Анализ стихотворения тютчева я очи знал

Выберите стихи... 1 декабря 1837 (Так здесь-то суждено...) 11 мая 1869 (Нас всех, собравшихся...) 12-ое апреля 1865 (Все решено...) 1856 (Стоим мы слепо...) 19 февраля 1864 (И тихими...) 29-е января 1837 (Из чьей руки...) Encyclica Mala aria Memento Silentium! А. Ф. Гильфердингу Альпы Арфа скальда Безумие Бессонница Близнецы Брат, столько лет сопутствовавший мне... В деревне В душном воздуха молчанье... В небе тают облака... В разлуке есть высокое значенье... В толпе людей, в нескромном шуме дня... В часы, когда бывает... Ватиканская годовщина Веленью высшему покорны... Великий день Кирилловой кончины... Венеция Весенние воды Весенняя гроза Весна Весь день она лежала в забытьи... Вечер Видение Вновь твои я вижу очи... Волна и дума Восток белел. Ладья катилась... Вот от моря и до моря... Впросонках слышу я - и не могу... Всё отнял у меня казнящий бог... Все, что сберечь мне удалось... Всесилен я и вместе слаб... Глядел я, стоя над Невой... Гус на костре Да, вы сдержали ваше слово... Два голоса Два единства Две силы есть - две роковые силы... Двум друзьям Декабрьское утро День вечереет, ночь близка... День и ночь День православного Востока... Другу моему Я.П.Полонскому Душа моя - Элизиум теней... Душа хотела б быть звездой... Дым Е. Н. Анненковой Его светлости Князю А. А. Суворову Есть в осени первоначальной... Есть и в моем страдальческом застое... Еще земли печален вид... Еще томлюсь тоской желаний... Здесь, где так вяло свод небесный... Зима недаром злится... И в божьем мире то ж бывает... И гроб опущен уж в могилу... И чувства нет в твоих очах... Играй, покуда над тобою... Из Гете (Радость и горе...) Из края в край, из града в град... Из Микеланджело Иным достался от природы... Итак, опять увиделся я с вами... Итальянская villa К Ганке Как верно здравый смысл народа... Как весел грохот летних бурь... Как дочь родную на закланье.. Как дымный столп светлеет в вышине!.. Как летней иногда порою... Как над горячею золой... Как нас ни угнетай разлука... Как неожиданно и ярко... Как неразгаданная тайна... Как ни бесилося злоречье... Как ни дышит полдень знойный... Как ни тяжел последний час... Как океан объемлет шар земной... Как он любил родные ели... Как птичка, раннею зарей... Как сладко дремлет сад темно-зеленый... Как хорошо ты, о море ночное... Как этого посмертного альбома... Какое дикое ущелье... Кн.Горчакову (Вам выпало призванье роковое...) Князю П. А. Вяземскому Когда в кругу убийственных забот... Когда дряхлеющие силы... Когда на то нет божьего согласья... Когда осьмнадцать лет твои... Колумб Кончен пир, умолкли хоры... Конь морской Кто б ни был ты, но, встретясь с ней... Лебедь Летний вечер Лето 1854 Листья Любезному папеньке! Люблю глаза твои, мой друг.. М.П.Погодину (Стихов моих вот...) Молчит сомнительно Восток... Море и утес Мотив Гейне (Если смерть есть ночь...) Н. И. Кролю Н. Ф. Щербине На возвратном пути На древе человечества высоком... На юбилей Н. М. Карамзина Над виноградными холмами... Над русской Вильной стародавной... Над этой темною толпой... Накануне годовщины 4 августа 1864 Нам не дано предугадать... Наполеон Напрасный труд - нет, их не вразумишь... Наш век Не богу ты служил и не России... Не верь, не верь поэту, дева... Не всё душе болезненное снится... Не говори! Меня он как и прежде... Не дай нам духу празднословья... Не знаешь, что лестней для мудрости людской... Не знаю я, коснется ль благодать... Не остывшая от зною.. Не раз ты слышала признанье... Не рассуждай, не хлопочи!.. Не то, что мните вы, природа... Небо бледно-голубое... Недаром милосердым богом... Неман Неохотно и несмело... Нет дня, чтобы душа не ныла... Нет, моего к тебе пристрастья... Ночное небо так угрюмо... О вещая душа моя!.. О чем ты воешь, ветр ночной?.. О, в эти дни - дни роковые... О, как убийственно мы любим... О, не тревожь меня... О, этот Юг, о, эта Ницца!.. Обвеян вещею дремотой... Одиночество Он, умирая, сомневался... Она сидела на полу... Опять стою я над Невой... Осенней позднею порою... Осенний вечер От жизни той, что бушевала здесь... Ответ на адрес Памяти В. А. Жуковского (Я видел вечер твой...) Памяти Е. П. Ковалевского (И вот в рядах...) Памяти М. К. Политковской (Многозначительное слово...) Певучесть есть в морских волнах... Первый лист Песок сыпучий по колени... Пламя рдеет, пламя пышет... По равнине вод лазурной... Под дыханьем непогоды... Пожары Полдень Последний катаклизм Последняя любовь Поток сгустился и тускнеет... Пошли, господь, свою отраду... Поэзия Предопределение Прекрасный день его на Западе исчез... При посылке Нового Завета Природа - сфинкс... Проблеск Пророчество Пускай от зависти сердца зоилов ноют... Рассвет Рим ночью Русской женщине С какою негою, с какой тоской влюбленный... С поляны коршун поднялся... Свершается заслуженная кара... Святая ночь на небосклон взошла... Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло... Сижу задумчив и один... Сияет солнце, воды блещут... Славянам (Они кричат, они грозятся...) Славянам (Привет вам задушевный, братья...) Слезы людские, о слезы людские... Смотри, как запад разгорелся... Смотри, как на речном просторе... Смотри, как роща зеленеет... Снежные горы Современное Сон на море Средство и цель Сын царский умирает в Ницце... Так, в жизни есть мгновения... Тени сизые смесились... Теперь тебе не до стихов... Тихо в озере струится... Тихой ночью, поздним летом... Ты долго ль будешь за туманом... Ты, волна моя морская... Увы, что нашего незнанья... Ужасный сон отяготел над нами... Умом Россию не понять... Успокоение Утихла биза... Легче дышит... Утро в горах Фонтан Харон и Каченовский Цицерон Чародейкою Зимою... Чему бы жизнь нас ни учила... Чему молилась ты с любовью... Черное море Чертог твой, спаситель, я вижу, украшен... Что ты клонишь над водами... Эти бедные селенья... Ю.Ф.Абазе (Так - гармонических орудий...) Я встретил вас - и все былое... Я знал ее еще тогда... Я лютеран люблю богослуженье... Я очи знал,- о, эти очи!.. Я помню время золотое...

Я очи знал,- о, эти очи!
Как я любил их - знает бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный,
И, как страданья, роковой.

И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез.

Читайте другие стихи Тютчева Федора:

Выбрать стихи.. 1 декабря 1837 (Так здесь-то суждено...) 11 мая 1869 (Нас всех, собравшихся...) 12-ое апреля 1865 (Все решено...) 1856 (Стоим мы слепо...) 19 февраля 1864 (И тихими...) 29-е января 1837 (Из чьей руки...) Encyclica Mala aria Memento Silentium! А. Ф. Гильфердингу Альпы Арфа скальда Безумие Бессонница Близнецы Брат, столько лет сопутствовавший мне... В деревне В душном воздуха молчанье... В небе тают облака... В разлуке есть высокое значенье... В толпе людей, в нескромном шуме дня... В часы, когда бывает... Ватиканская годовщина Веленью высшему покорны... Великий день Кирилловой кончины... Венеция Весенние воды Весенняя гроза Весна Весь день она лежала в забытьи... Вечер Видение Вновь твои я вижу очи... Волна и дума Восток белел. Ладья катилась... Вот от моря и до моря... Впросонках слышу я - и не могу... Всё отнял у меня казнящий бог... Все, что сберечь мне удалось... Всесилен я и вместе слаб... Глядел я, стоя над Невой... Гус на костре Да, вы сдержали ваше слово... Два голоса Два единства Две силы есть - две роковые силы... Двум друзьям Декабрьское утро День вечереет, ночь близка... День и ночь День православного Востока... Другу моему Я.П.Полонскому Душа моя - Элизиум теней... Душа хотела б быть звездой... Дым Е. Н. Анненковой Его светлости Князю А. А. Суворову Есть в осени первоначальной... Есть и в моем страдальческом застое... Еще земли печален вид... Еще томлюсь тоской желаний... Здесь, где так вяло свод небесный... Зима недаром злится... И в божьем мире то ж бывает... И гроб опущен уж в могилу... И чувства нет в твоих очах... Играй, покуда над тобою... Из Гете (Радость и горе...) Из края в край, из града в град... Из Микеланджело Иным достался от природы... Итак, опять увиделся я с вами... Итальянская villa К Ганке Как верно здравый смысл народа... Как весел грохот летних бурь... Как дочь родную на закланье.. Как дымный столп светлеет в вышине!.. Как летней иногда порою... Как над горячею золой... Как нас ни угнетай разлука... Как неожиданно и ярко... Как неразгаданная тайна... Как ни бесилося злоречье... Как ни дышит полдень знойный... Как ни тяжел последний час... Как океан объемлет шар земной... Как он любил родные ели... Как птичка, раннею зарей... Как сладко дремлет сад темно-зеленый... Как хорошо ты, о море ночное... Как этого посмертного альбома... Какое дикое ущелье... Кн.Горчакову (Вам выпало призванье роковое...) Князю П. А. Вяземскому Когда в кругу убийственных забот... Когда дряхлеющие силы... Когда на то нет божьего согласья... Когда осьмнадцать лет твои... Колумб Кончен пир, умолкли хоры... Конь морской Кто б ни был ты, но, встретясь с ней... Лебедь Летний вечер Лето 1854 Листья Любезному папеньке! Люблю глаза твои, мой друг.. М.П.Погодину (Стихов моих вот...) Молчит сомнительно Восток... Море и утес Мотив Гейне (Если смерть есть ночь...) Н. И. Кролю Н. Ф. Щербине На возвратном пути На древе человечества высоком... На юбилей Н. М. Карамзина Над виноградными холмами... Над русской Вильной стародавной... Над этой темною толпой... Накануне годовщины 4 августа 1864 Нам не дано предугадать... Наполеон Напрасный труд - нет, их не вразумишь... Наш век Не богу ты служил и не России... Не верь, не верь поэту, дева... Не всё душе болезненное снится... Не говори! Меня он как и прежде... Не дай нам духу празднословья... Не знаешь, что лестней для мудрости людской... Не знаю я, коснется ль благодать... Не остывшая от зною.. Не раз ты слышала признанье... Не рассуждай, не хлопочи!.. Не то, что мните вы, природа... Небо бледно-голубое... Недаром милосердым богом... Неман Неохотно и несмело... Нет дня, чтобы душа не ныла... Нет, моего к тебе пристрастья... Ночное небо так угрюмо... О вещая душа моя!.. О чем ты воешь, ветр ночной?.. О, в эти дни - дни роковые... О, как убийственно мы любим... О, не тревожь меня... О, этот Юг, о, эта Ницца!.. Обвеян вещею дремотой... Одиночество Он, умирая, сомневался... Она сидела на полу... Опять стою я над Невой... Осенней позднею порою... Осенний вечер От жизни той, что бушевала здесь... Ответ на адрес Памяти В. А. Жуковского (Я видел вечер твой...) Памяти Е. П. Ковалевского (И вот в рядах...) Памяти М. К. Политковской (Многозначительное слово...) Певучесть есть в морских волнах... Первый лист Песок сыпучий по колени... Пламя рдеет, пламя пышет... По равнине вод лазурной... Под дыханьем непогоды... Пожары Полдень Последний катаклизм Последняя любовь Поток сгустился и тускнеет... Пошли, господь, свою отраду... Поэзия Предопределение Прекрасный день его на Западе исчез... При посылке Нового Завета Природа - сфинкс... Проблеск Пророчество Пускай от зависти сердца зоилов ноют... Рассвет Рим ночью Русской женщине С какою негою, с какой тоской влюбленный... С поляны коршун поднялся... Свершается заслуженная кара... Святая ночь на небосклон взошла... Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло... Сижу задумчив и один... Сияет солнце, воды блещут... Славянам (Они кричат, они грозятся...) Славянам (Привет вам задушевный, братья...) Слезы людские, о слезы людские... Смотри, как запад разгорелся... Смотри, как на речном просторе... Смотри, как роща зеленеет... Снежные горы Современное Сон на море Средство и цель Сын царский умирает в Ницце... Так, в жизни есть мгновения... Тени сизые смесились... Теперь тебе не до стихов... Тихо в озере струится... Тихой ночью, поздним летом... Ты долго ль будешь за туманом... Ты, волна моя морская... Увы, что нашего незнанья... Ужасный сон отяготел над нами... Умом Россию не понять... Успокоение Утихла биза... Легче дышит... Утро в горах Фонтан Харон и Каченовский Цицерон Чародейкою Зимою... Чему бы жизнь нас ни учила... Чему молилась ты с любовью... Черное море Чертог твой, спаситель, я вижу, украшен... Что ты клонишь над водами... Эти бедные селенья... Ю.Ф.Абазе (Так - гармонических орудий...) Я встретил вас - и все былое... Я знал ее еще тогда... Я лютеран люблю богослуженье... Я очи знал,- о, эти очи!.. Я помню время золотое...

На закате жизни поэт познал ещё одно мощное по силе чувство к избраннице гораздо моложе его самого. Чувство так захватило его, что он отдался ему в полной мере, не смотря на пересуды общества. Его возлюбленная, Елена Денисьева, была серьезно влюблена в своего мужчину и родила ему внебрачного ребенка.

Зрелый Тютчев понимал, на что он обрек девушку и был ей безмерно благодарен, посвятив не одно пылкое произведение. Взгляд Елены сводил его с ума, и именно поэтому свет увидело творение «Я очи знал, -о, эти очи!». Сильная страсть, нежная любовь, но одновременно серьезная трагедия жила в глазах увлеченной женщины. Поэт-лирик восхищался ее взглядом, тонул в омуте глаз юной Елены. Злой рок отмерил им горькое счастье, и они испытали его сполна. Метафоры, описывающие взор темнее ночи и эпитеты, подчеркивающие его противоречивость, делают стихотворение пылким и страстным признанием.

Тончайший лирик Тютчев выражает свои чувства как может, применяя старинные, редкие в обиходе того времени, слова. Здесь он описывает не только внешность, но и дает полный психологический портрет возлюбленной, что свойственно уже зрелым натурам. Несмотря на серьезную разницу в возрасте, молоденькая девушка сумела научить маститого государственного деятеля Тютчева говорить о своих чувствах открыто, не скрывать их не под каким предлогом, что, в итоге, и вылилось в особую, обнажающую интимность, в творчестве.

Тема стихотворения

Мое внимание привлекло стихотворение, условно датированное между 1850 - 1851 годами, - "Я очи знал, - о, эти очи. " Оно написано в самом начале этого горького романа и создает психологический портрет героини - Е.А. Денисьевой.

Я очи знал, - о, эти очи!
Как я любил их - знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденья, утомленный
И, как страданья, роковой.

В эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез.

В стихотворении звучат две темы, которые неразрывно, тесно сплетены между собой: поэт создает образ возлюбленной - необыкновенной и незабываемой женщины - и образ чувства, ею пробужденного.

Я очи знал, - о, эти очи. Тютчев анализ №3

Имя поэта Федора Тютчева известно многим, так как он настоящий лирик русской литературы, который смог так ярко и неподражаемо передавать в своих стихотворных произведениях все человеческие эмоции, настроения и чувства. Многие тютчевские произведения посвящены природе, родной стране, о которой он много мечтал, находясь вдали от нее. Но есть в его творчестве и страницы, связанные с темой любви, с женщинами, которых он так сильно любил. Одной из таких женщин, к которой великий и непревзойденный поэт питал особые и неповторимые чувства, была Елена Денисьева, которая была на много лет моложе лирика, но это совсем не помешало взаимности, и до конца своих дней она была ему верна. Тютчев по-настоящему любил эту женщину, но и жену он оставить не смог. Бурный роман поэта с молодой девушкой вызвал огромный скандал в обществе того времени. Поэт прекрасно понимал, что девушка, родив ему ребенка, была опозорена и навсегда лишилась и наследства, и родственных связей. Поэтому тончайший лирик был ей благодарен.

История создания тютчевского стихотворения

В основу стихотворного тютчевского сюжета положена история с его возлюбленной молодой девушкой, которую поэт – лирик очень сильно любил. Его стихотворение «Я очи знал, - о, эти очи!» было написано практически чуть ли не самым первым, посвященным этой прекрасной даме из светского общества, подарившему поэту новые чувства и новую эмоциональную бурю, которая давно не трогали его сердце.

Он снова почувствовал себя молодым. Датой написания этого тютчевского стихотворения принято считать 1851 год, когда его страстный роман с девушкой намного моложе его был в самом расцвете. Поэт не смог защитить свою новую любовь от позора в обществе, но и отказаться от нее тоже не смог. Елена Денисьева до конца своих дней была для пылкого поэта музой и самым близким другом, который поддерживал его во всех начинаниях. И поэт-философ пытался передать и ей то, как он к ней относиться. В своем стихотворении он писал о том, что ее очи, которые он знал, еще и страстно любил. Он не мог до конца передать свои чувства, так как слова не были столько глубокими и яркими, как его любовь.

Сам поэт не раз говорил о том, что ему бывает порой достаточно одного лишь только взгляда, чтобы он смог забыть обо всем, что происходит вокруг него. Но его взгляд был настолько чудесным и открытым, что он мог читать его, словно перед ним была открытая книга. Вот только в этой книге было все: и любовь, и страсть, и чувства, и горе, и огромнейшая трагедия.

Сюжет стихотворного произведения

Тютчевское стихотворение "Я очи знал, - о, эти очи. было написано в самом начале бурного романа лирика с молодой Денисьевой, который был трагичен и горек. Сразу же с первых строк автор показывает читателю психологический портрет своей возлюбленной.

Так, лирик легко самыми простыми словами рисует то, как сильно он любил глаза своей новой любви. Когда он смотрел в них, то видел в них многое: это и отражение ночи, которая может быть и волшебной, и страстной. Поэт-философ утверждает, что ее взгляд настолько хорош, что он даже не может оторвать от него взгляд. А в нем отражается многое: жизнь до самого ее дна, горе и вся глубина страсти. Взор ее, по мнению Федора Тютчева, был непостижимым. Поэтому и поэт чувствует себя совсем по-другому. Так, его дыхание грустное и углубленное. Тютчевский взгляд прикован к ее ресницам, которые отражают внутренне состояние героини. Они густые, сравниваются у лирика с наслаждение, хотя и немного утомленным от страданий, которые преподносит судьба и злой рок.

Эти мгновения чудесные и волнительные для поэта-лирика. Они заставляют его волноваться и переживать. Но пережить их снова поэту больше не пришлось. А ведь так хотелось новой встречи и долгих бесед, любование, да такого, чтобы в глазах слезы появились.

Основные образы стихотворения

В этом тютчевском произведении раскрывается сразу две темы, которые тесно взаимосвязаны:

✔ Образ женщины, которую является его возлюбленной и которую забыть невозможно.
✔ Образ того чувства, который внутри него проснулся, после встречи с этой женщиной.

Первый образ – это портретная характеристика самой женщины, которую лирик описывается с большой любовью. Особо выделяет он глаза, которые не могут его поражать, он называет их очами. Но если рассмотреть русский литературный язык того времени, то можно заметить, что это слово не было свойственно речи в ту пору, когда жил и творил поэт-философ. В девятнадцатом веке было принято использовать всем понятное слово «глаза».

Использование старославянизмов – это тютчевский прием, который придает его произведению поэтичность и возвышенность. Но он использует для этого и другие слова: «высокий взор». И опять стоит обратить внимание на то, что в литературной речи того времени слово «взор» не употреблялось, а говорили в то время «взгляд». Тончайший лирик Федор Тютчев желал так показать своим читателям, что женщина, о которой он говорил в своем стихотворении, настолько прекрасна, что ее невозможно больше найти, она неповторима. Использование этих приемов показывает, что лирический герой относится к ней по-особенному, любя ее и оберегая. Вторая стихотворная тютчевская тема раскрывается немного иначе: это и портретная характеристика и в то же время психологическая. Прежде всего, остановимся на том, что портретное изображение не имеет никакой конкретности, и это уже было интересным приемом для того времени.

Психологический портрет более таинственный и необыкновенный. Она испытывается разные чувства, которые и отражаются в ее глазах и взоре. Но только ее глаза показываются сильнейшую любовь и страсть, а взор героини очень трудно понять и постичь. Он остается огромнейшей загадкой.

Художественно – выразительные средства тютчевского стихотворения

Поэт – философ прибегает в различным выразительным средствам, чтобы показать портерные характеристики и добиться больше эффекта проникновения читателя в необычный мир его поэтического творчества. Тютчев, описывая свою возлюбленную, использует следующие художественные средства:

★ Метафоры, которые прекрасно передают цвет глаз главной героини, рассказывая о том, что они были словно страстная ночь. Но ведь ночь имеет черные оттенки, поэтому можно сразу представить и эти женские глаза. Метафора используется и при описании густых ресниц героини, сравнивая их с тенью.

★ Эпитеты необходимы лирику, чтобы охарактеризовать ее взор, показать, насколько этот женский взгляд может быть и утомленным и в то же время роковым. Взор у тютчевской героини показывает много чувств и эмоций: страдание, наслаждение, страстность, беззащитность, искренность и необычную внутреннюю силу.

Внутренняя красота героини покорила и лирического героя, и поэта. Тончайший лирик он прекрасно понимает, что любовь к женщине никогда не может быть безоблачной. Герой тютческого произведения пытается рассказать о своих чувствах, о глубине того, что он переживает, но ему не хватает сил и слов, чтобы все это передать. Поэтому-то он и восклицает о том, что только Бог знает, как сильна его любовь.

Роман Тютчева с молоденькой девушкой принес не только скандал в обществе, но и много переживаний в семью поэта. Но больше всех, конечно же, страдала Елена Денисьева, которая страстно его любила и выносила весь позор и осуждение светского общества и родственников, чтобы хранить вою любовь. Поэт понимал, что жизнь девушки трагична и виной этого является он. Поэтому он посвящает одно из своих прекрасных стихотворений только ей.

Понимая, какую трагедию он приносит в жизнь девушки, он пытается это смягчить. Безумно влюбленный в нее, переживающий вместе с нею ее позор, он дает детям, рожденным вне брака, свою фамилию. Он считал свою возлюбленную идеалом женской красоты и нравственности. Лирик показывает в стихотворении все свои чувства, то, насколько они глубоки. Взгляд этой удивительной и очаровательной женщины является самым прекрасным для поэта, который никогда не сможет оставить его равнодушным.

В тютчевском стихотворении идет некая связь с пушкинским творением, где используется образ «чудного мгновения», которые означают пробуждение к любви. И это помогает лирику усилить глубину тех чувств, которые испытывает герой его произведения. Это одновременно и боль, и великое счастье и наслаждение.

Композиция представляет собой два круга. Первый – это первая и четвертая стихотворные строфы, где показываются переживания и чувства главного тютчевского героя. Немного по-другому изображается второй круг – это вторая и третья стихотворная строфа, которые показывают героиню, то, как она прелестна. Конечно же, эти два круга соединены, их соединяют чувства и эмоции, которые испытывают герои. По своему размеру тютчевский сюжет интересен, так как он написан четырехстопным ямбом, но уже в четвертой строфе для этого размера не хватает одного слога. Как считают исследователи творчества Тютчева, он так сделал для того, чтобы была некая пауза-вздох, которая всегда сопровождает глубокие и пылкие чувства. Этот литературный прием известен в стихосложении, но используется очень редко. Он носит название - липометрии.

Тютчев утверждает, что никогда не стоит общественные дела и мнение ставить выше своей семьи и своих любимых детей.

Критическая оценка тютчевского стихотворения

История любви лирика и молодой девушки стала одной из самых трагических историй о любви, которые нашли свое отражение в русской литературе. Известный исследователь творчества тончайшего лирика Федора Тютчева Берковский писал так о его стихотворении, которое вошло в «Денисьевский цикл»:

«Стихи эти – самоотчет, сделанный поэтом, чтобы искупить свою вину…».

Тютчевская избранница была ровесницей его дочери, поэтому он чувствовал себя и счастливым, и виноватым. Чувство к этой молодой девушке было страстным всепоглощающим. Но эта любовь была и "беззаконной" и об этом автор стихотворения постоянно вспоминает.

Анализ стихотворения Тютчева «Я очи знал, - о, эти очи. »

Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет. Их роман развивался бурно и закончился громким скандалом, года выяснилось, что девушка из дворянской семьи, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет от поэта ребенка. Но даже позор и разрыв с родственниками, которые лишили Елену Денисьеву наследства, не смогли заставить молодую женщину разорвать порочную связь с Тютчевым. И поэт был ей за это очень благодарен, хотя и понимал, что фактически сломал жизнь своей возлюбленной.

Одно из первых стихотворений «Я очи знал, - о, эти очи!», которое Федор Тютчев посвятил Елене Денисьевой, было написано примерно в 1851 году, как раз в разгар их романа. Понимая, что обрекает свою избранницу на позор, поэт, тем не менее, не мог совладать со своими чувствами. И не переставал восхищаться Еленой Денисьевой, которая стала его музой и самым близким другом. «Я очи знал, – о, эти очи! Как я любил их – знает бог!», - восклицает поэт, в этих простых и коротких фразах выражая всю глубину своих чувств по отношению к избраннице . Однажды Тютчев упомянул о том, что одного лишь взгляда Елены Денисьевой достаточно для того, чтобы он мог забыть обо всем на свете. При этом взор своей возлюбленной он мог читать, как открытую книгу, в которой «такое слышалося горе, такая страсти глубина!».

Действительно, Елена Денисьева, по воспоминаниям очевидцев, была безумно влюблена в Тютчева. Настолько, что даже смирилась с тем, что ей придется довольствоваться лишь ролью любовницы. Именно поэтому в ее взгляде поэт нередко видел грусть и отчаянье, которые являлись обратной стороной медали этого романа. Понимая, что от Елены Денисьевой отвернулись практически все, Тютчев посчитал своим долгом взять на себя все заботы, связанные с обеспечением молодой женщины и даже дал свою фамилию детям, которые родились у его возлюбленной вне брака. И это была лишь малая доля того, что он мог сделать для той, которая в прямом смысле слова бросила к его ногам всю свою жизнь.

Восхищаясь мужеством своей избранницы, Тютчев буквально боготворил Елену Денисьеву, считая ее эталоном женской красоты. Ее образ, овеянный легкой грустью и роковой страстью, можно встретить во многих стихах, которые впоследствии вошли в «Денисьевский цикл». Однако лишь в произведении «Я очи знал, - о, эти очи!» автор позволяет себе в полной мере проявить свои чувства и признаться в том, что он испытывает к этой удивительной женщине. В частности, Тютчев отмечает, что ему ни разу не довелось со взглядом возлюбленной «повстречаться без волненья и любоваться им без слез». Такое признание, которое под силу сделать далеко не каждому мужчине, наиболее полно отражает отношение поэта к Елене Денисьевой. Ради этой женщины он поставил под угрозу свой вполне благополучный брак и не менее успешную карьеру общественного деятеля. И нисколько об этом не пожалел, так как именно Елена Денисьева смогла окрасить стихи поэта нежностью и страстью, научила его не стесняться своих чувств на собственном примере. Но главное, что осознал Тютчев, заключалось в том, что вопреки законам общества никогда не стоит отказываться от своего счастья . Иначе впоследствии об этом придется сожалеть до конца жизни и казнить себя за то, что она могла сложиться совсем иначе и быть наполненной одним из самых восхитительных чувств, которое зовется любовью.

Послушать стихотворение Тютчева Я очи знал

УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ШКОЛА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ №590»

ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ТЮТЧЕВСКИМИ СТРОЧКАМИ

(Попытка анализа стихотворения Ф.И. Тютчева «Я очи знал, - о, эти очи!..)

Работа выполнена ученицей 10-а класса Ивановой Марией

Учитель – Смирнова З.Ю.

Санкт-Петербург

История любви великого русского поэта Ф.И. Тютчева и Елены

Денисьевой – одна из самых трагических любовных историй, воплощенных в русской поэзии. Исследователь творчества Тютчева Н. Берковский написал о стихах, условно называемых «Денисьевским циклом»: «Сам Тютчев, создавая их (стихи), менее всего думал о литературе. Стихи эти – самоотчет, сделанный поэтом с великой строгостью, с пристрастием, с желанием искупить вину свою перед этой женщиной,– а он признавал за собой вину». Вину за «людское суесловие», за ее одиночество, за каренинскую судьбу, за тяжкую болезнь, за безвременную смерть… Действительно, Тютчев, войдя в жизнь юной Лели Денисьевой, которая была практически ровесницей его старшей дочери, принес в эту жизнь не только страсть, глубокое, истинное, всепоглощающее чувство, но и горечь унижения, страданий, испытания «беззаконной любви», не признаваемой обществом. Стихи «Денисьевского цикла» циклом можно назвать только очень условно: ведь поэт сам не работал серьезно над своим собранием сочинений, не объединял стихотворения в циклы. И все же принято так называть стихотворения, посвященные этой «любви последней», написанные начиная с 1850 года и возникавшие в творчестве поэта вплоть до его собственной смерти. Стихи, посвященные Денисьевой, появлялись и после ее смерти (1864 год). Поэт вплоть до собственной кончины возвращался к прерванному судьбой диалогу с возлюбленной. Мое внимание привлекло стихотворение, условно датированное между 1850 – 1851 годами, - «Я очи знал, - о, эти очи!..» Оно написано в самом начале этого горького романа и создает психологический портрет героини – Е.А. Денисьевой.

*** Я очи знал, - о, эти очи! Как я любил их – знает Бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре, Жизнь обнажающем до дна, Такое слышалося горе, Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углубленный В тени ресниц ее густой, Как наслажденья, утомленный И, как страданья, роковой. В эти чудные мгновенья Ни разу мне не довелось С ним повстречаться без волненья

И любоваться им без слез.

В стихотворении звучат две темы, которые неразрывно, тесно сплетены между собой: поэт создает образ возлюбленной – необыкновенной и незабываемой женщины – и образ чувства, ею пробужденного. Образ женщины воплощен в единственной портретной детали. Эта деталь – ее поразительные глаза, которые в стихотворении названы «очами». Русский литературный язык середины века чаще использовал слово «глаза». «Очи» – это явно поэтически- возвышенное выражение, которое напрямую связано с еще одним использованным в стихотворении «высоким» словом: «взор» вместо чаще употребляемого обыкновенного «взгляда». Этот лексический ряд - «очи», «взор» – свидетельствует и о человеческой и женской неповторимости героини, и об особом отношении к ней лирического героя. Тема «очей» развивается двумя причудливо соединяющимися путями: «внешняя», портретная линия и «внутренняя», психологическая.

Портретная линия: Психологическая линия: «очи», «горе», «непостижимый взор», «страсть», «тень ресниц густая». «наслаждения»,

«страдания».

Портретная линия изображения практически лишена конкретности. О цвете глаз можно судить по метафоре «волшебная, страстная ночь» (параллель с ночью позволяет говорить о черном цвете глаз). Еще одна портретная деталь – тоже метафора – «тень ресниц густая». Казалось бы, перед нами условно-традиционное изображение красавицы (жгуче-черные очи, глядящие на мир из венца густых ресниц). «Непостижимый взор» этих глаз – тоже непременная портретная деталь, характерная для красавицы-возлюбленной, которая всегда загадочна и таинственна. Но «психологическая линия» углубляет портрет, делает красавицу действительно необыкновенной. Обратим внимания на то, что чувства, кипящие в этих «очах», в этом «непостижимом взоре» – чувства прямо противоположные, полярные. Они и стоят в строфах стихотворения словно попарно: «горе» – «страсти глубина», «наслаждения» – «страдания». Поразительные метафоры «волшебная, страстная ночь» очей и взор, «жизнь обнажающий до дна»… Эпитеты «утомленный» и «роковой», характеризующие этот взор… Сравнение его с

наслаждениями и страданием… В этих обрахах – порывистость, страстность, искренность, беззащитность и необыкновенная внутренняя сила возлюбленной поэта. Радость, страдания – все в одном порыве, все неразрывно соединено, хоть и кажется несоединимым. Красота без глубины и трагизма для Тютчева невозможна. Именно такая красота покорила лирического героя. Его возлюбленная чем-то неуловимо напоминает героинь Достоевского, в частности Настасью Филипповну из романа «Идиот». Любовь к такой женщине не может быть безоблачной. Тема чувств и переживаний лирического героя в стихотворении созвучна теме возлюбленной и по страстной силе, и по непостижимому соединению страдания и наслаждения. Рассказать словами о своих переживаниях герой не может и словно захлебывается:

Я очи знал – о, эти очи! Как я любил их – знает Бог!

Сила чувства необыкновенно выразительно передана в метафоре «душу оторвать не мог». Существует широко употребимая языковая метафора «не мог глаз оторвать». Это выражение синонимично слову «залюбоваться». Поэт разрушает привычное выражение, меняя «глаза» на «душу». Возникает эффект неожиданности, создающий сильное впечатление. Но если вдуматься, то дело не только в неожиданности, разрушении привычного. Любуются – глазами. Любят – душой. Значит, не только роковая красота привлекает героя. Душа предельно чувствительна. «Душу оторвать» можно только с кровью. Так с первой строфы стихотворения начинает развиваться мотив любви, в которой слиты неразрывно наслаждение и страдание. «Волнение» и «слезы» в последней строфе – итог развития этой темы. Интересно, что в последней строфе стихотворения – осознанно или бесознательно? – у Тютчева возникает пушкинский образ: «чудные мгновения». Данный без кавычек, он все же не может осознаваться вне связи с пушкинской трактовкой. «Чудные мгновения» любви – по Пушкину это всегда «пробуждение» души, ее воскресение, «и Божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Любовь как катализатор души, пробуждающий ее, заставляющий страдать, болеть, но при этом острее чувствовать жизнь, ее неповторимость, ее красоту, ее наслаждение… Пушкинский образ в стихотворении Тютчева усиливает тему страстного чувства, в котором сливаются

воедино боль и счастье.

Интересна композиция стихотворения. Она представляет собой словно два концентрических круга. Первый – внешний круг – первая и четвертая строфы –

изображает переживания и чувства лирического героя. Второй круг – внутренний – вторая и третья строфы – рисуют героиню. Но оба круга связаны общим мотивом - мотивом переплетения, соединения наслажден ия, радости и боли, страдания.

Стихотвор ение написано четырехстопным ямбом, но в первом стихе четвертой строфы не хватает одного слога. Редактор «Собрания стихотворений» Ф.И. Тютчева Н. Сушков принял эту потерю слога за описку, небрежность и поторопился «исправит ь» поэта. Однако в издании «Большой серии» «Библиотеки поэта» стихотворе ние опубликовано точно по тютчевско й рукописи, и в комментариях по этому поводу даны объяснения. «Опущенн ый» слог можно заменить паузой- вздохом. Такой достаточно редкий поэтический прием называется «липометрией». В рассматриваемом стихотворении он обладает особой выразительностью, поскольку словно обозначает переход от одного композиционного круга стихотворения к другому, от изображения возлюбленной к изображению переживаний лирического героя. Можно представить себе, что герой словно задохнулся от воспоминаний о возлюбленной, от глаз которой он «душу оторвать не мог»… …Я смотрю на портрет Елены Денисьевой работы художника Иванова. Акварель начала 50-х годов, начала «трагического романа». Юная красавица в изысканном платье с цветами, кажется, только что отвернулась от зеркала, перед которым кокетливо поправляла волосы. Нежный овал красивого лица, затейливая прическа, длинная шея, покатые плечи, дивные руки. Все дышит изящной, благородной женственностью. Но останавливают на портрете глаза. Они огромны на этом тонком, полудетском лице, и взгляд их удивленно-грустен. Наверное, эти глаза могли изливать потоки восторга и гнева, в них сверкали страсть и страдание. Каренинская судьба была суждена этой женщине – только вместо самоубийства – смерть от страшной скоротечной чахотки. Она прошла через осуждение света, позор, унижение, одиночество, рождение внебрачных детей. Человек, которого она любила больше жизни, никогда не принадлежал ей целиком. Но на портрете она еще спокойна, прекрасна и молода, еще впереди катастрофа ее жизни. И только глаза смотрят так, словно напоминают:

В непостижимом этом взоре, Жизнь обнажающем до дна,

Такое слышалося горе, Такая страсти глубина!



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...