день, да еще с такой силой, что прочитав хотя бы одно его произведение, взгляд на какое-либо явление или процесс изменится.

Сам А. А. Фет стал нашим одним из любимых поэтов, его биография показала нам, какая она, настоящая любовь, наверно, не каждый сможет сохранить верность своей возлюбленной. Также он полюбился нам своим умением дарить читателю необычные образы и картины золотой поры!

  1. Анализ стихотворений Тютчева Ф. И. Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Получил домашнее образование под руководством С. Е. Раича .

Юный Федор интересовался стихосложением и классическими языками, где его поддерживал преподаватель. Изучал древнеримскую поэзию, и уже к двенадцати годам он переводил оды Горация .

Внешность Федора Тютчева была неброской: мужчина астенического телосложения и невысокого роста, чисто выбритый со всклокоченными волосами, небрежно одетый, часто рассеянный талантливый поэт, однако дипломат преображался во время салонного общения. Следовало Тютчеву заговорить, как окружающие замолкали, в его словах настолько было много разумного, образного и оригинального смысла.

Его одухотворенное высокое чело, карие глаза, тонкие губы, складывающиеся в насмешливую улыбку, производило колоссальное впечатление на окружающих. Впрочем, Федору Тютчеву помимо великих достоинств был свойственен нарциссизм, самолюбование, супружеская неверность.

Ф. И. Тютчев был близок с природой, и природа в его творчестве играет важную роль. Описывая пейзажи разных времен года, он оживляет явления, объекты природы, просто и ясно описывая качества, присущие предметам. В его творчестве присутствует философия. День, ночь, зима лето, в бесконечном круговороте заменяют друг друга, представая в новых образах перед читателями, открывая другие стороны своего характера.

Особенно тонко поэт в своих стихотворениях об осени, красиво описывает действия, происходящие в природе, дуновения ветра, хруст листьев, палитру осенних цветов. Но самое главное - это описание чувств. Оживляя предметы, он характеризует его со всех сторон, передает эмоции и чувства. Нежная пустота с холодной лаской осени, струится в порывах воздуха, и, подхватываясь порывами ветерка, одурманивают разум человека.

Именно подобные чувства, когда душа человека начинает снова осмысливать жизнь, когда сердце, успокаиваясь от ярких огней страсти лета, начинает остывать и смотреть на жизнь более глубокомысленно, переставая отдаваться амбициям, рождены в строчках настоящего шедевра.

Одним из таких примеров является стихотворение Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» (1830 год) , которое окунает нас в мир удивительной легкости, неназойливой тревоги, прозрачной грусти и теплой надежды. Стихотворение заставляет нас задуматься о жизни. Если мы хорошо поразмыслим, то поймем, что автор сопоставляет различные проявления погоды. Вначале, он описывает тихую, спокойную погоду, а потом тревогу, страх, и заканчивает гармонией.

Нам стоит задуматься о мыслях, которые Ф. И. Тютчев пытался нам передать, а именно, умение верить и надеяться в любую неясную погоду, потому что когда-нибудь она точно прояснится. Пленительностью отмечены первые две строчки, в которых царят покой и тишина осеннего заката, озаряющие светом очаровательности. Он будто ухмыляется увяданием природы, зная, что после теплых, сухих деньков обязательно наступит суровость и дерзость непогоды.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

И на самом деле, уже в третьей строке, настроение поэта меняется. Он чувствует скрытую угрозу от движения воздуха падающей листвы, и для передачи столь тонкого предчувствия страха он использует звукописи, используя свист шипящих и ноющих согласных, а также добавляя контрастные, насыщенные цвета, добавляя капли беспокойства, используя антитезу.

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Создается картина, пропитанная тревогой, страхом того, что можно будет ожидать в последующие минуты. Но вместо ожидаемого ветра, бури и дождя на смену приходит спокойствие, тишина и неподвижность. Все угомонилось. Страх и тревога развеялись вместе с лучами пылкого солнца, и на место багряному и оранжевому цвету пришла лазурь, блеск лучей сменяется легкой дымкой тумана.

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Поэт олицетворяет саму жизнь, показывая насколько легко, она может измениться в любую секунду. Из сонного и неподвижного состояния порывы холодного ветра становятся предвестником будущей суровой зимы, хотя автор наполнен позитивом и пишет с чувством теплоты.

Последние строчки уже не вызывают печали, страданья, хотя имеют в наличие слова с таким же смыслом. Но сердце автора спокойно, не волнуется и не переживает, а лишь живет верой, что все закончится, все пройдет. Потому что, как бы ни была ночь темна, и сколько страхов она в себе не таила, пройдет время, и лучи солнца растворят ужас мрака, одаряя всех улыбкой своего света!

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья .

Стихотворный размер текста - пятистопный ямб с двухсложной стопой и ударением на втором слоге, с перекрёстной рифмовкой. Синтаксически это астрофическое стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение. Эпитеты здесь «зловещий блеск» и «пестрота дерев» , «багряных» листьев, «грустно-сиротеющей» землею.

Также эпитетами являются «умильная, таинственная» прелесть, «туманная и тихая» лазурь, «порывистый, холодный» ветер. Имеется в данном стихотворении и аллитерация, при помощи которой создается эффект падающих листьев - «багряных листьев томный шепот» , свежее дыхание ветра - «и, как предчувствие сходящих бурь» , «порывистый, холодный ветер» . Олицетворение здесь - багряных листьев «шелест» .

Еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» (22 августа 1857 года, по дороге из Овстуга в Москву) , которое при чтении вызывает приятное чувство, наслаждение эмоциями. Он любит природу и понимает ее. Стихотворение легкое, приятное. Автор рассуждает о взаимоотношение природы с человеком, о красоте, о необычайности этого времени года, но самое главное, он затрагивает проблему вечности.

Сравнивая дни, когда люди усердно работали на поле и осеннюю пору, когда уже на поле ни одной живой души, показывает, как быстротечно время, как изменчива наша жизнь, что через год, два или три все повторится, и так будет вечно. С первых строк мы убеждаемся его восхищением первой порой осени.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

И лучезарны вечера…

Указывая на красоту осени в этот момент, когда еще сухо, и осень только вступила в свои права, наделяет вечер теплом, и с трепетом использует сравнение «хрустальный день» , показывая чистоту, свежесть этих мгновений.

Большое внимание на себя приковывает поле. Автор показывает тесную связь между природой и человеком, при этом, рассуждая о вечности, о вечных процессах, которые раз за разом выполняется в нашей жизни.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустота. Холод. Первая строчка содержит грусть, будто опустошается, обезвоживается, но к счастью, завершающие три строчки наполняют нас радостью, мы понимаем, что до зимы далеко, и радуемся теплым, летним денькам.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Тема данного стихотворения ранняя осень. Идея - показать особенную прелесть ранней осени, стих написан с помощью средства художественной изобразительности. Например, эпитеты «бодрый» серп, «дивная» пора, «праздная» борозда, день «хрустальный» , вечера «лучезарны» . Метафоры здесь «и льется чистая и теплая лазурь» на отдыхающее поле. Метонимия здесь «бодрый серп» . Олицетворение здесь серп «гулял» . Синекдоха здесь «блестит волос» , «падал колос» . Рифма здесь перекрестная. Звукопись и аллитерация в двух строчках: (1) Весь день стоит как бы хрустальный, и (2) И лучезарны вечера...

Стихотворение «Обвеян вещею дремотой» (15 сентября 1850 года, Петербург) в авторстве Ф. И. Тютчева не менее насыщено чувствами осенних красок. Нестандартное описание заставляет глубоко вникнуть в смысл его стихотворения, он рассматривает красоту через уродство, и возрождение через хаос, хотя первый куплет спокоен и смирён, не предвещает бурных изменений и страстей.

Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит…

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Еще на ветви шелестит.

Словно усмехаясь над явлениями природы, он смеется, не видя повода, грустит и огорчается, несмотря на то, что хочет первых молниевидных туч.

Гляжу с участьем умиленным,

Когда, пробившись из-за туч,

Вдруг по деревьям испещренным,

С их ветхим листьем изнуренным,

Молниевидный брызнет луч!

Третий куплет очень необычен в отличие от остальных. Если мы прочитаем эти строки поверхностно, то не осмыслим его, не поймем глубины этой строфы. Автор, олицетворяя предметы, превращает их в образы людей. Философствуя над жизнью, он сопоставляет совсем разные понятия о красоте и об уродстве. Складывается ощущение, что речь идет о периоде чувств одного человека, который любил, был привязан, и доверял близкому им человеку, но спустя время, он разочаровался в нем.

Вспомнив счастливые моменты, проведенные с этим, близким ему человеком, он осознал его важность в своей жизни. Но понял, как в одно мгновение он стал чужим человеком, как теперь стала отвратительно, мерзко общение с ним, что отзыв его чувств становится примерно таким.

Как увядающее мило!

Какая прелесть в нем для нас,

Когда, что так цвело и жило,

Теперь, так немощно и хило,

В последний улыбнется раз!..

Стих своеобразен, чем и очень интересен с помощью средств художественной выразительности. Метафоры здесь «обвеян вещею дремотой» , «гляжу с участьем умиленным» , «блестя осенней позолотой» . Эпитеты здесь «вещая» дремота, «полураздетый» лес, деревьям «испещренным» , листьям «изнуренным» . Олицетворение здесь лес «грустит» , из летних листьев разве сотой «шелестит» , «брызнет» луч, что так «цвело и жило» , «улыбнется» раз. Размер здесь, это первые две стопы - ямб, а третья стопа - это анапест. Такие размеры придают стихотворению быструю смену событий.

Ф. И. Тютчев имеет очень своеобразный стиль, совмещая разные виды размеров, продевая одни художественные средства в другие. Поверхностно читая его стихотворения, не всегда удается понять замысел автора, прочувствовать атмосферу стихотворения, но это только улучшает его оригинальность и желание читать его стихи.

Мы были рады работать с творчеством Ф. И. Тютчева, именно через его стихи мы открывали осень в другом свете, в других красках. Осенняя пора и образ осенней поры в стихотворениях Ф. И. Тютчева, как яркий отпечаток будет светить в нашем сердце при виде осени, золотого листопада в золотых рощах, и при лазурном небосводе между легкими прикосновениями ветра.

  1. Сходства в описании осени. Украшением русской литературы второй половины XIX века стало творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Эти поэты, представители «чистого искусства» , сумели выразить трогательное романтическое отношение к природе. Она в их понимании как бы многомерна, то есть описывается как пейзаж.

Через картины природы эти авторы передают состояния человеческой души. В частности, природа в творчестве Тютчева многолика, как «хаос» и «бездна» . Если мы сравним по три стихотворения каждого из двух поэтов, то увидим как общие черты написания, так и особые черты. В частности, осень у обоих писателей склонена к раннему периоду, когда еще позолоченные листочки плавно махают нам, в знак приветствия, а небо в лучезарности своей красоты одурманивает людям головы.

По характеру, у А. А. Фета осень давит грузом тяжести угрозы, холода и льда. Несмотря на то, что его стихи словно морозная погода, проникая во все, преображают в белый иней, и до глубины души щиплет сердце, он растворяет в строчках своего стихотворения капельку любви, но не к людям, а к природе, к ее изменениям, и ее объектам.

Нам так и хочется сравнить творчество А. А. Фета в литературе с творчеством Бетховена в музыке. Но это не из-за внешнего грустного, угрюмого вида, а из-за того, что они оба имеют одинаковый стиль, как в музыке, так и в литературе. Своими массивными произведениями они утягивают человека вглубь пространства человеческого сознания, не давая никакого повода для веселья и радости. Точными аккордами, играя на струнах души, оглушают посторонние мысли и звуки, проносящие вокруг, они прямой передачей, простым звуком души доносят до нас свои чувства, которые они хотят нам передать.

Зато Ф. И. Тютчев по характеру более мягок по отношению к природе, она для него в образе легкой красоты, от которой несет обворожительностью. В его стихотворениях больше запутанности, рассеянности и сопоставления. Но, его стихи чудесны, невесомы. Он, в отличие от А. А. Фета, видит красоту в уродстве, и, восхищаясь уродством, видит отблеск прекрасного.

А. А. Фет и Ф. И. Тютчев очень глубоко философствуют в своих стихотворениях, при этом имея как общие, так и особенные черты в своих потрясающих, очаровательных, немыслимо глубоких, сногсшибательных стихотворениях.

  1. Выводы и заключение. А. А. Фет и Тютчев Ф. И. подарили нам незабываемые, бесценные сокровища. Мы должны любить и ценить каждое их произведение. Именно в стихотворениях подобных поэтов мы черпаем бесценные знания и умения.

В этой работе мы выяснили, что по Тютчеву Ф. И. любовь губит человека, она лишена гармонии. Эта стихия, которая внезапно приходит и разрушает налаженную жизнь, приносящая только страдания. Он помнит и ни на минуту не забывает свою юношескую любовь, но не отворачивается от ее трагизма и считает, что для истинной любви есть особенный суд - его с любимой нельзя разлучить.

Оба поэта пытаются познать Создателя через природу, потому что мир - это создание Творца как для первого, так и для второго поэта. Но если Фет А. А. смотрит на мир трагическим и философским взглядом, то Тютчев Ф. И. как соловей, поет песнь его непреходящей красоте.

Мы полагаем, что имеется особенная связь между рассмотренными стихотворениями, они имеют как различия, так и сходства, причем в каждом стихотворении наблюдается свой стиль, своя красота и изюминка.

Поэтому, несмотря на то, что каждый поэт по-своему богат особенным литературным мастерством слова, каждый из них останется на страничках истории и литературы из-за того, что роль каждого поэта велика и огромна. Содержание их стихотворений имеет большую, драгоценную роль для нашего развития и воспитания.

Однако, людей, которые не знают русскую классику очень много. Мы, проделывая подобные исследования и изыскания, учимся не только анализировать и сравнивать, например, стихи. Мы узнаем больше интересного о жизни и творчестве русских поэтов.

Почему? Потому, что стихотворения русских классиков имеют скрытые богатства, одаривающее читателей, позволяют прочувствовать настроение природы, видеть прекрасное во всем окружающем.

Мы горды тем, что наша страна богата такими великими, мудрыми поэтами-философами, которые оставили после себя множество красивых стихотворений.

Поэтому, современной молодежи необходимо больше изучать и читать классику, ибо в ней открываются врата честности, доброты, умение видеть в обыденных вещах маленькое и прекрасное.

Литература:

1. Луков В. А. Процветание общества в свете развития гуманитарного знания.// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - М.: Издательство «Московский гуманитарный университет», 2008. - № 1. - С.1.

2. Багно В. Е. Русская поэзия Серебряного века и романский мир. - СПб.: Издательство «Гиперион», 2005. - 228 с.

3. Омар Хайям. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Омар_Хайям (дата обращения 01.11.2017).

4. Омар Хайям. Рубаи. - М.: Издательство «Новая Нива», 2009. - 112 с.

5. Бухштаб Б. Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. - СПб.: Издательство «Наука. Ленинградское отделение», 1990. - 138 с.

6. Пигарев К. В. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. - М.: Издательство «АН СССР», 1962. - 376 с.

7. Григорьев Аполлон Александрович. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Григорьев,_Аполлон_Александрович (дата обращения 01.11.2017).

8. Фет А. А. Осень. // Стихотворения. Проза. Письма. - М.: Издательство «Советская Россия», 1988. - с.128.

9. Фет А. А. Задрожали листы, облетая. // Стихотворения. Проза. Письма. - М.: Издательство «Советская Россия», 1988. - с.153.

10. Фет А. А. Какая холодная осень! // Стихотворения. Проза. Письма. - М.: Издательство «Советская Россия», 1988. - с.71.

11. Раич Семён Егорович. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Раич,_Семён_Егорович (дата обращения 02.11.2017).

12. Гораций. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гораций (дата обращения 05.11.2017).

13. Тютчев Ф. И. Осенний вечер. // Весенние воды. Лирика. - М.: Издательство «Детская литература», 1983. - с.20.

14. Тютчев Ф. И. Есть в осени первоначальной. // Весенние воды. Лирика. - М.: Издательство «Детская литература», 1983. - с.79.

15. Тютчев Ф. И. Обвеян вещею дремотой. // Весенние воды. Лирика. - М.: Издательство «Детская литература», 1983. - с.93.

16. Людвиг ван Бетховен. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бетховен,_Людвиг_ван (дата обращения 05.11.2017).



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...