Танкист подбивший 22 танка за один бой. Хмурый полдень XXI век

Текст из ЕГЭ

(1)На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже не существующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2)Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3)И какие всё милые, дорогие лица! (4)Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5)Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6)Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям…

(7)Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8)И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.

(9)В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками… (10)И это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12)Детская книга — весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13)Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.

(14)3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15)Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях -одним словом, в результате получается книга-калека.

(16)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17)У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Вступление

Детство – самое трепетное и волшебное время для человека. Эта светлая пора накладывает неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь. Будучи ребенком, мы укрепляем в сознании модель поведения человека в семье, впитываем, как губка, созданную нашими родителями атмосферу.

Именно в детстве закладываются главные жизненные ценности: мы начинаем ценить то, что ценили наши родные и близкие, негативно относимся к тому, о чем с недовольством отзывались мама и папа.

Проблема

Проблему детства поднимает в своем тексте Д. Мамин-Сибиряк. Воспоминания о детстве, о людях, которые окружали героя в детские годы, о предметах, столь дорогих сердцу, наполняют сердце автора и заставляют задуматься о прошлом.

Комментарий

Автор часто видит свое давно ушедшее детство во сне, где рядом находятся давно ушедшие люди, особенно дорогие из-за невозможности вновь увидеть их в реальности. Душа сильнее болит от желания поговорить с ними, обнять, услышать родной голос и увидеть угасшие лица.

Порой кажется, что эти люди что-то требуют от него, ведь невозможно восполнить то, чем герой им обязан.

В памяти всплывают не только родные и близкие, но и предметы детства, которые были постоянным спутником той поры. В первую очередь вспоминается книга – яркая, красочная, открывающая перед сознанием ребенка весь прекрасный огромный мир, пробуждающая душу растущего человека.

Автор сетует на то, что в современном мире у детей совершенно не такое отношение к книге. Оно характеризуется неуважением к ней, небрежным отношением. Д. Мамин-Сибиряк пытается понять причины этого, находит ее в том, что детская книга стала дешевле, доступнее, от того и потеряла свою ценность.

Авторская позиция

Своя позиция

С самого раннего детства стоит учить малыша и уважению к окружающему миру: к природе, к животным, к игрушкам и книгам. Иначе он не сможет впоследствии ценить то, что приносит ему удовольствие и пользу.

Аргумент №1

Говоря о влиянии детства на формирование характера человека, стоит вспомнить Илью Ильича Обломова из романа И.А. Гончарова «Обломов». В произведении есть целая глава, которая называется «Сон Обломова», где автор представляет нам мир, который воспитывал Илью Ильича с момента рождения и до студенческих лет.

Родители и няньки угождали ему во всем, уберегали от внешнего мира. Главной ценностью в Обломовке была еда и сон. И повзрослев, герой больше всего в жизни стал ценить лежание на диване и возможность вкусно поесть.

Друг Обломова, Андрей Штольц, воспитывался совсем по-другому. В его семье ценили деятельность, практичность, умение работать. И вырос он именно таким – целенаправленным практиком, ни минуты не тратящим попусту.

Аргумент №2

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» тоже можно разглядеть влияние детства на развитие главной героини Катерины. Ее детство было светлым и радужным. Родители любили ее и воспитывали в ней любовь к свободе и умение жертвовать всем ради любимых людей.

Оказавшись после замужества в семье Кабановых, она впервые в жизни очутилась в недоброжелательной обстановке, в месте, где не воспринималась свобода личности и свобода выражения чувств, где все делалось по правилам домостроя.

Катерина не выдержала гнета и погибла, бросившись в отчаянии в реку.

Заключение

Как бы мы ни чувствовали себя в то или иное время, как бы не сожалели о собственной жизни и не разочаровывались в завтрашнем дне, дети не должны этого всего чувствовать и знать. Будьте ответственны перед своими детьми, научите их тому, что действительно пригодится им в жизни, что поможет им приспособиться к тому миру, в котором им придется жить и воспитывать собственных детей.

Сочинение ЕГЭ:

Детство… Уникальная, волшебная пора в жизни каждого. Многие известные писатели посвящали свои произведения проблеме воздействия этого временного периода на мировосприятие человека, его самооценку. Достаточно вспомнить А. Толстого и его,Детство Никиты” , М. Горького и,Детство”. Не стал исключением и автор данного мне текста Ю. Нечипоренко.

Для того, чтобы проанализировать проблему воздействия впечатлений, полученных в детстве, на становление личности, Ю. Нечипоренко повествует о семье своего героя, размышляет о взаимоотношениях в ней. Автору важно понять, насколько важно для ребёнка жить одними интересами с родителями, может ли это оказать влияние на его характер. Именно поэтому писатель так подробно описывает уклад семьи главного героя: главенствующую роль отца, обыденную и незаметную - матери. Центральное место теста занимает повествование героя-рассказчика о «реализации» очередного бизнес-плана мамы - продажи трёх вёдер вишни и о том ощущении соприкосновения миров взрослых и детей, которое осталось в памяти надолго.

Писатель не высказывает явно свою позицию, но его точка зрения понятна. Так, Ю. Нечипоренко не сомневается в том, что детство имеет большое значения в жизни каждого человека. Рассказывая о времени, которое главный герой провел с мамой, публицист показывает становление характера мальчика: и по истечении времени герой все так же любит читать и мечтать о великом, как это было в детстве.

Я, безусловно, согласен с точкой зрения автора и уже сейчас уверен в том, что детство закладывает «кирпичики» будущего человека.

Аргументируя свою позицию, я бы хотел обратиться к рассказу русской писательницы Т. Кудрявцевой,Детский дом. Лека”. В нём описывается нелегкая жизнь маленькой девочки во время Великой Отечественной войны. Безусловно, ее тяжелое детство: отец погиб на фронте, мама умерла с голоду, отдав последний кусок хлеба дочери, - окажет влияние на дальнейшую жизнь. Так и есть, Ольга Ивановна, таковое имя выросшей Леки, и спустя почти полвека остаётся человеком, которого ценят в первую очередь за дар понимать других, сострадать им. Качества, которые героиня приобрела ребенком: милосердие, доброта, потребность помочь, терпение - помогли ей стать очень хорошим врачом.

Вторым примером, к которому я хотел бы обратиться, является рассказ Р. Бредбэри,Улыбка”. Речь в нем идет о событии, которое перевернуло жизнь маленького Тома. Герой оказался единственным, кто увидел чудесное в полотне, выставленном на растерзание толпы. Я помню чувство потрясения мальчика, то, как он бежал домой и пытался заснуть, но не смог: слишком велико было потрясение красотой картины и варварством общества. Я не знаю дальнейшей судьбы Тома, но могу предположить, что, праздник”, устроенный правительством, изменил жизнь ребенка -Том никогда не станет «толпой».

Перечитывая текст И.Нечипоренко, понимаешь, насколько важную роль играет детство в жизни каждого: в формировании характера, становлении человека как личности.

Текст Ю. Нечипоренко

(1)Детство у меня было замечательным. (2)В детстве не было денег, не было интересной работы, но всё это — дело наживное. (З)Зато в детстве были отец и мать.
(4)В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5)В мальчишеских играх не было места матери. (б)Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно... (7)Нежности не были приняты в нашей семье. (8)Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:
-Я тебя люблю...
(9)Сказал ли я ей это хотя бы раз? (Ю)Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил — и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11)На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.
(12)Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13)Эти миры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшаяся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.
(14)Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване
—за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского. (15)Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам. (16)Её манила деловая активность, мама была полна самых смелых бизнес-планов. (17)Она любила приговаривать: «Жили бедно
—хватит!» (18)Но бизнес её обычно ограничивался мечтами и смехом.
(19)Она делилась с близкими своими планами, а те поднимали её на смех.
(20)И напрасно, потому что главное для автора проекта — уверенность в себе, а критика близких способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний.
(21)И всё же однажды мама смогла увлечь меня своим планом.
(22)Речь шла о полёте на самолёте! (23)Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24)Перспектива полетать на самолёте показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.
(25)В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая вёдра с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26)На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зелёных «кукурузников».
(27)Мы забрались в брюхо самолётика, поставили под ноги вёдра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. (28)Не поднимались мы выше облаков, но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полёт, дух захватило. (29)3елёная земля висела под нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как огромная ёлочная игрушка — шар на ниточке. (ЗО)Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города.
(31)Со свистом в ушах, держа в трясущихся руках вёдра вишен, ступили мы на бетонное поле аэродрома.
(32)Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (ЗЗ)Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (34)Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить её характер в своём: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. (35)Разве что вишней не торгую...
(36)Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. (37)Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас:
-Спасибо, мама, я тебя люблю.
(38)Теперь я могу сказать это только во сне, и, поднимаясь вверх, как на «кукурузнике», я опять вижу под собою землю, которая покачивается и закругляется по краям... (39)Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. (40)Мы летим на самолёте, мы полны радужных планов.
(41)На двоих у нас три ведра небесных вишен.
По Ю. Нечипоренко

Становление личности начинается в раннем детстве. Именно в это время закладываются основные моральные принципы, усваиваются нормы общения и культурные особенности, которыми будет руководствоваться взрослый всю последующую жизнь. На то, как формируется характер человека в детстве,очень сильно влияет его окружение. Представления о способах общения с другими людьми и отношение к собственному «Я» дети формируют, ориентируясь на своих близких и копируя родительские модели поведения.

Где вырастают счастливые взрослые

Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях. Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников. Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться. Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влияния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов: Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда,

Эмоциональное развитие в раннем детстве отражается на способности противостоять стрессам, негативным влияниям в будущем, помогает научиться адекватно оценивать разных людей и уметь общаться с ними. Основываясь на собственном и родительском опыте, малыш получает понятие о хорошем и плохом, формирует представление о семейных ценностях. Взрослея, счастливые дети превращаются в успешных и довольных жизнью людей, способных брать ответственность за свои поступки.

Проблемы взрослых с трудным детством

Что случается с детьми, у которых было трудное детство? Если мать и отец не занимаются воспитанием и развитием своего ребёнка, не уделяют должного внимания друг другу и постоянно ссорятся, у выросшего в такой обстановке взрослого формируется искажённые представления о семейных ценностях. Они считают своё поведение единственной и естественной нормой. Из-за психологического феномена «заразительности эмоций», если родители разрываются между семьёй и работой, а дома находятся в постоянном угнетённом и мрачном настроении, дети «перенимают» их состояние и начинают чувствовать себя так же.

Часто дети, пережившие жестокое обращение со стороны родственников, вырастая, начинают «воспитывать» собственных чад тем же способом, не зная другого отношения. Некоторые психологи считают, вызвано бессознательным желанием поставить себя на место агрессора, чтобы не больше не быть беззащитной жертвой.

Как трудности детства отражаются на характере

У людей, чьё детство не было счастливым, часто бывает множество психологических проблем, мешающих им жить полной жизнью. Эти проблемы заставляют их совершать неадекватные действия, вредные для себя и для окружающих. Если родители не занимались ребёнком и не прививали моральные ориентиры, у взрослого человека не будет ясной системы ценностей. Он не ощутит угрызения совести при совершении «плохого поступка» и не получит удовлетворения от хорошего дела.

Конечно, «тяжёлое детство» — это не приговор. Не обязательно ребёнок, лишённый любви и внимания родителей, вырастает преступником. Но таким людям намного сложнее разобраться в своих желаниях и мотивах, часто они недооценивают себя и постоянно чувствуют себя несчастными, недостойными хорошего отношения.

Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период

Неверие в собственную привлекательность формирует такие неприятные черты характера, как лживость, жадность, лицемерие. Дети, выросшие вовсе без опеки или только с одним родителем, могут завидовать «счастливым детям» из полных семей. Они не умеют общаться и с трудом заводят себе друзей.

С другой стороны, умение преодолевать сложности может положительно сказаться на будущей жизни ребёнка. Тот, кто привык справляться с трудностями, отстаивал свою точку зрения и самостоятельно учился выстраивать отношения, часто становится успешными во взрослой жизни. Помочь детям преодолеть тяжёлые периоды, разобраться в сложных нравственных вопросах и поступках других людей способны литературные произведения.

Обсуждение роли детства на уроках литературы

Поведение книжных персонажей, переживания, связанные с ними, дают возможность почувствовать себя на месте другого, понять мотивы поступков разных людей. Примеряя всевозможные роли, малыш знакомится с разнообразными нравственными системами, формирует собственные ценности и личность. Проговаривая переживания и чувства, связанные с тем или иным героем, родитель способствует эмоциональному развитию своего ребёнка, обучая его быть добрым, заботливым, внимательным к нуждам других людей.

Обсудить проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» встречается на ЕГЭ. Для получения высокой оценки ученикам нужно сформулировать собственную точку зрения на проблему и обосновать её, используя свои знания, личный опыт и аргументы из нескольких литературных произведений.

Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Для раскрытия темы воспитания как способа формирования личности стоит обратить внимание на роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой - дворянин, его с детства окружает культура и быт столицы. Личность Онегина неординарна, потому он не испытывает удовлетворения от светской жизни, хотя воспитан в среде дворянской интеллигенции. Это противоречивое состояние проявляется в эпизоде дуэли с Ленским, что и приводит главного героя к утрате смысла жизни.

Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина, получила совсем другое воспитание. На её личность оказали влияние русская культура и западные романы. Народные традиции она впитала в себя через окружение, благодаря сказкам и приданиям, которые рассказывала маленькой Тане няня. Детство героини прошло среди красот русской природы и народных обрядов. Влияние Запада отражает пушкинский идеал воспитания: соединение европейского образования с национальными традициями России. Именно поэтому Татьяна выделяется твёрдыми моральными принципами и сильным характером, что отличает её от остальных героев романа «Евгений Онегин».

Вопрос влияния воспитания на характер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Школьникам можно порекомендовать взять в качестве примера для сочинения одно из произведений Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» Петр Ростов, унаследовавший от родителей доброту и открытость, проявляет лучшие качества в первом и единственном своём бою, прямо перед гибелью. Другие герои эпопеи, Элен и Анатоль Курагины, не знавшие любви родителей и воспитанные в семье, где превыше всего ценились деньги, вырастают эгоистичными и безнравственными людьми.

Гончаров: проблема роли детства в жизни человека, аргументы. «Обломов»

Писатель И. А. Гончаров в романе «Обломов» акцентирует внимание проблеме роли детства в жизни человека. Главный герой произведения Илья Обломов, совершенно не умеет позаботиться о себе, так как вырос в «тепличных условиях». Ни одно своё решение он не доводит до конца и даже не пытается начать что-то делать, а только мысленно представляет, как будет хорошо в итоге. Его друг - энергичный и деятельный Штольц с детства приучался родителями к самостоятельности. Этот герой дисциплинирован, трудолюбив и знает, чего хочет.

Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»

На уроке литературы учитель может предложить проанализировать отрывок из сборника советского писателя В. Солоухина «Третья охота», чтобы помочь ученикам понять проблему роли детства в жизни человека. Аргументы по тексту Солоухина касаются не только формирования личности, но и влияния впечатлений детства на судьбу взрослого человека, его связь с Родиной. Он красочно иллюстрирует свою мысль развёрнутыми метафорами, связанными с природой, и зарисовками из жизни русских поэтов. Автор утверждает, что основа личности закладывается в детские годы, а воспоминания и впечатления юности всегда отражаются на будущем.

Воспитание дворянства в «Недоросле» Д. И. Фонвизина

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» также посвящена проблеме роли детства в жизни человека. Аргументы и размышления автора показывают, какое сильное влияние оказывает на личность ребёнка его семья. Главный герой - Митрофанушка, чьё имя стало нарицательным, перенимает жадность, жестокость и другие пороки своей матери. Он получил рабские наклонности от крепостной няни и качества тирана от собственных родителей, что отражается на его поведении и обращении с людьми. Образ Митрофана указывает на упадок дворянского общества, вызванный неправильным воспитанием.

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы зарубежных писателей

Произведения Чарльза Диккенса, где главными героями часто становятся люди с тяжёлым детством, прекрасно подойдут для иллюстрации проблемы влияния юных лет на формирование личности. В романе «Дэвид Копперфилд», во многом автобиографическом, писатель изображает человека, оставшегося хорошим, несмотря на постоянное унижение, трудности и несправедливость жизни. Маленькому Дэвиду постоянно приходят на помощь обычные люди, что позволяет ему сохранить веру в их искренность. Мальчик сам учится отличать добро от зла, адекватно оценивать себя. Он обладает способностью видеть положительные черты в каждом человеке.

Роман Маргарет Дрэббл «Один летний сезон» показывает, что детство - не просто период, ограниченный определённым возрастом, оно связано ещё и с психологической зрелостью. Взрослый человек несёт ответственность за свои решения и поступки, он понимает важность взаимопомощи и обладает житейской мудростью.

Роль детства: аргументы из публицистики

В публицистике тоже часто рассматривается проблема роли детства в жизни человека. Аргументы для сочинения по этой теме можно взять из статьи А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова». В своей работе автор говорит о том, что на личность полководца сильное влияние оказали рассказы матери о знаменитых военачальниках прошлого: Александре Македонском и Александре Невском. Своё повествование родительница сопровождала комментарием, что сила человека в голове, а не в руках. Именно после подобных историй этот болезненный мальчик начал развивать и закалять себя, потому что захотел стать военным.

Период детства очень важен для полноценного и гармоничного развития личности. Он является основой для адекватного восприятия себя и своих сил, мира вокруг и дальнейшей счастливой жизни человека.

Множество советских воинов во время войны с фашистскими захватчиками совершали подвиги, но далеко не всегда были они награждены по заслугам, таким же образом обошла награда и Зиновия Колобанова, подвиг которого не забыт. Имя его не вошло в число более одиннадцати с половиной тысяч но народ помнит всё.

Забытые герои

Люди, демонстрировавшие исключительные отвагу и мужество, зачастую не были отмечены высокими наградами. В принципе, они не за награды воевали, больше друзья-однополчане огорчались. Например, звезду Героя не получил и Алексей Берест, непосредственно водрузивший Красное знамя на берлинский Рейхстаг. Подвиг Зиновия Колобанова тоже оказался недооценённым.

Оценки всегда субъективны, их определяют люди, которым свойственно ошибаться. Однако подвиг Зиновия Колобанова вдохновил не только бойцов на всех фронтах, но и многих поэтов, писателей, музыкантов, художников. Его ратная работа не забыта. Открыт частный музей его имени, посвящённый битве за Ленинград. И в данной статье будет рассказано во всех возможных подробностях о подвиге Зиновия Колобанова.

В августе 1941-го

Окружение города на Неве большой группой гитлеровских армий началось 8 августа. Наши стояли насмерть, однако пядь за пядью отдавали свою территорию, всё более сужая кольцо вокруг города. Несмотря на исключительную самоотверженность бойцов Красной Армии, под давлением лучше вооружённых и превосходящих количеством сил противника приходилось отступать.

В годы Великой Отечественной войны служил именно там, на Гатчине (теперь это город Красногвардейск), в Первой танковой дивизии, которой командовал Виктор Ильич Баранов. Натиск врага, замыслившего блицкриг, был ожесточённым и упорным, но он удивлялся, почему такие слабые войска не сдаются. Однако не все части и подразделения на начало войны были у нас недовооружёнными.

Приказ

К Красногвардейску вели три дороги, по которым пытались прорваться фашистские войска. Первая - от города Луги, вторая - от Волосова, третья - от Кингисеппа. Приказ перекрыть и удерживать их поступил от генерала Баранова 19 августа 1941 года. Задача сложная, а потому была поручена опытному офицеру, прошедшему финскую войну, - Зиновию Григорьевичу Колобанову. Он командовал третьей танковой ротой.

На вооружении у них были КВ-1, тяжёлые танки, мощные машины, которые на тот момент едва ли не единственные могли противостоять германской бронетехнике. Однако танки сами по себе в бою значат не так много. Главное - люди. И конкретно - командир, легендарная личность, на все времена вошедшая в историю. Это Зиновий Григорьевич Колобанов. Именно его подвиг предрешил результат боя, который и сегодня изучают на занятиях тактики будущие офицеры. Поэтому нужно рассказать о герое подробнее.

Биография

Родился Зиновий Колобанов в декабре 1910 года в селе Арефино. Теперь это Нижегородская область. Во время Гражданской войны погиб его отец, и матери пришлось воспитывать троих сыновей в одиночку. Зиновий охотно учился в школе, окончил восемь классов и уехал в Горький в индустриальный техникум, это было на тот момент очень мудрым решением.

В стране шла индустриализация, поэтому квалифицированные инженеры и рабочие были просто на вес золота - предельно востребованы. Но поработать инженером Зиновию Колобанову так и не пришлось: в феврале 1933 года его призвали в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. А там увидели, что парень не просто умный, но ещё и грамотный, поэтому направили его сначала в полковую школу, а затем в военное бронетанковое училище имени Михаила Васильевича Фрунзе.

Таким образом и стал Зиновий кадровым офицером. В 1936 году военное училище им было окончено с отличием, он получил звание лейтенанта и поступил в Третий отдельный танковый батальон Второй танковой бригады, которая базировалась в Ленинградском военном округе, - на должность командира танка. Однако учение его не прекратилось: в 1938-м он получил новые знания на Командных курсах усовершенствования.

В 1939-м был перевод в танковую бригаду, размещавшуюся на Карельском перешейке. Зиновий Колобанов по-прежнему оставался командиром роты. Потом была Советско-финская война, где трижды наш герой горел в танке и каждый день рисковал своей жизнью, будучи от смерти на волосок. Все соединения Ленинградского округа сыграли важнейшую роль в этой войне. А Колобанов лично прошёл в танке от границы до Выборга.

Служба

В 1940 году лейтенант Колобанов назначен помкомроты танкового резерва, а через некоторое время его служба продолжилась в Киевском военном округе: сначала заместителем командира танковой роты, затем - командиром батальона. В сентябре 1940-го он стал старшим лейтенантом. Через короткое время его назначили командиром танковой роты в батальон тяжёлых танков (нужно сказать, что эта рота тяжёлые танки на вооружение получить так и не успела).

С самого начала Великой Отечественной старшего лейтенанта Колобанова перевели обратно в Первую танковую дивизию, он стал командиром роты тяжёлых танков (и здесь танки КВ-1 на вооружении были). Командир танковой роты - очень высокая должность. Видимо, пошёл в счёт боевой опыт на Карельском перешейке. Но главный бой Зиновия Колобанова был ещё впереди.

Экипаж машины боевой

В танке КВ-1 вместе с командиром роты старшим лейтенантом Зиновием Колобановым воевали ещё четыре настоящих героя. Это радист-стрелок - старший сержант Кисельков Павел Иванович, командир орудия - Усов Андрей Михайлович, механик-водитель - старшина Иванович, помощник механика-водителя - рядовой Родников Николай Феоктистович. Каждый из них должен был стать Героем Советского Союза и получить свою Золотую Звезду. Скорее всего, и не одну. Особенно Усов.

Девятнадцатого августа старший лейтенант Колобанов был вызван командиром дивизии генералом Барановым, где и получил приказ перекрыть три дороги к городу Красногвардейску. Сразу после этого вся рота, состоящая из пяти танков, выдвинулась под командованием Колобанова на свои позиции. Два танка им были направлены к дороге со стороны Луги, ещё два - на направление к Кенгисеппу, а командирский танк замаскировался у приморской дороги, где обзор позволял держать под контролем два из трёх направлений.

Описание боя

Наступило двадцатое августа, тот самый день, который добавил в учебники описание боя Зиновия Колобанова. В конце войны знаменитый германский танкист-ас буквально "сплагиатил" в местечке Виллер-Бокаж всю командную деятельность Колобанова, подбив 11 танков наших английских союзников (причём свой "Тигр" ему сохранить не удалось, в отличие от нашего аса). Однако в мире почему-то гораздо лучше знают "подвиги" Виттмана (особенно на Курской дуге) и мало сведений имеют о Колобанове.

А ведь свой подвиг в бою под Войсковицами Зиновий Колобанов совершил, применив настоящий талант. Войсковицы - это совхоз, в сторону которого командир, чтобы не демаскировать до поры свою машину, пропустил "прощупывающих" путь для танковой колонны гитлеровских мотоциклистов. Тем временем на Лужском направлении уже завязался бой, и экипажи танков Дегтяря и Евдокименко громили авангард колонны танков на своей дороге: пять были уничтожены сразу плюс три бронетранспортёра.

Бой

Через некоторое время после того, как мотоциклисты по дороге проследовали, послышалось гудение и показалась непосредственно колонна. Шли лёгкие танки не то шестой, не то первой, не то восьмой гитлеровской танковой дивизии - сведения разнятся. По сторонам дороги в некоторых местах было обширное и абсолютно непроходимое болото. Колобанов приказал открыть огонь, когда большая часть гитлеровских танков оказалась именно на этом участке. Подвиг танкиста Колобанова во многом отличается от других, поскольку действия его не были спонтанными, они сопровождались умом и настоящим талантом.

Первыми же выстрелами три танка в голове колонны были подбиты и перекрыли дорогу остальным. Затем были подбиты замыкающие. Далее можно было уничтожать центр. Объехать горящие машины у врага не получилось - танки вязли в болоте и расстреливались, как в тире, стоячими. Паника в колонне нарастала. Боекомплекты взрывались. Ад, да и только. В течение каких-нибудь тридцати минут двадцать два танка были полностью уничтожены только командирским орудием. Гитлеровцы, сколько могли, отстреливались. Сто четырнадцать снарядов прилетело в советскую машину. Но КВ-1 выдержал. Броня, как поётся в известной песне, крепка, и наши танки быстры.

Командир орудия

Здесь нельзя не отметить огромное мастерство старшего сержанта Усова, командира орудия. Он потом повоевал ещё много, дослужился до лейтенанта. Это был опытнейший артиллерист, и именно его стараниями, его меткостью была обусловлена такая быстрая и такая безоговорочная победа. Андрей Михайлович успел повоевать и в советско-польскую, и в советско-финскую кампании, но в артиллерии. Впоследствии он прошёл соответствующее обучение и стал командовать орудием тяжёлого танка.

В общей сложности рота Колобанова в течение одного боя уничтожила сорок три танка противника: 22 - танк Колобанова, 8 - младший лейтенант Сергеев с экипажем, 5 - лейтенант Евдокименко, 4 - младший лейтенант Дегтярь, и ещё 4 - лейтенант Ласточкин. Когда основной бой был окончен, танкисты переключились на то, что осталось: уничтожили артиллерийскую батарею, легковой автомобиль, две пехотные роты. История не знала ещё такого результативного боя - ни советская, ни любых других танковых войск в мире. Подвиг танкиста Колобанова вошёл во все учебники, посвящённые военному искусству.

Представление к награде

В начале сентября наверх ушло представление всего экипажа танка Колобанова к высокому званию Героев Советского Союза за подписью полковника Дмитрия Погодина, командира полка. Он, повоевавший в Испании, был самым первым танкистом, получившим это звание в 1936 году, и уж ему-то было понятно значение подвига Зиновия Колобанова. Это представление охотно завизировал и командир дивизии генерал тоже Герой Советского Союза за бои в Финляндии. Однако не получилось.

Штаб Ленинградского фронта с этим представлением не согласился. Ордена дали всем. Командиру Колобанову и механику-водителю Никифорову - Красного Знамени, старшему сержанту Усову, метко стрелявшему, - орден Ленина, стрелку-радисту Киселькову и помощнику водителя Родникову - по ордену Красной Звезды. И с этим спорить было никак нельзя. Колобанов, видимо, какие-то фильтры у штабистов не прошёл, и надо было продолжать воевать, причём так же смело и находчиво. Однако 15 сентября Зиновий был тяжело ранен, обороняя город Пушкин (Царское Село). Почти вся остальная война прошла у него в свердловских госпиталях.

Дальнейшая жизнь

Ранения были очень и очень тяжёлыми, с повреждениями спинного и головного мозга, с контузиями. В госпитале Колобанов получил очередное звание - стал капитаном. Выписали его в удовлетворительном состоянии только в марте 1945 года, перед самой Победой. Но, как ни просился он на фронт, назначение пришло только в июле. Колобанов принял пост заместителя командира танкового батальона в Барановичах и потом ещё тринадцать лет служил Советской Армии верой и правдой.

Уволился в запас герой только в 1958 году, после чего поселился в Минске и устроился на автозавод мастером-контролёром ОТК. Дальнейшая жизнь у него была долгой и счастливой. А потом наступила перестройка, и Советский Союз перестал существовать. Это человеку старой закалки было пережить очень сложно. И Зиновий Григорьевич Колобанов нас покинул в возрасте 84 лет в 1994 году.

Музей

В нашей стране в настоящее время существуют проекты, посвящённые Великой Отечественной войне и поддерживаемые в подавляющем большинстве случаев только инициативой заинтересованных людей. Так был создан и частный музей "Битва за Ленинград" им. Зиновия Колобанова. Энтузиасты Ленинградской области уже более двадцати лет восстанавливают разнообразную боевую технику, которая участвовала в одном из кровопролитнейших и длительнейших сражений.

Директор музея Олег Титберия собрал уникальную коллекцию из найденной в местах боевых действий и отреставрированной техники, после чего открыл удивительный парк автомобилей, танков, артиллерийских орудий в городе Всеволожске (Ленинградская область). На территории музея посетители могут наблюдать, как реставрируется техника. За каждой буквально вырытой из земли машиной живёт своя история. Изучается не только каждая деталь для реставрации по документам семидесятилетней давности, но и проводятся исследования: каков был путь этой машины, кто именно в ней воевал. Рядом с легендарными "тридцатьчетвёрками" и танк КВ-1 тоже присутствует в экспозиции. Конечно, это не Зиновия Колобанова танк, тот был исключительно заметен после ста четырнадцати попаданий. Коллекция постоянно пополняется, и работают в музее поисковики, учёные, реставраторы и просто неравнодушные люди.

Давно замечено, что чем хуже идут дела на фронте, тем больше у проигрывающей стороны становится выдающихся летчиков, великих подводников, и бессмертных танкистов, чьи подвиги выходят за рамки реального и возможного. Приведу один пример. В начале 1944 года под украинским городом Корсунь-Шевченковский мы взяли в котёл мощную группировку противника, и полностью её уничтожили. Но вот если почитать некоторых немецких историков, то можно узнать, что сводный полк из «Тигров» и «Пантер», который шел окруженцам на помощь, за пять дней боев уничтожил ни много, ни мало, а 267 советских танков. Это, между прочим, целая танковая армия. «Тигры» и «Пантеры» - очень хорошие танки, и пожгли они наших не мало, спору нет, но тут акцент в другом - в том, что свои потери немцы обозначили всего в ОДИН «Тигр» и ТРИ «Пантеры» . Причем, этот «Тигр» подбили НЕ русские, его якобы, по ошибке уничтожила своя же «Пантера» - случайно стрельнула ему в корму.

Так вот, в том немецком полку было 90 танков, через две недели от них осталось всего 14-ть, а в мемуарах нет ни слова, куда же пропали остальные 76 немецких машин. Наверное, сами сломались, сами утонули в реках и болотах, или у них просто закончилось топливо, а может быть, они застряли в жирном украинском черноземе. Просто гусеницы забило грязью, и танки не смогли двигаться дальше. И советские войска здесь совершенно не причем. В общем, об этой странной пропаже семидесяти шести танков немецкие историки скромно умалчивают.

Кстати, тот сводный полк, который пытался пробить дорогу окруженным под Корсунем корпусам, свою задачу так и НЕ выполнил - он не прорвал кольцо, и немецкое командование этот полк расформировало. А и в самом деле, почему бы не разогнать разгильдяев, которые потеряли свои машины исключительно из-за ужасной русской грязи.

Всё, о чём я только что рассказал, было неким размышлением на тему пропаганды подвигов, вступлением к главной теме моей заметки.

Если принимать за чистую монету утверждения немецких танкистов и журналистов, то рекордом надо считать бои под Черкассами. Однако это не так. Абсолютный танковый рекорд принадлежит нашему герою - старшему лейтенанту Зиновию Григорьевичу Колобанову.

Его подвиг вошел в Книгу Рекордов Гиннеса, как самый успешный и результативный танковый бой за всю историю войн.

Поэтому он очень рационально распределил силы и расставил машины в самых тактически верных местах. Он приказал зарыть все танки в землю по самую башню, и хорошо их замаскировать. Своему командирскому КВ-1 он выбрал очень удобное место в самом центре обороны и закопал его на пригорке. Это расположение позволяло держать под контролем огромную площадь и перекрёсток двух дорог.

Наконец появились давно ожидаемые «гости» - колонна немецкой техники. В её голове ехали мотоциклисты и грузовики. Командир батальона приказал по связи немедленно открыть огонь. Ему, наверное, из Гатчины была лучше видна обстановка. Причем приказал жестко, как это часто бывало на фронте - матом. И знаете, как на это отреагировал Колобанов? Он просто взял, и отключил связь. Потому, что стрелять по мотоциклистам-разведчикам - это значит преждевременно обнаружить себя и сорвать все свои планы.

И вот на дорогу вышла танковая колонна. Сверхчеловеки ехали совершенно расслабленные. Как до этого по Европе: люки открыты, командиры торчали из башен спокойно и смотрели нахально, у многих были расстегнуты воротники и оголены руки до локтей, один что-то жевал, другой смотрел в бинокль… И тут грянул первый выстрел. Головной танк загорелся, его развернуло поперек шоссе, и он тем самым перекрыл дальнейшее движение. Второй выстрел - второй горящий танк наехал на первый, и украсил собой стальную композицию. Следующие выстрелы были перенесены по хвосту колонны, и там заполыхало три машины. Пробка на дороге окончательно сформировалась. А потом началось расформирование этой танковой колонны. Как куропаток в лесу, как жестяные фигурки в тире, «Климент Ворошилов» командира Зиновия Колобанова и наводчика Андрея Усова за пол часа настрелял 22 вражеских танка.

А что же остальные четыре танка из роты Колобанова? Они тоже не сидели без дела, и на своих участках накрошили еще 21-ну бронированную «куропатку», а также артиллерийскую батарею и две роты пехоты. Итого: 43 вражеских машины и множество живой силы противника без единой своей танковой потери. У нас из танкистов не погиб никто! Вот так командир роты Зиновий Колобанов унизил Третий рейх и вошел в историю.

За совершенный подвиг все члены экипажа был представлены к званию Героя СССР. Но как это ни удивительно, но Золотую Звезду не дали никому. Ограничились орденом Красной Звезды для командира, орденом Ленина для наводчика Усова, остальным тоже вручили высокие награды. Причина столь несправедливого награждения кроется в том, что во время финской войны, вернее сразу после её завершения, подчиненные Зиновия Колобанова пошли брататься с финнами. И по старинной русской традиции душевно так побратались. За это, трижды горевшего в танке капитана Колобанова лишили звания Героя Союза, сняли погоны и отправили в лагерь. Освободила его начавшаяся война. И даже после столь успешного и героического разгрома Золотую Звезду Героя Колобанову не вернули.

Хороший анимационный фильм-реконструкция о подвиге Колобанова:



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...