Все реформы николая 2 таблица. Характеристика реформ николая ii

Военные реформы 1905-1912 годов - преобразования в Армии и Флоте Российской империи , вызванные поражением в Русско-японской войне .

Армия

В 1905 году Генеральный штаб России был выделен из состава Главного штаба с учреждением должности начальника Генерального штаба, непосредственно подчиненного Государю. Затем последовало создание главного управления Генерального штаба. Но положение 1905 года просуществовало лишь до 1908 года, когда начальник Генерального штаба, следуя установившимся в течение столетия взглядам, снова был подчинен Военному министру, а в 1909 году был лишён и права непосредственного доклада императору. Однако учреждение должности помощника военного министpa с широкими хозяйственными правами и полномочиями привело к тому, что на военного министpa и легли по существу обязанности, намечавшиеся для начальника Генерального штаба по положению 1906 года, и для своих забот о боевой подготовке государства и войск к войне военный министр стал намного свободнее, сохраняя в то же время личный доклад императору и влияние на все прочие дела.

С централизацией в 1905 и в 1911 годах в Главном штабе высшего административного управления армией, значительная часть дел из главных управлений была передана в Главный штаб и вновь образовано главное управление по квартирному довольствию войск, а главное управление казачьих войск было вовсе упразднено.

Главное инженерное управление было переименовано в главное военно-техническое управление, которое объединило в себе техническую сторону современного оборудования войск и театров военных действий всеми необходимыми средствами. Затем последовало развитие корпусного управления в армии, а вместе с тем и расширение круга действий штаба дивизии. Корпус приобрёл вполне самостоятельное значение не только в административном и командном отношениях, но и в хозяйственном. С корпусной реорганизацией было связано и преобразование управления артиллерией и инженерными войсками, вошедшими в порядке управления в состав корпусов и дивизий, причём в целях специального технического надзора за подготовкой инженерных войск учреждена была должность инженеров-инспекторов (впоследствии - испекторов инженерной части) в военных округах, на обязанности которых была возложена также инспекторская часть в инженерном отношении и над крепостями.

Был разработан проект реорганизации артиллерии.

При преобразовании военного управления армией было обращено внимание также на соотношение запасных и полевых войск между различными родами их и на развитие специальных войсковых частей. Новым по территории государства размещением войск были достигнуты выгоды равномерности его, простоты выполнения войск, улучшения их быта и условий их сосредоточения к границам на случай войны. В уровень с этим шло развитие железнодорожной и общей сети дорог, воссоздание флота и переустройство крепостей.

Были пополнены недостатки вооружения, современных технических средств и разного рода запасов. Увеличена производительность казённых заводов сухопутного и морского ведомств, чтобы поднять отечественную промышленность и по возможности избежать заказов за границей. Все строевые части были снабжены пулеметами; вся полевая артиллерия была перевооружена новыми скорострельными орудиями; были созданы запасы телефонного, подрывного, железнодорожного и воздухоплавательного имуществ; была образована особая автомобильная рота и т. д. Особое внимание было оказано также делу развития воздухоплавания.

Уставы всех родов войск и Полевой устав были пересмотрены и изданы вновь. Был опубликован ряд указаний, определяющих круг ведения различных учреждений в важнейших военных вопросах, а также ряд военно-научных трудов.

Вошедший в 1913 году в действие новый устав о воинской повинности внёс существенное изменение в порядке разверстки призыва, приема и освидетельствования новобранцев, а также определения льгот по призыву, и в корне изменил порядок поступления и несения службы вольноопределяющимися. Для омоложения состава нижние чины запаса сокращен срок действительной военой службы (до 4-х лет, а в пехоте и легкой артиллерии до 3-х лет). Запас разделен на 2 разряда, и в 1-ю очередь при мобилизации должны поступать из запаса в войска наиболее молодые и малосемейные. Государем указано было принять обширные меры по снабжению частей сверхсрочными нижними чинами - с облегчением доступа им к офицерскому званию, особенно в военное время.

Было расширено пополнение войск требуемыми им специалистами. Для подготовки к военному делу молодежи, которой предстояло отбывать воинскую повинность, были привлечены спортивные общества.

На улучшение быта нижних чинов армии отпущено от казны свыше 30 млн руб.; довольствие нижних чинов жалованием было увеличено втрое, введено чайное, мыльное и постельное довольствие; особенное внимание было обращено на обучение нижних чинов грамоте и на устройство для них библиотек; в корне был изменен порядок вещевого довольствия войск; приняты меры (административные) к упорядочению взаимоотношений командного и подчиненного составов армии и флота.

Были приняты меры к освобождению войск от забот о хозяйстве, от нестроевых обязанностей и вольных работ, чтобы придать войскам значение чисто боевых и строевых частей, каковыми Он желает их видеть. Были устроены особые обмундировальные мастерские, гарнизонные хлебопекарни и др. хозяйственные заведения, в которых солдатский труд заменен вольнонаемным; многие хозяйственные дела, обременявшие войска, сдавались частным предпринимателям; число нестроевых должностей было доведено до наименьшего размера. Обращая внимание на наличие строевых нижних чинов, было сокращено число офицерских чинов, имевших право на казённую прислугу, для чего было введено денежное на наем прислуги довольствие. Были приняты широкие меры религиозно-нравственного просвещения нижних чинов, что выразилось в постройке множества полковых храмов и в обращении самого большого внимания на вопросы духовной жизни солдата. Улучшение солдатского быта завершилось изданием в 1910 году нового устава о внутренней службе в войсках.

В отношении командного состава армии заботы коснулись улучшения его быта, омоложения состава и, прежде всего, надлежащей подготовки офицеров, заново поставленной. Улучшились все стороны быта кадетов и юнкеров, постановка учебных занятий. Все юнкерские училища были преобразованы в военные, чем значительно повышен и, главное, приведён к однородности образовательный уровень офицерского корпуса. Михайловское и Константиновское артиллерийские училища были расширены до 2-х батарей, а Николаевское инженерное училище - до 2-ротного состава, и в них снова сделано обязательным прохождение 3-годичного курса. Новые учебные программы в кадетских корпусах и общий план учебных занятий в военно-учебных заведениях были перенесены на прикладную почву, благодаря чему выпускаемые из училища молодые офицеры прибывают в строевые части уже достаточно подготовленными для обучения нижних чинов и выполнения служебных обязанностей. Для всех военно-учебных был установлен особенно тщательный отбор воспитателей и преподавателей, обеспечив их предварительную подготовку. Было обращено большое внимание на приурочение к нуждам войск высшего образования офицеров. Николаевская академия генерального штаба, подготовлявшая офицеров преимущественно для службы этого штаба, была преобразована в военную академию с предоставлением ей права именоваться Императорской и иметь теперь целью дать возможно большему числу офицеров высшее военное образование. Была учреждена Интендантская академия для упорядочения военного хозяйства в войсках и вообще интендантского дела.

Дальнейшими мерами по подъему образовательного ценза в войсках стали: установление правила, чтобы каждый артиллерийский капитан перед назначением на должность командира батареи непременно прошёл курс офицерской артиллерийской школы; учреждение в некоторых округах особых курсов для штабс-капитанов пехоты, предназначенных к занятию должностей ротных командиров; учреждение для повышения уровня специального военного образования в войсках и их технической подготовки офицерских школ: воздухоплавательной, железнодорожной, гимнастическо-фехтовальной и офицерского класса автомобильной роты. Попутно значительно расширены программы в офицерских школах, существовавших ранее: расширена деятельность офицерской стрелковой школы и изменено "Положение об офицерской кавалерийской школе". Было пересмотрено "Наставление для офицерских занятий"; кроме военной игры, тактических задач на планах и в поле, обращено особое внимание на представление в офицерских собраниях докладов по различным отраслям военных знаний с целью более широкого ознакомления с военной техникой и особенностями всех родов войск. Была учреждена высшая аттестационная комиссия и выработаны новые правила аттестации всех вообще военнослужащих (кроме нижних чинов), причём право аттестации было предоставлено коллегиям, состав которых зависит от служебного положения аттестуемого; с той же целью поднятия нравственного уровня в войсках было значительно расширено действие суда чести, распространенное и на штаб-офицеров и служащих в военных управлениях.

Признав необходимым омоложение командного состава и ускорение его обновления, были установлены новый порядок повышения в чинах, новые нормы кандидатур на должность командиpa полка и предельный возраст для начальствующих лиц, от командиpa батальона и до командующего войсками в округе включительно. Этот возрастной ценз имел значение не только для оставления на службе, но и для зачисления в кандидаты на высшие должности и назначения на них. Признавая, что эти меры должны отразиться на имуществ. состоянии военнослужащих, было указано в дополнение к вводимым постепенно, с 1889 года, новым окладам жалованья и квартирных денег, увеличить со января 1909 года содержание всем строевым офицерам. Вместе с тем были увеличены суточные, лагерные и походные деньги и с введением новой аттестационной системы и предельного возраста установлены особые усиленные пенсии для строевых офицеров, а также льготы и для прочих чинов, оставляющих военную службу. Утвержденный новый пенсионный устав сохранил выходящим в отставку строевым чинам 80% получаемого ими по последней должности содержания, и обеспечение лучшей пенсией было указано распространить впоследствии и на прочих военнослужащих.

Был учреждён особый институт подпрапорщиков и улучшено положения сверхсрочных унтер-офицеров, приняты меры к возможно лучшей их подготовке на особых курсах и с лучшим их обеспечением и устройством их быта достигнуто более твердое обучение войск. С той же целью был одобрен приём в учебные команды в частях 2 раза в год, с допуском сюда и молодых солдат. Вообще в обучении войск важнейшее значение придано боевой подготовке, сохраняя при этом и смотровую выучку войск.

В 1910 году был упразднён Офицерский курс восточных языков , а подготовка офицеров со знанием восточных языков была возложена на окружные специальные школы.

Было начато преобразование военно-тюремной части, переданной в ведение главного военно-судного управления, для чего при нём был учреждён особый военно-тюремный отдел.

Военно-медицинская часть была преобразована в военно-санитарную, в основу чего было положено создание корпуса врачей-санитаров и организация военно-медицинской помощи на началах, наиболее соответствующих потребностям армии, в особенности в военное время; улучшено положение военных врачей и приняты меры к образованию из них офицерского военно-санитарного корпуса; преобразована Императорская военно-медицинская академия с целью приучения врачей к требованиям военной службы в мирное и военное время; были приняты меры к подготовке в войсках необходимого числа санитаров и т. д..

Флот

Был улучшен быт матросов и открыт доступ на морскую службу наиболее энергичным общественным элементам обращением морского училища во всесословный морской корпус, приняты меры к омоложению командного состава флота, повышены строевые требования, обращено внимание на снабжение кораблей всеми техническими усовершенствованиями и вообще всем, что требовалось современным состоянием морского дела. Было реорганизовано управление морским ведомством и создан Морской генеральный штаб; было упорядочено корабельное хозяйство; для каждой отрасли морской службы были созданы школы, как низшие (школа юнг в Кронштадте), так и высшие; приняты меры к подготовке чинов Морского генерального штаба и преобразована Николаевская морская академия; была расширена лоцманская часть; большое развитие получило подводное плавание; вводился воздушный флот в связи с морским; была установлена более тесная связь работы морского и военного ведомств для подготовки совместных действий морских и сухопутных сил; получен опыт подчинения приморской крепости морскому ведомству.

  • Шацилло К. Ф. Последняя военно-морская программа царского правительства // Отечественная история. 1994. № 2. С. 161–165.
  • Внутренняя политика и реформы Николая II

    Начальный период правления Николая II. В 1894 г. на русский престол вступил старший сын Александра III Николай II Александрович. Ему суждено было стать последним русским императором. Он был отлучён от власти в 1917 г., принял мученическую смерть вместе со своей семьёй в 1918 г. от рук своих подданных, в 2000 г. был канонизирован Русской Православной Церковью вместе со своей семьёй. Однако споры о значении его личности и деятельности для русской истории далеко не утихли.
    Николай Александрович получил прекрасное военное и юридическое образование, свободно владел четырьмя иностранными языками, хорошо знал русскую историю, был человеком высоких душевных качеств. Он был глубоко религиозным человеком и как православный Государь свято верил, что самодержавие - есть единственная форма правления, приемлемая для России. (См. хрестоматийный материал) Трагизм его судьбы заключался в том, что эти его представления уже не разделяла элита российского общества. В сознании российской элиты образ монархической России уже был разрушен. Кроме того, "великие реформы" его деда Александра II ускорили революционный процесс в обществе, с самого дна русского бытия подняли тёмные народные силы. В правление Николая II на Россию обрушились невиданные социальные катаклизмы: русско-японская война 1904-1905 гг., первая русская революция 1905-1907 гг., первая мировая война 1914-1918 гг. и др.
    Справиться с этими катаклизмами мог бы правитель демонического типа, вроде Ивана Грозного или Петра Великого. Николай II как глубоко верующий человек в своей жизни и деятельности во всём полагался на волю Господа Бога. Пожалуй, его самая большая вина перед русской историей заключается в том, что он смиренно шёл к своему мученическому концу вместе со своей семьёй .
    В первые годы своего правления Николай II никаких нововведений не предпринимал, намереваясь придерживаться тех принципов власти, тех устоев и основ, которых придерживался его отец Александр III. В самом начале своего правления на приёме депутации от земств 17 января 1895 г. Николай II предостерёг представителей тверского земства, намекнувших в поданном ему ранее адресе на возможность расширения прав земств, чтобы они оставили "бессмысленные мечтания об участии представителей земств в делах внутреннего управления". Русская интеллигенция после жёсткого правления Александра III надеялась на либерализацию общественной жизни. После, возможно, неосторожного высказывания нового царя о "бессмысленных мечтаниях" она сразу же встала в оппозицию ко всем его начинаниям. Позже, пользуясь мощными рычагами воздействия на массовое сознание общества, интеллигенция сформирует образ последнего русского царя как "Николая кровавого", прозванного народом за трагедию на Ходынском поле в Москве во время коронации - человека слабого, безвольного, неспособного к управлению огромной империей, и этот стереотип прочно закрепится в народном сознании.

    Форсирование индустриализации "сверху". В экономической области правительство всячески способствовало дальнейшему развитию капитализма. Был предпринят целый комплекс мер, направленных на поощрение развития промышленности и банковского дела, на ускорение индустриализации страны. Развитие капитализма в России конца ХIХ - начала ХХ вв. тесно связано с именем С.Ю. Витте, ставшим первым премьер-министром России. Этот известный политик играл определяющую роль во внутренней и внешней политике России во время начального периода правления Николая II.

    Реформы С.Ю. Витте. С.Ю. Витте был главой Министерства путей сообщения, председателем Комитета министров, членом Государственного совета. С 1892 по 1903 гг. он был министром финансов. За этот период С.Ю. Витте предпринял ряд реформ, которые вывели Россию в ряд крупнейших экономических держав. С.Ю. Витте был сторонником развития государственного капитализма. По его мнению, государственный капитализм при российской специфике - огромных просторах и бедности основной части населения - позволяет концентрировать усилия на решении приоритетных задач общества.
    В 1891 г. по инициативе С.Ю. Витте началось строительство Великой Сибирской железной дороги (Транссибирская магистраль). В 1905 г. эта магистраль, протяжённостью в 7 тыс. вёрст была сдана в эксплуатацию. Транссиб сыграл огромную роль в переселенческом движении и активизации русской внешней политики на Дальнем Востоке.
    С.Ю. Витте предпринял ряд мер, направленных на повышение доходности государственной казны и стабилизацию рубля. С 1 января 1895 г. он поэтапно на всей территории империи стал вводить винную монополию . Вводилась государственная монополия на очистку спирта и изготовление из него водки. Винокурение могли производить частные лица, но по заказам казны и под наблюдением акцизного надзора. Государственная монополия не распространялась на изготовление и продажу пива, браги и виноградного вина. Регламентировалось время и место продажи спиртных напитков. Питейный сбор послужил важным источником доходов казны. В середине 90-х гг. казна от питейного сбора получала 55 млн. руб. дохода, а в 1913 г. - 750 млн. руб.
    В 1897 г. С.Ю. Витте стал проводить финансовую реформу, направленную на стабилизацию рубля: были выпущены монеты из золота достоинством в 1 рубль, затем - 15 (империал) и 7,5 (полуимпериал) рублей. Отныне все бумажные ассигнации в неограниченном количестве обменивались на золото. Право эмиссии кредитных билетов было предоставлено только Государственному банку. Таким образом, рубль был укреплён.
    С.Ю. Витте проводил политику протекционизма отечественной промышленности. Для отечественной промышленности были установлены особо благоприятные условия. В 1891 г. был установлен протекционистский таможенный тариф: ввоз иностранных товаров облагался 33% пошлины. В то же время вывоз облагался низкими таможенными пошлинами. Это позволило добиться активного торгового баланса. Система протекционизма способствовала, с одной стороны, развитию отечественной промышленности (высокие пошлины ограждали ее от иностранной конкуренции), но, с другой стороны, она не способствовала повышению технического уровня и качества продукции русской промышленности.
    Конвертируемость рубля способствовала притоку иностранных инвестиций. В 1899 г. были сняты все препятствия для инвестиций иностранного капитала в российскую промышленность и банковское дело. Свободный приток иностранных капиталов вызвал недовольство некоторых сановников. На свою сторону С.Ю. Витте привлек известного учёного Д.И. Менделеева, который написал царю два письма в защиту иностранного капитала. За годы министерства С.Ю. Витте сумма иностранного капитала увеличилась с 200 млн. руб. до 900 млн. руб. Главными вкладчиками были акционерные компании Бельгии, Германии, Франции, Великобритании. Иностранный капитал был вложен в металлургические предприятия Юга, нефтяные месторождения Баку, машиностроительную и химическую промышленность. Если в 1888 г. в России было 16 иностранных фирм, то в 1909 г. - 269. Для развития промышленности правительство брало крупные заграничные займы.
    В результате деятельности С.Ю. Витте на посту министра финансов за 11 лет государственный бюджет вырос на 114,5%. Причём, реформы С.Ю. Витте были проведены без всенародных жертв и экономических катастроф.
    Но у С.Ю. Витте на посту министра финансов была сильная оппозиция в правительственных кругах. Реформы С.Ю. Витте способствовали быстрому росту капитализма в стране, но с другой стороны, действительно росла зависимость России от иностранного капитала. За время министерства С.Ю. Витте задолженность России иностранным государствам возросла более чем на 1 млрд. руб. Российская буржуазия стала терять контроль над банками, промышленностью и торговлей. Россия стремительно превращалась в периферию западного капитализма.
    С.Ю. Витте принял обвинения в разрушении хозяйственных устоев, в чрезмерном увлечении промышленностью, распродаже России иностранным банкирам. В 1903 г. он был отправлен в отставку.



    Крестьянский вопрос. На посту министра финансов С.Ю. Витте основное внимание уделял развитию промышленности и банковского дела. Но с его именем связан и новый подход в решении крестьянского вопроса.
    Диспропорции между уровнем развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве постоянно увеличивались. Основная часть российского крестьянства традиционно замыкалась в общинной среде, была лишена права собственности на землю, которая находилась в коллективном владении. Община гарантировала крестьянину социальную защищённость, но она не способствовала проявлению хозяйственной инициативы, мешала наиболее способным, трудолюбивым людям вырасти в крепких хозяев.
    Для развития капитализма в деревне требовалось разрушение общины, предоставление каждому крестьянину свободы хозяйственной деятельности на собственной земле. Но одновременно правительство понимало, что это приведёт к усилению социальной напряжённости в деревне. С.Ю. Витте видел диспропорции в развитии капитализма в промышленности и в сельском хозяйстве. Но он долго придерживался мнения, что кардинальные преобразования в сельском хозяйстве нужно проводить лишь после того, как промышленность крепко встанет на ноги. В первые годы своего министерства он был сторонником сохранения общины и поддерживал закон 1893 г., запрещавший выход из общины без согласия двух третей домохозяев и ограничивавший залог и продажу выделенных в собственность наделов земли.
    Со временем С.Ю. Витте пришёл к необходимости преобразований в этой сфере экономики. В 1902 г. под руководством министра финансов было созвано специальное межведомственное "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности". "Особое совещание" действовало около 3 лет (1902 - 1905 гг.). Оно образовало более 600 местных комитетов, привлекло более 12 тыс. участников. "Особое совещание" изучило итоги действия крестьянской реформы 1861 г., собрало и систематизировало большой статистический материал о положении русской деревни за 40 лет. Собранные материалы позволили С.Ю Витте аргументировать необходимость изменения политики в отношении крестьянской общины. В 1904 г. он написал специальную работу "Записка по крестьянскому делу", в которой очертил новые подходы в решении крестьянского вопроса: свободный выход крестьян из общины, закрепление земли в частную собственность, разрешением свободной продажи земли . Но С.Ю. Витте предлагал не насильственную ломку общинных порядков, а придание общине формы свободной ассоциации производителей, при этом административные функции общины должны были перейти к новым органам - волостным земствам. По инициативе С.Ю. Витте были предприняты такие важные решения, как отмена круговой поруки (закон 1903 г.), облегчение паспортного режима и переселения крестьян (1904 г.). Но такая точка зрения имела в правящих кругах серьёзных противников, в частности в лице министра внутренних дел В.К. Плеве , который считал, что решать крестьянский вопрос нужно традиционными методами: сохранить сословную обособленность крестьянства, искусственно поддерживать общину. С уходом С.Ю. Витте в отставку этот подход в решении крестьянского вопроса был оставлен.

    Рабочий вопрос. Одним из результатов земельной реформы 1861 г. стало обезземеливание крестьянства. Разорившиеся крестьяне отправлялись в города. Город к приёму такого количества неквалифицированной рабочей силы был не готов: не хватало рабочих мест, город испытывал острый дефицит жилья. Отсюда - тяжёлое социально- экономическое положение российских рабочих. (См. хрестоматийный материал) Новым явлением в общественной жизни России в 80-е гг. ХIХ в. стало рабочее движение. В конце XIX - начале ХХ вв. перед правительством встал рабочий вопрос .
    В самом начале правления Николая II рабочий вопрос оказался в центре внимания. В основном, действия правительства в рабочем вопросе свелись к противодействию нараставшему рабочему движению. В 1894 г. был издан закон о реорганизации фабричной инспекции . Этот закон существенно увеличил её состав, расширил её прерогативы. Фабричным инспекторам вменялось в обязанность глубже вникать в нужды рабочих. Были приняты меры к упорядочению рабочего дня. В 1897 г. был издан закон, согласно которому рабочий день не должен был превышать 11,5 часа, а ночные смены - не более 10 час. Контроль за исполнением этого закона возлагался на фабричную инспекцию. В 1903 г. были изданы законы о страховании рабочих за счёт предпринимателей и о введении на предприятиях должностей рабочих старост.
    Решение рабочего вопроса в определённой степени связано было с именем начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова . Он считал, что рабочее движение стало представлять опасную силу, и правительство должно держать его под контролем. При этом начальник московской охранки считал, что рабочие вполне обоснованно требуют удовлетворения своих социально - экономических требований. Он предложил дать возможность рабочим легально защищать свои права. Главное, считал он, удержать рабочее движение в рамках экономической борьбы, вбить клин между социал-демократией и рабочим движением, не допустить распространения влияния на него революционеров - интеллигентов. Главным защитником рабочих, по его мнению, должно было стать правительство. Заручившись поддержкой в правительстве, С.В. Зубатов начал просветительскую работу среди рабочих. (См. хрестоматийный материал)
    Он организовал воскресные совещания рабочих, прозванные "зубатовским парламентом". В аудиториях Исторического музея рабочим читали лекции профессора Московского университета о борьбе западноевропейского пролетариата за свои социально-экономические права, проводились диспуты на темы, связанные с жизнью рабочих. В 1901 под контролем С.В. Зубатова было создано "Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве". Аналогичные общества были созданы среди ткачей, булочников, табачников и рабочих других профессий. Они были объединены в "Совет рабочих г. Москвы". Подобные общества рабочих были созданы в Петербурге, Николаеве, Киеве. Вскоре зубатовцы стали принимать участие в конфликтах рабочих с администрацией. Зубатовцам удалось добиться определённых уступок рабочим со стороны фабрикантов. Это вызвало недовольство фабрикантов. Так, в 1902 г. московский промышленник Ю.П. Гужон подал жалобу на С.В. Зубатова в Министерство финансов. Зубатовцам было запрещено вмешиваться в конфликты между предпринимателями и рабочими. Участие зубатовцев во всеобщей стачке на Юге страны вызвало гнев министра внутренних дел В.К. Плеве. С.В. Зубатова стали обвинять в "заигрывании" с рабочими, в провоцировании роста рабочего движения. В результате интриг в высших эшелонах власти в 1903 г. С.В. Зубатов был отправлен в отставку. Он был убеждённым сторонником монархии в России, и в 1917 г., узнав об отречении Николая II от престола, застрелился. Позже его политику назовут "зубатовщиной", "полицейским социализмом".

    Он всегда смотрел правде в лицо и не уходил от ответственности за принятые решения…

    Исследования ведущих западных учёных за последние 70 лет доказали, что управление как малыми предприятиями, так и крупными государствами является не просто раздачей указов, диктуемых личным эго. Высокий уровень сознания правителя и мотивы, основанные на любви и взаимоподдержке, могут вызывать в людях скрытую побудительную силу, способную творить чудеса для каждого человека и для всего общества.

    Николай Второй знал об этой силе. Темпы развития Российской Империи времени его правления поражают даже сегодня.

    Военный журналист, полковник запаса Владислав Майоров является автором календаря «Россия в эпоху правления Императора Николая II».

    Представляем тезисы доклада «Нравственные основы реформ Императора Николая II», с которым В.Н. Майоров выступил в августе 2017 года в Екатеринбурге. Статья проиллюстрирована некоторыми страницами календарей за 2017 – 2018 гг.

    Узнайте ответы:

    • Что определило успех всех реформ Николая Второго?
    • Сколько учреждений в Российской Империи содержалось на личные средства членов Императорской фамилии?
    • Почему статистика Российской Империи считалась самой точной в мире?
    • За счёт чего во время правления Николая Второго резко снизилась частота эпидемий тяжёлых инфекционных заболеваний?
    • Какими правами Николай Второй наделил Государственный совет Российской Империи?
    • Какие уникальные условия были созданы для простых рабочих новыми законами Императора?

    Выдающиеся результаты реформ, проведенных Государем в короткий исторический срок, не были следствием предельного напряжения и истощения жизненных сил народа, репрессий, усиления государства за счет ограничения политических свобод, тотального обнищания людей. Их огромную жизненную силу питали нравственные основы христианской веры, опора на творческий талант русского народа, продуманные меры государственной поддержки преобразований.

    При этом нельзя забывать о том, что реформы осуществлялись в условиях нарастания революционного террора в России. Только в 1905-1917 годах от рук террористов погибли более двадцати тысяч государственных служащих, видных военачальников и руководителей МВД, высокопоставленных чиновников различных министерств и ведомств. Активное противодействие Императору Николаю II оказывали многие представители правящих кругов, Государственной Думы и даже отдельные члены правительства. Радикальные направления русской литературы, ослабление религиозного чувства в русском народе тоже подготовили тот духовный крах, который привел к катастрофе 1917 года.

    В этих условиях определяющими стали нравственное мужество Государя, его способность к длительной, последовательной работе во благо России и народа. Будучи наследником Российского престола, Николай Александрович получил глубокие знания в области экономики, финансов, управления государством. Его познания в военном деле были на уровне лучших выпускников элитной Академии Генерального штаба. Он был блестящим знатоком русской истории и истории международных отношений. Преподаватели и наставниками будущего Императора были ученые мирового уровня, выдающиеся государственные деятели эпохи. Это во многом предопределило продуманность, последовательность всех преобразований. Император Николай II не только был инициатором реформ, но и неуклонно осуществлял их организационное, законодательное, финансовое, кадровое обеспечение.

    При этом правительство Императора Николая II никогда не допускало напыщенной риторики и самовосхваления в свой адрес. Напротив, оно критически оценивало недостатки в проведении реформ и преобразований. Русская статистика была одной из передовых в мире. Данные статистико-документальных справочников Императорской России отражали реальную картину экономической жизни страны, недостатков в социальной сфере, образовании, здравоохранении. Это было принципиальным и неуклонным требованием Государя, который всегда смотрел правде в лицо и не уходил от ответственности за принятые решения, недостатки и просчеты. В краткой форме изложим результаты реформ и преобразований Императора Николая II в 1894-1917 годах.

    Россия в эпоху правления Императора Николая II вышла на первое место в мире по темпам экономического роста.

    Результатом денежной реформы, проведенной в 1895-1897 годах, стала конвертируемая валюта, занявшая лидирующее положение на мировом валютном рынке. Была создана устойчивая банковская система. Золотой запас России увеличился в 2,5 раза. Государственный бюджет вырос почти на 300 процентов.

    Аграрная реформа, идейным инициатором которой был Император Николай II, вывела страну на первое место в мире по производству и экспорту зерна, муки, сахара, льна, яиц, продукции животноводства. Государь уравнял крестьян в гражданских правах с лицами остальных сословий. В короткий исторический срок на надельных землях было создано около 2 миллионов крепких хуторских и отрубных хозяйств. В Сибири было отграничено 37 млн 441 десятина для наделов, на которые добровольно прибыли 3,8 млн переселенцев. В Алтайском крае на личные средства Государя для переселенцев были построены дороги, народные школы, больницы. Население Сибири выросло вдвое. Сибирское масло и яйца экспортировались в Европу. Началась масштабная механизация сельского труда. Государство выделяло огромные средства на оказание агрономической помощи населению.

    В царствование Николая II созданием топливной отрасли и машиностроения с развитием горно-металлургической отрасли завершилось формирование отраслевой структуры Российской промышленности. Россия заняла одно из лидирующих позиций в мире по добыче нефти, угля, платины, асбеста. Выплавка стали, чугуна, меди увеличилась в пять раз. Производительность труда выросла в четыре раза. В Российской Империи были созданы такие новые отрасли, как автомобильная, авиационная, химическая, электрическая промышленность и электроэнергетика. Второе рождение пережили металлургия и судостроение. К 1914 году в стране было 27566 промышленных предприятий. Россия в паровозостроении, теплоходостроении и самолетостроении, производстве дизель-моторов вышла на первое место в мире в применении научно-технических новаций к серийному производству. В 1913 году в России было произведено 5,3 % промышленной продукции мира.

    По решению Николая II к 1915 году была сформулирована Стратегия электрификации России, ставшая впоследствии основой известного плана ГОЭЛРО. Но уже к 1914 году в стране были сооружены 220 электростанций и гидроэлектростанций, на Северном Кавказе создана первая в мире энергосистема. Производство электроэнергии ежегодно росло на 20-25 %. Россия стала новатором в создании нефтепроводов, танкерного флота, перевозке нефтепродуктов в железнодорожных цистернах, была ведущим экспортером смазочных масел в Европе.

    В период правления Императора Николая II в стране было построено 35 тысяч километров железных дорог. Под руководством Государя было осуществлено сооружение крупнейшей в мире Транссибирской магистрали протяженностью 7416 км. По его решению построена самая северная в мире Мурманская железная дорога, имевшая стратегическое значение в ходе двух мировых войн. Пассажирские тарифы в России оставались самыми низкими в мире. В годы царствования Николая II началось масштабное развитие северных и дальневосточных водных путей сообщения. Россия создала первый в мире ледокольный флот. Государь уделял большое внимание развитию всех видов связи. Число почтовых учреждений выросло в 4,5 раза, абонентов телефонной связи более чем в 200 раз. Общая длина телеграфных линий составила около 230 тысяч км.

    К 1917 году Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран мира.

    Последовательные реформы Императора Николая II в области народного образования, здравоохранения, развития спортивного движения, поддержка благотворительности и меценатства привели к реальному улучшению жизни людей.

    Именно в России впервые в мировой практике медицинское обслуживание населения стало доступным и бесплатным. Император Николай II поддержал внедрение территориальной участковости. Врачебный участок стал уникальной формой организации медпомощи сельскому населению. В России сложилась система думских врачей, которая стала первым в Европе опытом оказания общедоступной помощи городскому населению. Император Николай II мерами государственной поддержки и совершенствования законодательства способствовал становлению в России фабрично-заводской медицины, которая была передовой в мире. К 1913 году доступным медобслуживанием были охвачены 1 млн. 762 тыс. российских рабочих. В царствование Николая II было достигнуто резкое снижение частоты эпидемий тяжелых инфекционных заболеваний. Во всем мире было признано лидерство русской научной школы в области психиатрии, хирургии, физиологии.

    Император Николай II осуществил масштабную и выдающуюся реформу народного образования. Расходы на народное образование выросли в 8 раз. С 1904 года первоначальное обучение было бесплатным по закону, а с 1908 года оно сделалось обязательным. В России ежегодно открывалось около 10 народных школ. К 1914 году в России насчитывалось более 11 миллионов учащихся. К 1917 году 86 процентов российской молодежи умели читать и писать. За годы правления Николая II в 2,5 раза увеличилось количество высших учебных заведений в России, было открыто 4 новых университета, 16 технических вузов, создана система сельскохозяйственного и коммерческого образования. По количеству девочек и девушек, обучающихся в гимназиях и вузах, Россия занимала первое место в Европе. К 1914 году 49,7 % студентов университетов составляли дети мещан, купцов, крестьян, казаков. Достойным был социальный статус педагога.

    Именно в царствование Николая II в России зародилось спортивное движение, возникло 1235 спортивных обществ и клубов. В 1894-1914 годах состоялись первые чемпионаты России по велоспорту, гимнастике, боксу, тяжелой атлетике, стрельбе, автоспорту, академической гребле, шахматам, хоккею и конькобежному спорту. Указами Николая II в 1911 году был образован Олимпийский комитет России, в 1913 году - Канцелярия главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской Империи. Государь стал инициатором первых в России олимпиад, которые прошли в 1913-1914 годах в Киеве и Риге. Решением Николая II в 1566 гимназиях была введена гимнастика как учебная дисциплина.

    В годы правления Императора Николая II важнейшим инструментом социальной политики стали благотворительность и меценатство. Пожертвования членов Императорской фамилии составляли треть всех расходов - единственный пример в мировой истории. Представители Дома Романовых содержали 903детских приюта, 145 ночлежных домов, 213 богоугодных заведений, 234 учебных заведений, 199 больниц и медпунктов. Государь ежегодно направлял по 2 миллиона рублей на поддержку российского искусства. В годы Первой мировой войны Николай II и члены его семьи передали более 250 миллионов рублей личных средств на нужды раненых и помощь семьям погибших воинов.

    Император Николай II осуществил реформу государственно-политического строя России, заложил основы правового государства.

    Государь утвердил 17 октября 1905 года высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Право законодательствовать распределялось между монархом и законодательным органом - Государственной Думой. Манифест впервые в истории России провозглашал и предоставлял политические права и свободы. Манифест 24 февраля 1906 года установил основные принципы новой законодательной системы. В дореволюционной Государственной Думе первых четырех созывов 65 процентов депутатов были из среднего и низшего сословия.

    Император Николай II указом от 1906 года наделил Государственный совет законодательными функциями. К компетенции Госсовета было отнесено рассмотрение законопроектов, принятых Госдумой, а также вопросы внутреннего управления, внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах, рассмотрение бюджета страны.

    Император Николай II 26 апреля 1906 года утвердил «Свод основных государственных законов Российской Империи» - фундаментальный законодательный акт, который укреплял основы обновляемого государственного строя.

    Была осуществлена реформа Сената, результатом которой стало существенное влияние заинтересованных министерств на решения дел, в сенатское производство вводилось состязательное начало.

    Император Николай II преобразовал фабричную инспекцию, установил ответственность предпринимателей за несчастные случаи на производстве - лечение, выплата пособий и пенсий. Законом от 2 июня 1897 года была ограничена продолжительность рабочего времени на предприятиях, защищен детский и женский труд. Пакет законов, утвержденный Николаем II в 1912 году, завершил создание лучшей в мире системы страхования рабочих.

    Государь значительно расширил права органов местного самоуправления, утвердил законы о создании Камчатской области и Сахалинского губернаторства, о введении земского самоуправления в 9 губерниях Белоруссии и Правобережной Украины, в Оренбургской, Астраханской и Ставропольской губерниях, городского самоуправления в Новочеркасске.

    Николай II успешно осуществил реформу Министерства юстиции. Специалистами этого ведомства в 1894-1897 годах были разработаны проекты законов об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов, условном осуждении, дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные поступки, другие законопроекты.

    В России была создана прогрессивная судебная система. Император Николай II 13 мая 1896 года утвердил закон о введении «Судебных Уставов» дополнительно в 21 губернии Российской империи. С 1899 года в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 году был введен институт условно-досрочного освобождения. 15 июня 1912 года Николай II утвердил «Закон о преобразовании местного суда», который восстановил мировой выборный суд. Новым явлением стала административная юстиция - прототип нынешнего арбитража.

    В 1984-1916 годах в Российской Империи было принято более 4000 законов, определивших новое правовое поле.

    Император Николай II осуществил одну из самых эффективных военных реформ в истории России. Укрепление обороноспособности с проведением миролюбивой внешней политики позволило Российской Империи занять достойное место среди наиболее влиятельных мировых держав.

    Император Николай II в 1905-1908 годах полностью реорганизовал управление Вооруженными Силами. Были образованы Совет государственной обороны, Морской Генеральный штаб, Высшая аттестационная комиссия, приняты новые уставы и наставления, упразднены слабые в боевом отношении резервные и крепостные войска, сформирована корпусная и полевая тяжелая артиллерия. Указами Императора создаются новые рода войск - подводные силы флота, Военно-Воздушные Силы, автомобильные части, значительно усилены инженерные и железнодорожные войска, войска связи. В 1913 году в состав Вооруженных сил входили 13 военных округов, 2 флота, 3 флотилии. В царствование Николая II большое внимание уделялось социальной защищенности солдат и офицеров, была изменена система подготовки офицерских кадров. Начальник Главного штаба Германской Империи генерал фон Мольтке в 1914 году так оценивал военную реформу: «Боевая готовность России со времени русско-японской сделала совершенно исключительные успехи и находится ныне на никогда еще не достигавшейся высоте».

    Император Николай II принял на себя верховное главнокомандование Вооруженными Силами России в августе 1915 года, когда русская армия отступала. Под его руководством были развернуты 13 новых армий, успешно проведены Вильно-Молодеченская, Сарыкамышская, Карпатская, Эрзурумская стратегические наступательные операции. На Юго-Западном фронте в 1916 году впервые в мире осуществлен прорыв глубокоэшелонированной позиционной обороны. Николай II обеспечил мобилизацию военной промышленности, которая в 1914-1917 годах произвела 3,3 млн винтовок, 11,7 тысяч орудий, 28 тысяч пулеметов, 4,6 тысяч минометов, 27 млн снарядов, 13,5 млрд патронов, 5565 самолетов. Уинстон Черчилль так оценивал эти достижения: «Мало эпизодов Великой войны, более поразительных, нежели воскрешение, перевооружение и возобновленное гигантское усилие России в 1916 году».

    Император Николай II непосредственно руководил внешней политикой России. Государь восстановил дипломатические отношения с Болгарией, Афганистаном, способствовал возвращению Франции в лоно великих держав, последовательно выступал за мирное разрешение балканского конфликта. «Россия будет прирастать Азией», - эти слова Государя определили направление русской геополитики. Николай II приступил к разработке «Большой Азиатской программы» - развитие Сибири и Дальнего Востока, экономическое сотрудничество с соседями по Азии. Покровительство России помогло сохраниться Китаю как государству. Твердая позиция Государя заставила Японию отказаться от захвата Ляодунского полуострова, лишило ее контроля над Печилийским заливом.

    По инициативе Императора Николая II в 1899 и 1907 годах были созваны I и II Гаагские конференции мира, положившие начало новой системе международных отношений. Был создан Гаагский международный суд. Русский царь впервые в мире выступил с инициативой ограничения вооружений, мирного урегулирования международных споров. Миротворческие идеи Николая II и сегодня составляют основу нормативных положений Устава ООН.

    На вопрос Какие самые главные реформы Николая 2 ? заданный автором Николай лучший ответ это С 1902 по 1905 годы разработкой нового аграрного законодательства на государственном уровне занимались и государственные деятели, и учёные России: Вл. И. Гурко, С. Ю. Витте, И. Л. Горемыкин, А. В. Кривошеин, П. А. Столыпин, П. П. Мигулин, Н. Н. Кутлер и А. А. Кауфман. Вопрос упразднения общины ставился самой жизнью. В разгар революции Н. Н. Кутлер предлагал даже проект отчуждения части помещичьих земель.
    С 1907 года начала осуществляться так называемая «столыпинская» аграрная реформа. Основным направлением реформы было закрепление земель, прежде находившихся в коллективной собственности сельской общины, за крестьянами-собственниками. Государство также оказывало широкое содействие покупке крестьянами помещичьих земель (через кредитование Крестьянским поземельным банком) , субсидировало агрономическую помощь. При проведении реформы большое внимание уделялось борьбе с чересполосицей (явление, при котором крестьянин обрабатывал множество мелких полосок земли в разных полях) , поощрялось выделение крестьянам участков «к одному месту» (отруба, хутора) , приводившее к существенному повышению эффективности хозяйства. Реформа, требовавшая огромного объёма землеустроительных работ, разворачивалась достаточно медленно. До Февральской революции в собственность крестьян было закреплено не более 20 % общинных земель; так что результаты реформы, очевидно заметные и положительные, не успели проявиться в полной мере.
    В 1913 году Россия (без учёта привисленских губерний) находилась на первом в мире месте по производству ржи, ячменя и овса, на третьем (после Канады и США) по производству пшеницы, на четвёртом (после Франции, Германии и Австро-Венгрии) по производству картофеля. Россия стала главным экспортером сельскохозяйственной продукции, на её долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельхозпродукции. Урожайность зерна была в 3 раза ниже английской или германской, урожайность картофеля - ниже в 2 раза.
    Преобразования в военной сфере
    Военные преобразования 1905-1912 годов, проводились после поражения России в русско-японской войне 1904-1905 годов, выявившей серьёзные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии.
    В первый период военных преобразований (1905-1908) было децентрализовано высшее военное управление (учреждено независимое от Военного министерства Главное управление Генерального штаба, создан Совет государственной обороны, генералы-инспекторы были подчинены прямо императору) , сокращены сроки действительной службы (в пехоте и полевой артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск с 5 до 4 лет, на флоте с 7 до 5 лет) , омоложен офицерский состав; улучшены быт солдат и матросов (питание и вещевое довольствие) и материальное положение офицеров и сверхсрочнослужащих.
    Николай II во время визита в Ригу (3 июля 1910 года)
    Во второй период (1909-1912), была проведена централизация высшего управления (Главное управление Генштаба включено в состав Военного министерства, упразднён Совет государственной обороны, генералы-инспекторы подчинены военному министру) ; за счёт слабых в боевом отношении резервных и крепостных войск усилены полевые войска (число армейских корпусов увеличилось с 31 до 37), создан при полевых частях запас, который при мобилизации выделялся для развёртывания второочередных (включая полевую артиллерию, инженерные и железнодорожные войска, части связи) , созданы пулемётные команды в полках и корпусные авиаотряды, юнкерские училища преобразованы в военные училища, получившие новые программы, введены новые уставы и наставления. В 1910 году был создан Императорский военно-воздушный флот.

    В исторической науке, да и в общественном сознании, преобразования и реформы, осуществленные в монархических государствах, принято связывать с личностью царствующего в то время монарха. Никому в голову не приходит называть преобразования Петра Великого, Екатерины II или Александра II реформами Меншикова, Потёмкина или Милютина. Существуют исторические понятия: «Петровские преобразования», «Екатерининский век», «Великие реформы Александра II». Знаменитый Code Napoléon (Кодекс Наполеона) никто не вздумает называть «Кодексом Франсуа Тронше» или «Кодексом Жана Порталиса», хотя именно эти люди являлись непосредственными исполнителями воли Первого консула по составлению законодательного акта. Это так же верно, как и то, что Петербург основал Петр Великий, а Версаль построил Людовик XIV.

    Но как только речь заходит об эпохе последнего Государя, почему-то оперируют терминами: «реформа Витте» или «Столыпинская реформа». Между тем сами Витте и Столыпин неизменно называли эти преобразования реформами Императора Николая II. С.Ю. Витте говорил о денежной реформе 1897 года: «Россия металлическим золотым обращением обязана исключительно Императору Николаю II ». П.А. Столыпин 6 марта 1907 года, выступая в Государственной думе, сказал: «Правительство задалось одною целью - сохранить те заветы, те устои, те начала, которые были положены в основу реформ Императора Николая II» . Витте и Столыпин хорошо знали, что вся их реформаторская деятельность была бы невозможной без одобрения и руководства ею Самодержцем.

    Серьёзные современные исследователи приходят к однозначному выводу об Императоре Николае II как выдающемся реформаторе. Историк Д.Б. Струков отмечает: «По своей природе Николай II был весьма расположен к поискам новых решений и импровизации. Его государственная мысль не стояла на месте, он не был догматиком» .

    Детальное и непредвзятое изучение хода реформ в России в начале ХХ века неопровержимо доказывает, что Император Николай II являлся их главным инициатором и убежденным сторонником. Он не отказывался от преобразований даже в условиях революции 1905-1907 гг. При этом Николай II прекрасно разбирался в вопросах той стороны жизни страны, которую он собирался реформировать. В 1909 году заместитель министра внутренних дел С.Е. Крыжановский докладывал Николаю II свои соображения относительно проекта децентрализации Империи. Позже он вспоминал: «Меня поражала лёгкость, с которой Государь, не имевший специальной подготовки, разбирался в сложных вопросах избирательной процедуры как у нас, так и в западных странах, и любознательность, которую он при этом проявлял» .

    Более того, несомненно, что реформы никогда не рождались в голове у Государя спонтанно, многие из них он вынашивал ещё до вступления на престол. При Николае II было осуществлено в общей сложности преобразований больше, чем при Петре Великом и при Александре II. Достаточно только перечислить главные из них, чтобы убедиться в этом: 1) введение винной монополии;

    2) денежная реформа;

    3) реформа образования;

    4) отмена крестьянской «круговой поруки»;

    5) судебная реформа;

    6) реформа государственного управления (учреждение Государственной думы, Совета министров и т.д.);

    7) закон о веротерпимости;

    8) введение гражданских свобод;

    9) аграрная реформа 1906 года;

    10) военная реформа;

    11) реформа здравоохранения.

    При этом следует учесть, что эти реформы прошли практически безболезненно для большей части населения Российской Империи именно потому, что Государь ставил во главу угла не само преобразование, а народ, во имя которого оно проводилось.

    Пример Императора Николая II убедительно доказывает, что можно проводить самые масштабные, самые грандиозные реформы и преобразования без гибели и обнищания миллионов людей, как это будет при большевистских «преобразованиях». Но именно при Императоре Николае II были запрограммированы, начаты или осуществлены все «великие стройки коммунизма», которые большевики ставили себе в заслугу: электрификация всей страны, БАМ, освоение Дальнего Востока, строительство крупнейших железных дорог, строительство крупнейших на тот период ГЭС, основание незамерзающего порта за полярным кругом.

    Наиболее ярко реформаторская деятельность Императора Николая II проявилась при проведении знаменитой Аграрной реформы 1906 года.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...