Устная речь кратко. Особенности устной речи

Далеко не все конфликты можно предупредить, поэтому важное место как в кризисном менеджменте, так и в управленческих методах в целом, должно отводиться методам регулирования конфликта

Регулирование - это особая форма разрешения конфликтов, которая заключается в том, что в устранении противоречий между оппонентами принимает участие третья сторона. Привлечение третьей стороны возможно даже и без согласия участниками икив конфликта. Под регулированием конфликта можно считать такие действия, которые ставят своей целью ослабить сам процесс борьбы или перевести остроту отношений в иную плоскость, или на другой уровень отношений. Вот же, проблема регулирования конфликта - это проблема ограничения его негативного воздействия на общественные отношения и переложение его в общественно допустимые формы развития. Конфликт, который регулируется, является контрольова ним конфликтом, а потому прогнозируемыханим.

Процесс регулирования может включать несколько этапов:

1 начало действий - это выявление и признание конфликта как реальности как для самих участников, так и для окружающих или общественности. Очень часто это сделать довольно трудно, потому что его хотят скрыть как нежелательный. Необходимо иметь в увязи, что скрыть хотят обе стороныни;

2. Объективная аналитика конфликта;

3 институционализация конфликта, когда происходит определение правил и норм его протекания, что позволит ввести конфликт в формы и пределы, приемлемые для общества, а также создать возможность предусматривать ачате протекания процесса конфликта;

4 легитимизация конфликта предполагает признание субъектами каких-либо общественных норм и обязательств их соблюдать;

5 перевода процесса противостояния, во многом стихийного, в организованный, менее агрессивный и разрушительный за своими действиями и возможными последствиями

Среди многочисленных методов регулирования конфликтов можно выделить меры по постепенному. Его ослабление путем перевода в другие сферы отношений. Широкую практику получил метод ослабления конфликта из-за переориентацию противоборствующих сторон на внешнюю угрозу. Такой угрозой может стать и внезапно возникающая проблемма.

Устранение конфликта следует рассматривать как самостоятельный метод прекращения конфликта. Его не следует путать с разрешением конфликта. Процесс прекращения конфликта происходит путем воздействия внешней силы, которая ликвид довую или устраняет основные структурные элементы конфликта. Подобный метод силового разведение конфликтующих сторон применяется быстро и решительно. Подобные действия имеют смысл, а часто и оправданы, когда результ атом их будет спасение жизни людей, устранения агрессии, сохранение от уничтожения большого материальной ценности. Дефицит времени тоже может играть существенную рол роль.

Устранение конфликта возможно провести с помощью следующих мер: а) принудительное устранение (отчуждения) одного из субъектов конфликта от активного противодействия (речь не обязательно должна вестись о насильственным цьки действия) б) исключение возможности для взаимных противодействий на длительный период времени, в) устранение или ликвидация самого объекта конфликта или какого-либо дефицит.

Одним из вариантов прекращения конфликта можно рассматривать и такой руководящий метод, как рационализация отношений, результатом которого могут стать обстоятельства для принятия не совсем выгодных предложений обеими с сторонами в то время, позволивший прекратить противоборства.

В случае если руководитель уверен в управляемости процессов, происходящих в его организации, он может применить метод стимулирования конфликта

. Стимулирование конфликта - это вид деятельности, направленный на провокацию и стимулирования конфликта. Подобное стимулирование оправдано только при условии, что конфликт носит конструктивный характер и полностью контролируемый. Способы с стимулирования могут быть самыми разнообразными, но самое главное, они должны быть конструктивными, иначе последствия могут оказаться не такими, как ожидалили.

Среди многообразия способов и тактик решения конфликтов можно выделить тактику уклонения от конфликта или метод избежания. Основанием для выделения подобной тактики можно считать степень готовности (не готовности или не способности) одной или даже обеих сторон, начать активное противодействие друг против равної.

Метод избегания (уклонения) могут использовать различные участники конфликтного противостояния, как непосредственные участники, так и те, кто по своему статусу может или должен выступать в роли посредника его регулирования. Суть такого метода заключается в игнорировании самой сути конфликтной ситуации, в отказе от признания ее существования, в самоустранении, как в физическом, так и в психологическом смысле. Это может выражаться в том, что человек в конфликтной ситуации не проявляет каких-либо действий ни после ее решения, ни при изменении ситуации. Как любой метод, он имеет свои плюсы и минусуси.

Рассмотрим в подобном методе сначала плюсы

Данный метод возможен к использованию практически сразу и поэтому не требует дополнительных ресурсов, дает возможность временного отсрочку от перехода к ее активной части. Такая отсрочка может даже предотвратить конфликт, когда в ходе его может оказаться несущественность причины конфликта, или может произойти просмотр одной из сторон своих первоначальных целоей.

Рассмотрим недостатки подобного метода

В случае, когда причина конфликта очень значительная для одной из сторон, а вторая выбрала подобный метод может реально произойти эскалация конфликта. В каждой конкретной конфликтной ситуации необходима реальная в оценка степени важности для каждой из сторон предмета конфликта, поскольку тактика затягивания может только законсервировать проблему, результатом чего может быть переход одной из сторон к обострению протис тоянноя.

При всей спорности подобного метода регулирования конфликта он может быть применен, но только при определенных ситуаций. Рассмотрим некоторые из них

Очень часто причинами конфликтных ситуаций могут выступать несущественны, что открывают только часть глубинных предпосылок конфликта. В подобных ситуациях вступление к противоборству можно рассматривать как бесполезную в расход сил, которая не сможет конструктивно закончить кононфлікт.

Временные параметры также могут повлиять на принятие такого метода поведения. Оправданием могут выступать более важные проблемы, отвлечение от которых может принести большую потерю

Момент ограниченности информации о предмете конфликта, необходимость дополнительного времени для отбора данных для возможного эффективного завершения конфликта

Уклонение от конфликта можно считать адекватным в ситуации, когда одна из сторон просто не в состоянии на равных вступить в противостояние или для успешного ее решения. Это могут быть и субъективного вни факторы одной из сторон, изменение которых через определенное время может благоприятно повлиять на столкновенииткнення.

Встретившись с конфликтной ситуацией, не стоит, как мы уже знаем, искать причины конфликта между людьми только через несходство их характеров. Если это не является исключительной причиной, то эта непохожесть выступает от дним из факторов конфликтного противостояния. Среди методов воздействия на конфликтную ситуацию можно рассмотреть структурные методы, к которым относятся разъяснение требований к работе, использование обще-организ ацийних комплексных целей и использование системы винагороод.

Разъяснение требований к работе. Уровень информированного, а точнее ее извращенность и неточность является одной из серьезных причин многих конфликтных ситуаций, поэтому данный метод предусматривает всестороннее разъяснение т того, какие результаты ожидаются от каждого, какими должны быть их уровни, каналы информации, системы полномочий и ответственности, а также четко определена политика, процедуры и правила. Ясность системы темы организации работы может быть здесь недостаточной, ясность должна быть на личностном уровне, все должны хорошо понимать, чего от них ждут и в какой ситуацииії.

Координаторськи и интеграционные механизмы. Одним из результативных методов влияния на управление конфликтной ситуацией можно рассматривать применение координационного механизма, состоящего из цепи ко оманд. Этот метод, разработанный представителями административной школы управления, направленный на установление иерархии полномочий, что способствует упорядочению взаимодействия людей и принятию решений внутри орг анизациії.

В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и совещаний ди с представителями разных отделов. Исследования западных ученых показывают, что организации, которые поддерживали необходимый для них уровень интеграции, добивались большей эффективности, чем те, которые не сделали этого.

Обще-организационные комплексные цели. Установка подобной цели, как структурного метода, требует объединения усилий большого количества людей, которые были задействованы в групповой деятельности. Идея, заложенная в в эти высшие цели - направить усилия всех участников на достижение общей цели, чтобы она стала целью кожногго.

Структура системы вознаграждения. Вознаграждения можно использовать как метод воздействия на конфликтную ситуацию, так как это может влиять на поведение людей, задействованных в противостоянии, и при определенных обстоятельствах избегу ути дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение обще-организационных комплексных целей, помогают и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны винагор оджуватися. Огромное значение имеет ситуация, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивного поведения отдельных лиц или игруруп.

Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений и поощрений тех, кто способствует осуществлению именно обще-организационных целей, помогая людям понять, как им следует поступать в конфликтной с ситуации, должно полностью соответствовать стремлению руководств.

Оценке управляющих действий для решения конфликтов должны выступать показатели конструктивности их решения - степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в противостоянии того в оппонента был прав. С такой позицией следует соглашаться, ведь чем полнее снято конфликтное противостояние между его участниками, тем больше уверенности в том, что между ними в дальнейшем противоборство не п ереросте в конфликтное противостояние или противоборство. Победу справедливости в конфликте необходимо рассматривать как утверждение истины, справедливости, оптимизации социально-психологического климата в орган изации или группе. В то же время необходимо помнить, что у противоположной стороны так же присутствуют свои интересы, которые не следует игнорировать. Именно конфликт является той ситуацией, когда эти интересы можно через перепашет ентацию мотиваций противоположной стороны отвести от конфликтного противостоянияяння.

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение дает возможность раскрыть человеку свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях.

Общение для человека - его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

На первый взгляд, кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение - это очень сложный процесс взаимодействия людей. Проблемами общения занимаются представители разных наук - философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др.

Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна ни какая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).

Устная речь - это звучащая речь, применяемая для непосредственного общения, а в более широком понимании - это любая звучащая речь. Исторически, это самая первая форма речи, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются произносимые звуки, возникающие в результате сложной деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создаётся мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием, что может передать всё богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п. Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Так, жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука знак приветствия (при этом жест имеют национально-культурную специфику, поэтому использовать их, особенно в деловой устной и научной речи, нужно осторожно). Все эти лингвистические и экстра лингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности устной речи.

Одной из особенностей устной речи является - отсутствие возможности вернуться в какой-то определённый момент речи ещё раз, в силу чего говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны: неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных единиц.

Устная речь - может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа). Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Говорящий постоянно следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения своей мысли.

Это устная речь, это то, что мы слышим, а слышим мы что-то около пятой части того, что сказано. Мы отбираем лишь те слова ("звукообразы"), которые нам понятны, близки или заинтересовали нас чем-то. Всё остальное пропускаем. Мы вынуждены так поступать, поскольку в потоке речи слова текут друг за другом, и всякий образ рождается по принципу метонимии, по смежности, чисто логическим схватыванием соседнего и подверстыванием.

В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно - бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально - делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует отметить, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

Мы уже говорили с вами, что речь делится на устную и письменную. Один из принципов методики развития речи заключается во взаимосвязанном развитии устной и письменной речи. Методика развития письменной речи в школе разработана значительно обстоятельнее, чем методика развития устной речи. Поэтому работа по развитию письменной речи идёт более организованно.

Устная и письменная речь – это две формы процесса общения людей посредством языка, каждая из которых имеет свои специфические особенности.

Устная речь знаменует собой процесс непосредственного, живого общения между людьми; она предполагает наличие говорящего и слушающего. Характер её зависит от конкретной обстановки общения, т.е. того, кто говорит, с кем, о чём, иногда и для чего. Устная речь располагает такими богатейшими выразительными средствами, как интонация, паузы, логическое ударение, жесты, мимика. Всё это позволяет понимать устную речь с полуслова, что не может не отражаться на её специфическом оформлении. Синтаксис устной разговорной речи обычно отличается наличием кратких предложений, часто неполных, отсутствием сложных конструкций, обособленных оборотов с различными формами причастий и деепричастий и т.д. Устная речь допускает также сокращение форм слова.

Письменная речь всегда графическая, по преимуществу монологическая, не предполагающая наличие собеседника. В ней чаще используются осложнённые простые предложения и сложные синтаксические конструкции.

Замечено, что хорошо говорящие обычно хорошо излагают мысли на письме. С другой стороны, многие недостатки письменной речи бывают тесно связаны с неправильностями устной речи.

В связи с этим одинаково важным является развитие устной и письменной связной речи.

При разработке системы упражнений в устной речи следует учитывать специфические особенности одного вида речи по сравнению с другим. Устная речь требует от говорящего быстроты в подборе нужных слов, в конструировании предложений и построении речи в целом. Устная речь не допускает поправок, возвращения назад. Она несколько экономнее, поскольку говорящий при этом пользуется такими дополнительными средствами выражения мысли, как интонация, пауза, жест, мимика.

Письменная же речь по своей конструкции отличается большей многословностью, большей книжностью, не допускает, как правило, «вольностей» стиля, часто вполне уместных в разговорной речи.

Устная речь бывает как диалогической, так и монологической.

Она обладает рядом признаков: - интонационная выразительность; -интонация целого текста, отдельного предложения, что связано с логическим членением текста, местом логического ударения и т.д.

Работа над устной речью должна идти параллельно с работой по развитию письменной. Так, например, письменному изложению должно предшествовать устное изложение того же самого или аналогичного текста, сочинению по картине – устный рассказ по той же или специально подобранной картине или устное рисование. Письменному сочинению может предшествовать устное сочинение на ту же литературную тему, план может составляться не только к письменному, но и к устному сочинению.

Понятие о формах речи: устной и письменной даётся в 5 классе: устная – это такая речь, которую мы произносим, письменная , которую мы пишем и видим (с. 8, § 2, 5 класс). На странице 10 особое внимание уделяется вспомогательным средствам устной речи: люди могут говорить по-разному: весело и грустно, быстро и медленно. Многое можно сказать и без слов, с помощью движения рук или выражения лица, то есть жестами или мимикой. Средствами выразительности устной речи являются высота тона голоса, его тембр, темп речи, мимика, жесты.

Что такое "Устная речь"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Устная речь продуктивный тип речевой деятельности, при которой информация передается с помощью звуков речи. У. р. - живая речь, которая не только произносится, звучит, но - главное - создается в считанные секунды, в момент говорения. Это творимая, говоримая речь. Для ее характеристики часто используется выражение живое слово. (Кстати, в 20-е годы XX в. в нашей стране был даже Институт живого слова.) У. р. не следует путать с озвученной письменной речью, которая возникает при чтении вслух или воспроизведении наизусть письменного источника. В условиях У. р., как правило, присутствует непосредственный адресат речи, что дает возможность говорящему учитывать непосредственную реакцию слушателей. Необходимо отметить следующие особенности устной речи: 1) избыточность (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения и т. д.); 2) экономия (когда говорящий не называет, пропускает что-то, о чем легко догадаться; 3) перебивы (самоперебивы) (когда говорящий, не заканчивая начатое предложение, начинает другое, когда он вносит поправки, уточнения в сказанное и т. д.); 4) использование несловесных средств общения: громкости, гибкости голоса, жестов, мимики и т. д. Различают следующие жанры У. р. (рассматривается только литературная речь). В разговорном стиле: 1) беседа в семье или с друзьями, знакомыми; 2) анекдот; 3) рассказ о себе. У. р. используется во весь четырех разновидностях книжного стиля: 1) доклад, дискуссионное выступление - научный стиль; 2) отчет - деловой стиль; 3) парламентское выступление, репортаж, интервью, дискуссионное выступление - публицистический стиль; 4) рассказ со сцены (например, И. Андроникова) - стиль художественной литературы. В отличие от письменной речи, где важную роль играет планирование и контроль высказывания, степень подготовленности У. р. зависит от разных речевых ситуаций. Следует отметить заранее не подготовленную У. р., так называемые спонтанные жанры, когда не продумано содержание, структура, форма изложения. Это беседа в семье, с друзьями, знакомыми, интервью (без заранее составленных вопросов), выступление в прениях. Помимо неподготовленной, различают частично подготовленную У. р., когда в основном продумывается содержание и цель высказывания. Это деловая беседа, т. е. беседа с официальным лицом, как правило, в официальной обстановке, интервью (с заранее подготовленными вопросами), выступление в прениях, юбилейная публичная речь, научный доклад и т. д. И, наконец, существует подготовленная У. р. Различают следующие так называемые словесно-спонтанные жанры (не продумано словесное выражение, не продумано главное, что будет сделано и в какой последовательности). Это лекция, устное реферирование, выступление оппонента в дискуссии, публичная юбилейная речь, научный доклад и др. В учебной деятельности используются такие жанры У. р., как беседа, лекция, доклад, выступление в прениях, реже интервью. Лит.: Мелибруда Е.Я. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986; Одинцов В.В. Речевые формулы популяризации. - М., 1982; Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. - Саратов, 1992; Разновидности городской устной речи. - М., 1988; Соколов В.В. Культура речи и культура общения. - М., 1995. Л.Е. Тумина 261

Устная речь - речь, осуществленная в устной форме, в противоположность письменой речи. В устной передаче... Большая Советская энциклопедия

Устная речь - УСТНАЯ речь - звучащая речь, в противоположность письменной. Характеризуется меньшей регламентирован...

Речь классифицируется по значительному количеству признаков. Можно выделить как минимум четыре классификационных признака, которые позволяют говорить о различных видах речи

по форме обмена информацией (с помощью звуков или письменных знаков) речь подразделяется на устную и письменную

по количеству участников коммуникации она подраз- деляется на монологическую, диалогическую и полилогическую

по функционирова- нию в той или иной сфере общения

выделяются следующие функциональ-

ные стили речи: научный, официально-

деловой, публицистический, разговорный

по наличию содержатель-

ности смысловых и композиционно-структурных признаков текста выделяются следующие функционально- смысловые типы речи: описание, повествование и рассуждение

Прежде всего, сконцентрируем внимание на характеристике устной и письменной речи. Устная и письменная разновидности речи «связаны тысячами переходов друг в друга». Это объясняется тем, что в основе и устной, и письменной речи находится речь внутренняя, с помощью которой формируется человеческая мысль.

Кроме того, устная речь может быть записана на бумаге или с помощью технических средств, в то время как любой письменный текст может быть прочитан вслух. Существуют даже специальные жанры письменной речи, специально предназначенные для про­изнесения вслух: драматургия и ораторские произведения. А в произведениях художественной литературы часто можно встретить диалоги и монологи персонажей, которые присущи устной спонтанной речи.

Несмотря на общность устной и письменной речи, между ними есть и различия. Как отмечается в энциклопедии «Русский язык» под ред. Федота Петровича Филина, отличия между устной и письменной речью заключаются в следующем:

- устная речь - речь звучащая, произносимая. Она является первичной формой существования языка, формой, противо­поставленной письменной речи. В условиях современного на­учно-технического прогресса устная речь не только опережает письменную по возможностям фактического распространения, но и приобретает такое важное преимущество, как моментальность передачи информации;

- письменная речь - это речь, изображённая на бумаге (перга­менте, бересте, камне, полотне и т.п.) с помощью графических знаков, предназначенных для обозначения звуков речи. Пись­менная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, противопоставляемой устной речи.

Между устной и письменной речью выделяется и ряд различий психолого-ситуативного характера:

    в устной речи говорящий и слушающий видят друг друга, что позволяет в зависимости от реакции собеседника изменить содержание разговора. В письменной речи этой возможности не имеется: пишущий может лишь мысленно представлять себе по­тенциального читателя;

    устная речь рассчитана на слуховое восприятие, пись­менная - на зрительное. Буквальное воспроизведение устной речи, как правило,

возможно лишь при помощи специальных технических устройств, в письменной же речи читающий имеет возможность неоднократно перечитывать написанное, равно как и сам пишущий - неоднократно совершенствовать написанное;

3) письменная речь делает общение точным, фиксированным. Она связывает общение людей прошлого, настоящего и будущего, выступает основой делового общения и научной деятельности, устная же речь часто отличается неточностью, неоконченностью, передачей общего смысла.

Таким образом, в устной и письменной речи имеются как сходства, так и различия. Сходства основаны на том, что основой и той, и другой разновидности речи является литературный язык, а различия заключены в средствах его выражения.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...