Участие логопеда в экспериментальной деятельности. Элементы экспериментально-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда

Цифра «три» пришла из сказки:
3 желанья, 3 загадки,
3 медведя, 3 коня
И 3 сына у царя!
В три в детсад всех отправляют,
Повзрослевшими считают,
Маме с папой помогать
Начинают доверять.
Знает каждый на планете,
3-й шаг ведёт к победе!
Так прими же поздравленья
С третьим – лучшим – Днём рожденья!

С добрым утром, мой славный малыш,
Для чего ты взрослеть так спешишь?
Нынче ждет тебя много стихов,
Поздравлений и игр, добрых слов!
Поздравляем тебя всей семьёй,
Ведь в три года ты очень большой!
Много счастья тебе мы желаем,
Любим очень тебя! Обожаем!

Нынче праздник, День рожденья!
Пусть же будет он для всех
Самым лучшим, без сомненья!
Пусть звучит твой детский смех!
Покажи, чему в три года
Научиться ты сумел:
Как стихов ты знаешь много,
Как ты в танцах преуспел!

Пусть для тебя летает мотылек,
Цветут в саду прекрасные цветы!
Поет о славных сказках ручеёк,
Сбываются заветные мечты!
Пусть пчёлка для тебя несёт нектар,
Целуют мама с папой пусть, любя!
Игрушки пусть тебе приносят в дар!
Три года – день рожденья у тебя!

Три года – славный возраст!
Всё в жизни очень просто:
Все любят и балуют,
И часто так целуют,
Капризы выполняют,
Смешат тебя, играют!
И в этот день рожденья
В прекрасном настроеньи
Ты, зайчик наш, встречаешь!
Всех в гости приглашаешь,
Чтоб праздник был чудесным,
На редкость интересным,
Чтоб «Каравай» мы пели,
И тортик вместе ели.

С трехлетьем тебя поздравляем,
Веселья и счастья желаем!
Игрушек огромную кучу,
Конфет и пирожных тучу!

3 года – возраст замечательный!
Расти активным и внимательным,
На радость, Саша, папе с мамой,
Старайся быть ты лучшим самым!

Нашей прекрасной принцессе 3 года –
Девочка гордой растёт, недотрога!
Будет красавицей, точно мы знаем,
Но не за это тебя обожаем!
Любим твой смех обаятельный, звонкий,
Любим твой хвостик, пока еще тонкий,
Любим твой взгляд, словно солнышка лучик,
Любим тебя! Нет во всём мире лучше!

Стучится солнышко в окошко –
Три года нынче нашей крошке!
Мы, вместе с солнцем, поздравляем!
Тебя целуем, обнимаем!

Три годика внученьке нашей!
На свете нет девочки краше!
И губки, и носик, и глазки –
Нельзя описать даже в сказке!
Расти милой, доброй, послушной,
Играй, наша крошка, в игрушки!
На радость нам и папе с мамой,
Будь девочкой умною самой!

Другие поздравления в стихах для 3-летнего ребенка

» Мальчику 3 года поздравления родителям

Поздравления с днем рождения 3 года мальчику - проза, стихи, смс

Целых три уже мальчишке,
Парень очень боевой.
Маме с папой сносит крышу -
Не соскучишься с тобой.
Я желаю быть здоровым,
Смелым, шустрым малышом.
Пусть судьба тебя согреет
Теплым, ласковым лучом.
Новых сказочных открытий
Пожелаю я тебе.
Будь послушным и смышленым,
Самым добрым на земле.

Чудесного мальчугана поздравляю с 3-им годом радостной жизни. Желаю расти смелым и отважным мальчишкой, добрым и верным товарищем, любимым и послушным сыном, успешным и весёлым человеком. Пусть будет много счастья в доме, много удачи на жизненном пути и много конфет в карманах.

Целых три уже мальчишке -
Настоящий джентльмен.
Детство пусть тебе подарит
Много ярких перемен.
Ты расти, малыш, здоровым,
Сильным, бойким, волевым.
Маму с папой только радуй
Нравом добрым, но крутым.

Тебе 3 годика сегодня,
И это счастье для семьи.
Пускай хранит любовь Господня
Все твои радостные дни.
Расти здоровым и умелым,
Веселым, очень заводным,
Неповторимым, самым смелым!
Малыш, с рождением твоим!

3 годика исполнилось
Уже тебе, малыш,
За радостью вприпрыжку
По жизни ты спешишь.
Тебе желаю не болеть
И слушаться родителей,
Желаю вырасти бойцом,
Стать в жизни победителем.

Уже большой такой мальчишка,
Веселый, добрый, озорной,
Играешь ты в мячи, машинки,
Смешной проказник ты такой!
И я тебя спешу поздравить,
С тем, что тебе сегодня три,
Желаю быть тебе здоровым,
Послушным мальчиком расти!

Дорогой и чудесный малыш,
С днем рожденья тебя поздравляю.
Три года тебе, ты мальчик большой,
Здоровья тебе я большого желаю.
Расти ты на радость маме и папе,
Будь самым смышленым и самым прелестным.
Ты для родителей будешь всегда,
Ребенком на свете самым чудесным!

Мы любим тебя, дорогой, всей душой,
Наш самый любимый и замечательный!
Сегодня три года тебе, ты большой,
Крепыш наш серьезный и обаятельный!
Желаем здоровым, веселым расти,
И с каждым днем новый мир открывать,
Ведь столько всего тебя ждет впереди,
О чем ты пока и не можешь мечтать!

Вашему сынульчке 3 года уже,
Как же стремительно время летит,
Желаю ему не познать я проблем,
В гармонии, мире ему всегда жить.
Пусть будет счастлив сынуличка ваш,
Пусть радость наполнит все его дни,
Ему пожелаю от души, я здесь и сейчас,
Чтоб воплощались в реальность мечты!

День чудесный! Почему?
Потому, что ты родился.
И к семейству своему
С аиста свалился.
И уже, как года три
Радуешь родителей.
Они ангелы твои,
Жизни устроители.
Не болей и не грусти,
Будь счастливей всех.
Очень слышать мы хотим
Твой веселый смех.

Пожелания на 3 года ребенку родителям (маме и папе)

Чаду вашему три года,
У ребенка день рожденья,
Вас, родители, поздравим,
Пожелаем вам терпенья,
Вы дарите своей детке
Радость, свет, тепло и сказку,
Будет пусть малыш здоровым,
Дайте ему море ласки!

Сегодня вашему чаду три года!
Пусть в доме будет хорошей погода,
Пускай радует вас и растет,
Гармонию и счастье дает.
Желаем всем вместе развиваться,
Крепкой и дружной семьей оставаться,
Желаем сил, добра, достижений,
Осуществления мечты, впечатлений!

Три года прошло, как на свет появился
Ребенок любимый ваш, милый, родной,
Родители с этим мы вас поздравляем,
Ведь это подарок желанный такой,
Пускай ваш малыш никогда не болеет,
Растет, развивается, мир познает,
Любовь и тепло вы свое отдавайте,
И скоро плоды это все принесет!

Дорогие родители, поздравляю вас с праздником
С замечательным днем - днем рождения ребенка
Пусть и впредь для семьи каждый день будет радостным
И несет в себе счастье и смех только звонкий.
Пожелаю удачи, веселья, терпения,
Пусть малыш всегда дарит Вам вдохновение.

Вас с трехлетием ребёнка поздравляем
И за воспитание вам благодарность выражаем,
Не капризничает ваш малыш, всегда послушный,
Дружит с детками в саду, веселый, добродушный!

Ребёночку три годика исполнилось,
Родители, вам повод есть гордиться.
Тем, удалось чего уже добиться,
И тем, копилка знаний чем наполнилась.
Ребёнок ваш растёт самостоятельным,
Он многое уже умеет делать.
Желаем, чтобы шёл по жизни смело.
И вас любил он чтобы обязательно!

Пусть будет счастлив ваш малыш,
С радугой красочной играя.
Подбрасывает лучики вверх и вниз,
Улыбку никогда не отпуская.
Пусть будет умным и смышленым,
Всё новое хватая на лету.
Сегодня всех вас поздравляем,
Ведь сегодня три года малышу.

Нам три года. Мы растём.
Мир огромный познаём.
Делаем открытия,
Милые родители.
Почему сверчок сверчит?
Почему ручей журчит?
И откуда и куда
Бегут по рельсам поезда?
Никогда не уставайте,
Больше детям объясняйте,
Тот, кто грамоте научен -
Вырос сам из почемучек...

Малыш растет так быстро. Поздравляем,
Ведь нынче третий день рождения у вас.
Здоровья вашему ребеночку желаем,
Блистает счастье пусть в его глазах.
А вам, родители, отдельно мы желаем
Любви такой же искренней, большой.
Пусть понимание и нежность согревают
И в доме вашем царствует покой.

Сегодня вас я поздравляю:
Рождением обязан вам
Ребёнок милый, добрый, славный,
С душою чистой, как вода.
Уже он бегает, играет,
Уже, как взрослый, говорит.
Все буквы и все цифры знает -
Талант сей вы смогли развить.
В семье прекрасной он родился -
Пусть ждёт такая же судьба.
Желаю, чтобы он гордился
Своими близкими всегда.

Поздравления 3 года в прозе - поздравления своими словами

С днём рождения, дорогой и прелестный ребёнок. Тебе 3 годика, а это счастливое число. Пусть будет радостью наполнен каждый миг, пусть в интересных приключениях и весёлых играх проходят твои дни, пусть по ночам сладко спится, пусть любое твоё желание осуществится.

Вот минуло уже три года, как малыш с нами. Это отличный праздник и красивая цифра. Пусть же растет здоровым на радость родителям и всем близким, открывает этот мир и находит в нем новые, необычные и замечательные вещи. С Днём Рождения, малыш!

С днём рождения, милый ребёнок. Тебе три годика - счастливая дата, время, когда ты уже многое умеешь и знаешь, когда до школы и учёбы ещё далеко, когда в самый раз резвиться и весело играть. Желаю тебе, чудо, доброго внимания и заботы родных, разносторонних увлечений и интересных забав, интеллектуально высокого развития и большой любви к спортивным зарядкам.

Поздравляю с 3-летием милого и прекрасного ребёнка. Пожелать хочу, чтобы заветная тройка исполнила все твои желания, кроха, чтобы каждый день твой проходил весело и счастливо, чтобы жизнь радовала тебя приятными сюрпризами и увлекательными играми.

Прекрасное чудо, замечательного ребёнка поздравляю с 3-летием. Солнышко, я тебе желаю красочных мультфильмов и озорных затей, весёлых увлечений и вкусных конфет, светлого счастья и добрых улыбок, хороших друзей и насыщенных дней.

Три года - ты совсем уже взрослый! Желаем тебе целую комнату воздушных шаров, вкусное мороженое и послушных родителей. Расти счастливеньким, на радость маме с папой!

Ты наша счастье и кровиночка наша. Ты всегда будешь счастливым ребенком и мы тебя очень любим. С днем рождения тебя, малыш. Пусть тебе всегда снятся самые красивые и интересные сны, которые потом становятся реальностью. Мы очень-очень тебя любим!

Сегодня, малышок, твой третий День рождения. Впереди вся жизнь, серьёзная и полная хлопот, а пока тебе позволено шалить, веселиться и немного хулиганить - так ты познаёшь этот чудесный мир. Счастья тебе и радостных дней!

Подросшая кроха, тебе сегодня три годика, и я хочу тебе пожелать: найти верных и преданных друзей, которые смогут быть с тобой на протяжении долгих лет; испытать настоящую родительскую любовь; получать в достатке игрушек и конфет; радоваться каждому дню и получать море позитивных эмоций.

Поздравления на день рождения 3 года девочке, мальчику в прозе

Маленькое, лучистое, улыбчивое солнышко, с днем рождения тебя! Тебе уже 3 годика. Ты наша радость и счастье. Огромный стимул и невероятно любимый человечек. Желаем тебе много сил и энергии для познания мира. Крепкого здоровья, каждый день узнавать много нового и интересного. Не расставайся со своей детской непосредственностью, и пусть твои любимые глазки светятся счастьем и добротой. Очень тебя любим! Целуем! Обнимаем!

Поздравляем тебя с твои третьим днем рождения! Расти здоровым, умным, веселым и счастливым ребенком. Пусть сегодня у тебя будет самый лучший праздник с множеством сладостей, подарков, поздравлений и сюрпризов.

Очаровательного и милого ребёнка я поздравляю с 3-им днём рождения. В 3 года жизнь прекрасна и полна всего удивительного. Желаю тебе, кроха, чувствовать доброту родных сердец и крепкую любовь, смотреть хорошие и весёлые мультфильмы, читать интересные и поучительные сказки, знать, что такое хорошо, а что такое плохо, радоваться искренне своим победам и новым открытиям.

Малыш! Поздравляем тебя с днем рождения! Желаем расти крепышом, здоровым и бодрым, быть умненьким, схватывать все на лету, учиться на отлично, быть послушным дома и в детском садике, найти настоящих друзей и крепко любить родителей!

Поздравляю с третьей важной датой. Пусть в 3 года будет праздник каждый день, пусть весёлым и звонким смехом будет наполнен дом, пусть жизнь будет интересной и самой счастливой, пусть будет много друзей и радостных сюрпризов.

Поздравляю тебя, чудо, с твоими 3-мя годиками. Желаю, чтобы этот год твоей счастливой жизни был насыщен разнообразными играми и завлекалками, интересными забавами и потехами, твоими большими и малыми победами. Желаю тебе оставаться прелестным ребёнком и самой большой радостью в жизни близких.

Поздравляю с 3-летием прекрасного ребёнка. Желаю много мультиков и сладостей, много игр и забав, много приключений и друзей, много игрушек и весёлых затей, много счастья и любви родных.

Мой дорогушка, поздравляю тебя с днем варенья! Желаю тебе много вкусных сладостей, красивых игрушек и чтобы все тебя сильно-сильно любили! Пусть твоя жизнь будет радостной сказкой, которая никогда не заканчивается! Желаю, чтобы ты рос большим, сильным и здоровым! Пусть тебя окружают только добрые люди, которые будут дарить тебе море счастья и веселья!

Поздравляю милое чудо с 3-им днём рождения. Желаю тебе, кроха, всегда пребывать в чудесном настроении и весело играть, с увлечением и интересом открывать страницу нового дня, никогда не стоять на месте и постоянно делать то, что тебе нравится.

Поздравляю с 3-летием милого ребёнка. Желаю тебе, кроха, интересных увлечений, быстрого велосипеда, весёлой качели, интересных книг, добрых мультиков, радостных прогулок, чудесных праздников, желанных подарков, счастья в семье и крепкой любви родителей.

Поздравления с днем рождения 3 года девочке

Одолжить придется, мама,
Тебе скоро бигуди.
Подрастает ведь принцесса,
Нынче славных ей уж три.
Я желаю сладкой жизни,
Как большой и вкусный торт.
Мама чтобы восхищалась,
Папа был безумно горд.

Прекрасную принцессу поздравляю с 3-летием. Желаю быть счастливой девчушкой с хорошим настроением и крепеньким здоровьем. Желаю много радости и больших успехов. Желаю развития талантов и прекрасных возможностей проявить себя, а еще много красивых нарядов и вкусных шоколадок.

Тебе уже 3 годика,
Милая девчушка,
Папина любимица,
Мамина подружка.
Поздравляют с днем рождения
Куклы, мишки, зайчики.
Сколько тебе годиков,
Покажи на пальчиках.
Будь всегда здоровой,
Веселой и красивой.
Вырастешь и станешь
Умницей счастливой.

Целых 3 принцессе нашей,
Девочке любимой.
Я желаю, чтоб была
Ты всегда счастливой.
Чтобы весело смеялась,
Развивалась и росла,
Чтобы только расцветала
Твоя, детка, красота.
Не болеть желаю тоже,
Маме дома помогать,
Веселиться, улыбаться,
Радоваться и мечтать.

Что за девочка? Принцесса!
Фея - что ни говори!
Поздравляю, наше солнце,
Вот тебе уж целых три.
Будет жизнь твоя пускай
Сказкою волшебной,
Будь здоровой и счастливой,
Наш ребенок нежный.
Пусть хранит тебя от бед
Славный ангелочек.
Любопытной будь и смелой,
Маленький цветочек.

Прекрасная малышка, чудесное дитя,
С трехлетием сегодня поздравлю я тебя!
Расти большой, здоровой, веселой, заводной,
Иди всегда вперед и следуй за мечтой!
Красива будь, как роза, юна, нежна, прелестна,
Пусть близкие зовут тебя всегда «принцесса»,
Желаю тебе, милая, всегда счастливой быть,
Ну и, конечно, ярко, по-королевски жить!

Смех веселый, звонкий
Рассыпался горохом,
Тебя мы с днем рождения
Поздравляем, кроха.
Веселой будь, здоровой,
Расти и не болей,
Мир от твоей улыбки
Становится добрей.
Быть послушной девочкой,
Мы тебе желаем,
Чтоб была счастливой ты
На радость папе, маме.

Три годика тебе, малышка дорогая,
Самая красивая девочка на свете!
Тебе счастливой быть я от души желаю,
Расти прекрасной, милой, нежной, доброй леди!
Пусть дарит тебе радость каждое мгновение,
И ярко, будто солнце, сияют твои глазки,
Потому что в этот третий день рождения
Выглядишь, как будто, принцесса ты из сказки!

Поздравляю с днём рождения!
Ты, принцесса, подрастай.
И взрослея, хорошея,
Ты трёхлетие встречай.
Не капризничай - с улыбкой
Пусть проходит каждый день,
Шустрой маленькою рыбкой
Прыгать было чтоб не лень.
Развлечения будут дольше -
Больше игр, веселья, шуток.
И ещё, как можно больше
Самых радостных минуток!

Наша нежная принцесса,
Ты прекрасна и мила.
С твоим третьим днем рождения
Поздравлять тебя пора.
Пожелаем кукол море,
Будь красивой ты всегда.
И родителей ты слушай,
И будь яркой, как звезда!

Поздравления по теме

Поздравления с днем рождения годик девочке родителям

Поздравления с днем рождения 1 годик девочке С первым годиком рожденья Для малышки поздравленья. Будь красивей всех цветочков, Маме с папой в радость...

Поздравление родителей с рождением дочери

Поздравление родителям с днем рождения дочки У вас в семье сегодня праздник - Принцесса быстро подросла И стала настоящей леди, Хотя и маленькой пока....

Три месяца ребенку поздравления мальчику картинки

Поздравление с 3 месяцами девочке, мальчику, родителям - стихи, проза, смс Ты уже головку держишь, Маму, папу узнаешь. Реже днем уже ты дремлешь Мир всё...

Поздравление родителям с днем рождения

Поздравления с днем рождения Родителям Лучшее поздравление с Днем Рождения родителям Тебе стареть не даст любовь И мой сонет, подаренный на счастье. В...

Видео поздравление с днем свадьбы от родителей

Поздравление с 15 летием мальчику в прозе

Поздравление с 15-летием сына в прозе У нашего любимого и обожаемого мужчины праздник - скромный юбилей, с которым мы спешим его поздравить. Сын, сынок,...

Поздравление мальчику с днем рождения в стихах

Поздравления мальчика с днем рождения в стихах У тебя сегодня праздник С днём рождения проказник! Поздравленья от души Ты от нас гостей прими Мы желаем...

Поздравления с днем рождения ребенка родителям прикольные

Прикольные поздравления родителям с рождением ребенка в стихах Ну, папаша и мамаша, Научитесь варить кашу! Колыбельные учите, Погремушек прикупите! Вас с...

Поздравление на 3 года мальчику в прозе

Поздравления 3 года в прозе - поздравления своими словами С днём рождения, дорогой и прелестный ребёнок. Тебе 3 годика, а это счастливое число. Пусть...

Поздравление мальчику 6 лет

Поздравления с днем рождения 6 лет мальчику, сыну 6 лет назад случилось чудо - На свете появился ты. Такой чудной, прекрасный мальчик, Ребенок счастья и...

Поздравления с именинником для родителей

Поздравления родителям с днем рождения их сына В вашем доме очередной праздник вашего мальчугана, с чем вас сердечно поздравляю! Пусть у вашего озорного,...

Поздравление с тремя месяцами мальчику

Поздравления мальчику на 3 месяца Т рехмесячный малыш делает первые шаги в освоении и познании окружающего мира. Для его родителей это самое настоящее...

Поздравления на свадьбу от родителей

Поздравления на свадьбу от родителей Дорогие наши дети, Вы дороже всех на свете! Счастья от души желаем, Ваш союз благословляем. Вы друг друга берегите,...

9 Месяцев ребенку поздравления мальчику

Поздравление с 9 месяцами девочке, мальчику, родителям - стихи, проза, смс Пролетают месяцы, Как одно мгновение. Вот уже и 9 - Снова день рождения. Не по...

Поздравить с днем рождения родителей мальчика

Поздравления родителям с днем рождения сына У сына вашего сегодня День рожденья И все стремятся тост ему сказать… А я вот, если можно, с позволенья,...

Сколько лет тебе, скажи!
Ну-ка, ручку покажи!
Спрячь два пальчика, смотри -
Их осталось только три!
Да, тебе не два, а три!
Ты всем так и говори!
Веселись и не болей
И расти ещё быстрей!

Вот тебе уже и три!
Скоро вырастешь совсем,
Твой весёлый голосочек
Дарит радость всем-всем-всем.
Не дитя, а просто прелесть!
Все любуются тобой,
Много счастья в день рождения
Мы желаем всей душой!

Цифра "3" - число из сказки:
Три желанья, три подсказки,
Три медведя, три коня
И три сына у царя!
В 3 - всех в садик отправляют,
Малышами не считают,
Просят помощи порой -
Человек уже "большой"!
И известно всем на свете,
Третий шаг ведет к победе!
Поздравляем! Без сомненья,
Третий - лучший День рожденья!

С самым лучшим Днем Рожденья
Принимай ты поздравленья
И улыбку всем дари,
Ведь тебе сегодня - ТРИ!
Как же здорово резвиться,
Петь, смеяться, веселиться!
Словно солнышко, свети
И счастливей всех расти!

Тебе сегодня ровно три,
На мир огромный посмотри
Как много в нём чудесного
И очень интересного -
Игрушки, развлечения,
Конфетки, поздравления –
Пусть всё тебе понравиться
И праздник не кончается!

День рожденья! Ровно три!
Мы с подарками, смотри:
Это книжки и игрушки.
Это громкие хлопушки!
Три - прекрасные года,
Вся семья тобой горда!
Веселись и смейся звонко,
Нет смышлёнее ребёнка!

Глазки, щечки… Посмотри:
Вот тебе уже и три!
Три исполнилось тебе
Лучших годика в судьбе!
В этот чудный юбилей
Ты - всех краше и милей.
Здоровей, умней, расти
Эдак лет до ста шести!!!

Пробежал на опушку из леса
Озорной и смешной оленёнок
И сказал: Что за праздник чудесный!
С Днём Рождения тебя, ребёнок!
Вот тебе три года, малютка!
Пусть в весёлые эти деньки
Будут игры, улыбки и шутки,
И в глазах озорных огоньки!

Три года, крошка!
Пусть сбудутся мечты:
Еще совсем немножко -
Пойдешь учится ты!
Пусть тебе светит много лет
Любви, добра и счастья свет!!!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 муниципального образования Тимашевский район Автор опыта: Намм Инна Викторовна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 37

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. Не случайно и в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) » большое внимание обращается на развитие мышления детей, поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношений.

Актуальность проблемы заключается в важности своевременного развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи – один из основных компонентов, без речи невозможно его построить, проанализировать и обсудить насколько оно достоверно, и в тоже время сам процесс исследования помогает развитию доказательной, рассуждающей и обобщающей речи. Особо значима эта проблема для детей с ФФН.

Практическая работа учителя-логопеда позволила увидеть пробелы в воспитательно-образовательной работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии речи. На основании результатов мониторинга развития речи и психических процессов нами (мной и воспитателем группы) были разработана система развития речи в процессе познавательно исследовательской деятельности старших дошкольников, которая позволят качественно и количественно улучшить результаты.

Объединив свои усилия учителя-логопеда, воспитателя группы мы смогли достичь значительных результатов.

Любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно находить решения проблем – важнейшие черты детского поведения, которые удалось нам сформировать в процессе углублённой работы по выше обозначенной проблеме.

Задачу, которую мы решаем:

Помочь детям-логопатам в реализации их познавательной активности, включая детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов и уметь рассказать об этом.

Создание условий развития речи в процессе поисково-исследовательской деятельности мы выстроили по блокам:

Обучение исследовательским действиям.

Цель первого блока: обучение умениям и навыкам проведения учебных исследований, формирование культуры мышления и развитие умений и навыков исследовательского поведения.

Формирование целостного восприятия окружающего, категорийных понятий.

Цель второго блока: расширение представлений об окружающем мире, формирование категорийных понятий. В первую очередь, эта работа строится на основе расширения, углубления представлений о словах, которые объединяют в своем содержании степени обобщения предметов, явлений, действий и т.д.

Развитие речи осуществляется совместно с мышлением, так как эти познавательные процессы самые важные в поисково-исследовательской деятельности.

На первом этапе мы высвечивали проблему и намечали метод ее решения. Само решение, его поиск дети осуществляют самостоятельно.

На втором этапе мы только ставили перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск) .

На третьем этапе постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка са-мого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования. Выделены такие объекты:

Живые объекты, природа:

  • различение живого и неживого;
  • бережное и уважительное отношение к живому;
  • готовность заботиться о ком-то или чем-то;
  • представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

  • орудия труда, инструменты - взрослые показывают ребенку, как ими пользоваться;
  • технические средства, включая средства передвижения, - знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;
  • игрушки - ребенок использует по своему усмотрению;
  • материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
  • эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приемы действий (технологии) .

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте.)

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

Данная работа предполагает следующую структуру исследовательского действия:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • выдвигает гипотезу, т.е. предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Основная форма работы – дидактические игры, разработанные по темам, предложенным Программой воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Ожидаемый результат работы: динамичное овладение речью детьми.

I блок «Обучение исследовательским действиям»

Проблемной является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить ее, требу-ются действия, в первую очередь исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Поиск проблем - дело непростое.

С точки зрения развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать, чтобы ребенок, начиная собственное исследование, четко сформулировал проблему, т.е. определил то, что будет исследовать, а потом уже начинал действовать. Если рассуждать формально, это необходимо. Но кроме формальных рассуждений есть еще реальность, о которой не следует забывать.

Положение о том, что формулирование проблемы обязательно должно предшествовать исследованию, верно лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества - всегда шаг в неизведанное. Поэтому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Как ни крамольно это звучит, но реальный исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, мы старались проявлять гибкость, не стоит требовать ясного осознания и формулирования проблемы. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

Мы считаем, что акт творчества окажется существенно обедненным, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель. Продукт творчества во многом непредсказуем, он не может быть просто выведен из начальных условий. Часто ребёнок не знает, что он хочет сказать, до того, как что-то скажет. Обычно в исследовании осознание цели происходит параллельно с ее достижением, по мере решения проблемы. Творчество - созидание нового, преобразование, трансформация того, что существовало вначале. Формируя, открывая, уточняя, интегрируя вновь открывающиеся возможности, ребёнок одновременно конкретизирует и видоизменяет стоявшую перед ним вначале проблему.

Поэтому и от ребенка мы не требовали ясного словесного оформления проблемы исследования.

В ходе выполнения такого рода заданий мы старались воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечали наиболее интересные, оригинальные версии. Метод наблюдения лишь внешне выглядит простым, на практике это не так. Наблюдению мы учили, и это отнюдь нелегкая задача.

Эффективным заданием для развития умения наблюдать становилось наше предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы, например осенние листья (деревья, яблоки и др.) .

Листья я или воспитатель предлагали взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, назвать цвета. Говорили и о том, где они растут и почему каждой осенью меняют цвет и опадают.

В качестве упражнения для развития способности к наблюдению используется задание «Наблюдение очевидного» .

Одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Для этого необходимы оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются в результате логического (словесного) и интуитивного мышления.

Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией; если ее опровергнуть, она прекращает свое существование, превращаясь в ложное предположение. Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше» . Нам годятся даже самые фантастические гипотезы и провокационные идеи.

Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей - важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счете, прогресс в любой творческой деятельности.

Как рождаются гипотезы. В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: ученый думает, читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты (они обычно называются пилотажными) , в результате находит какое-то противоречие или новое, необычное. Причем чаще всего это «необычное» , «неожи-данное» обнаруживается там, где другим все представляется понятным и ясным. Познание начинается с удивления тому, что обыденно, говорили еще древние греки.

Способы проверки гипотез обычно делят на две группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий, в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают на-блюдения и эксперименты.

Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют находить новые варианты решения проблем и затем - в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов - оценивать их вероятность.

Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.

Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы - их обычно называют провокационными идеями. Это может быть, например, такая идея: «Птицы находят дорогу на юг потому, что ловят специальные сигналы из космоса» .

Гипотезы, предположения, а также различные провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышлять, задавать вопросы.

Генезис вопросов имеет существенное значение для понимания процесса развития познавательных интересов ребенка, ибо вопросы являются специфическим и ярким индикатором наличия таких интересов.

Установлено, что ребёнок-логопат, так же как обычный ребёнок, проявляет любознательность к более широкому, чем ранее, кругу явлений; вопросы возникают не только в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, как это было раньше, но и в связи с появившейся способностью сопоставить прежний опыт с новым, найти сходство или различие, раскрыть связи и зависимости между предметами и явлениями. Вопросы определяются стремлением к самостоятельности в решении возникших задач, желанием проникнуть за пределы непосредственно воспринимаемого, способностью к более опосредствованным способам познания. Все это выражается в усложняющихся по форме вопросах. Об устойчивости познавательного интереса говорит и то, что ребенок вновь и вновь обращается к интересующему объекту или явлению.

Непременными условиями проведения всех игр-занятий мы выделяли также создание дружелюбной, раскованной обстановки, поощрение не только активно участвующих в деятельности, но и тех, кто не проявляет в данный момент необходимую инициативу, отсутствие какой бы то ни было критики в адрес детей. Это позволяет каждому ребенку почувствовать уверенность в том, что над его вопросами не будут смеяться и что он обязательно сможет проявить себя, пусть в следующий раз.

Форма проведения игр может быть различной - фронтальной или подгрупповой, но последняя, несомненно, дает лучший эффект.

Одними из главных компонентов информационной культуры человека можно считать следующие виды деятельности:

  • поиск информации;
  • восприятие;
  • классификация;
  • нравственная оценка (фильтрация информации) ;
  • обработка (анализ, синтез) ;
  • использование информации.

Овладение родным языком, развитие речи, является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, тем более ребенка-логопата. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. При интегрированных усилиях учителя-логопеда и воспитателя способен овладеть правилами звукового оформления слов, четко и ясно их произносить, иметь определенный словарный запас, согласовывать слова в роде, числе, падеже, точно спрягать часто употребляемые глаголы. Кроме того, ребенок способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание текста, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.

Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления успешно может развивать в познавательно-исследовательской деятельности детей. Планирование, решение, выполнение и анализ любой деятельности невозможен без речевого акта, и как этим ребенок пользуется, необходимо внимание педагога.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 381 комбинированного вида»

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

(из опыта работы)

Учителя-логопеды

МКДОУ д/с № 381

В.З.Ширзай

Н.Г.Леонова

Новосибирск

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ЗВУКАМИ, ОКРУЖАЮЩИМИ НАС

Для успешной реализации новых Федеральных государственных стандартов мы должны обеспечить разностороннее развитие ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. А для достижения этих целей важно сформировать умение красиво и правильно говорить.

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью коррекционного воздействия на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме непосредственно образовательной деятельности.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха

«Где звенит?»

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

«Ушки - слушки»

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Предлагается послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, взрослый воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы, их издающие.

«Шумящие коробочки»

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

«Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

« Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

«Что как звучит»

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и найдет звучащие предметы по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

«Подбери картинку или игрушку»

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

« Камертон»

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Для работы по овладению произвольным дыханием (умением произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох) требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания. При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным .

Во время выполнения дыхательных упражнений следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. С этой целью эффективно проводить некоторые дыхательные упражнения в виде экспериментов. В этом случае мы предлагаем ребенку понаблюдать и сравнить результат при выполнении упражнений с различной силой выдоха. Особенно это важно при работе над устранением бокового сигматизма . Для того чтобы сформировать направленную воздушную струю, необходимо показать ребенку, что выдыхаемый воздух может выходить изо рта в разном направлении: вперед, вбок или даже в щеки. Для этого мы предлагаем поэкспериментировать, «поймать» воздушную струйку в различных игровых дыхательных упражнениях с предметами.

Буль-бульки

Необходимо взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод - в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - нужно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно. Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало .

Три свечи

Для игры понадобятся большие разноцветные свечи. Необходимо поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него и попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнюю. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть ближнюю свечу достаточно подуть слабо, чтобы задуть дальнюю – необходимо дунуть как можно сильнее.

Футбол

Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота» из игрушечного строительного материала. При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка. Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха. Вариант игры - загони машину в гараж.

Фокусник

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным.

Поймай воздушную струю

Ребенку предлагается подуть на маленькую вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме.

Две вертушки

Для игры понадобятся две вертушки – одна с маленькими лопастями, другая – с большими. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у маленькой вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у большой вертушки – необходимо дуть посильнее. Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.

Греем руки

В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю. Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Источники информации:



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...