Анализ стихотворения тютчева нам не дано предугадать. Анализ Стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать…
Многие исследователи наследия Тютчева считают его последним русским романтиком, творчество которого приходится на эпоху реализма. Кроме того, он является предшественником таких направлений в русской поэзии, как символизм и экзистенциализм. Юрий Тынянов видел в Тютчеве мастера фрагмента, подчёркивая краткость и ёмкость его стихотворных произведений, которые буквально цепляют за душу. И он был не просто великим поэтом, но философом и даже психологом.
За свою жизнь Тютчев написал несколько сотен стихотворений, которые стали широко известными лишь после смерти поэта. За последние годы своей жизни он написал около полусотни произведений стихотворного жанра, в том числе и известное произведение:
Нам не дано предугадать
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Данное произведение получило широкую известность во многих странах мира, где ценят и любят русскую поэзию, а также интересуются творчеством известных писателей и поэтов.
Фёдор Тютчев был не только прекрасным поэтом и философом, но и великолепным дипломатом, с молодости посвятивший себя этой сфере деятельности. На протяжении двух десятилетий он представлял интересы своей страны за границей. В целом, Тютчев был образованным человеком, разбиравшимся во многих областях жизнедеятельности людей.
Произведения Тютчева выводят любителей русской поэзии на качественно новый уровень в восприятии жизненных ценностей. Во многом они способствуют морально-этическому формированию молодого поколения, стремящегося впитывать всё самое лучшее от русского поэтического наследия. А это имеет большое значение в плане роста и формирования личности на основе позитивных тенденций, заложенных в русской поэзии.
История стихотворения «Нам не дано предугадать»
Известное стихотворение поэта Тютчева Ф.И. «Нам не дано предугадать» было написано в конце февраля 1869 года во время его пребывания в Санкт-Петербурге. Этот период был завершающим в творчестве и жизни поэта. Данное стихотворение является своеобразной философской миниатюрой - сжатой, краткой и чрезвычайно выразительной, которая не может оставить равнодушными истинных ценителей глубокой поэзии. Можно отметить, что это произведение вышло из-под пера очень зрелого и мудрого человека, который многое повидал и пережил.Что касается публикации, то впервые его выпустил альманах «Северные цветы» только в начале двадцатого века (в 1903 году). Таким образом, после написания данного произведения прошло почти три с половиной десятилетия, прежде чем оно было опубликовано и оценено любителями литературы. По всей видимости, оно зародилось вследствие многолетних размышлений Ф.И.Тютчева о смысле жизни людей, роли слова в формировании их поведения и настроения.
Академик Жирмунский отмечал, что каждое слово, которое использовал поэт, является темой, и его можно использоваться в качестве самостоятельного художественного мотива. С его мнением согласны и исследователи творчества Ф.И.Тютчева, подчёркивая глубину и поэтичность стихотворных произведений этого русского поэта. Любители его творчества очень часто цитируют его стихотворения, которые стали особо популярными в народе.
Стихотворение несёт в себе вполне законченную мысль. Оно является своеобразным предложением-периодом. Для его написания автор использовал четырёхстопный ямб, и оно является катреном, имеющим кольцевую рифмовку. Метафора, анафора и развёрнутое сравнение – это те тропы, которые использует Тютчев в данном шедевре.
Произведение условно можно разделить на две части, каждая из которых состоит из двух строк. Обе части гармонично сочетаются между собой, создавая мелодичность и ритмичность стиха. Это обстоятельство было отмечено литературоведами, которые исследовали творчество Тютчева.
В первой части поэт утверждает, что человеческие реакции на слова могут быть вполне непредсказуемыми:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…
Здесь подчёркивается не только общение людей как таковое, но и поэтическое слово, которое идёт в широкие массы и распространяется среди любителей поэзии. В этом произведении Тютчев стремился отразить окружающую действительность в художественных образах, что является актуальной задачей для русской поэзии во все времена. И надо отметить, что в представленном фрагменте это удалось Тютчеву практически на все сто процентов!
Вторая часть стихотворения повествует о реакции людей на поэтическое слово, о том, что у них пробуждаются такие возвышенные чувства, как сострадание, доброта и сочувствие. И здесь поэт приводит сравнение сочувствия с благодатью. Тютчев полагал, что сочувствие к проблемам, заботам и бедам окружающих людей, является великой благодатью для каждого человека.
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Говоря простым языком, первая часть стихотворения является причиной, а вторая – следствием, но они вместе образуют единое целое, создающее своеобразную картину мировосприятия поэта. И в этом стихотворении раскрывается существенная часть души поэта, который смотрит на жизнь с некоторым мистическим уклоном.
Основная идея стихотворения
Исследователи творчества Тютчева полагают, что поэт в этом стихотворении призывает крайне осторожно относиться к словам, которые могут привести к неожиданным последствиям. Если одни слова оживляют и возвращают надежду людям, то другие – могут просто уничтожить человека морально и даже физически, нанеся тем самым вред его родственникам и друзьям.Стихотворение относится к жанру стихотворного афоризма, и оно наполнено философской лирикой. В этом литературном произведении Тютчев размышляет о роли слова в жизни людей, каким образом оно может повлиять на их судьбы и роль в человеческом обществе. Тесным образом поэт связывает между собой божественное начало и человеческое существование, делая акцент в пользу необратимости происходящего в реальной жизни.
Несмотря на то, что стихотворение состоит всего из одного четверостишия, в нём содержится очень глубокий философский смысл. В нём нашло отражение отношение поэта к жизни, а также к тому, к чему может привести необдуманность в высказываниях. Кроме того, Тютчев считает, что божественное начало осуществляет управление людьми, их мыслями и действиями. Эту же мысль он выражает и в ряде иных произведений.
В целом, данное произведение Тютчева можно рассмотреть в контексте размышлений поэта на философские темы, среди которых можно выделить роль слова в жизни людей. И через всё стихотворение проходит отчаяние поэта, что невозможно обрести гармонию в процессе общения людей между собой. Всего лишь четыре строки вмещают в себя глубокий философский смысл, который разгадать под силу только истинным ценителям высокой поэзии!
Вклад поэта в наследие русской литературы
Стихотворение Тютчева "Нам не дано предугадать" стало настолько известным в народе, что на него очень часто ссылаются в написании тех или иных статей, презентаций на актуальные темы, связанные с русской поэзией. Кроме того, оно нередко упоминается в обычных жизненных ситуациях. И как не парадоксально, многие люди, хорошо знающие текст данного произведения, зачастую затрудняются назвать фамилию автора, путая его с другими авторами. Нужно отметить, что первая строчка стихотворения «Нам не дано предугадать» уже давно стала крылатой.Можно сказать, что данный шедевр Тютчева нашел своё достойное место в сокровищнице русской поэзии. Несмотря на свой небольшой объём, он получил множество положительных отзывов в сердцах людей. Его изучают в школах, лицеях и прочих учебных заведениях, где преподаётся русская литература. Уже несколько поколений ценителей поэзии Тютчева используют его в различных жизненных ситуациях.
Критики о стихотворении
Многочисленные литературные критики, которые анализировали данное стихотворение, отмечали в нём глубокий философский смысл и откровенную жизненную правду, присущую для духовно чистого человека. Это литературное произведение, по их мнению, несмотря на свой небольшой размер, входит в число выдающихся достижений русской поэзии девятнадцатого века.Роль и значение стихотворения
Глубина и духовность стихотворения несёт в себе и некий познавательный смысл, который имеет большое значение для представителей разных возрастных категорий вне зависимости от каких-либо временных рамок. В этом и состоит привлекательность не только данного стихотворного произведения, но и многих иных творений Тютчева.Русские поэты, которые воспитывались на поэзии Тютчева, впитывали в себя её колорит и глубину, в собственных произведениях поднимали темы, которые ранее освещались этим легендарным представителем поэзии позапрошлого века. В связи с этим, можно заметить продолжение его творчества в произведениях более поздних авторов, что формирует определённую преемственность нравственных категорий в поэзии.
«Нам не дано предугадать…» Федор Тютчев
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Анализ стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать…»
Имя Федора Тютчева связано не только с литературой, но и с русской дипломатией, так как этот человек почти 20 лет представлял интересы России за рубежом. Однако мало кто знает о том, что Тютчев был не только поэтом-романтиком и известным государственным деятелем, но и философом, который стремился к внутренней гармонии, несмотря на хаос окружающего мира. Впрочем, сам поэт был убежден в том, что каждый русский человек по своей натуре является философом, потому что умеет постичь тайный и глубинный смысл жизни, совершенно не стремясь к этому.
В качестве примера Тютчев в своих мемуарах неоднократно ссылается на собственную жизнь, отмечая, что ему свойственны минуты просветления, когда внутреннему взору открывается некая непреложная истина. В такие моменты поэт часто формулировал свои мысли в стихотворной форме, и примером тому может служить произведение под названием «Нам не дано предугадать…», написанное в 1869 году. К этому времени Тютчев, по собственному признанию, ощущал себя «глубоким стариком», который набрался опыта и мудрости, но не сумел ими воспользоваться для собственного блага.
Первые сточки этого короткого четверостишия носят обобщающий характер, так как поэт выступает не от собственного имени, а от лица всех людей, утверждая: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». В эту фразу автор вкладывает огромный смысл, считая, что язык дан человеку для не только для общения, но и для управления миром. Действительно, при помощи слов можно возвысить своего ближнего или же уничтожить его , изменить ход истории, предотвратить любую катастрофу или же, наоборот, разжечь кровавую войну. О силе слова Тютчев-поэт и Тютчев-дипломат знает не понаслышке. Но при этом автор убежден, что человек не в состоянии оценить этот могущественный дар, он не умеет управлять словом и не знает, каковы будут последствия, если его произнести.
В этом Тютчев видит высший промысел, потому что умение управлять словами дается лишь избранным – тем, кто действительно этого достоин. Иначе само слово утратило бы свою значимость, превратившись вместо грозного оружия в детскую игрушку, которая не в состоянии повлиять на мысли и чувства окружающих. Всем же остальным в утешение «сочувствие дается, как нам дается благодать». Эта фраза означает, что слова способны пробуждать в человеческой душе все самое светлое и доброе, что скрыто под слоем напускного безразличия. И это следует воспринимать как высший дар и Божью благодать.
Стихотворение «Нам не дано предугадать…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Нам не дано предугадать» было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в альманахе «Северные цветы» за 1903 год.
Произведение относится к философской лирике, жанр его — стихотворный афоризм.
Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что ключевые понятия в этом стихотворении — «слово», «сочувствие» и «благодать». Стихотворение состоит из единой строфы, одного четверостишия, несущего в себе законченную мысль. Оно представляет собой предложение-период. Условно мы можем выделить в нем две части. Первая часть — это некое утверждение поэтом непредсказуемости человеческих реакций:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…
Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художественных образах, о восприятии публикой искусства.
Эта проблема всегда была актуальна для русской поэзии. Так, В.А. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» говорит о невозможности выразить в искусстве всю полноту и яркость жизни, собственную душу:
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?
Ф.И. Тютчев же размышляет о том, что истинные мысли и чувства невозможно выразить в слове. Об этом писал он в стихотворении «Silentium!»:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь…
Этими же настроениями проникнуто и стихотворение «Нам не дано предугадать…». Вторая часть строфы представляет собой следствие, результат первой:
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Здесь речь идет о человеческих реакциях, отзывах на наше слово, — о сочувствии, сострадании, доброте. Это приравнено поэтом к «благодати». Что же подразумевает он под этим понятием? Очевидно, любовь Бога к человеку. По мысли Тютчева, сочувствие и доброе отношение окружающих — это великая благодать для человека.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы — метафору, развернутое сравнение и анафору.
Произведение мы можем рассматривать в контексте философских размышлений поэта о роли слова в нашей жизни, о невозможности выразить свою личность и душу в искусстве и простом человеческом общении — стихотворений «Silentium!», «Когда сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…». Во всех этих стихотворениях раскрывается мироощущение Поэта-романтика, звучит мысль о невозможности обретения гармонии в человеческом общении.
Здесь искали:
- нам не дано предугадать анализ
- Анализ стихотворения нам не дано предугадать
- нам не дано предугадать анализ стихотворения
Анализ стихотворения Нам не дано предугадать следует начать с того, что это произведение было написано Ф. Тютчевым в 1869 году, незадолго до смерти поэта и уже близко к концу его творческого пути. Оно и по форме является своеобразным подведением итогов, созданным на вершине творческого расцвета Тютчева, и потому зрелым и безупречным по своей структуре.
Смысл, вложенный в него поэтом, и сейчас остается актуальным и имеющим значение для современных писателей. Таким образом, почти за сто пятьдесят лет, которые эти слова пережили, они все еще не устарели, и вряд ли это произойдет когда-либо в будущем.
Чтобы сделать дальнейший анализ стихотворения Нам не дано предугадать, обратимся непосредственно к тексту произведения.
Обобщение «наше слово», которое дает Федор Тютчев в самом начале своего стихотворения, сразу же отсылает нас к некой объединенности, общности поэта с прочими окружающими людьми, а заодно подчеркивает, что любые слова, не только принадлежащие великим поэтам или писателям, могут оказать поистине магическое воздействие, и требуют большой осторожности в обращении с ними. Отсутствие определение того, в ком именно отозваться может слово, также имеет важное значение - это дает нам понять, что слова могут подействовать не только на конкретных людей и тех, кто находится в непосредственной близости с говорящим или пишущим, но оказать влияние на всех людей, включая далеких потомков. Творчество самого Ф. Тютчева стало тому наглядным примером.
Потом поэт переходит сразу как к упоминанию некой высшей силы, которой даруется сострадание, так и к разговору о сострадании вообще. Он называет его в качестве того, что может уберечь от пагубного разрушительного влияния неосторожных слов, ведь именно при помощи сострадания человек может понять другого человека и простить ему резкие слова.
Что касается синтаксической структуры предложения, то тут Федор Тютчев использует одну из сложнейших конструкций - период, делящийся на две части, одна из которых причинная, а вторая - следственная. Это необычно, но, благодаря строгой выдержанности всех элементов конструкции, а также синтаксическому параллелизму и употреблению анафоры, рассматриваемое стихотворение Ф. Тютчева производит впечатление четкой и законченной композиции, целиком выразившей сложную мысль.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…
Едва-едва одну ее черту
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь…
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Здесь искали:
- нам не дано предугадать анализ
- Анализ стихотворения нам не дано предугадать
- нам не дано предугадать
Анализ Стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать…»
Стихотворение «Нам не дано предугадать…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Нам не дано предугадать» было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в альманахе «Северные цветы» за 1903 год.
Произведение относится к философской лирике, жанр его — стихотворный афоризм.
Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что ключевые понятия в этом стихотворении — «слово», «сочувствие» и «благодать». Стихотворение состоит из единой строфы, одного четверостишия, несущего в себе законченную мысль. Оно представляет собой предложение-период. Условно мы можем выделить в нем две части. Первая часть — это некое утверждение поэтом непредсказуемости человеческих реакций:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…
Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художественных образах, о восприятии публикой искусства.
Эта проблема всегда была актуальна для русской поэзии. Так, В.А. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» говорит о невозможности выразить в искусстве всю полноту и яркость жизни, собственную душу:
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?
Ф.И. Тютчев же размышляет о том, что истинные мысли и чувства невозможно выразить в слове. Об этом писал он в стихотворении «Silentium!»:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь…
Этими же настроениями проникнуто и стихотворение «Нам не дано предугадать…». Вторая часть строфы представляет собой следствие, результат первой:
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Здесь речь идет о человеческих реакциях, отзывах на наше слово, — о сочувствии, сострадании, доброте. Это приравнено поэтом к «благодати». Что же подразумевает он под этим понятием? Очевидно, любовь Бога к человеку. По мысли Тютчева, сочувствие и доброе отношение окружающих — это великая благодать для человека.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы — метафору, развернутое сравнение и анафору.
Произведение мы можем рассматривать в контексте философских размышлений поэта о роли слова в нашей жизни, о невозможности выразить свою личность и душу в искусстве и простом человеческом общении — стихотворений «Silentium!», «Когда сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…». Во всех этих стихотворениях раскрывается мироощущение Поэта-романтика, звучит мысль о невозможности обретения гармонии в человеческом общении.
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать»
Анализ стихотворения Нам не дано предугадать следует начать с того, что это произведение было написано Ф. Тютчевым в 1869 году, незадолго до смерти поэта и уже близко к концу его творческого пути. Оно и по форме является своеобразным подведением итогов, созданным на вершине творческого расцвета Тютчева, и потому зрелым и безупречным по своей структуре.
Смысл, вложенный в него поэтом, и сейчас остается актуальным и имеющим значение для современных писателей. Таким образом, почти за сто пятьдесят лет, которые эти слова пережили, они все еще не устарели, и вряд ли это произойдет когда-либо в будущем.
Чтобы сделать дальнейший анализ стихотворения Нам не дано предугадать, обратимся непосредственно к тексту произведения.
Обобщение «наше слово», которое дает Федор Тютчев в самом начале своего стихотворения, сразу же отсылает нас к некой объединенности, общности поэта с прочими окружающими людьми, а заодно подчеркивает, что любые слова, не только принадлежащие великим поэтам или писателям, могут оказать поистине магическое воздействие, и требуют большой осторожности в обращении с ними. Отсутствие определение того, в ком именно отозваться может слово, также имеет важное значение - это дает нам понять, что слова могут подействовать не только на конкретных людей и тех, кто находится в непосредственной близости с говорящим или пишущим, но оказать влияние на всех людей, включая далеких потомков. Творчество самого Ф. Тютчева стало тому наглядным примером.
Потом поэт переходит сразу как к упоминанию некой высшей силы, которой даруется сострадание, так и к разговору о сострадании вообще. Он называет его в качестве того, что может уберечь от пагубного разрушительного влияния неосторожных слов, ведь именно при помощи сострадания человек может понять другого человека и простить ему резкие слова.
Что касается синтаксической структуры предложения, то тут Федор Тютчев использует одну из сложнейших конструкций - период, делящийся на две части, одна из которых причинная, а вторая - следственная. Это необычно, но, благодаря строгой выдержанности всех элементов конструкции, а также синтаксическому параллелизму и употреблению анафоры, рассматриваемое стихотворение Ф. Тютчева производит впечатление четкой и законченной композиции, целиком выразившей сложную мысль.
Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать», то Вам точно к нам!
«Нам не дано предугадать…» Ф.Тютчев
«Нам не дано предугадать…» Федор Тютчев
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Анализ стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать…»
Имя Федора Тютчева связано не только с литературой, но и с русской дипломатией, так как этот человек почти 20 лет представлял интересы России за рубежом. Однако мало кто знает о том, что Тютчев был не только поэтом-романтиком и известным государственным деятелем, но и философом, который стремился к внутренней гармонии, несмотря на хаос окружающего мира. Впрочем, сам поэт был убежден в том, что каждый русский человек по своей натуре является философом, потому что умеет постичь тайный и глубинный смысл жизни, совершенно не стремясь к этому.
В качестве примера Тютчев в своих мемуарах неоднократно ссылается на собственную жизнь, отмечая, что ему свойственны минуты просветления, когда внутреннему взору открывается некая непреложная истина. В такие моменты поэт часто формулировал свои мысли в стихотворной форме, и примером тому может служить произведение под названием «Нам не дано предугадать…», написанное в 1869 году. К этому времени Тютчев, по собственному признанию, ощущал себя «глубоким стариком», который набрался опыта и мудрости, но не сумел ими воспользоваться для собственного блага.
Первые сточки этого короткого четверостишия носят обобщающий характер, так как поэт выступает не от собственного имени, а от лица всех людей, утверждая: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». В эту фразу автор вкладывает огромный смысл, считая, что язык дан человеку для не только для общения, но и для управления миром. Действительно, при помощи слов можно возвысить своего ближнего или же уничтожить его . изменить ход истории, предотвратить любую катастрофу или же, наоборот, разжечь кровавую войну. О силе слова Тютчев-поэт и Тютчев-дипломат знает не понаслышке. Но при этом автор убежден, что человек не в состоянии оценить этот могущественный дар, он не умеет управлять словом и не знает, каковы будут последствия, если его произнести.
В этом Тютчев видит высший промысел, потому что умение управлять словами дается лишь избранным – тем, кто действительно этого достоин. Иначе само слово утратило бы свою значимость, превратившись вместо грозного оружия в детскую игрушку, которая не в состоянии повлиять на мысли и чувства окружающих. Всем же остальным в утешение «сочувствие дается, как нам дается благодать». Эта фраза означает, что слова способны пробуждать в человеческой душе все самое светлое и доброе, что скрыто под слоем напускного безразличия. И это следует воспринимать как высший дар и Божью благодать.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать. » (восприятие, истолкование, оценка)
Ф.И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии.
В лирике этого выдающегося поэта выделяются традиционные поэтические темы: пейзажная, любовная, гражданская, философская. Но в трактовке Тютчева они получают свое, неповторимое, индивидуальное звучание.
Ф.И. Тютчев (1803 - 1873) жил в эпоху мировых потрясений, изменений и катаклизмов. Этим, а также драматическими событиями в судьбе поэта, особенно в конце жизни, объясняется его трагическое мироощущение. Тютчев считает, что мир и человеческая жизнь, по большому счету, негармоничны и никогда не смогут достичь гармонии («Наш век», «Пророчество», «Кончен пир, умолкли хоры»). В этом дисгармоничном мире человек обречен чувствовать себя одиноким («Душа моя, элизиум теней…»)
Стихотворение «Нам не дано предугадать…» написано в конце жизни поэта - в 1869 году. Оно представляет собой философскую миниатюру – сжатую, краткую и очень выразительную. Можно сказать, что это наблюдение зрелого человека, прожившего долгую жизнь и имеющего большой опыт. Всего четыре строчки, но какой глубокий смысл в них заложен!
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Это стихотворение представляет собой, на мой взгляд, некую загадку, ребус, в котором каждое слово имеет большое значение. Разгадав эту загадку, можно стать посвященным в еще одну тайну, закон жизни.
Рассмотрим первые две строки стихотворения:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…
Чье слово отзовется? Местоимение «наше» указывает на множественное число, значит, это философское раздумье касается не только автора, и даже не только его читателей, но и каждого человека, живущего в России и вообще на планете Земля.
Метафора «слово отзовется» заставляет задать следующий вопрос: отзовется где, в ком? Поэт использует в данном случае метафору одушевления, значит, на мой взгляд, он считает слово живой материей, способной влиять на людей. Возвышенный глагол «предугадать» усиливает магическое действие человеческого слова: оно способно, по мнению Тютчева, влиять как на повседневные события в жизни людей, так и на их судьбы в целом. А также на судьбы целых поколений - в зависимости от того, какой опыт, какое назидание оставят их предки. Это влияние, конечно же, может быть как положительным, так и отрицательным, но, в любом случае, оно всегда очень сильно.
Первая строка стихотворения представляет собой безличное предложение. Высшая божественная сила, по мнению Тютчева, управляет людьми, их действиями и поступками. Только Бог может знать, как «слово наше отзовется». Возможно, под его влиянием мы эти слова и произносим, ради каких-то неведомых нам целей, иногда - как бы помимо своей воли:
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
В утешение той же Высшей силой (безличные предложения) нам дается «сочувствие». Как понимать это слово? Сочувствие – это и отзывчивое отношение к переживаниям других людей, и благожелательное отношение к ним.
Мне кажется, что здесь имеется в виду и то, и другое значение. Из-за того, что мы сами можем стать виновниками чьих-то переживаний и даже страданий, нам дается дар сочувствия – дар сопереживания другим людям. В то же время способность к сочувствию позволяет нам прощать друг друга: мы понимаем людей, которые делают нам плохо, и прощаем им, относимся к ним благожелательно. За это, а может быть, и просто из-за любви к любям Бог посылает нам свое сочувствие как благожелательное отношение. Недаром Тютчев использует в качестве завершающей строки сравнение «как нам дается благодать…» Благодать – сила, ниспосланная человеку свыше Богом. Здесь, как мне кажется, имеется в виду благодать и как дар человеческого сочувствия, и как любовь Бога к человеку.
В синтаксическом плане стихотворение представляет собой сложную конструкцию – период. Он делится на две одинаково построенные части: сложноподчиненные предложения со сравнительными придаточными (с союзом «как»). Первая часть содержит в себе причину, а вторая – следствие.
Кроме синтаксического параллелизма, в стихотворении используется анафора (нам - нам, как – как нам). Произведение заканчивается умолчанием, которое выражается на письме многоточием. Это создает ощущение раздумья, многократно обдуманных мыслей, воплотившихся наконец в слове.
Данное произведение представляет собой четверостишие (катрен) с кольцевой рифмовкой, создающее ощущение цельности и законченности произведения.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Послушайте стихотворение Тютчева Нам не дано предугадать