Веневитинов биография. Дмитрий Владимирович Веневитинов

Среди множества музеев и архитектурных памяток на территории Российской Федерации особенно выделяется усадьба Веневитинова (Воронеж). Построенная почти три века назад, она дарит посетителям ощущение тайны, погружает в атмосферу загадочности и величия. Со времени основания в здании мало что изменилось, однако даже постоянные посетители каждый раз обнаруживают какую-то новую, незамеченную ранее деталь. Веневитинова усадьба знаменита не только красотой внешнего оформления и внутреннего убранства. Ныне в ней располагается филиал Воронежского областного литературного музея имени Никитина.

Сегодня эта памятка открыта для посещения. Музей-усадьба Веневитинова едва ли не каждый день принимает пары молодоженов, которые заказывают фотосессию на территории поместья.

Филиал Воронежского музея

Собственно, одним только жилым зданием имение поэта не ограничивается. В его пределах также находились парк, конюшня, множественные хозяйственные постройки, флигель. Расположен филиал музея, некогда бывший обителью семейства, на территории площадью в три гектара.

Веневитинова усадьба - это одна из немногих построек своего времени, которая дошла до наших дней практически в идеальном состоянии.

На первом и втором этаже расположены экспозиции, которые представляют вниманию посетителя эпизоды из жизни Дмитрия и его семейства, творчество поэта. Помимо этого, перед визитерами открыты двери в парковую зону и окрестности дома. По этим местам можно прогуляться самостоятельно. Единственное - необходимо придерживаться строгих правил поведения: не повреждать имущество, не уносить с собой любые предметы, взятые из музея. Также существует запрет на употребление алкогольных напитков и наркотических веществ.

История

Сам род Веневитиновых на территории современной Воронежской области появился в начале 17 века. Первым владельцем удела на этих просторах стал Лаврентий Герасимович и его сын. Они приобрели порядка 10 тысяч десятин земли на левобережье На это место сразу же переселили несколько семей крестьян. Новые жители были родом из села Животинное. Чтобы сохранить память об их малой родине, новый населенный пункт было решено назвать Новоживотиным.

Позже сюда перенесли церковь, потому деревня превратилась в село, которое стало основным населенным пунктом в окрестности.

Но самого жилого здания еще не было. Только в начале 18 века на месте современной постройки был вырыт пруд и посажен парк. Веневитинова усадьба, по мнению специалистов, была построена в пределах 60-70-х годов 18 века. Еще через десятилетие обновили и Архангельскую церковь. С тех пор она стала каменной.

Из хозяйственной книги начала 19 века узнаем, что, помимо жилого здания, имелись также погреб, пара флигелей, ледник и сарай.

В дальнейшем история здания была более чем насыщенной. Хозяева заново оштукатурили фасад и снесли второй этаж. Во времена СССР Веневитинова усадьба служила для нужд школы, детского дома, в период ВОВ тут размещались военные. Соответственно, каждый новый хозяин менял планировку в зависимости от предназначения здания.

Реставрация

К моменту реставрации помещение было неузнаваемо по сравнению с тем вариантом, который был изначально. Веневитинова усадьба несколько раз перестраивалась, прежде чем обрела сегодняшние очертания. Впервые перепланировку провели только в 1988 году. Работы продолжались 6 лет, чтобы затем здесь расположился музей-усадьба Веневитинова.

Это семейство принимало участие во многих благотворительных мероприятиях, а также сделало весомый вклад в кораблестроение. Однако самым знаменитым представителем рода был именно Дмитрий Владимирович - поэт, философ, прозаик.

С 2005 года на территории поместья ему был поставлен памятник авторства Максима Дикунова.

Музей-усадьба Д. Веневитинова (Воронеж в 27 километрах от поместья) будто смотрит на своего хозяина, заключенного в бронзе.

Войнич в музее

Однако не только этим знаменито поместье. Еще один известный представитель этой фамилии - племянник Дмитрия Михаил. Он был знаменитым археологом и историком.

Усадьба графа Веневитинова также связана с именем Этель Лилиан Войнич, которая работала гувернанткой в этом доме. Она преподавала детям английский и литературу, а также учила манерам.

Именно после того как писательница побывала в России, она написала свой легендарный роман «Овод». Этель настолько прониклась жизнью местного населения, его переживаниями и недовольством еще и после прочтения книги «Подпольная Россия», что свой опыт пребывания в стране перенесла на бумагу, изменив имена и географию романа.

После она начала работать в редакции эмигрантского журнала «Свободная Россия» и продолжала поддерживать связь со своими заграничными друзьями из Петербурга.

и интерьер

Усадьба Веневитинова (воронежские экскурсионные бюро организовывают поездки) - это памятка федерального значения.

Сегодня дом насчитывает два этажа, практически полностью восстановлен интерьер. Нынешним внешним видом он обязан художнику-реставратору Максимально восстановлен дух 19 века. Обновленный экстерьер здания предлагает посетителям музея окунуться в атмосферу тех времен. Для реставрации были использованы самые современные технологии, благодаря чему музей-усадьба Веневитинова стал популярным местом времяпрепровождения многих воронежцев.

По вечерам в окнах можно увидеть силуэты движущейся аристократии, а голографические картинки в темное время суток транслируются на фасад здания. Такое ощущение, что проходит какой-то светский раут или хозяева решили пригласить своих знакомых на бал.

Также восстановлен пруд и парковые насаждения. Дорожки, которые огибают здание и вьются через парк, выложены плиткой и создают в точности такой же рисунок, какой был при первых хозяевах.

Усадьба Веневитинова, фото которой потрясают красотой, стала одним из самых красивых и популярных мест Воронежской области.

Музейные экспонаты

З D изображения не только транслируют события из жизни знаменитого семейства перед домом, но и создают трехмерные фигуры предметов, которые когда-то принадлежали семейству, но теперь утратили свой вид или же пропали вовсе.

На первом и втором этажах реставраторы попытались восстановить интерьер, который был при жизни хозяев. Но, помимо обихода его жителей, усадьба Дмитрия Веневитинова расскажет о том, как проводили свое время дворяне 18-19 веков, о создании и существовании типичного музыкально-литературного салона в России и даже погрузят в историю кораблестроения на территории Воронежской области.

Парк усадьбы Веневитинова с восстановленным ландшафтом даст возможность не только отдохнуть морально, но и полюбоваться историческими местами. И кто знает, может, ваш отпечаток ляжет ровно на след Дмитрия Владимировича или его друзей.

Современная жизнь здания

Излюбленное место романтиков и мечтателей - усадьба Веневитинова. Воронеж по праву гордится жемчужиной области. Едва ли не ежедневно у ворот можно встретить свадебный кортеж, вне зависимости от времени года.

Самовольно фотографировать тут запрещено. Прежде чем начать съемку, необходимо обязательно договориться с администрацией.

Музей-усадьба Веневитинова (Воронеж находится в часе езды) открыт для посещения каждый день, кроме понедельника и вторника. Также необходимо предварительно уточнять график, так как в разное время года он отличается.

Как добраться

Территория музея занимает очень выгодную позицию - от него недалеко до Воронежа, и в то же время он находится на достаточном расстоянии, чтобы посетитель смог убежать от городского шума и суеты.

От Воронежа всего в 23 километрах расположена усадьба Веневитинова. Как проехать к ней, знает каждый местный житель, ведь для этого нужно просто выехать на трассу М 4 «Дон» и затем свернуть по указателю на Новоживотинное.

Если личным автомобилем вы не располагаете, то есть ежедневные рейсы автобусов от Центрального автовокзала Воронежа.

Также можно посмотреть расписание экскурсий, так как воронежский культурный актив часто организовывает поездки к Новоживотинному отдельным автобусом.

Стоимость экскурсий

В зависимости от возраста и личных капризов экскурсия посетителю обойдется от 45 до 220 рублей с человека. Входной билет для ребенка - 45. Для школьников и студентов предусмотрены скидки.

Если вы не желаете идти в толпе, а хотите о достопримечательностях узнать от персонального гида, то придется выложить 220 рублей. Стоит отметить, что так получится увидеть значительно больше. В индивидуальном порядке посетители могут посещать места, закрытые для групповых экскурсий.

Усадьба Веневитиновых является единственной в Воронежской области русской дворянской усадьбой ХVIII в., сохранившейся в таком объёме.
Общая площадь усадьбы около трёх гектаров. Зарождение усадьбы относится к концу ХVII в. В середине ХVIII в. был устроен парк и пруд. А во второй половине ХVIII в., в 1760-1770 гг., был построен каменный дом и каменная Архангельская церковь.
В начале ХIХ в. дом был перестроен в двухэтажный, разбит сад. Считается, что именно в этот период появились боковые галереи с открытыми балконами. Сохранились многочисленные описи имения того времени.
С усадьбой связано детство Д. Веневитинова. Владельцем имения был его отец В. П. Веневитинов (1777-1814). В переписке с родными поэт не раз вспоминал о своих впечатлениях от чарующей придонской природы. «Природа тут по-прежнему прекрасна, - писал Д. В. Веневитинов в одном из писем, - она одна оправдала мои ожидания...». Последний раз он побывал в усадьбе после окончания Московского университета в августе-сентябре 1824 г.

Въезд в усадьбу,
рис. А.В.Веневитинова, 1853 г.

С имением связана и судьба брата поэта - Алексея Владимировича Веневитинова (1806-1872). Сенатор, тайный советник А. В. Веневитинов постоянно жил в Петербурге, но как хозяин имения нередко наведывался в Новоживотинное. Именно ему принадлежат четыре рисунка с видами усадьбы и села начала 1850-х гг.
В 1870-е гг. семейными имениями в Воронежской губернии управлял сын А. В. Веневитинова (1844-1901), известный историк, археограф, организатор музейного дела.
После 1870 г. в имении был наведён образцовый порядок. Произошёл капитальный ремонт дома. Здание было оштукатурено, появилась новая кровля, новые полы. На первом этаже кладовые были перестроены в жилые комнаты. Часть сводов при ремонте разобрали. Несколько комнат в доме были оклеены обоями. Обо всем этом известно из описаний интерьеров здания.
Владимир Алексеевич Веневитинов (1846-1885), младший брат М. А. Веневитинова, был дипломатом, с 1883 г. - церемониймейстером императорского двора, но изредка навещал Новоживотинное. У него и его жены Эмилии Ивановны было семеро детей. В 1887 г. для их воспитания и образования была приглашена в имение гувернантка. Ею оказалась Этель Лилиан Буль, в дальнейшем известная английская писательница (1864-1960).
В 1965 г. было проведено архитектурно-археологическое обследование имения, благодаря которому узнали, что первоначальные размеры здания были несколько меньше, чем сегодня. Оно было кирпичным, двухэтажным. Имелся и третий, антресольный этаж, или мезонин. Первый этаж был низким, со сводчатыми потолками, которые в нескольких комнатах и коридоре сохранились до наших дней. Парадный второй этаж имел высокие потолки, а антресольный - низкие потолки и маленькие квадратные окна. Кроме главного здания на территории усадьбы были хозяйственные постройки. Вся усадьба была обнесена глухой кирпичной стеной. Над Доном стояла кирпичная оштукатуренная беседка, от которой, вероятно, была лестница - спуск к реке. Архитектурно дом Веневитиновых был выполнен в формах классицизма.
Последним владельцем имения до его национализации в 1918 г. был предводитель Нижнедевицкого уезда, коллежский советник камер-юнкер Ю. В. Веневитинов (1879-1954). Он эмигрировал во Францию и жил в Париже.
Потомки Веневитиновых в 1990-е посетили родовое имение и поддерживают связи с Музеем-усадьбой Д. Веневитинова.
В нашем веке здание претерпело немало изменений. В 1930 г. дом приспосабливали под школу, частично изменив при этом внутреннюю планировку. В 1937 г. там размещалась музыкальная школа. В 1939-ом здание занимал детский дом, в котором жили дети Испании и русские ребята-сироты. В первые месяцы Великой Отечественной войны в имении располагалась воинская часть.
С начала войны и вплоть до 1986 г. веневитиновский дом постепенно разрушался. Были утрачены западная галерея, а также южный балкон, в дальнейшем восстановленные.
Реставрационные работы в усадьбе начались в 1988 г., после принятия Воронежским облисполкомом решения о передаче её для организации Музея-усадьбы Д. Веневитинова. Автором проекта реставрации является архитектор Т. Н. Синегуб.
В 1994 г. после реставрации усадьбы Веневитиновых в Новоживотинном и благоустройства партерной зоны был открыт филиал - Музей-усадьба Д. В. Веневитинова. В его экспозиции - убранство залов дворянской усадьбы XIX в. и всё, связанное с родом Веневитиновых.

Интерьер музея. Музей-усадьба Д. В. Веневитинова

На первом этаже дома - книжный и сувенирный магазины, рядом - выставочный зал. На втором этаже семь залов.
Первый из них - каминная, помимо экспозиционных целей, зал предназначен для проведения литературных, музыкальных и других вечеров или торжеств. Оформление интерьера, убранство зала выполнено в духе того времени, когда здесь бывал Д. Веневитинов.
Второй зал - парадная столовая, исполненная в стилевом единстве с первым залом, выполняет интересную содержательную задачу, представляя посетителю типологическую дворянскую усадьбу средней полосы России.
Следующие три зала посвящены жизни и творчеству Дмитрия Веневитинова. Экспозиция третьего зала носит название «Веневитинов и Воронежский край», демонстрируя документы, связанные с предками Д. Веневитинова, письма Д. Веневитинова в Москву, написанные им в Новоживотинном в августе-сентябре 1824 г., рисунки Д. Веневитинова, сделанные в Новоживотинном. В этой же экспозиции - стихотворение Д. Веневитинова , посвящённое сестре и навеянное впечатлениями о Новоживотинном.
Четвёртый зал можно условно назвать «Веневитинов и Москва». Среди его экспонатов - купчая на дом в Кривоколенном переулке, переводы юного Д. Веневитинова с греческого и латыни, первые его стихотворения, письмо поэта о работе журнала «Московский вестник».
Пятый зал посвящён петербургскому периоду жизни поэта. Экспозиция содержит материалы о Коллегии иностранных дел, где служил поэт, письма Д. Веневитинова о встречах с В. Одоевским, А. Дельвигом, с родителями А. С. Пушкина и печальные документы с сообщением в «Московском вестнике» о смерти поэта с его стихотворением «Поэт и друг», последние письма поэта, фотография его могилы.
Шестой зал музея представляет диораму «Народный праздник». По замыслу авторов экспозиции этот зал должен рассказывать о взаимодействии природы и культуры, прошлого и настоящего в формировании различных аспектов окружающей среды.
Последний, седьмой, зал второго этажа назван «Библиотека». Здесь расположилась экспозиция, посвящённая жизни и деятельности , племянника поэта.
В музее есть уголок, посвящённый , где сохранилось пианино, на котором она играла, выставлены фотографии и произведения писательницы.
Ещё одна экспозиция в музее посвящена А. И. Эртелю .

В 2005 г. в честь 200-й годовщины со дня рождения Дмитрия Веневитинова на территории усадьбы был открыт памятник поэту. Бронзовый памятник выполнен в лучших традициях отечественного монументального искусства. Фигура сидящего поэта установлена на гранитном постаменте с надписью: «Дмитрий Веневитинов». Через спинку стула перекинут плащ. У ног Веневитинова - цилиндр и трость. Юное лицо поэта как бы озарено самим вдохновением. Автор памятника - воронежский скульптор М. И. Дикунов.

На открытии памятника. К 200-летию Д. А. Веневитинова, 2005 г.

C 1997 г. в Музее-усадьбе действует Клуб любителей поэзии «Среды у Веневитинова». На заседаниях клуба выступают поэты, музыканты, актёры, краеведы.
30 сентября 2009 г. в Каминном зале Дома Веневитиновых прошли первые Веневитиновские чтения, посвященные 204-летию со дня рождения поэта Д. В. Веневитинова и 15-летию музея-усадьбы Д. В. Веневитинова.
провели Музей-усадьба Д. Веневитинова, Воронежское отделение Союза писателей России и Клуб любителей поэзии «Среды у Веневитинова».
На чтениях выступили писатели В. В. Будаков и Е. Г. Новичихин, профессора В. В. Варава (ВГУ) и Е. П. Белозерцев (ВГПУ), научные сотрудники Музея-усадьбы Д. В. Веневитинова, краеведы, а также директор историко-художественного музея А. С. Хомякова из усадьбы Богучарово Тульской области. Веневитиновские чтения положили начало дружбе и сотрудничеству двух родственных усадеб, связанных тесной дружбой двух гениальных современников - Д. В. Веневитинова и А. С. Хомякова.
Усадьба является памятником истории и архитектуры федерального значения.
Новоживотинное органично вписывается в схему развития туризма в Воронежской области. Оно вполне может стать одним из интересных центров таких туристических маршрутов, как Воронеж - Новоживотинное - Рамонь - Староживотинное - Воронежский государственный заповедник или Воронеж - Рамонь - Новоживотинное - Семилуки - Костёнки - Дивногорье - Лиски - Бобров - Хреновое.

ВЕНЕВИТИНОВСКАЯ УСАДЬБА

К Дону подступает без опаски
Новоживотинное-село.
Рассказать о нём, быть может, сказку?
Только сказки снегом замело,
Замело придонские курганы,
И поля, и рощи замело.
А - как лето - падают туманы
На большое русское село.
И село становится незримым,
Пока солнце не возьмёт разбег.
И лишь дом усадебный, старинный
Проступает - как плывёт ковчег.

Дон, текущий без шума и мирно, как счастье, -
Так поэт Веневитинов в письмах к сестрёнке писал.
Был он юн, и судьбу загадал, осенённую страстью,
Да безвременно рано листы своей жизни слистал.
Но покамест он вышел к заросшему берегу Дона,
А орёл всё кружил и кружил над июльской страдой,
И былинного дуба в зенит уходящая крона
Прошумела ему, что он будет навек молодой.
А столицы -
вдали от донского крестьянского края,
И, как птица на взлёте, нечаянно падает жизнь...
Я у Дона стою, запоздало и немо взываю:
«Его юная жизнь, ты иначе, иначе сложись!»
1995
В. В. Будаков

Литература

Новичихин Е. Усадьбы старинной осень // Русский провинциальный журнал Воронеж. - 1996. - № 4. - С. 10-13.
. Андреева Р. В. Новоживотинное. Усадьба Веневитиновых / Р. В. Андреева, Е. П. Корчагина // Русские провинциальные усадьбы ХVIII - начала ХХ века. - Воронеж, 2001. - С. 96-102.
. Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова: [буклет] / Воронеж. обл. лит. музей им. И. С. Никитина; сост. Е. П. Корчагина; ред. В. Ю. Колчев. - Воронеж, 2005. - с.
. Корниенко Н. Г. Очерки по литературному краеведению. - Воронеж, 2007. - С. 35-39.
. Воронежская энциклопедия. - Воронеж, 2008. - Т. 1: А-М. - С. 507.
. Акиньшин А. Н. Воронежское дворянство в лицах и судьбах: историко-генеалогические очерки с приложением Перечня дворянских родов Воронежской губернии / А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Воронеж, 2009. - С. 7-32.

  • Горящие туры по всему миру
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Дворянское гнездышко Веневитиновых с каменным господским домом и красивым ландшафтным парком считается одним из самых старых сохранившихся имений в Воронежской области. Усадьба была основана и формировалась в селе Новоживотинное в течение нескольких десятилетий 18 века и принадлежала представителям дворянского рода Веневитиновых. На воронежской земле он известен с 17 века, когда его родоначальник, «атаман воронежских детей боярских», Терентий Веневитинов получил за хорошую службу несколько сел вблизи недавно основанной крепости Воронеж.

    Усадебная история

    Широкую известность усадьба в Новоживотинном приобрела благодаря одному из ее владельцев, дальнему родственнику Пушкина, поэту и философу Дмитрию Веневитинову, который провел часть своего детства на придонских просторах. Строительство господского дома, по мнению исследователей, приходится на 1760-70 годы, в это время в Новоживотинном жил дед поэта, Петр Веневитинов. Усадьба построена в стиле классицизма и имела два этажа с мезонином, который до наших дней не сохранился.

    С апреля по август 1887 г. функции гувернантки в усадьбе Веневитиновых выполняла Этель Войнич. Писательница, ставшая всемирно известной благодаря своему роману «Овод», обучала детей Веневитиновых музыке и английскому языку.

    Надо отметить, здание усадьбы за 250 лет вообще претерпело немало изменений, связанных и с неоднократным ремонтом - еще при хозяевах, и с перепланировкой в годы советской власти. После революции бывшую усадьбу приспособили сначала под школу, потом под детский дом, в годы войны - под воинскую часть, что, конечно, негативно сказалось на сохранности отдельных частей здания. С 1994 года, после реставрации и благоустройства господского дома, флигеля, ворот и парка усадьба стала филиалом Воронежского областного литературного музея. Кроме того, здание занесено в список объектов исторического и архитектурного наследия федерального значения.

    Экскурсии

    В 2012 году музей-усадьба Веневитинова кардинально преобразился: здесь была проведена масштабная реставрация, которая при сохранении интерьеров 19 века позволила по-новому организовать выставочное пространство. Сейчас в музее проводятся регулярные тематические экскурсии, рассказывающие об усадебной культуре России, жизни и творчестве представителей рода Веневитиновых. В обновленную экспозицию вошли весьма ценные экспонаты, например, 12 указов Петра I и кафтан атамана Терентия Веневитинова.

    Усадьба Веневитинова в Воронеже — это комплекс парковых, жилых и хозяйственных построек, большая часть которых возведена в XVIII века. Когда-то вся эта территория принадлежала известному дворянскому роду.

    Усадьба расположена на левом берегу Дона, в 27 километрах от Воронежа. Она входит в состав литературного музея имени Никитина. А этот огромный комплекс, в свою очередь, является одним из важных культурных центров Воронежской области .

    Литературный музей имени Ивана Никитина

    Главная цель комплекса — хранение литературного наследия края. Музей основан в июне 1922 года. Первую выставку разместили в доме поэта Ивана Никитина. Это здание в годы ВОВ серьёзно пострадало. В пятидесятые было восстановлено. Современное название музей получил в середине девяностых годов, тогда же в его состав вошла усадьба.

    Старинный дворянский род

    Родоначальником фамилии, представителям которой когда-то принадлежала усадьба, является человек, носивший имя Терентий. Он родился в конце XVI века. В 1622 году Терентий Веневитинов за свою службу получил земли, а позже построил родовое имение.

    Известно ещё об одной ветви старинного дворянского рода. Она упоминается в исторических документах, имеющих отношения к Новгородской губернии. Родоначальником ее , согласно некоторым данным, является Гордей Веневитинов . Этот человек жил в начале XVIII столетия .

    Большинство же специалистов склоняется к первой версии. После того как Терентию была пожалована земля в " воронежских дачах" , он построил здесь дом. За хозяйством присматривали жена и его сын. Терентий же был военным и службу свою не прекращал. Но село Новоживотинное основал все же вышеупомянутый Лаврентий Герасимович, который приходился основателю дворянского рода внуком.

    Он, как и дед и отец, нёс гарнизонную службу в Воронеже, являлся одним из самых состоятельных горожан. В течение двух лет Лаврентий был воеводой в небольшом городке Орлове.

    В 1685 году его сына - Антона Веневитинова - вызвали в Москву, а оттуда отправили на Дон. Ему было поручено привезти казакам деньги, жалованные государем, кроме того, сукно, вино и прочее. В восьмидесятые годы XVII века Антон Веневитинов женился и отошел от службы. Но ненадолго . Пётр I в скором времени принялся за создание Русского Морского флота. Тогда Антон Лаврентьевич не только продолжил служебную деятельностью, но и взял на себя управление корабельными лесами. В документах, которые рассказывают современникам о временах создания флота, нередко упоминается его фамилия.

    Как и у каждого дворянского рода, у Веневитиновых был свой герб. На изображении, расположенном ниже, можно видеть, как он выглядел.

    Строительство родового имения

    Итак, представители рода Веневитиновых обосновались на землях, которые сегодня входят в состав Воронежской области, в 1622 году. Спустя несколько десятилетий один из них — Лаврентий Герасимович — на левом берегу Дона приобрёл землю, на которую переселил несколько крестьянских семей. Новое село получило название Новоживотинное . В 1703 году здесь появилась первая церковь.

    В XVIII веке усадьбу, которая сегодня является одним из самых посещаемых музеев, еще не построили. Но здесь уже разбит парк, имеется небольшой пруд. Господский дом, согласно мнению большинства краеведов, появился в 60-е годы. Усадьбу построили из камня. Тогда же и возвели церковь, получившую название Архангельская.

    В начале XIX столетия здесь, помимо господского дома, была флигель, и погреб, и конюшня. Кроме того, располагался сарай и изба для крестьян. Усадьбу окружала глухая кирпичная стена. А возле дома построили и отштукатурили кирпичную беседку.

    Первая реставрация

    За свою долгую историю усадьба, конечно, претерпела немало изменений. Впервые она была перестроена владельцами еще в начале XIX столетия. Тогда к господскому дому пристроили второй этаж, а в 70-е годы того же века произвели капитальный ремонт. Поменяли кровлю, полы, отштукатурили стены.

    Облик усадьбы в XIX веке

    Основная информация, которой владеют современники относительно усадьбы Веневитинова в Воронеже, получена благодаря архитектурно-археологическим исследованиям, проведённым в шестидесятые годы XX века. Известно, что в XIX столетии размеры дома были значительно меньше, нежели сегодня. Здесь имелся и третий этаж — антресольный, другими словами, мезонин.

    Первый этаж был довольно низким. Здесь были сводчатые потолки, некоторые из них сохранились и до наших дней. Но большую часть снесли при реконструкции ещё в XIX веке. Потолки второго этажа были значительно выше, а на антресольном имелись маленькие квадратные оконца.

    Усадьба Дмитрия Веневитинова

    Один из представителей старинного дворянского рода — поэт, живший в начале XIX века. Впрочем, родился Дмитрий Веневитинов в Москве, а умер в Санкт-Петербурге. Среди дворян сложно было найти двух людей, которые не имели бы абсолютно никаких родственных связей друг с другом. Так, Дмитрий Веневитинов приходился дальним родственникам Александру Пушкину .

    Вторая реставрация здания

    Отец поэта в начале XIX века проживал в воронежском родовом имении. Существует мнение, что именно этот человек, а звали его Владимиром Петровичем, осуществил значительную перестройку усадьбы. Именно в годы его жизни исчез антресольный этаж, но появились открытые балконы и боковые галереи. Описи имения, к счастью, сохранились до наших дней. Благодаря этим документам, известно, что в 1826 году господский дом имел два этажа. Размеры дома, указанные в офисе, полностью соответствуют современному состоянию Усадьбы Дмитрия Веневитинова .

    После революции в России большая часть усадеб была уничтожена. К счастью , подобную участь избежало родовое имение Веневитиновых . Но усадьба, конечно, была значительно перестроена. В тридцатые годы в помещениях бывшего господского дома открыли школу. Это потребовало проведения внутренней планировки.

    Облик усадьбы не раз изменялся на протяжении XX века . На некоторое время здесь был организован дом для сирот. А в первый период Великой Отечественной войны в усадьбе Веневитинова расположилась воинская часть. С этого момента и до середины восьмидесятых годов в доме не проводились ремонтные работы.

    Усадьба в составе музея

    Очередная реставрация началась после того, как местная власть приняла решение передать бывшее дворянское имение музею имени Никитина. К тому времени была полностью утрачена западной галерея и южный балкон. Реставрационными работами руководил архитектор Т. Синегуб . Концепцию будущего музея-усадьбы Веневитинова разработал один из ведущих сотрудников литературного музея.

    Перед авторами проекта стояли следующие задачи: переоборудовать усадьбу таким образом, чтобы ее содержание стало значительно шире, нежели содержание обычного дворянского имения. Село Новоживотинное , основанное когда-то одним из Веневитиновых , имеет, с туристической точки зрения, довольно удобное расположение. А потому является одним из пунктов многих маршрутов.

    Усадьба Веневитиновых — это не просто памятник русской дворянской культуры. Здесь отражено и творчество поэта, одного из представителей старинного рода, и крестьянская культура края.

    Последняя масштабная реконструкция была проведена в 2010 году. А за пять лет до этого на территории усадьбы открыли памятник поэту Дмитрий Веневитинову . Автор монумента - Максим Дикунов .

    1805 - 1827

    Дмитрий Владимирович Веневитинов (14(26).09.1805-15(27).03.1827) родился в г. Москве в Кривоколенном переулке, в дворянско-аристократической семье. Отец - Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814) - отставной гвардейский прапорщик Преображенского полка, умер, когда Дмитрию было всего 9 лет. Мать - Анна Николаевна, урожденная княжна Оболенская (1782-1841) - троюродная тетка Александра Сергеевича Пушкина. Дом, в котором родился Дмитрий, сохранился до сих пор. Он стоит недалеко от Мясницкой улицы, на первом повороте переулка. На нём есть мемориальная доска, которая гласит, что в этом доме у Веневитиновых А. С. Пушкин читал «Бориса Годунова».
    Д. В. Веневитинов получил прекрасное домашнее воспитание и образование. Непосредственное образование Дмитрия было доверено преподавателям Московского университета: учёному-материалисту, медику Иустину Егоровичу Дядьковскому; математику П. С. Щепкину; поэту, переводчику, литературному критику Алексею Федоровичу Мерзлякову; композитору, дирижёру, пианисту Иосифу Иосифовичу Гениште; художнику Лапершу. К 14 годам Дмитрий читал в подлиннике Вергилия, Горация, Гомера, Эсхила, переводил их на русский, в совершенстве владел французским, немецким, английским и изучал итальянский язык.
    Первое из дошедших до наших дней стихотворение Веневитинова датировано 1821 г. Оно называется «К друзьям» и является ответом на «Послание Веневитиновым» А. С. Хомякова, адресованное Дмитрию и Алексею.
    В 1822 г. шестнадцатилетний Дмитрий поступает в Московский университет вольнослушателем и посещает лекции сразу на всех 4-х отделениях: нравственно-политическом, словесном, физико-математическом и медицинском, получая поистине энциклопедические знания. В университете он сформировался как романтический поэт со свойственным ему стилем. Большое влияние на Д. В. Веневитинова в формировании его интереса к философии и глубокого её изучения оказал профессор М. Г. Павлов (уроженец г. Ельца, закончил Воронежскую духовную семинарию). Именно Павлов обратил Веневитинова к серьезному изучению классика немецкой философии - Шеллинга. Романтический характер миросозерцания Веневитинова нашёл выражение в философском познании жизни.
    В ноябре 1823 г. Д. В. Веневитинов окончил университет и поступил в Московский архив Министерства иностранных дел. К этому времени он уже был автором нескольких стихотворений, по преимуществу вольно перелагавших античных и новоевропейских авторов.
    В 1823 г. в Москве был организован Литературно-философский кружок «Общество любомудрия» (1823-1825). В кружок, помимо председателя В. Ф. Одоевского и секретаря Д. В. Веневитинова, вошли критик И. В. Киреевский, литераторы Н. М. Рожалин и А. И. Кошелев; примыкали к кружку прозаик и историк М. П. Погодин, поэт и филолог С. П. Шевырев. Члены кружка изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, а впоследствии сыграли заметную роль в разработке русской философской мысли и литературы. На собраниях общества Веневитинов читал отрывки из своей философской прозы: «Скульптура, живопись и музыка», «Утро, полдень, вечер и ночь», «Беседы Платона с Александром». На краткое время с любомудрами сблизился Пушкин. Участники кружка печатались преимущественно в журнале «Вестник Европы» и альманахе «Мнемозина», а после роспуска общества большинство из них объединились вокруг созданного по совету А. С. Пушкина и по программе Д. В. Веневитинова журнала «Московский вестник», который выходил с начала 1827 г.
    Столичная жизнь Веневитинова чередовалась с поездками в провинцию. У Веневитиновых были довольно многочисленные владения в Воронежском и Землянском уездах Воронежской губернии. В детстве Дмитрий вместе с родителями гостил в «родовом гнезде». После смерти отца семья Веневитиновых перестала приезжать в Новоживотинное. Имением руководил управляющий, не сумевший справедливо и честно вести дела с крестьянами. В конце лета 1824 г. Дмитрий вместе с братом Алексеем вынуждены были поехать в своё воронежское имение Новоживотинное, чтобы уладить проблемы в делах управления. Путь в имение лежал через Воронеж, где братья остановились на два дня и встретились с родственниками и знакомыми. О своём пребывании в Воронеже Дмитрий писал матери, сообщая о визите к воронежскому губернатору Н. И. Кривцову. Николай Иванович был участником Бородинского сражения, родным братом декабриста Сергея Ивановича Кривцова, а также близким знакомым , Н. М. Карамзина, П. А. Вяземского и . Веневитинов также нанёс визиты предводителю дворянства, прокурору и председателю гражданской палаты. У поэта была возможность увидеть Воронеж, погулять по его главной улице - Большой Дворянской. В Новоживотинном он прожил около месяца, часто вспоминал детство, писал письма матери и сестре Софье, сочинял стихи.
    Поездка в воронежские владения многому научила поэта, помогла увидеть реальную жизнь крестьянской России. Восторг от красоты донской природы, привёл к размышлениям о причастности к нескончаемому чуду жизни и философскому восприятию бытия. По возвращению из Воронежской губернии у Веневитинова появятся философские новеллы и стихи о природе.
    К 1825 г. окончательно сложился неповторимый литературный мир поэта. К 1825 г. относится и первое выступление Веневитинова в печати как литературного критика. В журнале «Сын Отечества» был опубликован его «Разбор статьи о «Евгении Онегине». Пушкину очень понравилась эта статья, а также отзывы Веневитинова о второй главе «Евгения Онегина» и отрывке из «Бориса Годунова».
    Важным событием в жизни Д. В. Веневитинова стало знакомство его с Зинаидой Волконской, незаурядной женщиной, хозяйкой одного из самых блестящих московских литературных салонов. Веневитинов любил её сильной, без расчёта на взаимность, поэтической любовью, символом которой стал знаменитый перстень княгини, найденный в своё время при раскопках Геркуланума и Помпеи. Волконская подарила его поэту при отъезде Дмитрия Владимировича в Петербург. Веневитинов прикрепил перстень к часам, в виде брелока, объявив, что наденет его только перед женитьбой или смертью. Этому событию в его жизни посвящено стихотворение « », которое вполне можно назвать пророческим. Поэтическое предсказание Веневитинова сбылось. В 1930 г. могила Веневитинова, в связи с закрытием кладбища при бывшем Симоновом монастыре, была перенесена на Новодевичье кладбище. При эксгумации праха перстень был вынут и сейчас, как реликвия, хранится в Государственном литературном музее в Москве.
    В ноябре 1826 г. Веневитинов уехал из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. При въезде в Петербург Веневитинов был арестован по подозрению в причастности к делу декабристов, среди которых он имел немало друзей. Арест оказал на поэта пагубное влияние: кроме тяжёлого нравственного впечатления, пребывание в сыром и холодном помещении вредно подействовало на его и так уже слабое здоровье. В дальнейшем он, при всей увлечённости новой службой в Азиатском департаменте, страдал от северного климата.
    Петербургский период жизни Веневитинова наполнен напряжённой деятельностью и высоким творческим подъёмом. К этому времени о Веневитинове можно говорить уже как о сложившемся, зрелом поэте, способном не только находить оригинальные темы, но и оригинально выражать их, создавая свой неповторимый стиль философской лирики. Стихотворения, относящиеся к последнему году его жизни, отличаются совершенством формы и глубиной содержания, являясь вершиной его лирики. Это своеобразный цикл, состоящий из 6 стихотворений: « », « », «Поэт», «Жертвоприношение», «Утешение», «Послание к Рожалину». Блестящи и его переводы из «Эгмонта» и «Фауста» Гёте. Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.
    В Петербурге Дмитрий начал писать роман в прозе «Владимир Паренский». К сожалению, произведение не было окончено, отрывки из романа были опубликованы в 1831 г., уже после смерти автора. Поэту не пришлось осуществить многих своих намерений…
    В начале марта 1827 г. Веневитинов сильно простудился, болезнь остановить не удалось. Поэт умер 15 (27) марта 1827 г., не дожив до 22 лет.
    Веневитинову посвящены стихи и .
    Веневитинов был также известен как одарённый художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание поэта, В. Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».
    В 1994 г. на окраине Коминтерновского района г. Воронежа есть Веневитиновская улица.

    В 2005 г. воронежцы отметили 200-летие со дня рождения поэта. В честь 200-й годовщины Дмитрия Веневитинова на территории был открыт памятник поэту.

    Фрагмент выставки в ВОУНБ имени И. С. Никитина

    Веневитинов Д. В. Полное собрание сочинений / под ред. Б. В. Смиренского; авт. вступ. ст. Д. Д. Благой. - М. ; Л. : ACADEMIA, 1934. - с.
    . Веневитинов Д. В С глаголом неба на земле: Стихотворения. Поэмы и драмы в стихах. Проза. Статьи. Современники о Д. В. Веневитинове / сост.: Р. В. Андреева, Л. Ф. Попова; науч. ред., вступ. ст., коммент. Б. Т. Удодова. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозем. края, 2003. - 351, с., л. ил.
    . Веневитинов Д. В. Спокойно дни мои цвели в долине жизни... : Стихотворения. Письма из деревни / Д. В. Веневитинов. - Москва: Белый город, 2013. - 175 с. : ил.

    ***
    . Осокин В. Н. Перстень Веневитинова: этюды о художниках и писателях. - М. : Сов. Россия, 1969. - 123 с.
    . Литературная критика 1800-1820-х годов / авт. вступ. ст., сост., примеч. и подгот. текста Л. Г. Фризмана. - М. : Худож. лит., 1980. - 343 с., л. ил.
    . Чернышев М. А. «В душе неразгаданной думы тая...»: о жизни и творчестве Дм. Веневитинова. - Саратов: Заволжье, 1992. - 280 с.
    . Воронежцы: знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю. Л. Полевой. - Воронеж, 2007. - С. 116-120.
    . Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / гл. ред. О. Г. Ласунский. - 2-е изд., доп. и испр. - Воронеж, 2009. - С. 91.

    http://www.azlib.ru/w/wenewitinow_d_w/



    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...