Страны африки в новое время. История стран Азии и Африки (Новое время)













































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование : компьютер, мультимедиа-проектор, раздаточный материал.

Цели мероприятия :

  • формирование представления о развитии процесса сварки, о дальнейших перспектива развития технологии сварки металла,
  • развитие познавательного интереса обучающихся, логического мышления путём систематизации фактов, наблюдательности, познавательной активности, умений делать выводы, развитие речи,
  • развитие коммуникационных компетенций.

Методы: объяснительно-иллюстративные.

Формы: фронтальная, групповая.

Ход мероприятия

Вступление

  1. Приветствие
  2. Мотивация

Сварщик

Он в синей спецовке
И в синих очках,
Он синюю молнию
Держит в руках.
Она как живая:
Подвижна, сильна.
Смотрите, как яростно Бьётся она!
Вот смолкла,
Затихла,
Свернулась клубком,
А сварщик коснулся её
Проводком,
И молния брызнула
Золотом звёзд,
Как будто жар-птица
Расправила хвост!

(Слайд №1-4)

Оформление доски: высказывания о сварке, о профессии “Сварщик”, пословицы о металлах. (Приложение 1)

Можно с уверенностью сказать, что сварка на сегодняшний день - это одна из основ развития человечества. Труд сварщика – это почти искусство. Опытный мастер, как скульптор, создает из металла изделия сложной формы: от системы водоснабжения до восстановления геометрии кузова автомобиля.(Мультфильм о сварщике)

И, конечно же, возникает закономерный вопрос:А когда появилась сварка? Когда люди научились соединять между собой тугоплавкие материалы? Может, 50-100 лет назад? Или это одно из новейших открытий человечества? Постараемся разобраться в этом вопросе и рассмотреть историю развития сварки. (Слайд № 5-7)

Сообщения обучающихся:

Сообщение № 1 История профессии “Сварщик” началась с открытия русским академиком Василием Петровым в 1802 году эффекта электрической дуги, возникшей между двумя угольными стержнями при прохождении через них тока. Благодаря очень высокой температуре дуги стало возможным расплавлять металлы. Сварка производилась электрической дугой постоянного тока, горящей между угольным электродом и металлом, с применением присадочной проволоки. Этот способ сварки Н.Н. Бернадос назвал “электрогефестом” в честь древнегреческого бога кузнечного дела. В 1888 году русский инженер Н.Г. Славянов усовершенствовал способ ручной дуговой сварки, заменив угольный электрод металлическим.

Сообщение № 2 Метод неразъемного соединения деталей известен с давних времен. Люди докрасна раскаляли края металлических прутьев и ударами молотка соединяли их в одно целое. Этот метод сварки хорошо известен и сегодня под названием кузнечной сварки. Предполагают, что слово “сварка” произошло от имени славянского бога кузнечного дела Сварога. В древней Руси сваривали кольцеобразные украшения, умели производить сварку браслетов из стекла, а в 16 веке пушки изготавливали сваркой из отдельных колец, выкованных из железа.

Сообщение № 3 Технологический процесс сварки развивался и в Средние века. Примером этому служит огромная пушка Дол Грайет, созданная в 1382 году. Пушка представляла собой кованную трубу, которая была усилена наружными металлическими обручами, присоединенными к ней с помощью кузнечной сварки. Такой способ изготовления артиллерийских орудий применялся во всем мире. Самые большие экземпляры таких пушек были изготовлены в XVI веке в Индии. Вес орудий был более 50 тонн, а общая длина - более 9 метров.

Сообщение № 4 Способ получения цельных металлических конструкций путем сварки и пайки пришел к нам с глубокой древности. Доказательством этому служат золотые украшения с оловянной пайкой, которые были найдены во время раскопок в египетских пирамидах и свинцовые водопроводные трубы с поперечным паяным швом, которые были найдены во время раскопок в итальянском городе Помпеи.

Сообщение № 5 Большинство древних строений предусматривали наличие мощной несущей конструкции из камня, а в качестве балок и перекладин использовались деревянные брусья. Однако в некоторых случаях при создании особо крупных конструкций были необходимы узлы, которые работали на растяжение. Для их создания использовались металлические анкера, изготовленные путем кузнечной сварки или ковки. В Венеции аркады дворца Дожей поддерживались стальными анкерами, причем это было не просто архитектурное излишество, а необходимость. Большинство зданий эпохи Возрождения содержали в себе стальные сварные соединения несущих конструкций. Это было начало применения сварки как обязательного процесса при создании различных сооружений.

Казалось бы, что может быть любопытного в таком вполне земном и обыденном процессе, как сварка металлов? И, тем не менее, вы удивитесь, узнав, сколько интересных фактов известно про металлы, сплав и сварку. (Слайд № 8-10)

Сообщение № 6 Знаете ли вы, что наиболее высокой температурой при сварочных работах является 5000°C? Подобный чудовищный нагрев необходим для плавки сталей с высоким уровнем теплостойкости.

Сварка – это долгое и кропотливое занятие. Примером тому может послужить колоссальная статуя Родины-Матери в Киеве, для создания которой понадобилось больше 30-ти километров сварочных швов. Общий вес статуи – 450 тонн, состоящих сплошь из цельносварного металла!

Сегодня в России имеется статуя, посвященная сварщику, и это не удивительно, если учесть, что первый сварочный цех появился в Перми еще в 1883 году. В те далекие времена уже использовалась электрическая дуга и плавящийся электрод для работы над соединением или разъединением двух пластин металла.

Говоря о колоссальных сварных конструкциях, нельзя не упомянуть знаменитую Эйфелеву башню в Париже. Это металлический монстр, как нелестно отзывались о ней сами парижане в 1889 году, состоит из 9441 тонны и примерно 18038 деталей великолепного сварочного железа. Высота башни составляет 324 метра, так что на момент своей установки Эйфелева башня по праву считалась самой высокой постройкой в мире.

Еще одним любопытным не только с точки зрения работы с металлами, но и с точки зрения медицины фактом является то, что нельзя ни в коем случае смотреть на сварку. Наверное, каждый еще в детстве слышал предостережения от взрослых: “Не смотри на сварку, иначе ослепнешь”. И это действительно так. Однако повреждение глазам наносит не видимый свет или искры, а ультрафиолетовые лучи. Они оказывают разрушительное воздействие на сетчатку глаз. Так что если долго смотреть на сварку, можно действительно получить ожог и частично либо даже полностью лишиться зрения. Поэтому в целях безопасности никогда не глядите на процесс сварки, если ваши глаза не защищены специальным экраном строительной маски!

Технические профессии зачастую считают нетворческими, монотонными и скучными. Мы с этим не согласны! В технических профессиях есть место искусству! Посмотрите только на памятники, посвященные сварщикам. Они не только в России, но и на Украине, в Германии и Финляндии. (Слайд № 11-22)

Разработкой сварочных технологий занимались многие выдающиеся ученые. (Слайд № 23-28)

Сварка необходима как в повседневной жизни, так и при таких сложных работах, как создание космических кораблей для запуска спутников, кораблей, зондов и прочих объектов как на орбите, так и к далеким звездам. Для того, чтоб все это стало возможным, используются особые методы сварки. Например, известно, что неокисленные металлы и сплавы в космическом пространстве начинают слипаться.

Сообщение № 7: Сварка под водой. Во время войны использование подводной сварки стало необходимостью. Этим методом ремонтировались подводные части мостов и кораблей, также сварка в открытом море применялась при аварийных и спасательных работах. В 1931 г. В Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта под руководством академика К.К. Хреновавпервые в мире была осуществлена дуговая сварка под водой. Для этой цели были изготовлены специальные электроды.Однако еще в 1856 г. Л.И. Шпаковский впервые провел опыто по оплавлению дугой медных электродов, опущенных в воду. По совету Д.А. Лачинова, получившего подводную дугу, Н.Н. Бенардос в 1887 г. Произвел подводную резку металла. Понадобилось 45 лет, чтобы первый опят получил научное обоснование и превратился в метод. Техника выполнения водолазом-сварщиком сварных соединений под водой более сложна, чем на воздухе. Это связано с плохой видимостью в воде, стесненностью, тяжелым и неудобным для движения водолазным снаряжением, необходимостью дополнительных затрат на преодоление течения, возможностью нарушения устойчивости сварщика на грунте, неприспособленностью человеческого организма к работе на больших глубинах. В связи с этим в сварных соединениях часто наблюдаются дефекты: непровар одной из кромок, подрезы, наплывы, поры и т.п. (Слайд № 29)

Сообщение № 8: Сварка в космосе. А 16 октября 1969 г. электрическая дуга впервые вырвалась в космос. Впервые сварку в космосе провели на корабле “Союз-6” космонавты Георгий Степанович Шонин и Валерий Николаевич Кубасов. С.П. Королев еще в 1965 г. высказал мысль о необходимости проведения работ по сварке и резке в космосе. Эти процессы было необходимо освоить в целях практических, но в то же время еще было не известно, в какой степени отличается процесс сварки в космосе от такого же процесса на Земле. Этот вопрос и должны были разрешить космонавты.

Было известно, что основным отличием космических условий от земных была, конечно, прежде всего, невесомость, а также широкий интервал температур, при которых может находиться свариваемое изделие, и глубокий вакуум при практически неограниченной скорости диффузии газов из зоны сварки.

Конечно, и возможности сварки в космосе ограничены: мешает скафандр, кроме того, требования безопасности при проведении сварочных работ намного выше.

(Слайд № 30)

Демонстрация фильмов “Сварка под водой”, “Сварка трением”.

Применение железа насчитывает уже много столетий, но настоящее вторжение железа в технику произошло на рубеже XVIII и XIX вв. Говоря о железе, стоит отметить, что это один из наиболее распространенных элементов не только на Земле, но и во Вселенной. (Слайд № 31-44)

Сообщение №9: Применение железа

В 1818 г. было спущено на воду первое железное судно "Вулкан". Спустя четыре года, в 1822 г. между Лондоном и Парижем начал курсировать созданный также в Англии первый железный пароход.

Первая железная дорога была введена в действие в Англии в 1825 г., а в России первая железная дорога Петербург - Царское Село начала работать в 1837 г.

Железо для изготовления металлических конструкций до XVII в. производилось в России в небольших количествах кустарным способом. В 1698 г. указом Петра I был основан первый государственный металлургический завод в Невьянске, положивший начало промышленной металлургии.

Железные элементы строительных конструкций в виде скреп - затяжек для восприятия распора каменных сводов начали применяться в XII-XIV вв. (Успенский собор во Владимире, XII в.).

В XVII в. появляются первые несущие железные конструкции в виде каркасов куполов (колокольня Иван Великий в Москве, 1600 г.) и железных стропил (перекрытие Архангельского собора в Москве, перекрытие над трапезной Троице-Сергиевой лавры в г. Сергиев-Посад).

В XVIII в. был освоен процесс литья чугуна для строительных целей и стали внедряется чугунные несущие конструкции. Первый чугунный мост в России был построен в 1784 г. в парке Царского Села под Петербургом, через 5 лет после сооружения первого в мире чугунного моста через р. Северн в Англии.

Сварщик – профессия ответственная, почти виртуозная, от качества его работы зависит многое – долговечность и устойчивость строительных конструкций, работа и срок службы различной техники. Кстати, профессия сварщика входит в десятку самых востребованных профессий на рынке труда. Спрос на эту специальность будет всегда.

В настоящее время в России можно выделить несколько уровней подготовки сварщиков.

3-4 разряд сварщика присваивается после выпуска из профессионального колледжа или окончания курсов. Такой уровень подразумевает знания об основных видах сварки, качественное выполнение простейших типов сварки. Как правило, сварщики 3-4 разряда являются профессионалами в сфере ручной и дуговой сварки.

5 разряд сварщика позволяет проводить сварочные работы сложных узлов и деталей, также может проводить сварку элементов, находящихся под давлением. К ручной и дуговой сварке добавляется умение проводить сварку под действием электронного луча. Мастер такого класса способен самостоятельно проводить работы, связанные с многопозиционным оборудованием, а также может предложить услуги по сварке вакуумно-плотных соединений.

6 разряд сварщика позволяет сварщику выполнять любые виды работ с газо- и нефтепроводами, самостоятельно справляться с деталями и сварочными работами любой сложности. 6 разряд – это гарантия высочайшего класса профессионализма и мастерства.

Есть сварщики, убежденные в том, что в деле практика – все, теория – ничто. Но если все-таки что-то делать, надо знать, что делать, зачем делать и как делать.

Тестовое задание

Работа выполняется на листочках в клетку.

  1. На доске – условные обозначения: ? Да; ? Нет; - Не знаю
  2. Воспитатель читает следующие утверждения. Обучающиеся либо соглашаются, либо нет. Если не знают верного ответа, рисуют соответствующий знак (горизонтальную линию)
  3. У обучающихся на листочках появляется рисунок: (Приложение 2)
  4. Самая высокая температура при сварочных работах является 1 тыс. °С (нет) 5000°С
  5. Первый сварочный цех появился в Перми еще в 1883 года (да)
  6. Высота Эйфелевой башни в Париже составляет 324 метра, так что на момент своей установки башня по праву считалось самой высокой постройкой в мире (9441 тонна и примерно 18.038 деталей сварочного железа) (да)
  7. Алюминий – это один из наиболее распространенных элементов не только на Земле, но и во Вселенной (нет) (железо)
  8. Если долго смотреть на сварку, можно действительно получить ожог и частично, либо даже полностью лишиться зрения (да) (маска)
  9. 3-4 разряд сварщика позволяет проводить сварочные работы под водой (нет)
  10. Лука Иванович Борчанинов – рабочий, один из первых сварщиков в России (да)
  11. Евгений Оскарович Патон – выдающийся советский инженер и ученый в области сварки и мостостроения. Внес значительный вклад в наращивание выпуска танков “Т – 34” в годы войны (да)
  12. Валерий Николаевич Кубасов – советский космонавт, первым в мире провел сварочные работы в космосе (да)
  13. Первая железная дорога была введена в действие в Англии в 1996 году (нет) (в 1825 году, а в России Петербург – Царское село в 1837 год)

Рефлексия

1. На мероприятии я работал

  • Пассивно/ активно

2. Своей работой я

  • Доволен/ недоволен

3. Мероприятие показалось мне

  • Коротким/ длинным

4. За мероприятие я

  • Не устал/ устал

5. Мое настроение

  • Улучшилось/ ухудшилось

6. Материал был мне

  • Понятным/ непонятным
  • Полезным/ ненужным
  • Интересным/ скучным
  • Легким/ тяжелым

Исторические особенности развития африканских народов и государств. Цивилизация восточного побережья. Западно-африканские государства. Работорговля и ее влияние на развитие африканских народов. Тропическая Африка к началу европейской колонизации. Государства межозерья.

ЭФИОПИЯ в ХVII-ХVIIIвеках. Этнорелигиозные противоречия, борьба негусов за власть. Проникновение иностранцев в Эфиопию. Объединение страны Кассу (Федором II) в 1852-1855 гг. Реформы Федора II. Мятежи Тигре и французская "помощь". Арест британского консула Камерона. Англо-эфиопская война 1867-1868 г.г. Распад Эфиопии и борьба за власть. Негус Иоанн 1V. Миссия адмирала Хевита и война Эфиопии с махдистами. Франко-английские захваты в Сомали. Итальянские захваты в Эритрее. Договор Менелика с Италией 1839 г. Завоевательная политика Менелика. Итало-абиссинская война 1894-1896 гг. Адис-Абебский мирный договор. Французские концессии в Эфиопии. Англо-франко-итальянское соглашение 1906 г. Борьба за власть после смерти Менелика. Государственный переворот 1916 г.

ТРОПИЧЕСКАЯ АФРИКА в период европейской колонизации. Раздел Западной Африки и бассейна р. Конго. Разгром государства Ашанти. Дж. Голди и деятельность "Королевской компании Нигера". Французская экспансия в Западней Африке, Фашодский инцидент 1898 г. Германские захваты Того и Камеруна. Бельгийские захваты в Африке.

Международная конференция в Берлине по Центральной Африке (1884-1885 г.г.).

Раздел Восточной Африки. Англо-германское соперничество и соглашение 1886 г. Захват Францией о. Мадагаскар.

ЮЖНАЯ АФРИКА в новое время. Голландская Ост-Индская кампания и основание Канской колонии. Этническая консолидация зулусов и гуто. Создание государственности. Чаки и Мошесиве.

Английская и бурская экспансия. "Великий Трек" (1835-1837 гг.) и создание республик Наталь, Трансвааль и Оранжевая. "Золотая" и "алмазная" лихорадка. Создание монополий "Де Бирс" и Британской южно-африканской компании. Политика Сесиля Родса. Создание Родезии. Англо-зулусская война 1878-1879 гг.

Германские владения в Юго-Западной Африке. Англо-бурско-германские противоречия. Англо-германские соглашения 1890 г.

Англо-бурские войны (1899-1902 г.г.). Ференегигский мирный договор. Предоставление Оранжевой и Трансваалю местного самоуправления (1907 г.). Объединение английских колоний в доминион Южно-Африканский союз (1910 г.).

Итоги "африканских гонок". Организация колониального управления и метода эксплуатации.

Зарождение национально-освободительного движения в Африке. Анти-колониальная борьба сомалийцев под руководством Самори и Ахмаду. Возникновение Африканского национального конгресса. Индийский конгресс Наталя и деятельность М. Ганди в Южной Африке. Создание социалистических организаций. Интернациональная социалистическая лига.

Тема 4. Страны азии и африки в годы первой мировой войны

Война и колониальный мир. Мобилизации и их последствия. Усиление экономической эксплуатации. Нарушение связей колоний с метрополиями.

Участие Турции в войне на стороне Тройственного союза. Установление германского контроля за экономикой, финансами, армией Турции. Военные действия на Дарданелльском и Месопотамском фронтах. Мустафа Кемаль. Поражение Турции на Кавказском Фронте. Энвер-паша. Провал турецкого наступления на Египет. Освободительное движение в Османской империи в годы войны. Турецкий геноцид армян (1915 г.), арабов, айсоров. Восстание в Хиджазе. Хуссейн аль-Хошеми. Попытки государственного переворота в Турции в 1916 г.

Нейтралитет Ирана и турецкая агрессия. Вмешательство Германии. Восстание бахтияров. Германо-австро-турецкая миссия в Иране и Афганистане. Русско-английская оккупация Ирана. Начало демократического движения в Иране.

Вступление Японии в войну на стороне Антанты. Захват Шаньдуна. «21 требование» Японии Китаю. Раскол Китая, вступление Китая в войну (1917 г.). Усиление движения национальной буржуазии.

Влияние войны на колониальные страны.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ К МОДУЛЮ III

История стран Тропической и Южной Африки в новое вре­мя стала более или менее углубленно изучаться сравнительно недавно. В первые десятилетия после революции основное вни­мание советских историков фиксировалось на колониальных проблемах и вопросах, связанных с захватом Африки.

Таковы работы М. Павловича «Борьба за Азию и Африку» (1925), Ю. Юга (Гернгрос) «Империализм на Черном континенте» (1929), «Британские колонии в Восточной Африке» (1931), А. Александрова «Французские колонии в Африке» (1930).

Сложнейшие социально-экономические процессы в Африке южнее Сахары в новое время долго оставались малоизученны­ми в советской историографии. Этому препятствовали как огра­ниченность и скудость источников, так и то обстоятельство, что на протяжении продолжительного периода советские африкани­сты главное внимание уделяли изучению актуальных процессов, происходивших в странах Африки после первой мировой вой­ны, - национально-освободительных движений, классовой борьбы на континенте, главным образом на юге Африки.

С 50-х годов советской наукой накоплены уже довольно об­ширные знания по истории Тропической и Южной Африки, в том числе и по новой истории.

В 1954 г. был издан первый капитальный труд об Африкан­ском континенте под редакцией Д. А. Ольдерогге и И. И. По-техина - «Народы Африки». Хотя основное внимание в этом труде уделено этнографии и лингвистическим вопросам, в нем отражена и история Африки с древнейших времен.

В 1963 г. вышло в свет первое энциклопедическое издание по африканским проблемам - «Африка. Энциклопедический справочник» (в двух томах), - представляющее системати­ческий свод знаний по Африке. В справочнике имеется ряд ста­тей по истории отдельных стран и регионов, содержатся мате­риалы о государственных и общественных деятелях Африки, путешественниках, исследователях и т. д. В «Общем обзоре» справочника есть специальный раздел «Африка в новое время» (с XVII-XVIII вв. до 1918 г.).

В 60-70-х годах был издан ряд сборников и коллективных монографий («Проблемы истории Африки», 1966; «Некоторые вопросы истории Африки», 1968.; «История Африки», 1971; «Ис­тория Африки в XIX и XX столетиях», 1972), в которых рас­сматриваются такие проблемы истории Африки в новое время, как общественные отношения и культура (Ю. М. Кобищанов, Н. Б. Кочакова, Н. А. Ксенофонтова, И. А. Сванидзе, И. В. След-зевский), колониальный раздел Африки и освободительное дви­жение ее народов (Ю. Н. Зотова, И. А. Улановская).., становле­ние африканского национализма (М. Ю. Френкель*). Одна из сложных проблем - возникновение и особенности развития работорговли в Африке - анализируется в исследовании С. Ю. Абрамовой «Африка. Четыре столетия работорговли» (1978).

Важным вкладом в изучение новой истории Африки явил­ся обобщающий коллективный труд «История Африки в XIX - начале XX в.» (1967). Книга представляет собой первую попытку дать систематическое изложение истории африканских народов и созданных ими государств в рассматриваемый пе­риод новой истории.

После второй мировой войны советские ученые продолжили исследование раздела Африки между империалистическими го­сударствами и колониальной политики. Общие вопросы коло­низации освещены в труде акад. Е. В. Тарле «Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец XV - начало XIX в.)» (переизд. в 1965 г.). Для характеристи­ки экспансионистской политики империалистических держав в Африке большой интерес представляют работы А. С. Ерусалим-ского о германском империализме, книга И. А. Никитиной «За­хват бурских республик Англией (1899-1902)» (1970) и др.

В книгах А. 3. Зусмановича «Империалистический раздел Африки (Популярные очерки)» (1959), «Империалистический раздел бассейна Конго (1876-1894)» (1962) рассматриваются колониальная политика европейских государств и борьба наро­дов Африки за независимость в последней четверти XIX в.

Исследованию отдельных этапов колонизации Афри­ки, политических и экономических аспектов колониальной по­литики, сопротивления африканцев европейской экспансии, си­стемы управления колониями посвящены монографии В.

А. Суб­ботина («Колониальная политика Франции в Западной Афри­ке. 1880-1900», 1959; «Французская колониальная экспансия в конце XIX в. Экваториальная Африка и острова Индийского океана», 1962; «Колонии Франции в 1870-1918 гг. Тропическая Африка и острова Индийского океана», 1973), А. М. Хазанова («Политика Португалии в Африке и Азии», 1967) и др.

В 50-60-е годы появились работы, в которых внимание со­средоточивалось на внутренней истории африканских народов, их хозяйственной, культурной жизни и общественных отноше­ниях. К таким работам в первую очередь относятся: моногра­фия Д. А. Ольдерогге, посвященная доколониальному периоду развития Западной Африки, «Западный Судан в XV-XIX вв. Очерки по истории и истории культуры» (1960), доклад И. И. По-техина на XXV конгрессе востоковедов в Москве «О феодализ­ме у ашанти» (1960).

В 70-е годы продолжалось изучение этнической и социаль­ной истории; это нашло отражение в коллективных работах «Социальные структуры доколониальной Африки» (1970), «Со­циальная организация народов Азии и Африки» (1975), «Этни­ческая история Африки. Доколониальный период» (1977), «Община в Африке: проблемы типологии» (1978), а также в труде И. Е. Синицыной «Обычай и обычное право в современной Аф­рике: история изучения. Кодексы обычного права» (1978).

В ряде работ исследуются характер национальной консоли­дации в условиях колониального режима и борьба за незави­симость. Впервые эта проблематика была выдвинута И. И. По-техиным. Труды И. И. Потехина, крупнейшего советского аф­риканиста, и прежде всего его работа «Формирование нацио­нальной общности южноафриканских банту» (1955), имеют важ­ное значение для выяснения вопросов социально-экономическо­го развития южноафриканского общества в начале XX в.

В некоторых работах, вышедших в 60-70-е годы, рассмат­риваются вопросы, связанные со становлением и развитием от­дельных африканских государств. Таковы книги И. А. Ходош «Либерия (Исторический очерк)» (1961), М. Ю. Френкеля «США и Либерия. Негритянская проблема в США и образо­вание республики Либерия» (1964), А. М. Хазанова «Сомалий­ская республика (исторический очерк)» (1961). Истории обра­зования Южно-Африканского Союза, ныне именуемого Южно-Африканской Республикой, посвящена монография Р. Вятки-ной «Создание Южно-Африканского Союза» (1976).

Основные вехи истории народов юга Африки и их борьбу против колониализма осветил в своих работах А. Б. Давидсон («Матабеле и машона в борьбе против английской колониза­ции. 1888-1897», 1958; «Южная Африка. Становление сил про­теста. 1870-1924», 1972). В последней книге автор на обшир­ном историческом фоне прослеживает нарастание сил протеста и складывание двух революционных потоков: антирасистского, антиколониального, национально-освободительного и антикапи­талистического, пролетарского.

Проблемы генезиса общественной мысли и политических форм борьбы в английских колониях Западной Африки были разработаны в монографии М. Ю. Френкеля «Общественная мысль британской Западной Африки во второй половине XIX в.» (1977).

Особое значение в исследовании проблем Африки нового времени имело издание обобщающего монографического труда «История национально-освободительной борьбы народов Афри­ки в новое время» (1976).

В середине 70-х годов началось более углубленное изуче­ние исторических связей нашей страны с Африкой. К данной проблематике относятся, например, «Африка глазами наших соотечественников (сборник исторических сведений)» (1974), «Изучение Африки в России (Дореволюционный период)» (1977). В книге А. Б. Давидсона и В. А. Макрушила «Облик далекой страны» (1975) на большом архивном" материале XVIII-XIX столетий воссоздается история познания Россией Южной Африки.

Африка к началу нового времени

Большая часть Северной Африки входила в состав Османской империи. Египет был завоеван турками в начале XVI в. К это-му времени там господствовала своеобразная военно-феодаль-ная каста мамлюков, из которых состояла гвардия египетских султанов. После турецкого завоевания страной стал управлять назначаемый османским султаном паша. По мере ослабления Османской империи господство турецкого султана над Египтом становилось все более формальным. К концу XVII в. мамлюкам удалось восстановить свою политическую власть.

В средние века арабские географы объединяли страны Се-верной Африки, расположенные к западу от Египта, т. е. Ли-вию, Алжир, Тунис и Марокко, под общим названием Магриб, которое сохранилось до настоящего времени. Коренное насе-ление Магриба - берберы (в древности их называли ливийца-ми). В VII в. началось арабское проникновение в Магриб, став-ший частью халифата. Арабы смешались с основной массой берберского населения, которое восприняло у пришельцев язык и религию. Народы Магриба превратились в составную часть арабского мира.

В дальнейшем вслед за Египтом Ливия, Тунис и Алжир были завоеваны турками.

Расположенное на северо-западе Африки Марокко в XV- XVI вв. было объектом колониальной агрессии Португалии и Испании. В XVI в. Марокко пыталась завоевать Османская им-перия. Благодаря упорному сопротивлению марокканцев это ей не удалось, а в начале XVIII в. все побережье Марокко было освобождено также и от европейских захватчиков (в руках ис-панцев остались лишь Сеута, Мелилья и Алусемас).

Еще в XV в. началось проникновение португальских, а позд-нее и других европейских купцов и работорговцев южнее Ма-рокко, в Мавританию и Западную Сахару. Но к началу нового времени эти страны еще не были захвачены колонизаторами.

Расположенный на крайнем востоке Африканского матери-ка полуостров Сомали в XVII в. находился под номинальной властью правителей Омана.

К западу or Сомали, на Абиссинском нагорье, и далее на се-вер, до побережья Красного моря, простиралась Эфиопия. Она была раздроблена на феодальные уделы, правители которых нередко вели междоусобные войны.

Обширные территории современного государства Судан на-селяли к началу нового времени многие племена и народно-сти. Еще до нашей эры сюда стали переселяться с Аравийско-го полуострова арабы. Народности северной части страны вос-приняли ислам и арабский язык. Юг населяли племена нило-тов. Социально-экономический строй народностей Судана был неоднороден. В некоторых районах преобладающим занятием было земледелие, в других - кочевое скотоводство. Нилоты и значительная часть населения Северного Судана жили перво-бытнообщинным строем. Но в ряде районов страны уже утвердились феодальные отношения. На территории Судана к XVII в. существовало несколько феодальных султанатов. Наи-более значительными из них были Дарфур (столица - Эль-Фашер), расположенный к западу от Нила, и Сеннар, находив-шийся между Белым и Голубым Нилом. В этих государствах наряду с ведущим феодальным способом производства и при наличии весьма значительного рабовладельческого уклада еще сохранялись остатки первобытнообщинных отношений. Лучшие земли принадлежали феодальной знати, использовавшей труд зависимых крестьян и рабов. В Дарфуре и Сеннаре существо-вало ирригационное земледелие, большое развитие получило ремесленное производство. В Сеннаре выращивался хлопок и производились хлопчатобумажные ткани, которые вывозились в соседние страны. Город Сеннар, столица одноименного сул-таната, в конце XVI столетия насчитывал более 100 тыс. жи-телей.

Территории к западу от современного государства Судан и к югу от Ливии, на которых теперь расположены Республика Чад, Центральноафриканская Республика, Камерун, а также северо-восточную часть Нигерии населяли народности хауса, фульбе и канури. Канури образовали близ оз. Чад государство Борну, расцвет которого относится к XVI в. Борну было госу-дарством раннефеодального типа с наличием сильного рабо-владельческого уклада. Хауса создали несколько рабовладельческих городов-государств - Кано, Кацина, Даура и др.,- на-ходившихся в северной части современной Нигерии. Богатые рабовладельческие города-государства вели широкую торговлю тканями и кожаными изделиями, изготовленными рабами. Пу-тешественники, посетившие эти места уже в XIX столетии, описывают большие, обнесенные стенами ткацкие мастерские, в которых работали сотни рабов.

Арабские источники сообщают о существовавшем в верховь-ях Сенегала и Нигера большом государстве Гана (территория современной Ганы не входила в его состав). В XI в. правители Ганы приняли ислам и распространили его среди подвластных племен. Вместе с исламом распространилась письменность, воз-никли школы, города стали центрами культуры. Один из араб-ских географов XI в., описывая столицу Ганы (ее местораспо-ложение пока не установлено), писал: «В городе живут ученые юристы и высокообразованные люди». Гана славилась своими золотыми месторождениями. Арабский географ IX в. утверж-дал, что «в стране Гана золото растет, как морковь, и его собирают на восходе солнца». На смену Гане пришло новое госу-дарственное объединение - Мали, включавшее в XIII-XV вв. всю обширную область верховьев Сенегала и Нигера.

Восточнее Ганы и Мали, на территории современной Ниге-рии, находилось государство Сонгаи, подчинившее себе в XV- XVI вв. большую часть Западной Африки.

Имеющиеся источники не позволяют дать исчерпывающий ответ на вопрос о социально-экономической структуре средне-вековых государств Западной Африки. В них широко приме-нялся труд рабов. Цари Сонгаи раздавали знати и духовен-ству земли вместе с рабами. Рабы, посаженные на землю, вы-плачивали феодальную ренту натурой, и положение их мало чем отличалось от положения крепостных. Потомки рабов, по существовавшим обычаям, получали известные права и, по сути дела, превращались в крепостных крестьян. Очевидно, боль-шинство сельского населения составляли свободные общинни-ки, но источники не содержат материалов, характеризующих их положение. Власти царей Сонгаи были подчинены также на-родности и племена, находившиеся на стадии родового строя. Таким образом, есть основания считать, что средневековые го-сударства Западной Африки, и в частности Сонгаи, были госу-дарствами раннефеодального типа, в них большой удельный вес сохраняло рабовладение, а значительная часть населения продолжала жить родовым строем.

В XV-XVI вв. Сонгаи достигло наивысшего расцвета. Мно-гие арабские ученые, врачи, архитекторы, бежавшие из Испа-нии после изгнания мавров, переселились в Сонгаи. Располо-женный на Нигере город Томбукту (Тимбукту) наряду с Каи-ром и Багдадом стал одним из крупнейших центров мусуль-манской культуры. В его университете кроме Корана изучались юриспруденция, литература, история, география, математика, астрономия.

Но Сонгаи было непрочным объединением различных тер-риторий и народностей, созданным в результате завоеваний. В конце XVI в. в его пределы вторглись марокканские вой-ска. Одновременно начались восстания крепостных - потомков бывших рабов, посаженных на землю. Сонгаи распалось на многочисленные владения, управляемые племенными вождями и феодальными князьками.

На побережье Гвинейского залива к началу нового време-ни сложилось несколько небольших государств, возникших на основе племенных объединений в результате разложения пер-вобытнообщинного строя. Наиболее значительными из них были государства народностей йоруба (на территории совре-менной Нигерии), объединившиеся вокруг Ойо, Дагомея (ныне Народная Республика Бенин) и государство Ашанти (на тер-ритории современной Ганы). Европейцы, посещавшие Гвиней-ское побережье в XV в., нашли здесь крупные торговые города. Голландский географ Даппер, описывая города Западной Африки в XVII в., сравнивал их с городами Голландии. Он утверждал, что улицы Бенина (столица одноименного государ-ства на территории Нигерии) превосходили по размерам улицы Гаарлема (Харлем), а дворец бенинских царей был не меньше здания амстердамской биржи.

Тропическую и Южную Африку населяли к началу нового времени племена и народности, большинство которых находи-лось на различных ступенях первобытнообщинного строя. Лишь отдельные народности Тропической и Южной Африки вступили в стадию формирования классового общества и создали на-чальные формы государственности.

Глава II

ПРЕВРАЩЕНИЕ ИНДОНЕЗИИ В ГОЛЛАНДСКУЮ КОЛОНИЮ

Индонезия была первой страной в Азии, порабощенной коло-низаторами. На ее островах в процессе постепенного утверж-дения голландской Ост-Индской компании, возникшей в 1602 г. в результате слияния нескольких голландских торговых объ-единений, стала складываться система колониальной эксплуа-тации, характерная для поднимавшихся буржуазных госу-дарств. На формирование голландской колониальной полити-ки немалое влияние оказывали условия Индонезии, ставшей основным центром обширной колониальной империи нидерланд-ского торгового капитала.

Индонезия к началу голландских захватов

Громадный Индонезийский архипелаг с его более чем тысячей больших и малых островов насчитывал в XVII в. около 3 млн. жителей. Народы и племена Индонезии, говорившие на разных языках и диалектах, но в большинстве своем родственные в этническом отношении, находились на самом различном уров-не социально-экономического развития. Во внутренних райо-нах Суматры, Калимантана (Борнео), Сулавеси (Целебес) и на многих мелких островах шел процесс разложения первобыт-нообщинного строя и возникновения классового общества. На Яве, в прибрежных районах Суматры и на некоторых других островах существовали уже развитые феодальные отношения.

На Яве еще в средние века возникали крупные государст-венные образования, распространявшие свое политическое гос-подство на большую часть Индонезии и за ее пределы. По-следняя крупная централизованная феодальная империя Ин-донезии, Маджапахит, распалась в XVI в., в период, когда в Индонезии появились первые европейские завоеватели (порту-гальцы). На ее месте образовался ряд независимых государств во главе с мусульманскими династиями.

Население Явы создало высокоразвитую культуру. Сохра-нившиеся до наших дней великолепные буддийские и индуист-ские храмы свидетельствуют о совершенстве архитектурного искусства, о самобытных индонезийских традициях и культур-ном влиянии Индии. Скульптуры Боробудура, одного из кра-сивейших буддийских храмов в мире, наряду с религиозными мотивами отражают быт и производство средневековой Явы. Остатки гражданских сооружений времени империи Маджапа-хит говорят о прогрессе градостроительства в XV в.

Высокого совершенства достигали изделия индонезийских ремесленников из драгоценных металлов и слоновой кости, пле-тения, расписные ткани (батик). Продолжал развиваться воз-никший еще в древности кукольный театр теней (вайанг). Со-держание его своеобразных пьес отражало индуистский эпос, индонезийские легенды и быт, испытывало мусульманское влия-ние. Вайанг был подлинно народным зрелищем, но, так же как и прекрасное народное танцевальное искусство, культивировал-ся при феодальных дворах. Развито было музыкальное искус-ство. Оркестры индонезийских инструментов (гамеланг) были неотъемлемой частью, народных праздников и придворных раз-влечений.

Широкое развитие получила народная изустная поэзия. Со-хранявшиеся от эпохи Маджапахита произведения известного поэта Пропанча и упоминания о других поэтах свидетельству-ют о развитии литературы на яванском языке (кави), постепен-но вытеснявшем и при дворе монархов официальный язык эдик-тов и религиозных обрядов - санскрит.

Проникновение ислама, предшествовавшее появлению в Ин-донезии европейцев и началу их завоеваний, способствовало распространению связанных с ним литературных произведений, введению наряду с обычным правом (адатом) юридических норм, основанных на мусульманской религии. Однако ни на ар-хитектуре, ни на изобразительном искусстве и литературе влия-ние ислама не успело столь заметно сказаться, как, например, в Индии.

Находившиеся в вассальной зависимости от Маджапахита княжества и территории за пределами Явы (Внешние острова) раньше других стали объектами европейских захватов. Европей-цев в первую очередь привлекали острова, славившиеся пер-цем, мускатом и гвоздикой, с древнейших времен вывозивши-мися на рынки Востока и Запада. Население Молуккских ост-ровов, архипелага Банда, Амбона, где произрастали пряности (эти острова иногда называют Островами пряностей), уплачи-вало ими налог и дань своим феодальным правителям, обме-нивало пряности на продовольствие и другие товары. К момен-ту появления европейцев господство над этими источниками драгоценных экспортных продуктов оспаривали два султана-та - Тидоре и Тернате. Именно сюда устремились и первые ев-ропейские захватчики - португальцы. Под предлогом помощи Тернате в борьбе с его соперниками португальцы добились пра-ва постройки своих крепостей на Амбоне и получили возмож-ность вынуждать население продавать им по крайне низкой цене всю гвоздику.

От португальской монополии на торговлю пряностями, от жестоких притеснений, сопровождавшихся насильственным об-ращением в католичество, страдали в первую очередь народные массы. Но и феодалы Тернате, недовольные сокращением до-ходов, также стремились сбросить португальское иго.

Территориальные захваты португальцев в Индонезии огра-ничивались лишь некоторыми районами архипелага. Укрепив-шись в Малакке (1511) и на Амбоне, португальцы стремились получить контроль над всей внешней торговлей Юго-Восточной Азии. Малаккский пролив, основной путь в Индонезию с За-пада, находился в их руках. Это давало им возможность обла-гать непомерными налогами все проходившие корабли. Во внут-ренних морях Индонезии, на путях через Индийский океан, Бенгальский залив, через Южно-Китайское море они стреми-лись установить свою гегемонию.

Португалия была не в силах подчинить себе не только госу-дарства наиболее развитого и населенного острова Явы, но даже другие, более мелкие княжества, однако все они испы-тывали последствия португальского господства на море. Нена-висть народов Индонезии к португальским колонизаторам об-легчала проникновение в Индонезию других европейских держав.

Государства Явы

К середине XVII в. наиболее сильным государством Индоне-зии был Матарам, объединявший под своей властью Централь-ную и Восточную Яву. Ядром государства были густонаселен-ные районы древней земледельческой культуры, где еще в средние века сложилась яванская народность.

Султан Матарама являлся верховным собственником всей земли, но она находилась в распоряжении сельских общин. Полноправные общинники имели наделы, подлежавшие перио-дическому переделу, пользовались общинными пастбищами, оросительными сооружениями. Крестьяне-общинники обязаны были вносить в султанскую казну налог, составлявший боль-шую часть их урожая. По существу, это была взимавшаяся в форме налога феодальная рента. Такая рента-налог собиралась султанскими чиновниками и наместниками провинций при по-средстве администрации сельских общин. Сельская админист-рация была ответственна и за выполнение общинниками госу-дарственной повинности (по ремонту дорог, оросительных ка-налов, перевозкам продуктов, собираемых как натуральный налог, на склады и т. д.). Сохраняя формально выборный харак-тер, сельские власти фактически превращались в низшее зве-но феодальной иерархии. Они были освобождены от повинно-сти и налогов, имели дополнительные земельные наделы, ис-пользовали труд крестьян. Существовавшее внутри общины имущественное неравенство, наличие неполноправных, беззе-мельных крестьян открывали перед деревенской верхушкой воз-можность эксплуатировать бедняков.

Часть земли находилась в непосредственном владении сул-тана, многие деревни были отданы «на кормление» его женам и родичам, крупным феодальным чиновникам и наместникам. Доходами с некоторых деревень, предназначенными на содер-жание мечетей и гробниц, пользовалась верхушка мусульман-ского духовенства. К XVII в. ислам получил распространение на большей части архипелага. (На о-ве Бали сохранился ин-дуизм.) Хотя в Матараме преобладали натуральные формы хо-зяйства и в общинах земледелие сочеталось с ремеслом, извест-ного развития достигли товарно-денежные отношения.

Европейское проникновение губительно сказывалось на тра-диционной внешней торговле с азиатскими рынками, подрыва-ло местное ремесло. Сокращение доходов феодалы стремились возместить заменой натуральных повинностей денежными. Они передавали купцам, часто китайцам *, право на сбор налогов, предоставляли им монополию на торговлю тем или иным то-варом.

* В крупных центрах Индонезии имелось значительное китайское насе-ление - купцы, ремесленники, огородники и др.

В течение всей первой половины XVII в. Матарам продол-жал расширять свои владения. На северо-востоке были завое-ваны прибрежные районы и о-в Мадура, на западе - княже-ство Черибон. Матарам стремился подчинить себе и сильный султанат Бантам (Западная Ява).

Многие купцы, чтобы избежать грабежей и поборов порту-гальцев в Малаккском проливе, стали пользоваться Зондским проливом. Бантам, естественно, стал превращаться в крупный перевалочный и торговый центр. Купцы Ближнего Востока и Китая, Индии и Сиама встречались на базарах порта-столицы Бантама. Сюда в 1595 г. прибыла первая голландская торго-вая экспедиция во главе с Корнелисом Хутманом, положив-шая начало постепенному завоеванию Индонезии голландца-ми в острой борьбе с местными феодалами и европейскими со-перниками.

Внутреннее положение Бантама характеризовалось быст-рым развитием феодальных отношений и расширением экс-плуатации крестьянства. Богатевшая от торговых пошлин и сбо-ров феодальная верхушка, учитывая большой спрос на пряно-сти, принуждала крестьян переходить от производства продо-вольственных культур к выращиванию перца. Крестьяне упла-чивали перцем ренту-налог. Остававшийся после уплаты налога перец скупался купцами для продажи на экспорт, обогащавший не только феодальную верхушку, но и предприимчивых посредников.

Португальцам не удалось закрепиться в Бантаме и изоли-ровать его от связей с внешним рынком. Не удались и первые попытки голландской Ост-Индской компании подчинить кня-жества на Яве.

Используя противоречия между бантамским вассалом, пра-вителем Джакарты, и Бантамом, голландцы захватили Джа-карту и переименовали ее в Батавию. Однако ни Матарам, ни Бантам не признавали до середины XVII в. голландских за-хватов на Яве. Оба княжества были еще сильны, и компания не раз оказывалась перед угрозой разгрома и изгнания. Гол-ландцы делали все возможное, чтобы подчинить своему влия-нию оба княжества, разжигая между ними борьбу и соперни-чество. Эта тактика была цинично сформулирована одним из руководителей компании: «Единственная правильная полити-ка - натравливать одно княжество на другое... не допускать, чтобы Бантам стал слишком слабым, а Матарам - слишком сильным».

Государства за пределами Явы

Политика португальских завоевателей и в еще большей мере голландской Ост-Индской компании привела к ослаблению ряда государств Индонезийского архипелага. В полный упадок

пришли султанаты Тидоре и Тернате. Хотя голландская ком-пания и признавала в XVII в. номинальный сюзеренитет Тер-нате над Островами пряностей, навязанные ему договоры де-лали ее там полной хозяйкой. Ослабели когда-то сильное го-сударство Палембанг и другие султанаты на востоке Суматры. Индуизированное княжество Бали и султанаты Калимантана сохранили независимость, так как их подчинение не сулило ком-пании больших торговых выгод, которые оправдывали бы ве-дение сложных и дорогостоящих войн для такого подчинения.

Добившись совместно с англичанами вытеснения португаль-цев из Индонезии, голландская компания к концу 20-х годов XVII столетия парализовала торговлю своих бывших союзни-ков на Островах пряностей. Не ставя задачу непосредственного покорения многочисленных султанатов и территорий за преде-лами Явы, она довольствовалась заключением с их правителя-ми договоров, обеспечивавших торговую монополию Голландии. Договоры эти навязывались либо силой, либо искусным ис-пользованием феодального и племенного соперничества.

Политика монопольного контроля компании была облегче-на захватом последнего важного опорного пункта португальцев, Малакки (1641), превратившегося с тех пор в голландского стража над коммуникациями в Индонезию, но потерявшего свое прежнее значение крупнейшего перевалочного и торгового цент-ра. Эту роль голландцы отвели расширявшейся Батавии, кото-рая стала столицей их колониальных владений в Индонезии.

Однако именно эта политика способствовала временному расцвету государства Аче на севере Суматры и Гова на Сула-веси, у Макассарского пролива. Лишенные голландской компа-нией возможности непосредственно приобретать пряности в ме-стах их произрастания, европейские и восточные купцы исполь-зовали Гова как центр контрабандной торговли. Предприимчи-вые мореплаватели Сулавеси - бугинцы, издавна славившиеся как мореходы и купцы, умудрялись на своих легких лодках (прау) проскальзывать под носом у бдительных голландцев.

Богатевший султан Гова расширял господство над соседни-ми районами, превращая их правителей в вассалов и данников. Первые попытки голландской Ост-Индской компании ликви-дировать эту серьезную помеху своей монополии не принесли успеха. К тому же главные усилия колонизаторов направля-лись на удержание под контролем Островов пряностей и укреп-ление главного центра складывавшейся империи - Батавии. Компания всячески стремилась добиться соглашения с Мата-рамом, которое обеспечило бы признание ее территориальных владений на Яве и позволило использовать густонаселенный Матарам как рынок сбыта товаров и поставщика продоволь-ствия для Батавии, голландских гарнизонов и факторий. Лишь в 1652 г. голландцы добились от Матарама признания их вла-дений на Яве.

Бонгайский контракт 1667 г.

Голландским колонизаторам удалось сломить княжество Гова. Они воспользовались недовольством вождей и феодалов, поко-ренных султаном Гова. Сколоченный голландцами блок при поддержке голландского флота после упорной борьбы захва-тил столицу султаната - порт Гова. В ноябре 1667 г. султану пришлось подписать так называемый Бонгайский контракт.

Гова вынуждено было признать сюзеренитет компании. Часть территорий и мощный форт отходили к голландцам, остальные укрепления подлежали срытию. Княжество обяза-лось уплатить денежную контрибуцию и передать голландцам большое количество рабов. Компания добилась монополии на торговлю и освобождения от всех пошлин и сборов.

Политика голландских колонизаторов

К середине XVII в. голландская Ост-Индская компания до-стигла апогея своего развития. Она вытеснила из Индонезии всех европейских соперников и установила свою монополию. Отвоеванные у португальцев и вновь созданные опорные пунк-ты на всем сложном и длинном пути из Европы к Дальнему Востоку (вдоль западного побережья Африки и далее от Кап-ской колонии к Персидскому заливу и вдоль побережья Индо-стана к Малакке) обеспечивали голландские коммуникации. Фактории компании в Сиаме и Камбодже, в Южном Китае превращались в форпосты не только торгового, но и полити-ческого проникновения.

Голландский флот в то время был самым сильным и много-численным. Биржи Голландии были, так же как ее мануфак-туры, самыми крупными в Европе. Голландская Ост-Индская компания со своим громадным по тому времени капиталом была крупнейшим акционерным объединением. Она служила образцом, которому подражали, но с которым далеко не сразу смогли сравняться Ост-Индские компании других стран, в том числе и Англии. Опираясь на свою мощь, голландская компа-ния выработала все характерные для колониальной политики поднимавшейся европейской буржуазии методы и приемы под-чинения и завоевания стран Востока.

С отвратительной жестокостью голландцы навязывали свою монополию на источники пряностей мирному населению восточ-ных островов Индонезии. Для удобства контроля над произ-водством и вывозом пряностей компания разрешала их разве-дение лишь в определенных, строго ограниченных районах: гвоздики - на Амбоне, муската - на Банде. Население осталь-ных островов обязано было уничтожить все такие насаждения. Периодически направляемые голландские военно-морские экс-педиции жестоко преследовали жителей за малейшие нарушения установленного режима. Попытки обреченного на голод и доведенного до отчаяния населения выступить против голланд-ской тирании подавлялись самыми бесчеловечными средствами. Подавление восстания на одном из островов архипелага Банда, например, привело к почти поголовному уничтожению всего населения. Захваченные в плен повстанцы были проданы в раб-ство, уцелевшие - загнаны в бесплодные горные районы, где они медленно погибали от голода. На обезлюдевшем острове компания организовала при помощи голландских колонистов плантации муската, основанные на рабском труде. Плантато-рам была разрешена систематическая охота за рабами на близ-лежащих к архипелагу Банда островах Индонезии. Широкая торговля рабами превратилась в крупную статью доходов ком-пании. «Нет ничего более характерного,- отмечает К.Маркс,- как практиковавшаяся голландцами система кражи людей на Целебесе для пополнения рабов на острове Ява. С этой целью подготовлялись специально воры людей. Вор, переводчик и про-давец были главными агентами этой торговли, туземные прин-цы - главными продавцами» *.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 761.

Голландская компания первая в широких масштабах сфор-мировала и стала использовать войска, навербованные из мест-ного населения. Это обходилось гораздо дешевле, чем содержа-ние европейских солдат, к тому же в большом количестве умиравших в условиях непривычного тропического климата. Гол-ландцы использовали для расширения и укрепления своей вла-сти религиозную и национальную рознь, соперничество фео-дальных княжеств, войны за престолонаследие и даже народ-ную антифеодальную борьбу. Сотни договоров и соглашений, навязанных местным правителям, равноправных вначале, ка-бальных по мере усиления компании, охраняли монополию голландцев.

Голландцы первые ввели и управление подчиненными тер-риториями при помощи местных феодалов. Компания не только не вмешивалась во внутренние дела «союзных» и вассальных княжеств (разумеется, до тех пор, пока голландской монопо-лии на торговлю не грозила опасность), но и сохраняла на тер-риториях Явы, постепенно отходивших под ее власть, старый феодально-бюрократический аппарат. Прежние наместники и чиновники Матарама и Бантама должны были платить нату-ральную ренту-налог голландцам в указанных ими размерах. Они гоняли крестьян на постройку судов, расширение портов и перевозку грузов, сохраняя при этом возможность эксплуати-ровать крестьян и в свою пользу.

Программа дисциплины

... . История стран Азии и Африки в Новое время. Ч.1, 2. М., 1989, 1990. Историография и источниковедение стран Азии и Африки . Вып.1-10. Л., 1965-1987. Новая история стран Азии и Африки : В 3 ч. / Под...

1. Периодизация курса

История стран Азии и Африки в Новое время традиционно охватывает период превращения этих стран в колонии. Новая история как определенный период всемирной истории является характеристикой, приемлемой как для стран Запада, так и для стран Азии и Африки. Однако содержание этого исторического периода для таких разных регионов земного шара представляется совершенно не однотипным: в передовых странах Запада происходило развитие, а затем и торжество капиталистических отношений; страны Азии и Африки, наоборот, вступали в длительную полосу кризиса своих феодальных структур, а затем стали легкими объектами для капиталистической экспансии со стороны капиталистических стран Запада. Но все же существует нечто определяющее для периода Новой истории как стран Запада, так и стран Востока. В целом, это формирование колониальной системы, в рамках которой горстка стран метрополий (Запад) и подавляющее количество зависимых стран (Восток) впервые в истории человечества вместе образуют единую систему мирового капиталистического хозяйства на базе сформировавшегося единого мирового экономического рынка. Еще одним составляющим исторического процесса в Новое время станет непрекращающаяся антиколониальная борьба народов Востока.

Для зарубежной историографии под нижним хронологическим рубежом чаще всего подразумевается начало XVI в. Историография стран Азии и Африки как правило имеет востокоцентрический подход и избегает давать общие межрегиональные хронологические рамки. Чаще всего она ориентируется на конкретные исторические процессы в своих собственных странах. Так, например, многие китайские исследователи начало Новой истории относят к первой «опиумной войне» (1840-1842 гг.), а ее окончание - к образованию КНР (1949 г.).

В отечественной историографии (в советский период) по вопросу рубежа между средневековьем и Новой историей проходили дискуссии между московской и ленинградской востоковедческими школами. Московские востоковеды отстаивали в качестве события, разделившего две эпохи, английскую буржуазную революцию (середина XVII в.), а ленинградские - французскую (конец XVIII в.). Зато конечная дата Новой истории не вызывала никаких сомнений: естественно, это была Великая Октябрьская социалистическая революция (1917 г.), означавшая «начало торжества коммунизма во всемирном масштабе».

Девяностые годы двадцатого столетия внесли некоторые коррективы: нижняя рамка Новой истории трактуется по-разному, а верхней считается теперь 1918 г. - год окончания Первой мировой войны, «частью которой является Октябрьская революция».

Таким образом, хронология Нового времени предлагается в рамках начала XVI - конца XIX веков.

2. Развитие стран Азии и Африки в новое время: теоретические подходы

Новая история для Востока – это период колониальной экспансии Запада и, как следствие, разрушение традиционной системы хозяйствования или переход от феодализма к капитализму под воздействием, прежде всего, импульса извне. В рассматриваемый период все восточные страны превратились в колонии, полуколонии западных держав или, как Япония, вынуждены были (в немалой степени под угрозой западного вторжения) усвоить капиталистические отношения или стимулировать их развитие там, где зачатки таковых уже имелись.

Восток – конгломерат разнообразных, весьма специфических стран и народов, однако у всех них есть нечто общее, что отличает, а, порой, и противопоставляет их Западу.

В рамках разных «больших» исторических концепций Восток, его специфика, социально-экономическая система, динамика и историческая судьба трактуются по-разному:

К. Маркс выделял особый «азиатский способ производства», характеризующийся отсутствием частной собственности на землю, застойностью хозяйства, деспотическим политическим режимом.

Современные неомарксисты предпочитают говорить о «восточном феодализме», подчёркивая его родство с европейским средневековьем.

В рамках марксисткой теории феодализм (или азиатский способ производства) исторически закономерно должен уступить место капиталистической формации. Поэтому страны Азии и Африки, отстававшие от Запада в смысле развития буржуазных отношений, должны были стать жертвой колониальной экспансии обществ, обладавших более эффективной, более производительной хозяйственной организацией. Колониализм таким образом – не продукт превосходства европейских армий, а способ перестройки восточных обществ на капиталистический лад. Хотя марксисты не отрицают огромной издержки такого способа, он представляется исторически неизбежным и прогрессивным.

В русле цивилизационного подхода Восток понимается как самобытная цивилизация, обладающая столь же самобытными законами развития. Взаимоотношения Востока и Запада трактуются как столкновение (в новое время), а затем – как диалог (в новейшее время) двух крупнейших цивилизаций в ходе создания мировой цивилизации. Теория модернизации рассматривает исторический процесс как смену больших фаз: аграрное общество (оно же традиционное), индустриальное и постиндустриальное. Сам процесс модернизации выступает как движение общества к некоему эталонному состоянию. Под этим состоянием подразумевается западное индустриальное общество с присущими ему хозяйственными, политическими и культурными системами. Поэтому модернизация – это исторически закономерное преобразование всех сторон жизни общества и государства. Представители этой теории трактуют Восток как аграрное общество, подчёркивая при этом огромную роль традиций и застойность, нединамичность хозяйства на Востоке. Концепцию модернизации роднит с марксистской теорией представление о линейности и стадиальности исторического процесса. Правда, для марксизма более свойственны монофакторные интерпретации (объяснения всех явлений через социально-экономические процессы, признание субординации исторических факторов), а для теории модернизации свойственны полифакторные интерпретации, где разные стороны жизнедеятельности людей рассматриваются взаимосвязанные равноправные процессы.

Некоторые современные историки обнаруживают в восточных обществах значительные зачатки буржуазных отношений, что якобы свидетельствует о том, что восточные страны могли и должны были естественно, закономерно и без колониальных издержек перейти на новую ступень развития. Следовательно, колониализм можно считать препятствием на пути развития стран Востока, продуктом агрессии одних обществ против других и ничего более.

Противоположное мнение заключается в том, что в Азии и Африки не обнаружились признаки развития капитализма и, следовательно, колониализм сыграл объективно прогрессивную роль в истории колониальных стран, поскольку позволил им перейти на следующую ступень развития. Более того, предполагается, что колониальная экспансия и смогла стать столь масштабной именно потому и лишь потому, что на своих штыках колонизаторы внесли в Азию новые социально-экономические отношения. Как бы то ни было, вне зависимости от наличия или отсутствия зачатков капитализма на Востоке, вне зависимости от вероятных вариантов развития Востока, совершенно очевидно, что буржуазные отношения явно быстрее развивались на Западе, политическая экспансия которого стимулировала хозяйственную перестройку колониальных стран.

3. Особенности политического развития Японии в период Токугава

При первых сегунах из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного объединения страны так и не было достигнуто. Стабилизация политического положения шла путем подавления оппозиции князей.

В своей политике Токугава исходили из того, чтобы: во-первых, держать крестьянство и городские низы в узде и не допускать никаких послаблений, способных дать им малейшую возможность организоваться для борьбы; во-вторых, контролировать взаимоотношения феодальных князей между собой, не допуская усиления кого-либо из них и тем самым сохраняя руководящее положение за кланом Токугава; в-третьих, зорко следить за иностранцами и держать на запоре двери Японии.

Одной из важнейших составляющих внутренней политики Токугава стало «закрытие страны». Причиной послужило широкое проникновение европейцев, распространение христианства и угроза превращения Японии в колонию (что уже произошло по схожему сценарию на Филиппинах). Еще в конце XVI столетия огромное возмущение японцев вызвала практика португальских и испанских миссионеров, вывозивших из Японии людей для продажи их в рабство.

Однако первый сёгун из династии Токугава Иэясу первоначально не предпринимал решительных мер против европейцев. В это время он был заинтересован в поставках огнестрельного оружия и в организации верфей для постройки крупных кораблей. Партнерами здесь выступали прибывшие в 1600 г. в Японию голландцы и англичане. Сёгун предоставил нидерландской Ост-Индской компании право торговать на гораздо более льготных условиях, чем скомпрометировавшим себя испанцам и португальцам.

Но вскоре Сегунат стал выражать недовольство и торговой политикой голландцев, присваивавших себе большую часть доходов от внешней торговли. Вслед за тем вскрылся заговор испанцев и португальцев, направленный не только на изгнание англичан и голландцев, но и на фактическое подчинение режима при помощи принявших христианство князей южной части страны - наиболее непримиримых противников клана Токугава. Следует отметить, что южные князья принимали новую религию почти исключительно из коммерческих и политических сепаратистских соображений. Они стремились воспользоваться выгодами заморской торговли, а затем, опираясь на своих союзников - европейцев, снабжавших их оружием, выступить против сёгуната. Все это подвигло Токугава на проведение карательных экспедиций и обнародование указа (1614 г.) о полном запрещении христианства.

Токугава Иемицу, ставший сегуном в 1623 г., с еще большим рвением, чем его предшественник ополчился против христиан. Апогеем противостояния стали события в Симабара (вблизи Нагасаки). Репрессии и карательные экспедиции правительственных войск вызвали крестьянское восстание, истинной причиной которого были не религиозные преследования, а феодальный гнет: под предлогом искоренения христианского лжеучения сёгунские чиновники творили беззакония в покоренном районе. При подавлении восстания после трехмесячной осады и падения их последнего оплота - крепости в Симабара - было уничтожено 38 тысяч повстанцев-христиан. Это стало одним из крупнейших массовых избиений христиан в истории. Характерно, что голландцы, чтобы нажить политический капитал, оказали мощную военную поддержку сегуну.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...