Характерные особенности жанра элегии К. Поэтическое творчество К

Батюшков родился 18 мая1787г в Вологде. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду.Мать Б.принадлежала к роду Бердяевых. в 1795 году мать умирает от душевной болезни(Б.ожидает сумасшествие). Отец Б., большой книголюб, собравший в своей усадьбе богатую библиотеку, сумел дать сыну хорошее образ-е. Б учился в частных франц и итал.пансионах, что отразилось на его литературных вкусах. Большое влияние на него оказал М.Н.Муравьев, формируя его лит.интересы Молодой Б.приобрел обширные познания в области антич., франц, итал лит-ры.

Много общаясь с М. Н. Муравьевым,Б вынес представление об идеал человеке, в котором высоко нравственный хар-р, способность к самоотречению сочетаются с любовью к жизни. Просвещенный и гуманный писатель, предшественник Карамзина в создании русского сентиментализма, знаток древних литератур, попечитель Московского университета, М. Н. Муравьев развивал учение о врожденном нравствственном чувстве человека, о счастье как ощущении чистой совести. Под влиянием учения и лирической поэзии М. Н. Муравьева в батюшковской лирике тех лет к эпикурейству была сделана прививка «чувствительности» и нравственности. Эпикурейство поэта включало как совершенно необходимое наслаждение радостями духовными. Батюшков однажды встал перед тяжелым выбором между «своим благополучием» и «несчастием» другого. Это было связано с его нераздел любовью к Анне Фурман, воспитаннице А. Н. Оленина. Уже готовясь к женитьбе на страстно любимой им девушке, поэт нашел в себе силы от нее отказаться, как только догадался, что она его не любит и ее согласие на брак вынужденно. Он пережил несколько мучит-х лет, не раскрывая причин своего странного, как казалось, поведения, чтоб не навлечь на девушку неудовольствия опекавшей ее семьи.

Большое место в его жизни заняла воен.служба. Он был участн-м 3-х войн, считал войну отрицательным опытом для поэзии: 1).Поход в Пруссию(1807) 2)В Шведской кампании.Поход на Аланские острова(1809) 3)Европейский поход(1813-1814). Б.не сделал военной карьеры и стал статским служащим. Служил в рус.посольстве в Италии Именно там началась душевная болезнь, которой он боялся всю жизнь. Друзья поместили Б.в псих.клинику, где рядом с ним постоянно была его сестра, которая немного позднее заболела и сама. Болезнь Б.носила буйный характер. Но он писал и рисовал.

Б.-человек не очень счастливой судьбы-и поэтич. и жизненной.У него не было своей семьи. ему ее заменили семья сестер и племянники. И он поэт одной книги1817 года, двухтомник «Опыты в стихах и прозе» Б был рожден большим поэтом, а остался в границах одной книги. Его трагедия – в незавершенности жизненного пути.Ведь он не успел выразить себя до конца. Многие Б.считали странным чел-м. Смысл странности в раздвоенности хар-ра: 2 ч-ка, один – добр, щедр, мил, другой – злой, коварный, жадный. Тип странного ч-ка – преждевременная старость души, причиной кот.явл-ся разочарование, ведь у него была слишком ранимая и чувствит.душа.

Выделяется 2 ПЕРИОДА ЛИРИКА БАТЮШКОВА.

1-й период- гедонистический .В 1 половине своей творч жизни, до войны 1812 года, Б выработал собств «маленькую», по его выражению, философию. Поклонник Монтеня и Вольтера, Б своеобразно соединил скептицизм с чувствительностью и гедонизмом. Парадоксальным образом именно жестокий исторический опыт породил жизненную и поэтическую философию Б- гуманное эпикурейство его юности, обожествление личного счастья.

Поэт никогда не был сторонником революционного просветительства с его грандиозными замыслами разумного переустройства мира. Разочарование в «веке Просвещения» сближало Б с его старшим современником - Карамзиным. Но позиция Б отличалась от не лишенной фатализма позиции Карамзина. По Карамзину, человек и его жизнь - неизбежное смешение тени и света, добра и зла, печали и радости, непрерывно переходящих одно в другое и неотделимых друг от друга. Отсюда «меланхолия» Карамзина. Карамзин испытывал именно жалость к человеку, а не восхищение им (на этом основан его сентиментализм). По Б же, смысл жизни - в даруемой ею радости.

Лирика данного периода рождается из чувства неудовл-я действ-ю. Действ-ть и идеал одинаково значимы и для романтиков и для реалистов. Но различался реализмом и романтизмом своей доминантой. Для реализма главным явл-ся образное воспроизведение объективной действительности в соотнесении с идеалом художника. Для романтика – образное воссоздание идеала в соотнесении с действ-ю. Тяга к недостижимому и главным является мечта об идеальном мире. У Б.разлад м-у идеалом и действительностью. Главное – мечта о другом мире.

Программное стих-е данного периода – «Мечта» 1810г.Он работал над стих-ем 13 лет и 4 раза перерабатывал его. Мечта для Б – это щит от злой печали, это то, что дарит поэту блаженство и счастье. Поэт призывает мечту «дщерь ночи молчаливой». Воображением он уносится в Сельмские леса. Из этого мира, он переносится мечтой к образу любимой женщины. Погружаясь в «романтич» туманы, поэт забывает печальн действ-ть. Мечта способна дать утешение. Счастье мечты поэт противопоставляет «пустому блеску славы» и «блистанью сует». «Мечтанье есть душа поэтов и стихов»-культ мечты.

Осн.жанром данного периода явл-ся Послание .(«к Гнедичу», «к Жук-му», «к Вяземс»и др). В «Послании к Хлое» поэт противоп-ет свою хижину, куда он удалился с Хлоей, «свету», с кот-м он порвал. Выражена романтич.антитеза высокого мира человеческой личн-ти и несовершенство действит-ти.

Стих-е «Мои пенаты» написано в 1811-1812 г, напечатано в 1814. Все стих-е построено на противопоставлении скромного положения и образа жизни, избранного героем, «богатству с суетой». Герой находит счастье «в стране безвестной» в любви и дружбе, в вине и веселье, в чтении любим поэтов и в поэтич.тв-ве. Мечта об ином мире, о другом ч-ке. В стих-ии образы античности, реалии антич.мира. Б.усваивает философию античности. Герой не боится смерти, бросает ей дерзкий вызов.

Особенность героя лирики Б.1-го периода :не явл-ся двойником автора. Явный контраст действит-ти и «иного»мира. Качества героя и автора противоп-ны.Герой – воплощение мечты.Герой погружен в некую условную лит.действ-ть.Идеал – в античности.

Возлюбленная героя Б.выступает в лирике под условным лит.именем или выражается местоимением ОНА.

Б.пишет о земной, чувственной любви это – «изящная эротика».

Эротическая тема отдана поэтом лирическому герою и имеет не автобиографическую (также и не жанровую), а эстетически более широкую функцию.

Любовь для Батюшкова, как и красота, - «олицетворение» жизни, образ, символ земной жизни. Качества, которыми наделен батюшковский лир герой, призваны символизировать полноту физич бытия. Это молодость, чувство влюбленности, красота.

Возлюбленная батюшковского героя всегда идеально прекрасна. Ее уста непременно алые, очи - голубые, «ланиты» пылают, как розы, локоны ниспадают золотой или каштановой волной; ее руки - лилейны и т. п. Она благоуханна и украшена душистыми цветами. Батюшков утверждает, что красота - важнейшее из свойств жизни и принадлежит только ей. Батюшковское восхищение красотой имеет более глубокий смысл, чем эстетство и эротизм легкой поэзии XVIII века («poésie fugitive»). Любовь батюшковского лирического героя (на что обратил внимание еще Белинский) овеяна ореолом духовности. В ней «много нежности, - писал Белинский, - а иногда много грусти и страдания».

Лирический герой Батюшкова зачастую дан как некий античный персонаж, воскуряющий фимиам пред алтарем домашних богов, преследующий вакханку на празднике Эригоны и т. п. Он обрисован с помощью материальных и духовных атрибутов античности, ее быта и мифологии, окружен музами, нимфами, жертвенниками, идолами богов.

Античность была для Батюшкова идеалом гармонических взаимоотношений между человеком и миром. Вот почему так велико в его поэзии значение античной темы.

Границей между 2-мя периодами тв-ва Б.явл-ся 1812 год.

Охваченный сильным патриот чувством, Б в 1813 году добровольно вступил в действующую армию, был адъютантом генерала Н. Н. Раевского, участвовал в сражении под Лейпцигом и вместе с рус.войсками вступил в Париж. Однако события Отеч войны Б воспринял во многом иначе, чем больш-во его современников. Несмотря на победоносный ход войны, в нем росли горечь и разочарование. Ужас перед преступлениями вторгшихся в Россию «образованных варваров»(французов) омрачал для него радость и гордость победой. В этом Б был одинок - в рус общ-ве господствовало настроение общего подъема и радужных надежд. Тот самый 1812 год, который резко поднял общ-ую активность, дал толчок движению декабристов, Батюшкова погрузил в мрачные раздумья. Он разочаровывается в идеях Просвещения.Б-а уже не привлекает эпикуреизм, даже в той изящной форме, которая восхищала его у М. Н. Муравьева. Единств.средством спасения поэт считает теперь христ.религию . Земная жизнь для Б-временная жизнь. Ч-ка он считал странником на земле.

У Б.развивается философия аскетизма в земном мире он не видит надежды на радости. Задача ч-ка – пережить все земные страдания. Религиозность Б скорбная, герой Б.был слишком сильно привязан к земн.жизни. Лирика 2-го периода – сознательное отречение от эпикуреизма и спор с 1-м периодом

Осн.жанр лирики 2-го периода – жанр элегии .

Различаются 2 вида элегий: Интимная («Тень друга», «Мой гений», «Разлука», «Я чувствую» и др.) и Историч-я («переход русских войск через Неман», «переход ч-з Рейн»)

«интимная» элегия –это элегия разочарования.Чувство горести обусловлено несчастливой любовью, потерей дружбы, личным душевным опытом. Б достигает здесь не только эмоц-ой напряженности, но и подлинного психологизма.

Лиризм наиболее интим-х элегий Б - очень мягкий, нежный, сдержанный. Лирич самораскрытие осущ.не столько погружением в себя, сколько изображением внеш мира, пробуждающего чувства поэта. Так, в «Выздоровлении» и особенно в «Моем гении» композиционным центром явл.образ любимой женщины, к которой обращен благодарный восторг поэта.

Разлад м/у бесконечно привлекательным миром и душой, которая в тоске своей чужда наслаждению, впервые в рус поэзии положен в основу самой композиции.

Все его позднее тв-во пронизано чувством острого трагизма, ощущением невозвратности счастья. Обуреваемый страхом перед революцией, ее насилием и разруш-ой силой, он боится за Россию. Не исключено, что в катастрофическом обострении наследственной душевной болезни, выключившей Батюшкова из жизни в начале 1820-х годов, сыграла роль его осведомленность о существ-ии тайных декабр обществ. Сын его старшего друга и учителя, М. Н. Муравьева, Никита Муравьев был одним из организаторов движ-я, и это усугубляло тревогу поэта.Но и здесь перед Б возникало неразрешимое противоречие. По своим общ-полит воззрениям он был либералом. Феодальная реакция, искоренение возбужденного революцией «вольного духа», вызывала у него отвращение, заставляла резко критиковать внутр и внеш политику русского самодержавия.

Обаяние поэзии Б - в удивительном переплетении иллюзорного и действительного.

Б сам ясно сознает нереальность своей утопии (ведь современному человеку уже не стать человеком «древним»), но он наделяет свою мечту всеми красками жизни, лучшими ее св-ми - любовью, радостью, наслаждениями, молодостью, красотой.

Жизнь батюшковского лир героя дана как заведомая утопия, как «украш-ый мир вымыслов» (выражение В. В. Виноградова). Отсюда - нарочитое использование мотивов, сюжетов, образов античной и новой европейской лирики.

Б.стал конструктивным элементом для развития поэзии. Эл-ты его тв-ва мы можем найти у Броцкого, Тютчева, Анненского, Лерм-ва и других писателей.

Мы можем определить историко-литературное значение Б словами Белинского: «Батюшков много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Б. достаточно, чтоб имя его произносилось в истории рус лит-ры с любовью и уважением».

К.Н. Батюшков 1787–1855

Константин Николаевич Батюшков вошел в историю русской литературы XIX в. как один из зачинателей романтизма. В основу его лирики легла «легкая поэзия», которая в его представлении ассоциировалась с развитием малых жанровых форм (элегии, послания), выдвинутых романтизмом на авансцену русской поэзии, и совершенствованием литературного языка. Всеэти произв. вошли во 2 том сборника «Опыты в стихах и прозе»(1817). В 1816 г.он написал «Речь о влиянии легкой поэзии на язык».

Батюшков непосредственный предшественник Пушкина. Поэт раннего рус. романтизма(предромантик). Соединяя лит. открытия классицизма и сентиментализма, он стал одним из родоначальников новой рус. соврем. поэзии.

Б. родился в старинной дворянской семье. Его мать Александра Григорьевна умерла от душ. болезни, когда ему было 8 лет. Домаш. воспит и образованием занимался его дед-Лев Андреевич Батюшков. Учился в частных пансионах, владел в совершенстве фр., итал. и лат яз.

В 1802-1807 гг. служил чиновником в министерстве Просвещения. В юные годы он основательно изучил античную поэзию (Вергилий, Гораций), философию французского Просвещения (Вольтер, Дидро, д"Аламабер), литературу итальянского Возрождения.

Огромное влияние на формирование культурных интересов Батюшкова оказал его двоюродный дядя, писатель М.Н. Муравьев, занимавший пост товарища министра народного просвещения. Спустя годы, уже после смерти своего наставника, Батюшков в письме 1814 г. В.А. Жуковскому напишет: «Я обязан ему всем»

В доме дядюшки он знакомится с крупнейшими литераторами и культурными деятелями России: Г.Р. Державиным, В.В. Капнистом, И.А. Крыловым, А.Е. Измайловым, В.А. Озеровым, Н.А. Львовым, А.Н. Олениным. Под их непосредственным влиянием складываются гуманистические представления Батюшкова, пробуждается интерес к творчеству, формируется литературный вкус, а духовное самоусовершенствование становится программой всей жизни. У него возникает потребность найти свой самостоятельный путь в литературе, иметь свою позицию, независимую от мнения большинства. Именно в это время начинается формирование Батюшкова как личности, способной на непримиримое противостояние обществу.

Периодизация творчества Батюшкова:

  1. по Коровину:

1802–1808 гг. – ученический период;

1809–1812 гг. – начало оригинального творчества;

1812–1816 гг. – духовный и поэтический кризис;

1816–1823 гг. (поэт почти перестает писать стихи в 1821 г.) – попытки преодоления кризиса и выхода к новым рубежам творчества; трагическое завершение творческого развития.

II) Моск. школа Аношкина – Петров

1802-1912 – создание «легкой поэзии»

1812-1813, весна 1814 – отказ от эпикуреизма,становление историч. мышления, интерес к ист. и личности. Б. истолковывает предромантически.

сер. 1814 – 1821 – изменение предромант-го мира,обогащение предромант. тенденциями.

Творч. путь начин-ся с 1805 г. Батюшков принимает участие в заседаниях «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», посещает кружок А.Н. Оленина. В это время еще больше упрочился его интерес к античной и западноевропейской философии. Он зачитывается Эпикуром, Лукрецием, Монтенем.

В печати Батюшков дебютировал с сатирой «Послание к стихам моим» (1805), и на начальном этапе творчества поэта сатира стала ведущим жанром. Но в некоторых произведениях уже проступают мотивы предромантизма. Его привлекла «легкая поэзия» антич. мира,любов.лирика Анакреона и Сафо,Горация и Тибула. Также он увлекся «легкой поэзией» фр.поэтов Трикура и Парни.

В 1807 году Батюшков резко меняет свою жизнь: он записывается в народное ополчение и отправляется в поход в Пруссию. В мае 1807 года в одном из сражений пуля задела спинной мозг, что в дальнейшем стало причиной больших физических страданий поэта. Но в отставку Батюшков вышел только в 1809 году.

После этого он вел походный образ жизни. Это проявлялось в постоянной душевной неустроенности, в острых приступах «хандры», «охоте к перемене мест»; он не жил на одном месте более полугода.

Опубликованная в 1809 году сатира «Видение на берегах Леты» открыла зрелый этап творчества Батюшкова. Автор дал оценку современным авторам: проверки в Лете («реке забвения стихов») не выдержал ни один из его современников. Единственным поэтом, достойным бессмертия, Батюшков назвал И.А.Крылова. «Видение...» было опубликовано только в 1814 году, но стало известно сразу после написания и разошлось во множестве списков.

Из-за болезни поэт не ушел в действующую армию во время Отечественной войны 1812 года, но испытал на себе все «ужасы войны». «Ужасные поступки вандалов или французов в Москве и ее окрестностях, - пишет поэт, - поступки, беспримерные и в самой истории, вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством». Свои настроения и чувства он выразил в стихотворении «К Дашкову» (1813). Увиденное заставило Батюшкова переосмыслить свое творчество, и он отказался от прежней тематики своих произведений.

Впечатления о сражениях и о буднях армейской жизни Батюшков отразил в стихотворениях «Пленный», «На развалинах замка в Швеции», «Переход через Рейн» и в очерках «Воспоминание мест, сражений и путешествий», «Путешествие в замок Сирей». Читателей удивляла точность изображения войны, ощущений русского солдата.

В период с 1810 по 1812 год Батюшков сблизился с Н.М.Карамзиным, В.А.Жуковским, П.А.Вяземским и другими известными литераторами того времени. Он становится представителем «легкой поэзии», воспевает любовь, дружбу, радость жизни, свободу личности. Но упоение жизнью и молодостью соединяется у поэта с предчувствием кризиса. Противоречия составляли основную особенность стихотворений Батюшкова. (

В 1814-1817 годах Батюшков заслуженно считается первым поэтом России. Но именно в этот период он переживает идейный и психологический кризис. Поэт отказывается от сатиры, переосмысливает содержание «легкой поэзии». В его стихотворениях появляются философские и религиозные размышления, мотивы трагической любви, вечного разлада художника с действительностью. Безнадежность становится основной темой многих его стихотворений.(Мой гений, Разлука, К другу, Пробуждение, Таврида).

В 1817 году вышел сборник Батюшкова «Опыты в стихах и прозе». В первом, прозаическом томе были собраны переводы, философские статьи, рассуждения о литературе, исследования о писателях прошлого, первый в русской литературе искусствоведческий очерк. Во втором томе стихи были объединены по жанровым признакам: «Элегии», «Послания», «Смесь».

В поэзии Б. следовал язык. реформам Карамзина, цель которой сблизить книж. яз. с разг., «утончить» яз. как средство выраж-ия внутр. мира чка, расширить лексич. окраску сл.

Основной мотив поэзии: прославление любви и жизни. Поэзия К.Н.Батюшкова привлекает лирической проникновенностью, романтической устремленностью автора к идеалу, благозвучием, музыкальностью, «златострунностью» стиха. Несмотря на трагизм личной судьбы, в стихотворениях Батюшкова много света, душевной гармонии.

Новаторство Батюшкова состоит в том, что чувство разочарования получает историческую мотивировку, благодаря чему элегия становится медитацией на философско-историческую тему о безрадостных превратностях безжалостной судьбы.( «На развалинах замка в Швеции»)

Итогом печальных размышлений об участи человека явилось стихотворение «К другу», одно из лучших у поэта. Оно обращено к князю П.А. Вяземскому. В нем Батюшков прощается с юностью.

Т.о. Лирика 1817-1821 гг –антологич. стих.: элегия умирающий ТАСС,беседка муз,новая редакция мечты послание «К Никите», и «К Тургеневу».

Значение творчества батюшкова высоко оценил белинский. Он отмечал признак худ. образов и пластичность, как глав. отличит. особен-ти.

Творчество Батюшкова - вершина русского предромантизма.
Лирика Батюшкова пережила свое время и не утратила обая­ния и в наши дни. Ее эстетическая ценность - в пафосе «общежительности», в поэтическом переживании молодости и счастья, пол­ноты жизни и духовной окрыленности мечтой. Но и исторические элегии поэта сохраняют поэтическую привлекательность и своей гуманной нравственной тенденцией, и яркой живописью лирико-исторических картин.

Периодизация по Коровину:

  1. Первый период творчества (1802-1812) - это время создания «легкой поэзии». Батюшков был и ее теоретиком. «Легкая поэзия» оказалась звеном, связавшим средние жанры классицизма с предромантизмом. Статья «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» была написана в 1816 г., но автор обобщал в ней опыт творчества разных поэтов, в том числе свой собственный. «Легкую поэзию» он отделил от «важных родов» - эпопеи, трагедии, торжественной оды и подобных ей жанров классицизма. Поэт включил в «легкую поэзию» «малые роды» поэзии и назвал их «эротическими». Необходимость лирики интимной, передающей в изящной форме («вежливо», «благородно» и «красиво») личные переживания человека, он связывал с общественными потребностями просвещен-ного века. Теоретические предпосылки, раскрывающиеся в статье о «легкой поэзии», значительно обогащались художественной практикой поэта.
    Его «легкая поэзия» «общежительна» (поэт употреблял это характерное для него слово). Творчество для него - вдохновенное литературное общение с близкими людьми. Отсюда главные жанры для него - послание и близкое ему посвящение; адресатами оказываются Н.И. Гнедич, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.И. Тургенев (брат декабриста), И.М. Муравьев-Апостол, В.Л. Пушкин, С.С. Уваров, П.И. Шаликов, просто друзья, нередко стихи посвящены женщинам с условными именами - Фелиса, Мальвина, Лиза, Маша. Поэт любит в стихах разговаривать с друзьями и любимыми. Диалогическое начало значительно и в его баснях, к которым поэт также имел большую склонность. Печать импровизаций, экспромтов лежит на малых жанрах - надписях, эпиграммах, различных стихотворных шутках. Элегии, появившись уже в начале творческого пути поэта, сделаются ведущим жанром в дальнейшем творчестве.
    Батюшкову свойственны высокое представление о дружбе, предромантический культ «родства душ», «душевной симпатии», «чувствительного дружества».
    Шесть стихотворных посланий Батюшкова Гнедичу были созданы в период с 1805 по 1811 г., они во многом уясняют своеобразие его творчества на первом этапе. Условности жанра отнюдь не лишали послания Батюшкова автобиографичности. Поэт в стихах передавал свои настроения, мечты, философские умозаключения.
  1. Второй период творчества. Участие в событиях Отечественной войны 1812 года. Становление исторического мышления Батюшкова.
    1812-1813 гг. и весна 1814-го обособляются в самостоятельный период творчества поэта, пережившего подлинный перелом, полный отказ от эпикуреизма юных лет; в это время происходит становление исторического мышления Батюшкова.
    Участвуя в событиях Отечественной войны, свою историческую миссию очевидца, свидетеля выдающихся свершений он связывал с писательским трудом. Его письма тех лет, особенно Н.И. Гнедичу, П.А. Вяземскому, Е.Г. Пушкиной, Д.П. Северину, одновременно передавали ход исторических событий и внутренний мир человека той поры, гражданина, патриота, личности весьма восприимчивой, чувствительной.
    В письмах второй половины 1812 г. - смятение, тревога за род­ных и близких, негодование против «вандалов» французов, усиле­ние патриотических и гражданственных настроений. Чувство истории складывается и развивается у Батюшкова в коде Отечественной войны. Он все больше осознает себя не просто зрителем событий («все случается перед моими глазами»), но активного их участника: «Итак, мой милый друг, мы перешли за Рейн, мы во Франции. Вот как это случилось...»; «Мы вступили в Париж <...> удивительный город». Понятно историческое значение происходящего: «Здесь что день, то эпоха».
    В письма и стихи входит идея относительности ценностей в свете истории - и возникает центральный философский вопрос, выношенный в перипетиях времени: «Что вечно, чисто, непороч­но?». И так же как в письмах он заявлял, что исторические пре­вратности «превосходят всякое понятие» и все кажется таким же иррациональным, как сон, так и в стихах размышляющий поэт не находит ответа на вопросы о смысле истории. И все же его не оставляет стремление осознать ее законы.
  2. Третий период творческого развития Батюшкова – с середины 1814 г. по 1821 г. Предромантический художественный мир поэта видоизменяется, обогащаясь сугубо романтическими элементами и тенденциями. Лирическое «я» его стихов и его лирические герои не только мечтают и ощущают полноту счастья, но погружаются в размыш­ления о жизни. Философские интересы и занятия Батюшкова от­разились в жанре элегий, занявших теперь центральное место в его поэзии. В элегиях - лирическое раздумье поэта о жизни че­ловека, об историческом бытии. Предромантизм Батюшкова получил гражданственное содер­жание. За элегическим посланием «К Дашкову» последовали ори­гинальные исторические элегии. В них обнаруживаются первые веяния романтического историзма. Сильны романтические начала в элегии «Умирающий Тасс».
К. Н. Батюшков - поэт, который искал новое. Жанровые новации поэта - сатира на современную ему литературу; послания ("Мои Пенаты" Гнедича, Тургеневу, Дашковой и др.), Историческая элегия ("Переход русских через Неман", "Переход русских через Рейн", "На развалинах замка в Швеции" , "Тень друга"), антологічна пьеса, физиологический очерк. Батюшков нарушает границы между жанрами, установленными классицистами. Посланию он придает свойства то элегии («К другу»), то исторической элегии («К Дашкову!).
На фундаменте «маленькой философии» Батюшков формирует свой поэтический мир, который 17 июля 1816 года в «Обществе любителей российской словесности» назвал легкая поэзия. Это Первый период (1802-1812)творчества. Бы соединил скептицизм с чувствительностью и гедонизмом. Лирический герой срисован с помощью материальных и духовных атрибутов античности, ее быта и мифологии, окруженный музами, нимфами, жертвенниками, идолами богов..
Поэт воспевает любовь, дружбу, радость жизни, свободу личности. За ним задачей писателя - познать «человека в страсти ее», угадывать «тайную игру страстей». Батюшков создает портрет любимой, фиксирует впечатление ее образа. в любовной лирике автор описывает счастье влюбленных,«сладострастия и неги», горения «земных страстей».(«Месть», «Веселый час»). Любовь у Батюшкова - страсть, которая управляет человеком. Образ любимой повсюду сопровождает поэта, сливаясь с ним. («Ответ Тургеневу»,«Мой гений», «Элегии», «Разлуки»). Но восторг жизнью сочетается с предчувствием кризиса. Батюшков ввел в "легкую поэзию" басенное начало, изобразил раздвоенное сознание, приблизился к реалистического изображения войны.
Второй период (1812-1813 гг. и весна 1814-го) это становление исторического мышления Батюшкова. Его письма Н.И. Гнэдичу, Пушкиной, Д.П. Северина, одновременно передавали ход исторических событий и внутренний мир человека, патриота, личности восприимчивой, чувствительной. В стихи входит идея относительности ценностей в свете истории. Бы разочаровывается в идеях Просвещения..спасение поэт видит в христианской религии. В Б. развивается философия аскетизма. Религиозность Бы скорбная,а герой сильно привязан к земной жизни.
Участие поэта в войне 1812 года отобразилась в послании «Пленный», «На развалинах замка в Швеции», «Переход через Рейн».
В третий период (с середины 1814 г. по 1821 г.) в стихах появляются философские и религиозные размышления, мотивы трагической любви, и вечного разлада художника с действительностью. Безнадежность становится темой стихов. (Мой гений, Разлука, друга, Пробуждение, Таврида). Разочарования получает историческую мотивировку, и элегия становится медитацией на философско-историческую тему о безрадостные превратностях безжалостной судьбы. («На развалинах замка в Швеции»). В стихах Батюшкова разрабатывалась проблема эпохи - соотношение "общей" жизни человечества и душевной жизни отдельного человека. в его творчестве строился образ автора как мыслящей личности, воспринимающей и оценивающей мир.
Историческая элегия отражает ужасы войны, тоску по погибшим, эти произведения полны гражданственности, поэт воспевает подвиги российского народа и его руководителей. Он обогащает жанр элегии и превращает ее в лиро-эпическое произведение («Умирающий Тасс»). В стихотворении «К Дашкову», сочетая «серьезное с шутливым», автор впервые в поэзии, частное и гражданское, делает общим для всех предметом интимного и страстного переживания.
Выраженная в совершенной художественной форме «истина в чувствах» - такова была эстетическая требование к поэзии, предъявляемым Батюшковим в зрелые годы его творчества.
«Маленькая философия» и «легкая поэзия» взаимодополняют друг друга. Это глубоко выстраданная позиция самоопределения и растущего самосознания личности. Отстаивая мир «моих пенатов», поэт открывал большой мир «памяти сердца»: епікуреїзм как радость ежедневных наслаждений, гораціанство как философию «золотой середины», скепсис Вольтера и мудрость Монтеня, сладкий стиль Петрарки и горечь Тассової судьбы.

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского.

Ведущая роль в творчестве Жуковского принадлежит балладе. Его перу принадлежат баллады:
- античные («Кассандра», «Ахилл», Жалобы Цереры, «Ивикови журавли», «Елевзінскіе праздник»);
- средневеково-рыцарские ("Солова арфа», «Перчатка» Рыцарь Роллон, Замок Смальгольм, «Иванов вечер»);
- отечественные («Вадим», «Светлана», «Людмила»).
В период с 1808 по 1833 гг. Жуковский создает 39 баллад, которым присущ глубокий лиризм. В основе большинства баллад - тема преступления и наказания. Преступление вызвано индивидуалистическими страстями: честолюбием, жадностью, ревностью, эгоистическим самоутверждением. В поединке добра со злом всегда побеждает добро, а зло наказывается. К преступника в балладах наказание приходит от совести человека («Замок Смальгольм») или идет из самой глубины жизни. («Божий суд над епископом»). . Жуковский утверждал идеалы добра, правды, гуманности. Жуковский убежден, что таким является моральный закон, источник которого находится в руках Творца.
Постоянный герой баллад - сильная личность, направленная на достижение эгоистической цели. Благородные герои поэта всегда возвышенно чисты, одухотворены лучшими человеческими чувствами и никогда не изменяют их.. Природа в балладах Жуковского берет на себя функцию мести-за преступление: река Авон вышла из берегов и затопила Варвик; Мыши начали загрызли епископа Гаттона.
В античных балладах Жуковский поэтизирует историю, превращая античных богов и героев в романтических персонажей. Основным у поэта есть незыблемость гуманных отчетов, на которых лежит мир, образуется мораль человечества и неотделимое от прекрасного добро.
Поэт переосмысливает античность, как переход от дикости и варварства к цивилизованному обществу. Его интересует Дух Древнего мира. А в поле зрения - мировоззрение античного героя. Принимая свой жребий, античная человек в балладах сама делает свой выбор, к примеру, Ахилл, заранее знал о своей гибели.
Средневековые («рыцарских») баллады воскресили фантастические сюжеты о запретной или «вечной», хотя и неразделенной любви, о тайных преступлениях, о сношениях со злыми силами, о властолюбие, коварство жестокости, зависти, предательства, о трогательной верности, о нежные чувства и скорбные страсти. Их Же. освещает гуманносттю. Да, любовь,нереальная на земле, возможно на небе. Она сильнее моральных норм, но рок сильнее охваченного страстью человека. Например, «Еолова Арфа».
В отечественных балладах Жуковский возрождает мотив народных исторических и лирических песен. Историческое место и время условны. Действие - вне истории и вне конкретным пространством. Человек поставлен лицом к лицу с Вечностью, всей Судьбой. Среди баллад есть посвященные любви: «Людмила», «Светлана». Главное здесь-успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, пережившего трагедию в любви. Жуковский требует обуздания эгоистических желаний и страстей.
Баллада Же. представляла собой замкнутую жанровую стрктуру с подвижной фабулой и тяготела к философскому осмыслению сюжетов. Человек в балладе чувствовал над собой власть высших сил, однако, выбор, каким путем идти всегда оставался за ней
----
Уже в балладе «Людмила», Жуковский говорит о обуздания эгоистических желаний и страстей. Людмила ослеплена любовной страстью, упрекает Бога в жестокости и несправедливости. ЕЕ возмездие - образ мертвого жениха,что затягивает ее в могилу.
А в балладе «Светлана» героиня с покорностью и страхом, не теряя веры, молит о счастье. Она находит счастье: жених возвращается после долгой разлуки. Жуковский верит в вечность любви и счастья, условием чего является верность до гроба и за гробом.
Любовь торжествует над смертью - вот романтическая идея баллады.. Жуковский вносит в балладу национальный русский колорит: описание гаданий в «крещенский вечер», примет и обычаев. Баллада написана в стремительном ритме: балладные кони мчатся, девушка с женихом мчится на них, и сердце ее разрывается..
"Еолова арфа» (1815) - значительное произведение раннего романтизма. Жуковский ставит вопрос о духовную близость людей при их социальном неравенстве. Идея баллады - торжество любви над-становой разобщенностью, преимущество нравственного равенства над социальным неравенством. Но и в «Еоловій арфе» разрешение противоречий поэт ищет не здесь, на земле, а там, в посмертной жизни.

Лекция, реферат. Поэтическое новаторство К.Н. Батюшкова - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.





Урок №9

Тема : «Батюшков Константин Николаевич (1787-1855): жизнь и творческий

Путь. Анакреонтические мотивы в лирике К.Н.Батюшкова. Язык

Лирики Батюшкова».

Цели:

  • обобщить и расширить знания учащихся о К.Н.Батюшкове;
  • рассмотреть темы, мотивы и особенности лирики Батюшкова;
  • совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Эпиграф: «Живи как пишешь и пиши как живёшь» (Из статьи Батюшкова «Нечто о поэте и поэзии»).

«Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков!» (А.С.Пушкин).

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Запись темы урока и эпиграфа. Постановка целей.

3.Выявление знаний учащихся о К.Н.Батюшкове.

4.Страницы творческой биографии Батюшкова.

Уч-ся записывают основные даты в хронологическую таблицу.

Имя выдающегося поэта К.Н.Б. известно сейчас не каждому, но литературоведы знают его как корифея русской словесности начала 19 века, как новатора в области русского слова, как друга Жуковского и Вяземского, как любимого поэта Пушкина.

18 мая 1787 г. – в Вологде родился К.Н.Батюшков, в старинной дворянской семье. Воспитывался и обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя – известный в то время писатель М.Н.Муравьёв.

1803 г. – поступление на службу в Министерство народного просвещения. Сближение с Н.И.Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.

Гнедич Н.И. был лучшим другом Б. Дружба этих двух поэтов – отдельная страница в истории русской литературы. Именно Гнедич ввёл Б. в литературный мир, прочитав в литературном кружке сатиру «Видение на берегах Леты», сделавшую Батюшкова признанным поэтом.

1805 г . – первое выступление в печати на страницах московского журнала «Новости русской литературы».

1807 г. – вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжёлая болезнь. Возвращение в Россию.

1808 г. – участие в русско-шведской войне, проходившей на территории Финляндии.

1812 г – участник Отечественной войны с Наполеоном, Проявил отвагу в огне под Лейпцигом, совершал переход через Рейн и праздновал победу русских войск в Париже.

Военная жизнь нравилась Батюшкову, доказательством этого может служить письмо Б. Гнедичу от 19 марта 1807 года: «…Мне очень нравится военное ремесло. Что будет впредь, бог весть. Брани меня, а я штатскую службу ненавижу, чернила надоели; а стихи всё люблю, хотя они меня не любят… Вообрази себя меня, едущего на рыжаке по чистым полям, и я счастливее всех королей, ибо дорогой читаю Тасса или что подобное. Случалось, что раскричишься и с словом:

О доблесть дивная, о подвиги геройски!

Прямо на бок и с лошади долой!»

Б. явился первым русским поэтом, воспевшим веселье боевой жизни – яркость и оживлённость её течения. Этому посвящено ст-е «Разлука», которое было по достоинству оценено современниками и стало популярным романсом. В этом ст-ии гусар даёт клятву верности пастушке. Такая картинка могла возникнуть только в мечтах поэта, так как в реальной личной жизни он был несчастлив. Он не нравился девушкам, так как был сутуловат, невысок и худощав. Друзья называли Б. «Ахиллом русской поэзии», но он иронизировал в ответ: «Ах, хил!»

1809-1814 – сближение с писателями-карамзинистами: В,А.Жуковским, В.Л.Пушкиным, П.А.Вяземским. Вступление в члены «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей 18 века. Анакреонтические и эпикурейские мотивы творчества.

Почему же Б. называли «Ахиллом русской поэзии»?

Глубокий знаток и ценитель древности К.Н.Б. органично усвоил достижения античной культуры, что нашло воплощение в его ст-ях. Кажется, что в лирике Б. собрались все древние боги и богини и все сопровождающие их мифологические существа, герои легендарной истории и античные авторы. Б. получил в кругу друзей-литераторов и другие прозвища: «маленький Овидий» И «новый Тибулл». Это имена знаменитых древнегреческих поэтов, которых обожал Б., поэзия которых его восхищала, и вольные переводы которых он делал.

В этот период творчества образцом подражания для Батюшкова является древнегреческий поэт Анакреонт (СЛАЙД), который жил в 5 веке до нашей эры. Анакреонт воспевал чувственную любовь, друзей, радости жизни, вино. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию. В России ему подражали М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин, А.Н.Майков.

1815 г. – Б. вышел в отставку и переехал в Москву. С литературными друзьями они организовали общество «Арзамас», которое просуществовало до 1818 года. В это общество, помимо Батюшкова, вошли знаменитые русские писатели того времени В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, В.Л.Пушкин, А.И.Тургенев, А.С.Пушкин и другие. Члены общества много сделали для совершенствования русского литературного языка, приблизив его к современному.

Но вскоре поэта стал мучить наследственный семейный недуг – мания преследования. В 1821 г . им были созданы последние стихи. Душевная болезнь навсегда пресекла его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти..

5. Остановимся на некоторых особенностях лирики Батюшкова.

Исследователи творчества поэта выделяют три образа-символа, отражающие радость земного бытия в лирике поэта: анакреонтический образ розы и образы-эмблемы - крылья, чаши.

Найдём эти образы в ст-ии «Весёлый час», в котором лирический герой даёт совет своим друзьям:

Други! Сядьте и внемлите

Музы ласковый совет.

Вы счастливо жить хотите

На заре весенних лет?

Отгоните при зрак славы!

Для веселья и забавы

Сейте розы на пути;

Скажем юности: лети!

Жизнью дай лишь насладиться,

Полной чашей радость пить:

Ах! Не долго веселиться

И не веки в счастье жить.

6.Анализ ст-й «Мои пенаты», «Вакханка».

«МОИ ПЕНАТЫ»

Стихотворение написано в жанре дружеского послания (т.е. письма, обращения к друзьям) Оно посвящено поэтам В.А.Жуковскому и П.А.Вяземскому – современникам Батюшкова.

Справка:

Жуковский В.А. – русский поэт, переводчик, критик. А.С.Пушкин считал Жуковского своим учителем. Жуковский - создатель романтического направления в русской поэзии. Кроме его несомненных заслуг на литературном поприще современники отмечают высокие нравственные личностные качества Жуковского, главным нравственным принципом которого был следующий: «Каждый день – доброму делу, мысли или чувству, к нему впоследствии добавился ещё один: «Дела поэта – слова его».

Вяземский Пётр Андреевич – князь, русский поэт, литературный критик. Был большим поклонником творчества Пушкина и его другом. Именно Вяземскому первому Пушкин сообщил из Южной ссылки о замысле романа «Евгений Онегин»: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» Перу Вяземского принадлежат мемуарные сочинения, в которых он запечатлел подробности жизни виднейших представителей русской культуры конца18 начала 19 века.

Копмозиционно ст-е делится на 5 частей.

1) Чтение 1 части.

Словарь:

Пенаты – отеческий дом, кров (от имени пенатов - древнеримских богов, покровителей домашнего очага). Пестуны – те, кто вырастил, выпестовал.

Фимиам – благовония.

Богинь пермесских дар (парнасских) – гора Парнас, на которой жили Музы, в том числе и Муза поэзии

Лар – доброе домашнее божество.

Скудель – глиняная посуда.

Вывод:

Каково настроение этой части?

Каким описывает поэт свой отеческий дом? Чем он ему дорог?

2)Чтение 2 части.

Как понимаете смысл этой части?

Какие земные радости прославляет поэт?

Как здесь проявляются анакреонтические мотивы?

Словарь.

Жупел – опасность, нечто, внушающее страх.

3)Чтение и обсуждение 3 части.

Словарь.

Богиня слепая – Фортуна, богиня судьбы.

4)Чтение 4 части.

-- Как поняли прочитанное?

(Свой поэтический дар поэт называет небесным вдохновеньем.

Он приглашает в свои пенаты для беседы своих любимых поэтов или их тени: «И мёртвые с живыми вступили в хор един».

…Ты пред ними,

Парнасский исполин,

Певец героев, славы,

Вслед вихрям и громам,

Наш лебедь величавый

Плывёшь по небесам.

Имеется в виду Г.Р.Державин, сравнивший себя с лебедем в одном ст-ии.

В толпе и муз, и граций,

То с лирой, то с трубой,

Наш Пиндар, наш Гораций

Он громок, быстр и силен,

Как Суна средь степей,

И нежен, тих, умилен,

Как вешний соловей.

Имеются в виду два направления в поэзии Державина (гражданское и интимно-психологическое). Суна – река, на которой находится водопад Кивач, воспетый Державиным в оде «Водопад».

…Повестью прелестной

Пленяет Карамзин (повесть Карамзина «Афинская жизнь»)

То древнюю Русь и нравы

Владимира времян… (имеются в виду исторические труды Н.М.Карамзина)

За ними сильф прекрасный,

Воспитанник харит,

На цитре сладкогласной

О душеньке бренчит;

Мелецкого с собою

Улыбкою зовёт…

Ю.А.Нелединский-Мелецкий – поэт-сентименталист.

И.И.Дмитриев, И.И.Хемницер – поэты и баснописцы.

5)Чтение 5 части.

О Аристиппов внук! – имеется в виду П.Вяземский

Выводы:

Это ст-е о смысле жизни. В нём звучат анакреонтические мотивы: поэт прославляет радости жизни, любовь, дружбу, радость творчества.

Поэт уверен, что домашний мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище роскошной действительности.

Он считает своими учителями лучших поэтов своего времени и сравнивает их с любимыми поэтами Древней Греции.

К жизни и смерти он относится философски.

А.С.Пушкин так оценил ст-е «Мои пенаты»: «Это ст-е дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслаждения, слог так и трепещет, так и льётся – гармония очаровательна».

«ВАКХАНКА»

Словарь.

Вакх (Дионис) – в греческой мифологии бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия. Сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы.

Вакханки – спутницы Вакха (Диониса)

В Древнем Риме устраивались вакханалии – праздники, посвящённые Дионису.

Тимпан – древний ударный музыкальный инструмент, род тарелок, литавр.

Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней?

Охарактеризуем фонетические особенности текста. Какие согласные звуки в нём преобладают?(р, в, л)

Какое настроение придаёт обилие этих звуков ст-ю?

(Это сонорные звуки. Они не тяжёлые, поэтому придают языку ст-я лёгкость и воздушность, создают радостное настроение).

Запись в тетрадь-словарь.

Эвфония (в переводе с греческого – благозвучие) – естественность и красота звучания художественной речи. Поэтическая фонетика. Аллитерации. Ассонансы. Рифмы. Избегание неблагозвучных, трудно произносимых и воспринимаемых сочетаний согласных в слове (Пу пс взб ешён. Ах, поча ще б с ш околадом! – у К. Чуковского в книге «От двух до пяти»)

7.Итог урока.

Объясните смысл выражения «анакреонтические мотивы творчества Батюшкова».

Каким чувством проникнуто раннее творчество Батюшкова? Слайд 2

«Живи как пишешь и пиши как живёшь» (Из статьи Батюшкова) Худ. Ю.Иванов К.Н.Батюшков. 1980-е гг.

Н.И.Гнедич (крайний справа) среди других литераторов (И.А.Крылов, А.С.Пушкин, В.А.Жуковский) на картине работы Г.Чернецова

Анакреонт. 5 в. до н. э.

Други! Сядьте и внемлите Музы ласковый совет. Вы счастливо жить хотите На заре весенних лет? Отгоните призрак славы! Для веселья и забавы Сейте розы на пути; Скажем юности: лети! Жизнью дай лишь насладиться, Полной чашей радость пить: Ах! Недолго веселиться И не веки в счастье жить.

П.А.Вяземский В.А.Жуковский

Худ.С.Соломко. Вакх

Дионис. (Дионис верхом на барсе).

Худ. М.Хосе. Вакханалия

Тема: «Философские элегии К.Батюшкова»

Периодизация творчества К.Н.Батюшкова: 1 период – 1802-1812 гг. 2 период – (1812-начало 1814) 3 период – (середина 1814 1821)

Худ. В.Б.Иовик. Тень друга. 1986 г.


Константин Николаевич Батюшков был талантливейшим поэтом своего времени. Этот человек умел наслаждаться всеми радостями жизни, воспевал любовь и дружбу I [о вместе с тем его занимала героическая тема, которой было отведено значи-гсльное место в творчестве Константина Николаевича. Поэт, подобно любому мыслящему и обладающему гражданской честностью человеку, не мог остаться равнодушным к войне 1812 года. Сам Батюшков не понаслышке знал, что такое военные действия. В 1807 году он был сотенным начальником в Петербургском милиционном батальоне, принимал участие во второй Войне России против Франции. И битве при Гейльсберге Батюшков был тяжело ранен и спасся, можно сказать, только чудом: его нашли на поле боя среди погибших.
В 1812 году Батюшков был в отставке, но решил снова отправиться на военную службу. В октябре 1812 года он писал П. А. Вяземскому. «Я решился, и твердо решился отправиться в армию, куда и долг призывает, и рассудок, и сердце, сердце, Вишенное покоя ужасными происшествиями нашего времени».
Во время войны Батюшков находился в эпицентре исторических событий. Он
сражался под Дрезденом, Теплицем, Лейпцигом и т. д. Поэт на собственном опыте И()знал весь ужас войны. Батюшков считал, что главным достоинством поэта является правдивость изображения. Константин Николаевич писал: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». В стихах, посвященных войне 1812 года, ясно прослеживаются трагические мотивы. Послание «К Дашкову» помогает понять эмоцио-напьное состояние поэта, который был очевидцем и участником военных действий. Батюшкову особенно тяжело сознавать, что Родина страдает, гибнут невинные люди. В своих стихах он доносит до окружающих собственную позицию, говорит о чудовищной несправедливости войны.
Мой друг!Я видел море зла И неба мстительные жары, Врагов неистовых дела, Войну и гибельны пожары; Я видел сонмы богачей, Бегущих в рубищах издранных,Я видел бледных матерей. Из милой родины изгнанных; Я на распутьи видел их...
Батюшков убежден, что долг поэта в столь сложное время донести до окружающих всю трагедию войны. Он отвергает совет Дашкова о продолжении любовной лирики. Батюшков утверждает, что поэт не должен оставаться в стороне от событий, влияющих на судьбу родной страны.
А ты, мой друг, товарищ мой, Велишь мне петьлюбовь и радость, Беспечность, счастье и покой И шумную за чашей младость, Среди военных непогод, При страшном зареве столицы На голос мирным цевницы Сзывать пастушек в хоровод, Мне петь коварные забавы Армид и ветреных Цирцей Среди могил моих друзей. Утраченных па поле славы!... Лет, нет, талант погибни мой И лира, дружбе драгоценна, Когда ты будешь мной забвении, Москва, отчизны край златой!
(«К Дашкову»).
В 1813 году Батюшковым была написана историческая элегия «Переход русских войск через Неман». В этом произведении поэт говорит о том, как нашествие закончилось, русская армия освободила Родину и вступила на землю неприятеля. В стихах изображена дорога, по которой проходила армия врага. Из строк Батюшкова мы узнаем о покинутых селах, о трупах, которые остались на снегу. Но поэт рисует не только мрачные картины. В этом произведении ясно чувствуе-тя вера в могучую силу русского народа. Элегия очень патриотична, вера поэта в несокрушимость России очевидна.
В 1814 году Батюшков написал элегию «Пленный». В этом произведении рассказывается о том, как пленный казак вспоминает родной Дон, сво} милый край. Тоска несчастного пленника ассоциируется с образом снега. Все, что связано с чужой страной, не радует казака. Для него намного ближе и милее воспоминания об Отчизне, пусть даже они могут показаться обыденными. Казак говорит: «Какие радости в чужбине! Они в родных краях...». В этом произведении снова раскрывается патриотическая тема. Любовь к родной стране является для Батюшкова одной из основных ценностей, присущих человеку.
В 1816-1817 годах Батюшковым было создано произведение «Переход через Рейн». В этом произведении поэт изображает военные картины, а также раздумывает о прошлом страны. Патриотическая тема получает свое новое яркое развитие.
Хорошо зная все тяготы военного времени, Батюшков не скупился на краски в описании всего увиденного. Поэт неоднократно упоминал о картинах войны. Например, стихотворение послание «Н. И. Гнедичу» показывает нам «печальную кар-
I пну» походной жизни.
11о мрачные впечатления не могут заслонить для поэта радости, которую испы-п.шает настоящий воин, сознающий свою силу. В послании «К Н. М. Муравьеву» (IН17 г.) есть такие строки:
... Как весело перед строями Лететь па ухарском коне И с. первыми в дыму, в огне, Ударить с криком за врагами...
Гордость за свой народ, за его силу и смелость, Батюшковым воспринимается пик нечто само собой разумеющееся. Даже на войне зрелип;е может быть прекрасным, несмотря на противоречивость ситуации.
Колонны сдвинулись как лес, И вот... О зрелище прекрасно!... Идут. Безмолвие ужасно! Идут, ружье наперевес; Идут... Ура! И все сломили, Рассеяли и разгромили. Ура! Ура! - и где же враг? Бежит... А мы в его домах...
(«К Н. М. Муравьеву»).
Поэзия Батюшкова воспринимается современными читателями с большим ин-есом. Патриотическая тема раскрывается глубоко, что дает возможность лучше ять отношение самого поэта к исторической судьбе своей Родины.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...