Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор

Тема 8
ЛИРИКА
^ ТЕМА РОДНОЙ ПРИРОДЫ

В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ
I вариант
1. Что мы называем стихотворением? К какому роду литературы вы отнесете стихи? Почему?

Стихотворение - небольшое лирическое произведение, написанное стихами. Лирическими стихотворения называются потому, что в них отражаются мысли и чувства автора, вызванные какими-то событиями внешней или внутренней жизни, поэтому стихи относятся к лирическому роду литературы.
^ 2. Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...». Какое настроение этого стихотворения? Какие мысли и чувства автора вы можете отметить?

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...
Главное настроение этого стихотворения - светлая печаль, вызванная картинами осенней природы, в которой все замирает в ожидании приближающейся зимы. «Дивная пора» - называет это время поэт, любуясь красотой скромного русского пейзажа и заставляя сопереживать читателя. Состояние, вызванное данным стихотворением, можно назвать покоем, умиротворением.
^ 3. Ф. И. Тютчев неоднократно использует в стихотворении «Есть в осени первоначальной...» метафору. Вспомните, что называется метафорой.
4. Найдите в данном стихотворении метафоры, поясните, как вы понимаете их смысл и как они образованы.

Метафорой называется перенесение свойств одного предмета на другой, основанное на сходстве сравниваемых предметов или явлений.

День хрустальный - значит, воздух прозрачен, подобно хрусталю, будто что-то хрупкое, что в любую минуту может прерваться, расколоться. Бодрый серп - олицетворение, бодрым был крестьянин, стремившийся быстрее до ненастья убрать урожай, серп - орудие его труда.

Паутины тонкий волос - скрытое сравнение, волосы бывают у человека, но нити сентябрьской паутины похожи на очень тонкие волосинки; эта метафора служит одухотворению природы, сравнению ее с красивой женщиной, распустившей длинные волосы.

Праздная борозда - полевые работы закончены, земля отдыхает до весны, поэтому борозда названа праздной (снова как человек).

Льется чистая и теплая лазурь - замечательная метафора, рисующая необычайный простор полевой России, когда дали необъятны и небо сливается с полем. Лазурь названа теплой не для характеристики оттенка цвета (голубой - холодный цвет), а чтобы передать последнее тепло осеннего солнца, тепло более мягкое, чем летом, будто обволакивающее со всех сторон.
^ 5. Определите размер этого стихотворения, характер рифмовки, вид рифм (мужская, женская, дактилическая).

ᴗ́ ᴗ́ / - - / - ᴗ́ / - ᴗ́ / - - 1, 2, 6, 8

- ᴗ́ / - - / - ᴗ́ / - - / - ᴗ́ - 2, 6, 10

Стихотворение написано ямбом, но с целым рядом безударных стоп (пиррихий) и первой стопой с двумя ударениями (спондей).

В первой и второй строфе способ рифмовки перекрестный, в третьей - кольцевой (т. е. первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей).

Ф. И. Тютчев использует все три вида рифм:

пора - вечера - мужская;

колос - волос - женская;

первоначальной - хрустальной - дактилическая.
^ 6. Придумайте несколько метафор, которые можно использовать, описывая осеннюю природу.
II вариант
1. Что такое лирика? Какие виды лирических произведений вы знаете?

Лирика - один из трех родов художественных произведений, в котором передается состояние, переживание человека в связи с различными жизненными впечатлениями. К лирическим произведениям относятся стихотворения, песни, оды, послания, поэмы.
^ 2. Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Какому времени года оно посвящено? Как вы узнали? Какое настроение передал поэт?

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.
Сладостен зон мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.
В этом стихотворении описывается осень. В лесу ветер, кружатся опавшие листья, слышен звук охотничьего рога (охота начинается обычно осенью). Настроение, переданное поэтом, противоречивое, меняющееся: тут и грусть одиночества, и страх, внушаемый шумящими на ветру деревьями, и радость, и задор, связанные с осенним холодом, и, может, концом долгого пути странника бедного), вернувшегося домой.
^ 3. В чем своеобразие фетовского образа осени? Как рисует ее поэт?

Особенность фетовского образа осени в том, что осень показана не только в картинах природы: ель с размашистыми ветками, лесная тропинка, опавшие листья, несомые ветром, но и в звуках: шум качающихся деревьев, вой ветра, звук охотничьего рога. Картина осеннего леса подвижна, изменчива, как и настроение, переданное стихотворением.
^ 4. Найдите в этом стихотворении метафоры, объясните их смысл.

Ель рукавом тропинку завесила - еловая ветка похожа на широкий рукав одежды, это сходство использует поэт.

Глашатай медный - охотничий рог, метафора указывает на назначение рога (что-то огласить, например, конец охоты) и материал, из которого он сделан.

Мертвые листы - метафорический эпитет ; опавшие листы перестали быть живыми, перестали расти, зеленеть, их ждет гибель, тление, поэтому они названы мертвыми.
^ 5. Определите размер, способ рифмовки и вид рифмы стихотворения.

ᴗ́ - - / ᴗ́ - - / ᴗ́ - - / ᴗ́ - - - 1, 4, 7, 11

ᴗ́ - - / ᴗ́ - - / ᴗ́ - - / ᴗ́ - - - 1, 4, 7

Стихотворение написано трехсложным стихотворным размером - дактилем.

Способ рифмовки перекрестный (первая строка рифмуется с третьей, вторая - с четвертой).

А. А. Фет использует два вида рифм:

дактилические - завесила - весело;

мужские - одному - не пойму.
6. Придумайте небольшое стихотворение об осенней природе. Постарайтесь включить в него метафоры.

Тема 9
^ СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ

И. С. ТУРГЕНЕВ
I вариант
1. Вспомните, что мы называем стихотворением. Чем стихотворение в прозе отличается от обычного стихотворения?

Стихотворение - небольшое лирическое произведение, написанное стихами. Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его - прозаическая, хотя мы можем отметить повторение некоторых синтаксических конструкций, звуковые переклички, изредка - рифмы, определенный ритмический строй, т. е. такие художественные средства, которые традиционно используются в стихотворных произведениях.
^ 2. Найдите в стихотворении в прозе И. С. Тургенева «Русский язык» черты лирического стихотворения.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Это стихотворение в прозе написано двусложным стихотворным размером - ямбом (правда, с пиррихиями - стопами с двумя безударными слогами и спондеями - стопами, в которых оба слога ударные. Звукопись в этом стихотворении весьма характерна: соседствуют два гласных звука

Кроме того, все три предложения, входящие в это произведение, эмоционально окрашены (1, 3) или содержат вопрос (2).
^ 3. Проанализируйте по данной схеме стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей».

1) Тема. Основной сюжет.

2) Главная мысль.

3) Главный герой.

4) Почему это произведение можно отнести к лирическим?

5) Средства художественной выразительности, использованные писателем.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея. Да: не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
В этом стихотворении рассказало о том, как маленькая птичка, воробей, сумела, защищая своего птенца, победить огромную по сравнению с ней охотничью собаку. Где же взяла силы эта малышка? Тургенев пишет: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». В этих словах - главная мысль стихотворения. Воробей - главный герой. Автор показывает страх птички и смертельную опасность, которая над ней нависла, с помощью ярких эпитетов: отчаянный и жалкий писк, маленькое тело, взъерошенный , искаженный вид. Действия воробья показаны в ряде сказуемых, передающих эмоциональное состояние: тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип , он замирал он жертвовал собою! Собака - громадное чудовище, у нее зубастая раскрытая пасть. Но уходит Трезор смущенным. Он побежден. Автор не только прямо говорит о своем отношении к птице (благоговел), но и выражает свое отношение, подбирал особенные художественные средства: яркие эпитеты (героическая птица), эмоционально окрашенные сказуемые: упал камнем, замирал , жертвовал собой и т. п.
^ 4. Составьте простой план этого стихотворения в прозе.

1) Возвращение с охоты.

2) Собака чует дичь.

3) Воробышек на дороге.

4) Подвиг старого воробья.

5) Его ужас, трепет.

6) Сила любви побеждает.

8) Только любовью держится жизнь!
II вариант
^ 1. Вспомните тургеневское стихотворение в прозе «Русский язык». К кому еще могут быть отнесены слова «великий, могучий, правдивый и свободный»? Обоснуйте ответ.

Эти слова могут быть отнесены к русскому народу. В «Записках охотника» И. С. Тургеневым нарисованы все положительные качества русского человека - талантливость, вольнолюбие, стремление к правде, способность к подвигу, самопожертвованию.
^ 2. Какие важные мысли, чувства, настроения писателя проявились в стихотворении в прозе «Русский язык»?

Чувства и настроения автора меняются от трагических, грустных размышлений к восхищению языком (и народом); от отчаяния к надежде на лучшее будущее России, на воплощение в жизнь тех сил, которые сокрыты в русской душе.
^ 3. Почему «Русский язык» называют стихотворением в прозе?

Он графически оформлен как проза, но по содержанию - лиричен. Кроме того, он четко ритмически организовал. И наконец, эмоционально окрашен (восклицательные, вопросительные интонации). Язык его точен и красив.
4. Прочитайте еще одно стихотворение в прозе И. С. Тургенева - «Порог (сон)». Как вы поняли его содержание? Какая мысль заключена в названии? Почему у героини нет имени? Как переданы мысли и чувства автора?

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью - угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

О ты, что желаешь переступить этот порог, - знаешь ли ты, что тебя ожидает?

Знаю, - отвечает девушка.

Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

Отчуждение полное, одиночество?

Знаю... Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

Не только от врагов - но и от родных, от друзей?

Да... и от них.

Хорошо. Ты готова на жертву?

На безымянную жертву? Ты погибнешь, и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!..

Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову...

Знаешь ли ты, - заговорил он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром загубила свою молодую жизнь?

Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.

Дура! - проскрежетал кто-то сзади.

Святая! - пронеслось откуда-то в ответ.
Это стихотворение посвящено теме выбора жизненного пути. Судя по вопросам, которые задаются, героиня решилась идти дорогой жертвенного бескорыстного служения людям. Название стихотворения, как и все содержание, аллегорическое. Порог - решение и одновременно такой коренной перелом в жизни, что с прежним героиня расстается навсегда. Автор не случайно не дает героине имени, да еще подчеркивает, что имя не важно, раз девушка (русская девушка) готова на безымянную жертву, если не ради славы собирается она перешагнуть порог. Отношение автора наиболее ярко передается в последней фразе. Ругательство «проскрежетал кто-то сзади», т. е. голос не только из прошлого, а из того, что отстало, осталось позади. «Святая» - слышится откуда-то, наверное, из будущего. Таким образом, по мнению автора, готовность принести себя в жертву, оставить после себя добрую память вызовет преклонение потомков.
5. Попробуйте сами сочинить стихотворение в прозе, описав в нем, например, какое-то время суток («Утро», «День», «Вечер», «Ночь»).

Тема 10
^ АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА
I вариант

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ДЕТСТВО»
1. Автобиографическая проза основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений. Подумайте, кому принадлежат приведенные ниже слова: автору или герою Николеньке Иртеньеву. Почему вы так решили? Какие мысли и чувства в них переданы?

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.
Конечно, это размышления взрослого человека, для которого детство - далекое прошлое. А воспоминания о нем, о том, что было, «возвышают душу», т. е. заставляют быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и любить самых близких людей - мать и отца.
^ 2. Узнайте, о какой героине идет речь в приведенном отрывке. Какая она? Как относится к ней Николенька и как автор?

Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе; вся жизнь ее была любовь и самоотвержение. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?

Бывало, под предлогом необходимой надобности, прибежишь от урока в ее комнатку, усядешься и начинаешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствием. Всегда она была чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена ее комната, или записывала белье и, слушая всякий вздор, который я говорю (...) она приговаривала: «Да, мой батюшка, да». Обыкновенно, когда я вставал и собирался уходить, она отворяла голубой сундук, на крышке которого снутри - как теперь помню - были наклеены крашеное изображение какого-то гусара, картинка с помадной баночки и рисунок Володи, - вынимала из этого сундука куренье, зажигала его и, помахивая, говорила:

Это, батюшка, еще очаковское куренье. Когда ваш покойник дедушка - царство небесное - под турку ходили, так оттуда привезли. Вот уж последний кусочек остался, - прибавляла она со вздохом.

В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все.
В этом отрывке речь идет о Наталье Савишне. Она всю жизнь бескорыстно служила семье Иртеньевых, была необыкновенно скромна и добра, с любовью относилась ко всем членам семьи, особенно к детям. Николенька любил Наталью Савишну, но не только никогда не стремился сделать ей приятное, позаботиться о ней, но даже, когда по поручению маман Наталья Савишна наказала его за испорченную скатерть, возмущался как истинный барчонок: как посмела крепостная его наказывать. Автор не только с необыкновенной любовью и нежностью описывает добрую старушку, но с запоздалым сожалением вспоминает о том, как мало истинного тепла и внимания, которых она заслуживала, проявлял к ней когда-то.
^ 3. Что интерьер комнаты, в которой живет Наталья Савишна, говорит о ее хозяйке?

Комната, где живет человек, может многое рассказать о характере, привычках, роде занятий жильца. Наталья Савишна ведет хозяйство в семье Иртеньевых, поэтому в ее сундуках «было решительно все». В голубом сундуке - на крышке наклеен рисунок Володи брата Николеньки - доказательство того, как дорог Наталье Савишне каждый знак внимания любимых ею детей. Очаковское куренье, привезенное еще дедом Николеньки из Турции и бережно хранимое Натальей Савишной, тоже память о прошедших годах верной службы и преданности.
^ 4. Вспомните главу из повести, которая называется «Классы». Как учились дети в начале прошлого века?

Дети учились дома, с ними занимался домашний учитель и воспитатель. Он давал задания по самым разным предметам и тут же спрашивал ответы своих учеников.
^ 5. Прочитайте описание классной комнаты. Что интересного об обитателях этой комнаты и их занятиях рассказывает интерьер?

Карл Иванович, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна - наша, детская, другая - Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги - учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома «Histoire des voyages» («Всеобщей истории путешествий») в красных переплетах, чинно упирались в стену; а потом пошли длинные, толстые, большие и маленькие книги, - корочки без книг и книги без корочек (...)

На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна - изрезанная, наша, другая - новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линования; с другой - черная доска, по которой кружками отмечались наши большие поступки и крестиками - маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени (...)

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками.
Все в этой комнате говорит о том, что здесь учатся: книги, карты, линейки, стол с табуретками, доска... Но каждый предмет рассказывает и о людях: учителе Карле Ивановиче и его учениках. И оказывается, что почти полтора столетия назад дети также иногда ленились, и, волнуясь или задумавшись о чем-то постороннем, могли изрезать ножиком стол или порвать карту, и не прочь были посмотреть в окошко, мечтая, чтобы побыстрее закончился урок.

За проступки ученики наказывались - линейкой или стоянием в углу на коленях или кружками и крестиками на черной доске.

О Карле Ивановиче тоже рассказано многое: о его строгости, аккуратности, стремлении утвердить независимость (собственные вещи) и многое другое.
6. Попробуйте написать небольшой рассказ, вспомнив какое-нибудь интересное событие, произошедшее с вами два-три года назад.

II вариант

^ М. ГОРЬКИЙ. «ДЕТСТВО»
1. Попробуйте сформулировать, какую повесть мы называем автобиографической.

Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.
^ 2. Чей портрет описан в приведенном отрывке из повести М. Горького «Детство»? Какую роль сыграла эта героиня в судьбе Алеши?

Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она - темная, но светлая изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветные кружева и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой любви к миру.
Это портрет бабушки Алеши - Акулины Ивановны, ставшей на долгие годы другом своему внуку, открывшей ему многие свои представления о людях, о Боге, о мире, о добре, о милосердии. Ее любовь к людям была действенной, Акулина Ивановна стремилась помочь им. А главное - она видела в жизни красоту, радовалась ей и учила этому Алешу.
^ 3. Какие художественные средства, делающие рассказ о бабушке похожим на произведения устного народного творчества, вы можете отметить?

В этом описании М. Горький пользуется инверсией (перестановкой слов) - говорила она, портил его... нос, до нее как будто спал я и т. п.

Много сравнений - «слова, похожие на цветы», «темные, как вишни, зрачки», «точно большая кошка» и т. д.

В портрете бабушки множество эпитетов , рисующих как ее внешность, так и характер - «ласковые, яркие, сочные» слова, «белые крепкие зубы», «лицо казалось молодым и светлым она светилась «неугасимым, веселым и теплым светом» и т. д.
^ 4. Перечитайте, как плясали Цыганок и бабушка Акулина Ивановна. Сравните их пляску. Как в танце проявляются характеры этих героев?

Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и пойдет плясом по улице, по городу, неизвестно куда...
Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от нее - так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
Цыганок пляшет весело, самозабвенно, увлекая своим настроением всех зрителей. В пляске проявляется его темперамент, стремление к свободе и какой-то совсем иной, лучшей жизни. Бабушкин танец больше похож на лирическую песню, где всему есть место: и грусти, и тоске, и доброму веселью. Пляска преображает Акулину Ивановну и одно временно открывает ее сердце, где много не только мудрости и тревоги много жившего человека, но и молодого задора, не утраченного с годами упоения жизнью, удивления перед ней.
^ 5. Расскажите понравившийся вам эпизод повести, в котором полно и ярко проявился бы характер одного из героев. Подберите к своему рассказу подходящее название.

Восьмой класс

От осени к лету поворота нету.
Русская пословица

В этом стихотворении Фёдор Иванович Тютчев любуется картиной наступающей осени, ещё тёплой, мягкой, завораживающей и прекрасной.
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
И всё же поэт немного грустит, вспоминая лето и уборку урожая. Об этом говорит вторая строфа:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
«Паутины тонкий волос» - это вестник осени. «Простор» на полях, где недавно трудились люди, тоже говорит о том, что лето закончилось. Меняется природа, «птиц не слышно боле».
Но Тютчев словно успокаивает себя тем, что осень только наступает и ещё постоят тёплые дни:
...Но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
Поэт не зря называет поле «отдыхающим». Этим он показывает, что всё в природе закономерно: опять наступит лето, и поле должно будет принести людям новый урожай.
Наблюдая за этим полем, за природой вокруг, Тютчев присматривается к каждой детали, к каждому «волосу» паутины. Чтобы передать нам увиденное, он использует яркие, выразительные эпитеты: «дивная пора», «бодрый серп», «на праздной борозде».
Интересно описание природы в этом стихотворении. Небо поэт сравнивает с «лазурью», которая «льётся», а «отдыхающее поле» напоминает крестьянина, который набирается сил после уборки урожая.
Всё стихотворение проникнуто спокойным, немного грустным настроением. В нём Тютчев соединяет три времени. Прошедшее - это воспоминание об уходящем лете. Будущее - это мысли поэта о «зимних бурях». И настоящее - это «первоначальная осень», которая радует Тютчева своей мимолётной красотой. Поэтому он гонит от себя все грустные мысли и просто наслаждается этой «дивной порой», ведь она так коротка!

Сочинение

Ф. И. Тютчев — мастер пейзажной лирики. Его стихи — это меткие, красочные, образные зарисовки природы в разные времена года. Это стихи человека, который не просто воспринимал окружающий мир «с помощью пяти органов чувств», но и старался разглядеть скрытую тайну природы, пытался сопоставить конкретно-зримые приметы внешнего мира и их отражения в человеческой душе.

Одно из известных пейзажных стихотворений поэта «Есть в осени первоначальной…» датируется 22 августа 1857 года. Это небольшая, но очень полная и яркая картина осеннего дня.

Пору, описанная поэтом, в народе обычно называют «бабьим летом». Осень только начинает вступать в свои права, сменяя лето. Эпитет «первоначальная» помогает ощутить, увидеть зарождение нового времени года. В этом сложном прилагательном два корня, которые дополняют друг друга по значению. К сожалению, эта пора «короткая». Однако, эпитет «дивная», а также противопоставление «но» доказывают, что, несмотря на быстротечность, это время может подарить человеку множество восхитительных впечатлений.

Каждое время суток осенью по-своему прекрасно. День назван «хрустальным», этот эпитет играет большую роль для воссоздания картины. Хрустальный — состоящий из хрусталя, то есть обладающий красивым блеском и игрой света. С другой стороны, хрустальный — это чистый, прозрачный. Эпитет совмещает в себе оба значения, кроме того, наполняет всю первую строфу звоном и создает ощущение хрупкости, непрочности. Кажется, что все вокруг наполнено солнечными бликами, слепящими глаза. Так хочется сохранить эту недолговечную красоту!

Наступающий вечер рождает новую характеристику: «лучезарны». Закатное солнце придаёт пейзажу сияние и разливает вокруг теплый и уютный свет.

Известно, что в лирике Тютчева человек и природа едины. Изменения в природе, конечно же, отражаются в душе человека. Недаром во второй строфе появляется образ поля, ведь это священное место для русского человека. Летом ему отдается много сил, а осенью оно отдыхает. Поэтому и человек может перевести дух, оглядеться вокруг и, возможно, подметить что-то такое, чего не замечал во время жаркой деревенской страды. Борозда названа «праздной», она отдыхает, будто человек, выполнив свою работу.

Используется метонимия «серп гулял». Серп — трудовой инструмент крестьянина, на него переносятся все свойства труженика. Он «бодрый», то есть полный сил, деятельности и энергии. Еще одна метонимия в этой строфе — «падал колос».

Но оживление летних дней минуло, «теперь уж пусто все». По своему значению слово «пусто» несколько отрицательно. Пустой — это ничем не заполненный, лишенный содержимого. Однако, в стихотворении оно интерпретируется несколько иначе, появляется слово «простор». «Везде» видится свободное, обширное, пространство и раздолье. Но в этом пространстве подмечается столь малая частица мироздания — «паутины тонкий волос». Такое, казалось бы, будничное, некрасивое явление приобретает блеск, сияние, наполняется светом. Кажется, что эта сверкающая паутина — связующая нить между землей и небом, между летом и осенью.

В третьей строфе все настойчивее звучит напоминание о неминуемом приходе зимы. Воздух «пустеет», пространство лишается звуковой наполненности, так как «птиц не слышно». Однако, это не страшная, холодящая тишина, это тишина, несущая покой и умиротворение. Природа постепенно, медленно приближается к печальной поре увяданья. Но у нас еще есть время насладится разлитой вокруг гармонией, время «первых зимних бурь» еще не пришло. Наверное, для того и существует это время в природе, чтобы отдохнуть, восстановить душевный покой, насладиться последним, но щедрым и прекрасным светом.

Мягкость, умиротворение подчёркивает слово «лазурь». Лазурный — это нежно- голубой. Летом воздух насыщенно- синий, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, слепящий. А сейчас, в начале осени, воздух — чистая и теплая лазурь. Этот волшебный свет «льется» с небес, то есть распространяется повсюду, разливается, струится.

Для того чтобы определить неторопливость этих превосходных дней, поэт использует не только лексические средства, но и синтаксические. Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недоговоренности, какой-то медлительности. Этим удается пробудить «воображение» читателя и заставить его «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе. Длинные фразы делают стихотворения неторопливым, помогают передать безмятежность в природе, отсутствие суеты.

Стихотворение написано ямбом, однако количество стоп в каждой строке меняется. Перекрестная рифма в последней строфе сменяется опоясывающей, мужские рифмы чередуются с женскими. Все это создает ощущение некоторой порывистости и дополняет впечатление непостоянности расплесканной вокруг красоты.

Сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! Стихотворение навевает множество всевозможных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы. Тютчев не изображает каких-то неземных, диковинных красот, он изображает только то, что видел, и не однажды, всякий человек.

В самом обычном поэт учит видеть чудесное и волшебное. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас. Недаром Н. А. Некрасов относил Тютчева «к русским первостепенным поэтическим талантам».

Форма занятий: урок анализа поэтического текста.

Оборудование:

  • Портрет Ф. И. Тютчева.
  • Выставка книг стихотворений Ф. И. Тютчева.
  • Интерактивная доска: осенние пейзажи.
  • Магнитофон: Запись музыки П. И. Чайковского “Осенняя песня”

Цель занятия:

1. Учащиеся получат первое представление об анализе художественного поэтического текста в единстве содержания и формы.
2. Продолжить работу над выразительным чтением.
3. Расширить представление о поэте Ф. И. Тютчеве.
4. Продолжать развивать монологическую речь учащихся, аналитическое мышление.
5. Учащиеся учатся отстаивать собственное мнение, участвуя в дискуссии.
6. Учащиеся учатся принимать участие в коллективном (групповом) обсуждении проблемы, работать в группах.
7. Воздействовать на чувства, способствующие нравственному воспитанию: любви к природе, пониманию единства природы и человека.

Краткое описание идеи занятия.

Класс делится на 4 группы, получают задание для анализа текста. Работая в группах по информационным листам, учащиеся выполняют задания, готовятся к презентации результатов (итоги работы оформляются на ватмане).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя (мотивация).

– С самого раннего детства вместе со сказками Пушкина, дедушкой Мазаем Некрасова в нашу жизнь входят и строчки Ф. И. Тютчева:

Люблю грозу в начале мая... Еще в полях белеет снег...

– Кто такой философ?

(Мыслитель, человек, который разумно, рассудительно относится ко всем явлениям жизни, занят разработкой вопросов мировоззрения, размышляет над ходом природы... “Словарь русского языка” С. И. Ожегова.)

– Ум Тютчева старался проникнуть в тайну противоречивого единства природы и человека.

Обратите внимание на книжную выставку, где мы видим книги стихотворений Тютчева. Очень хотелось бы, чтобы эти книги снимались с полки не один раз в год, ведь произведения Ф. И. Тютчева – это целый мир впечатлений и раздумий, где природа показана в движении, в переходных состояниях, а человек – часть великого мира природы, и творчество поэта не что иное, как выражение его дум о человеке. Стихами Тютчева восхищались уже известные вам
В. А. Жуковский:

“Поэтическое чувство Тютчева дышит в его стихах”,

И. С. Тургенев:
“О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии”;

Л. Н. Толстой:
“Тютчев – великий русский поэт. Без него нельзя жить!”;

Ф. М. Достоевский:
“Тютчев – первый поэт – философ в России”;

И. Аксаков:
“Поэт так точно и емко отражает природу, что здесь нельзя уже ничего прибавить”.

(Все высказывания появляются на интерактивной доске.)

– Вы можете записать понравившееся высказывание в тетрадь.

III. Знакомство с темой урока и эпиграфом. (Записан на доске.)

– Сегодня на уроке мы попытаемся сделать комплексный анализ поэтического текста. Для анализа возьмем стихотворение из вашего учебника (Стр. 66) “Есть в осени первоначальной...” Ф. И Тютчева.

– Эпиграфом к уроку, я считаю, могут служить слова нашего земляка, замечательного писателя И. С. Тургенева: “О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии”. Попытаемся доказать себе, что чувствуем Тютчева, понимаем его, любим его поэзию и не остаемся к ней равнодушными.

(Запись в тетради темы, эпиграфа.)

IV. Звучит запись музыки 77. И. Чайковского “Осенняя песня”. Чтение текста учителем.

– Понравилось ли вам стихотворение Ф. И. Тютчева?
– Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?
– Какое впечатление оно произвело на вас?
– А теперь попытаемся понять, почувствовать Тютчева.

V. Учитель предлагает учащимся; которые уже сидят в группах по 5 человек, приступить к работе, внимательно изучив информационные листы , лежащие на столах. Напоминает, что работа будет оцениваться с позиции правильного отбора материала, умелой подачи аргументированных выводов, четкости и ясности изложения, выразительности прочтения строфы.

VI. Работа в группах.

Под звучание классической музыки, работая в группах, учащиеся выполняют задания, представленные в информационных листах (5-6 минут). Результаты работы оформляют на половине ватмана. (Учитель в момент обсуждения может давать необходимые консультации, направлять работу группы)

1-я Группа. Информационный лист № 1.

Человек идет рядом с природой,
соучастник и собеседник того,
что совершается в творении.
И. В. Гогонь

1. Дата написания. (Август 1857 г.)

2. Жанровое Своеобразие. (Пейзажная лирика, лирическое стихотворение.)

3. Тема. (Ранняя осень.)

4. Идея. (Показать особенную прелесть ранней осени – “Увядание может быть...)

5. Композиция стихотворения. (Состоит из трех строф. Каждая наполнена своим содержанием.

1-я часть – Дивная пора.
2-я часть – Праздная борозда.
3-я часть -Далеко еще до первых зимних бурь)

б. Общее впечатление. (Умиротворение. Успокоенность, очарованиеосенней красотой природы.)

2-я Группа. Информационный лист № 2.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездонный лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев

– Прочитайте первую строфу.

1. – Какими чувствами она наполнена?

(Осень – вечер жизни, где все увядает, но как красива “осень первоначальная”. Поэт открывает величие, великолепие в окружающем нас мире природы.)

2. – С помощью каких средств передает поэт это очарование осени?

(Эпитеты: осень первоначальная день хрустальный, лучезарнывечера, дивная пора).

– Подберите синонимы к словам (емкость 2-х эпитетов)

Хрустальный – прозрачный, прохладный, искрящийся, звенящий тишиной.

Лучезарны – озарены лучами, пронизаны солнечным светом.

Антитеза короткая – дивная пора.

Сравнительные обороты день как бы хрустальный.

Инверсия – есть в осени (первоначальной)
день (стоит как бы) хрустальный.

Чтобы слова звучали ритмично.

Многоточие – недосказанность.

3. – Проанализируйте, как рифмуется первая строфа? (1–3, 2–4) Новое понятие – перекрестная рифма: 1-3, 2-4.

4. Звукопись.
– Какие гласные чаще используются? [о, а]
– Почему? (выражают тоску, печаль об уходящем) [и, э]– напевность, лиричность, песни матери.
– Согласные? ([ p] – торжественность).

3-я Группа. Информационный лист № 3.

Смотри, как великолепен каждый ми жизни!
Умей вслушаться в него!
Ф. И. Тютчев

1. – Внимательно прочитайте 2 строфу стихотворения.

2. – Какими чувствами пронизана эта строфа? (Есть в этой строфе чувство грусти о том, что лето закончилось – теперь уже пусто все... Быстротечность жизни...)

3. – С помощью каких средств удалось поэту передать эти чувства?

Эпитеты – бодрый серп, праздная борозда

Метафора – паутины волос

Антитеза – ...гулял –пусто...

– Подберите синоним к слову “праздная” (борозда) (Отдыхающая. Поле отдыхает от трудов – вырастило урожай.)

Инверсия – падал колос.

Тире – смена событий...

4. – Как рифмуется 2 строфа? (1–3, 2–4 перекрестная рифма.)

4-я Группа. Информационный лист № 4.

Тютчев не шутил с музой, и все у него строго:
и содержание и форма.
Л. Н. Толстой

1. – Внимательно прочитайте 3 строфу стихотворения.

2. – Каким настроением проникнута эта строфа? (Передает гармонию в душе поэта, успокоение от сознания того, что зима еще далеко, нужно наслаждаться этим мгновением, когда “льется чистая и теплая лазурь”.)

3. – С помощью каких средств передает Ф. И. Тютчев эти чувства?

Эпитеты – отдыхающее поле, чистая и теплая лазурь.

Олицетворение – отдыхающее поле.

Устаревшие слова – боле.

Инверсия – пустеет воздух, льется...лазурь.

Тире – неожиданное присоединение, смена событий.

Многоточие – недосказанность, призывающая к раздумьям.

4. – Проанализируйте, как рифмуется 3 строфа? (1–4, 2– 3 кольцевая рифма. Озвучить!)

VII. Презентация результатов работы.

Учащиеся вывешивают свои листы на доску, представители от группы выразительно читают четверостишие (выразительность прочтения оценивается, об этом говорилось перед работой групп) перед тем, как начинают защищать свои ответы.

1-я группа.

– Н. В. Гоголь писал: “Человек идет рядом с природой, соучастник и собеседник того, что совершается в творении”.

– Давайте послушаем историю создания стихотворения Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной...” Тему, идею, композицию стихотворения, общее впечатление о произведении.

2-я группа.

Учитель озвучивает эпиграф ко 2 информационному листу:

– Ф. И. Тютчев написал:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездонный лик, -В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Идет защита ответа 2 группы.

3-я группа.

– Ф. И. Тютчев делился своими мыслями с нами, читателями. Он говорил: “Смотри, как великолепен каждый ми жизни! Умей вслушаться в него!”.

– Вот это великолепие, быстротечность он и показывал в своих произведениях.

Идет защита ответа 3 группы.

4-я группа.

– Л. Н. Толстой не раз говорил, что “Тютчев не шутил с музыкой, и все у него строго: и содержание и форма”.

– Давайте еще раз убедимся в этом.

Выступает представитель команды № 4.

VIII. Выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной...” (2 уч-ся.)

– Давайте покажем, что мы понимаем поэзию великого национального поэта. Прочитаем стихотворение выразительно, соблюдая паузы, логические ударения.

(На доске спроецированы репродукции картин:

  • И. Левитан “Долина реки. Осень”;
  • С. Ю. Жуковский “Золотая осень”;
  • В. Д. Поленов “Золотая осень”;
  • В. К. Балыницкий – Бирулъ “Задумчивые дни осени”.)

После прочтения стихотворения:

– О чем картины, которые вы видите?
– Какое впечатление они произвели на вас?
– Какая из картин могла бы стать иллюстрацией к картине осени, созданной Ф. И. Тютчевым?
– Почему возможно сравнение поэзии и живописи?

IX. Блиц – опрос.

1) – Как вы думаете, что поэт любит и ценит в природе прежде всего? (Перемены, связь с человеком, красоту.)

2) – Чем проникнуто стихотворение Ф. И. Тютчева? (Преклонением перед красотой, многообразием природы, ее тайнами.)

3) – Почему в первой строфе поэт употребляет эпитет “хрустальный”? (День.)

4) – Приведите примеры слов из 3 строфы, близкие образу хрустального дня. (Чистая и теплая лазурь.)

5) – Каково значение эпитета “праздный”?

6) – Почему его употребил поэт, говоря о пустой борозде?

7) – Что значит выражение “Бодрый серп”?

8) – Какой же увидел осень Тютчев?

9) – Каким настроением проникнуто стихотворение Ф. И. Тютчева? (Гармония времен года во всей прелести, многообразии.)

10) – Что смягчает в стихотворении ощущение безысходности, скоротечности жизни?

X. Составление кластера.

(Самые яркие эпитеты, которые характеризуют художественный образ.)

Заполняют учащиеся (1 ученик у доски, остальные – в тетради).

XI. Выразительное чтение стихотворения учащимися. (Репродукции художников.)

XII. Подведение итогов.

– Природа, ее красота, рождают творческую фантазию, необычные поэтические образы; вдохновляют, наводят на размышление. И очень много зависит от характера, миропонимания, личных качеств человека. Ни в коем случае нельзя забывать, что за любой строчкой стихотворения -личность человека, каждый поэт раскрывает себя по-своему. Тютчева -пейзажиста привлекает переходное состояние природы, в движении, а не покой. Его поэзия полна мысли, чувства. Это музыка, волнующая душу, наполняющая ее любовью к Родине.

Удивительные поэтические образы, наблюдательность, необычные краски – вот чем близок нам замечательный русский поэт! Читая Тютчева, мы вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка, он добивается предельной ясности, точности образа, единства формы и содержания. Мы должны учиться умению выражать свои мысли и чувства у великого русского поэта.

XIII. Оценивание результатов.

XIV. Домашнее задание.

1. Наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной...”

2. Письменно ответить на вопрос “Каким предстал перед нами Тютчев?”

(Вспомнить эпиграф к уроку, высказывания поэтов, писателей о Тютчеве.)

Тютчев Ф. И.

Сочинение по произведению на тему: Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной.»

Поэтическое , как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом.

В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его стихи - это оригинальные зарисовки различных времен года: Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.

Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы - одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое , восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания.

Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода - мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы.

Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко.

Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”. Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окружает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, наступлением красивейшего времени года - осени.

“Хрустальный день” - это удивительная неосязаемая драгоценность. К ней невозможно прикоснуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! “Хрустальный день” в понимании читателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в прозрачном воздухе начинают казаться еще более чистыми и нежными.

Эта удивительно красивая “дивная” пора очень коротка. Не успеешь оглянуться, как возьмут свое холода. И окружающий мир потеряет столь волнующую яркость красок. Первые холодные дожди и ветра смоют прозрачность и лучезарность “хрустального дня”. И человеку останется только вспоминать об этой удивительной поре. Не случайно упоминается “паутины тонкий волос”. Волосок всегда может легко порваться. И так непременно произойдет, как только пройдет период, отпущенный природой на любование первоначальной осенью.

Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей.

Летом солнце иссушает, оно слишком жестокое, поэтому от него хочется спрятаться. Осеннее солнце, наоборот, мягкое, ласковое. Хочется сполна насладиться его сиянием и теплом. Особую радость дарит вечер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великолепия окружающей природы.

“Лучезарный вечер” словно сияет разными красками. Палитра природы удивительно богата. В ней множество цветов, оттенков и полутонов. Даже самый лучший художник не может сравниться с картиной, которую пишет сама осень. “Льется чистая и теплая лазурь”. Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете. Именно таким предстает окружающий мир с наступлением ранней осени. В этом стихотворении воспевается осеннее спокойствие, которое также является отличительным признаком этого сезона. Тишина волнует, заставляет задуматься над человеческой жизнью. Созерцание красот окружающего мира - это одна из возможностей сделать человека хотя бы немного счастливее.

Ранняя осень - это совершенно особая пора, она не похожа на все остальные времена года. Тютчев напоминает о лете в тот момент, когда говорит о “бодром серпе”. “Где бодрый серп гулял и падал колос”. Действительно, летом кипит работа, нет времени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться созерцанию красот природы. Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершенно отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически неощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения.

Сейчас отдыхает не только человек, но и сама природа. Но этот отдых не имеет ничего общего с ленью и праздностью, это прежде всего награда за долгую и упорную работу. Поэт подчеркивает красоту, легкость окружающей природы. И использует для этого яркие образные средства.

В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на самом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоциями. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...