Артистизм психология. Сущность понятия «артистизм

- [Словарь иностранных слов русского языка

См. мастерство 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. артистизм сущ., кол во синонимов: 6 … Словарь синонимов

артистизм - а, м. artistisme m. 1. Выдающиеся способности, художественная одаренность. БАС 2. || Об особой умении держать себя, изяществе манер, грациозности движений, обычно свойственных артистам. БАС 2. 2. Высокое мастерство, достигнутое в области… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АРТИСТИЗМ, а, муж. (книжн.). Тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе. Высокий а. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

артистизм - а, только ед., м., книжн. 1) Художественная одаренность. Природный артистизм. 2) Высокое и тонкое мастерство в исполнении чего л. Отличаться артистизмом. Синонимы: виртуо/зность, иску/сство/ 3) Особое изящество манер, грациозность движений.… … Популярный словарь русского языка

М. 1. Художественная одарённость. отт. перен. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком либо деле. 2. перен. Особое изящество манер, грациозность движений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Артистизм, артистизмы, артистизма, артистизмов, артистизму, артистизмам, артистизм, артистизмы, артистизмом, артистизмами, артистизме, артистизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

артистизм - артист изм, а … Русский орфографический словарь

артистизм - (2 м) … Орфографический словарь русского языка

артистизм - у, ч. Висока майстерність, віртуозність … Український тлумачний словник

Книги

  • Игра "Зверобой" , . В игре "Зверобой" победит только самый быстрый и артистичный, ведь в ней категорически запрещено просто сидеть и молчать - нужно рычать, гавкать и хрюкать! Игрокам предстоит проверить себя на…

На эти вопросы вам поможет ответить данная статья. В большинстве случаев под артистизмом подразумевают художественную одаренность, изящество и грациозность в движениях. Такая черта просто необходима тем людям, которые хотят посветить свою жизнь искусству. Так же, обладая артистизмом, вы всегда найдете выход из обыденной жизненной ситуации. Ниже будут приведены несколько советов о том, как развить артистизм без особых усилий.

Практически каждый артист скажет вам о том, что мимика – это достаточно развитые мышцы лица. Но при этом следует учесть то, что для их развития придется приложить массу усилий. Вот примеры некоторых элементов упражнения:

Включаем достаточно энергичную музыку и под ее ритм начинаем движение челюстью попеременно, то в сторону, то вперед;

Тренируем губы. Поочередно зажимаем губы то верхнюю, то нижнюю. После складываем губы ниточкой и оставляем их в таком положении в течение нескольких минут. Далее несколько раз стараемся дотянуться нижней губой до носа;

Надуваем щеки. Делаем это последовательно, то одну, то вторую. После несколько раз морщим нос. И напоследок поочередно: приподнимаем ноздри и сжимаем веки;

Разминаем глаза. Выполняем движение глаз вверх, вниз, влево и вправо;

Поднятие бровей. Поднимаем их поочередно несколько раз.

Развиваем артистизм при помощи игры

Многие из нас играли в такую игру, как «Зеркало». Суть игры была в следующем: один показывает что-то, другой же должен повторить все с точностью до мелочей. Это никогда не вызывало особого труда в том случае если было необходимо совершить какое либо телодвижение. Однако можно же и усложнить задания. Добавить к движению тела еще и мимику лица. Если же у вас не получится найти партнеров для этой игры, то чтобы развить артистизм воспользуйтесь проверенным методом – повторение мимики и телодвижений людей, с экрана телевизора. Взрослые же люди предпочитают игру «Ассоциации», к которой зачастую просто добавляются мимические жесты. Следует заметить, что подходить к этому следует серьезно, так же как и любой актер, ведь ни один талант сам по себе не приходит.

Развиваем артистизм при помощи надуманных сценариев

Следует отметить то, что мы в своей жизни, подобно театру, играем свои роли: обсуждая что-то, выполняя какую-то работу и т. п. Но для развития актерского мастерства мы можем самостоятельно подобрать себе жизненный сценарий и с удовольствием его исполнить. Вот, например, у вас предстоит очень важный разговор с начальником. Вам же никто не запрещает предварительно спланировать его дома и разыграть спектакль, где вы и начальник и подчиненный.

Артистизм помогает человеку в различных сферах жизни. Это может быть работа, учеба или простое общение с друзьями. Артистизм - это умение вести себя так, как это нравится окружающим и требуется в определенных жизненных обстоятельствах. Однако у этого понятия много трактовок. Также это качество человек может улучшить или развить.

Что такое артистизм

Человек, обладающий этим качеством, способен преображаться, исполнять различные роли в реальной жизни. Артистизм - это творческое начало индивидуума. Практически все люди имеют такую способность, но только в разной степени ее проявления. Она присуща не только певцам, актерам и ораторам. Артистичные люди встречаются довольно часто. Они умело увлекают других своими интересными рассказами, дополняя их выразительными жестами и яркими эмоциями. Также артистичность развита у журналистов, преподавателей, бизнесменов. Ведь таким людям необходимо умение убеждать, держать внимание публики.

Трактовки этого качества:

  • Артистичность - это своего рода талант, позволяющий личности перевоплотиться, если того требуют обстоятельства.
  • Артистизм - это умение становиться другим человеком перед обществом и с близкими людьми, но при этом держаться естественно.
  • Качество, благодаря которому индивидуум меняется не только внешне, но и на психологическом уровне, не предавая самого себя.
  • Артистичные личности соответствуют выбранным ролям.

Человек может как родиться с таким умением, так и приобрести его с годами. Для этого необходимо трудиться, учиться и практиковаться.

Артистизм в реальной жизни

Такие дарования в искусстве являются привычным явлением. Артистичный же человек в повседневной жизни иногда вызывается спорные чувства. Ведь иногда окружающим кажется, что такие люди пренебрегают правилами морали, правды и честности. Однако, на самом деле, артистизм - это своего рода защитный механизм.

Ведь практически каждый день человек подвергается и психологическим, и энергетическим атакам со стороны друзей, родственников или просто людей на улице. И в подобных ситуациях артистизм - это необходимость. Он помогает надевать на себя разные маски, чтобы не испортить отношения с окружающими. Но у артистизма есть и другие преимущества:

  1. Это качество помогает вести диалог и сохранять правильные отношения даже с неприятным человеком. А значит, людям, обладающим им, свойственно проявлять чувство такта.
  2. Для профессий, связанных с творчеством, невозможно обойтись без артистизма.
  3. Дипломатичность и артистизм способны помочь в ситуациях, когда правда может оказаться нелицеприятной.
  4. Это качество позволяет защититься от агрессии и выйти победителем.

Таким бывает артистизм в повседневности. Он является одной из самых важных черт в человеке. Такая способность помогает выражать эмоции более качественным образом, что позволяет окружающим лучше понимать собеседника.

Где проявляется артистизм

Благодаря мастерскому психологическому подходу, человек может управлять ситуацией. Артистизм - это помощник для людей. Он проявляется в следующих отраслях:

  • Журналистике. Такая специальность предполагает общение с людьми. Артистичный человек внушает доверие и раскрепощает. Благодаря этому, люди искренне делятся информацией, а журналист ее преподносит народу. Это необходимо во время интервью как с политиками, так и с обычными людьми.
  • Актерских профессиях. В большинстве фильмов участвуют личности, которые запоминаются режиссерам своим умением играть. На внешность практически никто не обращает внимание. Также в театрах необходимы люди, которые способны передать то или иное настроение.
  • Педагогике. От уровня развития артистизма у учителя, зависит и степень его достижений в воспитании детей и студентов. Педагога должны уважать, поэтому в своем арсенале он должен иметь маску строгости и своевременно ее надевать. В этом может помочь только артистизм. Нужно суметь изобразить эмоции одобрения, злости или негодования. Это нужно педагогам для контроля над ситуацией. Ведь дети не будут учить материал, если их преподаватель скучный, и не вызывает доверия.
  • В среде бизнесменов. Это качество является одним из самых главных в поддержании своего имиджа. Для бизнесмена жизненно необходимо развивать артистизм. Ведь от этого зависит уважение персонала и деловых партнеров. Бизнесмен должен умело убеждать, тем самым повышая количество успешных сделок.

Это самые популярные области, где проявляются врожденные или приобретенные наклонности артистичных людей. Они ведут за собой народ и убеждают окружающих. Также творческие личности восхищают и наставляют на правильный путь.

Профессия преподавателя содержит в себе творчество. Артистизм в работе педагога - это неотъемлемая часть его деятельности. Он вбирает в себя духовные и физические качества, которые позволяют установить конструктивный диалог с каждым отдельным ребенком. Благодаря этому, многие преподаватели пользуется доверием у учеников. Уже в ходе своей работы они приобретают то, что применительно к педагогике.

Виды артистизма очень многогранны. Вот основные методы, которыми пользуются учителя:

  • Внутренний артистизм. Он сочетает в себе культуру, эмоции, обаяние и воображение во время решения различных ситуаций. Это могут быть яркие уроки, которые увлекают учеников. За счет внутреннего артистизма преподавателя, дети настраиваются на учебу.
  • Внешний. Это творческая подача материала. Внешний артистизм включает в обучение, как в игру. Благодаря этому ученики воспринимают материал с удовольствием.

Преподаватель должен уметь преображаться и сдерживать свои эмоции. Ему необходимо оставаться спокойным в те моменты, когда ученики волнуются. Также не должны быть заметны, применимые им роли.

Как развивать это качество

Когда индивидуум улучшает свои артистичные способности, он становится актером. Благодаря этому, люди могут играть роли, которые появляются в повседневной и профессиональной жизни. Развитие артистизма предполагает продумывать образы, которые не соответствуют внутренним переживаниям. Ведь человек часто сталкивается с ситуациями, когда действительно нужно скрыть свои эмоции. Как развить артистизм:

  1. Необходимо научиться контролировать мысли. Человек должен думать лишь о том, что поможет ему вести конструктивный диалог. Для этого необходимо убрать мысли, которые навредят общению.
  2. Стараться скрывать истинные эмоции. Человек не в состоянии контролировать только направление своих зрачков. Слезы, раздражение, улыбка, смех, тремор - все это может подчиниться его воле. Но здесь важна практика.
  3. Научиться относиться к другим лояльно. Это сложно сделать, когда обуревают эмоции. Однако для установления доверительных отношений, окружающие должны считать, что их никто не осуждает. Научиться этому можно только в результате длительной практики.
  4. Скрывать неуверенность. Для этого необходимо много общаться с людьми, которые вызывают это чувство. Таким образом человек тренирует не только артистичность, но и уверенность в себе. Также это полезно для профессиональной деятельности.

Если следовать перечисленным правилам, то любой разовьет в себе артистизм. А этот навык пригодится в быту, общении с близкими и друзьями, а также на работе. Если хорошо постараться, то прогресс будет виден уже спустя две недели практики.

Заключение

Артистичные личности интересны для собеседников. Зачастую они способны вести за собой других. Это качество нужно улучшать практически каждому человеку. Однако не стоит забывать, что необходимо быть интересным, а не казаться таковым.

Артистизм - умение передавать эмоциональную информацию с помощью движений, мимики, выражения глаз и голоса. Причем информация может быть как правдивой, так и ложной. Артистизм это искусство перевоплощения, позволяющее человеку надевать определенную «маску». Вживаясь в роль, человек временно меняет свою личность, не изменяя при этом глубинные личностные установки.

Артистизм является полезным человеческим качеством, которое сопровождает нас в повседневной жизни и на работе. В первую очередь артистизм необходим актерам, но немаловажен он и в других сферах деятельности - к примеру, без него сложно работать бизнесменам, преподавателям, журналистам, торговым представителям и всем, кто имеет дело с людьми. Крайне важен он и в обычной жизни, потому что для сохранения хороших отношений нам часто выгоднее вести себя не так, как хочется, а так, как того требует ситуация.

Артистизм является врожденным человеческим качеством - посмотрите, насколько артистичны дети, как старательно и без стеснения они вживаются в образы персонажей своих игр, как разговаривают разными голосами за кукол, как легко становятся принцессами и злыми волшебниками. Но со временем взрослые искореняют в них детскую непосредственность, малыши учатся сдерживать свои эмоции, подчиняются созданному обществом имиджу сознательного человека, которому не пристало бегать по квартире в костюме индейца и поражать воображаемых врагов из игрушечного лука. Умение сдерживать эмоции тоже является одним из проявлений артистизма, о чем мы поговорим ниже.

Женщины более артистичны, чем мужчины. Дамы более открыты и эмоциональны, привычны проявлять больший спектр чувств, чем представители сильного пола, которым с детства внушают, что нельзя плакать и жаловаться, что «телячьи нежности» удел женщин и детей, что открытое проявление умиления и восторга - не мужское дело. У мужчин остается лишь узкий спектр внутренних качеств, которые позволено показывать на публике - уверенность, спокойствие, храбрость, сила характера.

К счастью, человек - строптивое существо и не всегда склонен прислушиваться к общественному мнению, поэтому среди мужчин немало артистичных личностей, способных сыграть любую роль, которую от них потребует жизнь или режиссер фильма.

Что такое артистизм для нас в первую очередь? Это инструмент управления собой и людьми. Звучит странно… Но вдумайтесь - для чего люди играют определенные роли? Чтобы вызвать отклик в душе зрителя. А добившись нужных эмоций, возможно направить человека по тому пути размышлений, который выгоден артисту.

Прекрасный пример - блеф в покере. Игрок делает вид, что у него хорошие карты, поднимает ставки, пока противники не струсят и не бросят карты на стол. В покере артистизм является наиболее важным качеством победителя - непросто сидеть со спокойным и уверенным выражением лица, когда на руках не самый лучший расклад, а на кону крупные суммы денег.

Блеф уже давно перекочевал из покера в бизнес и другие сферы жизни человека, и мы прекрасно знаем, что от качественно разыгранного «спектакля» нередко зависит судьба сделок и целых компаний.

Артистизм - это притворство. Когда человек демонстрирует другим не то что чувствует на самом деле, это практически то же самое, что неприкрыто лгать.

Так могут полагать люди, привыкшие искренне выражать свои эмоции и чувства. Но если вдуматься, даже самому правдивому человеку ежедневно приходится надевать новые маски.

К примеру, некто видит на улице человека с крайне изуродованным лицом - естественным желанием будет подойти и рассмотреть поближе. Но ведь мы с детства знаем, что людей с физическими недостатками нельзя открыто разглядывать, их это обижает и оскорбляет. Поэтому наш правдивый человек пройдет мимо, сделав вид, что ничего не заметил. После трудного рабочего для он зайдет к старенькой больной маме, и будет усиленно притворяться, что у него все хорошо, хотя в семье появились проблемы и образовались крупные долги. Но ведь он не может расстраивать маму, у которой плохо с сердцем… На следующий день, встречаясь с важными партнерами, он произнесет зажигательную и убедительную речь, доказав целесообразность продолжения сотрудничества - хотя в действительности он очень устал и мечтает лишь нормально выспаться.

Кроме того, артистизм не обязательно является демонстрацией несуществующих эмоций - иногда очень важно донести до оппонента свое личное отношение к ситуации: озабоченность проблемой, сопереживание, любовь, огорчение. Часто бывает, что решение проблемы зависит именно от того, насколько вторая сторона уверена в заинтересованности первой. Например, если муж не сумеет продемонстрировать свое искреннее раскаяние за проступок или обеспокоенность состоянием здоровья супруги, жена будет думать, что безразлична ему - на этой почве семья может даже распасться. А может, он действительно ее любит, но не умеет выражать свои эмоции?

Как видите, артистизм является немаловажным компонентом взаимодействия с людьми, а его отсутствие значительно усложняет жизнь. К счастью, его можно развивать и тренировать, и в этом помогут различные несложные упражнения и задания.

1. Играйте в игры. В статье упоминался покер - это прекрасная игра для развития качеств артиста. Правда, это не значит, что нужно идти в казино и просаживать там всю зарплату. Лучше играть с друзьями на желания - это не только сохранит бюджет участников, но и сослужит хорошую службу. Ведь, исполняя желания, проигравший продолжает развивать артистизм - обычно друзья дают шутливые задания, связанные с посторонними людьми. Признайтесь в любви прохожему, сходите к соседям в полночь и попросите у них топор, прокричите в окно какую-нибудь глупость. Это сделает жизнь веселее, а вас - намного храбрее и увереннее в себе.

Кроме того, существует немало игр для взрослых и детей, которые помогут сделать человека более артистичным. Например, «Море волнуется раз» или «Царевна Несмеяна». Такие игры можно устраивать на праздники в большой компании или во время выездов на пикник.

2. Идите в ногу со временем. Вы знаете, что такое «сэлфи» ? Конечно, знаете! Сейчас оно настолько модно, что даже бабушки выкладывают в интернет снимки, сделанные в зеркало или с вытянутой руки. Используйте это веяние современности для улучшения своих актерских навыков. Выпишите на лист бумаги все известные вам эмоции, и фотографируйте себя, пытаясь изобразить их. Посмотрите, что получается. Для большего эффекта можно выложить фото в социальную сеть, чтобы друзья и знакомые смогли выразить свое мнение по поводу ваших талантов.

Почти у всех есть видеокамеры, встроенные в фотоаппарат или телефон, можно делать видеозаписи с веб-камеры. Записывайте видеообращения, читайте стихи с выражением, рассказывайте на камеру свои соображения по каким-либо волнующим вас вопросам. Это раскрепощает и дает возможность посмотреть на себя со стороны, понять, над чем нужно поработать. Может, хромает произношение, или вы все время трете нос рукой, а может, «бегают глазки». Разглядывая записи, вы сможете создать свой образ общения, более обаятельный и приятный, чем сейчас.

3. Научитесь испытывать нужные эмоции. В чем заключается успех самых лучших актеров? Им нельзя играть - наигранные чувства не вызывают доверия. Чтобы изобразить какую-то эмоцию, ее необходимо переживать. Для этого нужно вспомнить события, провоцировавшие чувства, которые собираетесь изобразить: для радостных переживаний подойдут счастливые моменты из детства, а чтобы вызвать у себя горе и тоску, вспомните о самой большой потере в жизни - смерть близкого человека, пожар в доме, болезнь. Вспомните и сосредоточьтесь на деталях и зрительных образах, позвольте себе погрузиться в прошлое - и тогда нужные эмоции сами отразятся на лице.

4. Держите себя в руках. Развитие артистизма предполагает не только демонстрацию «правильных» эмоций, но и подавление тех, которые на данный момент не стоит показывать. Есть, например, такое выражение как «сбивать цену» - это прием из сферы актерской игры в повседневной жизни. Что предпринимает человек, чтобы сбить цену? Он делает вид, что вожделенное приобретение не так уж ему нужно - для этого приходится сдерживать в себе чувство желания, нетерпения, предвкушения близости желаемого объекта. Этот прием действует и в торгах, и в отношениях между людьми - когда человек видит, что его предложение мало интересует покупателя, он снижает цену. К данному методу, например, относится непреложное правило девушек: не брать трубку сразу, чтобы парень не подумал, что она ждала звонка.

Как научиться не выдавать своих истинных чувств на публике? О том, как управлять эмоциями , существует немало статей в интернете, поэтому остановимся лишь на одном, самом простом и действенном способе. Чтобы эмоция не контролировала вас, нужно поверить, что она является не душевным, а физиологическим проявлением. Это так и есть: эмоции - лишь химические реакции мозга на какие-то события. Если хорошенько проанализировать их, получится, что они выражаются в каких-то физических симптомах - начинает усиленно биться сердце, перехватывает дыхание, бросает в жар или в холод, «тянет» живот. Если относиться к этому как к физическому явлению, удастся воспринимать эмоцию как слабую боль, на которую можно не обращать внимание. Ведь порезавшись, вы не страдаете всю неделю над своей ранкой, пока та не затянется - вы стараетесь забыть о дискомфорте и работать так, как будто ничего не случилось. На эмоции можно точно так же не обращать внимания, делая то, что необходимо: когда страшно - абстрагироваться и призвать на помощь состояние спокойствия через воспоминания о чем-то, что приносило умиротворение в прошлом. Хорошо развитая артистичность невозможна без умения управлять эмоциями, поэтому над этим придется поработать.

***
Как в любом явлении, в артистизме есть крайности. Бывают живые и артистичные, но чересчур искренние личности, способные показывать лишь настоящие эмоции, не вдумываясь в результаты своего поведения. Таких людей обычно считают глупыми, недальновидными и примитивными: «Прямой, как стол!» или «Простой, как пять копеек!» - говорят о них. Вряд ли это похоже на комплимент. Противоположная крайность - патологическое лицемерие, при котором человек никогда не демонстрирует своих истинных намерений.

Две других крайности - это полное отсутствие артистизма и наоборот, претенциозность, слишком демонстративное поведение, привлекающее много внимания. Абсолютно не артистичный человек больше похож на робота, запрограммированного только на одну эмоцию - спокойствие, уныние или молчаливое недовольство; слишком артистичный - раздражает и утомляет своими бесконечными всплесками.

Конечно, любые крайности - это плохо, необходимо найти золотую середину, чтобы добиваться поставленных задач с помощью своих врожденных актерских способностей. Без работы над собой артистизм напоминает грубый алмаз - его необходимо огранить и довести до совершенства, и тогда он станет ярким украшением личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Сущность понятия «артистизм»

Феномен артистизма привлекает внимание различных ученых, занимающихся проблемами философии, эстетики, психологии, педагогики, и педагогики музыкального образования в том числе.

Артистизм в эстетике и искусствознании рассматривается как особое выразительное качество, проявляющее себя в разных видах и жанрах искусства. Предметом анализа становится многогранность понятия «артистизм», его разнообразные эстетические профили: от доминирования виртуозности, игрового начала, импровизации, до утверждения ценности сиюминутного переживания, способности парадоксального снятия антиномической напряженности элементов художественной формы, обнаружения граней внутреннего, скрытого артистизма произведения (О.А. Кривцун, О. Семенов, А.К. Якимович).

Философы осмысляют вариации артистического начала как важнейшую онтологическую составляющую искусства, порождающую «смысл поверх смысла», вносящую новое измерение в художественное содержание. Б.М. Берштейн отмечает, что особенности проявления артистизма исследованы как в классическом искусстве, так и в приемах неклассической выразительности, в особых формах жизнетворчества, в разных художественных течениях и стилях, на материале живописи, литературы, архитектуры, рекламы, истории костюма, музыки.

Теоретическая и практическая разработка проблемы развития артистизма стала предметом тщательного исследования К.С. Станиславского. «Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою как личностью и своим волнением». Первая ступень в овладении искусством актера заключается, по утверждению К.С. Станиславского, в умении привести себя на сцене в «правильное, почти совершенно естественное человеческое самочувствие», вопреки всем условностям сценического представления. Это «правильное, естественное» самочувствие актера К.С. Станиславский называет творческим самочувствием и одной из наиболее важных составляющих артистизма. К.С. Станиславский различает внутреннее, внешнее и общее сценическое самочувствие.

Проблема формирования артистизма занимает весьма существенное место в системе К.С. Станиславского. Он настойчиво подчеркивает естественный, органичный характер творческого (сценического) самочувствия. «К удивлению, то, что так хорошо нам известно, что в подлинной жизни происходит естественно, само собой, то бесследно исчезает или уродуется, лишь только артист выходит на подмостки. Нужна большая работа... для того чтобы вернуть на сцену то, что в жизни так нормально для каждого человека».

Наиболее существенным моментом, противодействующим проявлению артистизма, является публичность творчества. Самочувствие артиста характеризуется, прежде всего, потерей самообладания, ощущением «зависимости от толпы». «Когда человек-артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, конфуза, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать, ходить, действовать».

Таким образом, артистизм -- достаточно сложное понятие, объединяющее целый ряд разноуровневых (как физиологических, так и психологических) характеристик. В физиологическом плане артистизм-- это не превышающий определенных пределов уровень активации в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки. В психологическом плане -- это определенный характерологический уровень тревожности, под которой принято понимать отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, «горячки», взбудораженности, переходящих в ажиотацию возбуждения непродуктивного, демобилизующего характера.

Результаты предпринятого анализа позволяют выделить три группы разноуровневых характеристик, связанных со способностью проявления артистизма в специфических условиях творчества:

  • 1. Характеристики, обеспечивающие возможность быстрого и динамичного угашения «эмоциональных помех», «выбивающих» актера из оптимального творческого состояния.
  • 2. Характеристики, обеспечивающие возможность активного (произвольного) сосредоточения актера на сценическом действии, формирующем «сценическую доминанту» -- устойчивый очаг возбуждения, подавляющий влияние отвлекающих, дезорганизующих творческий процесс факторов.
  • 3. Характеристики, обеспечивающие возможность реализации направленности «вовне», на перспективу роли, главную цель персонажа (сверхзадачу), тем самым «отвлекающие» актера от своих собственных не связанных с «жизнью роли» переживаний отрицательного характера, не в меньшей мере чем сама по себе публичность творческого процесса, способных дезорганизовать сценическое поведение .

Для музыканта артистизм становится ключевым условием развития интерпретационных способностей, умения быстрой смены персонажных состояний и самочувствий, настройки на тот или иной эмоциональный модус, присвоения характера, мышления героя произведения и действования в русле его логики. Здесь возникает вопрос о владении музыканта специальной психотехникой, которая побуждает певца к актерскому самовыражению. Чтобы явить на сцене персонаж, исполнителю необходимо силой воображения, ума и воли создать его в своей душе, а затем отчасти подчинить ему свое психофизическое существо. Ф.И. Шаляпин выразил суть перевоплощения в формуле, подразумевающей объективацию сознания персонажа посредством психофизического аппарата исполнителя: «Правда актера, но независимо от него. Через актера-творца независимо от актера-человека» .

Силантьева И.И., исследуя проблему перевоплощения музыканта -в вокально-сценическом искусстве, отмечает, что в процессе перевоплощения в исполнителе постепенно реализуется «художественный тип». Среди значимых психологических препятствий к проявлению свойств художественного типа личности видятся неведенье возможностей собственной эмоциональной природы, а также боязнь сильных переживаний, склонность к щадящему душевному режиму, нежелание эмоциональных затрат. Агрессия культуры «видео», невостребованность мирового литературного наследия и связанное с этими факторами ослабление функции воображения снижают потенциал сопереживания миру и рефлексии как залога самовыражения в искусстве. В этом, по мнению Силантьевой И.И., заключается один из важнейших аспектов психолого-педагогической проблемы развития артистизма .

Говоря о проблеме развития артистизма Н.В. Суслова отмечает, что полиперсонализм сознания, присущий исполнителю-объективисту, подразумевает множественность Я в одной личности. Многогранность личности как результат многовариантности сознания проявляется в разнообразии персонажных жизней.

Несмотря на различные взгляды ученых на рассматриваемую нами проблему, объединяющим все теории моментом является признание того факта, что способность к перевоплощению во многом определяет фактор памяти. В период работы над ролью от замысла до сценического воплощения память непрерывно и емко заполняется разнообразными впечатлениями, из элементов которых строится личность персонажа. В результате непрерывного процесса присвоения персонажных содержаний складывается суммарное Я эволюционирующей личности исполнителя .

Важная особенность артистической памяти - уметь «помнить, забыв»: она обусловливает возможность исполнителя не допустить к процессу персонажного существования собственную память о будущем своего героя, так чтобы персонаж, во всеведущем исполнителе мог каждое мгновение своего виртуального бытия проживать и переживать экзистенциально - «здесь и сейчас», в соответствии с правдой сценической жизни.

Память, в которой продолжают жить впечатления и переживания человека, обеспечивает исполнителя в условиях персонажного существования аффективными чувствами, которые «профильтрованы» временем, очищены от бытового привкуса и утратили болевую остроту, в силу их вторичности и осознанности творческой задачи сценического переживания. Содержания памяти, облекая их в образы, реорганизует и синтезирует воображение.

Воображение в контексте проблемы перевоплощения рассматривается учеными, работающими в области музыкальной психологии прежде всего как инструмент создания виртуальной реальности: оно направляет, сосредоточивает и удерживает психическую энергию в сфере персонажного сознания. Детальное, интенсивное и долговременное воображение дает содержание и саму жизнь персонажу, потому что его сценическое бытие это непрерывное воображание исполнителем умственного и душевного состояния персонажа в каждое текущее мгновение. Даром природы исполнителю является способность процессуального внутреннего видения, не уступающего в яркости восприятию реального мира, а также чувственное воображение, призрачное прикосновение которого вызывает физиологическую реакцию у певца, вплоть до влияния на фактуру голоса.

Яржемский Г.Л. говоря о психологических механизмах развития артистизма отмечает, что многие, обусловливающие перевоплощение, факторы опираются на скрытые в бессознательном механизмы психологической защиты: актуализацию одной из латентных личностей, проекцию, конгениальность или дополняющую контрастность; потребность забыться в созерцании или переживании чужой душевной жизни; исповедальность под маской героя; альтруистическую любовь к душевным качествам иного Я; потребность правдиво изобразить прекрасную душу как идеал. Среди глубоко скрытых импульсов, приводящих в активное состояние творческую энергию, упоминается и сублимация .

Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что артистизм как качество представляет собой системное образование, включающее такие компоненты как понимание содержания, музыкальная память, воображение, эмпатия.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...