Сочинение на тему образ родины в творчестве расула гамзатова. «Образ Родины в музыке, литературе, изобразительном искусстве» (обобщение)

Каждый поэт по-своему изображал Родину. Кто-то в образе матери, кто-то утверждал, что родной край - это мать или возлюбленная. Иные персонифицировали ее, пытались показать как отдельного человека, который тоже переживает, страдает, любит и терпит.

Александру Александровичу удалось совместить несколько вариантов образов. При этом, с каждым новым стихотворением открывается новый образ Родины в лирике Блока. Но это не значит, что восприятие родного края у него рассеивается, отношение к нему меняется. Поэт понимает и принимает Родину во всей ее многогранности, величии и бедности, благодати и страданиях.

Понятие Родины для Блока

Тема Родины в не присутствовала изначально. Она стала подытоживающим этапом его жизни. Но именно он и стал одним из самых важных в судьбе поэта.

К такой теме Блок пришел не сразу. Она появилась после долгих скитаний поэта и многих пережитых страданий. Это способствовало полному погружению А. Блока в тему. И именно поэтому он не ограничился шаблонным изображением Родины, как некой абстрактной величины. Или же, наоборот, как определенной территории, существование которой ограничено в пространственно-темпоральном континууме.

То есть, Россия не существует для него только сейчас, и только от одного пограничного столба до другого по поверхности. Она проникает в вещи и судьбы, рассеивается в воздухе, впитывается в землю.

Закономерно, что при таком понимании и переживании темы, образ Родины в творчестве Блока не может иметь одно лицо и такое же отображение в зеркале поэтичного мастерства.

Варианты изображения Родины Блоком

Чтобы максимально точно отобразить свои переживания по поводу родного края, Блок использовал его поэтическое изображение в нескольких вариантах. Литературоведы выделяют такие варианты, в каких отображена Родина в лирике Блока:

  • сказочность - не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами;
  • романтичность - Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая;
  • историзм - край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться;
  • бедность и страдание - не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения;
  • обобщенный образ живого существа - Родина - это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности;
  • оптимистичность - в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие благоприятные изменения.

Сказочные мотивы в изображении

Изображение России, как земли сказочной, мифической находим в стихотворении «Русь». Не только описанный пейзаж напоминает фольклорные характеристики придуманной местности, но и упоминание нереальных существ, таких как ведьмы, ведуны, ворожеи, черты и прочие. Элементы окружающего - дебри, болота - тоже часто употребляются в мифологических рассказах.

Цвета, которые всплывают в воображении при этом описании, преимущественно черные, серые, грязно-зеленые, коричневые.

Но резкий переход к спокойному, умиротворенному созерцанию природы не только дает понять, что первое впечатление было ошибочным. Такой резкий контраст подчеркивает загадочность Руси - то темнота и страхи, то тишина и леность (море лениво омывает берега, желтый обрыв, поля).

Романтизация образа Родины

Но мифологизация образа Родины не является нововведением Блока. Многие его предшественники обращались к этому приему. Другое дело, что он подавал сказку и реальность в резком контрасте.

Как известно, мифичные образы присущи эпохе романтизма. Но Блок не был романтиком, потому возвышенные образы в его поэзии приобретают иной характер, чем у предшественников. Так, к судьбе Родины поэт подходил не со стороны философской, отвлеченной. Он любил Россию, как любят женщину - самоотверженно, горячо.

Но, как говорил сам Александр Александрович, это происходит потому, что в мире поэзии, в котором он стремится пребывать повсеместно, нет разделения на свое и общее. Все общее, что касается самого сердца поэта, становится автоматически личным. Интимное в поэзии выносится на всеобщее обозрение, с целью быть услышанным и понятым.

Родина - это женщина. Возлюбленная, молодая красавица, жена, но не мать, как ее представляли в своем творчестве предшественники Блока. Это необузданная, сильная, манящая дива, но при этом нежная, смирная, красивая. Поэт поддает образ интимизации, наделяя его теми чертами, которые присущи и воспетой им же Прекрасной Даме.

Как декадент, он утверждает, что любить стоит только прекрасное. Страдания - тоже возвышенные чувства, которые должен принять и пропустить через себя каждый, но при этом не потерять себя. Потому, для того чтобы полюбить Россию, к ней сначала нужно почувствовать сострадание, постичь глубину ее горестей.

Россия в диахроническом срезе

Тема Родины в творчестве Блока не ограничивается только современностью автора. Для того чтобы лучше постичь природу такого явления, он прибегнул к историческим экскурсам.

Понятия Россия, Родина Блок отождествляет, и потому история страны неразделима с жизнью каждого человека, населяющего ее. Это если рассматривать понятия в романтическом контексте тоже. Так, нас интересует прошлое возлюбленной, ее судьба, как патриота - манит история.

Цикл стихов «На поле Куликовом» посвящен истории России. Он подает панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига и до современности. Кроме того, поэт высказывает надежды на светлое будущее России, потому что она стремится вперед, многое одолела, перестрадала, а после такого неизменно наступает благоденствие.

Россия - бедная и многострадальная

Как и в контрасте пейзажей, Россия выступает неоднородной страной и в общем благосостоянии. Речь идет и о нищете отдельных граждан, которая соседствует с невероятным богатством других, и о судьбе страны в целом. Тяжело переживая за долю своего родного края в сложных политических и экономических условиях, поэт все же выражает глубокую уверенность, что все изменится.

Даже в «золотые годы» в России трепались «три стертых шлеи», а расписные спицы ввязываются в расхлябанные колеи. То есть, каждый старается приобрести личное материальное благополучие, забывая про общественное. В этом и состоит одна из ключевых, по мнению автора, проблем российского общества.

При этом всем внешнем нищенстве, Блок акцентирует внимание на благодатной почве, богатстве земли. Чувство любви к Родине поэт описывает чистым, наивным, девственным. Именно тема Родины в поэзии Блока перекликается с мотивами переживаний по поводу первой любви и ее слез. Такие же страдания, кристальные, незапятнанные, он переносит, когда задумывается о судьбе страны.

Персонифицированный образ без привязки к конкретике

Новое видение образа родного края дает нам анализ стихотворения «Родина». Блок в своем цикле дарит нам понимание образа России также как существа персонифицированного. Но при этом нет привязки к конкретной личности или собирательному образу.

Родина выступает чем-то, вернее, кем-то обобщенным. Живым, но при этом эфемерным. Она стоит за душой автора в качестве его главного богатства и самого большого страдания.

Страна отрывается от земного, материального и появляется в качестве высшей материи. Скорее, это не сам образ Родины, а именно любви к ней. Это наводит на мысль о частичном отходе Блока от декадентства. Он живет в мире не материальном, а в возвышенном, отрешенном от земных забот. Но тут же признается в привязанности к реальному существу - Родине.

Оптимизм в изображении России

При всем пессимистичном, на первый взгляд, изображении России, тема Родины в поэзии Блока все-таки высветлена в оптимистичном ключе. Автор надеется на скорую перемену положения. Объясняет он это простым законом справедливости, которая обязательно воссторжествует. Россия, которая претерпела множество революций, войн, разрух, нищеты, просто не может не стать сверхсильной богатой державой.

Он сравнивает ее с тройкой, что запряжена лихими скакунами, не знающими отдыха. Таким не страшна ни «расхлябанная колея», ни метель.

Так и родился цикл стихотворений, которые мог написать в то время только Блок - «Родина». Анализ стихов из цикла дарит уверенность в светлом будущем и надежду в лучшие времена.

Средства для создания образа Родины

Одним из самых распространенных средств, которые использует поэт, является персонификация. Тема Родины в творчестве Блока приобретает близкое звучание, сама Россия превращается то в молодую девушку, то в дикую и необузданную женщину, то становится сказочным местом.

Тема Родины в поэзии Блока также раскрывается при помощи развития образа. На этом построены практически все варианты подачи образа, в большей или меньшей мере, чему подтверждением служит анализ стихотворения. «Родина», Блок не зря выбрал такое простое название для цикла. Это итог творчества поэта, выражение на бумаге всех его мыслей и тревог, которые накапливались на протяжении жизни.

Новаторство Блока в изображении Родины

Предшественники поэта при изображении Родины также использовали такое средство, как олицетворение. И многие из них оживляли образ, вселяя его в женское обличие. Но тема Родины в творчестве Блока приобрела новое звучание - это не мать, как описывали ее другие, а подруга, невеста, жена. То есть она и в горе, и радости идет плечом к плечу с лирическим героем. И не покровительствует, а сама нуждается в защите.

Также непривычна и подача образа в виде чего-то живого, но в то же время абстрактного. Россия - не картинка, изображение, а ассоциирующийся у каждого со своими вещами объект.

Цель урока: познакомить обучающихся с произведениями искусства раскрывающими образ Родины.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • формировать у обучающихся представления об образе Родины через восприятие и осмысление произведений искусства; закрепить понятия средства музыкальной выразительности на примере симфонической картины “Рассвет на Москве-реке”, М. П. Мусоргского;
  • Развивающие:
  • развивать у обучающихся творческое мышление;эмоциональное отношение к произведениям искусства;
  • Воспитательные
  • : воспитывать любовь к родине, к родной природе средствами музыки и живописи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: музыкальный центр, запись вступления к опере М.П. Мусоргского “Хованщина”, портрет композитора М.П. Мусоргского, фонограмма песни “Родина моя” сл. Р.Рождественского, муз. Д.Тухманова, репродукции картин с изображением русской природы, карточки с названиями слов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Пение: исполнение песни “Родина моя” сл. Р. Рождественского, муз. Д. Тухманова.

3. Объявление темы урока:

Ребята, мы начали урок с исполнения песни “Родина моя”,о чём эта песня? Чей образ раскрывается в этой песне? (ответы детей).

Чтение стихотворения (запись на доске)

“Ребята что мы Родиной зовём” В. Степанов

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Ребята, а что для вас значит Родина? (ответы детей).

Родина – это наша страна Россия, это наш любимый город, это наша гимназия, это наш народ, и конечно же это наша родная природа такая неповторимая и прекрасная. С её бескрайними полями и лесами, озёрами и реками. Красота русской природы вдохновила многих деятелей искусства на создание их шедевров. Восхищаясь русской природой художники, поэты, музыканты тем самым выражали свою любовь к родной земле, к Родине.

Наш сегодняшний урок посвящён раскрытию образа родной природы в произведениях искусства.

4. Слушание музыкального произведения.

Сейчас мы послушаем музыкальное произведение. Подумайте, какое время суток изображает музыка. Определите характер музыки. Если вы будете слушать внимательно, то сможете сказать, какие звуки из реальной жизни изображают музыкальные инструменты. А чтобы вам было проще я раздам карточки, на которых написаны названия тех явлений, которые вы можете услышать (пение птиц, крик петухов, звук пастушьего рожка, звон колокола). Во время звучания музыки поднимите карточку с тем названием, звук которого, как вам кажется, звучит в данный момент.

(Звучит музыка)

5. Анализ музыкального произведения.

Как вам кажется музыка, которая прозвучала народная или композиторская?
Какой характер этого произведения?
(Спокойный, песенный)
Какое время суток вы представили?
Какие инструменты вы услышали?
Кто исполнял произведение?
Вы услышали звуки из реальной жизни, которые изображали музыкальные произведения?
Что вы знаете о колоколах?
Что они значат для русского народа?
(Ответы детей)
Как вам кажется, в нашем произведении, какой звонил колокол? (благовест-благая весть, колокол приглашает всех в церковь к заутрене)
Какие картины вы представляли, когда звучала музыка?
(Рассматривание картин с изображением природы)
Как бы вы назвали это произведение?
Произведение, которое вы слышали, называется “Рассвет на Москве-реке” и является вступлением к опере “Хованщина”, которую написал Модест Петрович Мусоргский, великий русский композитор XIX века.
А что такое опера и где мы можем её услышать и увидеть? (ответы детей)
Опера рассказывает об исторических событиях XVII века, об уходящей Руси и начале правления Петра I. В XVII веке Русь называли деревянной Русью, почему?
Итак, в каком городе мы встречаем рассвет? (ответы детей)
В старинной Москве.
(Рассматривание иллюстраций, с изображением древней Москвы, учебник2 класс стр.8; учебник 4 класс стр.126)
Какие звуки вы слышите глядя на картину?
Вот она древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца, несётся над красной площадью колокольный перезвон, который так красиво передал в музыке М.П.Мусоргский. Послушайте, что он написал, когда впервые в 20-летнем возрасте посетил Москву: “…Кремль, чудный Кремль – я подъезжал к нему с невольным благоговением…Василий Блаженный и Кремлёвская стена… – это святая старина…Москва заставила меня переселиться в другой мир – в мир древности…”.
А как вы думаете, при помощи, каких выразительных средств музыки создаётся картина рассвета? (темп, лад, динамика, регистр)

6. Повторное слушание и анализ музыкального произведения.

(Звучит музыка)

Как изменяется музыка во время звучания?
Изменяется лад (сначала в миноре, затем мелодия преображается в мажор, значит переменный лад).
Изменяется регистр (начинается мелодия в среднем, а потом звучит в высоком регистре).
Как динамически развивается мелодия? (crescendo, diminuendo)
Как вы думаете, где в этом произведении будет кульминация?
Кульминация-это самое главное и самое яркое место в музыке.
Что в это время происходит в музыке? (восход солнца)
Если бы вы были сейчас в театре, то на сцене во время звучания этого вступления происходило следующее (ремарки написал сам М.П. Мусоргский):
“Занавес поднимается медленно. На сцене утренний полусвет”
“Главы церквей освещаются восходящим солнцем. Доноситься благовест к заутрене”
“Вся сцена постепенно освещается восходящим солнцем”
В этом праздничном звуковом многоголосье наступало каждое утро.

7. Итог урока:

Ну, вот мы как будто сегодня на уроке посетили древнюю Москву. Скажите, какое музыкальное произведение мы слушали сегодня на уроке? О чём нам рассказала сегодня музыка? Чей образ она нарисовала? Удалось ли М.П. Мусоргскому раскрыть в музыке образ родной природы?
Как вам кажется, что ещё раскрыл нам композитор в этой мелодии, такой близкой по интонациям народной песне? (Любовь ко всему русскому, чистый образ Родины, красоту мысли о России – святой Руси).

8. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к вступлению “Рассвет на Москве-реке”.
Выставление оценок.

Актуальность: В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.

Литература – один из предметов гуманитарного цикла, единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.
Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов.

Новизна: Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей.

Цели и задачи данной работы:

  • Рассмотреть, что такое нетрадиционные формы уроков литературы, их функции, разновидность, особенности

  • Выяснить, что такое межпредметная интеграция, ее разновидности

  • Рассмотреть интегрированный урок как форму нетрадиционного урока литературы в школе

  • Показать практическое применение интеграции на примере урока литерату

1.Нетрадиционные формы урока, понятие и функции.

Современные школьники с каждым годом всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке, проявить свою активность, способности, интересы. Пробудить интерес учащихся к урокам литературы помогут нетрадиционные формы уроков.

Нетрадиционные формы урока - это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся при организации нетрадиционной формы урока применяются современные педагогические технологии, такие как: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного. А осуществить их можно через нетрадиционные уроки.

Нетрадиционные формы урока - это, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. С другой стороны, нетрадиционная форма урока - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Что же дают нетрадиционные формы урока?

Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний.

В таблице приведены основные нетрадиционные формы урока.

Нетрадиционные формы урока

Типы уроков

Виды уроков

Принцип создания

Урок изучения нового материала

Концерт,
Спектакль,
Путешествие,
Турнир,
Конференция,
Видеоурок и др.

Воспроизведение типичных атрибутов изучаемой эпохи, эффектный способ преподнесения темы.

Повторительно-обобщающий урок

Интервью,
Суд,
Дискуссия,
Исторический портрет,
Проблемный урок и др.

Создание эффекта личного присутствия через анализ деятельности исторических лиц.

Контрольный урок

КВН,
Аукцион,
Викторина,
Конкурс знатоков,
Олимпиада и др.

Игровые способы проверки знаний и умений.

О.В.Трофимова дает следующее определение:

Нетрадиционная форма урока - это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект - субъектной позицией в системе учитель-ученик, многообразием видов деятельности субъектов, базирующихся на активных методах обучения.

Функции нетрадиционных форм урока заключаются в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством нестандартных методов обучения, активизации познавательной деятельности и формировании навыков общения и ориентации в изучаемом предмете.

1.1.Нетрадиционные формы урока литературы, основные особенности.

Урок литературы - это начало какого-то литературного маршрута, открытие какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы. И путей повышения интереса обучающихся к моему предмету множество:

Нетрадиционные формы урока литературы - это и уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известные в общественной практике как исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

Нетрадиционные формы урока литературы также уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия:

    паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством классиков,

    уроки – путешествия (например, урок – путешествие в Царское село),

    литературная прогулка,

    литературная гостиная,

    спектакли (например, постановка отрывка из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", посвящённую дню памяти поэта).

2.Интегрированный урок как форма нетрадиционного урока литературы. 2.1. Задачи преподавания литературы.

Литература – сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

  • воспитать всесторонне развитого человека;

  • активизировать мыслительную деятельность учащихся;

  • формировать обобщённые знания и умения;

Воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить языку искусства.
Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов.
2.2. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература,родная литература тесно взаимосвязаны. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.
Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Интеграция-(от латинского integer – целый, восстановление.)
Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения отдельного предмета. Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего.

Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию.
Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, литература и родная литература, химия и биология, история и общество, физика и математика.
Внутрипредметная интеграция необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

2.3. ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:
Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.

Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье.

3. Интегрированные уроки литературы.

Прежде всего, это внутрипредметная интеграция. Школьный курс литературы сам по себе уже является интегрированным, т.к. содержит в себе науку о литературе (литературоведение), читательский опыт учащихся, основы сочинительства, т.е. явления разного порядка, связанные между собой на основе целеполагания.

3.1.Интеграция русского языка и литературы.

Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования

3.2.Интеграция литературы и истории.

Изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя?

На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

3.3.Интеграция литературы и искусства.

Уроки литературы, посвященные теме Родины, «Тема Родины в искусстве…» предполагают знакомство не только с творчеством русских поэтов, художников, композиторов, но и мордовских. Описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор – ноты.
Как правило, все учащиеся получают задание приготовить сообщение о художниках, композиторах, чьи произведения будут представлены на уроке. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, развитие у детей образного мышления, эстетического вкуса, умения сравнивать и анализировать. Решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.
Используя такую форму работы, удаётся провести аналогии в тематике художественных произведений и произведений живописи, показать, как представлена одна и та же тема в литературе и живописи, музыке.

4. План-конспект интегрированного урока литературы в 7 классе

« Тема Родины в искусстве.»

Я люблю свою землю

Родные края.

Земля моя –радость,

Земля моя-гордость.

Любимая песня моя.

(В. Харитонов)

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

    расширять знания учащихся о творчестве поэтов, художников, музыкантов по теме урока;

    закреплять умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2. Развивающие:

Развивать интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока;

    создать условия для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся;

    способствовать развитию эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования;

    развитие речевых навыков;

    развивать интерес к искусству - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов, художников, музыкантов;

    развивать навыки защиты проекта;

3. Воспитательные:

    воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;

    воспитывать любовь к родной природе.

Форма урока:

Интегрированный урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов, художников, композиторов; рисунки учащихся; выставка книг; музыкальные записи; тетради; рефлексия урока.

Оформление урока:

на доске тема урока, эпиграфы; ФИО поэтов и их портреты; на стендах рисунки учащихся; выставка книг по данной теме.
Методические приемы: рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, прослушивание музыкальных произведений, анализ репродукций, устное рисование, разгадывание кроссворда, взаимооценивание.

Опережающие задания:

Весь класс был поделён на 3 группы и занимался творчеством поэтов, художников, композиторов.

Каждая группа подготовила :

    краткий рассказ по биографии и творчеству поэта, художника, композитора;

    иллюстрации к стихотворению, музыкальному произведению;

    музыкальное оформление выступления;

    презентации и показ её на уроке;

    выразительное исполнение стихотворения;

    анализ стихотворений по плану:

Название.

Тема, основная мысль.

Художественные выразительные средства.

1.Приготовить записи композиций о Родине, о природе, монтаж из портретов поэтов, художников, композиторов, пишущих о Родине, о природе.

2.Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения о Родине знакомы им, рекомендовать литературу по биографии мастеров искусства.

3.Распределить учащихся заранее по творческим группам:

1-я группа - “лирики” - готовят выразительное чтение стихов о Родине. На столе: книги о Родине, о природе, листы бумаги, ручки.

2-я группа - “художники” - знакомят с биографией художников, пишущих о природе. На столе: таблица “Тема Родины в искусстве”, листы бумаги, карандаши.

3-я группа - “композиторы” - знакомят с биографией композиторов, пишущих о Родине, о природе. На столе: таблица “Тема Родины в искусстве”, портреты композиторов, листы бумаги, ручки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Беседа по вопросам

Учитель: Сегодняшнее занятие хотелось бы начать с хорошо знакомой вам песни (Исполнение песни) .

Какое слово вы считаете ключевым в этой песне и почему? (Родник, так как повторяется на протяжении всей песни).
– Назовите однокоренные слова к лексеме «родник».
(Род, родственник, родственный, родина…)
– Какое общее лексическое значение у всех этих слов?
(Что-то близкое, родное, дорогое каждому человеку).

3. Запись темы

– Сегодня на уроке пойдет речь о теме Родины в различных видах искусства. Давайте запишем тему. (Тема Родины в искусстве).

– Что вы понимаете под словом «родина»? (Край, который нужно беречь от врагов, природа, близкие нам люди…)

У: Действительно, понятие «родина» складывается из множества составляющих. Вот как сказал об этом Марк Бернес в песне « …» (слушаем запись одного куплета) .

4. Запись подтемы

У: Охватить все эти компоненты на одном уроке невозможно, поэтому мы поговорим только об одной маленькой части, составляющей понятие Родины, – природе нашего родного края. (Образ природы родного края)

5. Обсуждение эпиграфа

У: Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку:

У-Как вы понимаете эти слова? (Ответы уч-ся)

– Тема нашего занятия “Тема Родины в искусстве. ”, мы поговорим о том, какое значение в творчестве каждого поэта и композитора занимает образ родины, какие чувства они вкладывали в свои стихи, песни, картины.Что для них было дорогим и важным, какие воспоминания они сохранили о своей родине

Писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

    Поговорим о мастерах искусства, послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о Родине,о природе.

    В начале урока задание - заполнить лист, записать фамилии мастеров искусства, о которых шла речь на уроке.

    В конце урока подведем итоги, кто из вас самый внимательный

    Литература

    Живопись

Ребята, какие стихи о Родине вы знаете?

Работа 1-ой группы.

Выразительное чтение, наизусть стихотворений И.А. Бунина, А.К. Толстого.

III . Анализ стихотворения (беседа по вопросам).

Стихотворение А.К. Толстого "Край ты мой, родимый край"

1. Чем восхищается поэт?

2. Какие слова - образы ассоциируются со словом "воля"?

Стихотворение И.А. Бунина "Родина"

1. Какое время года рисует поэт?

2. Что такое эпитет?

3. Какими эпитетами сопровождаются слова: небо, даль, туман?

4. Почему стихотворение названо "Родина"?

5. М.Трошкин “Моя Мордовия”

Мордовия!

Зову тебя я милой и

Самой дорогой страной.

Ведь ты меня

Вспоила и вскормила,

И мне земли

Не надо другой!-

О чём пишет в своём стихотворении поэт?

Почему Мордовия для поэта самая дорогая страна?

М.Беан Ты ведь тоже Россия Край Мордовский Родной

Кто же “главный герой” в произведениях? (Ответ уч-ся)

– Давайте подберём синонимы к слову Родина! (Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов).

Родина у разных поэтов лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Как писал С.Есенин «Нет поэта без родины».Это картины “малой родины”, родины “сельской”, “деревенской”. Термин “Родина” имеет как широкое, так и узкое понятие. В широком значении родина – это представление в объёме всей страны, а в узком значении – это место, где ты родился, вырос, живёшь. Подумайте, какая ещё тема является также близкой и важной для темы родины, которая от неё просто неотделима? (Тема природы).

Мы с вами изучили много стихотворений в разделе под названием ‘Природа”. Назовите произведения, которые вам запомнились, поразили вас. Чем они вам понравились?

В поэзии начала 19 века при изображении родного пейзажа очень часто использовались названия деревьев. Дуб – символизировал силу и крепость; липа – дворянскую усадьбу, дом, уют. У Есенина – клён и берёза. Берёза – связь с темой судьбы русского человека, его жизни и смерти. (Звучит стихотворение С. Есенина “Белая берёза”).

Послушайте песню на родном языке, написанную нашими земляками. «Акша келунясь»

Многие поэты и писатели по ряду различных причин вынуждены были покинуть свою Родину, уехать за границу. Но жизнь на чужбине была тяжела, постоянные воспоминания о стране, которую они покинули, о родине, с которой связана их жизнь и судьба. Воспоминания о детстве, о том месте, где они родились, где жили. Они не могли забыть свою Родину и в своих стихотворениях постоянно обращались к ней. Давайте проследим на примере поэта “серебряного века”, как сильна была тоска по Родине.

М. И. Цветаева (1922 – 1939) – годы эмиграции. М. И. Цветаева не могла не вернуться в Россию. Она это сделала не только потому, что жила за границей в ужасной бедности, а потому что знала – дом её стихов – Россия.

“Тоска по Родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошёлкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

УЛ: А теперь определите фамилию поэта который любил следующее время года по подсказкам.

  • Он не любил весну: Скучна мне оттепель; вонь, грязь, весной я болен.

    Он не любил лето: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

    К зиме он относился более благосклонно: Суровою зимой я более доволен, люблю ее снега.

    Он обожал осень: Люблю я пышное природы увяданье. (А.С. Пушкин) (Портрет А.С. Пушкина)

– Что было связано в жизни Пушкина с осенью? (В жизни Пушкина был период под названием – Болдинская осень. Это самое плодотворное время для поэта ).
– Какое художественное средство использовал Пушкин в словосочетании «пышное увяданье»?
(Оксюморон) .
– Для чего оно было использовано?
(Чтобы показать противоречие между обычным отношением к осени и отношением к ней автора) .

У: Благодаря чему именно стихотворный, а не прозаический текст возможно положить на музыку? (Благодаря ритму, ритмический рисунок можно изобразить и для стихотворения, и для музыкального произведения)

12. , И.Шишкин «Ранняя осень»):

14. Итоги урока Изображение природы является замечательным проявлением любви к отчизне..Прослушивание песни

Обобщение по теме урока. Выводы. Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты, художники, какие точные, красочные слова и выражения, краски и звуки использовали. Поэты обладали удивительным даром: рисовать словами так же, как художники рисуют карандашом и кистью, а музыканты – звуками.

Заключительное слово учителя. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

8. Рефлексия урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника.

Имена каких мастеров искусства сегодня прозвучали? Какая группа оказалась более внимательной? (Проверка таблиц ).

Сегодня на уроке мы проследили взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства в создании темы Родины.

9.Творческое задание.

Мы с вами, конечно, не писатели. Но давайте попытаемся сделать свои открытия. Напишите своё сочинение о родине. Пейзажная зарисовка – сочинение - миниатюра. Звучит музыка. Учащиеся пишут творческие работы.

5. Заключение.

Литература – нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не секрет, какое место в нашей жизни занимает музыка: кто-то любит рок, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической. Ребята, слушая эти произведения, параллельно с темой урока усваивают и музыкальные ценности. Музыка должна быть неотъемлемой частью урока литературы. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин.

Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.
Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. В словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое.

School4-perm.narod.ru, 2009: http: // www. school4-perm.narod.ru].

Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования

Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец

Методология, теория и методика интегративного подхода рассматривается в трудах М. Пак

Источники:

[Электронный ресурс] // Библиотека мордовской литературы. – Электрон. текст. данные. – [Б. м., Б. г.]. – Режим доступа: . – Загл. с экрана. – Последнее посещение сайта 06.08.2012.

Малькина, М. И. Бебан Максим Афанасьевич [Текст] // Мордовия: энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. А. И. Сухарев. – Саранск, 2003. – Т. 1: А-М. – С. 154.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Леонов С.А. Литературное образование на современном этапе: Проблемы и поиски // Проблемы современного филологического образования. - М, 2001. - С. 14.

4 Леонов С.А. Интегрированный урок литературы. - М., 1999.

5 Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах. М„ 1999. С. 97-116.

Городилова Г.Г. Роль и место наглядности в процессе развития речевых навыков и умений. М., 1978. - 88 с.

63. Горчак А.Н. Картина как средство развития речи. М.; Л., 1965. -116 с.

64. Горячева Р.Н. Алгоритм учебно-речевой деятельности «учитель- ученик» как условие эффективности интегрированного урока литературы: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Самара, 2000. -20 с.

65. Горячева Р.Н. Интегрированный урок литературы. -Самара, 2002.-90 с.

Мордва: Историко-этнографические очерки. – Саранск: 1981.

Мордовский (мокшанский) поэт, прозаик, баснописец.

М. А. Бебан (настоящая фамилия Бябин) родился в селе Керетине ныне Ковылкинского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Окончил в 1939 г. Мордовский педагогический институт. В годы Великой Отечественной войны был на фронте.

Первое стихотворение «Микита-тракторист» публиковано в 1930 г. в газете «Мокшень правда. Среди поэм М. А. Бебана наиболее популярны «Мезень колга морайхть нюдихне» («О чем поют свирели»), «Лятфнемат» («Воспоминания).

Широко известен и как мастер басенного жанра. Лучшие басни вошли в поэтические сборники «Моя весна» (1957), «Нюди и кенди» («Свирель и оса», 1960) и другие.

Заметное место в творчестве М. Бебана занимает проза. Из-под его пера вышло немало очерков, рассказов, изданных в сборнике «Шить мархта вихцок» («Вместе с солнцем», 1968). Он – автор романа «Тундань нармотть» («Птицы весенние», 1962). Ряд книг посвятил детям: «Жар-птица», «Карпатская сказка» (1958), «Якстерь чавронканят» («Красные жаворонки», 1971).

Член Союза писателей СССР с 1934 г. Заслуженный писатель Мордовии (1983).

Сходство и различие между литературной и музыкальной речью

Образ Родины в русской музыке и литературе

Россия, Россия, нет слова красивей...

Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и композиторы образ Отчизны, Родины-матери. Именно произведения искусства помогают нам

почувст­ вовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, ценить людей, сохранять культуру своего народа.

Прочитай отрывок из рассказа В. Белова.

Тихая моя родина, ты <...> врачуешь душу своей зеленой ти­шиной.

Но будет ли предел тишине! Как хитрая лисичка, вильнула хвостом

моя тропа затерялась в траве, а я выхожу не к моло дым березам,

а белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо

по­ лощут ветками, приглушая двухнотный, непонят но откуда слышимый

голос кукушки: «Ук-ку, ук- ку!» - словно дует кто-то коротко иритмично... И вновь трепетно нарастает березовый шелест.

Я сажусь у теплого стога и думаю,

что вот от­ машет время еще

какие то полстолетия и березы понадобятся

одним лишь

песням, а песни тоже ведь умирают,

как и люди.

И мне чудится в шеле сте берёз укор вечных свидетельниц человеческо го горя и радости.

Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья,

копили певучесть для па­ стушьих рожков...

Я обнимаю родную землю, слышу теплоту

ро­димой травы...

Обрати внимание, содержание этого отрывка многозначно. Его метафоричность (скрытое сравнение) - вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие благодаря выразительным возможностям музыкального искусства передавать чувства и эмоции. Весь текст - о тишине, и в то же время он наполнен звуками, создаётся впечатление, что ты сам слышишь жизнь природы, погружаешься всеми своими чувствами в эту атмосферу. Здесь всё звучит, дышит музыкой.

Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.

Послушай музыку С.В.Рахманинова фрагмент третьего фортепианного концерта.

Послушай «Вечернююмузыку» современного композитора Валерия Гаврилина из симфонии - действа«Перезвоны».

Послушай музыку П.И.Чайковского Симфония№4 (2 часть)

Какими чувствами наполнена эта музыка?

Рассмотри картину «Стога. Сумерки» И. Левитана


2. В чём, по-твоему, проявляется музыкальность лириче­ ского размышления писателя В.Белова?

3. Задание: Найди музыкальные терми­ ны в его тексте. Созвучен ли этому литературному фраг­ менту живописный пейзаж «Стога. Сумерки» И. Левитана?

Литературная и музыкальная речь

Самый распространённый жанр музыкально – литературного творчества песня.

Именно на примере песни становятся очевидным сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.

Выразительная речь звучит порой так музыкально , такие в ней убедительные паузы и акценты, так точно выделены главные, наиболее важные по смыслу слова! Такая речь красива, зрима…Кажется, вот-вот перейдёт она в мелодию

Ответь на вопрос: Что является более значимым в вокальных произведениях: музыка или поэзия?

Прочитай стихотворение в прозе И.Тургенева «Деревня» так, чтобы тот, кто слушает тебя, почувствовал настроение, увидел всё то, о чём говорится. Подумай, почему свой маленький рассказ писатель назвал «стихотворение в прозе».

Последний день июня месяца; на тысячу вёрст кругом Россия – родной край. Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём – не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь…Жаворонки звенят…И дымком-то пахнет, и травой…Глубокий и пологий овраг…По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба – синеватая черта большой реки…

Сюжеты всех художественных произведений различны. Но их роднит поэтическое мировосприятие, высокое чувство любви к Родине, которое рождает ответственность каждого из нас за её судьбу. .Художественно-поэтическая мысль этих произведений во многом сходна. Она ярко выражается и в жанре русской народной песни, образный строй и музыкально – поэтический язык которой складывался веками. Не случайно до сегодняшнего дня народная протяжная лирическая песня волнует нас и дорога нам.

Подумай, как в песне соотносятся слова и мелодия ? Близка ли эта песня народной?

Летом и осенью 2006 года в зданиях и залах Вологодской областной картинной галереи экспонировалась III Всероссийская художественная выставка пейзажа «Образ Родины», организованная СХ России и Правительством Вологодской области.

Теперь часть работ с выставки смогли увидеть москвичи. В ЦДХ с 1 по 11 февраля 2007 г. экспонировались живописные полотна на выставке под тем же названием.

И на этот раз организаторы - СХ России, галерея АРТ ПРИМА, Вологодская областная картинная галерея - смогли создать интересную, насыщенную экспозицию, продемонстрировавшую целостную картину развития русского реалистического пейзажа. Как и ранее в Вологде, часть залов была отдана наследию великих классиков, таких как А. Саврасов, А. Куинджи, В. Васнецов, С. Жуковский, И. Левитан, К. Богаевский, П. Кончаловский, и др. Зрители искренне восторгались прекрасными работами известных живописцев, к сожалению, ушедших из жизни: , А. Грицая, . Рядом с ними органично смотрелись полотна современных мастеров: , В. Иванова, Г. Сысолятина, Ю. Павлова, С. Смирнова и др. Лаконизм и выразительность их художественного языка, умение выделить в образе главное, творческое освоение традиций прошлого - вот общая закономерность художественного строя их работ. Непосредственность пластического языка, поэтическая взволнованность, динамичность мазка присуща пейзажам , В. Глухова, И. Глуховой. В полотнах и обращают на себя внимание ассоциативные, во многом метафоричные образы природы. Одним словом, перед нами раскрылось огромное многообразие творческих методов и стилевых пристрастий художников, которых объединяет, прежде всего, любовь к родной земле, ко всем ее уголкам и закоулкам. «Жанр пейзажа - традиционный для отечественной живописи, один из наиболее эмоциональных в изобразительном искусстве. На протяжении своего развития пейзаж, будучи картиной о природе, постоянно изменялся как по своему содержанию, так и по образной структуре. Наибольшие перемены он претерпел в XX столетии. Выставка «Образ Родины» призвана показать все богатство и многогранность пейзажной живописи XX - начала XXI веков, представители которой обладают индивидуальным видением природы, своим колористическим подходом к ее трактовке», - написал в предисловии к каталогу выставки председатель ВТОО «Союз художников России» В.М. Сидоров. Проекты такого уровня и масштаба - не частое явление в современной российской культурной жизни.

Посещаемость экспозиции выставки «Образ Родины» в ЦДХ вновь подтвердила интерес зрителей к качественной живописи.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...