Что относится к фонетике в русском языке. Фонетика как раздел языкознания

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Тема исследовательской работы «Звуки времён года» (фонетика) выбрана мной не случайно.

Актуальность исследования заключается в том, что тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц…Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник на плите, гремят посудой. Выходим из дома – и опять нас окружают звуки. Почему – то услышав громкие звуки, мы пугаемся, а тихие - завораживают нас, заинтересовывают? С незапамятных времён на протяжении многих тысячелетий звуки речи складывались в определённый порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает своё место. Если заменишь – меняется смысл: кот –ток, сила – лиса, аист –лист, жил – шил и т.д.

А могут ли быть словами отдельные звуки? Да, и их много: я,у,в,к,а,и,о,с. И маленькие приставочки, суффиксы тоже могут кое-что рассказать о себе, не говоря уж о целом слове.

Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА. Фонетика – интересная наука.

Цель исследования : какие звуки ассоциируются с временами года.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Найти информацию о фонетике;

Проанализировать информацию о гласных и согласных звуках;

Узнать о звуках речи.

Источниковая база представлена в виде опроса учащихся о том, какие звуки ассоциируются у них с временами года.

Из литературы наибольший интерес представляют книги, в которых о звуках речи излагается в простой и доступной форме. Это книги: «Весёлая грамматика» Волиной В.В., «Звук и смысл» А.П. Журавлёва и др.

1. Фонетика

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук). Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная из всех языковедческих наук, изучает такие единицы языка , природа которых материальна.

Различаются общая фонетика и фонетика конкретного языка . Общая фонетика изучает закономерности, действующие в разных языках мира, и является основой для фонетического анализа системы любого конкретного языка . Русский язык, как и любой другой язык народов мира, имеет свои фонетические особенности, которые образуют фонетическую систему русского языка, именно ее изучает русская фонетика .

Кроме того, в силу материальной природы звуков речи разные разделы фонетической науки могут углубленно исследовать все стадии порождения (производства) и восприятия речи: процесс формирования звучания (артикуляция речи), процесс распространения воздушных звуковых колебаний (акустика речи) и процесс слухового восприятия (перцепция речи). Поэтому в общей фонетической науке выделяют артикуляторную фонетику, акустическую фонетику и фонетику перцептивную . Материальная природа звуков речи позволила использовать для их изучения объективные физические методы исследования: специальные физические приборы, регистрирующие колебания воздуха при речепроизводстве, кинофоторентгеносъемку движений органов артикуляции, физическое преобразование речевого сигнала в заданных рамках для построения моделей восприятия речи и т.д. Такие модели исследований легли в основу экспериментальной (или инструментальной) фонетики .

Специальным разделом фонетики является фонетика историческая - она изучает то, как изменялась фонетическая система конкретного языка с течением времени. Диалектная фонетика имеет своей задачей изучение фонетических особенностей отдельных диалектов, (говоров) конкретного языка. Сопоставительная , или контрастивная, фонетика занимается сопоставлением фонетических систем родственных и неродственных языков; часто прикладным ее результатом является создание письменности (алфавита ) для бесписьменных языков. С фонетикой тесно взаимодействуют такие науки, как графика и орфография , занимающиеся способами передачи звучащей речи на письме, а также орфоэпия , изучающая нормативное литературное произношение .
Русская лингвистика имеет давние и плодотворные традиции во всех областях фонетической науки.
Российским филологам и лингвистам принадлежит в ней немало открытий.

Русская экспериментально-фонетическая школа известна своими достижениями во всем мире. Основателем школы был выдающийся лингвист И.А. Бодуэн де Куртене . Русские языковеды внесли большой вклад и в изучение истории развития фонетической системы праславянского и древнерусского языков (А.Х. Востоков , Ф.И. Буслаев ), русской диалектологии и диалектной фонетики (Н.Н. Дурново , А.А. Шахматов , Р.И. Аванесов , П.С. Кузнецов ). Результатом теоретических и практических изысканий лингвистов, в том числе фонетистов, XIX - XX вв. стала реформа орфографии 1917-1918 гг. Современное правописание в целом основано на правилах, закрепленных в документах Орфографической реформы 1917-1918 гг. (подготовлена Ф.Ф. Фортунатовым , А.А. Шахматовым , Д.Н. Ушаковым ). Теоретические основы орфографии как раздела языкознания были заложены Г.О. Винокуром .

Гласные – река, а согласные – берега звучащей реки

К.С. Станиславский

2. Гласные звуки

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона - без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слог способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные согласные (например, в чешском: vlk - волк). Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм - формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной - " “Как она пла-авает!” " - говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение). Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения . Этот признак - суммарная энергия произнесения - важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов . Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными - взрывными, шумными и аффрикатами . Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов).
кит – пакт – кепка – папа – сито
мал – нам – лавр – мама – норма - рама
Основа гласных звуков - тон. Гармонический характер тонового звука важен для речи -
гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру , тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем "ау-у-у!"); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.

Гласных звуков в русском языке шесть: а,о,у,и,ы,э.

Гласные характеризуются по месту образования (в зависимости от горизонтального движения языка различают гласные переднего, среднего и заднего ряда); по способу образования, что зависит от его вертикального движения (бывают гласные верхнего, среднего и нижнего подъёма). Кроме того, по участию губ гласные делятся на огубленные (когда мы произносим [о] и [у], губы округляются) и неогубленные.

Таблица классификации гласных звуков

3. Согласные звуки

Если гласных звуков в русском языке шесть, то согласных – тридцать шесть!

Согласные никак нельзя пропеть, они не похожи на музыкальные тоны, это скорее шумы. По мнению изобретателей слова «согласный», его предназначение состоит не в «соглашательстве» с гласным, а в том, что согласный можно произнести только с гласным.

Все согласные звуки немножко похожи друг на друга. Чтобы произнести их, нужно рот закрыть (хоть чуточку, а нужно). Из-за этого шум получается. Но шумят согласные по-разному. Ведь согласные бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Согласные различаются также по месту образования шума – в зависимости от того, где и какими органами речи образована преграда, которую должен преодолевать поток выдыхаемого воздуха. По этому признаку согласные характеризуются как губные и язычные. Губных согласных в русском языке десять: м,м", б,б",в,в",ф,ф",п,п". Шесть из них называются губно-губными, а четыре – губно-зубными.

Большинство согласных – язычные. Но и они разнообразны. Есть заднеязычные согласные, их шесть: г,к,х,г",к"х" (при их произношении задняя часть языка движется к задней части нёба). Среднеязычный согласный – только [й]. Произнесите слово я , которое начинается эти звуком: вы почувствуете, как средняя часть языка устремляется к средней части нёба.

Остальные девятнадцать согласных – переднеязычные : при их произношении язык устремляется вперёд – к зубам или переднему нёбу.

Разнообразны согласные звуки и по способу их образования. Выдыхаемый воздух может прорываться сквозь сомкнутые произносительные органы (образуются смычно-взрывные звуки) или «протираться» сквозь образованную ими щель (это свойственно щелевым звукам). Смычных (взрывных) звуков в русском языке двенадцать. Эти звуки очень краткие, их иногда называют мгновенными . В самом деле, - они звучат, как выстрел: б,б",п,п",д,д", т,т",г,г",к,к". Щелевых согласных четырнадцать. Это длительные звуки; они свистят, шипят, жужжат, «фыкают», «хыкают»: в,в",ф,ф",з,з",с,с",х,х",ж,ш,щ,й.

Два звука в русском языке называются слитными, потому что они наполовину смычные, наполовину щелевые:[ц] и [ч]. В самом деле: [ц] состоит из слившихся [т] и [с ], а [ч"]- из [т"]и [ш"].

Звуки [м], [м"],[н],[н"],[л],[л"] называются смычно-проходными ; в этих случаях произносительные органы в общем-то сомкнуты, но оставляют проход для воздуха: или через нос (образуются носовые звуки [м],[м"],[н],[н"] ), или по бокам языка (образуются боковые звуки [л],[л"] ).

Особо образуются звуки [р] и[р"], которые называются дрожащими; действительно, при их образовании язык многократно прикасается к переднему нёбу и отступает от него: дрожит, вибрирует. Пожалуй, этот звук по способу образования самый трудный, не случайно многие дети его не выговаривают.

Можно определить звонкий это или глухой звук, произнося его с закрытыми ушами. При произнесении звонкого согласного в ушах чуть-чуть звенит.

Ещё один признак, различающий согласные звуки: твёрдость и мягкость. Термины эти, конечно, условны: ведь звук нельзя потрогать пальцами, чтобы проверить, твёрдый он или мягкий. При образовании мягких звуков язык дополнительно (по сравнению с образованием твёрдых звуков) приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух, и получается звучание, условно названное мягкостью . Твёрдые звуки как бы выдуваются через широкую трубу, а мягкие – через узкую. Не все согласные могут быть и мягкими и твёрдыми. Например, согласные ж,ш,ц – всегда только твёрдые, а ч,щ –всегда только мягкие.

Между прочим, не во всех языках есть мягкие согласные. Поэтому мягкие звуки придают национальный колорит русской речи.

4. Звукопись

Звукопись – это соответствие фонетического состава фразы (чаще всего стиха) изображаемой картине. Ср. повтор звуков [ш], [п] и [н] в известных стихах А.С. Пушкина:

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками. Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.).

Звукопись - подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. Звукопись проявляется, например, в звукоподражании, когда в словах слышатся звуки, воспроизводящие «голоса» природы.

Есть «звукоподражательные» слова, задача которых в том и состоит, чтобы передать звуки окружающего нас мира: мяу-мяу, ку-ку, бах и т.п. От них образуются глаголы, имена существительные, не услышать которые просто невозможно: мяукать, куковать, мяуканье и т.д.

Но бывает и так, что в художественном тексте звучание поддерживается и другими словами, которые «перекликаются» со звукоподражательными.

В стихотворных строчках слова будто просыпаются от волшебного сна, и мы слышим скрытое в них звучание. Прислушайтесь к пушкинским словам об осени. Вы услышите в них шелест опадающих листьев.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

В двух последних строчках звукопись создаётся свистящими и шипящими глухими звуками: [с-с-с-с-ш-с].

Но звукоподражание – это простейшее проявление звукописи. Звуковая инструментовка может создавать настроение, объединять слова, связанные по мысли и чувству. И вот тут возникает вопрос об оценке звука, о том общем впечатлении, которое он производит на слушателя: грубый это звук или нежный, приятный или неприятный. Например, считается, что [р] – резкий, грубый звук, а [л] – наоборот: нежный, плавный.

Может быть, действительно, отдельные звуки, не обладая значением, способны передавать какие-то оценочные признаки? Вопрос этот сложный и спорный. Интересные наблюдения по этому поводу вы можете найти в книге А.П. Журавлёва «Звук и смысл» . Вот один из экспериментов, проведённых им. Детям показали две куклы-матрёшки: большую и маленькую- и сказали, что это две сестрички, одну из которых зовут А, другую – И. Нужно было догадаться, какую сестричку зовут И.

Большинство детей показало на маленькую матрёшку. Почему вы удивились? Ведь ещё М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал об этом: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…учащение письмен Е, И, Ю – к изображению нежности, ласкательства… или малых вещей…»

Как видите, М.В. Ломоносов замечал какую-то содержательность звуков и даже предлагал использовать их своеобразие для придания художественной речи большей выразительности.

Подобные впечатления, производимые звуками, называются фонетической значимостью . Она не обозначает ни понятия, ни предмета, её характеристика – это набор признаков: хороший, приятный, радостный, сильный, могучий, быстрый, подвижный, тёмный, страшный, маленький, лёгкий.

Писатель стремится вызвать у читателей наиболее полное впечатление, переживание, размышление. В художественном тексте становится «видным», укрупняется каждое слово не только по содержанию, но и по звуковому оформлению.

Часто писатели показывают звуковую сторону речи, характеризуя интонацию персонажей. Ведь действующие лица, как и реальные люди, говорят тихо и громко, медленно и быстро, грустно и весело, высоким и низким голосом. Кстати, в «Словаре эпитетов русского литературного языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло (Л., 1979) более четырёх страниц посвящено описанию голоса, который бывает бархатным и визгливым, звонким и бесцветным, рокочущим и воркующим, густым, вялым, журчащим, клокочущим, монотонным, натруженным, охрипшим, певучим – и мало ещё каким!

5. Звуки времён года

Когда мы произносим словосочетание времена года , то перед нами возникают одна за другой картины нашей родной природы, спокойная красота и очарование родного края в их неизменной, но всегда новой смене времён года.

Моросит дождь. Лиловые, багряные, золотые листья хороводом закружились в воздухе. Птицы улетают в тёплые края. Это печальная картина осени.

Перед нами возникает зимний пейзаж во всём великолепии морозного дня и переливающихся на солнце снегов.

Красавица весна приносит с собой тёплые денёчки, и природа оживает. Журчат весенние ручейки, весело щебечут воробьи.

Изумрудная травка, одуванчики, ромашки – это лето.

Еще в Древней Греции возник знаменитый лингвистический спор о том, как рождаются слова, как даются имена вещам. Одни мыслители древности считали, что имена даются «по соглашению», полностью произвольно, по принципу «как хотим, так и назовем». Другие полагали, что имя каким-то образом выражает сущность предмета, т. е. как бы предопределено для этого предмета заранее, по принципу «каждому - по его свойствам».

Древнегреческий философ Платон выбрал «золотую середину». Да, считает он, мы (коллектив носителей языка) вольны в выборе имени предмета, но это не воля случая, не свобода анархии. Свобода выбора ограничена свойствами предмета и свойствами звуков речи. По мнению Платона, в речи есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые и т. д. И есть предметы быстрые, тонкие, громадные, округлые и т. д. Так вот, «быстрые» предметы получают имена, включающие «быстрые» звуки; «тонким» предметам подойдут имена с «тонким» звучанием; в состав имен для «громадных» предметов должны входить «громадные» звуки и т. п. Например, при произношении звука Р язык быстро вибрирует, поэтому Р - «быстрый» звук, и слова, обозначающие быстрое или резкое движение, включают, как правило, этот звук: река, стремнина, трепет, дробить, крушить, рвать, вертеть и т. д. (Заметьте, что примеры Платона в переводе на русский язык подтверждают рассуждения древнегреческого философа - содержат звук Р.)

А какие звуки подойдут временам года?

Провели эксперимент. В эксперименте участвовали 23 человека.

Задание: напишите звуки, которые ассоциируются с временами года.

Я попросила прокомментировать, почему выбраны именно эти звуки. У меня получились следующие результаты:

Осень

Золотые рощи

День был очень тихий, в больших облаках с просветами солнца. И куда попадал луч – там открывалась чудесная картина с золотыми рощами, и земля в этом свете так вспыхивала бодро по-своему, что если бы на картину, так никто и не поверил бы художнику.

М. Пришвин

[с, н] – серое небо, сырость; стаи галок и ворон

[ш] – шуршат листья

[х] –холодно

[р] – рябина

[д]- деревья с увядшими желтоватыми листьями; дождь моросящий

[м]- морозец утром

[к, ж]- курлыкают журавли, улетающие в тёплые страны

[в] – влажно

[л] – листья золотые, лиловые, багряные, жёлтые

Зима

Приметы зимы

День пасмурный, а мороз не боится и днём держится, и к вечеру ещё нарастает. И вот это-то и есть верный признак зимы: мороз и тучи создают благоприятные условия нового снегопада, а ведь ещё две-три таких пороши, как первая, и конец, всё будет завалено и не растает, и все наши охоты с гончими кончатся.

М. Пришвин

[ррр]- очень холодно зимой

[х]- хрустит снег, холод, снежные хлопья

[д] – деревья

[ш] – шапки снега

[з] – матушка-зима, зимний вечер, злой ветер

[с] –серебряный иней, снежинки пушистые, морозная свежесть; сосульки, сугроб, санки, снегопад, снежная белизна

[н] – ночи длинные

[л"] – лёд

[ж] – жемчуг

[ч"] – чудесная зима

[в] –воздух морозный; воет ветер; волшебница-зима; вьюга

[к] –крепкий мороз

[г]-горы снега

[м",м] –метель, мороз

[б] –блестящий иней, белый снежок; блестит снег разноцветными огоньками

[а] –алмазы сверкают на ветках деревьев

[у] – ветер завывает в трубах

Весна

Картина весны

Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик, лилово-розовый анемон наклонял нежную головку. Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними в догон бегал уже водяной паук; а за ним и всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. И всё собиралось поближе смотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. В деревне пошли хороводы. Гулянью был простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах! Рай, радость и ликованье всего! Деревня звучала и пела, как бы на свадьбе. Н. Гоголь

[р] – ручейки

[л,л"]-листва, ландыши

[з,з"]-зелень изумрудная, первая зелень

[к]-клейкие листочки

[ш]-шум воды

[ж]-журчание ручейка, жаворонок, жёлтые цветочки

[п]-подснежник, почки берёзовые, полянка

[ч"]-черёмуха

[с]-солнце яркое; скворцы, сирень

[т,т"]-тихо, тепло

[м]-майские денёчки, молодая весна, март, май

[ф]-фиалка бледно-голубая

[в]-весна

[д]-дорожки, деревья; мелкий, тёплый дождь

[н]-незабудки у ручья

[о]-оттепель, ольха; оживает природа; одуванчики

[у]- пение птиц

[а]-апрель

Лето

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим.

Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля.

Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Л.Н. Толстой.

[ж]-жаркие дни

[б]-бабочки

[с]-красная смородина, соловей, сенокос

[ш]-шиповник, шмели

[к]-кувшинки, камыши, колокольчики, крыжовник, кузнечик

[ч"]- чёрная смородина

[р]-роса, радуга, радость, ромашки

[н]-голубоглазые незабудки

[д]-

[т]-трава; трескотня насекомых

[в"]-ветерок прохладный

[х]-

[ц]-цветы

[п]-широкий пруд, полынь, пчёлы

[м"]-

[ф]-фиолетовые звёздочки гвоздичек

[л"]-белые и жёлтые водяные лилии; лето красное

[з]-зелёный лес, знойный полдень, земляника

[о]-облака

Из результатов мы видим, что согласные звуки назывались чаще, чем гласные. Представляя себе времена года, учащиеся называли различные звуки и «привязывали» их к конкретным словам или явлениям природы.

Осень

Характеризуя осень, учащиеся назвали только твёрдые согласные звуки.

Сонорные согласные: [м],[р],[н],[л].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[ж].

Шумные глухие согласные: [к],[с],[ш],[х].

Зима

Сонорные согласные: [м],[м"],[н],[л"],[р].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[з],[ж],[г],[б].

Шумные глухие согласные: [к],[с],[ш],[х],[ч"].

Весна

Сонорные согласные: [м],[л"],[л],[р],[н].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[з],[з"],[ж].

Шумные глухие согласные: [п],[ф],[к],[т],[т"],[с],[ш],[ч"].

Лето

Сонорные согласные: [м"],[н],[л"],[р].

Шумные звонкие согласные:[в"],[д],[з],[ж],[б].

Шумные глухие согласные: [п],[ф],[к],[с],[ш],[х],[ц],[ч"],[т].

Не были названы звуки:

сонорный согласный [й"] и

шумный глухой согласный [щ].

Заключение

Нам дан во владение самый богатый, меткий,

могучий и поистине волшебный русский язык .

К. Паустовский

Я поняла, что звуковая речь даёт возможность выражать всё разнообразие наших мыслей и чувств. Красота и благозвучие русского языка связаны с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха особенно приятны.

Я узнала, что фонетика имеет большое прикладное или практическое значение:

1. При разработке методики обучения чтению.

2. При обучении чужому языку.

3.Знание фонетики необходимо при исправлении дефектов в произношении (логопедия).

4. Только на основе фонетических знаний можно научить звуковой речи глухонемых детей (они не слышат окружающих и потому сами не говорят).

5. Фонетическая осведомлённость необходима при создании письменности для бесписьменных народов.

Мне было очень интересно попробовать себя в роли исследователя. Может быть, у меня не всё получилось, но ведь я только учусь…

Список использованных источников и литературы:

1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

2. Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1992.

3. Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-е испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.

4.Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/ В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.-Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.

5. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов, М., «Просвещение»,1985.

6. А.П. Журавлёв «Звук и смысл». Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. Издание -2-е, исправленное и дополненное. Москва «Просвещение», 1991.

Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2е испр.и доп. М., «Просвещение», 1976

Фонетика (от греч. phone) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей, а также ударение и интонацию.

Изучать фонетику языка можно с разными целями, в разных аспектах. В зависимости от этого различаются общая и частная, описательная и историческая фонетика.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает способы и характер образования звуков речи, природу гласных и согласных, структуру слога, типы ударения и др. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой .

Описательная (синхроническая) фонетика исследует звуковой строй конкретного языка на определенном этапе его исторического развития. Историческая (диахроническая) фонетика изучает изменения фонетической системы, произошедшие на протяжении более или менее длительного периода времени.

Фонетика как один из уровней языковой системы имеет свою специфику.

Звуковые единицы языка (звуки), в отличие от других его единиц – морфем, слов, словосочетаний, предложений, – не обладают значением. Слово имеет определенное значение, суффикс привносит в слово значение (например, -тель, -ик). Но мы не можем установить значение гласного [о] или согласного [д], они не обладают самостоятельным значением. Однако звуки служат для образования других языковых единиц – лексических, грамматических (слов и морфем, словосочетаний и предложений). Поэтому говорят, что звуковая сторона языка существует не сама по себе и не сама для себя, а в грамматике и лексике данного языка. Звуковые единицы и их сочетания реализуются в словарном составе и грамматическом строе, т.е. играют определенную функциональную роль.

Звук и буква

Письмо – это как бы одежда устной речи. Оно передает устную речь.

Звук произносят и слышат, а букву пишут и читают.

Неразличение звука и буквы мешает понять строение языка. И.А.Бодуэн де Куртенэ писал: кто смешивает звук и букву, письмо и язык, «тот только с трудом отучится, а может быть и никогда не отучится смешивать человека с паспортом, национальность с алфавитом, человеческое достоинство с чином и званием», т.е. сущность с чем-то внешним .

Звук как объект фонетики

В центре внимания фонетики находится звук.

Звук изучается с трех сторон, в трех аспектах:

1) акустический (физический) аспект рассматривает звуки речи как разновидность звуков вообще;

2) артикуляционный (биологический) изучает звуки речи как результат деятельности органов речи;

3) функциональный (лингвистический) аспект рассматривает функции звуков речи;

4) перцептивный аспект изучает восприятие звуков речи.

Работа (совокупность движений) органов речи при образовании звука называется артикуляцией звука.

Артикуляция звука состоит из трех фаз:

    Экскурсия (приступ) – органы речи переходят из предшествующего положения в положение, необходимое для произнесения данного звука (Панов: «выход органов речи на работу»).

    Выдержка – органы речи находятся в положении, необходимом для произнесения звука.

    Рекурсия (отступ) – органы речи выходят из занятого положения (Панов: «уход с работы»).

Фазы взаимопроникают друг в друга, это приводит к различного рода изменениям звуков.

Совокупность привычных для говорящих на данном языке движений и положений органов речи называют артикуляционной базой.


Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слот.
ЗВУКИ ЯЗЫКА
Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением (см. с. 22,157). Однако в отличие от последних сам по себе он не имеет никакого значения.
Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.
Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
Примечание. Кроме звуков, различать слова и их формы помогает ударение, например: кружки - кружкй (см. с. 15).
ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКОВ ЯЗЫКА
Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.
В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряжёнными голосовыми связками и через ро-

товую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только и з голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шу ма, а некоторые - из голоса и шума.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В русском языке основных, т. е. находящихся под ударением, гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласные звуки бывают ударными (например, сок , вар [а], бур Iу], лес [б], синь [й]) и безударными (на- пример, водй [а], травй [а], судйк [у], лесок [и], Лией [и], былй [ы]).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, конь [кбн’] и кон [ибн]; лук [лук] и люк [л’ук].
Парные и непарные согласные по твёрдости / мягкости


Парные согласные по твёрдоёти / мягкости

Непарные согласные по твёрдости / мягкости
твёрдые Нягкие твёрдые мягкие только твёрдые только мягкие
м [б’1 [Я] ІН’] [ж], [ш], [ц] К], [Щ’1 ІЙ’]
[в] м [П] [П’]
[г] [Г’] [р] ІР’]
[Д] [ДІ [С] [с’]
[в] [в’1 [Т] [»’]
[х] [к’] [ф] [ф’1
[я] [Л"] [X]
М [«* ]

Звонкие и глухие согласные могут различать слова, например: шар - жар, кол - гол, дом - том.
Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.
Парные и непарные согласные по звонкости / глухости
Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (дуб [п], пробка [п]).
Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного (просьба [з’]).
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ
Чередование звуков - это мена звуков в одной и той же
части слова, например: забросить - забрасывать, пеку-печёт.
На месте ударных гласных [а], [о], [э] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например: [вбды] - [вадamp;], [вбс]-[воз’йт"], [л*5с] -
[лЬисок]. В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.
Примечания. 1. Чередование гласных [а], [о], [э] иод ударением и в безударном положении на письме не отражается, например: стол - столы.
  1. Чередование парных звонких и глухих, глухих и звонких согласных на письме не отражается, например: сад - сйдик.
На месте ударных гласных [у], [й], [ы] в безударном положении произносятся эти же звуки, например: сук - сучбк, лист - листок, стык - стыковка.
Звонкие и глухие согласные перед всеми гласными и непарными звонкими согласными й, р, л, м, н различаются, например: вода, фонарь, вить, фитиль, сок, зоб, вред, флаг, снег, знать.
В словах бывают чередования согласных перед гласными и перед непарными звонкими согласными, например:
УДАРЕНИЕ
Ударение - это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
Ударение всегда падает на гласный звук в.слоге, например: травй, дзеро, небесный, приветствовать.
Примечания. 1. Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак " вверху над ударной гласной.
  1. В некоторых словах русского языка ударение ставится то яа одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: твдрог и теорб г, инйче и йначе, мышление и мышление, кёта и кетй, одновременно и одновременно и др.
  2. В словах обычно бывает только одно ударение. В сложных словах, кроме основного, может быть побочное, более слабое ударение, например: мелкомасштйбный, сёнокосйлка.
РОЛЬ УД АРЕНИЯ В СЛОВЕ
Ударение является одной из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова, например: пйритъ и парйть.
Примечания. 1. В русском языке ударение может быть на разных слогах, поэтому оно называется разноместным, например на первом слоге: бёгатъ, вечером, нйволочка, плбтничатъ; на втором слоге: бежйтъ, ребёнок, коричневый, запamp;мятоватъ;

яа третьем слоге: прибежйтъ, актуamp;лъный. авансировать; на четвертом слоге: аккордеЬн, аккумулктор; на пятом слоге: авита- минЬз, наперегонки и т. д.

  1. Ударение в русском языке может быть на любой частя слова, например иа приставке: нamp;дпись, выкрикнуть, подпись, Ьбжиг, набело, на корне: жирный, прикйдывать, подосйновик, яблонька, молдчный, пескарик, на суффиксе: деревкнпый, дубовый, рождк, прессовать, белйть, украшение, горячо, пиши, на окончании: горяча, молодой, пятй, степнде, берём, несут, несла.
  2. Русское ударение в изменяемых самостоятельных словах при их склонении или спряжении может сохраняться на той же части слова, на которой оно было в начальной форме: води - водй, молодЬй - молодого, сйний - сйнего, вйехать - вйеду, лйпа - на лйпе, курйный - курйного, красить - крашу - красил, может переходить на другую часть слова (с начала слова на конец и наоборот): рождк - рожки, принять - приняли, игрун - игруни, сйний - синёе, реки - реки, ugpU - йгры.
  3. При словообразовании ударение тоже может сохраняться на той же части слова, например: дом - домик, дёлать - надёлать, сйний - сйненький, может переходить либо ближе к концу слова, например: сйний - синйть, пёс - лесной, хорёший - хорошб, пктъ - пяток, либо ближе к началу слова: просить - прЬеьба, город - эйгородный, мёртвый - замертво.
  4. Общего правила сохранения и передвижки ударения в русском языке нет: при овладении родным языком мы запоминаем ударение в каждом отдельном слове. При затруднении обращаемся к словарю.
СЛОГ
Слог - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог - это наименьшая единица произнесения слова.
Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: зе-мля, во-да, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: пар-та, кос-тюм, крас-ный, жел-тетъ, гор-дость, чёрный).
ГРАФИКА
Графика - это совокупность особых знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме.
Для передачи слов применяются буквенные и другие графические средства (дефис, пробел (промежуток между буквами),

чёрточка). Для передачи предложений, кроме того, используются знаки препинания (см. с. 238).
БУКВЫ РУССКОГО ПИСЬМА
Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки - буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, составляет алфавит.


Русский алфавит и

названия букв
А Б В Г д Е Е Ж 3 И И К Л
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и й ка эль
М Н О П р С Т У Ф X ц. Ч Ш
эм эн О пэ эр эс та У эф ха цэ че ша
щ Ъ Ы Ь э Ю Я
ща
твёрдый
знак
ы мягкий
знак
э ю я

Примечания. 1. Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этик звуков: [л] - звук, «эль» -7 буква.
2. О букве говорите: буква обозначает звук.
По начертанию различают следующие виды знаков букв:
а) большие (заглавные, прописные) и маленькие (строчные), например: В и в; Ж и ж; Б и в; Ж и ж;
б) печатные и рукописные, например: Б и Б; б я б; А и А; а и а.
Буквы русского алфавита делятся на три группы: 1) 10 букв гласных: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и; 2) согласных букв -21: б, є, г, д, й, ж, з9 к9 я, м, и, л, р, с, г, ф, х, ц9 н, ш, щ; 3) 2. буквы, ие обозначающие звуков: ь, ъ.
Всего букв в русском алфавите 33.
ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ЗВУКОВ
Гласные звуки обозначаются специальными буквами.
Не все основные согласные звуки обозначаются специальными буквами.
Твёрдые согласные, составляющие пары с мягкими согласными, а также твёрдые шипящие имеют свои буквы, например: [б] (борьба), [ц] (цапля), [р] (рама), [ж] (жар), [ш] (шапка). Для обозначения нехшшящих мягких согласных используются буквы твёрдых согласных в сочетании с буквами ь, е, е, ю, я, и (см. таблицу на с. 19).
Две буквы ъ и ь не имеют звукового значения, т. е. не обозначают звуков. Они используются в сочетании с другими буквами

для обозначения мягкости согласных (ь) и раздельного произнесения (ь, ъ).
Мягкие шипящие согласные [ч*] и [ш*] обозначаются своими буквами: чугун [чв], щука [ш*].
Мягкий согласный [й] обозначается специальной буквой й и некоторыми буквосочетаниями (см. таблицу).
СООТНОШЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ
Полного соответствия букв и звуков в русском письме нет. Одни буквы обозначают свой звук (бор, сон) и другие звуки (зуб [п], ёж [ш]).
Одни буквы имеют одно звуковое значение, т. е. обозначают одни звук: апрель [а]; окна , другие - два звуковых значения, т. е. обозначают два звука: яма [йа], ёж [йб], ель [йэ], южный [йу].
Некоторые сочетания букв обозначают один звук: счастье [щ’], рассвет [с], дрожжи [ж*], бесшумно [ш] и т. п., другие - два звука: льёт [йб], подъезд [йэ].

    Фонетика изучает звуковую сторону языка, все закономерности сочетанию звуков, а также ударения, интонацию. Также она уделяет внимание разделению слов на слоги и другие отрезки слова в разговорной речи.

    Фонетика - это часть лингвистики. Основным объектом ее изучения являются звуки, благодаря которым человек в устной речи может различать буквы, слоги, слова и т.д.

    Мы знаем, что на письме мы видим определенную букву, а ее произношение может иметь разные варианты, например, согласный звук может быть мягким или твердым или гласный может быть долгим или кратким звуком. И все эти разные вариации произношения букв внутри слова имеют свои обозначения в транскрипции того или иного слова.

    Сама фонема не несет на себе смыслового значения, однако ряд фонем образуют слово, которое порождает значение и некий смысл в голове слушателя.

    Фонетика - это отдельный раздел в лингвистике. Основная задача этой науки - это изучение произносимых звуков речи, а также сложения из них слов. Существует историческая, сравнительная и общая фонетика.

    Фонетика определяется как специальный и отдельный раздел русского языка, занимающийся непосредственно изучением звуков. Такой раздел изучает сочетания звуков, звучание слов и вс прочее связанное с произношением слов.

    Во-первых, фонетика - это звуки, набор звуков, то есть их комплекс в том или ином языке. Во-вторых, это раздел такой науки, как грамматика языка.

    В качестве науки фонетика изучает то, как образуется тот или иной звук, что в нм преобладает: тон или шум, где конкретный звук образуется, в каком положении находится язык, участвует ли носовая полость в образовании звука и т.д.

    Фонос - звук, наименьшая языковая единица, она не имеет смысла. Почему-то в фонетическом анализе указывается открытость-закрытость слога, видимо потому, что слог тоже, чаще всего, не имеет смысла. Но это уже уводит нас от сути вопроса))

    Много понятий и терминов связаны с фонетикой: гласный, протеза, эпентеза, сонорный, билабиальный, ларингальный, открытый, звонкий и др.

    Фонетика - это раздел лингвистики, который изучает звуковое строение языка, звуки речи. Предметом фонетики является связь между внутренней, устной и письменной речью. Так же фонетика если по простому и не вдаваясь в глубокие дебри изучает звучание звуков, сочетание звуков, как изменяются слова при ударении на тот или иной слог. Можно сказать, что фонетика в языке - это раздел грамматики. Надо понимать, что звуки - это звуки, а не что-то иное. Именно со звуков начинается речь во младенчестве.

    Фонетика изучает звуки (глухие и звонкие, гласные и согласные). Их звучание, их сочетание в слогах, а затем в словах.

    Фонетика - это лингвистический термин, которым называют один из разделов учения о языке.

    По своему происхождению это слово, как и множество других научных терминов, пришло к нам из Древней Греции.

    Фонетика занимается изучением звуков речи, их чередованием, как они образуются, какие имеют характеристики. Эта наука изучает также ударение в слове, деление слов на фонетические слоги. Она устанавливает деление звуков на гласные и согласные в зависимости от того, каким способом образуется звук, с помощью только голоса или с участием шума. Среди согласных звуков эта наука выделяет звонкие и глухие, шипящие и свистящие. Согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими в зависимости от позиции в слове. Некоторые звуки бывают только мягкими или только твердыми.

    Всем этим занимается фонетика.

    Фонетика - это раздел русского языка, который изучает звуки, слоги и как они образуются, ударение и его место в слове, как образуются звуки, какие звуки бывают, например: гласные и согласные, звонкие и глухие, непарные и парные, мягкие и твердые. Фонетика также изучает и то, как звуки чередуются между собой (г/ж/з, т/ч/щ). Вроде бы на вид незначительный раздел языка, но имеет существенную роль. Я бы сказала, что с фонетики русский язык начинается. Кстати, с фонетики, речь ребенка начинается, ведь, когда он рождается, он не знает слов и не может их произносить, зато хорошо мы слышим звуки младенца, а потом и слоги, когда он перестает быть младенцем, а становится чуточку старше.

    Это один из разделов лингвистики, с греческого языка переводится как звук, звуковой . То есть фонетика связана непосредственно со звуками, которые используются в речи.

    Фонетический разбор слова - разбор слова с целью выделить те звуки, которые мы произносим при его произношении. Их указывают в транскрипции.

    Например, слово Орхидея. Фонетический разбор - Архидейа.

    Полоса. Фонетический разбор - Паласа.

    Есть такое понятие как фонема . Простыми словами, это один произносимый звук.

    То есть, фонетическая транскрипции состоит из фонем.

    Всего в нашем языке 43 фонемы.

    Если объяснит значение слова фонетка научным языком - то это

    А если сказать просто, это раздел русского языка, изучающий звуки, их сочетания и как они могут звучат в разных словах и многое другое. Также делают фонетический разбор.

С вопросом «Что такое фонетика?» рано или поздно сталкивается любой образованный Почему? Ну, во-первых, такие науки, как фонетика и фонология поверхностно изучаются в общеобразовательных школах (углубленно - в специализированных), ведь именно в стенах учебных заведений учеников начинают обучать правильному произношению звуков.

Во-вторых, нередко вопрос «А что такое фонетика вообще?» мы задаем преподавателям, едва записавшись на популярные нынче курсы иностранных языков.

Я попытаюсь ответить на этот вопрос очень подробно, но в то же время в простой и понятной манере. Для удобства статья будет разделена на несколько частей.

1. Фонетика и фонология - разделы современной лингвистики

В современной лингвистике звуковую сторону языка принято рассматривать в двух основных аспектах: акустико-артикулярном (с точки зрения фонетики) и функциональном (с точки зрения фонологии). Единицей фонетики является звук, фонологии - фонема.

Фонетический аспект предполагает изучение звуков с артикуляционно-акустической позиции, т.е. отвечает на вопрос, как именно образуются звуки и как взаимодействуют речевые органы в процессе говорения.

Ученые-лингвисты определяют как минимальные единицы речевой цепи, которые являются результатом сложной артикуляционной деятельности человека. Для них также характерны определенные акустические и перцептивные (связанные с восприятием речи) свойства. Фонологический аспект изучает собственно лингвистическую сторону фонемы и определяет, какую функцию выполняет она в процессе коммуникации.

2. Что такое фонетика? Основные разделы науки

Фонетика - это наука, изучающая звуковую сторону языка. Но это не просто учение о звуках, как принято считать. Фонетика рассматривает еще и интонацию, ударение, слоги и паузы. Но главным предметом исследования все-таки являются издаваемые человеком звуки, способы их образования и акустические свойства, закономерности звуковых изменений, а также роль звуков в языке как средстве общения.

Основные единицы фонетики, вычленяемые из звучащей речи, называются линейными (сегментными). К ним относятся:

Но есть и суперсегментные: ударение, пауза, интонация. Они оформляют уже звучащую речь, помогая сделать ее более выразительной.

3. Фонетика и орфоэпия

Под орфоэпией следует понимать учение о нормах о специальных правилах, которые применяются при произношении не только отдельных звуков, но и их сочетаний. Наука также затрагивает и закономерности в постановке ударения.

Орфоэпической нормой называют произносительный вариант, который единственно возможен в данном слове. Он соответствует как системе произношения, так и основным закономерностям развития определенного языка.

Включают в себя фонетическую систему языка, а именно состав различаемых в современном языке фонем, их качество и изменения, происходящие в определенных фонетических позициях. Орфоэпия также охватывает произношение отдельных грамматических форм.

Следует обратить внимание на то, что эта наука не охватывает, например, такую важную сторону звучащей речи, как дикция. Многие считают, что, скажем, заикание и картавость тоже являются отдельными отраслями языкознания. Проблемы дикции рассматривает медицина. Почему? Потому что теоретически человек может иметь идеальную дикцию, но в тоже время абсолютно не владеть литературным произношением.

Я думаю, что смогла ответить на поставленный в самом начале статьи вопрос, что такое фонетика, а заодно мне удалось объяснить и доказать читателям, что человек не может существовать без знания языка. Без него непременно остановилось бы любое развитие общества, искусства, техники и науки. Способность выражать мысли образно, точно и ясно не дается природой, это приобретенный навык, которому приходится учиться долго, терпеливо и упорно. Изучение языка помогает тем, кто стремится лучше писать и говорить, ведь для того, чтобы выражать мысли, важно уметь вовремя подобрать самые нужные и точные слова.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...