Всемирный день родного языка сценарий. «Международный День родного языка

Международный день родного языка достаточно молодой праздник - отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью привлечения внимания к родному языку. Это актуально уже в дошкольном возрасте, особенно у детей, имеющих нарушения речи.

Данная презентация к логопедическому досугу позволит вызвать интерес к родному языку, воспитывать любовь и желание осваивать всё многообразие и богатство родной речи.

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Задачи:

  1. Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам.
  2. Упражнять детей в придумывании родственных слов.
  3. Обогащать речь детей пословицами, поговорками.
  4. Через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие.
  5. Развивать выразительность речи через театрализованную деятельность.
  6. Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.
  7. Приобщать родителей к воспитанию у детей языковой культуры.

Место использования мультимедийного материала. Презентация может быть использована педагогами дошкольных учреждений для проведения досуга к Международному дню родного языка.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Оборудование: слайдовая презентация «День родного языка», проектор, ларец с книгами, деревянная ложка, деревянная иголка, камень, яблоко; маски-лорнеты для инсценировки.

Практическая значимость. Данная презентация позволяет:

  • привлечь внимание дошкольников и их родителей к родному языку;
  • решать коррекционные и развивающие задачи;
  • внедрять в коррекционно-образовательный процесс ДОУ мультимедийные технологии.
  • разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия.

Сценарий логопедического досуга «День родного языка»

Слайд 1.

Пусть люди празднуют года, века
Международный день родного языка.
Цените же язык чудесный свой!
Всем людям, любящим язык родной,
Родную речь любите, уважайте,
И скверным словом вы ее не засоряйте

В мире насчитывается огромное количество языков. Международный день родного языка отмечают не только в России, но и во всех странах мира: Японии, Индии, Франции, Германии, Англии, Италии.

Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!

Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.

Слайд 2.

  • Мы живём с вами в России. На каком языке разговариваем мы с вами?
  • Родной язык народа каждому из нас знаком с детства.
  • А какое первое слово произносит ребёнок?

Слайд 3.

А это милое и самое дорогое слово на разных языках звучит по-разному: по-немецки - «мутер», по-английски - «мазе», по-французски - «маман». Давайте споём песню вместе с мамонтёнком о самом дорогом и любимом человеке - маме.

Слайд 4.

Каждый человек и тем более народ передаёт крики животных на свой собственный лад. Возьмём для примера обыкновенную утку. Мы русские считаем, что эта полезная птица крякает: «Кря-кря». Давайте вместе покрякаем.

Но по мнению французов утиное кряканье звучит иначе: «куэнкуэн».

А румыны изображают крик утки опять-таки по-своему: «мак-мак». Давайте попробуем покричать как румынские уточки.

К сожалению, мы ещё не успели узнать, как крякают утки других народов (поищите дома со своими родителями и потом нам расскажете).

Слайд 5.

Ещё любопытнее получается с петухом. Это знаменитый солист среди птиц. И мы точно знаем, как петушок будит всех по утрам:

Ку-ка-ре-ку!!! Французам же в его крике слышится: «кирикоко», а англичанам «Ко-кэл-ду».

Слайд 6.

В русском языке есть слова-родственники. Они похожи по звучанию и по смыслу.

Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ». Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову. Мамы, помогайте ребятам придумывать слова-родственники к слову «СНЕГ».

Слайд 7.

Молодцы! Вы угадали слова «СНЕГОПАД» и «СНЕЖКИ».

Давайте поиграем в снежки (дети бросают друг в друга и в родителей снежки из пенопласта).

Слайд 8.

У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.

Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот - дуга, и нос морковка,
А два глаза - угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это?

С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки)

Слайд 9.

А вот ещё загадка.

Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб
Преогромнейший сугроб.

А это что такое? Молодцы, это снегоход!

Слайд 10.

Кто-то к нам в гости спешит. Появляется тётушка Пословица.

Здравствуйте, детушки, здравствуйте милые! Здравствуйте, девицы-красавицы! Здравствуйте, добры-молодцы! Я к вам пришла, короб пословиц и поговорок принесла. А вы меня слушайте, да на ус мотайте.Пословицы, детушки, это мудрость народная. Веками русский народ сочинял и копил пословицы. Пословица, ведь не мимо молвится!

Слайд 11.

Предлагаю вам поиграть в игру - кричалку «Мы тебя знаем». Я кричу начало пословицы, а вы её продолжаете. Барыни-сударыни, помогайте своим детушкам!

  • Поспешишь - …людей насмешишь.
  • Не спеши языком - … торопись делом.
  • Что посеешь - … то и пожнёшь.
  • Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.

Слайд 12.

  • Семь раз отмерь - … один отрежь.
  • Глаза боятся - … а руки делают.
  • Чем дальше в лес - … тем больше дров.
  • С кем поведёшься … от того и наберёшься.

Слайд 13.

  • Сам пропадай - … а товарища выручай.
  • В гостях хорошо - … а дома лучше.
  • Готовь сани летом - … а зимой телегу.
  • За двумя зайцами погонишься - … ни одного не поймаешь.

Слайд 14.

Я к вам пришла короб пословиц и поговорок принесла. Что в моём ларце смотрите, пословицу с этим словом назовите.

  1. Яблоко. Яблоко от яблони не далеко падает.
  2. Ложка. Дорога ложка к обеду.
  3. Иголка. Куда иголка, туда и нитка.
  4. Камень. Под лежачий камень вода не течёт.

Слайд 15.

Знаю я, что вы подготовили сценку на тему одной пословицы. Порадуйте. Покажите её.

Сценка «КОНЧИЛ ДЕЛО - ГУЛЯЙ СМЕЛО»

Действующие лица:
Мальчик—ученик
Солнышко
Птичка
Вишенка.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает Солнышко.

Солнышко. Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок!

Птичка.

Мальчик. Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Вишенка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, Вишенка, нет, теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Наконец урок окончен. Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»

Все говорят: «Кончил дело, гуляй смело!»

Слайд 16.

Молодцы, а я в моём ларце подарочки вам припасла.

  • Кто много читает, тот много знает.
  • Книга мала, да ума придала.
  • Книги читать, скуки не знать.
  • Книга - лучший подарок.

Слайд 17.

Получайте подарки - книги из моего волшебного ларца. Дома их с мамами читайте и ума набирайтесь!

Дети благодарят и прощаются с тётушкой Пословицей.

Презентация к логопедическому досугу

Учителя-логопеды ГБДОУ детского сада №13 комбинированного вида Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга: Кормилицына Евгения Станиславовна, учитель-логопед, высшей квалификационной категории,17 лет педагогического стажа, награждена нагрудным знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга»; Даниленко Евгения Феликсовна, учитель-логопед, высшей квалификационной категории,32 года педагогического стажа, награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации».


Министерство образования Московской области
Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
образовательное учреждение
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«раменский дорожно-строительный техникум»
(РАДОСТ)
СЦЕНАРИЙ
ПРАЗДНИКА
«ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА»

Раменское
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Международный день родного языка
21 февраля Международный день родного языка (International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты - участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.
Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.
Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура сказал: «Языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками». (Источник: http://www.calend.ru/holidays/)
Сценарий праздника
«Международный День родного языка»
Дата проведения: 19 февраля 2016 г.
Место проведения: ГБПОУ МО Раменский дорожно - строительный техникум
Оформление: книжная выставка «Международный День родного языка», стенгазеты, презентации и видеоролики
Ведущая – преподаватель русского языка и литературы Меркурьева Елена Анатольевна
Звучит мелодия из к/ф «Цыган» (http://mp3-pesnja.com)
Открывает мероприятие Меркурьева Елена Анатольевна
Люблю тебя, русский язык
Люблю тебя, русский язык! В нем столько добра и силы, В нем слышится русский простор, В нем слышится голос России.
Люблю тебя, русский язык! Великое русское слово! В нем вижу я Пушкина лик, В нем вижу я образ Толстого.
За то, что красив и могуч, За то, что, как солнце, велик, За слово, как солнечный луч, Люблю тебя, русский язык! (Яна Зимина)1
Ведущий 1. Язык – необходимое условие существования человека и нации. С древности люди понимали важную роль языка в человеческом обществе. Уже в Ветхом Завете помещена легенда о Вавилонской башне, смысл которой в том, что потеря единого языка не дала людям возможности осуществить их общий замысел. В средние века во многих европейских странах велась ожесточенная борьба за право вести богослужение и научную деятельность на родном языке, а не на латинском.
Просмотр видео «Ералаш» «Почему мы так говорим?» 1974, Выпуск № 1 сюжет №2 (https://www.youtube.com/watch?v=rG2k2Z8IO04)
Ведущий 2. К. Г. Паустовский говорил: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».
Чтец 2. Дорожите Родным, милым словом! Многоликим - Большим языком! Нашей жизни Он – первооснова, Всем народам планеты – знаком! Берегите его от цветистых Иностранных и чуждых нам слов, Чтоб поток – от наречий ручьистых- Не затмил родника родников! В нем черпайте живящую силу: Русских говоров, песен, стихов… - Все, что дорого сердцу, чтоб слилось В языке - как основе основ! (Денис Коротаев)2
Просмотр видео 21 февраля – день родного языка (https://www.youtube.com/watch)
Ведущий 1. Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой.
Гаснет усталая словесность,Разговорная краса;Отступают в неизвестностьРечи русской чудеса.Сотни слов, родных и метких,Сникнув, голос потеряв,Взаперти, как птицы в клетках,Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда,В быт обыденный верни,Чтобы речь, людское чудо-
Не скудела в наши дни. (В.С. Шефнер)3
Просмотр видео «Дед и подросток» в исполнении братьев Пономаренко (https://yandex.ru/video/search?text)
Ведущий 2. В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления.
Ведущий 1. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.
Сегодня все наречия планеты Идут единой поступью под марш, Неся в себе культуру милой речи, И уникальность среди равных масс. Родной язык - богатое наследство, Пришедшее из глубины веков. Ты отражаешь мысли человека, Ты помогаешь выразить любовь. Ты создаешь из букв стихотворенья. Храня в запасах сотни тысяч слов. Спустившееся к нам благословенье – Родной язык, проникший в нашу кровь.4
Просмотр презентации группы №111
Ведущий 1. В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа. Кроме того, русский язык повлиял на творчество братских народов, живущих на территории нашей страны.
Любой язык по-своему велик, Бесценное наследство вековое. Так берегите свой родной язык, Как самое на свете дорогое.
Просмотр презентации группы №112
Ведущий 2. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!
Язык, великолепный наш язык.Речное и степное в нем раздолье,В нем клекоты орла и волчий рык,Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.Березовая роща. Свет сквозной.Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Поняв, что речь речного серебраНе удержать в окованном вертепе,Пойдешь ты в путь дорогою Петра,Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
Гремучим сновиденьем наявуТы мысль и мощь сольешь в едином хоре,Венчая полноводную НевуС Янтарным морем в вечном договоре. (Константин Бальмонт)5
Просмотр презентации группы №113
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник.
Блещут бескрайностью русского слова –
Выучи русский язык!* Сабир Абдулла
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1http://www.proza.ru/2009/06/05/1018 Яна Зимина
2http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/ Денис Коротаев3http://stranakids.ru/stihi-shkolnye-predmety/3/ Вадим Сергеевич Шефнер4http://pozdravleniya2.com/publ/408
5http://www.stihi.ru/2010/01/23/8910 Константин Бальмонт

Главная > Сценарий

«День родного языка» проводится для учащихся ГБОУ СОШ № 107

Координатор – Куземина О.А.

Идея: «Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия в его материальных и нематериальных формах. Любая деятельность по содействию распространению родного языка поможет не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире, а также солидарности на основе понимания, терпимости и диалога» (ЮНЕСКО)

Цель: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа.

Сценарий радиопередачи «Международный День родного языка».

(На всем протяжении трансляции радиопередачи звучит музыка А. Вивальди «Времена года». В начале – громко, затем – чуть слышный фон).

1 ведущий:

Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А. П. Чехов.

2 ведущий:

Двенадцать лет назад на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Это произошло в ноябре 1999 года, а отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления.

3 ведущий:

Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля. И мы, ведущие сегодняшней радиопередачи, хотели бы подробнее остановиться на теме важности изучения и любви к родному языку. Ведь язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

1 ведущий:

А как красиво сказал о родном языке русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин: «Да будет же честь и слава нашему языку, который течет, как гордая величественная река – шумит, гремит – вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».

3 ведущий:

Согласитесь, друзья, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле, человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром, «речь» и «речка» - слова, возникшие из одного корня.

2 ведущий:

Сегодня мы с вами тоже, как и все мировое сообщество, празднуем День родного языка. В связи с этим мы пригласили в нашу студию Дипломанта конкурса чтецов «Я лиру посвятил народу своему…» ученицу 7 класса «А» Рудую Алину, которая прочитает нам стихотворение «Родной язык».

(Музыкальный фон усиливается, затем делается тише)

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

(Музыкальное отступление)

1 ведущий:

Сегодня очень важный день. Ведь когда мы говорим на родном языке, мы сохраняем культуру и традиции своего народа.

2 ведущий:

Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

3 ведущий:

Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

1 ведущий:

Замечательный русский писатель Максим Горький написал о русском языке: «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им».

2 ведущий:

Завершить нашу радиопередачу, посвященную Международному дню родного языка, хочется отрывком из стихотворения кабардино-балкарской поэтессы Т. Зумакуловой «Два языка»:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

(Звучит музыка)

Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия и многоязычного образования, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях. На земном шаре существует около шести тысяч языков, половина из которых на грани исчезновения. Причина — поглощение наименее употребляемых языков наиболее распространенными, общепризнанными, на которых ведется документация, преподавание в школе, происходит общение. Генеральная конференция ЮНЕСКО в ноябре 1999 года провозгласила Международный день родного языка, который впервые отмечался 21 февраля 2000 года. 21 февраля 2001 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Атласа языков мира, которым угрожает исчезновение. Атлас состоит из 14 цветных карт и 24 страниц комментариев. Он дает возможность увидеть горячие точки планеты, где языковое разнообразие находится под угрозой. Среди последних отдельными главами комментариев выделены, в частности, Сибирь и Кавказ. По мнению специалистов, родной язык находится под угрозой исчезновения, если в том или ином сообществе его перестают изучать более 30 процентов детей. Атлас отмечает, что в Европе под угрозой исчезновения находятся около пятидесяти языков. Некоторые из них, например, лапландские, на которых говорят в скандинавских странах и на севере России, считаются умирающими. В главе «Сибирь» сообщается, что большинству местных языков западной и южной Сибири грозит исчезновение. Речь, в частности, идет о финно-угорских (языки ханты, манси, коми, мари и др.), самоедском (ненцы), тюркских (якуты, тувинцы, хакасы, долганы, алтайцы и др.) и тунгусско-маньчжурских (нанайский, негидальский, орокский, орочский, удэгейский, ульчский, эвенкийский и эвенкий). На Кавказе, в частности, в Дагестане и Грузии, под угрозой исчезновения находятся местные языки.
Для выживания языка необходимо, чтобы на нем говорило, по меньшей мере, 100 000 человек. Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро. Объединение «племен» в государство достигалось в ущерб языкам. Для единства страны было необходимо заставить людей говорить на одном языке.
С возникновением новых технологий национальным меньшинствам стало еще труднее добиться признания своих языков. Ведь язык, не представленный в Интернете для современного мира «не существует». Итак, 81 % страниц в Интернете на английском. Далее с большим отставанием следуют немецкий и японский языки, каждый по 2 %, затем французский, испанский и скандинавские языки, каждый по 1 %. Все остальные языки, вместе взятые, едва ли представляют 8 % веб-страниц.

ЮНЕСКО создало портал, позволяющий национальным меньшинствам, находящимся в неблагоприятных условиях, получить доступ к образованию и знаниям человечества. ЮНЕСКО оказывает помощь странам, которые хотят сохранить свое культурное многообразие, обеспечивая качественное обучения языков национальных меньшинств. Программа MOST работает над программами, призванными способствовать равенству между различными этническими группами. Она стремится предотвращать и решать этнические конфликты. Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.

1 ведущий с сообщением о русском языке:
В Российской Федерации русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения людей в многоэтническом государстве, а также основным государственным языком, на котором осуществляются все функции государственного управления. Кроме того, он также является средством для сохранения и передачи последующим поколениям истории и культуры России.
Русский язык — важнейшая часть национального богатства России, и поэтому должен находится под особой защитой со стороны государства в качестве одного из объектов системы обеспечения национальной безопасности страны. В связи с этим 2007 год был объявлен в России Годом русского языка, но этого мало. Необходим новый закон Российской Федерации о русском языке, и каждый человек должен оценить и более приобщиться, и полюбить свой родной русский язык.

2 ведущий:
Каждый гражданин России должен осознать, что русский язык – это не просто инструмент межнационального общения, он – воспитание души. И поэтому сейчас наипервейшей задачей является сохранение русского языка и русской национальной культуры.
Развитие и сохранение русского языка и продвижение в мире русской словесности – задача замечательная. У нас великая культура – это, что мы должны представить миру, одновременно зарабатывая и формируя имидж страны с великой историей.

1 – ый чтец:

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык — богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

2-ой чтец:

Родной язык
Все увлекаются арабским,
всех потянуло на восток,
испанским, польским, итальянским,
на запад поезд всех увлек

Как просто – бросить все и скрыться,
и рассказать нам всем потом,
о том что счастье за границей,
и рассмеяться на своем

теперь родном уже наречьи,
теперь в другой совсем стране,
я рад за них, но жизнь не вечна,
и лишь родной язык – в душе

Конкурс “Шарада ”.

Шарады — слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Предлагается разгадать всем вместе шараду:

Первый слог — занятие рыбака,
слог второй спроси у мясника.
Целое спортсмена отличает,
но и нам с тобой не помешает.
(Лов-кость )

Подготовить на карточках слова, которые являются частью шарады. Каждому игроку раздать по карточке.

Задание: игроки должны найти вторую половину шарады среди остальных игроков, чтобы получилось новое слово.


Игроки, образовавшие слова I столбца — одна команда, II столбца — вторая команда.

3-ий чтец:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

Конкурс “Из слова — слово, но другое”.

Анаграмма — это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.

Для каждой команды на ватмане написать отдельно одинаковый вариант слов. Закрепить на стенд, один лист на одну сторону стенда для одной команды, второй лист — на другую.

Задание : найти командой анаграммы к словам. Каждый из участников подбегая к стенду, записывает рядом со словом полученный вариант анаграммы. Та команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.

Ведущий 1. В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Ведущий 2. «Русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» — писал Белинский.

А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа. Его душа и быт родной…»

Конкурс “Наборщик”.

Командам предложить составить из букв одного слова, как можно больше разных слов. Это должны быть имена существительные нарицательные в именительном падеже, в единственном числе. Та команда, которая больше составит слов, выигрывает.

Ведущий 1. Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Ведущий 2. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Свой великий язык!

Воспитатель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет

. — Что это? \Глобус\

А что такое глобус? \маленькая модель земного шара\

— Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

\голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.\

— На глобусе мы можем увидеть все страны.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?, в каком городе?

на каком языке мы с вами говорим?

А на каком языке говорят:

украинцы — украинском.

белорусы — белорусском.

поляки — польском.

немцы — немецком, и т.д.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Сегодня мы будем говорить о Международный день родного языка языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

Стихи (рассказывает ребенок)

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Кремлевские звезды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

Воспитатель: Ребята, а загадки вы знаете?

Всегда во рту, а не проглотишь.

Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком.
(книга)

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь - скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью — потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Игра «Подбери слово»

российский…(герб, флаг, дом, гимн)

русский…(народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)

Антонимы — слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

Игра «Слова наоборот»

холодно — тепло: широкий- узкий, толстый — худой, горячий -холодный,

громкий – тихий день-ночь. хорошо — плохо.

длинный — короткий и т.д.

Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Любите свою родину свой язык и свой народ!

Жура — жура -журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края.

(П.Воронько)

Игра многозначные слова:

На столе разложены картинки, детям–дают картинку, они должны найти свою пару и объяснить свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).

ручка (рука,то, чем пишут, часть двери)

Кисть (часть руки, для рисования)

Лук (овощ, то, чем стреляют)

Кран (в ванне стоит, строительный)

Коса (прическа, то чем траву режут)

Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа

Игра на русском языке: «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется

«Пословицы и поговорки»

— Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

— Язык острее бритвы.

— Язык до Киева доведёт.

— Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

— Язык мой — враг мой.

— Языком не спеши – спеши делом.

— Слушай больше, а говори меньше.

Выставка «Стена добрых слов»

Предложить детям по очереди показать карточки с «добрыми словами», которые они написали вместе с родителями. Попросить их рассказать, что за слова здесь написаны, что они значат, когда они уместны.

После того как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить ее скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают для просмотра в группе. — Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке.

Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит…
А вечной ДОБРОТЫ урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем - незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!

Шар земной, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома,

Дом на улочке одной

Неприметный, небольшой

Этот дом, страна, земля –

Это родина моя.

Наша родина – Россия,

Где в озёрах облака,

Где берёзки молодые

Нарядились в кружева.

Россия как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и горы,

Раздолье, русская душа.

Родина – это звёзды кремля

Родина – это леса и поля,

Родина – это трель соловья,

Это Великая наша Нева.

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...