Творчество одного из поэтов серебряного века. Сочинение на тему:Своеобразие творчества поэтов «серебряного века» (на примере творчества одного из поэтов)

Расскажите о творчестве одного из поэтов "серебряного века".

"Серебряный век" русской поэзии стал в последние годы предметом искреннего внимания читателей. Словно из небытия, к нам вернулся целый пласт русской культуры. Но "серебряный век" - это не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России.

Само определение "серебряный" основано было на сопоставлении с пушкинской эпохой, которую называли золотым веком русской поэзии. Этим определением пользовались сами поэты. Так, в "Поэме без героя" Анны Ахматовой есть такие строки: "И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл".

Известный художественный критик С.Маковский называет свою книгу о русской культуре конца XIX-начала XX века, изданную в эмиграции, "На Парнасе серебряного века". Определение это закрепилось, оно стало не только поэтическим, им пользуются и ученые. Прежде всего обратимся к той атмосфере духовной жизни России рубежа веков, которая стала условием развития и подъема поэтического творчества. Этой атмосфере присуща двойственность. С одной стороны, это был необычайный расцвет, причем расцвет во всех областях культуры, науки, искусства. В экономике Россия достигла такого уровня, что многие предрекали: XX век будет "веком русских".

В изобразительном искусстве не только творили великие художники, но и возникали целые художественные школы, направления, и среди них особенно важное- "Мир искусства" во главе с живописцем А.Бенуа. Журнал, который издавала эта группа, был сам по себе явлением книжной графики, отличался такой высокой культурой художественного оформления, что сохраняет свое значение и до наших дней. В области театрального искусства глубочайший след был оставлен К.Станиславским и Ф.Шаляпиным, А.Павловой и В.Мейерхольдом.

Назвать можно еще очень многих, но есть одно имя, которое не возможно не упомянуть. Это имя Дягилева. Он не был ни художником, ни актером, ни поэтом. Ему был присущ талант, пожалуй, еще более редкий для России - талант организатора. Именно С.Дягилев устраивает знаменитые русские сезоны в Париже, которые открыли заново всему миру Россию не только как экзотическую страну, где лежат снега и по улицам бродят медведи, но и как страну величайшей культуры, столь богатую талантами, страну, обладающую высоким потенциалом в самых разных областях искусства. Именем С.Дягилева названа одна из площадей в Париже, именно балетные спектакли его труппы дали начало тому явлению, о котором годы спустя шутливо заметил поэт: "А так же в области балета мы впереди планеты всей". Вспомним также, что зарубежные, в частности, американские балерины часто брали себе русские псевдонимы.

В этот же период необычайный подъем переживает русская философская мысль - недаром его называют ренессансом, возрождением. Однако в определении "серебряный век" заложен и иной смысл, отражена вторая сторона духовной жизни России рубежа веков. Серебряный век в отличие от пушкинского золотого проходил под знаком луны (вспомним слова Ахматовой). Луна в мировой мифологии - это символ ущерба, умирания, и вся культура начала века была пронизана тревожными предчувствиями грядущих страшных лет России. Две эти особенности - бурный расцвет и предощущение близкого краха предопределили развитие русской поэзии серебряного века.

Хотелось бы сказать и о временных границах серебряного века русской поэзии. Когда он начался - это в целом известно: 90-е годы XIX века, выход из эпохи безвременья, преодоление кризиса поэзии. Бесспорно и то, что расцвета, наивысшей точки развития творчество поэтов серебряного века достигло в 1910-х годах: время зрелого творчества А.Блока, А.Белого, З.Гиппиус, Вяч.Иванова, В.Брюсова, время, когда продолжали писать стихи М.Волошин, Ф.Сологуб, и в те же годы на русском Парнасе появляются новые литературные течения: после безраздельного господства символизма его позиции оспаривают прямые наследники - акмеисты и прямые оппоненты - футуристы. В эти годы в поэзию активно входят имена Анны Ахматовой, Михаила Кузмина, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского, Игоря Северянина, Марины Цветаевой, Велимира Хлебникова, Сергея Есенина, Николая Клюева, Бориса Пастернака. Этот список можно было бы продолжить.

Спорным является вопрос о том, когда же закончился серебряный век русской поэзии. Некоторые прямо называют дату: 1917 год. Однако с этим трудно согласиться. Этой датой надо скорее назвать год 1921 - год трагической гибели двух величайших русских поэтов: А.Блока, который был, по определению А.Ахматовой, "человеком-эпохой", и Н.Гумилева, ставшего главным собирателем молодых поэтических сил в трудные годы революции и начала гражданской войны. Их гибель, почти совпавшая по времени, у многих уничтожила иллюзии, порожденные новой властью, ддя многих стала толчком к отъезду в эмиграцию.

Отголоски поэзии серебряного века можно найти в русской поэзии и сегодня, ее продолжение было в стихотворениях поздней Ахматовой, Пастернака, поэтов-эмигрантов, однако как единое художественное явление серебряный век завершился в 1921 году. Одним из самых ярких поэтов рубежа веков был Николай Гумилев. О его творчестве мне хотелось бы сказать подробнее. Н.Гумилев вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт - Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова - директором Царскосельской гимназии, в которой учился Н.Гумилев. Ему позднее было посвящено стихотворение "Памяти Анненского", в котором сказано: "Был Иннокентий Анненский последним из царскосельских лебедей". Основные сборники Н.Гумилева - "Романтические цветы", "Жемчуга", "Чужое небо", "Костер" и последний, изданный в последние дни перед смертью поэта - "Огненный столп". Если говорить о поэзии Н.Гумилева, сопоставляя это с тем, что мы знаем о нем из воспоминаний, в том числе и его собственных, то главную его тему можно определить как тему преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он преодолевает свои изъяны, пускается в рискованные предприятия вроде путешествий в Африку - их он совершил три - или добровольного ухода на войну и службы разведчиком. Эта тема отразилась и в его стихотворениях - их герой всегда отличается силой духа, отвагой, как, например, герой стихотворения цикла "Капитаны": "Пусть безумствует море и хлещет, Гребни волн поднялись в небеса - Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса". С годами в поэзии Н.Гумилева становится меньше экзотики, но его пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным. Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей чужды. К таким людям относит поэт и себя. Он много размышляет о своей смерти, и представляет ее неизменно в героическом ореоле: "И умру я не на постели При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще". Много стихотворений Н.Гумилев посвятил теме любви. Главная героиня его любовной лирики может принимать различные облики - и сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и легендарной возлюбленной Данте - Беатриче, и Маргариты из "Фауста" Гете.

Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные, неровные отношения, сами по себе достойные романного сюжета. Образ Ахматовой звучит в стихотворениях: "Из логова змиева", "Она", "Укротитель зверей" и многих других. Любовь в поэзии Н.Гумилева - это прежде всего страстное чувство, в котором есть черты "поединка рокового", как сказал другой поэт. Одно из самых известных стихотворений Н.Гумилева о любви - стихотворение "Жираф", в котором унылому и пропитанному туманами миру противостоит мир яркий, мир, в котором царят веселые сказки таинственных стран, про черную деву, про страсть молодого вождя. Здесь возникает характерное для романтической поэзии двоемерие. Позднюю лирику Н.Гумилева, составившую его последний сборник стихов, отличает пристрастие поэта к философским темам. Он жил в то время в голодном и страшном Петрограде, занимался активнейшей работой по собиранию литературных сил, создавал студии для молодых поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Н.Гумилев создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьем о человеческой жизни, о судьбе России, о своем поэтическом предназначении. Стихи эти сложны для понимания, но это не намеренная усложненность поэтического эксперимента, в принципе чуждого Н.Гумилеву, а сложность самой авторской мысли. Это такие стихотворения, как "Память", "Лес", "Заблудившийся трамвай", "Пьяный дервиш".

В целом поэзии Н.Гумилева не свойственно стремление к дерзости поисков в области формы стиха, скорее, он тяготеет к классическим традициям. Поэзия его более зрительная, чем слуховая, образы чаще видимые, чем звучащие, и поэзии его, например, не свойственна есенинская напевность, но свойственна, например, необычайная яркость, многоцветие, сила лирического напора, которая делает читателя как бы соавтором поэта, соучастником его размышлений и чувств. Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Н.Гумилева "Слово". "В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города, И орел не взмахивал крылами. Звезды жались в ужасе к луне. Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа Как домашний, подъяремный скот, Потому, что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это - Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова". Стихотворение это относится к поздней лирике Н.Гумилева. Оно было впервые напечатано в 1921 году. В произведении звучат философские размышления автора о природе слова. Противопоставлены друг другу два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни, для практических целей - выражением его является "умное слово" и высший, божественный путь, воплощенный в слове. Стихотворение продолжает традицию, восходящую к поэзии Пушкина, Лермонтова - в стихотворении можно видеть переклички с пушкинским "Пророком", лермонтовским стихотворением "Поэт". Именно поэт в современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова, напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, Н.Гумилев обращается к самому высокому авторитету для человека христианской культуры - к Евангелию. В соответствии с темой, стихотворение отличает высокий стиль. Для его создания поэт использует архаизмы (оный час, осиянно), что соответствует традициям русской поэзии. По самой своей интонации, произведение звучит, как торжественное заклинание. Оно написано пятистопным хореем, тем же размером, которым написано стихотворение М.Лермонтова "Выхожу один я на дорогу...". В произведении выражена глубокая философская мысль поэта, особенно значительная в то время, когда нередко брал слово маузер. Произведение Н.Гумилева продолжает классическую традицию русской поэзии. Н.Гумилев стал одним из символов культуры серебряного века. И в его гибели есть не только трагическая, но и символическая сущность. Культурный ренессанс в России был уничтожен, как был убит и его поэт.

Серебряный век – эпоха модернизма, запечатленная в русской литературе. Это период, когда новаторские идеи захватили все сферы искусства, в том числе и искусство слова. Хоть он и длился всего четверть века (начиная с 1898 года, заканчивая примерно 1922 годом), его наследие составляет золотой форд отечественной поэзии. До сих пор стихи того времени не теряют своей прелести и оригинальности, даже на фоне современного творчества. Как мы знаем, произведения футуристов, имажинистов и символистов стали основой многих известных песен. Поэтому чтобы разбираться в нынешних культурных реалиях, необходимо знать первоисточники, которые мы перечислили в этой статье.

Серебряный век ‑ один из главных, ключевых периодов русской поэзии, охватывающий период конца XIX ‑ начала XX века. Споры о том, кто же первый употребил данный термин, идут до сих пор. Некоторые считают, что «Серебряный век» принадлежит Николаю Авдеевичу Оцупу, известному критику. Другие склоняются к версии, что термин был введен благодаря поэту Сергею Маковскому. Но также существуют варианты относительно Николая Александровича Бердяева, известного русского философа, Разумникова Васильевича Иванова, российского литературоведа, и поэта Владимира Алексеевича Пяста. Но одно известно точно: определение было придумано по аналогии с другим, не менее важным периодом ‑ Золотым веком русской литературы.

Что касается временных рамок периода, то они условны, так как сложно установить точные даты зарождения Серебряного века поэзии. Начало обычно связывают с творчеством Александра Александровича Блока и его символизмом. Конец приписывают дате расстрела Николая Степановича Гумилева и смерти ранее упомянутого Блока. Хотя отголоски этого периода можно найти и в творчестве других известных русских поэтов ‑ Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама.

Символизм, имажинизм, футуризм и акмеизм ‑ основные течения Серебряного века. Все они относятся к такому направлению в искусстве, как модернизм.

Основной философией модернизма служила идея позитивизма, то есть надежда и вера в новое ‑ в новое время, в новую жизнь, в становление новейшего/современного. Люди верили, что они рождены для чего-то высокого, у них есть свое предназначение, которое они должны воплотить. Теперь культура направлена на вечное развитие, постоянный прогресс. Но вся эта философия рухнула с приходом войн. Именно они навсегда изменили мировоззрение и мироощущение людей.

Футуризм

Футуризм ‑ одно из направлений модернизма, которое является составляющей частью русского авангарда. Впервые данный термин появился в манифесте «Пощёчина общественному вкусу», написанном членами петербургской группы «Гилея». В её состав входили Владимир Маяковский, Василий Каменский, Велимир Хлебников и другие авторы, которых чаще всего называли «будетляне».

Родоначальником футуризма считают Париж, но его основатель родом из Италии. Однако именно во Франции в 1909 году был издан манифест Филиппо Томмазо Маринетти, манкирующий место этого течения в литературе. Далее футуризм «дошёл» и до других стран. Маринетти сформировал взгляды, идеи и мысли. Это был эксцентричный миллионер, больше всего увлекающийся машинами и женщинами. Однако после аварии, когда мужчина несколько часов пролежал рядом с пульсирующим сердцем двигателя, он решил воспеть красоту индустриального города, мелодию грохочущего автомобиля, поэтику прогресса. Теперь идеалом для человека был не окружающий естественный мир, а именно урбанистический пейзаж, шум и рокот суетливого мегаполиса. Также итальянец восхищался точными науками и придумал сочинять стихи с помощью формул и графиков, создал новый размер «лесенку» и т.д. Однако поэзия его получалась чем-то вроде очередного манифеста, теоретического и безжизненного бунта против старых идеологий. С точки зрения художественности, прорыв в футуризме сделал не его основатель, а русский почитатель его открытия – Владимир Маяковский. В 1910 году новое литературное течение приходит в Россию. Здесь оно представлено четырьмя самыми влиятельными группами:

  • Московская группа «Центрифуга» (Николай Асеев, Борис Пастернак и т.д.);
  • Ранее упомянутая петербургская группа «Гилея»;
  • Петербургская группа «Московские эгофутуристы» под контролем издательства «Петербургский глашатай» (Игорь Северянин, Константин Олимпов и т.д.);
  • Московская группа «Московские эгофутуристы» под контролем издательства «Мезонин искусства» (Борис Лавренев, Вадим Шершеневич и т.д.).

Так как все эти группы имели огромное влияние на футуризм, он развивался неоднородно. Появились такие ответвления, как эгофутуризм и кубофутуризм.

Футуризм повлиял не только на литературу. Огромное влияние он оказал и на живопись. Характерная черта таких полотен ‑ культ прогресса и протест против традиционных художественных канонов. Это течение соединяет в себе черты кубизма и экспрессионизма. Первая выставка состоялась в 1912 году. Тогда в Париже показали картины, на которых были изображены различные средства передвижения (автомобили, самолеты и т.п.). Художники-футуристы верили, что техника будет занимать лидирующие позиции в будущем. Основным новаторским ходом стала попытка изобразить движение в статике.

Основные признаки данного течения в поэзии таковы:

  • отрицание всего старого: старого образа жизни, старой литературы, старой культуры;
  • ориентация на новое, будущее, культ изменений;
  • ощущение скорых перемен;
  • создание новых форм и образов, бесчисленные и радикальные эксперименты:
  • изобретение новых слов, речевых оборотов, размеров.
  • десемантизация речи.

Владимир Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский (1893 ‑ 1930 гг.) ‑ известный российский поэт. Один из величайших представителей футуризма. Начал литературные эксперименты в 1912 году. Благодаря поэту, в русский язык были введены такие неологизмы, как «нате», «голоштанный», серпастый» и многие другие. Также Владимир Владимирович внёс огромный вклад и в стихосложение. Его «лесенка» помогает правильно расставить акценты при чтении. А лирические строки в творении «Лиличка! (Вместо письма)» стали самыми пронзительными любовными признаниями в поэзии XX века. мы подробно разобрали в отдельной статье.

К наиболее известным произведениям поэта можно отнести следующие примеры футуризма: уже ранее упомянутую « », «В.И. Ленин», « », стихотворения «Я достаю из широких штанин», «А вы могли бы? (Послушайте!)», «Стихи о советском паспорте», «Левый марш», « » и т.д.

К основным темам Маяковского относятся:

  • место поэта в обществе и его предназначение;
  • патриотизм;
  • воспевание социалистического строя;
  • революционная тема;
  • любовные чувства и одиночество;
  • целеустремленность на пути к мечте.

После октября 1917 года поэт (за редкими исключениями) вдохновляется лишь революционными идеями. Он воспевает мощь перемен, большевистскую идеологию и величие Владимира Ильича Ленина.

Игорь Северянин

Игорь Северянин (1887 ‑ 1941 гг.) ‑ известный русский поэт. Один из представителей эгофутуризма. Прежде всего, он известен своей эпатажной поэзией, где воспевается его собственная личность. Творец был уверен, что он ‑ чистое воплощение гения, поэтому часто вёл себя эгоистично и высокомерно. Но это было лишь на публике. В обычной повседневной жизни Северянин ничем не отличался от других, а после эмиграции в Эстонию и вовсе «завязал» с модернистскими экспериментами и начал развиваться в русле классической поэзии. Самые известные его работы ‑ это стихотворения « !», «Соловьи монастырского сада», «Классические розы», «Ноктюрн», «В парке плакала девочка» и сборники «Громокипящий кубок», «Victoria regia», «Златолира». мы подробно разобрали в другой статье.

Основные темы творчества Игоря Северянина:

  • технический прогресс;
  • собственная гениальность;
  • места поэта в обществе;
  • любовная тематика;
  • сатира и бичевание общественных пороков;
  • политика.

Он был первым поэтом в России, который смело назвал себя футуристом. Но в 1912 году Игорь Северянин основывает новое, собственное течение ‑ эгофутуризм, для которого характерны употребление иностранных слов и наличие чувства «себялюбия».

Алексей Кручёных

Алексей Елисеевич Кручёных (1886 ‑ 1968 гг.) ‑ российский поэт, журналист, художник. Один из представителей русского футуризма. Творец прославился тем, что принес в русскую поэзию «заумь». «Заумь» — абстрактная речь, лишенная любого смысла, которая позволяет автору использовать любые слова (странные сочетания, неологизмы, части слов и т.п.). Алексей Кручёных даже выпускает собственную «Декларацию заумного языка».

Самое известное стихотворение поэта ‑ «Дыр бул щыл», но существуют и другие произведения: «Железобетонные гири — дома», «Уехала», «Тропический лес», «В игорном доме», «Зима», «Смерть художника, «Русь» и другие.

К основным темам творчества Хлебникова можно отнести:

  • тема любви;
  • тема языка;
  • творчество;
  • сатира;
  • тема еды.

Велимир Хлебников

Велимир Хлебников (1885 ‑ 1922 гг.) ‑ известный русский поэт, один из главных деятелей авангарда в России. Он прославился, прежде всего, тем, что был основоположником футуризма в нашей стране. Также не стоит и забывать, что именно благодаря Хлебникову начались радикальные эксперименты в области «творчества слова» и ранее упомянутой «зауми». Иногда поэта называли и «председателем земного шара». Основные труды ‑ это стихотворения, поэмы, сверхповести, автобиографические материалы и проза. К примерам футуризма в стихах можно отнести:

  • «Птичка в клетке»;
  • «Времыши ‑ камыши»;
  • «Из мешка»;
  • «Кузнечик» и другие.

К поэмам:

  • «Зверинец»;
  • «Лесная тоска»;
  • «Любовь приходит страшным смерчем» и т.п.

Сверхповести:

  • «Зангези»;
  • «Война в мышеловке».
  • «Николай»;
  • «Велик ‑ день» (Подражание Гоголю);
  • «Утёс из будущего».

Автобиографические материалы:

  • «Автобиографическая заметка»;
  • «Ответы на анкету С. А. Вегнерова».

Основные темы творчества В. Хлебникова:

  • тема революции и её прославление;
  • тема предопределения, рока;
  • связь времен;
  • тема природы.

Имажинизм

Имажинизм ‑ одно из течений русского авангарда, которое также появилось и распространилось в Серебряном веке. Понятие произошло от английского слова «image», что переводится как «образ». Данное направление является ответвлением от футуризма.

Сначала имажинизм появился в Англии. Главными представителями были Эзре Паунд и Перси Уиндем Льюис. Лишь в 1915 году данное течение дошло до нашей страны. Но русский имажинизм существенно отличался от английского. По сути, от него осталось только название. Впервые русская публика услышала произведения имажинизма 29 января 1919 года в здании Всероссийского союза поэтов в Москве. Оно предусматривает, что образ слова возвышается над замыслом, идеей.

Впервые термин «имажинизм» появляется в русской литературе в 1916 году. Именно тогда издается книга Вадима Шершеневича «Зеленая улица…»., в которой автор заявляет о появлении нового течения. Более обширного, чем футуризм.

Так же, как и футуризм, имажинизм оказал влияние на живопись. Наиболее популярными художниками являются: Георгий Богданович Якулов (художник ‑ авангардист), Сергей Тимофеевич Конёнков (скульптор) и Борис Робертович Эрдман.

Основные признаки имажинизма:

  • главенство образа;
  • обширное употребление метафор;
  • содержание произведения = развитие образа + эпитеты;
  • эпитет = сравнения + метафоры + антитеза;
  • стихотворения выполняют, прежде всего, эстетическую функцию;
  • одно произведение = один образный каталог.

Сергей Есенин

Сергей Александрович Есенин (1895 ‑ 1925 гг.) ‑ известный русский поэт, один из самых популярных представителей имажинизма, выдающийся творец крестьянской лирики. мы описали в эссе о его в вкладе в культуру серебряного века.

За свою столь короткую жизнь он успел прославиться незаурядным творчеством. Его проникновенные стихотворения о любви, природе, русской деревне читал каждый. Но также поэт был известен тем, что являлся одним их основателей имажинизма. В 1919 году он вместе с другими поэтами ‑ В.Г. Шершеневичем и А.Б. Мариенгофом ‑ впервые рассказал обществу о принципах данного течения. Главной особенностью было то, что стихотворения имажинистов можно читать снизу вверх. При этом суть произведения не меняется. Но в 1922 году Сергей Александрович понимает, что это новаторское творческое объединение очень ограниченно, и в 1924 пишет письмо, в котором объявляет о закрытии группы имажинистов.

Основные труды поэта (необходимо отметить, что далеко не все они написаны в стилистике имажинизма):

  • «Гой ты, Русь, моя родная!»;
  • «Письмо к женщине»;
  • «Хулиган»;
  • « Ты меня не любишь, не жалеешь…»;
  • «Мне осталось одна забава»;
  • Поэма « »;

Главные темы творчества Есенина:

  • тема Родины;
  • тема природы;
  • любовная лирика;
  • тоска и духовный кризис;
  • ностальгия;
  • переосмысление исторических преобразований 20 века

Анатолий Мариенгоф

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 ‑ 1962 гг.) ‑ русский поэт-имажинист, драматург, прозаик. Вместе с С. Есениным и В. Шершеневичем основал новое направление авангардизма ‑ имажинизм. Прежде всего, он прославился своей революционной литературой, так как большая часть его произведений восхваляет это политическое явление.

К основным трудам поэта можно отнести такие книги, как:

  • «Роман без вранья»;
  • « » (1991 году вышла экранизация этой книги);
  • «Бритый человек»;
  • «Бессмертная трилогия»;
  • «Анатолий Мариенгоф о Сергее Есенине»;
  • «Без фигового листочка»;
  • «Витрина сердца».

К стихотворениям-примерам имажинизма:

  • «Встреча»;
  • «Кувшины памяти»;
  • «Марш революций»;
  • «Руки галстуком»;
  • «Сентябрь» и многие другие.

Темы произведений Мариенгофа:

  • революция и её воспевание;
  • тема «русскости»;
  • жизнь богемы;
  • социалистические идеи;
  • антиклерикальный протест.

Вместе с Сергеем Есениным и другими имажинистами поэт участвовал в создании выпусков журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и книги «Имажинисты».

Символизм

‑ течение, во главе которого стоит новаторский образ-символ, пришедший на смену художественному. Термин «символизм» произошёл от французского «symbolisme» и греческого «symbolon» ‑ символ, знак.

Родоначальником этого направления принято считать Францию. Ведь именно там, в XVIII веке, известный французский поэт Стефан Малларме объединяется с другими поэтами для создания нового литературного течения. Затем символизм «перекочевал» в другие страны Европы, а уже в конце XVIII века пришел и в Россию.

Впервые данное понятие появляется в произведениях французского поэта Жана Мореаса.

К основным признакам символизма относятся:

  • двоемирие – разделение на реальность и иллюзорный мир;
  • музыкальность;
  • психологизм;
  • наличие символа как основа смысла и идеи;
  • мистические образы и мотивы;
  • опора на философию;
  • культ индивидуальности.

Александр Блок

Александр Александрович Блок (1880 ‑ 1921 гг.) ‑ известный российский поэт, один из самых главных представителей символизма в русской поэзии.

Блок относится ко второму этапу развития этого течения в нашей стране. Он «младший символист», который воплощал в своих работах философские идеи мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева.

К основным работам Александра Блока можно отнести следующие примеры русского символизма:

  • «На железной дороге»;
  • «Фабрика»;
  • «Ночь, улица, фонарь, аптека…»;
  • «Вхожу я в темные храмы»;
  • «Девушка пела в церковном хоре»;
  • «Мне страшно с Тобой встречаться»;
  • «О, я хочу безумно жить»;
  • поэма « » и многое другое.

Темы творчества Блока:

  • тема поэта и его места в жизни общества;
  • тема жертвенной любви, любви-поклонения;
  • тема Родины и осмысление ее исторической судьбы;
  • красота, как идеал и спасение мира;
  • тема революции;
  • мистические и фольклорные мотивы

Валерий Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 ‑ 1924 гг.) ‑ российский поэт — символист, переводчик. Один из самых известных представителей Серебряного века русской поэзии. Стоял у истоков русского символизма наряду с А.А. Блоком. Успех творца начался со скандала, связанного с моностихом «О, закрой свои бледные ноги». Затем, после публикаций еще более вызывающих произведений, Брюсов оказывается в эпицентре славы. Его приглашают на различные светские и поэтические вечера, а его имя становится настоящим брендом в мире искусства.

Примеры стихов символиста:

  • «Все кончено»;
  • «В прошлом»;
  • «Наполеон»;
  • «Женщине»;
  • «Тени прошлого»;
  • «Каменщик»;
  • «Мучительный дар»;
  • «Облака»;
  • «Образы времени».

Основные темы в творчестве Валерия Яковлевича Брюсова:

  • мистика и религия;
  • проблемы личности и общества;
  • уход в вымышленный мир;
  • история отечества.

Андрей Белый

Андрей Белый (1880 ‑ 1934 гг.) ‑ российский поэт, писатель, критик. Так же, как и Блок, Белый считается одним из самых известных представителей символизма в нашей стране. Стоит отметить, что творец поддерживал идеи индивидуализма и субъективизма. Он считал, что символизм представляет собой определённое миропонимание человека, а не просто течение в искусстве. Язык знаков он считал высшим проявлением речи. Также поэт придерживался мнения, что все искусство — это некий дух, мистическая энергия высших сил.

Свои произведения он называл симфониями, среди которых «Драматическая», «Северная», «Симфоническая» и «Возврат». К известным стихотворениям можно отнести: «А вода? Миг ‑ ясна…», «Асе (Лазурь бледна»), «Бальмонту», «Безумец» и другие.

Темы в творчестве поэта это:

  • тема любви или страсть к женщине;
  • борьба против мещанской вульгарности;
  • этические и моральные аспекты революции;
  • мистические и религиозные мотивы;

Константин Бальмонт

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 ‑ 1942 гг.) ‑ российский поэт-символист, литературный критик и писатель. Прославился своей «оптимистической самовлюбленностью». По словам известного русского поэта Аннинского, он ставил важнейшие философские вопросы в своих произведениях. Главные работы поэта ‑ это сборники «Под северным небом», «Будем как солнце» и «Горящие здания» и всем известные стихотворения «Бабочка», «В синем храме», «Нет дня, чтоб я не думал о Тебе…». Это весьма показательные примеры символизма.

Основные темы в творчестве Бальмонта:

  • возвышенное место поэта в обществе;
  • индивидуализм;
  • тема бесконечности;
  • вопросы бытия и небытия;
  • красота и таинственность окружающего мира.

Вячеслав Иванов

Вячеслав Иванович Иванов (1866 ‑ 1949 гг.) ‑ поэт, критик, драматург, переводчик. Он хоть и намного пережил расцвет символизма, все равно остался верен своим эстетическим и литературным принципам. Творец известен благодаря своей идее о дионисийском символизме (он был вдохновлен древнегреческим богом плодородия и вина Дионисом). В его поэзии преобладали античные образы и философские вопросы, поставленные древнегреческими философами вроде Эпикура.

Основные труды Иванова:

  • «Александру Блоку»;
  • «Ковчег»;
  • «Вести»;
  • «Весы»;
  • «Современники»;
  • «Долина ‑ храм»;
  • «Небо живет»

Темы творчества:

  • тайна природной гармонии;
  • тема любви;
  • тема жизни и смерти;
  • мифологические мотивы;
  • истинная природа счастья.

Акмеизм

Акмеизм ‑ последнее течение, которое составляло поэзию Серебряного века. Термин произошёл от греческого слова «acme», что значит рассвет чего-либо, вершина.

Как литературное проявление, акмеизм образовался в начале XX века. Начиная с 1900 года, в квартире поэта Вячеслава Иванова в Петербурге стали собираться молодые поэты. В 1906 ‑ 1907 году небольшая группа отделилась ото всех и образовала «кружок молодых». Он отличался рвением отойти от символизма и образовать нечто новое. Также большой вклад в развитие акмеизма внесла литературная группа «Цех поэтов». В неё входили такие поэты, как Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Адамович, Владимир Нарбут и другие. Возглавляли «Цех..» Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Спустя 5 — 6 лет из этой группы отделилась ещё часть, которая и стала называть себя акмеистами.

Акмеизм нашёл свое отражение и в живописи. Взгляды таких художников, как Александра Бенуа («Купальня маркизы» и «Венецианский сад»), Константина Сомова («Осмеянный поцелуй»), Сергея Судейкина и Леона Бакста (все они входили художественную группу конца XIX века «Мир искусств») были схожи с взглядами писателей-акмеистов. На всех картинах мы можем увидеть, как современный мир противостоит миру прошлому. Каждое полотно представляет собой некую стилизованную декорацию.

Основные черты акмеизма:

  • отказ от идей символизма, противопоставление им;
  • возвращение к истокам: связь с прошлыми поэтами и литературными течениями;
  • символ больше не способ влияния/воздействия на читателя;
  • отсутствие всего мистического;
  • соединение физиологической мудрости с внутренним миром человека.
  • Стремление к простоте и предельной ясности образа, темы, стиля.

Анна Ахматова

Анна Андреевна Ахматова (1889 ‑ 1966 гг.) ‑ российская поэтесса, литературовед, переводчик. Она же номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Как талантливую поэтессу, мир узнал ее в 1914 году. Именно в этом году вышел сборник «Чётки». Далее ее влияние в богемных кругах лишь усиливалось, а поэма « » обеспечила ей скандальную известность. В советском союзе критика не жаловала ее талант, преимущественно ее слава ушла в подполье, в самиздат, зато работы из под ее пера переписывались от руки и заучивались наизусть. Именно она покровительствовала Иосифу Бродскому на ранних этапах его творчества.

К значимым творениям можно отнести:

  • «Я научилась просто, мудро жить»;
  • «Сжала руки над тёмной вуалью»;
  • «Я спросила у кукушки…»;
  • «Сероглазый король»;
  • «Я не любви твоей прошу»;
  • «А ты теперь тяжелый и унылый» и другие.

Темами стихотворений можно назвать:

  • тема супружеской и материнской любви;
  • тема истинной дружбы;
  • тема сталинских репрессий и страдания народа;
  • тема войны;
  • место поэта в мире;
  • размышление о судьбе России.

В основном лирические произведения Анна Ахматовой написаны в направлении акмеизма, но иногда наблюдаются и проявления символизма, чаще всего на фоне какого-либо действия.

Николай Гумилев

Николай Степанович Гумилев (1886 ‑ 1921 гг.) ‑ российский поэт, критик, прозаик и литературовед. В начале XX века он входил уже в известный вам «Цех поэтов». Именно благодаря этому творцу и его коллеге Сергею Городецкому и был основан акмеизм. Они возглавили это новаторское отделение от общей группы. Стихи Гумилева понятны и прозрачны, в них нет напыщенности и зауми, поэтому их до сих пор перепевают и воспроизводят на сценах и музыкальных дорожках. Он просто, но прекрасно и возвышенно говорит о сложных чувствах и мыслях. За свою связь с белогвардейцами был расстрелян большевиками.

К основным трудам можно отнести:

  • «Жираф»;
  • «Заблудившийся трамвай»;
  • «Ещё не раз вспомните»;
  • «Из букета целого сирени»;
  • «Утешение»;
  • «Побег»;
  • «Я сам над собой смеялся»;
  • «Мои читатели» и многое другое.

Основная тема поэзии Гумилева ‑ преодоление жизненных неудач и препятствий. Также им были затронуты философская, любовная, военная темы. Любопытен его взгляд на искусство, ведь для него творчество – всегда жертва, всегда надрыв, которому отдаешься без остатка.

Осип Мандельштам

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 ‑ 1938 гг.) ‑ известный поэт, литературовед, переводчик и прозаик. Он является автором оригинальной любовной лирики, много стихов посвятил городу. Его творчество отличает сатирическая и явно оппозиционная направленность по отношению к действующей на тот момент власти. Он не боялся затронуть злободневные темы и задать неудобные вопросы. За свое едкое и оскорбительное «посвящение» Сталину он был арестован и осужден. Тайна его смерти в трудовом лагере остается нераскрытой до сих пор.

Примеры акмеизма можно найти в его работах:

  • «Notre Dame»;
  • «Мы живем, под собою не чуя страны»;
  • «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»;
  • «Silentium»;
  • «Автопортрет»;
  • «Вечер нежный. Сумрак важный…»;
  • «Ты улыбаешься» и многое другое.

Темы в творчестве Мандельштама:

  • красота Петербурга;
  • тема любви;
  • место поэта в общественной жизни;
  • тема культуры и свободы творчества;
  • политический протест;
  • поэт и власть.

Сергей Городецкий

Сергей Митрофанович Городецкий (1884 ‑ 1967 гг.) ‑ российский поэт ‑ акмеист, переводчик. Его творчество характеризует наличие фольклорных мотивов, он увлекался народным эпосом и древнерусской культурой. После 1915 года стал крестьянским поэтом, описывая нравы и быт деревни. Работая военным корреспондентом, он создал цикл стихов, посвященный геноциду армян. После революции занимался преимущественно переводами.

Значимые произведения поэта, которые можно считать примерами акмеизма:

  • «Армения»;
  • «Береза»;
  • цикл «Весна»;
  • «Городок»;
  • «Волк»;
  • «Мое лицо ‑ тайник рождений»;
  • «Помнишь, вьюга налетала»;
  • «Сирень»;
  • «Снег»;
  • «Череда».

Основные темы в стихотворениях Сергея Городецкого:

  • природное великолепие Кавказа;
  • тема поэта и поэзии;
  • геноцид армян;
  • тема революции;
  • тема войны;
  • любовная и философская лирика.

Творчество Марины Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева (1892 ‑ 1941 гг.) ‑ известная российская поэтесса, переводчица, прозаик. Прежде всего, она известна своими любовными стихотворениями. Ей также было свойственно размышлять об этических аспектах революции, причем в ее работах прослеживалась ностальгия по старому времени. Возможно, именно поэтому она вынуждена была покинуть страну советов, где ее творчество не ценилось. Она блестяще знала другие языки, и ее популярность распространилась не только на нашу страну. Дарованием поэтессы восхищаются в Германии, Франции и Чехии.

Главные работы Цветаевой:

  • «Идешь, на меня похожий»;
  • «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес..»;
  • «Тоска по Родине! Давно…»;
  • «Мне нравится, что Вы больны не мной»;
  • «Я бы хотела жить с Вами»;

Основные темы в творчестве поэтессы:

  • тема Родины;
  • тема любви, ревности, разлуки;
  • тема дома и детства;
  • тема поэта и его значимости;
  • историческая судьба отечества;
  • духовное родство.

Одной удивительной особенностью Марины Цветаевой является то, что её стихотворения не принадлежат ни одному литературному течению. Все они находятся за пределами любых направлений.

Творчество Софии Парнок

София Яковлевна Парнок (1885 ‑ 1933 гг.) ‑ российская поэтесса, переводчик. Известность она получила благодаря скандальной дружбе с известной поэтессой Мариной Цветаевой. Дело в том, что общению между ними приписывали что-то большее, чем приятельские отношения. Так же Парнок была удостоена прозвища «русская Сапфо» за свои заявления о праве женщин на нетрадиционную любовь и равные права с мужчинами.

Основные труды:

  • «Белая ночь»;
  • «В земле бесплодной не взойти зерну»;
  • «Еще не дух, почти не плоть»;
  • «Люблю тебя в твоем просторе»;
  • «Как светел сегодня свет»;
  • «Гадание»;
  • «Слишком туго были сжаты губы».

Главные темы в творчестве поэтессы – свободная от предрассудков любовь, духовная связь между людьми, независимость от общественного мнения.

К определенному направлению Парнок не принадлежит. Она всю жизнь пыталась найти свое особенное место в литературе, не привязанное к определенному течению.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Серебряный век - период расцвета русской поэзии в начале XX в. Вопрос о хронологических рамках этого явления. Основные направления в поэзии Серебряного века и их характеристика. Творчество русских поэтов - представителей символизма, акмеизма и футуризма.

    презентация , добавлен 28.04.2013

    Взаимосвязь поэзии серебряного века с истоками русской культуры, славянской мифологией. Воздействие исконно русской культуры на поэзию серебряного века и современную литературу. Жизнь и творчество поэтов Гумилева, Хлебникова, Северянина, Бурлюка.

    реферат , добавлен 18.10.2008

    "Серебряный век" - духовный и художественный ренессанс, знаменующий взлет русской культуры конца XIX–XX веков. Время величайших достижений философской мысли, науки, всех видов художественного творчества. Поэтические индивидуальности великих поэтов.

    реферат , добавлен 10.04.2009

    Ознакомление с творчеством поэтов Серебряного века как ярких представителей эпохи символизма. Контекстуальный анализ образов царей и нищих в русской литературе (в поэзии Серебряного века в частности) на примере произведений А. Блока, А. Ахматовой и др.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Рассмотрение основных тем в творчестве А. Пушкина. Исследование поэзии "Серебряного века": символизма, футуризма и акмеизма. Сопоставление произведений автора со стихотворениями А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой и Мандельштама; выделение общих тем.

    презентация , добавлен 05.03.2012

    "Серебряный век" русской литературы. Раскрепощение личности художника. Появление "неореалистического стиля". Основные художественные течения "серебряного века". Понятие супрематизма, акмеизма, конструктивизма, символизма, футуризма и декаданса.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2013

    Специфические признаки начала ХХ века в культурной жизни России, характеристика новых направлений в поэзии: символизма, акмеизма и футуризма. Особенности и главные мотивы творчества известных российских поэтов Соловьева, Мережковского, Сологубы и Белого.

    Страницы творчества поэтов Серебряного века

    учителя русского языка и литературы

    МКОУ «Каштановская СОШ»

    Бахчисарайского района

    Республики Крым

    Варнавской Ольги Михайловны


    Андрей Белый

    Максимилиан Волошин

    Иннокентий Анненский

    Дмитрий Мережковский

    Игорь Северянин

    Николай Гумилев

    Осип Мандельштам


    Серебряный век – это эпоха выдающихся актеров, художников, писателей, поэтов, композиторов, живописцев, философов.

    Это время созидания,

    время новых направлений и открытий.

    Это был сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.

    Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в России.


    Стихотворения Андрея Белого

    • ВОСПОМИНАНИЕ
    • Декабрь... Сугробы на дворе...
    • Я помню вас и ваши речи;
    • Я помню в снежном серебре
    • Стыдливо дрогнувшие плечи.
    • В марсельских белых кружевах
    • Вы замечтались у портьеры:
    • Кругом на низеньких софах
    • Почтительные кавалеры.
    • Лакей разносит пряный чай...
    • Играет кто-то на рояли...
    • Но бросили вы невзначай
    • Мне взгляд, исполненный печали.
    • И мягко вытянулись,- вся
    • Воображенье, вдохновенье,-
    • В моих мечтаньях воскреся
    • Невыразимые томленья;
    • И чистая меж нами связь
    • Под звуки гайдновских мелодий
    • Рождалась... Но ваш муж, косясь,
    • Свой бакен теребил в проходе...
    • __________
    • Один - в потоке снеговом...
    • Но реет над душою бедной
    • Воспоминание о том,
    • Что пролетело так бесследно
    • В ПОЛЯХ

    Я забыл. Я бежал. Я на воле.

    • Бледным ливнем туманится даль.
    • Одинокое, бедное поле,
    • Сиротливо простертое вдаль.
    • Не страшна ни печаль, ни тоска мне:
    • Как терзали - я падал в крови:
    • Многодробные, тяжкие камни
    • Разбивали о кости мои.
    • Восхожу в непогоде недоброй
    • Я лицом, просиявшим как день.
    • Пусть дробят приовражные ребра
    • Мою черную, легкую тень!
    • Пусть в колючих, бичующих прутьях
    • Изодрались одежды мои.
    • Почивают на жалких лоскутьях
    • Поцелуи холодной зари.
    • Над простором плету, неподвижен,
    • Из колючей крапивы венок.
    • От далеких поникнувших хижин
    • Подымается тусклый дымок.
    • Ветер, плачущий брат мой,- здесь тихо.
    • Ты пролей на меня свою сонь.
    • Исступленно сухая гречиха
    • Мечет под ноги яркий огонь.
    • 1907, Париж


    Связь с Крымом, с Коктебелем

    • Родился 16 (28) мая 1877

    в Киеве, предки по отцу - запорожские казаки, по матери - обрусевшие в 17 в. немцы. В три года остался без отца, детство и отрочество прошли в Москве. В 1893 мать приобрела земельный участок в Коктебеле, где Максимилиан Волошин в 1897 окончил гимназию.


    Максимилиан Волошин вернулся в Крым весной 1917.

    «Больше не покидаю его, - писал он в автобиографии, - ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую…». «Не будучи ни с одной из борющихся сторон, я живу только Россией и в ней совершающимся… Мне (знаю это) надо пребыть в России до конца». Его дом в Коктебеле оставался странноприимным во все время гражданской войны: в нем находили приют и даже скрывались от преследований «и красный вождь, и белый офицер», как писал он в стихотворении «Дом поэта» (1926).

    Живописью Максимилиан Волошин занялся, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве, - и оказался даровитым художником.





    Владел четырнадцатью языками.

    Был директором гимназии в Царском Селе.

    А.Ахматова считала его своим учителем.


    Много пейзажной лирики, любовные стихотворения немногочисленны

    СРЕДИ МИРОВ

    Среди миров, в мерцании светил

    Одной Звезды я повторяю имя...

    Не потому, чтоб я Ее любил,

    А потому, что я томлюсь с другими.

    И если мне сомненье тяжело,

    Я у Нее одной ищу ответа,

    Не потому, что от Нее светло,

    А потому, что с Ней не надо света.


    В ароматном краю в этот день голубой

    Песня близко: и дразнит, и вьется;

    Но о том не спою, что мне шепчет прибой,

    Что вокруг и цветет, и смеется.

    Я не трону весны - я цветы берегу,

    Мотылькам сберегаю их пыль я,

    Миг покоя волны на морском берегу

    И ладьям их далекие крылья.

    А еще потому, что в сияньи сильней

    И люблю я сильнее в разлуке

    Полусвет-полутьму наших северных дней,

    Недосказанность песни и муки...


    Дмитрий Мережковский (1866-1941) Поэт, прозаик, драматург, критик.


    Одиночество

    Поверь мне:- люди не поймут

    Твоей души до дна!..

    Как полон влагою сосуд,-

    Она тоской полна.

    Когда ты с другом плачешь,- знай:

    Сумеешь, может быть,

    Лишь две-три капли через край

    Той чаши перелить.

    Но вечно дремлет в тишине

    Вдали от всех друзей,-

    Что там, на дне, на самом дне

    Больной души твоей.

    Чужое сердце - мир чужой,

    И нет к нему пути!

    В него и любящей душой

    Не можем мы войти.

    И что-то есть, что глубоко

    Горит в твоих глазах,

    И от меня - так далеко,

    Как звезды в небесах...

    В своей тюрьме,- в себе самом,

    Ты, бедный человек,

    В любви, и в дружбе, и во всем

    Один, один навек!..

    Дмитрий Мережковский

    ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ

    Я помню, как в детстве нежданную сладость

    Я в горечи слез находил иногда,

    И странную негу, и новую радость -

    В мученьи последних обид и стыда.

    В постели я плакал, припав к изголовью;

    И было прощением сердце полно,

    Но все ж не людей,- бесконечной любовью

    Я Бога любил и себя, как одно.

    И словно незримый слетал утешитель,

    И с ласкою тихой склонялся ко мне;

    Не знал я, то мать или ангел-хранитель,

    Ему я, как ей, улыбался во сне.

    В последней обиде, в предсмертной пустыне,

    Когда и в тебе изменяет мне все,

    Не ту же ли сладость находит и ныне

    Покорное, детское сердце мое?

    Безумье иль мудрость,- не знаю, но чаще,

    Все чаще той сладостью сердце полно,

    И так,- что чем сердцу больнее, тем слаще,

    И Бога люблю и себя, как одно.

    ОДИНОЧЕСТВО В ЛЮБВИ

    Темнеет. В городе чужом

    Друг против друга мы сидим,

    В холодном сумраке ночном,

    Страдаем оба и молчим

    И оба поняли давно,

    Как речь бессильна и мертва:

    Чем сердце бедное полно,

    Того не выразят слова.

    Не виноват никто ни в чем:

    Кто гордость победить не мог,

    Тот будет вечно одинок,

    Кто любит,- должен быть рабом.

    Стремясь к блаженству и добру,

    Влача томительные дни,

    Мы все - одни, всегда - одни:

    Я жил один, один умру.

    На стеклах бледного окна

    Потух вечерний полусвет.-

    Любить научит смерть одна

    Все то, к чему возврата нет.





    Гиппиус и Мережковский прожили в браке 52 года, не разлучаясь ни разу, ни на один день

    Осенняя ночь и свежа, и светла -

    В раскрытые окна глядела,

    По небу луна величаво плыла,

    И листья шептались несмело.

    Лучи на полу сквозь зеленую сеть

    Дрожали капризным узором...

    О, как мне хотелось с тобой умереть,

    Забыться под ласковым взором!

    В душе что-то бурной волною росло,

    Глаза застилались слезами.

    И было и стыдно, и чудно светло,

    И плакал Шопен вместе с нами.

    О, милый, мы счастья так ждали с тобой

    И счастье неслышно подкралось,

    Пришло, как волна, унеслося волной,

    Пришло, но навек не осталось!

    Я ненавижу здешнее «пока»:

    С концами всё, и радости, и горе.

    Ведь как бы ни была длинна река -

    Она кончается, впадая в море.

    Противны мне равно земля, и твердь,

    И добродетель, и бесчеловечность;

    Одну тебя я принимаю, Смерть:

    В тебе единой не пока - но вечность.

    Живые взоры я встречаю...

    Огня, огня! Костер готов.

    Я к ближним руки простираю,

    Я жду движенья, знака, слов...

    С какою радостною мукой

    В очах людей ловлю я свет!

    Но говорю... и дышит скукой

    Их утомительный ответ.


    Игорь Северянин

    сонет-автопортрет

    Он тем хорош, что он совсем не то,

    Что думает о нём толпа пустая,

    Стихов принципиально не читая,

    Раз нет в них ананасов и авто.

    Фокстрот, кинематограф и лото –

    Вот, вот куда людская мчится стая!

    А между тем душа её простая,

    Как день весны! Но это знает кто?

    Благословляя мир, проклятье войнам,

    Он шлет в стихе, признания достойном,

    Слегка скорбя, подчас слегка шутя.

    Над вечно первенствующей планетой…

    Он в каждой песне, им от сердца спетой,

    Иронизирующее дитя.


    Король поэтов

    Это было у моря

    Это было у моря, где ажурная пена,

    Где встречается редко городской экипаж...

    Королева играла - в башне замка - Шопена,

    И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

    Было все очень просто, было все очень мило:

    Королева просила перерезать гранат,

    И дала половину, и пажа истомила,

    И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

    А потом отдавалась, отдавалась грозово,

    До восхода рабыней проспала госпожа...

    Это было у моря, где волна бирюзова,

    Где ажурная пена и соната пажа.

    Насмешка короля

    Властитель умирал. Льстецов придворных стая

    Ждала его конца, сдувая с горностая,

    Одежды короля пылинки, между тем,

    Как втайне думала: "Когда ж ты будешь нем?"

    Их нетерпение заметно королю

    И он сказал, съев ломтик апельсина:

    О верные рабы! Для вас обижу сына:

    Я вам отдам престол, я сердце к вам крылю!"

    И только он умолк - в разнузданности дикой

    И вскоре не было у ложа ни души,-

    Лишь двадцать мертвых тел лежало пред владыкой.


    А ну-ка, ну-ка, на салазках

    Махнем вот с той горы крутой,

    Из кедров заросли густой,

    Что млеют в предвесенних ласках...

    Не торопись, дитя, постой,-

    Садись удобней и покрепче,

    Я сяду сзади, и айда!

    И лес восторженно зашепчет,

    Стряхнув с макушек снежный чепчик,

    Когда натянем повода

    Салазок и начнем зигзаги

    Пути проделывать, в овраге

    Рискуя размозжить мозги...

    Ночеет. Холодно. Ни зги.

    Теперь домой. Там ждет нас ужин,

    Наливка, фрукты, самовар.

    Я городов двенадцать дюжин

    Отдам за этот скромный дар,

    Преподнесенный мне судьбою:

    За снежный лес, катанье с гор,

    За ужин в хижине с тобою

    И наш немудрый разговор.



    Он создаёт объективный мир зрительных образов, напряжённых и ярких. Муза Гумилёва-- „муза дальних странствий”

    Еще не раз вы вспомните меня

    Нелепый мир из песен и огня,

    Его вам было мало или много,

    Ведь мир иной меня обворожил

    Дремала душа, как слепая,

    Так пыльные спят зеркала,

    Но солнечным облаком рая

    Ты в темное сердце вошла.

    Созвездий слепящих таких,

    Чтоб вымолить счастье у бога

    Для глаз говорящих твоих.

    Не знал я, что в сердце так много

    Созвучий звенящих таких,

    Чтоб вымолить счастье у бога

    Для губ полудетских твоих.

    И рад я, что сердце богато,

    Ведь тело твое из огня,

    Душа твоя дивно крылата,

    Певучая ты для меня.


    Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

    И руки особенно тонки, колени обняв.

    Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

    Изысканный бродит жираф.

    Ему грациозная стройность и нега дана,

    И шкуру его украшает волшебный узор,

    С которым равняться осмелится только луна,

    Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

    Вдали он подобен цветным парусам корабля,

    И бег его плавен, как радостный птичий полет.

    Я знаю, что много чудесного видит земля,

    Когда на закате он прячется в мраморный грот.

    Я знаю веселые сказки таинственных стран

    Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,

    Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

    Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

    И как я тебе расскажу про тропический сад,

    Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

    Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад

    Изысканный бродит жираф.



    "Я побывал в Абиссинии три раза, и в общей сложности я провел в этой стране почти два года

    • Капитаны (1910)
    • До сих пор в Эфиопии сохраняется добрая память о Н. Гумилеве. Африканские стихи Гумилева, вошедшие в подготовленный им сборник "Шатер", и сухая точная проза дневника -- дань его любви к Африке.
    • Третья книга Гумилева "Жемчуга" (1910) принесла ему широкую известность. Она была посвящена В. Брюсову, которого автор назвал учителем.

    На полярных морях и на южных,

    По изгибам зеленых зыбей,

    Меж базальтовых скал и жемчужных

    Шелестят паруса кораблей.

    Быстрокрылых ведут капитаны,

    Открыватели новых земель,

    Для кого не страшны ураганы,

    Кто изведал мальстремы и мель…


    Сборники стихов „ Путь конквистадора”, „Романтические цветы”, „Жемчуга”, „Чужое небо”, „Колчан”

    Перед воротами Эдема

    Две розы пышно расцвели,

    Но роза - страстности эмблема,

    А страстность - детище земли.

    Одна так нежно розовеет,

    Как дева, милым смущена,

    Другая, пурпурная, рдеет,

    Огнем любви обожжена.

    А обе на Пороге Знанья...

    Ужель Всевышний так судил

    И тайну страстного сгоранья

    К небесным тайнам приобщил?!

    Собрание Цеха Поэтов состоялось на квартире С.Городецкого в октябре 1911г, присутствовал А. Блок.

    На щите акмеистов было начертано- "ясность, простота, утверждение реальности жизни".

    Акмеисты отвергал "обязательную мистику" символистов.

    "У акмеистов, - писал в журнале "Аполлон" С. Городецкий, - роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще".



    1910- венчание с А.Ахматовой, 1912-рождение сына Льва

    Командировка от Академии наук в Абиссинию, условия тяжёлые.

    (Первый из европейцев, кто пришёл с

    серьёзными научными целями).

    В Первую мировую войну Гумилёв был разведчиком.

    За смелые действия – звание ефрейтора и Георгиевский крест IV степени.

    Через год – унтер-офицер и Георгиевский крест III степени.

    В 1916 году за отличие в боях и личное мужество произведён в прапорщики

    (младший лейтенант).

    • В 1918 году выходит шестой сборник Н. Гумилева "Костер" и сборник переводов восточной поэзии "Фарфоровый павильон". Последние прижизненные сборники стихов Н. Гумилева изданы в 1921 году - это "Шатер" (африканские стихи) и "Огненный столп«.
    • Гумилев был убеждён в том, что „ должно честно и по совести служить своей Родине, независимо от того, какая существует в ней власть”.

    Жизнь Н. С. Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года.

    Вина его заключалась лишь в недонесении органам, о том, что ему предлагали вступить в заговорщическую организацию.

    Мировая общественность не могла согласиться с таким приговором.

    Алексей Толстой написал позже:

    "Я не знаю подробностей его убийства, но, зная Гумилева, - знаю, что, стоя у стены, он не подарил палачам даже взгляда смятения и страха.

    Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель, поэт. Хмурая тень его, негодуя отлетела от... страстно любимой им Родины... Свет твоей душе. Слава - твоему имени".


    Апрель 1918, разрыв отношений по инициативе Ахматовой, осенью- официальный развод. Гумилев страстно влюбился в Париже.

    Юную красавицу,

    полурусскую–полуфранцуженку Елену Карловну Дюбуше, Гумилёв называл

    Голубой звездой.

    Любовные объяснения в стихах.

    В 1923 году издан посмертный сборник, названный составителем „К синей звезде”

    Еще не раз вы вспомните меня

    И весь мой мир волнующий и странный,

    Нелепый мир из песен и огня,

    Но меж других единый необманный.

    Он мог стать вашим тоже и не стал,

    Его вам было мало или много,

    Должно быть, плохо я стихи писал

    И вас неправедно просил у Бога.

    Но каждый раз вы склонитесь без сил

    И скажете: "Я вспоминать не смею.

    Ведь мир иной меня обворожил

    Простой и грубой прелестью своею".


    • Николай Гумилев был незаурядной личностью с удивительной и трагичной судьбой.
    • Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика.

    Стихотворения акмеистического периода, составившие сборник "Седьмое небо", подтверждают трезвый, аналитический, научный подход Гумилева к явлениям поэзии. Основные положения изложены им в статье "Наследие символизма и акмеизм".

    Николай Гумилёв оставил интересное и значительное наследие, которому наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы

    Поэзия Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда сближается с их творчеством.




    Стихотворения разных лет

    Нежнее нежного

    Лицо твое,

    Белее белого

    Твоя рука,

    От мира целого

    Ты далека,

    И все твое --

    От неизбежного.

    От неизбежного

    Твоя печаль,

    И пальцы рук

    Неостывающих,

    И тихий звук

    Неунывающих

    Только детские думы лелеять.

    Все большое далеко развеять,

    Из глубокой печали восстать.

    Я от жизни смертельно устал,

    Ничего от нее не приемлю,

    Но люблю мою бедную землю,

    Оттого, что иной не видал.

    Я качался в далеком саду

    На простой деревянной качели,

    И высокие темные ели

    Вспоминаю в туманном бреду.



    Стихотворения Осипа Мандельштама

    ЛЕНИНГРАД

    Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

    До прожилок, до детских припухлых желез.

    Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

    Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

    Узнавай же скорее декабрьский денек,

    Где к зловещему дегтю подмешан желток.

    Петербург! я еще не хочу умирать!

    У тебя телефонов моих номера.

    Петербург! У меня еще есть адреса,

    Я на лестнице черной живу, и в висок

    Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

    И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

    Шевеля кандалами цепочек дверных.

    Еще не умер ты, еще ты не один,

    Покуда с нищенкой-подругой

    Ты наслаждаешься величием равнин

    И мглой, и холодом, и вьюгой.

    В роскошной бедности, в могучей нищете

    Живи спокоен и утешен.

    Благословенны дни и ночи те,

    И сладкогласный труд безгрешен.

    Несчастлив тот, кого, как тень его,

    Пугает лай и ветер косит,

    И беден тот, кто сам полуживой

    У тени милостыню просит.


    Мы живем, под собою не чуя страны,

    Наши речи за десять шагов не слышны,

    А где хватит на полразговорца,

    Там припомнят кремлёвского горца.

    Его толстые пальцы, как черви, жирны,

    А слова, как пудовые гири, верны,

    Тараканьи смеются усища,

    И сияют его голенища.

    А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

    Он играет услугами полулюдей.

    Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

    Он один лишь бабачит и тычет,

    Как подкову, кует за указом указ:

    Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

    Что ни казнь у него - то малина

    И широкая грудь осетина.



    Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьёт.

    Образ твой, мучительный и зыбкий,

    Я не мог в тумане осязать.

    "Господи!"- сказал я по ошибке,

    Сам того не думая сказать.

    Божье имя, как большая птица,

    Вылетало из моей груди.

    Впереди густой туман клубится,

    И пустая клетка позади.

    Невыразимая печаль

    Открыла два огромных глаза,

    Цветочная проснулась ваза

    И выплеснула свой хрусталь.

    Вся комната напоена

    Истомой -- сладкое лекарство!

    Такое маленькое царство

    Так много поглотило сна.

    Немного красного вина,

    Немного солнечного мая --

    И, тоненький бисквит ломая,

    Тончайших пальцев белизна.




    РАССКАЖИТЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ ПОЭТОВ "СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА"
    "Серебряный век" русской поэзии стал в последние годы предметом
    искреннего внимания читателей. Словно из небытия, к нам вернулся
    целый пласт русской культуры. Но "серебряный век" - это не просто
    набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное
    во всех областях духовной жизни России. Само определение
    "серебряный" основано было на сопоставлении с пушкинской эпохой,
    которую называли золотым веком русской поэзии. Этим определением
    пользовались сами поэты. Так, в "Поэме без героя" Анны Ахматовой
    есть такие строки:
    "И серебряный месяц ярко
    Над серебряным веком стыл".
    Известный художественный критик С.Маковский называет свою книгу
    о русской культуре конца XIX-начала XX века, изданную в эмиграции,
    "На Парнасе серебряного века". Определение это закрепилось, оно
    стало не только поэтическим, им пользуются и ученые. Прежде всего
    обратимся к той атмосфере духовной жизни России рубежа веков,
    которая стала условием развития и подъема поэтического творчества.
    Этой атмосфере присуща двойственность. С одной стороны, это был
    необычайный расцвет, причем расцвет во всех областях культуры,
    науки, искусства. В экономике Россия достигла такого уровня, что
    многие предрекали: XX век будет "веком русских". В изобразительном
    искусстве не только творили великие художники, но и возникали целые
    художественные школы, направления, и среди них особенно важное-
    "Мир искусства" во главе с живописцем А.Бенуа. Журнал, который
    издавала эта группа, был сам по себе явлением книжной графики,
    отличался такой высокой культурой художественного оформления, что
    сохраняет свое значение и до наших дней. В области театрального
    искусства глубочайший след был оставлен К.Станиславским и
    Ф.Шаляпиным, А.Павловой и В.Мейерхольдом. Назвать можно еще
    очень многих, но есть одно имя, которое не возможно не упомянуть.
    Это имя Дягилева. Он не был ни художником, ни актером, ни поэтом.
    Ему был присущ талант, пожалуй, еще более редкий для России -
    талант организатора. Именно С.Дягилев устраивает знаменитые русские
    сезоны в Париже, которые открыли заново всему миру Россию не
    только как экзотическую страну, где лежат снега и по улицам бродят
    медведи, но и как страну величайшей культуры, столь богатую
    талантами, страну, обладающую высоким потенциалом в самых разных
    областях искусства. Именем С.Дягилева названа одна из площадей в
    Париже, именно балетные спектакли его труппы дали начало тому
    явлению, о котором годы спустя шутливо заметил поэт: "А так же в
    области балета мы впереди планеты всей". Вспомним также, что
    зарубежные, в частности, американские балерины часто брали себе
    русские псевдонимы. В этот же период необычайный подъем
    переживает русская философская мысль - недаром его называют
    ренессансом, возрождением. Однако в определении "серебряный век"
    заложен и иной смысл, отражена вторая сторона духовной жизни
    России рубежа веков. Серебряный век в отличие от пушкинского
    золотого проходил под знаком луны (вспомним слова Ахматовой). Луна
    в мировой мифологии - это символ ущерба, умирания, и вся культура
    начала века была пронизана тревожными предчувствиями грядущих
    страшных лет России. Две эти особенности - бурный расцвет и
    предощущение близкого краха предопределили развитие русской
    поэзии серебряного века.
    Хотелось бы сказать и о временных границах серебряного века русской
    поэзии. Когда он начался - это в целом известно: 90-е годы XIX века,
    выход из эпохи безвременья, преодоление кризиса поэзии. Бесспорно и
    то, что расцвета, наивысшей точки развития творчество поэтов
    серебряного века достигло в 1910-х годах: время зрелого творчества
    А.Блока, А.Белого, З.Гиппиус, Вяч.Иванова, В.Брюсова, время, когда
    продолжали писать стихи М.Волошин, Ф.Сологуб, и в те же годы на
    русском Парнасе появляются новые литературные течения: после
    безраздельного господства символизма его позиции оспаривают прямые
    наследники - акмеисты и прямые оппоненты - футуристы. В эти годы в
    поэзию активно входят имена Анны Ахматовой, Михаила Кузмина,
    Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского,
    Игоря Северянина, Марины Цветаевой, Велимира Хлебникова, Сергея
    Есенина, Николая Клюева, Бориса Пастернака. Этот список можно
    было бы продолжить. Спорным является вопрос о том, когда же
    закончился серебряный век русской поэзии. Некоторые прямо
    называют дату: 1917 год. Однако с этим трудно согласиться. Этой датой
    надо скорее назвать год 1921 - год трагической гибели двух величайших
    русских поэтов: А.Блока, который был, по определению А.Ахматовой,
    "человеком-эпохой", и Н.Гумилева, ставшего главным собирателем
    молодых поэтических сил в трудные годы революции и начала
    гражданской войны. Их гибель, почти совпавшая по времени, у многих
    уничтожила иллюзии, порожденные новой властью, ддя многих стала
    толчком к отъезду в эмиграцию. Отголоски поэзии серебряного века
    можно найти в русской поэзии и сегодня, ее продолжение было в
    стихотворениях поздней Ахматовой, Пастернака, поэтов-эмигрантов,
    однако как единое художественное явление серебряный век завершился
    в 1921 году.
    Одним из самых ярких поэтов рубежа веков был Николай Гумилев. О
    его творчестве мне хотелось бы сказать подробнее. Н.Гумилев вошел в
    русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста.
    Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт -
    Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле
    слова - директором Царскосельской гимназии, в которой учился
    Н.Гумилев. Ему позднее было посвящено стихотворение "Памяти
    Анненского", в котором сказано: "Был Иннокентий Анненский
    последним из царскосельских лебедей". Основные сборники
    Н.Гумилева - "Романтические цветы", "Жемчуга", "Чужое небо",
    "Костер" и последний, изданный в последние дни перед смертью поэта
    - "Огненный столп". Если говорить о поэзии Н.Гумилева, сопоставляя
    это с тем, что мы знаем о нем из воспоминаний, в том числе и его
    собственных, то главную его тему можно определить как тему
    преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он
    преодолевает свои изъяны, пускается в рискованные предприятия вроде
    путешествий в Африку - их он совершил три - или добровольного ухода
    на войну и службы разведчиком. Эта тема отразилась и в его
    стихотворениях - их герой всегда отличается силой духа, отвагой, как,
    например, герой стихотворения цикла "Капитаны":
    "Пусть безумствует море и хлещет,
    Гребни волн поднялись в небеса -
    Ни один пред грозой не трепещет,
    Ни один не свернет паруса".
    С годами в поэзии Н.Гумилева становится меньше экзотики, но его
    пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным.
    Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей
    чужды. К таким людям относит поэт и себя. Он много размышляет о
    своей смерти, и представляет ее неизменно в героическом ореоле:
    "И умру я не на постели
    При нотариусе и враче,
    А в какой-нибудь дикой щели,
    Утонувшей в густом плюще".
    Много стихотворений Н.Гумилев посвятил теме любви. Главная
    героиня его любовной лирики может принимать различные облики - и
    сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и
    легендарной возлюбленной Данте - Беатриче, и Маргариты из "Фауста"
    Гете. Особенное место в его поэзии занимают стихотворения,
    посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные,
    неровные отношения, сами по себе достойные романного сюжета.
    Образ Ахматовой звучит в стихотворениях: "Из логова змиева", "Она",
    "Укротитель зверей" и многих других. Любовь в поэзии Н.Гумилева -
    это прежде всего страстное чувство, в котором есть черты "поединка
    рокового", как сказал другой поэт. Одно из самых известных
    стихотворений Н.Гумилева о любви - стихотворение "Жираф", в
    котором унылому и пропитанному туманами миру противостоит мир
    яркий, мир, в котором царят веселые сказки таинственных стран, про
    черную деву, про страсть молодого вождя. Здесь возникает характерное
    для романтической поэзии двоемерие.
    Позднюю лирику Н.Гумилева, составившую его последний сборник
    стихов, отличает пристрастие поэта к философским темам. Он жил в то
    время в голодном и страшном Петрограде, занимался активнейшей
    работой по собиранию литературных сил, создавал студии для молодых
    поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Н.Гумилев
    создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьем о человеческой
    жизни, о судьбе России, о своем поэтическом предназначении. Стихи
    эти сложны для понимания, но это не намеренная усложненность
    поэтического эксперимента, в принципе чуждого Н.Гумилеву, а
    сложность самой авторской мысли. Это такие стихотворения, как
    "Память", "Лес", "Заблудившийся трамвай", "Пьяный дервиш". В целом
    поэзии Н.Гумилева не свойственно стремление к дерзости поисков в
    области формы стиха, скорее, он тяготеет к классическим традициям.
    Поэзия его более зрительная, чем слуховая, образы чаще видимые, чем
    звучащие, и поэзии его, например, не свойственна есенинская
    напевность, но свойственна, например, необычайная яркость,
    многоцветие, сила лирического напора, которая делает читателя как бы
    соавтором поэта, соучастником его размышлений и чувств.
    Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Н.Гумилева
    "Слово".
    "В оный день, когда над миром новым
    Бог склонял лицо свое, тогда
    Солнце останавливали словом,
    Словом разрушали города,
    И орел не взмахивал крылами.
    Звезды жались в ужасе к луне.
    Если, точно розовое пламя,
    Слово проплывало в вышине.
    А для низкой жизни были числа
    Как домашний, подъяремный скот,
    Потому, что все оттенки смысла
    Умное число передает.
    Патриарх седой себе под руку
    Покоривший и добро и зло,
    Не решаясь обратиться к звуку,
    Тростью на песке чертил число
    Но забыли мы, что осиянно
    Только слово средь земных тревог,
    И в Евангелии от Иоанна
    Сказано, что слово это - Бог.
    Мы ему поставили пределом
    Скудные пределы естества
    И, как пчелы в улье опустелом,
    Дурно пахнут мертвые слова".
    Стихотворение это относится к поздней лирике Н.Гумилева. Оно было
    впервые напечатано в 1921 году. В произведении звучат философские
    размышления автора о природе слова. Противопоставлены друг другу
    два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной
    жизни, для практических целей - выражением его является "умное
    слово" и высший, божественный путь, воплощенный в слове.
    Стихотворение продолжает традицию, восходящую к поэзии Пушкина,
    Лермонтова - в стихотворении можно видеть переклички с пушкинским
    "Пророком", лермонтовским стихотворением "Поэт". Именно поэт в
    современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова,
    напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, Н.Гумилев
    обращается к самому высокому авторитету для человека христианской
    культуры - к Евангелию. В соответствии с темой, стихотворение
    отличает высокий стиль. Для его создания поэт использует архаизмы
    (оный час, осиянно), что соответствует традициям русской поэзии. По
    самой своей интонации, произведение звучит, как торжественное
    заклинание. Оно написано пятистопным хореем, тем же размером,
    которым написано стихотворение М.Лермонтова "Выхожу один я на
    дорогу...". В произведении выражена глубокая философская мысль
    поэта, особенно значительная в то время, когда нередко брал слово
    маузер. Произведение Н.Гумилева продолжает классическую традицию
    русской поэзии. Н.Гумилев стал одним из символов культуры
    серебряного века. И в его гибели есть не только трагическая, но и
    символическая сущность. Культурный ренессанс в России был
    уничтожен, как был убит и его поэт.

Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...