На что проверяют космонавтов. Лётная и парашютная подготовка

Прежде чем начать рассказ о том, как в Советском Союзе проводилась подготовка первых космонавтов, хочется ещё раз подчеркнуть уникальность и чрезвычайную сложность поставленной тогда задачи - подготовить человека к первому в истории полету в космос. Возникающие при этом проблемы были настолько малоизученными и неразработанными, что нетрудно себе представить, сколько возникало дискуссий и споров среди специалистов, которым предстояло разработать методику отбора и подготовки первых советских космонавтов. Да и сама космонавтика тогда делала ещё только первые свои шаги.
Отыскивая наиболее оптимальные решения, иной раз и не самые лучшие (но вполне пригодные на данном изначальном этапе), приходилось продвигаться «сквозь» различные точки зрения «других» и в то же время стараться сдерживать свои «страсти», поскольку этого требовал действующий тогда жесткий регламент, требующий скорейшего перехода от слов к делу. И причем всех чрезвычайно волновала ответственность принятия решений, адресованных не к безмолвным автоматам, а к живым людям, энтузиастам своего дела, остро заинтересованным в предстоящем их «космическом будущем».
И когда к лету 1959 г. пришлось развернуть практические действия по отбору и подготовке космонавтов, потребовали оперативного решения самые различные вопросы, являющиеся принципиально новыми для истории человечества. Может ли вообще человек без ущерба для своего здоровья жить и работать в условиях космического полета? Что конкретно необходимо было сделать, чтобы подготовить человека к такому полету? Что в первых полетах в космос должно было обеспечиваться за счет техники, а что человек мог «взять на себя»? Какими именно достоинствами (способностями) должен обладать кандидат в космонавты и как эти достоинства выявлять? Как превратить отобранных кандидатов в надежных специалистов, способных не только стойко переносить условия космического полета, но и эффективно участвовать в испытании сложнейшей ракетно-космической техники?
На все эти и многие другие вопросы просто невозможно было ответить однозначно, и поэтому было решено не менять традиционно существующей практики при подготовке различных специалистов, когда соответствующим образом стараются развить у человека специфические профессиональные навыки. Естественно, что отработка всех этих качеств должна проводиться в конкретных обстановке и среде обитания, в которых будет протекать дальнейшая деятельность такого специалиста. Кроме того, как удалось договориться, все кандидаты в космонавты должны были обладать, по крайней мере, тремя группами достоинств, которые считались совершенно обязательными.
1. Как и любой высококвалифицированный специалист, космонавт должен твердо знать четко сформулированный круг обязанностей и уметь их эффективно и надежно исполнять. Можно сказать, что ему надлежало в полной мере владеть достаточно запрограммированным и доведенным до разумного автоматизма профессиональным ремеслом.
2. Кроме того, кандидат в космонавты обязан был постоянно развивать в себе и совершенствовать присущее ему (согласно условиям отбора) творческое начало исследователя-испытателя, способного быстро решать внезапно возникающие перед ним различные задачи. При этом допускалось, что и в отсутствие явно выраженных задатков к оперативному творчеству систематическое расширение кругозора, специальных знаний, наряду с освоением методических основ и приобретением необходимых навыков труда исследователя, могут выработать в человеке определенный творческий потенциал.
3. И, наконец,- чтобы стать достойным кандидатом в космонавты, человеку непременно надо обладать крепким здоровьем, повышенной выносливостью к физическим и психическим нагрузкам. Он должен также иметь запас резервных способностей своего организма, хорошо быть готовым к ожидавшимся факторам космического полета. Иначе говоря, его психофизиологические возможности должны дать в процессе подготовки тот надежный биологический фундамент, на котором незыблемо покоилась бы сознательная убежденность в своей всесторонней подготовленности успешно и до конца выполнить доверенное ему дело (полетное задание).
Органичный сплав перечисленных личных человеческих качеств, или достоинств, достаточен, как считали специалисты, чтобы будущие космонавты смогли выполнить возлагаемые на них задачи. Причем эти надежды на первых норах не связывались с определенными «профессиональными» задачами, да тогда, и не вполне представляли, какие конкретные «профессиональные» задачи должен иметь космонавт - человек совершенно новой и необычной профессии. В задачу первого полета космонавту ставилось только наблюдать, оценивать, сравнивать, запоминать и, если понадобится (при отказе автоматики), оказать помощь в управлении техническими средствами спуска корабля с орбиты для последующего возвращения на Землю.
При первых полетах человека в космос (точнее во всей серии полетов на кораблях «Восток») основной и главной задачей ставилась экспериментальная проверка возможностей человека полезно функционировать в заоблачных космических далях. Таким образом, для первых полетов «профессиональные» обязанности космонавта как бы временно уступили свой будущий несомненный приоритет всему тому, что связывалось с оценкой человека, его «запаса прочности», способностей и возможностей выстоять и одолеть неизвестное, чтобы уже затем, получив соответствующий опыт, стать эффективным и надежным «работником» в космосе.
Наиболее близко соответствующей к намечавшейся деятельности космонавта признавалась тогда работа летчика в воздухе. Тем самым был намечен исходный контингент, откуда предстояло черпать первых кандидатов в космонавты. При этом мог использоваться богатый опыт медицинской экспертизы в деле отбора и переосвидетельствования летного состава авиации. Однако имевшиеся тогда медицинские требования были значительно ужесточены и, кроме того, предъявлялись высокие требования к физиологическим резервным возможностям человеческого организма. Скрытый «запас прочности» у обследуемых лиц помогли оценить специалисты из научно-исследовательских организаций авиационной медицины. Следует отметить, что при этих обследованиях к экспертам попали только перспективные для летной профессии, смелые летчики, верящие в будущее космонавтики и стремящиеся овладеть новой профессией.
Начиная с первичного отбора, проводившегося в два этапа - на местах, а затем в госпитальных условиях, работа специалистов медицинского профиля весьма осложнялась из-за сознательно предпринятого тогда «сверхотбора» при подготовке первых космонавтов. В связи с этим может возникнуть вопрос: насколько нужен был такой ужесточенный «сверхотбор»?
Дело в том, что в то время в распоряжении специалистов имелось слишком мало убедительных сведений о воздействии факторов космического полета на живой организм и совсем никаких данных не было о воздействии этих факторов на организм человека. Кроме того, на данном этапе развития ракетно-космической техники можно было рассчитывать лишь на космический полет одного человека, а как раз по поводу полетов одиночек-пилотов авиационная (а вскоре и космическая) медицина высказывалась относительно реакций человека и всей его деятельности в пользу групповых экипажей.
Наконец в то время особую активность проявляли (особенно на Западе) довольно авторитетные специалисты в области биологии, психологии, медицины, высказывавшиеся против пилотируемых космических полетов. Они предполагали, что как только человек окажется в условиях невесомости и более чем на сутки «оторвется от земной цивилизации», то это вызовет всяческие осложнения в физиологических и особенно психических функциях человеческого организма.
Но главное - медики, как и все остальные специалисты, занимавшиеся проблемой подготовки первого в мире полета человека в космос, должны были сделать все от них зависящее (и даже «сверх того», как говорили в то время), чтобы гарантировать положительный результат предстоящего полета, т. е. гарантировать безупречное состояние здоровья и психофизиологическую надежность космонавта. Причем в отличие от специалистов-инженеров, которые в случае необходимости могут для повышения надежности испытываемых систем применить двойное и даже тройное резервирование особо важных узлов, медики-специалисты, конечно, были лишены столь выгодной возможности. Поэтому и надо было работать с гарантиями, поэтому пришлось страховаться и отбирать в космонавты только людей с «железным» здоровьем и обладающих чрезвычайной устойчивостью в психофизиологическом отношении.
Из нескольких тысяч летчиков, прошедших исследование на местах, в Москву на повторное (уже госпитальное) обследование были приглашены полторы сотни человек. К осени 1959 г. в число тех, с кем предстояло вскоре начинать подготовку к космическим полетам, медиками рекомендовались три десятка соискателей, успешно прошедших сквозь плотные и различные по своему характеру, многократно повторенные медицинские проверки. В итоге же первичного двухступенчатого отбора было зачислено ровно 20 кандидатов в состав слушателей-космонавтов.
Следует самыми добрыми словами вспомнить врачей, вложивших в дело отбора кандидатов в космонавты много старания, опыта и душевной теплоты: Е.А. Федорова, Е.Т. Малышкина, М.Д. Вядро, И.И. Брянова, Н.А. Гольдина, П.Я. Суворова, М.М. Филиппова, Н.С. Молчанова, А.А. Вишневского и других работавших с ними сотрудников.
Во второй половине октября 1959 г., когда отобранные летчики вернулись на время по месту своей службы, группа специалистов-медиков, активно участвовавших в проводившихся обследованиях, стала готовить самое необходимое для скорейшего развертывания сложного комплекса предстоящих работ на следующем этапе - непосредственной подготовке космонавтов. Для этого был создан Центр подготовки космонавтов, официально начавший свою историю с 11 января 1960 г. В феврале 1960 г. мне было поручено возглавить Центр подготовки космонавтов, который впоследствии был назван именем Ю.А. Гагарина.
В один из этих дней группу космонавтов принял главный маршал авиации К.А. Вершинин. Он побеседовал с каждым, по-отечески пожелал успехов в учебе.
Неоценимую помощь в практических делах, связанных с первоначальным обучением и специализацией слушателей первого учебного отряда космонавтов, оказал Герой Советского Союза Н.П. Каманин. Всестороннюю помощь руководству Центра, особенно в организационных, строительных и хозяйственно-бытовых делах, оказал В.Я. Клоков, очень скоро ставший общим любимцем будущих космонавтов.
Помогали созданию Центра подготовки космонавтов многие и буквально во всем - при проектировании, капитальном строительстве, финансировании, в вопросах снабжения и подбора нужных специалистов и т.д. и т.д. Решено было сразу, с первых же шагов закладывать новое дело обстоятельно, с перспективой.
14 марта 1960 г., когда в Москву пришла уже ранняя весна, на Ленинградском проспекте в нескольких десятках наскоро приспособленных комнатах двух старинных зданий была начата подготовка космонавтов. Эти здания и сейчас стоят на территории, принадлежащей аэродрому, что напротив красивого старинного Петровского дворца.
Первоначальная программа подготовки космонавтов, как и зарождавшийся в ту пору первый пилотируемый космический корабль (будущий «Восток»), продолжала уточняться и даже кое в чем изменяться «по ходу дела». А делом нашим тогда стал достаточно большой круг как, традиционно принятых и применяемых в авиации занятий, так и принципиально новых, оригинальных занятий, тренировок, ознакомлений, испытаний и тому подобного, что весьма удобно, хотя и не без иронии, умещалось в емком термине «мероприятия».
Накануне начала работы по подготовке космонавтов специалистами Центра была окончательно составлена комплексная учебная программа для будущих космонавтов, а также расписаны занятия на первое полугодие. Работа над этой программой явилась надежной проверкой дееспособности специалистов, как непосредственно входивших в состав Центра, так и эпизодически участвовавших в его работе, но представлявших собой целый ряд научно-исследовательских, опытно-конструкторских и промышленных организаций различных министерств и ведомств страны.
На очередном этапе подготовки космонавтов отобранные для этих целей слушатели должны были на проводившихся с ними занятиях всемерно развивать и поддерживать на необходимом уровне все то, что требовалось для насыщения и совершенствования всех трех групп достоинств, о которых уже говорилось раньше. При этом и каждый слушатель, и каждый специалист-инструктор объединялись единой целью в совершенно новом деле, в котором и учитель и ученик как бы помогали друг другу.
В состав регулярно проводимых со слушателями «мероприятий» вошли физическая подготовка и закаливание организма, учебно-тренировочные полеты на самолетах МИГ-15, медицинские обследования до и после тренировок и испытаний. Среди периодически или одноразово проводимых «мероприятий» значились парашютные прыжки, ознакомительно-испытательные «подъемы» в барокамерах, проверки в термокамерах, исследования в сурдокамере («башне тишины»), учебно-ознакомительные катапультирования на наземной установке, различные вестибулярные исследования и тренировки, углубленные клинико-физиологические обследования, вращения на центрифуге, полеты на невесомость (на специально оборудованных самолетах).
Если к перечисленному прибавить ряд целевых спецкурсов (в основном теоретические занятия) и посещения десятка промышленных и научно-исследовательских организаций, где в то время создавались, испытывались и доводились до нужной кондиции некоторые из бортовых систем «Востока», специальное «съемное» оборудование корабля и личное оснащение космонавта, то все, вместе взятое, и поможет, пожалуй, составить общее представление о составе «мероприятий», определявших существо и содержание первой учебной программы космонавтов.
Летно-парашютную подготовку организовывать и вести было поручено высококвалифицированным летчикам: инструктору Е.Е. Целикину и испытателю И.А. Азбиевичу, а также мастеру парашютных дел Н.К. Никитину. С ними вместе работали Герой Советского Союза Б.Б. Глинка, штурман М.Ф. Кадушкин, связист И.П. Ващенко и другие. Полеты на самолетах и парашютные прыжки в новом деле не были самоцелью. Они были включены в учебную программу космонавтов как испытанный и надежный способ комплексной тренировки всех без исключения психофизиологических систем и функций человеческого организма. Главное назначение данного раздела работ сводилось к эмоционально-волевой и двигательно-координационной тренировкам (закалке), особо требовавшимся для будущего космонавта.
Небезынтересно заметить, что если полеты на самолетах всегда были желанным занятием и предпочитались любой другой работе (летчик есть летчик), то с парашютными прыжками дело обстояло поначалу совсем не так. Потребовалось некоторое время, чтобы изменить первоначальное отношение будущих космонавтов к прыжкам, которых набралось до полусотни для каждого кандидата в космонавты. Однако, выполнив первые и самые простые прыжки по принуждению, слушатели-космонавты, сами того не заметив, настолько увлеклись и полюбили это занятие, что в дальнейшем их уже пришлось силой отрывать от него.
Каждый из молодых летчиков, готовившихся по комплексной программе подготовки в космонавты, почувствовал как бы прилив новых сил, смелость и даже, если так можно сказать, спортивный азарт, которые привели не только к приобретению твердых навыков при выполнении очень сложных, в том числе и затяжных, и ночных, и с приводнением, прыжков с парашютом, но и к получению звания «Инструктор парашютного спорта». Слушатели-космонавты сами стали убежденными популяризаторами парашютного спорта и уже предпочитали его многому другому.
Обширный раздел специальной медико-биологической подготовки космонавтов объединил в себе многие различные (как по своему существу, так и по сложности) медицинские проверки, испытания, ознакомления и тренировки на разнообразных стендах, установках и имитаторах. Все это позволило с некоторым приближением воссоздать в лабораторных условиях и достаточно точно дозировать многие из ожидаемых факторов космического полета, которые определенным образом могли воздействовать на организм человека. Кроме того, воссоздавались и условия обитания космонавта в космическом корабле на различных стадиях полета.
Общее руководство и организация работ, включенных в данный раздел, были поручены опытным авиационным врачам В.В. Ковалеву и Г.Ф. Хлебникову. Вместе с ними работали по отдельным видам медико-биологической подготовки С.Н. Кузнецов, А.В. Никитин, Н.X. Ешанов, И.М. Аржанов, Н.И. Попов, В.В. Нистратов, А.С. Антощенко и многие другие, включая инженеров Б.В. Яковлева, И.Ф. Филекина, техника В.В. Потемкина. Специалисты Центра совместно со многими опытными научными работниками, исследователями, экспериментаторами некоторых научно-исследовательских и испытательных организаций авиационной медицины добросовестно и с большой пользой для дела выполняли эту нелегкую, очень сложную и вместе с тем столь необходимую (и небезопасную) работу.
Среди ученых не могу не вспомнить с большой благодарностью В.И. Яздовского, Н.Н. Гуровского, О.Г. Газенко, А.М. Генина, Ф.Д. Горбова, С.А. Гозулова, П.В. Васильева, Л.Г. Головкина, А.Р. Котовскую, И.Т. Акулиничева и многих-многих других помогавших в этой работе сотрудников. Работа их осложнялась тем, что они должны были не просто ознакомить слушателей-космонавтов со всеми ожидавшимися физическими факторами воздействия на космонавта в космическом полете, но и постараться снять у слушателей излишнее волнение при предстоящей их встрече с подобными воздействиями. А ведь среди факторов предполагались и перепады барометрического давления, разнонаправленные ускорения (перегрузки) при выведении и возвращении корабля, перепады температуры воздуха в окружающей среде, вестибулярные и зрительные расстройства и многое другое.
Особо трудной задачей оказалось подготовить человека к действию продолжительной невесомости, а значит, и ко всему, что с ней окажется связанным, а также способствовать снижению (ожидавшемуся особенно в первых космических полетах) высокого эмоционально-волевого, психологического «накала» космонавта. Последнее связывалось с «воспринимаемостью» космонавтом необычности обстановки, ожиданием начала и развития каждой стадии и фазы космического полета и, наконец, возможностью встречи с непредвиденными, «особыми» случаями.
Более всего проявилось негативное отношение будущих космонавтов, пожалуй, к трем «мероприятиям» медико-биологического раздела подготовки: к повторявшимся, внешне одним и тем же медицинским обследованиям, к повторным тренировкам с тепловыми нагрузками, да к малоприятным, мягко говоря, вестибулярным тренировкам на вращаемом кресле. Потребовалось провести немало бесед с тем, чтобы убедить некоторых слушателей в необходимости проведения данных работ в оправданности включения их в программу подготовки к первым космическим полетам. Только регулярная «ответная информация» человеческого организма позволяла специалистам направлять и правильно корректировать всю медико-биологическую подготовку, подпитываемую такими мощными средствами, как физическая и спортивная тренировка.
С учетом индивидуальных различий и особенностей давались конкретные советы и рекомендации того, как развить в себе творческое мастерство исследователя-испытателя. Для формирования специалиста совершенно нового типа - космонавта - особенно необходимы были выдержка, терпение и большой труд, без чего нельзя было достичь успехов. Жизнь потом показала, что тот, у кого не нашлось в полной мере этих качеств, так и ни в чем не преуспел. Забегая вперед, скажу, что не все 20 слушателей первого отряда закончили первоначальное обучение: только 12 из них побывали в космических полетах.
Правда, следует отметить, что большинство слушателей-космонавтов работали добросовестно, втягиваясь в ритм и во вкус своей новой службы (подготовки). Эти парни сразу все правильно поняли и с первых же шагов стали терпеливо и настойчиво приучать себя ко всему ставшему совершенно обязательным, хотя и не всегда приятным и легким. Они положились на испытанный суворовский принцип: тяжело в учении - легко в бою.
У слушателей-космонавтов появились и поныне не утратили своего значения различные заповеди. Среди них, например, была и такая: при подготовке стремись быть в числе первых, но всегда честно уступай дорогу обгоняющим тебя на трудном пути, тогда и тебя будет ждать интересное дело в будущем.
После четырехмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 г., Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования - в Звездный. Там к этому времени удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалеку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд - квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов.
Тогда же созрело решение о дифференциации подготовки слушателей-космонавтов - о разделении её на несколько стадий. После отработки программы так называемого первоначального обучения, с выполнением самых общих целей и задач подготовки, было решено переключаться на стадию решения конкретных задач подготовки - на «специализацию». При этом часть готовившихся слушателей, в том числе Гагарин, Титов, Николаев, Попович, Быковский и др., были переключены /на предполетную подготовку для полетов на кораблях-спутниках серии «Восток». Эти слушатели-космонавты сразу же вошли во все подробности и детали того, что было связано с первой серией космических путешествий.
Появились новые дисциплины (небесная механика и ракетная техника), которые сразу же стали пользоваться у слушателей-космонавтов особым вниманием. Космонавты постоянно оказывали им предпочтение, так как безошибочно понимали, что именно в названных предметах находится теоретическая сердцевина их новой профессии. Кроме того, в занятиях по новым дисциплинам содержался один из наиболее достоверных и надежных источников, из которых удавалось почерпнуть свежую и наиболее полную информацию о делах в конструкторском бюро С.П. Королева, где «доводился до кондиции» будущий «Восток». Интересовали слушателей, естественно, и подробности о запускавшихся кораблях-спутниках, предназначавшихся для отработки бортовых систем того же «Востока».
Среди первых учителей космонавтов по небесной механике и ракетной технике были профессор М.К. Тихонравов, доктор технических наук Б.В. Раушенбах, кандидаты наук Ц.В. Соловьев и К.П. Феоктистов, а также известные теперь, а в то время молодые инженеры конструкторского бюро О.Г. Макаров, В.И. Севастьянов, А.С. Елисеев. Особенности обстановки, которой жил в то время Центр, в первую очередь стали строгости режима, принятого для слушателей-космонавтов, некоторый крен подготовки в «академическую» сторону, что частенько сопровождалось дополнительными занятиями накануне изложения сложного нового материала, повседневными интенсивными занятиями физкультурой и спортом.
Трудностей в ту пору хватало… Значительная часть из них проистекала из-за недостатка аппаратуры и оборудования, необходимых для нашей работы. Некоторых приборов или установок действительно не было совсем или в нужном, портативном, варианте, а другие же ещё не поступили. Однако получение значительной части из них, запрошенных нами, задерживалось только по той причине, что заказы не были поданы «заблаговременно», т. е. за год, как этого требовала установившаяся система снабжения. Но ведь год назад не было самого-Центра подготовки космонавтов. В ряде случаев неоценимую помощь нам оказывал С.П. Королев, который со временем взял под «опеку» всю подготовку космонавтов.
Много хлопот доставило создание тренажера космического корабля «Восток». Когда соответствующие теоретические основы небесной механики полета и ракетной техники были уже освоены слушателями-космонавтами, сложилась, прямо скажем, несколько сложная и непривычная для авиационных специалистов ситуация. Хорошо известно, что будущего летчика начинают готовить к самостоятельным полетам на реальном самолете, вначале на находящемся на земле, а затем в летающем экземпляре, да еще и надежно управляемом опытным инструктором. У нас же в то время космический корабль в том варианте, в котором он предназначался для полета с человеком, только еще создавался.
Инициатива в решении того, как и что предстоит теперь делать, принадлежала С.П. Королеву. Вместе с доктором технических наук Н.С. Строевым, руководившим в то время одной из организаций авиационной" промышленности, которой создавалась часть оборудования кабины «Востока» (индикация и управление), он решил на базе имевшегося моделирующего стенда сделать стенд-тренажер, «оживив» его, насколько удастся, действующим оборудованием и воссозданием внешней обстановки (переход через терминатор, «бег Земли» через «Взор» и т.д.). Создание тренажера осуществлялось той же группой инженеров, которая разрабатывала, испытывала и доводила упоминавшиеся выше кабинное оборудование и систему ручного управления «Востоком».
Собственно говоря, одновременно предстояло создать не один, а два тренажера: в организации, руководимой Н. С. Строевым и у нас в Центре подготовки-космонавтов. И если первый тренажер был сделан сравнительно скоро и функционировал в целом неплох (ведь все его составные части изготавливались здесь же), то со вторым экземпляром дело шло и не просто и не скоро. Когда первый тренажер оказался готовым, выяснилось вдруг, что даже знающие, как им пользоваться, инженеры (не говоря о всех других специалистах) не знают, как же учить космонавтов на этой «оживленной» технике.
Какой же должна быть методика занятий? Кто, наконец, быстро и продуктивно смог бы заняться со слушателями-космонавтами? Лучшим бы наставником был бы человек, имевший за своими плечами достаточный опыт полетов в космос. Но таких людей ещё не было, и опять нашли выход из положения, обратясь за помощью к представителям более «древней», чем космонавтика, профессии - авиации. Н.С. Строев предложил С.П. Королеву для этих целей кандидатуру профессионального летчика-испытателя Героя Советского Союза М.Л. Галлая, который и стал первым наставником будущих космонавтов по профессиональному обучению навыкам… космонавта.
В основу программы и методики занятий на космическом тренажере было решено опять же заложить опыт применения авиационных тренажеров, используемых при подготовке летчиков. При сравнении составленной тогда самой первой методики, уместившейся всего на двух страничках машинописного текста, с несравненно более сложными и объемными методиками подготовки космонавтов на тренажере в наши дни приятно убеждаешься в следующем. Основа у обеих методик неизменна и сводится к воспроизведению («проигрышу») действий обучающимся от старта до посадки как в условиях нормально протекающего полета, так и во всех мыслимых «особых случаях», т. е. когда что-то происходит не так, как надо, и четко запрограммированный ход полета вынужденно нарушается, требуя своевременных дополнительных действий со стороны космонавта.
При утверждении первой программы и методики обучения на тренажере у Н.С. Строева и М.Л. Галлая произошел характерный для того времени разговор с некоторыми специалистами, чрезмерно «заботившимися» о психике будущих космонавтов. Эти «защитники» напирали на то, что первые полеты «Востоков» полностью будут управляться автоматически, в связи с чем якобы отпадает надобность сосредоточивать внимание первых космонавтов на ручном спуске корабля с орбиты. В этом вопросе я решительно взял сторону М.Л. Галлая, поддерживая сделанный им упор программы и методики на тренировку слушателей-космонавтов к «аварийным» ситуациям.
Опыт и мастерство летчиков-испытателей подсказывали необходимость заранее изучать возможные осложнения, заблаговременно психологически подготовить будущих космонавтов к правильному преодолению «особых случаев», чтобы потом тревожно не ожидать постоянно висящую угрозу того, с чем придется разбираться, лишь когда внезапно изменятся обстоятельства в. самую критическую ситуацию. Н. С. Строев же, когда утверждал эту методику, отметил, что рано или поздно автоматика может отказать (абсолютной надежности на свете нет!) и лишь подготовленный к такому «сюрпризу» космонавт сможет благополучно завершить полет.
Позднее, когда в космосе побывали уже и Ю.А. Гагарин и Г.С. Титов, у нас в Центре появилась ещё одна четко сформулированная заповедь к космонавтам и к их учителям: «К моменту старта в кабине космического корабля должен находиться человек, способный выполнить куда более сложный и трудный полет, чем тот, который ему поручается». Данный ориентир сохраняется и в практике подготовки космонавтов в наши дни, и он вряд ли когда-нибудь утратит свою справедливость. Несмотря на постоянное совершенствование и повышение надежности ракетно-космических систем, список «особых» случаев, отрабатываемых космонавтами на тренажерах, растет.
Что же касается ручного управления спуском корабля с орбиты, то оно, как известно, понадобилось. Случилось это, правда, не в первых полетах «Востоков», а на «Восходе-2». Подготовленные ко встрече с таким «особым случаем» П.И. Беляев и А.А. Леонов успешно справились со своими профессиональными обязанностями, устранив серьезные осложнения на завершающейся стадии полета.
К концу занятий на тренажере удалось подключить к этому участку подготовки специалиста из нашего центра Е.Е. Целикина, а затем и еще одного - И.А. Азбиевича. Вскоре был закончен и отлажен тренажер в. Центре, и оба этих специалиста, подготовившихся к самостоятельной работе при занятиях М, Л. Галлая со слушателями («авангардной шестеркой»), «закрутили» гренажное дело и у нас в Звездном.
Сейчас, когда эту работу уже выполняют не отдельные специалисты, а десятки опытных и даже лично побывавших в космических полетах инструкторов, когда подготовка на тренажере стала подпитываться стараниями широкого комплекса многих самостоятельных наук, хочется особенно напомнить, с чего начиналось это направление, с чьими именами в первую очередь оно связано.
Большое значение было придано и достойное место отведено в программе подготовки космонавтов всему тому, что направлялось на физическую подготовку и закаливание организма человека. Ежедневные получасовые утренние зарядки (круглогодично на свежем воздухе в любую погоду), прохладный душ и влажные обтирания, регулярные учебные занятия с использованием обычных и специальных спортивных снарядов, занятия в спортивных секциях, периодические спортивные соревнования перемежались с работами, проводившимися по всем другим разделам подготовки, постепенно нарастая и постоянно оставаясь на высоком уровне по своей напряженности.
Не могу не сказать добрых слов в адрес опытных преподавателей-инструкторов физической подготовки и спорта Б.В. Легонькова, Ф.М. Горского, Н.П. Кузина, а также врача, осуществлявшего самый пристрастный контроль за дозированием и посильностью физических нагрузок, Е.А. Поручикова.
Плодотворно работал первый «комиссар» Центра Н.Ф. Никерясов.
Все хозяйственные дела и заботы легли на плечи опытного специалиста А.И. Сусоева. Вскоре вопросы капитального строительства принял на себя и стал весьма успешно вести большой знаток в этой области Е.Д. Черкасов.
В деле подготовки первых космонавтов особое место принадлежит С.П. Королеву. Его талант ученого, конструктора, организатора, его твердая воля и железная логика в сочетании с огромным авторитетом и высоким положением оказывали на молодых летчиков сильное и очень полезное профессионально-психологическое воздействие. И поэтому, завершая этот рассказ, хочу отметить, что С.П. Королев был мудрым наставником у всех космонавтов - именно в том широком смысле, который придается современному наставничеству нашей молодежи.

В настоящее время Центр располагает современной уникальной лабораторно-тренажной и испытательной базой, проверенными временем и практикой методиками подготовки космонавтов, опытными и высококвалифицированными специалистами, развитой кооперацией, а также многолетним опытом международного сотрудничества.

Каждый из нас в своей жизни мечтал о том, чтобы летать. У нас нет крыльев, как у птиц, но оказывается, человек может летать и без крыльев! Это становится возможным в состоянии невесомости, смоделированной в земных условиях. У вас есть шанс воплотить свою мечту, совершив полет на самолете-лаборатории ИЛ-76 МДК, как это делают космонавты, готовясь к работе в космосе.

Вы давно мечтали оказаться на месте героев-космонавтов и ощутить то, что они реально ощущают при подготовке к полету в космос? Вы хотите испытать себя? Тогда тренировка на центрифуге – это то, что Вам нужно!

Мы предоставляем Вам уникальную возможность почувствовать себя настоящим космонавтом, работающим в открытом космосе в выходном скафандре, совершив погружение в гидролаборатории Центра подготовки космонавтов.

Космонавт в открытом космосе – какое завораживающее зрелище, и какая сложнейшая работа! Вы только представьте – находиться в безопорном пространстве в огромном скафандре вне космического дома, когда вокруг бесконечный космос, и при этом еще в течение нескольких часов выполнять работу – дух захватывает! А тем временем, такая работа это тоже норма для героев-космонавтов, и в настоящее время в программу полета каждого экипажа включается выход в открытый космос.

При упоминании о космонавтах каждый из нас наверняка представляет себе человека в скафандре. Но мало кто знает, что космические скафандры бывают разных видов, используются для разных целей, и уж совсем удивительным для многих станет тот факт, что настоящий скафандр, побывавший в космосе, можно померить и научиться управлять его системами. А это, кстати говоря, совсем не просто! Такой уникальный опыт вы можете получить в Центре подготовки космонавтов. Это станет незабываемым космическим приключением, а ваши фотографии в скафандре станут ценной семейной реликвией и предметом гордости.

Тренажёр обеспечивает моделирование работы всех необходимых бортовых систем и движения корабля, а также визуальную модель обстановки, наблюдаемой экипажем в оптических и телевизионных средствах наблюдения спускаемого аппарата корабля.

Планетарий предназначен для проведения занятий с космонавтами по изучению звездного неба и отработке навыков проведения режимов астронавигации и астроориентации космических аппаратов с использованием штатных оптико-визуальных средств.

Специализированные тренажеры сближения и стыковки транспортного корабля «Союз» («Дон-Союз ТМА» и «Дон-Союз ТМА-2») предназначены для формирования и поддержания у экипажа навыков ручного управления транспортным пилотируемым кораблем и его системами при выполнении сближения, причаливания, облета, стыковки и расстыковки с комплексом, а также для отработки режимов срочного покидания Международной космической станции экипажем на двух кораблях одновременно (комплексная работа двух тренажёров).

Хотите узнать, как и чем питаются космонавты на орбите? Космическая еда существенно отличается от нашей привычной земной пищи и прежде всего тем, что она имеет особое приготовление и, конечно же, особую упаковку. У вас есть возможность не только узнать, но и самим попробовать пишу космонавтов и научиться ее готовить с помощью специального тренажера, который входит в состав технических средств подготовки космонавтов по системам обеспечения жизнедеятельности (СОЖ) российского сегмента МКС. Он предназначен для подготовки космонавтов по применению средств приготовления пищи и рационального использования космических продуктов питания на борту орбитального комплекса.

Наверняка многие из вас слышали о Международной космической станции, о том, что она летает вокруг Земли и в ней живут космонавты во время своих длительных экспедиций в космос. Узнать «из первых рук» о том, как же в действительности на МКС живут и работают космонавты, изучить внутреннее устройство станции – это интереснейший необыкновенный опыт, который можно получить в Центре подготовки космонавтов.

Как известно, в первые дни и недели полета большинство космонавтов испытывают определенные трудности адаптации к невесомости. У некоторых космонавтов может развиваться космическая болезнь движения (укачивание). В связи с этим специалистами Центра подготовки космонавтов были разработаны специальные программы вестибулярных тренировок, необходимых космонавтам для того, чтобы приспособиться к таким нестандартным условиям невесомости, которых нет на Земле

Как известно, во время космических полетов возникают различные нештатные ситуации, которые существенно «отравляют» жизнь космонавтам. Но при подготовке к космическому полету рассматриваются и такие аварийные ситуации, когда продолжение космического полета становится невозможным и с помощью средств аварийного спасения экипаж возвращается на землю.

Универсальный солдат

Идеальное здоровье, устойчивая психика, сверхвыносливость, волевой характер, стремление учиться новому и трудолюбие – таковы были основные критерии при отборе первых советских космонавтов. Кандидаты старше 30 лет, ростом выше 175 сантиметров и весом более 72 килограммов, не допускались до «кастинга».

По словам первого начальника Центра подготовки космонавтов Евгения Карпова, претенденты проходили «сверхотбор» - организм кандидатов заставляли работать «на пределе», определяя заложенный в нем «запас прочности». Полет Гагарина помог избавиться от многих страхов, которые «преследовали» ученых. Постепенно были смягчены требования к кандидатам. Сергей Королев считал, что «медицина» и «программы для кроликов» тормозят реализацию поставленных космических задач. Было снято требование «низкорослости» и возрастные ограничения (например, Михаил Корниенко впервые полетел в космос в 50-летнем возрасте), зато появился новый «параметр» – свободное владение английским.

Ученье – свет!

Современная система подготовки и та, что существовала в самом начале, отличаются разительно. Мощность и масса советских кораблей позволяли надежно дублировать системы управления, расположенные на борту, поэтому от кандидатов не требовали совершенных умений пилотирования. С большим вниманием относились к желанию космонавтов следовать лозунгу «Учиться, учиться и еще раз учиться», а также их умениям адаптироваться к новым, зачастую очень непростым, условиям. Первые кандидаты во время общекосмической подготовки изучали не так много: ракетно-космическую технику, основы космической медицины, астрономию, геофизику, астронавигацию, устройство и принципы управления кораблем. Будущие космонавты осваивали фотодело и киносъемку. С усложнением космической техники и расширением перечня работ, которые космонавты должны выполнять на орбите, расширился и объем программы подготовки. Сегодня кандидатам приходится держать экзамен по ста с лишним предметам, а затем еще и госэкзамен, после которого им присваивается квалификация «космонавт-исследователь» или «космонавт-испытатель».

Круги «ада»

Современный отбор кандидатов включает три этапа. На первом - проверку осуществляют компетентные органы. Жирную точку в карьере «звездного» претендента могут поставить «нелады» с законом, в том числе самые незначительные нарушения, например, неоплаченный штраф ГИБДД. Тщательно изучается личное дело, психологическое состояние претендента, который может быть снят с «дистанции», например, с формулировкой «сомнительный моральный облик». Далее две независимые комиссии проводят доскональный медицинский осмотр. Из 350 заявок после первой медкомиссии остается 200, после второй – всего 50. Затем кандидаты сдают экзамены по общеобразовательным предметам (математике, физике, русскому языку) и специальным: проверяются знания устройства корабля и систем его управления, этапы полета и др. Методички и пособия, по которым готовятся кандидаты, нельзя переписывать, фотографировать или брать «на вынос». Только заучивание, и это при том, что объемы информации, которую необходимо освоить, огромны.

От теории – к практике

После успешной сдачи теоретического экзамена начинается непосредственная подготовка, в результате которой будущие космонавты оттачивают умения и навыки. И если вначале упор делался на медико-биологическую подготовку, то сегодня больше внимания уделяется специальной подготовке. Тренировки на центрифуге позволяют повысить способности организма противостоять перегрузкам, «кресло Барани» и «качели Хилова» помогают подготовиться к пребыванию в невесомости и тренируют вестибулярный аппарат. Тренировки в антиортоположении позволяют легче справляться с приливом крови к головному мозгу, который вызывает невесомость.

Баро- и термо-

Для того чтобы определить, насколько организм готов к атмосферным изменениям, в первую очередь, к кислородному голоданию, космонавтов тренируют в барокамере: поднимают на высоту до 5 тысяч метров без кислородной маски. Это тренировка особенно пригодится во время возникновения нештатных, аварийных ситуаций, когда снижается содержание кислорода и резко «скачет» давление. В термокамере проверяют способность космонавта выдерживать высокие температуры, в том числе устраивают так называемые «отсидки» - пять сеансов при повышенной температуре, но с нарастающими временными интервалами от получаса до 70 минут. С увеличением работ, которые космонавт должен выполнять в открытом космосе, роль тренировок в термокамере возросла: современные скафандры с терморегулированием не всегда готовы защитить организм от неблагоприятных воздействий.

Кстати, о скафандрах – все они российского производства. Для полетов используются скафандры «Сокол», для выхода в открытый космос – «Орлан». Российские скафандры можно надеть без посторонней помощи – и это выгодно отличает их, например, от американских.

Сенсорная депривация

Психику космонавтов тренируют в сурдокамере, где основные органы чувств человека искусственно лишают внешних «раздражителей». Отправляя первых покорителей в космос, ученые изрядно волновались за их психическое состояние: было до конца непонятно, как поведут себя органы чувств при кардинальной «смене обстановки». Замкнутое пространство, осознание оторванности от Земли – серьезная психологическая нагрузка, которая усугубляется непреходящим стрессом от ожидания опасности. Методика пребывания в сурдокамере менялась неоднократно. Сначала космонавтов помещали в атмосферу с чистым кислородом при пониженном давлении, но гибель в сурдокамере Валентина Бондаренко заставила проводить тренировки при нормальной атмосфере. Космонавтам то разрешали, то запрещали брать с собой книги, то уменьшали, то увеличивали время «отсидки».

Всего и помногу

Все технические средства для тренировок можно разделить на две большие группы. К первой, «экзогенным тренажерам», относят устройства, на которых моделируют перегрузки, невесомость, «скачки» давления и прочие - например, гидролаборатории, различные камеры и гимнастические снаряды (батут, лопинг). Ко второй большой группе относятся тренаёеры, на которых отрабатываются навыки управления кораблем на всех этапах полёта: вывод на орбиту, ориентация по Солнцу, планетам и данным служб, расположенных на Земле, сближение, стыковка и расстыковка корабля, реализация специальных задач, предусмотренных программой. Главное отличие космонавта от летчика в том, что последний имеет возможность после изучения теории и учебы на тренажерах провести тренировочной полет с инструктором и только после контрольного полета ему доверят самолет. У космонавта первый полет проходит самостоятельно, поэтому на наземных тренажерах стараются сформировать максимально приближенный к реальным условиям «образ полета»: идентичный интерьер кабины, «реальная» картинка в иллюминаторе, агрегаты и устройства «шумят» как настоящие. Спровоцировать стресс – уже сложнее, но и с этим в Центре подготовки космонавтов справляются.

В представлении обывателей космонавтика — романтичная, полная приключений профессия. Но яркому и относительно короткому периоду работы на орбите предшествует тяжелая и нудная подготовка "на земле".

Главное — бахилы

"Главное — не забудьте бахилы, а то не пустят, — инструктируют нас организаторы, когда мы собираемся в Звездный городок. — От станции Циолковская (направление в сторону Фрязево от Ярославского вокзала, — РИА Новости) — дорожка шириной в несколько метров. Она там одна, и весь народ пойдет по ней. Идите за всеми".

Единственная дорожка приводит через хвойный лес с непривычно чистым после Москвы воздухом к шлагбауму и проходной. Это "граница" Звездного городка — закрытого территориального образования, настоящего города с семью тысячами жителей.

Попасть внутрь можно только по спискам. Нас досматривают охранники с нашивками Роскосмоса на куртках.

Уже в черте самого Звездного городка еще одна проходная. Это вход в святая святых — Центр подготовки космонавтов (ЦПК) имени Юрия Гагарина.

Сегодня в отряде космонавтов ЦПК числится 42 человека. Восемь из них — пока только кандидаты в космонавты, их набрали в отряд совсем недавно, в 2012 году. Еще 11 уже зачислены в космонавты-испытатели, но на орбите пока не побывали, а только ждут очереди. Ну и, наконец, двое — на МКС. Все остальные — это те, кто побывал в космосе, некоторые по два-три раза. Успешно вернувшись с орбиты, они снова тренируются и готовятся. Сегодня мы их увидим.

Примерно половина отряда живет здесь же, в Звездном городке. Остальные — в Королеве и других городах Подмосковья. На свою тяжелую и романтичную работу они добираются, как и остальные жители Подмосковья: кто на машинах, а кто на электричках.

В их трудовых книжках так и написано — "космонавт". И, конечно, как и все трудящиеся, космонавты получают зарплату. Правда, величина их оклада устанавливается специальным президентским указом. В последний раз ее индексировали в конце прошлого года. Сейчас кандидат в космонавты получает 60900 рублей, космонавт-испытатель — 63800 рублей, а инструктор-космонавт (то есть опытный космонавт, который учит других) — 88 тысяч рублей.

Все выше и выше

В космонавтику есть три основных проторенных пути. Первый — закончить какой-нибудь хороший технический университет и пойти работать в Ракетно-космическую корпорацию (РКК) "Энергия". Проработав там несколько лет и досконально изучив космические корабли, можно подавать заявку в государственную комиссию по подготовке космонавтов.

Вторая "калитка" — через высшие медицинские учебные заведения, в которых можно стать специалистом по биологии. Сейчас на орбите наиболее востребованы люди с образованием либо в этой области, либо в физике.

Ну и, наконец, третий вариант — через военную авиацию. В космонавты берут военных летчиков, имеющих налет более 350 часов и 160 прыжков с парашютом. Один из бывших летчиков, а ныне космонавтов — 44-летний полковник ВВС Анатолий Иванишин. Его мы и встречаем в Звездном городке. "Я служил в Петрозаводске. Узнал, что набирают отряд космонавтов в Звездный городок — решил попробовать", — рассказывает он.

Получается, что космонавтом он стал уже в достаточно зрелом возрасте. Причем не с первой попытки. Дело в том, что рост Иванишина — 182 сантиметра. Чуть раньше это поставило бы перед ним непреодолимую преграду- таких высоких людей в космонавты в советское время не брали. В 1997 году комиссия его забраковала.

Однако через несколько лет требование "низкорослости" было снято — как говорит сам Анатолий, по просьбе американцев, у которых этого ограничения не было. В 2003 году Иванишин решил рискнуть еще раз — и теперь удача, а точнее, строгая комиссия, ему улыбнулась. После нескольких лет тренировок, в ноябре 2011 года Иванишин полетел на МКС.

"Быть космонавтом интересно, это по-прежнему уникальная профессия, — объясняет Иванишин свое решение. — На сегодня весь список российских и советских космонавтов — 116 человек. Вроде не так и мало, но ведь это всего лишь сто человек со всей страны. Так что полеты в космос и сегодня, спустя 50 лет после начала космической эры, остаются эксклюзивными".

В советское время считалось, что космонавт обязательно должен быть в возрасте 27-30 лет. Однако в последние годы, когда количество желающих стать космонавтами снизилось, здоровье нации ухудшилось, а комфорт и безопасность полетов, наоборот, выросли, эту планку убрали. Космонавт Михаил Корниенко, например, к звездам полетел впервые, когда ему было уже 50 лет.

Зато появилось новое требование — свободный английский, который нужен, чтобы общаться с американцами на МКС.

ЕГЭ для космонавта

Итак, ваша заявка в государственной комиссии. Отбор состоит из трех этапов. Сначала претендента проверяют компетентные органы: малейшая проблема с законом в прошлом (вплоть до неоплаченного штрафа ГИБДД), негативные записи в личном деле или проблемы с психологическими характеристиками, сомнительный моральный облик, — все это может поставить крест на "звездном" будущем претендента.

Следующий "круг ада" — полный и доскональный анализ физических кондиций космонавта. Обнаружив в организме соискателя болезнь, врачи решают, лечить ее, пренебречь ее наличием или опять-таки забраковать соискателя. Причем комиссия проводится дважды разными составами.

Ну и, наконец, экзамены: будущего космонавта тестируют по общеобразовательным дисциплинам (физике, математике, русскому языку), а затем — по специальным. Его проверяют на знание устройства ракеты, этапов ее полета, системы управления движением и многого другого. Любопытно, что документация, по которой соискатели готовятся к экзаменам, секретная — ее нельзя забирать на дом, фотографировать или даже переписывать. Можно только заучить. А объем ее огромен.

Когда госкомиссия раз в несколько лет объявляет набор, то она принимает около 350 заявок. После первой медкомиссии остается около 200, а после повторной — всего 50.

Когда все этапы преодолены, соискателей зачисляют в отряд космонавтов и начинают готовить к полетам. Курс рассчитан на несколько лет, но бывали случаи, когда космонавты ждали своей очереди по 10 и даже 15 лет.

Скафандр "Орлан" и скафандр "Сокол"

Самое интересное здание Центра подготовки космонавтов — гидролаборатория. Оно видна издалека и приметна: форма здания — округлая.

Здесь-то нам и пригождаются бахилы. Сразу после входа в здание чувствуешь запах воды. В центре здания огромный круглый бассейн. Посреди бассейна стоит платформа, на которой — точная копия МКC, точнее, ее так называемого функционального грузового борта, ФГБ.

Вдоль ФГБ в воде будут ползать космонавты, отрабатывая действия в открытом космическом пространстве.

Зачем же нужна вода? Чтобы создавать космонавтам условия, приближенные к невесомости, когда человек не чувствует веса собственного тела. Чтобы достичь нужного эффекта, в гидрокостюм вставляют свинцовые грузики — для этого весь костюм покрыт кармашками. Грузики крепятся и к ногам космического путешественника.

Глубина бассейна 12 метров, температура воды 30 градусов.

Самое забавное, что после этого космонавт совсем теряет маневренность. В "бассейне" космонавту помогают маневрировать водолазы. Они же подают космонавтам грузы и так далее.

Сегодня в гидролаборатории работают Федор Юрчихин и Михаил Тюрин. Оба — опытные космонавты: Юрчихин был в космосе уже трижды, а Тюрин — два раза. В 2015 году они снова полетят на МКС.

У космонавтов есть два типа скафандров — скафандры "Сокол", в которых они летят в корабле на станцию, и скафандры "Орлан" — для выхода в открытый космос. На самой МКС космонавты работают в шортах и футболках.

Скафандры — российского производства. "Из плюсов по сравнению с американским костюмом — космонавт его может надеть сам. А из минусов — я вам не скажу", — рассказывает нам представитель ЦПК. В гидролаборатории космонавты тренируются в настоящих "Орланах" — точно таких же, в которых потом выходят в космос.

Но сначала космонавты надевают специальный синий костюм "водяного охлаждения", весь пронизанный тоненькими трубочками. По ним циркулирует холодная вода, которая охлаждает тело космонавта — чтобы он банально не потел. "Интересно, что по ним циркулирует холодная вода, а вот горячая не предусмотрена, хотя вообще-то в космосе холодно, а не жарко, — смеется Михаил Тюрин. — Секрет прост: температуры тела достаточно, чтобы согреться".

Зато космонавт может сам регулировать температуру этой воды: делать потеплее и похолоднее, в пределах 10-20 градусов. Для этого на его костюме есть датчики температуры. Правда, чтобы их увидеть, ему надо посмотреть в зеркальце, специально укрепленное на его запястьях — в них и отразится датчик. Сейчас, во время тренировки, эта вода подключена к шлангам, тянущимся из-за пределов бассейна. В космосе система замкнутая.

Космонавты "входят" в скафандр — так правильнее говорить про эту штуку весом 100 кг. Небольшой подъемный кран поднимает космонавта и погружает в бассейн. Тренировка начинается.

Гаечный ключ для космического корабля

Сегодня Тюрин и Юрчихин отрабатывают важную операцию: с поверхности станции надо снять установку лазерной связи — это несколько кубических конструкций. Сверху она увенчана штукой, размером, формой и даже цветом напоминающей фанерный чехол для старых швейных машинок. Установку космонавты должны накрыть чехлами и завести в стыковочный отсек.

Но это не все. Одновременно космонавты тащат с собой так называемое "универсальное рабочее место" — адаптер, к которому крепятся различные приборы. В следующий раз на адаптер поставят телескоп, а пока что его просто должны поставить на место установки лазерной связи.

Сложность тренировки именно в том, что космонавты должны заниматься двумя установками одновременно. Каждая установка снабжена пенопластовыми поплавками — если ее случайно отпустить, уплывет. Получается полная имитация того, как ведут себя приборы в открытом космосе — чуть зазевался, и прибор стоимостью в миллионы долларов улетает из рук и превращается в космический мусор.

Иванишин отрабатывает "режим спуска" с орбиты, как будто он уже отработал на МКС и теперь летит на Землю. Его полет регулирует автоматика, а в функции космонавта входит следить за показаниями приборов. Но на самом деле корабль предусматривает и ручное управление: если автоматика выйдет из строя или будет работать с нарушениями, то человек вмешается.

Космонавт контролирует состав воздуха на корабле, давление кислорода, следит за показаниями двигателей. В строго определенный момент, когда тренажер-корабль "подходит" к поверхности планеты, автоматика выдает тормозной импульс. Его тоже можно скорректировать — чтобы приземлиться все-таки не в безлюдной тайге, а в степях Казахстана.

В довольно неудобной позе Иванишин проводит полтора часа — впрочем, настоящий полет на станцию и обратно обычно занимает двое суток, так что нужно привыкать уже сейчас. Такие тренировки тоже проходят по два-три раза в неделю: космонавт не должен утратить свои навыки и довести свои действия на корабле до автоматизма.

А пока Иванишин "летит", задаю самый главный вопрос Федору Юрчихину.

"Многие в детстве, особенно в советском детстве, мечтали о том, чтобы стать космонавтами. Ваша мечта сбылась. Это действительно так романтично, как представляется?"

"Да, это стоило того, чтобы мечтать, — говорит он. — Это был мой осознанный выбор и я шел к нему всю жизнь".

Алексей ФЕДОРОВ, сотрудник Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина:

В первую очередь вы должны понять, что такое профессия космонавта. И почему вы хотите стать космонавтом. Нужно ходить на экскурсии в музеи, посвященные космической и авиационной тематике, благо их в нашей стране множество. И вы найдете места на любой вкус. После этого советую почитать некую литературу. Можно почитать литературу публицистического характера. Можно почитать книги более сложной направленности - Левантовского, Чертока и других авторов.

Также было бы неплохо съездить на экскурсии в различные предприятия космической отрасли. В первую очередь это, конечно же, экскурсия в Центр подготовки космонавтов. Если есть возможность, также можно попробовать попасть на какую-либо встречу с космонавтом, чтобы лично задать вопросы, которые вас интересуют. После этого, переварив всю ту информацию, которую вы получили, если вы решили, что вам действительно интересна данная профессия, вы начинаете углубляться.

В первую очередь следует получить профессиональные знания. Это должны быть либо технические специальности (желательно направления авиационно-космического строения), либо биохимия, геофизика, астрономия - все то, с чем космонавты работают на орбите и с чем наша космическая промышленность сталкивается в повседневной жизни. После этого, если у вас уже есть подобное образование или вы его получили, обнаружив в себе желание стать космонавтом, вы должны понять, насколько вам интересна и доступна сама профессия космонавта. Потому что человек, который становится космонавтом, должен обладать определенным набором качеств. Среди них, конечно, должна быть стрессоустойчивость, желание всегда стремиться вперед, не останавливаться, умение терпеть, умение ждать. Умение быть не только общительным, но и деликатным, обладать чувством такта, общей эрудированностью.

Профессия космонавта означает, помимо прочего, еще и физические нагрузки. Причем это физические нагрузки не только со стороны специальной подготовки (такие, как центрифуга, полеты на невесомость и различные другие), но и с позиции поддержания своего здоровья. В первую очередь нужно ознакомиться с перечнем медицинских требований, которые представлены на официальных сайтах Роскосмоса, Центра подготовки космонавтов и доступны в виде отдельных документов. Там четко прописан перечень всех обследований, которые нужно пройти, и параметров, особенно физических, физиологических, которым должен соответствовать человек, желающий стать космонавтом.

После этого надо начать проходить этот вид, если можно так сказать, диспансеризации и подготовки. Это отдельная задача, которую нельзя рассматривать просто как попутное собирание документов. Прохождение медицинского отбора - это, наверное, самая важная вещь при отборе космонавтов. Потому что космос требует от нас крайне высокой степени устойчивости. Потому что это агрессивная среда, крайне тяжелая для пребывания в ней человека. Относиться к сбору всех документов по здоровью нужно очень серьезно. И желательно, конечно, проходить обследование в качественных клиниках, благо сейчас есть большое количество доступных государственных учреждений или больших частных медицинских центров, в которых даже целыми комплексами проходят. После того как вы все это подготовили, надо собрать большое количество личных документов, собрать справки, особенно справки о допуске к государственной тайне. Не потерять, найти все свои дипломы. И надо будет написать автобиографию, при этом не пытаться в ней написать нечто выходящее за пределы человеческих возможностей. Это должна быть максимально краткая, четкая и понятная (прежде всего вам самим) автобиография, описание вашей жизни. Можно от рождения, можно от начала учебы - и вплоть до настоящего времени. Потому что все, что лежит более глубоко, если вы дойдете до этапа очного отбора, будет выясняться психологами или во время профотбора как одного из конечных этапов.

После того как все документы поданы, их отправляют в Центр подготовки космонавтов, помечая, что это направляется в комиссию по отбору. И после этого идет период рассмотрения. Он может занять достаточно долгое время. После чего, если человек попадает на очный этап отбора, он, как говорится в документах, «прибывает на место прохождения отбора» (т.е. приезжает в ЦПК) в определенное назначенное время и начинает проходить этапы отбора. Что это такое?

Этапы отбора делятся на следующие. Сначала человек проходит психологический отбор и отбор на физическую пригодность. Он проходит определенные тесты в течение целого дня вместе с психологами ЦПК. Эти тесты направлены на определение его стрессоустойчивости, адекватности, его способности выполнять сложные операторские задачи. После прохождения этих двух этапов отбора, если все хорошо, человек приступает к физическому отбору. Если кандидат прошел все этапы физической и психологической подготовки, он приступает к очному этапу профотбора.

Профотбор заключается в прохождении двух этапов. Сначала это тестирование на операторскую деятельность. По факту это различные тесты и упражнения на способность выполнять некие операторские действия. Это может быть как управление джойстиком маркера на экране, сборка каких-то схем, определение неисправности в приборах, определение принципа работы некоего аппарата или работа по бортовой документации - ровно такой же, абсолютно настоящей, как и та, что дают действующему космонавту. Если тесты на операторскую деятельность проходят нормально, в дальнейшем идет тестирование на английский и русский язык. Это вполне понятно. Там ничего особо сложного нет, хотя подготовиться, конечно же, нужно. Язык международного общения (язык общения на МКС) - английский. Хотя есть и российский сегмент, и говорят, что у нас есть рунглиш (Runglish, смешение русского и английского языков), но по большей части именно во время полета используется английский язык. Потому что все ЦУПы, кроме московского, общаются с нашими членами экипажа именно на английском языке. И в Мюнхене, ДжАКСА (JAXA, Japan Aerospace Exploration, Японское агентство аэрокосмических исследований), Канада, NASA (National Aeronautics and Space Administration, Национальное управление по аэронавтике и исследованию аэрокосмического пространства, США) в Хьюстоне общаются с применением английского языка.

Если человек прошел все эти тесты, потом он приходит на профотбор. Это один из самых страшных этапов, к которому надо очень серьезно готовиться. Многие говорят: «А нет нигде информации!», но на самом деле информация в методичке с перечнем тем, которые могут быть затронуты во время профотбора, выкладывается точно так же совместно с официальными документами подбора на сайте. За сутки кандидата просят написать мотивационное эссе. Это некий текст, который объясняет, почему человек захотел стать космонавтом или что такое профессия космонавта в его понимании. Конечно, немного темы могут варьироваться, но, как правило, они все фокусируются на восприятии человека, его понимании того, что такое и кто такой космонавт, и понимании того, зачем он вообще решил стать космонавтом.

Также дается за сутки некое пособие. Как правило, это пособие по системам корабля «Союз». Это могут быть системы двигательной установки, а могут быть системы терморегулирования, системы обеспечения жизнедеятельности. Человек должен успеть за сутки прочитать и усвоить информацию. Понятно, что никто с него не будет спрашивать, как с космонавта - в таком же объеме. Но кандидат должен показать, что он смог за это время вникнуть, понять суть, понять основные реперные точки: как система работает, для чего, как она реагирует на некие воздействия, - и понимать принцип ее работы, а также уметь очень четко это все объяснить.

Одна из очень важных вещей, которая требуется от космонавта, - это умение правильно формулировать свои мысли. После того как зачитывают эссе, начинается процесс непосредственно отбора. Сюда входят как специалисты по подготовке космонавтов - психологи, врачи, специалисты по языку, так и представители каких-то других управлений - РКК «Энергия», Роскосмоса. Все они задают свои вопросы. Как правило, интересуют вопросы в области элементарной физики, орбитальной механики, математики, алгебры, понимания процессов, происходящих в корабле, - того, как он летает, почему он летает, почему он не падает, как живет космонавт, как он выживает, что требуется космонавту в космосе, как вернуться на Землю. Также большое количество вопросов посвящается общей эрудиции - пониманию устройства мира, начитанности человека, его культурной составляющей (насколько он образован, эрудирован, воспитан, как он реагирует на стрессовые вопросы, как он общается с людьми, насколько качественно с точки зрения психологической устойчивости он может выдерживать длительные разговоры).

После того как профотбор проходит, если человек успешно финишировал и в конце протокола указано, что он соответствует требованиям, предъявляемым кандидатам в космонавты, то человека допускают на очный медицинский отбор. Во время медицинского отбора кандидат проходит достаточно большое количество обследований не только на территории ЦПК, но и в смежных организациях - таких, как АМБП, институт Бурденко и многих других. Как правило, это учреждения, которые специализируются на космической и авиационной медицине. Если все хорошо, то человека допускают и к специальным тренировкам, а также проводят специальные обследования - такие, как кресло ускорения Кориолиса (сокращенно КУК), которое проверяет устойчивость вестибулярного аппарата, центрифуга (устойчивость человека к перегрузкам), велоэргометр и ортостол (ручной вертикализатор). Это проверки устойчивости сердечно-сосудистой системы. Ортостол, как правило, проверяет в первую очередь сосуды головного мозга: насколько правильно работает отток крови из головы, как правильно работает тело, как оно реагирует на изменение своего положения.

Сначала решение выносит медицинская комиссия, так называемая главная медицинская комиссия (ГМК), которая дает заключение для комиссии, занимающейся отбором, о том, годен ли человек к работе космонавтом. И после этого мы ждем окончания отбора, потому что решение о принятии человека в отряд космонавтов проходит на конкурсной основе. То есть заканчивается весь отбор и из тех кандидатов, которые прошли полный цикл отбора, получили положительное заключение ГМК и положительное заключение профкомиссии, составляется рейтинг. И уже на основе этого рейтинга, на основе прохождения профотбора, каких-то многих других нюансов, которые учитываются, исходя из личности каждого кандидата, происходит отбор тех единиц, которые проходят в так называемый новый класс. Об этом сообщают официально. Их приглашают и официально представляют уже руководству Роскосмоса, ЦПК и общественности.

На этом заканчивается этап общего отбора кандидатов в космонавты, после чего начинается этап общекосмической подготовки, который практически сразу начинается после окончания отбора и проходит в течение двух лет, где люди начинают изучать основы орбитальной механики, систем корабля, многих других специальностей, которые потребуются космонавту не только для работы в космосе, но и для общего кругозора - в первую очередь понимания того, что космонавт суть не только инженер, испытатель и оператор техники, это еще и публичное лицо, которое должно правильно понимать текущее состояние мира и вещей, его окружающих.

По окончанию этапа общекосмической подготовки человек проходит государственный экзамен. В случае хорошего результата, которым является по возможности высшая оценка - 5 или 4, человек получает статус «космонавта-испытателя».

Чтобы вы понимали, человек, который прошел в отряд космонавтов сразу после отбора, еще не является космонавтом. Он является кандидатом в космонавты. Официально он оформляется на должность кандидата в космонавты. И только после прохождения госэкзамена, через два года после успешно пройденного отбора, он получает статус космонавта-испытателя.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...