Афанасий Афанасьевич Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…

Фет, Афанасий Афанасьевич – один из величайших русских поэтов девятнадцатого столетия. Среди его работ много лирической поэзии. Стихотворение « » тоже принадлежит к жанру лирики.

Оно было написано в 1891 году, и по мнению многих критиков относится к циклу стихотворений о любви поэта к Марии Лазич. Несмотря на то, что Фет сам прервал отношения с Лазич, он очень долго жалел об этом, выражая тоску по потерянной любви в своих стихах. На то, что стихотворение посвящено именно ей, намекают последние строчки.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, который присущ стихам Фета. Многочисленные повторения, чередование полных и неполных предложений, употребление междометий и восклицаний создают уникальный ритм, который в точности отражает настроение лирика.

В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная что ее уже нет в живых.

Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.

Подробный анализ

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Афанасий Афанасьевич Фет написал в преклонных годах в 1891 году. Позднее творчество поэта также посвящено пейзажной лирике, как и ранние произведения. Но в данном стихотворении просматривается и личная трагедия поэта. В молодости он был влюблен в Марию Лазич, которая трагически погибла после расставания с ним. В её гибели Фет винит себя, любовь к ней он отразил во многих своих стихах.

В стихотворении описаны чувства человека, находящегося в глухом осеннем лесу. Поэт олицетворяет ель, которая «рукавом завесила», преградила путь одинокого путника. Лирический герой вынужден на мгновение остановиться. Он останавливается и прислушивается к природе. «Ветер» сразу завладевает его чувствами, приводит их в некоторую неразбериху, смятение, настораживает.

Наш герой дальше начинает осматриваться. От могучего ветра природа приходит в движение, её звучание передает слово «гудёт». Но для одинокого человека в лесу создается жуткая картина. Сердце замирает, а мысли уносятся в даль, в прошлое. И вдруг «неожиданно слышится» звук, издающийся человеком. Этот звук возвращает его в настоящее. В лесу одному уже не страшно, так как поблизости живая душа. «Мертвые листы» не привлекают внимания; могучей, страшной силы в лесу больше нет.

В последней строфе автор сравнивает себя со «странником бедным», так как, пройдя через всю жизнь, он так и не нашел отклика тех чувств, что испытывал к М. Лазич. В последней строке он прямо говорит о ее нежности, о желании скорей воссоединиться с ней в мире ином.

Композиция выражена тремя четверостишиями, имеющими разностопный дактиль. Рифмы имеют перекрестный характер, чередование мужской и женской форм. В первой строфе описание пейзажа и чувств автора. Во второй – описание природы прерывается неожиданным звуком. В третьей строфе описываются чувства и мысли автора: «сладостен», «нежно». Начинается стихотворение с тревожных нот, а заканчивается приятными мыслями о возлюбленной. Художественные средства – метафоры и эпитеты – позволяют наиболее точно прочувствовать состояние души поэта, увидеть картину единственного мига.

В своих стихотворениях Фет пишет о простых моментах. Но даже и тот миг составляет целую эпоху жизни писателя.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку завесила Фета для 6, 10 класса

Афанасий Фет – был замечательным русским поэтом, он основал такой жанр как лирическая миниатюра. Он ограничивает тематику своих произведений показывая в основном любовь и природу. Автор брал за главное желание передать ту красоту мгновений и сиюминутных состояний. К такому примеру можно отнести его произведение «Ель рукавом мне тропинку завесила».

Эта работа была написано Афанасием Фетом в 1891 году. Написано оно четырёхстишьем-катреном. Фетом была использована перекрестная рифмовка, это придают особую атмосферу, не только твердость, но и нежность и напевность. В этой работе повествование идет о времени, когда наступает глубокая осень, о природе и её чудесах, о тех эмоциях и чувствах, которые возникают при наблюдении столь печальной осенней картины. Данными словами автор показывает, что его самого наполняет та загадочность и необъяснимость окружающей среды:


Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело... "

Афанасий Фет пытается показать и дать ощутить то, о чем описано в строках. То есть чтобы читатель смог сам погрузиться в атмосферу природы и представить неописуемую красоту происходящего вокруг. Образ нежного героя в стихотворении – это его переживания, мысли и чувства которые описаны в произведении. Его характер часто меняется, так как он зависит от того,как почувствует это поэт.

В данной работе Фета за идею можно взять соединения природной красоты и эмоций человека, это совмещение помогает создавать особые описания и атмосферу происходящего. Большинство стихотворений Фета основаны именно на передаче мгновений, на сравнении природы с человеком и описания любви к ней.

Не малую роль уделяет поэт в произведении художественным приемам. Если изучить строение стихотворения, то видно что в первой части нет ни единого эпитета и метафоры, единственное, что использует автор-олицетворения. В отличие от первой части, которая скупа на приемы, вторая часть представляется богатой на эпитеты и метафоры. Открываются яркие краски описания и раскрывается идея единения человека с природой. Не смотря на яркие описания и желания автора показать всё в ярких красках, все же главным настроением стихотворения можно считать грусть, вперемешку с добром и состраданием к главному герою, который хочет убежать от одиночества и холода.

Вариант 4

Весь заключительный период литературного творчества Афанасия Фета связан с одним единственным человеком – Марией Лазич, которая являлась польской красавицей, ранее он был влюблен в нее. Но он не захотел связывать с ней свою жизнь из-за материального положения, потому что мечтал, что брак поможет восстановить ему доброе имя и имущество, которого его лишили в 16 лет. Молодой человек разорвал отношение с несостоятельной девушкой, но потом серьезно жалел о собственном выборе, который дался ему совсем не просто. Мария Лазич скончалась через некоторое время при достаточно трагичных условиях, а сам Афанасий Фет всегда будет винить себя в совершенном.

Если стихи, которые были написаны в раннем творчество были легкими и наивными, фактически в каждой строчке автор восторгался происходящим в окружающем его мире. Стихотворение, которое получило название «Если ель рукавом мне тропинку завесила…», было создано в 1891 году, и не стало исключением. Оно появляется на свет после того, как автор уже посвятил возлюбленной целый цикл произведений, а теперь снова вернулся к описанию пейзажей. Но он пропускает все описания через собственную душу, поэтому они теряют легкость, и становятся грустными и тоскливыми.

За это время Афанасий Фет в полной мере осознал, что такое горечь потери, а очевидцы утверждают, что на фоне горя он поврежден рассудком, не может грамотно формулировать мысли и описывать происходящее, он полностью замыкается в себе и не может рассказать окружающим о собственном горе. Никто не мог разгадать странности поведения поэта, который отказывался публиковать стихотворения, посвященные Марии Лазич, которые будут опубликованы только после его гибели, благодаря супруге, нашедшей его заметки и дневники.

Но стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» было опубликовано еще до его смерти, оно было опубликовано в сборнике, получившим название «Вечерние огни».

В самом произведении содержится косвенный намек на чувства к Марии Лазич, но человеку, которые не посвящен в его личные тайны, не сможет отыскать этого намека. Со стороны может показаться, что Афанасий Фет серьезно увлекся философской тематикой, но на самом деле стихотворение содержит больше интимных тем, которые близки автору.

Здесь в стихотворении Афанасий Фет показывает, что только смерть поможет ему объединиться с единственной возлюбленной, которая ждет его по ту сторону происходящего. Он уверен, что только таким образом, он сможет лишиться собственных переживаний, в его душе начнется постоянный покой и счастье, он сможет жить в гармонии с собственным я, поэтому он даже пару раз попробует покончить жизнь самоубийством, но у него не получится.

6 класс, 10 класс.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку завесила по плану

Ветер. В лесу одному

Я ничего не пойму.

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «» и «Мертвые что мне листы!»

7. Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви. Как и вся истинная поэзия, поэзия Фета обобщает и возвышает, уводит во всеобщее – в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь…» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком – и говорит прекрасными, будто неведомыми словами. В лирических стихотворениях Фета незнакомое, единственное и неповторимое событие ощущается как знакомое, как близкое тебе, быть может, даже бывшее и с тобой. Это ощущение и составляет один из секретов того особенного, радостного и высокого воздействия, которое производит стихотворение на читателя. В стихотворении две основные темы – любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета, можно сказать даже, что большинство его стихов. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы эти слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение – о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Стихотворение написано шестистопным ямбом – одним из излюбленных размеров поэта. Это помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах – то здесь, то там, как в живой, ярко эмоциональной речи. В результате поэтический рассказ о сильном и живом чувстве сам исполнен жизни. Произведение это и очень живописное, и очень музыкальное. Одно у Фета тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть живописным. Удивительно по яркой выразительности и зримости, наглядности уже само начало стихотворения. Та картина, которой открывается лирическая пьеса, ощутима чувствами и незабываема. Живо видишь затемненную гостиницу и за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную и поражающую наше воображение, что о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…» За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт не говорил нам об этом – и мы благодарны ему, что он совершил такое чудо: заставил нас услышать, помог нам без прямых словесных обозначений. Фетовский образ воздействует на читателя с помощью особого звучания слов. Его стихам особую силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация, внутреннее созвучие. Звуковые повторы присутствуют в стихотворении:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног…

Стихотворение «Сияла ночь…», как и многие стихотворения Фета, отличается стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство. Такого рода стиховые композиции производят особенно сильное впечатление. Стихи точно разгоняются, внутренне накаляются – и соответственно накаляется, становится сильнее ответное читательское чувство. Стихи заражают читателя с каждым новым словом и новой строфой все больше и больше. Слова в фетовском стихотворении – движущиеся; движение слов и звуков происходит строго в одном направлении – к лирическому итогу:

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой…

Последние четыре строки стиха – это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета. И это – слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в искусстве.

Анализ стихотворение Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

«Ель рукавом мне тропинку завесила…» А.Фет

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Листья кружатся у ног.
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Нежно приветствуешь ты.

Анализ стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Последний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из разорившейся семьи и предпочел разорвать с ней отношения, о чем потом горько сожалел. Ситуация усугублялась тем, что вскоре Мария Лазич погибла на пожаре, и Афанасий Фет винил себя в ее смерти.

Если ранние стихи этого поэта были пронизаны легкостью бытия и наивной восторженностью, то после гибели Марии Лазич ее образ стал незримо присутствовать практически в каждом произведении того автора. Стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» написанное в 1891 году, в этом отношении не является исключением. Оно появилось на свет уже после того, как был написан целый цикл покаянных произведений, посвященных возлюбленной. Фет в полной мере вкусил горечь этой потери и, по утверждению очевидцев, даже повредился в рассудке на почве горя. Однако никто, включая законную супругу поэта, до самой его смерти не мог разгадать тайну его довольно странного поведения, ведь стихи, посвященные Марии Лазич, Фет отказывался публиковать.

Впрочем, произведение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» увидело свет еще при жизни поэта и вошло в сборник «Вечерние огни». Объясняется это тем, что в стихотворении содержится лишь косвенный намек на Марию Лазич, уловить который человеку непосвященному просто невозможно. Со стороны кажется, что Фет, одно время увлекшийся философской тематикой, вновь вернулся к пейзажной лирике. Действительно, автор мастерски описывает заснеженный лес, в котором чувствует себя «и жутко, и грустно, и весело». Поднимается буря, из-за которой последние осенние листья «кружатся у ног», однако в шуме ветра поэту чудится «тонко взывающий рог».

Этот звук так мил и приятен Фету, что он готов поддаться соблазну и отправиться на зов «глашатая медного», который воспринимает, как глас судьбы. Но мало кто догадывается, что в последней строчке этого стихотворения кроется разгадка. Поэту кажется, что «издали странника бедного нежно приветствуешь ты», и в этой фразе речь идет о Марии Лазич. Фет мечтает о встрече с ней, хотя прекрасно понимает, что для этого ему придется расстаться с жизнью. Впрочем, подобная перспектива его нисколько не пугает, и он готов с радостью подчиниться таинственному зову, который влечет его в вечность .

План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему:
А. Фет. Страницы биографии. Тема природы в поэзии А. Фета на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и «Ещё майская ночь».

Предварительный просмотр:

А.А.Фет. Слово о поэте. Тема природы в поэзии А. Фета на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и «Ещё майская ночь».

Познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;

Совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

Способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников, разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школьников на уроке (ученик-учитель, ученик-ученик);

Развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;

Развивать образное и аналитическое мышление;

Развивать навыки совместной работы, межличностного общения;

Воспитывать патриотические чувства;

Воспитывать эстетический вкус;

Формировать познавательную активность учащихся.

Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

2. Работа по теме

а) Биография А. Фета

ноября по старому стилю) 1820 года в усадьбе Новоселке, Мценского уезда, Орловской губернии. Поэт, мыслитель, публицист, переводчик.

Отец - Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт (1789-1825), асессор городского суда Дармштадта.

Мать - Шарлотта-Елизавета Беккер (1798-1844).

Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете.

Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь и в 1845 году Фет поступает на военную службу в один из южных полков.

В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе.

В 1853 году Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. Поэт часто бывает в Петербурге, тогда - столице. Встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др. Сближение с редакцией журнала «Современник».

С 1854 года служба в Балтийском Порту, описанная в его мемуарах «Мои воспоминания».

В 1856 году печатает сборник Фета под редакцией И.С. Тургенева.

В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя критика В. Боткина - М. Боткиной.

В 1858 году поэт выходи в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра и поселяется в Москве. Служба в армии не вернула Фету дворянский титул. В то время дворянство давал только чин полковника.

1859 - разрыв с журналом «Современник».

1863 – выход двухтомного собрания стихотворений Фета.

В 1867 году избран мировым судьей в Воробьевке на 11 лет.

В 1873 году Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин, но литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву.

В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи.

21 ноября 1892 - кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

2. Изучение новой темы

Ребята любите ли вы путешествовать? Ну, разумеется, любите? А куда и

как вам захотелось бы совершить свое бывают разными. И мы сегодня с вами

отправимся в путешествие в мир красоты природы, и помогут его совершить

поэты, писатели, музыканты, художники.

Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Природа – любимая тема А.Фета. Неброская красота русской природы отражена в его поэзии своеобразно. Фет замечает все оттенки природы, все ее звуки. Для него природа – источник радости, оптимизма, неожиданных открытий. Фет создает целые циклы стихов: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Вечера и ночи», «Море

а) Работа с текстом стихотворения.

Фет А. А. - «Ель рукавом мне тропинку завесила»

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных

произведений. Природа мощно звучит в музыке.

Чтение текста учителем на фоне миниатюры П. И. Чайковского «Осень»

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

б) актерское чтение

Учитель: А теперь послушаем это стихотворение в исполнении актера.

Обратите внимание как читает актер, какие строчки выделяет?

Учитель: Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения?

Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь?

Ответы. лес; человек пробирается сквозь чащу деревьев….

г) Чтение стих-я уч-ся

д). Словарная работа

Гудёт - издает гул, урчание;

Рог - приспособление, с помощью которого охотники посылали друг другу сигнал; - Сладостный - приятный, доставляющий удовольствие; - Глашатай - в старину вестник, всенародно объявляющий что-нибудь;

Учитель: Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу? Что вы чувствовали,

Ответы: страх, радость, тревогу, спокойствие….

Учитель: А теперь посмотрим, как А.А. Фет передаёт состояние человека в осеннем лесу,

его переживания, настроения. Прочитаем внимательно первую строфу:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу?

Ответы: ему жутко, грустно, но в то же время весело.

Учитель: Вы правы, в осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти

и веселья, сам герой говорит: «Я ничего не пойму». Не потому ли чувство смешанное, что Фет

этой строкой создает атмосферу таинственности, сказочности? А строка «Ель рукавом мне тропинку завесила. » - явная метафора. Как вы думаете, что автор этим хотел передать?

Ответы: если нет вариантов, то реплика учителя: Может автор сравнивает ель с женщиной – колдуньей, которая преградила дорогу путнику, манит его

вглубь леса и закрывает от его взора лесные тропинки? А ветка ели – рукав её платья.

Учитель: Читаем 2-ю строфу:

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,

Листья кружатся у ног,

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

С какого слова – предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?

На какие части делится вторая строфа, и какое слово ее разделяет?

Ответы: строфа делится на две части: кругом всё гудёт и колышется и неожиданный звук

рога. Разделяет строфу слово «чу».

Учитель: Правильно. А к какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется?

Ответы: Чу – междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки.

Междометие носит просторечный характер.

Учитель: А каким словом можно заменить это просторечное междометие?

Ответы: вдруг, слышишь….

Учитель: И что же герой неожиданно слышит?

Ответы: взывающий рог.

Учитель: Правильно. А что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?

Ответы: если ученики не знают, то учитель объясняет.

Учитель: с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками

охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и

уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека. Как вы понимаете значение «взывающий»?

Ответы. взывающий – обращаться с призывом, звать.

Учитель: Часто ли это слово «взывающий» употребляется в современной речи?

Постарайтесь подобрать к нему синонимы.

Ответы: Не употребляется, потому что высокого стиля. Синонимы: зовущий, зазывающий,

ведущий, вызывающий, приглашающий.

Учитель: Молодцы! Теперь читаем 3-ю строфу:

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Рассмотрим первую строку 3-ей строфы: «Сладостен зов мне глашатая медного!». Какова полная форма слова «сладостен»?

Учитель: Верно. А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»?

Ответы: Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

Учитель: Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы– «мертвым листам»

А теперь обратимся к двум последним строчкам стихотворения.

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

К кому или к чему обращается герой в этих строчках?

Ответы: к глашатаю медному, то есть к рогу. Если нет ответа, то учитель поясняет.

Учитель: Наверное, герой обращается к рогу – глашатаю медному. Вы согласны?

Ответы: Да, согласны. Если нет, то слушает возможные варианты и их аргументацию.

Учитель: Как вы понимаете выражение странник бедный: «бедный» в значении «имеющий

мало денег» или «несчастный, одинокий»?

Ответы: несчастный, одинокий.

Учитель: Правильно. Молодцы! Мы с вами разобрали первое стихотворение про осень. После осени наступает холодная зима, а после зимы теплая весна, которая радует нас зеленью листы и красотой природы. Май- последний месяц весны. Уже все расцвело, и природа благоухает своей красотой.

е) Работа с текстом стихотворения.

Чтение текста учителем на фоне миниатюры П. И. Чайковского «Весна»

«Еще майская ночь»

Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной - и последней, может быть.

Учитель: – Понравилось ли вам стихотворение?

– Какие чувства оно у вас вызывает?

Какую картину вы представили?

ж) Актерское чтение

з) Чтение текста уч-ся (уч-ся выразительно читают текст)

и)Словарная работа

Нега - полное довольство, приятное состояние, блаженство; - Манит -зовет; - Безтелесый – не имеющий тела, духовный

к) Анализ стихотворения

Учитель. Перечитайте 1 строфу. - Чем восхищается автор?

Каким он представляет май?

Чего больше в этом стихотворении грусти или восторга?

Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?

Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы?

Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?

Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?

Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? (" Тревога и любовь ", " томить ", " с песней ", " и последней " и др.)

В чем драматизм в изображении чувства в 4 строфе? Почему поэт идет " к ней " с " последней " песней?

А теперь посмотрите, как русскую природу представили художники.

И. Шишкин, И.Левитан, Саврасов. На полотнах Шишкина запечатлены

характерные виды восточно-европейской тайги.

У русской природы было много певцов, но редко у кого из художников

природа России была выражена с такой полнотой как у Левитана. Левитана

называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат

рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить

нашу Землю, ее природу. Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие щедевры. Художников

привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой. И вы сегодня убедились в том, что живописные образы дополняются поэтическими.

Что вы сегодня узнали на уроке?

Почему А.А. Фета называют певцом русской природы? Что нам дает чтение стихов этого поэта?»

«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.Если вам было интересно на уроке, вы все поняли, поднимите левую руку. Если вам было скучно и непонятно, поднимите правую руку.

Выучить стихотворение на выбор

Сочинение: Анализ стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила

Анализ стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

Еще работы по литературе и русскому языку

Слушать стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку

Творчество Афанасия Фета отличает утонченный лиризм, выразительность образов, красота и мелодичность слога. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» написано в ноябре 1891 года семидесятилетним поэтом за год до кончины. При этом оно поразительно свежо и удивляет непосредственностью эмоциональных переживаний, которые испытывает поэт.

Главная тема стихотворения

Тема стихотворения, как и в большинстве лирических миниатюр Фета, воспроизведение эмоционального настроения лирического героя через описание природы. Поэт передает свое душевное волнение и неясные предчувствия перемен. При этом настроение автора полностью соответствует тому состоянию, в котором находится окружающая его природа. Очутившись в осеннем лесу, застигнутый ветряным шквалом, автор пытается разобраться в душевных порывах, которые происходят и в нем самом.

Стихотворение сюжетно делится на две части. В первой описывается картина природы: осенний лес шумит, гудит и роняет листья под напором ветра. Здесь же дается описание состояния самого лирического героя, который ассоциируется с автором: «шумно, и жутко, и грустно, и весело…» При этом рассказчик уточняет, что ему не разобраться в том, что же происходит в его душе, какие эмоции доминируют. Главное здесь - ощущение, что что-то должно произойти. Возможно, поэт ждет какого-то чуда и его приход предопределен. Далее, сюжетно это вторая часть произведения, автор «неожиданно» слышит звук «тонко взывающего рога». Вот и чудо! Ведь это воспринимается, как приветствие «страннику бедному» от нежного друга. И уже не страшна лесная шумная глушь и «мертвые что мне листы». Зов глашатая сладостен.

В жизни Фета была трагически завершившаяся любовь. Он сам отказался от счастья провести жизнь с любимой, но небогатой женщиной. А вскоре и она навсегда ушла из этого мира, не оставив ему надежды даже на случайную встречу. Фет помнил о своей любимой всегда, до конца жизни. Не ее ли нежный зов услышал он в бушующем от ветра осеннем лесу? Поэт доверчиво открывает читателю душу, просто, без прикрас и самолюбования рассказывает о смятении в душе и сладостной надежде на встречу с любимым другом, которую подарил донесшийся сквозь шум ветра зов медного рога.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано в излюбленном Фетом жанре поэтической миниатюры. Это зарисовка, наподобие тех, которые пишет художник, но в виде литературного произведения. Сходство с произведением живописи ему придает использование ярких образов: «ель рукавом… завесила», «глашатая медного», «мертвые… листы». Доминирующим образом в произведении становится ветер. Этим словом начинаются две строфы стиха, и для большего эффекта восприятия оно выделено в однословное предложение. Чередование коротких и длинных строф создает особый порывистый ритм стихотворения, ассоциирующийся со шквалами ветра, сбившимся шагом человека и прерывистым от волнения дыханием. Произведение, как и многие у Фета, очень музыкально. Оно таит в себе некую мелодию, которую, кажется, только и нужно, что записать нотами.

Удивителен талант Фета легко и непринужденно умевшего выразить в стихотворных строках невесомые, едва улавливаемые душевные движения. Поражает и изящная легкость, с которой создан одухотворенный образ природы и чувство гармонии с ней человека.

Афанасий Афанасьевич Фет

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Последний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич - польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из разорившейся семьи и предпочел разорвать с ней отношения, о чем потом горько сожалел. Ситуация усугублялась тем, что вскоре Мария Лазич погибла на пожаре, и Афанасий Фет винил себя в ее смерти.

Если ранние стихи этого поэта были пронизаны легкостью бытия и наивной восторженностью, то после гибели Марии Лазич ее образ стал незримо присутствовать практически в каждом произведении этого автора. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…» написанное в 1891 году, в этом отношении не является исключением. Оно появилось на свет уже после того, как был написан целый цикл покаянных произведений, посвященных возлюбленной. Фет в полной мере вкусил горечь этой потери и, по утверждению очевидцев, даже повредился в рассудке на почве горя. Однако никто, включая законную супругу поэта, до самой его смерти не мог разгадать тайну его довольно странного поведения, ведь стихи, посвященные Марии Лазич, Фет отказывался публиковать.

Впрочем, произведение «Ель рукавом мне тропинку завесила…» увидело свет еще при жизни поэта и вошло в сборник «Вечерние огни». Объясняется это тем, что в стихотворении содержится лишь косвенный намек на Марию Лазич, уловить который человеку непосвященному просто невозможно. Со стороны кажется, что Фет, одно время увлекшийся философской тематикой, вновь вернулся к пейзажной лирике. Действительно, автор мастерски описывает заснеженный лес, в котором чувствует себя «и жутко, и грустно, и весело». Поднимается буря, из-за которой последние осенние листья «кружатся у ног», однако в шуме ветра поэту чудится «тонко взывающий рог».

Этот звук так мил и приятен Фету, что он готов поддаться соблазну и отправиться на зов «глашатая медного», который воспринимает, как глас судьбы. Но мало кто догадывается, что в последней строчке этого стихотворения кроется разгадка. Поэту кажется, что «издали странника бедного нежно приветствуешь ты», и в этой фразе речь идет о Марии Лазич. Фет мечтает о встрече с ней, хотя прекрасно понимает, что для этого ему придется расстаться с жизнью. Впрочем, подобная перспектива его нисколько не пугает, и он готов с радостью подчиниться таинственному зову, который влечет его в вечность .

Древние говорили - поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства был он "жаден до стихов", испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, "повторяя сладостные стихи" автора "Кавказского пленника" и "Бахчисарайского фонтана". В немецком пансионе ощутил он первые "потуги" к поэтическому творчеству: "В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность; но в конце концов оказывалось, что стремились наружу одни спирали стеблей, на которых никаких цветов не было. Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал их, находя их бессодержательными".
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Огромный успех лирические стихи Фета встречали все же преимущественно в литературных и потому довольно узких кругах. Это прямо должен был признать тот же Боткин, отмечая, что хотя в журналах тех лет о лирике Фета отзывались с "сочувствием и похвалами, но тем не менее, прислушиваясь к от зывам о ней публики не литературной, нельзя не заметить, что она как-то недоверчиво смотрит на эти похвалы: ей непонятно достоинство поэзии г. Фета. Словом, успех его, можно сказать, только литературный: причина этого, кажется нам, заключается в самом таланте его".
Последнее справедливо лишь отчасти. Истинная причина заключалась не столько в характере фетовского поэтического дарования, сколько в резком, еще более остро обнаружившемся несоответствии его с "духом времени". В отличие от гениального выразителя этого "духа" -- Некрасова лира Фета на всем протяжении его творчества не была переозвучена "на другой лад".
Ветер.
Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
В суженное художественного мира фетовской поэзии - в отсутствии в нем не только гражданских мотивов, но и вообще связи с общественными вопросами, ставившимися "духом времени" и остро волновавшими современников, - видели критики-шестидесятники коренной недостаток Фета. Все это знаменовало окончательный разлад между Фетом и "духом времени".
Уход от неудовлетворяющего реального мира в мир, создаваемый искусством, от борьбы со злом, от "битв" - в эстетическую созерцательность, - все это характерные черты того типа литературного романтизма, который Горький называл "пассивным" и родоначальником которого в России был В.А.Жуковский. В лирике Фета, несомненно, имеются родственные Жуковскому черты, возникшие в результате как исторической преемственности, так и типологических совпадений. Но имеется и существеннейшее между/ними различие.
В идеальном мире"лирики Фета, в противоположность Жуковскому, нет ничего мистически-потустороннего. Извечным объектом искусства, считает Фет, является красота. Но эта красота не "весть" из некоего нездешнего мира, это и не субъективное приукрашивание, эстетическая поэтизация действительности - она присуща ей самой. "Мир во всех своих частях равно прекрасен, - утверждал Фет. - Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования. Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красо ты или даже млеть в ее лучах. Пока глаз его не видит ее ясных, хотя и тонко звучащих форм, там, где мы ее не видим или только смутно ощущаем, - он еще не поэт... Итак, поэтическая деятельность, очевидно, слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта - этого шестого чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. Можно обладать всеми качествами известного поэта и не иметь его зоркости, чутья, а следовательно, и не быть поэтом... Ты видишь ли, или чуешь в мире то, что видели или чуяли в нем Фидий, Шекспир, Бетховен? "Нет". Ступай! Ты не Фидий, не Шекспир, не Бетховен, но благодари Бога и за то, если тебе дано хотя воспринимать красоту, которую они за тебя подслушали и подсмотрели в природе".
Представлению о "красоте", как о реально существующем элементе мира, окружающего человека, Фет остается верен до конца. "Целый мир от красоты, от велика и до мала", - читаем в одном из позднейших его стихотворений, примыкающих к периоду "Вечерних огней". И в этом отношении Фет идет не за Жуковским, а за Пушкиным, во всеохватывающем творчестве которого среди бесчисленных семян и побегов, прорастающих в последующей русской литературе, есть и несомненное и по-своему весьма значительное "фетовское" зерно.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
О блеске, силе, остроте, глубине и одновременно поэтичности ума Фета свидетельствуют и его критические статьи и образцы его художественной прозы. И все это интеллектуальное богатство, все напряжение воли, все силы души он обратил на достижение поставленной цели, идя к ней всеми путями, не различая добра и зла, жертвуя своей идее-страсти всем самым близким и дорогим.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...