Вновь я посетил вики. Анализ стихотворения А

Поэзия А.С.Пушкина – это поэзия, полная живой прелести стихов, добрых чувств и возвышенных мыслей.

В 1835 году, в сентябре месяце, Пушкин пишет стихотворение «Вновь я посетил…». Эта работа — философское рассуждение, образец реалистической лирики.

Тридцатые годы девятнадцатого века — сложные годы для поэта, но это — время расцвета его таланта; тот период, который знаменует его выход на принципиально новые литературные пути, «по которым со временем пойдет передовая русская литература».

Место написания стихотворения — Михайловское, куда поэт возвратился после большого перерыва. Поводом для поездки стали хозяйственные дела, но реальная причина, вероятно, была в другом. У поэта была тяга к уединению, было желание вновь увидеть «владения дедовские», «опальный домик», «холм лесистый», места, с которыми было столько связано…

Что предшествовало появлению поэтической работы «Вновь я посетил»? Предшествовали письма к жене и Нащокину, в которых поэт рассказывал о своих тревогах и переживаниях, о досадах и печалях. В письме к жене Пушкин замечал, что писать еще не начинал, хотя, «…Сегодня погода пасмурная. Осень начинается. Авось засяду».

Стихотворение А.С.Пушкина «Вновь я посетил…» перекликается со стихами Е.А.Баратынского «Запустение» («Я посетил тебя, пленительная сень…»1834 г.), и «Есть милая страна, есть угол на земле…» 1832 г). А также с элегией В.А.Жуковского «Тленность», в которой есть такие слова: «И много, много лет спустя, быть может, здесь остановится прохожий» 1816 г).

В лирическом монологе «Вновь я посетил…» Пушкин рассказывает нам о дорогих его сердцу местах, где он провёл «изгнанником два года незаметных» (речь идёт о ссылке в Михайловское в 1824-1826 годах), о «бедной няне», которой уже нет. Поэт повествует нам о прошедшем, настоящем, приоткрывает завесу будущего. Он замечает перемены, произошедшие вокруг, он улавливает перемены и в себе.

Для создания стихотворения-размышления, коим является «Вновь я посетил», автор прибегает к белому, нерифмованному пятистопнику (пятистопному ямбу), с его сдержанно-торжественным течением, с его простотой и неприкрашенностью. Использование рифмы такого рода (вернее отсутствие её), подходит для произведений, тематика которых — о времени и о себе, о прошлом и будущем, о жизни и смерти.

Стихотворение можно разделить на пять частей. Части начинаются (за исключением третьей) и заканчиваются (за исключением второй) полустихом. Эти пять частей — пять взаимосвязанных тематик. Назовём их:
— возвращение поэта, михайловские рощи;
— воспоминание о няне, её опальный домик;
— холм и озеро, при виде которого поэту вспоминаются иные берега, иные волны;
— три сосны, младая роща;
— обращение поэта к «племени младому, незнакомому».

Проведя анализ стихотворения, можно сказать, что в более широком смысле оно делится на две укрупненные части: первая часть – думы о прошлом, вторая часть – думы о будущем.

О чём это стихотворение? Оно — о быстротекущем времени и о себе, о связи мира природы с миром человека, о жизни в её постоянном движении и смерти, о смене и преемственности поколений.

Каковы основные мотивы стихотворения?
Мотив дороги («вновь я посетил»), воспоминаний («минувшее меня объемлет живо»), изгнанничества и грусти («провёл изгнанником»), мотив перемен и утраты («переменился я», «уже старушки нет», «искривилась мельница»), обновления и молодости («теперь младая роща разрослась»).

Раскрытие сюжета в лирическом монологе «Вновь я посетил» достигается показом двух ракурсов. Первый создаётся картинами природы. Вот холм, озеро, три сосны, рядом с которыми когда-то было пусто, голо, а теперь разрослась молодая роща.

Второй ракурс связан с образом лирического героя, его думами, воспоминаниями, переживаниями. Эта линия определяет развитие лирической темы творческой работы. Монолог лирического героя начинает стихотворение, лирическим обращением его же к племени младому и заканчивается произведение. Что касается отличий позиций лирического героя и автора (которых обычно напрямую не ассоциируют) — в данном стихотворении их нет. Можно сказать, что автор и лирический герой – это одно и тоже лицо. Недаром, слово «я» в стихе встречается одиннадцать раз.

Соединение во «Вновь я посетил» этих двух ракурсов – природы и человека с его думами, размышлениями, позволяет определить тематику стихотворения: «перевести» его из разряда лирических в разряд философских («младая роща» благодаря олицетворению превращается в символ грядущих поколений, к которым обращена речь поэта).

Вначале лирический герой погружается в воспоминания о своём прошлом, о старушке няне. Радужные картины природы, «иные берега», «нивы златые» сменяются неприглядными видами скривлённой мельницы, рыбака с убогим неводом.

Начавшийся грустно рассказ о трёх молодых соснах, продолжается в более красочных оттенках: было – «пусто, голо», теперь – «младая роща разрослась». А в дальнейшем, — «перерастёшь моих знакомцев, И старую главу их заслонишь». Такова спираль развития, непреложный закон жизни. Неостановимо время, жизнь движется вперёд, одно поколение сменяется другим. „Сейчас” и „потом” у автора неразделимы: внук вспомнит о деде, который уже сам предвидел это воспоминание.

В философском рассуждении „Вновь я посетил…” во главу угла поставлен закон преемственности поколений (диалектический закон жизни), связующей прошлое, настоящее и будущее. «Долговечность дерева знаменует здесь жизненную связь между дедом и внуком, которые слышат приветный шум сосен на границе «дедовских владений».

Идейный смысл произведения заключается в том, что человек – это часть природы, человек и природа неразделимы, а также в постоянной связи поколений.

В стихотворении центральной темой является тема неумолимо бегущего времени, тема неизбежного движения жизни, неминуемых изменений. Меняется время – меняется человек и всё, что его окружает. Автор, как будто бы незаметно, но постоянно ведет счет времени: „Вновь я посетил”, „я провел изгнанником два года незаметных”, „уж десять лет ушло с тех пор”.

Темы прошлого, настоящего и будущего консолидированы в финальной части работы.

Жанр стихотворения «Вновь я посетил» — элегия.

Художественные особенности стихотворения, средства поэтической выразительности
Чтение этого стихотворения предполагает особую расстановку пауз. Общий ритмический рисунок произведения характеризуется частыми переносами и внутренними паузами. Пять частей стихотворения (пять тем) не одинаковы по количеству строк. Такая специфика астрофической композиции стихотворения - признак простоты формы.

Начинается лирический монолог с укороченной строки, тем самым создаётся впечатление, как будто идёт продолжение какого-то разговора.

Повышенное количество переносов (три сосны / Стоят, глядел / На озеро, на границе / Владений дедовских, мой внук / Услышит), изобилие пауз, пятистопный ямб, астрофическая композиция - все эти средства поэтической выразительности создают естественную интонацию живого размышления, придают особое звучание стихам, полным глубокой поэзии, несмотря на отсутствие рифмы.

Фонетические особенности
Вспоминая няню, лирический герой словно слышит отзвук «шагов её тяжёлых», шаркающей походки. Присутствуют аллитерации на шипящие и глухие:
«Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых..»

Аллитерации на «ш» и «х» — в других строках:
«Знакомым шумом шорох их вершин…»
«Всё тот же их знакомый уху шорох…»

Ассонанс (повтор в рядом стоящих словах одинаково звучащих гласных звуков) – «вечор ещё бродил я в этих рощах».

Средства выразительности (эпитеты) – «нив златых», «убогий невод», «два года незаметных», «кропотливого её дозора», «опальный домик».

Лексические особенности (славянизмы) – «по брегам», «младая», «главу».

В стихотворении «Вновь я посетил…» центральной темой, как уже было замечено, становится тема безжалостно бегущего вперёд времени, оно лишает человека полной свободы. Свободна лишь сама жизнь. В эту фазу своей жизни поэт был уже убеждён в утопичности понятия «абсолютная свобода». Возможно поэтому в монологе нет ни одного вопросительного предложения.

Заключение

«Вновь я посетил…» — образец реалистической, философской лирики поэта. Пушкин всегда очень тщательно подходил к работе, он отвергал всё, что казалось ему частным, конкретным. Он стремился придать работе максимальную философичность.

Анализ стихотворения позволяет лучше понять задумку автора, художественные принципы построения лирического произведения, постигнуть способы, к которым прибегнул поэт, чтобы донести до нас глубокие идеи стиха.

При жизни поэта стихотворение «Вновь я посетил» не печаталось.

В 1835 году Пушкин последний раз побывал в Михайловском - на похоронах матери. В том же году было написано стихотворение «Вновь я посетил...» - поэтический итог жизни поэта.

Композиция . Стихотворение делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он об­ращается к прошлому, поскольку настоящее напоминает об ушедших годах, а в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быст­ротекущем времени, смене и преемственности поколений.

Это стихотворение вбирает в себя весь жизненный опыт Пушкина. Здесь поэт поднимает «веч­ные» темы : жизни и смерти, связи природы и человека.

Идейный смысл стихотворения заключается в связи человека с природой, гармонии с ней, а также в связи разных поколений, эпох человеческой жизни. Только тот, кто сможет понять, осознать и принять гармонию природы, почувствовать ее, вслушаться в каждый ее шорох и звук, почувствовать музыку природы, в силах ответить для себя на вопрос о смысле человеческой жиз­ни, ценить и любить жизнь.

В финале лирический герой приветствует новые поколения, которые олицетворяет молодая ро­ща («Здравствуй, племя младое, незнакомое!»). В его словах звучит легкая грусть:

...не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего.

Но он принимает преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли, потому что таковы законы бытия:

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, в своем произведении "вновь я посетил", он подводит все свои итоги жизни. В данном стихотворении он будто хочет окончательно определиться со смыслом своей жизни.

Пушкин написал стихотворение в тысяча восемьсот тридцать пятом году, в это время он посетил свою Родину, был в селе Михайловское. Приехав в родное село, Пушкин не знал, что делать со своей жизнью дальше, не знал, чем будет заниматься. Побыв на природе, Пушкин находит выход и все же определяется с выбором. Это касалось и его творчества - своими яркими и не скрывающими правды стихотворениями, он будоражил общество, что не нравилось власти.

Это стихотворение состоит из трех частей.

Первая часть стихотворения описывает его прошлую жизнь, тоску по ней и ностальгию. Во второй же части читатель может увидеть, что поэт хочет навсегда остаться на малой Родине. Третья часть отличается от всех других - в ней Пушкин обращается к молодому поколению, думая, что именно им удастся стать лучше, добрее, но ему жаль, что с представителями такого поколения ему не удастся познакомиться.

Считается, что последняя часть стала пророческой - через некоторое время Пушкина убивают на дуэли. Поэтому принято считать, что стихотворение показывает не только подведение каких-то итогов писателя, но и прощанием с любимыми и родными местами, ведь он больше не сможет посетить эти прекрасные сады. Также можно заметить, что Пушкин все же не упускает надежды на то, что он все еще сможет исправить - исправить само общество.

Стихотворение показывает, что даже в самые трудные жизненные моменты Александр Сергеевич находит в себе силы и борется до конца. Силы он пытается брать из своего родного села, в котором ему, к сожалению, не суждено остаться, вопреки сильному желанию провести остатки своей жизни там.

Анализ стихотворения Вновь я посетил Пушкина

Стихотворение это написано Александром Пушкиным после похорон матери, которые прошли в родном Михайловском.

Действительно, вернувшись к родному дому, Александр Сергеевич чувствует, как на него нахлынули воспоминания. Он признаётся, что с последнего приезда сам очень изменился, но стоило ему попасть сюда, кажется, что он прежний, как будто не уезжал. Ощущения поэта переданы в этих строках.

Поэт вспоминает, как десять лет назад провёл в этом «родном уголке» два года, хотя время пролетело незаметно. Тут была ещё и мама Пушкина, и его няня с её заботой, но уже старческой поступью. Старушки няни тоже уже нет на свете. «Опальный» дом, который дал приют изгнанному Пушкину, ещё, к счастью, цел. С уважением думает поэт о владениях деда. Александр Сергеевич возвращается к корням, отдаёт долг предкам.

Много внимания поэт уделяет в стихотворении родной природе . Гора, дорога «изрытая» дождями – всё образно. Вспоминает, как смотрел часами с холма на озеро. И там он, видимо, не наслаждался привычным пейзажем, а вспоминал «иные берега». Да, человеку свойственно не радоваться тому, что дано в этот момент, а мысленно переноситься куда-то.

Вот и в тот момент поэт переносится в прошлое – вспоминает, как проезжал мимо трёх сосен, слушая шелест их листвы. Кроме того, эти деревья одушевлены поэтом, они приветствуют его. Интересные сосны-образы: две рядышком, а одна поодаль. Прошли годы, и поэт с улыбкой наблюдает, как под сенью двух постаревших сосен растут молодые деревца – целый лесок. Раньше здесь всё было пусто, а теперь можно сравнить молодой лес с семьёй. Автор радостно знакомится с этим молодым племенем.

Здесь ему приходит значимая мысль о том, что, вырастя, эти деревья станут для его внука тем, чем были для Пушкина эти три сосны. Деревья будут радостно приветствовать потомка Александра Сергеевича. Это рассуждение о жизни и смерти, о смене поколений – основное в стихотворении. Конечно, Пушкину, как и всем, хочется, чтобы внук вспомнил о нём добрым словом. Кстати, а вот одинокая сосна так и осталась одинокой, точней это «угрюмый холостяк» - мужского рода.

Пушкин восхищается золотом нив, зеленью полей, синевой воды… С грустью смотрит на бедные деревни, на кривую мельницу. Видя старого рыбака с «убогим» неводом, Пушкин, возможно, сочиняет сказку о рыбаке.

Стихотворение проникнуто грустью, нежностью, любовью к малой родине, философскими рассуждениями о смерти и жизни.

9 класс, 10 класс.

Анализ стихотворения Вновь я посетил по плану

Лиричны и наполнены живой мыслью и ярчайшими образами. Она состоит из лучших и добрых эмоций и чувств. Осенью 1835 года Александр Сергеевич создал стихотворное произведение «Вновь я посетил…», которое стало философским рассуждением. Это своего рода пример реалистического лирического произведения.

Известно, что тридцатые годы стали для великого поэта довольно сложными, но даже, несмотря на это, именно в этот период происходит расцвет его таланта, как лирика и поэта. В этот жизненный период он захотел уединиться от всего мира и, сославшись, на неотложные хозяйственные дела, уезжает в свое имение в Михайловском. Здесь и было создано его замечательное стихотворение «Вновь я посетил…». Его произведение перекликается с темами и других поэтов: Е. Баратынского, В. Жуковского .

Стихотворное произведение Пушкина «Вновь я посетил…» построено в виде лиричного и задумчивого монолога-размышления, в котором поэт говорит о местах, которые так близки ему сердцу, где он, находясь в ссылке, провел здесь целых два года. Вспоминает он и свою няню, но эти строки звучат печально, так как ее уже нет. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, поэтому поэт смотрит вокруг себя и замечает, что происходят перемены, которые касаются не только мира вокруг, но эти перемены происходят и в нем самом.

Свое стихотворное произведение Пушкин пишет пятистопным ямбом, но литературная рифма отсутствует. Таким способом он пытается показать, что его стихотворение - это размышления о жизни человека и его смерти. Композиционно стихотворение делится на пять частей. Каждая часть, кроме третьей начинается полустихом. И каждая часть, кроме второй, полустихом и заканчивается.

Несмотря на то, что все стихотворение связано одной главной мыслью, но у каждой части своя тема. Первая часть посвящена михайловской роще и возвращению в эти места самого поэта. Следующая часть - это память о любимой няне, о ее родном домике. Третья -это описание холма и озера, глядя на которые в памяти поэта всплывают берега, и волны. Четвертая глава посвящена молодой роще, где стоит одинокие три сосны. Пятая часть содержит обращение поэта к молодому поколению. Сюжет стихотворения повествует о времени, которое быстро исчезает, о том, как человек связан с миром природы, о том, что одно поколение сменяет другое. В стихотворение есть и поэтические мотивы: дороги, грусти и изгнанничества - «провел изгнанником», воспоминаний, утраты, перемен, обновления и молодость.

Природа в стихотворении необходима для того, чтобы показать образ лирического героя, его мысли, воспоминания и переживания. Лирический герой полностью отражает мысли поэта. Но это произведение Пушкина не только лирическое, но и глубоко философское. В нем Александр Сергеевич грустно показывает, что уходит прошлое, и на смену ему приходит «младое» и «незнакомое». Идея этого произведения состоит в том, что человек - это тоже часть природы, и их невозможно разделить. Основная тема этого произведения - это время, которое бежит без оглядки. И если меняется время, то, соответственно, меняется и сам человек.

Стихотворение «Вновь я посетил» написано в жанре элегии. При чтении ритм произведения таков, что возникает много внутренних пауз. Начало стихотворения с укороченной строки помогает создать впечатление того, что поэт продолжает тот разговор, который уже был когда-то начат. Рифма в стихотворном тексте Пушкина отсутствует.

Среди фонетических особенностей стихотворения «Вновь я посетил» передача поэтом различных звуков. Например, читатель может услышать шаги няни. Создается это при помощи аллитерации: «Уже старушки нет - уж за стеною не слышу я шагов ее тяжелых». Использует Александр Сергеевич и ассонанс: «вечор еще бродил я в этих рощах».

Поэт использует и различные художественно - выразительные средства речи. Так, «младая роща» - это олицетворение, которое превращает его в символ и молодого поколения. Эпитетов в тексте много: «убогий невод», или «кропотливого ее дозора», или «опальный домик» и другие. Это стихотворение имеет и свои лексические особенности. Так, в нем Пушкин для яркости и выразительности использует славянизмы: «младая», «главу».

Центральной темой стихотворения Пушкина «Вновь я посетил…» становится время, которое без жалости и сожаления бежит вперед, но оно-то и лишает человека самого ценного - свободы. Странно и то, что во всем тексте нет ни одного вопросительного предложения. Произведение Александра Сергеевича - пример его философской лирики, которое носит реалистичный характер. Но это стихотворение поэта при его жизни не печать не вышло.

Элегия «...Вновь я посетил...» была написана Пушкиным через 10 лет после завершения михайловской ссылки; тема воспоминания, как то и положено в элегии, организует лирический сюжет стихотворения. Она возникает в самом начале («Уж десять лет ушло с тех пор.../Минувшее меня объемлет живо...»), подхватывается в середине («Вот холм лесистый, над которым часто/ Я сиживал недвижим - и глядел/ На озеро, воспоминая с грустью/ Иные берега, иные волны...»), вспыхивает в финале («...Ho пусть мой внук/ Услышит ваш приветный шум, когда/ .../ И обо мне вспомянет».).

Ho что это за воспоминание? И главное, с каким измерением времени оно связано?

Обычно воспоминания возвращают нас в прошлое. Мы забываем о настоящем, не думаем о будущем, и только прошедшее для нас в эту минуту актуально, имеет жизненно важное значение. He случайно романтическая элегия так часто строится на мотиве памяти. Помните строки Батюшкова: «О память сердца, ты сильней/ Разлуки памяти печальной...»? Уход в прошлое позволяет романтику хотя бы ненадолго преодолеть неразрешимый конфликт с современностью, избавиться от страдания, которое, впрочем, в итоге лишь усилится, потому что сладость прошедшего обманчива, а горечь реальности неизбывна.

Казалось бы, все эти смысловые «ходы» романтической элегии в стихотворении Пушкина воспроизведены.

...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор - и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я - но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.

Интонация, стихотворный ритм (пятистопный ямб), белый, то есть безрифменный стих, темп речи, размеренный, чуть замедленный даже, указывают на эмоциональное состояние лирического героя. Мысленное возвращение в прошлое доставляет ему сладость; в настоящем не все безмятежно - «...покорный общему закону,/ Переменился я...». Ho на этой черте он останавливается; следующий смысловой шаг, который непременно сделал бы поэт-романтик, так и остается нереализованным, переход от легкой грусти к глубокой печали не совершается.

Более того, заводя речь о минувшем, поэт использует слово живо: «Минувшее меня объемлет живо». То есть вольно или невольно превращает прошлое - в настоящее; вспоминая о том, что было десять лет назад, он не вырывается из тесных пределов современности, а, напротив, оживляет прошедшее, внутри дня сегодняшнего. Именно поэтому из строки в строку, из периода в период он подчеркивает свое присутствие здесь и сейчас: «Вот опальный домик...», «Вот холм лесистый...», «...три сосны/.../ По той дороге/ Теперь поехал я и пред собою/ Увидел их опять...»

В пространстве пушкинского стихотворения происходят удивительные вещи: тут не просто одно время (теперешнее) меняется на другое время (давнее), а оба измерения единого времени одномоментно присутствуют в сознании лирического героя и в ощущении читателя. Этого Пушкину мало; еще раз повнимательней прочитайте следующие строки:

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...

Лирический герой сейчас впоминает о том, как он в прошлом элегически вспоминал еще более давнее прошлое. Вместе с ним мы раздвигаем границы минувшего; время отражается во времени, как небо отражается в глади синеющего озера.

Ho и это еще не все. Сначала лирический герой мысленно покидает прошлое и давно прошедшее, ненадолго полностью сосредоточивается на настоящем времени:

На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят - одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко...

Затем, описывая молодую сосновую рощу, переходит к будущему. Мысленно перенесясь в будущее, оглядываясь оттуда назад, глазами своего далекого потомка смотрит на себя сегодняшнего, на свое собственное настоящее, которое в этот миг становится для него прошлым:

Ho пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Только что лирический герой раздумчиво (но не печально!) вспоминал себя самого, грустно вспоминавшего о еще более далеком прошлом; теперь он представляет, как его внук весело будет вспоминать о нем нынешнем.

Что все это значит? Это значит, что в границах стихотворения «...Вновь я посетил...» время протекает сразу во всех измерениях, оно способно охватывать всю протяженность человеческой жизни и даже выходить за ее пределы: ведь лирический герой способен переживать даже те времена, когда его на земле уже не будет («...И обо мне вспомянет».).

Образ нескончаемого времени, непрерывающегося течения жизни символически олицетворен в пейзаже, который детально прописывает поэт. Лесистый холм, озеро, отлогие берега, по которым рассеяны деревни, - все это было и в те годы, когда поэт провел здесь «изгнанником два года незаметных», есть сейчас, будет и потом, во времена его внуков и правнуков. Корни трех сосен названы «устарелыми», деревья словно готовятся к неизбежной старости и уходу в прошлое, но уже возле двух из них разрастается зеленая молодая роща - олицетворение будущего. Поэт, попрощавшийся со своей покойной няней («Уже старушки нет - уж за стеною/ He слышу я шагов ее тяжелых,/ Ни кропотливого ее дозора»), теперь приветственно обращается к «зеленой семье» молодых деревьев:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я

Часто эти строки цитируют в отрыве от контекста, так что получается, будто слова «Здравствуй, племя/ Младое, незнакомое!..» адресованы не соснам, а непосредственно грядущему поколению, внукам и правнукам. В переносном смысле так оно и есть; молодая сосновая поросль символизирует следующую генерацию. Ho для Пушкина очень важен сам момент сопоставления, соотнесения человеческой жизни с жизнью природы, которая подчиняется бесконечным циклам смерти и возрождения. Поэтому он обращается к соснам так, как обычно обращаются к людям, а смену человеческих поколений описывает так, как обычно описывают смену времен года. За прошлым настоящее, за настоящим будущее, а будущее превращает настоящее в прошлое и само становится настоящим.

Как же этот образ нескончаемого времени сказывается на построении стихотворения, на его лирической композиции?

Первая же строка задает композиционный принцип стихотворения. Она является полустишием, начинается с ритмической середины, зрительно это подчеркнуто отступом и отточием. Отступ и отточие указывают на то, что внутренний монолог лирического героя начался давно, мы лишь включились в него.

...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел...

В романтической традиции отточие в начале стихотворения было формальным признаком жанра отрывка, а сам жанр отрывка связывался с идеей невыразимости поэтической мысли. Так ли обстоит дело у Пушкина? С какой идеей связан этот композиционный прием в его стихотворении?

Мы поймем это, если обратим внимание на другие полустишия, - а они часто встречаются в стихотворении «...Вновь я посетил...». Вот лирический герой переходит от воспоминаний о минувшем к описанию нынешней реальности, и Пушкин разбивает «переходную» строку на два полустишия:

Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.

Здесь полустишие графически изображает мысленное возвращение героя из прошлого в настоящее. То есть границу времени. В следующий раз оно будет графически изображать границу пространства: взгляд героя перемещается, картинка реальности фокусируется, приближается к нам.

Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни - там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...

На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят...

Через несколько строк поэт вновь прибегает к помощи полустишия, чтобы переключить сразу оба регистра: и пространства, и времени. Он смещает свое и наше внимание с печального образа одинокого «товарища» сосен на образ юной рощи. И переходит из настоящего в будущее:

...Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст...

Так что череда полустиший не связана здесь с идеей невыразимости поэтической мысли, с жанром отрывка. Скорее наоборот, с мыслью о бесконечности времени, с ощущением неостановимого потока жизни. Недаром последнее полустишие в этом стихотворении встречает нас непосредственно на выходе; мощный разбег последней строки внезапно остановлен на высшей эмоциональной точке:

...С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Это излюбленный пушкинский прием. Он часто обрывал стихи на полустишии, создавая ощущение: дальше говорит уже не поэт, дальше говорит сама жизнь. Вспомните, например, финалы стихотворений «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Была пора: наш праздник молодой...». Ho в элегии «...Вновь я посетил...» все еще интереснее, все еще сложнее, все еще красивее - особой красотой композиционной завершенности. Ведь она начинается вторым полустишием, открывается с середины строки, а завершается первым, на середине строки останавливаясь. Конец и начало как будто вкладываются друг в друга, как в пазы, и образуют графическое и смысловое целое. Так прошлое, настоящее и будущее проникают друг в друга и образуют целое:

...Вновь я посетил...
...И обо мне вспомянет.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...