Политическая централизация русских земель. Образование русского централизованного государства: причины, особенности, основные этапы

В России доминирующими факторами объединения являются социально-политические и духовные, а не социально-экономические факторы.

Предпосылки:

1.а)развитие земледелия.б)Рост боярского и поместного землевладения.

2.а)противоречия между князьями.б)великое княжение.в)православная церковь.г)борьба за независимость.

3.а)общий язык.б)единая вера.в)единая система права.г)Рост национального самосознания.

I. конец 13 – первая половина 14 века.

заметную роль в хозяйственной и политической жизни – Тверь и Москва. У этих городов был хозяйственный подъем. 1263 год – Александр Невский отдаёт Москву сыну Даниилу. 1303-1324 года – Юрий Даниилович. 1324-1340 – Иван Первый (Калита). он отличался осторожностью, расчетливостью, стремлением решать политические проблемы дипломатическим путем. Политику Калиты продолжили его сыновья.

1325-Митрополит в Москве. В это время церковь является духовным центром.

1340-1353-Симеон Гордый. 1353-1359 Иван Второй Красный. => Дмитрий Донской.

II. Вторая половина 14 – первая четверть 15 века.

Москва- центр борьбы за независимость Русских земель. 1359-1389 – Дмитрий Донской. 1367-создан первый каменный Кремль. Ольгерд (Литва) – 3 похода на Москву.

1380 год 8 сентября – сражение на Куликовском поле (р.Дон). полки из московской, Смоленской, Владимирской, Костромской, Белозерской, Муромской и других земель одержали победу над войском Мамая. Разгромленный Мамай бежал в Крым, где был убит. Эта битва доказала важность объединения отдельных земель для совместной борьбы с неприятелем, показала силу Руси всем её соседям. Именно с победой на Куликовом поле связано начало возрождения национального самосознания русского народа.

III. Вторая четверть 15 века.

Это был этап династических войн. С 1428 по 1453 (Василий Второй Темный 1425-1462г)ослеплён. Юрий Дмитриевич (младший сын Дмитрия Донского) Василий Косой Дмитрий Шемяка Дмитрий Красный.

IV. Вторая половина 15 века – четверть 16 века. Иван Третий 1462-1505 г. Женат на племяннице византийского императора Софье Палеолог, этот брак подчеркивал преемственность государственных традиций Константинополя и Москвы. великого князя стали называть также государем всея Руси.В дипломатической переписке его величали царем. 1471- битва на р. Шелоне с Новгородцами. 1478г-присоеднение великого Новгорода. 1480-стояние на р.Угре. Падение Золотоордынского ига. Присоединена Тверь. 1497 – судебник Ивана Третьего.(первый судебник). Это был первый свод законов Единого Государства. 1505-Василий Третий – 1533г. За время правления Ивана Третьего и Василия Третьего территория Московского государства увеличилась в шесть раз. В конце 15 – первой половине 16 века был решена важная задача государственного строительства – осуществлена централизация системы управления. Государь являлся носителем верховной светской власти: издавал законодательные акты,возглавлял высший судебный орган – великокняжеский суд, командовал войсками во время наиболее важных походов. Монарший престол передавался по наследству от отца к сыну.



В 1550 году был принят новый судебник, который ограничил финансовые привилегии монастырей, усилил роль царя в принятии новых законов. Важную роль в объединении сыграла церковь.

В период централизации экономика развивалась поступательно.преодолевался кризис,вызванный Батыевым разорением. Активизировалась внутренняя и внешняя торговли.

В нем сформировался аппарат центрального и местного управления,были заложены основы сословно-представительной монархии.

Особенности процесса государственного объединения Русских земель:

-)Отсутствие общенационального политического центра, -)в условиях ордынского владычества, -)соперничество представителей различных ветвей династии Рюриковичей,-)необходимость времени для осознания важности независимого государства всем народом.-)необходимость и возможность свержения ханского гнёта.

Иван Данилович Калита (ум. в 1340 г.). Младший сын Даниила Александровича. Первое упоминание о нем встречается в летописи под 1304 г., когда Иван выступил на стороне своего брата Юрия в борьбе с Михаилом Тверским. В 1320 г. Иван отправляется в Орду, вероятно, для переговоров о выплате "выхода". Он возвращается с татарскими отрядами и помогает им в сборе дани. В 1322 г. Иван снова в Орде, откуда приходит с татарским послом Ахмылом, подвергшим разорению русские земли. Третий раз Иван приходит с ордынцами в 1327 г., на этот раз в Тверь, где вспыхнуло восстание против татарского воеводы Чолхана. Московский князь с 1325 г., в 1328 г. Калита становится и великим князем владимирским. По словам летописца, с этого времени "бысть... тишина велика по всей Русской земле на 40 лет, и престаша татарове воевати Русскую землю". Мы знаем, однако, что тишина эта была куплена ценой щедрых "выходов". Калита расширяет свой удел: в зависимость от Москвы попали Ростов, Галич, Белоозеро, Углич. Умер Иван в 1340 г., оставив четырех сыновей и пятерых дочерей.



Образование Московского государства на рубеже XV-XVI вв. Иван III

ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ (1440–1505) – великий князь московский (с 1462). В 1450 был объявлен соправителем отца Василия II Темного. В 1452 был обвенчан с княжной Марией Борисовной. В 1462 после смерти отца стал официально московским великим князем, продолжив борьбу отца с сепаратизмом удельных князей по объединению русских земель в единодержавное государство. В 1463 к Москве было присоединено Ярославское княжество. В ноябре 1472 по предложению папы римского Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Константина Палеолога Софьей Фоминешной Палеолог. Иван III «повелел» Московский герб с изображением поражающего змея Георгия Победоносца объединить с двуглавым орлом – древним гербом Византии. Этим подчеркивалось, что Москва становится наследницей Византийской империи. Зародившая тогда идея о всемирной роли «Москвы – третьего Рима», привела к тому, что Иван III стал рассматриваться как «царь всего православия». Брак с Софей Палеолог способствовал повышению авторитета московского князя среди других русских князей и облегчало поставленную им задачу по собиранию русских земель.

В 1474 к Москве присоединилось Ростовское княжество и заключен дружественный союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. В 1476 Иван III сделал важный шаг на пути освобождения от Орды, перестав платить ей ежегодный денежный «выход» («дань»). В 1477 Иван III пошел на Великий Новгород и, подчинив себе этот города, к 1478 укрепил свое положение на западных границах.

В 1481 Иваном III были отвоеваны земли Ливонского ордена В 1487 русскими войсками была взята Казань,

По Белозерской уставной грамоте Ивана III 1488 все сословия на московских и подчиненных Москве землях оказались зависимыми от великого князя. По мере усиления власти московского князя укреплялся его престиж в других странах

В 1492 Ивану III удалось установить дружеские отношения с турецким султаном, Во внутренней жизни Москвы Иван III внес крупные изменения в великокняжеское дворцово-вотчинное управление, меняя его на так называемую «приказную систему».

Судебник 1497 – своеобразный кодекс феодального права (процессуального, гражданского, уголовного и т.д.). Судебник защищал землевладельцев-феодалов, притесняя свободу крестьян: теперь их переход от одного помещика к другому был ограничен так наз. «Юрьевым днем» (неделя до 26 ноября и неделя после этого числа) и стал общим для всей Руси. При Иване III расширялось поместное землевладение, стала увеличиваться роль дворянства. В 1500 вновь началась война с литовцами. В 1501 русские войска, заняв земли Ливонии, дошли почти до Ревеля. Ливонский орден обязался платить Москве дань за г. Юрьев

При Иване III большинство уделов было ликвидировано, превратились в простые вотчины, в поместное землевладение, Укрепление позиций Ивана III внутри государства сопутствовало укрепление у русского населения своего национального единства, успехи во внешней политикиЕго дипломатические связи были установлены с Германской империи с Римом, Венгрией, Молдавией, Крымом, Турцией и Ираном.

Была принята и новая форма государственной печати с изображением двуглавого орла. В ходе дипломатических отношений с Ливонией и германскими городами Иван III называл себя «царем всея Руси»,

Введение

“Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа - неповторимая, особенная, самобытная. Её тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа”. Пашков Б.Г. Русь - Россия - Российская империя. Хроника событий 862-1917 г. М.:1994. С - 5 .

Образование и развитие Российского централизованного государства - главная тема, моей, сегодняшней работы. Здесь, нам предстоит разобраться в этом сложном, долгом и трудоёмком процессе, познакомиться с деятельностью многих выдающихся людей и попытаться не упустить из вида те важные факты, которые послужили стимулом для объединения русских земель.

Большой путь прошёл русский народ, прежде чем образовалось единое Российское государство. Начало этого пути, времена политической раздробленности Киевской державы. В результате дробления появлялись новые самостоятельные княжества, которые бурно росли и развивались. Политическая раздробленность вовсе не означала разрыва связей между русскими землями; не вела к их полной разобщённости. Об этом свидетельствует единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы “Русской Правды”, осознание людьми общей исторической судьбы. Следующим шагом, стала борьба Русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами. Свержение золотоордынского ига стала в XIII - XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и её дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос, вокруг какого центра объединятся русские земли. Этим центром стала Москва, здесь в дальнейшем и завершится процесс централизации государства. Всё это только кратко описывает, с чем пришлось столкнуться нашей стране, прежде чем стать единым, независимым государством.

Основные причины централизации русских земель. Роль внешнеполитического фактора

Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и её дальнейшего развития по восходящей линии. Повсеместно распространилось пахотное земледелие. Совершенствовались орудия труда: археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда, применявшихся в хозяйстве. Даже на самых отдалённых окраинах Киевской державы сложились боярские вотчины. Показателем подъёма экономики являлся рост числа городов. На Руси на кануне монгольского вторжения было около 300 городов-центров высокоразвитого ремесла, торговли, культуры. Титулом великого князя величали теперь не только киевских, но и князей других русских земель. Хотя внутри Руси уже не было политического единства, объективно сохранились факторы будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни, необходимостью обороны страны и выживания на огромной территории с резким континентальным климатом, редким населением, малоплодородными почвами при отсутствии естественных границ. Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства. Призыв автора “Слова о полку Игореве” к внутреннему миру и согласию в борьбе с кочевниками в тех условиях набатом звучал как призыв к единению Руси.

Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в XIII в. - следующая ступень по восходящей лестнице к объединению страны. В начале XIII в. в Центральной Азии на территории от Байкала и верховьях Енисея и Иртыша на севере до южных районов пустыни Гоби и Великой Китайской стены образовалось Монгольское государство. По имени одного из племён, кочевавшего вблизи озера Буирнур в Монголии, эти народы называли также татарами. В последствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо-татарами. В 1235 г. На хурале в столице Монголии Каракуме было принято решение об общемонгольском походе на Запад. На Руси знали о нависшей грозной опасности, но княжеские распри помешали объединить силы для отпора сильному коварному врагу. В 1237 г. Рязань первой из русских земель подверглась удару захватчиков. На шестой день осады горд был взят. Затем бала взята вся Северо-Восточная Русь. Разорённые монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Непрекращающаяся борьба, которую вёл русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации.

Крестоносцы. Наступление на Русские земли было частью разбойничьей доктрины немецкого рыцарство. Вторжение крестоносцев на Северо-Западную Русь было санкционировано римским папой германским императором Фридрихом 2. В крестовом походе приняли также участие германские, датские, норвежские рыцари и воинство из других северных стран Европы. Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси, истекавшей кровью в борьбе с монгольскими завоевателями. Значительную роль в обороне страны сыграл князь Александр Ярославович Невский, одержавший несколько блестящих побед на Неве и на льду Чудского озера. Значение победы на Неве в том, что она на долго остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход к Балтийскому побережью.

Роль внешнеполитического фактора.

Монгольское завоевание законсервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Вектор внешней политики, проходивший по линии “юг-север” (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Византией и через Балтику с Европой) кардинально переменил свою направленность на “запад - восток”. Замедлились темпы культурного развития русских земель. Это хорошо понимал Александр Невский, с 1252 по 1263г. Великий князь Владимирский. Он взял курс на восстановление и подъём экономики русских земель. Политику Александра Невского поддержала и русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не веротерпимых правителях Золотой Орды. Центр русской политической жизни переместился в северо-восточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную(Новгородскую) Русь. На этой территории. на основе древнерусской народности складывалась великорусская (русская) народность.

Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приёмы обработки почвы, всё более распространялось трёхполье, хотя сохранились ещё подсека и перелог. Шире стали применяться орудия труда - соха с железными наконечниками и плуг. Дальнейшее развитие получили скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничество и садоводничество.

Подъём сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких, как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменения характера экономических и торговых связей привели к тому, что XIII - XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Не смотря на то, что Золотая Орда, Литва, Польша, Генезийский союз тормозили и пытались контролировать внешнюю торговлю Руси, города становились центрами не только внутренней, но и внешней торговли. Горда Руси играли значительную роль в объединительном процессе. Они являлись теми центрами, которые поддерживали хотя ещё слабые экономические связи между отдельными частями страны. Характер ремёсленного производства и торговые связи обуславливали заинтересованность горожан в объединение страны. Особенно это было свойственно для довольно быстро развивающихся городов вокруг Москвы. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М.:2002. С.-62.

Политическая централизация Руси в XIII - XV вв. проходила значительно быстрее, чем преодолевалась её экономическая разобщённость. Наличие внешней

опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержения золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия.

2.3 Централизация русских земель. Возвышение Москвы ( XIV XV вв.)

План

1 Исторические предпосылки консолидации русских земель вокруг Москвы.

2 Иван III: становление российской государственности и конец ордынского ига.

3 Социально-экономические изменения в российском государстве.

4 Православная церковь и идеологическая концепции российского государства.

Литература

1 Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. М., 1991.

2 Алексеев Ю.Г. Под знамением Москвы. М., 1992.

3 Головатенко А. Эпизоды истории русской церкви XIII-XVIII столетия. М., 1997.

4 Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1994.

5 Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России в XV в. М., 1991.

6 История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX- начала XXвв. М., 1991.

7 История России: народ и власть. СПб., 1997.

8 Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

9 Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.

1

В XIV в. начинается процесс объединения русских земель, вошедших в состав Золотой Орды. Постепенно формируется русский этнос, складывается новое, уже собственно русское государство.

Центром объединения русских земель становится Москва. Москва впервые упоминается в летописи под 1147 годом, когда князь Ростовско – Суздальский Юрий Долгорукий пригласил в Москву своего союзника князя Святослава Ольговича Новгород – северского и устроил гостю «обед силен». Этот год считается годом основания Москвы, хотя, конечно, Москва существовала и ранее.

В чем же причины того, что из маленького города на южной окраине Ростово – Суздальского княжества Москва превратилась в столицу огромного государства.

Говоря о причинах возвышения Москвы, историки отмечают, в первую очередь, выгоды её географического положения. Находясь в центре тогдашнего русского мира, Москва была расположена на перекрестке важнейших сухопутных и водных дорог, соединявших русские княжества. В частности, она стала важным центром торговли хлебом, что давало её князьям экономические выгоды и значительные денежные средства, которые позволили им, с одной стороны, приобретать у ханов Золотой Орды ярлыки на великое княжение, а с другой - расширять свои владения путём «прикупов».

Выгодным было положение Москвы и с точки зрения военной. Несмотря на то, что она многократно подвергалась нашествиям и захватам, тем не менее, её соседи - Смоленское, Тверское, Рязанское, Нижегородское княжества прикрывали Москву с запада, юга и востока, принимая первый удар на себя. Эта относительная безопасность способствовала тому, что в Москву, по словам В.О. Ключевского, «как в центральный водоём, со всех краёв Русской земли, угрожаемых внешними врагами, стекались народные силы». Таким образом, Москва и соседние земли вбирали в себя, смешивали разнородные этносы – славянский, балто-литовский, угро-финский, тюркский и стали ядром вызревания великорусской народности.

Однако аналогичное, а может и более выгодное географическое положение имели и другие города: Тверь, Рязань, Нижний Новгород. Другой важнейшей причиной возвышения Москвы стала умная политика Московских князей.

Московские князья; расширяя свои владения всеми возможными способами (покупкой, захватом - непосредственным или с помощью Орды, вынужденным отказом удельных князей от своих прав, колонизацией пустых пространств), могли податными и другими льготами удерживать старое и привлекать новое население, умело использовали его труд.

В XII – XIII вв. Москва не была еще столицей княжества. В начале XIV в. наибольшим весом в междукняжеских противоречиях пользовались Тверское, Новгородское, Рязанское, Суздальское, Ростовское, Муромское княжества. Центром Северо-Восточной Руси считался город Владимир. Для исторического развития не имело значения, как будет называться тот город, который станет столицей единого государства. Положение Москвы и её малозначительного князя казалось безнадежным, бесперспективным в видах на высшую власть на Руси. Но, очевидно, именно это обстоятельство подстегивало, воодушевляло московских правителей. Их честолюбие и дальновидные расчеты прикрывались хитростью и изворотливостью, терпением и коварством. В.О. Ключевский не скрывал иронии относительно мелкого скопидомства и посредственности московских князей. Но надо отдать должное их политическим способностям и воле.

В 70-е гг. XIII в. младший сын Александра Невского Данил стал родоначальником московской княжеской династии. Расширение владений Москвы было начато им и продолжено его приемниками Юрием Даниловичем (1303-1325 гг.), Иваном Даниловичем Калитой (1325-1340 гг.), Симеоном Ивановичем Гордым (1340-1353 гг.), Иваном Ивановичем Красным (1353-1359гг.) и Дмитрием Ивановичем Донским (1359-1389 гг.).

Начало возвышению Москвы было положено при Иване Даниловиче Калите (1325 – 1340). В 1327г., когда великим князем был Александр Тверской, в Твери произошло народное восстание против татаро-монголов, в ходе которого был убит монгольский посол. Иван Данилович поспешил в Орду, сообщил о восстании, вернулся оттуда с татарским войском и жестоко опустошил Тверское княжество. За это он получил в 1328г. от хана Узбека ярлык на Великое княжение . Этот ярлык давал право сбора дани для татар со всех русских земель. Естественно, значительная часть этой дани оседала в сундуках Московского князя. Именно своим богатством он обязан прозвищу Калита – «мешок с деньгами», «кошелёк».

Калита девять раз ездил в Орду. Привозил богатые подарки хану, ханшам, ханским чиновникам, укреплял расположение татар к себе и к своему княжеству. При нём установилась внешняя и внутренняя безопасность русских земель. Перестали ездить на Русь татарские сборщики налогов – «баскаки», земля была очищена от «татей»- разбойников. Калита предпочитал не воевать с соседями, а покупать у них земли. Он расширил свои владения, прикупив в соседних княжествах не только ряд сёл и деревень, но и три удельных города – Галич, Белоозеро, Углич.

Огромную роль в возвышении Москвы сыграла церковь . После смерти митрополита Максима, перенесшего кафедру из Киева во Владимир, главой церкви стал Петр. Он частенько бывал в Москве, объезжая свои епархии. Иван Калита сумел подружиться с ним. Случилось так, что Петр здесь и скончался. Феогност, наследовавший митрополичью кафедру, зная благосклонное отношение московских князей к церкви, совсем переселился в Москву.

В глазах русских людей тех лет это событие было знамением Господним. Значение Москвы еще более повысилось, поскольку она стала духовным центром всей Руси.

Огромную роль в возвышении Москвы внёс внук Ивана Калиты Дмитрий (1359 -1389). Он продолжил расширять пределы своего княжества. В ходе усиленной борьбы со своими соперниками, князьями тверским и рязанским, он добился от них признание главенства Москвы. Отныне во всех документах они писались «младшими братьями» московского князя. Дмитрий объявил, что город Владимир и титул великого князя являются «вотчиной»– наследственным владением московских князей и никому другому принадлежать не могут.

Но главным достижением внешней политики Дмитрия было то, что впервые отважился на открытую борьбу с Золотой Ордой. Воспользовались тем, что в Орде шла междоусобная борьба претендентов на ханский престол, он в 1378г. не пустил татарские отряды на русские земли, а когда те попытались вторгнуться силой, разбил их на р. Воже. В ответ в 1380г. хан Мамай , захвативший престол в Орде, отправил на Русь 150 тысячное войско. Он заключил союз с литовским князем Ягайло. На стороне Мамая выступил рязанский князь Олег, выжидательную позицию заняли Тверь и Новгород. Положение сложилось крайне тяжёлое. В этих условиях важную роль сыграла позиции церкви. Настоятель Троицкой лавры Сергий Радонежский призвал все русские земли выступить в поддержку Москвы и послал Дмитрию на помощь дружину во главе с иноком Пересветом.

В сентябре 1380г . войска Владимиро-Суздальских земель под руководством Великого князя в верховьях Дона, на Куликовом поле, встретились с войском хана Мамая и нанесли им сокрушительное поражение. Мамай бежал в Орду, где был свергнут с престола. Войско Ягайло Литовского, узнав о поражении Мамая, поспешно отступило.

За эту победу Дмитрий получил прозвище Донской, и после смерти был причислен православной церковью к лику святых. Куликовская победа не стала концом татаро-монгольского ига. Через два года новый хан Тохтамыш с большим войском взял и сжёг Москву. Но победа над монголами сделала Московского князя национальным героем, а Москву – центром национально-освободительного движения. Первенство Москвы в русских землях уже было трудно оспаривать. В.О. Ключевский писал: «Московское государство родилось на Куликовском поле, а не в скопидомских сундуках Ивана Калиты».

Наследником Дмитрия Донского стал Василий I Дмитриевич (1389-1425 гг.). Он успешно продолжил политику своих предков. Однако после его смерти разгорелась 25-летняя феодальная война между претендентами на великокняжеский престол. Кровавые битвы, захваты Москвы, взаимное ослепление противников – всё видела Русь в те годы. Усидел-таки на великокняжеском престоле далеко не самый способный, скорее даже весьма посредственный правитель – Василий II Тёмный . А при его преемнике Иване III произошли принципиальные перемены в истории Русского государства.

Однако помимо желания правителей московского княжеского дома подчинить своей власти других князей, существовали и более глубокие, объективные основания для преодоления раздробленного состояния Руси.

К ним, в первую очередь, следует отнести внешнеполитические обстоятельства – освобождение от ордынского ига, способность противостоять Великому княжеству Литовскому, Швеции, немецкому Ордену. Возврат утраченных земель был возможен только через объединение всех русских княжеств и централизацию власти. Только в этом случае Русь могла рассчитывать на самостоятельное государственное существование. Очень важно, что понимание этого обстоятельства пронизывало все слои общества – от княжеской верхушки до крестьян и ремесленников. Единство Руси стало общенародной задачей.

Феодальная раздробленность, княжеские усобицы наносили большой вред экономике и негативно влияли на общественные отношения. Крестьянство, ремесленники, купцы страдали от бесконечных набегов, княжеских распрей. Распылённый, ограниченный местными условиями аппарат управления и суда создавал множество неудобств. Обилие должностных лиц, несогласованность их действий, да ещё необходимость «кормить» их за свой счет дополнительным бременем ложились на плечи населения. Десятки и сотни господ со своими порядками, своими законами создавали питательную среду для произвола. Хозяйственная раздробленность препятствовала освоению новых земель, совершенствованию производственной деятельности. Поэтому и крестьяне, и жители городов уповали на единое правительство, надеясь, что оно сумеет создать для них приемлемые условия жизни, не позволит господам свернуть их в «бараний рог».

С другой стороны, в данное время шёл рост частного феодального землевладения. И господа - землевладельцы были кровно заинтересованы в закреплении за собой и угодий, и рабочих рук. Поэтому они все более тяготели к усилению верховной власти, которая смогла бы их защитить от неповиновения крестьян, от посягательств других владельцев.

Немаловажную роль в объединении русских земель сыграла православная церковь. В стране, раздробленной на множество княжеств, затруднялась повседневная деятельность духовенства. Единство веры требовало и единства верховной власти. Поэтому церковь была заинтересована в объединительной политике светских властей.

Важно отметить еще одно обстоятельство. Тяжелые годы испытаний не сломили духовных сил русского народа. В годы ордынского ига шёл процесс формирования русского национального самосознания, росло чувство любви к Родине, стремление к её независимости.

Таким образом, на Руси складывались внешнеполитические, социально-экономические и культурно-религиозные предпосылки для создания объединенного Русского государства.

В конце XIII – первой трети XVI в.

Политический строй Руси второй половины XIII – первой половины ХV в. Причины и предпосылки объединения северо-восточных земель. Социально-экономические предпосылки образования Русского централизованного государства. Внешнеполитические условия образования Русского централизованного государства

Начальный этап образования Русского централизованного государства. Великое княжество Литовское, русские земли в составе Великого княжества Литовского. Начало возвышения Москвы. Москва и Тверь. Отношения с Золотой Ордой. Итоги религиозно-политической деятельности Ивана I Калиты.

Дмитрий Донской, Куликовская битва и её значение. Причины и значение возвышения Москвы.

Второй этап объединительного процесса (Василий I, Василий II Темный). Феодальная война в Московском княжестве (1425 – 1453 гг.). Значение победы Василия II Темного.

Завершающий этап объединения (Иван III, Василий III). Реформы Ивана III. Изменение системы управления государством. Боярская Дума. Приказы.

Судебник 1497 г. Положение крестьянства и холопов в конце XV в.

Свержение монголо-татарского ига и завершение объединения русских земель. Международное положение Московского государства. Софья Палеолог, теория «Москва – третий Рим», проблема «византийского наследства». Борьба с Великим княжеством Литовским за возвращение русских земель.

Ведущие тенденции политического развития на рубеже XV – XVI в. Проблема борьбы двух тенденций политического развития (самодержавие и представительная монархия).

Россия в период правления Ивана IV Грозного

Регентство Елены Глинской и боярское правление.

Венчание на царство Ивана IV. Избранная рада, реформы 1549 - 1560гг: причины, содержание, результаты.

Опричнина Ивана Грозного – попытка утверждения самодержавия в политическом строе России второй половины XVI в. при опоре на насилие и террор. Политические, социально-экономические и религиозно-нравственные последствия опричнины для последующего развития Российского государства.

Вотчинное землевладение в России XVI в. Феодальный иммунитет. Развитие поместной системы землевладения в XVI в. Класс феодалов и опричников. Положение крестьянства по Судебнику 1550 г. и другим документам XVI в. Холопы в России XVI в. Крепостническое законодательство конца XVI в.

Внешняя политика второй половины ХVI в. Основные направления внешней политики. Восточная политика: присоединение Казанского и Астраханского ханств, отношения с Крымским ханством. Завоевание Сибири. Присоединение Ногайской Орды. Западное направление: Ливонская война (1558 – 1583 гг.). Основные цели, этапы и итоги.

Историки о личности Ивана IV.

Россия в Смутное время:

Конец XVI – начало XVII вв.

Экономический, социальный, политический, династический и религиозно-нравственный кризисы как причины событий Смутного времени. Этапы Смуты. Политические альтернативы в развитии страны.

Династический этап Смуты. Борьба за московский престол. Борис Годунов и Лжедмитрий I.

Социальная смута, междоусобная борьба всех гражданских слоев общества. Василий Шуйский, движение И. Болотникова, Лжедмитрий II.

Национально-патриотический этап Смуты. Семибоярщина. Польская и шведская интервенция Борьба русского народа против польских и шведских интервентов. Движение Первого и Второго земских ополчений к Москве. Освобождение столицы ополчением Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Земский собор 1613 г. и воцарение династии Романовых.

Итоги Смуты: экономические, политические, социальные и религиозно-нравственные.

Россия в правление первых Романовых:

Правление Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. Изменения в политическом строе России. Эволюция от сословно-представительной к самодержавной монархии. Понятие «самодержавие». Начало становления элементов абсолютизма.

Изменения в деятельности Боярской Думы. Развитие системы приказов. Роль Земских Соборов в становлении Российского государства и их судьба. Местное управление.

Социальные отношения и социальные конфликты в стране. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания (Соляной и Медный бунты в Москве). Восстание под предводительством Степана Разина 1670 г.

Самодержавие и церковь. Религиозный раскол. Роль церкви в политической жизни России. Причины и предпосылки религиозной реформы. Патриарх Никон и его новообрядческая реформа. Раскол русского православия на новообрядцев и старообрядцев. Движение старообрадцев – социальный конфликт в религиозной форме.

Развитие экономики России. Феодальная собственность и класс феодалов в XVII в. Процесс сближения поместья и вотчины. Формирование единого экономического пространства России. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда, особенности российской мануфактуры. Положение посадского населения по Соборному Уложению 1649 г.

Внешняя политика Московского государства. Столбовский мир, Деулинское перемирие. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война (1632 – 1634 гг.). Борьба за вхождение Украины в состав России. Национально-освободительное движение на Украине под предводительством Б. Хмельницкого. Итоги войны с Речью Посполитой (1654 – 1667 гг.). Значение воссоединения украинского и белорусского народов с Россией. «Вечный мир» с Польшей (1686 г.). Дальнейшее освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока. Отношение с Османской империей и Крымским ханством. Крымские походы.

Рабочий словарь:

Барщина - форма феодальной земельной ренты за предоставляемую в аренду землю. Заключалась в работе на полях и в хозяйстве барина без оплаты и собственным инвентарем. Появилась в Киевской Руси, укрепилась во 2 пол. XVI в. и была широко распространена до 1 пол. XIX в. Юридически отменена в 1882 г.

Белая Русь - название белорусских земель в XIV-XVII вв.

Бояре - в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.

Боярская Дума - сословно-представительный орган княжеско-боярской аристократии. Активно функционировал в XV-XVI вв. В 1613 г. в Боярской Думе было 40 чел., в 1679 - 97 чел. С образованием Сената в 1711 г. Боярская Дума была ликвидирована.

«Бунташный век» - так называли современники XVII в. в истории России - время различных народных движений: двух крестьянских войн (И. Болотникова и С.Разина), Соляного бунта 1648 г., городских восстаний 1648-1650 гг., Медного бунта 1662 г. в Москве, восстания 1682 г. (Хованщина) в Москве.

Великая Россия - официальное название со 2-й пол. XVII в. европейской части Русского государства. В царском титуле употреблялось с XVI в., как географическое понятие возникло в связи с присоединением Левобережной Украины (Малой России).

Волостель - должностное лицо XI-XVI в. От имени великого или удельного князя управлял волостью, ведал административными и судебными делами. Не получая жалованья от правительства, «кормился» за счет тяглого населения волости.

Всероссийский рынок – устойчивые торгово-экономические связи между отдельными областями государства. Зарождение относится к XVII в. В России при простом товарном производстве через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к обмену и структуре общественных потребностей. Окончательно сложился во 2-й пол. XIX в.

Дворцовые (удельные) земли - земли, принадлежавшие на Руси лично великому князю, а позднее царю по праву феодальной собственности. Они обеспечивали продовольствием и сельскохозяйственным сырьем царский дворец и дворцовое хозяйство.

Дворянство - господствующее привилегированное сословие в эпоху феодализма. В России возникло в XII-XIII вв. как низшая часть феодального военно-служилого сословия, с XIV в. стали получать за службу земли (поместья). В сер. XVI в. усиливается роль дворянства, оформляются его права и участие в государственном управлении. В XVII в. дворянство вносится в специальные разрядные списки, а родословные записываются в Государев родословец.

Думные чины - в Русском государстве XV-XVII вв. члены Боярской думы: бояре, окольничие, думные дворяне (3-й чин членов Боярской думы - после бояр и окольничих), думные дьяки (4-й, низший членов Боярской думы).

Земские соборы - высшие сословно-представительные учреждения в России сер. XVI - конца XVII вв. В состав Земских соборов входили представители высшего духовенства, Боярская Дума, представители провинциального дворянства и горожан. На них рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Всего состоялось более 50 Земских соборов. Это период сословно-представительной монархии в России.

Казачество - военное сословие в дореволюционной России в XVIII - начала XX вв. В XVI-XVII вв. казаки - вольные люди, не облагавшиеся налогами, нёсшие военную службу в пограничных регионах. Казачество принимало активное участие в народных восстаниях на Украине в XVI-XVII вв., крестьянских войнах в России в XVII-XVIII вв. Казаки участвовали во всех войнах России XVII-XX вв. В начале XX в. существовали Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское казачьи войска.

Конюший - высшая придворная должность в русском государстве XV-XVII вв., глава Боярской Думы.

Кормления. Местное управление в XV - сер. XVI вв. было представлено наместниками (уезды) и волостелями (волости, станы), которые получали территорию в «кормление». В пользу кормленщика взимались судебные пошлины и часть налогов. Так он получал налоги въездные и выездные, свадебные и др. Система кормления не была эффективной в рамках централизованного государства, вызывала недовольство населения. Отмена кормлений в 1556 г. была важным шагом в укреплении самодержавной власти. Кормления постепенно заменились воеводским управлением, означавшим более высокую степень централизации.

Крепостное право - форма внеэкономической зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. Сельское население России превратилось из арендаторов в крепостных между 1550 г. и 1650 г. Судебником 1497 г. Москва ограничила время перехода крестьян от помещика к помещику 2 неделями (Юрьев день). События 2-й пол. XVI в. (завоевание Казани и Астрахани и открытие целинных земель; опричнина и преследования) заставили правительство принять решительные меры для остановки крестьянского переселения. Начиная с 1550 г. издавались указы, запрещавшие «черным крестьянам» сниматься с места. Одновременно были прикреплены к месту крестьяне-торговцы и ремесленники, тоже считавшиеся «черными». Были закрепощены также крестьяне, живущие в вотчинах и поместьях - совокупностью хозяйственного давления и законодательных актов. В 1580 г. правительство временно отменило выход крестьян в Юрьев день, а с 1603 г. вообще запретило выход (введение «заповедных лет»). С 1581 по 1592 гг. правительство составило кадастр, официально зарегистрировавший место жительства крестьян. Следующим этапом закрепощения стало введение «урочных лет». В 1597 г. правительство постановило, что крестьяне, бежавшие после 1592 г., подлежат поимке и возвращению помещику. Позднее срок давности поимки беглых крестьян всегда отталкивался от 1592 г. Фактически это уже было полновесное крепостное право. Уложение 1649 г. отменило все ограничения во времени на возврат беглых крестьян. Первые шаги к раскрепощению населения России предпринял Александр I, в 1861 г. Александр II отменил крепостное право.

Крестьяне - податное население России. В дореформенной России делились на 3 основные категории: помещичьи (крепостные), государственные, удельные. Свободное сельское население России в XVI-XVII вв., зависимое непосредственно от государства, называлось черносошными крестьянами. Впоследствии, в XVIII-XIX вв. они стали называться государственными крестьянами. Они несли повинности в пользу государства, но считались лично свободными. В XII-XIII вв. появляются зависимые крестьяне, которые с развитием крепостного права полностью теряют экономическую и личную свободу и становятся помещичьими (или крепостными). Они работают на помещика и не имеют права уйти от него. Лишь в 1861 г. они получили личную свободу, дарованную императором. Однако некоторые помещики и раньше отпускали своих крестьян на свободу. Обязанные крестьяне - это крепостные, получившие по указу 1842 г. по договору с помещиком личную свободу и землю в наследственное пользование за выплату повинностей. С развитием промышленности появляется необходимость в рабочих руках. С XVIII в. в России появляются посессионные крестьяне - т.е. крепостные, закрепленные за мануфактурами. Они не могли продаваться отдельно от предприятий, переводиться на сельскохозяйственные работы. Отменена в 1861 г. Несколько отличались от них приписные крестьяне - категория зависимого населения в XVII-XIX вв., которые были обязаны вместо подушной и оброчной подати работать на казенных или частных заводах; ликвидированы в 1861 г. Часть крестьян принадлежала непосредственно царской фамилии, работала на царское хозяйство и называлась удельными крестьянами. существовала и категория церковных крестьян (до 1864 г.) - т.е. крестьян, принадлежащих церкви.

Малая Русь - историческое название Галицко-Волынской земли в XIV-XV в. и территории Поднепровья в XV-XVI вв.

Мануфактура - (от лат. сл. - рука и изготовление) капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, в России существовала со второй пол. XVII в.

Местничество - система служебных отношений, выросшая из обычаев в княжения Ивана III и его сына Василия. Место (генеалогическое) - ступень, занимаемая каждым членом фамилии на фамильной лестнице старшинства по его расстоянию от родоначальника. Место (служебное) - первоначальное понятие сложилось среди бояр за княжеским столом, где они рассаживались в порядке служебно-генеалогического старшинства. Потом оно перенесено на все служебные отношения, на правительственные должности. Система местничества была закреплена в 1556 г. Государевым родословцем, где было расписано «место» до 200 родовитых фамилий. Таким образом, при назначении на должности в государстве учитывались не способности и заслуги, а «порода», происхождение. Потомки великих князей становились выше потомков удельных князей, потомки удельного князя - выше простого боярина, московский великокняжеский боярин - выше служилого князя и боярина удельного. Учитывался и срок службы фамилий при московском дворе. Среди знатнейших фамилий - потомки великих русских князей Пенковы, Шуйские, Ростовские, Бельские, Мстиславские, Патрикеевы, Голицыны, Куракины; из старейшего нетитулованного боярства - Захарьины, Кошкины, потомки удельных князей - Курбские, Воротынские, Одоевские, Белевские, Пронские, московские бояре - Вельяминовы, Давыдовы, Бутурлины, Челяднины. Местничество было опорой и гарантией политического положения боярства, оно тормозило развитие общества, отменено в 1682 г.

«Москва - Третий Рим» - это положение является одним из составляющих идеологии русского самодержавия. Рим Петра и Константина пал в наказание за ересь. Москва стала Третьим Римом, и как таковая будет стоять вечно, ибо четвертому не бывать. Русь является безупречнейшим и благочестивейшим христианским царством на земле. Идея эта сформирована в 1-й пол. XVI в. псковским монахом Филофеем и стала неотъемлемой частью официальной политической теории Московской Руси.

Налоги прямые - налоги, которыми облагаются доходы и имущество.

Налоги косвенные - налоги преимущественно на предметы массового потребления, а также на услуги. Включаются в цену товаров и услуг (например, налог на соль при Алексее Михайловиче).

Наместник – должностное лицо в XII-XVI вв., возглавлявшее местное управление. До сер. XVI в. назначался царем и Боярской думой.

Нестяжатели - религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV - начала XVI вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира, требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др.

Опричнина. Реформы сер. XVI в. содействовали укреплению Русского централизованного государства, усилению поместного дворянства. Однако, перед Иваном IV стояла задача сломить могущество княжеско-боярской аристократии путем ликвидации ее землевладений и обеспечения за счет боярских земель широких кругов дворянства. Царь поделил государство на опричнину и земщину. В опричнину (от слова «опричь», кроме), непосредственно подведомственную царю, вошли лучшие земли вокруг Москвы с учетом военно-стратегического положения. В опричнину (особый двор, по выражению московских летописцев) вошло около половины всего государства. Это было дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведенными на содержание царского двора. В опричнине были особые бояре, дворецкие, казначеи, дьяки, дворовые и др. Вся остальная территория отводилась под земщину. Во главе земщины стояла Боярская Дума, сохранялись приказы и вся система управления. Таким образом, существовали как бы две параллельные структуры власти. Но, как пишет В.Ключевский, в опричнине «надо различать территорию и цель». Опричнина - это политика Ивана Грозного, направленная против боярской аристократии. Она неоднократно меняла свои формы и направление. Сперва ее острие было направлено против княжеско-боярской знати, затем - дворян, приказных и горожан. Опричнина - это политика террора, как основного средства укрепления самодержавной власти. Были созданы опричные войска из рядовых помещиков, первоначально в 1 тыс. человек. 1565-1572 гг. - первый период опричнины. Разгром боярской оппозиции. В 1567 г. раскрыт боярский заговор, многочисленные казни. В 1570 г. карательные походы в Новгород, Торжок, Тверь. Всего было казнено около 4 тыс. человек. 1572-1584 гг. - второй период опричнины. Репрессии коснулись и князей из числа опричников. Выявились и ее отрицательные стороны: разорение страны и крестьян в результате массового перераспределения земель и грабежа. Резкое обособление опричнины и земщины создало перегородки, препятствующие слиянию и укреплению русских земель. Экономическая раздробленность не была изжита. Опричнина прервала связь потомков удельных князей с их территориями. Однако, она совпала с поражением в Ливонской войне, засухами и, как следствием, голодом, эпидемией чумы. Запустение и смута стали результатом опричной политики Ивана Грозного.

Осифляне - религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV - начала XVI вв., идеолог Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. (В XVI в. в собственности русского духовенства находилась 1/3 всей земли.) Иногда осифлян называют любостяжателями. Церковь, по их мнению, должна тесно сотрудничать с монархией.

Поместное землевладение . Установилось в Московском государстве в XV-XVI вв. Поместье в Московской Руси - это участок казенной или церковной земли, данной государем или церковью в личное владение служилому человеку при условии службы, т.е. как вознаграждение за службу и, вместе с тем, как средство для службы. («По месту» службы, чтобы кормиться). Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от «вотчины», составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца. Таким образом, поместное землевладение искусственно развивало частное землевладение. В XVIII в. по законам Петра I и императрицы Анны поместья стали собственностью владельцев, окончательно слились с вотчинами, и само слово «помещик» получило значение земельного собственника из дворян.

Посадские люди - в России торгово-промышленное городское население.

Постельничий - придворная боярская должность из ближайшего окружения царя в XV-XVII вв. Сопровождал царя, хранил его личную печать, часто возглавлял личную канцелярию. Ведал постельной казной- хранилищем царской одежды, украшений, посуды, икон, архива и пр. В его подчинении были слободы ткачей и мастерская палата, где шили одежду для царской семьи.

Приказы. Центральные органы государственного управления и контроля. Начинают формироваться при Василии III и окончательно складываются при Иване Грозном. Это начало отраслевого принципа в системе российского управления. Позже они получили право суда и принятия законов в рамках их компетенции. Приказы обеспечивали управление централизованным государством. Одним из первых приказов была Челобитная изба во главе с А.Адашевым. По сути это был высший контрольный орган государства. Иностранными делами ведал Посольский приказ во главе с дьяком Иваном Висковатым. Он руководил внешней политикой страны 20 лет, был казнен в годы опричнины. Поместный приказ распределял поместья и вотчины. Разрядный приказ был прообразом генерального штаба, т.к. вместе со Стрелецким приказом ведал вооруженными силами и их обеспечением. Борьбой с преступностью занимался Разбойный приказ. Сибирский - управлял присоединенными сибирскими территориями. Приказная система просуществовала почти 200 лет и была реорганизована в период петровских реформ.

Раскол - отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона (1653-1656 гг.). Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении обрядов; она не касалась существа православия. Однако под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, не желавшие мириться с усилением государственно-бюрократического давления, возрастанием роли иностранцев и т.п. В расколе объединились самые разные силы, выступавшие за неприкосновенность традиционной русской культуры. Сторонников раскола стали называть раскольниками = старообрядцами = староверами. В результате раскола цековь попала в полную зависимость от государства.

Рента - доход, регулярно получаемый с капитала, земли, имущества, не связанный с предпринимательской деятельностью (на Руси в XV в. крестьяне феодальных вотчин выплачивали ренту землевладельцу).

Самодержавие - монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти - царю, императору - принадлежит вся полнота власти. Самодержавие в России выросло из вотчинного уклада и поэтому имеет особенности. В экономической сфере это выражается в неумении и нежелании провести теоретическое и практическое различие между тремя видами собственности: 1) собственностью, принадлежащей лично монарху; 2) собственностью государства; 3) собственностью частных лиц. К концу XIX в. самодержавие почти монопольно распоряжалось экономическим ресурсами и торговлей. Государственное управление выросло на мысли, что правитель и государство - тождественны, а отсюда самодержавие имело к концу XIX в. монополию политической власти. Принятие православия стало судьбоносным фактором русской истории. Вся идеология русского самодержавия была выработана церковью. Ее главные компоненты:

1) Идея Третьего Рима;

2) Идея империи - Московские государи являются наследниками императора Августа, их династия является древнейшей и досточтимейшей на свете. Соответствующая генеалогия была разработана под началом митрополита Макария, получила оформление в «Степенной книге»;

3) Русские властители являются вселенскими христианскими государями, императорами всех православных мира;

4) Божественное происхождение царской власти.

Слободы - постоянные рынки, которые устраивали в городах и селах крестьяне, сидевшие на землях светских и церковных владельцев. Слобожане торговали, но не несли своей доли тягла (т.к. его платил помещик, отпускавший торговать своих крестьян в слободу). Составляли конкуренцию посадам. Неверно трактовать слободу только как пригород, поселок у города - т.е. как территориальную единицу.

Служилые люди - в Русском государстве XIV-XVII вв. люди, находившиеся на государственной службе. С сер. XVI в. делились на служилых людей по «отечеству» (бояр, дворян, их детей, владевших землей с крестьянами), имевших привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государстве, а также служилых «по выбору» - стрельцов, пушкарей, городовых казаков и др., набиравшихся из крестьян и посадских людей, получавших жалованье и землю.

«Смутное время» («смута») - события конца XVI - начала XVII вв. в русской истории. Термин введен русскими писателями XVII в.

Собор. Золотой век Собора последовал за Смутным временем (1598-1613 гг.). В 1613 г. особенно представительный Собор избрал на престол Михаила Романова. Затем он заседал почти без перерыва до 1622 г., помогая бюрократии восстанавливать порядок в израненной стране. После 1653 г. Собор исчезает из русской жизни. Собор имеет отличия от подобных западных учреждений. Собор не был представлением сословий с их правами и привилегиями (как Генеральные штаты). Русские Соборы были собранием «всех чинов Московского государства». Считалось, что их участники несут государственную службу, и им выплачивалось жалованье из казны. Присутствие на Соборе было обязанностью, а не правом. Собор был в России связующим звеном между короной и провинцией. С улучшением бюрократического аппарата нужда в Соборах отпала.

Соборность Руси. Собор - Собрание светских и духовных чинов для совета и решения важных дел в XVI-XVII вв. (Земский, Вселенский, Поместный). Первый собор был созван Иваном Грозным в феврале 1549 г. - так называемый «собор примирения», на котором царь призвал после мятежей и набегов казанских и крымских татар к совместной защите государственных интересов. «Собор примирения» был первым Земским собором, т.е. собранием представителей сословий. В 1556 г. на них уже присутствовали представители верхов торгово-промышленного населения. Русское государство становилось сословно-представительной монархией. Важные государственные мероприятия стали проводиться с санкции земских соборов, на которых решающее слово принадлежало дворянству. Другое значение слова «соборность» - высокая духовность, идеал духовного единства, доступный в реальной жизни лишь немногим. Очень часто в этом значении слово соборность употребляют там, где правильнее было бы употребить слово общинность - как единство психолого-физическое, которое является уделом подавляющего большинства населения Руси.

Сословие - социальная группа общества, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. В феодальной Франции XIV-XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со 2 пол. XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. Сословные пережитки сохраняются на Западе до настоящего времени.

Сословно-представительная монархия - форма феодального государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства духовенства, дворян, горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в XIII-XIV вв. (органы сословного представительства - парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании). Сословное представительство в виде земских соборов существовало также в России (XIV-XVII вв.), с сер. XVII в. начинается переход к абсолютной монархии.

Староверы - одно из названий сторонников старообрядчества.

Старообрядцы - совокупность религиозных групп, не принявших церковных реформ середины XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви и государству. Это сторонники ортодоксального православия. До 1906 г. преследовались царским правительством. Делились на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы) и толков. Главной идеей старообрядцев было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Поэтому для них характерна замкнутость и нежелание контактировать с другими верующими. В поисках находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» и утопической страны Беловодье, старообрядцы заселили значительную часть Сибири и создали базу для освоения новых земель. Статистика старообрядцев недостоверна: по переписи 1897 г. староверцев и сектантов было 2 млн. человек (хотя по неофициальным данным примерно 20 млн. человек).

Соборное Уложение 1649 г. - это кодекс всех законодательных норм, выражение действующего государственного, гражданского и уголовного права. Оно охватывало все сферы государственной жизни и состояло из 25 глав, почти 1 тыс. статей. Законодательный материал не был механически перенесен, но разработан и исправлен. Новые статьи часто имели характер крупных общественных реформ. Уложение отменило урочные лета для сыска беглых крестьян и окончательно прикрепило их к земле. Это отвечало интересам служилого сословия и означало окончательное закрепление крепостного права. Уложение запретило духовенству приобретать вотчины, что отвечало интересам служилого сословия. Ограничены судебные льготы и привилегии духовенства. Уложение впервые последовательно закрепило и обособило посадское население, обращая его в замкнутый класс. Из посада теперь нельзя уйти, но нельзя и войти никому постороннему. Уложение было несовершенно, в дальнейшем его исправляли и дополняли по частям новоуказные статьи.

Тягло - денежная и государственная повинность крестьян и посадских людей в XV - начала XVIII в.; в XVIII-XIX вв. - повинность крестьян в пользу помещиков.

Тяглые крестьяне - в Русском государстве XV - начала XVIII вв. частновладельческие крестьяне, платившие государственные налоги и несшие государственные повинности. С 1722 г. - податное население.

Целовальник – должностное лицо в XV-XVIII вв., избиравшееся из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения финансовых, судебных дел. Рост влияния связан с реформами Ивана III в области местного управления. В числе других лиц обеспечивали поступление доходов, участвовали в судебно- полицейском надзоре. Избирались из числа тяглых людей, давали клятву (целовали крест).

Литература:

1. Зимин А.А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской воины в России. М., 1986.

2. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической и политической истории России середины XVI в. М., 1960.

3. Зимин А.А. Россия на рубеже XV–XVI столетий: Очерки социально-политической истории. М., 1982.

4. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991.

5. Каштанов С.М Социально-политическая история России конца XV-первой половины XVI в.в. М., 1967.

6. Корецкий В И Формирование крепостного права и Первая крестьянская война в России. М., 1975.

7. Корецкий В.И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в. М., 1970.

8. Королюк В.Д. Ливонская война: Из истории внешней политики Русского централизованного государства во второй половине XVI в. М., 1954.

9. Лурье Я.С. Две истории Руси XV века: Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб., 1994.

10. Маньков А.Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального нрава России. М., 1980.

11. Назаров В.Д. Свержение ордынского ига на Руси. М., 1983.

12. Новосельский А.А. Исследования по истории эпохи феодализма. М., 1994.

13. Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма: Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика. М., 1972.

14. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.: Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. 5-е изд. М.,1995.

15. Румянцева B.C. Народное антицерковное движение в России в XVII в. М., 1986.

16. Сахаров A.M. Образование и развитие Российского государства в xvi – xvii вв. М., 1969.

17. Сахаров А.М Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII в.в. М.,1969.

18. Черепнин Л.К. Образование Русского централизованного государства в XIV – XV веках: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., I960.

19. Шмидт С. О. У истоков российского абсолютизма. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1996.

Часть 3

Российские государство


Похожая информация.


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Тенденции:перенесение центра политической жизни в Северо-Восточную Русь; превращение княжеских уделов в княжеские вотчины (по наследству); установление вассальской зависимости от золотой орды; ослабление Руси, падение ее международного престижа; усиление церкви, ее роли в обществе; нарастание боярского сепаратизма. В 14 в. на Руси продолжается дробление. Князья беднели, уделы их становились меньше, они замыкались в своих вотчинах, а с игом в таком виде не совладать, существовала угроза потери национальной независимости. С сер. 14 в. отдельные земли Вл.-Сузд. княжества начинают объединяться. В 14-15 вв. отдельные княжества ликвидируются, и начинается процесс создания единого русского гос-ва. Особенно при Иване III и IV.

И в Твери и в Москве условия для объединения земель были одинаковы: геогр. положение, пересечение торговых путей, природа (леса), нет набегов. Почему же Москва? Первым моск. князем стал сын

А. Невского Даниил. Ему удалось значительно расширить Моск. княжество. Сын его, Юрий Даниилович, и тверской князь повели борьбу за ханский ярлык на великое княжение. Сначала великим ханом становится Михаил, тверской князь, но затем Юрий, женившись на сестре хана, получает ярлык. Вместе с татарами идет на Тверь и побеждает. С 1325 г. – Иван Данилович Калита становится Моск. князем. Он был очень хитрый и жестокий. Присоединял земли любой ценой. Получил от хана ярлык на великое княжение после разгрома Тверского восстания в 1327 г. По поручению хана проводится экзекуция над Тверью, Новгородом, Рязанью. Завоеванные княжества он обкладывает данью. Переносит из Владимира в Москву резиденции и великого князя, и метрополию. Политику Калиты продолжили его сыновья. В 1340-1353 гг. в Москве правил Симеон Гордый. Ему удалось временно примириться с Тверью. Но у Москвы появился новый соперник – Великое княжество Литовское . Литовские князья возглавляли антиордынскую борьбу. Но в 1353 г. случилась страшная чума, которая погубила Симеона и его сыновей. Второй сын Калиты – Иван Красный – правил недолго, и престол достался Дмитрию Донскому. Княжение Д. Донского. Итогом борьбы Москвы с Тверью стала докончальная грамота (договор), подписанная 1 сентября 1375 г. Согласно ей Михаил Тверской признал себя “братом молодшим”, т.е. вассалом моск. князя. Он не мог претендовать на великое Владимирское княжество, вести самостоятельные военные действия. Таким.образом наметился историчесикй переворот – превращение самостоятельных князей в удельных, а их княжеств – в уделы Московской Руси. Докончальная грамота имела антиордынский характер. Перелом наступил, когда 8 сентября 1380 г. русские одержали победу над Мамаем на Куликовом поле. Но в 1382 г. На Москву напали войска Тохтамыша. Он нанес огромный урон московскому княжеству. Москве опять пришлось платить дань, но зависимостьть от Орды стала значительно слабее. В 1386 г. в орбиту московского влияния вошло Рязанское княж. В 1392 г. было присоединено к Москве Нижегородское княжество. Одновременно в руки Москвы перешли Муром, Городец, Таруса. Немногие князья Северо-Востока, сохранившие самостоятельность, вынуждены были повиноваться моск. князю Василию Дмитриевичу. После смерти Василия престол отошел его сыну – Василию II (Василий Темный). Во время его правления закончилась так называемая феодальная война за княжеский престол. В стране восстанавливается единовластие, но какой ценой? Заметно усилилась власть Орды. Москва становится столицей Северо-Востока Руси.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...