19 век в литературе золотой. "золотой век" литературы

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель» click .

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России http://duligo.com/map167 .

click the following article Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо? », а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Введение......................................................................................................3

1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика периода...........4

2. Золотой век русской поэзии: основные представители......................6

Заключение................................................................................................19

Список используемой литературы..........................................................20


Введение

золотой век русский поэзия пушкин грибоедов

В истории тысячелетней культуры России ХIХ век называют "Золотым веком" русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Это был взлет Духа, культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом.

ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде - от вселенско-космических исканий до почти практических "инструкций" по ответам на извечные русские вопросы: "Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?"

Литература в XIX века - самая влиятельная форма национальной культуры. Это время когда творили ее крупнейшие представители, которые дали духовную пищу двум векам всего человечества! Так, Поль Валери назвал русскую литературу XIX века одним из трех величайших чудес человеческой культуры.

Поэты А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Д.В.Давыдов, Ф.Н.Глинка, П.А.Катенин, В.Ф.Раевский, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский, Н.М.Языков, И.И.Козлов, Д.В.Веневитинов и др. Их поэзия оставила заметный след в русской словесности.

Таким образом, данная тема и сегодня является достаточно актуальной.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.


Золотой век русской поэзии: общая характеристика

С начала XIX века в русском обществе наблюдается небывало высокий патриотический подъем, он способствовал углублению понимания национальной особенности, развитию гражданственности. Искусство активно взаимодействовало с общественным сознанием, формируя его в национальное. Усиливалось развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры.



Двигателем развития русской литературы ХIХ века, который продолжает "работать" и до сих пор, стала поэзия. Созданные в то время гениальными поэтами произведения по сию пору остаются непревзойдёнными шедеврами классики, образцами высшего поэтического мастерства, великолепными эталонами величия русского слова и русского языка. Началом "Золотого века" можно назвать 1808 г., ведь уже в одних из первых зрелых произведениях Жуковского очень хорошо видна индивидуальная интонация, такая свойственная для поэзии ставшей "выше". В начале 20-х годов заметно Байроновское влияние, популярной становится такая форма выражения, как стихотворная повесть. Творчество Пушкина пользуется огромным успехом, поэзия монополизирует книжные ряды. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных поэтов: Батюшков, Кюхельбекер, Рылеев, Языков, Вяземский, Дельвиг, Баратынский и другие. Каждый из них внёс свой вклад в общее дело подъёма и обновления русской литературы. Что составляло особенность русского "золотого века"?

Во-первых-широта и грандиозность поставленных перед собой задач. Во-вторых-высокое трагическое напряжение поэзии и прозы, их пророческое усилие. В-третьих-неподражаемое совершенство формы.

Первая и третья из этих особенностей с предельной ясностью выражены Пушкиным. Универсальность его гения сделала из него символ русского национального идеала. "Золотой век" в русской поэзии еще принято называть "Пушкинской порой".

Вторую особенность "золотого века": трагическое, пророческое напряжение поэзии и прозы - еще сильнее, чем сам Александр Пушкин, выражают его прямые наследники. Стихи этого времени весьма оригинальны, в противоположность тому, что ранее предшествующие эпохи больше заимствовали. Период данного творчества в России совпадает по времени с эпохой зарождения романтической поэзии в Западной Европе. Но направление ему даёт не романтизм. Поэзия золотого века имела более формальный характер, да она избирательна и почти без изъяна, но очень классическая.

Большая часть того, что было написано нашими классиками в XIX веке, давно стало литературной хрестоматией. Сегодня невозможно представить себе человека, который бы не знал и не прочитал такой культовый роман в стихах Пушкина как "Евгений Онегин" или великие поэмы Лермонтова "Демон" и "Мцыри". Десятки стихотворений заученных еще со школьной скамьи по-прежнему вызывают в наших сердцах чувства тепла и радости, эти стихотворения все так же, как и много лет назад, продолжают дышать и жить в наших душах. Они продолжают согревать нас, давать нам надежду, помогают не падать духом; они всегда готовы стать нашей путеводной звездой.

Но, пожалуй, самое главное достижение наших гениальных творцов XIX века, это создание вокруг стихотворений – ауры поэзии, ауры, которая до сих пор своей невидимой нитью связывает наш сегодняшний день со своим началом. Началом, которым мы неосознанно пользуемся в повседневной жизни, началом, которое присутствует во всех наших делах. Ведь именно они, на протяжении многих лет в упорной и неравной борьбе, все-таки сумев победить, – положили начало, а после и дали нам свободу мысли, слова и выбора. "Золотой век" русской поэзии – дал толчок для развития последующим поколениям и не будь его, у нас не было бы и века "Серебряного". Не было бы тех гениальных и талантливых поэтов и поэтесс, не было бы величайших наших писателей, которые вдохновлялись произведениями творцов прошлого века и откуда они черпали силу, мысли и сюжеты, но уже для своих шедевров. Шедевров, которыми мы восхищаемся, и которые раз за разом перечитываем.

Золотой век русской поэзии: основные представители

Великим народным поэтом, воплотившим в себе достижения предшествующих авторов, обозначившим собою дальнейший этап ее развития, бесспорно, является Александр Сергеевич Пушкин . "Золотой век русской поэзии" характеризуется всплеском его творческой активности. Александр Сергеевич был романтичен, написанные им поэтические поэмы существенно повлияли на русскую и мировую культуру. Произведения Пушкина стали классическими в нашей стране и во всех странах мира. Имя Пушкина знакомо каждому человеку, не зависимо от его возраста, происхождения и литературных предпочтений.

Пушкин – это сама гармония, само совершенство. Безумно талантливый потомок арапа Петра Великого, русский по зову сердца, по широте души, по образованию и по крови, Александр Сергеевич стал непререкаемым авторитетом уже для своих современников. Такой разный, такой неизменно прекрасный, такой неистребимо восхищённый жизнью, такой искренний в каждом моменте своего существования. Даже в своих политических стихотворениях, умеющий лирикой усилить воздействие и глубину идей, которые, принимая, возносил на небывалую высоту силой своего таланта.

В его ранней лирике находит себе место и политическое вольнолюбие, близкое декабристской поэзии (Ода "Вольность", "Деревня"), и идущий от европейского Просвещения пафос внутреннего освобождения личности, воспевание свободы как любви и дружбы, веселья и пиров ("Вакхическая песня", "Вечерний пир"). Период его южной ссылки - время формирования пушкинского романтизма: он создает поэмы о свободе и любви - "Кавказский пленник", "Братья разбойники", "Бахчисарайский фонтан". Понимание свободы становится более сложным в написанной несколько позже, в Михайловском, поэме "Цыганы" (1824). В трагедии "Борис Годунов" (1825) отчетливо проступают черты реалистического стиля: они выражаются в понимании всемогущества объективных законов истории, в изображении драматической взаимосвязи "судьбы человеческой" и "судьбы народной".

А его роман в стихах "Евгений Онегин " был назван энциклопедией русской жизни (Белинский). Реализм в "Евгении Онегине", приобретает всеобъемлющий характер: судьба современного молодого человека совмещена здесь с богатством картин русской жизни и удивительным по полноте выражением духовного опыта нации.

Современниками Пушкина в "Золотой век русской поэзии" были несколько воистину великих поэтов - личности, талант и вклад каждого которых в становлении и развитии русской литературы также велик. Многие поэты и писатели считали А.С.Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений.

Одним из таких поэтов был Лермонтов Михаил Юрьевич . Как и Пушкин, ушедший от нас непозволительно рано, но успевший за свою недлинную жизнь создать такие произведения, такие образы, которые стали краеугольными камнями в истории создания и развития великой русской литературы. Это писатель ярко демонстрирующей духовности, глубокой внутренней концентрации, неуемной, бунтующей мысли. На его творчество, бесспорно, повлиял А.С.Пушкин.

Демонический, мятущийся, алчущий правды и свободы дух Лермонтова вслед за своими героями устремляется далеко вперёд, заглядывая в будущее. Небывалая интенсивность эмоций и напряженный самоанализ - характерные черты героя Лермонтова, выражаются в лирике, в поэмах "Демон" и "Мцыри".

В позднем творчестве Лермонтова появляются новые, реалистические тенденции: он начинает как бы отделять от себя трагические противоречия, превращая их в предмет объективного изображения. Высшее выражение это получает в романе "Герой нашего времени", герой которого не совпадает с личностью автора.

Читая поэтические произведения Лермонтова, невозможно просто наслаждаться поэзией, его стихи заставляют думать и страдать, искать и находить. Великий поэт встал в поредевший после убийства Пушкина ряд, нет, возглавил величественный пантеон русских поэтов, подхватив перо, выпавшее из рук великого мэтра.

Вторая половина XIX столетия – эпоха непоэтическая. Но творчество пусть немногих, но талантливых поэтов не дает прерваться традициям "золотого века" русской поэзии. Один из таких поэтов - Фёдор Иванович Тютчев . За свою длинную жизнь написал всего около 300 стихотворений, но его гений проявился в них в полной мере. Личная жизнь поэта полна ярких взлетов и трагических падений: смерть от пожара на корабле первой жены в одну ночь сделала его седым, а счастье с красавицей Эрнестиной Дернберг оказалось недолгим. Уже в России Тютчев полюбил Е.А.Денисьеву. "Денисьевский цикл" поэта, посмертное прощание с любимой женщиной, – истинный шедевр любовной лирики.

Важны были для творчества Тютчева и его философские убеждения. Он мечтал об объединении славянских народов во главе с Россией, о создании славянского мира, который будет развиваться по своим законам. Но особенно удивительно космическое восприятие природы поэтом: "Тютчев был поэтом бесконечности, космической тайны. Он умел сам трепетать и заставлять читателя трепетать перед миром звезд" (Е. Винокуров). Будучи учеником и последователем Пушкина и учителем для последующего поколения поэтов, Тютчев создал прекрасные образцы философской лирики.

Его стихотворения исполнены величественной красоты, пронизаны размышлениями о сущности бытия. Его стихотворение Silentium (лат. – молчание) о невыразимости мыслей посредством человеческого языка, в том числе и посредством "великого и могучего", казалось, опровергает этот тезис.


Интересно, что Фёдор Иванович, практически не употребляющий в повседневной жизни русскую речь и создающий публицистические произведения только на французском языке, стихи писал исключительно на русском.

Несмотря на собственное критическое и даже слегка небрежное отношение Тютчева к собственным произведениям его лирика до сих пор является великолепным образцом золотого века русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет – тонкий ценитель красоты, в том числе и красоты слога. На протяжении всей жизни Фет занимался литературным поэтическим творчеством. Несмотря на то, что его произведения публикуются в основном во второй половине девятнадцатого века, он всё-таки вошёл в наш рейтинг, ибо его стихотворения – это своеобразный мир лирика с тонкой душой, овеянной трагедией бытия. Его стихи высоко оценивал Белинский, ставя Фета практически на одну ступень с прекрасным "русским Байроном" – Лермонтовым.

Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в "светлое царство мечты". Основное содержание его поэзии - любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством. Фет - представитель так называемой "чистой" поэзии. Особенность поэтики Фета - разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком. Самый яркий пример - стихотворение "Шёпот, робкое дыханье… ".

В этом стихотворении нет ни одного глагола, однако статичное описание пространства передает само движение времени. Стихотворение принадлежит к числу лучших поэтических произведений лирического жанра.

Лирика Фета – пронзительнейшая, щемящая, исполнена мотивов грусти, трагичности. Печальной дымкой овеяны красивейшие образцы поэзии, вышедшие из-под пера Фета, где красота мира познаётся автором с двух сторон, внешней, черпающей истоки вдохновения в красотах родной природы, и внутренней, главным стимулом которой является любовь.

Александр Сергеевич Грибоедов . По иронии судьбы единственная поэтическая вещь, созданная им и дошедшая до нас целиком, перечеркнула всё остальное творчество поэта. Мало людей знают его стихотворения, статьи и публицистику, но практически все, иногда сами того не сознавая, так или иначе прикоснулись к гению. Грибоедов известен как писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы "Горе от ума", которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз. Его ближайшие литературные союзники - П.А.Катенин и В.К.Кюхельбекер; ценили его и "арзамасцы": Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П.Я.Чаадаев и Ф.В.Булгарин.

"Горе от ума" - вершина русской драматургии и поэзии. Комедия была моментально подхвачена тысячами людских языков, разодрана на цитаты, пословицы, поговорки, от чего нисколько не пострадало её величие, напротив, это обеспечило произведению бессмертие. "Говорящие" фамилии, блистательные остроумные характеристики персонажей, эмоциональная речь, критика общества, облечённая в лёгкую и запоминающуюся форму поэзии – всё это стало нашим достоянием на века. "А судьи кто?", "Карету мне, карету!" "Кричали женщины Ура! И в воздух чепчики бросали"… Мы до сих пор с удовольствием пользуемся этими меткими выражениями, которые совершенно точно, и вместе с тем, с невероятной иронией отражают разные жизненные ситуации.

"Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха" - П. Чаадаев (Апология сумасшедшего). Интересен факт, когда Грибоедов закончил работу над комедией "Горе от ума", то первым, к кому он пошёл показать труд, был тот, кого он больше всех боялся, а именно баснописец Иван Андреевич Крылов. "Я привез манускрипт! Комедию…" "Похвально. Ну что же? Оставьте". "Я буду читать Вам свою комедию. Если Вы с первых сцен попросите меня удалиться, я исчезну". "Извольте сразу начинать", - ворчливо согласился баснописец. Проходит час, другой - Крылов сидит на диване, свесив голову на грудь. Когда же Грибоедов отложил рукопись и из-под очков вопросительно посмотрел на старика, его поразила перемена, происшедшая в лице слушателя. Лучистые молодые глаза сияли, беззубый рот улыбался. Он держал в руке шелковый платок, готовясь приложить его к глазам. "Нет, - замотал он тяжелой головой. - Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила".

Константин Николаевич Батюшков - начал писать стихи с 1802. В сознании наших современников имя Батюшкова возникает всегда рядом с именем А.С.Пушкина. Ещё в начальную пору своего творчества он прославился как певец дружбы, веселья и любви, так называемой "лёгкой поэзии" (элегии, послания, антологического стихотворения), требовавшей, по его мнению, "возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности". Его поэзия была овеяна духом земной радости светлых надежд.

Стихотворение "Мой гений" (1815), "по чувству, по гармонии, по искусству стихосложения, по роскоши воображения" Пушкин назвал "лучшей элегией Батюшкова".


Творчество Батюшкова многожанрово.К числу лучших стихотворений Батюшкова принадлежат "Таврида" (1817), "Умирающий Тасс" (1817), переводы из греческой антологии (1817-18), "Подражания древним". Но неизменно во всех жанрах одно – музыка стиха, пленяющая душу читателя. Определённость и ясность - вот главные свойства его поэзии.

Пушкин восхищался музыкальностью его стиха "Прелесть! Прелесть и совершенство – какая гармония! Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков". Высокую оценку творчеству Батюшкова дал Белинский: "Батюшкову немного недоставало, чтобы он мог переступить черту, разделяющую талант от гениальности".

Батюшков был в числе поэтов старшего поколения, кто подготовил явление Пушкина, кто был одним из первых непосредственных его учителей. Батюшков одним из первых сумел предугадать гениальность поэтического дара Пушкина. Батюшков во многом способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением.

Литература, как и любое другое творчество, позволяет выразить человеку свое мнение, отношение к определенным событиям, восхищение или разочарование, эмоции. На произведения поэтов и писателей всех времен влияли события в социуме, изменения политического или экономического характера. Ранее частым явлением среди творческих натур являлось выражение протеста против произвола влиятельных людей при помощи творчества.

Исторически важные события 19-го века

Еще в начале Золотого века русской литературы была проведена новая реформа Александром I, суть которой заключалась в укреплении феодально-абсолютистской политики, продвигающая власть буржуазии. Данный факт призвал творцов мысли к протесту посредством своего искусства. Начиная с Пушкина и Цветаевой и заканчивая начинающими писателями и поэтами, все больше и больше появлялось произведений, в которых воспевается свобода.

Спустя небольшой промежуток времени, был создан Государственный совет, в задачи которого входила централизация законов и единообразие норм юрисдикции. И в итоге в 1861 году осуществляется отмена крепостного права и принимается курс, направленный на капитализм.

Что представляет собой Золотой век?

Почему 19-й век - Золотой век русской литературы? Это наименование 19-й век обрел благодаря своему невероятному расцвету и богатству творческими шедеврами. Часть произведений в данном времени отличалась особой смелостью и дерзостью. Одновременно на пике популярности находился чувственный романтизм. Без опасений поднимались серьезные темы о проблемах общества и политических изъянах, заострялось внимание на ценностных факторах и эстетических нормах. Еще никогда ранее поэзия не имела такое влияние на социум. Каждый человек проявлял интерес к произведениям и прислушивался к сказанному. Именно в данный пользовалась особой популярностью даже за рубежом.

Написанное в, казалось бы, далекие времена остается актуальным и популярным на теперешний день. Поэтому 19-й век заслуженно носит название «Золотого века» русской литературы.

Характерные черты Золотого века

В 19-м веке литература снова обновила свой формат и стиль, начали развиваться ранее малоизвестные направления. К творческим новшествам относятся:

  • Переход от сентиментализма в романтизм, тесно связанный с политической тематикой. Затронуло данное направление в особенности поэзию. На свет появилось множество прекрасных стихотворений о любви.
  • Поэты и писатели обрели титул пророков. Благодаря произведениям с философским подтекстом, наполненных рассуждениями создателя, творчество оказывало сильное влияние на самосознание и взгляд человека на окружающий мир. Одновременно на людей искусства возлегала огромная ответственность за принятую ими роль просветителей и учителей.
  • Развитие прозы, как способа выражения мыслей. Прозаики вдохновились романами зарубежного гения В. Скотта и других английских шедевров и начали продвигать данное направление и в России. Идея оказалась успешной и заняла значимое место в литературе 19-го века.
  • Развитие сатирических произведений. Таким способом изображались главные недостатки общественных устоев и делался акцент на людских пороках. Также началось использование абстрактной и необычной гротескной манеры в написании рассказов, выраженной в порой абсурдных ситуациях, сочетании несочетаемого, высмеивании в ужасной форме определенных вещей и явлений.
  • Значимая роль реалистических произведений в период особого кризиса крепостничества. Именно в данный период времени часто освещались жуткие и жестокие события, которые существуют реально. Внимание общественности приковывалось к проблемам бедных слоев социума и беспределу власти, буржуазии.
  • Декадентство. После завершения революции и изменений в политическом строе реализм отошел на второй план. Творчество взяло направление на мистицизм и религиозность, затрагивалось предполагаемое будущее и грядущие изменения. Со временем произведения получили символический характер.

Поэзия Золотого века русской литературы, не оставляющая равнодушным

Разнообразие жанров и острая социалистическая тематика сделали популярным не одного мастера слова и рифмы. Борьба за права угнетенных и обиженных отражается в творчестве практически каждого писателя. Творчество вдохновляло на бунт все большее количество людей, придавало уверенности действиям.

Гениальные поэты и прозаики 19-го века

Из-за несметного количества творческих личностей в Золотом веке основная идея периода будет рассмотрена на примере наиболее известных из них.

  • Гений литературы и передовик Золотого века русской литературы - Пушкин Александр Сергеевич. По сей день именно данного поэта считают родоначальником русского литературного слова. Он является лирическим новатором и талантливым рифмоплетом. Пушкин впервые рискнул смешать различные языковые стили и начать экспериментировать с жанрами. Благодаря его творчеству развитие получил классический реализм.

Шедевры литературного гения посвящены окружающему миру, явлениям, событиям, мыслям, философии человека. А сам Пушкин стал вдохновением для многих людей и начинающих поэтов Золотого века русской литературы.

  • Евгений Абрамович Баратынский и Василий Андреевич Жуковский известны как основоположники романтизма в литературе. На их творчестве вырос Пушкин, в качестве поэта, и другие великие писатели.
  • Михаил Юрьевич Лермонтов. Золотой век русской литературы знал его как мистического поэта с широкой душой и глубоким внутренним миром. Его произведения пронизаны символичностью, тайным подтекстом и философией, пропитаны переживаниями главных героев, их мыслями и стремлениями. Частой темой являлась проблема одиночества и духовного дисбаланса. Основные используемые жанры - романтизм и реализм.
  • Алексей Николаевич Плещеев. Гений в революционно-демократических стихотворениях. Одновременно со смелыми высказываниями и призывами к борьбе с несправедливостью Плещеев был талантливым переводчиком творчества популярных иностранных авторов и первым человеком, кто начал создавать литературу для детей в России.
  • Иван Захарович Суриков. Идея «крестьянской» литературы свойственна именно ему. Сам поэт, являющийся выходцем из народа, помогал раскрыть творческий потенциал и другим малообразованным и бедным людям.
  • Иван Саввич Никитин. Его искусство разнообразно и охватывает как социальные жанры, так и лирику. Стихи Никитина послужили основой для песен.
  • Афанасий Афанасьевич Фет - представитель философской лирики. Эмоциональный и чувственный поэт, создающий произведения, наполненные переживаниями и мыслями.
  • Аполлон Николаевич Майков и Алексей Константинович Толстой - создатели шедевров на историческую тематику. Первый из поэтов посвящал свое творчество Греции и Византии, а второй - российской истории.
  • Николай Алексеевич Некрасов. Уникальный в своем роде творец, представляющий в своих произведениях народное мнение.
  • Федор Иванович Тютчев - русский поэт, отличающийся особой динамичностью и эмоциональностью произведений. Несмотря на небольшой объем творений, он умел идеально раскрыть нутро главного героя, возвышенного над общественными понятиями и устоями.

Почти забытые, но не менее талантливые поэты и прозаики 19-го века

Такие фамилии как Пушкин, Тютчев, Некрасов, Толстой всегда на слуху, изучаются в школе и по сей день пользуются популярностью среди любителей классической литературы. Но в 19-м веке творили не менее умелые и интересные мастера слова, о которых в 21-м веке особо не упоминается. Для желающих расширить литературный кругозор предоставлен список писателей Золотого века русской литературы, малоизвестных в современности, но талантливых:

  • Григорий Недетовский, он же О. Забытый, малоизвестный автор сборников с тематикой, раскрывающей жизнь духовенства. Он жил в семье священника, поэтому и придерживался религиозного жанра. Наиболее знаменитое произведение - повесть «Миражи».
  • Иннокентий Омулевский - создатель автобиографического романа «Шаг за шагом», в котором затронуты важные проблемы общества 19-го века. В его произведения зачастую оговаривалась тема психологии, что заставляло читателей поразмыслить над обыденными вещами, которые оказывались не такими простыми, как на первый взгляд. За свое творчество Иннокентий Омулевский даже подвергся аресту.
  • Георгий Шилин. Писатель, который впервые придал огласке тему больных и угнетенных людей, находящихся в общественном изгнании. Роман «Прокаженные» в полной мере показывает переживания, печаль и тяжесть существования людей, больных проказой. Его произведения пропитаны добротой и сочувствием к созданным на реальных примерах персонажам.
  • Иван Кущевский - сибирский автор произведений о «благополучных» людях, способных на любые подлости и ухищрения для достижения целей и собственной выгоды. Его творчество направлено на раскрытие психологии лицемерных и подлых людей.
  • Василий Слепцов - писатель, проявивший себя в шестидесятых годах 19-го века. Его произведения основаны на собственных наблюдениях и глубоком психоанализе ситуации. В повестях и рассказах Слепцов изначально дает поверхностное видение происходящего, а затем постепенно раскрывает потайные моменты, кардинально меняющие общую картину. Повесть «Трудное время» является одним из лучших детищ данного писателя.
  • Всеволод Гаршин. Автор творений на военную тематику, в которых затрагивались бессмысленность войны в целом и ее жестокость, жизнь простых солдат. Сам Гаршин также принимал участие в нескольких битвах, после которых его творчество поутихло и представляло собой редкие бытовые рассказы и детские сказки, типа «Лягушка-путешественница».

Лучшие произведения «золотого» периода, которые не потеряют свою значимость еще много лет

Золотой век русской культуры и литературы считался периодом истинного писательского искусства, богатым на шедевры творчества. Многие книги изучались в учебных заведениях, многие постоянно были на слуху. К Золотому веку русской литературы относятся такие шедевры:

  • Книга Льва Толстого «Война и мир» относится к жанру романа-эпопеи и описывает события, происходящие во времена нашествия Наполеона. Множество глав и героев, каждый из которых имеет собственную историю, переплетение сюжетных линий и многогранный смысл подняли данное произведение на уровень высшей известности.
  • Федор Достоевский «Преступление и наказание». Данное произведению относится к жанру социально-философских романов и рассказывает о студенте Родионе Раскольникове, который ради наживы убивает старушку-процентщицу. В основу произведения легли несколько черновых вариантов рассказов автора.
  • Федор Достоевский «Идиот». Наиболее любимое автором собственное творение, которое в полной мере отражает его взгляды на социум. В романе качественно критикуются нравы того времени, за что произведение обрело популярность за рубежом и присутствует в списке ста лучших книг книжного клуба Норвегии.
  • Произведение «Мертвые души» Николая Гоголя изначально было запланировано в трех томах, но второй том был уничтожен автором, а третий остался только в неосуществившихся планах. Поэма написана в жанре насмешливо-сатирическом и в полной мере показывает людские пороки.
  • Список самых популярных произведений не мог обойтись без «Евгения Онегина», написанного Александром Пушкиным. Роман в стихотворной форме открывает скрытые стороны жизни дворянской интеллигенции. Над своей лучшей работой 19-го века Пушкин работал на протяжении 7 лет.
  • О дворянстве написал шедевр и Лев Толстой. Роман «Анна Каренина» повествует о тайной любви главной героини к привлекательному офицеру Вронскому. Произведение печаталось по частям в течении 7-ми лет.
  • «Герой нашего времени» является классическим романом с уникальным сюжетом. Михаил Лермонтов показывает главного героя вначале со стороны других действующих лиц, а в другой части акцент делается на чувства и внутренние переживания Печорина, разгадывается он, как личность.
  • Актуальная и в наше время тема про недопонимание между старшим и младшим поколениями описана в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети». Главный герой - нигилист Базаров в 19-м веке стал кумиром молодежи и предметом для подражания.
  • Еще один пример качественного сатирического произведения 19-го века - комедия в стихотворном виде «Горе от ума», написанная Александром Грибоедовым. В данном творении высмеивается жизнь аристократической элиты.

Актуальные жанры литературы

19-й век является периодом с большим разнообразием различных стилей. Писатели Золотого века русской литературы экспериментировали над своими произведениями, смешивали жанры, и некоторые из них были открыты для русских читателей впервые. Широкий выбор направления творчества не мог не угодить даже самому придирчивому любителю провести свой досуг за книгой.

Романтизм, сентиментализм, сатира, реализм и народная поэма

Изначально, как уже было оговорено, востребованным являлся романтизм. Авторы данного жанра ставили в приоритете чувства над разумом. Большое внимание уделялось любовным переживанием героев. Этот жанр отчетливо виден в произведениях Пушкина и ранних работах Гоголя. Сам романтизм изначально зародился в Германии, и спустя какое-то время, обрел популярность у российских писателей.

Одновременно с романтизмом в начале 19-го века - Золотого века русской литературы - часто писали в Данный стиль направлен на пробуждение чувств читателей и их душевный отклик. Одним их первых писателей, использовавших этот жанр, был Карамзин. Его примером вдохновились многие авторы.

Сатирическая проза является неотъемлемой частью Золотого века. В произведениях Гоголя можно в полной мере осознать всю суть жанра. Творения сатирического характера отличались критикой глупости и лени, затрагивали все слои общества, высшие и низшие, заострялось внимание на низком уровне духовного развития бедняков.

В середине 19-го века - Золотого века русской литературы - романтизм и сентиментализм сменяются реализмом. Наиболее яркий представитель реалистических романов - Достоевский. Творчество реализма показывает действительные проблемы общества, как они есть, а также затрагивает темные стороны социума и индивидов в отдельности.

В меньшей мере, но все еще актуальной оставалась народная поэма. Некрасов в 19-м веке радовал своими произведениями в данном жанре. Чего только стоит поэма «Кому на Руси жить хорошо?», в которой профессионально происходит объединение революционного, крестьянского и героического жанров.

Конец истории Золотого века русской литературы

В конце 19-го века историю литературы пополнило несметное количество разнообразных произведений-шедевров. Разнообразие жанров и стилей авторов интересно читать даже спустя столетия. Не смотря на временную разницу в книгах, которые представляют собой литературу великого творческого периода, герои, их типажи и поступки напоминают людей теперешнего общества. Конфликты, несправедливость, борьба за свободу никуда не делись и также встречаются в современности. Написанное в 19-м веке осталось значимым на бесконечный промежуток времени и не потеряло свою актуальность по сей день.

Какой период русской культуры называют Золотым веком? Ответом на этот вопрос служат небывалые вершины в архитектуре, музыке, живописи, театре, достигнутые Россией в XIX веке. Наиболее крупный вклад в мировую культуру в этот век внесла русская литература.

Архитектура Золотого века

После победы в Отечественной войне 1812 г. ведущим в России становится стиль, названный русским ампиром.

Ампир (от франц. – “империя”) – стиль позднего классицизма, для которого характерна предельная монументальность и использование военной эмблематики.

Самые известные архитектурные сооружения Золотого века русской культуры 19 века:

  • Казанский собор (А. Н. Воронихин);
  • Адмиралтейство (А. Д. Захаров);
  • Александринский театр (К. И. Росси);
  • московский Большой театр (О. И. Бове).

Рис. 1. Казанский собор в Петербурге.

В 30-50-е гг. XIX века на смену классицизму приходит “историзм” или “эклектика”.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Эклектика – направление в архитектуре, использующее сочетание различных исторических архитектурных стилей.

В России эклектика ярче всего представлена русско-византийским архитектурных стилем:

  • Храм Христа Спасителя;
  • Большой кремлевский дворец;
  • здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.

Музыка Золотого века

Становление русской классической музыки и национальной музыкальной школы связано с именем М. И. Глинки. Он стал автором первых русских опер: “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”.

В XIX веке русская музыка прославилась и другими великими композиторами:

  • Н. А. Римский-Корсаков;
  • П. И. Чайковский;
  • А. Н. Скрябин.

Живопись Золотого века

В начале XIX века изобразительное искусство в России было представлено двумя основными направлениями: классицизм и романтизм.

На классических полотнах использовались библейские и мифологические сюжеты:

  • “Медный змий” Ф. А. Бруни;
  • “Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора” А. А. Иванова.

Романтизм представлен работами О. А. Кипренского и С. Ф. Щедрина.

Сплав классицизма и романтизма представляет собой творчество знаменитого русского художника – К. П. Брюллова.

На картине “Последний день Помпеи” изображен и сам К. П. Брюллов (с ящиком красок).

Рис. 2. Последний день Помпеи. К. П. Брюллов.

Во второй половине XIX века ведущим направление в живописи становится реализм.
Самые известные работы этого периода:

  • “Охотники на привале” В. Г. Петрова;
  • “Бурлаки на Волге” И. Е. Репина;
  • “Боярыня Морозова” В. И. Сурикова.

Театр в эпоху Золотого века

В 1824 г. была образована труппа Малого театра в Москве. В 1832 г. начал действовать Александринский театр в Петербурге.

Романтизм и сентиментализм постепенно уступают ведущую роль реализму. Основоположником реализма на русской театральной сцене является знаменитый актер – М. С. Щепкин.

Театр являлся одним из самых доступных видов искусства и пользовался большой популярностью в русском обществе. Реалистические традиции в актерском искусстве развивали следующие выдающиеся актеры:

  • М. П. и О. О. Садовские;
  • Г. Н. Федотова;
  • М. Н. Ермолова.

Литература Золотого века

В XIX веке появилась и поднялась на недосягаемую высоту классическая русская литература. Сентиментализм (Н. М. Карамзин) и романтизм (В. А. Жуковский) в 30-е гг. сменяется реализмом. У истоков русского реализма стоят А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Рис. 3. Портрет А. С. Пушкина, худ. О. А. Кипренский.

Парадоксальным образом начало Золотого века в литературе приходится на годы реакции и жестокой цензуры Николая I.

Вторая половина XIX века – расцвет русской литературы с ее горячей проповедью христианской нравственности, справедливости и правды. Кратко о Золотом веке русской культуры 19 века в литературе говорят знаменитые имена русских писателей:

  • Л. Н. Толстой;
  • Ф. М. Достоевский:
  • А. П. Чехов;
  • И. С. Тургенев.

Что мы узнали?

XIX век стал Золотым веком русской культуры. Русские поэты и писатели, архитекторы, композиторы и художники внесли огромный вклад в развитие мировой культуры. Важная особенность русской культуры Золотого века – тревога за судьбы родины и всего человечества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 299.

Первая половина XIX в. вошла в историю как «золотой век» русской культуры. Культурный прогресс определялся небывалым ростом национального самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г. и развивался нередко вопреки консервативной политике правительства.

Как указывалось выше, после реформы П.Д. Киселева сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования: приходские школы - для государственных крестьян, уездные училища - для купеческих детей и прочих городских обывателей, кадетские училища - для подготовки офицеров, гимназии - для детей дворянства и чиновничества. Для дворян создавались также кадетские корпуса и другие специальные учебные заведения. Право поступить в университет давало только окончание гимназии или дворянских учебных заведений. Открылись новые специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Высшее училище правоведения, Технологический, Межевой, Строительный институты, Лазаревский институт восточных языков.

Продолжала развиваться наука, причем происходит ее дифференциация, т.е. выделение самостоятельных научных дисциплин. В 1826 г. выдающийся русский математик Н.И. Лобачевский создал «неевкли­дову геометрию», признанную в науке лишь несколько десятилетий спустя. Была построена Пулковская астрономическая обсерватория под Петербургом. Важнейшие открытия сделаны русскими учеными в электротехнике, механике, медицине (Б.С. Якоби, П.Л. Шиллинг, Н.И. Пирогов и др.). Мировое значение имели географические открытия: кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806), открытие Антарктиды М.П. Лазаревым и Ф.Ф. Беллинсгаузеном (1819) и др.

Огромный интерес к русской истории вызвало создание Общества истории и древностей при Московском университете (1804). К этому периоду относятся работы историков Н.М. Карамзина, Т.Н. Грановского, а с конца 40-х гг. XIX в. - СМ. Соловьева.

Проблемы русского языка широко обсуждаются в Обществе любителей российской словесности, занявшемся разработкой правил и норм русского литературного и разговорного языка, соотношения в нем иностранных слов, неологизмов и архаизмов. Проблема была особенно острой, так как русская аристократия говорила преимущественно на французском языке, а простые сословия хранили давние традиции церковнославянского языка. В противовес Н.М. Карамзину, предлагавшему «писать, как говорят, и говорить, как пишут», литератор А.С. Шишков представлял в Обществе противоположную точку зрения: он предлагал ориентироваться на книжно-славянский язык.во имя сохранения национальных корней. Становление современного русского языка принято связывать с творчеством А.С. Пушкина. Большую роль в этом сыграли также «Практическая русская грамматика» Н.И. Греча и первый «Словарь Российской Академии».

В начале XIX в. сентиментализм в русской литературе под влиянием войны 1812 г. сменился романтизмом (В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев-Марлинский). Основоположниками реализма, утверждавшегося тогда в европейской литературе, стали в России А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов. Метод изображения действительности, примененный в романе «Евгений Онегин» и пьесе «Горе от ума», стал преобладать в русской литературе. Писателями-реалистами принято считать их младших современников М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова.

Исключительное значение для развития русской литературы имели «толстые» литературные журналы - «Современник», основанный А.С. Пушкиным, .и «Отечественные записки». Распространение частного книгоиздательства в 30-40-е гг. XIX в. связано прежде всего с именем А.Ф. Смирдина, основавшего серию «Библиотека.для чтения». Он снизил стоимость книг и сделал их широко доступными даже для покупателей со скромными средствами.

Как уже отмечалось, в 1814 г. появилась первая библиотека для широкой публики - Императорская публичная библиотека, основу которой составило польское книжное собрание. Вход в нее был открыт бесплатно три раза в неделю всем желающим, кроме «непристойно одетых». В 1831 г. основан Румянцевский музей в Петербурге, названный по имени собирателя первоначальной коллекции графа Н.П. Румянцева. В 1861 г. его собрание перевезено в Москву и послужило основой Российской государственной библиотеки. В 1852 г. придворный Эрмитаж также был открыт для посещений.

Развивается русский театр: наряду с крепостными театрами русских аристократов (Шереметевых, Юсуповых), существовали государственные театры - Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве. Начинает складываться русская, национальная музыкальная школа, в создании которой исключительную роль сыграл М.И. Глинка, автор первой национальной оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Композитор А.С. Даргомыжский, автор оперы «Русалка», добивался максимального выражения музыкальными средствами психологического портрета своих героев. Его кредо в искусстве «хочу правды» послужило основой для последующих исканий русских композиторов, занявших видное место в мировой музыкальной культуре.

Особо следует отметить балетное искусство России. С того момента, как из первой балетной столицы мира - Парижа - балет пришел на русскую сцену, самые значительные события балетной жизни стали происходить в Петербурге, а затем и в Москве. Балетоманство русских императоров ежедневно утверждало эстетизированный идеал самодержавия. И эстетика парада, и эстетика балета имели общую основу - крепостной строй русской жизни. Балет не противостоял жизни, а как бы становился ее частью, возвышая повседневное течение событий.

Для царской фамилии содержание балета было делом престижным: хорошая балетная труппа так же повышала престиж монарха, как роскошный дворец. И если дворцы европейских монархов не слишком уступали (если уступали вообще) дворцам русских царей, то содержать такую балетную труппу, как в России, да еще две такие труппы - в Петербурге и Москве - не мог себе позволить ни один европейский двор. Российский балет содержался министерством императорского двора. Мариинский театр, названный так в честь императрицы Марии Федоровны, подобно другим императорским театрам обеих столиц, принадлежал царскому семейству, которое ежегодно выдавало на его содержание 2 млн руб.

Создателем русского классического балета стал знаменитый французский балетмейстер, педагог и драматург Шарль Дидло, в балетах которого танцевали русские балерины Е.И. Истомина, А.С. Новицкая и др. В 1801 г, Ш. Дидло был приглашен на русскую сцену. Именно он положил начало новой эпохе в русском балете- эпохе великих достижений. В течение 28 лет Дидло возглавлял императорскую школу, приглашал иностранных балерин и танцовщиков в Мариинский театр, знакомил Петербург с искусством европейских знаменитостей - в частности, на петербургской сцене блистала великая итальянская ба­лерина М. Тальони.

Академия художеств стала к этому времени консервативным учреждением, в творчестве «академиков» преобладало изображение библейских и религиозных сюжетов. Преодолеть узкие рамки «академизма» стремились О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, К.П. Брюллов. Создателями бытового жанра в русской живописи стали А.Г. Венецианов, а затем П.А. Федотов.

Активно развивается русская скульптора: первый в Москве гражданский памятник - К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади- создал И.П. Мартос (1818), в честь Александра I в память победы над Наполеоном воздвигнута знаменитая «Александрийская» колонна на Дворцовой площади в Петербурге (скульптор А.А. Мон-ферран), П.К. Клодту принадлежат конные скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге.

В русской архитектуре господствуют традиции позднего классицизма - стиль «ампир», проявившийся в создании крупных архитектурных ансамблей Петербурга: Адмиралтейства (А.Д. Захаров), стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами (Т. де Томон), Казанского собора (А.Н. Воронихин). Самым высоким зданием России того времени стал Исаакиевский собор (А.А. Монферран).

После пожара 1812 г. вновь отстраивалась Москва: здесь создаются ансамбли Театральной площади (О.И. Бове), Манежной площади. В 30-е гг. XIX в. классицизм сменяется «русско-византийским» стилем, крупнейшим мастером которого был К.А. Тон - создатель Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты, автор проекта храма Христа Спасителя. Строительство ведется не только в столицах, но и в других городах - например, ансамбль Приморского бульвара в Одессе с Потемкинской лестницей (А.И. Мельников).



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...