Как повлияла болезнь на баха. Цветочная терапия (флоротерапия) Эдварда Баха

До самой весны 1749 года у Баха не было совершенно никаких признаков болезни, жертвой которой он стал в следующем году. Но в начале лета здоровье его внезапно настолько пошатнулось, что в Лейпциге появились уже претенденты на его должность. Всесильный министр дрезденского двора граф Генрих фон Брюль требовал эту должность для своего капельмейстера Готтлоба Харрера.

«8 июня 1749 года по распоряжению городского муниципалитета, большинство членов которого лично явилось в большой концертный зал „Трех лебедей“, капельмейстер его превосходительства тайного советника и премьер-министра графа фон Брюля Готтлоб Харрер с большим успехом играл на пробу с той целью, чтобы получить должность кантора в церкви св. Фомы, если капельмейстер и кантор господин Себастьян Бах скончается».

Однако Бах вновь выздоровел. Казалось, вернулась его былая сила и даже прежнее воинственное настроение. На этот раз он ввязался в распрю, в центре которой стоял один из лучших его учеников, фрейбергский кантор Иоганн Фридрих Долес.

Фрейбергский ректор Бидерман, который, по всей вероятности, ревниво относился к успехам своего кантора, яростно боролся против значительной роли музыки в академическом учебном плане. Он утверждал, что музыка оказывает плохое влияние на характер и приводил в пример Катона, Калигулу и Нерона. Известный критик Маттесон счел своей обязанностью защитить музыкальное искусство от «провозглашающего ошибочные учения преподавателя, мрачного мизантропа и безбожного пасквилянта». Бах увидел, что среди нового поколения имеются те же разногласия, что были в свое время у него с ректором Эрнести. Он обратился к Готлибу Шрётеру с просьбой защитить оклеветанное музыкальное искусство. Шрётер написал достойный ответ и послал его Баху, который так отозвался о нем:

«Рецензия Шрётера хорошо написана и соответствует моему мнению; скоро она будет опубликована в печати… Если появится еще несколько таких опровержений, в чем я уверен, то, несомненно, мы основательно прочистим грязные уши автора (Бидермана), чтобы они научились лучше воспринимать музыку».

Выражение «грязные уши», однако, не понравилось Маттесону, он даже упрекает за него Баха, считая, что оно: «Безвскусное, низкопробное выражение, недостойное капельмейстера, жалкий намек на слово „ректор“ ». Статья Шрётера была опубликована в этом же году, но в измененной форме. Шрётер думал, что в этом виноват Бах, что в конце концов еще привело к неприятному конфликту между ними.

«Некролог» пишет о болезни Баха: «У него было слабое от природы зрение, которое следствие неслыханного воодушевления, с которым он учился, особенно в молодые годы, когда бодрствовал целыми ночами, все ухудшалось, и в последние годы эта слабость зрения превратилась в болезнь глаз. Бах хотел было избавиться от своей болезни путем операции. Движимый отчасти желанием всеми своими оставшимися, и еще очень свежими, духовными и телесными силами служить богу и своим ближним, отчасти следуя совету некоторых своих друзей, возлагавших большие надежды на одного глазного врача, прибывшего в то время в Лейпциг, Бах решил избавиться от болезни путем операции. Однако операция, несмотря на то, что ее пришлось проделать дважды, не удалась. Он не только потерял зрение, но вследствие операции и оказавших вредное действие лекарств, разрушился весь его до того совершенно здоровый организм, так что целые полгода он был почти постоянно болен. За десять дней до смерти казалось, что зрение его поправляется, так что как-то утром он снова начал видеть и даже мог выносить свет. Но через несколько часов после этого с ним случился апоплексический удар, затем резко поднялась температура и, несмотря на все старания двух самых лучших врачей Лейпцига вернуть его к жизни

в четверть девятого на шестьдесят шестом году жизни он тихо отошел в другой мир».


Известный английский глазной врач шевалье Джон Тейлор, который позже лечил и Генделя, в своих мемуарах «История путешествий и приключений глазного врача шевалье Тейлора, написанная им самим» рассказывает, кстати, довольно неточно, историю лечения Баха: «Я видел множество удивительных животных, дромадеров, верблюдов и др., особенно в Лейпциге, где я возвратил зрение одному знаменитому музыканту, которому шел уже 88-ой год (sic!). С ним вместе вначале воспитывался Гендель».

Бах, даже в последние дни своей жизни, когда только глаза позволяли ему, просматривал свои произведения для органа. Еще прежде, чем он полностью ослеп, он энергичной рукой переписал свои 15 хоральных прелюдий, но потом болезнь вернулась с новой силой. Во время болезни он очень дорожил обществом своей дочери Лизген и зятя Альтниколя, который записывал на бумагу последние мысли композитора: XVI и XVII прелюдии. В начале июля он продиктовал еще заключительную пьесу серии, XVIII прелюдию «Когда мы в самой тяжкой беде». Но потом он попросил Альтниколя изменить заголовок согласно тексту другого хорала, который поют на ту же мелодию (Припадаю к трону твоему), первую и последнюю строфу которого он даже тихонько продекламировал.

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением». Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом, несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти.
В последние годы жизни гения музыки проявляется болезнь глаз. Трудно сказать, что это было – диабетическая ретинопатия, возрастная макулодистрофия, глаукома или катаракта. Возможно была гипертония, которая могла усугубить проявления катаракты. Бах жаловался сначала на трудности при чтении, особенно в условиях пониженной освещенности. Говорилось даже о выпадении отдельных букв при попытках беглого чтения. У него ухудшилось цветовосприятие и сумеречное зрение. А еще эти загадочные головные боли. Артериальная гипертензия, атеросклероз сосудов головы и шеи? Если так, то повышение давления и атеросклероз, особенно сонных артерий, имеют четкую связь с макулодистрофией.

Его оперировал некий Д. Тейлор (John Taylor, 1703–1774). Он был старшим сыном Джона Тейлора, хирурга и аптекаря из Норвича. Родился 16 августа 1703 года. В 1722 году поступил на работу в качестве помощника аптекаря в Лондоне. Учился хирургии под руководством У. Чизелдена (William Cheselden) в госпитале св. Фомы, уделяя особое внимание заболеваниям глаз. Затем Тейлор некоторое время практиковал в Норвиче в качестве общего хирурга и окулиста, но, встретив значительное сопротивление врачебной корпорации, решил расширить сферу своей деятельности. В 1727 году он начал путешествие по стране, и до 1734 объехал большую часть Британских островов. Получил степень доктора медицины в Базеле в 1733 году и стал членом тамошней коллегии врачей. В 1734 году Тейлор получил степень доктора медицины в университетах Льежа и Кельна. В том же году совершил турне по Франции и Голландии и вернулся обратно в Лондон в ноябре 1735 года. В 1736 году он был назначен окулистом английского короля Георга II. Более 30 лет Тейлор продолжал свои офтальмологические «гастроли», имея в Лондоне штаб-квартиру, но посетив почти каждый суд в Европе!

Тейлор уверял, что слушал лекции Г. Бургаве и учился коучингу у выдающегося французского хирурга и анатома Жана Луи Пти (Jean Louis Petit, 1674–1750). Похоже, что лучше он от этого не стал. Современники характеризовали Тейлора как субъекта, который потрясающе умел «убалтывать» больных. Существует очень выразительное определение его: «в науке - ученый, в практике - шарлатан».Он был автором книги «История путешествий и приключений Шевалье Джона Тейлора, офтальмиатра» (Лондон, 1761). Себя он неизменно величал «шевалье» (кавалер). Помните «шевалье д,Артаньяна»? Ну прямо мушкетер! Если судить по тому, скольких пациентов Тейлор лишил глаз, то да. Тейлор путешествовал по Европе в карете, на которой были нарисованы красивые и выразительные… глаза! О его прибытии в город сообщалось заранее (он использовал громкий слоган «Возвращая зрение - возвращаю жизнь»), чтобы привлечь как можно больше доверчивых простофиль. Обычно он делал небольшой разрез в конъюнктиве глаза и накладывал повязку на семь дней. За это время он смывался из города, и его обман не успевали разоблачить. А под повязкой легче развивалась вторичная инфекция, которая тогда могла легко погубить глаз. Примечательно, что в качестве платы за лечение Тейлор принимал не только деньги, но и ценные вещи, например золотые часы. Писатель Сэмюэль Джонсон использовал пример Тейлора в качестве иллюстрации того, как «далеко в своей наглости может дойти невежество». Но Тейлор не смущался упреками и называл себя опытным «коучером» - хирургом, специализирующимся на удалении катаракты дроблением.

Надо признать, что кое-какие достижения у Тейлора все же были. Он был первым, кто описал кератоконус, да и в хирургическом подходе к косоглазию (посредством разреза глазодвигательной мышцы) он был впереди своего времени (R. Zegers, 2011). Пациенты во второй половине XVIII века при глазных операциях сидели в кресле в вертикальном положении и плотно прижимались помощником врача к спинке стула, ведь единственной анестезией были алкоголь и опиаты. А вот Д. Тейлор использовал шпатель, которым прижимал верхнее веко к костной стенке глазницы. Части назоресничного нерва или его ветвей «выключались», а именно эти нервы обеспечивали иннервацию роговицы, радужки и ресничного тела, поэтому манипуляция Тейлора все-таки ослабляла боль.
В течение последнего года жизни Баха зрение композитора стало настолько плохим, что он, после уговоров друзей, решился на операцию. На беду в тот момент и прикатил Тейлор в своей «глазной» карете. Первая операция Баха состоялась между 28 и 31 марта 1750 года, а вторая была выполнена в период с 5 по 7 апреля. Скорее всего, первая операция была стандартным «коучингом» - процедурой, которую Тейлор описал в своей книге о лечении катаракты и глаукомы (1736). При этой операции разрез размером около 4 мм производился на 3,5 мм кзади от лимба. Плоско-выпуклой иглой вскрывалась задняя капсула хрусталика, и движением иглы кпереди и вниз непрозрачный хрусталик смещался книзу в стекловидное тело. Понятно, что без какой-либо коррекции даже в случае удачи человек мог видеть очень плохо. Второй раз Бах был прооперирован из-за появления катаракты (?!). Возможно, что коучинг привел к смещению хрусталика кпереди, зрачковому блоку и вторичной глаукоме.
Что именно случилось во время операции, нам никогда не будет известно, но общий подход Тейлора после вмешательства включал кровопускание, слабительные, закапывание в глаз капель крови от убоя голубей (?!) и припудривание его сахарной пудрой или прокаленной солью. В случае серьезных воспалений Тейлор назначал большие дозы ртути. И это все происходило в доантисептическую эпоху. Конечно, много осложнений могло быть вызвано такими операциями: увеит или эндофтальмит, вторичная глаукома, кровоизлияние, отслойка сетчатки и даже (после 4–8 недель) симпатическая офтальмия.

Кстати говоря, неизвестно, прооперировал Тейлор один или оба глаза у Баха в обоих случаях. Он, возможно, взялся за вторую операцию потому, что результат был не совсем таким, как он хотел, или, возможно, он прооперировал второй глаз во время второй операции. По данным газеты Vossische Zeitung (1750 г., № 41), Бах был в состоянии видеть намного лучше после первой операции: «В числе других он оперировал - причем с наижелательнейшим успехом - и господина капельмейстера Баха, из-за [слишком] частого употребления зрения почти совершенно оного лишившегося, - какового неоценимого счастья многие тысячи людей сему всемирно знаменитому композитору от души желали и всячески господину Тейлору за то признательны… [Сообщение в „Берлинской привил. газете“. - Лейпциг, 1.IV. 1750 г.]». Но есть предположение, что на газету мог оказать влияние сам Тейлор.

Биографы указывают на то, что Бах полностью ослеп после второй операции и что он почувствовал себя плохо и испытывал боль в глазах. Но, как уже говорилось, боль в глазах была и задолго до этого. Именно то, что Бах был «совершенно слепой» после второй операции, говорит в пользу операции на двух глазах или слепого до операции одного глаза. Если и правда его правый глаз был незрячим, то Тейлор предпочел, как и всегда, оперировать левый глаз! Кроме того, выражение «полностью слепой», которое использовалось тогда, возможно, не совпадает с интерпретацией современных офтальмологов. Бах так и не восстановился после операции. В источниках упоминается внезапное возвращение зрения за несколько дней до смерти композитора, за которым последовал инсульт. Потом развилась лихорадка, спутанность сознания и наступила смерть. 28 июля 1750 года, в 18:15, на 66-м году жизни, несмотря на помощь двух самых искусных врачей в Лейпциге, И. С. Бах умер менее чем через четыре месяца после второй операции.

Внезапный краткий, спонтанный возврат зрения композитора большинству исследователей кажется маловероятным после длительного периода воспаления и/или повышенного внутриглазного давления. Может, это была галлюцинация или синдром Бонне, когда больные испытывают сложные зрительные галлюцинации. Этот синдром связан с ухудшением или потерей зрения из-за того, что деафферентация вызывает в сенсорной коре спонтанную активность с формированием зрительных образов в сознании. Впервые описавший этот синдром Шарль Бонне (Charles Bonnet, 1720–1793) сам им не страдал. Галлюцинации были у его деда - Шарля Люллена. Он перенес операцию по поводу катаракты, и зрение было довольно плохим. В 1759 году он описал внуку свои разнообразные видения. Первое, что он «увидел», - носовой платок в воздухе. Большой голубой носовой платок с четырьмя оранжевыми кругами. Он знал, что это галлюцинация, потому что платков в воздухе не бывает. Потом он увидел большое колесо на горизонте. Но иногда он не был уверен в том, видит он сейчас галлюцинацию или нет, потому что галлюцинации могли соответствовать зрительному контексту. Один раз у него в гостях были внучки. Он спросил: «Кто эти красивые молодые люди с вами?» Они ответили: «Увы, дедушка, с нами нет никаких красивых молодых людей». И тогда красивые молодые люди исчезли. Ш. Люллен видел сотни разных фигур, различные пейзажи всех видов. Однажды он увидел человека в халате, курившего трубку, и понял, что это он сам и есть. «Это был единственный персонаж, которого он узнал»(G. de Morsier, 1967).
«Апоплексический удар» - в те времена неспецифический термин, который, возможно, указывает лишь на то, что Бах потерял сознание. Но это не была внезапная «аритмическая» смерть от остановки кровообращения. У композитора была лихорадка и постепенная утрата сознания. Лихорадка свидетельствует об инфекции. Важно понять, есть ли связь между операцией Д. Тейлора и инфекцией. Кажется маловероятным, что послеоперационный эндофтальмит тлел в течение четырех месяцев, прежде чем привести к смертельному сепсису. Безусловно, операции, кровопускание и/или слабительные, примененные Тейлором, ослабили бы и проявления инфекции. Одним словом, однозначно обвинить Д. Тейлора в смерти Баха невозможно. Но ведь он же ослепил и другого великого композитора - Генделя! Судьба, кстати говоря, жестоко отомстила Тейлору: согласно легенде, перед смертью он сам ослеп.

«Некролог» пишет о болезни Баха: «У него было слабое от природы зрение, которое следствие неслыханного воодушевления, с которым он учился, особенно в молодые годы, когда бодрствовал целыми ночами, все ухудшалось, и в последние годы эта слабость зрения превратилась в болезнь глаз. Бах хотел было избавиться от своей болезни путем операции. Движимый отчасти желанием всеми своими оставшимися, и еще очень свежими, духовными и телесными силами служить богу и своим ближним, отчасти следуя совету некоторых своих друзей, возлагавших большие надежды на одного глазного врача, прибывшего в то время в Лейпциг, Бах решил избавиться от болезни путем операции. Однако операция, несмотря на то, что ее пришлось проделать дважды, не удалась. Он не только потерял зрение, но вследствие операции и оказавших вредное действие лекарств, разрушился весь его до того совершенно здоровый организм, так что целые полгода он был почти постоянно болен. За десять дней до смерти казалось, что зрение его поправляется, так что как-то утром он снова начал видеть и даже мог выносить свет. Но через несколько часов после этого с ним случился апоплексический удар, затем резко поднялась температура и, несмотря на все старания двух самых лучших врачей Лейпцига вернуть его к жизни
28 июля 1750 года в четверть девятого на шестьдесят шестом году жизни он тихо отошел в другой мир».

Известный английский глазной врач шевалье Джон Тейлор, который позже лечил и Генделя, в своих мемуарах «История путешествий и приключений глазного врача шевалье Тейлора, написанная им самим» рассказывает, кстати, довольно неточно, историю лечения Баха: «Я видел множество удивительных животных, дромадеров, верблюдов и др., особенно в Лейпциге, где я возвратил зрение одному знаменитому музыканту, которому шел уже 88-ой год (sic!). С ним вместе вначале воспитывался Гендель».
Последним произведением Баха стала хоральная прелюдия для органа, которую он продиктовал своему зятю, практически находясь на смертном одре. Название прелюдии - "Vor deinen Thron tret ich hiermit" ("Вот я предстаю перед Твоим троном"), этим произведением часто заканчивают исполнение неоконченного "Искусства фуги".

ЦВЕТОЧНЫЕ ЭССЕНЦИИ ЭДВАРДА БАХА
ШЕФФЕР
ВВЕДЕНИЕ
Система 38 цветочных эликсиров позволяет персональности, временно находящейся в негативном состоянии души – таком как сомнение, ревность, трусость – которое выявляет слабость характера, способность овладеть собой. Цель: очищение души, познание себя, гармоничное развитие персональности и, как следствие, обретенное равновесие. Косвенно из этого вытекает бо́льшая сопротивляемость психологическим или психосоматическим нарушениям. Между тем было бы ошибочно ставить 38 эссенций Баха в прямую связь с симптомами физических болезней. И, наоборот, они могут предупредить появление болезни; они могут также оказать помощь, поддержку уже назначенной терапии; однако, они не могут полностью ее заменить. Говоря в этой книге о «диагностике», «пациенте», «терапии», «исцелении» – они не должны быть поняты так же как в медицине схоластической.

«Расширить свое сознание вместо того

чтобы пользоваться психотропными средствами -

таков мог бы быть лейтмотив этого метода

заботы, который характерен для эры Водолея».

Глава I 38 эссенций доктора Э. Баха: холистический метод самоисцеления (метод «полного» тела, т.е. всех планов, а не только физического тела)


«Болезнь не есть ни жестокость, ни наказание; она во всем и для всего есть корректив, которым пользуется наша душа, чтобы указать нам наши дефекты, чтобы избежать ошибок еще более важных, значительных, чтобы помешать нам спровоцировать еще больший ущерб, и чтобы вывести нас на дорогу истины и света, которые мы никогда не должны были покинуть»

Эдвард Бах
Вневременная актуальность этих слов, написанных доктором Эдвардом Бахом, английским врачом, находит в нашу эпоху медицины «более человечной», проявлений «психосоматических» и «холистических» терапий, все больше и больше внимающих сердец и ушей. В действительности, интерес к цветочным эликсирам Баха, как сам Бах это предсказывал, сделал значительный скачок за последние годы в большом числе стран.

Холистическое понимание здоровья, болезни и исцеления исходит из принципа полного единства всей жизни и полной общности всех существующих форм жизни. Каждый из нас совершает уникальное путешествие, которое никогда невозможно повторить в том же аспекте, и наше состояние здоровья указывает нам, на каком этапе мы находимся в этот данный момент.

Всякий симптом болезни, будь она плана физического, психического или духовного, передает нам специфическое послание, которое нужно расшифровать, принять и использовать, извлечь из него пользу для нашего путешествия в этом мире. Всякий истинный процесс исцеления есть принятие принципа нашей целостности, единственности, укрепления нашей природы, здоровой или «святой».

Рассматриваемая под этим углом, система квинтэссенций доктора Э. Баха представляется как метод «исцеления через регармонизацию сознания». Он снова ставит нас в гармоничный контакт с нашей целостностью, нашим истинным источником энергии, с ключевыми точками нашей персональности, в которых жизненная энергия находится неправильно направленной или заблокированной.

«Исцели сам себя» – базовый принцип философии Э. Баха. Так как, в конечном счете, это мы сами, «универсальный принцип исцеления» или «божественная сила исцеления», которые в нас, которые признают и делают возможным исцеление. Бах полагал, что в недалеком будущем его цветочные эликсиры будут находиться не только в руках медиков и парамедиков, но также в каждом доме.

С этой точки зрения, кроме применения профессионалами в качестве вспомогательной (стимулирующей) терапии при некоторых психосоматических расстройствах, квинтэссенции Баха помогают все большему чмслу людей, которые работают над развитием, расцветом и совершенствованием своей души, чтобы очистить ее от «духовных токсинов».

Очень трудно, до настоящего времени, отнести к определенной категории метод квинтэссенций Э. Баха. По причине тонкости, утонченности ее действия, можно было бы в случае необходимости найти родство духа с традиционной гомеопатией согласно Ганеманну, а также с некоторыми методами антропософическими. Так как метод Баха не вторгается, мучительно, болезненно, с трудом через физическое тело, он действует напрямую на систему энергетическую, через ее очень утонченную сеть вибрационных частот.

Прежде чем сделать открытие своей цветочной системы, Эдвард Бах занимался медициной как бактериолог и гомеопат и пользовался большим уважением. Он чувствовал очень сильное духовное единение с Гиппократом , Парацельсом и Самуэлем Ганеманном, он разделял его мнение, что нет болезни, а только больные.

Однако, было бы несправедливо видеть в нем «Ганеманна нашей эпохи», как некоторые называли его при жизни. Так как то, что побудило этого 43-летнего врача в 1930 году покинуть свой кабинет на Харлей стрит, улице медицинских кабинетов в Лондоне, и посвятить шесть последних лет своей жизни в поисках «терапии более простой и натуральной», где «ничто не было бы ни разрушено, ни модифицировано», совсем ново и превосходит наиболее важные понятия в идеях и намерениях Ганеманна.

То, что ново и отличается от других тонких методов или чрезвычайно малых величин, применяемых Западом, резюмируется тремя пунктами:

1. Концепция, которую имел Эдвард Бах по поводу здоровья и исцеления, то есть духовные начала его теории, состоит в системе трансцендентальной мысли, которая превосходит ограничения, границы индивидуума. Из нее исходила для него новая форма «диагностики» , которая больше не базировалась на физических симптомах, но исключительно на расстроенных состояниях души или на негативных чувствах, немного на манер гомеопатической, но более экстенсивной, расширенной.

2. То, что было также ново и отлично для нашей эпохи, это сам метод, простой и натуральный, которым доктор Бах освобождал энергию цветов от их материальной формы, чтобы связать ее с надлежащим проводником (средством, основой). Гармонизирующий эффект квинтэссенций осуществляется прямым путем , а не по принципу подобий (как в гомеопатии), не может быть ни передозировки, ни побочных эффектов, ни несовместимости с другими терапевтическими методами.

3. Этот безопасный, «безобидный» в лучшем смысле этого слова способ, делает метод Баха доступным много большему числу людей, как профилактическим, так и лечебным, целебным, каким не был ни один другой метод до него. Состояния души, описанные доктором Бахом, есть слабости характера, встречающиеся во всякой группе людей, а не болезни психологические, и нет необходимости быть врачом или психологом, чтобы применять цветочные эликсиры. Некоторая зрелость ума, живая сообразительность, проникающая мысль, хорошая интуиция и, разумеется, интерес к ближнему – вот необходимые качества, чтобы получить оптимальный эффект.

Глава II Действия эссенций Баха


На плане естественных наук не существует полностью удовлетворительного объяснения механизма действия квинтэссенций Баха. Другие инфинитезимальные (тончайшие, возвышенные) терапии используют гипотезы, основанные на таких различных областях, как молекулярная химия, информатика, кибернетика, психо-нейро-иммунология, и без сомнения можно было бы их применить к цветочной теории Баха. Принимая во внимание головокружительное увеличение знаний в этих областях и за небольшой промежуток времени будет возможно без сомнения скоро измерить и объяснить рационально энергетические изменения, вызванные инфинитезимальными методами.

Эдвард Бах нам оставил в нескольких словах суть своей цветочной терапии, в своих двух трудах «Исцели себя сам» и «Двенадцать целителей и другие лекарства», которые появились во Франции под названием «Исцеление цветами». Все, кто живут в том же духовном мире, что и Эдвард Бах, не будут нуждаться в других произведениях. Те, кто практикуют цветочную терапию Баха, должны иметь под рукой эту книгу, чтобы ее читать и перечитывать постоянно.

Однако выясняется, что даже в наши дни не все могут принять и понять глубокую простоту Баха, которая была выражена в словах другого поколения. Вот почему мы стараемся представить и объяснить на последующих страницах образ действия квинтэссенций Баха в терминах и сравнениях более современных. Они будут прослежены под углом психодинамическим, таким, как практики с психологической ориентацией любят ее представлять в настоящее время. И для заинтересованной публики мы упомянем эксперименты специалиста эзотерических практик.
А. Интерпретация образа действия согласно Эдварду Баху.
Бах писал в 1934 году по этому поводу:

«Некоторые цветы, кустарники или деревья в диком состоянии высшего порядка (плана), по причине или в силу их высоких вибраций обладают мощью повысить наши собственные вибрационные частоты и открыть в человеческом существе каналы, по которым доставляются послания нашего Высшего Я. Они наполняют нашу персональность добродетелями, в которых мы нуждаемся, и вытесняют таким образом слабости, дефекты характера, которые нам доставляют страдания. Все, как прекрасная музыка или другие грандиозные вещи, обязанные вдохновению, они могут возвысить нашу персональность и приблизить ее к нашей душе. Они приносят нам мир и освобождают нас от наших зол (болей). Они не излечивают болезнь прямой атакой, но через тот факт, что они наполняют наше тело прекрасными вибрациями нашего Высшего Я, которые заставляют болезнь таять, как снег на солнце. Нет истинного исцеления без модификации наших понятий о жизни, о мире в душе и внутреннем счастье».

Эти мысли могут казаться поначалу невообразимыми, но они становятся такими блестящими, сверкающими, когда понимают и принимают основы, о которых говорил Бах, подобно Гиппократу, Ганеманну, Парацельсу, с которыми он чувствовал большую духовную близость.
1. Творение и судьба


  • Человеческая жизнь на этой земле и человек, как физическое существо, представляют собой фракцию более широкой высшей творческой идеи. Мы живем в рамках более широких, в Единстве, которое нас включает в себя, по аналогии с клеткой, являющейся частью тела.

  • Всякий человек есть два: он единственный в своем роде уникальный индивидуум , и через индивидуальные характеристики он в тоже время жизненная, витальная часть большой монады, Единства, которое нас включает в себя,.

  • Поскольку творение есть Одно, мы связаны со всем, через общую частоту энергии, высшую и сверхмощную, которую называют, например, «творческим могуществом», «универсальным принципом», «космическим принципом», «любовью в самом высоком ее значении или понимании», или просто «Богом».

  • Развитие каждого человеческого существа следует некоторым внутренним законам, как все в этой вселенной, начиная с цветка, инея на окне, до рождения и смерти целых планетарных систем. Каждый человек владеет своей матрицей, где впечатаны его потенциальные энергетические возможности, его задача в этом мире, его миссия, его судьба, или любое другое имя, которое хотели бы этому дать.

  • Как часть высшей творческой идеи, человек имеет бессмертную душу, свое истинное существо, и смертную («временную») персональность, т.е. то, что он представляет собой на земле. Тесно связано с душой Высшее Я, которое выполняет в некоторой степени функцию посредника между душой и персональностью.

  • Душа знает миссию каждого. Ее желание – выразить и выполнить конкретно эту миссию с помощью Высшего Я через физическое тело и персональность. Сначала персональность не осознает эту миссию.

  • Между тем, потенциальные способности, которые хотела бы конкретизировать наша душа через нашу персональность, не принадлежат плану материальному. Речь идет скорее о высших идеальных качествах, которые Бах называл «добродетелями нашей наиболее возвышенной природы». Ее частью являются, например, нежность и сила характера, мужество, постоянство, мудрость, радость, настойчивость. Великие поэты всех эпох воспевали их, как благородные качества человеческого существа. Можно было бы также их назвать концептами или архетипическими идеаламичеловечества, реализация которых, с точки зрения самого великого Всего приносит нам истинное счастье.
Если эти концепты не претворяются в реальности, мы рано или поздно развиваем противоположное чувство: мы несчастны. Добродетели не конкретизированные проявляются в их противоположности как «дефекты» характера. Встречаются, в зависимости от случая, высокомерие, жестокость, ненависть, эгоизм, невежество, алчность. Эти дефекты (и это мнение не только доктора Баха) являются реальными причинами наших болезней.

  • Каждое человеческое существо имеет бессознательное желание жить в гармонии, поскольку вся природа, рассматриваемая как бесконечное поле энергии, стремится к наиболее эффективному энергетическому состоянию.

2. Здоровье и болезнь
Здоровье . Если бы персональность полностью действовала в согласии со своей душой, которая сама составляет часть наибольшего Всего, человеческое существо жило бы в полной гармонии. Божественная творческая универсальная энергия могла бы выразиться в персональности через ее душу и ее Высшее Я, и мы были бы сильными, здоровыми и счастливыми, как гармоничные фракции огромного поля космической энергии.

Болезнь . Когда персональность не связана через свою душу с огромным полем космической энергии, когда она не вибрирует в унисон с ним, возникает интерференция, нарушение, «беспорядок», трения, искажение, потеря энергии. Эти состояния переходят от субтильного (сверхтонкого) до конкретного, проявляясь первое время как негативные состояния души, затем как болезни. Физическая болезнь есть последняя попытка коррекции. Выраженная просто, она есть красный сигнал, который ясно говорит, что тотчас же нужно изменить поведение, если не хотят избежать полное разрушение.

Согласно Эдварду Баху, истинные причины болезней в конечном итоге ни что иное, как два недоразумения или фундаментальные нарушения.


Первое нарушение : Персональность не действует в согласии со своей душой; она живет в иллюзии независимого существования.

В крайнем случае, персональность даже неспособна признать существование своей души и своего Высшего Я, поскольку ее концепция «материалиста» не позволяет ей принять то, что она не может «увидеть и пощупать». Вследствие этого состояния она надолго отрезает себя от своей собственной питающей пуповины, она изнуряет и разрушает сама себя.

Более часто, однако, в некоторых отдельных областях персональность неправильно понимает намерения души и действует согласно своему собственному ограниченному суждению, в зависимости от обстоятельств.

Во всех этих частных случаях, когда персональность отклонилась от большого потока космической энергии, или от любви, как говорил Бах, она видит свои добродетели или позитивные потенциальные возможности деформированными и трансформированными в их разрушительную противоположность, в негативные состояния души. 1


Второе нарушение : Персональность поступает вопреки «принципу Единства». Если персональность действует против намерений ее Высшего Я и ее души, она действует также против интересов большого Единства, с которым душа связана энергетически.

Персональность действует прежде всего против этого принципа Единства, когда пытается навязать свою волю другому существу из полного презрения его собственной воли. Она не только нарушает развитие другого существа, но из факта, что она связана со всем, она нарушает в тоже время все энергетическое космическое поле, а также процесс эволюции человечества.

Каждой болезни предшествует негативное состояние души, которое базируется на ошибочном использовании одного из главных архетипических концептов человеческой души или добродетели. Вот пример: Допустим, что негативное состояние души будет выражаться в бесцеремонном поведении, эгоизме, вызванном корыстью. Корысть есть негативная сторона концепта любви к ближнему и толерантности.

В этом контексте Эдвард Бах пишет в своей книге «Исцеление цветами»: «Корысть, алчность рождает желание власти, которая есть отрицание свободы и индивидуальности всякой другой души. Вместо того чтобы признать, что каждое человеческое существо находится на Земле, чтобы следовать развитию, которое ему внушает его персональная душа, алчная персональность пытается управлять как мэтр, приказывает и навязываеь свою волю другим и таким образом узурпирует себе власть Творца».

Если проявляют упорство в этом «дефекте», идя против голоса своего Высшего Я, произойдет рождение конфликта, который отразится на теле появлением специфической болезни. Результат алчности и желания доминировать спровоцирует болезни, которые сделают больного рабом своего собственного тела, и которые помешают жить согласно своим глубоким стремлениям.

Проиллюстрируют этот механизм случаем ментальной анорексии (отказ от пищи; психическая анорексия). Бах говорил: Больная – раб своего тела. В этом случае девушка была рабом своих очень сильных сексуальных побуждений («алчных»). Болезнь мешает конкретизации этих желаний и побуждений, т.е. отказ питаться замедляет или мешает переходу от состояния подростка к состоянию женщины.


3. Терапевтическая база Баха
В своей диагностике Бах исходит из принципа души, т.е. из причин трансцендентных, возвышенных, а не с точки зрения слишком ограниченной персональности и области эффектов (результатов), как это делают большинство западных врачей. Бах, таким образом, не привязывается к физическим симптомам, он ориентируется исключительно на негативне состояния души, которые способны спровоцировать физические болезни ввиду несоответствия между намерениями души и действиями персональности.

Однако, не будут «бороться» с этими негативными состояниями души, что зарядило бы их энергитически. Постараются скорее их «затопить» гармоничными энергетическими частотами высшего порядка, что заставит «растопить» негативные состояния души как «снег на солнце», согласно собственному выражению Эдварда Баха. Как можно представить себе этот феномен?

Цветы, используемые Бахом, происходят из растений «высшего порядка». Каждое из них представляет определенный духовный концепт (понятие), или, выраженный на плане энергетическом, каждый вибрирует на данной частоте. Все духовные концепты «растительные» в согласии с тем же духовным концептом в человеческом существе, т.е. они соответствуют определенным энергетическим частотам поля энергии, которое есть человек. Человеческая душа включает, в форме концептов, энергетический потенциал, добродетели или божественные искры, ансамбль 38 концептов духовных цветов Баха. Если существует в духовном концепте или энергетическом потенциале некоторой персональности конфликт между его собственными намерениями и намерениями его души, возникает нарушение и замедление его волновых частот, вызывающее также рассогласованное состояние в его энергетическом поле. Это нарушение будет иметь отклик на всем энергетическом поле человека, т.е. оно глобально повлияет на состояние его души. Следствием будет негативное состояние души.

Как действует квинтэссенция Баха, сгласно этому принципу?

Из факта своей согласованности с концептом человеческой души, которое она бы имела без нарушения и замедления вследствие негативного состояния, квинтэссенция находит контакт с этим духовным концептом, который она снова приведет в гармонию, благодаря процессу энергетического частотного резонанса. [Подобный феномен возникает в музыкальной терапии или цветовой терапии].

Иначе говоря, квинтэссенции Баха действуют как катализаторы, которые восстанавливают в определенных точках прерванный контакт между душой и персональностью. Душа может снова быть услышана личностью. Там, где царили диссонанс и ужесточение, снова появляется поток жизни. Или, как говорил Бах, Человек, который «не был больше самим собой», станет «самим собой».

Персональности удается освободиться от беспорядка и слишком человеческих ограничений. Она находит потенциал души и добродетели, которые дают смысл и гармонию нашему существованию на этой планете.
4. Новый простой метод динамизации
Уже на заре человечества использовали растения в целебных целях. Бах, между тем, различал растения, которые ослабляют наши страдания – это большинство лекарственных растений, и растения, которые заключают в себе силы божественного исцеления. Это растения «высшего порядка». Он открыл их с помощью интуиции и называл их «счастливыми компаньонами растительного царства».

Чувствительность его достигала такой степени, что ему достаточно было положить лепесток цветка на кончик языка, чтобы мгновенно почувствовать его действие на тело, душу и ум. Интересно отметить, что никогда не шла речь о растениях токсичных или съедобных. Речь шла в большинстве случаях о растениях мало эффектных, трудно даже догадаться об их скрытых качествах. Некоторые из них находят себе применение в фитотерапии (но приготовление совсем иное), большинство же рассматриваются как «сорняки». Эти растения собираются исключительно в дикорастущем состоянии и в охраняемых местах. Культивируемые, они бы не обладали божественной силой исцеления.

Столь же прост как аспект большинства цветов, процесс динамизации, который Бах изобрел (или снова изобрел). Кажется, медицина американских индейцев знала подобный способ. Для того, чтобы освободить душу или «суть» растения из своего физического состояния, Бах нашел метод «солнечной мацерации» (замачивания, настаивания) и метод «настоя». Для солнечного метода он использовал все те цветы, у которых цветение происходит поздней весной или в начале лета, когда солнце в полной силе. Он использовал следующий метод: максимум различных цветов собирают в солнечный безоблачный день, рано утром. Чтобы избежать контакта между кожей человека и цветами, для сбора используют лист растения. Цветы помещают в сосуд, наполненный родниковой водой, полностью заполняя поверхность. Сосуд остается на солнце, пока суть растений не будет полностью передана воде. Вода, насыщенная таким образом, затем переливается в бутылку, содержащую алкоголь (для консервации), которая послужит затем для приготовления маленьких флаконов с эликсирами.

Используют метод отвара (или настоя) главным образом для деревьев, кустарников, цветы которых развиваются рано, до того как солнце войдет в силу. Сбор осуществляется так же как и в «солнечном» методе для цветов. Затем их кипятят, фильтруют несколько раз и переливают жидкость также в заранее приготовленные бутылки.

В этом методе, внешне простом по сравнению с процессом гомеопатической динамизации (не путать с классической гомеопатической динамизацией, которая работает механически через растирание и взбалтывание) и процессом получения некоторых антропозофических лекарств, Бах видел следующие достоинства:

Никакого разрушения и повреждения сущности растения не происходит. Собирают цветок, в котором сконцентрирована специфическая энергия растения, в стадии своей максимальной зрелости, или своего самого совершенного состояния, т.е. незадолго до его опадания. Между сбором и приготовлением проходит очень мало времени. Полностью отсутствует потеря энергии. Речь идет об очень гармоничном процессе натуральной алхимии, где огромные силы четырех элементов соединяют их эффекты. Земля и воздух доводят растение до зрелости. Солнце или огонь освобождают растительную душу от ее материального тела. Вода служит носителем для его высшего назначения.

Эдвард Бах писал своим собратьям, коллегам гомеопатам: «Не дайте себя отклонить от использования этого метода по причине его простоты, так как чем больше вы будете продвигаться в вашем поиске, тем больше простота всего творения вам откроется».
5. Простота – фундаментальный принцип цветочной системы Баха
В нашем мире, который становится все более сложным день ото дня, термин «простота» рискует быть плохо интерпретирован. Простота связана с единством, с завершенностью, с гармонией. Вот почему человеческое существо чувствует себя привлеченным «простыми вещами жизни». Если хотят постичь единство и простоту факта позади огромной дифференциации и его кажущейся сложности, нужно не только дать доказательство объективности, аналитического ума и хорошего видения ансамбля, нужно также фундаментально быть готовым видеть это – видеть себя – как часть Всего, которое управляется простым и единым творческим принципом.

Не случайно, что почти все великие имена в естественных науках пришли к концу их жизни к тому же заключению. Вся цветочная терапия Баха имеет цель трансцендентную, и, как результат, восстановление и усиление этой главной первостепенной концепции в каждом человеческом существе.


В. МЕТОД ДЕЙСТВИЯ ЭССЕНЦИЙ ДОКТОРА БАХА СОГЛАСНО ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Практики метода Баха, очень ориентированные на психологический аспект, видят главное действие эссенций на уровне модификации сознания и развития качеств души. Держась только за эти аспекты, они рискуют остаться ниже духовных принципов, которые лежат в основе концепции Баха. Они исходят, как и Бах, из принципа того, что, «Высшее Я» хотело бы себя реализовать через индивидуум или «персональность». Согласно этой интерпретации процесс эволюции разворачивается циклам независимым, при этом дополняющим друг друга. Параллельно циклам физического развития, видимых всем, существуют также циклы развития психического и духовного, если говорить о самых важных, целью жизни являются пересечь и жить все эти циклы с сознанием расширяющимся для того, чтобы реализовать за время этой жизни весь потенциал Высшего Я. Все, что способствует этому сознательному процессу самореализации, позитивно, даже если факты кажутся иногда сначала негативными. Все, что затемняет сознание, негативно, и приведет рано или поздно к болезни. Решающим фактором этой психодинамической концепции является конструктивная модификация, которую желают и принимают через терапию. Чтобы иллюстрировать эту мысль, вот простой пример:

Высшее Я хотело бы выразить свои потенциальные возможности «Доверия к себе» и «Вкус к риску» через персональность. Для этого оно посылает энергетические импульсы, которые приняты «Я» персональности. У индивидуума рождается идея открыть цветочный магазин. Он использует энергию, которая приходит от Высшего Я, и дает ему необходимый динамизм для конкретизации этой идеи. После неизбежных экспериментов, позитивных и негативных вначале, он становится счастливым продавцом цветов.

Что произошло? Потенциальные возможности Высшего Я были реализованы на уровне персональности. Персональность обогатилась опытом.

Увы, индивидуум не всегда может принять и реализовать без настороженности импульсы от своего Высшего Я. Находятся часто в следующей ситуации: По причине болезненных экспериментов в детстве, вследствие ошибок воспитания, через влияние окружения, индивидуум не находит желания конкретизировать послания своего Высшего Я. Он старается заставить замолчать в себе эти импульсы , отвечая на них реакцией бегства, например, страхом, неуверенностью, недостатком мужества, отступлением или нерешительностью. Эти чувства блокируют энергетические импульсы Высшего Я, и его потенциальные возможности не могут быть реализованы.

Возвращаясь к нашему примеру: Индивидуум присутствовал, будучи ребенком, при банкротстве своего отца. Когда к нему приходит желание, идея открыть цветочный магазин, он реагирует упадком духа. Он говорит себе, например: «Я не решаюсь открыть цветочный магазин. Другие без сомнения способны, но не я». Конфликт, который рождается между импульсами Высшего Я и реакцией бегства индивидуума, не обогащает персональность; наоборот, она обедняет себя двумя манерами:

Во-первых, часть потенциала индивидуума была не реализована, поскольку индивидуум препятствовал этому; ценная психическая энергия оказалась заблокированной.

С другой стороны, перманентный внутренний конфликт «стоит» дополнительной психической энергии. Так как она не приходит из неисчерпаемого резервуара Высшего Я, она должна быть «снята с кредита» персональности, там, где впоследствии ее будет недоставать для деятельности вполне определенной.

Этой персональности дадут квинтэссенцию Larch, которая «для тех, кто расценивает себя менее способным, чем другие»… Согласно этой гипотезе, что произойдет?

Так как ее частоты вибрируют на том же уровне, что и потенциал Высшего Я, который хотел бы выразить себя, квинтэссенция может войти в контакт с этим потенциалом энергии. Она «наводняет» некоторым образом своей возвышенной гармоничной частотой блокировку, которая вибрирует на частоте пониженной и рассогласованной. Можно было бы теперь сказать, что потенциалы Высшего Я получают подкрепление, и что оно сможет принять необходимые меры, чтобы полностью растворить блокировку.

В нашем примере, индивидуум осознает свое негативное состояние, которое есть недостаток доверия к себе. Он начнет видеть ситуацию в ином свете. Он скажет себе: «То, что случилось с моим отцом, не обязательно произойдет со мной. Почему бы мне не открыть магазин? Другие преуспели. Я попытаюсь. И если даже он не будет процветать, я все-таки чему-то научусь». Разумеется, такой процесс не протекает таким «линейным» образом, как описано, нерешительность и новые ошибки возможны.

Результат после устранения препятствия следующий: персональность может полностью использовать энергию своего Высшего Я. К тому же, индивидуум снова располагает целиком своей психической энергией, часть которой была «растрачена», чтобы поддерживать ежедневно негативную реакцию бегства. Персональность, таким образом, вдвойне обогатилась.

с. НЕКОТОРАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ С ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ


Вот несколько интересных мыслей, касающихся взаимоотношений между человеком и цветком.

Цветок всегда символизирует красоту и стадию самого высокого духовного совершенствования в уме человека. Думают ли о розе Розенкрейцеров или Суфи, или о лотосе с тысячью лепестков в индийской философии. Почему так? Когда человек пришел на Землю, чтобы развить свое физическое тело, эволюция растений была уже на стадии достаточно далеко развитой. Вот почему человечество обязано во многом собственными структурами энергиям, которые оно черпало для собственной эволюции, растительному царству, которое достигло почти совершенства. Согласно тибетскому мэтру Джал Кулу, существует еще и в наши дни прямая связь между подсознанием человека и растения. Поэтому, благодаря сути этих растений, человек может войти в контакт с сутью своего собственного существа или своим Высшим Я. Этот контакт устанавливается через его подсознание и позволяет ему уравновесить его «расстроенное», нарушенное состояние.

Точка зрения эзотерическая по поводу действия квинтэссенций освещает многочисленные взгляды Баха в его труде «Исцеление цветами». Последующие строки основаны на исследованиях и экспериментах Иоанны Салайян. Согласно терминологии Алисы Бейли, она видит человека, как поле энергий, состоящее из 7 страт (слоев, уровней), которые влияют друг на друга и взаимно дополняют, и из которых только физическое тело доступно ординарному человеческому глазу. Каждый «слой» или «страта» имеет свою собственную частоту вибраций. Группируют 6 невидимых страт под названием ауры. С небольшими вариациями, эта концепция лежит в основе почти всех духовных течений. В первой страте ауры, т.е. в страте этерической (эфирной), локализуются чакры, которые являются точками сосредоточения и распределения энергии. Чакры соединены с другими стратами энергетического поля и функционируют на различных частотах, которые персоны с экстрасенсорными способностями видят как разноцветные. Аура содержит в себе все уровни сознания и опыт нашей персональности. Персональность руководится Высшим Я. Однако, Высшее Я играет только в четвертой страте ауры, страте трансперсональной, только роль посредника между бессмертной душой и смертной персональностью, и эта смертная персональность есть одна из множественных форм выражения души.

Согласно этой интерпретации, целью жизни является конкретизация персональностью намерений души в функции директив своего Высшего Я. Болезнь тогда есть состояние рассогласованности или нарушения частот внутри или между различными стратами ауры, или Высшего Я. Информационный код этой рассогласованности частот проявляется в первой страте, в эфирном теле, которое следует иным временным законам, нежели физическое тело. Недели, месяцы, даже годы могут пройти, пока оно не проявится на физическом плане. Некоторые сверчуствительные персоны воспринимают эти диссонирующие информации как тени, другие как негармоничные излучения, если исправить эти частотные нарушения в эфирной страте методами очень тонкими или инфинитоземальными, они не проявятся в физическом теле, состояние здоровья есть состояние гармоничного иди идеального равновесия между всеми стратами ауры и Высшим Я.

Согласно эзотерической концепции, причина большинства болезней нашей эпохи коренится в ментальной страте (ложные, ошибочные мысли, плохо понятые принципы) и большей частью в эмоциональной страте , где бессознательные эмоции или субъективные реакции находятся заблокированными, либо стимулированы излишне, преувеличенно.

Следствиями являются нарушения частот, которые провоцируют в свою очередь негативные состояния души, такие как ненависть, ревность, гнев, нетерпение, горесть и т.д., которые первое время действуют через эфирную страту на физическую нервную систему и впоследствии на другие органы. К тому же наша эпоха беспрерывно воздействует на эмоциональную страту потреблением наркотиков всякого рода, табаком, алкоголем, гашишем, телевидением, рок-музыкой, до общего наводнения информацией.

Мы видим, до какой степени теория Эдварда Баха была последовательной, логичной и опережала свое время, потому что она адресована исключительно негативным состояниям души. С этой точки зрения, что можно сказать другое, для более глубокого понимания метода воздействия квинтэссенций Доктора Баха.

Бах говорит, что квинтэссенции входят в прямой контакт с Высшим Я персональности, и что они воздействуют на наше существо в целом, т.е. на все страты ауры. Так как страты не следуют тем же законам пространства-времени, как наше физическое тело, можно вылечить зарождающуюся болезнь до того, как она проявится физически.

Этот факт объясняет, почему Эдвард Бах не прекращал подчеркивать также профилактический эффект этих квинтэссенций. Но этот факт объясняет, почему также квинтэссенции совместимы со всеми другими терапиями или лекарствами, которые воздействуют только на одну энергетическую частоту, которая, в большинстве случаев есть лишь физическое тело. Квинтэссенции Баха, наполненные божественными энергетическими импульсами, включают в свое поле действия ансамбль различных частотных страт. Некоторые экстрасенсорные практики видят или чувствуют у своих пациентов, как только те принимают квинтэссенции, увеличенную активность ауры. Много персон сверхчувствительных немедленную ощущают реакцию некоторой чакры, которая иногда сочетается с восприятием цветов. Другие описывают «принцип» (состояние души), который выражается в тестированной квинтэссенции. В этом типе испытаний ни тестированная персональность, ни наблюдатель не знают, какая квинтэссенция была использована.

ГЛАВА III КАК НАЙТИ НУЖНУЮ ЭССЕНЦИЮ?


«Чтобы использовать квинтэссенции, нет никакой необходимости в научных знаниях. Для того чтобы извлечь наибольшую пользу из этого божественного дара, нужно его сохранить в первоначальной чистоте, свободной от всякой теории и от всяких научных домыслов, так как все в природе просто».

Эдвард Бах
«Лечи человека, а не болезнь» – таково фундаментальное правило терапии Баха. Что за человеческое существо находится перед тобой, каково состояние его души? Серьезный жизненный опыт и здравый смысл должны позволить нам выявить состояния гнева, страха, недостатка доверия к себе и т.д.
Сначала знание себя, затем диагностика других
Прежде чем делать диагностику другим, нужно превосходно знать самого себя. Только понимая себя, можно понять других. И, насколько это по-человечески возможно, нужно быть уверенным, что не воспринимают другого через собственные страхи, запреты и предрассудки. Вот почему все опытные практики рекомендуют тестировать на самом себе, по крайней мере в течение года, квинтэссенции Баха, прежде чем перейти к диагностике других. Проверенный метод состоит в том, чтобы сначала дать себя наблюдать хорошему специалисту метода Баха и наблюдать на себе эффекты квинтэссенций.

Как чувствуют себя, когда нуждаются в квинтэссенции? И как чувствуют себя после ее принятия?

Это самонаблюдение относительно легко, если находятся в этот момент в исключительной психологической ситуации, такой как печаль (последствия потери близкого, например), страх существования (экзистенциальный), необходимость принятия критического решения… Проблема становится еще труднее, если в этот момент собственный процесс эволюции происходит внешне без значительных скачков вверх-вниз.

Успокаивает знание того, что даже если ошибаются, не будет никаких пагубных последствий. Неадекватная цветочная квинтэссенция будет узнана, распознана Высшим Я как «бесполезная», она не найдет резонанса в нашей энергетической системе. Эффект ее будет нулевым, в противоположность медикаментам из грубой материи, которые влияют во всех случаях на метаболизм человека.

Нужно также непрерывно помнить, напоминать себе, что список симптомов не описывает ничего иного, как тенденции. В любом случае, не нужно раздражаться по этому поводу, но использовать их как отправную точку, чтобы справиться персонально с конкретной и единственно-уникальной энергетической ситуацией, с которой пришлось встретиться.
Опыты во время самолечения
Принятие, использование квинтэссенций Баха начинает всегда очень интенсивный процесс встречи с самим собой. Нужно в точности оценить не нуждаются ли в цветке, принцип которого нам кажется наиболее удаленным. Можно представлять черты характера, по отношению к которым полностью слепы. Во время самотерапии возникают обычно проблемы, которые располагаются на границе между сознанием и подсознанием, и нужно их признать и разрешить теперь, согласно программе, которую наметила жизнь. Как только эта стадия пройдена, последовательно обнаруживаются другие блокировки, начиная с самых недавних и, таким образом, доходя до периода детства. Во время этого процесса можно встретиться с «кризисами сознания» различного масштаба, которые могут быть необходимы, чтобы привести в действие поток энергии . Многие проблемы должны будут снова прожиты и болезненно проанализированы, прежде чем найдут силу модифицировать свои концепции. Эксперименты в этой области очень различны и полностью индивидуальны. Нет двух идентичных человеческих существ, и значит нет двух идентичных реакций. Каждый прореагирует на квинтэссенции согласно своему характеру. Интенсивность реакции кажется пропорциональной степени чувствительности, открытию изменениям и воле взять ответственность за свою духовную эволюцию и, как следствие, также за свое здоровье.
Несколько предложений для скорейшего освоения эссенций Баха
Поскольку квинтэссенции Баха представляют 38 архетипов человеческой души, Жулиан Барнард предлагает игру, занимательную и занятную одновременно. Речь идет о том, чтобы определить, какие квинтэссенции соответствуют персонажам волшебных сказок. Золушка, например, типа Centaury (4). Вся семья ее эксплуатирует, и у нее недостаточно воли, чтобы протестовать. Но так как она не считает себя «жертвой», ей не нужно Willow (38). Когда она выходит замуж за очаровательного принца, ее сестры будут нуждаться в нескольких каплях Holly (15) против их ненависти и ревности. Персонажи классической литературы также представляют неисчерпаемое сокровище, чтобы делать диагностику. Что бы вы дали Гамлету? Scleranthus, как главное лекарство от его нерешительности: «Быть или не быть?», затем Mustard (21) от его глубокой меланхолии, и Cherry Plum (6) от его идеи сумасшествия и самоубийства.

Вот другое упражнение. Сделайте обзор различных фаз вашей жизни и определите, в какой момент то или иное состояние души преобладало. Когда вы были школьником, каково было ваше поведение? Типа Agrimony, то есть веселое внешне, чтобы не показать то, что было внутри? Или типа Clematis, когда мысли всегда в другом месте?

Вспомните ситуации прошедших кризисов и их влияние на вашу психику. Возможно, ребенком вы чуть не утонули: Star of Bethlehem, и теперь вы боитесь воды: Mimulus. Шок, перенесенный в те времена, возможно и теперь еще присутствует в вашей энергетической системе и может наконец быть устранен.

Понаблюдайте за вашими реакциями, когда вы уставший (-ая), когда вы находитесь в кризисной ситуации, или когда вам нужно принять серьезное решение. В этих случаях видят свою персональность вблизи, с ее слабостями и ограничительными чертами характера, без приукрашивания или обычных интеллектуальных оправданий.

После того, как вы констатировали благоприятные эффекты квинтэссенций Баха на себе, можно планировать помочь другим, при этом, однако, спрашивая себя, почему хотят помочь другим. «Каковы мои намерения?» Только желание оказать услугу ближнему? Нет ли за этим также желания создать себе имя (добиться известности) или оказывать влияние, или это поиск человеческих контактов, или эксплуатация бреши на рынке? Чем сильнее эти мотивации на переднем плане, тем результаты будут менее длительными, поскольку действие в этом случае не будет осуществляться Высшим Я согласно духовным законам.

Вот почему совершенствование себя в функции божественных законов должно продолжать занимать первое место в наших заботах. Или, как говорит это очень точно Бах: самый большой подарок, который можно сделать другим – это быть самому счастливым и полным надежды, так как только таким образом можно помочь им выйти из их отчаяния. Иными словами: через нашу собственную частотную энергетическую гармонию сгармонизируется энергетическая частота другого.


Диагностика других
Сначала 10 известных принципов, о которых знают, но которые всегда полезно время от времени напоминать себе:

1. До диагностики, проанализируй свое собственное состояние души. Начинай исследования, только тогда, когда будешь уверен, что ты находишься в центре самого себя, т.е. в контакте со своим Высшим Я.

2. Хорошая диагностика не делается на уровне интеллектуальном. Дай другому воздействовать на тебя и старайся почувствовать через его слова, что именно он хочет выразить. Нужно всегда работать с энергией любви, которая исходит из сердца, и никогда с энергией ума.

3. Проводя диагностику, ты принимаешь участие в процессе исцеления другого. Нужно всегда искать коммуникацию между твоим Высшим Я и Высшим Я другого.

4. Рассматривай другого, как твоего ближнего, а не как «случай». Это только в атмосфере абсолютного доверия другой может открыться тебе.

5. Дай ему, таким образом, участвовать, насколько возможно, в процессе диагностики. Не поступай по жесткой схеме. Определи сначала с ним общую окраску, тональность беседы и дай ему, в случае необходимости, выбрать несколько квинтэссенций.

6. Не используй никогда свою власть. Будь осторожен со своими моральными суждениями. Не пытайся, сознательно или бессознательно, всегда быть правым.

7. Главной целью терапии Баха является стимулировать Высшее Я другого, для того чтобы у него возникло намерение, желание вылечить самого себя. Это основа терапии Баха. Для этого другой должен признать свое состояние или свою болезнь, как составляющую часть своей персональности; он должен понять, что она означает и принять на себя ответственность за это, при этом не обвиняя себя (и не других). Но он должен постоянно стремиться к модификации и знать, что трансформация произойдет в нем самом .

8. Другой должен быть активным. Он должен научиться кооперировать, общаться, сотрудничать с цветочной энергией. Он должен также смочь иметь доступ с твоей помощью ко всей информации, относящейся к принципам действия квинтэссенций, их отличию от обычных лекарств, о психологических механизмах, как и к вопросах философского порядка.

9. Реализация Высшего Я происходит всегда через развитие в настоящем позитивной стороны негативного состояния души. Во время беседы никогда не нужно слишком фиксироваться на негативных сторонах, но наоборот, постараться выделить положительные качества или добродетели, которые другой хотел бы достичь. Не нужно чтобы он ушел с идеей, что ему недостает терпения и, как следствие, ему нужен Impatiens. Наоборот, принимая Impatiens, он сможет, наконец, использовать огромные способности с большей пользой для себя и других.

10. В конце концов, будучи терапевтом, ты должен быть сознающим, как и тот, кого лечат, что окончательный успех терапии не в человеческих руках.
Диагностика через беседу
Если персона не приступает к изложению, рассмотрению своих проблем, нужно деликатно задать следующие вопросы:

Какова ваша концепция, ваше понимание жизни?

Каково понятие о вашей собственной персоне?

Какие взрослые игры она практикует?

Ее манера говорить и выбор формулировок обычно уже дают указания, в каких квинтэссенциях у нее есть необходимость. Говорит ли персона стремительно, медленно, манерой нерешительной? Ее тон убедительный (Vervain) или повелительный (Vine)? Ее голос тихий, боязливый (Mimulus). Она говорит, что потеряла надежду (Gorse) или: «Я раздражена…» (Impatiens).

Наблюдаем также: Что нам говорит история ее жизни, ее профессия, семейное положение? Каковы проблемы, которые она не смогла принять, например, напряженность в семье в детстве, разочарование в любви, потребление наркотиков? За что она держится?

Каковы обстоятельства, которых сейчас боится персона, и с которыми она должна встретиться в ближайшее время? Например, изменение профессии, развод, переезд в неизвестный или незнакомый город.

Можно задать вопросы на определенную тему, например: Что вам не нравится сегодня в вашем отце или вашей матери?

Или: Как вы чувствуете себя, когда работаете в группе?

Тревожны? (Mimulus)

Вы предпочитаете работать в одиночестве? (Water Violet)

Вы находите других медлительными? (Impatiens)

Пытаетесь ли вы контролировать группу? (Vine)

В конце концов, вы оказываетесь с еще большим объемом работы? (Centaury)

Или ваши коллеги – жертвы вашего потока слов? (Heather)

Манера держаться также дает ценные сведения о состоянии души. Какова осанка? Каково состояние? Напряженное или спокойное, уверенное в себе? Удерживается ли она на стуле? Каков взгляд? Улыбка естественная или вынужденная? Есть ли выразительные складки (морщины)? На каком уровне заблокирована энергия или, наоборот, в избытке использована?

Некоторые хронические болезни иногда очень быстро находят исцеление, если удается совместно определить, какие неприятные чувства другой пытается избежать через поддержание своей болезни. В случае хронического ревматизма мы констатировали, например, следующее: Женщина имела очень сильные агрессивные чувства по отношению к людям в ближайшем окружении, она не желала, чтобы их увидели. Вот почему она бессознательно направляла свои агрессивные импульсы на собственную персону, создавая болезнь, от которой сама страдала.

Обдумывая диагностику, сначала предполагают 7-8 квинтэссенциях сразу. Это происходит потому что, не отдавая себе в этом отчета, связываются с несколькими уровнями персональности. В этом случае надо поставить следующий вопрос: Какие квинтэссенции необходимы именно в этот момент? Не всегда необходимо давать 5-6 квинтэссенций одновременно; одна или две очень точно определенные могут иногда дать более весомый эффект.


Экстрасенсорные методы диагностики
Некоторые персоны способны определить адекватные квинтэссенции благодаря экстрасенсорным методам, которые функционируют на плане физической интуиции. Эти методы, например маятник, могут принести пользу, при условии, что ими превосходно владеют (что встречается не так часто). Но они никогда полностью не могут заменить беседу с целью классической диагностики . Например, маятник может быть полезен, если:

Пациент не может сам перемещаться.

Когда лечение не продвигается; иногда возможно уловить очень глубоко запрятанное состояние души, которые нелегко определить во время беседы.

В конце беседы, для подтверждения диагноза. Например, все ли отобранные квинтэссенции являются необходимыми.

Чтобы определить более индивидуальные дозы, промежутки между принятием капель, дополнительные средства и т.д.

Факторы, которые могут помешать правильности диагноза.

Общее состояние и чувствительность практикующего различны. Вкрадывается фактор риска.

Если консультирующий не освоил эти техники, он может создать фактор беспокойства или бесполезного либо дополнительного влияния.

Если основываются только на своей «персональной технике», не используют все свои способности реально помочь другому. Не мобилизуют достаточно свою психическую энергию; меньше стимулируют развитие своей интуиции, собственная эволюция практикующего останавливается (не развивается)!

Всегда констатируют, что полное знакомство с квинтэссенциями, рано или поздно, делает излишним всякую технику экстрасенсорной диагностики. Высшее Я, или интуиция, обеспечивает ответ прежде, чем можно применить на практике эту технику.

После всех этих замечаний, вот несколько примеров экстрасенсорных техник, используемых для подтверждения классической диагностики через беседу:

Английский врач сообщает: «Я беру левую руку пациента своей правой рукой. После короткого момента настроя, я беру поочередно 38 флаконов, не глядя на этикетку, разумеется. Некоторые флаконы вызывают покалывание в моем затылке. Когда это сильно проявляется, оно распространяется по всему моему телу. Этот феномен означает, что пациент нуждается в этих квинтэссенциях.

У других экстрасенсорных персон этот феномен выражается в икоте или маленьком электрическом разряде.

Терапевт дыхания определяет для себя необходимые квинтэссенции, прикладывая флаконы один за другим к своему солнечному сплетению. Лежа, она регистрирует изменения дыхания. Оно усиливается, если она нуждается в этой квинтэссенции.

Опытная медсестра дает больным флаконы один за другим. По изменению их пульса она определяет те, которые необходимо назначить.

Во всех цитированных случаях определяется только предстоящая необходимость. Длительное использование делается сознательным решением.


ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА, БАЗОВЫЕ ДАННЫЕ.
В описаниях 38 квинтэссенций, которые следуют, объединен, собран весь доступный материал, происходящий из самых различных «горизонтов». Однако, мы уточняем, что эти сведения неокончательные, поскольку использование многочисленных действий этой замечательной системы лечения только началось. Чем больше будет чувствительных персон, которые будут работать с цветочными лекарствами Баха в последующие годы, тем новые сверхтонкие стороны их изумительной способности исцеления души и человеческого духа откроются.

Вот как составлено каждое описание:

Ботанические сведения. Они извлечены в сокращенной форме из труда Норы Уикс и Виктора Бюллена (двух соратников Доктора Баха). Weeks/Bullen “The Bach Flower Remedies”

- «Принцип» старается определить духовный концепт каждого цветка по отношению к недоразумениям, происшедшем в психо-духовном развитии человеческого существа. Оно сопровождается несколькими опытами, сделанными с этой квинтэссенцией некоторыми практиками метода Баха.

- «Ключевые симптомы» - резюмируют наиболее характерные энергетические блокировки, они позволяют первое приближение

- «Список симптомов в состоянии блокировки», которые смогут подтвердить первое приближение. Речь идет о констатациях, приведенных различными специалистами метода Баха и с добавлением опубликованных материалов в этой области. Мы преднамеренно перечислили большое количество симптомов, для того чтобы располагать более широким сектором начальной точки для индивидуального анализа. Некоторые негативные симптомы кажутся акцентированными, но это полезно для тех, у кого они неясно выражены. По мере эволюции на плане духовном, состояния души могут проявляться скорее на планах тонких и меньше на первом (физическом) плане. Поэтому симптомы нужно воспринимать не только буквально, а скорее как тенденцию. Речь идет о том, чтобы интуитивно распознать принцип, который проявится в каждом индивидууме различной манерой в каждой смеси квинтэссенций. Разумеется, нет нужды находить ансамбль симптомов, чтобы подтвердить выбор определенной квинтэссенцию. Иногда достаточно 2-3 характерных симптома, чтобы сделать выбор.

- «Потенциал после трансформации»; Часть наиболее важная в описании квинтэссенций. Она описывает задачу души, ее энергетический потенциал, ее позитивную сторону, которым человеческой существо располагало изначально и которое оно хотело бы развить или достичь. Благодаря смелой работе с квинтэссенциями Баха персоне становится возможным перейти от состояния негативной энергетической блокировки к позитивному гармоничному состоянию. Это есть главная цель цветочной терапии Эдварда Баха.

- «Рекомендации в поддержку». Завершают каждое описание квинтэссенций. Они получили свое подтверждение в практике определенных специалистов, но здесь они приведены лишь для того, чтобы позволить помочь личному размышлению.

«Не может быть и речи об истинном исцелении, если мы

не находимся в гармонии с самим собой, если нет изменений

во взглядах и отношениях, мира в душе, в сознании и

внутреннего спокойствия. Но какая бы причина не скрывалась

за нашими болезнями, какие бы неприятности не разрушали

наше счастье — эти прекрасные, чистые, природные средства

призваны вернуть нам благополучие и радость жизни».

Доктор Эдвард Бах

Эдвард Бах (24.09.1886 - 27.11.1936)

Доктор Эдвард Бах (Edward Bach), основатель системы лечения цветочными настоями, родился 24 сентября 1886 года в небольшом селении близ английского города Бирмингем. С самого детства он проявлял интерес к биологии и другим естественным наукам. Отец Эдварда был литейщиком и хотел, чтобы старший сын перенял его мастерство, поэтому мальчик с 16 лет начал помогать отцу, не переставая мечтать о врачебной деятельности.

Только через три года Эдвард решился сказать отцу о своем призвании. Учитывая его слабое здоровье, отец позволил Эдварду оставить литейное дело и осуществить свою мечту стать врачом. В возрасте двадцати лет он начал изучать медицину в Кембриджском университете.

Окончив с отличием университет, молодой доктор вплотную занялся бактериологией и вскоре обнаружил взаимосвязь между определенными заболеваниями и состоянием микрофлоры кишечника, ему также удалось создать соответствующие вакцины.

Однако доктор Бах все больше осознавал, что физическое устранение симптомов болезни не является главным и что в процессе возникновения различных заболеваний большую роль играет душевное состояние человека, которое соответствует данному заболеванию.

Доктор Бах продолжил исследовательскую работу по бактериологии и обнаружил, что определенная микрофлора кишечника соответствует не только определенному заболеванию, но еще больше — вполне определенному человеку со всеми присущими ему индивидуальными особенностями.

Он выявил семь групп кишечных бактерий, которые соответствуют семи различным типам характера. Будучи к тому времени знакомым с гомеопатией (он работал бактериологом в Лондонском Королевском гомеопатическом госпитале), он разработал препараты - семь знаменитых «кишечных нозодов» доктора Баха, (нозоды — гомеопатические препараты), которые помогли множеству людей, особенно тем, кто страдал хроническими заболеваниями.

Когда доктор Бах работал в Лондонском гомеопатическом госпитале, в его руки попала работа Самуила Ганеманна , основателя гомеопатии - «Органон», в которой Бах нашел подтверждение своим наблюдениям, что на эффективность лечения нозодами влияют характерные особенности пациента как личности и, поэтому, надо лечить пациента, а не болезнь. Он стал учитывать это, и во время лечения больше интересовался психикой пациента и им самим как личностью. Доктор Бах был убежден, что самые эффективные целебные средства надо искать в естественной природе.

Для этого он увлекся поисками целебных растений, которыми он мог бы заменить полученные с помощью бактерий нозоды. Подспорьем в этой новой для него деятельности были воспоминания детства, проведенного в сельской местности, а также необыкновенные наблюдательность и интуиция. Тем не менее, прошло много времени, пока он нашел свой путь к новому методу лечения людей.

Однажды, отдыхая в Уэльсе, доктор Бах нашел растения, из цветков которых, используя придуманный им самим «солнечный метод», приготовил три первых цветочных настоя. Это были цветы губастика, недотроги и репешка, помогающих при тревогах и страхах, характерных для самого доктора Баха. Настоем из цветов губастика (Mimuius) он предполагал лечить страх бедности и одиночества; из цветов недотроги (Impatiens) — болезненную суету и спешку, а из цветов репешка (Agrimony) — склонность к гипертрофированному чувству долга и т.д.

В 1930 году доктор Бах обобщил свои наблюдения и уроки, извлеченные из врачебной практики, и в 1931 году опубликовал книгу «Лечись сам!», где отражены основные принципы цветочной терапии Баха, философия болезней и восстановления. В период 1930-1935 гг. доктор Бах открыл 38 цветочных эссенций, на которых основана его система исцеления. Эти 38 лекарственных препаратов Бах подробно описал в своей книге «Двенадцать целителей и другие лечебные средства», опубликованной в сентябре 1936 года.

Когда Эдварду Баху исполнилось 30 лет, у него был обнаружен рак. По прогнозам врачей жить ему оставалось не более трех месяцев, но Бах прожил еще 19 лет. Он так и не прибегал к хирургическому вмешательству, вместо этого пользуясь собственным методом лечения. Так, его открытием, которое впоследствии прославило его, стала Цветочная терапия.

Эссенции доктора Баха пользовались огромным успехом и после его смерти 27 ноября 1936 года. Сегодня эти цветочные препараты используются во многих медицинских клиниках всего мира.

Исцели себя сам. Эдвард Бах.

Можно предположить, что эта книга будет полезна тем, кто занимается медициной и служит Богу, тем, кто искренне верит в то, что человек рожден для счастья, и готов удвоить свои усилия, чтобы найти облегчение людским страданиям и приблизить тот день, когда победа над болезнью восторжествует. Главной причиной неудач современной медицины является то, что врачи лечат результат, а не причину. В течение многих лет самая природа болезни была скрыта под маской материализма и имела все возможности процветать, т. к. никто не боролся с первопричиной заболевания...

История Путешественников. Эдвард Бах.

Все фрагменты, собранные здесь, связаны с лекарственными средствами. Самое первое издание датировано началом 1934 года, когда Доктор Эдвард Бах открыл шестнадцать средств, которые поделил на двенадцать «целителей» и четырёх «помощников». Последний и самый поздний текст был написан в 1935 году, незадолго до того, как Бах завершил свою систему и составил классификацию, согласно которой 38 средств были распределены по семи группам, разделение на целителей и помощников было опущено и внимание было сфокусировано на каждой растении отдельно.

Освободись. Эдвард Бах.

Будучи в Лондоне, Доктор Эдвард Бах написал книгу «Освободись», значительную часть которой сочинил в Риджентс-Парке, подальше от шума и суеты столицы. Этот текст был опубликован спустя несколько лет в виде брошюры... Многие широко известные студентам цитаты о здоровье пришли со страниц этой книги. Подзаголовок к одной из коротких глав резюмирует всё, о чём писал и во что верил Доктор Бах: «Здоровье – это результат гармонии со своей душой»...

Вы страдаете от самих себя. Эдвард Бах.

Этот текст был напечатан Дорлинг и Ко (Эпсом) Лтд в г. Эпсом, графство Суррей, в виде 16-страничного буклета. Этот текст представляет из себя выступление доктора Баха перед гомеопатическим обществом в г. Саутпорт, графство Ланкастер в феврале 1931 года. Это выступление было приурочено к первой публикации книги Баха по философии целительства и здоровья «Исцели себя сам».



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...